День рождения девы марии 21 сентября. Рождество Пресвятой Богородицы – что можно, а что нельзя делать в святой день

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — важнейший церковный праздник, который в православии относится к числу двунадесятых. Праздник установлен Церковью в 4 веке. Напомним, что говорится в преданиях про божественный праздник . В галилейском городе Назарете жила престарелая супружеская пара — Иоаким и Анна. Они были очень благочестивы и праведны, но многие годы не могли завести детей. Однажды Иоаким в большой праздник принес в Иерусалимский храм дары Господу Богу. Но священник не захотел принять дары, потому что он был бездетен, а дети считались благословением Бога. Узнав об этом, Анна заплакала. Увидев в саду гнездо, в котором пищали маленькие птенцы, она подумала: "Даже птицы имеют детей, а у нас нет такого утешения в старости". Тогда к ней явился ангел и сказал: "Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария". С этой же вестью ангел явился и к Иоакиму. Через девять месяцев у Анны родилась Дочь. Рождение Пресвятой Богородицы мотивировало Иоакима принести Богу большие дары и жертвы. Он получил благословение первосвященника, священников и всех людей за то, что удостоился благословения Божия. Церковь называет Иоакима и Анну Богоотцами, потому что от Пресвятой их Дочери девы Марии родился Иисус Христос.

С тех пор праздник Рождества Богородицы 21 сентября всегда отмечается верующими с большим трепетом.

Праздник 21 сентября Рождество Пресвятой богородицы: приметы

21 сентября — православный праздник, который всегда служил для верующих и днем, когда можно обратиться с просьбами и даже увидеть свое будущее по определенным приметам. Поэтому читайте далее 21 сентября православный праздник приметы. Ранее считалось, что к 21 сентября празднику должен быть собран весь урожай с полей. По этому праздничному поводу люди устраивали великие застолья. Чем богаче был накрыт стол, тем богаче уродится урожай на следующий год. Это своего рода дар природе за ее щедрость. Зависимо от того, какой урожай собрали, столько и длилось празднование: великий урожай отмечали две недели, а маленький - всего три дня.

В церковный праздник 21 сентября 2017 старики передавали свой опыт молодым парам. Ходили молодоженам и передавали мудрость от бабушек и дедушек. Если молодые внимательно слушали и следовали всем советам, считалось, что жизнь у них будет счастливая и безбедная.


Пресвятая Богородица праздник 21 сентября считался днем, когда осень полностью вступала в свои законные права. С этого дня начиналось похолодание. Если в этот день погода порадует своим хорошим теплом и солнцем, то и осень будет теплой и ясной. Если наоборот, хмуро и пасмурно на рождество Пресвятой Богородицы, не обойтись без зонтов и теплой одежды осенью.

Также смотрели на овощи. Чем больше шелухи на луке, тем, если верить приметам, более суровой и холодной будет зима.

Существует даже примета, касающаяся домашних животных, на этот день. Так как ранее все в деревнях держали скотину или других домашних животных, считалось, что увидеть приведение в доме - к скорой кончине кого-то из питомцев. Но этого можно было избежать, взяв шерсть с животного, нужно было сжечь ее в том месте, где привиделось приведение. В этом случае несчастья удавалось избежать.

21 сентября, православные христиане празднуют Рождество Пресвятой Богородицы — первый двунадесятый праздник церковного года, который начинается 1 сентября (по старому стилю).

Церковь отмечает этот день, как день всемирной радости и начала исполнения обещанного Богом спасения рода человеческого от тяготевших над ним проклятия и гибели.

В этот светлый день, рассказывает на рубеже Ветхого и Нового заветов, в небольшом Галилейском городе Назарете родилась Преблагословенная Дева Мария, подарившая миру Спасителя.

Родителями её были праведные Иоаким, из рода пророка и царя Давида, и Анна из рода первосвященника Аарона. Как говорит Библия, они были бездетны, и в один из праздников Иоаким принёс в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял её, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия.

Святой Иоаким в глубоком горе ушёл в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. И Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию — быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа.

В народе раньше этот праздник назывался Госпожинками или Пречистою второю (малою) для отличия его от дня Успения. В основании этих названий лежат известные наименования, которые обыкновенно придаются нашей Церковью Пресвятой Деве Марии.

Нередко ещё 8 сентября (по старому стилю) слывёт под именем Аспожка, Спасова или Аспасова дня. Теми же именами называется вся неделя с 1/14 по 8/21 сентября.

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого.

Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости.

В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа.

Верующие люди по всей земле достойно чтут песнями и хвалами Ту, Которая рассеяла в мире тьму безблагодатности и принесла человечеству избавление от вечной смерти и дарование обожения.

Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Анна была дочерью священника Матфана (другая его дочь, София, была матерью Елисаветы, ставшей матерью Иоанна Предтечи).

Иоаким и Анна были праведны пред Господом, соблюдали Его заповеди и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием. Жили они безбедно, Иоаким владел многочисленными стадами. На себя тратили только одну треть своих доходов, другую жертвовали в храм, а третью раздавали бедным.

Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. Достигнув преклонных лет, святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.

В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню, где в течение 40 дней пребывал в посте и молитве.

Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. В таком тревожном состоянии духа, однажды Анна вышла в сад и в молитвенных думах, возводя глаза к небу, увидела среди ветвей лавроваго дерева гнездо едва оперившихся птичек. Вид этих юных птенцов еще более поразил ея скорбящее о безчадии сердце.

"Горе мне - говорила она - одинокой, отвергнутой от храма Господа Бога моего и пред всеми униженной дщери Израилевой! На кого я похожа? Все в природе раждает и воспитывает, все утешаются детьми; лишь я одна не знаю этого наслаждения. Не могу сравнить себя ни с птицами небесными, ни с зверями земными: те и другие приносят плод свой Тебе, Господи; лишь я одна остаюсь безплодною! Ни с водами: оне, в быстрых струях своих, родят во славу Твою живыя творения; лишь я одна мертва и безжизненна! Ни с землею: и та, прозябая, прославляет плодами своими Тебя, Отец Небесный; лишь я одна безчадна, как степь безводная, без жизни и растения! О, горе мне! горе мне!".

"Господи - продолжала она - Ты, который даровал Сарре сына в старости и отверз утробу Анны для рождения пророка Твоего Самуила, воззри на меня и услыши молитву мою! Разреши болезни сердца моего и разверзи узы моего неплодия. Да будет рожденное мною принесено в дар Тебе, и да благословится и прославится в нем Твое милосердие!".

Едва Анна произнесла эти слова, предстал пред нею Ангел Божий. "Молитва твоя услышана - сказал ей небесный вестник - воздыхания твои проникли облака и слезы твои канули пред Господом. Ты зачнешь и родишь дщерь благословенную, выше всех дщерей земных. Ради Ея благословятся все роды земные, Ею дастся спасение всему миpy и наречется она Mapиею "!

Услышав эти слова, Анна поклонилась Ангелу и сказала: "жив Господь Бог мой! если у меня будет дитя, то отдам его Господу на служение, пусть оно служит Ему день и ночь, восхваляя святое имя Его во всю жизнь".

Ангел Божий, после благовестия Анне, явился и св. Иоакиму в пустыне и сказал ему: "Бог милостиво принял молитвы твои; жена твоя Анна родит дочь, о которой все будут радоваться. Вот и знамение верности слов моих: иди в Иepycaлим и там, у Золотых ворот, ты найдешь жену свою, которой возвещено то же самое ".

Благоговейная радость объяла сердце святаго старца: он немедленно и с богатыми жертвами пошел в Иepyсалим и там, действительно, на указанном от Ангела месте встретил жену свою. Увидя мужа, Анна поспешила к нему с восклицанием: "знаю, знаю, Господь Бог щедро благословил меня: потому что я была как-бы вдовою - и теперь не вдова, была безчадною - и теперь буду иметь чадо".

Здесь они разсказали друг другу все подробности явлений Ангела, принесли в храм жертву Господу и, судя по ходу дальнейших событий, несколько времени оставались в Иерусалиме ожидать исполнения полученнаго ими обетования.

Вскоре святые Богоотцы увидели над собою совершение этого чуднаго обетования: в девятый день декабря православная Церковь празднует зачатие Пресвятой Девы Анною и воспевает: "Анна ныне растить начинает божественный жезл (Богородицу), прозябший таинственный цвет - Христа, всех Зиждителя". "Неплодная, плодородящая сверх ожидания Деву, имеющую родить Бога плотию, светится радостию и ликует, громко взывая: радуйтеся со мною все колена Израилевы: я ношу во чреве и избавляюсь укоризны в безчадии; так угодно Создателю, услышавшему мою молитву и исцелившему сердечную болезнь устроением желаемаго мною".

"Увидят люди и подивятся, - что я стала материю: вот и я раждаю, потому что так благоволил Разрешивший союз неплодия моего ".
Нельзя не благоговеть пред этим чудным зачатием и не видеть в нем необычайных и великих целей Божественнаго Промысла. Бог видимо хотел приготовить к вере в будущия, еще более чудныя - зачатие и рождение единороднаго Сына Своего: "таинству - как поет св. Церковь - предтечет таинство".

"Дева Матерь родилась от неплодной - говорит св. Иоанн Дамаскин - потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходит от меньшего к большему".

"Если - как замечает св. Анд рей Критский - великое дело то, что раждает неплодная: то не более ли удивительно, что раждает Дева?.. Нужно было, чтобы Тот, Который все и в Котором все, как Господь природы, показал на праматери Своей чудо, сделав ее из безплодной материю, а потом и в Матери изменил законы природы, сделав Деву Материю и сохранив печать девства".

И если Иоаким и Анна, еще прежде получения радостной вести, превосходили всех чистотою и святостию: то не более ли возгорели они святою ревностию и преданностию Богу, когда удостоились получить благодатное откровение о снятии с них поношения?

А вместе с тем, святыя качества их не привлекали ли к ним в большей мере благоволения Божия и не низводили ли на них благодатныя дарования, предуготовлявшия их к чудному событию?

Если пророк Иеремия и Предтеча Господень Иоанн были освящены Богом прежде рождения и исполнились Духа Святаго еще во чреве матери: то еще большее освящение, без сомнения, было усвоено чревоношению праведной Анны.

Здесь приготовлялось не одно простое рождение, но вместе с тем и открытие тайны премудраго совета Божия, от века сокрытой и непроницаемой даже для самих Ангелов.

