Древняя обсерватория стоунхендж. Что такое Стоунхендж: интересные факты. Стоунхендж как он есть

История Стоунхенджа насчитывает не менее четырех тысячелетий. Об истинном его назначении со стопроцентной уверенностью не знает никто. Многие утверждают, что около него существует особая энергетика, и называют Стоунхендж местом силы. Это чудесное сооружение овеяно множеством преданий, в которых растворилась история его создания. Одни предания гласят, что его сотворил великий маг Мерлин, другие приписывают авторство жившим до потопа великанам.

Стоунхендж – древняя обсерватория

Во все времена всех интересовало истинное происхождения этого сооружения, было проведено множество исследований. Точку в них удалось поставить лишь в 60-х годах прошлого столетия астроному Джеральду Хокинсу. Он доказал, что Стоунхендж - очень древняя обсерватория, построенная примерно в 1800 году до нашей эры людьми, населявшими в то время равнину Солсбери.

С помощью этой обсерватории они могли осуществлять астрологические наблюдения за луной и солнцем, и с очень высокой точностью, определяли время начала полевых работ. А жрецы, находясь в лунках, вырытых на одинаковом расстоянии от камней, определяли года затмений и многое другое. Но как людям удалось его соорудить?

Как был построен Стоунхендж?

Не все в истории создания Стоунхенджа ясно. То, как устанавливали вертикальные камни еще можно представить, но как поднимали наверх каменные перекладины? Единственный разумный способ, позволяющий это сделать – метод с земляными насыпями. Но, учитывая, что нигде поблизости не было обнаружено остатков земляных насыпей, и на это потребовался бы невероятно гигантский труд, эта версия отпала. Стоунхендж был построен на равнине Солсбери из различных камней: долеритов, риолитов, песчаников. Образованы они были в Уэльсе недалеко от побережья Бристольского залива. Расстояние оттуда до места расположения Стоунхенджа 380 километров. Камни, общий вес которых не меньше 400 тонн, переправляли на деревянных салазках. Они прошли ювелирную обработку. Их обрабатывали водой и огнем, а затем полировали. Но за столетия ветер и вода изрядно подпортили первоначальный вид камней.

Стоунхендж - загадка из древних времен. Он немного моложе Египетских пирамид, но не упоминается ни в одних древних писаниях: ни в греческих, ни в римских. Такая искусная технология обработки камня для постройки подобного сооружения нигде больше не встречается. Про него написан целый ряд различных книг и снято много фильмов. Теория о том, что Стоунхендж - обсерватория, правдоподобна, но ученные не перестают предлагать все новые и новые теории, желая найти истинное его предназначение.


На юго-западе Англии, на равнине Солсбери, находится загадочный Стоунхендж - мегалитическое сооружение, возраст которого составляет почти 4 тыс. лет.

Что такое мегалиты?
Мегалитами называют сооружения из огромных необработанных или полуобработанных каменных глыб, которые по предположениям ученых были возведены древними людьми для поклонения богам, для наблюдения за Солнцем и Луной и т. д.

Кем и для чего был воздвигнут Стоунхендж?
Еще в XVIII в. историком Уильямом Стьюкли была высказана гипотеза, что таинственная постройка каким-то образом связана с Солнцем. Он обратил внимание, что главная линия всего сооружения указывает на северо-восток - туда, где встает Солнце в момент летнего солнцестояния. Летнее солнцестояние - это единственный день в году - когда самый длинный день и самая короткая ночь.
После досконального измерения всех камней ученые пришли к выводу, что Стоунхендж - не только храм Солнца, но и календарь. В ходе астрономических наблюдений также выяснилось, что Стоунхендж являлся гигантской древней обсерваторией, построенной для того, чтобы следить за движением Солнца и Луны.
С помощью этого сооружения древними астрономами решалась очень важная задача - определение дня летнего солнцестояния. От него можно было вести счет времени на целый год вперед.
Некоторые исследователи полагают, что столь массивное сооружение понадобилось нашим предкам и для защиты от опасности вполне реальной - от «звездного дождя». Так ли это на самом деле должны показать будущие исследования. Пока же ясно одно: мегалитическую обсерваторию воздвиг очень развитой народ. Само строительство Стоунхенджа - обработка и соединение камней, их доставка и установка - уже свидетельствует о высоких технических способностях безвестных создателей феноменального памятника далекой древности.

Как устроен Стоунхендж?
В центре Стоунхенджа лежит камень внушительных размеров. Вокруг него в виде огромной подковы диаметром около 15 м высятся пять трилитов - так называется сооружение, состоящее из двух вертикальных камней, поставленных «на попа», придавленных сверху поперечиной третьего. Высота их - от 6 до 7,2 м. Полагают, что некогда трилиты были окружены 30 вертикальными камнями высотой около 5,5 м каждый. На этих опорах лежали, образуя кольцо, горизонтальные плиты. Все сооружение в древности было также окружено тремя концентрическими кольцами лунок, заполненных мелом. А на северо-восток от него шла обозначенная валами «аллея», в конце которой возвышался шестиметровый каменный столб весом 35 т, так называемый Пяточный камень.

Джеральд Хокинс

Расшифрованный Стоунхендж. Обсерватория каменного века

Эта книга посвящается лорду Сноу из города Лестер, автору работы «Две культуры»

Введение

Очень значимо, что открытия, описанные в этой книге, были сделаны астрономом, сотрудничавшим со Смитсоновской астрофизической обсерваторией.

Сэмюель П. Ленгли, третий секретарь Смитсоновского института и основатель астрофизической обсерватории, стал первым из ведущих ученых, осознавшим возможную астрономическую значимость «грубых огромных монолитов» в долине Солсбери. В своей книге «Новая астрономия» он писал: «Большинство крупных национальных обсерваторий, таких, как Гринвичская или Вашингтонская, являются усовершенствованием того типа астрономии, младенчество которой запечатлели строители Стоунхенджа. Первобытные люди могли узнать, где встанет Солнце в каждый конкретный день, и произвести наблюдения его местоположения, ничего не зная о его физической природе». Под «тем типом астрономии» он подразумевал классические позиционные наблюдения, изучение не структур, но движения – то есть не «что», а «где» – небесных тел. Его «Новая астрономия» есть не что иное, как современная астрофизика.

