Конспект НОД по изодеятельности в старшей группе «Морозные узоры. Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе «Нарисуем натюрморт для Ириски

Конспект НОД по образовательной области – художественное творчество (рисование с элементами аппликации) «Ёжик – ни головы, ни ножек» для детей средней группы

Цель : ознакомить детей с техникой рисования крупами.

Задачи:

1. Образовательные: знакомить детей с техникой изображения рисунка с помощью клея и различных круп.

2. Коррекционно-развивающие: развивать воображение, внимание, мышление, мелкую и общую моторику; развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы; формировать умение располагать изображаемые предметы на листе.

3. Воспитательные: развивать наблюдательность; воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать, бережное отношение к окружающей природе.

Методические приемы:

Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением ёжика в природе;

Рассматривание готовой работы;

Показ приемов работы педагогом.

Дидактическое обеспечение:

1. Для педагога: иллюстрации с изображением ёжика; готовая работа; клей, кисть для клея, белый картон, салфетки, трафарет.

2. Для детей: листы белого картона, кисти для клея на каждого ребенка, клей ПАВ; простой карандаш, трафарет на каждого ребенка, влажные салфетки.

Предварительная работа:

1. Просмотр презентации про жизнь ежей «Колючие друзья»;

2. Разучивание песни «Бедный Ёжик»;

3. Лепка «Ёжик, Ёжик – ни головы, ни ножек;

4. Аппликация из природного материала и барельефа из гипса «Ёжика в листве кленовой, сможете вы здесь узнать?»;

5. Математическое развитие «Лесная школа»;

6. Коммуникативная деятельность «Буквы «Е» и «Ё»».

Ход занятия

Ребята, у нас сегодня в гостях маленький лесной зверек.

Шубка – иголки,

Свернется он – колкий,

Рукой не возьмешь.

Кто это? (Еж)

Ежик хочет, чтобы я прочитала вам сказку, которую он принес. Хотите послушать ее? (Показ игрушки «Ежик»).

Лесной колобок колючий-бок.

Жили-были старик со старухой - те самые, от которых Колобок укатился. Пошли они в лес. Старик и говорит старухе:

Глянь-ка, старуха, никак под кустиком-то наш Колобок лежит?

Старик плохо видел, да и у старухи глаза слезились. Наклонилась она поднять Колобок, и наткнулась на что-то колючее. Старуха: "Ой!" -А Колобок вскочил на коротенькие ножки и покатил по дорожке.

Катится Колобок по дорожке,- навстречу ему Волк.

Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:

Я по коробу не скребен,

По сусеку не метен,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я на ощупь нехорош,

Меня голыми руками не возьмешь!

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, Волк, подавно уйду!

Волк рассердился,- хвать его лапой. Колючки в лапу впились Волку,- ой, больно! А Колобок подскочил и покатился по дорожке, только его Волк и видел!

Катится Колобок, навстречу ему Медведь.

Колобок, Колобок, я тебя съем!

Где тебе, косолапому, съесть меня!

Я лесной Колобок - Колючий Бок!

Я по коробу не скребен,

По сусеку не метен,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я на вкус нехорош,

Меня в рот не возьмешь!

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от Волка ушел,

От тебя, Медведь, подавно уйду!

Медведь разозлился, хотел его в пасть схватить, губы наколол,- ой, больно! А Колобок опять покатился, - только Медведь его и видел!

Катится Колобок,- навстречу ему Лиса.

Колобок, Колобок, куда катишься?

Качусь по дорожке.

Колобок, Колобок, спой мне песенку!

Колобок и запел:

Я лесной Колобок - Колючий Бок!

Я по коробу не скребен,

По сусеку не метен,

На сметане не мешен.

Я под кустиком рос,

Весь колючками оброс,

Я кругом нехорош,

Как меня ты возьмешь?

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от Волка ушел,

Я от Медведя ушел,

От тебя, Лиса, не хитро уйти!

И только было покатился по дорожке,- Лиса его тихонечко, одними коготками толк в канаву! Колобок - плюх!- в воду. Мигом развернулся, заработал лапками,- поплыл. Тут все и увидели, что это совсем не Колобок, а настоящий лесной еж. (В. Бианки).

Педагог: Ребята, понравилась вам сказка Ёжика? Ой, подождите, Ёжик что-то хочет сказать…(прислоняет ухо к игрушке «Ёжика»). Дети, Ёжик сейчас попросил, чтобы я вам сказала, что он очень хочет чтобы вы нарисовали ему друзей…Таких же красивых и милых Ёжиков как и он сам. Исполним с вами просьбу Ёжика?

Педагог: Ребята, сегодня мы будем рисовать не простого Ёжика. Для начала посмотрите на доску, и вы увидите, какие разные бывают Ёжики (просмотр иллюстраций с изображение ежей). А теперь посмотрите сюда и скажите, нравится вам такой ежик? Тогда давайте с вами вместе попробуем нарисовать таких Ёжиков.

Педагог: Для начала я предлагаю вам размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Ежик маленький замерз (ладошки соединены, пальцы подняты

вверх и переплетены между собой)

И в клубок свернулся (пальцы переплетены и согнуты)

Солнце Ежика согрело (пальцы медленно разгибаются)

Ежик развернулся (пальцы переплетены и подняты вверх)

Педагог: Молодцы ребята! теперь мы можем приступать к выполнению просьбы Ёжика. Возьмите в руки карандаши и трафареты ежиков. Расположите трафарет в центре листа и начинайте аккуратно обводить. Старайтесь, чтобы трафарет был на одном месте. Молодцы ребята. А теперь давайте с вами отдохнем. Предлагаю вам поиграть.

Физкультминутка «Ёжик»:

Ёжик топал по тропинке

И грибочек нёс на спинке.

Ёжик топал не спеша,

Тихо листьями шурша. (Ходьба на месте.)
А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

В огороде чьём-то ловко,

Раздобыл косой морковку. (Прыжки на месте.)

Вот мы с вами отдохнули и теперь продолжим рисовать. Итак, начнем с головы Ёжика. Возьмите кисточки, окуните их в клей и залейте им голову. После этого, аккуратно посыпайте клей манной крупой. Теперь залейте клеем его шубку из иголочек и посыпайте их гречневой крупой. Посмотрите, какие красивые ежики у нас получились! После того как клей высохнет лишняя крупа осыпется и вы сможете поместить свои картины в рамки.

Педагог: Ребята, Ёжик говорит, что все вы очень старательные и внимательные. Ему очень понравились все ваши работы. И он просит у вас разрешения, для того чтобы приходить иногда к нам в гости на занятия. Вы согласны? Очень хорошо. Спасибо за вашу внимательность и старание.

Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе «Рисование углем»

К ребятам приходит Художник и приглашает их в гости в художественную мастерскую. Дети на время занятия становятся друзьями художника, им на время НОД прикрепляются бейджики с картинкой героя.

НОД проходит с использованием ИКТ.

Цель: Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования углем.

Задачи:

Обучающие задачи:

  • Познакомить с нетрадиционным материалом для рисования – углем;
  • Учить создавать детей самостоятельно сюжет рисунка с помощью трафаретов;
  • Расширять знания детей о художниках, рисовавших углем.

Развивающие задачи:

  • Развивать элементарные навыки работы с углем;
  • Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство композиции;
  • Развивать сенсорные умения – координацию руки и глаза при рисовании, мелкую моторику пальцев рук;

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать в детях чувство прекрасного через изобразительное искусство;
  • Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений в изобразительной деятельности;
  • Воспитывать аккуратность при работе с углем.

Методические приёмы:

Игровой (использование сюрпризных моментов) .

Наглядный (использование иллюстрации) .

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей) .

Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: магнитная доска, компьютер, проектор.

Демонстрационный материал: Картинка с изображением Художника, Презентация по теме, смайлики грустные и веселые.

Раздаточный материал: Листы плотной бумаги формат А4, уголь, простые карандаши, салфетки бумажные, влажные салфетки, трафареты, листы бумаги 10*10 для пробного рисования углем.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, здравствуйте! Пока я добиралась до вашего детского сада, встретила Художника. Он живет в сказке о Незнайке. И он вам предлагает стать его друзьями: Незнайкой, Знайкой, Звездочетом, Мушкой, Ромашкой, Звездочкой (дети выбирают бейджики с картинками героев, прикрепляют на одежду) . Я теперь знаю, как к вам обращаться. А чем же занимается Художник? (рисует)

Художники не рисуют, а пишут свои картины. У каждого художника есть своя художественная мастерская. Вы хотите побывать в мастерской нашего художника? (Да) Тогда закрывайте глазки:

Раз, два, три, четыре, пять,

Мастерская встречай наших ребят.

