Численность детей от 3 до 7 лет. Формирование элементарно математических представлений детей дошкольного возраста (количество и счет). Разъяснения от Роспотребнадзора

Введение……………………………………………………………………..2-3

1. Биография Ш.Л. Монтескье……………………………………...4-5

2. Теория разделения властей Ш.Л. Монтескье…………………...6-12

Заключение………………………………………………………………….13

Список литературы…………………………………………………………14

Введение

Теория разделения властей зародилась во Франции в середине 18 века и была связана, прежде всего, с борьбой крепнувшей буржуазии против феодального абсолютизма, борьбой с системой, тормозившей развитие общества и государства.

Конечно же, теория разделения властей возникла не на пустом месте, она явилась логическим продолжением развития политико-правовых идей, возникших в 17 веке в Англии, теория разделения властей стала частью начинавшей формироваться теории правового государства. Вообще, принцип разделения властей имеет очень важное значение для правового государства, так как реализация этого принципа выступает одним из конституционно-организованных проявлений политического плюрализма в государственной сфере, способного обеспечить столь необходимое для цивилизованного гражданского общества правление правового закона и непредвзятое правосудие.

Появление новой концепции было связано с именем Шарля Луи Монтескье, человека, известного не только в качестве прогрессивного теоретика, но и как опытного практика государственно-правовой деятельности, понимающего проблемы неэффективного функционирования государственных органов.

Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755) – выдающийся политический мыслитель и правовед эпохи французского Просвещения. Его произведения находились почти всегда в центре идейно – политической борьбы. Зарубежная историография о Монтескье весьма обширна. Имеется несколько десятков монографий, сотни статей, посвященных его творчеству. В начале XX века интерес к Монтескье заметно возрос. Анализ наследия Монтескье проводили многие русские юристы, но и в наши дни данная тема остается достаточно интересной для изучения и актуальной.

В своей работе я постараюсь осветить взгляды на теорию разделения властей известного исторического мыслителя - Ш. Монтескье.

Цель работы: рассмотреть теорию разделения властей Ш.Л. Монтескье.

Дать краткую биографическую справку о жизни и деятельности

Ш.Л. Монтескье.

Раскрыть сущность теории разделения властей, разработанную

Ш.Л. Монтескье.

1. Биография Ш.Л. Монтескье

Шарль Луи Монтескье (1689–1755) – французский философ, историк, правовед, представитель старшего поколения просветителей XVIII в. – примыкал к умеренно оппозиционным кругам французской буржуазии, выступал против феодальных порядков, абсолютизма и феодально-клерикальной идеологии. Монтескье родился в старинной аристократической семье, принадлежавшей к “дворянству мантии”, высшему судебному чиновничеству. После получения классически-светского образования изучал право, историю, культуру, литературу, особенно античного мира и Рима.

Из обширного литературного наследия Монтескье для освещения его политических взглядов особое значение имеют «Персидские письма» (1721); «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734); «О духе законов» (1748); «Защита “О духе законов”» (1750).

В 1714 г. Монтескье стал советником парламента, а два года спустя после смерти дяди – президентом парламента в г. Бордо. Начало судейской деятельности совпало с концом правления Людовика XIV, закатом абсолютизма во Франции, зарождением и развитием в недрах феодального строя новых буржуазных отношений, новой надстройки и, соответственно новых политических, правовых, философских, художественных, нравственных идей и идеалов.

Монтескье активно участвовал в общественно-политической жизни страны. В 1728 г. он был избран во Французскую академию. Отказавшись затем от официальных государственных должностей (1726), он занялся науками, в том числе теорией государства и права. Несмотря на свою принадлежность к привилегированному сословию, Монтескье критиковал абсолютную монархию, выступал за парламентскую республику и демократические свободы граждан. На его труды ссылались не только жирондисты, но и якобинцы во главе с Маратом и Робеспьером.

Учение Монтескье принадлежит идеологии Просвещения. Не только в «Персидских письмах», но и в других крупных работах мыслителя: «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734 г.), «О духе законов» (1748 г.), «Защита «О духе законов» (1750 г.) отразились все основные черты просветительства.

В последние годы жизни Монтескье провел в своем замке, продолжая свои любимые литературные занятия. Он решил углубить некоторые места «О духе законов», начал писать историю Теодориха Остготского, обрабатывать для печати заметки о путешествии по Европе. Трактат «О духе законов» завоевывал ему все больше почитателей. Поэты посвящали Монтескье свои стихи, вышло несколько книг, комментирующих его трактат. В замок приходили толпы паломников, жаждавших поговорить с Монтескье или хотя бы увидеть его.

В 1754 году Монтескье выехал в Париж. Причиной тому был арест профессора Ла-Бомеля, который одним из первых открыто выступил с горячей защитой «О духе законов». Получив об этом известие, Монтескье счел своей нравственной обязанностью выручить Ла-Бомеля из беды. Он стал энергично хлопотать за несчастного профессора и добился при помощи своих влиятельных друзей его освобождения.

В Париже Монтескье простудился и заболел воспалением легких. 10 февраля 1755 г. он умер. Его похороны - у церкви святой Женевьевы - не отличались особой торжественностью. Впоследствии могила Монтескье была затеряна.

Теория разделения властей Ш.Л. Монтескье

Важнейший вклад Монтескье в политическую науку состоит в разработанной им с опорой на учение Локка теории разделения властей. Цель теории разделения властей Монтескье – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления власти, обеспечить их политическую свободу, сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством.

С его точки зрения, о свободе граждан можно говорить только применительно к республике и монархии, поскольку только здесь политическая власть подчинена праву. Но правовое измерение не только власть, но и политическая свобода. «Политическая свобода, - утверждает философ, - состоит совсем не в том, чтобы делать что хочется. В государстве, то есть в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть… Свобода есть право делать все, что дозволено законами».

«Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет».

Теория разделения властей Монтескье пронизана идеей законности. Причем гарантии законности связываются в ней не только с сомой по себе деятельностью институтов государства (их взаимным сдерживанием и взаимовлиянием), но и с обеспечением политической свободы граждан в их отношении к государству в целом.

Что касается тех видов власти, которые должны быть взаимно сбалансированными, Монтескье выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Принцип разделения властей, согласно взглядам мыслителя, состоит прежде всего в том, чтобы они принадлежали различным государственным органам. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, учреждения или сословия неминуемо ведет к злоупотреблениям и произволу. Помимо разграничения компетенции принцип разделения властей предполагает также предоставление им специальных полномочий с тем, чтобы они ограничивали и сдерживали друг друга. Нужен такой порядок, указывает Монтескье, при котором «одна власть останавливает другую».

Учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Во-первых, он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Свобода, утверждал просветитель, «устанавливается только законами и даже законами основными». Во-вторых, Монтескье включил в состав властей, подлежащих разграничению, судебные органы. Иначе говоря, обоснование парламентаризма как системы управления, основанной на разграничении законодательных и исполнительных полномочий, было дополнено у Монтескье принципом независимости судей. Рассмотренная им триада (законодательной, исполнительной и судебной властей) со временем стала классической формулой буржуазного конституционализма. В своем учении Монтескье объединил наиболее популярные идеи либеральной буржуазии того времени и выстроил их в достаточно последовательную и целостную доктрину.

