Всё, что нужно знать о горных лыжах, прежде чем идти в магазин или пункт проката. Как выбрать горнолыжный костюм

Желающим заниматься обязательно понадобится личное снаряжение. После покупки собственных лыж экипировку нужно будет везде возить с собой. Но ведь это требуется для быстрой выработки умения кататься. по росту, весу и другим параметрам, рассказано в статье.

В специализированных магазинах представлен большой выбор снаряжения. Каждый комплект имеет свои характеристики. Чтобы приобрести подходящий вариант, необходимо знать, как подобрать горные лыжи по росту, весу и другим показателям. Ведь это полностью влияет на удобство катания.

Рост

Как подобрать горные лыжи по росту? Выбор длины снаряжения устанавливается его назначением. Нужно точно определить, какой стиль катания будет применяться. В этом деле надо ориентироваться на следующие показатели:

  1. Фрирайдовые. Их необходимо выбирать так: к своему росту требуется добавить 10 см.
  2. Карвинговые: от показателя роста вычитают 10 см.
  3. Подбор универсальной модели определяется трассой и выбирается на основе принципа: из показателя роста вычитают 5-20 см.

Отвечая на вопрос о том, как подобрать горные лыжи по росту, следует учитывать индивидуальные особенности спортсмена:

  1. Начинающим желательно вычитать из роста 20 см. Лыжи будут короче, и ими будет легче управлять.
  2. Если спортсмен - профессионал или то требуется вычитать 10 см.
  3. Женщинам, которые выбирают снаряжение, для комфортного катания надо вычитать из роста 12 см.
  4. Человеку с лишним весом нужно прибавлять 5-10 см и выбирать жесткую модель.
  5. При невысоком росте вычитают 5-10 см.

Это полный ответ на вопрос о том, как правильно подобрать горные лыжи по росту. Также необходимо учитывать и некоторые другие нюансы. Эти же правила действуют в том случае, если нужно узнать, как подобрать горные лыжи по росту ребенка.

Вес

При желании заниматься спортом необходимо знать не только то, как подобрать горные лыжи по росту, но и как это сделать на основе учета веса. Для этого следует полагаться на общепринятые правила:

  1. При весе 47 кг и менее выбирают лыжи длиной 145 см.
  2. 48-53 кг - 150 см.
  3. 53-58 кг - 155 см.
  4. 59-65 кг - 160 см.
  5. 66-73 кг - 165 см.
  6. 74-82 кг - 170 см.
  7. 83 кг и выше - 175 см.

Правильно подобранное снаряжение по росту и весу позволит сделать занятия спортом комфортными. При этом надо учитывать подготовку самого спортсмена. От этого зависит безопасность и удобство катания.

Уровень подготовки

Хотя вопрос о том, как подобрать горные лыжи под рост, является одним из важных, все же надо учитывать и другие нюансы. При покупке снаряжения необходимо помнить об уровне подготовки спортсмена:

  1. Класс А. Лыжи созданы для профессионалов, у которых есть опыт катания. Снаряжение подойдет тем, кто в отличной физической форме. Жесткие лыжи рассчитаны на скоростной стиль катания. Чтобы изделия оставались в аккуратном состоянии, необходим регулярный уход.
  2. Класс В и С. Данное снаряжение выбирается любителями, у которых есть точное представление о том, что они желают. Лыжи имеют среднюю жесткость.
  3. Класс D. Это легкие виды снаряжения для новичков. Их удобство заключается в том, что смягчаются неровности рельефа и присутствует хорошая маневренность на умеренной скорости.

Стиль катания

Если есть желание заниматься горнолыжным спортом, то следует не только учитывать то, как подобрать горные лыжи по росту, но и полагаться на стиль катания. Это:

  1. Фрирайд. С ним происходит гонка по неподготовленной территории, вне специальных трасс. Такие лыжи широкие, они имеют загнутый нос.
  2. Фристайл. Данный стиль считается экстремальным, при нем выполняются трюки в воздухе после старта с трамплина. Такие лыжи широкие для комфортного приземления. А для скольжения в обе стороны носы у них вида «твин-тип»: скругленные и загнутые вверх.
  3. Могул. Это разновидность фристайла, но в настоящее время считается составляющей частью, в чистом виде она применяется редко. При данном стиле происходит езда по ямам и буграм на большой скорости. Лыжи этого вида узкие, упругие, прямые, они подходят для профессионалов.
  4. Слалом. При такой технике происходит скоростной спуск с активными поворотами по особой трассе протяженностью до 1,5 км с перепадом высот между началом и концом не менее 150 метров. Снаряжение имеет узкую середину, а нос и хвост - широкие.
  5. Карвинг. Система является скоростным спуском с горы широкими дугами. При этом лыжник в повороте сильно наклоняется и скользит на боковых частях лыж. Для этого применяется облегченное и жесткое снаряжение, подходящее для подготовленной территории и бездорожья.
  6. Ски-кросс. При этом стиле происходит одновременный спуск сразу 4 лыжников, которые проходят через трамплины и виражи. Снаряжение формой и функциональностью подобно приспособлениям для карвинга.
  7. Ски-тур. Предполагает спуск, а затем восхождение на гору. Это сочетание горнолыжного спорта с турпоходом. Для этого нужны лыжи немного короче и шире остальных моделей.

Кроме вышеуказанных, существуют и универсальные варианты, которые могут применяться для катания в различных стилях. Такое снаряжение имеет невысокую жесткость, небольшие боковые вырезы и среднюю ширину до 80 мм. Оно подходит для использования людьми разной подготовки.

Жесткость

По жесткости лыжи бывают:

  1. Мягкими. Они удобны в управлении на небольшой скорости, поэтому могут применяться начинающими лыжниками или для фрирайда на целине.
  2. Жесткими. Данные изделия предназначены для физически подготовленных людей, поэтому их выбирают лишь опытные спортсмены. Снаряжение отлично подходит для ледяных склонов. Может применяться в карвинге и спорте.

Марки

В специализированных магазинах представлен большой ассортимент товаров. Востребованными являются лыжи следующих марок:

1. Fischer RX Fire FP9. Приспособления считаются универсальными, их выбирают и для новичков. Снаряжение выпускают длиной 140-170 см. Его могут выбирать и опытные лыжники, ведь форма предоставляет возможность пользоваться элементами карвинга. К преимуществам относят простоту конструкции и доступную стоимость.

2. Rossignol Zenith Z76. Модель предназначена для катания не на трассах. Она используется опытными лыжниками и новичками. Длина равна 154-176 см. Основой снаряжения считается стекловолокно, с которым увеличивается прочность. Недостатком является низкая скорость.

3. HEAD Supershape Team. Данные модели выпускаются для занятий детей и подростков. Они удобны по жесткости и безопасности крепления. Длина составляет 67-157 см. Их возможности универсальные.

Крепления

При покупке надо учитывать крепления горных лыж, так как от этого зависит безопасность лыжника. Многие модели имеют крепления или площадки, на которые устанавливаются, а потом настраиваются эти дополнения. Некоторые приспособления без креплений. Тогда установку и регулировку надо выполнять в специальных центрах. Грамотно выбранное крепление будет служить защитой от травм, поэтому у него нужно проверить:

  1. При наклоне вперед и назад обувь должна удерживаться надежно. Это нужно для контроля за лыжами, а также безопасного катания.
  2. По достижении критической степени боковой нагрузки ботинок должен легко открепляться. При падении это уберегает от травм.

Работа по установке, настройке, регулировки креплений обычно входит в цену. Выбор и настройка лыж являются сложным занятием. Нужно обращаться только в проверенные салоны, специалисты которых предоставят профессиональную консультацию и помогут в выборе подходящих товаров.