Ленгли написал это в 1889 г., по счастливому стечению обстоятельств в тот же год, в который началось строительство Смитсоновской астрофизической обсерватории.

Каждый, посетивший Стоунхендж, задается вопросом: каково его назначение? На грубых камнях отсутствуют какие-либо слова посвящения, строительные условные обозначения и любые читабельные знаки. Поэтому слово «расшифрованный», вынесенное в название, требует некоторого пояснения.

В этой книге мы попытаемся доказать, что само расположение камней, генеральный план всего комплекса и собственно выбор места уже несут в себе богатую информацию. Многое можно прочесть в Стоунхендже без помощи древних или современных слов. Он представляет собой уникальную криптографическую загадку, решение которой привело к постижению менталитета древних людей. Раньше, когда мы располагали лишь туманными легендами, отдаленное прошлое казалось нам непонятным. Теперь, вероятно, дверь в доисторическую эпоху распахнута настежь.

Моя рабочая гипотеза постепенно развивалась на протяжении двух последних лет следующим образом: если в различных частях Стоунхенджа обнаруживалась некоторая закономерность или общая взаимосвязь, естественно было предположить, что эти факты также были известны и его строителям. Такое заключение подвигло меня на осуществление многих невообразимых шагов. Оглядываясь назад, можно сказать, что эта гипотеза консервативна, ибо позволяет Стоунхенджу быть равным мне, но не лучше, чем я. Многие факты, например 56-летний цикл затмений, оставались неизвестными ни мне, ни другим астрономам и были открыты (а точнее, открыты снова) при расшифровке Стоунхенджа.

Нет сомнений в том, что Стоунхендж служил древним обсерваторией. Это подтверждается беспристрастной математикой, теорией вероятности и небесной сферой. По форме комплекс является оригинальной вычислительной машиной, но использовалась ли она? Как ученый я не могу ответить на этот вопрос. Но в собственную защиту скажу, что подобный скептицизм может быть обращен в сторону других исследователей древнего этапа развития человечества. Необходимо ли нам видеть отпечатки губ на чашке, кровь на кинжале или искры, высекаемые из колчедана кремнем, чтобы убедиться, что этими предметами действительно пользовались?

Эти исследования проводились в Смитсоновской астрофизической обсерватории, обсерватории Гарварда в Бостонском университете, а также непосредственно в Стоунхендже и его окрестностях. Это привело меня в сферу гуманитарного знания, так же как и естественных наук, и я в некоторой степени пересек мост между «двумя культурами» сэра Чарлза П. Сноу.

В процессе работы я общался со многими людьми, оказавшими мне всемерную поддержку. Особенно я хотел бы с благодарностью отметить беседы с Р.С. Ньюэллом, X. Хенкеном, Р.Дж. Аткинсоном, С. Пигготом, Х.Э. Эдгетроном. А. Томом и С.А. Ньюхэмом. Моя жена Дороти с неизменным интересом следила за моими изысканиями. Я благодарен мистеру Ф. Френдли и персоналу телеканала Си-би-эс за снятые на пленку астрономические явления, произошедшие в Стоунхендже в 1964 году, которые в противном случае могли бы, как и явления предыдущих тысячелетий, пройти незамеченными.

Эта книга не увидела бы свет без неутомимой помощи и поддержки Джона Б. Вайта. Миссис Эдит Гомер перепечатывала различные черновики и конечную рукопись добросовестно и без единой жалобы.

Джеральд С. Хокинс


Могус-Хилл

Веллесли-Хиллс, Массачусетс


Это издание содержит множество новой археологической информации, любезно предоставленной профессором Аткинсоном.

Дж. С. X.

Стоунхендж уникальное сооружение. Во всем мире нет ничего, подобного мрачным руинам, которые, по словам Генри Джеймса, «высятся в истории столь же одиноко, как и на своей бескрайней равнине». Огромные и неподвижные, они неподвластны ни человеку, ни времени. Находясь внутри этих безмолвных кругов, начинаешь ощущать великое прошлое, сгущающееся вокруг. И кажется, можно что-то рассмотреть и расслышать, пока не попытаешься представить, какие именно события происходили в этом месте, какие звуки раздавались здесь, какие люди приходили сюда в те невероятно удаленные от нас времена.

Что это было? Какой цели служил Стоунхендж, этот монумент и памятник людям, чьи прочие памятники давно исчезли с поверхности земли? Был ли он городом мертвых? Местом, где друиды приносили ужасающие жертвы? Храмом Солнца? Рынком? Языческим собором, святилищем посреди благословенной земли? Чем же был он и когда?

Существовало множество сказаний и легенд об этом странном памятнике, а некоторые из них сохранились до наших дней.

Стоунхендж настолько древний, что его истинный возраст был, по всей видимости, забыт уже к античному периоду. Древнегреческие и древнеримские писатели почти не упоминают о нем. Придя в Британию, рациональные римские завоеватели не проявили к нему особенного почтения – в конце концов, Рим гордился своими храмами, Египет – пирамидами, которые были в лучшем состоянии, чем эта группа камней. Есть доказательство того, что римляне разбили некоторые каменные блоки. Они могли расценить это место как возможный центр сопротивления.

И только в Средние века, когда люди стали интересоваться всем таинственным, древние камни снова завладели их воображением. К тому моменту любые воспоминания о происхождении Стоунхенджа и предназначении «гигантской груды» давно канули в Лету. Появилась потребность в создании некоей его истории, подобно тому, как собирались по кусочкам жития бесчисленных праведников и святых.

Нам не дано знать, кто стал первым биографом Стоунхенджа. Им мог быть живший в VI в. Гильдас, которого некоторые называли Мудрым, а некоторые утверждали, что он выдумка. Или Аневрин, великий валлийский бард, который в VII в. якобы воспевал начало работы великанов. Или живший в IX в. Ненний, в романтическом стиле описывавший каменный монумент, воздвигнутый в память о предательски убитой британской знати. Однако был ли этот монумент Стоунхенджем и существовал ли в действительности монах-летописец по имени Ненний?

