Пасха и все о ней. История появления Пасхи. Происхождение слова «пасха». Традиции празднования Пасхи.

Пасха. История праздника

Почтовая открытка Российской империи (начало XX века) с рисунком, типичным для пасхальной открытки

Пасха (греч. πάσχα , л ат. Pascha , ивр . פסח ‎ [Pesa] - «прохождение мимо»), также - Воскресение Христово - древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебногогода. Установлен в честь воскресенияИисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю, что делает Пасху переходящим праздником (даты для каждого церковного года свои ).

Точно так же много лет спустя Бог послал своего Сына Иисуса, святого Агнца, чтобы его убили на кресте, и его кровь, окропленная нашими грехами, приносит нам спасение, защиту, избавление и жизнь. Библия говорит, что Бог всегда любил человечество, но мы все ослушались Его и согрешили, поэтому мы были обречены на вечную смерть. И поскольку мы не можем стереть этот долг, нам нужен безгрешный, чистый ягненок, чтобы избавить нас от проклятия ада.

И Иисус - это ягненок! Когда Иоанн Креститель увидел, что он приближается, он сказал: «Вот, Он Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Иисус стал человеком, умер, чтобы спасти нас и воскрес. И тот, кто верит в свою жертву и кается, получает кровь от того, кто дает свободный доступ к Отцу. Нам больше не нужно приносить жертвы или покаяния, поскольку все уже завершено - цена уже была нами оплачена на кресте. Иисус - истинная Пасха, и ничего, и никто не может заменить Его!

История праздника

Песах у евреев празднуется в честь Исхода из Египта. В память об этих событиях в Иерусалиме предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном кругу в течение пасхальной ночи. После разрушения Храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало невозможным, поэтому иудеи в Песах едят только опресноки. Праздник начинается на четырнадцатый день весеннего месяца нисан (в еврейском календаре первый месяц библейского года, приблизительно соответствует марту - апрелю григорианского (современного) календаря и празднуется в течение 7 дней в Израиле и 8 - вне Израиля.

Пасха - это время, чтобы вспомнить любовь и милость Бога. Настало время искать изменения в том, как мы думаем, действуем и говорим. Для этого нам нужно отказаться от греха, недостатка веры и всего, что отделяет нас от Господа. Мы должны верить в обещания Иисуса: «Я пришел, чтобы вы имели жизнь и имели ее в изобилии». Мы не можем соответствовать вещам этого мира, но позволяем нам каждый день трансформироваться Словом Божьим. Иисус был убит, но Он воскрес в третий день, и Он сделал это, чтобы мы могли распять нашу греховную природу и подняться до той жизни, которую Бог имеет для нас.

В период раннего христианства начали совершать первыелитургии, по форме схожие с иудейской Пасхой, и христиане.Литургиисовершались какТайная Вечеря - Пасха страданий, связанная сКрестной смертьюи воскресением Христа. Таким образом, Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим какбогослужебный уставЦеркви, так ивероучительную сторонухристианства.

Происхождение и смысл христианской Пасхи

Это даст нам вечную жизнь: «Тот, кто сеет к плоти своей, по плоти пожнет погибель; а сеющий к Духу Духа пожнет вечную жизнь». Какие области вашей жизни нужны для воскрешения? Что вы позволили умереть, которое нужно возродить как можно скорее? Пожалуйста, преобразите мою жизнь! Пасха - один из самых важных фестивалей христианства. Дата, всегда отмечаемая после первой полнолуния, которая происходит ранней весной, в северном полушарии, празднует воскресение Христа после распятия.

Хорошо, вы уже все это знали, но знаете ли вы происхождение христианской Пасхи, причину названия праздника и истинный смысл праздника? Происхождение Пасхи. В течение многих лет, когда израильтяне жили как рабы фараона в Египте, Бог послал Моисея, чтобы спасти их и отправить их в Израиль, Землю Обетованную.

Первоначально смерть ивоскресение Христаотмечались еженедельно:пятницабыла днёмпостаи скорби в воспоминание страданий Христа, а воскресенье - днём радости. Эти празднования становились более торжественными в период еврейской Пасхи - годовщины смерти Христа.

Уже воII векепраздник принимает характер ежегодного во всех Церквях. В сочинениях ранних христианских писателей есть сведения о праздновании ежегодного дня крестной смерти и Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная»; она совпадала с еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная».