Для ребенка

Как подобрать детские горные лыжи по росту? Необходимо учитывать не только рост, но и некоторые другие нюансы:

  1. Не следует приобретать лыжи, у которых жесткие крепления, и специальные лыжные ботинки, если ребенку нет 6 лет. В этот период отлично подходят полужесткие или мягкие крепления, совместимые с обычной зимней обувью.
  2. Желательно приобретать лыжи из пластика, они надежнее, чем деревянные, к тому же для них не нужна смазка. Лучше выбирать лыжи с насечками, которые блокируют откат назад.
  3. Подобрать по росту будет проще после того, как ребенок научится держать равновесие. Снаряжение потребуется после того, когда ему будет известен принцип скольжения. Длиной палки должны быть до подмышек. Желательно, чтобы они были легкими, не острыми, с ремешками для рук.
  4. Детям 3-4 лет приобретают палки длиной немного меньше роста, шириной 7-8 см. С исполнением 5-6 лет потребуются лыжи на 10-15 см выше роста и шириной 4,5-5 см.
  5. Снаряжение для дошкольников необходимо выбирать по весу: детям до 20 кг - 70 см, до 30 кг - 90 см, до 40 кг - до 1 метра.

Итог

Важно не спутать детские модели с короткими взрослыми. Из-за сильной жесткости вторые будут сложными для ребенка. Необходимо выбирать спортивное снаряжение в специализированном магазине, а не с рук. Это предоставляет гарантию получения качественного товара. Правильно подобранные лыжи позволят освоить горнолыжный спорт.

Геометрия лыжи - это параметры ширины носка-талии-пятки лыжи в мм. Иногда в эту группу включают радиус или глубину бокового выреза. По ширине талии можно определить основное назначения современной лыжи : Талия менее 68 мм - лыжи предназначены преимущественно для подготовленных трасс, талия от 70 до 80 мм - универсальные модели, талия более 80 мм - внетрассовое катания. Приведенные величины не являются постоянными.
Для того, что бы начать подбирать снаряжения, нужно определиться со стилем катания, то есть, как и где человек собирается кататься. Различных стилей и направлений существует множество. Основные из них:
Спортивные. Специализированные модели для спортивных дисциплин: слалома, гиганта, супер-гиганта, скоростного спуска.
Фрирайд. Вид катание преимущественно "вне трасс" по самому разнообразному рельефу, включая целину, бугры, прыжки со скал и наддувов.
Универсальные. Характеристика, обозначающая использования модели, как на подготовленных склонах, так и в разбитом снегу и целине.
Фристайл "new school". Включает в себя прыжки, движения спиной вперед, различные упражнения на стенах пайпа и в воздухе, могул. Ответвлением является джиббинг (катание по всевозможным перилам) и фристайл бэккантри (катание с теми же элементами, выполненными на естественном рельефе, как правило, в целине).
Ски-тур. Вид горнолыжного отдыха, предполагающий катание в горах, не оборудованных подъемниками и ратраками, когда подъем вверх осуществляется пешком на лыжах. Используются специальные ботинки и крепления.
Скикросс. Относительно новая горнолыжная дисциплина. На специально подготовленной трассе с перепадами, трамплинами, виражами и прочее, стартуют сразу несколько участников (обычно четверо) с задачей прийти к финишу первым.
Если же человек только начинает кататься, и не знает какой стиль ему больше подойдет, то выбор его должен остановиться на моделях с универсальной геометрией лыжи .

Что такое "классика" и "карвинг"

Карвинг - техника управления лыжами в повороте, основанная на ведении обеих лыж на канте во всех фазах поворота. Первые карвинговые лыжи фирмы-производители представляли как вариант для тех лыжников, которые хотели освоить резаные повороты, поэтому многие опытные лыжники не считали нужным переходить на них. Они катались на классике. Классика - это лыжи без ярко выраженной геометрии (85-65-75). По сравнению с карвами (около 110-65-97) они были более узкие.
Прошло время, карвинг дорабатывали и продолжают дорабатывать сейчас. Носок и пятка лыжи становиться еще шире, за счет этого радиус поворота уменьшается. Лыжи стали меньше и подбираются уже не выше роста, а в рост или ниже. В наши дни уже не вопрос, кататься ли на карвах, вопрос в том на каких именно.

Как подобрать горные лыжи

Если Вы новичок и хотите легче освоить навыки катания: горные лыжи должны быть подобраны чуть ниже роста на 10-15 см (если вес лыжника превышает 100 кг, то в рост) и иметь не высокую жесткость. Чем длина лыжи выше рекомендаций, тем управлять на малых скоростях будет сложнее, но на большой скорости контролировать их легче. Если длина горных лыж ниже рекомендаций, то на скорости они становятся очень "вертлявые" и их сложно контролировать. Чем жесткость горной лыжи выше, тем сложнее ее прогибать при входе в поворот, но на жестком снегу (или на льду) она будет четче держать дугу и не проскальзывать.
Если Вы уже не новичок и знаете, какой стиль катания Вам подходит больше, то при выборе ростовки горных лыж , необходимо консультироваться с продавцом. Длина горных лыж для одного и того же человека может существенно отличатся в зависимости от назначения лыжи. Для занятий фрирайдом - более длинную, для слалома - более короткую. Начинающим - короче, опытным - длиннее и т.д.

Как подобрать горнолыжные ботинки

Основные отличия горнолыжных ботинок это, жесткость (индекс жесткости у разных фирм-производителей может различаться), ширина колодки, материал клипс, наличие термоформовки и различных "наворотов" типа переключателей ходьба - катания, регулировки жесткости и т.д. Что касается горнолыжных ботинок , здесь действует правило, чем дороже не значит лучше. Дорогие горнолыжные ботинки это, как правило, спортивные модели предназначенные на несколько спусков, а не на катание по 8-10 часов в день. Они имеют очень высокую жесткость (120 и выше) и благодаря этому лыжник может четко контролировать лыжи. Начинающему лыжнику подойдут "мягкие" горнолыжные ботинки с жесткостью до 70 (если вес лыжника выше 100 кг, то жесткость должна быть не ниже 60). Для того, что бы выбрать удобные горнолыжные ботинки надо примерить несколько моделей и по ощущениям сделать вывод, в каких именно Вы чувствуете себя наиболее комфортно. Ботинок должен очень плотно сидеть по ноге. Если же Вы выбрали ботинок, в котором нога не плотно сидит, то в дальнейшем нога в ботинке будет просто болтаться, так как при катании внутренний материал имеет свойство приминаться. Так что после того как продавец дает Вам очередную модель для примерки не надо сразу говорить, что Вам жмет.

После того как Вы одели ботинок Вы должны как следует застегнуть все клипсы, начиная с нижней. После того как все клипсы застегнуты, Вы должны сделать несколько наклонов голени вперед (как будто приседаете). Как правило, пятка должна уйти назад тем самым, освобождая место для пальцев. Только после этого можно понять подходит Вам ботинок по размеру или нет. После этого надо определится, не велик ли он Вам. Для этого стоя в горнолыжных ботинках Вам нужно немного привстать на пальцах (на цыпочках), если пятка начинает отрываться от подошвы ботинка - значит, он Вам велик и не подходит (допустимый отрыв пятки 0,5 см). После чего Вам следует постоять (не сидеть) в горнолыжных ботинках около 15-20 минут, а если есть возможность, то взять домой и походить около часа. Если же после всего проделанного Вам ни где не жмет и не давит, то это Ваши ботинки и на склоне у Вас не будет с ними проблем. Если же есть хоть малейший дискомфорт или сдавливание, то снимайте и начинайте мерить другую модель. Если же перемерив, все модели в магазине Вы не смогли подобрать идеальный для Вас вариант, то это не проблема. Существуют более 15 различных фирм - производителей, которые специализируются на производстве горнолыжных ботинок и у каждой из них разная колодка под разные типы ног. Возможно, Вам нужно померить ботинки, фирмы которых не продают в данном магазине. Ведь горнолыжные ботинки - это самый важный предмет инвентаря, в отличие от лыж и креплений, правильно подобранные ботинки менять не захочется долгие годы.

