Акродизостоз. Симптомы, диагностика, лечение. Двигательное развитие вашего ребёнка

Эта брошюра, созданная педагогами Центра ранней помощи Даунсайд Ап, дает краткое представление о двигательном развитии малыша с синдромом Дауна.

Вы узнаете, что такое крупная и мелкая моторика, как именно происходит формирование двигательных навыков, необходимых каждому человеку в повседневной жизни, а также познакомитесь с простыми и эффективными способами помощи, позволяющими оказать содействие развитию вашего малыша.

РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ.

РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ — это процесс, благодаря которому ребенок учится передвигаться, используя группы крупных мышц ног, спины, живота и рук. Почему так важно развитие крупной моторики? Дело в том, что эта сфера развития не только тесно связана со всеми остальными, но и является основой для общего развития, так как обеспечивает ребенку возможность самостоятельно исследовать и познавать окружающий его мир. Без самостоятельности, которую обеспечивает двигательная активность, ваш ребенок будет во всем зависеть от вас, а это замедлит его обучение и приведет к проблемам в поведении. Без прочного фундамента, заложенного в области крупной моторики, ребенку будет гораздо труднее освоить основные навыки тонкой моторики — такие, как письмо, умение обслуживать себя, одеваться или самостоятельно есть.

КОМПОНЕНТЫ РАЗВИТИЯ КРУПНОЙ МОТОРИКИ

  • Сила мышц: способность мышечного аппарата удерживать тело в нужном
    положении.
  • Координация: способность контролировать движения.
  • Проприоцепция: осознавание своего положения в пространстве.
  • Равновесие: способность сохранять различные позы, несмотря на силу
    земного притяжения.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ КУРПНОЙ МОТОРИКИ

Под последовательностью понимается общий порядок возникновения основных моторных навыков. У разных детей последовательность может немного нарушаться, поэтому навыки сгруппированы по фазам. В большинстве случаев, навыки одной фазы развиваются в указанном порядке, причем ребенок переходит к следующей фазе, только усвоив все навыки предыдущей. Возрастные границы овладения двигательными навыками у детей с синдромом Дауна шире, чем у обычных малышей, но порядок формирования этих навыков один и тот же у всех.

Первая фаза.
· Двигает головой
· Переворачивается с живота на спинку и обратно
· Сидит
· Ползает

Вторая фаза.
· Встает с помощью взрослого
· Передвигается на четвереньках
· Садится из положения стоя
· Ходит
· Карабкается по ступенькам

Третья фаза.
· Приседает на корточки, чтобы поднять предмет с пола
· Стоит на одной ноге
· С помощью взрослого поднимается и спускается по лестнице
· Бросает мяч и бьет по мячу

Четвертая фаза.
· Бегает
· Лазает
· Подпрыгивает на месте
· Возит за собой игрушки на колесах
· Ездит на трехколесном велосипеде

В следующей таблице приведены результаты исследований, показывающих в каком возрасте овладевают основными моторными навыками обычные дети и дети с синдромом Дауна.

Важно помнить, что здесь приведены только общие данные, то есть ваш ребенок может овладеть этими навыками быстрее или медленнее, чем указано в таблице. Каждый развивается по-своему, в зависимости от способностей, склонностей, сильных и слабых сторон.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ

1. Моторное развитие начинается с головы и продвигается сверху вниз (т.е. ребенок учится контролировать движения головы раньше, чем контролировать движения туловища).

2. Начинается с крупных мышечных групп (плечи, бедра), затем переходит на более мелкие группы (пальцы), т.е. мелкая моторика развивается на базе крупной.

3. Каждый приобретенный навык является основой для следующих.

Будьте внимательны, не побуждайте ребенка выполнять задания, к которым он еще не готов. Непосильные задачи могут развить у него неверные двигательные привычки, а частые неудачи — пошатнуть его уверенность в себе. Важно понимать, что основные навыки крупной моторики приобретаются в определенной последовательности. Осваивая очередную «веху» моторного развития, ребенок закладывает фундамент для последующих шагов развития.

ОСОБЕННОСТИ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ.

При синдроме Дауна существует ряд физических особенностей, замедляющиех моторное развитие:

Гипотония.

Сниженный мышечный тонус, из-за которого мышечная сила нарастает медленнее. Недостаток силы мешает развивать координацию и баланс тела.

Мышечная сила требуется ребенку для того, чтобы преодолевать гравитацию: поднимать голову, руки и ноги, брать игрушки, а впоследствии — для того, чтобы, вопреки силе тяжести, удерживать тело в вертикальном положении во время сидения и стояния. Натренировать мышцы можно лишь одним способом: активными движениями. Используйте все средства — любимые игрушки, лакомства, похвалу и т.д., чтобы поощрить ребенка как можно больше двигаться. Вначале, если ваш малыш очень слаб, вы можете помогать ему, физически поддерживая его руками или предлагая для выполнения задания небольшие и легкие игрушки.

Чрезмерная эластичность связок.

Связки обеспечивают устойчивость суставов. Слишком эластичные связки мешают детям с синдромом Дауна контролировать движения, поскольку их суставы слишком подвижны, и таким малышам трудно удерживать их в нужном положении.
Ослабленное чувство равновесия.
Хорошо развитое чувство равновесия — это ключ к успешному продвижению в области крупной моторики. Поскольку у детей с синдромом Дауна чувство равновесия ослаблено, им необходимо постоянно тренировать его. Развитие чувства равновесия начинается с головы. Вначале малыш нуждается в том, чтобы его голову и шею поддерживал взрослый, затем он учится делать это сам. Когда ребенок учится сидеть, вы сначала поддерживаете его за плечи, а затем, постепенно, опускаете свои руки все ниже, побуждая его использовать собственные мышцы и чувство равновесия для того, чтобы сидеть прямо. Можно, также, качать малыша на коленях или наклонять в разные стороны, поскольку такие игры интенсивно тренируют реакции равновесия.

