Зачем нужно сопровождение приемной семьи. Об организации деятельности служб сопровождения замещающих семей в московской области

Сопровождения усыновителей. В соответствии с приказом Минобрнауки будущие усыновители обязаны проходить подготовку к приемному родительству, однако ведомства, которое бы отвечало за это, нет. В службы должны входить психологи, медицинские и социальные работники, которые будут следить за приемными семьями на протяжении нескольких лет и помогать им в сложных ситуациях.

Нужно ли в России такое ведомство и на каких условиях должна осуществляться его работа?

Комментирует педагог-психолог, специалист по семейному устройству, лауреат Премии Президента РФ в области образования, автор книги «К вам пришёл приёмный ребёнок» Людмила Петрановская:

Во-первых, как быть с сопровождением усыновителей, вообще не очень понятно, потому что у нас на данный момент в законе существует тайна усыновления. Это делает невозможным создание каких-то списков усыновителей и других подобных документов.

Сопровождение семейного устройства вообще было бы разумным. Но, действительно, важно, чтобы у семьи был выбор. Чтобы, с одной стороны, был государственный сервис и при этом была возможность не пользоваться им, а пользоваться услугами общественных организаций. Потому что любые государственные службы негибки по запросам, у них очень регламентированная деятельность, узкий коридор того, что они могут и чего не могут. А ситуации в семьях очень разные, поэтому такой службе необходима возможность соответствовать любой ситуации, ее обеспечивают только негосударственные организации.

Если семью прикрепят территориально и обяжут сопровождаться, то ничем хорошим это не закончится. Например, личный контакт с сотрудником службы просто не сложился – ведь может такое быть – и все.

Система сопровождения должна охватывать все принимающие семьи, не только усыновителей – у нас ведь есть опека родственная, опека неродственная, есть приемные семьи – их гораздо больше, чем усыновителей, проблем там тоже немало. Но это должно быть сервисом, а не так, как у нас обычно получается: любая услуга быстро превращается в навязанный контроль.

Очевидно, что семьи согласятся на подобные услуги лишь при наличии специалистов высокого уровня. Прежде чем создавать службу, надо понять, кто там будет работать, подготовки специалистов для этой работы в стране нет вообще! И если с завтрашнего дня создать службу, начать набирать штат – то кого туда набирать? Чтобы вырастить специалистов, нужно время. Если профессионалов там не будет, люди не будут туда идти. Что может человек, который не разбирается, никогда в жизни не видел ребенка-сироты, посоветовать этим семьям?

Другое условие, необходимое для согласия семей на эти услуги – помощь, а не контроль. Потому что если эта служба будет влезать, контролировать, выспрашивать, осуждать – семьи закроются. Если служба будет проводником информации о семьях, если не будет уверенности в соблюдении конфиденциальности, профессиональной этики – ничего из этого не получится.

Я просто не верю, что это возможно в рамках имеющейся у нас практики, потому что до сих пор все, что предлагалось по этой части, превращалось из сервиса в контроль. Поверить, что вдруг появится какая-то ниша, в которой это будет организовано иначе, очень сложно.

Беседовала Ирина Якушева

Индивидуальное сопровождение приёмной семьи - это предупреждение влияния деструктивных параметров приемных семей на искажение личностного развития приемных детей. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. С. 79.

В.Н. Ослон и А.Б Холмогорова выделяют следующие этапы работы по индивидуальному сопровождению приёмных семей:

Первый этап связан с поиском приемных родителей. Люди, желающие выступить в этой роли, подают заявление, в котором указывают свою фамилию, имя, адрес проживания, домашний телефон, наличие и возраст своих детей; предпочтительный пол и возраст приемного ребенка; допускаемые дефекты здоровья; возможные сроки контакта с ребенком и др. На этом этапе специалист по социальной работе выполняет информационную функцию, вместе с другими специалистами разрабатывает анкету опроса, участвует в создании банка данных (лучше компьютерный вариант) о возможных будущих приемных семьях для детей-сирот.

На втором этапе претендентам, подавшим заявление, предлагают заполнить анкету или другой вид документа, в котором будущие приемные родители дают личностную самооценку, описывают историю семьи, характеризуют свой образ жизни, религиозную принадлежность членов семьи, состояние здоровья супругов, материальное состояние, мотивы приема детей в семью и другие данные; Выбор данных зависит от конкретной приемной семьи: либо опекунская, либо усыновителя или временная приемная семья. Анкеты или информационные карты или другой подобный документ специалист по социальной работе разрабатывает опять же совместно с другими специалистами. Таким образом, начинается предварительная диагностика потенциальной приемной семьи.

Третий этап предполагает первое посещение семьи, приюта, детского дома либо другого учреждения, где находится ребенок, который потенциально может быть принят в семью. На этом этапе специалист по социальной работе выполняет посредническую роль между ребенком и будущей приемной семьей. Он наблюдает за ребенком, проводит беседы с теми, кто занимается его воспитанием.

Четвертый этап предполагает углубленное изучение семьи и ее ближайшего окружения (углубленная диагностика). Специалист по социальной работе совместно с социальным педагогом, ознакомившись с заявлением и анкетой, заполненными будущими родителями, знакомится непосредственно с семьей, проводит беседы с членами семьи, определяет педагогический климат в ней, наличие вредных привычек у её членов и другие характеристики семьи. Затем специалист по социальной работе совместно с другими специалистами обследует ближайшее окружение семьи (соседей, коллег по работе, друзей и др.). Это может проводиться путем беседы или специально разработанных анкет. Также могут быть запросы в органы общественного порядка и в поликлинику (для объективной оценки здоровья приемной семьи).

Пятый этап связан с предварительным вводным курсом обучения будущих родителей, который может включать некоторые теоретические знания и практическую стажировку в течение двух-трех дней в учреждении, где находится ребенок. При этом специалист по социальной работе выполняет обучающую функцию, он разрабатывает программу небольшого вводного курса.

Шестой этап связан с передачей ребенка в приемную семью. В этом случае основная деятельность падает на органы опеки и попечительства и органы юстиции. С момента передачи ребенка в приемную семью специалист по социальной работе выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной семье, которая связана с возникающими проблемами, как для ребенка, так и для родителей. Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса. Специалист по социальной работес другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения родителей в приемной семье зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качества родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др.), а также от индивидуальности принятого в семью ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.).

Дальнейшее патронирование приемной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждением отказа приемных родителей от него.

