Техника параллельного плетения бисером. Параллельное плетение бисером Бисероплетение параллельное

Параллельное плетение из бисера считается одним из несложных методов плетения. В последнее время все больше популярности набирает такое плетение бисером.

Научившись плести разную красоту из бисера, любая мастерица сможет освоить еще и объемное параллельное плетение из бисера.

Из стеклянных бусин рукодельницы создают уникальные изделия:

  • сумочки;
  • телефонные чехлы;
  • воротнички;
  • сувениры;
  • цветочные композиции и др.


Все описанные вещи создаются с применением различных техник плетения. Приёмов придумано мастерицами огромное количество, но базовых – немного. Одним из таких методов считается параллельное плетение бисером. В сегодняшней статье речь пойдёт о том, как освоить технику параллельного бисероплетения.

Преимущества параллельного плетения бисером

Параллельное плетение из бисера имеет свои преимущества перед другими техниками:

  1. Схема читается очень просто.
  2. Изделие плетется быстро.
  3. Работу может исполнять даже новичок.
  4. Применяется разный размер и класс бисера.

Из вышесказанного понятно, что техника несложная и начинающие рукодельницы смогут полностью ею овладеть. Занятие это увлекающее и захватывающее, требующее усидчивости и желания творить.

Предлагаю ознакомиться с подробным пошаговым мастер-классом метода параллельного плетения.

Мастер-класс параллельного бисероплетения

Отрезаем кусок проволоки, размером тридцать сантиметров и делим его пополам.

Шаг 1

Нанизываем на проволочку бусинки сразу двух рядов: одну и две бусины (рис. 1).

Шаг 2

Затем пропускаем свободный кончик проволочки через две бисеринки второго рядка навстречу правому кончику (рис. 2). Далее берем оба конца и тщательно затягиваем бусины на серединку.

В методе параллельного плетения, подтягиваясь, рядки ложатся параллельно друг к другу в пространстве. Изнаночная сторона работы равна лицевой (рис. 4).

Иногда бусины укладываются по параллели в просторе – тогда получается объемное изделие (рис.5).

При необходимости удлинения проволоки, окончившиеся кончики заправляются за выполненные ряды, возвращаясь на три рядка обратно. В необходимом месте проволока добавляется (рис. 6).

Окончив плетение, концы скручиваются под бусинами либо проходят концами на три рядка в обратном направлении, после чего края проволоки обрезаются ножницами.

Чтобы создать первое изделие в данной технике, рукодельницы рекомендуют начинающим мастерицам начинать пробовать из цветка. Цветочные растения разнообразны, с листьями разной формы, требуют немного материала, хорошо развивают фантазию и воображение. Цветочек выбирают, ориентируясь на количество имеющихся бусин.


Роза параллельным плетением

Мы с вами будем плести необычную розочку в технике параллельного плетения.

Материал необходимый для творчества

В процессе творческой работы нам понадобится:

  • бисер, размер № 8 желаемых цветов для лепесточков;
  • зеленый бисер такого же размера;
  • проволока три миллиметра;
  • флористическая лента;
  • ножницы.

Подготовив весь требующийся материал, можно начинать творить.

Мастер-класс создания розы

Предлагаю изучить подробный мастер-класс по созданию самого красивого представителя флоры – царственной розы.

  1. Прежде, чем начать работу, отрезаем проволоку размером сорок пять сантиметров. Делим ее пополам и нанизываем три бисерины. Отодвигаем одну бусину, а через две пропускаем кончик в обратном направлении. Придерживая оба конца, подтягиваем бусинки – они должны находиться строго посредине.

2. Следующий творческий этап заключается в наборе четырёх стекляшек, протягивании свободного края сквозь них и подтягивании отрезков.

4. Следующим шагом будет набор восьми стекляшек, продевание через них свободной проволочки и тщательное затягивание концов с их выравниванием.

6. Остаётся сплести последний ряд, состоящий из четырнадцати бусинок. Набираем необходимое количество бусин, свободным кончиком проходим сквозь них и тщательно подтягиваем проволочку. Дальше нам нужно сформировать красивые бока на лепесточке.

7. Для этого на левый конец надеваем шесть бисерин и край просовываем через первую стекляшку.

8. Аналогичные действия проделываем с правым краем проволоки. В конце проволочку хорошо скручиваем. Таких лепестков нужно сплести двенадцать штучек.

10. Одну стекляшку отодвигаем, а через пять набранных бусин пропускаем свободный конец проволочки, хорошо затянув.

12. Концы проволоки скручиваем и получаем вот такой цветочный элемент.

13. Таких листочков нам нужно пять штук на один цветочек.

Сборка цветка

Подготовив все необходимые элементы, требующиеся для формирования розы, начнем поэтапную сборку.

Этап 1

Берем три лепестка и поочередно скручиваем их между собой.

Чтобы освоить параллельное плетение при помощи мелкого или крупного бисера достаточно иметь немного бисера и нейлоновой нити. В данной технике обычно плетут цветы и животных.

Разберем технику параллельного плетения бисером в мастер-классе

Чтобы сплести ирисы как на фото ниже, нам понадобится бисер № 10 различных цветов:

  • Фиолетовый
  • Светло-фиолетовый
  • Белый
  • Желтый
  • Зеленый
  • Фиолетовая медная проволока 3 мм
  • Зеленая проволока 3 мм
  • Зеленая флористическая лента
  • Толстая проволока для стебля
Схема № 1.

Понадобится проволока длиной 1,5м, на которую нанизывается три бисерины темно-фиолетового цвета. Их следует расположить посередине. Затем на один конец проволоки нужно набрать 6 бисерин и со стороны, откуда вышел первый конец, продеть сквозь них второй. Оба ряда затягиваются и выравниваются, образуя параллельные линии. Далее идет ряд в 9 бисерин, которые также продеваются с обоих сторон проволокой. Этот ряд также выравнивается параллельно другим. Следующие ряды содержат в себе бисер в количестве: 11, 13, 14, 15, 15, 15, 15, 14, 13, 11, 9, 7, 6, 5, 4, 3, 2. После того, как ряды заполнены, проволоку можно отрезать.

Теперь можно приступить к украшению краев лепестка. Для этого понадобится проволока 15 см в длину. С ее помощью прорабатывается край цветка как на схеме ниже.

Схема № 2.

Понадобится проволока длиной 1,7 м. Плетение точно такое, какое было в предыдущей инструкции. Вот сколько бисерин должно быть в рядах: 3, 6, 9, 11, 13, 14, 15, 16. В следующем ряду к темно-фиолетовому цвету добавляется светло-фиолетовый. Количество бисера в ряду: 16, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10. Теперь добавляем бисер желтого цвета. Бисер в ряду: 9, 7, 5, 4, 4, 3, 3, 2, 2. Когда лепесток закончен, нужно снова отрезать 15 см проволоки и украсить край.

Схема № 3.

Понадобится проволока длиной 50 см. На нее следует набрать 7 первых бисерин. Затем еще 7, а затем 6. После этого идет добавление белого цвета посередине. В этом ряду 5 бисерин. Затем идут ряды с бисером: 5, 5, 4, 4, 4, 3, 2. Теперь можно снова отрезать проволоку и украсить край.

Схема № 4.

Для каждого цветка ириса плетется по 3 лепестка. Дальше следует плетение листочков. Сначала идут мелкие листики по четвертой схеме. Бисер в листочках: 1, 3, 5, 7, 9, 10, 10, 10, 9, 7, 5, 3. Эти детали будут белого либо светло-зеленого цвета.

Схема № 5.