Здесь устроялся нерукотворенный ковчег Божий, уготовлялось живое селение Всевышняго. Отсюда должна была изойти единственная и святейшая Дева, которой, по предречению Пророка (Ис. 7, 1.4), предопредвлялось сделаться Материю Бога Слова.

"Славнейшее таинство - поет св. Церковь - неведомое Ангелам, великое для человеков и от века сокрытое! Вот целомудренная Анна носит в утробе Богоотроковицу Mapию, приготовляемую в селение для Царя всех веков и в обновление рода нашего".

По прошествии дней чревоношения, благовестие Ангела исполнилось - и св. Анна, в 8-й день сентября, родила дочь. Восторг родителей, освободившихся от " поношения безчадства", был невыразим.

Явное чудо милости Божией, прежде всего, обратило очи их, полныя слез благодарности, к небу - и Иоаким благоговейно взывал к Всемогущему Богу: "Ты, источивший непокорным людям воду из скалы, благопокорным даруешь из безплодных чресл плод, на радость нам". Анна, в безмолвном восторге, возносясь к небу душею, смиренно помышляла: "Заключающий и отверзающий бездну, возводящий воду на облака и дающий дождь! Ты, Господи, дал мне произрастить пречистый плод от безплоднаго корня". - И св. Церковь, разделяя восторг праведных Богоотцев взывает вместе с ними всему миру: "сей день Господень! радуйтеся, людие!".

Преблагословенная Дева, несмотря на тогдашнюю маловажность некогда знаменитаго дома Давидова, в своем рождестве наследовала высокую славу: род ея, исходя от Авраама и Давида и продолааясь много веков, заключал в себе имена ветхозаветных патриархов, первосвященников, правителей, вождей и царей Иудейских. Доблести прославленных предков, при самом рождении благодатнаго младенца, уже украшали имя его. Но все эти преимущества, так много ценимыя миром, скоро померкли в лучезарном свете той неземной славы, которую Всевышний уготовал новорожденной Деве.

Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру.

Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших.

Всего 3 лет от роду Пресвятая Дева была введена во храм. К торжеству посвящения в Назарете собралось много родных и близких Иоакима и Анны. Все они отправились в Иерусалим, находящийся в трех днях пути от Назарета.

После вступления в город и семидневного очищения постом и молитвою праведные Иоаким и Анна со всеми сопровождавшими их приблизились к храму, ведя свою трехлетнюю дочь. На встречу им из храма вышли священники во главе с первосвященником Захарией.

Крыльцо, ведущее к храму, состояло из 15 высоких ступеней, по числу степенных псалмов, которые священники и левиты пели на каждой ступени при входе в храм. Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступень, и, к всеобщему изумлению, трехлетняя Мария без посторонней помощи взошла на самый верх, где ее принял первосвященник Захария.

По слову предания, он не остановился там, где обычно стояли молящиеся, но ввел ее в Святое Святых, подобно ветхозаветному кивоту Божию.Вокруг храма были построены особые помещения, где жили девы, посвященные и служившие Богу. Жизнь Девы Марии при храме отличалась особенной чистотой и святостью.



Она вставала с рассветом и, по свидетельству предания, три раза в день совершала молитву: утром, в полдень и вечером. В остальное время Она занималась чтением книг Священного Писания и рукоделием. В песнопениях Церкви свидетельствуется о явлении ангелов Пречистой Деве с небесной пищей.

Когда Марии было около 9 лет, Она лишилась Своих престарелых родителей: сначала умер Иоаким, а вскоре и Анна.

Девственная чистота, уважаемая в христианстве, не считалась добродетелью у евреев. Все девы, воспитанные в храме, должны были, по достижении возраста, вступать в супружество. Когда Марии исполнилось 14 лет, первосвященник объявил Ей, что, по обычаю, Ей нужно оставить храм и выйти замуж. Пресвятая Дева ответила, что Она от рождения посвящена Богу и желает всю Свою жизнь соблюсти девство.

Мария дала обет вечного девства. По достижении Марией совершеннолетия ей находят престарелого супруга Иосифа Обручника, который уважает ее обет. В его доме Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой завесы, во время прядения произошло Благовещение.

О значении праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

Основой почитания Марии в Церкви всегда было послушание Ее Богу, свободное доверие, оказанное Ею по-человечески неслыханному призыву. Православная Церковь вообще всегда подчеркивала эту связь Марии с человечеством и, если так можно выразиться, любовалась Ею как лучшим, чистейшим, возвышеннейшим плодом человеческой истории, человеческого искания Бога, и в Нём - последнего смысла, последнего содержания самого человечества.

Если на Западе, в западном христианстве, в центре почитания Марии всегда стоял образ Ее как Девы, девство Которой не нарушено было материнством, то для православного Востока такой сердцевиной любви его к Марии, созерцания Ее и - повторяю еще раз - радостного любования Ею с самого начала было и остается ее Материнство, Ее кровная связь с Иисусом Христом.

Православный Восток прежде всего радуется тому, что в пришествии Сына Божьего на землю, в спасительном явлении Бога, ставшего человеком, чтобы воссоединить его, человека, с Его Божественным призванием, что в пришествии этом приняло участие и само человечество.

