Какие вы знаете литературные произведения где разум берет верх над чувствами? Декабрьское сочинение тема любовь - материалы для подготовки к егэ по русскому языку

Нужно разобраться, есть ли в нежных чувствах место здравому смыслу. Что вообще представляет собой любовь? Не исключено, что это просто безрассудное понятие, в котором разум является лишним.

Рассуждения о разумной любви

Любовь является сумасшедшим чувством, которое толкает людей на странные поступки. Влюбленный человек замечает, что его ум затуманился. Он больше не может размышлять здраво. Это чувство толкает людей на необдуманные поступки. Человек может совершать импульсивные поступки, а потом раздумывает о их правильности и необходимости. Разум говорит, что пора остановиться, но ты не в силах сопротивляться душевным порывам.

Многие писатели замечали, что разум и любовь редко уживаются. Именно ум помогает мыслить рационально, рассудительно, подключать логику, чтобы не совершить поступки, за которые потом придется жалеть. Узнать, как уживается любовь и ум можно со страниц любимых произведений.

Ум и чувства в литературе

Непростой сюжет представлен в повести «Гранатовый браслет». Главный герой был безответно влюблен. В его душе постоянно соперничали ум и чувства. Простой чиновник Желтков питал трепетные чувства к княгине Вере Шеиной. Лично признаться в любви главный герой не решался, ведь княгиня была замужем. Он писал ей письма, и этого ему было достаточно. В ее день рождения Желтков прислал Вере гранатовый браслет. Это был дорогой подарок, который княгиня принять не могла. Она рассказала обо всем мужу. Тот нашел тайного воздыхателя и настоятельно попросил прекратить эти знаки внимания.

Бедный влюбленный разбит. Эти письма были единственным смыслом его существования. Он совершает импульсивный поступок под влиянием эмоций. Желтков считал, что только смерть способна прекратить его муки. Главный герой совершил самоубийство. Данный пример показывает, какой сумасшедшей может быть любовь. Человек не в силе контролировать чувства, которые испытывает. И иногда это может привести к печальным последствиям.

Можно смело утверждать, что любовь и разум не имеют ничего общего. Чувства толкают человека на сумасшедшие поступки. Бывает абсолютно все равно, все мысли затуманенные. Иногда даже приходится пожертвовать жизнью. Любовь отключает любую логику и здравое мышление. Нужно постараться не всегда следовать разуму сердца. Иногда важно подключать разум.

Сочинение «Бывает ли любовь разумной?». (Вар 2)

Наверно каждый живущий на планете хотя бы раз в жизни спрашивал “Что же это за чувство – любовь?” “Подвластна ли она сердцу? Или все – таки рассудку?”.

Бесспорно, что мы – люди, отличаемся от животных тем, что нами движут не только инстинкты. Мы мыслим. Именно наш мозг помогает нам достигать таких высот в различных отраслях. Но, все же, я считаю, что любовь – это то, что не подчиняется разуму. Вы только подумайте, сколько поступков совершает человек, в чьем сердце живет это прекрасное чувство – любовь!\

Объяснить свое мнение я хотела бы на примере Владимира Маяковского. Согласитесь, что это очень сложно жить вместе со своей и любимой и с ее супругом. Не каждый бы пошел бы на такое. Конечно, Маяковским находился во власти неразумного чувство. Она делала его счастливым, но в то же время причиняло боль.

Говоря о любви нельзя не вспомнить, известную многим, Анну Каренину. Ведь героиня ради любви покидает свой дом. Она прекрасно осознает, что муж не позволить ей встречаться с ребенком, но чувства побеждают в этой битве. В дальнейшем Анне так и не удается найти выход из сложившейся ситуации, она не может решить, что важнее: быть рядом с сыном и участвовать в его жизни или поддаться голосу сердца. К сожалению, эта история заканчивается трагически.