Нам доподлинно известно, что к XII в. его уже окружало достаточное количество умозаключений и легенд. Вейс, англонорманн, замечал, что его называли «висящие камни» и в Англии, и во Франции – «Stanhengues ont nom en englois, pierres pendues en Francois». Генри из Хантингтона объяснял, что такое название вполне оправданно, поскольку камни «сами по себе висят в воздухе». (Другие полагали, что данный эпитет относился не к камням, а к преступникам, которых вешали на них.) Генри, тем не менее, не считал «Станхенг» величайшим чудом Британии. Первым дивом этой земли, как он писал, был «ветер, исходящий из пещеры на востоке в горе, называемой Пек» (возможно, специалистам по истории Средних веков известно, где находится эта гора, мне – нет).

А вторым дивом являлся Стоунхендж, «где камни поразительных размеров воздвигнуты на манер дверных проемов, словно одна дверь следует за другой, и никто не может предположить, какое искусство позволило поднять такие большие камни вверх и зачем это было сделано». Гиральдий Самбренсис, друг Ричарда Львиное Сердце и Иоанна I, также назвал эти камни чудом, подобно многим летописцам того времени.

Попытки найти объяснение происхождению этого чуда привели к возникновению мифов. Эти мифы были тщательно собраны и переданы потомкам талантливым историком и сказителем XII в. Гальфридом Монмутским.

Я приведу цитату из трудов Гальфрида довольно подробно, не потому что являюсь большим поклонником легенд – это не так, – но потому что данный древний миф, столь хорошо им рассказанный, остается источником большинства небылиц о Стоунхендже на протяжении пятисот лет.

{fde_message_value}

{fde_message_value}

Стоунхендж - древняя Обсерватория

Стоунхендж построен между 1900 и 1600 г. до н.э. Представления об устройстве мира у первобытного человека полностью соответствовали его впечатлениям. Если Солнце поднимается каждое утро из-за горизонта на востоке – значит, именно так и движется этот огненный диск. Впрочем, наблюдательность позволяла нашим далёким предкам отметить тот факт, что в разное время года Солнце восходит в разных точках горизонта. Древние саксы в Британии построили целую обсерваторию – Стоунхендж. Эта система мегалитов (укреплённых в группе и связанных друг с другом каменных блоков) указывала места восхода Солнца и Луны в особые дни года – моменты солнцестояний и равноденствий. Два года назад российский археолог Илья Ахмедов сделал сенсационное открытие. В непосредственной близи от городища Старой Рязани в местечке Спасская Лука было найдено древнее сооружение, схожее по строению с английским Стоунхенджем. Его возраст оценен в 4 тысячи лет. Однако в отличие от своего британского собрата, Рязанский Стоунхендж оказался меньшим в размерах, к тому же не каменным, а деревянным. Но, по словам Ахмедова, и английская обсерватория первоначально также была из дерева…