Задача Моисея была бы нелегкой, и Бог послал различные испытания или язвы, чтобы фараон убедил себя освободить Свой народ, но фараон оставил сомнение в существовании Бога Израиля и отказался освободить Евреев. После девяти язв, которые почти уничтожили египетское царство и опровержения фараона, Бог послал то, что было бы самой ужасной чумой для всех в Египте: разрушительный ангел был послан Господом, чтобы уничтожить всех первенцев всех египетских семей.

Чтобы спастись, израильтяне, которые уверовали в Бога, должны были принести в жертву ягненка и пометить дверь своего дома своей кровью, чтобы разрушительный ангел не проходил через их дома, таким образом спасая их первенца. Отсюда и термин «Пасха», начиная с еврейской Пасхи, что означает «пропустить отметку», «пройти» или «сохранить».



Жены-мироносицы у пустого гроба. Слоновая кость.
Британский музей. 420-430 гг.

В скором времени стало заметным различие традицийПоместных Церквей. Возник «пасхальный спор» междуРимоми церквями Малой Азии. Христиане Малой Азии строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана. У них же именование еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии распространилось.Тогда как наЗападе, не испытывавшем влиянияиудеохристианства , сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской Пасхи, при этом вычисляя последнюю какполнолуниепоследня равноденствия.

Мероприятие послужило тому, что фараон, который также потерял своего первенца, не только позволил евреям уйти, но и послужил пророчеством для «Агнца Божьего, который забирает грех мира». Из освобождения израильтяне стали праздновать Пасху каждую весну, как освобождение людей от рабства в Египте.

Иисус вместе со всеми евреями также отпраздновал Пасху с родителями, которые каждый год отправлялись в паломничество из Назарета в Иерусалим для празднования еврейской Пасхи. Важный библейский отрывок, в котором Иисус удивляет мудрецов в Храме, демонстрируя его знание, произошло во время одного из этих путешествий для празднования Пасхи, первого визита Христа в Иерусалим для праздника.

Вопрос единого дня празднования Пасхи для всей христианскойойкуменыбыл поставлен императором Константином Великим на созванном в325 годусоборе епископов вНикее , впоследствии названнымП ервым Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату, выпадавшую до равноденствия. Все епископы не только приняли Символ веры, но и подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже время. Исходное определение П ервого Вселенского собора относительно Пасхи, о том что посты и праздники должны быть одновременно у всех в Церкви, стало основанием для церковного устава. Было решено праздновать христианскую Пасху так, как её праздновали в то время в большинстве церквей: «в Риме и Африке, во всей Италии, Египте, Испании, Галлии, Британии, Ливии, в целой Элладе, в эпархии азийской , понтийской и киликийской», а именно - строго после иудейской Пасхи - 14 нисана (полнолуние) и всегда в воскресенье.Днем Пасхи было выбрано ближайшее воскресение после первого весеннего полнолуния (то есть, первого полнолуния после дня весеннего равноденствия) .

И когда ему было двенадцать лет, они пошли в Иерусалим по обычаю праздника. И когда они вернулись, когда закончились дни, ребенок Иисус остался в Иерусалиме, и Иосиф не знал ни его, ни его матери. Но когда они думали, что он придет в компанию, они отправились в один день и искали его среди Родственники и знакомые. И когда они не нашли его, они вернулись в Иерусалим, чтобы искать его. Через три дня они нашли его в храме, сидели среди врачей и слушали их, и спрашивали их. И все, кто его слышал, восхищались его разумом и ответами.

Мученичество Иисуса произошло во время празднования еврейской Пасхи в Иерусалиме. В ночь перед его распятием Иисус посетил Тайную вечерю с апостолами в честь даты и в ожидании его страданий. На следующий день после празднования Иисус был бы распят, чтобы избавить свой народ от своих грехов, как пророчество Агнца Божьего объявило тысячи лет назад.

СвидетельстваIV векаговорят, что крестная Пасха и воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке. Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной, каждая длиласьседмицудо и после пасхального воскресенья. Только вV векеназвание Пасха стало общепринятым для обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название «царя дней», «праздников праздника».

На третий день Иисус воскрес, и отныне Пасха будет отмечаться иначе для тех, кто верил, что Иисус был Сыном Божьим и Спасителем мира. Теперь, когда вы знаете происхождение Пасхи, мы можем сказать немного больше о Пасхе, которую мы всегда отмечаем между 22 марта и 25 апреля.