Мне кажется, что многие из тех, в ком живет любовь знает как это, когда рассудок борется с сердцем. Нельзя однозначно сказать, правильно ли то, что нам подсказывает мозг.

И все – таки в мире много поступков, совершенных благодаря такому чувству, как любовь. Я думаю, что именно она помогла выиграть многие войны. Потому что люди знали, что их ждут любимые. Также они понимали, что должны победить вопреки всему, ради благополучной жизни своих избранниц.

Конечно же, любовь бывает разумной, тем более, если не забывать, хотя бы иногда, прислушиваться к голосу разума.

Жизнь без любви невозможна. «Любовь - это сердце всего» - как близка мне эта мысль моего любимого поэта Владимира Маяковского. Не только он, но и многие русские и зарубежные писатели размышляли об этом чувстве. В русской классике любовью проверяли авторы своих героев: насколько они человечны, сильны, искренни. Любовь многолика: нежна и жестока, своевольна и ревнива, ранима и безжалостна. Но может ли это чувство быть разумным? На этот вопрос я ищу ответ на страницах любимых книг.

Вот, например, в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение» показано, что любовь может появиться совсем неожиданно. Писательница детально изображает перерождение неприязни, вражды, даже ненависти самое чистое и возвышенное чувство. В начале романа мистер Дарен и Элизабет Беннет, испытывая взаимную неприязнь, довольно нелестно отзываются друг о друге: «Что ж, она как будто мила. И всё же не настолько хороша, чтобы нарушить мой душевный покой». Дарен ведёт себя отчуждённо и высокомерно, он горд и не намерен проявлять дружеские чувства по отношению к Элизабет, которая также не смогла найти в новом знакомом того, что в дальнейшем станет смыслом её жизни. «Это было бы самым большим несчастьем: найти приятным человека, которого решила ненавидеть!» Джейн Остин проводит героев через тяжёлые испытания, и только после этого она снова переплетает их судьбы. На этот раз навсегда. В конце романа Элизабет восклицает: «Быть может, я не всегда любила его так, как сейчас. Но хорошая память при таких обстоятельствах непростительна». Я думаю, что эти слова и есть доказательство мысли, что любовь неразумна, можно любить вопреки рассудку, только сердцем.

Но, может быть, к такому выводу можно прийти, читая женский роман начала XIX века? А если обратиться к роману-антиутопии Джорджа Оруэлла «1984»? В этой книге тоже есть история любви. Уинстон и Джулия полюбили друг друга вопреки всем правилам и законам. Любая их встреча считалась тяжким преступлением, да и само чувство приравнивалось к измене. Они совершали поступки, о которых другие боялись даже подумать. Словами своего персонажа Оруэлл утверждает: «Когда любишь кого-то, ты его любишь, и, если ничего больше не можешь ему дать, ты всё-таки даёшь ему любовь». Писатель рассуждает о любви как о чём-то самодостаточном, но при этом охватывающем всего человека и всю его жизнь. Любовь заставляет людей рисковать всем. не задумываться о последствиях, даже забывать о том, что час расплаты неизбежен. Любви не нужна посторонняя помощь, чтобы проникнуть в душу человека, она заставляет сердце биться чаще и запирает разум на замок. В романе «1984» любовь показана в виде всё разрушающего вихря, исцеляющего растерзанные несправедливостью мира души.

Ещё одним примером того, что любовь не может быть разумной, является трагическая судьба Евгения Базарова, героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Евгений привык жить, полагаясь лишь на рассудок, доверяя лишь практическому опыту. «Мы знаем физиологию глаза, - говорит он Аркадию Кирсанову, - откуда тут взяться таинственному взгляду?» Но когда на него обрушилась любовь к Анне Сергеевне Одинцовой, его убеждения поколебались под порывами страсти: «он с ужасом осознавал романтика в самом себе». В душе Базарова бушуют непримиримые противоречия, разум не может совладать с чувством. Базаров оказывается сломленным и впоследствии умирает. Перед смертью, прощаясь с Одинцовой, непримиримый нигилист говорит: «Дуньте на угасающую лампаду…» Это ли не доказательство того, что любовь побеждает всегда?