Как подобрать горнолыжные крепления

На сегодня практически все фирмы производят исключительно качественные и безопасные крепления. Отличаются они между собой конструкцией, дизайном, различными регулировками и жесткостью срабатывания отстегивания (измеряется в DIN). Что бы подобрать крепления и правильно выставить на них жесткость под свой вес можно воспользоваться формулой: вес лыжника делится на десять и отнимается единица. В дальнейшем с увеличением техники и уровня катания можно увеличивать жесткость.

Как подобрать горнолыжные палки

Подбор горнолыжных палок можно осуществить несколькими способами:
1. Берется палка , переворачивается таким образом, что бы наконечник ее был у Вас в руках, а сама рукоятка на полу (вертикально). После чего надо взяться рукой под кольцом. Если угол в локте прямой (около 90 градусов), то она подходит Вам по росту.
2. Можно просто отнять от роста 50 см, это и будет примерно нужная длина палки. Например, если рост 175 см - 50 см, то Вам подходит палка длиной 125 см.
Отличие женской и мужской экипировки.
Женские лыжи разрабатывают из расчета того, что женщины легче и менее агрессивны по стилю катания. С учетом строения женского тела для более сбалансированной стойки крепление при установке немного сдвигают вперед. Приставка L в названии модели зачастую обозначает, что это модели для дам. Женские модели ботинок - это ботинки, в которых учтены особенности женской ноги: пониженная высота задника из-за более широкой и более низкой икры, более высокий подъем, более узкая ступня и пятка, пониженная ось лодыжек. Обычно с улучшенной теплоизоляцией.

Хотите знать, как правильно выбрать горнолыжную куртку? На какие важные детали обращать внимание при покупке? После прочтения этой работы эти и многие другие вопросы отпадут.

Погружайся и вооружайся (конечно, знаниями!)

Казалось бы: ну сколько можно об одном и том же?! Уже копались-возились и в одежде, и в термобелье, и в перчатках. И снова про куртки-штаны?

Да вот недостаточно. Сколько мы ни резвимся в холодных водах горнолыжного океана, все равно хочется еще и еще – ибо этот водоем безбрежен! (Холодно, а лезем - парадокс!) Вот и сейчас ныряем за очередной жемчужиной - как правильно выбрать горнолыжную куртку!
Так что не забывайте мой подводный пароход, он вам пользу принесет! (обожаю с вами общаться, не представляете, какая это радость!)

Ну все, пообнимались на радостях, теперь в поход!

Для того чтобы безошибочно выбрать горнолыжную куртку, сначала надо хорошо изучить предмет. Это касается не только курток, но и , и остального горнолыжного снаряжения.

Сегодня мы пройдемся по всем значимым характеристикам, которые помогут унести из магазина то что надо, а не самое цветастое или дорогое.

#Категории горнолыжных курток

Все куртки можно условно разделить на пять категорий (чуть ниже есть картинка, но пока не смотрите, сделаем небольшой тест):

  • Спорт
  • Гламур
  • Фрирайд
  • Трассы

Расшифруем:

Спорт - это, понятно, для спортсменов, или для тех, кто на них хочет быть похожим. Отличительные черты: очень теплая (должна вмиг согреть спортсмена после заезда) и много нашивок, которые сообщают о принадлежности владельца к именитым командам и известным брендам.

Парк - тут главный критерий - максимально не быть похожим на остальных гостей горнолыжного курорта. Это достигается, в основном, за счет длины куртки и уличного стиля (помимо штанов, спущенных до колен). Изделия недорогие, рассчитанные на молодых ребят, у которых своих денег пока не завелось.

Гламур - такая куртка должна всеми способами показывать окружающим, что за нее заплатили большие деньги. Помимо замысловатых нашивок и отороченных мехом капюшонов, в ход идут переливающиеся всеми цветами радуги материалы. Такие куртки носят только респектабельные леди и джентльмены.

Гламурные куртки, в основном, продаются в специализированных бутиках: Спорт+Мода , Bogner и другие.

Фрирайд - так как фрирайдеры целыми днями валяются в глубоком снегу вдали от трасс, то у них должна быть соответствующая одежда - максимально технологичная. Она призвана как можно дальше во времени отодвигать момент намокания райдера - на первое место выходят такие характеристики, как защита от влаги и эффективный отвод лишнего тепла от тела.

Трассы - самый массовый сегмент и внутри его вы можете найти «подделки» на все, вышеописанные, классы. Это и есть его отличительная черта. Цены плавают от самых дешевых до средней величины, но до качественных курток для фрирайда и гламурного класса им далеко.

Самая неразборчивая публика, или, точнее, они еще не определились - это поклонники трасс, в начальной стадии. Остальных заставить купить одежду чуждого класса будет очень трудно. Они могут принять ее разве что в дар, но носить не будут. Скорее, продадут и купят свою униформу (я такой же).

Понять нас можно. Вот, например, барышню в парчовом комбинезоне вы не встретите вне трасс, а максимальный GORE-TEX не очень ценится среди тех, кто привык просиживать (проплясывать) горнолыжный отпуск в барах. А бывалый фрирайдер никогда не будет приобретать куртку с теплой подкладкой, он раньше застрелится.

Можно, мимоходом, сделать вывод: хоть горнолыжный спорт символизирует свободу, сами катающиеся не очень-то свободны в выборе горнолыжной одежды, и при покупке оглядываются на мнение сотоварищей по банде-команде.

Тест:

Теперь прикройте подпись к этой фотографии и постарайтесь угадать, к какой категории относится та или иная куртка:

Получилось?

#Мембрана в горнолыжных куртках

Мембрана - это материал, который отвечает за отвод лишнего тепла от тела и защиту от сырости (дождь, снег). Есть качественные мембраны, есть средние - разница в эффективности исполнения возлагаемых на них обязанностей. Чем эффективнее, тем куртка дороже. Очень часто именно мембранная ткань составляет львиную долю себестоимости куртки.

Качественные мембраны чаще встречаются в спортивных, гламурных и фрирайдных куртках. В трассовых и парковых используется простая мембранная ткань, так как потребители в этом классе или не очень притязательные или пока не готовы платить.

#Подкладка

Куртки бывают с подкладкой и без.

А вот если штаны на поясе заканчиваются, а вы еще в целину норовите залезть, то куртка должна быть длиннее. Но не слишком (как у парковиков) - будет мешать при катании и при посадке в кресло.


#Анатомия рукавов

Анатомично скроенные (согнутые) рукава – это уже классика горных лыж, как джинсы у ковбоев. Когда мы катаемся на лыжах, то руки-то у нас согнуты - в них же палки. Без такой мелочи рукава куртки, при сгибании, будут образовывать толстые, мешающие складки.


#Капюшон

Смотрите, если вы катаетесь по очень зеленым или синим трассам, а вокруг развитая инфраструктура, то капюшон вам и не очень нужен - чуть что, сразу в бар, отогреваться.

А вот если катаетесь в диких горах, да вдали от электричества, то большой капюшон (который еще можно натянуть поверх шлема) - незаменим. За шиворотом сухо, и ветер не задувает.


На капюшоне должны быть затяжки (сзади и/или спереди), с помощью которых можно отрегулировать его размер и посадку по голове. Обязательно уделите этому внимание, иначе капюшон будет сидеть криво и раздражать всю дорогу.


#Крой и эластичность

Еще один момент – это свобода движений. Тут совет один: в магазине наденьте куртку поверх флиса, как при катании, а затем помашите руками, приседайте, покрутитесь вправо-влево. Если ничего не мешает (правда, и висеть как дедушкин пиджак на внуке она не должна), то куртка ваша.

