Образовательный портал. Проблемы нравственного воспитания подростков

Нравственное воспитание подростков происходит в школе и в семье. Кроме этого, нравственные ценности очень часто подросткам прививает телевизор и улица. Но, к сожалению, не всегда то, чему подростка научили на улице, правильно и полезно для него. Каким должно быть нравственное воспитание подрастающего поколения?

В наше время кинофильмы и телевизионные передачи очень сильно влияют на нравственные ценности подростков. Большинство подростков воспринимают модели поведения, пропагандируемые в фильмах, за истинные и стараются придерживаться их и в своей жизни.

Очень часто в фильмах даже положительные герои ведут асоциальный образ жизни, убивают друг друга, «шагают по головам» ради достижения собственных целей и заботятся только о своем материальном благополучии. По этой причине у некоторых подростков формируется мнение: чтобы хорошо жить, необходимо именно так и поступать.

Кроме телевидения, на подростков очень сильно влияют компьютерные игры, за которыми они проводят много времени. Подросткам доступны ресурсы в интернете, благодаря которым можно найти компьютерные игры на любой вкус. И в большинстве случаев эти игры несут в себе далеко не положительное влияние.

Вот почему родители должны усердно заниматься нравственным воспитанием подростков. Им необходимо помочь подросткам выработать собственные ценности. Еще в юном возрасте родители должны вложить в ребенка понятие о любви, дружбе, помощи, взаимовыручке и благодарности, а также помочь подросткам понять разницу между «правильным» и «неправильным», «хорошим» и «плохим».

Многие подростки, как правило, по-своему проверяют и оценивают запреты и советы родителей, особенно, если родители что-то запрещают или советуют, а сами поступают противоположным образом. Поэтому в первую очередь нравственное воспитание подростков – это пример родителей. Именно родители собственным примером должны показывать ребенку, что в тех или иных ситуациях является правильным.

Благодаря правильному нравственному воспитанию подростки будут делать намного меньше ошибок в жизни, за которые им придется дорого платить. Отсутствие нравственного воспитания приводит детей к неэтичным и аморальным поступкам, иногда даже к преступлениям.

Нравственное воспитание в педагогике

Нравственное воспитание в педагогике является одним из ведущих понятий. Под этим понятием подразумевают процесс формирования у подростков ценностных отношений, нравственных чувств, высокого сознания и поведения в соответствии с принципами гуманистической морали и идеалами. Задачи нравственного воспитания подростков:

  • Формирование нравственного сознания системы нравственных понятий, представлений, суждений, эмоционально-интеллектуальных связей, ценностных отношений и переживаний;
  • Формирование позиции личности и нравственных чувств;
  • Формирование нравственного поведения и способности его оценивать, а также формирование нравственных норм и принципов в мотивы поведения личности, превращение их в личностные качества.

Из всех направлений воспитания в педагогике нравственное, по большей мере, осуществляется стихийно. Более целенаправленно оно осуществляется только в процессах самовоспитания, самосовершенствования, через собственные мысли и поступки подростка. Каковы мысли и поступки подростка, таковы будут и его нравственные качества. К примеру, проявляя мужество в момент опасности, подросток формирует в себе качество мужественности. Таким образом, нравственные поступки являются основой нравственного самовоспитания подростка.

Видео с YouTube по теме статьи:

Судьба человека – это его характер и нравственные ориентиры, по которым он следует. Система ценностей каждого человека во многом зависит от ого воспитания, прежде всего, воспитания в семья.

Нравственное развитие ребенка начинается с ранних лет. Достижение им подросткового возраста – не повод пустить все на самотек, оправдываясь тем, что ребенок повзрослел.

Подросток, раздираемый противоречиями, еще больше нуждается в нравственных ориентирах, его нужно продолжать воспитывать, но делать это придется более тактично, чем несколькими годами раньше.

Какие ценности надо развивать у детей?

