Профилактика социальных отклонений у детей школьного возраста. Профилактика социальных отклонений (превентология)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности возрастного развития в подростковом возрасте. Понятие и специфика делинквентного поведения. Исследование особенностей делинквентного поведения у подростков. Основные причины подростковой преступности. Тест А. Ассингера, шкала Кука-Медлей.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2016

    Выявление сущности и особенностей подросткового возраста. Диагностирование степени склонности подростков к делинквентному поведению. Характеристика способов профилактики и разработка комплекса профилактических мероприятий отклонений в развитии личности.

    курсовая работа , добавлен 10.08.2014

    Личностные особенности подросткового возраста. Роль социальных факторов, влияющих на появление делинквентного поведения. Оценка влияния социально-психологических факторов на появление отклоняющегося или асоциального поведения у современных подростков.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2011

    Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии. Формы проявления нарушений поведения. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков. Девиантное поведение и личность. Девиантные явления в жизни подростка.

    реферат , добавлен 30.04.2007

    Проблема агрессии в современном мире. Теоретические аспекты социально-психологической профилактики агрессивного поведения подростков. Анализ психологических особенностей подросткового возраста. Понятие, методы и формы коррекции агрессивного поведения.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2014

    Изучение понятия депривации и видов развития детей в таком состоянии. Анализ своеобразия ценностно-мотивационной сферы личности девиантных подростков. Структурированные методики оценки риска делинквентного поведения у несовершеннолетних правонарушителей.

    реферат , добавлен 26.02.2010

    Теоретические подходы к девиантному поведению несовершеннолетних как к нарушению процесса социализации. Причины возникновения отклоняющегося поведения подростков. Формы организации культурно-досуговой деятельности с подростками девиантного поведения.

    курсовая работа , добавлен 08.02.2011

    Понятие и причины девиантного поведения подростков, его виды и формы. Изучение системы социальной работы с подростками, склонными к девиантному поведению на примере Городского центра "Дети улиц". Оптимизации систем профилактики девиантного поведения.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2014

УЧЕБНОГО МОДУЛЯ
«Профилактика социальных отклонений
(Превентология)»
в свете ФГОС ВПО III поколения
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(вариативная часть профессионального цикла)
Направление 050100 «Педагогическое образование»
Квалификация (степень) «Магистр»
Магистерская программа «Профилактика социальных
отклонений (Превентология)»

Цель модуля

Содействие формированию у
магистрантов общекультурных и
профессиональных компетенций в
области профилактики социальных
отклонений

Задачи учебного модуля

Сформировать базовый понятийный аппарат для
осмысления всех курсов модуля;
Ознакомить магистрантов с теоретическими основами
сохранения здоровья;
Дать представление о различных формах социальных
отклонений и единых механизмах формирования
зависимости;
Рассмотреть и систематизировать факторы риска
развития социальных отклонений;
Усвоить систему знаний и умений по профилактике
девиантного поведения (как теоретические, правовые,
так и организационно-методические аспекты);
Сформировать общекультурные и профессиональные
компетенции превентолога.

Структура учебного модуля (вариативной части профессионального цикла) «Профилактика социальных отклонений (Превентология)»

I) Базовые учебные дисциплины:

2.Различные формы социальных отклонений (наркомания,
алкоголизм, курение) и единые механизмы формирования
зависимости

4.Организация и методика проведения профилактической
работы в образовательной среде
5.Формирование профессиональной компетентности
превентолога
6.Социально-педагогический тренинг как метод
профилактики аддиктивного поведения

II) Вариативные дисциплины
(Дисциплины и курсы по выбору)
1.
Тренинг достижения позитивных жизненных целей
2.
Тренинг по формированию мотивации к сохранению здоровья
3.
Тренинг по формированию навыков стрессоустойчивости
4.
Формирование коммуникативной культуры школьников
в деятельности превентолога
5.
Здоровый образ жизни как модель поведения
6.
Здоровый образ жизни как первичная профилактика заболеваний

Краткая аннотация

Необходимость разработки и внедрения в педагогический
процесс ВУЗов учебного модуля «Профилактика социальных
отклонений (Превентология)» как основы соответствующей
магистерской программы обусловлена наблюдающимся в
последние годы значительным ростом потребления наркотиков во
всем мире, приводящим к различным нарушениям здоровья и
поведения, которые являются причиной многих видов
социального, медицинского и экономического ущерба.
2.
В связи с высокой коморбидностью форм девиантного
поведения все чаще в литературе появляется употребление
термина «Общий девиантный синдром», отражающий единые
механизмы формирования зависимости при наркомании,
алкоголизме и курении. Современная ситуация настоятельно
требует дальнейшего развития системы профилактики
социальных отклонений.
3.
Для реализации и развития этой задачи требуются
компетентные специалисты, имеющие теоретическую, научнометодическую и практическую подготовку в данном вопросе.
4.
Предлагаемый учебный модуль «Профилактика социальных
отклонений (Превентология)» дает комплекс необходимых знаний
для ознакомления с теоретическими основами сохранения
здоровья, различными формами социальных отклонений,
механизмом формирования, факторами риска развития их, а также
организацией и методикой проведения профилактической работы
в образовательной среде.
1.