Все листочки делаются из зеленого бисера и их плетение посильно даже для начинающих, поэтому к работе можно привлечь и ребенка. Количество бисера в рядах такое: 1, 1, 2, 2, 3, 3, 3, 4, 4, 4, 5, 5, 5, 6, 6, 6, 7, 7, 7,8 ,8 ,8 ,9, 9, 9, 10, 10, 10, 11, 11, 12, 12, 13, 12, 12, 11, 11, 10,10, 9, 9, 8, 8, 7, 7, 6, 6, 5, 5. Листик готов!

Схема № 6.

Следующий листочек имеет меньшие размеры, чем предыдущий и тоже выполняется из зеленого бисера. Бисер в ряду: 1,1,2,2,3,3,3,4,4,4,5,5,5,6,6,6,7,7,7,8,8,9,9,10,9,9,8,8,7,7,6,6,5,5,4,4,3,3.

Переходим к пошаговой сборке цветов

Далее можно приступить к сборке цветочка. Необходимо скрутить три лепестка, которые делались первыми, а затем взять лепестки как на второй схеме, положить на каждый лепесток по другому лепестку на третьей схеме, а затем прикрутить их, отступая от скрученных лепестков, как на рисунке 8.

Теперь цветок можно прикрепить к стеблю, а на него прикрепить листики, как это показано на картинке №7. В завершении стебель обматывается флористической лентой, которая придаст ему цвет и скроет края проволоки. Большие листочки прикрепляются к основанию стебля. Мастер-класс завершен!

Попробуем сделать простого крокодила из бисера быстро и качественно

Плести крокодила, как и других животных в технике параллельного плетения очень просто. Для этого сквозь ряд из бисера в разных направлениях проходят оба конца лески.

Итак, чтобы сплести крокодильчика нам понадобится леска или медная проволока, а также зеленый, желтый и немного черного бисера. Плетение начинается с нанизывания на нить двух бисеринок зеленого цвета, а во втором ряду двух бисеринок желтого цвета.

Чтобы выполнить ряд, необходимо продеть один конец нити навстречу другому. Дальше можно плести по представленной ниже схеме, чередуя желтый и зеленый ряд бисера. Чтобы ряды не распадались, на них можно прикрепить контрольные стяжки из проволоки.

Не стоит забывать и про глаза крокодила. Будет интереснее, если они будут контрастного цвета. Например, красными или желтыми. Когда крокодильчик готов, можно привязать петельку к его носу, чтобы он мог стать брелоком или подвеской.

Полезные советы:
  • Если через хвост животного протянуть кусок проволоки, то его можно будет сгибать.
  • Если вдруг проволока окажется слишком маленькой по длине, то нужно просто провести через последний созданный ряд бусин новую проволоку. Конец уже отработанной нити просто крепится узлом и загибается.

Видео-подборка по теме статьи

Ниже представлены видео по данной теме, на которых подробно продемонстрировано параллельное плетение.

В этот раз хочу вам представить самую распространенную технику выполнения бисерных изделий на проволоке - параллельное плетение (по-английски эта техника называется Victorian method).

Простейший лепесток или листик выполняется следующим образом.

На проволоку длиной примерно 20-30 см нанизываются три бисеринки (рис. 1), затем один из концов проволоки проводится через две бисеринки навстречу другому (рис. 2), бисеринки крепко притягиваются друг к другу - и получается маленький треугольник. Концы проволоки должны получится примерно одинаковой длины.

Потом на один конец набираются три бисеринки, и другой конец опять проходит ему навстречу (рис. 3), новый ряд хорошо подтягивается к предыдущему, затем аналогично выполняется ряд из четырех бисеринок. Работа продолжается в соответствии с базовой схемой №1.

Когда выполнен последний ряд, концы проволоки крепко скручиваются, чтобы лепесток не рассыпался.

Лепестки и листья могут иметь плоскую форму, которая была описана выше, а могут быть вогнутыми или выпуклыми.

Для того, чтобы сделать такой лепесток, сначала надо выполнить половину лепестка по базовой схеме №1. Потом берется проволока такой же длины и продевается в петлю между первым и вторым рядом. Затем на один конец проволоки нанизывается одна бисеринка, другой конец проводится через нее навстречу первому, и петля хорошо затягивается.

Далее тот конец проволоки, который находится ближе к уже готовой части образца, продевается в петлю между вторым и третьим рядом, на него нанизывается столько бусинок, из скольких состоит третий ряд первой половины, второй конец проволоки проходит навстречу первому, и ряд туго затягивается.

Выполнение образца продолжается в соответствии с базовой схемой №2.

Следует обратить внимание на то, что необходимо хорошо затягивать ряды, так как слабо затянутое изделие получается рыхлым и не держит нужную форму.

Теперь рассмотрим принцип изготовления листа с резным краем - базовая схема №3.

До четвертого ряда все выполняется, как и раньше (базовая схема №1), а затем на каждую проволоку нанизываем по две бусинки, отодвигаем последнюю бусинку чуть-чуть в сторону, проводим конец проволоки через первую и затягиваем петлю.

Потом выполняем 2-3 ряда обычным способом и опять повторяем описанный выше приём. Данная последовательность действий повторяется необходимое количество раз.

Для того, чтобы не приводить схемы, которые по конфигурации повторяют базовые, но отличаются другим количеством бусин в рядах, используют численную форму элемента.

В этой формуле приводится последовательность рядов и количество бисерин в каждом. Например, схема, представленная как базовая схема №1 в виде формулы будет выглядеть так: 1-2-3-4-5-4-3-2-1 .

Литература:

Л.Г. Куликова, Л.Ю. Короткова "Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки"

Параллельное плетение бисером — это самая популярная и востребованная техника в бисероплетении. И все это благодаря красивому и запоминающимся узору. Параллельное плетение представляет собой полотно с расположенными по параллельным линиям бисеринками. Такое плетение станет замечательной основой для разных фигурок, цветов, листьев и даже для украшений, элементов декора. Знания о такой базовой технике обязательно пригодятся для начинающих. Этот мастер-класс состоит не только из советов, в нем находятся лучшие пошаговые инструкции с фото.

Основы техники

В начале работы необходимо взять проволочку, набрать на нее бисер первого и второго рядка, то есть три бисеринки.

Когда бисер будет нанизан на проволочку, взять за один конец проволоки и пропустить его через две бисеринки. При этом концы проволочки нужно направлять друг на друга. Затем взять проволоку с двух сторон и затянуть.

Нужно следить, чтобы концы были одинаковой длины, это сильно влияет на качество работы в дальнейшем.

После затягивания взять один конец проволоки и нанизать на него еще четыре бисеринки. Таким же образом пропустить один конец в другой, через новые бисеринки и затянуть.

Продолжать по такой схеме столько рядов, сколько вам необходимо. Когда будет закончен последний ряд, концы проволочки крепко скрутить, чтобы поделка не рассыпалась.

Прекрасный тюльпан

Тюльпан, сделанный с помощью параллельного плетения из бисера, смотрится невероятно красиво и необычно.

Стоит помнить, что в параллельном плетение важно обязательно придерживаться симметричности и делать ровной линию центра.

Схемы плетения очень простые и доступные, выглядят таким образом:

Для начала необходимо набрать на проволочку три бусинки, выровнять их по центру. После надеть еще 5 бисеринок на одну сторону и продеть через них второй конец проволочки в обратном направлении. Из второго ряда концы проволоки должны торчать в разные стороны. В следующем набираем семь бисеринок, потом 9. Последующими идут четыре ряда по 10 бусин, затем начинается уменьшение — восемь бусинок из шести. Каждый ряд после завершения ряда следует немного подтягивать, чтобы каждая бисеринка прилегала друг к другу. Цвет тюльпана можно выбрать на свой вкус.