Материалы в производстве курток играют важную роль: если ткань в вашей куртке – четырехнаправленный стреч (4 way strech), то свобода движений вам обеспечена.


Если же нет, то основной фокус - на хороший крой.

#Молния в горнолыжных куртках

Если мы выбираем куртку в среднем и дешевом сегменте, то основная молния должна быть закрыта защитной планкой - это очень кстати во время холодной ветряной погоды. Например, в Шерегеше бывает налетит внезапно пурга, и тогда без продуманной одежды никак не обойтись.


Если можем позволить себе куртки подороже, то такая планка необязательна (см картинку ниже) - в таких изделиях используются качественные и проклеенные молнии, никакой ветер и дождь им не страшны.

Под подбородком молния должна быть закрыта сгибом ткани, чтобы холодный замок не примерзал к коже, не царапал щетину и не мешал катанию:


На иных куртках, по тем же соображениям, молния может быть уведена в сторону, как на этой от фирмы Mammut:


#Карманы в горнолыжных куртках

Карманов в современных куртках может быть как много, так и мало, все зависит от ее назначения. Если катаетесь по трассам и к рюкзаку не привыкли, то выбирайте многокарманные, чтобы напихать в них все, что только можно.

#Количество карманов


Если же вы поклонник глубокого пушистого снега, а ваши плечи давно привыкли к рюкзаку (в котором покоится основная поклажа), то ваш выбор - куртки с упором на защиту от сырости и отвод лишнего тепла от тела. В них карманов - минимум.


Ничего не должно топорщиться, сковывать движений при катании вне трасс. Ничего не должно задевать за ветки деревьев при катании в лесу.

Девочкам легче: рюкзак всегда катается на мужских плечах. И некоторые дамы пользуются этим на полную катушку - нагружают своего кавалера несколькими килограммами косметики и прочих нужных на горе вещей. При таком подходе, их костюмчик сидит лучше некуда, а ведь это все, что нашим красавицам нужно.


#Карманы для документов и денег

Общее замечание: содержимое карманов не должно создавать верблюжий горб на груди, а пользоваться ими должно быть максимально удобно даже с рюкзаком, которым вы рано или поздно обзаведетесь.

Есть внутренние карманы для бумажников и документов - они более защищены от влаги качественной подкладкой.


#Карманы для гаджетов

Встречаются специальные карманы для смартфонов и плееров. Они оснащаются специальными отверстиями и фиксаторами для наушников.


На левом рукаве часто расположен карман (закрывается на молнию) для бесконтактного скипасса, это однозначно необходимая вещь на всех современных склонах. На левом, потом что на современных курортах системы считывания скипассов расположены слева.


Иногда место для скипасса можно найти под манжетой рукава.

#Карманы для перчаток и маски

Внутри куртки очень полезны пара сетчатых карманов, в которые можно убрать маску и перчатки.


#Ткань для протирки маски и прочие мелочи

Обязательно поройтесь в карманах новый куртки, пока вы еще в магазине - там можно отыскать массу полезных вещей. Чаще всего находится тряпочка для протирки маски. Мелочь, но очень нужная.


Однажды, я купил куртку Westbeach, и в ней нашел переносную пепельницу и медиатор. Я думаю, что этот набор был предназначен для убивания скуки на подъемнике - куришь, манерно стряхиваешь пепел в персональную пепельницу, а между затяжками играешь медиатором на зубах.

#Вентиляция в горнолыжных куртках

Вентиляционные молнии, обычно, располагаются под мышками.


Но иногда их врезают на передней панели куртки, ближе к бокам. В этих местах их легче расстегивать, но от подмышек они дальше.


Не покупайте горнолыжную и сноуборд одежду без вентиляционных отверстий. Без них сегодня не обходится ни одна мало-мальски приличная куртка или штаны.

Еще важный нюанс: молнии гораздо проще закрывать, если на язычках молний есть удлинители, за которые можно как следует схватиться даже в перчатках.

Молнии лучше иметь влагозащищенные (интересуйтесь у продавца). А то: ткань с мембраной, швы проклеены, а сквозь молнию вода льется? Непорядок.

Мы спустились к поясу, и тут нас поджидает еще одна деталь горнолыжной и сноуборд одежды, без которой выходить на катание нельзя: снегозащитная юбка. Если у вашей куртки нет юбки, то она не горнолыжная, и вас надули.


Снегозащитная юбка нужна всегда. Она защищает от ветра (не задувает под одежду), при падениях и катании в глубоком паудере препятствует попаданию снега под куртку.

Она бывает на молнии и, в выходной от катания день, ее можно отстегнуть.

#Крепление юбки к штанам

Иногда, ее можно пристегнуть не только к куртке, но и к штанам – и тогда получается почти комбинезон - полезная функция.


#Защитные манжеты

Манжетами можно сузить рукав куртки в области запястья, чтобы даже при падении в него не попадал снег.


Лучше отдавать предпочтение моделям курток, у которых манжеты двойные: внутри эластичная, плотно обхватывающая руку, а снаружи – более длинная, с регулировкой охвата на липучке.

В сочетании с правильными перчатками такие манжеты действительно обеспечивают и сухость и комфорт при катании. Понятно, что при достаточной длине рукава – в противном случае ветер будет задувать между манжетой и перчаткой.

#Регулировка куртки снизу

Данная регулировка по низу куртки (обычно шнурок или резинка) позволяет выбрать комфортную степень облегания ваших бедер - чтобы не задувало.

#Другие особенности горнолыжных курток

Некоторые производители оснащают свои изделия технологией RECCO . Она помогает находить пропавших людей (потерявшихся, попавших в лавину) с помощью поискового оборудования, которым оснащены спасатели горнолыжных курортов. Если такого оборудования нет, то технология бесполезна.

На рукаве располагается маячок, которые и пеленгуют спасатели.


В России, по моим источникам, только два курорта оснащены оборудованием RECCO - Горки Город и Роза Хутор. В мире оно используется в более чем 600 подразделениях спасательных служб, в том числе, горнолыжных курортов. переходите в мой магазин Паудер и посмотрите, какой дизайн я создаю для вас, ценителей гор.

К созданию этой одежды я подхожу также ответственно, как к каждому погружению батискафа LET IT SNOW.

Всплываем…, нет, одну секунду…

Теперь всплываем, спасибо, что были снова с нами! До следующего похода!

Замечено, что горные лыжные трассы покоряются не только смелым и спортивным, но и хорошо экипированным. Правильная экипировка для горных лыж, порой, стоит во главе будущего успеха на снежных вершинах. Итак, с чего начать выбор снаряжения для горных лыж? С лыж, конечно!

Три критерия выбора горных лыж

Для начала стоит решить, будете ли вы покупать собственные лыжи или возьмете их в прокат. Для разовой поездки на модный горнолыжный курорт нет смысла заморачиваться покупкой собственного спортинвентаря, лучше сосредоточиться на одежде. Но если вы уже познали вкус горнолыжного спорта, если поняли, что больны им всерьез и надолго, то выгоднее приобрести собственное снаряжение для горных лыж. Оно окупится довольно быстро – после первой же поездки в горы.

При выборе правильных горных лыж, четко и не предвзято определите свой уровень катания. Какой он: начинающий, уверенно катающийся, эксперт, спортсмен?

Определите также, на каких трассах вы собираетесь кататься, их тип: слаломные, фрирайдные, заснеженные, ледяные, укатанные? Все это имеет значение и влияет на выбор лыж.

1. Жесткость.