В нашей стране разрабатывается модель аналитико-системного сопровождения семьи, имеющей приемного ребенка или нескольких детей на разных этапах жизненного цикла семьи (авторы Е. А Брецких, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогоровой и др.). Она включает в себя:

Информационное обеспечение на подготовительном этапе;

Облегчение периода адаптации и семейных кризисов;

Работу с тайной усыновлении. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. С. 79-90.

Модель аналитико-системного сопровождения семьи предполагает системный анализ, изучение процесса функционирования и развития приемной семьи в условиях неопределенности, при детальном изучении всей семейной системы. Она включает в себя 5 этапов.

Первый этап. Обучение кандидатов в приемные родители

Начинать обучение приемных родителей целесообразно еще до их знакомства с будущими приемными детьми.

Основная цель обучения - помочь будущим родителям сделать серьезный и важный шаг в своей жизни, сделать его не под эмоциональным воздействием от встречи с детьми, оставшимися без попечения родителей, от посещения детского дома, а на основании твердого решения, осознанного выбора. На первом этапе обучения важно сформировать установку - быть успешными приемными родителями. На этом этапе осуществляются отбор и подготовка кандидатов в приемные родители.

Часть занятий проводят сами приемные родители. Специалист по социальной работе, психолог на данном этапе выступают как в роли обучающих, так и в роли наблюдателей, исследователей. Они стараются установить уровень психологического здоровья семьи и каждого ее члена.

Концептуальные границы в обучении родителей:

Приемный родитель один в двух лицах: воспитатель (в привычном понимании) и родитель. Приемные родители обеспечивают реализацию задач социализации детей, организуют их жизнедеятельность, заботятся об удовлетворении всех их жизненных потребностей. Как воспитатели, они дисциплинируют детей, обучают различным социальным навыкам, организуют воспитывающую, обучающую среду. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. С. 79-90.

Родители должны уметь распознавать симптомы нарушения психологического здоровья ребенка, симптомы возникающих изменений, психологического дискомфорта в семье, уметь адекватно и грамотно реагировать на эти изменения.

Труднее всего научить родителей правильному эмоциональному общению, проявлять искренность и отзывчивость на эмоциональном уровне.

Кандидаты в приёмные родители должны принять (с самого начала), что обучение детей всем жизненным навыкам - это их главная задача в работе с приемными (да и с родными) детьми.

Кандидаты в приёмные родители обычно считают, что они от природы обладают необходимыми навыками воспитания детей и успешно их могут реализовать. Задача специалиста не только рассказать будущим приемным родителям о реальных трудностях и проблемах, которые их ждут, погрузить в теорию воспитания. Конечно, они должны знать о многих психологических проблемах ребенка, имевшего опыт жизни без попечения родителей, без их заботы и любви, о том, как непросто будет их преодолевать. Они должны иметь представление об основах развития семейной системы, о базовых теориях развития замещающих семей, об основах теории развития ребенка, его личности и о практических шагах по ее реализации, о роли социального окружения в развитии ребенка. Но знаний мало, нужно сформировать у приемных родителей потребность быть субъектом сопровождения своей приемной семьи, на основе полученных знаний и соответствующих умений добиваться поэтапно поставленных целей по обучению и воспитанию.

На этом этапе специалист по социальной работе работает с кандидатами в усыновители и с такой проблемой, как тайна усыновления. Желательно, чтобы в семье не было тайны усыновления, но при этом не обесценивалась роль биологических родителей.

Особое внимание уделяется правовым вопросам. Кандидаты в приёмные родители подробно знакомятся с действующим законодательством в отношении приемных семей и другими правовыми актами. Практика показывает, что целесообразно познакомить будущих приемных родителей с аналогичными правовыми актами других субъектов России, а также с правовыми актами зарубежных государств. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. С. 84.

Второй этап. Проверка способности приемной семьи быть успешной

Приемная семья будет успешной, если причины, побудившие ее взять ребенка, оставшегося без попечения родителей, основываются на гуманистических идеалах, на нравственных ориентациях семьи. Для этих людей часто смысл жизни состоит в сохранении нравственных принципов, и именно такие люди, как показывает опыт, наиболее успешные приемные родители.

Третий этап. Разработка индивидуальной программы комплексного сопровождения приемной семьи.

При разработке программ сопровождения приемной семьи особое внимание необходимо обратить:

На участие кандидатов в приёмные родители в ее разработке;

На осознание каждым из субъектов сопровождения своей миссии в процессе динамического развития комплекса «приемная семья - приемный ребенок» и комплекса «субъекты сопровождения приемной семьи - приемная семья»;

На психологическую поддержку кандидатов в приёмные родители (сомневающихся в правильности своего решения, опасающихся из-за отсутствия опыта);

На характер изменений в семейной системе в процессе адаптации и социализации приемного ребенка;

На возможность усложнения ситуации из-за неполной передачи информации, ее достоверности; на возможную нехватку времени для отдыха и релаксации;

На прогноз отношений между приемными и биологическими родителями.

Изменениям в семье специалист уделяет самое пристальное внимание. Появление в ней нового человека, даже если это естественная ситуация (рождение родного ребенка, брак), изменяет весь привычных ход жизни, тем более, когда образуется новая семейная система, в которую входит неродной ребенок, имеющий ряд проблем, обусловленных его предыдущей жизнью. Это очень деликатный момент в жизни семьи и приемного ребенка и он открывает путь к успеху при правильном понимании и организации новой жизни.

Приемная семья в своем развитии имеет особые периоды, которые специалисты называют периодами неопределенности. Для специалистов они являются объектом, самого пристального внимания. После могут последовать взлеты и падения. Неблагоприятное завершение такого этапа приводит приемных родителей к разочарованиям и депрессии. Это трагедия, как для семьи, так и для ребенка. Однако неблагоприятный исход можно предотвратить.

Анализируя неуспешные приемные семьи, В. Н. Ослон составили перечень нерешенных своевременно вопросов: Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. С. 85

Непрофессиональное внешнее сопровождение (неадекватные методики, необъективная и ненадежная информация);

Недостаточная изученность семьи и недостаточное прогнозирование вариантов ее развития;

Не налаженные отношения между приемными и биологическими родителями;

Игнорирование роли приемного отца;

Не сложившиеся взаимоотношения приемного ребенка и родных детей приемных родителей (особенно когда приемный ребенок старше родного);

Кризисные периоды развития приемного ребенка;

Отрицательная роль социального окружения (школа, детский сад, соседи).