Возможно, когда я повзрослею, прочитаю ещё больше умных книг, влюблюсь по-настоящему, я стану думать по-другому. Но сейчас я убеждена в том, что любовь разумной быть не может.

Никогда это таинственное, великое, неукротимое, неосознанное чувство не будет подвластно воле разума.

Валерия Петрова, 11-Г класс, Академическая гимназия №56.

Назвать таких книг можно много, но когда литература показывает последствия этой победы, они чаще всего разрушительны, а в некоторых случаях смехотворны. Тема разума в литературе была во многом вдохновлена Эпохой Просвещения, но не только не задержалась, а вызвала острую реакцию и общее разочарование в рационализме в частности и в разуме как таковом. Приведём примеры.

"Преступлении и наказание " - разум подсказывает, что убить старуху рационально, и побеждает, и мы видим, что из этого получилось.

"Франкенштейн " - разум подсказывает, что попробовать сшить идеального человека из кусков трупов рационально. Получилось тоже не очень. Спустя сто лет эту же тему поднимет Уэллс в "Острове доктора Моро ", и примерно с теми же последствиями.

"Уловка 22 " - практически весь абсурдистский бред всей книги творится исключительно исходя из победы формальной логики над всеми человеческими инстинктами.

У Льва нашего Николаевича Толстого в "Войне и мире " - разум подсказывает князю Андрею подождать год со свадьбой, хотя у него есть чёткое ощущение, что делать этого не надо. Ну и вот.

"Дом с мезонином " Чехова можно трактовать как противопоставление разума жестокой Лиды и чувства рассказчика и Мисюсь. Разум побеждает и разрушает отношения последних. Вообще, Чехов конечно много издевается над чувственными натурами, но он их в итоге всегда оправдывает, а разумных не оправдывает никогда.

Победа рационализма отчасти пародируется в "Фаусте " Гёте, когда Фауст слышит звук лопат, и думает что это строят плотину, которая принесёт большую пользу людям - хотя на самом деле это лемуры роют ему могилу.

Огромные объёмы были посвящены воспеванию разума в поэзии 18-го века, что массово откатилось назад к воспеванию чувств, и обратно уже особо не возвращалось.

И так далее. Редкие примеры положительной оценки разума по причине своей теперь уже очевидной наивности - почти все со временем перетекли в раздел детской литературы, хотя первоначально воспринимались на полном серьёзе.

Главным венцом литературы рационализма был в своё время "Робинзон Крузо ". Чтобы оценить степень абсурда происходящего в книге, её действительно стоит перечитать во взрослом состоянии: Робинзон там активно пытается превратить необитаемый остров в английский загородный клуб, всех животных рассылает по вольерам, всё творит по календарю и расписанию, и даже обучает островного попугая английскому языку. Не удивительно, что роман долгое время служил факелом колониального просветительства. К чему это всё привело - мы, опять-таки, можем увидеть. Только уже не в книге, а вполне в жизни.

Таким же наивным выглядит сейчас сюжет "Кораллового острова ", в котором кучка выброшенных на остров английских школьников организует там типичную английскую колонию. Реакцией на этот роман стал небезызвестный "Повелитель мух ", где они в итоге бродят голые по джунглям, а главного рационалиста Хрюшу забивают камнями.

Ну и конечно тут нельзя не вспомнить Айн Ранд, у которой разум оправдывает такие вещи, как изнасилование ("Атлант расправил плечи ") и подрыв готового к заселению жилого комплекса ("The Fountainhead "). Но, как пытается убедить нас Ранд, он при этом везде и кругом прав.

Такие вот апологеты.