Если самое радостное и глубокое в христианской вере - это “со-природность” Христа нам, то, что Он подлинно Человек, а не призрак, не таинственное явление, что Он - один из нас, навеки с нами своим человечеством связанный, то тогда понятным становится и любовное почитание Той, Которая Ему это человечество, нашу плоть и кровь, дала.

Той, благодаря которой Он, Христос, мог называть Себя так, как Он всегда Себя называл: “Сын Человеческий”. Сын Божий, Сын Человеческий... Бог, снисходящий до человека, чтобы человека сделать Божественным, или, как говорят учители Церкви, - обожить, сделать причастником Божества.

Именно тут, именно в этом потрясающем откровении о подлинной природе, о подлинном призвании человека - источник благодарного, любовного отношения к Марии как нашей связи со Христом, и в Нём - с Богом.

И нигде это не раскрывается с большей ясностью, чем в празднике Рождества Богородицы. Об этом событии ничего не сказано в Священном Писании. Да и что особенного можно сказать о рождении ребенка, рождении, подобном всякому рожденью. И если Церковь стала в особом празднике вспоминать и праздновать это событие, то не потому, что оно было чем-то исключительным, чудесным, из ряда вон выходящим, нет, а как раз потому, что сама обыденность его раскрывает новый и лучезарный смысл во всём том, что мы называем “обыденным”, придает новую глубину тем подробностям человеческой жизни, о которых мы так часто говорим, что они “ничем не замечательны”.

Но посмотрим на икону этого праздника, вглядимся в нее духовным нашим взором. Вот на постели - только что родившая Дочь женщина. Церковное предание утверждает, что звали ее Анна. Рядом с нею - отец, имя которого, по тому же преданию, - Иоаким. Рядом с постелью женщины совершают первое омовение Новорожденной.

Самое обыденное, ничем не замечательное событие. Но так ли это? Не хочет ли иконой этой сказать нам Церковь, прежде всего, что рожденье в мир, в жизнь нового человеческого существа - это чудо всех чудес, чудо, именно разрывающее обыденность, ибо тут начало, у которого уже нет и не будет конца.

Начало единственной, неповторимой человеческой жизни, возникновение новой личности, в появлении которой как бы заново творится мир, и вот - дарится, дается этому новому человеку как его жизнь, как его путь, как его творчество.

Итак, первое, что мы празднуем в этом празднике, это пришествие в мир самого человека, пришествие, о котором в Евангелии сказано, что когда совершается оно, мы не “помним уже скорби из-за радости, что родился человек в мир”.

Второе: мы знаем теперь, Чье рожденье, Чье пришествие мы празднуем. Мы знаем единственность, красоту, благодатность именно Этого Ребенка, Его судьбы, Его значения для нас и для всего мира. И третье - мы празднуем и всё то и всех тех, которые как бы подготовили Марию, наполнили Ее этой благодатью и красотой.

Вот в наши дни много говорят о наследственности, придавая ей какой-то рабий, детерминистский смысл. Церковь тоже верит в наследственность, но духовную. Сколько веры, сколько добра, сколько поколений людей, живших высшим и небесным, нужно было, чтобы на древе человечества вырос этот изумительный и благоуханный цветок - Пречистая Дева и Всесвятая Мать! И потому это также и праздник самого человечества, веры в него, радости о нём.

Увы, нам виднее и понятнее наследственность зла. И действительно, столько зла вокруг нас, что эта вера в человека, в его свободу, в возможность доброй и светлой наследственности уже почти выветрилась в нас и заменилась скептицизмом и недоверием...

Однако именно этот злой скептицизм, это унылое недоверие призывают нас оттолкнуть от себя Церковь в день, когда празднует она - и с какой радостью и верой, - рожденье маленькой Девочки, в Которой как бы сосредоточились добро, нравственная красота, совершенство, которые составляют подлинную человеческую природу. Ею, Этой рождающейся Девочкой, и в Ней встречает мир идущего к нему Христа. Он наш дар - Ему, наша встреча с Богом. И вот мы уже на пути к Вифлеемской пещере, к радостной тайне Богоматеринства.

Рождество Пресвятой Богородицы — Это праздник начала начал! Свято верит народ, тихо молится, Чтоб Господь в этот день всем послал И терпенье, и блага, и радости, И великую тайну любви...

Средь гор, в глубокой котловине, храня преданья древних лет, еще красуется доныне священный город Назарет. В трудах, молитве непрестанной здесь доживал свой тихий век благочестивый человек — Иоаким с женою Анной. Уже давно в их волосах сребрятся старости седины, давно потух огонь в очах, чело прорезали морщины.

Слабеют силы; но опоры — увы, — для старцев честных нет, и, может быть, придется скоро бездетным им покинуть свет, и не увидит поколенье их дней пришествия Христа, когда свершится искупленье, — пророков светлая мечта. И сердце старцев постоянно болело тайною тоской, и слезы горькие порой лила тоскующая Анна. Но вот настали дни иные для бедных старцев — наконец над ними сжалился Творец, — у них родилась дочь — Мария.

Младенца чудного рожденье казалось старцам сладким сном, как будто райское виденье их осенило мирный дом. Казалось, ангелы витали средь этой мирной тишины и сердцу тайно навевали святые, радостные сны.

Их жизнь была, как путь без цели, пуста, уныла и темна: — у этой детской колыбели вдруг изменилася она. Забыты горе и печали, забыты скорби прежних дней; чредою быстрою бежали теперь их дни, зари ясней.