Жесткие лыжи подходят для профессионалов, для любителей агрессивного, скоростного стиля катания, а также для очень крупных и тяжелых лыжников. Чем ярче все эти показатели, тем жестче должны быть лыжи. Жесткие лыжи требуют хорошей физической подготовки и продвинутого уровня владения лыжной техникой. Они позволяют быстро набрать скорость, отлично ведут дугу, но не прощают ошибок и увеличивают риск травматизма.

Мягкие лыжи — для новичков, для тех, кто делает свои первые шаги в горнолыжном спорте. Мягкие лыжи легче в управлении и они быстрее помогут начинающим овладеть техникой катания по горным склонам.

Совет: специалисты не советуют приобретать слишком мягкие лыжи, так как из них лыжники очень быстро «вырастают». Предпочтение стоит отдать средним показателям.

2. Форма и ширина.

Форма и ширина лыж зависят от их предназначения, – на каких трассах их собираются использовать. Чем шире лыжи, тем устойчивее они будут себя вести на рыхлом снегу, не утопая в нем. Чем уже лыжи, тем комфортнее на них кататься по ледяным трассам и жестким склонам. Соответственно различают три категории горных лыж: карвинговые, фрирайдовые и универсальные.

У карвинговых лыж узкая талия и расширенные носок и пятка. Такие лыжи – для подготовленных трасс, укатанных. На них легче войти в поворот и пройти успешно дистанцию. Такие лыжи хороши для мягких и жестких склонов. Но не подходят для катания по глубокому снегу.


Для глубокого снега нужны фрирайдовые лыжи с широкой талией. Они — для неукатанных склонов.

Универсальные модели горных лыж совмещают в себе сильные стороны лыж для карвинга и фрирайда. Они – на все случаи жизни, то есть катания. Как видно из названия, на них можно и по трассам покататься и за их пределами – по буграм, рыхлому снегу и насту.


Совет: универсальные лыжи – выход для тех, кто не хочет себя ограничивать только подготовленными трассами, но и возить с собой несколько пар специализированных моделей лыж не готов.

3. Длина.

Длину диктует форма. Длину карвинговых лыж определяют, отнимая 10-20 см от своего роста. А длину фрирайдовых наоборот – прибавляя 5-10 см к своему росту.

Длина универсальных лыж или соответствует росту лыжника, или больше его на 10 см.

Более длинные лыжи стабильнее и лучше едут по целине. Такие лыжи подходят для катания в Альпах или прочих серьезных горах.

Более короткие лыжи удобнее при частых поворотах и на жестких склонах, где есть ледяные участки, на неровных бугристых трассах. На коротких лыжах легче начинать кататься и учиться.

Как выбрать палки, крепления и ботинки

При выборе палок для горных лыж, важно правильно определить их длину под рост лыжника. Для этого нужно встать прямо, взять палки в руки и облокотиться на них. Если «локтевой» угол составляет 90 градусов, палки – правильной длины.

При выборе крепления решающий фактор играет жесткость их пружины. Чем больше вес лыжника, тем жестче должна быть эта пружина. Хорошие крепления должны быть надежными, выдерживать предстоящие нагрузки, отстегиваться при падении лыжника, чтобы он не повредил ноги.

Некоторые лыжи продаются уже вместе с креплениями. Если же креплений нет, то выбирать и устанавливать их лучше поручить профессионалам.


Совет : транспортировать и хранить горные лыжи нужно в специальных чехлах. При их выборе обратить внимание на состав ткани. Желательно, чтобы она была непромокаемой. Усиленное днище и плотный наполнитель в стенках чехла защитят лыжи от механических повреждений.

При выборе ботинок работает то же правило, что и при выборе лыж: мягкие ботинки – для любителей и начинающих, жесткие – для профессионалов.


Не берите первые попавшиеся только потому, что они подошли по цвету к комбинезону. Наденьте, походите в них, попрыгайте. Ноге должно быть удобно.

В жестких ботинках четыре клипсы-застежки для усиленной фиксации. Нога в них больше устает, а потому не берите очень жесткие ботинки, если не уверены, что это, действительно, необходимо.

Мягкие горнолыжные ботинки изготавливаются из мягкого пластика и снабжены, как правило, двумя клипсами и шнурками.

Правильные горнолыжные ботинки имеют регуляторы для подгонки под конкретного человека, рычаг переключения режимов «катание-ходьба», функцию термоформовки и металлические, а не пластиковые, клипсы-застежки.

Совет: если лыжи можно взять в прокат, то ботинки лучше иметь свои, которые идеально подходят именно вам. Комфорт ног того стоит. И не экономьте на специальных горнолыжных носках.

Важная часть экипировки: маска, шлем и балаклава

– это не красивый аксессуар, а насущная необходимость – защита глаз лыжника от солнца, ветра, снега. Обычные солнцезащитные очки не способны заменить маску ни своим фильтром при повышенном горном ультрафиолете, ни степенью прилегания к лицу и надежностью фиксации. Специальный фильтр горнолыжной маски не только защищает глаза от яркого солнца, но и обеспечивает четкую, контрастную картину горного рельефа, что важно как мера безопасности.


Совет: при выборе горнолыжной маски обратите внимание на ее застежку. Выбирайте такую, какую можно регулировать, не снимая перчаток. Хорошая маска удобна, не давит на переносицу. В ней лицо не потеет.

Цвет линз предпочтителен золотой или темный, если катание происходит в условиях яркого солнца, высоко в горах. В этих случаях поможет и дополнительное зеркальное покрытие линз. Если погода облачная, сумрачная, то лучше розовые линзы или фиолетовые.

Нужен, чтобы защитить голову в случае падения лыжника. Его цвет и форма, конечно, имеют значение, но важнее, чтобы он хорошо сидел на голове: достаточно плотно, но нигде не давил.

Хорошая слышимость и вентиляция – два важных критерия при выборе горнолыжного шлема.


Совет: при выборе шлема, захватите маску и меряйте их вместе.

Есть шлемы уже экипированные маской, которая поднимается вверх, как забрало.

Если шлем можно взять в прокат, то подшлемник – балаклаву – лучше иметь свой, из соображений гигиены.


Эту «маску террориста» можно носить и как подшлемник, и отдельно, как шапку или шарф – для защиты от мороза, ветра и снежной пыли.

Правильная балаклава должна быть мягкой и удобной, не жать, не колоться, не натирать, уметь дышать и согревать. Ее материал не однородный — некоторые ее части плотнее, некоторые – тоньше и эластичнее.

Некоторые балаклавы имеют отстегивающиеся детали – комбинированные модели. Такие удобны при разных температурах воздуха. Жарко – отстегивается нижняя часть, холодно – пристегивается.

Существуют несколько видов балаклав – для разных целей и задач. Для горнолыжных экстремалов лучше подойдет подшлемник с вырезами только для глаз. Для сноубордистов и обычных горнолыжников – балаклава с регулируемой шнуровкой, которая плотно фиксируется на голове и под шлемом.

Совет: горнолыжные профи советуют брать с собой две балаклавы – для замены при промокании. А также иметь несколько моделей разной толщины.

На европейских горнолыжных курортах предпочитают модель подшлемников – «пиратку», состоящую только из нижней части. Очень распространена модель «бафф» — в виде рукава. Есть балаклавы с козырьком и даже с очками.

Материалы, из которых делаются балаклавы – трикотаж, флис, мембранный материал.

Трикотаж хорошо облегает, флис отлично согревает, мембрана не боится ветра и влаги.

Из минусов: трикотаж промокает и не долговечен. Флис продувается. Мембрана собирает влагу под шлемом и та, при сильной активности лыжника, не успевает испаряться.

Есть еще шелковые балаклавы. Их используют при высоких температурах. Их минус – высокая стоимость.

Варежки, рукавицы или перчатки, трехпалки?

Нужны боевые перчатки, надежные и верные. Нужны две пары – на случай, если промокнут или потеряются.