Нравственной воспитание предполагает формирование определенной системы ценностей. Ценности эти являются непреходящими, общечеловеческими и большинству взрослых хорошо известны, даже если сами они ценным считают что-то другое. Перечислим некоторые из этих качеств:

  • ответственность;
  • чувство долга;
  • патриотизм;
  • совесть и честь;
  • умение различать хорошее и плохое, добро и зло;
  • готовность преодолевать жизненные невзгоды;
  • милосердие и сочувствие, доброта;
  • терпение и терпимость;
  • способность любить.

Нравственное воспитание предполагает формирование этих качеств.

Какие лучше использовать методы воспитания?

Основные методы нравственного воспитания тоже хорошо всем известны, но перечислить их с поправкой на подростковый возраст воспитанника стоит.

  1. Беседа. Не стоит путать этот метод с нравоучением. Чтение нотаций у подростков вызывает отторжение и протест. Разговоры должны строиться на обсуждении, анализе жизненных или литературных примеров, фильмов. Можно вспоминать случаи из своей жизни, обмениваться мнениями о просмотренном фильме, передаче, стараясь направить мысли подростка в нужное русло. Частое общение с высоконравственными людьми принесет свои плоды, даже если их темой будут самые обычные вещи. Поэтому нужно как можно больше общаться с подростком и постараться окружить его людьми, обладающими высокими моральными качествами.
  2. Ситуативный метод. В младшем возрасте его проявление – игра, когда создаются игровые ситуации, в которых ребенку приходится принимать решение. Подростки тоже играют, и некоторые компьютерные игры построены так, что герою приходится делать нравственный выбор. Но все же для подростка нужно создавать ситуацию выбора в реальности. Придумать, какими они будут – задача родителей. Например, подросток может оказаться перед выбором, проведать ли ему большую бабушку или съездить с друзьями на природу, сходить ли на дискотеку или выгулять и покормить собаку. Каждое правильное решение в таких ситуациях – кирпичик, из которого строится нравственный облик человека.
  3. Наказание и поощрение. Наказывать подростка опасно, но иногда необходимо, но все же в обычных ситуациях наказание лучше заменять порицанием – для ребенка, у которого в душе уже заложены с детства определенные нравственные ориентиры, муки совести страшнее лишения сладкого. Не мене важно хвалить свое чадо за хорошие поступки, достижения.
  4. Пример. Вовсе времена пример – самый действенный метод формирования нравственных качеств. Можно сколько угодно рассказывать о том, что старших нужно уважать, но если вы при ребенке хоть раз оскорбите своих родителей, он будет относиться к ним, а после и в вам, неуважительно. Чем старше становится ребенок, тем большую роль играет пример, прежде всего, - образ жизни его родителей.

Основываясь на этих методах, и надо строить воспитательный процесс в семье, не забывая о том, что воспитание – именно непрерывный процесс, а не эпизодичное чтение лекций.

Показывайте пример

В педагогике различают три основные ступени нравственного воспитания.

  1. Отзывчивость. Это качество формируют у детей с раннего детства, но даже если время упущено – начинать надо именно с этого. Научите его заботиться о тех, кто рядом, кого он любит: о младшем брате или сестре, о бабушке или дедушке, о родителях, когда они больны, о домашних питомцах. Не забывайте сами поступать так, как, по вашему мнению, должен поступать подросток.
  2. Стремление не причинить зла , которое в перспективе должно перерасти в стремление делать добрые дела. Основные методы здесь – беседа и личный пример.
  3. Понимание того, что о добре не нужно рассуждать, его нужно творить . Мало понимать, что хорошо, что плохо, важно поступать нравственно. На этой ступени используете собственный пример и ситуативный метод.

Из изложенного видно, что пример – самый важный и универсальный метод воспитания.

С какими проблемами могут столкнуться родители?

В своем стремлении воспитать в подростке нравственные качества, родители неизбежно столкнуться с двумя проблемами.

Первая – это негативное влияние извне . Оградить подростка от потока негативной информации полностью у родителей не получится, но постараться это сделать они должны. Сложность в том, что при этом нельзя лишать взрослеющего человека право на выбор и принятие решений. Дополнительное средство, которое поможет нивелировать вред, - это беседа. Обсудив с ребенком сомнительную информацию, вы поможете ему адекватно ее воспринимать.