Сложным вопросом является подготовка специалистов, осуществляющих сопровождение, которые должны реально помогать семье, на профессиональном уровне, и быть с ней в контакте.

Четвертый этап. Обучение приемных родителей с учетом сформированных установок, реальной ситуации и потребностей ребенка

На этом этапе успешное обучение приемных родителей зависит от правильного выбора формы обучения и дидактического материала. Особое внимание уделяется навыкам терапии супружеских, родительских и детских отношений и отношений между детьми. Обучающая модель строится на этапах: мотивация - целевые установки - инструктивные программы - обучение навыкам. Важно, чтобы родители ощутили помощь в решении их проблем, сами приняли активное участие. То есть родители, как субъекты сопровождения, реализуют идею «от помощи к самопомощи». Цели обучения: возникновение сплоченности, адаптивности и конструктивности в общении всех членов семьи, укрепление и развитие семьи.

Базисные условия для родителей: современные научные знания о семье, интерес к обучению, толерантность, умение вести дискуссию, легко вступать в общение, проявлять сочувствие.

Особое внимание в ходе обучения обращают: на сопротивление изменениям в семейной системе, на стили воспитания или стили общения в семье, на объективные стрессовые факторы, на отношения между приемной и биологической семьей, на коммуникативные умения членов приемной семьи.

На данном этапе также реализуется идея обучения родителей в контексте: «Родитель как учитель своих детей».

Реализация идеи «родитель как учитель» основана на психолого -педагогических методах. Родитель не дает рекомендаций, он обучает всех членов семьи методам самостоятельного исследования (изучения) проблем через организацию совместной деятельности, тренирует детей в применении специфических методов общения и взаимодействия, которые приводят к выгодным позициям ребенка в результате межличностных, внутригрупповых взаимодействий. Кандидаты в приёмные родители должны знать, каким умениям обучают родители детей, сами владеть этими умениями и уметь научить им детей: Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. С. 62.

Эмпатическим умениям (способность поставить себя на место другого);

Экспрессивным умениям (осознавать то, что вы понимаете и то, что вы желаете донести до других);

Дискуссионным и переговорным навыкам.

Родители должны обучиться элементарным схемам реализации своей роли приемного родителя как профессионального родителя. Для этого их учат применять простейшие схемы стратегического планирования:

Определение (описание) проблемы; формирование видения своих действий и реальных возможностей решения проблемы;

Формирование команды по её решению (родитель знает, что он не один с проблемой); уметь обсудить и выработать (в группе) цели, задачи по решению проблемы, оценить каждый шаг на пути к достижению цели по критериям (конкретность, срок исполнения, результативность);

Уметь для решения каждой из задач составить план конкретных мероприятий (действий); знать организацию контроля за реализацией мероприятий.

Такой подход к обучению приемных родителей положительно влияет на формирование опыта сотрудничества приемных родителей и специалистов сопровождения.

Пятый этап. Оценка приемной семьи как субъекта сопровождения

При формировании приемной семьи недостаточно изучается роль отцов как субъектов сопровождения приемных детей. Как отмечает Е. А. Брецких, Брецких Е. А. Исследование клинико - психологических особенностей семей, ожидающих или имеющих приёмных детей (в связи с задачами аналитико - системного семейного психологического сопровождения) //Известия РГПУ им. А, И, Герцена. - 2009. - № 102. С. 351. в большинстве случаев (367 из 400 изученных семей) оценки потребностей приемного ребенка и способы их удовлетворения (стратегии и тактики) у матерей и у отцов - различны.

Важно, чтобы было соответствие оценок: специалистов, самооценок приемных родителей.

Общая оценка выводится на основе обобщения оценок: приемных родителей, приемного ребенка, специалистов службы сопровождения, органов опеки и попечительства, общественных организаций. В ряде территорий ограничиваются оценкой специалистов службы сопровождения и органов опеки и попечительства, которые приводят к соответствию между собой.

Периодичность оценок в модели комплексного сопровождения В. Н. Ослон следующая: через три недели пребывания ребенка в приемной семье, через 6 месяцев пребывания ребенка в приемной семье, далее соответственно - через 9 месяцев, 12 месяцев, 18 месяцев, 24 месяца, и далее через каждые 6 месяцев проживания ребенка в приемной семье . Ослон В.Н. Приемная семья - кризисы первого года // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. - Пермь, 2000. С. 249.

Роль специалиста по социальной работе состоит в идентификации оценок, а также в организации процесса (а не процедуры) оценивания: совмещение сбора информации с ее анализом и интерпретацией. Такая оценка ситуации и разработка ответных мер с привлечением к участию, как специалистов, так и приемных родителей, приемных детей (других субъектов при необходимости) представляет собой такой исследовательский и коррекционный подход, который нацелен на усовершенствование методов реагирования. Рассматриваемому методу присущ ряд характеристик, которые отличают его от обычных исследовательских и коррекционных методов, а именно: своевременность реагирования на ситуацию, участие в процессе оценивания всех субъектов сопровождения и оценки как действия. Такой подход базируется на идеях активного решения проблемных вопросов непосредственно в реальности.

По мере развития процесса оценивания, с привлечением к участию приемных родителей будут возникать новые интересующие специалистов факты, характеристики. Поэтому В. Н. Ослон рекомендует ввести классификацию событий: ожидаемые, регулярные, необычные, неожиданные; наблюдения делит на неструктурированные и структурированные. Исследователь отмечает, что нецелесообразно на первоначальном этапе наблюдения родителей структурировать процесс. Свободный стиль наблюдения снимает вопрос о предубеждениях наблюдателя. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. С. 251.

Таким образом, сопровождение приёмной семьи включает в себя: формирование приемной семьи; проверку способности приемной семьи быть успешной; разработку индивидуальной программы комплексного сопровождения приемной семьи; обучение приемных родителей с учетом сформированных установок, реальной ситуации и потребностей ребенка; оценку приемной семьи как субъекта сопровождения

Выводы по 2 главе

1. Только в семье могут быть созданы оптимальные условия для нормального развития ребенка:

Стабильный, индивидуализированный и эмоционально насыщенный контакт с близким взрослым;

Широта связей с социумом, разнообразная, когнитивно насыщенная среда;

Собственная активность и активная разнообразная обратная связь от окружающего мира.