У доктрины разделения властей оказалась непростая судьба. Она получила широкое признание и поддержку со стороны самых прогрессивных сил, стала одним из главных постулатов демократической конституционно-правовой теории. Наконец, она нашла свое прямое отражение и закрепление в основных законах передовых государств, а сегодня (особенно после краха тоталитарных режимов) стала ведущим конституционным принципом практически всех государств мира.

Но далеко не сразу даже записанные в основном законе государства принципы реализуются на практике. История той же Франции, где родилась и восторжествовала эта теория, убедительно показывает, на сколько сложен был пройденный путь. За два столетия, прошедшие после Великой французской революции, в стране сменились две империи, две цензовых монархии, пять республик, не считая всякого рода «переходных» и «временных» режимов.

Конечно, за эти годы менялись и концептуальная трактовка, и отношение к самому принципу, и конкретное распределение объема власти между ее ветвями.

Стоит особо отметить попытки ревизии концепции разделения властей в целях ее приспособления к авторитарному или полуавторитарному режиму. Поскольку уже в 19 веке разделение властей все настойчивей увязывалось с демократическими началами государственного строя, то появляется целая серия различных теорий, при помощи которых пытаются доказать необходимость особой четвертой власти, образующей отдельную и полностью самостоятельную ветвь.

Так, согласно Бенжамину Контану, видному французскому политическому деятелю и писателю эпохи Реставрации Бурбонов, триада власти, предложенная Монтескье, должна быть политически нейтральна и обеспечивать баланс и сотрудничество трех других. Весьма нетрудно увидеть, что за подобной «политически нейтральной ветвью скрывалась королевская власть, претендовавшая на то, чтобы стоять над всеми другими.

Это очень хорошо прослеживается в тексте португальской хартии, прокламированной монархом (в тот период Бразилии и Португалии одновременно) в 1824 году. Разделение властей объявляется в ней одной из гарантий сохранения прав граждан. А согласно ст. 71, основу политической организации составляет «уравновешивающая власть», которая принадлежит монарху. Именно эта власть, их баланса и согласия».

Немало предпринималось попыток на протяжении двух минувших веков объявить разделение властей устаревшим, нереальным, противоречащим якобы потребностям социального прогресса. Но все попытки предать анафеме демократический принцип в конечном итоге завершались фиаско для его противников и критиков.

Учение Монтескье сыграло громадную роль в развитии буржуазной политической мысли. Монтескье – родоначальник географической школы в социологии; к его идеям обращались представители исторической школы права, сравнительного правоведения, теории насилия и других направлений. В начале XX в. интерес к Монтескье заметно возрос. Например, предложенное им определение закона (законы суть «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей»), казавшиеся современникам пережитком римского стоицизма, было взято на вооружение последователями социологической юриспруденции.

В современной правовой науке принцип разделения властей принято относить к основам демократического конституционного строя. Это означает, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения государственного механизма. Конституционные положения, относящиеся к высшим государственным органам и определяющие порядок их формирования, полномочий и сферу ведения, взаимоотношение между ними, должны соответствовать главному конституционному принципу.

Конечно, Ш. Монтескье, создавая свою теорию, выражал и представлял интересы определенных социально-политических сил. И это вполне закономерно, ибо свобода была в тот период свободой, прежде всего для третьего сословия, а равенство граждан означало отмену социальных привилегий и ограничений. Разделение властей означало ограничение абсолютной власти монарха, а значит пресечение произвола и деспотизма. Но развитые мыслителями идеи отражали не просто узкоклассовый интерес. В них нашли выражение общечеловеческие ценности, которым суждено было пережить века.

Принцип разделения властей отнесен к числу основных конституционных принципов всех современных демократических государств. Это вовсе не означает, что он обязательно упоминается в тексте основного закона. Этот принцип находит свое отражение в построении механизма осуществления власти. А реальность существования разделения властей подтверждается (или опровергается) практикой формирования и функционирования последнего.

Составными частями механизма власти повсеместно признаются законодательная, исполнительная и судебная власти, каждая из которых, воплощая единство власти, принадлежащей народу, остается самостоятельной.

Во всех странах при нормальной ситуации существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Однако способы их разделения и взаимодействия далеко не одинаковы. Иначе говоря, принцип один, а способы его реализации различны.

В каждой стране государственный механизм отличается несомненной спецификой и многочисленными особенностями. Причем, чем выше степень демократизма, тем больше можно наблюдать специфичного и особенного. Деспотии все одинаковы, как бы ни тщились тираны подчеркнуть свою самобытность. Демократии всегда разнообразны и многообразны, будучи едины по своим основополагающим принципам и духу.

Таким образом, в едином правовом пространстве должен существовать принцип, который бы гарантировал гражданину его свободу и защищал его от злоупотреблений со стороны политической власти. Власть реализуется людьми, а они по своей природе несовершенны, поэтому нельзя надеяться на то, что несовершенные существа будут всегда стремиться к справедливости.

Гораздо эффективней и надежней создать систему сдержек и противовесов между различными властями, в рамках которой будет невозможна концентрация всей власти в одних руках.

Монтескье говорит, что в государстве существует три рода власти:

законодательная;

исполнительная;

судебная.

У каждой из которых имеется своя компетенция. Законодательная власть выражает общую волю и формулирует законы, обязательные для всех граждан. Функция исполнительной власти – осуществление законов, принятых законодательным органом.

Судебная власть защищает права частных лиц. Она должна быть независимой, судьи должны привлекаться из народа, действие суда должно быть ограничено требованиям необходимости. Самым последовательным воплощением этого принципа мыслитель считал Англию, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – монарху, а судебная – присяжным.

Заключение

Монтескье рассматривает человека в естественном состоянии как крайне боязливое существо, которое стремится к выживанию в тяжелых условиях на основе сотрудничества с другими людьми. При этом Монтескье одним из первых стал в определенной мере различать общество и государство: первое предшествует во времени и является основой формирования второго. Общественная жизнь эволюционирует в сторону дифференциации, неравенства и войн, как между отдельными лицами, так и между целыми народами. Стремление урегулировать противоречия и предотвратить войну приводит к осознанию необходимости правового регулирования общественной жизни.

Монтескье выделял три основные формы правления. Это республика, где верховная власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо его части (аристократия), монархия, где власть находится в руках одного человека, который правит согласно всеобщим и неизменным законам. Деспотия, где власть также принадлежит только одному лицу, но осуществляется исключительно в соответствии с его волей и произволом, то не имеет правового содержания.

Обоснованные мыслителем идеи свободы, гражданских прав и разделения властей получили закрепление в конституционных актах Франции, а также были положены в основу конституцию США и ряда других государств.

Идея, формулируемая Монтескье, интересна во многих отношениях. Прежде всего, определением взаимосвязи, устанавливаемой между правомерным правлением и разделением властей. Это разделение вступает как их взаимное сдерживание. Такое взаимное сдерживание-гарантия от злоупотребления. Препятствие злоупотреблению властью есть гарантия обеспечения свободы. Наконец, сама свобода имеет место тогда, когда никого нельзя принуждать делать то, к чему его не обязывает закон. Или же, когда, напротив, человеку не дозволяют совершить то, что ему запрещено законом. Таким образом, разделение властей не самоцель а, средство осуществления правомерного, легитимного правления, а, следовательно, обеспечение свободы.

Список литературы

1. Азаркин Н.М. Монтескье. М.: 1988. – 128 с.