Подобно тому, как евреи были спасены кровью агнца в чуме, посланной в Египет, мы спасены Кровью Агнца, который умер на кресте, чтобы избавить нас от грехов мира. Вот почему празднование Пасхи христианами столь же важно, как и рождение Христа, поскольку оно восходит к воскресению Агнца Божьего, нашего Спасителя.

ВVI векеРимская церковь приняла восточную пасхалию. Восточная или Александрийская Пасхалия использовалась во всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Она построена на четырёх ограничениях:

Совершать Пасху после весеннего равноденствия;

Совершать не в один день с иудеями;

Не просто после равноденствия, но после первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия;

Итак, возьмите еду из старой закваски, чтобы вы стали новым куском, как вы пресмыкаетесь. Празднование Пасхи не только празднует воскресение Христа, но и вечную жизнь, которую Бог имеет для всех нас. Праздновать Пасху в Иерусалиме так же, как Иисус знает, как.

Из иврита, Пасха - Пасха, обозначающая «проход» - стала христианской религиозной церемонией, начиная с Страсти Христовой, которая произошла именно во время этого поминовения. Праздник, первоначально еврейский, совпал с Воскресением Иисуса, который таким образом одержал победу над смертью после его распятия. Для евреев это означает переход от рабства к свободе, который произошел, когда этот народ был освобожден от египетского ига. Это выражение также указывает время года, которое идет от Пасхи до Пятидесятницы, которая длится два месяца.

И после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по иудейскому счету.



Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово»
(наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170-1180-х гг.), Лувр

В1582 годувРимско-католической ЦерквипапаГригорий XIIIввёл новую Пасхалию, названную григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более чем на месяц.

Эти пятьдесят дней, согласно католической церкви, переживаются как один день празднования. От возвращения Христа к жизни Пасха и христианская Пасха навсегда были связаны символическими событиями, к которым они относятся - по совпадению или нет, оба относятся к акту освобождения, политическому господству, с одной стороны, а другому подчинения грехам; а также к обряду перехода, языческого происхождения. Таким образом, евреи вспоминают переход к состоянию автономии, в то время как христиане отмечают переход Иисуса из сферы смерти в сферу вечной жизни.

В1923 годуКонстантинопольский патриархМелетий IV (Метаксакис )провёл т. н. «Всеправославный конгресс» с участием представителейЭлладской ,РумынскойиСербскойправославных церквей, на котором был принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чемгригорианскийи совпадающий с ним до2800 года. Постепенно на новый стиль перешлиКонстантинопольская, Элладская , Румынская церкви. Сегодняюлианским календарёмвсецело пользуются толькоРусская,Иерусалимская,ГрузинскаяиСербскаяправославные церкви, а такжеАфон.Финляндская православная церковьполностью перешла нагригорианский календарь. Остальные Церкви празднуют Пасху и другиепереходящие праздникипостарому стилю, а Рождествои другиенепереходящие праздники - поновому стилю.

Сама Тайная Вечеря, общающаяся между Иисусом и его апостолами, воспроизводит священную церемонию, присущую еврейскому празднованию, согласно Каноническим Евангелиям. Праздник Пасхи не имеет фиксированного дня, он рассчитывается ежегодно, начиная с Великого поста. Что касается его символов, некоторые историки считают, что это христианские ассигнования языческих эмблем. В этом случае они будут следами весенних фестивалей в честь Эостра или Остера, богини плодородия и возрождения в англосаксонской, скандинавской и германской мифологиях.

Евангелие о событиях, происходящих в пасхальные дни

По древнему иудейскому преданию,Мессия - Царь Израилев должен быть явлен на Пасху вИерусалиме. Народ, зная о чудесномвоскрешенииЛазаря, торжественновстречаетИисуса как грядущего Царя.

Великий четверг - Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской горнице в Иерусалиме. В наши дни Церковь вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками и апостолами. На Тайной Вечери Христом было установлено главное таинство христианской веры - Евхаристия (что в переводе с греческого означает «благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа. Без Причащения, учит Церковь, нет истинной христианской жизни; по вере Церкви, в этом таинстве происходит самое полное, насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом. Синоптические Евангелия (Матфея, Марка и Луки) описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху. Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветная Пасха - агнец, вино и опресноки мистически связывается с новозаветной - Христом, Его Телом и Кровью.