Под общим названием «замещающая семья» объединяются семьи, обладающие разными воспитательными потенциалами и выполняющие различные функции в деле попечения детей-сирот. Среди «замещающих семей» всё большее распространение приобретает такая форма устройства детей - сирот, как приёмная семья.

Замещающая семья представляет собой специфический институт воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей. В условиях деинституализации государственного попечения детей-сирот особая роль принадлежит замещающей семье, которая выполняет ряд ответственных функций: развивающую, социализирующую, корригирующую, реабилитирующую, восполняя тем самым недостатки эмоциональной, сенсорной, социальной информации у приемного ребенка, способствуя ликвидации его отставания, восстанавливая личное благополучие, четко определяя социальный статус.

2. Работа с такой семьей должна строиться на основе дифференцированных технологий сопровождения. Обязательная проработка мотивов усыновления, значений тайны усыновления, отношений к родным родителям ребенка и диагностика воспитательного потенциала приёмной семьи, повышение гибкости семейной системы необходимы для того, чтобы семья, усыновив ребенка, сделала его счастливым и была счастлива сама.

3. Сопровождение приёмной семьи включает в себя: формирование приемной семьи; проверку способности приемной семьи быть успешной; разработку индивидуальной программы комплексного сопровождения приемной семьи; обучение приемных родителей с учетом сформированных установок, реальной ситуации и потребностей ребенка; оценку приемной семьи как субъекта сопровождения.

В начале этого года проблемы приемных семей стали одной из наиболее обсуждаемых в СМИ и соцсетях тем. После грубого, совершенного с многочисленными нарушениями отобрания детей у опытной приемной мамы Светланы Дель начались горячие споры о том, должно ли государство вмешиваться в жизнь семьи, и если да, то когда и как.

Между тем, специалисты давно утверждают, что семьям с приемными детьми нужно сопровождение, потому что самые разные проблемы могут возникнуть даже у опытных приемных семей. Что подразумевается под этим сопровождением? Для всех ли семей с приемными детьми оно необходимо? Как его организовать, чтобы защитить права детей и при этом не нарушить право семьи на частную жизнь? Об этом мы решили подробно поговорить с Людмилой Петрановской, известным семейным психологом, специалистом по детско-родительским отношениям, основательницей Института развития семейного устройства.

КАК ДОЛЖНО БЫТЬ

- Что стоит за термином «сопровождение приемной семьи»? - до сих пор это понятно даже не всем специалистам.

Это устоявшийся термин, причем не психологический, а скорее термин социальной работы. Когда люди берут на себя такой труд, как растить ребенка с непростой историей, с особой, может быть, личной ситуацией (например, когда родители ребенка находятся в местах лишения свободы - и не очень понятно, что будет, когда они оттуда выйдут), им может понадобиться помощь. Эту работу семья выполняет в режиме 24х7. При том, что и ребенок сложный, и любви безусловной, как к кровному, у родителей изначально нет, очевидно, что нагрузка на маму с папой ложится колоссальная - и в этой ситуации люди просто имеют право рассчитывать на какую-то поддержку. Так вот, продуманная, отстроенная и человечная система такой поддержки и есть сопровождение, хотя у нас, к сожалению, ее часто понимают как систему контроля.

- Кто должен предоставлять услугу сопровождения для приемной семьи?

Мне кажется, что самое правильное - это когда у семьи есть право выбора службы сопровождения. Например, есть государственные службы, есть некоммерческие организации, может быть, такая служба есть при учреждении, откуда ребенка забрали, или по месту жительства семьи. Чем больше возможностей выбора, тем комфортнее для семьи.

- А как это устроено в других странах?

Всюду по-разному. Некоторые шли жестко по территориальному признаку: приемная семья прикрепляется к государственной службе по месту жительства (как у нас к поликлинике). С одной стороны, это неплохая практика - услуга становится общедоступной, семья сразу же получает поддержку, а государство берет на себя обязательство обеспечить сопровождение для всех приемных семей. Но есть и минусы, конечно. Например, как качественно обучить такое количество специалистов? Ведь если где-то слабый специалист - то и услуга так себе, а семья-то прикреплена, и родители оказываются в западне. Да и просто бывает так, что специалист сопровождения и родители не сошлись по-человечески. Ситуация нормальная, некритичная, но если сменить его, выбрать другого нет возможности, это проблема.

А, например, в Англии эти службы диверсифицированы, и сопровождением на одной территории могут заниматься самые разные организации, получившие аккредитацию: государственные, некоммерческие, коммерческие и муниципальные - все они могут развивать такие услуги и конкурировать между собой за право их предоставлять. Это более сложная система, но для семьи есть выбор, а конкуренция за финансирование и за клиентов побуждает службы развиваться.

- Должно ли сопровождение быть обязательным для семьи с приемным ребенком?

Это вопрос довольно сложный. Но если мы говорим именно о профессиональной приемной семье, то любая профессиональная деятельность подразумевает профессиональные стандарты. И да, в этом случае сопровождение должно быть обязательным. Конечно, здесь краеугольный вопрос в том, как это организовано все вместе, не только, собственно, служба сопровождения, но и весь институт приемной семьи.

- А как должно быть устроено сопровождение с точки зрения контента? Можно ли описать идеальную модель такой службы?

Прежде всего и самое главное: у каждой семьи сопровождение должно быть разное, у него разные цели. Потому что все семьи сталкиваются с разными сложностями: у какого-то ребенка есть образовательные проблемы, и нужна помощь со школой (а иногда не только в учебе, но и в выстраивании отношений), у кого-то проблемы со здоровьем, у кого-то - серьезный конфликт с принимающей семьей, и родители не могут сами отрегулировать отношения, они не понимают, что происходит с ребенком, почему он так себя ведет. Или совсем другая история: в приемной семье внезапно возникают какие-то обстоятельства, мешающие нормальной жизни: потеря работы, личные кризисы, развод или болезни родителей и т.д. И цель сопровождения - сделать так, чтобы семья не оставалась с этими проблемами один на один, а могла получить помощь и поддержку.

- И все это возможно сделать в пределах одной службы? Это же огромная штатная численность!

Ну, строго говоря, с совсем уж крайними, тяжелыми ситуациями сталкивается далеко не каждая приемная семья. И обычно, стандартно семье бывает нужно просто внимание, какое-то консультирование и поддержка - редуцированное сопровождение, которое как раз и должно быть доступно всем.