В течение последующих двух лет подобные открытия происходили почти на всей территории Евразии. Урал, Байкал, Чувашия, Башкирия, Карелия, Якутия, Адыгея, Армения, Казахстан, Таджикистан, Германия, Австрия Словакия – далеко не полная география древних обсерваторий. Причем делали открытия не исследователи-дилетанты, а ученые мужи. Естественно, каждый ученый считал своим долгом подчеркнуть, что открытая им обсерватория как минимум на тысячу лет старше знаменитых «висячих камней» в Англии. Но что нового содержалось в сенсационных заявлениях? А то, что в данной местности находится необычное сооружение, похожее на капище и с функциями погоризонтной обсерватории. Как правило, все они выстроены по одному принципу: четкая ориентация по сторонам света, причем в день летнего и зимнего равноденствия солнце попадает в заданную точку святилища, сооруженного либо из камней-мегалитов, либо из стволов деревьев. Дальше начинаются нюансы, но на них почему–то никто не обращает уже никакого внимания. Более того, почти никто не пытается сравнить все эти обсерватории и выявить общие закономерности. В июне 2005 года в Старую Рязань отправилась новая экспедиция. На этот раз ее костяк составляли не археологи, а астрономы. Роль беспристрастного судьи, а заодно и руководителя экспедиции пала на Андрея Полякова, журналиста и востоковеда, известного своими экспедициями на Арарат и в Нахичевань в поисках следов Ноева Ковчега. «Ничего странного в этом нет», - рассказывает Поляков. «В то время, когда Илья Ахмедов раскапывал свою сенсацию на берегах Оки в 2003 году, наша экспедиция обследовала Арарат и его окрестности. О некоторых результатах той экспедиции хорошо известно. Но, осталось много того, о чем никто так и не узнал. Во-первых, мы обнаружили два кургана внушительных размеров. Недалеко от них располагается погост, где местные «черные археологи» сделали внушительные состояния на находках эпохи бронзового века. Во-вторых, на старом армянском кладбище мы нашли изображение зиккурата, которые были распространены в древнем Вавилоне и по некоторым оценкам выполняли функции обсерваторий. А в-третьих, полуслучайно мы наткнулись на некие ровные круги, выложенные на земле из внушительных камней. Структурно они были сложены как и другие подобные святилища. В одном из древних манускриптов говорилось, что на горе Арарат вели свои наблюдения волхвы, которые и увидели знаменитую Вифлеемскую звезду, ознаменовавшую рождения Христа. И тогда у меня промелькнула мысль – может это и есть древняя обсерватория волхвов. Но мне она показалась какой-то фантастической и нереальной, так как по всем признакам, если подобная обсерватория и была, то она должна была располагаться на самой горе Арарат, а не в стороне от нее. Тем более, мне интересно было сравнить, насколько араратское капище сходно с рязанским. Я абсолютно доверяю выводам наших археологов, но мне очень хотелось получить заключение и астроархеологов, и астрономов». Святилище близ Старой Рязани находится на самом высоком холме у слияния двух рек – Оки и Прони. Это место всегда считалось «археологической энциклопедией». Здесь представлен целый калейдоскоп культур, от эпохи верхнего палеолита вплоть до раннего средневековья. Найдено святилище было почти случайно. Предыдущая экспедиция в 1979 году не докопала всего метр до заветной точки. Капище представляет собой окружность диаметром семь метров, обозначенную столбами полуметровой толщины, между которыми одинаковое расстояние; в центре круга - большая прямоугольная яма и столб. Деревянные столбы, разумеется, не сохранились, зато отчетливо выделяются в грунте круглые ямы, из которых они торчали. «По краям площадки - еще две ямы со столбами»,- пояснил сразу после раскопок Илья Ахмедов. «Возможно, их было четыре, но берег здесь разрушается оврагом, часть капища обрушилась. Вокруг этого места в нескольких метрах к востоку раскопали еще одну яму с подобным же столбом, и на юге есть столб, который нашли еще три года назад, но не знали, к чему его отнести». В пределах окружности две пары столбов образуют ворота, в которые, если смотреть на них из центра, летом виден заход Солнца. Другой столб, за круговой оградой, указывает на восход светила. В центральной яме археологи нашли небольшой керамический сосуд с тонким орнаментом: маленькими черточками обозначен зигзаг, напоминающий лучи Солнца, сверху - ряды волнистых линий - символ воды. Сосуд отнесли к эпохе бронзы, а возраст всего сооружения оценили в четыре тысячи лет: конец III - начало II тысячелетия до н.э. Самое удивительное то, что сосуд-солнце сделан в традициях степных народов, которые обитали в то время на юге Евразии. По словам Ильи Ахмедова, он очень похож на изделия, найденные в Синташте - легендарном городе древних ариев в Сибири. Явное сходство и с сосудами абашевской культуры, распространенной в Поволжье и Приуралье. В 2003 году археологи пришли к выводу, что святилище связано с астрономией. Никаких поселений рядом с капищем не было. Старая Рязань и другие, более мелкие поселения находились в стороне от находки. «Это и не удивительно», - рассуждает Андрей Поляков. «Согласно китайскому искусству фэн-шуй, селиться в такой точке было чревато для здоровья. Так как энергия реки резко меняет в этом месте свое направление и может негативно сказаться на здоровье человека. Об этом знали не только в Китае. По всему миру люди тщательно выбирали место для жительства.. А места для ритуалов, обрядов и, тем более, инструментальных наблюдений, отстояли, как правило, удаленно от населенных пунктов. Ничто суетное не должно было мешать гармоничному циклу природы. Старая Рязань также находится всего в нескольких километрах от Спасской Луки и место для строительства старого города, где все располагает для жизни, включая уникальные целебные родники, было выбрано тогда не случайно». Действительно, рядом с рязанским Стоунхенджем не найдено никаких селений. Тем не менее, найдены многочисленные бытовые предметы - керамика, украшения и т.п. «Слияние рек - место активное энергетически и поэтому чрезвычайно благоприятное для ритуальных действий»,- делает вывод после осмотра местности московский астроном Рахашан. – «Поселений на самой площадке нет. Сама площадка явно находится на месте энергетического пика и представляет собой чрезвычайно благоприятное для наблюдений ровное место на возвышенности порядка 5-6 м. По всему горизонту (за исключением деревьев, которые могли и не расти в то время), отсутствуют какие-либо видимые преграды. Четкая ориентация рек - Проня и Ока, их берегов по сторонам света, удобный спуск к воде – все это давало большие преимущества перед другими точками». Древние святилища часто соседствуют с могильниками. Смерть считалась переходом души в новую жизнь. Древние выстраивали свою жизнь в строгом соответствии с движением Солнца, Луны и других планет. У шумеров, например, было точное знание строения Солнечной системы, запечатленное на глиняных табличках. Многочисленные погребения встречаются на самых известных в Европе святилищах кольцевой формы – Стоунхендже и Эйвбери в Великобритании. Круг всегда считался символом вечности и бесконечности. Христианский крест в круге запечатлен и в самом городище Старая Рязань, которое также было четко сориентировано по сторонам света. «Наблюдения за светилами практически никогда не велись в населенных и посещаемых местах» - подчеркивает Рахашан. «Церковные сооружения Старой Рязани наводят на мысль о том, что сама площадка для наблюдений находится в стороне от них, так как служители Православной Церкви не любили строиться в местах языческих культов. Поэтому в качестве капища, подобного Стоунхенджу, где совмещались наблюдения с поклонением светилам-божествам, гораздо вероятнее предложить площадку вблизи деревни Никитино, около слияния рек Прони и Оки». Славянские племена пришли сюда в 10-11 веках. Тогда и возник здесь новый город Рязань, первое письменное упоминание о нем около 1096 г было запечатлено в Лаврентьевской летописи. Но просуществовала она не долго – в 1237 году после упорного сопротивления ее дотла сжег Батый. Жестокости монголов не было предела – они не щадили ни женщин, ни детей. Город так и не был восстановлен в прежнем виде. Современная Рязань – это другой город. В XVIII веке Рязанью был назван Переяславль Рязанский, который после нашествия стал столицей Рязанского княжества. Сколько просуществовало капище в Спасской Луке, также не известно. И вряд ли это станет возможным в ближайшее время. Начиная с этого года все раскопки на территории Старой Рязани запрещены. Как утверждают местные жители, на этом месте собираются построить пансионат. Аркаим и подобные ему города, как в России, так и в Европе возникали неожиданно и по прошествии 200-300 лет внезапно оставлялись их жителями. «Возможно эти древние племена, которые многие называют арийскими, мигрировали в поисках новых мест», – выдвигает предположение Андрей Поляков. – «Их жизнь была строго «регламентирована» Небом. Но в деревянных обсерваториях не вели наблюдение за всеми светилами. Они все-таки исполняли функции календарей и часов. Как известно, Стоунхендж также был сначала деревянным и только тысячу лет спустя на его месте появились знаменитые мегалиты. Безусловно, древние обладали удивительными знаниями о строении Солнечной системы. Она подробно описывается в апокрифической Книге Еноха. О ней знали и шумеры, вернувшиеся и расселившиеся на территории Месопотамии после Всемирного Потопа. Хорошо известно, что первые свои города они возвели на месте допотопных городов спустя несколько веков после катаклизма. Довольно развитая цивилизация возникла внезапно и до сих пор доподлинно неизвестно, откуда шумеры пришли в Двуречье. Между Потопом и возникновением Шумера прошло несколько веков. Где «бродили» и откуда черпали свои знания шумеры, доподлинно неизвестно, также ученые до сих пор гадают, что за высокоразвитые племена бродили по всей Евразии 4-7 тысячелетий назад, оставляя о себе следы довольно развитой культуры и цивилизации. Стоунхендж и Аркаим находятся на удалении тысяч километров, а культура их основателей совпадает в деталях. Знали ли они о существовании друг друга? Могли и не знать. Но корень, очевидно, был единым. Если следовать логике Ветхого Завета, то в послепотопные времена сынам Ноя – Хаму, Симу и Яфету надлежало заселить всю землю. Что они и сделали, равномерно расселившись во все стороны от Арарата. Потомки Хама ушли в Африку, Сима - в Месопотамию, Яфета - в Евразию. Скорее всего, некогда единые арийские племена разделились, и одна их часть ушла в Европу, другая в Азию. Древний язык санскрит подтверждает это как нельзя лучше, ведь все современные индоевропейские языки имели один корень. Но письменность, как известно, возникла гораздо позже, во времена, когда древние племена начали воевать друг с другом и знания, которые передавались из уст в уста, стали теряться. Тем не менее, несмотря на тот мизер письменных древних знаний, вполне можно воссоздать истинную картину возникновения человечества и его историю. И тогда станут понятны абсолютно все тайны, над разгадкой которых тщательно бьется современный человек, считающий себя пупом земли, но не знающий и тысячной доли того, что знали древние, к чему стремились и чего опасались».