Сила молитвы ко Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

Неусыпно молится у Престола Господня Матерь Божия, Ходатаица о нашем спасении.

Если много может усиленная молитва праведного (Иак. 5, 16), то тем более сильна молитва Пресвятой Богородицы. Она еще во время Своей земной жизни обрела благодать у Господа и обращалась к Нему с ходатайством за тех, кто просил Ее помощи и заступления.

Особенной же благодати и близости к Престолу Божию Пресвятая Богородица удостоилась после Своего преславного Успения. Она преселилась на Небо не только для того, чтобы пребывать в сиянии и величии Божественной Славы Своего возлюбленного Сына, но и для того, чтобы Своими молитвами ходатайствовать о нас пред Ним. "Радуйтесь! Я с вами во все дни", - сказала Она, явившись святым апостолам.

Пресвятая Дева, живя на земле, сама испытала те же лишения, нужду, беды и напасти, которые испытываем и мы. Она пережила скорбь крестных страданий и смерти Своего возлюбленного Сына.

Она знает наши немощи, нужды и скорби. Каждый наш грех причиняет Ей страдание, и в то же время каждая наша беда находит у Нее сочувствие. Какая мать не заботится о своих детях и не болеет сердцем от их несчастий? Какая мать оставляет их без своей помощи и внимания? Матерь Божия всегда готова подать нам благовременную помощь.

Матерь Божия подобно солнцу светит и согревает нас лучами Своей любви и оживотворяет наши души данною Ей от Бога благодатью. Духом Своим Она всегда пребывает на земле. Когда блаженный Андрей юродивый подобно апостолу Павлу был восхищен духом в Небесные обители и узрел там Господа, он стал скорбеть, не видя Пречистой Богородицы. Но Ангел сказал ему, что Она удалилась в мир помогать людям.

Все мы обременены скорбями, жизненными невзгодами, болезнями и напастями, ибо все согрешаем. Слово Божие говорит, что нет человека, который бы пожил на земле и не согрешил (см.: 2 Пар. 6, 36). Но Бог есть высшая Любовь (1 Ин. 4, 8), и по любви к Своей Матери и к нам Он принимает Ее молитвы.

Мы веруем в Ее постоянное предстательство и ходатайство за нас, грешных, пред Милостивым и Человеколюбивым Богом и в силу Ее молитв. Будем прибегать к Ней как к тихому и доброму пристанищу и усердно призывать Ее всесвятое и всепетое имя. И Она не оставит нас нечаянной радостью спасения.

Верующий молится - Богородица улыбается.

В этот день в народе было принято молиться Пресвятой Богородице обо всем, что тревожило душу.

Считалось, что ни одна молитва, произнесенная в этот день, не останется без внимания. Но следует отметить, что в какой бы день не обратиться к Богородице - она всегда поможет, если человеку нужна её помощь. Богородица возрадуется, если верующие просто будут возносить ей благодарственные молитвы.

Молитва пред иконою Рождества Пресвятой Богородицы.

Пред иконой Рождества Пресвятой Богородицы молятся о спасении заблуждших душ и наставлении их на путь правый.

,О, Пресвятая Богородице! Призри с благосердием на моления нас, грешных и смиренных рабов Твоих, и умоли Бога Сына Твоего, да низпослет нам и всем, притекающим к Тебе, здравие душевное и телесное и вся, яже к вечней и временней жизни потребная, да простит нам всякое согрешение вольное и невольное; да избавит нас от всяких скорбей и болезней, и напастей и всякаго злаго обстояния. Ей, Царице наша Преблагая, Надеждо наша несокрушимая и Заступнице необоримая! Не отврати лица Твоего от нас, за множество прегрешений наших; но простри нам руце Матерняго милосердия Твоего, и сотвори с нами знамение во благо. Яви нам богатую помощь Твою и благопоспеши во всяком деле благом; от всякаго же начинания греховнаго и промышления лукаваго отврати нас, да выну славим Пречестное имя Твое и покланяемся честному образу Твоему; и величаем Бога Отца, и Единороднаго Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа и Святаго Духа, со всеми святыми, во веки веков.Аминь."

Необычный текст молитвы под названием Богородица дево радуйся.

В буквальном смысле кощунствено не знать эту православную молитву.
Данный текст, обращенный к Пресвятой Богородице, приветствует и прославляет ее.

Ее первоначальный смысл при этом не меняется и благодарственная составляющая не изымается.
Богородица дево, радуйся помогает укрепить православную веру и вознести хвалу Деве Марии.

Богородица дево, радуйся...

,Богородица дево Мария, свято приветствую тебя. На тебя уповают женщины, тебе молится и мужчины. В скорби человечества родила ты Христа и благословила его на наше спасение. Благодарим тебя за великую святость и заступничество перед Господом Богом

Богородице дево, мы любим тебя. Богородице дево, мы верим в тебя. Аминь."

Как правило, в этот праздник - Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября) - женщины, ко-торые из-за какой-либо болезни не могут иметь детей, молятся Пресвятой Богородице о своем исцелении и о скором зачатии детей.

Но кроме этого, в этот день можно обращаться также с любым молитвенным прошением о помощи и покровительстве.