С другой стороны, в этот же период персы, римляне, евреи и армяне уже культивировали обмен цветными яйцами. В весеннее равноденствие был также отмечен ритуал, в котором его члены рисовали и украшали яйца, которые обозначали плодовитость, а затем были погребены в деревенских логовах. Этот обычай был бы ассимилирован католицизмом и сформирован Церковью в начале первого тысячелетия после Христа, родив Пасху, как мы ее знаем.

Яйцо также означает рождение, как и человека после жертвы Иисуса, а также самого Мессии для Божественного Царства. Пасхальный кролик символизирует умножение христиан в Церкви, так как это животное известно своим плодородием и производством большого количества щенков. Крест, в свою очередь, является образом страданий Иисуса и Воскресения. Агнец - это копия Христа и его жертва за Человечество. Хлеб и вино представляют собой тело и кровь Посланника Бога, разделяемого его последователями и, сегодня, со всеми христианами.

Страстная пятница - по традиции, перед праздником Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху есть прообраз Пасхи новозаветной - заклания Христа как Агнца Божиего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб - пещеру до наступления субботнего покоя.

В попытке «христианизировать» практику, которая не имеет никакого отношения к истинному библейскому смыслу праздника Пасхи, установленному самим Богом, многие устройства используются для искажения простых истин Его Слова. Некоторые даже «одухотворяют», говоря, что кролик, благодаря своей великой плодовитости, символизирует Церковь, которая получила от Бога способность генерировать много учеников. Стоит вспомнить, что в Библейском Ветхом Завете кролик считался нечистым животным. На их стороне, говорят они, приходит яйцо, которое является символом воскресения, потому что оно содержит жизнь в себе, которая только ждет момента раскрытия, ссылаясь на гробницу Христа.

Великая суббота - первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых.

Воскресение Христово (первый день после субботы) - после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее.

Таким образом, шоколадное яйцо запоминается как гробница, открывшаяся для воскресения Христа. Ярко окрашенные картины, которые сопровождают упаковку шоколадных яиц, представляют собой солнечный свет. Но как появились эти символы? Историки изображают появление кролика как символа празднеств, практикуемых египтянами в начале весны, которые использовали животное как изображение рождения и новой жизни. Яйца стали дарить в качестве подарков персами и египтянами. Первый полагал, что земля вышла бы из гигантского яйца, и египтяне обычно красили свои яйца весенними цветами, полагая, что это принесет удачу.

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

В течение сорока последующих дней Христос является ученикам на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает апостольство Петра, а также более чем пяти сотням других людей.

Ранние христиане Месопотамии первыми использовали цветные яйца специально на Пасху. Позже сама Римская церковь вводила другие символические элементы, которые не имели ничего общего с библейским происхождением празднования Пасхи. Чтение книги Исхода, глава 12, в Ветхом Завете показывает нам истинное происхождение и значение этого праздника, столь важного в еврейском и христианском календаре. После того, как народ Израиля провел более четырехсот лет рабства в Египте, Бог решил освободить его. Для этого он поднял избавителя, Моисей, который передал божественное повеление.

На сороковой день после воскресения Иисус возносится на небо, благословляя апостолов.

На пятидесятый день после воскресения апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.

Эти события легли в основу богослужебного календаря.


Тициан, Лондонская Национальная галерея
Мария Магдалинф первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это ("Не прикасайся ко Мне"), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскрешении

Расчет даты Пасхи

Общее правило для расчёта даты Пасхи: «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее полнолуние - первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Обе Пасхалии - Александрийская и Григорианская - основаны на этом принципе.

Дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь).

Сложность вычисления обусловлена смешением независимых астрономических циклов и ряда требований:

ОбращениеЗемливокругСолнца(дата весеннегоравноденствия);

ОбращениеЛунывокруг Земли (полнолуние);

Установленный день празднования - воскресенье.

Если полнолуние раньше 21 марта, то пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее воскресенье.

Однако Православная и Католическая церковь используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило приводит к разным датам.

Православная Пасха рассчитывается по Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) может выпадать на любой из дней в период с 22 марта вплоть до 25 апреля поюлианскому календарю(что в XX-XXI веках соответствует периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). В Римско-католической и протестантских Церквях дата Пасхи рассчитывается по григорианской пасхалии. ВXVI веке Римско-католическая Церковьпровела календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия уже давала даты полнолуний и равноденствий, несоответствующие реальному положению светил.

Расхождение между датами православной Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей между солнечными календарями (13 дней вXXI веке). Католическая Пасха в 30 % случаев совпадает с православной, в 45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % - на 4 недели, и в 20 % - на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели не бывает.