Варежки – на сильные холода и для тех, у кого вечно мерзнут руки. В них часто, в качестве утеплителя, предусмотрен натуральный пух.

Перчатки удобнее при активном катании.

И есть еще промежуточный вариант – уже не варежки, но еще и не перчатки – трехпалки. У трехпалок существуют две разновидности. Первая – отдельно большой, указательный пальцы и все прочие. Вторая – большой и указательный вместе, безымянный отдельно и все прочие.

Правила выбора

  • Гендерный признак важен. Не нужно стремиться к унисексу. Строение женской и мужской руки различно.
  • Сожмите руку в кулак . Если пальцы без труда касаются ладони, значит, перчатки вам подходят.
  • Не велико и не мало . Не берите перчатки «на вырост» и «впритык», в надежде, что они растянутся. Современные материалы ведут себя очень стабильно и прекрасно держат форму. В тесных перчатках будут мерзнуть руки.
  • Многослойность и наличие мембраны – признак качественных перчаток.
  • ·Внимание — на ладони и концы пальцев. Это самые проблемные места у перчаток. На них приходится большая часть нагрузок, а потому они должны быть усилены производителем. В хороших горнолыжных перчатках на кончиках пальцев нет швов.
  • Двойные манжеты. Внешняя манжета – длинная, на утяжке. Она защищает от холода и попадания снега. Внутренняя – короткая, ее подстраховывает, удерживая тепло.

На заметку : есть перчатки, которые, после нагревания в специальной печи, потом принимают форму руки и «запоминают» эту форму навсегда.

Как нарядиться, чтобы не ошибиться

Для занятий горнолыжным спортом существует два вида одежды: комбинезон и костюм, состоящий из куртки и штанов. Второй вариант более функциональный, а потому более популярный. Его можно разбивать и комбинировать.


При выборе горнолыжной одежды экономить не стоит, хотя бы из тех соображений, что хорошо дешево не бывает, и качественная вещь прослужит долго. А нагрузки горнолыжной экипировке предстоят немалые. Она должна их достойно выдержать и быть при этом удобной, согревать, не стеснять движений, не промокать и уметь дышать.

Одежда для активного горнолыжного спорта шьется из специальных тканей, с использованием специальных технологий. А потому заменить ее обычные, пусть даже и спортивные, куртка и штаны не могут.

Есть марки, специализирующиеся на одежде для опытных лыжников с массой дорогостоящих характеристик. Э то — Phenix, Goldwin, Descente, Kujs, Colmar, Spyder. Их продукция стоит дорого. Несколько дешевле – Halti, Salomon, Vоlkl и Rossignol, но с очень достойным качеством.

Если бренд – не самоцель, то можно сэкономить и выбрать горнолыжный костюм от Columbia.

Три слоя

У горнолыжной экипировки должна быть многослойность. Куртка и штаны – это лишь один, внешний, защитный слой, предохраняющий от холода и ветра. Под ним скрывается слой №2 – вязаный свитер или толстовка из флиса. Его задача – сохранить тепло и отвести влагу.

Слой №1 – термобелье.


Цель понятна из названия – сохранять тепло, как можно лучше и дольше, а потому термобелье делается из специального материала, синтетического. Стоит термобелье дороже обычного белья, но оно того стоит.

Два критерия – признак породы

У слоя №3 есть два, очень важных, критерия – паропроницаемость и водостойкость. Ответственные производители указывают эти показатели ткани, из которой шьются горнолыжные костюмы.

На заметку : средние показатели материала костюма для горнолыжника, катающегося с обычной нагрузкой – 5 000 мм водного столба, удерживаемого тканью, и 5 000 г жидкости, которые 1 квадратный метр ткани способен пропустить за сутки. Чем выше эти показатели, тем лучше материал, и тем дороже будет костюм.

Мембранные, технологичные ткани, свидетельствующие о породе горнолыжной экипировки, умеют также тянуться в разных направлениях и не образовывать складок. Умеют отталкивать грязь. Самые способные в этом плане ткани с тефлоновым покрытием.

Полезные детали

Эргономичность горнолыжного костюма – не роскошь и не блажь. Очень удобно, когда в куртке предусмотрен специальный кармашек для ски-пасса, когда есть отстегивающаяся «юбка» для катания по целине, карабин в кармане для ключей, салфетка для протирания маски, капюшон, который можно надеть на шлем в ветреную погоду, водонепроницаемые молнии, проклеенные швы, мягкие манжеты-полуперчатки.

Цвет костюма тоже имеет значение. Есть, конечно, мода и личные пристрастия, но стоит учитывать, что белый костюм сливается со снегом и такого лыжника не видно в разных ситуациях, когда нужно, чтобы было видно.


Выбирайте яркие костюмы! Пусть вас будет видно издалека, как классно вы катаетесь, как стильно держите дугу!

Старт трассы расположен в красивейшем кулуаре на высоте 2530 м.

Хороший пример такой иерархии — австрийский Циллерталь . Это большая долина, по которой разбросаны объединенные общим ски-пассом пять отдельных регионов катания. Перемещение между ними — на лыжном автобусе, при этом суммарная длина трасс — порядка 500 км. И когда у нас туроператоры предлагают этот регион, то чаще всего речь идет о Майрхофене — городке, относящемся к зоне катания Циллерталь 3000 . Хотя на самом деле выбор населенных пунктов только в этой зоне существенно шире: можно жить также в Хиппахе, Финкеберге, Вордерланерсбахе, Ланерсбахе. Да, эти городки гораздо меньше и вариантов для вечернего досуга в них немного, но зона катания у них общая, а добираться до нее, например, из Финкенберга удобнее: отсутствуют майрхофенские очереди на подъемник, а при хорошем снеге можно спуститься на лыжах прямо в город.

Определитесь с целями

Всегда стоит исходить из целей. Спросите себя: «Что я хочу получить от этой поездки?». Даже если вы никогда не стояли на лыжах, не были в горах и не видели снега — все равно у вас будут какие-то ожидания. Например, вы едете первый раз, и решили, что для вас важно в порядке приоритета:

  • Научиться кататься;
  • Потусоваться, потанцевать вечером после катания;
  • Чтобы трассы проходили через поросшие елями склоны, а сам курорт был застроен милыми домиками в альпийском стиле — чтобы как в новогодней сказке.

Исходя из этих «хотелок» и складывается набор параметров, по которым выбирается курорт. Что за параметры? Читайте дальше.

Высота зоны катания и наличие снега

В долине на высоте 650 метров в январе может зеленеть трава, а в зоне катания на 2000 метров — море снега.

Резюмируя вышесказанное, можно порекомендовать следующее: если вы выбираете курорт не за неделю до отъезда, а заранее, то, учитывая температурные тенденции последних лет, желательно, чтобы основная часть трасс располагалась в диапазоне высот от 1500-1700 до 2500-3000 метров. Тогда вы с высокой вероятностью покатаетесь по хорошему снегу. Оптимальная высота для проживания при этом — 1500-2000 метров, тогда город будет гарантированно заснежен и вы ощутите настоящее дыхание зимы.

Территория катания

Как измеряется километраж трасс на курортах

Небольшая ремарка для въедливых горнолыжников, желающих точно знать, сколько же километров трасс на том или ином курорте. На практике существует два метода подсчета. Один — более честный, но дающий меньший километраж: когда измеряющий едет по трассе по прямой (траектория b на рисунке). Второй метод дает существенно большие показатели, так как измерение идет по траектории среднестатистически катающегося лыжника (траектория a ), когда вдоль прямой линии описываются дуги, которые можно нареза́ть разной длины. Это дает хорошие перспективы для маркетологов курортов, чтобы вывесить на сайте максимально привлекательный километраж. Так, измерение трасс в Ишгле по первому методу дает 172 километра, по второму — 238 километров, разница примерно в полтора раза. Понятно, что на официальном сайте и во всех справочниках сообщается бо́льшая цифра. Долгие годы все так и считали, но последнее время наметился перелом: австрийцы выступили с инициативой считать по-честному, чтобы можно было реально сравнить курорты между собой по этому показателю. Например, в прошлом году Циллерталь официально уменьшил внушительные шестьсот километров трасс до чуть менее пятисот, некоторые курорты последовали за ним. Но пока еще далеко не все даже в Австрии перешли эту систему, хотя некоторые в глубинах своих сайтов сообщают данные по обеим методикам подсчета, например, тот же Ишгль .

