Лэпбук (lapbook) - это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме.
Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Дети выполняют определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести наблюдение).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №115» Советский район Выполнила: воспитатель Мануковская Маргарита Михайловна Тема РМО: «Профессиональное мастерство педагогов ДОО» Место проведения: МБДОУ «ЦРР – детский сад №58» Тема выступления: « Лэпбук – форма работы по развитию речи детей» (из опыта работы)
Лэпбук (lapbook) - это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме. Работа с тематическими папками направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире и событиях, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Дети выполняют определённые задания, способствующие развитию речи (отгадать загадки, выучить стихотворения, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать литературное произведение, провести наблюдение).
Лэпбук – «Развитие речи» Цели: Формирование правильной речи, её активизация и обогащение; Развитие мелкой моторики пальцев; Развитие логического мышления, памяти, внимания.
Лэпбук «Продукты питания» Цели: Закрепление знаний о продуктах питания, их пользе и вреде; Формирование правильной речи, её активизация и обогащение; Развитие мелкой моторики пальцев; Развитие логического мышления, памяти, внимания.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №115»
Советский район
Тема РМО: «Профессиональное мастерство педагогов ДОО»
Место проведения: МБДОУ «ЦРР – детский сад №58»
Тема выступления: «Лэпбук – форма работы по развитию речи детей» (из опыта работы)
Воронеж 2017
«Лэпбук – форма работы по развитию речи детей» (из опыта работы)
Лэпбук (lapbook) - это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями. В ней собирается материал по определенной теме.
В нашей работе скапливается много дидактических игр, направленных на развитие тех или иных качеств у детей. Лэпбук прекрасный способ систематизировать собранный материал, интересно подать его ребенку, помочь ему закрепить полученные знания. В маленькой папке, удобной формы собраны игры и задания, которые ребенок может выполнять сначала вместе с воспитателем, затем самостоятельно. Использовать лэпбук можно в процессе индивидуальной, подгрупповой и групповой работы. Он удобен для проведения педагогической диагностики.
Я хочу представить лэпбуки, содержание которых направлены на развитие речи детей.
Первый лэпбук – «Развитие речи»
Цели:
- Артикуляционная гимнастика.
Задачи: выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.
- Д/игра «Скажи наоборот»
Задачи: развитие логического мышления, наблюдательности, внимания, расширять кругозор, способствовать развитию связной речи.
- Картотека пальчиковой гимнастики.
Задачи: развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
- Д/игра «Угадай зверя»
Задачи: учить правильно называть животных, части тела животного, узнавать известных зверей по неполному изображению; побуждать детей дифференцировать животных по окраске, внешним отличительным признакам; обогащать словарный запас.
- Д/игра «Что за чем?»
Задачи: учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь.
- Д/игра «Один – много»
Задачи: Упражнение в образовании существительных множественного числа.
- Д/игра «Составь рассказ по схеме»
Задачи: учить составлять предложения и связный рассказ, опираясь на схему; развивать речь, логическое мышление; совершенствовать грамматический строй речи.
Второй лэпбук включает в себя речевой материал по теме: «Продукты питания»
Цели:
- Закрепление знаний о продуктах питания, их пользе и вреде;
- Формирование правильной речи, её активизация и обогащение;
- Развитие мелкой моторики пальцев;
- Развитие логического мышления, памяти, внимания.
- Д/игра «Вкусные загадки»
Задачи: учить отгадывать описательную загадку посредством перечисления признаков предмета; активизировать словарь детей за счёт называния предметов и обозначения их признаков.
- Д/игра «Опиши продукт по схеме»
Задачи: учить составлять описательные рассказы, узнавать предмет по описанию.
- Д/игра «В магазин за продуктами»
Задачи: учить называть предметы одним словом, обогащать словарный запас.
- Д/игра «Какой суп? Какой компот? Какой салат?»
Задачи: активизация в речи прилагательных; развитие логического мышления; формирования понятия из чего сделана еда; формирование знаний о полезной пище.
- «Аппетитные раскраски»
Задачи: развитие мелкой моторики, внимания, логического мышления.
- Д/игра «Один - много»
Задачи: закреплять правильное употребление существительных множественного числа в родительном падеже.