Происходит это всё вот почему. Чувства хорошо ошибаются, а разум ошибается очень страшно. Чувства герметичны и непротиворечивы, они просто есть, и они неизбежны - а разум высокомерен и изворотлив, он пытается жить по схеме, а жить по схемам физически невозможно. Поэтому даже когда герои литературы 19-го века в порыве чувств творят какую-нибудь чудовищную херню, как бы ни были трагичны последствия этих действий, мы всё равно тем не менее внутренне ощущаем, что они правы. Ну что бы они, в самом деле, отряхнулись, всё хорошенько обдумали, и решили не бросаться под поезд? Нет, просто вот это так. Это оказывается так не для того чтобы мы поступали именно таким образом, и не для того чтобы слушали голос разума - у тех, кто пробует, всё оказывается ещё хуже - но чтобы воспитать в читателе и другой набор чувств, возможно более эмпатичных, способных разрешить ситуацию каким-то другим образом.

Казалось бы, причем тут разум к любви, это два несовместимые понятия? Разум холоден и расчетлив, а любовь – это эмоции в чистом виде. На самом деле, основа разума – любовь, так как она созидательна. Это ум расчетлив и он может служить как добру, так и злу, а разум – это светлый ум, основанный на любви к миру, в котором человек живет. Ум обслуживает интересы ЭГО, животности или альтруизма, а разум обслуживает интересы целого и частного в нем. Разум – это объединение интересов ЭГО и альтруизма. Почему разум оказывается слабей интересов животности, ЭГО, от чего постоянно возникают конфликты, войны не только на местечковом, но и на государственном уровне? Человеку все время хочется властвовать и грабить более слабых, ради своих животных удовольствий. И человечность в виде совести, часто бывает не способна противостоять этому. Эго первично, но разумным животную сущность человека делает человечность, любовь. Без любви, человеческий род обречен на вымирание. ЭГО в чистом виде – это потребление. Оно уподобляется раковой опухоли, которая съедает среду обитания, а потом погибает сама. Любовь же стремится сохранить среду обитания, частью которой является она сама. Чтобы быть человеком, надо постоянно трудиться, прилагать душевные усилия. Чтобы быть животным, достаточно лишь следовать требованиям животных инстинктов, обслуживающих интересы ЭГО. Стремление к потреблению, развивает ум, стремление к достижению гармонии, развивает разум. Как уловить эту тонкую грань и следовать интересам разума, а не ума? Для этого, надо разобраться в движущих механизмах ума и разума. Что двигает ум и принуждает его развиваться? Страх, который приходится постоянно подавлять, чтобы найти способ его преодоления. Вам хочется есть и включается страх, который принуждает вас изыскивать способы добывания пищи. Чем сильней давит страх, тем меньше сдерживает мораль, тем больший хаос наступает в обществе (вспомните лихие девяностые или примеры из более давней истории). Капитализм в чистом виде, какими бы высокими идеалами он ни прикрывался, в основе своей – хищник, лишенный морали, человечности. Для него главное – материальная выгода любой ценой. Поэтому, он всегда будет нести войны и человеческие страдания. Итог капитализма – это самоуничтожение. Но развитие человечества не стоит на месте и разум будет все больше завоевывать свои позиции. Он более привлекателен для человека, так как способствует развитию и процветанию не только отдельно взятого человека, но и всего общества. Разум созидателен и нацелен на постоянное самосовершенствование. Если этого не будет, то разрушительные процессы возьмут верх и наступит разруха, хаос. Но ведь страх принуждает развиваться не только ум, но и разум, почему же их развитие так отличается друг от друга? При развитии ума, обслуживающего интересы ЭГО, происходит подавление страха и постоянное убегание от него за счет подстегивания, взвинчивания нервной системы, переводу ее на более возбудимый уровень. Это задает движению одностороннюю, линейную направленность. Пластинка жизни проигрывается только в одном направлении. Подавление раздражений ведет к накоплению ошибок, возникновению болезней и сокращению продолжительности жизни. Ученые ломают голову, как увеличить продолжительность жизни человека, повысить его стрессоустойчивость, чтобы противостоять все увеличивающимся психологическим нагрузкам, но сдвиговое мышление ответа на этот вопрос не дает. Ответ дает равновесное мышление, на котором основан разум. Как разум справляется со