Листики для тюльпана плетем из зеленого бисера. Первый ряд начинаем с одной бусинки, а с каждым рядом увеличиваем количество бусинок на 1. Доводим до восьми бусинок. Далее восемь рядков нанизываем по 8 бисеринок, в девятом ряду набираем 7 бусинок, потом 5, а в конце — три.

Когда будут готовы шесть лепестков и два больших листка, приступаем к сборке. Для этого нанизываем шесть черных бисерин и замыкаем их в кольцо. За каждую бусинку закрепить петельку из длинной проволочки, на которой закреплена желтая бусина. Петлю закрутить так, чтобы бусинка не спадала вниз. Это будут тычинки. Пестик плести из четырех бусин на такой же вытянутой петле. Серединку вложить вовнутрь между лепестками. Каждый лепесток прикрепить за крайний ряд, слегка стягивая. Изгибать лепесточки нужно с одинаковым натяжением. Основания цветка обмотать цветной бумагой или ниткой. Тюльпан готов!

Видео по теме статьи

Наша подборка из лучших видео поможет вам своими руками сплести самые оригинальные и сложные поделки бисером.

Источник - Энциклопедия. Бисер Год выпуска: 2004 Автор: Клер Крочли Жанр: Бисероплетение Издательство: Арт-Родник Материалы и базовые техники бисероплетеиния, мотивы и узоры.

В следующей публикациии -

Основные техники плетения в изготовлении украшений

Самым простым способом создания украшения из бисера остается низание - набор бусин на леску (с помощью иголки или же без нее). Из такой снизки можно сделать бусы, браслет, пояс. Так как бисер очень мелок, то для ожерелья или браслета можно взять несколько снизок разной длины, связать из них разнообразные узлы, собрать снизки в косички и т. д. Назвать это плетением нельзя, так как нити между собой не соединяются. Собственно плетение начинается тогда, когда появляются две и более нитей, соединяемых в процессе изготовления в одно изделие; при этом исходный процесс низания (нанизывания) сохраняется в любой бисерной технике.

При изготовлении украшений широко используют практически все виды техники бисероплетения, но в зависимости от вида изготовляемого изделия и материала для нанизывания предпочтение отдается тому или иному. Так, при создании цветов на проволоке широко используется круговое французское и параллельное русское плетения, а также петельчатое; при изготовлении сережек, манжет, галстуков, поясов, в которых необходимо получить плотные прямые как вертикальные, так и горизонтальные ряды, применяют гобеленовое или квадратное плетение.

Игольчатое низание столбиком

Этот способ часто используется при создании различных типов бахромы на воротниках, поясах, сережках, для того чтобы получить разнообразные кисточки для поясов, гардин, подушек или игольчатые цветы (например, хризантемы, астры), а также для формирования крон бисерных деревьев (таких как ель, кипарис, сосна).

Выполняется низание на леске (можно при помощи иголки) или на проволоке. Для начала набирают снизку нужной длины. После того как добавлен заключительный элемент, вторым концом нити огибают последнюю бисерину и продевают через весь остальной ряд в обратном направлении. Леска, нитка или проволока вытягивается и закрепляется в верхних рядах изделия, в ткани, завязывается на узел, или, если это проволока, концы плотно переплетают между собой.

Варианты использования игольчатого способа низания

Иногда модель требует последовательного изготовления нескольких таких элементов (например, при создании кисточки или середины цветка); в этом случае проволоку несколько раз перекручивают (леску или нитку завязывают на узелок), после чего набирают следующий столбик и т. д., пока не будет готово необходимое количество нитей бисера.

Плетение петель

Иногда кисточки и серединки в цветках, а также некоторые виды брошей выполняют не игольчатым способом низания, а петельками, которые незаменимы в изготовлении цветков и деревьев на проволоке, из них собирают лепестки, листья, ветки. Уже готовые элементы можно использовать в брошах, заколках, пряжках, украшениях для сандалий и браслетах. Петли широко применяются при плетении различных вариантов ожерелий, кулонов, иногда они заменяют крайние элементы в бахроме.

Варианты создания петель в бисероплетении: а) петля на проволоке; б) петля на леске; в) петля из бисера на трубке из стекляруса

При создании петли на проволоке снизку изгибают в виде дуги, концы соединяют, после чего проволоку несколько раз перекручивают. Если петли делаются на леске, то после придания снизке дугообразного положения второй конец петли продевают сквозь бисерины: это может быть как первая бусина из набранных для петли, так и бусина самого основного изделия или бусина столбика бахромы - в этом случае все зависит от задумки мастера. Чем дальше от изначальной будет расположена в петле завершающая бусина, тем более пологой будет сама петля.

Техника параллельного плетения

Этот вид техники является одним из основных при изготовлении жестких конструкций на проволоке - цветов, кулонов, объемных зверьков. Обычно плетение лепестков и листьев начинают сверху вниз, чтобы перекрученные внизу концы проволоки помогли закрепить отдельные лепестки и листья в общей композиции. Объемные и плоские фигуры плетут, как правило, слева направо; животных начинают плести обычно с носа, так как концы проволоки удобнее спрятать в хвостовой части.


Для сокращения формул, которые иногда могут быть очень длинными, одинаковые идущие последовательно друг за другом ряды записывают один раз, остальные же дают в скобках; например, если нужно сделать 7 одинаковых рядов из 5 бисерин, в формуле это будет выглядеть как 5 (7). Далеко не всегда в формулах в скобках пишут слово «раз», поэтому запомните, что это обозначение количества одинаковых рядов.

На бумаге процесс параллельного плетения обычно записывают формулами, которые всегда обозначают последовательность рядов и количество бисера в каждом из них. Например, если перед вами формула 17-14—11—9-5—2—10, то в начале изготовления изделия следует набрать на проволоку 17 бисерин, затем еще 14 и пропустить второй конец сквозь этот ряд навстречу первому концу проволоки (бисерины первого ряда не затрагивают), после чего проволоки вытягивают, и второй ряд готов, при этом он должен встать ровно под первым. Затем на один конец проволоки набирают 11 бисерин, потом второй ее конец снова пропускают через этот ряд, но в противоположном направлении.

Параллельное низание: а) с добавлением бисерин; б) низание одинаковых рядов; в) сцепка двух половинок

Таким образом, при использовании техники параллельного плетения в каждом ряду, кроме первого, оказываются две проволоки, пронизывающие все ряды и выходящие с двух противоположных концов. Это придает изделию дополнительную прочность, но и приводит к двойному расходу проволоки; именно поэтому даже для маленьких предметов требуется проволока длиной около 50-60 см, что на первых порах всегда вызывает сомнение в правильности схемы.

В процессе плетения в боковых частях плоских фигур образуются характерные скобки из проволоки, которые могут быть больше или меньше в зависимости от того, насколько ряды отличаются друг от друга размерами.

Если хотите закрыть эти ряды (особенно актуально это для лепестков и листьев, но совершенно неприменимо при плетении объемных фигур), то поменяйте процесс плетения на обратный, т. е. начинайте не с вершины изделия, а с процесса его окончания.

Закрытие боковых проволок дополнительными рядами: а) дополнительные ряды; б) готовый лепесток с дополнительными рядами

Когда все изделие будет готово и вы дойдете до верхней части, после последнего ряда наберите на каждый конец столько бисерин, сколько вам нужно, чтобы сделать вертикальный ряд от верха до низа точно по боковому контуру, после чего закрепите проволоки в самом нижнем ряду, сильно натянув.