- Д/игра «Что сначала, что потом?»
Задачи: учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета; составлять связный рассказ по картинкам; учить устанавливать причинно – следственные связи.
Лэпбук — эксклюзивное изобретение родом из США. Задумка данного предмета чрезвычайно интересная. Суть состоит в том, чтобы обучать детей с помощью разнообразных картинок и рисунков. Довольно просто сделать Лэпбук своими руками, шаблоны скачать бесплатно можно по ссылке в конце данной статьи.
А для начала предлагаю разобраться подробнее, что это за изобретение, как его лучше создавать.
Разновидность и цель Лэпбука
Чтобы наш малыш познавал мир придумано различное множество вещей: книги, игрушки, приложения на планшетах и смартфонах, компьютерные программы. Также для этих целей многие люди делают видео-ролики на YouTube, где рассказывают детям о разных предметах и обучают их арифметике, правописанию и иными способами подготавливают детей к детскому саду, а затем и к младшим классам школы. Можно смотреть ролики, покупать дорогостоящие игры и приложения, а можно и сделать обучающий предмет своими руками! Сегодня речь пойдёт как раз о втором варианте для усидчивых и трудолюбивых.
Лэпбук представляет собой папку, созданную из картона, внутри которой разных размеров кармашки. В них можно вкладывать фотографии, наглядные рисунки и аппликации. Такая подача поможет провести занятие с ребёнком в наглядной понятной форме, и вызвать детский интерес.
Лэпбук может быть узко направленным, специализированным на какой-то науке, к примеру, по экологии, по математике, по развитию речи, УМК, ПДД. Цель Лэпбука состоит в том, чтобы малыш выучил что-то новое, поэтому лэпбук для младшей группы и раннего возраста может быть создан по сказам, диким животным или насекомым. Также популярны варианты Моя семья,Мой город, Лэпбук по безопасности, музыке, овощам — для детей 4 лет, малышам и подготовительной группы.
Примеры Лэпбуков
Итак, Вы приготовили все материалы, проявили всю свою фантазию касаемо картинок, цифр, и смело можете приступать к изготовлению лэпбука, который довольно просто сделать своими руками, отталкиваясь от наших примеров, доступных для скачивания по ссылке ниже.
Пример плана Лэпбук-папки к первому сентябрю: в ней нам нужно познакомить малыша с названиями школьных предметов; провести с помощью картинок беседу о правилах поведения; рассказать, как правильно собирать портфель; немного полезных пословиц (исключительно для развития лексикона); и самое главное — рассказать о пути в школу и обратно домой, если ребенок будет ходить без родителей.
В целом Лэпбук можно разделить на несколько разновидностей:
- Праздничные.
- Для учёбы.
- Предназначенные рассказать с помощью картинок краткую автобиографию ребёнка.
- Сделать оригинальный подарок (кстати, музыкальное сопровождение будет огромным плюсом).
Формы и внешний вид
Если говорить о форме Лэпбук, Ваша креативность сыграет немалую роль: в итоге может получиться простая книжка с оригинальной идеей, папки разных геометрических фигур и много других форм. Создавая Лэпбук папки, Вы приучаете своего малыша к усидчивости, у него развивается воображение и ребёнок привыкает к аккуратности.
С помощью данной игры ребёнок выучит азбуку, цифры, географическое расположение стран, у него будет развиваться логическое мышление, и в скором времени Вы увидите заинтересованность к познанию нового. Думайте, творите, проявляйте свою фантазию и создавайте шедевры для развития Вашего ребёнка. Поверьте, Вы заинтересуете своего малыша и в будущем будете делать Лэпбук папки вместе. Факт совместного творчества будет ещё более полезен детям.
Татьяна Перова
Лэпбук- "накопленная книга",книга-копилка,книга-сокровищница. Это-тематическая папка для детей на какую-либо заданную тему. Это-обучающая папка,удивительное и очень полезное пособие.
В настоящее время в интернете возможно найти очень много информации на тему лэпбуков-образцы ,элементы,советы по изготовлению и мастер-классы-от идеи до воплощения.
Я в свою очередь хочу предложить свой вариант оформления и мастер-класс с пошаговым фото моего первого лэпбука .
Мой первый лэпбук посвящён развитию речи .