2. Азаркин Н.М. Учение Монтескье о разделении властей// Правоведение., 1982 №1 – С. 56-62.

3. История политических и правовых учений. Учебник под ред. Нерсесянца В.С., М.: 1987. – 352 с.

4. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. М.: Зерцало, 2006. - 568 с.

5. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. 4-е изд. - М.: Норма, 2004. - 944 с.

6. Лазарев В.В. История политических и правовых учений. М. 2008. – 435 c.

7. Бачинин В. А., Сальников В. П. Философия права: Краткий словарь, С.-Пб.: Лань, 2000. - 400 c.

8. Алексеев А. П. Краткий философский словарь. М.: 2006. – 492 c.

9. Никонов А.А. Шарль-Луи Монтескье. Его жизнь, научная и литературная деятельность., М.: 2008. - 136kb

10. Захаров В.А., Арешев А.Г. История, политика, право. М.: 2009. - 359 с.


История политических правовых учений XVII – XVIII в.в. – М.: Наука, 1998. – с. 106

Для того, чтобы преобразовать свои идеи в законченное политическое учение, Ш. Монтескье проделал анализ истории законодательства в своем главном труде «О духе законов» и пришел к выводу, что все изменения общественного устройства подвержены определенным закономерностям. «Я установил общие начала и увидел, что частные случаи как бы сами собою подчиняются им, что история каждого народа вытекает из них как следствие… Принципы свои я вывел не из своих предрассудков, а из самой природы вещей». Таким образом, используя метод сравнительно-исторического анализа, он стремился к поиску рационального устройства общества. Подобное рациональное устройство общества французский просветитель не мыслил без реализации политической свободы каждого отдельного индивида. В этом смысле, республика представлялась ему наиболее благоприятной формой правления. Однако он указывал, что сам факт установления республики не означает, что все граждане автоматически стали свободными. Именно разделение властей способно в полной мере гарантировать свободу каждого члена общества. При этом разделение властей может быть произведено как в республиках, так и в монархиях. Суть концепции разделения властей Ш. Монтескье состоит в том, чтобы законодательная, исполнительная и судебная власть были отделены друг от друга и принадлежали различным государственным органам. Важно, чтобы соблюдался принцип взаимного сдерживания каждой из властей, в дальнейшем закрепившийся в правоведении как система сдержек и противовесов. В противном случае, например, при соединении всех видов власти в одном учреждении или в руках одного правителя, неминуемо последует произвол и вырождение в деспотию. Кстати, деспотию Ш. Монтескье считал самой неудачной формой правления. Он писал, что «нельзя говорить без ужаса об этом чудовищном правлении». По мнению Ш. Монтескье, разделение властей должно быть закреплено на конституционном уровне. Уникальность предложенной концепции состоит в том, что французский мыслитель объединил ключевое для либерализма понятие свободы с идеей о необходимости конституционного закрепления принципа разделения властей. Также, он был первым из всех приверженцев либеральной школы, кто обособил судебную власть, развивая идеи парламентаризма. Судебную власть французский просветитель предлагал «поручать не постоянно действующему сенату, а лицам, которые в известные времена года, по указанному способу привлекаются из народа для образования суда; продолжительность действия которого определяется требованиями необходимости».

Биография

Родился Шарль Луи де Монтескье в городе Бреде, возле Бордо, 18 января 1689 года. В семье знатного феодального рода. Свою жизнь он провел довольно таки уединенно.

В 1716 году от своего дяди принял фамилию Монтескье и его состояние. В этом же году стает президентом парламента в Бордо, но уже через 10 лет, эта должность стала для него обузой, и он от нее отказался, при этом оставаясь верным корпоративным убеждениям парламентской аристократии. Был владельцем замка Ла-Бред. Исповедовал истинные правила настоящего французского аристократа.

С 1728 по 1731 годы Монтескье отправляется в большие европейские путешествия, которые впоследствии превратились в серьезные исследовательские поездки.Шарль Луи де Монтескье был поклонником географической школы вместе с Боклемом, Ратцелем, Мечниковым.

В его творчестве просматривается начала либерализма как основа идеологии государства, которая была до этого разработана английским философом Д. Локкой. Монтескье считают одним из основоположников современной формы представительной демократии.

12 мая 1730 года был принят в масонскую ложу «Горн». Через четыре дня об этом опубликовали статью в «Бритиш Джорнэл». На протяжении двух годов, с 1734 по 1735, часто публикуются сообщения о том, что Монтескье принимает участие в масонских собраниях.

Умер Шарль Луи де Монтескье 10 февраля 1755 года, так и не успев увидеть выход своего последнего произведения «Опыт во вкусе». Оно опубликовано посмертно в 1757 году в седьмом томе «Энциклопедии». Похоронили писателя в соборе Св. Сюльпиция.

Теория разделения властей

Обоснование идеала свободы мыслитель связывал с рассмотрением существующих форм государства. Он различает три вида правления: республику (демократию и аристократию), монархию и деспотию. Каждая из них имеет свой собственный принцип, характеризующий государственную власть с деятельной стороны, с точки зрения ее взаимоотношений с гражданами. Своеобразие этой классификации в том, что Монтескье наполнил понятие формы государства такими определениями, которые в последующих доктринах будут обозначены как политический режим.

Республика представляет собой государство, где власть принадлежит либо всему народу (демократия), либо части его (аристократия). Движущим принципом республики выступает политическая добродетель, т.е. любовь к отечеству (этот принцип по-разному проявляется в двух формах республиканского строя: демократия стремится к равенству, аристократия – к умеренности).

Монархия – это единоличное правление, опирающееся на закон; ее принципом служит честь. Носителем монархического принципа Монтескье называл дворянство.

Деспотия, в отличие от монархии, – единоличное правление, основанное на беззаконии и произволе. Деспотия держится на страхе и является неправильной формой государства. «Нельзя говорить без ужаса об этом чудовищном правлении», – писал Монтескье. Если где-нибудь в Европе воцарится деспотизм, то тут уже никакие нравы и климаты не помогут. Предотвратить перерождение монархии в деспотию способна лишь правильная организация верховной власти. Эти и подобные им рассуждения просветителя воспринимались современниками как завуалированная критика абсолютизма во Франции и призыв к свержению тиранов.

Следуя традициям античной политико-правовой мысли, Монтескье считал, что республика характерна для небольших государств (типа полиса), монархия – для государств средней величины, деспотия – для обширных империй. Из этого общего правила он сделал одно существенное исключение. Монтескье показал, что республиканское правление может быть установлено и на обширной территории, если его соединить с федеральным устройством государства. В трактате «О духе законов» была теоретически предсказана возможность образования республики в крупных государствах.

Установление республиканского строя, полагал Монтескье, еще не означает достижение свободы членами общества. Для обеспечения законности и свободы необходимо как в республике, так и в монархии провести разделение властей. Развивая учение Локка, Монтескье детально определяет виды власти, их организацию, соотношение и т.п.

Ш.Л. Монтескье же видел в разделении властей нечто большее, чем абстрактное распределение функций между различными государственными органами. При соединении трех ветвей власти «в одном лице или учреждении», писал он, не будет свободы, в т.ч. свободы политической, понимаемой им как «душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимы такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина», такой «государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет». Ш.Л. Монтескье упоминал также о системе «сдержек и противовесов»: «порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга», лишает кого-либо «возможности злоупотреблять властью».