страхом? В отличие от сдвигового мышления, при котором страх подавляется, при равновесном мышлении происходит обратный процесс – разум принуждает смотреть страху в глаза. В этом случае, автоматически активизируется сильное «Я», которое противостоит страху и заставляет решать проблемы, породившие страх, а не убегать от них. Устойчивое внимание (видение) включает иной способ восприятия и осмысления окружающего мира. Мир начинает восприниматься объемно, целостно, он начинает чувствоваться, а не вычисляться. В его осмысление включается любовь. Она активизирует такие чувства, как гордость, самоуважение, чувство собственного достоинства, сочувствие, сопереживание, сострадание, милосердие…. Линейное развитие ума уступает место расширению сознания, при котором развитие эмоционального чувствования стремится к бесконечности (мир, чтобы понимать, надо чувствовать), равно как и проникновение сознанием в суть вещей и явлений. Чем шире охват, тем глубже проникновение. Самообновление происходит за счет постоянного переосмысления прошлого. При сдвиговом мышлении, стрела времени направлена только вперед. При равновесном мышлении, время становится единым и возможно перемещение мысли в нем в любых направлениях. Именно через поворот времени вспять происходит переосмысление прошлого (эти процессы хорошо просматриваются в сновидениях). Человеческий мозг создан по аналогии с космосом – все в природе разумно. Возможно, расширение Вселенной связано с ее совершенствованием, развитием. Развитие заключается не в ускорении карусели жизни, куда сейчас устремился весь мир, а в ее торможении, постоянном снижении возбудимости, позволяющем расширять сознание и сохранять человеческие ценности в первозданном виде (ускорение их вымывает, разрушает). Каждые десять лет объем информации, которую вынужден перерабатывать человек, удваивается. Психологические нагрузки для мозга человека становятся запредельными. Люди научаются быстро, но поверхностно мыслить и при этом, чувственная сфера у них страдает. Это сказывается на семейных отношениях, на способности полноценно воспитывать своих детей. Потребление берет верх над духовностью, а бездуховное государство очень легко раскачать и разрушить. Какая сила может остановить разрушительные процессы, в которые сейчас устремился весь мир? РАЗУМ, в основе которого ЛЮБОВЬ. Без ее присутствия разум не работает. Как активизировать разум, чтобы противостоять разрушительным процессам? Для этого надо сделать внимание устойчивым. Когда внимание направлено в реальность, вы видите и понимаете происходящие вокруг процессы. И контролируете их. У вас, при оценке реальности, работает не часть мозга, как это происходит при сдвиговом мышлении, при котором мысль следует за возбуждением, а весь мозг, затрачивая при этом минимум усилий, так как осмысление реальности происходит через чувствование, при котором эмоциональное возбуждение сводится к минимуму. Чистое сознание сочетается с полностью раскрепощенными эмоциями, которые взаимно уравновешивают друг друга. Подавление страха активизирует жестокость, как защитную реакцию на угрозу. Видение страха, активизирует любовь и разум, направленный не на то, чтобы обвинить и наказать, как это происходит, когда подавляется страх, а на то, чтобы понять и помочь справиться с трудностями. В сновидениях именно любовь нейтрализует подавленные раздражения. Лишь с ее активизацией восстанавливается нарушенное равновесие и начинают происходить полноценные восстановительные процессы. Любовь поднимает мысли «наверх», к свету, богу. Происходит расширение сознания, его развитие, сопровождающееся очисткой подсознания от застрявших раздражений через их осмысление. Подавление страха, как это происходит при сдвиговом мышлении, сваливает мысли «вниз», в раздражения и способствует накоплению ошибок. Обвинить всегда легче, чем понять и помочь. Но, всматриваясь и понимая, вы приобретаете не только любовь, а постоянное самообновление и улучшение качества жизни. Кроме того, это повышает выживаемость не только отдельно взятого человека, но и всего человечества, так как созидание, основанное на любви, будет стремится беречь и сохранять среду обитания, частью которой является сам человек…. Любовь в семье будет сохраняться до тех пор, пока вы будете внимательны друг к друг. Стоит вам поддаться раздражению и пойти у него на поводу, как отношения начнут рушиться, разум покинет вас и любовь уйдет. 3.09.2014 г.