Это может быть устроено примерно так: у каждой семьи должен быть куратор, человек, который находится в постоянном контакте с родителями, хорошо знает ребенка. И этот человек, обязательно в равном, партнерском диалоге с родителями, определяет ключевые направления, по которым семье нужна помощь, и обеспечивает «контакт» с узкими специалистами - психологами, медиками, юристами и т.д. Совсем не обязательно иметь полный комплект штатных узких специалистов, но куратор должен обладать исчерпывающей информацией, где их найти, если очень надо - и направлять родителей. Ребенок заболел и нужна дорогостоящая помощь? - куратор должен знать, какие благотворительные фонды помогают с конкретным диагнозом. Проблемы с математикой? - куратор должен направить туда, где позанимаются дополнительно. И так по всему спектру вопросов.

И, конечно, куратор должен организовать командную работу с семьей, столкнувшейся с очень серьезными проблемами, если требуется участие сразу и психологов, и педагогов, и, возможно, медиков и т.д. Но, повторю, это не частый случай. Большинство проблем может быть решено небольшими ресурсами. Если в семье и с ребенком все благополучно, спокойно, без проблем, то сопровождение может осуществляться по совсем простой схеме - просто плановые встречи, скажем, раз в полгода или даже раз в год, чтобы узнать, как дела у ребенка.

- А кто и как принимает решение о том, какая форма сопровождения необходима той или иной семье?

Решение должно приниматься совместно куратором и родителями. Потому что приоритетный принцип, на котором должна вообще строиться вся система, - это доверие и поддержка. Семья должна воспринимать сопровождение как однозначно помогающий институт и точно не как контролирующий, и тем более не как изымающий ребенка. При наличии доверия, при четком понимании со стороны родителей, что если они искренне и честно говорят о проблеме, им начинают помогать и предлагать разные варианты, коллегиальное принятие решений не представляет трудностей. Конечно, если родителя с порога встретить обескураживающими утверждениями «что-то вы, мамочка, плохо справляетесь» или тем более прийти домой и залезть в холодильник проверять качество супа, то никакое партнерство невозможно.

- Есть еще что-то важное, основополагающее, что должно быть в системе сопровождения?

Конечно, важно, чтобы в этой системе работали действительно подготовленные и квалифицированные люди, которые бы знали, как нужно помогать: куда обращаться, кого привлекать, как действовать в самых разных ситуациях, как выстраивать целую кучу социальных связей - с семьей, с образовательными учреждениями, с опеками, с поликлиниками, с благотворительными фондами, с комиссиями по делам несовершеннолетних и т.д.

И еще важнейший момент: работа такой службы требуют регламентации и прозрачности. Каждый участник процесса должен понимать, кто, как и с кем взаимодействует, кто что может и не может, у кого какие права и обязанности. Нужна хорошая, проработанная, умная юридическая база. Раз мы говорим о том, что сопровождение должно быть обязательным для приемных семей, значит, весь этот институт должен быть качественно выстроен.

КАК ЕСТЬ

- У нас, честно говоря, толком не различаются разные формы семейного устройства. Просто люди знают, что за усыновление денег не платят, а за приемную семью - платят. Но ведь отличия гораздо более существенны?

Да, конечно. У нас сейчас действительно различения нет, и приемные родители, опекуны и усыновители - все позиционируют себя как маму с папой и публично, и внутри семьи. Получилось это потому, что институт приемной семьи создавался у нас сверху, кампанией, а не вырос органично внутри системы семейного устройства.

В тех странах, где проблемы сирот системно решаются уже многие десятилетия, этот процесс шел совсем по-другому: приемная семья появляется тогда, когда после развития усыновления становится очевидно, что найти усыновителей всем детям невозможно, да и не всем детям нужно. Например, у ребенка мама в заключении, выйдет через три года - и намерена его забрать. Лучше же ребенку это время провести в приемной семье, у которой будут определенные, прописанные в договоре, обязательства по поддержанию отношений с мамой. Или мама болеет и будет долго лечиться, а бабушек нет. Тоже куда предпочтительнее приемная семья, которая ребенка окружит заботой и обеспечит контакт с мамой. И таких ситуаций, на самом деле, очень немало. И вот тут-то и нужна приемная, то есть профессиональная замещающая семья. То есть люди не просто принимают в семью ребенка на правах своего, они помогают ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Хотя, конечно, на уровне чувств и отношений могут стать очень близки с ним.

У нас получилось иначе: приемная семья стала фактически оплачиваемым вариантом усыновления, этот институт был введен для того, чтобы в принципе стимулировать семейное устройство. У нас много семей, для которых наличие материальной поддержки является важным ресурсом - без нее они бы ребенка «не потянули». При этом еще усыновленный ребенок теряет все льготы ребенка-сироты, а опекаемый - нет. Поэтому все перемешалось, и выбор формы семейного устройства часто определяется не столько ситуацией ребенка или ролью родителя, сколько соображениями материальной поддержки и сохранения льгот для ребенка.

- А если позиционировать приемное родительство как профессиональную деятельность, отличную от усыновления, то и учить таких людей нужно по-другому?

Нет, вот это как раз совсем необязательно. Обучение в Школе приемных родителей - это время, когда будущим родителям нужно предоставить грамотную возможность оценить себя, свои возможности, свои ресурсы - и ответственно выбрать, усыновлять или брать в приемную семью.

- И у нас сейчас, конечно же, нет полноценной системы сопровождения?

Нет, увы. При этом у нас сейчас уже действительно много семей с приемными детьми, которым нужна помощь.

Но и юридически и фактически у нас все устроено довольно странно: реально наши приемные семьи - это сплошь и рядом не профессиональная история, а совсем другая. Причем из-за неотрегулированности института некоторое лукавство, с этим связанное, есть с обеих сторон - и обеим же сторонам оно удобно. Государству - потому что приемные родители не получают выходных, больничных, отпускных. Приемным родителям - потому что у них есть «маневр» в восприятии самих себя: когда-то они считают себя родителями, а когда-то скорее воспитателями, профессионалами.

У нас нет внятного разделения на усыновление и профессиональную семейную замещающую заботу. Все перетекает одно в другое: В приемных семьях часто дети не знают, что они приемные, семьи с усыновленными детьми контролируются как приемные и т. д. В результате и правда не очень понятно, где тут место сопровождению, для кого оно необходимо и обязательно, для кого - нет.

- И как же его внедрять в таком случае?