Чаще всего вертикальный ряд хорошо удерживает форму только за счет проволоки, но если вы хотите добиться повышенной прочности, пришейте этот ряд леской к основному изделию в нескольких местах, завяжите узелки и обрежьте леску.

Иногда в процессе плетения требуется соединить воедино несколько деталей. Это делается всегда одинаково: в ходе создания новой детали та проволока, которая оказывается ближе к основной части изделия, должна заводиться за металлическую скобку между соответствующими рядами готовой части, после чего на нее уже нанизывают новый бисерный ряд, в результате получается своего рода металлическая сцепка изделий. Если проволоки сильно натянуть, то место соединения становится практически незаметным, особенно когда проволока правильно подобрана в тон бисеру. Сцепление деталей проволоками проводится от самого начала до конца, при этом особенно важно плотно подогнать детали в верхней части, чтобы отдельные половинки составили единое целое.

По окончании плетения проволоки отдельных половинок соединяют и тщательно перекручивают.

Круговое, или французское, плетение

Французское плетение, возникшее в Европе много столетий назад, и в настоящее время считается самой популярной среди остальных техник бисероплетения. Техника французского плетения широко применяется при изготовлении заколок, брошек, пряжек для ремня, украшений для обуви или сумочек, для создания объемных частей шкатулок, подставок под карандаши - конструкций любых форм на проволоке.

Этот вид работы очень похож на плетение корзин: сначала заготавливают остевые снизки на проволоке нужной длины и в необходимом количестве, а затем оплетают их одной длинной снизкой с бисером, которую перекручивают вокруг каждого стержня один или несколько раз для фиксации в этом положении, после чего ведут снизку к следующему стержню, оплетают его и т. д.

Если создают плоскую деталь, принцип работы тот же, но в этом случае рабочая длинная снизка делает полудуги вокруг одного стержня, переходя от нижней части стержня к верхней, закрепляется и возвращается снова в нижнюю, но на несколько бисерин дальше, снова перекручивается и вновь идет наверх - получаются полудуги разного размера, которые постепенно увеличиваются от центра к периферии.

Создание плоской детали: а) стержень; б) первая дуга; в) готовый лепесток

Для выполнения листьев или лепестков техникой французского плетения сначала изготавливают стержень нужной длины (как правило, он достаточно короткий, длиной около 10 см), на который нанизывают столько бисера, сколько войдет, вверху и внизу делают небольшие петли для закрепления. На начальном этапе делать ее очень длинной не стоит - хватит около 50-60 см, иначе трудно будет работать. Для удобства сделайте небольшую петлю и на ней, после этого прикрутите снизку к стержню, обведя ее вокруг него и хорошо затянув, - здесь могут пригодиться пассатижи.

Затем оставшийся конец проволоки можно удалить, так как он будет мешать в работе, а из низки начать формировать дуги. Первая дуга всегда делается самой маленькой: на 2-3 бисерины больше, чем первый стержневой ряд, после чего снизка снова закрепляется за стержень, а затем возвращается вниз. В нижнюю часть стержня пропускают 1-2 бисерины, а снизку фиксируют за стержень, после чего начинают делать новую половину дуги вверх, снизку еще раз оплетают вокруг стержня и формируют новую дугу. Количество дуг определяется размерами листка, при этом каждую дугу делают на несколько бисерин длиннее предыдущей, увеличивают и длину стержня за счет оставленных концов с бисером. Так как для украшений делают в основном небольшие детали, количество дуг редко превышает 7-8 штук.

Для того чтобы сделать изделие на нескольких стержнях, для начала их нужно закрепить. Если количество дуг четное, проволоки просто переплетают между собой ровно посередине. Если количество нечетное, дополнительные проволоки прикрепляются к месту перегиба проволоки и затягивают пассатижами, затем на каждый стержень надевают по 3-4 бисерины, после чего прикрепляют снизку и начинают низание по обычной схеме, идя от одного стержня к другому.

Плотные техники плетения

Техника ндебеле («елочка»)

Такой способ плетения используют при оплетении различных предметов, для создания поясов, жгутов, шнурков, браслетов.


Техника плетения плотных горизонтальных рядов U бисера сложилась в одном из африканских племен, которое и дало ей свое название - ндебеле. При этом способе плетения бисер располагается друг к другу под определенным углом, образуя своеобразную елочку, что и дало второе название этой технике.

Существуют несколько основных способов плетения в технике ндебеле - рассмотрим их более подробно. Вначале нужно набрать выбранное количество бисера, причем, в отличие от любого другого способа плетения это количество обязательно должно быть кратным четырем (число должно делиться на 4 без остатка, например 16, 30, 32, 48, 52, 64 и т. д.).

После того как весь ряд сформирован, нужно набрать дополнительную бисерину (например, 13), развернуть нитку с иголкой и провести ее в противоположном направлении еще раз через 12-ю бисерину, затем надо пропустить следующие 2 бисерины, в нашем случае это 11 и 10, и провести иголку с ниткой через 9-ю бисерину, после чего снова набрать 2 бисерины (в нашем примере 14 и 15), пройти через следующую, 8 бисерину, снова пропустить еще 2 бисерины, следующая, через которую нужно продернуть иголку с ниткой, - 5 бисерина, после чего набирают еще 2 бисерины (16 и 17) и нитку с иголкой пронизывают через бисерину № 4, а затем выводят из первой бисерины. Потом набирают еще 2 бисерины (18 и 19) и последнюю из них (19-ю бисерину) продевают еще раз через 18-ю, на этом второй ряд завершают, а последняя из набранных бисерин (19-я) в этом случае является первой бисериной следующего четвертого ряда, затем вся операция повторяется, но в обратном направлении.

В том случае, если вам не подходит техника, при которой количество набранных бисерин должно быть обязательно кратно 4 (например, браслет или шнур должны быть сделаны только из 10 или 14 бисерин), техника плетения немного изменяется.

В этом случае, как и в предыдущем примере, используют четное количество бисерин, затем набирают еще одну (в нашем примере 15-ю), после чего нитку с иголкой проводят в обратном направлении через предпоследнюю бисерину (14), затем пропускают две бисерины и проводят иголку с ниткой через 11-ю бисерину, потом на нить набирают дополнительные 2 бисерины (15-ю и 16-ю) и нитку продевают сквозь следующую бисерину из первого ряда (10-ю).

Следуя тем же правилам, набирают бисерину между 7-ой и 6-ой бисеринами (17 и 18), затем между 3-ей и 2-ой (19 и 20), потом завершают второй ряд, для чего без набора дополнительных бисерин нужно просто повернуть нитку с иголкой в обратном направлении и еще раз продеть ее сквозь последнюю из добавленных бисерин между 3-ей и 2-ой бисеринами (20-ю бисерину), после чего набирают еще 2 бисерины и формируют новый, 3-й ряд, который плетется аналогично предыдущему, но в обратном направлении.

Оба этих способа требуют определенной сноровки и умения затягивать нитки, так как собранные елочкой ряды все время пытаются рассыпаться. Особенно это ощутимо, если вы применяете леску или мононить, которые скользят по стеклянным бисеринам, поэтому лучше применять капроновые нити, но обязательно прочные и точно подходящие по цвету, чтобы не выделяться на фоне бисера и не портить весь вид изделия.

Для новичков все же лучше использовать третий способ плетения техникой ндебеле, так как в этом случае нет вероятности распадания рядов: они дополнительно закреплены первым рядом, но при этом узор елочки получается только со второго ряда, а не с самого начала, как в представленных выше способах. У этого метода плетения есть и еще одно достоинство: так как в данном случае поднятия бисерин первого ряда не происходит, то вы на первом же этапе плетения сразу можете точно определить ширину готового изделия.