«Разумная любовь»: грех или добродетель?

Научите любить

Бог есть любовь. К пониманию этой христианской максимы - не самих слов, а глубочайшего их смысла - стремится каждый православный. Пропускает через себя, осмысливает. Вот еще о любви: «Возлюби ближнего, как самого себя». Вокруг нас и в нас много того, что можно назвать любовью. Любовь родительская, супружеская, затертая лозунгами любовь к Родине и искренняя привязанность к друзьям. А уж какая она - любовь к самому себе, нам понятно без лишних объяснений. С ней мы не расстаемся всю жизнь, обожаем себя любимых и прощаем за слабости - куда же деваться? Только себя мы любим так: и нежно и строго, и за хорошее, и за плохое. Наверное, поэтому такая любовь и приведена в пример как точка отсчета: любишь себя - научись так же любить другого. И что же мы видим? Человек, только дай ему волю, способен извратить любую хорошую идею. Даже любовь, даже абсолютную, завещанную Богом.

Примеры любви, которая шла не на пользу тем, кого любят, сможет, наверное, вспомнить каждый. Вот несколько жизненных, то есть совершенно неидеальных случаев. У родителей появляется первый ребенок. Мальчик серьезно и практически неизлечимо болен - порок сердца. Нужен специальный уход, питание, постоянная забота. И родители окружают его такой любовью, на которую только способны. Их самоотверженная преданность создает вокруг растущего человека защитный купол: качественная еда, строгий контроль над чистотой, никаких лишних гостей, которые могут принести инфекцию. Мальчик растет, достигает взрослого возраста и в конце концов переживает и мать, и отца. Самоотверженная любовь совершила чудо, но какого человека подарила она миру? Это разменявший седьмой десяток мужчина, привыкший к постоянному вниманию ко всем его прихотям. Для него есть мир, который создали для него родители, и есть весь остальной мир - враждебный, грязный, наполненный опасными людьми, которые могут заразить его инфекцией. Абсолютная любовь, пролитая на отдельно взятого человека, сделала его капризным мизантропом.

Бывает и хуже. Почему-то чаще примеры самоотверженной любви демонстрируют женщины. Матери, сестры, жены. Например, жена, готовая на всё ради своего мужа, который пьет, гуляет и делает несчастными ее детей. Они и детьми-то побыть не успевают, потому что сталкиваются с очень взрослыми проблемами. Они вынуждены смотреть, как мама возвращает к жизни пропитого папу, отмывает, устраивает на работу, а потом снова находит в подворотне и снова приводит в чувства и снова пытается сделать из него человека. А муж не только не становится человеком, но настолько привыкает, что у него есть ангел-хранитель в лице дорогой супруги, что даже не утруждает себя тем, чтобы хотя бы время от времени принимать человеческий облик. Дети тем временем растут как придется, сами по себе.

Поразительно - безвольные, иногда просто плывущие по течению, иногда охамевшие до крайности, такие люди одарены самым лучшим, что только может быть на свете, - любовью! И именно любовь делает из них эгоистов. Почему? Потому что была слишком сильной, слишком безоглядной? Но разве можно винить людей, которые умеют так самоотверженно любить? Не они ли должны быть примером для нас, малодушных? Могут ли, вообще, быть границы в любви? Ведь себя мы любим безгранично. Опять же, насколько я знаю, в Евангелии ничего не сказано об ограничениях в таком Божьем даре, как любовь.