Молитва первая Пресвятой Богородице:

Продолжение следует в следующем посте.

21 сентября Православная церковь отмечает великий двунадесятый праздник – Рождество Пресвятой Богородицы.

Пресвятая Дева Мария появилась на свет в Палестинском городе Назарете, в семье праведных Анны и Иоакима, которые оставались бездетными до преклонных лет, но не теряли надежды и верили, что Господь смилостивится над ними. Они обещали, что в случае рождения малыша, посвятят его жизнь служению Богу в Иерусалимском храме. Их молитвы были услышаны. Архангел Гавриил сообщил им радостную новость о том, что у них родится дочь Мария, с помощью которой будет подарено спасение всему человечеству.

21 сентября: приметы и обычаи дня

На Руси Рождество Пресвятой Богородицы отмечали торжественным молебном. Церковные песнопения: стихиры, каноны, тропари в честь Девы Марии носят название «Богородичны». Они входят в состав всех ежедневных служб. К каждому празднику в честь Божьей Матери приурочены свои Богородичны.

В народе Богоматерь почиталась особо. Её образ был понятнее, ближе и доступнее народному сознанию, чем образ Спасителя. Богородица, вознесенная в мир божественный, осталась связанной с обычными людьми. Она по-матерински переживала и заступалась за них. Народный культ Девы Марии выразился в многочисленных эпитетах: «Пречистая», «Пресвятая», «Владычица», «Избавительница от скорбей», «Царица неба и земли», «Скорая помощница», «Целительница от болезней и страстей», «Небесная заступница», «Защитница от нечистой силы, бед, страданий и напастей». В народных представлениях Божия Матерь виделась милосердной, утешающей, отзывчивой к любой беде и облегчающей боль, к ней часто обращались с молитвами, заговорами и заклинаниями в разных жизненных случаях.

Заговор от болезней к Богородице


Ещё этот день известен и как праздник «Спожинки», или праздник урожая, организовывали который в честь окончанию жатвы. Спожинки отмечались с давних времен, и могли длиться целую неделю. Чем больше было урожая, тем дольше длилось торжество, отмечаемое широким хлебосольством и хождением в гости.

Поднесеньев день – так порой называли 21 сентября наши предки, потому что к этой дате был приурочен обычай угощения молодоженами своих родственников. Обычно к новобрачным приходили все родные и знакомые. Приглашал гостей специально назначенный для этого дела «позыватый», который просил навестить молодых, на их житье-бытье посмотреть, уму-разуму их научить.

21 сентября не только посещали молодоженов, но и приглашали их к родителям (тёще и тестю) вместе со свекровью и свекром для установления добрых отношений между семьями. После праздника внуки нередко оставались на несколько дней в гостях у дедушки с бабушкой.


К Рождеству Богородицы о себе очень явственно заявляла наступившая осень, поэтому праздник наполнялся ещё одним смыслом – второй встречей осени (первая – 14 сентября, третья – 27 сентября – на Воздвижение).

Утром женщины с овсяным хлебом выходили на берег реки, озера или пруда встречать матушку-Осенину. Старшая женщина держала в руках хлеб, а молодые пели песни, потом разламывали хлеб на кусочки по числу присутствовавших, несли его домой, где кормили им домашнюю скотину.

С Осенин начиналась пора посиделок. Девушки с пряжей собирались в одной избе, к ним приходили парни с угощением и гармоникой, исполнялись игровые песни:

Как и в день весеннего равноденствия, 21 сентября в избах обновляли огонь – старый гасили и зажигали новый. Во избежание дурного глаза, порчи и болезней жгли старую и ненужную обувь и одежду, детей на пороге дома обливали водой.


Народные приметы на 21 сентября:

  1. Какая погода в этот день, такой и осень будет. Если тепло на улице, то и осень будет теплой и погожей.
  2. Чем больше на луке шелухи, тем холоднее зима будет.
  3. Алый закат или рассвет – к ветряной и дождливой погоде.
  4. С утра иней на траве – к непогоде.
  5. С деревьев практически все листья опали – зима будет ранней.
  6. На деревьях паутины много – к теплу.
  7. Зайцы роют норы – к суровой зиме.
  8. Перелетные птицы низко летят – к похолоданию.
  9. Хлеб, испеченный или купленный в этот день, нужно съесть в кругу семьи. С чужими людьми им делиться нельзя.
  10. 21 сентября вся вода в родниках – святая.
  11. Бездетным женщинам, мечтающим забеременеть, в этот день нужно молиться, чтобы Господь послал им ребенка. Также нужно заказать молебен в церкви и подать милостыню нищим.

Человеку, родившемуся 21 сентября, следует носить алмаз и турмалин. Он вырастит ответственным и трудолюбивым.

Видео: церковный календарь на 21 сентября

Рождество Пресвятой Богородицы 2017 – великий двунадесятый непереходящий праздник. Церковью он был установлен в IV веке и отмечается этот праздник – 8 (21) сентября.

В этот день празднуется рождение Той, через Которую придет Христос Спаситель. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости.

В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова — явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. По преданию, родителями Пресвятой Марии были Иоаким и Анна. Иоаким происходил из царского рода Давида, а Анна из рода первосвященников, а именно из рода первосвященника Аарона.