Расположение отеля относительно трасс и подъемников

Идеальный вариант — когда отель находится прямо на трассе или в шаговой доступности (до 300-400 метров) от подъемника. Настоятельно рекомендую выбирать именно такие отели, хотя они, как правило, стоят дороже при прочих равных. Иначе придется долго топать в ботинках с лыжами наперевес либо привязываться к расписанию автобусов — это неудобно и раздражает.

Впрочем, всегда есть хороший запасной вариант: если вы арендуете оборудование в пункте проката и он расположен рядом с подъемником (а именно так, как правило, и бывает), то лыжи и ботинки можно оставлять там на ночь бесплатно. Тогда можно жить достаточно далеко от подъемника: с утра приходите в обычных ботинках, переодеваетесь в горнолыжные, берете лыжи и на гору. Вечером после катания все снаряжение оставляете впункте проката, переодеваетесь в свои ботинки и идете домой. Если вы не пользуетесь услугами проката, то обычно можно оставлять свое снаряжение за небольшую плату.

Так или иначе, удовольствие кататься «от дверей» (ski-in/ski-out) ни с чем не сравнится, за него стоит доплатить. Думаю, все, кто испробовал оба варианта, подтвердят эти слова.

Дополнительную помощь при поиске и подборе отеля окажет сервис отображения на карте google подъемников из города в зону катания. Он будет полезен как туристам, так и турагентам, так как довольно часто бывает, что описания на сайтах туроператоров, систем бронированиия или отелей дают неверное расстояние от жилья до подъемника, а ведь лишние 200 метров пешком с лыжами и в ботинках — это уже серьезная нагрузка.

Релакс, рестораны, развлечения (apres-ski)

Немаловажный аспект, ведь отдыхать едем на полную катушку. Как и в других вопросах, здесь достаточно своих нюансов.

Сначала о релаксе. Ведь после физических упражнений на свежем воздухе хочется хорошенько расслабиться. Поэтому очень рекомендую выбирать отель с сауной. Что может быть лучше, чем, вернувшись с мороза после долгого катания, отправиться греться и релаксировать?!

После сауны самое время отправиться на ужин. Если вы взяли путевку по схеме завтрак-ужин (HB), то ужинать вы будете в своем отеле. Если только на завтраках (BB), то для ужина выбирайте любые рестораны: как отдельно стоящие, так и при отелях. Иногда, правда, бывает, что в ресторане отеля могут кушать только постояльцы, но это всегда можно уточнить на месте. Удобное обстоятельство: меню ресторанов обычно выставлено перед входом и всегда можно ознакомиться с ним, не заходя внутрь. Учитывайте, что на многих курортах хорошие заведения пользуются большой популярностью, особенно в высокий сезон, и, чтобы быть уверенным в наличии мест, лучше забронировать столик на ужин заранее.

Рекомендую посещать места, в которых ярко проявлен национальный колорит. В этом смысле очень привлекателен Тироль с его особенной обстановкой, официантами в национальных нарядах, народной музыкой в живом исполнении, которая почему-то начинает очень нравиться и пробуждать пламенное желание танцевать после стаканчика-другого местных горячительных напитков. Еда в таких заведениях простая, но очень вкусная и сытная. Порции огромные, зачастую хватает на двоих.

Пару слов о завтраках. Есть две новости: хорошая и плохая. Плохая: завтраки обычно однообразны, всегда одно и то же: яйца, колбаса, сыр, мюсли, йогурт, кофе, булочки. Хорошая: как правило, все это очень вкусно, и даже мужчине продержаться на такой еде неделю-другую совершенно нетрудно.

С обедами проблем нет. На склонах расположено множество горных ресторанов, в которых всегда можно сытно покушать, выпить кружечку ароматного глинтвейна, отдохнуть, размеренно любуясь окружающими красотами, погреться и позагорать на солнышке, расположившись в лежаке, или укрыться в домике в случае непогоды.

Из развлечений курорты предлагают, как правило, посещение бассейн или аквапарка, катка, поиграть в большой теннис или полазить на скаладроме, в некоторых местах есть spa и термальные центры . Вечером стандартная программа — бары, рестораны, дискотеки. Выбор клубов и дискотек обычно не очень большой, но любители потусоваться найдут себе места для плясок и приключений. Также в отелях на ресепшене вы можете ознакомиться с культурной и развлекательной программой в городе. Местные жители стремятся разнообразить досуг гостей и проводят различные мероприятия: показательные выступления горнолыжных инструкторов, фейрверки, музыкальные фестивали, организуют хоккейные матчи и тому подобное.

На сколько ехать и в каком режиме кататься?

Турагентства практически не предлагают десятидневных горнолыжных туров (на мой взгляд это оптимальный срок поездки). Только понедельно. Если вы едете первый раз и не обладаете хорошей физической подготовкой, недели будет достаточно. Обязательно надо учитывать, что катание на горных лыжах — это не только огромное удовольствие, но и достаточно серьезные нагрузки. Первые два-три дня будет болеть все тело, вы будете еле доползать до кровати. Обычно самый тяжелый и переломный день (предполагается, что вы катаетесь каждый день) — третий. Тут и акклиматизация, и привыкание к нагрузкам. Если чувствуете, что вам тяжеловато — сделайте перерыв, отдохните.

Также учитывайте, что вряд ли получится откататься в удовольствие весь отведенный срок отдыха. Как правило, минимум один день бывает с сильным туманом и снегопадом — кататься в таких условиях сложно и некомфортно, удовольствия никакого, поэтому лучше взять перерыв: погулять по городу, приобрести сувениры или съездить на экскурсию.

Следует настроить себя морально еще вот в каком аспекте. При просмотре фотографий в проспектах, на сайтах курортов или даже в этой статье вы увидите залитые солнцем белоснежные склоны, насыщенно-голубое небо. И естественно будете ожидать, что именно так оно и будет в течение отдыха. Лучше быть готовым заранее, что может быть несколько дней придется кататься в условиях облачности, тумана и снегопада. Такое катание не особо комфортно и доставляет определенные сложности. После снегопада катальщики быстро нарывают на склонах большие бугры, скакать по которым начинающим особенно трудно. Поэтому рекомендация: если сегодня на курорте сильный снегопад, можно смело записаться на завтра на экскурсию, все равно часам к двенадцати на трассах будет полно бугров, а после обеда спуски вообще покроются сплошными «барханами». Для новичков езда по ним — своеобразный экстрим и приключение. Но, честно говоря, такое катание очень выматывает и приносит мало удовольствия.

Когда лучше всего ехать кататься?

Отличное время — период в районе с 10 до 25 января. В это время самые низкие цены на туры, проживание и скипассы (не считая самого начала и конца сезона, когда могут быть проблемы со снегом) и относительно небольшое количество отдыхающих. Наши каникулы уже закончились, а европейские февральские еще не начались.

Ехать в марте, особенно во второй половине, я не рекомендую. Вы, конечно, покатаетесь, но уже не почувствуете зимы в полной мере: солнце будет серьезно припекать, снег будет мокрый и тяжелый, а в самих поселках в долине уже может зеленеть трава и даже расцветать цветы. Хотя и здесь все зависит от высоты: чем высокогорнее курорт, тем дольше длится сезон.