Слайд 1. Художественная мастерская

Воспитатель: открывайте глазки, мы оказались в художественной мастерской. Посмотрите, чего тут только нет и краски, и карандаши, и кисточки, и написанные картины.

У Художника есть вот такой красивый сундучок, в ней лежат нужные для его работы предметы. Но он просит сразу его не открывать, а попробовать отгадать загадки что там. Вот послушайте…

Нарисую портрет мамы
Натюрморт или пейзаж
Деревянный тонкий длинный
Я волшебник … (карандаш)

Дам подсказку - краска я,
Скажу без скромности друзья
Ярче я, чем карандаш,
Очень сочная... (гуашь)

Нанесу узор я нежный
Иней тонкий белоснежный,
Зеленеющий апрель –
Всем знакома... (акварель)

Напишу я объявленье
И открытку-поздравленье.
Рисовать плакаты мастер
Потому что я... (фломастер)

Воспитатель: Ребята, для чего нужны эти предметы? (они нужны для того, чтобы рисовать) .

Воспитатель: Ребята в коробочке остался еще один предмет. А загадок больше нет. Давайте посмотрим, что же это?

Воспитатель достает коробочку с углем и показывает детям.

Воспитатель: Ребята это же уголь. Уголь - это мягкий материал для рисования.

Слайд 2. Обжиг веток

Его изготавливают путем обжига тонких древесных веток в печи.

Воспитатель: Уголь используется художниками с глубокой древности. Углем можно рисовать пейзажи, портреты, натюрморты, делать зарисовки и наброски

Слайд 3. Илья Ефимович Репин «Портрет Элеоноры Дузе» .

Углем рисовали великие художники. Обратите внимание на картину известного художника Репина Ильи Ефимовича «Портрет Элеоноры Дузе» .

Слайд 3. Михаил Александрович Врубель «После концерта» .

Вот еще одна картина, которая называется «После концерта» . Ее автор Михаил Александрович Врубель. Эта картина не была закончена, художник, когда ее писал, уже почти ничего не видел.

Слайд 4. Шишкина Ивана Ивановича «Заросший пруд»

А это «Заросший пруд» Шишкина Ивана Ивановича. Картина выполнена углем и мелом.

Слайд 5. Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»

Вот еще один пейзаж Исаака Левитана «Деревня. Ранняя весна»

Слайд 6. Рисунки детей.

А это рисунки ребят, с которыми я работаю. Им очень нравится рисовать углем.

Воспитатель: Вы хотите научиться рисовать углем?

Что бы ручки нас слушались, нам нужно сделать небольшую пальчиковую гимнастику «Две сороконожки» .

Пальчики разогрели, можно приступать к работе. Уголь хрупкий и очень пачкается, надо быть предельно аккуратным, чтоб не испачкать свою работу. У вас на столах лежат листы квадратной формы, подвиньте их к себе. На нем нарисована геометрическая фигура карандашом. Это пробный рисунок, попробуйте обвести по карандашным линиям углем. Уголь в руке надо держать как обычный карандаш. При сильном нажатии получается жирная линия, если нажимать слегка, то линия будет еле заметна. Получился квадрат. Чтобы его закрасить нужно взять салфетку, смять ее и растушевать или по-другому растирать получившиеся линии. Вам понятна техника рисования углем? (Да)

Воспитатель: ну а теперь подвиньте к себе лист бумаги. Для того что бы нарисовать интересную картину, мы создадим сюжет с помощью трафаретов.

Ход работы:

  1. Обводим трафареты простым карандашом;
  2. Обводим углем карандашные линии;
  3. Дорисовываем мелкие детали;
  4. Растушевываем

Дети рисуют, воспитатель следит за работой, помогает в овладении детьми новым материалом – углём.

Воспитатель: Сейчас мы завершим ваши работы, поместим их в рамочки (приклеивание рамок ранее приготовленных) .

Возьмите свои работы в руки, покажите друг другу. Вам понравилось заниматься в художественной мастерской? Нам пора возвращаться в детский сад. Закрывайте глазки. Раз, два, три в садик деток всех верни.

Итог НОД:

Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были? (в художественной мастерской)

Кто нас туда позвал? (художник)

А чем мы там занимались? (рисовали углем)

Вам понравилось, было трудно или легко?

У вас на столах смайлики грустные и веселые. Покажите какое у вас настроение от проделанной работы. (дети показывают смайлики)

Воспитатель: Мне очень понравилось с вами заниматься. Хотите узнать мое настроение?

Слайд 7. Веселый смайлик.

Вы можете забрать ваши картины, отнести их домой. Ну и, конечно же возьмите смайлики. Это вам мой подарок.

До свидания!

Конспект НОД по художественному творчеству «Выставка кошек»

2 младшая группа


Программные задачи:

Учить детей рисовать методом тычка, закреплять умение правильно держать палочку для тычка, углублять представление о цвете;

Развивать наблюдательность, создавать радостное настроение от общения с животным;

Воспитывать у детей интерес к окружающему миру.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением животных, чтение художественной литературы, беседа о домашних животных, заучивание потешек о кошке "Кошка, кошка... ", "Киска, киска, брысь... "

Словарная работа:

Уточнить и проговорить, четко выговаривать название частей тела животного.

Оборудование:

Краска-гуашь, палочка для тычка, подставки для кисточек, цветные карандаши, альбомный лист с контуром кошки, баночка с водой салфетки.

Методы и приемы:

Сюрпризный момент, рассматривание, художественное слово - загадка, показ, объяснение, напоминание, вопросы к детям, поощрение, общая оценка.

Ход работы:

В группе стоит домик, в котором живет кошка. К домику идут следы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за следы? Как вы думаете, чьи они? Давайте пойдем по ним и узнаем кто их оставил.

Дети: Да!

Детки идут по следам и подходят к домику.

Воспитатель: Но, чтобы узнать кто живет в домике, нужно отгадать загадку:

У порога плачет,

Коготки прячет,

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет.

(кошка)

Воспитатель: Верно, ребята - это кошечка. Давайте, сядем и познакомимся с ней.

Дети вместе с воспитателем садятся на стульчики и рассматривают кошку.

Воспитатель: Как тебя зовут? (- Мурка!)

Ребята, давайте ее рассмотрим. Что у нее есть? (уши, нос, глазки как пуговки, пушистый хвостик, лапки). Какая шерстка?- мягкая, пушистая, погладьте ее. Ребята, а вы знаете, что кошечка передвигается тихо, потому что у нее на лапках подушечки. А сколько у кошечки лапок? А где она живет?

Дети: Дома!!!

Воспитатель: Значит кошка - это домашнее животное. Почему то у кошечки грустные глаза. Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, у нее нет друзей. Как жаль ее, правда? Чем мы могли бы ей помочь?

Дети: Нарисовать для нее друзей!

Воспитатель: Мне очень приятно, что вы у меня такие отзывчивые и добрые. Но перед тем, как нам потрудиться, давайте поиграем с Муркой.

Физкультурная минутка:

Мы покажем вам немножко,(дети идут тихо, как кошка, на носках )

Как ступает мягко кошка.

Еле слышно: топ-топ-топ,

Хвостик к низу: оп-оп-оп.

Но, подняв свой хвост пушистый, (дети бесшумно прыгают)

Кошка может быть и быстрой,

Скок да скок, еще подскок.

То вперед, а то отскок.

А потом мяукнет "Мяу "!

Я в свой домик убегаю. (дети бегут на места)

Воспитатель: Поиграли отлично, ну а теперь за работу. Но чтобы ваши кошечки получились красивыми, давайте я вам расскажу, как мы будем работать. Подойдите все к мольберту и посмотрите внимательно: левая рука придерживает лист, чтобы он не двигался. А правой рукой берем палочку для тычка, держим ее прямо, тремя пальчиками, чтобы тычок смотрел прямо в лист. Обмакиваем в краску, если ее очень много, можно снять о край баночки, и начинаем рисовать. Сначала по контуру, чтобы кошечка стала пушистой, а потом все остальное закрашиваем маленькими пушистыми тычками. По окончании работы палочку для тычка моем и просушиваем о салфетку и кладем на подставку. А глаза, нос и усики кошечки мы дорисуем карандашами, когда шерстка высохнет. А теперь садимся на места и сделаем пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»

Я здороваюсь везде

Дома и на улице.

Даже здравствуй говорю

Я соседней курице.

Повстречал ежонка еж:

«Здравствуй братец,

Как живешь?»

Дети приступают к работе. По окончании работы дети с кошечкой рассматривают рисунки, вместе с воспитателем анализируют чем хороши рисунки.

Воспитатель: Дети, Мурке все рисунки понравились, и она всех кошечек хочет забрать себе и устроить выставку своих новых друзей. Подарим их ей?

Дети: Да!!!

Воспитатель: Только когда они высохнут. А пока Мурка останется поиграть вместе с нами. Приглашайте ее.