Вторая проблема заключается в том, что самый действенный метод формирования моральных качеств – пример родителей. Поэтому начинать придется с самовоспитания , а признать необходимость и начать меняться очень непросто.

Но все же если у родителей сформировалось желание воспитать свое чадо высоконравственным человеком, препятствия эти они преодолеют.

« Нравственность подростков - это зеркало нравственности мира взрослых»

В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что - нет.

Основой воспитания детей во все времена была ячейка общества - семья!

Просмотр содержимого документа
««Нравственность подростков – это зеркало нравственности мира взрослых»»

Подготовила Мещерякова Е.М.

«Нравственность подростков – это зеркало нравственности мира взрослых»

Главная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувством общественного долга.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности

В современном мире на школьника обрушивается огромное количество информации, и требуется помочь ему создать особое мерило, с помощью которого он будет понимать, что нравственно, а что – нет.

Культура поведения подростков в значительной мере формируется под влиянием личного примера учителей, родителей, а также традиций, сложившихся в школе и семье.

Основой воспитания детей во все времена была ячейка общества – семья!

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.

Воспитывать в детях надо все элементы их нравственного мира. Всё важно. Гармония нравственного мира человека, гарантия его доброты обеспечиваются только всеми его слагаемыми, но направляющими являются нравственные потребности. Нравственные потребности – самые благородные и человечные – не даются от природы, их необходимо воспитывать, без них невозможна высокая духовность, доброта.

Для возникновения нравственной потребности ребёнка необходима моральная среда. Такой средой должен быть добрый мир семейного или иного окружения.

Ничто не приносит столько вреда воспитанию доброты, как расхождение образа жизни взрослых с их словесными наставлениями. Это ведёт к разочарованию у детей, недоверию, насмешкам, цинизму.

Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам. Действенность добра успешно формируется у детей всем примером жизни взрослого семейного окружения и поэтому важно, чтобы у последнего не расходилось слово с делом.

Одно из центральных понятий нравственного мира человека – совесть. «Совесть – это способность человека к самоконтролю, самооценке на основе общественных моральных оценок. Совесть исконно означает знание общих сведений о человеческом поведении, его нормах, принципах, сущность человека и т. п.

Начинать формировать совесть нужно с воспитания у ребёнка чувства стыда.

Первейшая задача родителей – воспитать в своих детях глубокое, надёжное понимание совести, чтобы оно стало чувством, частицей духовного мира.

Нравственные потребности человека теснейшим образом связаны с нравственными чувствами, которые являются также мотивами человеческого поведения. Это сострадание, сочувствие, сопереживание, бескорыстие

Поэтому взрослые, которые любят ребёнка и желают ему добра, должны строго контролировать каждый свой шаг, чтобы не послужить ему примером безнравственного поведения. Родители являются образцами, на которые ребёнок ориентируется ежедневно. Личности родителей играют существенную роль в жизни каждого человека.

Каждый поступок человека влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Он оценивается как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый.

Нравственное воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Окружающая среда является главным регулятором поведения в течение всей жизни. Общение с родителями, родственниками и сверстниками, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это откладывается и фиксируется в сознании.

Современная школа всегда выступает союзником родителей в воспитании будущего поколения. Нравственное воспитание подростков должно стать одним из обязательных компонентов образовательного процесса. Школа для ребенка - та адаптивная среда, нравственная атмосфера которой обусловит его ценностные ориентации. Поэтому важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Решая задачи воспитания, школа, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Многое зависит и от неповторимой личности педагога, от его собственной морали, нравственности, духовности. Ведь дети в школе, кроме того, что учатся, воспитываются и развиваются еще и проживают определенное время собственной жизни. Педагог гуманистической направленности на интуитивном уровне ежесекундно учитывает это, поэтому детям с таким Человеком уютно, светло и комфортно.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника. Основной функцией является формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей учащихся к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)

Задачей учителей современной школы является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Бесспорно, работа по нравственному воспитанию ответственна и сложна, добиться положительных результатов можно лишь при взаимодействии семьи и школы, сотрудничестве родителей и самих детей, поэтому в общении необходимы принципы взаимодействия взрослых и учащихся.