4.
Основополагающими правовыми и учебнометодическими документами, закладывающими
фундамент этого модуля, являются:
«Конституция РФ»,
«Основы законодательства РФ»
Законодательство РФ о наркотических веществах и
противодействии им
«Концепция национальной безопасности РФ»
Ф.З «Об образовании»
Ф.З. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии
населения»
Методические рекомендации, учебные пособия МЗ и МО по
профилактике
потребления ПАВ несовершеннолетними.
5.
Основными направлениями в деятельности будущих
магистров должны стать:
социально- педагогическое
организационно-методическое
нормативно-правовое
и др.

Дидактические единицы учебного модуля

Девиантное поведение;
аддиктивное поведение;
делинквентное поведение;
социальная педагогика;
профилактика социальных отклонений;
правовые аспекты профилактики;
базовые модели профилактической работы;
отечественный и зарубежный опыт
профилактической работы;
учреждения социального обслуживания
подростков и молодежи;
законодательство в сфере профилактики,
социальной защиты.

Степень новизны учебного модуля

Основой для создания модуля послужили некоторые
программы по соответствующим дисциплинам,
разработанные для специализации в рамках стандарта
второго поколения.
Был разработан впервые (в 2010 году).
Определенной степенью новизны является
соответствие модуля требованиям стандарта третьего
поколения.

10. Количество часов/зачетных единиц на вариативную часть профессионального цикла учебного модуля

Вариативная часть профессионального цикла данного учебного модуля включает в себя 10 учебных
дисциплин:
6 базовые:
1.Теоретические основы и технологии сохранения здоровья
2.Различные формы социальных отклонений (наркомания, алкоголизм, курение) и единые механизмы
формирования зависимости
3.Факторы риска развития социальных отклонений
4.Организация и методика проведения профилактической работы в образовательной среде
5.Формирование профессиональной компетентности превентолога
6.Социально-педагогический тренинг как метод профилактики аддиктивного поведения
- по 3 зачетные единицы на каждую дисциплину, включая по 1 зачетной единице за
экзамен.
6 вариативные:
1. Тренинг достижения позитивных жизненных целей
2 Тренинг по формированию мотивации к сохранению здоровья
3.Тренинг по формированию навыков стрессоустойчивости
4.Формирование коммуникативной культуры школьников в деятельности превентолога
5.Здоровый образ жизни как модель поведения
6.Здоровый образ жизни как первичная профилактика заболеваний
- по 2 зачетных единицы на каждую из дисциплин, завершающихся зачетом.
Общая трудоёмкость: 30 зачетных единиц / 1080 часов (из расчета 1 зачетная единица = 36 часов, в свою очередь 36
часов – это 18 аудиторных + 18 для самостоятельной подготовки).

11. Результаты, востребованные на рынке труда

Магистры, владеющие знаниями, умениями и
навыками в области основ профилактики социальных
отклонений (превентологии), востребованы на рынке
труда
как в учреждениях социального обслуживания, так и:
в школе;
в профессиональном лицее
в колледже
в вузе
в качестве учителя, социального педагога, преподавателя
и др.

12. Виды профессиональной деятельности выпускника:

Социально-педагогическая;
Медико-социальная;
культурно-просветительская;
организационно-управленческая.

13. Компетенции

Выпускник по направлению подготовки «Педагогическое
образование» с квалификацией (степенью) «магистр» должен
обладать следующими компетенциями:
а) общекультурными
:
- способен совершенствовать и развивать свой
общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
- готов использовать знание современных проблем науки и
образования при решении образовательных и профессиональных
задач (ОК-2);
- способен к самостоятельному освоению новых методов
исследования, к изменению научного профиля своей
профессиональной деятельности (ОК-3) и др.

14.