Конспект НОД по художественному творчеству в старшей группе (аппликация) «Царица вод – водяная лилия»

Цель: развитие продуктивной деятельности детей.
Задачи:

  • Здоровьесберегающая:
  • обеспечить психологическую комфортность в ходе НОД.
  • Образовательные:
  • актуализировать и расширить представления детей о цветах;
  • совершенствовать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими;
  • упражнять в вырезывании фигур овальной формы из прямоугольника путем скругления углов.
  • Развивающие:
  • развивать интерес к аппликации;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать внимание, мышление.
  • Воспитательные
  • воспитывать уважительное и бережное отношение к природе;
  • воспитывать аккуратность;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость;
  • воспитывать эстетическое восприятие.

Оборудование:
Картинки (поле – сад), кукла, корзина с цветами, две вазы, мульти медиа презентация, емкость с водой, клееночки (9 штук), салфетки (9 штук), ножницы (9 штук), кисточки (9 штук), подставки под кисточки (9 штук), баночки для клея (9 штук), клей, раздаточный материал для вырезания и наклеивания.

Ход НОД:

Воспитатель:
- Какие замечательные бабочки, летите скорее ко мне, посмотрите в окно. Какой сегодня прекрасный солнечный день, нам улыбается солнышко. Какое сейчас время года?
- Лето

Да, действительно, за окном самая жаркая и солнечная пора. Лето – это как сказочная страна, в которой очень много света, солнца и разных цветов, а вы любите цветы?
- Да.
- Я тоже очень люблю цветы, ведь они приносят нам красоту, хорошее настроение.
- Ребята, а где растут цветы, в каких местах?
- В поле, в саду
- Если цветы растут в поле, как они называются? Какие они?
- Полевые
- А если мы сажаем их около дома, в нашем саду, ухаживаем за ними.
- Садовые
- Ребята, к нам в гости пришла Красная шапочка и просит помочь ей. Вот какая у нее беда. Она пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, по лесу, она собирала цветы, чтобы подарить маме и бабушке. Она набрала большой букет. Все цветы красивые и разные. Но бабушка любит полевые цветы, а мама - садовые.
Поможем Красной шапочке собрать букет полевых цветов для бабушки и букет садовых - для мамы.

Д/И «Цветы: полевые – садовые)
Дети подходят по одному к корзине, берут цветок, называют его, кладут к картинке: полевые – садовые. На дне корзинки лежит лилия.
- Ребята, какое интересное растение, как же называется этот цветок? Вы знаете? Красная шапочка тоже не знает, что это за растение.

Дети подходят к экрану.
- Ребята, этот цветок необычный. Он называется ВОДЯНАЯ ЛИЛИЯ. Как вы думаете, где она растет: в поле, в саду. Это очень красивый необыкновенный цветок, который растет на воде. Ее можно встретить в речке, в пруду, т. е. на воде. Лилию так и называют ВОДЯНОЙ КРАСАВИЦЕЙ, царицей воды. Красная шапочка сорвала эту лилию, но она, наверное, не знала, что ее рвать нельзя, потому что в природе очень мало водяных лилий. Их нельзя рвать, ими можно только любоваться. Запомните ребята.
- Этот цветок очень красивый. Попробуем сделать его своими руками. И подарим Красной шапочке такие замечательные цветы. А она удивит свою маму и бабушку. Посмотрите, что у меня есть:
Листочек – лепесточки белые – серединка желтая
- А теперь мы опустим лилию в водичку.
ФИЗМИНУТКА
Наши нежные цветки
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет
Наши белые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают
Головой качают.
- Давайте сядем за наши столы и сделаем такой прекрасный цветок

(Обсуждение с показом приемов работы. Деятельность детей (с осуществлением индивидуального подхода)
- Все молодцы. Теперь возьмите свою лилию и подарите нашей гостье.
Дети несут цветы.
- Ребята, какие замечательные цветы у нас получились? Как они называются? (Лилии)
- А где они растут? (на воде)
- Вы запомнили, что их нельзя срывать.
А теперь посмотрите, что произошло с нашей лилией.
(В воде – бумажная лилия раскрылась).


Наталия Грубош
Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование) «Осень в лесу»

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.

Вид детской деятельности: Изобразительная деятельность (рисование).

Возрастная группа: старшая

Тема: "Осень в лесу"

Форма НОД: творческая мастерская

Форма организации детей: групповая (фронтальная)

Учебно-методический комплект: ПООП ДО "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Веракса

Задачи приоритетной образовательной области:

Обучения: -упражнять детей отражать в рисунках свои впечатления от наблюдений за осенней природой, передавать колорит осени в разных периодах осени;

Продолжать учить детей составлять композицию сюжетного рисунка - располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше, заполнять изображением весь лист бумаги.

Развития: - развивать познавательную активность детей, стремление к овладению знаниями и способами действия, умение делать волевые усилия для достижения поставленной цели;

Продолжать формировать сенсорные способности;

Обобщенное представление об однородных предметах и сходных способах их изображения.

Воспитания: - продолжать воспитывать у детей интерес к рисованию;

Создать условия для воспитания культуры деятельности;

Самостоятельно наводить порядок на своем рабочем месте;

Возможность использования готовых детских работ в повседневной жизни.

Ход НОД:

Психологический настрой на ООД:

Обращаюсь к детям, стараясь привлечь их внимание.

Ребята, послушайте мелодию и расскажите, что вы представили, когда ее слушали. (Звучит пьеса П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь».

Выслушиваю ответы детей.

1. Мотивационно – побудительный этап («хочу»)

Да, мне тоже кажется, что эта мелодия о красоте осенней природы.

Что вы представили: лес, парк или свой двор?

Что можно увидеть в осеннем лесу?

Не хотели бы вы сделать альбом своих рисунков о разных периодах осени, чтобы любоваться ими длинной морозной зимой?

2. Поисково – исследовательский этап («надо – могу»)

2.1. Совместная постановка цели и задач ООД («надо»)

Мне тоже этого очень хочется, и мы с вами отправимся в картинную галерею.

«У осени – характер нестабильный:

То ясный день, то тяжесть облаков,

То синева небес, то дождь обильный,

То тишина, то бешенство ветров.

Печально солнце льет остатки света

Среди внезапной, зыбкой тишины…

Осенняя палитра многоцветна, -

В ней не хватает только белизны».

Поочередно дети вместе с воспитателем рассматривают репродукции картин разных периодов осени.

Как выглядят деревья в период ранней осени? Как выглядит трава? Как выглядят деревья и трава в середине осени? В период поздней осени?

Как выглядит небо в разную погоду – в ясный день, в пасмурный день, во время дождя?

Занимайте свои места в нашей художественной мастерской (дети садятся за столы).

2.2 Актуализация знаний детей

Вспомните, как надо рисовать деревья разных пород, какие части есть у всех деревьев, какие есть характерные особенности у березы, дуба, ивы?

Какого цвета листья на деревьях осенью, каким способом их надо рисовать?

Как называется явление в природе, когда листья, оторвавшись от ветки дерева, кружатся ветром в воздухе?

Динамическая пауза

Хороводная игра «Листопад»

Дети выбирают себе листочек и называют, какой лист они выбрали по величине и по цвету. Дети бегают, взмахивают руками:

Листопад! Листопад! Действия выполняют дети с

Листья желтые летят! желтыми листьями. Кружатся красивые желтые листочки! Кружатся красивые Действия выполняют дети красные листочки! красными листьями. Сели! Уселись и замерли. Не шевелятся. Прилетел легкий ветерок, подул. Дуют. Поднялись листья, Разбежались. Разлетелись в разные стороны. Закружились, закружились! Кружатся. Листопад! Листопад! Листья по ветру летят!

Затих ветерок, и вновь медленно опускаются на землю то желтые, то красные листья.

2.3. Сообщение нового знания

Сейчас я помою свою кисточку водой, наберу на нее коричневую краску и нарисую дуб в ветреный день. У дуба толстый могучий ствол, поэтому он стоит прямо, не наклоняясь, ветер качает только ветки, они все наклонены ветром в одну сторону; листья рисуются способом примакивания.

А сейчас вы будете сами рисовать свои рисунки, но сначала сделаем для пальчиков зарядку, чтобы они лучше трудились.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать:

Листья березы, листья осины,

Листики тополя, листья рябины,

Листики дуба мы соберем

Маме осенний букет принесем!

2.4 Собственная практическая деятельность детей («могу»)

А теперь сядьте прямо, выпрямите спину, закройте глаза и представьте, какой период осени вы будете изображать на своем рисунке.

Придвиньте к себе листы бумаги. На листах уже есть голубое небо и широкая полоса земли. Деревья нужно рисовать в разных местах – одни ближе, другие дальше. Постарайтесь нарисовать так, чтобы у вас весь лист был заполнен изображением.