Принципы взаимодействия:

Взаимное уважение и доверие.

Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.

Вера в творческие силы ребёнка.

Главное в воспитании ребёнка – ласка, похвала, поощрение за хорошее поведение и добрые поступки.

Важно помнить, что на воспитание детей больше всего влияют отношения в семье, а учитель и школа также являются важной частью системы воспитания, поэтому ребенок принимает поведение родителей и учителя за основу поведения в обществе, считая его существенной частью своей жизни.

Наше общество переживает не самые лучшие периоды своей биографии, однако молодежь – те, в чьих жилах течёт горячая кровь - несмотря на несправедливости и нелогичности общественного строя, должна вести страну в будущее. Мы можем всё изменить. А долг родителей и учителей - наполнить своей мудростью и опытом "силу поколения". Всё в ваших руках, дорогие Взрослые!

Именно от нас,взрослых, в большей степени зависит, каким вырастет ребенок, каким он войдет во взрослую жизнь. Школа и учителя помогут найти выход в сложной ситуации. Важно помнить о том, что является главным в формировании личности ребенка.

Нашу встречу хотелось бы закончить стихотворением, написанным от имени подростка, еще раз подтверждающим это:

Чем Проповедь выслушивать,

Мне лучше бы взглянуть.

И лучше проводить меня,

Чем указать мне путь.

Глаза умнее слуха,

Поймут все без труда.

Слова порой запутаны,

Пример же – никогда.

Тот лучший проповедник –

Кто веру в жизнь привел.

Добро увидеть в действии -

Вот лучшая из Школ.

И если все мне показать,

Я выучу урок.

Понятней мне движенье рук,

Чем быстрых слов поток.

Должно быть, можно верить

И мыслям, и словам,

Но я уж лучше погляжу,

Что делаешь ты сам.

Вдруг я неправильно пойму

Твой правильный совет.

Зато пойму, как ты живешь,

По правде или нет.

Вывод напрашивается сам собой: для того чтобы достичь успехов в нравственном воспитании детей, необходимо заняться нравственным воспитанием себя – другого пути нет. А вы как думаете?

Нравственное воспитание подростков происходит в школе и в семье. Кроме этого, нравственные ценности очень часто подросткам прививает телевизор и улица. Но, к сожалению, не всегда то, чему подростка научили на улице, правильно и полезно для него. Каким должно быть нравственное воспитание подрастающего поколения?
В наше время кинофильмы и телевизионные передачи очень сильно влияют на нравственные ценности подростков. Большинство подростков воспринимают модели поведения, пропагандируемые в фильмах, за истинные и стараются придерживаться их и в своей жизни. Очень часто в фильмах даже положительные герои ведут асоциальный образ жизни, убивают друг друга, «шагают по головам» ради достижения собственных целей и заботятся только о своем материальном благополучии. По этой причине у некоторых подростков формируется мнение: чтобы хорошо жить, необходимо именно так и поступать.
Кроме телевидения, на подростков очень сильно влияют компьютерные игры, за которыми они проводят много времени. Подросткам доступны ресурсы в интернете, благодаря которым можно найти компьютерные игры на любой вкус. И в большинстве случаев эти игры несут в себе далеко не положительное влияние. Вот почему родители должны усердно заниматься нравственным воспитанием подростков. Им необходимо помочь подросткам выработать собственные ценности. Еще в юном возрасте родители должны вложить в ребенка понятие о любви, дружбе, помощи, взаимовыручке и благодарности, а также помочь подросткам понять разницу между «правильным» и «неправильным», «хорошим» и «плохим». Многие подростки, как правило, по-своему проверяют и оценивают запреты и советы родителей, особенно, если родители что-то запрещают или советуют, а сами поступают противоположным образом. Поэтому в первую очередь нравственное воспитание подростков – это пример родителей. Именно родители собственным примером должны показывать ребенку, что в тех или иных ситуациях является правильным. Благодаря правильному нравственному воспитанию подростки будут делать намного меньше ошибок в жизни, за которые им придется дорого платить. Отсутствие нравственного воспитания приводит детей к неэтичным и аморальным поступкам, иногда даже к преступлениям. Нравственное воспитание в педагогике Нравственное воспитание в педагогике является одним из ведущих понятий. Под этим понятием подразумевают процесс формирования у подростков ценностных отношений, нравственных чувств, высокого сознания и поведения в соответствии с принципами гуманистической морали и идеалами.
Задачи нравственного воспитания подростков:
Формирование нравственного сознания системы нравственных понятий, представлений, суждений, эмоционально-интеллектуальных связей, ценностных отношений и переживаний;
Формирование позиции личности и нравственных чувств;
Формирование нравственного поведения и способности его оценивать, а также формирование нравственных норм и принципов в мотивы поведения личности, превращение их в личностные качества.
Из всех направлений воспитания в педагогике нравственное, по большей мере, осуществляется стихийно. Более целенаправленно оно осуществляется только в процессах самовоспитания, самосовершенствования, через собственные мысли и поступки подростка. Каковы мысли и поступки подростка, таковы будут и его нравственные качества. К примеру, проявляя мужество в момент опасности, подросток формирует в себе качество мужественности. Таким образом, нравственные поступки являются основой нравственного самовоспитания подростка.