А в первых двух способах ширина становится понятной только тогда, когда второй ряд полностью сформирован; поэтому, если вам что-то не понравилось, хочется убавить или, напротив, прибавить ширину, придется все начинать заново, из-за чего теряется много времени.

Как и при втором способе, количество бисера при третьем обязательно должно быть четным - в противном случае узора елочки не получится.

При наборе первого ряда бисерины закрепляют друг за друга, как при наборе первого ряда кирпичного стежка, делается это следующим образом: сначала набирают 2 бисерины, после чего нитку с иголкой разворачивают и еще раз продевают через начальную бисерину, нитку затягивают и только после этого еще раз продевают через вторую (при этом бисерины должны встать боком, т. е. когда их отверстия лежат не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости, а сами бисерины сверху и снизу соединены нитками). То же самое проделывают со следующими парами, пока не будет набрана желаемая ширина изделия. Такой способ набора первого ряда получается не всегда, поэтому проще набрать его обычным кирпичным стежком двумя нитками, после чего остальную часть изделия выполнять техникой ндебеле. Для формирования второго ряда на вышедшую из крайней бисерины нитку набирают 2 дополнительные бусины (в нашем примере это 9-я и 10-я), после чего нужно еще раз пройти сквозь 7-ю и 6-ю). На нитку, которая в этот раз выходит из 6-й бисерины, снова нанизывают 2 бисерины, затем продевают сквозь 5-ю и 4-ю бисерины, а затем то же самое повторяют с 3-ей и 2-ой. После того как будет образована четвертая пара парных бисерин, второй ряд готов; для его закрепления нитку еще раз проводят через первую бисерину.

Третий ряд начинают плести в обратном направлении, для чего нить с иголкой снова разворачивают на 180°, пропускают сквозь последнюю бисерину второго ряда и набирают новую пару бисерин третьего ряда, дальше третий ряд плетется так же, как и второй, но в противоположном направлении.

Особенности кругового плетения в технике ндебеле

При плетении этой техникой по кругу характерный рисунок елочкой, как и в предыдущем варианте, начинает образовываться только со второго ряда.

Для начала нужно набрать любое четное количество бисерин (в рассматриваемом примере их будет 10) кирпичным стежком, после чего снизку зацепляют в кольцо. Техника низания по кругу очень похожа на последнюю из рассмотренных линейных техник ндебеле: набор бисера всегда производят парами, после чего проводят их через 2 последующие бисерины предыдущего ряда.

Особенности прибавления рядов в технике ндебеле

Расширить ряд можно двумя основными способами: в его центре и сбоку. Для того чтобы провести расширение в центральной части ряда, нужно в одном из наборов бисера нанизать не 2, а сразу 4 бисерины. В приведенном примере это бисерины под номерами 26, 27, 28 и 29.

При плетении следующего ряда после выхода нитки из бисерины 30 нужно набрать 2 новые бисерины (36-ю и 37-ю) и пронизать иголкой с ниткой бисерины 28 и 27, набрать еще одну пару бисерин (38 и 39), после чего пройти сквозь 26-ю бисерину, далее ряд плетется как обычно.

При низании следующего ряда (он плетется снова в обратном порядке), после того как иголка с ниткой вышли из бисерины 40, ее продевают сквозь 39-ю бисерину, набирают еще 2 бисерины, после чего проходят через бисерины 38 и 37, снова набирают пару бисерин (52 и 53) и закрепляют набранную пару через бусину 36, после чего продолжают ряд обычным способом.

Следующий ряд формируется обычным способом, при этом в нем окажется на один вертикальный ряд больше.

Второй способ расширения ряда несколько отличается: здесь оно идет постепенно. Сначала в центральном ряду добавляют только 1 бисерину, для чего набирают 3 бисерины; при низании следующего ряда к этой одиночной бисерине присоединяют еще 2, которые образуют дополнительную пару; в 3-м горизонтальном ряду с начала прибавления первой бисерины к этой паре снова присоединяют пару бисерин тем же способом, что и во всех остальных парах; 4-й ряд получается полностью наращенным и ничем не отличается от первоначальных за исключением того, что в нем на один парный вертикальный ряд больше.

Прибавление количества бисерин по краю бисерного полотна

Если хотите прибавить бисерины не в центральной части, а по краю, есть два основных способа. В том случае, если последний ряд вашего изделия непарный (рисунок елочки как бы половинчатый, нить при этом выходит из последней бисерины сверху, тогда как в законченной цепочке ндебеле нить выходит снизу бисерины), то достаточно добавить крайние бисерины, сделав крайнюю цепочку парной. Для этого после завершения ряда наберите на нить еще 2 бисерины, поверните иголку с ниткой в обратную сторону и пройдите еще раз через предпоследнюю бисерину - ваша вторая половинка цепочки готова, а уже следующий ряд начинайте формировать с учетом дополнительной бисерины.


«Если вам нужно не расширить, а, напротив, убавить ряд, замените парную цепочку в боковой части на одиночную или убавьте требуемое количество бисерин в центральной части рядов. Это можно сделать постепенно (сначала убрать одну, а в следующем ряду - обе)

В том случае, если количество рядов везде парное, можно нарастить как половину ряда (тем же способом, т. е. добавив после завершения ряда дополнительно 2 бисерины), так и всю парную цепочку (для этого надо набрать 5 бисерин, после чего продеть иголку еще раз в предпоследнюю бисерину, а затем в первую из 5-ти набранных, при этом сформируются дополнительный парный ряд и еще одна бисерина для формирования следующего ряда).

Плотное гобеленовое плетение (квадратный стежок)

Еще одной разновидностью плотного плетения бисером является гобеленовое, или квадратное, плетение. Главной его особенностью является то, что в отличие от мозаичной или кирпичной техники бисерины при квадратном плетении располагаются точно друг под другом, образуя ровные не только вертикальные, но и горизонтальные ряды, что делает данный способ плетения более удобным при выполнении изделий со сложными рисунками (различные кошельки, сумочки, манжеты, галстуки, колье, серьги, пояса, декоративные элементы, панно и картины). Этот тип плетения имитирует процесс ручного ткачества, поэтому его еще называют разновидностью ткацкой техники плетения бисером. В начале работы привычным способом закрепляют леску (2-3 раза оборачивают вокруг первой бисерины), после чего полностью набирают первый ряд бисера - обычная снизка, количество бисера не ограничено и может быть как четным, так и нечетным. В зависимости от количества бисерин будет меняться способ крепления всех последующих рядов: если оно нечетное, то присоединение бисерин второго ряда будет осуществляться поштучно; если оно четное, бисерины можно добавлять парами. Если присоединение бисерин будет осуществляться парами, после формирования первого ряда на иголку с ниткой набирают 2 бисерины, затем они проводятся через последние 2 бисерины первого ряда в противоположном направлении слева направо (сначала иголка продевается через предпоследнюю бисерину, затем - через последнюю), после чего иголка с ниткой еще раз, теперь уже в прямом направлении, проводится через 2 бисерины нового ряда и на них набирают следующую пару, которую точно так же проводят слева направо через следующие 2 бисерины первого ряда, а затем возвращают через пару второго ряда; так завершают весь ряд.