Не забывайте о том, что кисточку нужно:

1) держать правильно, тремя пальцами;

2) промывать водой после работы с краской;

3) краску набирать немного, лишнюю убирать о край баночки;

4) осушить после работы;

5) поставить на подставку для кисточки.

Во время самостоятельной деятельности детей в процессе ООД использую следующие приемы индивидуальной работы: совет, напоминание, поощрение, общение по секрету, частичный показ на своем листе бумаги, прием пассивных движений, оказания помощи друг другу.

3. Рефлексивно – коррегирующий этап

По мере выполнения рисунка детьми, предлагаю разместить им свой рисунок на доске.

Можно ли догадаться по вашим рисункам, какой период осени изображен на каждом из них?.

Эти маленькие девочки и мальчики решили пойти в лес, им захотелось побывать в самых красивых уголках леса. Но лес большой, и они не знают, как найти эти места. Поставьте свою фигурку возле самого красивого места в лесу и рассказать своему мальчику или девочке, чем же оно так привлекательно (какие растут деревья, какой период осени нарисован, что еще интересного в этом месте).

Когда краски на рисунках высохнут, мы сделаем альбом об осени.

4. Побуждение детей к самостоятельной уборке своего рабочего места.

Публикации по теме:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по изобразительной деятельности: Декоративное рисование «Роспись дымковского петуха» в.

Цель: Учить передавать в рисовании задуманный объект, используя усвоенные ранее приемы. Задачи: Вызвать интерес к созданию выразительного.

Конспект занятия по изобразительной деятельности (рисование) в средней группе «Красивый букет всем женщинам в детском саду» Программное содержание: 1. Изобразительные задачи: -развивать умение создавать изображения одних и тех же предметов по-разному, вариативными.

Пиминова Ольга Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад №50» г. Перми Конспект занятия по изобразительной.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Путешествие в Осень» (старше-подготовительная группа) КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕНЬ» Старше-подготовительная группа Цель: развитие творчества детей.

Изобразительная деятельность включающая рисование, лепку и аппликацию имеет большое значение для всестороннего развития дошкольников. Она привлекает детей, радует их возможностью самостоятельно создавать что-то красивое. Для полноценного проведения рисования, лепки и аппликации педагогу необходимо знать методику проведения НОД и владеть техническими приемами и навыками.

Как правило, НОД по изобразительной деятельности проводится фронтально. Для успешного ее проведения большое значение имеет и хорошая заблоговременная подготовка к ней. Подготовка к НОД складывается из подготовки материала для работы детей, материала для показа, обьяснения воспитателя и подготовленности самого воспитателя.

Процесс НОД делится на три части:

1)Вступительная часть.

2)Руководство процессом выполнения работы детьми.

3)Заключительная часть-просмотр и анализ детских работ.

Структура первой части примерно такова:

1)Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального настроя.

2)Анализ изображаемого (натуры, образца) ,напоминание о виденном ранее, чтение художественной литературы, беседа с детьми. Методика беседы зависит от содержания, вида занятия, конкретных дидактических задач.

3)Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей пояснениях и приемах выполнения.

Перед тем, как приступить к работе, дети должны хорошо усвоить, с чего им следует начинать. В процессе выполнения детьми самой работы, воспитатель должен руководить занятием в целом, а так же уделять внимание отдельным детям. Иногда бывает полезно вскоре после начала НОД показать всем детям удачно начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо выполнено.

После того, как налажена работа группы в целом, можно на время перейти к индивидуальному руководству. Однако спешить с помощью не стоит, надо дать возможность ребенку самому справиться с возникшими трудностями. Если он действительно не справляется, то следует ему помочь, в основном в форме наводящих вопросов, советом и лишь в редких случаях показом изображения, и то, только на отдельном листе, а не на рисунке ребенка. Если намечается какое-либо общее затруднение или ошибка, то надо предложить всем детям приостановить работу и прослушать дополнительное разьяснение.

Заключительная часть занятия - это просмотр и оценка детских работ детьми и воспитателем. Анализ детских работ проводится тотчас же после окончания занятия или допускается после прогулки. В младших группах анализ ограничивается общей одобрительной оценкой работ и должен идти от лица игрового персонажа.