Наталья Зайцева

О подвиге и самоотречении

Какая-то странная, прагматичная и уж точно нехристианская логика присутствует в рассуждении журналиста о любви «не впрок». Любили-любили какого-то человека, да и перелюбили, превратили его этой любовью в бездушного эгоиста, который сам ни к какой любви не способен.

Удивительно, но подобный тип дискурса в церковной среде распространяется шире и шире. Но попробуем представить альтернативную судьбу тех «жертв любви», о которых сокрушается «совопросник века сего». Вот родился ребенок-инвалид. А родители не окружают его всепрощающей самоотверженной любовью, не ограждают его от слишком тесных контактов с миром, к которому он не очень-то приспособлен. Да, в этом случае не получится из мальчика старика с несносным характером. Умрет еще подростком. Но кому от этого радость?

С пьяницей-мужем еще проще! Да кому нужен этот дармоед, от которого только куча грязного белья и одни скандалы. Да разве можно такого любить? Гнать его из дома!

Логично? Логично! Умно? Умно! Только вот Господь наш Иисус Христос почему-то говорит о солнце, которому Бог позволяет с одинаковой силой теплоты согревать праведных и грешных. И о дожде, который одинаково орошает землю для добрых и злых.

И я думаю, что любой опытный педагог согласится с тем, что так называемое девиантное поведение подростков, та непобедимая и немотивированная злоба, которая вспыхивает все чаще и чаще, проистекает не из-за переизбытка любви, а оттого, что этих тинейджеров все же недолюбили.

Главная работа философа Николая Бердяева «О назначении человека» имеет подзаголовок «Опыт парадоксальной этики». Христианская этика парадоксальна, как парадоксальна сама вера, которую апостол Павел считал соблазном для добропорядочных фарисеев и безумием для интеллектуалов-эллинов (см. 1 Кор. 1, 23).

Внимательное прочтение Евангелия убеждает в том, что любовь, если рассматривать ее как христианскую добродетель, всегда парадоксальна, а иногда и попросту безумна. В разумной, рассудочной любви, как в браке по расчету, совестливый ум всегда почувствует некую червоточину, некоторую фальшь, как, впрочем, и в разумной, рассудочной вере.
Любовь потому и является добродетелью, превышающей все остальные добродетели, - вспомним «теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1 Кор. 13, 13), - что подлинная любовь, как и подлинная вера, является подвигом преодоления самоочевидности. Невозможное для рассудка возможно для любви. Любовь - всегда подвиг, подвиг преодоления сомнения, безверия, логической неочевидности. Именно поэтому неразумная любовь способна творить чудеса, излечивать безнадежно больного человека, возвращать к нравственной жизни падшего.

В книге «Столп и утверждение истины» священника Павла Флоренского есть яркое опровержение так называемой разумной веры. «Вера, которой спасаемся, - пишет отец Павел, - есть начало и конец креста и сораспинания Христу. Но вера, что называется «разумная», то есть вера с доказательствами от разума…такая вера есть заскорузлый, злой, жестокий, каменный нарост в сердце, который не допускает его к Богу, - крамола против Бога, чудовищное порождение человеческого эгоизма, желающего и Бога подчинить себе. Много есть родов безбожия, но худший из них - так именуемая «разумная», или, точнее, рассудочная вера. Худший, ибо кроме непризнания объекта веры («вещей невидимых») она, к тому же, являет в себе лицемерие, признает Бога, чтобы отвергнуть самое существо Его - «невидимость», то есть сверхрассудочность. «Что есть «разумная» вера?» - спрашиваю себя. Отвечаю: «Разумная вера» есть гнусность и смрад пред Богом». Не поверишь, доколе не отвергнешься себя, своего закона… «Разумная вера» есть начало диавольской гордыни, желание не принять в себя Бога, а выдать себя за Бога, - самозванство и самовольство».