В один из дней Анне явился Архангел Гавриил и сообщил о рождение Дочери, предуказав ей имя Ее – Мария (что означает «госпожа, возвышенная»): «Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную, превыше всех. Через Нее получат благословение Божие и все земные народы. Через Нее будет дано всем людям Спасение. Имя Ей будет Мария», а вот что сказал Ангел, явившись Иоакиму: «Иоаким! Бог услышал твою молитву, и Он благоволит даровать тебе Свою благодать. Твоя жена Анна зачнет и родит тебе Дочь, которая будет радостью для всего мира. Вот тебе знак, что я говорю тебе правду: иди к храму в Иерусалим, и там, у Золотых ворот, найдешь свою супругу Анну, которой я сказал то же самое».

Пресвятая Дева Мария родилась в Галилейском городке Назарете. До появления на свет Марии у супругов не было детей, так как Анна была бесплодна. Иоаким и Анна были праведны и благочестивы. Супруги каждый день молили и просили Господа Бога о даровании им ребенка, давая обет посвятить его Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь.

Когда Супругам было уже за сорок лет, Господь, отблагодарил за их прошения, послав Ангела с радостной для них вестью. Через девять месяцев на закате Анна родила дочь – Пресвятую Деву Марию, будущую Матерь Господа Иисуса Христа! Рождению Девы Марии радовалась вся земля. Счастливый Иоаким отблагодарил за благословление Бога, принеся в храм дары и жертвы, и получил благословения от многих священников. Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола.

Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. В настоящее время Рождество Пресвятой Богородицы, до сих пор отмечается Церковью 8 (21) сентября, имеет один день предпразнства (7 сентября) и четыре дня попразднства, а также отдание праздника (12 сентября).

Почитание Богородицы воплотилось в чествование ее в дни «богородичных праздников» — Рождество Богородицы, Введение, Благовещение и Успение Богородицы, а также и в другие дни, связанные с событиями из жизни Богородицы или прославляющие ее: Собор Пресвятой Богородицы, т.е. всенародное торжественное собрание для прославления Матери Божьей (26 декабря / 8 января); Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, в особом храме, построенном императором Львом Великим в V в. (2 / 15 июля); Положение честного пояса Пресвятой Богородицы — в честь того события, что императрица Зоя, супруга Льва Мудрого, получила исцеление от этой святыни (31 августа / 13 сентября); Покров Богородицы. В русской традиции особенно выражены празднования дней памяти прославленных чудотворных икон Богородицы: Владимирской (23 июня / 6 июля); Тихвинской (26 июня / 9 июля); Казанской (8 / 21 июля; 22 октября / 4 ноября); Смоленской (28 июля / 10 августа); Донской (19 августа / 1 сентября); Иверской (12 / 25 февраля) и др..

Рождество Пресвятой Богородицы 2017: традиции, что можно и нельзя делать в великий праздник

В праздник Рождества Богородицы все русские люди обязательно шли на праздничное богослужение в храм. В этот день не рекомендовалось выполнять какие-либо работы. Во многих деревнях на этот день приходились престольные праздники. День Рождества Богородицы отмечается торжественным молебном; пением величания на утрени: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое». Церковные песнопения: стихиры, тропари и каноны в честь Богородицы носят название «Богородичны», они входят в состав всех ежедневных служб.

В богослужебных книгах особо выделяются Богородичны праздников в честь Божьей Матери. К каждому богородицкому празднику приурочены свои Богородичны. В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. Богородица считалась покровительницей рожениц и являлась заступницей детей на этом и том свете. В особой чести была Богородица и у девушек на выданье.

Они обращались к ней с просьбами о женихах. Нередко призывалась Матушка Пресвятая Богородица в наговорах и молитвах при излечении от болезней: «от уроков», «ветрянова перелому» и др.: «Встану я раба (имя рек) по утру рано, умоюсь я водой ключовой, утрусь господней пеленой и помолюсь я Спасу образу, Матушке Пресвятой Владычице, Пречистой Богородице. На море-океане, на р. Иордани, на камне алатыре стоит Матушка Пресвятая Богородица, возле нее 77 ангелов, 77 архангелов. 1-й ангел Михаил архангел, 2-й ангел Гавриил архангел, третий ангел Кузьма и Дамьян. Не стрельби раба (имя рек), а отлетайте Вы, глазии, от раба (имя рек) из дверей в двери, из ворот в ворота, по мохам, по болотам, к сенным покосам. Аминь, аминь, аминь».

Недаром этот день почитался лекарками и знахарками. Упоминалась Богородица и в приворотных заговорах: «Матушка Пресвятая Госпожа Богородица, от ради радости Твоей, от мила милости Твоей и благости, создай несносной тоски и печали раба Твоего (имя рек), чтоб в еде не заедал, в питье не запивал, во сне не засыпал, в ходьбе не заходил. Аминь, аминь, аминь». В народе праздник Рождество Пресвятой Богородицы называют Малой Пречистою. Этот день знаменовался в народе как день, в который убирали пчелиные ульи на зиму, собирали лук, начинали осенние приготовления и заканчивали летние работы в полях.

В народе благодарят Пресвятую Богородицу, как небесную покровительницу земледелия, за весь богатый собранный урожай. К Рождеству Богородицы или к Аспосову дню приурочивались Осенины — вторая встреча осени — Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день). Осенины справлялись в течение целой неделицерковной традиции на празднование Рождества Богородицы отводилось 6 дней, так как этот праздник имел день предпразднества — 7 (20) сентября и четыре дня попразднества).