Главным принципом обучения детей любого возраста рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть, чувствовать тот предмет, явление, которые он собирается изобразить. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все они сопровождаются словесными объяснениями. Рассмотрим приемы обучения рисованию в разных возрастных группах детского сада.
Первая младшая группа . Прежде всего сама деятельность воспитателя является наглядной основой. Ребенок следит за рисунком воспитателя и начинает подражать ему.
В дошкольном возрасте подражание выполняет активную обучающую роль. У ребенка, наблюдающего за тем, как создается рисунок, развивается и способность видеть особенности формы, цвета в плоскостном их изображении. Но одного подражания недостаточно для развития способности самостоятельно мыслить, изображать, свободно использовать приобретенные навыки. Поэтому приемы обучения детей также последовательно усложняются. Рекомендуется постепенное вовлечение детей в совместный процесс рисования с воспитателем, когда ребенок дорисовывает начатую им работу - проводит ниточки к нарисованным шарам, стебельки к цветам, палочки к флажкам и т. п.
На обучение детей младшего дошкольного возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения более близким, живым, интересным. В рисовании красками результатом деятельности для маленького ребенка является яркое пятно. Цвет - сильный эмоциональный раздражитель. В этом случае педагог должен помочь ребенку понять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа. Надо добиваться того, чтобы дети, работая с красками, стремились улучшить сходство с предметами..
Задачи обучения во второй младшей группе связаны главным образом с развитием умений изображать различные формы, развитием технических навыков в пользовании карандашом и красками и умением изображать различные предметы.
Восприятие окружающей жизни - основа методики обучения. Поэтому все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности: «По дорожкам бегали», «Клубочки» Например, при рисовании прямых горизонтальных линий-дорожек дети вместе с воспитателем показывают в воздухе всей рукой направление линии: «Вот какая длинная дорожка!» После этого на бумаге дети показывают, какая дорожка, и, наконец, рисуют ее карандашом или красками. В таком последовательном многократном повторении одного движения есть система: постепенный переход от более развитых крупных движений всей рукой к движению только кистью (пальцем по бумаге) и к еще более ограниченному движению карандашом, при котором пальцы связаны определенным положением. Производя эти движения, дети могут сопровождать действия словами, например: «Дождик: кап-кап», «Вот какая длинная ленточка» и т. п. Разговоры детей во время работы нельзя запрещать, они активизируют мысль детей, будят их воображение. Рекомендуется включать в процесс рисования и другие средства воздействия, например музыку (звучание капель дождя). В процессе занятия малыши все время активны, в их сознании должен жить образ, который они воплощают в рисунке.
Эта активность вначале основана на подражании воспитателю. Он напоминает детям о предмете изображения, показывает новые движения, которыми необходимо овладеть детям. Сначала он производит движения рукой в воздухе, затем это движение повторяет вместе с детьми. Если кому-нибудь из ребят движение не удается, воспитатель помогает руке ребенка принять нужное положение и сделать соответствующее движение. Точно так же необходим вначале показ всех приемов рисования. Воспитатель показывает, как правильно держать карандаш или кисть, как набирать на кисть краску и вести ею по бумаге. Самостоятельно действовать дети смогут тогда, когда все основные приемы будут им знакомы.Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя. Но учебный рисунок даже для самых маленьких детей должен быть изобразительно грамотным, не упрощенным до схемы, соответствующим реальному предмету.
Например, при показе, как рисовать елку, воспитатель должен исходить из требований программы для данного возраста - передать основные признаки: вертикальный ствол, идущие в стороны ветви, зеленый цвет. Но эти признаки характеризуют и все другие деревья. Чтобы сохранить образ елки, воспитатель будет рисовать ствол линией, расширяющейся книзу, ветви (вверху - короче, внизу - длиннее) слегка наклонными, не фиксируя на этом внимания малышей. Важно, чтобы зрительный образ от рисунка не расходился с образом реального предмета, тогда в памяти детей сохранится правильное изображение.
Показ приемов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение дошкольников рисованию на наглядных пособиях без применения показа.
Например, когда дети научились рисовать прямые линии и прямоугольные формы, педагог может предложить им нарисовать лопатки, не показывая приемы рисования. Воспитатель в начале занятия рассматривает с детьми лопатку, обводит рукой ее контуры, все время поясняя свои действия. Рисунок после такого рассматривания ребята выполняют самостоятельно. Кому трудно, воспитатель предлагает самим обвести рукой лопатку, чтобы почувствовать ее форму.
В некоторых случаях, когда нельзя показать детям предмет (ввиду его больших размеров или по другим причинам), для оживления их представлений можно использовать картинку или хорошо выполненный воспитателем рисунок.
Изображение предмета должно быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолированно от других предметов, чтобы не отвлекать внимания от главного.
Так же как и на предмете, воспитатель обращает внимание детей на форму, обводя ее пальцем, и на цвет предмета. В процессе занятия картинку следует убирать, так как она в этой группе не может служить образцом.
Во второй младшей группе используется в качестве специального приема художественное слово. Возможности его применения здесь ограниченны. Главным образом художественный образ используется с целью привлечения интересов и внимания детей к теме занятия, возникновения эмоционального настроя.
Воспитатель может начать занятие с загадки или чтения небольшого поэтического отрывка загадки и образы стихотворения должны быть просты и понятны детям.
Проводимый в конце занятий просмотр детских работ и несложный анализ способствует воспитанию активности у дошкольников. Для этого воспитатель выбирает рисунок, обращая внимание ребят на положительные стороны в нем, задает вопросы, одобряет проявленную в работе инициативу - внесение чего-то нового в рисунок. При этом он должен так увлечь ребят разбором рисунков, чтобы они не отвлекались и сосредоточили внимание на главном. При анализе содержания дети вместе с воспитателем должны учитывать и качество, аккуратность выполненного задания. Рисунки неудачные показывать и анализировать не следует, так как качественное выполнение в этом возрасте зависит часто не от желания ребенка, а от его общего развития и в особенности от развития движений.
Детям, имеющим более слабые умения в рисовании, следует уделять больше внимания в процессе занятия, поощрять их желание порисовать, когда им захочется.
Индивидуальный подход в этом возрасте особенно необходим, так как именно здесь начинают формироваться склонности и способности детей. Выявить их и развить - одна из основных воспитательных целей.
Перед воспитателем средней группы стоит задача - научить детей правильно изображать предмет, передавая его основные признаки, структуру, цвет.
В средней группе большее место начинает занимать использование натуры. Натурой может служить хорошо знакомый детям предмет несложной формы, с ясно выделяющимися частями, например гриб (2 части), кукла-неваляшка (4 части).
При рассматривании предмета воспитатель привлекает внимание детей к форме и расположению частей, их размерам, цвету, различным деталям, чтобы облегчить детям правильность передачи строения. В средней группе, как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением.
В процессе занятия воспитатель напоминает детям о натуре, предлагает посмотреть на нее и нарисовать. В этом возрасте дети еще не могут передавать изображение с определенной точки зрения, поэтому натура должна быть установлена так, чтобы они видели ее с наиболее характерной стороны и ясно различали основные части. Натура используется и по окончании работы для сравнения с ней рисунков, хотя анализ в этой группе не может быть очень детальным и соответствует лишь программным требованиям.
Учитывая особенности четырехлетних детей, следует в различные приемы обучения включать игровые моменты. Например, кукла-неваляшка просит нарисовать ее портрет, при анализе работ она смотрит и оценивает рисунки.
В средней группе для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Требования к их использованию остаются теми же, что и в младшей группе. Детей четырех лет еще нельзя знакомить с каким-либо приемом рисования на основе картины. Она здесь служит лишь средством оживления детских представлений о том или ином предмете. По содержанию используемые в средней группе картины, конечно, разнообразнее, чем в младшей группе, поскольку богаче сама тематика рисунков: кроме изображения отдельных предметов, здесь есть и несложные сюжетные сцены, соответствующие, заданиям сюжетного рисования.
Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предметапонятие о ритме, узоре и т. д.
Например, тема рисования - снеговик. Воспитатель впервые предлагает детям передать правильные пропорциональные соотношения и последовательность изображения. Он показывает детям приемы рисования всех трех шаров, начиная с большого нижнего и параллельно задает ребятам вопросы: какой шар теперь рисовать? Где?
Мелкие детали (глаза, рот, нос, шапку) рисовать не надо, чтобы не затягивать объяснение и оставить возможность ребятам проявить инициативу и закончить рисунок.
При всех последующих занятиях с подобным же программным материалом, но на другие темы (неваляшка, матрешка, кукла) показ не нужен, его можно заменить рассматриванием предмета, картинки.
В декоративном же рисовании он особенно необходим, так как дети впервые знакомятся с композицией узора. Понятие о том, что означает ритм в узоре и как его создавать в рисунке, ребенок может получить, только наглядно увидев, как ритмично движется рука воспитателя, нанося мазки на полоску бумаги. Затем ребенок в точности повторяет то, что делал воспитатель. В декоративном рисовании может быть использован образец рисунка, выполненный воспитателем, на основе которого он вначале знакомит детей с принципом построения узора, с теми элементами, которые в него входят, показывает, как надо работать. Когда же занятие является повторным, дети могут после рассматривания образца рисовать самостоятельно, так как не обязательно уже точное повторение его.
Если ребенок проявляет инициативу и создает что-то свое, воспитателю следует одобрить его работу, при анализе обратить внимание всех детей на то, что каждый из них смог бы тоже придумать что-нибудь интересное.
Использование художественного слова в средней группе занимает большее место, чем в предыдущих группах.
Художественный словесный образ можно использовать в связи с темой рисования для того, чтобы пробудить интерес, оживить в памяти детей образы, ранее воспринятые в жизни.
Например, начиная занятие с чтения стихотворения:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят,-
воспитатель старается воспроизвести в памяти детей виденный ими листопад.
В средней группе анализ рисунков в конце занятия может быть построен по-разному.
Дети четырех лет не смогут дать детальный, обоснованный разбор рисунков, но они уже в состоянии самостоятельно выбрать рисунок, который им нравится, сказать, похож он или нет на изображаемый предмет или образец, аккуратно ли выполнен рисунок. Обосновать, почему красиво, похоже или нет, поможет воспитатель.
Дети средней группы могут заметить достоинства и недостатки в работах своих сверстников, но свою собственную работу оценить бывает еще трудно, так как сам процесс рисования доставляет им большую радость и чаще они бывают довольны результатом своего труда. Самокритичный подход к работе вырабатывается позднее, в 6-7 лет.