Внедрение сопровождения - действительно непростая и нелинейная задача. Инфраструктуры пока под сопровождение тоже нет, специалистов - единицы. Соответственно, если ввести просто указом сверху, будет плохо: в ситуации тотального недоверия между гражданами и государственными органами, с одной стороны, и реальным неумением наших чиновников именно поддерживать и помогать, а не контролировать и поучать, ничего хорошего из этого не получится.

При этом сейчас очень много родителей, взявших детей в приемную семью, и они подписывались на определенные правила. Менять их на ходу просто нельзя.

Так что скорее всего, внедрение сопровождения (если все делать нормально) будет долгим и очень не простым процессом. И обязательность сопровождения должна возникнуть в самую последнюю очередь.

ИЗ ТОЧКИ А В ТОЧКУ Б

- Правильно ли мы понимаем, что внедрение обязательного сопровождения нужно начинать с урегулирования правовой базы?

Да, нужна какая-то точка отсчета - нужно договориться о том, что было бы понятно и принималось бы всеми участниками процесса. Например, о процедуре отобрания детей. Необходимо прописать ее так, чтобы ситуации, когда приходит полиция домой, ходит в ботинках по комнатам и забирает детей, потому что им показалось, что дети неухожены, были исключены. У нас любят пугать друг друга «западными практиками», мифической «ювенальной юстицией», которой у нас на самом деле нет. Зато есть и действуют законы, которые позволяют вмешиваться в жизнь семьи намного более грубо и бесцеремонно, чем в любых «западных практиках». Все то, что происходило с семей Дель происходило не из-за «ювенальной юстиции», это было наше, родное, чиновничье хамство и непродуманная, очень грубо прописанная законодательная база.

Надо постепенно, очень аккуратно разрабатывать все регламенты, чтобы в результате получилась документальная база, приемлемая для всех сторон процесса. Чтобы приемный родитель понимал, что сопровождение - это не контроль и не порицание, чтобы у него было прочным чувство безопасности при взаимодействии со службой сопровождения.

- А после нормативной базы? - инфраструктуры-то нет, и ее создавать дольше.

Да, а потом неизбежно встанет вопрос о том, кто будет в этих службах работать и как этих людей учить. Не зря в развитых странах социальный работник - это университетское образование, людей учат несколько лет.

Ведь человек, который стоит во главе всего процесса сопровождения, своеобразный «менеджер семьи», должен уметь и увидеть, распознать проблему, и найти оптимальное с точки зрения затрат и результата решение. Мы уже говорили, что невозможно в каждой службе держать всех узких специалистов, но то, что их помощь необходима, должен понять куратор. И где их найти и как организовать эту помощь - тоже должен знать куратор. Например, в регион можно пригласить из Москвы врача с определенной специализацией, который осмотрит и проконсультирует сразу несколько детей. Это дешевле, чем каждого ребенка таскать в Москву, это для ребенка и для семьи гораздо комфортнее. Но чтобы это все осуществить, нужно, чтобы была служба, способная это организовать. Чтобы у нее была какая-то свобода действий, в том какая-то числе свобода траты денег. Каждый, кто знаком с нашими реалиями, понимает, что пока это звучит фантастично, во всяком случае для государственных и муниципальных служб.

- Допустим, регламенты разработаны, люди обучены, инфраструктура создана. Дальше что?

А дальше уже можно постепенно вводить обязательное сопровождение для приемных семей - но не задним числом, а для тех, кто только приходит к этой форме воспитания детей. Обязательность, подчеркну это еще раз, в той ситуации, которая есть здесь и сейчас, должна быть последним звеном, чтобы все семьи чувствовали себя в безопасности и в поддерживающей, помогающей среде. Иначе получится очередная профанация, последствия которой мы будем преодолевать очень и очень долго. А если вводить все грамотно и очень постепенно, но институт сопровождения вполне может стать зоной общественного согласия.

В начале этого года проблемы приемных семей стали одной из наиболее обсуждаемых в СМИ и соцсетях тем. После грубого, совершенного с многочисленными нарушениями отобрания детей у опытной приемной мамы Светланы Дель начались горячие споры о том, должно ли государство вмешиваться в жизнь семьи, и если да, то когда и как.

Между тем, специалисты давно утверждают, что семьям с приемными детьми нужно сопровождение, потому что самые разные проблемы могут возникнуть даже у опытных приемных семей. Что подразумевается под этим сопровождением? Для всех ли семей с приемными детьми оно необходимо? Как его организовать, чтобы защитить права детей и при этом не нарушить право семьи на частную жизнь? Об этом мы решили подробно поговорить с Людмилой Петрановской, известным семейным психологом, специалистом по детско-родительским отношениям, основательницей Института развития семейного устройства.

КАК ДОЛЖНО БЫТЬ

— Что стоит за термином «сопровождение приемной семьи»? – до сих пор это понятно даже не всем специалистам.

— Это устоявшийся термин, причем не психологический, а скорее термин социальной работы. Когда люди берут на себя такой труд, как растить ребенка с непростой историей, с особой, может быть, личной ситуацией (например, когда родители ребенка находятся в местах лишения свободы – и не очень понятно, что будет, когда они оттуда выйдут), им может понадобиться помощь. Эту работу семья выполняет в режиме 24х7. При том, что и ребенок сложный, и любви безусловной, как к кровному, у родителей изначально нет, очевидно, что нагрузка на маму с папой ложится колоссальная – и в этой ситуации люди просто имеют право рассчитывать на какую-то поддержку. Так вот, продуманная, отстроенная и человечная система такой поддержки и есть сопровождение, хотя у нас, к сожалению, ее часто понимают как систему контроля.

— Кто должен предоставлять услугу сопровождения для приемной семьи?

— Мне кажется, что самое правильное – это когда у семьи есть право выбора службы сопровождения. Например, есть государственные службы, есть некоммерческие организации, может быть, такая служба есть при учреждении, откуда ребенка забрали, или по месту жительства семьи. Чем больше возможностей выбора, тем комфортнее для семьи.

— А как это устроено в других странах?

— Всюду по-разному. Некоторые шли жестко по территориальному признаку: приемная семья прикрепляется к государственной службе по месту жительства (как у нас к поликлинике). С одной стороны, это неплохая практика – услуга становится общедоступной, семья сразу же получает поддержку, а государство берет на себя обязательство обеспечить сопровождение для всех приемных семей. Но есть и минусы, конечно. Например, как качественно обучить такое количество специалистов? Ведь если где-то слабый специалист – то и услуга так себе, а семья-то прикреплена, и родители оказываются в западне. Да и просто бывает так, что специалист сопровождения и родители не сошлись по-человечески. Ситуация нормальная, некритичная, но если сменить его, выбрать другого нет возможности, это проблема.