Способы плетения гобеленовым стежком: а) через 2 бисерины; б) через 1 бисерину

Если количество бисерин нечетное или нужно более надежное и прочное крепление, присоединять можно каждую из них отдельно, что осуществляется точно таким же способом, но после первого ряда набирают 1 бисерину, после чего нитку с иголкой возвращают в противоположном направлении только через последнюю бисерину и снова проводят через первую бисерину второго ряда; на нитку надевают следующую бисерину и точно таким же способом закрепляют за предпоследнюю бисерину первого ряда; этим же способом заканчивают весь ряд, после чего переходят ко второму, третьему и т. д., пока не будет достигнута соответствующая длина изделия. Для повышения надежности и дополнительного выравнивания изделия через все сформированные ряды бисера после завершения плетения можно дополнительно пропустить еще 1-2 нитки, как бы прошить изделие. Освоив гобеленовое плетение, очень просто разработать и связать для себя браслет с собственными вензелями, сумочку с пейзажными мотивами, чехол для сотового телефона, изысканную вечернюю косметичку или стильный пояс. При этом в процессе низания можно убавлять и добавлять крайние ряды, что позволит формировать не только прямоугольные фигуры, но и элементы сложных изогнутых форм.

Мозаичное низание (кирпичное плетение)

Мозаичное низание широко используется в современном бисероплетении; вполне вероятно, что именно оно остается самой популярной и широко используемой техникой плетения как различных плоских фигур, так и объемных элементов. Мозаичным способом можно сделать практически все: от сумочки до изысканных цветов и ожерелий, от браслетов до поясов, от жгутов до рамок для кабошонов, от заколок до целых болеро. В основе мозаичного плетения лежит одна из самых простых техник бисероплетения - обычная крестообразная цепочка. Первый ряд можно сформировать различными способами, самый распространенный - набрать удвоенное количество бисера, часть из которого перейдет во второй ряд, но это удобно только в том случае, если вы точно знаете, из какого количества бисерин должно быть ваше изделие по ширине или же по длине. В зависимости от того, как формируются ряды, если у вас нет четкой схемы плетения (а это часто бывает при оплетении кабошонов и других предметов или вязании сумочек и косметичек), лучше начинать с формирования крестообразной цепочки той длины, которая нужна вам для изделия. Удобнее всего плести крестообразную цепочку двумя иглами, при этом есть возможность сразу скорректировать длину и легче подтягивать бисерины друг к другу. При выборе этого способа крайние бисерины закрепляют на рабочем валике, после чего выполняют саму цепочку. Когда она готова, иголку с ниткой поворачивают на 180° и плетут продолжается в обратном направлении, при этом бисерины всегда присоединяют между выступающими элементами предыдущего ряда. Если запомнить это несложное правило, половина учебы технике мозаичного плетения будет успешно пройдена.

Крестообразная цепочка и мозаичное плетение на ее основе

Вариант с цепочкой удобен и при необходимости оплетения различных круглых или квадратных предметов: в этом случае по мере выполнения определенного объема плетения цепочку прикладывают к оплетаемому изделию или одевают на него и уточняют ее длину, после чего замыкают в кольцо, а ряды продолжают вверх и вниз.

Второй принцип, который нужно помнить при плетении изделий мозаичной техникой, состоит в том, что горизонтальные ряды всегда должны быть ровными, а вертикальные - смещены относительно друг друга.

Кирпичныи стежок

Второй разновидностью мозаичного плетения является кирпичный стежок. В этом случае присоединение бисерин последующих рядов осуществляется не к самой бисерине предыдущего ряда, а к нити в промежутке между соседними бисеринами. При этом бисерина нового ряда встает ровно посередине двух бисерин под ней, что напоминает кирпичную кладку, именно это сходство и дало название методике плетения.

Кирпичный стежок: а) начальный ряд; б) второй ряд

Следующей особенностью данного метода является то, что бисерины присоединяют не по длине, как обычно (в этом случае отверстие в бисерине в процессе работы всегда находится в горизонтальном положении), а по высоте (отверстие бисерины находится в вертикальном положении), что создает дополнительные неудобства, если начинать работу после привычного способа.


Изделие, выполненное техникой кирпичного стежка, имеет большую плотность низания, не имеет дыр и поэтому крепче, чем выполненное обычным мозаичным способом.

Техника кирпичного стежка может использоваться при создании различных панно, на которых дыры недопустимы, или когда нужно создать какой-либо интересный орнамент на детали, который должен идти вверх или вниз по диагонали с минимальным смещением (в гобеленовой технике или мозаичной при диагональном расположении рисунка это расстояние между двумя бисеринами соседних рядов всегда ровняется 1-й бисерине, а не половине, как в данной технике).

Первый ряд в кирпичном стежке лучше всего набирать двумя иглами. В начале низания на леску с двумя иглами набирают 2 бисерины, после чего один из концов нити проводят во 2-ю бисерину в противоположном направлении (как в параллельном плетении), затем так же набирают остальные бисерины ряда. В первом ряду все бисерины оказываются соединены нитяными скобками, которые видны сверху и снизу. После того как первый ряд готов, на нитку нанизывают первую бисерину второго ряда, обводят ее сбоку, еще раз поддевают нитку между последней и предпоследней бисеринами первого ряда, поворачивают иголку снизу вверх и еще раз проходят через бисерину второго ряда в противоположном первому направлении, бисерина при этом встает на первый ряд, а нитка выходит сверху. На нее набирают вторую бисерину, зацепляют вторую петлю, после чего снова проводят сквозь набранную бисерину снизу вверх, затем продолжают ряд.

Особенность кирпичной техники заключается в том, что, если постоянно не наращивать ряды, они будут уменьшаться на 1 бисерину. Для наращивания достаточно к одной петле в центре ряда последовательно присоединить сначала одну бисерину, а затем еще одну. Если нужно уменьшить ряд более чем на 1 бисерину, то одну и ту же бисерину зацепляют сразу за две петли в предшествующем ряду, после чего продолжают плести обычным способом.

Виды завершения бисерного полотна, крепление застежки

При плетении бисерных украшений, особенно шейных, часто возникает необходимость прикрепить застежку, для чего требуется завершить бисерное полотно. Для придания изделию красивого завершенного вида в мозаичной технике существует несколько вариантов завершения бисерного полотна в зависимости от видов изделия и выбранной застежки.

Варианты завершения бисерного полотна перед креплением застежки: а) выступ в верхней части; б) угол в середине изделия

Если застежка имеет две дужки для крепления, то конец изделия из бисера оформляется выступом по верхней части, а если только одну, то наиболее подходящим считается завершение бисерного полотна углом (когда сужение идет постепенно от периферии к центру). После завершения последнего ряда нитку с иголкой нужно вывести в средние ряды изделия, сделать несколько узелков, после чего продернуть зигзагообразно назад и срезать леску максимально близко к бисеру. Для того чтобы нитка не выскальзывала из бисера, ее нужно до обрезания провести через 7-8 бисерин.

Надо отметить, что очень редко в одном наборе попадаются бисерины одного размера. Как правило, в тайваньском или даже индийском пакете все бисерины разнокалиберные, поэтому плести точно по схеме не получается (лепестки, к примеру, выходят совершенно не той формы, которая была задумана).


В процессе работы с бисеринами разного диаметра подбирайте по возможности одинаковые для каждого ряда, а сами ряды могут и отличаться. Это позволит сэкономить как силы (не придется калибровать содержимое всех пакетов), так и нервы (если в одном ряду будут бисерины разного диаметра, то готовое изделие будет смотреться как выполненное небрежно, что наверняка приведет к огорчению и неудовлетворению плодом своих трудов).

Для того чтобы избежать этой неприятности, выберите ровные бисерины для формирования первых 3-х рядов, после чего обращайте внимание не на количество бисерин в ряду, а на необходимость и степень увеличения или уменьшения последующего ряда. По мере нанизывания бусин сравнивайте по длине ряд с предыдущим и, как только он сравняется, мысленно прибавьте или убавьте ширину с каждого края на нужное количество элементов, добавьте энное количество бисера до необходимой ширины и переходите к следующему ряду. Простое следование этому правилу позволит избежать кособоких деталей, а также вынужденности калибровать бисер перед работой. Надо отметить, что этот способ подходит только для изготовления цветков на проволоке, не пробуйте применять его при плетении сеток колье, поскольку изделие в своем завершенном виде может вас глубоко разочаровать.