б) профессиональными:
- общепрофессиональными:
Способен осуществлять профессиональное и личностное
самообразование, проектировать дальнейший
образовательный маршрут и профессиональную карьеру
(ОПК-2);
- в области педагогической деятельности:
Способен применять современные методики и технологии
организации и реализации образовательного процесса на
различных образовательных ступенях в различных
образовательных учреждениях (ПК-1);
- в области научно-исследовательской деятельности:
Способен анализировать результаты научных исследований и
применять их при решении конкретных образовательных и
исследовательских задач (ПК-5);
- в области методической деятельности:
Готов к разработке и реализации методических моделей,
методик, технологий и приемов обучения, к анализу
результатов прлоцесса их использования в в
образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

15.

- в области культурно-просветительской
деятельности:
Способен изучать и формировать культурные
потребности и повышать культурно-образовательный
уровень различных групп населения (ПК-17);
Готов разрабатывать стратегии просветительской
деятельности (ПК-18).

16. Взаимосвязь и интеграция с другими учебными модулями

Взаимосвязь учебного модуля «Профилактика
социальных отклонений (Превентология)» с другими
учебными модулями определяется общими точками
соприкосновения в рамках многоуровневой системы
подготовки по направлению «Педагогическое
образование», например, профиль «Образование в
области безопасности жизнедеятельности», - с
основными дидактическими единицами в
исследуемой предметной области.
Говоря о данном проекте учебного модуля,
разработанного на нашей кафедре, следует отметить
непосредственную взаимосвязь с учебными
модулями других кафедр, в частности, кафедрой
социальной безопасности: например,«Социальная
безопасность человека» и др.

17. Благодарю за внимание!

Макарова Людмила Павловна,
доктор медицинских наук, профессор
профессор кафедры медико-валеологических дисциплин
Факультет безопасности жизнедеятельности
РГПУ им. А. И. Герцена

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

Под редакцией профессора В. П. Соломина

Санкт-Петербург Издательство РГПУ им. А. И. Герцена

Публикуется за счет средств государственного контракта с Комитетом по науке и высшей школе от 15.06.2011 № 21/11 на оказание услуг по повышению квалификации

специалистов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в области профилактики наркозависимости

для государственных нужд Санкт-Петербурга

Авторы : д-р пед. наук, проф.В. П. Соломин ; д-р пед. наук, проф.П. В. Станкевич ; канд. пед. наук, доц.А. А. Алтуфьева ; канд. пед. наук, доц.Т. В. Вилейто ; канд. хим. наукИ. В. Головина ; канд. психол. наук, доц.Т. В. Маликова ; канд. пед. наук, доц.Е. Ю. Молодцова ; канд. ист. наук, доц.М. Г. Муравьева ; д-р мед. наук, проф.Н. Н. Плахов ; канд. пед. наук, доц.Э. М. Ребко ; канд. пед. наук, доц.А. М. Тарасов

П 78 Профилактика социальных отклонений: Учебно-методическое пособие / Под ред. В. П. Соломина. - СПб.: Изд-во РГПУ им.

А. И. Герцена, 2011. - 99 с.

ISBN 978–5–8064–1707–8

В последнее десятилетие в России употребление несовершеннолетними и молодежью психоактивных веществ (ПАВ) превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью, социальной сфере и правопорядку страны. Такая тенденция, несомненно, представляет опасность, так как ведет к тяжелым, а порой и необратимым медицинским и психологическим нарушениям, социальной дезадаптации молодых людей. В связи с этим целенаправленная, продуманная работа специалистов, связанных с молодежным обществом, по профилактике социальных отклонений способствует воспитанию физически и социально здорового поколения, которому предстоит решать проблемы нашей страны в будущем.

В учебно-методическом пособии освещены основные вопросы аддиктологии и причины формирования зависимостей, особенности личности зависимых людей, раскрыты основы профилактической деятельности, ее социально-правовые аспекты.

Пособие предназначено для слушателей программы повышения квалификации «Профилактика социальных отклонений (Превентология)», специалистов, включенных

в работу по профилактике социальных отклонений в молодежной среде, преподавателей учреждений высшего и среднего профессионального образования.

ВВЕДЕНИЕ

В последнее десятилетие в России употребление психоактивных веществ (ПАВ) несовершеннолетними и молодежью превратилось в проблему, представляющую серьезную угрозу здоровью, социальной сфере и правопорядку страны.

Происходит неуклонное «омоложение» наркомании и алкоголизма. В России средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек до 12,9 лет, возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам приближается к этим параметрам.

Подобная направленность увлечений молодежи, несомненно, представляет опасность, так как ведет к тяжелым, а порой и необратимым медицинским и психологическим нарушениям, социальной дезадаптации молодого поколения.

По данным Всемирной организации здравоохранения, число наркоманов в развитых странах составляет 48 млн человек. Признаками эпидемии наркомании в России являются неумолимо растущие показатели употребления наркотиков.