В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Для детей старшей группы игра все еще остается одним из приемов обучения рисованию. Например, в начале занятия рисованием в группу приносят письмо от Деда Мороза, в котором он просит нарисовать зверятам пригласительные билеты на елку.
В качестве натуры здесь могут быть использованы более сложные и разнообразные предметы, чем в средней группе. Вначале натура проста - фрукты, овощи, но если в средней группе при рисовании яблока обращалось внимание на его основные признаки - круглую форму и цвет, то в старшей группе детей учат видеть и передавать характерные особенности именно того яблока, которое лежит перед ними,- форма круглая, удлиненная или сплющенная и т. д. Для того чтобы оттенить эти особенности, в качестве натуры можно предложить два яблока разной формы.
Кроме предметов простой формы, в старшей группе надо использовать и более сложную натуру - комнатные растения с крупными листьями и несложным строением: фикус. После рассматривания натуры воспитатель обьясняет детям последовательность изображения частей. Чтобы выяснить, поняли ли ребята обьяснение, воспитатель спрашивает кого-нибудь из них, с чего они начнут рисовать, и в начале занятия прежде всего подходит к тем, кто начал работать неправильно.
Натура используется и в конце занятия для сравнения результатов работы с предметом. Для воспитателя критерием оценки будут служить поставленные программные задачи, а для детей - конкретное сходство с натурой.
Использование картин на занятиях рисованием в старшей группе не только помогает воспитателю в уточнении представлений детей о том или ином предмете, но и знакомит их с некоторыми изобразительными приемами. Например, девочка играет в мяч - у нее нарисованы руки, поднятые вверх.
Иногда картину можно использовать в процессе рисования, когда ребенок забыл форму какой-либо части, детали предмета; после рассматривания воспитатель убирает ее во избежание копирования детьми. Картина, как и заменяющий ее рисунок воспитателя, не может служить образцом для детского рисунка и применяться для срисовывания. Образец, изготовленный воспитателем, используется в старшей группе главным образом в декоративном рисовании.
В зависимости от целей рисования методика использования образца может быть различной. Для точного повторения он дается в тех случаях, когда дети знакомятся с каким-либо новым композиционным приемом или элементом узора. Например, они учатся путем «примакивания» создавать цветок, симметрично располагая лепестки вокруг центра.
Но чаще в старшей группе образец используется только для объяснения поставленной задачи. Узор дети выполняют уже самостоятельно, используя по своему желанию все его элементы, цвет и т. д., не нарушая поставленной задачи.
Чтобы новое задание было уяснено детьми и они поняли, что рисунки могут быть разными, хорошо дать 2-3 образца и сравнить их между собой, выявив, что в них общее и в чем разница.
С целью поощрения детской инициативы при анализе рисунков в конце занятия воспитатель обращает внимание на те из них, где есть элементы творчества. Дети быстро почувствуют одобрительное отношение воспитателя к их творчеству и будут стремиться работать самостоятельно. Полный показ всего рисунка в старшей группе применяют реже, чем в средней группе. Всегда следует какую-то часть работы оставить для самостоятельного решения детьми.
Показ может быть полным, когда надо объяснить последовательность изображения частей. Например, объясняя детям, как нарисовать грузовую машину, воспитатель начинает рисунок с кабины, которая является центром построения рисунка, затем рисует все основные части машины, детям остается самостоятельно изобразить лишь мелкие детали.
Употребляется и частичный показ. Например, при рисовании двух- или трехэтажного дома, где дети учатся, как изображать многоэтажные дома, располагая рядами окна, воспитатель не рисует весь дом. На заранее нарисованном прямоугольнике он показывает, как легкой линией отделить один этаж от другого и над этой линией рисовать ряд окон. Все окна тоже не следует рисовать, так же как не рисуются крыша, переплеты окон и другие детали. Детям предлагается вспомнить, какие дома они видели, и рисовать так, как им хочется. Можно использовать поэтапный показ выполнения изображения. Этот прием используется в основном в предметном рисовании, в изображении зданий, животных и т. д. Поэтапный показ помогает детям понять последовательность в рисовании или лепке того или иного предмета, а самостоятельный повтор помогает развивать художественно-творческие навыки, фантазию, воображение.
Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы.
Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие. Например, для героини сказки Ш. Перро «Красная Шапочка» обязательны внешние признаки: шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки, все остальное при рисовании придумывает сам ребенок - позу девочки, ее лицо, прическу, одежду, обувь. Дошкольники старшей группы с помощью наводящих вопросов воспитателя при анализе работ уже могут подметить и положительные стороны в рисунке, и ошибки путем сравнения с натурой, образом или с имеющимися в сознании представлениями. Это говорит о возросшем интеллекте детей и способности к самостоятельному мышлению.
Они могут обосновать свой ответ, используя приобретенные знания о красивом сочетании цветов, расположении предметов, технике рисунка.
Неудачную работу не следует обсуждать коллективно, ее надо проанализировать индивидуально с ее автором. У детей пяти лет повышается критическое отношение к результатам деятельности, поэтому здесь возможно подводить их к анализу своей работы на основе сравнения ее с натурой или образцом.К способным детям, быстро усваивающим приемы и хорошо выполняющим задания, надо предъявлять большие требования по качеству и содержанию работы, выразительности рисунка. Постоянное захваливание детей так же вредно для их творческого развития, как и постоянное порицание, так как и то и другое мешает им стремиться к лучшим результатам. Здесь педагог должен соблюдать такт и чувство меры.
Среди методов обучения детей подготовительной к школе группы большое место отводится рисованию с натуры - ведущему методу обучения в школе. В подготовительной к школе группе дети способны зрительно обследовать натуру, выделяя основные ее особенности. Они уже могут дать анализ общей формы, частей, их положения на основе.
Применение образца в подготовительной группе еще более ограниченное, чем в старшей группе. В декоративном рисовании используются предметы народного декоративного искусства, на которых дети знакомятся с композицией, использованием цвета, различными элементами росписи. Образец дается в тех случаях, когда надо выделить какой-либо элемент узора из общей композиции для показа особенностей его исполнения. Например, воспитателю надо научить детей рисовать завиток - непременный элемент хохломской росписи. Он рисует на полоске узор, состоящий из одних завитков, и предлагает ребятам скопировать его. Они по образцу воспитателя упражняются, вырабатывая ритм движения, создающий завиток. Так же могут быть выделены и другие элементы, требующие специальных упражнений для свободного овладения ими.
Показ приемов рисования в подготовительной группе проводится реже, чем в других группах, так как дети этого возраста многое могут усвоить на основе только словесного объяснения.
Если в этом есть необходимость, то воспитатель частично объясняет и показывает те или иные приемы рисования. При обучении новым техническим приемам показ необходим во всех группах. В подготовительной группе воспитатель учит детей работать красками и карандашами, например размывать краски на большой поверхности, накладывать мазки или штрихи по форме предмета и т. д.; пользоваться новыми материалами - сангиной, пастелью.
Одним из эффективных приемов наглядного обучения является рисунок воспитателя, т. е. сам процесс работы над ним. Когда воспитатель рисует что-либо с натуры - пейзаж, дом или отдельные предметы, дети наблюдают за процессом работы, а воспитатель привлекает их к обсуждению: что теперь надо рисовать? Где? Какого цвета?. В подготовительной группе больше возможностей в использовании художественных словесных образов.
Воспитатель должен подбирать такие сказки, стихотворения для детей, где тот или иной образ представлен наиболее ярко. Дети в этом возрасте уже приобрели некоторый жизненный опыт и овладели определенными навыками в изобразительном искусстве. Именно поэтому словесный образ (без наглядного пособия) у них уже вызывает работу мысли и воображения.
Детям может быть дано задание коллективно выполнить работу, проиллюстрировать то или иное произведение, нарисовать те или иные эпизоды из мультфильмов. Например, выбрав тему из какого-либо произведения, каждый рисует по одному эпизоду.
Такая коллективная работа требует большой согласованности действий. При анализе рисунков дети подготовительной группы уже в состоянии дать оценку качеству выполненной работы. Вначале воспитатель помогает вопросами, правильно или нет выполнен рисунок. В дальнейшем дети самостоятельно обосновывают положительную и отрицательную оценки.
У дошкольников подготовительной группы появляется самокритичность.Воспитатель должен поощрять в работах ребят выдумку, фантазию, способность мыслить самостоятельно, т. е. то, без чего невозможно сознательное, творческое отношение ко всякой работе и, в частности, к обучению в школе.

«Золотая хохлома»

Программное содержание:

Познакомить с росписью на изделиях Хохломы;

Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту;

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение;

Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи;

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

Формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.

Оборудование: изделия (репродукции изделий) Хохломы, Гжели, Дымки; листы тонированной бумаги жёлтого и черного цветов (силуэты посуды), акварель (гуашь) красного, желтого, черного, зеленого цветов, кисти, баночки.

Ход занятия:

Сегодня день у нас особый,

Я приглашаю вас друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я.

Посмотрите, ребята, на эти изделия. Какие из них вам знакомы? Как они называются? (дымковские и гжельские изделия)

Разделите их по группам. Рассмотрите внимательно, найдите похожие. Покажите, какие изделия можно объединить в отдельную группу. Рассмотрим незнакомые нам изделия (Хохломские). Что общего у них, что их объединяет? (эти изделия сделаны из дерева, одинаковые узоры: ягоды, листья, декоративные цветы, «травка», веточки). Что отличает от изделий других групп? (хохломские изделия сделаны из дерева, а остальныеиз глины и фарфора.Хохломские - на черном и желтом фонах узорами украшены, а дымковские и гжельскиена белом фоне)

Посмотрите, это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!

Нарисованы на них травы, листья, цветы, листья, сказочные жар-птицы, чудесные рыбы. Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как же появилось это диво дивное - «золотая хохлома»?

Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал), что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера?! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».

А сделать настоящую хохлому совсем не просто.

Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!

Давайте еще раз рассмотрим эти изделия. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. А как вкусно есть из такой сказочной посуды! Да еще золотистой расписной ложкой. Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.

Кто скажет мне, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (ягоды, листья, завитки).

Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон. Сегодня мы будем учиться рисовать такие узоры.

Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)

Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка). Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными). И получится гирлянда.

Я вижу вы устали. Сейчас вы можете встать, и мы немножко отдохнем

Физкультминутка.

(следуя словам выполняем движения)

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Молодцы! Присаживайтесь!

Ребята, посмотрите. У меня здесь есть посуда: миски, ложки, вазы. У этой посуды золотой - желтый фон, черный фон.

Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите изделия узорами.

Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).

Работа детей.

А теперь посмотрите на эти изделия и скажите, какое настроение вызывает хохломская посуда?

Выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка лучше других.

Теперь покажите самую красивую миску, вазу?

Ребята, посмотрите, теперь наша выставка пополнилась хохломскими изделиями.

А теперь послушайте стихотворение о Хохломе:

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входит в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

« Белая береза- символ России».


Программное содержание:
Сохранить и передать детям культурное наследие предков. Дать знания о символе славянского культа России- берёзе. Познакомить детей с обычаями и обрядами, ритуалами,связанными с березой. Приобщать детей к Русской народной культуре, воспитывать любовь к Родине, способствовать развитию духовности.

Материал: Берёзка, аудиозаписи, светец и лучина, спички, емкость с водой, веник березовый, туески, береста, березовый сок, разноцветные ленточки и бусы.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель : Сегодня в гостях у нас березка, мы будем веселиться вокруг березки, стихи читать, хороводы водить.