Основные правила оплетения кабошонов

Очень часто в бисерных композициях, будь то сережки, подвески, браслет, кольцо или заколка, используются натуральные камни - кабошоны. Но при этом всегда возникает главный вопрос: как вставить в изделие из бисера камень, особенно если он крупный и просто на леске его не закрепить. В этом случае лучшим способом включения камня в композицию остается его оплетение оправой из бисера. Оправа выполняет одновременно несколько функций. В первую очередь, она помогает закрепить изделие; во-вторых, выполняет декоративную функцию, так как использование бисера того же цвета (или контрастного), что и у изделия, позволяет создать гармоничную цветовую гамму и включить в состав композиции практически любой камень. И в-третьих, такая оправа позволяет скрыть недостатки камня (неровность кабошона по внешнему краю, его неравномерную толщину).

Если для оплетения кабошонов берется капроновая нитка, то ее предварительно нужно намазать воском, чтобы она хорошо скользила. С леской этого делать не нужно, поскольку она тонкая, прозрачная и прекрасно проходит в любой, даже самый мелкий бисер. Для кабошонов используют в основном стандартный бисер № 11 - тот же, что и при плетении основного изделия. Как правило, при создании оправы иногда используют бисер с большим номером (меньший по размеру), но практически никогда - с меньшим, чем в основном изделии. Универсально смотрятся оправы из серебряного или золотого бисера.


Не следует забывать, что кабошон - не только v украшение, но и живой камень со своей энергетикой, зачастую весьма впечатляющих размеров. Поэтому прежде чем увлекаться ношением таких украшений, поинтересуйтесь, насколько этот камень подходит вашему знаку зодиака, характеру и жизненной позиции.

Оплетать кабошоны можно по-разному, но самым удобным и быстрым остается плетение на основе крестообразной цепочки. Это позволяет быстро и в большинстве случаев с первого раза создавать ровную оправу, по размеру точно подходящую к камню, а также оплетать нестандартные камни различной конфигурации.

Если вы приобрели кабошон, практически всегда у него просверлены соответствующие отверстия, которые позволяют получить оправу очень точного размера. Для этого сначала нужно отрезать длинную леску или капроновую нитку длиной около 150 см, после чего на середине нити сделать первое звено цепочки из 4-х бисерин (двумя иголками); затем пропустить оба конца сквозь камень, всю остальную цепочку формировать на вышедших с противоположного конца камня нитях, все время проверяя длину полученной цепочки; когда она станет равной половине окружности камня, половину цепочки соединяют, потом таким же образом формируют вторую половину и замыкают уже всю цепочку. В результате получается центральная цепочка оправы. Такой способ позволяет достаточно легко выдержать нужный размер оправы и одновременно закрепить ее на камне, зафиксировав в нужном положении. После первого звена в зависимости от ширины камня делают нужное количество дополнительных рядов, нити выводят с задней стороны кабошона, пропускают сквозь последний ряд и сильно стягивают. То же самое проделывают и на лицевой стороне. При желании для получения меньшего по окружности ряда в последних цепочках можно использовать бисер меньшего размера. Иногда последние ряды делают контрастными или чередуют разные цвета бисера. Главная задача при оплетении кабошона заключается именно в стягивании крайних рядов, так как, если нет закрепления центрального ряда на самом камне, это единственное средство фиксации его в оправе.


Прежде чем приступать к изготовлению кабошона, нужно очистить купленный камень от отрицательной энергии. Для этого положите каменную заготовку в проточную воду на 10-15 мин, она смоет всю отрицательную энергию, которую кристалл получил в процессе обточки _грубыми шлифовальными инструментами.

Если из кабошона делается подвеска, ее можно дополнительно украсить по нижнему краю бисерной одноярусной или даже многоярусной бахромой, бусинами, стразами, гроздями из более мелких камушков. Подвешиваются небольшой величины кабошоны на атласную ленточку или различной величины цепочки - в этом случае украшение делают достаточно коротким. Крупные кабошоны располагают на уровне груди, для них лучше всего сплести шнуры из бисера или воспользоваться готовыми шелковыми витыми шнурами.

Если кабошон вставляют в браслет, начать плетение цепочки можно именно от него, продевая нитку в центральные или следующие за ним бисерины оправы. Способ крепления кабошона в кольце тот же, что и в браслете. Если кабошон используют в заколке, то его, как правило, приклеивают или пришивают нитками к сетке-основе, после чего ту, в свою очередь, приклеивают к самой поверхности заколки.

При использовании крупных кабошонов в колье их обычно закрепляют при помощи ниток или лесок. При этом нужно помнить, что камни существенно добавляют изделию веса, поэтому для крепления замка нужно использовать дополнительные страховочные нити, так как леска или капроновая нить в 1-2 ряда может и не выдержать такой нагрузки.

Украшения своими руками

Украшения для волос: цветы на заколках, шпильках и невидимках

Основные правила изготовления бисерной сетки - основы заколки

Для изготовления заколок из бисера вам понадобится сама основа с рабочей поверхностью в форме площадки. Эту основу можно попробовать купить в магазине или использовать старую заколку, предварительно сняв с основы все украшения и тщательно очистив ее от старого клея. Украшения для заколок из бисера могут быть разного типа. В первую очередь это различные сеточки. Если сама основа находится в удовлетворительном состоянии, сетка может быть достаточно крупной, а внутри каждой ячейки при помощи клея размещают бусинки, стразы. Если поверхность заколки сильно повреждена или остались дырки от крепления, сетка должна быть плотной, чтобы целиком закрыть поврежденную поверхность будущей заколки. Такую плотную сетку готовят на основе обычной крестообразной цепочки на нитке или леске. Выбор способа плетения первой цепочки - сразу двумя иголками или одной - зависит в первую очередь от бисера. Если он ровный, можно обойтись и одной иголкой. В этом случае для формирования первого ряда нужно набрать снизку из нужного (удвоенного) количества бисерин, после чего повернуть нитку с иголкой в противоположном направлении, снизу наверх и сформировать крайнее нижнее звено, пройдя иголкой с тремя бисеринами через четвертую от края бисерину. Получится четырехгранное звено. После этого нужно набирать по одной бисерине и проводить иголку в том же направлении, пропуская по одной бисерине в первой снизке (см. технику мозаичного плетения). По мере набирания новых бисерин снизку нужно все время подтягивать, чтобы сразу формировались готовые звенья цепочки. Если этого не сделать на первом этапе, когда второй ряд цепочки будет набран, затянуть ее будет достаточно трудно. У этого способа есть еще одна особенность: изначально нужно оставить хвостик из нитки достаточно большой длины, в противном случае, если полученная цепочка окажется короче, придется полностью ее перенабирать. Если же есть свободный второй конец нитки, то, закрепив ее во второй иголке, можно добрать нужное количество звеньев.

Для удобства, а также если бисер не одинаков по размеру, т. е. если вместо дорогого чешского бисера вы приобрели любой другой, лучше изначально работать сразу двумя нитками. Для гарантии оторвите нитку подлиннее, выравняйте концы, наберите 1 бисерину, выведите на самый центр нитки и закрепите ее в неподвижном положении. Сделать это можно при помощи английской булавки, в качестве опоры можно использовать специальную подушку для вышивания, подлокотник дивана, на котором вы работаете, и любую другую основу, которая не будет сильно двигаться, пока вы формируете первый ряд.