История Стоунхенджа Стоунхенджа насчитывает более четырех тысячелетий но до самой середины двадцатого столетия нашей эры не было ясного понимания того что представляет собой этот гигантский мегалитический памятник древности. Гурштейн: Путем детальных расчетов на электронной вычислительной машине Хокинс доказал...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Реферат

Тема: «Стоунхендж - обсерватория каменного века»

Введение……………………………………………………………….….3

  1. Доказательство теории………………………………………………....4-9
  2. План Стоунхенджа………………………………………………………10
  3. Джеральд Стэнли Хокинс - основоположник теории…………………11

Заключение……………………………………………………………….12

Список литературы………………………………………………………13

Приложение………………………………………………………………14

Введение

История Стоунхенджа (Стоунхенджа) насчитывает более четырех тысячелетий, но до самой середины двадцатого столетия нашей эры не было ясного понимания того, что представляет собой этот гигантский мегалитический памятник древности . И только благодаря многолетней работе английского профессора и астронома Джеральда Хокинса , использовавшего в своих исследованиях новейшую электронно-вычислительную технику, удалось доказать, что Стоунхендж являлся крупнейшей мегалитической обсерваторией древних цивилизаций, по положению мегалитов которого определялись солнечные и лунные затмения, дни зимнего и летнего солнцестояния и т.д.

Доказательство теории

Вот что пишет о его исследованиях российский ученый А.А. Гурштейн: «Путем детальных расчетов на электронной вычислительной машине, Хокинс доказал, что многотонные каменные арки-трилиты Стоунхенджа служили безупречными визирами для закрепления направлений на особые точки горизонта. С малыми ошибками (порядка одного градуса) они фиксировали все важнейшие точки восходов и заходов Солнца и Луны в различных стадиях видимого перемещения этих небесных тел по небесной сфере».

Для нас очень важно это свидетельство Александра Ароновича Гурштейна, потому что длительное время астрономическая теория Стоунхенджа гениального Дж. Хокинса подвергалась необоснованной и разнузданной критике со стороны многих видных астрономов с мировыми именами, вследствие того, чтоошибка в мегалитах Стоунхенджа, составляющая около одного градуса, для астрономической обсерватории является все-таки значительной.

Некоторые ученые вследствие этого вообще подвергали сомнению астрономическую теорию Стоунхенджа, ведь даже на глаз строители этой обсерватории должны были устанавливать мегалиты Стоунхенджа с точностью, не превышающей 0,05 градуса.
К счастью, Дж. Хокинс оказался не только прекрасным ученым, но и великолепным популяризатором своих научных идей, написав целый ряд книг о Стоунхендже, и сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений, тот факт, что Стоунхендж является крупнейшей мегалитической обсерваторией древности.
И, забегая вперед, должен сказать, что ошибка в один градус, за которую так необоснованно критиковали Джеральда Хокинса, и которая зафиксирована в мегалитах Стоунхенджа, послужит нам неопровержимым доказательством смещения земной оси, произошедшей во время Критского катаклизма .

Обнаруженные при раскопках в многочисленных захоронениях вблизи Стоунхенджа предметы быта, оружие и украшения, позволяют считать, что услугами мегалитической обсерватории древнего Стоунхенджа пользовались многие великие цивилизации прошлого, в том числе Греция и Египет. А это дает основание полагать, что Стоунхендж, как обсерватория, являлся мировым астрономическим центром древних цивилизаций.

И в древнейшей истории Земли, Стоунхендж следует рассматривать не как отдельно существующий объект, а в комплексе с другими памятниками древней культуры, в том числе мегалитами Баальбека, лабиринтами Египта и Крита, гигантскими пирамидами, рисунками Наска и памятниками культуры майя и инков, ибо все они имеют скрытую логическую связь с глобальной тайной «кометы-возмездие».

У исследователей нет единой точки зрения на происхождение названия «Стоунхендж». Большинство из них сходится во мнении, что наиболее правдоподобно это название можно перевести как «камень, парящий в воздухе». А это дает основание полагать, что мы, кажется, близки к разгадке еще одной тайны Стоунхенджа. Ибо еще никто и никогда не смог ответить на вопрос, для чего вообще был построен Стоунхендж?

Стоунхендж задумывался и строился для уточнения параметров орбиты и вычисления периода обращения гигантской «кометы-возмездие», которая является реальной угрозой для существования человеческой цивилизации на Земле.