В Аспосов день заканчивалась бабье лето, начинались посиделки, «вечерки»; «капустки» (Сибирь) — рубка капусты для заготовки ее на зиму; если силами своей семьи справиться не удавалось, то приглашали «с помочью» женщин и девушек, в благодарность им устраивалось угощение и вечерка. День Рождества Богородицы часто совпадал с днем осеннего равноденствия, и как в день весеннего равноденствия в Богородицын день обновляли в избах огонь — гасили старый и зажигали новый.


Здравствуйте, уважаемые читатели. Рождество Пресвятой Богородицы — наиважнейший церковный праздник, который празднуется 21 сентября.


Праздник рождение Богородицы воплощает самое светлое в жизни. Дева Мария является олицетворением семейного счастья, плодородия.

Дата праздника – 21 сентября. Она не переходит на другие дни, остается неизменной из года в год. После посещения храма принято ходить к знакомым, чтобы поздравить их с этим Великим днем.

Что нельзя делать в этот день?

  • делать тяжелую физическую работу.
  • заниматься в доме большой уборкой, мыть полы.
  • исключить из меню мясную, скоромную пишу, можно есть рыбу.
  • принимать алкоголь.
  • ссорится с окружающими.
  • высказывать осуждения, желать зла.

Благодарность за земные богатства


В праздничный день было принято собираться дружной семьей, приглашая в дом родственников, близких знакомых на большой пирог. К праздничному пирогу было особое отношение, его вкушали с великим благоговением, не теряя ни крошки. Причем, не сметали со стола даже самые мелкие крошки, а бережно убирали, отдавали скотине.

Было принято выпекать хлеб с буквами «Р», «Б», который хранили под образами. В период уныния, болезней, любых горестей от него отламывали маленький кусочек и съедали. Чтобы привлечь в дом богатство пирогом угощали всех нуждающихся.

Праздничные поверья


  • Чтобы жить долго и счастливо, молодожены должны были радушно встречать гостей, кормить вдоволь, смиренно выслушивать советы и назидания старших родственников.
  • Для сохранения красоты женщина должна была умыться до восхода солнца.
  • А девушка должна была сходить к реке и умыться там также до восхода солнца, чтобы в этом году удачно выйти замуж.

Приметы, которые сбываются:

  • В этот торжественный день женщины шли поутру в храм, ставили свечки, обвитые цветами, сделанными из бумаги. На цветах писали просьбы, обращенные к Пречистой Деве. Какой цветок начнет обгорать первым, та просьба непременно исполнится. Если же цветы полностью сгорали, значит, все пожелания будут исполнены.
  • Девушкам с именами Анна, Анастасия, Алена не надо заплетать косы.
  • Живет еще одна примета: если вы случайно в этот день перепачкали руки в чем-то черном, то ждите хороших вестей или прибавки жалованья на работе. Чтобы примета сбылась, постойте на венике минуты 2.
  • Если тепло и сухо 21 сентября, то осень будет теплой и сухой.

Из истории праздника




История праздника уходит своими корнями к V веку. Матерь Спасителя мира, Иисуса Христа родилась в небольшом Галилейском городке, именуемом Назарет, на рубеже Ветхого и Нового завета. Ее отцом был праведный Иоаким из рода пророка и царя Давида, а матерью — Анна, из рода Аорона — первосвященника.

Супруги долго были бездетны, за что терпели от окружающих много разных неприятных слов, но они не роптали, а смиренно переносили все неприятности. При этом супруги много молились, просили у Всевышнего о великой милости — послать им дитя. Так они дожили до преклонных лет.

Однажды, старец Иоаким принес в храм жертву Богу, но там ее не приняли, из-за бесчадия их семьи. Тогда он ушел в пустыню, где слезно молил Господа, даровать им ребенка. Анна, узнав об этом горе, также начала слезно молить Господа ниспослать на них Божию милость.

Всевышний услышал их мольбу. Радостную весть о рождении ребенка принес супругам Архангел Гавриил. Он сообщил, что они будут родителями Преблагословенной Марии, через которую придет спасение всему миру, победа над рабством дьявола.

Своей чистотой и непорочностью Дева Мария превзошла даже Ангелов, явившись живым Божиим храмом. Ее рождение приблизило явление людям Царство Божия, преобладание истины, добродетели, благочестия, бессмертной жизни.

Праздник — вчера и сегодня


В давние время на берегах рек и озер парни и девушки водили хороводы, устраивали игры с выбором пары, причем, девушки могли выбрать парня, пригласить его в хоровод. Именно во время гуляния можно было целоваться без осуждающих взглядов родителей и всех окружающих.

А старшие женщины приносили к водоемам каравай и кисели, где возносили благодарность Господу за хороший урожай. Молодые женщины вставали в хоровод, пели песни, посвящая их земле, урожаю, благодатной осени. Всю выпечку делили, а также скармливались домашним животным.

Сегодня отмечается праздник урожая, проводятся ярмарки с веселыми играми, концертами. На ярмарках можно купить овощи, фрукты, заготовки собственного «производства».

Икона Рождества Пресвятой Богородицы показывает земное происхождение Девы Марии.