Образованный человек еще не значит воспитанный. И все же подлинная воспитанность должна основываться на образованности и общей культуре. Умение правильно, красиво и достойно вести себя в обществе облегчает отношения между людьми, сближает их, способствует большему взаимопониманию и доверию. Хорошими манерами должен обладать каждый культурный и воспитанный человек. Не только знания, не только высокие моральные качества, но и культура поведения человека должны быть на уровне того прогресса, который несет в себе наше общество.

Главная цель воспитания в дополнительном образовании определяется как

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речкина Любовь Федоровна

Педагог-организатор МОУ ДОД «КЦДОД»

с. Красноселькуп, ЯНАО,

Тюменская область

Воспитание нравственности у детей, подростков и обучающейся молодежи: теория и практика.

«Человек отражается в своих поступках»

Ф.Шиллер

Проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание в настоящее время выдвигаются на одно из первых мест, как основа, прежде всего гуманистического воспитания. В современном обществе, требующем от молодого поколения не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности. На современном этапе развития нашего общества активизация человеческого фактора выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса.

В связи с этим, появился социальный заказ – системе образования обучить и воспитать достойного гражданина своей Родины. Образовательным учреждениям и в большей степени учреждениям дополнительного образования реализовать одну из главных задач - подготовку ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.

Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности, формирование интеллектуальных, эмоциональных, деловых, коммуникативных готовностей подрастающего поколения к активно - деятельному взаимодействию с окружающим миром (с природой, другими людьми, самими собой и др.)

Нравственность – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. И молодое поколение, которое сегодня призвано решать будущее Российского государства, должно быть

высоко нравственным.

Критерии сформированности нравственно-этической культуры системы образования МО Красноселькупский район.

Системообразующей основой воспитания в образовательных учреждениях нашего района является нравственное воспитание, представляющее собой процесс освоения индивидом моральных ценностей, выработка им нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении. Нравственное воспитание, которое основывается на общечеловеческих понятиях добра и зла.

Для выполнения социального заказа в учреждениях образования ставится цель - формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни. И задачи, которые сегодня ставит сама жизнь:

  1. усвоение идеи национального самосознания как фактора нравственной культуры народа (знакомство из литературы с основными приоритетными аспектами жизнедеятельности):
  2. знакомство с принципом толерантности;
  3. формирование в коллективе культуры межличностных отношений в совместной деятельности «педагог-воспитанник-родитель»;
  4. развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения;
  5. воспитание высоких моральных качеств - доброты и милосердия, терпимости, вежливости, совестливости, порядочности, достоинства и др.;
  6. формирование норм поведения, необходимых в быту, семье, общественных местах, учебных заведениях, природе.