Вот как о причинах строительства Стоунхенджа пишет сам Дж. Хокинс, десятки лет изучавший это мегалитическое сооружение: «Что касается Стоунхенджа, то здесь решающим вопросом был интеллект строителей (или его отсутствие), иначе говоря, их творческий потенциал. Джакетта Хоукс не обнаружила никакого сходства между обсерваторией-компьютером на Солсберийской равнине и примитивными жилищами неолитической Англии. В этих жилищах нет никаких следов интереса к искусству, ничего идущего хоть в какое-то сравнение с пещерной живописью или фигурками из кости. Однако сам Стоунхендж – это художественное творение, высший взлет архитектурного искусства. Подобно древним египтянам и индейцам майя, эти люди отдавали всю свою художественную сноровку храму, а не жилищам.
Строители Стоунхенджа продемонстрировали то, что кембриджский профессор Грехем Кларк назвал «самосознанием». Не смотря на скудость технических средств, они испытывали потребность воздвигнуть гигантское сооружение, без которого, строго говоря, могли бы и обойтись.
Человек может считаться культурным и цивилизованным, только если он осознает время и его неумолимый ход. Тогда прошлое превращается в наследие, передающееся потомкам в мифах, легендах и сагах.» /Дж. Хокинс, «От Стоунхенджа до инков», М., «Вече», 2004 г./
Приведенная цитата свидетельствует о том, что только чрезвычайно мотивированная причина, одинаково важная для всех жителей Земли, могла побудить к строительству такого гигантского сооружения, которое продолжалось свыше пятисот лет, при почти полном отсутствии технических средств, и при необходимости перетаскивать многотонные каменные глыбы за десятки и даже сотни километров от места их добычи.
Например, ученые считают, что только с гор Прессели в Уэльсе, расположенных за 400 километров от Стоунхенджа, было доставлено свыше восьмидесяти более чем тридцати тонных голубых камней.

И надо полагать, что жители Солсберийской равнины, жившие в самых примитивных хижинах, действительно вполне могли бы обойтись без такой грандиозной стройки, потребовавшей напряженного труда многих поколений в течении более половины тысячелетия, если бы не чрезвычайно мотивированная причина.

Если же в соответствии с замыслом жрецов, Стоунхендж действительно был построен для уточнения параметров орбиты «кометы-возмездие», то логично предположить, что загадочный мегалит № 95, под названием Эшафот , обозначал направление предполагаемого появления смертельно опасной гигантской кометы.

Это место на небосклоне, откуда «косматая ведьма» накануне Критской катастрофы прилетела на земной шабаш, хорошо известно из мифологических текстов.

Согласно греческой легенды, «комета-возмездие» появилась накануне Критской катастрофы в районе звезды Алголь (досл. «ведьма»), беты созвездия Персея.

В настоящее время мегалит Эшафот повален, рядом с ним обнаружены остатки кольцевого рва, предназначение которого определить не удалось.
Так же не удалось выяснить и функциональное назначение самого мегалита Эшафот, но считается, что он хранит какую-то тайну. Между тем, само его название, ассоциируется с библейской Голгофой, а в мифологии случайных совпадений не бывает никогда.
В связи с вышеизложенным любопытно процитировать еще одно высказывание Джеральда Хокинса, касающееся предназначения Стоунхенджа: «Полные пять веков строители Стоунхенджа – сначала люди энеолита, потом бикеры, а затем уэссекцы - наблюдали Солнце и Луну, открывали тайны окружающего мира, прослеживали периодичности, предсказывали опасное время затмений. Гигантское сооружение создавалось в соответствии с этой астрономически-математической схемой, хотя, по всей вероятности, ее сложная научная основа оставалась скрытой от воздвигавших его простых тружеников. Замысел во всех подробностях был известен только сословию жрецов.
Но как ни величавы Солнце и Луна, сами по себе эти небесные тела не могли послужить столь мощным стимулом.
До открытия тесной связи Стоунхенджа с астрономическими явлениями считалось, что его строительство определялось чисто религиозными побуждениями. Не друидизмом – это была кельтская религия, и появилась она позднее. И не зарождающимся христианством. И не иудаизмом, хотя два-три автора и выдвигали аргументы в пользу таких гипотез. Нет, это была религия, сущность которой для нас утеряна.» /Дж. Хокинс, «От Стоунхенджа до инков», М., «Вече», 2004 г./
Как видим из приведенной цитаты, Дж. Хокинс, как всякий настоящий ученый, обладает потрясающей интуицией. Не зная истинной причины постройки Стоунхенджа, он, тем не менее уверен, что должна быть чрезвычайно веская причина, которая к сожалению, оказалась ему неизвестной.

Данные археологических исследований показывают, что строительство Стоунхенджа началось в XXII веке до н.э. и продолжалось до самого конца XVII века до н.э., но уже в XV веке до н.э. Стоунхенджем перестали пользоваться. Вслед за этим, исследователи отмечают взрыв строительной активности, начавшийся около 1500 года до н.э., и продолжавшийся несколько десятилетий, после чего Стоунхендж был окончательно заброшен.
В настоящее время средняя величина ошибок мегалитов Стоунхенджа, установленных более чем четыре тысячелетия назад, составляет по уточненным Дж. Хокинсом данным 0,9 градуса.
В свое время такая огромная величина ошибок вызвала неадекватно резкую критику астрономической теории Стоунхенджа со стороны многих ученых, и даже вообще ставила ее под сомнение, ведь как уже отмечалось, даже на глаз строители Стоунхенджа были способны устанавливать мегалиты с погрешностью, не превышающей 0,05 градуса.
Вот как об этом пишет сам Дж. Хокинс, вынужденный защищаться от необоснованной критики его теории: «О моей теории высказывались с полной беспощадностью: «тенденциозная, безапелляционная, кое-как слепленная и неубедительная», «чрезмерная убежденность», «литературная позолота», «пустые бредни»…

Критики астрономической теории ломали мегалитические копья из-за так называемых погрешностях в направлениях. Для физика после того, как все данные получены и проанализированы, погрешность есть погрешность, и только. Если тридцати тонная глыба, когда на нее смотрят издали, отклоняется от назначенной оси на полметра, на один - два солнечных диаметра (а в окружности горизонта укладывается 720 этих диаметров), то тут нет никакого смысла гадать, каким образом, и из-за чего возникла эта погрешность.
Критики утверждают, будто эти погрешности доказывают, что астрономическая теория неверна. Теоретически строители Стоунхенджа были способны на глаз установить камень с точностью до 0,05 градуса. Из того факта, что они этого не сделали, (???), и из того, что погрешности остаются необъясненными, выводится заключение, будто астрономическая теория неверна.» /Дж. Хокинс, «От Стоунхенджа до инков», М., «Вече», 2004 г./
В этой цитате знаки вопроса проставлены, потому что строители Стоунхенджа поставили мегалиты правильно, а ошибка возникла из-за смещения земной оси произошедшей в 1528 году до н.э., во время Критского катаклизма.
Должна сказать, что до сих пор ни один ученый не смог ответить на вопрос, почему возникла такая огромная для астрономической обсерватории ошибка, в направлениях мегалитов Стоунхенджа, а также, почему вскоре после постройки, Стоунхендж был заброшен.