Самым последовательным воплощением этих принципов мыслитель называл государственный строй Англии, где законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная – королю, а судебная – присяжным.

Учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Во-первых, он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Свобода, утверждал просветитель, «устанавливается только законами и даже законами основными». Во-вторых, Монтескье включил в состав властей, подлежащих разграничению, судебные органы. Иначе говоря, обоснование парламентаризма как системы управления, основанной на разграничении законодательных и исполнительных полномочий, было дополнено у Монтескье принципом независимости судей. Рассмотренная им триада властей (законодательной, исполнительной и судебной властей) со временем стала классической формулой теории конституционализма. В своем учении Монтескье объединил наиболее популярные идеи либеральной буржуазии того времени и выстроил их в достаточно последовательную и целостную доктрину.

Идеологически теория разделения властей Монтескье была направлена против королевского абсолютизма и служила обоснованию компромисса буржуазии и дворянства.

В условиях предреволюционной Франции это учение призывало к созданию представительных органов власти и передаче им законодательных полномочий. Компромиссный характер теории Монтескье проявился в том, что он допускал сохранение привилегий дворянства и предусматривал образование в законодательном собрании верхней палаты, состоящей из наследственной аристократии. Стремясь заручиться поддержкой знати, Монтескье расписывал древние вольности дворянства, которые были попраны королевской властью при создании централизованного государства. Просветитель хотел доказать наследственной аристократии, что ограничение прав монархов ей будет столь же выгодно, как и буржуазии. Будущее Франции представлялось ему в виде конституционной монархии.

Учение Монтескье сыграло громадную роль в развитии политической мысли. Монтескье – родоначальник географической школы в социологии; к его идеям обращались представители исторической школы права, сравнительного правоведения, теории насилия и других направлений. В начале XX в. интерес к Монтескье заметно возрос. Например, предложенное им определение закона (законы суть «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей»), казавшееся современникам пережитком римского стоицизма, было взято на вооружение последователями социологической юриспруденции.

Ш.Л. Монтескье более известен как основоположник классической теории разделения властей, тогда как его основное произведение – плод двадцатилетнего труда – посвящено, главным образом, выявлению «духа законов». При этом исследовательский интерес Монтескье нацелен не на установление исходных (выводимых разумом из природ) норм естественного права, а на изучение позитивных законов в их взаимосвязи с различными факторами общественной жизни. Все его сочинение «О духе законов» посвящено исследованию географических, экономических, социальных, духовных и политических оснований формирования и функционирования положительных законов и всей нормативной системы общества в целом. «Всякий, имеющий очи, чтобы видеть», – писал он позднее в своей «Defense de l’Esprit des lois», – «может сразу усмотреть, что предметом сочинения были различные законы, обычаи и нравы народов мира».

Обоснованные мыслителем идеи свободы, гражданских прав и разделения властей получили закрепление в конституционных актах Франции, а также были положены в основу Конституции США и конституций ряда других государств. Декларация прав человека и гражданина 1789 г., в частности, провозгласила: «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». Монтескье заслуженно считается классиком конституционализма.

Список использованных источников

1. Лейст О.Э. История политических и правовых воззрений. – Изд.: “Зерцало”, 1999.
2. Нерсесянца В.С. История политических и правовых учений. – Изд.: НОРМА (Издательская группа НОРМА–ИНФРА, М) Москва, 2000.
3. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М.: Мысль, 1999. 672 с.
4. Монтескье Ш.Л. Избранные произведения – М.: Государственное издательство политической литературы. Академия наук СССР, Институт философии, 1955.

Доклад на тему “Монтескьё и его теория разделения властей” обновлено: 21 февраля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Возраст детей, как и возраст всех людей, исчисляется в соответствии с календарными значениями от рождения до момента исчисления, а также может быть биологическим, характеризующим физиологическую зрелость организма, юридическим и психологическим, оценивающим соответствие психических процессов различным возрастным нормам. Детский возраст ребенка различается в зависимости от страны, культуры, общественных и временных норм. В России принято считать детским возрастом период от рождения до начала пубертата (полового созревания, 12-13 лет), после чего ребенок вступает в подростковый возраст.

У каждого периода детского возраста ребенка есть свои особенности развития, физического, психического, социального, свои типы ведущей деятельности и специфические потребности. О развитии детей разных возрастов, воспитании ребенка и необходимых для данного возраста видов занятий с детьми по возрастам рассказывает MedAboutMe.

Ребенком считается человек от рождения до окончания периода полового созревания. В данный отрезок входят периоды «детский возраст ребенка» и «подростковый возраст» детей старшего возраста.

Возраст детей также подразделяют на несколько дополнительных периодов. Говоря о хронологическом, или календарном, паспортном возрасте, подразумевают временной отрезок от рождения ребенка до даты определения возраста.

Для выделения отдельных периодов в жизни принято ориентироваться на этапы развития функциональных систем и/или жизненно важных органов человека.

В процессе зарождения и становления детского организма выделяют два основных этапа: внутриутробного и внеутробного развития. Внутриутробное развитие исчисляется от момента зачатия до появления на свет, подразделяясь, на эмбриональный период и период развития плода (до 3-х месяцев беременности и с 3-х до рождения).

После появления ребенка на свет в возрасте детей выделяют следующие периоды:

  • новорожденности – от даты рождения до 4-х недель;
  • грудной период, возраст грудничка, по устаревшей системе, когда в ясли принимали грудных детей, именовавшийся ранний ясельный: от окончания новорожденности до 1 года;
  • преддошкольный, старший ясельный или младший дошкольный период – от 1 года до 3-х лет;
  • дошкольный, от 3-х лет до поступления в школу (6-7 лет);
  • младший школьный возраст – от начала учебы до вступления в пубертат;
  • непосредственно подростковый возраст.

Детский возраст ребенка характеризуется непрерывностью процессов роста и его развития, в связи с чем границы возрастных периодов установлены условно на основании средних данных этапов функционирования организма и психики ребенка. Эти возрастные границы могут изменяться под влиянием генетических, социальных, индивидуальных физиологических особенностей детей и их окружения.

В соответствии с календарным методом исчисления окончанием младшего школьного возраста принято считать 12-13 лет, этап появления первых признаков полового созревания, отсутствующий у детей младшего возраста. Однако тенденция к акселерации, раннему началу полового развития в последние десятилетия позволяет говорить о снижении возрастных границ начала пубертата. Все чаще вторичные половые признаки начинают появляться у детей в возрасте 10-11 лет и ранее. В связи с этим окончание детского возраста и начало подросткового для конкретного ребенка рассматривается индивидуально. Статистически на данный момент нижней границей начала подросткового периода считается возраст в 12 лет.

К раннему возрасту относят новорожденных и грудничковый период, от момента рождения до года.

Дети раннего возраста характеризуются интенсивностью роста и развития организма, потребностью в организованном высококалорийном питании. Они беспомощны и требуют постоянного ухода, внимания, кормления, соблюдения правил гигиены. Слабость иммунной системы в этом периоде сказывается на подверженности детей раннего возраста риску развития септических процессов.

Период новорожденности – это период незаконченности развития органов и функциональных систем, начала адаптационных процессов к условиям внеутробного существования. Недостаточная функциональная зрелость органов может вызывать ряд расстройств, что осложняет диагностику в период новорожденности. Не всегда возможно определить, является ли расстройство физиологическим, как, например, физиологическая желтуха или потеря веса в первые дни после рождения, или патологическим (альбуминурия).