А, например, в Англии эти службы диверсифицированы, и сопровождением на одной территории могут заниматься самые разные организации, получившие аккредитацию: государственные, некоммерческие, коммерческие и муниципальные – все они могут развивать такие услуги и конкурировать между собой за право их предоставлять. Это более сложная система, но для семьи есть выбор, а конкуренция за финансирование и за клиентов побуждает службы развиваться.

— Должно ли сопровождение быть обязательным для семьи с приемным ребенком?

— Это вопрос довольно сложный. Но если мы говорим именно о профессиональной приемной семье, то любая профессиональная деятельность подразумевает профессиональные стандарты. И да, в этом случае сопровождение должно быть обязательным. Конечно, здесь краеугольный вопрос в том, как это организовано все вместе, не только, собственно, служба сопровождения, но и весь институт приемной семьи.

— А как должно быть устроено сопровождение с точки зрения контента? Можно ли описать идеальную модель такой службы?

— Прежде всего и самое главное: у каждой семьи сопровождение должно быть разное, у него разные цели. Потому что все семьи сталкиваются с разными сложностями: у какого-то ребенка есть образовательные проблемы, и нужна помощь со школой (а иногда не только в учебе, но и в выстраивании отношений), у кого-то проблемы со здоровьем, у кого-то – серьезный конфликт с принимающей семьей, и родители не могут сами отрегулировать отношения, они не понимают, что происходит с ребенком, почему он так себя ведет. Или совсем другая история: в приемной семье внезапно возникают какие-то обстоятельства, мешающие нормальной жизни: потеря работы, личные кризисы, развод или болезни родителей и т.д. И цель сопровождения – сделать так, чтобы семья не оставалась с этими проблемами один на один, а могла получить помощь и поддержку.

— И все это возможно сделать в пределах одной службы? Это же огромная штатная численность!

— Ну, строго говоря, с совсем уж крайними, тяжелыми ситуациями сталкивается далеко не каждая приемная семья. И обычно, стандартно семье бывает нужно просто внимание, какое-то консультирование и поддержка – редуцированное сопровождение, которое как раз и должно быть доступно всем.

Это может быть устроено примерно так: у каждой семьи должен быть куратор, человек, который находится в постоянном контакте с родителями, хорошо знает ребенка. И этот человек, обязательно в равном, партнерском диалоге с родителями, определяет ключевые направления, по которым семье нужна помощь, и обеспечивает «контакт» с узкими специалистами – психологами, медиками, юристами и т.д. Совсем не обязательно иметь полный комплект штатных узких специалистов, но куратор должен обладать исчерпывающей информацией, где их найти, если очень надо – и направлять родителей. Ребенок заболел и нужна дорогостоящая помощь? – куратор должен знать, какие благотворительные фонды помогают с конкретным диагнозом. Проблемы с математикой? – куратор должен направить туда, где позанимаются дополнительно. И так по всему спектру вопросов.

И, конечно, куратор должен организовать командную работу с семьей, столкнувшейся с очень серьезными проблемами, если требуется участие сразу и психологов, и педагогов, и, возможно, медиков и т.д. Но, повторю, это не частый случай. Большинство проблем может быть решено небольшими ресурсами. Если в семье и с ребенком все благополучно, спокойно, без проблем, то сопровождение может осуществляться по совсем простой схеме – просто плановые встречи, скажем, раз в полгода или даже раз в год, чтобы узнать, как дела у ребенка.

— А кто и как принимает решение о том, какая форма сопровождения необходима той или иной семье?

— Решение должно приниматься совместно куратором и родителями. Потому что приоритетный принцип, на котором должна вообще строиться вся система, – это доверие и поддержка. Семья должна воспринимать сопровождение как однозначно помогающий институт и точно не как контролирующий, и тем более не как изымающий ребенка. При наличии доверия, при четком понимании со стороны родителей, что если они искренне и честно говорят о проблеме, им начинают помогать и предлагать разные варианты, коллегиальное принятие решений не представляет трудностей. Конечно, если родителя с порога встретить обескураживающими утверждениями «что-то вы, мамочка, плохо справляетесь» или тем более прийти домой и залезть в холодильник проверять качество супа, то никакое партнерство невозможно.

— Есть еще что-то важное, основополагающее, что должно быть в системе сопровождения?

— Конечно, важно, чтобы в этой системе работали действительно подготовленные и квалифицированные люди, которые бы знали, как нужно помогать: куда обращаться, кого привлекать, как действовать в самых разных ситуациях, как выстраивать целую кучу социальных связей – с семьей, с образовательными учреждениями, с опеками, с поликлиниками, с благотворительными фондами, с комиссиями по делам несовершеннолетних и т.д.

И еще важнейший момент: работа такой службы требуют регламентации и прозрачности. Каждый участник процесса должен понимать, кто, как и с кем взаимодействует, кто что может и не может, у кого какие права и обязанности. Нужна хорошая, проработанная, умная юридическая база. Раз мы говорим о том, что сопровождение должно быть обязательным для приемных семей, значит, весь этот институт должен быть качественно выстроен.

КАК ЕСТЬ

— У нас, честно говоря, толком не различаются разные формы семейного устройства. Просто люди знают, что за усыновление денег не платят, а за приемную семью – платят. Но ведь отличия гораздо более существенны?

— Да, конечно. У нас сейчас действительно различения нет, и приемные родители, опекуны и усыновители – все позиционируют себя как маму с папой и публично, и внутри семьи. Получилось это потому, что институт приемной семьи создавался у нас сверху, кампанией, а не вырос органично внутри системы семейного устройства.

В тех странах, где проблемы сирот системно решаются уже многие десятилетия, этот процесс шел совсем по-другому: приемная семья появляется тогда, когда после развития усыновления становится очевидно, что найти усыновителей всем детям невозможно, да и не всем детям нужно. Например, у ребенка мама в заключении, выйдет через три года – и намерена его забрать. Лучше же ребенку это время провести в приемной семье, у которой будут определенные, прописанные в договоре, обязательства по поддержанию отношений с мамой. Или мама болеет и будет долго лечиться, а бабушек нет. Тоже куда предпочтительнее приемная семья, которая ребенка окружит заботой и обеспечит контакт с мамой. И таких ситуаций, на самом деле, очень немало. И вот тут-то и нужна приемная, то есть профессиональная замещающая семья. То есть люди не просто принимают в семью ребенка на правах своего, они помогают ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Хотя, конечно, на уровне чувств и отношений могут стать очень близки с ним.