Объяснение же простое.
В обсерватории Стоунхенджа, каждая пара мегалитов представляет собой своеобразный визир, который фиксирует определенную позицию Солнца, Луны, или других небесных объектов.

Произошедшее во время Критской катастрофы 1528 года до н.э. смещение земной оси происходило только в одном направлении, в то время как каждая пара мегалитов была зафиксирована на разных точках небесной сферы, что и обусловило разную угловую величину ошибки для каждой пары мегалитов, при этом величина этих ошибок, определялась величиной изменившегося наклона земной оси.
Вследствие того, что величина ошибок для каждой пары мегалитов оказалась различной, а определить величину каждой из них сразу после произошедшей катастрофы оказалось невозможным, как астрономическая обсерватория Стоунхендж стал бесполезен.
Предпринятая после Критской катастрофы, около 1500 года до н.э., попытка реконструировать Стоунхендж в соответствии с новым положением земной оси, продолжалась несколько десятков лет. Но выполнить полностью гигантский объем земляных работ и переставить многотонные мегалиты в соответствии с новыми условиями, жителям Солсберийской равнины оказалось не по силам, и Стоунхендж был окончательно заброшен.

Таким образом, все мегалиты Стоунхенджа стояли и стоят точно также, как их когда-то установили древние строители, но произошедший в 1528 году до н.э. взрыв вулкана на острове Санторин, изменивший угол наклона земной оси, перечеркнул сотни лет напряженного труда древних строителей, а также многочисленные эмпирические наблюдения и расчеты жрецов Стоунхенджа, оставив его для потомков как величайшую загадку древности.


План и описание Стоунхенджа

См. Приложение

  • 1 - Алтарный камень, шести тонный монолит зеленого слюдяного песчаника из Уэльса
  • 2-3 - курганы без могил
  • 4 - упавший камень 4.9 метров в длину (Slaughter Stone — эшафот)
  • 5 - Пяточный камень (Heel Stone)
  • 6 - два из первоначально четырех вертикально стоящих камней (на плане нач. XIX века их положение указано иначе )
  • 7 - ров (канава)
  • 8 - внутренний вал
  • 9 - внешний вал
  • 10 - авеню, то есть параллельная пара рвов и валов, ведущая за 3 км на реку Эйвон (River Avon, Hampshire ); сейчас эти валы едва различимы
  • 11 - кольцо 30 ям, т. н. Y лунки; в 1930-х лунки были обозначены круглыми столбиками, которые теперь убраны
  • 12 - кольцо 30 ям, т. н. Z лунки
  • 13 = круг 56 ям, известный как лунки Обри(Джон Обри - Aubrey holes)
  • 14 - малый южный вход

Джеральд Стэнли Хокинс
Gerald Stanley Hawkins
(1928—2003) английский астроном, широко известен своими исследованиями в области археоастрономии. Родился в Грейт-Ярмуте, изучал физику и математику в Ноттингемском университете. В 1952 году получил учёную степень доктора наук по радиоастрономии, обучаясь в анчестерском университете у сэра Бернарда Лавелла.
С 1957 года профессор астрономии и председатель управления Бостонского университета (США). Автор работ по различным темам, в том числе посвящённых тектитам, метеоритам, теории стационарной Вселенной.

Хокинс изучал возможное использование древними мегалитических сооружений, в качестве астрономических приборов. Он ввёл в университетский компьютер (IBM 7090) координаты плит и другие параметры Стоунхенджа, а так же модель движения Солнца и Луны. В своей книге «Расшифрованный Стоунхендж» (Stonehenge Decoded, 1965) Хокинс приводит доказательства, что свойства Стоунхенджа позволяли предсказывать различные астрономические явления, а сам комплекс, таким образом, являлся древнейшей обсерваторией, а также календарём и вычислительной машиной.
Эта теория идёт вразрез с традиционными представлениями о Стоунхендже, как о примитивном святилище. Археологическое сообщество скептически отнеслось к этой и другим теориям Хокинса. В частности, известный историк Ричард Аткинсон отозвался о книге «Расшифрованный Стоунхендж», как о «тенденциозной, самонадеянной, небрежно написанной и неубедительной». Однако книга хорошо продавалась и стала очень популярной в 1960-е годы на волне энтузиазма от возникших перспектив развития вычислительной техники. Приверженцы так называемой «счётной культуры» видели в исследовании Хокинса доказательство идей о «мудрости древних», высказываемых Александром Томом и другими псевдо метрологами.
Теории Хокинса, особенно касающиеся Стоунхенджа, до сих пор весьма популярны, хотя археологи не спешат принимать их.
Позднее Хокинс исследовал плато Наска в Перу и храм Амона в Карнаке, затем вернулся к изучению Стоунхенджа и продолжал его до конца жизни. Работы Джеральда Хокинса издавались на русском языке, как в Советском Союзе, так и после его распада.