Для изготовления лэпбука мне понадобились следующие материалы и инструменты :
Папка на резинке с тремя клапанами формата А4,
Прозрачные папки-конверты формата А5.
Двусторонний скотч на вспененной основе,
Цветной принтер,
Бумага "Снегурочка",
Ламинатор и расходный материал (плёнка для ламинирования,
Ножницы.
1. ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПАПКИ.
Шаг 1. Приготовим папку-избавимся от боковых сторон,соединяющих второй и третий клапаны и резинки. В раскрытом виде папка должна выглядеть как на фото.
Шаг 2. На обратную сторону папок-конвертов наклеиваем двусторонний скотч и размещаем их в папке-лэпбуке ..
2. ИЗГОТОВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.
Шаг 1. На цветном принтере распечатываем весь необходимый материал.
Шаг 2. Всё вырезаем,ламинируем и ещё раз вырезаем.
"Часть и целое"
"Подбери глаголы"
"Противоположности"
"Профессии"
"Составь предложение"
"Картотека дидактических игр"
ОФОРМЛЕНИЕ И СБОРКА ПАПКИ-ЛЭПБУКА .
Шаг 1. Печатаем названия игр,разрезаем на полосы и наклеиваем их на папки- конверты.
Шаг 2. Раскладываем весь материал по конвертам,согласно названиям.
Мой первый лэпбук готов !
Лэпбук использую как индивидуально,так и группами.
Дети,взяв в руки лэпбук ,с удовольствием выполняют задания,тем самым развивают речь , расширяют и закрепляют свои знания.
Мастерите,удивляйте,радуйте и развивайте своих воспитанников !
Желаю творческих успехов и спасибо за внимание!
Публикации по теме:
Развитие речи у детей 3-4 лет довольно слабое. Произношение у многих детей этого возраста неправильное. Многие говорят слова непонятно,.
Добрый вечер всем! Позвольте представить Вашему вниманию мое новое пособие - лэпбук "Малышок" (для младших дошкольников). Это мой первый.
…. «Чтобы научиться говорить, надо говорить.» -М. Р. Львов. Дети старшего возраста, сами по себе уже почти большие, им всё кажется интересным,.
Лэпбук по физическому развитию старших дошкольников Здравствуйте! Сегодня я расскажу вам о том, какой лэпбук по физическому развитию старших.
Развитие речи, несомненно, тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные.
Лэпбук по развитию речи и ознакомлению с окружающим для младших дошкольников «КТО У БАБУШКИ ЖИВЁТ?» Цель: способствовать познавательному.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский Сад № 203» г. Перми
Лэпбук «Звуковичок»
Разработали:
учитель-логопед: Шишмакова М.А.
воспитатели: Якимец Ю.В.
Волегова Е.А.
г. Пермь 2016 г.
ПРОЕКТ
« Лэпбук «Звуковичок».
Полное название программы | Проектирование и создание лэпбуков в работе с детьми с ОВЗ(ТНР) |
Краткое название | Лэпбук «Звуковичок» |
Руководитель проекта: учитель-логопед: Шишмакова Марина Анатольевна Воспитатели: Волегова Е.А., Якимец Ю.В. |
|
Возраст детей | |
Актуальность | Лэпбук - это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется и совершенствуется. Лэпбук – отличный помощник в работе учителя-логопеда и воспитателей. Его можно использовать как для индивидуальной, так и подгруппой работы с детьми старшего дошкольного возраста. Это пособие помогает детям усвоить знания. (Звуковой, лексический, грамматический материал, запомнить, закрепить и повторить материал в игровой форме). Лэпбук – это превосходный способ для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно. |
Создать пособие по автоматизации шипящих звуков «ш» и «ж» в слогах, словах и предложениях для самостоятельной работы детей с ОВЗ. |
|
1. Развивать артикуляционную, пальчиковую моторику, речевое дыхание. 2. Развивать фонематический слух. 3. Автоматизировать звуки в игре «Звуковая дорожка», в скороговорках, чистоговорках. 4. Развивать связную речь («Составление рассказа по серии картинок»). 5. Развивать зрительное восприятие («Бродилки»). |
|
Материалы и оборудование | В пособии лэпбук «Звуковичок» отражены следующие разделы : «Такие разные буквы» Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения представлены в виде раскрывающихся окошече окошечки и двусторонний веер); «Бродилки» «Шипелочки и жужжалочки» «Мнемодорожки», «Повтори чистоговорки», «Загадки», «Повторяй-ка» «Многозначные слова» «Рифмушки» (развитие умения подбирать к слову парное ему рифмованное слово); «Где прячется звук» (развитие фонематического слуха: умение определять место звука в слове); «Сдуй снежинку» «Что сначала,что потом» (восстановление последовательности событий и составление связного рассказа); Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики); (автоматизация и дифференциация звуков, развитие фонематического слуха и просодической стороны речи). |