Даты пасхального воскресенья,
2001-2020

год

Католическая

Православная

2001

15 апреля

2002

31 марта

5 мая

2003

20 апреля

27 апреля

2004

11 апреля

2005

27 марта

1 мая

2006

16 апреля

23 апреля

2007

8 апреля

2008

23 марта

27 апреля

2009

12 апреля

19 апреля

2010

4 апреля

2011

24 апреля

2012

8 апреля

15 апреля

2013

31 марта

5 мая

2014

20 апреля

2015

5 апреля

12 апреля

2016

27 марта

1 мая

2017

16 апреля

2018

1 апреля

8 апреля

2019

21 апреля

28 апреля

2020

12 апреля

19 апреля

Относительно Пасхи отмечаются всепереходящие праздникив последовательности евангельских событий:

Лазарева суббота ;

Вход Господень в Иерусалим - за неделю до Пасхи;

Страстная Седмица - неделя перед праздником Пасхи;

Пасха - Светлое Христово Воскресение ;

Пасхальная неделя (Антипасха в православии, Октава Пасхи в католицизме) - явление воскресшего Христа ученикам на 8-й день Пасхи и уверование Фомы;

Вознесение Господне - сороковой день после Пасхи;

Пятидесятница - пятидесятый день после Пасхи (в православии совпадает с Днём Святой Троицы ).

Светлое Христово Воскресение – так называется празднование Пасхи у православных христиан. Это самый значимый праздник в годовом цикле каждого верующего, и уже давно стал любимым, повсеместно отмечаемым народным праздником.

Дата празднования православной Пасхи подвижная и устанавливается в ближайшее воскресенье после первого весеннего полнолуния (т.е. позже равноденствия). Она не должна совпадать с еврейской Пасхой (см. ), и часто расходится в датах с католической. Предваряют Пасху Масленица и Великий пост.


Также читаем:

История праздника Пасхи:

Сам факт Воскресения Иисуса Христа является основополагающим принципом христианского вероучения. Доказанным историческим фактом является жизнь и крестная смерть Иисуса из Галилеи. Именно в еврейский праздник Пасхи в пятницу («страстную пятницу»), он был осужден на смерть и распят на Голгофе, а затем наскоро похоронен в близлежащей пещере. Но когда через день любящие его женщины («жены-мироносицы» - как их называют в Евангелии) пришли оказать его телу необходимые почести, они не нашли его. Пещера была пуста, остались лишь пелена, в которую было завернуто тело («плащаница»). Воскресение Христа было доказано многочисленными явлениями его в последующие 40 дней ученикам и простым людям.

Ранние последователи христианства отмечали страстную пятницу и Воскресение каждую неделю, отчего, видимо, в русском языке седьмой день недели получил название воскресенья и является нерабочим. Впоследствии празднование Пасхи стало ежегодным и привязанным к солнечно-лунному календарю.

Значение Пасхи:

Празднование Воскресения Иисуса Христа имеет в христианстве особый смысл победы и торжества над смертью . Смерть уже не является концом всего, а становится дверью в Царство Божие. Поэтому в дни празднования Пасхи, а праздник длится целую неделю («Светлая седмица»), в храмах совершаются торжественные пасхальные богослужения, прославляющие победу Христа над смертью. Завершается праздник в следующее воскресенье, названное Антипасха (или Красная горка).

Начинается в Великую Субботу в 23 часа, а в полночь совершается крестный ход , который переходит в пасхальную утреню и Литургию. Верующие приносят с собой выпечку и крашеные яйца для освящения.

Люди, встречаясь, говорят : «Христос Воскресе» - «Воистину Воскресе» и троекратно целуются. Принято дарить близким пасхальные яйца в нарядной упаковке с надписью ХВ («Христос Воскрес»).

С этого дня заканчивается пост, и верующие после службы в церкви спешат к праздничному столу «разговеться». Пасхальный стол накрывают с обязательным присутствием куличей, разноцветных яиц, творожной пасхи. Снят запрет на мясные и молочные блюда, и хозяйки стараются порадовать домашних вкусными яствами.

Первым всегда съедается крашеное яйцо , причем как дети, так и взрослые «христосуются » пасхальными яйцами – разбивают с торцов скорлупу друг у друга.

Праздник длится не один день, а всю следующую неделю до воскресенья , которое получило народное название «Красная Горка». В этот день принято играть свадьбы, устраивать сватовство и иные торжества, запрещенные во время поста.