Относительная функциональная слабость органов пищеварения диктует выбор рациона детей раннего возраста. В него входят преимущественно молочные продукты (грудное молоко или его заменители), по достижении готовности ребенка в питание начинают вводить зерновой или овощной прикорм, постепенно внося разнообразие в список продуктов. При несоблюдении требований к качеству и количеству пищи возможны нарушения деятельности пищеварительной системы, расстройства питания, роста и т. п.

Центральная нервная система характеризуется на данном этапе быстрой истощаемостью, для восстановления и правильного развития необходимо значительное количество отдыха, отсутствие излишних впечатлений и нагрузок, негативно влияющих на нервную систему и организм ребенка в целом. Родителям надо следить за режимом сна и бодрствования. Дети раннего возраста много спят, до 20-22 часов в сутки при рождении, постепенно увеличивая периоды бодрствования по мере взросления. В течение дня к году сохраняет один-два дневных сна.

Данный период жизни примечателен формированием первой сигнальной системы. Дети раннего возраста обучаются распознаванию лиц, предметов, ориентированию в окружающей среде, первичной коммуникации. Начинает формироваться речь.

Преддошкольный или ясельный возраст детей от 1 до 3-х лет характеризуется снижением темпов физического роста и развития. Основные физиологические системы достигают зрелости позднее, однако дети младшего возраста уже могут употреблять в пищу твердые продукты, осваивают навыки крупной и мелкой моторики, активно учатся речевой коммуникации.

В этом периоде отмечается интенсивный рост мышечных тканей, в среднем к двухлетнему возрасту у детей прорезается весь комплект молочных зубов.

Повышенная физическая активность в сочетании с несовершенным контролем тела и адекватности решений приводят к высокому травматизму. Еще один опасный фактор данного периода – высокая познавательная активность, вовлекающая использование всех возможных рецепторов. Это приводит к аспирации мелких предметов, отравлениям бытовыми химикатами.

Бурное развитие речи в данном возрасте проходит несколько этапов. Нормой считается освоение простых фраз из двух-трех слов к полутора годам, сложносочиненных предложений – к трем.

До трех лет ребенок имеет право не использовать местоимение «я» в речи, говорить о себе в третьем лице («дай Мише», «сыночек хочет гулять»).

Самоопределение как личности, осознание себя в качестве отдельного от родителей человека приводит к периоду проверки границ. У детей младшего возраста выделяют осознание возможностей сепарации в год, кризис двух лет, обусловленный первыми попытками настоять на своих желаниях, осложненный недостаточной развитостью речевой функции.

Дети младшего возраста наиболее чувствительны к приемам воспитания. Именно в этом периоде нужно начинать закладывать понятия о приемлемом и неприемлемом поведении, привычку к труду, распорядке дня, понимание допустимых форм выражения эмоций. Главные методы – пример взрослых и разъяснения в доступной малышу форме. Таким образом, воспитание становится основным элементом ежедневного ухода за ребенком.

Средний или дошкольный детский возраст ребенка – это временной период с 3 до 6-7 лет (в среднем 7). В свою очередь, он подразделяется на средний и старший дошкольный возраст детей, 3-5 и 5-7 лет, в соответствии с физическим, психическим и интеллектуальным темпом развития ребенка.

В этом возрасте у детей начинается углубление рельефа лица. Вытягиваются конечности, замедляется набор массы тела, отмечается физиологическое вытяжение: прибавка в росте значительно преобладает над прибавкой в весе. Начинается смена зубов: выпадают молочные зубы, начинается рост постоянных. Достигает основной зрелости иммунная система, заканчивается дифференциация развития, формирования внутренних органов, в частности, начинает активно функционировать поджелудочная железа (именно ее поздним началом активной выработки инсулина объясняется необходимость ограничения пищи с высоким гликемическим индексом до в питании детей среднего возраста до 5-6 лет).

Крупная моторика достаточно хорошо развита, идет процесс совершенствования мелкой моторики, координации тонких движений, подготовка к рисованию и письму.

С трех лет дети среднего возраста начинают осознавать себя, как личность, отделять «мы» от «я». Основное внимание смещается с мира предметов и манипуляций ими на людей, их взаимоотношения. Начинается период социализации в среде сверстников.

В норме к 5 годам дети среднего возраста свободно разговаривают на родном языке. Развивается интеллект, память, с трех лет начинается полоролевая идентификация, влияющая на предпочтения в занятиях, играх, выражении личного отношения к окружению.

Дети старшего возраста – как правило, ученики школ 1-5-х классов, от 7 до 11-12 лет. В младшем школьном возрасте по анатомо-физиологическим параметрам органов и систем детский организм приближается к взрослому. Центральная нервная, репродуктивная и эндокринная системы завершат процесс формирования уже в следующем периоде.

Заканчивается смена зубов, к началу пубертата, как правило, все молочные зубы заменяются постоянными.

На физическое и нервно-психическое развитие детей старшего возраста в основном влияет окружение: родители, друзья, одноклассники, педагоги, значимые взрослые, а также средства массовой информации. Социальное развитие детей старшего возраста обогащается навыками общения и взаимодействия не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми.

Таблица возраста детей

Классическая таблица возраста детей описывает общепринятые стандарты наименования этапа развития в соответствии с биологическим возрастом ребенка и используется обычно для определения среднего возраста ребенка при зачислении в дошкольные и общеобразовательные детские учреждения. В педиатрических таблицах возраста детей ориентируются на достижение возрастного этапа (0-1 месяц как период новорожденности, 1-12 месяцев – возраст грудничка), как для ориентации соответствия физиологическим показателям малышей средним нормам, так и в юридических целях, например, для выделения «дня грудничка» в поликлиниках, а также при составлении национального и индивидуального календаря вакцинации.

Таблицы возраста детей наиболее востребованы для оценки физиологических параметров и связаны с динамикой набора массы, характеристикам прироста в сантиметрах длины тела, объемов головы, груди.

Детский возраст ребенка – это период от рождения до начала пубертата, от 0 до 12 лет. Внутренние градации детского возраста ребенка основываются на этапах его биологического и психического взросления. Однако при поступлении в школу можно точно провести границу – воспитанник детского сада, ребенок старшего дошкольного возраста становится учеником.

Как правило, средний возраст поступления в школу – 7 лет. Рекомендованный специалистами и стандартный для российских школ возраст первоклассника находится в пределах 6,5 – 8 лет. В зависимости от зрелости психических процессов и готовности дошкольника возраст может быть как снижен (но не ранее 6 для первого класса), так и повышен.

Начало обучения в школе – важный этап для детей, символизирующий смену ведущей деятельности. Готовность к этому этапу формируется в течение всего преддошкольного периода развития и определяется психологами и педагогами перед зачислением в учебное заведение.

Дети дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста – малыши от 3-4 лет до выпускников подготовительной группы детского сада. Это возраст детей наиболее чувствителен к развивающим и воспитательным методикам благодаря активному формированию психики, личностных особенностей и процессу социализации в обществе. Родители для детей дошкольного возраста являются наиболее значимыми фигурами (в отличие от школьников, где их место занимает сначала педагог, а потом – сверстники), и могут оказывать как максимально положительное, так и ярко отрицательное влияние на растущую личность в зависимости от стиля воспитания и примера, демонстрируемого ребенку.