Берёза моя берёзонька,

Берёза моя белая, берёза кудрявая,

Стоишь ты, берёзонька, посередь долинушки,

На тебе, берёзонька, листья зеленые.

Под тобой, берёзонька, трава шелковая.

Близ тебя, берёзонька,

Красны девушки хоровод водят.

(Дети водят хоровод « Во поле берёза стояла »).

Воспитатель : Только мы развеселились, а тут дождь пошел.

(звучит музыка дождя).

Дождик,дождик, убывай,

Будет славный урожай:

В поле лен и бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В саду мак и сирень,

В огороде зелен хмель!

Радуга-дуга, радуга- дуга

Отворяй ворота- перекинься на луга,

Ключиком- замочком, коромыслом –колесом,

Шелковым платочком- золотистым мостом!

Воспитатель : а сейчас мы поговорим о нашей родной, русской берёзе. Берёза- символ России,олицетворяющий, выражающий чистоту, красоту родной земли. В старые времена, да и сейчас, начиная с 14 апреля, люди собирали берёзовый сок и поили им больных и немощных, очищали кровь, лечили желудочные заболевания. Берёза становилась центром многих русских праздников, гуляний, обрядов. Именно про это дерево сложена загадка:

С одного дерева, да четыре угодья:

Первое- от темной ночи свет.

Второе – некопаный колодец.

Третье- старому здоровье.

Четвертое- разбитому связь.

В старину, когда не было электричества, линий электропередач, лампочек, долгое время изба освещалась лучиной. При ее свете женщины и девушки пряли в долгие зимнее вечера, пели песни, слушали сказки. Теперь такое освещение, при котором все становилось таинственным и чудесным,ушло в прошлое. Дети, мы с вами тоже попробуем посидеть при лучине в зимние темные дни. Лучину вставляли в светец, под светцом всегда стояло корытце, туда падали обгоревшие кусочки и гасли в воде – можно было не боятся пожара в деревянной избе.

Посмотрите, как это было(зажигаю лучину, помещаю ее в светец, ставлю емкость с водой).

А это вторая отгадка – сок из « некопаного колодца». А почему так говорят – некопаный? Правильно, ведь сок у берёзы собирают, причем так, чтобы не нанести вред берёзе. Его и сейчас пьют, чтобы не болеть. Из молодых берёзовых листьев готовили витаминный напиток. Сейчас я вас угощу таким напитком (дети и гости угощаются чаем или приготовленным соком).

А это что?(показываю на берёзовый веник). Русская баня всегда была полезна и молодым, и старым, а какая баня без берёзового веника. Все хвори вылечит, душу радует, тело молодит. Незаменим в бане березовый веник, его предварительно распаривают в горячей воде. А потом парятся- хлещут себя веником, водой, в которой распаривали веник, прополаскивают волосы, чтобы стали легкими и шелковистыми. Ребята, сходите в баню со своими мамами и папами, потом расскажите о своих впечатлениях. Я вам сейчас покажу как нужно пользоваться веником(тихонько похлопываю детей). А сейчас мы пока уберем веник, оставим его до бани. На столе у нас еще одна отгадка. Почему в загадке говорится -разбитому связь? Правильно, с помощью бересты можно связать, отремонтировать разбитое или сделать новую емкость для ягод, грибов, напитков- легкую и небьющуюся посуду. Вот посмотрите, какие есть у нас в избе туески, вазочки для хранения сыпучих продуктов- соли, чая, круп. Чтобы их сделать, нужно приложить много старания и терпения.

Вот видите ребята, сколько в берёзе тайн хранится. И одно из них то, что хороша она в любое время года, а особенно весной и ранней осенью (показ иллюстраций). Как можно сказать об осенней берёзе (золотое платье, солнечная одежда).А весной береза похожа на девицу, с молодыми нежными листьями, висячими сережками. очень много есть песен, в которых славят красоту берёзы, ее сравнивают с красотой юной девушки, которая в песне называется Берёзкиной сестрицей. Послушайте стихотворение- под тихую спокойную музыку.

Ельня, Ельня берёзонька,

Ельня, Ельня кудревата,

Кудревата, беловата.

Похотел пан жениться,

На душе красной девице,

На берёзовой сестрице…

Раньше, в давние времена, когда наши бабушки и дедушки были совсем молодыми, существовал такой обычай- завивать ветки берёзы, либо сплетать их между собой, пригибая их к земле, приплетая к цветущим травам. При этом загадывали желания, загадывали о своей судьбе.

Одну берёзку срубали, Приносили домой, наряжали в лучшую одежду, украшали платками, бусами, лентами, которые снимали с себя. Нарядив берёзу, называли «гостенькой» , « цветком», «кумушкой». Сейчас мы с вами повторим этот обычай, обряд. Нарядим нашу берёзку. Дети снимают с себя бусы, ленты, надевают на берёзку.

Встанем в хоровод вокруг берёзки:

Встанем в хоровод вокруг берёзки.

Берёзонька весёленька,

Кудрявенькая, зелененькая,

Кудрявенькая, зелененькая,

Завивайся-ка да во весь год.

Нам весёлым быть да весь год!

Дети, когда люди наряжали берёзку, они говорили друг другу хорошие, добрые слова, хвалили друг друга, говорили о своей любви, о том, кто кому нравится. Давайте подружимся, чтобы никогда не ругаться, не обижаться, не ссорится.

(хором, стоя в парах, дети произносят слова).

Ай, кумушки- голубушки

Подруженьки мои

Кумитеся, любитеся,

Любите меня,

Пойдите во зеленый сад,

Возьмите меня,

Завьем венки на все деньки,

На все праздники!

Природа России

Цель . Закрепить знание детей о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

Наглядный материал . Физическая карта России. Иллюстрации с изображением лесов, рек, морей, гор; различных животных, населяющих леса России.

Ход занятия .

Воспитатель вывешивает на доску физическую карту России.

Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (Предположение детей ). Это карта. У нас в группе висит карта Белгородской области. А сегодня я вам принесла карту нашей страны. Как называется страна, где мы живем? (Россия ) Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Карта может многое рассказать о разных странах.

На этой карте изображена не только Россия, но и другие страны. А как можно узнать, где какая страна? (Предложение детей .) Можно прочитать название и найти границу. Между всеми странами обязательно проходит граница. Я сейчас указкой проведу по границе России, и вы увидите, какую территорию занимает наша страна. (Обводит границу России указкой, а затем предлагает это сделать двум-трем детям .) Большую территорию занимает наша страна? Я обведу границы других стран, которые находятся рядом с Россией, и вы увидите, насколько территории других стран меньше России. (Обводит границы Польши, Румынии, Чехословакии и др .)

Итак, карта нам рассказала, что наша страна очень большая, можно даже сказать огромная. А что еще может рассказать карта?

Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки? (Предложение детей .) Это города. Посмотрите, сколько много городов в России. Назовите, какие вы знаете, города, и мы попробуем найти их на карте. (Дети называют города, и воспитатель показывает их на карте. ) Давайте вместе с вами прочитаем названия еще нескольких городов. (Предлагает тем, кто умеет читать, выйти и прочитать названия городов или сам показывает и читает названия разных городов России.Затем выставляет на стенд иллюстрации с изображением видов разных русских городов. ) Карта нам рассказала, что в России очень много городов.

Что же еще может рассказать карта? Что вы видите на карте? Что это синие волнистые линии, которых очень много? (Предложение детей .) Это реки. Рек в России тоже много. Какие реки вы знаете? (Оскол,Москва река, Волга и др .) Название рек тоже написаны на карте. (Читает название самых известных рек и показывает на карте, проводя указкой от истока до устья реки, - Волга, Лена, Енисей и др . Выставляет на стенд иллюстрации с изображением рек. )

А что обозначают голубые пятна? (Показывает моря ) Да, это моря и озера. Покажите, где вы видите моря? (Вызывает нескольких детей и предлагает им показать моря и вместе с ними читает названия морей. Обращает внимание детей на то, что еще есть и океаны, они больше морей. Выставляет на стенд иллюстрации с изображением моря. )

Посмотрите, какого цвета на карте очень много? (Зеленого. ) А как вы думаете, что обозначает зеленый цвет? (Предположения детей .) Да, зеленый цвет – это лес. Посмотрите, как много лесов в России. (Выставляет иллюстрации с изображением леса .) В России самый огромный лес на земле – тайга . Повторите это слово. (Дети повторяют слово хором и индивидуально. )

А что дают леса? (Ответы детей .) Лес – это дерево, из которого делают огромное количество разных предметов; бумагу, на которой печатают книги, из которой делают тетради, альбомы и многое другое. В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. Помните, мы с вами говорили, что хлеб - богатство России. Но хлеб – это богатство, которое человек добывает своими руками. А лес – это природное богатство, его много, но к нему нужно относится очень бережно.