Заключение

Стоунхендж (Южная Англия, Солсбери). Мегалитическое сооружение из гигантских блоков песчаника - сарсена высотой до 6 метров. Некоторые из них сохранили первоначальный вид узких ворот: два вертикальных блока перекрыты горизонтальным тесаным камнем. Они образуют два концентрических круга внутри кругового рва и кольца из небольших камней. За пределами внешнего круга стоит вертикальная стела, так называемый "Пяточный камень". В результате длительных астрономических наблюдений и вычислений Дж. Хокинс доказал, что Стоунхендж был своего рода астрономической обсерваторией бронзового века, позволявшей определять дни летнего и зимнего равноденствия, весеннего и осеннего солнцестояния и другие сезонные ориентиры.
Его гипотеза состояла в том, что направление на пяточный камень в створе сарсеновых камней № 55 и 56 указывает на точку горизонта, в которой восходит Солнце в день летнего солнцестояния (22 июня). Если это так, то подтвердились бы его вычисления азимутов не только летнего, но и зимнего солнцестояния, точек захода и восхода Луны в разное время года, ее высоты над горизонтом летом и зимой и т.п.

12 июня 1960 г. Хокинс приехал в Солсбери, чтобы поставить точку в своих исследованиях. По его вычислениям получалось, что если встать в створ двух трилитов и Пяточного камня, то 22-го июня первые лучи восходящего Солнца должны появиться точно над вершиной Пяточного камня. Хокинс намеревался снять этот восход на кинопленку и тем самым подтвердить свои теоретические расчёты.

Но почему в таком случае Хокинс ловил кинокамерой первые лучи Солнца не 22, а 12 июня? Все объясняется очень просто: в ночь на 22 июня вокруг Стоунхенджа собирается огромная толпа туристов, жаждущих увидеть это явление своими глазами. Они бы помешали чистоте эксперимента. Поэтому Хокинс вычислил местонахождение точки восхода Солнца не 22 июня, а на 10 дней раньше. По его подсчетам она должна была находиться на расстоянии одного диаметра диска Солнца к востоку от пяточного камня. Киносъемка зафиксировала появление первого солнечного луча в 4:30 утра в створе сарсенов в точно предсказанном месте и в расчетное время.

Список литературы

  1. http://www.abc-people.com/phenomenons/mysteries/budarin-4.html
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Хокинс,_Джеральд
  3. Дж. Хокинс, «От Стоунхенджа до инков», М., «Вече», 2004 г.

Приложение


Выполнил : Рябинова М.М.

Студент группы ПГ-12а

Проверил: Глазунов А. С.

Новосибирск, 2014

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

9949. Бурение поисково-разведочной скважины на месторождении каменного угля 595.7 KB
В работе присутствуют расчеты необходимые для проектирования разведочной скважины и работ на ней а также выбора основного оборудования и инструмента. При выборе конструкции скважины необходимо стремиться к составлению наиболее простых конструкций – одноколонных; следует избегать применения потайных колонн обсадных труб и ступенчатости открытого ствола скважины. Конечный диаметр скважины зависит от минимально допустимых диаметров керна обеспечивающих необходимую достоверность опробования; от размеров геофизической и другой скважинной...
12717. ГЕРМАНИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА 38.31 KB
Основные этапы становления и развития средневекового государства Германии. Основные этапы становления и развития средневекового государства Германии. в Германии начался закономерный процесс феодальной раздробленности.
12836. АНГЛИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА 56.9 KB
Основные этапы становления и развития средневекового государства Англии. Основные этапы становления и развития средневекового государства Англии. Становление феодального государства в Англии связано с многочисленными завоеваниями Британских островов племенами германского и скандинавского происхождения.
3077. Общественное движение в 60-е – 70-е гг. XIX века 14.29 KB
Наиболее известные: Молодая Россия кровавая революция обобществление имуществ ликвидация брака и семьи Заичневский 1862 К молодому поколению 1861 Великорусс 1861 Барским крестьянам от их доброжелателя поклон Чернышевский Михайлов 1861. Создал среди студентов общество Народная революция. Цель: революция. Революция наука = наука истребления и разрушения Метод: связь кровью.
12835. ФРАНЦИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА 61.53 KB
Слабость короля в IXXI вв. непосредственных земельных владений короля размеры которых были относительно невелики. Этот процесс в ходе которого произошло превращение арьервассалов в непосредственных вассалов короля получил название иммедиатизации. был связан с развитием церковного землевладения которое быстро росло в результате пожалований короля и других светских феодалов.
19397. Здания XIX века г. Красноярска 3.05 MB
Деревянное здание театра имело размеры: длина равнялась двадцати саженям а ширина восьми саженям. Было построено новое здание на Воскресенской улице ныне проспект Мира а на месте сгоревшего театра построили дома зажиточные горожане. Александров временно проживавший в Красноярске и исполнявший дела городского архитектора дал согласие на создание проекта...
20418. Императрицы ХVIII века 1.06 MB
Новым законом Пётр отменил прежнюю традицию наследования престола прямыми потомками по мужской линии, заменив этот порядок единоличным назначением – завещанием за подписью царствующего монарха. Теперь стать преемником мог кто угодно, хоть «конь Калигулы», лишь бы он был достоин, по мнению государя, возглавить Россию. Поскольку закон не содержал каких – либо внятных предпочтений для мужского пола, в прорванную «плотину» сразу же хлынул поток веками не допускавшихся к власти женщин.
2027. Советское государство 30-40-е гг. XX века 12.39 KB
Руководители партии одновременно занимали руководящие государственные должности. Борьба в руководстве партии вела к укреплению единоличной власти. на XVII съезде партии позиции Сталина окончательно укрепились. XVII съезд коммунистической партии объявил что главная цель построение социализма достигнута.
13655. Человек в русской культуре ΧΙΧ века 30.04 KB
Живопись и музыкальная жизнь пореформенного периода отмечены появлением двух крупных созвездий талантов, центрами которых были Товарищество художников – передвижников и “Могучая кучка” композиторов. На новые веяния в искусстве оказали заметное влияние идеи демократического движения 50-60-х годов. В 1863г. группа учеников Академии художеств порвала с академией и организовала “артель передвижников”
17728. РОЛЬ КИНЕМАТОГРАФА В КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА 8.65 KB
Человечество на современном этапе развития не мыслит свою жизнь без такого вида искусства как кино что делает данную тему актуальной к изучению. Цель исследования – выявление роли кинематографа в повседневной жизни человека. Задача работы ̶ проследить этапы влияния кинематографа на жизнь человека. Кинематограф увидел свет чуть больше века назад.