Первое, что отмечают родители в особенностях детей дошкольного возраста, – становление самостоятельности, стремление отделить свое Я от Мы (чаще всего «мы с мамой»). Его начало в возрасте около трех лет описывается, как кризис трехлетия, когда ребенок начинает пытаться изменить свою позицию и прикладывает усилия, чтобы сделать все возможное самому и испытать гордость за свои достижения.

Из этой позиции формируется и новое социальное восприятие ребенком своего окружения. Оно развивается в двух направлениях: социальная вертикаль, выражающая восприятие малышом мира старших, и социальная горизонталь, ориентированная на мир сверстников.

В особенности детей дошкольного возраста также входят активная коммуникативная деятельность в речевой и невербальной форме, развитие чувственного познания, зачатки аналитического и формирование наглядно-образного мышления.

Ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте

Ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте трансформируется в зависимости от личностной зрелости, партнера по совместному времяпрепровождению и социального восприятия. Начиная с предметных манипуляций, к школьному возрасту малыш проходит стадию игровой как ведущей деятельности детей дошкольного возраста и готовится к смене ее на учебную.

Мотивирующая деятельность ребенка в дошкольном возрасте сила во взаимодействии со взрослыми сначала, в 3 года, имеет деловую направленность: стремление выявить и понять, что и каким образом делают взрослые, подражать им, чтобы стать взрослее и иметь возможность также управлять реальностью. В среднем к 4-м годам приоритетная деловая мотивация сменяется игровой деятельностью, с взаимодействием на предметно-игровой основе.

Начинают развиваться отношения с ровесниками, ребенок «открывает» для себя других детей в качестве субъекта с самостоятельными мотивами к действию. Сначала понемногу, в эпизодических предметно-игровых действиях, дети дошкольного возраста постепенно выделяют своих сверстников и к концу дошкольного периода предпочитают их в качестве партнеров по ведущей в данном периоде игровой деятельности.

Ролевая игра, как яркое выражение социальных устремлений ребенка, помогает ему удовлетворять свои социальные потребности. Она же способствует развитию различных техник замещения: одного предмета другим, своей социальной роли на иную, учит представлению и моделированию различных воображаемых ситуаций. Дети «примеряют» на себя роли других людей, фантазируют и воспроизводят условия, в которых в силу возраста не могут пока попасть и совершенствуют реакцию психики на нестандартные происшествия, это также особенности детей дошкольного возраста.

Средний возраст детей при поступлении в школу составляет 7 лет. О готовности к школе судят по физиологической зрелости головного мозга, сформированности его структур и функций.

В некоторых странах, например, в США, начало учебного процесса стартует в 4 года, что смущает часть родителей. Однако данное обучение хотя и проводится чаще всего в школьном комплексе, но по направленности и организации процесса больше соответствует программе наших подготовительных групп детского сада и именуется preschool – «дошкольное», «перед школой».

Средний возраст детей для погружения в учебный процесс основывается на так называемой школьной зрелости, аспектах психофизиологической готовности ребенка. Они не включают в себя умение читать и писать, это определенные стадии сенсорного развития, произвольной памяти, внимания, мышления. Оценивают при тестировании готовности к школе также эмоционально-волевую сферу детей, фонематический слух, мелкую моторику, познавательный интерес и базовые знания, рассматривают, какая ведущая деятельность превалирует у дошкольника, готов ли он к смене игровой деятельности на учебную. Также немаловажный фактор – способность ребенка к отделению от значимого взрослого, самостоятельной деятельности и к восприятию педагога как авторитетной личности.

Дети, не достигнувшие необходимого уровня развития, не рекомендуются к началу обучения, это не просто скажется на отметках и усвоении знаний, но может значительно снизить мотивацию ребенка, повлиять на его психоневрологическое и физическое здоровье. Средним возрастом детей при поступлении в учебное заведение руководствуются для начала тестирования готовности, решение о приеме ребенка или рекомендации по отсрочке, необходимости дополнительных развивающих, коррекционных занятий принимают на основании психологического тестирования.

Дети школьного возраста

Дети школьного возраста отличаются от дошкольников пониманием иерархических отношений, умением выделять части и целое, более развитым образным мышлением, способностью, например, мысленно расположить предметы по размеру и иным характеристикам. Анализ, синтез, понимание принципов переноса качеств предмета, особенностей событий, способность учитывать две и более переменных при оценке отличают детей школьного возраста.

В начальной школе мышление детей школьного возраста все еще плотно связано с эмпирической реальностью (Жан Пиаже), они могут размышлять и рассуждать только о знакомых вещах, хотя и способны расширять умозаключения от конкретных к возможному сценарию. По окончании начальной школы у детей школьного возраста начинает активно развиваться стадия формальных операций мышления, знаменуя переход от конкретного, наглядно-образного типа к абстрактному, словесно-логическому.

Ведущая деятельность младших школьников – учебная. Она характеризуется следующими параметрами: результативности, обязательности, произвольности. Основы данного вида деятельности закладываются в первые годы обучения. Мотивация, ученая задача, контроль и оценка – основные компоненты, в соответствии с теорией Д.Б. Эльконина, учебной деятельности.

Нередко путают оценку деятельности и отметку за выполнение действий. Показательно экспериментальное обучение Ш.Б. Амонашвили: дети могут обучаться без оценок, и делать это охотно и успешно, однако отсутствие системы отметок за выполнение заданий не означает отсутствие оценок. Оценивать, насколько прогресс ребенка соответствует его темпу и общепринятым нормам, возможно без применения отметок, что и используется в данное время в первых классах средних образовательных школ России.

Развитие и воспитание ребенка по возрастам

Развитие и воспитание ребенка – процессы, организуемые в соответствии с особенностями возрастных групп. Методы воспитания ребенка обуславливаются его физическими и умственными возможностями, особенностями мышления, характерными для возрастного этапа.

В выборе целей и средство развивающих методик и воспитания ребенка принято ориентироваться на зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), разницу между имеющимся уровнем развития и потенциальным, достижимым при помощи родителя или педагога. Для разных возрастных групп и для детей внутри этих групп зоны ближайшего развития различаются, поэтому общий процесс воспитания ребенка строится на основании статистических знаний, умений и навыков детей, а работа с конкретным малышом проводится, исходя из особенностей его личности.

Занятия с детьми по возрастам также ориентированы на специфику возрастной группы и этапа развития ребенка. В детских дошкольных и общеобразовательных учреждениях занятия с детьми по возрастам базируются на выбранной учреждением и педагогом программе и могут быть направлены как на общее развитие ребенка, так и разделяться по направлениям (эстетическое, физическое, интеллектуальное и т. п.).

При выборе типа занятий с детьми по возрастам обязательно должен учитываться ведущий вид деятельности в конкретной возрастной группе, особенности внимания, памяти, мышления, их степень произвольности.

Развитие детей раннего возраста

Развитие детей раннего возраста привлекает многих родителей своими многообещающими последствиями: раннее чтение «с пеленок», прогнозы феноменальной памяти, удивительное интеллектуальное развитие и т. п. В выборе методики надо ориентироваться на то, насколько долго она существует, одобрена ли специалистами различных групп, подходит ли ребенку.