У нас получилось иначе: приемная семья стала фактически оплачиваемым вариантом усыновления, этот институт был введен для того, чтобы в принципе стимулировать семейное устройство. У нас много семей, для которых наличие материальной поддержки является важным ресурсом – без нее они бы ребенка «не потянули». При этом еще усыновленный ребенок теряет все льготы ребенка-сироты, а опекаемый – нет. Поэтому все перемешалось, и выбор формы семейного устройства часто определяется не столько ситуацией ребенка или ролью родителя, сколько соображениями материальной поддержки и сохранения льгот для ребенка.

— А если позиционировать приемное родительство как профессиональную деятельность, отличную от усыновления, то и учить таких людей нужно по-другому?

— Нет, вот это как раз совсем необязательно. Обучение в Школе приемных родителей – это время, когда будущим родителям нужно предоставить грамотную возможность оценить себя, свои возможности, свои ресурсы – и ответственно выбрать, усыновлять или брать в приемную семью.

— И у нас сейчас, конечно же, нет полноценной системы сопровождения?

— Нет, увы. При этом у нас сейчас уже действительно много семей с приемными детьми, которым нужна помощь.

Но и юридически и фактически у нас все устроено довольно странно: реально наши приемные семьи – это сплошь и рядом не профессиональная история, а совсем другая. Причем из-за неотрегулированности института некоторое лукавство, с этим связанное, есть с обеих сторон – и обеим же сторонам оно удобно. Государству – потому что приемные родители не получают выходных, больничных, отпускных. Приемным родителям – потому что у них есть «маневр» в восприятии самих себя: когда-то они считают себя родителями, а когда-то скорее воспитателями, профессионалами.

У нас нет внятного разделения на усыновление и профессиональную семейную замещающую заботу. Все перетекает одно в другое: В приемных семьях часто дети не знают, что они приемные, семьи с усыновленными детьми контролируются как приемные и т. д. В результате и правда не очень понятно, где тут место сопровождению, для кого оно необходимо и обязательно, для кого – нет.

— И как же его внедрять в таком случае?

Внедрение сопровождения – действительно непростая и нелинейная задача. Инфраструктуры пока под сопровождение тоже нет, специалистов – единицы. Соответственно, если ввести просто указом сверху, будет плохо: в ситуации тотального недоверия между гражданами и государственными органами, с одной стороны, и реальным неумением наших чиновников именно поддерживать и помогать, а не контролировать и поучать, ничего хорошего из этого не получится.

При этом сейчас очень много родителей, взявших детей в приемную семью, и они подписывались на определенные правила. Менять их на ходу просто нельзя.

Так что скорее всего, внедрение сопровождения (если все делать нормально) будет долгим и очень не простым процессом. И обязательность сопровождения должна возникнуть в самую последнюю очередь.

ИЗ ТОЧКИ А В ТОЧКУ Б

— Правильно ли мы понимаем, что внедрение обязательного сопровождения нужно начинать с урегулирования правовой базы?

— Да, нужна какая-то точка отсчета – нужно договориться о том, что было бы понятно и принималось бы всеми участниками процесса. Например, о процедуре отобрания детей. Необходимо прописать ее так, чтобы ситуации, когда приходит полиция домой, ходит в ботинках по комнатам и забирает детей, потому что им показалось, что дети неухожены, были исключены. У нас любят пугать друг друга «западными практиками», мифической «ювенальной юстицией», которой у нас на самом деле нет. Зато есть и действуют законы, которые позволяют вмешиваться в жизнь семьи намного более грубо и бесцеремонно, чем в любых «западных практиках». Все то, что происходило с семей Дель происходило не из-за «ювенальной юстиции», это было наше, родное, чиновничье хамство и непродуманная, очень грубо прописанная законодательная база.

Надо постепенно, очень аккуратно разрабатывать все регламенты, чтобы в результате получилась документальная база, приемлемая для всех сторон процесса. Чтобы приемный родитель понимал, что сопровождение – это не контроль и не порицание, чтобы у него было прочным чувство безопасности при взаимодействии со службой сопровождения.

— А после нормативной базы? – инфраструктуры-то нет, и ее создавать дольше.

— Да, а потом неизбежно встанет вопрос о том, кто будет в этих службах работать и как этих людей учить. Не зря в развитых странах социальный работник – это университетское образование, людей учат несколько лет.

Ведь человек, который стоит во главе всего процесса сопровождения, своеобразный «менеджер семьи», должен уметь и увидеть, распознать проблему, и найти оптимальное с точки зрения затрат и результата решение. Мы уже говорили, что невозможно в каждой службе держать всех узких специалистов, но то, что их помощь необходима, должен понять куратор. И где их найти и как организовать эту помощь – тоже должен знать куратор. Например, в регион можно пригласить из Москвы врача с определенной специализацией, который осмотрит и проконсультирует сразу несколько детей. Это дешевле, чем каждого ребенка таскать в Москву, это для ребенка и для семьи гораздо комфортнее. Но чтобы это все осуществить, нужно, чтобы была служба, способная это организовать. Чтобы у нее была какая-то свобода действий, в том какая-то числе свобода траты денег. Каждый, кто знаком с нашими реалиями, понимает, что пока это звучит фантастично, во всяком случае для государственных и муниципальных служб.

Допустим, регламенты разработаны, люди обучены, инфраструктура создана. Дальше что?

— А дальше уже можно постепенно вводить обязательное сопровождение для приемных семей – но не задним числом, а для тех, кто только приходит к этой форме воспитания детей. Обязательность, подчеркну это еще раз, в той ситуации, которая есть здесь и сейчас, должна быть последним звеном, чтобы все семьи чувствовали себя в безопасности и в поддерживающей, помогающей среде. Иначе получится очередная профанация, последствия которой мы будем преодолевать очень и очень долго. А если вводить все грамотно и очень постепенно, но институт сопровождения вполне может стать зоной общественного согласия.

http://findfamilyfond.ru/press-centr/novosti/lyudmila-petranovskaya/