Ехать на Новый Год — дорого. Цены взлетают до полутора раз , причем вздувают их именно наши туроператоры. Если посмотреть на официальных сайтах отелей, то у них цены остаются на прежнем уровне. Поэтому тем, кто ограничен в средствах, имеет смысл подумать о самостоятельной организации новогодней поездки.

Посещаем курорты «по нарастающей»

Если вы совсем новичок в части навыков катания и планируете долгую «горнолыжную» карьеру, хорошим вариантом будет начать с небольших курортов , с общей длиной трасс порядка 50-100 км. Они по-своему привлекательны, зачастую не уступают старшим братьям ни в чем, кроме километража трасс, зато дешевле как минимум по стоимости скипасса. Улучшая с каждым новым визитом свою технику катания и наращивая километраж трасс курорта, вы последовательно пройдетесь своими впечатлениями по всему альпийскому горнолыжному спектру, не потеряв, а наоборот, расширив багаж впечатлений. И избежите стандартной проблемы тех, кто, начав посещения с самых больших курортов, потом воротит нос от курортов меньших. И действительно — им там уже неинтересно, так как 50-100 км трасс для катальщика среднего уровня — максимум на 2-3 дня, дальше уже скучно. В то время как тех же 50 километров на неделю может быть за глаза для «чайника».

Обучение в горнолыжной школе

Обучаться в горнолыжной школе стоит однозначно. Даже если в вашей компании едет матерый горнолыжник, пламенно обещающий научить вас кататься, лучше все-таки доверить себя профессионалам. К тому же «персональному инструктору» может быстро наскучить копошиться с вами в горнолыжном лягушатнике и он все чаще будет поглядывать на манящие крутые склоны, раздражаясь от ваших неумелых попыток съехать вниз.

Помните: хороший спортсмен — далеко не всегда хороший тренер. Профессиональные инструкторы имеют огромный опыт работы с новичками, порой эти люди всю жизнь прожили на горнолыжном курорте и «ставить на лыжи» — их профессия, которую они делают очень хорошо. Прислушивайтесь к тому, что они говорят, повторяйте все упражнения, не отчаивайтесь в случае неудач и на третий-четвертый день вы уже будете гордо съезжать по склону, радуясь тому, что наконец-то перестали падать и хоть как-то управляете лыжами.

В любой горнолыжной школе обязательно есть инструкторы, говорящие по-английски. Русскоговорящего инструктора можно встретить очень редко, стоит он, как правило, дороже, да и, поверьте, большой надобности в этом нет: большую часть информации инструктор передаст жестами и на собственном примере: «look at me», «follow me», «up and down» — этих нескольких магических фраз для обучения будет вполне достаточно. Заодно и английский немного подтянете, особенно если будете не бояться активно общаться в процессе. Занятия проходят в небольших группах, обычно до 8-10 человек. Брать персонального инструктора дорого, не так уж и эффективнее, да и заниматься в группе всегда веселее.

Немаловажный плюс: при покупке абонемента на обучение в школе вы получаете существенные скидки на прокат оборудования. Также стоит учитывать, что если один-два дня обучения стоят относительно дорого, то чем больше дней вы берете, тем медленней растет цена. Разница по стоимости между пятью и шестью днями будет уже не столь значительна, как между двумя и тремя.

Выбор звездности отеля

Отдельно скажу о вопросе, на котором многие по первости сильно заморачиваются — какой отель выбрать: 4 звезды, 3 звезды, пенсион или что-то еще?

Если же курорт «давний» и находится на месте исторического поселения (деревни или города, таких много, например, в Австрии), то, по большому счету, звездность отеля не так важна. Там даже в частных домах (pension), не имеющих звездной категории, очень достойный уровень обстановки и сервиса, а на завтрак кормят везде примерно одинаково. В общем, если в средствах вы ограничены — смело выбирайте пенсион или простые апартаменты. Если же вопрос экономии не стоит — берите самое дорогое, что можете позволить: отдыхать в отелях класса 4 и 5 звезд, конечно, очень приятно. Три звезды — вполне разумный компромисс между качеством и ценой. К тому же в отелях от трех звезд и выше обычно есть сауна и бассейн.

Выбор и приобретение тура

Когда выбирать курорт и покупать тур?

В идеале курорт надо начинать выбирать за полгода до поездки. Проведите предварительный отбор, очертите круг мест, которые вам интересны. Двух-трех будет вполне достаточно (для анализа рекомендую запастись схемами катания и картами городов с расположением отелей и подъемников, их можно найти на официальных сайтах или воспользоваться картами Google).

Дальше пригодится архив снимков с вебкамер, такой сейчас есть на многих курортах. Например, у швейцарского Гриндельвальда , хранится архив за последние несколько лет, что позволяет быстро просмотреть и оценить преобладающую погоду в тот или иной период, время начала и окончания сезона, даты, когда стабильно лежит снег и тому подобное — очень удобно.

И, конечно, незаменимый источник информации — отзывы туристов. У многих курортов, представленных в нашем каталоге, есть страница с отзывами, также даны ссылки на отзывы на сайте ski.ru , где хранится большая база сообщений туристов.

Итак, на что надо обращать основное внимание:

  • Наличие снега. Если с ним проблемы — это повод насторожиться. Лучше не останавливать свой выбор на таких курортах. Очень важно ехать в место с гарантированным снегом, особенно в первый раз, иначе впечатление может быть испорчено раз и навсегда.
  • Количество людей на трассах. Если на магистральных трассах, на которых обычно и установлены веб-камеры, плотность потока спускающихся лыжников сравнительно невысокая и располагает к комфортному катанию, обратите внимание на этот курорт.
  • Погода. То, что в прошлом году светило солнце, конечно, не значит, что оно будет светить и в следующем в это же время. Но тем не менее это определенный ориентир.

Тур лучше всего приобретать летом или в начале осени предстоящего зимнего сезона. В это время наибольший выбор отелей и есть возможность получить лучшую цену. Если вы едете своим ходом, то летом можно купить самые дешевые билеты на самолет.

Едем через турагентство или своим ходом?

К сожалению, существенно сэкономить, если вы решили ехать своим ходом не получится (кроме вышеупомянутого новогоднего периода). Полет чартером и организация трансфера по большому счету компенсируют туроператорскую накрутку и конечная разница в цене может составлять порядка 10-15% на человека, а мороки существенно больше: бронировать отель, покупать билеты, организовывать трансфер — все это отнимает время, а порой и нервы. Выбирать вам.

Важное замечание про трансфер: в составе пакетного тура он обычно автобусный, с одним переездом. А если добираться от аэропорта до отеля самостоятельно на общественном транспорте (такси стоит дорого), дорога может получиться очень долгой по времени, с возможными пересадками. Все-таки большинство альпийских курортов находятся на довольно большом расстоянии от аэропортов. Альтернативой могут стать фирмы, специализирующиеся на трансферах в горнолыжные регионы. Поищите такие на Google, поизучайте цены, вполне возможно, удастся найти подходящий вариант. Например, посмотрите цены на Alps2Alps .

Что делать, если выбрать курорт все-таки сложно?

Самый простой совет — не парьтесь! Доверьтесь своей интуиции: купите путевку просто куда-нибудь, на первый расположивший к себе курорт и расслабьтесь. Альпы — это старейший горнолыжный регион в мире, лучшая инфраструктура именно здесь. Поэтому, где бы в этих местах вы ни катались, обязательно полу́чите огромное удовольствие, причем совершенно несравнимое с подмосковными, да и вообще российскими, горнолыжными курортами. Ведь это — Альпы!


P.S. Воспользуйтесь формой поиска курортов , чтобы подобрать подходящий вам в зависимости от параметров (размер зоны катания, высота, связанность трасс и тому подобное) или