Так, например, методика М. Монтессори для развития детей раннего возраста не предусматривалась самим автором, однако активно применяется для детей с 1 года. В этом возрасте малыши, согласно естественному развитию, должны расширять свои знания об окружающем мире, развивать коммуникативные навыки, крупную моторику. Методика Монтессори, используемая для малышей, предполагает более активное развитие логического мышления, мелких моторных навыков, без подключения коммуникации. Это может быть сбалансировано другими занятиями и играми малыша с родителями, а может и отдалить формирование нужных на данном возрастном этапе навыков, создав ситуацию неравномерного развития ребенка.

Развитие детей раннего возраста не должно быть однонаправленным, углубленным только в одну сферу деятельности, это приводит к невротизации личности ребенка, осложнениям в воспитательном процессе.

Основная сила, движущая развитие детей дошкольного возраста, – познавательный интерес. Это возраст «почемучек», любопытства, попыток понять, как устроено все – от предметов до взаимоотношений и природных явлений. Задача процесса развития детей дошкольного возраста – поддержание интереса ребенка.

Стоит помнить, что малыши ориентированы в этом периоде больше на сам процесс, а не на результат. Они пытаются понять, как и что происходит, вне особенной зависимости от исхода действия, поэтому ориентировать их на соревновательный момент, попытки выиграть не приносят ожидаемого эффекта.

Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игровая. Именно в формате игры и должны организовываться занятия, направленные на развитие детей дошкольного возраста.

Развитие детей младшего дошкольного возраста

В соответствии с особенностями возрастного периода при составлении программы развития детей младшего дошкольного возраста необходимо помнить, что ребенок в 3-4 года – это активный исследователь. Проходя через кризис отделения от мамы и самоопределения, он пытается самостоятельно понять, какие процессы происходят каким образом. Аккуратно направляя детскую любознательность в нужное русло, можно успешно развивать детей младшего дошкольного возраста как физически, так и интеллектуально и социально.

Интеллектуальное развитие детей младшего дошкольного возраста основывается исключительно на практике, на манипуляциях с предметами или наблюдениях. Для полноценного, всеохватывающего процесса развития необходимо сочетать разные виды деятельности, чередовать спокойные, активные, групповые и индивидуальные занятия и игры на улице и дома.

Стоит помнить, что на данном возрастном этапе склонны копировать поведение взрослого более, чем когда-либо. Воспитание ребенка сейчас базируется на собственном примере и разъяснениях нравственных норм, подкрепляемых поведением значимого взрослого.

Если ребенок младшего дошкольного возраста – активный исследователь, то детей старшего возраста можно назвать изобретательными созидателями. Развитие детей старшего возраста до зачисления в школу строится на ведущей деятельности – игровой. Однако первое сентября не означает резкой смены ведущей деятельности ребенка на учебную. Поэтому включение игровых техник развития детей старшего возраста приветствуется как для младших, так и для старших школьников с учетом возрастных особенностей. А вот включение ученической деятельности в программы дошкольников возможно лишь в игровой форме.

По-прежнему превалирует игровая деятельность, обогащаемая первыми попытками мыслить абстрактно, представляемыми пока фантазией. Социальные, полоролевые игры, связанные с различными ролями, профессиями, ситуациями, способствуют развитию детей старшего возраста, помогая осознавать связи между происходящим, учиться анализировать, прогнозировать события и реакции.

Развитие речи детей дошкольного возраста

Если в три года при нормальном темпе развития речи детей дошкольного возраста ребенок умеет говорить фразами и начинает использовать местоимение Я, то к моменту зачисления в школу (7 лет) в словаре детей находится уже до 7 000 слов.

Развитие речи детей дошкольного возраста проходит несколько этапов – от слоговых слов в раннем детском возрасте ребенка до сложносочиненных предложений к школьному периоду. Становление и освоение грамматической части речи приходится на возраст 3-5 лет. Дети копируют словообразование из речи взрослых и пытаются освоить речь по этим правилам интуитивно.

На этом этапе важно использовать правильную речь, детям дошкольного возраста нужно предоставлять примеры использования словосочетаний и конструкций, а также отслеживать возможные отклонения в развитии речи у детей разных возрастов.

Отклонения в развитии речи у детей разных возрастов встречаются в 30% случаев. Чаще всего нарушения речи той или иной степени тяжести диагностируются у мальчиков (в 2-5 раз чаще девочек).

Основная часть отклонений речевого развития, которыми страдают дети разных возрастов, приходится на нарушения звукопроизношения. В зависимости от причины, силы нарушения и возраста ребенка это может быть как незначительное расстройство, так и речевая патология, обусловленная повреждением мозговых центров.

Среди заболеваний, приводящих к нарушениям звукопроизношения у детей разных возрастов, выделяют дислалию, дизартрию, артикуляционную диспраксию, моторную, сенсорную алалию, дислексию и ринолалию.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 25 ноября 2009 г. N 03-2391
О СТИМУЛИРОВАНИИ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Во исполнение п. 35 Плана подготовки актов по реализации в 2009 - 2010 годах Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 1996-р) Департамент государственной политики в образовании направляет методические рекомендации "О стимулировании внедрения современных моделей дошкольного образования".
Заместитель директора
Департамента государственной
политики в образовании
Е.Л.НИЗИЕНКО