Еще, какой цвет вы видите на карте? (Коричневый ) А что он обозначает? Да, это горы. У гор тоже есть названия, давайте прочитаем некоторые из них. (Предлагает кому-нибудь из детей показать горы и читает названия – Уральские горы, Кавказские горы и др .) А что дают горы? (Предложение детей .) В горах добывают полезные ископаемые. Значками на карте обозначено, где какие полезные ископаемые добывают. А что такое полезные ископаемые? (Предложения детей .) Это то, что находится в земле и что очень нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, которые нам необходимы для изготовления металлов; золото, алмазы, которые составляют богатство страны.

И еще на карте вы видите темно-желтый и желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, а в пустыне только один песок. (Выставляет иллюстрации с изображением степи .)

Вот мы с вами и рассмотрели карту нашей страны. Что же она вам рассказала о России, что мы с вами по карте прочитали? (Ответы детей )

Воспитатель, показывая на иллюстрации, выставленные на стенде по ходу занятия, подводит итог.

Наша страна Россия – очень большая. В России много городов. Природа России очень разнообразная – много рек, морей, лесов. Есть горы, степи. В России добывают много разных полезных ископаемых.

Писатель С. Баруздин написал книгу, которая называется «Страна, где мы живем». Я вам сейчас прочитаю одну главу из этой книги. В ней рассказывается о том, как мальчик Дима с писателем Баруздиным летал на самолете над Россией. Они пролетали над Сибирью и Дальним Востоком. Это вот здесь. (Показывает на карте Сибирь и Дальний Восток. ) Глава называется:

САМАЯ БОЛЬШАЯ, САМАЯ БОГАТАЯ

Сибирь и Дальний Восток – самая большая, самая богатая у нас в стране земля, больше всей Америки, - объяснял я.

Много часов мы летели над Сибирью и Дальним Востоком. И такое видели, что Дима только успевал задавать вопросы:

А это какая река?

Пришлось мне назвать все реки, над которыми мы пролетели: и Обь, и Иртыш, и Ангару, и Енисей, и Лену.

… Много городов в Сибири и на Дальнем Востоке. Много старых, а много и новых: Братск, Ангарск, Амур, Солнечный, Мирный, Находка. В глухой тайге растут все новые и новые города и заводы.

… На самых больших сибирских реках строятся мощные электростанции. Плывут по рекам пароходы. Буксиры тянут плоты с лесом.

На озере Байкал, которое не меньше моря, люди ловят чудесную рыбу – омуля, а на бескрайних землях Сибири комбайны убирают богатый урожай.

На севере Сибири добывают алмазы, а смелые охотники чукчи охотятся на моржей.

Сегодня, ребята, мы поговорили о нашей стране – России. У нас очень красивая, богатая, большая страна. Когда вы станете взрослыми, вы сделаете так, чтобы она стала еще краше, еще богаче.

Дымковская игрушка

Цель. Расширение знаний детей о дымковской игрушке. Знакомство детей с историей возникновения дымковских игрушек. Воспитание интереса детей к изделиям народного промысла.

Задачи.

Продолжать знакомить детей с изделиями народных мастеров.

Закреплять и углублять знания о дымковской игрушке и росписи.

Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.

Закрепить умения расписывать ярким узором фигуру коня; располагать узор вдоль ног, шеи и на теле вертикальными рядами или по всему силуэту.

Закрепить умение использовать в узоре элементы дымковской росписи – круги, колечки, точки, полоски, сетку, кольцо, волнистые дуги. Продолжать работу «тычком».

Воспитывать у детей чувство цвета, умение радоваться результатам своего труда.

Предварительная работа:

Рассматривание дымковских игрушек;

Рисование элементов дымковского узора;

Рисование дымковского узора на полосе.

Организация: МКДОУ «Детский сад № 25»

Населенный пункт: Челябинская область, г. Коркино, п. Роза

Цель: Развивать художественно – творческие способности дошкольников через знакомство с различными жанрами живописи.

Задачи:

  1. Развивающая: Расширять представления детей о жанрах живописи. Закрепить знания детей о натюрморте и особенностях средств выразительности при его изображении.
  2. Образовательная: Учить рисовать кувшин с соком, используя метод поэтапного схематичного рисования с помощью наброска простым карандашом, правильно располагая его на листе, передавая его форму. Закрепить умение рисовать фрукты и овощи по представлению, опираясь на приобретённые ранее умения.
  3. Воспитывать желание помогать друзьям, создавать красивые подарки для них.

Организационный момент.

Воспитатель:

Ребята, я сегодня пришла на работу, вижу, письмо. Прочитала, нам, ребятам старшей группы. Но без вас я не захотела его читать. Давайте прочитаем его вместе?

Открываем письмо.

«Здравствуйте, ребята, я клоунесса Ириска. Я очень весёлая, люблю играть, петь и танцевать, а вы что любите?»

Воспитатель . Что вы любите ребята? (Ответы детей)

Читаем дальше . «Но больше всего я люблю рисовать. Я даже хочу стать настоящим художником. Я уже знаю, что такое портрет и пейзаж, а мама говорит, что художники пишут ещё и натюрморты. Но я не знаю, что это такое. Может быть, вы ребята знаете, что такое натюрморт? Если знаете, то пожалуйста, нарисуйте натюрморты и пришлите мне по почте, я буду вам очень благодарна.»

Воспитатель:

Ну, что ребята, готовы помочь Ириске? Давайте сначала проверим ваши знания.

Отгадайте загадки

  1. Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас.

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина

Называется – портрет воспитатель выставляет репродукцию портрет

  1. Если видишь, на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется пейзаж.

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это натюрморт

Воспитатель выставляет репродукцию

Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь давайте поиграем.

Д/И «Выбери правильно»

У меня на столе, картинки, вы должны из них выбрать только те, которые можно отнести к натюрморту. (Игра проводится по очереди)

Воспитатель . Я вижу, что вы знаете, что нужно изобразить, когда вы рисуете натюрморт, давайте представим, что мы настоящие художники. Что бы вы нарисовали на своём натюрморте? (Ответы детей).

Воспитатель : я услышала ответы, что многие из вас нарисовали бы фрукты и овощи. А почему люди едят фрукты и овощи. (вкусные, полезные, в них много витаминов, они укрепляют зубы, делают лучше зрение). А чем можно заменить фрукты, чтобы тоже получить пользу для организма (Фруктовыми соками)

Ну тогда, давайте, сегодня нарисуем для Ириски натюрморт «Кувшин с соком на столе». Пойдёмте в нашу художественную мастерскую, но сначала поиграем в любимую игру клоунессы Ириски.

Речь с движением «Фруктовый сад»

Дети проходят за столы.

Воспитатель убирает салфетку на столе стоит кувшин с яблочным соком, рядом лежит яблоко.

Ребята, посмотрите, как вы думаете из чего сок в моём кувшине (Из яблок, значит это яблочный сок) А если сок будет из груш, как мы его назовём? Из сливы? Из апельсинов? Из вишни? Из бананов? Из винограда?

А на чём стоит мой кувшин (На скатерти)

- Скатерть с помощью трафарета техникой набрызг, мы подготовили заранее

Рисовать фрукты вы уже умеете, знаете какого они цвета и формы. А как нарисовать кувшин я вас научу. Давайте сначала рассмотрим его, какой он внизу (Более широкий, имеет округлую форму, на верху более вытянутую. Простым карандашом, тонкой линией делаем набросок. Внизу на скатерти приплюснутый круг, сверху в плотную к кругу прямоугольник и пририсовываем носик (поэтапный показ). Чтобы было понятно, что кувшин стеклянный, обведём его голубой краской. Всё, теперь кувшин, можно наполнить соком, а рядом нарисовать фрукт, из которого будет ваш сок. Подумайте, из какого фрукта будет ваш сок, и правильно выберете цвет сока. Вспомните, что у фруктов цвет не ровный, это объект созданный природой, поэтому, в рисунке вы можете смешивать цвета, например нарисовать у яблока цветной бочок, а у морковки, чёрные отметинки итд. Обратите внимание на то, что фрукты не должны быть слишком маленькими, или слишком большие, чтобы не ошибиться, сделайте сначала набросок карандашом.

Подумайте, сколько сока будет в вашем кувшине

Прежде чем закончить к работу давайте разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

«Мы делили апельсин»

Дети дорисовывают натюрморт.

В конце работы выкладываются на столе, воспитатель проводит речевую работу, спрашивает, какой сок у ребят в кувшине. Понравились ли ребятам их работы, обрадуется ли Ириска их посылке

Затем достаёт конверт, говорит, что работы отправят, когда их работы хорошо высохнут.