Эпидемиологические данные говорят о продолжающемся росте злоупотребления различными нелегальными наркотиками, например кокаином, а также легальными психоактивными веществами, такими как алкоголь. Вызывает беспокойство эпидемия употребления психоактивных веществ, прежде всего среди молодежи.

Социально опасной наркомания в России стала уже давно, но в последние годы она превратилась в настоящее национальное бедствие. Еще лет 10–15 назад это явление было известно в основном в крупных городах, а также в южных и среднеазиатских республиках бывшего Советского Союза. Но сегодня наркотизация охватывает всю территорию страны без исключения, проникает в самые удаленные и глухие уголки России.

С динамикой наркомании в стране напрямую связано и количество ВИЧ-инфицированных. На сегодняшний день резкое распространение ВИЧ-инфекции наиболее выражено на Северо-Западе России. Северо-Запад занимает одно из первых мест по абсолютному количеству ВИЧ-инфекции и по показателю распространенности. В Российской Федерации средний показатель распространенности составляет 227 человек на 100 тысяч, а по Северо-Западу этот показатель гораздо выше и составляет 625 человек на 100 тысяч.

На современном этапе общественного развития в России, по разным оценкам, принимают наркотики от 3 до 8 млн человек. Если учесть, что в эту проблему невольно вовлечены члены семей наркоманов, то число людей, непосредственно страдающих от наркотиков, увеличится еще как минимум втрое. Наркотики принимают люди из всех слоев населения и всех социальных групп. Постоянно возрастает и число молодых наркоманов, а их средний возраст (15–17 лет) все время снижается. Уже не редкость встретить 9–11-летнего наркомана. Среди людей более зрелого возраста (скажем, 30-летнего) наркоманов меньше. Проблема стоит настолько остро, что слова о деградации молодого поколения РФ уже нельзя считать преувеличенными.

По данным Министерства внутренних дел РФ 70% всех потребителей наркотиков составляют подростки и лица молодого возраста. Социологические исследования, проведенные Государственным научным центром психиатрии и наркологии Минздравмедпрома РФ, показывают, что среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек. Употребляли наркотические и токсические вещества, хотя бы один раз в жизни 56% мальчиков и 20% девочек. Потребляют наркотики в настоящее время 45% мальчиков и 18% девочек. Наркологическая

у подавляющей части респондентов. 55% всех случаев обнаружения ПАВ приходится на вещества, содержащие каннабиойды (марихуана, анаша, гашиш, канабинол); синтетические наркотики (амфетамин, метамфетамин) обнаружены в менее 5% случаев. При этом согласны с результатами тестирования 79,75% респондентов.

Исследования, проводимые в области профилактики наркозависимости (В. А. Ананьев и др.), указывают, что мнение молодых людей о наркотиках можно разделить на три типа:

употребляющие и сочувствующие;

радикальные противники;

неопределившиеся.

Результаты этих исследований показывают, что в среде молодежи есть здоровый потенциал сил для противодействия распространению наркомании. Основная задача родителей и специалистов, работающих в молодежной среде, - склонить неопределившихся на сторону здорового и трезвого существования, сформировав однозначно равнодушное отношение к легальным и нелегальным наркотикам. Для этого необходимо информировать о состоянии проблемы и родителей, и преподавателей образовательных учреждений, ибо очень часто они знают о наркотиках и наркомании меньше своих детей и студентов. В то же время система помощи употребляющим ПАВ в России ориентирована, прежде всего, на помощь лицам, уже страдающим химической зависимостью, и недостаточно эффективна для оказания помощи начинающим наркоманам.

ОСНОВЫ АДДИКТОЛОГИИ И ПРИЧИНЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАВИСИМОСТЕЙ

1.1. О ПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ, ВИДЫ И ФОРМЫ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В широком смысле слова под зависимостью подразумевается «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации»1 .

Аддиктивное поведение (от англ.addiction - склонность, па-

губная привычка, пристрастие; от лат. Addictus - тот, кто связан долгами, приговорен к рабству за долги)2 - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций3 .

Зависимое поведение рассматривают как болезнь, как расстройство влечений, поведения, как болезнь воли и т. д. Зависимое поведение включает в себя множество подвидов, различающихся

1 Психоаналитические термины и понятия / Под ред. Б. Э. Мура, Б. Д. Фай-

на. - М., 2000.

2 Змановская Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Акаде-

3 Короленко Ц. П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: деструктивное поведение в современном мире. - Новосибирск, 1990.