Отец Павел говорит о вере. Но ведь то же самое можно сказать и о любви! Ведь любовь - это наиболее полное выражение веры и свидетельство о вере: «Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью» (Гал. 5, 6).

Будто ближний — это ты сам…

Мы высокомерно осуждаем женщину, которая любит мужа, несмотря на все его пороки и полное нежелание исправления. Но задумаемся, ради кого пришел на землю Христос, претерпев всевозможные унижения и крестную смерть? Не ради ли нас с вами? А мы что, чем-то лучше этого вечно пьяного мужика? Или, может быть, мы становимся нравственно чище после всякого благодеяния Божьего, и вся наша жизнь представляет ровное восхождение по лествице добродетелей? Но, как говорит апостол Павел: «Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5, 6-8). Если добавить к этому, что грешниками и остались, то «безумие» Божией любви сделается совсем очевидным!

Но ведь именно такой любви, а вовсе не праведности, которая является простым следствием веры, ожидает от нас Христос. Действительно, в Первом соборном послании апостол Иоанн Богослов пишет: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8). Любовь, таким образом, оказывается НЕОБХОДИМЫМ условием богопознания, приближения к Богу, обожения, спасения.

Слова «Бог есть любовь» мы чаще всего воспринимаем исключительно в нравственном, облегченном, откровенно протестантском смысле. Но о том, что любовь - это не только нравственная характеристика, говорит нам и апостол Павел. «Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13, 8). Любовь, осуществленная в земной жизни христианина, останется и в пакибытии, в Царстве Небесном, хотя все остальные категории земного бытия, даже такие необходимые, как вера и надежда, претерпят изменения и как ненужные исчезнут: «когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (1 Кор. 13, 10).

Вспомним, кстати, великолепный поэтический перевод этого глубочайшего суждения апостола Павла, который принадлежит русскому философу Владимиру Соловьеву:

«Смерть и время царят на земле.

Ты владыками их не зови…

Все, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви…»

Крайности всегда неправильны. И если одной из них является «рассудочная любовь», столь ненавистная отцу Павлу Флоренскому, то на другом полюсе находится «слепая любовь», которая действительно может оказаться губительной, поскольку, по сути, является вовсе не любовью, а замаскированным инстинктом.

Избежать этих крайностей не так уж трудно. Ведь Священное Писание дает абсолютно точный критерий подлинной любви: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 39). Самым важным словом в этой, казалось бы, понятной каждому фразе, является коротенькое слово «как», которое следует понимать не по-протестантски, не в смысле меры - ровно настолько, насколько любишь себя, а в онтологическом смысле: как будто твой ближний - это ты сам.

Научиться любви - значит научиться ощущать любого другого человека как самого себя, только в другой жизни, других обстоятельствах, другой индивидуальности, другой судьбе. Научиться чувствовать радость другого человека, его беду, одиночество, боль, как свои собственные. И если эта наука войдет в наше сердце, нам и в голову не придет сделать или даже пожелать кому-то того, чего мы не желаем себе!

А учиться надо! Ведь нас на пушечный выстрел не подпустят к Царству Небесному, пока у нас останется хоть один враг, пока мы не согласимся с тем, что рядом с нами там, в блаженной вечности, окажется тот, кого мы более всех ненавидим…

Быть христианином нелегко. Исполнять заповеди непросто. Особенно заповедь любви в мире, который лежит во зле. Так не хочется оставаться в дураках! Но не будем забывать, что, проигрывая в мире (а ведь и распятый Христос в смысле жизненного успеха тоже оказался в проигрыше), мы можем выиграть в вечности. Да и в обычном житейском смысле, если верить писателю Достоевскому, добрый дурак все же лучше злого!

Протоиерей Михаил Воробьев, настоятель Крестовоздвиженского храма г.Вольска

1. Свящ. Павел Флоренский. Столп и утверждение истины. Т.1. М., 1990. С. 64-65.