Приложение
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
"О СТИМУЛИРОВАНИИ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ
МОДЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
В целях поддержки усилий органов местного самоуправления муниципальных образований и городских округов, входящих в состав субъектов Российской Федерации, стимулирования муниципальных образований, внедряющих современные модели дошкольного образования, включая изменение системы оплаты труда и повышение доходов работников системы дошкольного образования, а также в соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендуется осуществить в 2010 - 2012 годах на конкурсной основе финансовую поддержку муниципальных образований, внедряющих современные модели дошкольного образования, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Указанная государственная поддержка должна быть направлена на внедрение в муниципальных образованиях современных моделей дошкольного образования, наиболее полно удовлетворяющих спрос населения на услуги дошкольного образования и качество указанных услуг и направленных, в том числе, на создание условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования на основе муниципального задания (заказа), создание системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания, создание системы образовательных услуг, обеспечивающих каждому ребенку дошкольного возраста возможность осваивать образовательные программы для детей старшего дошкольного возраста и полноценно общаться на государственном языке и языке обучения при поступлении в 1-й класс общеобразовательной школы.
Осуществление государственной поддержки муниципальных образований, внедряющих современные модели дошкольного образования, на конкурсной основе предусматривает разработку и утверждение нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации:
- правил предоставления средств бюджета субъекта Российской Федерации на развитие муниципальных систем дошкольного образования;
- критериев конкурсного отбора муниципальных образований, внедряющих современные модели дошкольного образования;
- показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления по реализации муниципальных систем дошкольного образования, направленных на обеспечение доступности дошкольного образования.
При разработке правил предоставления средств бюджета субъекта Российской Федерации на развитие муниципальных систем дошкольного образования рекомендуется в течение трех лет - с 2010 по 2012 год - оказать финансовую поддержку не менее чем трем муниципальным образованиям, внедряющим современные системы дошкольного образования: городскому поселению (крупный город), городскому поселению (малый город), сельскому поселению.
При определении критериев конкурсного отбора муниципальных образований, внедряющих современные модели дошкольного образования, рекомендуется предусмотреть:
а) развитие в муниципальных образованиях различных форм и моделей дошкольного образования для удовлетворения разнообразных потребностей населения путем введения единой независимой системы оценки качества дошкольного образования;
б) повышение эффективности расходования органами местного самоуправления бюджетных средств путем введения нормативного подушевого финансирования реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования разной направленности в учреждениях и организациях различных организационно-правовых форм, имеющих лицензию на право реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
в) рост заработной платы педагогических работников муниципальной системы дошкольного образования, связанный с введением новых систем оплаты труда;
г) создание в муниципальных образованиях условий для развития негосударственного сектора дошкольного образования на основе муниципального задания (заказа);
д) создание в муниципальных образованиях системы образовательных услуг, обеспечивающих поддержку семейного воспитания.
При разработке показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления по развитию муниципальных систем дошкольного образования при государственной поддержке со стороны субъектов Российской Федерации рекомендуется исходить из значимости указанных показателей для обеспечения общедоступности дошкольного образования.
При этом необходимо учитывать, что доступность дошкольного образования для населения отражает целый ряд взаимосвязанных показателей, которые для объективности оценки достижения поставленной цели должны рассматриваться в комплексе.
1. Показатель "Доля детей в возрасте от одного года до семи лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности в общей численности детей от одного года до семи лет" или "Охват детей дошкольным образованием" рассчитывается следующим образом:
d
Охват детей = --------- x 100%,
дошкольным образованием a - b - c
где:
d - численность детей в возрасте 1 - 6 лет в ДОУ на конец отчетного
года;
(a - b - c) - расчетная численность детей в возрасте 1 - 7 лет,
где:
a - численность населения в возрасте 1 - 7 лет;
b - численность детей 5 - 7 лет, обучающихся в школе;
c - численность учащихся 1-х классов в дошкольных учреждениях.
2. Определяющую роль в обеспечении доступности дошкольного образования имеет мощность сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Поэтому в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления необходимо включить показатель "Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования". Этот показатель характеризует количество мест в указанных образовательных учреждениях для детей дошкольного возраста на каждую тысячу детей в возрасте 1 - 7 лет, проживающих на территории муниципалитета. Расчет показателя осуществляется по следующей формуле:
К
Обеспеченность детей дошкольного возраста местами = - x 1000,
в образовательных учреждениях (на 1000 детей) Ч
где:
К - общее количество мест в образовательных учреждениях, реализующих
основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
3. Показатель "Доля детских дошкольных муниципальных учреждений от общего числа организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа (муниципального района) на оказание таких услуг" призван отразить развитие сети дошкольного образования через размещение муниципального заказа на услугу дошкольного образования у немуниципальных поставщиков и позволяет оценить развитие негосударственного сектора дошкольного образования при обязательном контроле со стороны органов местного самоуправления за качеством услуг немуниципальных поставщиков.
Формула расчета данного показателя имеет следующий вид:
Доля детских дошкольных муниципальных учреждений
от общего числа организаций, в том числе субъектов Д
малого предпринимательства, оказывающих услуги по = - x 100%,
содержанию детей в таком учреждении, услуги по О
дошкольному образованию и получающих средства
бюджета городского округа
где:
Д - количество муниципальных дошкольных образовательных учреждений, включая автономные;
О - общее количество организаций, в том числе субъектов малого предпринимательства, оказывающих услуги по содержанию детей в таком учреждении, услуги по дошкольному образованию и получающих средства бюджета городского округа. При этом индивидуальные предприниматели, зарегистрировавшие свою деятельность в установленном порядке, относятся к субъектам малого предпринимательства.
4. Показатели очередности на зачисление в детские сады, а именно численность детей, нуждающихся в устройстве в указанные учреждения, но такими местами на установленные даты (например, начало учебного года, начало календарного года) не обеспеченных.
Расчет показателей очередности необходимо осуществлять, суммируя численность детей всех возрастов, записанных в очередь на устройство в дошкольные учреждения. Наиболее целесообразно сделать следующую разбивку по возрастам: от 0 до 1,5 лет; от 1,5 до 3 лет; от 3 до 5 лет; от 5 до 7 лет. При этом общие показатели очередности высчитываются по формуле:
О = О + О + О + О,
0 - 1,5 1,5 - 3 3 - 5 5 - 6
где:
О - общие показатели очередности;
О - численность детей в возрасте от 0 до 1,5 лет, нуждающихся в
0 - 1,5
устройстве в указанные учреждения, но такими местами на отчетную дату не
обеспеченных;
О - численность детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, нуждающихся в
1,5 - 3
устройстве в указанные учреждения, но такими местами на отчетную дату не
обеспеченных;
О - численность детей в возрасте от 3 до 5 лет, нуждающихся в
3 - 5
устройстве в указанные учреждения, но такими местами на отчетную дату не
обеспеченных;
О - численность детей в возрасте от 5 до 6 лет, нуждающихся в
5 - 6
устройстве в указанные учреждения, но такими местами на отчетную дату не
обеспеченных.
5. Поскольку абсолютные показатели очередности в различных муниципальных образованиях не могут быть сопоставимы (очередность находится в прямой зависимости от общей численности детского населения дошкольного возраста), перечень показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления целесообразно дополнить показателем "Численность детей, состоящих в очереди на устройство в дошкольные учреждения, в расчете на тысячу детей 1 - 7 лет, проживающих на территории муниципалитета".
Расчет этого показателя можно представить следующей формулой:
Численность детей, состоящих в очереди О
на устройство в дошкольные учреждения = - x 1000,
в расчете на тысячу детей 1 - 7 лет, Ч
проживающих на территории муниципалитета
где:
О - общие показатели очередности, вычисленные по приведенной выше
формуле;
Ч - численность детей в возрасте 1 - 7 лет.
6. Еще один важный показатель, характеризующий доступность дошкольного
образования, - "Численность воспитанников дошкольных образовательных
учреждений на 100 мест в указанных учреждениях". Он высчитывается как
отношение общей численности воспитанников дошкольных образовательных
учреждений, Ч, к общему количеству мест в ДОУ, К.
ДОУ ДОУ
Ч
Численность воспитанников дошкольных образовательных ДОУ
учреждений на территории муниципалитета = ---- x 100.
на 100 мест в указанных учреждениях К
ДОУ
7. Показатель удовлетворения потребности населения в услугах
дошкольного образования вычисляется в два этапа.
Сначала определяется абсолютная потребность, П, населения, проживающего
на территории муниципалитета, в услугах дошкольного образования. Для этого
суммируются общая численность детей в образовательных учреждениях,
реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования
(Ч), с численностью детей, нуждающихся в устройстве в учреждения,
ДОУ
предоставляющие услуги дошкольного образования (показатели очередности, О):
П = Ч + О.
ДОУ
Чтобы оценить степень удовлетворения потребности населения в услугах
дошкольного образования, У, необходимо высчитать процент, который дети,
охваченные услугами дошкольного образования, Ч, составляют от общей
ДОУ
потребности населения в услугах дошкольного образования, П:
Ч
ДОУ
У = ---- x 100%.
П
Следует отметить, что рекомендуемые показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления по предоставлению общедоступного дошкольного образования вошли в мониторинг обеспеченности населения услугами дошкольного образования и развития системы дошкольного образования, проводимый Минобрнауки России в рамках реализации Комплекса мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации в 2007 - 2010 годах, и соотносятся с целевыми индикаторами проекта "Развитие дошкольного и общего образования" Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1663-р).