по объекту аддикции. При определенных условиях это могут быть любые объекты или формы активности. Наибольшее распространение приобрели такие виды аддиктивного поведения как:

зависимость от психоактивных веществ (химическая зависимость): алкоголизм, табакокурение, наркомания и т. п.;

нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);

гэмбинг - игровая зависимость (азартные и компьютерные

сексуальные аддикции;

– фанатизм.

В отдельный вид аддиктивного поведения в настоящее время выделяют интернет-зависимость.

Выделяют также первичную и вторичную аддикции. Первичная аддикция представляет собой собственно зависимое поведение от чего-либо, в данном случае сама аддикция является основой формирования отклоняющегося поведения. Вторичная аддикция выступает как база других типов поведения и может являться следствием других поведенческих особенностей личности.

Общие признаки сформированного зависимого поведения:

Устойчивое стремление к изменению психофизического состояния.

Цикличность. Вся жизнь зависимого определяется фазами цикла, который повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью. Фазы цикла:

1 - наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению, которая обычно формируется на бессознательном уровне и проявляется в постепенном увеличении тревожности, раздражительности, снижении внимания и т. п.;

2 - усиление желания и напряжения;

3 - ожидание и активный поиск объекта аддикции;

4 - получение аддикции и достижение специфических переживаний;

5 - расслабление;

6 - ремиссия (относительный покой).

Зависимое поведение вызывает личностные изменения, социальную дезадаптацию и приводит к формированию аддиктивной

установки - совокупность когнитивных, эмоциональных, и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни: объект зависимости (в нашем случае - наркотики) становится целью существования, а употребление - образом жизни. Аддиктивную установку характеризует:

сверхценное эмоциональное отношение к объекту аддикции (например, постоянный запас сигарет): преобладание мыслей об объекте над другими, усиление механизма рационализации через который индивид пытается оправдать свою тягу к наркотику;

магическое отношение к объекту аддикции (фантазии о собственном могуществе или всемогуществе наркотика);

снижение критичности к негативным последствиям зависимого поведения, к окружающим зависимым на фоне недоверия ко всем, не употребляющим наркотики.

Анозогнозия - отрицание болезни или ее тяжести, нежела-

ние аддикта признавать свою зависимость, что осложняет возможности оказания ему помощи и в ряде случае делает зависимость непреодолимой.

Мотивация аддиктивного поведения изменяется в зависимости от стадии зависимости, возраста, пола, формы аддикции и индивидуальных особенностей. Различные формы зависимого поведения могут, как сочетаться, так и переходить друг в друга (табакокурение - курение гашиша - употребление алкоголя - употребление наркотиков; курение - пищевые зависимости; наркомания - алкоголизм). Длительность и характер протекания аддиктивного поведения зависит от характеристик объекта (что употребляем), частоты употребления, длительности употребления, индивидуальных особенностей.

Любой тип зависимого поведения действует разрушающе на личность, а потому многие авторы относят его к аутодеструктивному поведению, некоторые же вообще говорят, что зависимость, в первую очередь от психоактивных веществ, есть растянутый во времени суицид.

В данном пособии в большей степени обращено внимание на химическую форму зависимого поведения (наркоманию) и, прежде чем говорить о ее специфических формах проявления, воздействия и вовлечения, необходимо определиться с основной терминологией.

Наркотические средства законно могут применяться только по назначению врача при соответствующих медицинских показаниях и в соответствующих дозах. Остальные варианты использования этих препаратов (то есть их немедицинское употребление) относят к категории злоупотреблений, поскольку подобное поведение является нарушением морально-этических норм страны, гражданином которой является данный субъект.

Наркотики (от греч.narke - оцепенение;narkotikos - приводящий в оцепенение) - это сильнодействующие природные (в основном растительные), а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда - неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке - потерю сознания и смерть. Понятие «наркотик», или «наркотическое средство», определяется тремя взаимосвязанными критериями - медицинским, социальным и юридическим.

Медицинский - если соответствующее вещество (средство, лекарственная форма) оказывает такое специфическое действие на центральную нервную систему (стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.), которое является причиной его немедицинского применения.

Социальный - если это немедицинское применение принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость.

Юридический - если, исходя из двух первых предпосылок, соответствующая инстанция (в нашей стране - это Министерство здравоохранения РФ) признала это средство наркотическим и включила в список наркотических средств.

В правовом отношении средство признается наркотическим только при наличии этих трех критериев. Юридический аспект определяет меру общественной опасности, связанной с приемом этих средств.

В нашей стране к наркотикам относятся вещества, которые входят в список, утвержденный Министерством здравоохранения РФ. Список периодически пересматривается. Например, химически обработанный эфедрин, употребляемый наркоманами, введен в

список наркотиков недавно, хотя злоупотребления эфедрином от-