Части проекта. | 1.Подготовительный этап(1 неделя) Определение темы проекта. Формулировка цели и задач проекта. Формирование проектировочной группы. Распределение прав и обязанностей. 2.Основной этап.(2 недели) Подборка материала, картинок. Организация просмотра подобранного материала по данной теме. Методическое обеспечение. Приобретение материала для изготовления папки; Подбор необходимых пособий и самостоятельное изготовление пособий; Распечатывание в цвете подготовленных материалов. На эту работу отведено 2 недели. 3.Заключительный этап.(1 неделя) Оформление пособия лэпбук «Звуковичок».Распределение материала в папке. |
Конечные результаты | Дошкольники проявляют интерес к данному пособию. Любят играть в игры, предложенные в лэпбуке. (Данный лэпбук сделан для работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения). |
Конкретные программные критерии | В пособии представлены игры и упражнения, наглядный материал, нацеленные на развитие всех компонентов речевой системы.(Фонетику, словарь, грамматику, связную речь, и на развитие зрительного восприятия, мелкой моторики). Все материалы пособия несут в себе познавательную и развивающую функции. |
Количество детей | Дети старшей группы с ТНР.(2 ребенка) |
«Такие разные буквы» направлен на развитие тактильных ощущений (буквы выполнены из различных материалов: бархатная бумага, пуговицы, ткань)
Артикуляционная гимнастика (артикуляционные упражнения представлены в виде раскрывающихся окошечек и двустороннего веера);
Для выполнения артикуляционной гимнастики прилагается зеркало «Веселый лягушонок».
«Бродилки» (представлены несколькими игровыми полями, имеются фишки и кубик)
«Шипелочки и жужжалочки» (выработать четкое, длительное, правильное произношение шипящих звуков);
«Загадки», «Повторяй-ка» (игры направлены на автоматизацию шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
«Где прячется звук» (развитие фонематического слуха: умение определять место звука в слове).
«Мнемодорожки», «Повтори чистоговорки»- игры направлены на автоматизацию шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.
«Сдуй снежинку» (развитие правильного речевого дыхания); «Что сначала,что потом» (восстановление последовательности событий и составление связного рассказа). Игра «Собери бусы» (развитие мелкой моторики).
«Загадки», «Повторяй-ка» (игры направлены на автоматизацию шипящих звуков в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях);
«Многозначные слова» (автоматизация шипящих звуков в словах; умение объяснять смысл многозначных слов);
«Рифмушки» (развитие умения подбирать к слову парное ему рифмованное слово).
«Звуковая улитка» и «Лесная дорожка» (автоматизация и дифференциация звуков).
Получилось превосходное пособие для повторения пройденного. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно,
Дети с удовольствием занимаются и играют.
Таким образом, такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка обязательно будет привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных знаний, развитию внимания, памяти, мелкой моторики.
Предмет: логопедия
Актуальность : Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном увеличении количества детей, имеющих различные нарушения речи. Работая с такими детьми, специалисты нередко отмечают отсутствие мотивации у детей, снижение познавательной активности и это заставляет нас, педагогов, использовать в своей работе не только традиционные, но и современные, более актуальные способы обучения наших воспитанников.
Аудитория: данное пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), имеющих общее недоразвитие речи и обучающихся в группе компенсирующей направленности, а также может использоваться для систематизации знаний и развития речи детей общеразвивающих групп. Может использоваться как в индивидуальной работе, так и в работе с небольшой подгруппой детей. Некоторые разделы лэпбука: «Весёлая гимнастика», «Весёлый футбол» и «Говорящие дорожки» могут использоваться в работе с детьми с 3-х летнего возраста.