Основные нравственные качества, воспитанием которых призваны заниматься учреждения образования МО Красноселькупский район и непосредственно «Красноселькупский центр дополнительного образования детей» являются: совестливость, отзывчивость, доброта, общительность, чувство долга, гражданской ответственности, патриотизма и гуманизма. Структура воспитательного процесса в Центре представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.

Главная цель воспитания в дополнительном образовании определяется как формирование всесторонне и гармонично развитого человека, подготовленного к самостоятельной жизни и деятельности в современном обществе, способного разделять и приумножать ценности последнего в будущем.

Воспитательный потенциал в сфере формирования у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности, нравственного потенциала опирается на нормативно-правовую базу, представленную Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными программами развития образования, Концепцией модернизации образования на период до 2020 г., государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы».

Задачи и содержание нравственного воспитания молодого поколения обозначены Программой деятельности и Планом воспитательной работы Центра и определяются посредством этических требований общества.

В качестве основных задач этического воспитания педагогический коллектив Центра выделяет:

  1. накопление нравственного опыта и знаний о правилах общественного поведения воспитанников (в семье, на улице, в школе и других общественных местах) ;
  2. разумное использование свободного времени и развитие нравственных качеств личности, таких как внимательного и заботливого отношения к людям.
  3. Честности, терпимости, скромности и деликатности; организованности, дисциплинированности и ответственности, чувства долга и чести, уважения человеческого достоинства, трудолюбия и культуры труда, бережного отношения к национальному достоянию.

В процессе нравственного воспитания детей, подростков и обучающейся молодёжи педагогический коллектив нашего Центра широко применяет такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека.

В план воспитательной работы, включаются мероприятия направленные на формирование и воспитание гражданско-патриотических, духовно-нравственных качеств личности подрастающего поколения. Самореализации личности воспитанника. Воспитание достойных граждан своего Отечества ; через различные формы воспитательных мероприятий. В соответствии со своими функциями деятельности педагог – организатор, осуществляет отбор форм работы с воспитанниками. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

по видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные;

по способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;

по времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

по времени подготовки - формы работы, проводимые с воспитанниками без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку воспитанников.

Выводы, которые будут составлены по окончанию цикла воспитательных мероприятий, могут звучать примерно так:

Подлинно воспитанный человек - это тот, кто ценит достоинство. Поэтому каждым своим шагом он непременно проявит уважение к тому, с кем имеет дело. Сильный всегда должен приходить на помощь слабому - это великодушие, это подлинное благородство и оно является основой воспитанности... И эти качества мы должны вносить в нашу обыденную жизнь. Воспитанность- это умение достойно держать себя в обществе. Бывает и так - все люди вокруг умные, симпатичные, хорошие. Собрались, поговорили, а разговора не получается. Каждый говорит о своем и совсем не слушает собеседника. И вянет беседа. Уметь разговаривать - это значит уважать собеседника. Надо уметь разговаривать. Это тоже признак воспитанности.

Расул Гамзатов очень хорошо по этому поводу сказал:

Уважай чужое мнение,

Но, достойный, мудреца,

Сам высказывай сужденье

Лишь от первого лица.

Жизнь постоянно воспитывает человека. Жизнь многому учит. В том числе и подлинной культуре. Культура - это отношение к миру на основе своих знаний, свое понимание действительности. По-настоящему культурный человек всегда жадно относится к движению жизни, ко всему новому, свежему, современному. Уважение к другим - это, прежде всего строгость к себе. Скромность в поведении, простота, сдержанность в проявлении чувств на людях, терпимость к мнению собеседника. В основе этих качеств лежит уважение к человеку.

Образованный человек еще не значит воспитанный. И все же подлинная воспитанность должна основываться на образованности и общей культуре. Умение правильно, красиво и достойно вести себя в обществе облегчает отношения между людьми, сближает их, способствует большему взаимопониманию и доверию. Хорошими манерами должен обладать каждый культурный и воспитанный человек. Не только знания, не только высокие моральные качества, но и культура поведения человека должны быть на уровне того прогресса, который несет в себе наше общество.