Надо отметить, что плетение первого ряда бисерной сетки - самая ответственная часть работы: как вы его сформируете, такой и будет вся сетка, поэтому к решению этой задачи нужно подойти максимально собранно.

После того как центральная бисерина закреплена, наберите на один из концов нитки 2 бисерины, а на второй только одну и проденьте этот конец сквозь вторую бисерину первого конца так, чтобы в итоге у вас получилось четырехгранное звено, затем опять наберите на один конец 2 бисерины, а на второй - только одну и снова проведите нитку через вторую бисерину второго конца. После продевания в общую бусину обязательно выравняйте парные бисерины, чтобы они точно встали друг против друга; для этого необходимо хорошо потянуть оба конца, иначе бисерины расположатся не параллельно, а несколько смещенно относительно друг друга и цепочки не получится.

Длину и ширину такой сетки берут, как правило, на 2-3 мм больше длины и ширины самой основы заколки, чтобы при наклеивании бисерины немного выступали за край.

Такая заколка сама представляет собой законченное изделие, но если вам хочется чего-либо более креативного, можно попробовать создать заколку на основе сетки с выпуклыми цветами на проволоке. В этом случае сначала отдельно делается выбранный цветок или букет и так же отдельно делается плотная сетка. Она будет выступать и как декоративное покрытие металлического основания заколки, и как способ надежно закрепить цветок, одновременно спрятав между бисерной сеткой и основанием все проволоки от цветка. В этом случае сначала в выбранном месте сетки закрепляется сердцевина цветка, затем постепенно присоединяются все остальные части. Проволока каждого лепестка или тычинки пропускается через близлежащее отверстие в сетке-основе и скручивается с проволоками соседнего лепестка или сердцевины, все детали соединяются попарно. Если их присоединить к сердцевине, как это делается при изготовлении цветов в горшках или брошей, получится слишком толстый стебель, который невозможно будет равномерно распределить и спрятать под сеткой-основой. После того как проволоки прочно скручены, их обрезают и приклеивают прозрачным клеем «Момент» к сетке. Если у вас есть лепестки, выберите место их расположения и так же, пропустив проволоки каждого элемента через маленькие отверстия между бисеринами, скрутите проволоки с обратной стороны, коротко обрежьте концы и приклейте их к основе. Когда вся композиция в таком виде окончательно готова, ее еще раз промазывают сплошным слоем клея, то же самое проделывают и с основой и, выждав 15 мин, плотно прижимают к ней, обжимают основу, идя от центра сначала по длине, затем по ширине, чтобы сетка прочно приклеилась к заколке. Через пару часов изделием можно пользоваться. Чем больше элементов прикрепляется к сетке-основе, тем большей должна быть разница между шириной декоративной сетки и основанием, в противном случае между бисерным покрытием и металлической основой могут остаться небольшие зазоры, которые выглядят неаккуратно. Если это случилось, то, чтобы исправить положение, подцепите иголкой бисерины и осторожно посадите их на клей, имитируя ряды сетки.

Заколка для волос «Золотая роза»

Материалы:

Золотистый бисер № 11;

Проволока толщиной 0,3 мм желтого цвета;

Плоская заколка-основа площадочкой;

Ножницы, иголка.


Ход работы.

Этот вид заколки выполняется целиком техникой параллельного плетения, при желании можно сделать чашелистик, но так как цветок крепится на плоскую основу, то необходимость в чашечке и чашелистиках отпадает. Композицию из цветка можно дополнить двумя веточками с тремя небольшими листиками. Саму розу выполняют из 12-ти лепестков, из которых 6 делаются чуть меньшего размера. В середину цветка можно пометить свернутую трубочку, сделанную по тому же принципу, что и сердцевина розы для броши.

Сердцевина.

Средний лепесток цветка выполняется техникой параллельного плетения на проволоке длиной около 25-30 см. Последовательно нанизываются 5 рядов из 12-ти бисерин и 5 рядов из 10-ти бисерин, готовое полотно скатывается в трубочку и фиксируется свободными концами проволоки.

Маленький лепесток.

Каждый маленький лепесток выполняется на проволоке длиной около 30 см техникой параллельного низания. На середину проволоки набирается ряд из 4-х бисерин, после чего 1-я отодвигается в сторону, а сквозь остальные 3 бисерины во встречном направлении продевается второй конец проволоки, формирующий второй ряд. Оба конца сильно вытягиваются. Каждый последующий ряд увеличивают ровно на 2 бисерины (по одной с каждого края). Так делают 9 рядов, последний, 10-й ряд состоит из 17-ти бисерин.


Концы проволоки вытягивают, после чего на каждый набирают столько бисерин, чтобы вытянутая сбоку лепестка проволока доходила точно до первого ряда из единственной бисерины, проволоку продевают сквозь бисерину. Операцию повторяют с обратной стороны, в результате боковые петли оказываются закрытыми рядами с бисером. В этом случае главное - следить за нужной длиной этих рядов. Если вы наберете меньше бисерин, то будет видна проволока, а сами бисерины разойдутся и ряд окажется неплотным. Если проволока будет длинней боковой части лепестка, она излишне изогнется и изделие снова окажется неаккуратным. После того как у вас будет готов первый лепесток, последовательно выполните еще пять одинаковых деталей.

Большой лепесток.

Большой лепесток выполняется в той же технике, что и маленький, но делается на 1 ряд длинней, соответственно в каждом лепестке делается 11 рядов, в каждом последующем количество бисерин увеличивается на 2, пока ряды не завершаются последним, состоящим из 19 бисерин. После этого концы проволоки вытягивают и на каждый конец набирают соответствующее количество бисерин, следя за тем, чтобы вытянутая сбоку лепестка проволока с бисером плотно прилегала к боковой части лепестка и доходила точно до первого ряда из единственной бисерины, после чего проволоку продевают сквозь нее. Операцию повторяют с обратной стороны, в результате боковые петельки должны полностью закрыться рядами с бисером.

Листья.

Одиночный цветок не очень хорошо смотрится на большой заколке, поэтому композицию можно дополнить двумя веточками листьев, каждый из которых выполняется французской техникой плетения дуг. Количество дуг зависит от нужной величины листа - в среднем их будет 7-8, не больше. После того как у вас готовы все 6 листьев, сформируйте 2 веточки и расположите их по бокам цветка.


Заколка «Золотая роза» способна украсить волосы как в будний день, так и дополнить праздничный наряд. Она также хорошо подойдет и маленьким девочкам, и взрослым женщинам, и дамам солидного возраста.

Сборка изделия.

Если вы хотите закрепить полученную композицию на шпильке, то роза делается на стебле. Для этого готовые лепестки присоединяют к сердцевине, сначала вплетают лепестки поменьше, затем - большие. Проволоки нужно скручивать как можно сильней, так как именно за счет этого цветок держит свою форму. Для окончательного оформления стебель промазывается клеем, закрывается плотным слоем золотистой металлической нитки и обрезается до нужной длины. Длина стебля зависит от длины шпильки. В случае, если берется длинная шпилька, стебель можно оставить длиной 5-6 см, тогда его можно дополнительно декорировать пайетками или «капельками росы» в виде мелких страз, изогнуть змейкой, часть стебля закрутить в спираль, чтобы он стал составлять видимую часть композиции. Если же роза прикрепляется к плоской основе, лишний стебель будет мешать, поэтому отдельные лепестки цветка продевают через сплетенную сетку-основу (см. соответствующие рекомендации), проволоки скручивают попарно и обрезают достаточно близко к основанию, хорошо промазав клеем, чтобы цветок не распался и крепко держался.