Цель: активизация и развитие речи детей с ОНР; закрепление и систематизация знаний и умений детей.
Задачи:
- Формировать правильный речевой выдох;
- Развивать артикуляционную моторику;
- Развивать мимику;
- Закреплять умение согласовывать имена числительные с именами существительными;
- Закреплять умение правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числав именительном и родительном падеже;
- формировать умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён существительных;
- формировать умение образовывать относительные прилагательные;
- Расширять и обогащать глагольный словарь;
- Расширять и обогащать словарь признаков;
- Формировать и закреплять правильное произношение звуков русского языка;
- Развивать связную речь.
Лэпбук «Развиваем речь» - это функциональная, интерактивная папка-раскладушка, которая включает в себя различные игровые задания и игры в кармашках, различных «книжках-раскладушках», «книжках-гармошках» и т.д. и является незаменимым помощником логопеда в работе.
Разделы лэпбука:
1. «Весёлая гимнастика» Самостоятельно выбирая понравившиеся карточки-картинки, ребёнок учится выполнять артикуляционные упражнения в игровой форме, а зеркало позволяет осуществлять зрительный контроль за правильной работой органов артикуляции. Мимическую гимнастику ребёнок также выполняет вместе с весёлым человечком.
2. «Весёлый футбол» « Весело играть в футбол - задувать в ворота гол». Эта увлекательная игра, которая никогда не надоест детям, сколько бы раз в неё ни сыграл. Простая, но очень эффективная и интересная. Позволяет формировать у ребёнка правильный речевой выдох, который необходим для правильного звукопроизношения. За каждый гол ребёнок получает фишку - награду.
3. «Один - много» Игра позволяет обучать детей правильно образовывать в речи существительные единственного и множественного числав именительном и родительном падеже.
4 . «Большой - маленький». С помощью игры у детей формируется умение образовывать уменьшительно-ласкательные формы имён существительных.
6 . «Говорящие дорожки» Игра содержит подвижные элементы (машинка, жук, змейка). Ребёнок передвигая предметы по дорожкам, одновременно изображает голосом, как «жужжит жук: ж-ж-ж», как «шипит змея: ш-ш-ш», как «гудит машина: др-р-р-р» и движется по дорожкам к конечной цели. В процессе игры отрабатывается произношение отдельных звуков, а также правильное речевое дыхание.
7. «Собери картинку» и «Придумай рассказ» Ребёнок самостоятельно может сложить разрезную картинку и попробовать придумать историю по сюжетной картинке
8. «Какой?» Данное игровое задание расширяет активный словарь признаков ребёнка, актуализирует пассивный словарь. Игра формирует у детей умение подбирать признаки к предмету, опираясь на различные его характеристики (вкус, цвет, форма, размер и т.д.). Цветные карточки с изображением различных предметов скреплены в виде гармошки. Ребёнок самостоятельно выбирает себе понравившуюся картинку и пробует описать её и ответить на вопрос (Какой?)
9. Игровая карусель «Сколько?» Играучит детей правильно согласовывать числительные с существительными, а также позволяет закрепить навык счёта. С помощью вращающегосяимпровизированного циферблата дети самостоятельно находят пары предметов - правильно их называют. Все детали подвижные и съёмные.
10. «Что делает?» Эта игра позволяет уточнить ирасширить глагольный словарь ребёнка. В более старшем возрасте дети самостоятельно могут читать карточки и соотносить их с нужными картинками. Карточки могут быть использованы по-разному, в зависимости от целей, которые ставит учитель-логопед.
11. «Из чего это сделано?» Игровое упражнениепозволяет формировать умение образовывать относительные прилагательные, использовать их в активной речи.
Данный лэпбук стал незаменим в моей работе. Он создаёт отличную мотивацию у детей к занятиям, позволяет логопеду решить сразу множество коррекционных задач. При этом отпадает необходимость использовать множество различных пособий, которые не всегда удаётся держать под рукой. Лэпбук «Развиваем речь» - замечательный помощник в моей работе.
Развивающие лэпбуки, созданные педагогами-практиками, в магазине на «Уроке»!