Короткие руки и ноги.

У детей с синдромом Дауна руки и ноги коротки по сравнению с туловищем, поэтому им труднее овладевать некоторыми навыками. Им труднее, чем обычным детям, к примеру, карабкаться по ступенькам или перешагивать через препятствия.

Проблемы со здоровьем

Кроме того, на процесс развития крупной моторики оказывают влияние медицинские проблемы, достаточно часто встречающиеся у малышей с синдромом Дауна: кардиологические отклонения, проблемы со зрением, слухом и функционированием щитовидной железы. Эти проблемы поддаются медицинской коррекции, и их не следует упускать из виду, поскольку иначе они могут тормозить развитие ребенка.

О ДЫХАНИИ

Любой человек начинает жизнь в этом мире с первого вздоха. Мы настолько привыкли дышать, что совершенно не замечаем этого.

Что может быть естественнее дыхания!

Однако не следует забывать, что от того, как дышит ребенок, зависит не только общее состояние его здоровья, но и возможность раскрыть естественный двигательный потенциал.

С самого раннего возраста, когда малыш лишь начинает свою жизнь и развитие, очень важно помнить, что правильное дыхание способствует голосообразованию, снижает частоту респираторных заболеваний, а также тренирует организм, повышая его способность переносить физические нагрузки.

ЧТО НАДО ЗНАТЬ О ПРОЦЕССЕ ДЫХАНИЯ

Дыхание обеспечивается согласованной работой определенных мышц. Нормальное дыхание происходит через полость носа. В процессе дыхания также участвуют глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие. Основная мышца, которая вместе с мышцами груди и живота позволяет нам глубоко дышать, называется диафрагма.

Когда мы делаем вдох, воздух проходит через носоглотку, затем попадает в гортань, дальше — через трахею и бронхи — в легкие. При выдохе все происходит в обратном порядке.

Гортань в нашем организме выполняет двоякую функцию — это и дыхательная трубка, и сложно организованный аппарат, благодаря которому мы обладаем голосом.

ТИПЫ ДЫХАНИЯ

В зависимости от глубины вдоха различают:

Реберное дыхание
-диафрагмальное дыхание.

При реберном дыхании в процесс активно включена грудная клетка, которая расширяется при вдохе и опускается при выдохе. В этом случае происходит так называемый «покойный вдох и покойный выдох», когда на вдохе одновременно сокращаются межреберные вдыхательные мышцы, приподнимая ребра и расширяя объем грудной полости, а, кроме того, в процесс дыхания отчасти включается диафрагма, с помощью которой объем грудной полости увеличивается в вертикальном направлении. При покойном выдохе межреберные мышцы и мышцы диафрагмы расслабляются, грудная клетка уменьшает объем, «выдавливая» из себя определенное количество отработанного воздуха.

Второй тип дыхания — диафрагмальное дыхание — предполагает самый глубокий вдох и выдох, при этом в работу включаются все отделы дыхательной системы, то есть одновременно сокращаются межреберные мышцы, мышцы диафрагмы и некоторые мышцы груди и плечевого пояса, а также начинает действовать артикуляционный аппарат. Если смотреть на человека, который дышит таким образом, хорошо заметно, что при вдохе ощутимо расширяется грудная клетка и выпячивается вперед живот, а при выдохе живот подтягивается, брюшные мышцы толкают диафрагму вверх, и человек делает глубокий долгий выдох. Очень отчетливо это можно почувствовать во время пения или крика.

ЧТО ТАКОЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

Звуки речи человека связаны не только с колебанием голосовых связок, при разговоре мы пропускаем выдыхаемый воздух через ротовую и носовую полости, изменяя положение языка, губ, нижней челюсти. Когда мы говорим, диафрагмы на выдохе «подталкивает» воздух и он, проходя по верхним дыхательным путям и заставляя голосовые связки колебаться, позволяет нам издавать необходимые звуки. Если при этом воздух на своем пути не встречает никаких преград, кроме голосовых связок, мы произносим гласные звуки, а если ему приходится преодолевают сопротивление других артикуляционных органов, то возникают согласные звуки.

Согласные звуки бывают ротовые и носовые, в зависимости от того, через какую полость проходит воздух на выдохе. Носовыми в норме являются только два звука: «М» и «Н», но при наличии воспалительного процесса или особенностей строения носовой полости, другие звуки тоже могут принимать носовой оттенок. Если у ребенка отсутствует глубокий вдох и, соответственно, выдох, то его голоса почти не слышно, звуки трудноразличимы, невнятны. Иногда мы сталкиваемся с тем, что ребенок пытается говорить на вдохе, и тогда ему просто не хватает воздуха для того, чтобы произносить несколько слов или даже звуков подряд.

Таким образом, для того, чтобы научиться говорить, малышу с синдромом Дауна нужно научиться правильно дышать. Поскольку у детей с синдромом Дауна снижен мышечный тонус, им это удается не всегда. Кроме того, нормальный процесс дыхания могут осложнять заболевания носа и горла. С первых месяцев жизни ребенка следует обращать внимание на то, как он дышит. Существуют простые и эффективные упражнения, позволяющие помочь малышу глубоко дышать, о которых вам может рассказать специалист по двигательному развитию

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ?

Для успешного развития моторных навыков ребенку с синдромом Дауна необходима помощь, направленная на стимуляцию двигательной активности. Как правильно содействовать двигательному развитию? Чтобы знать, как помочь ребенку в процессе обучения, вам обязательно надо иметь представление об особенностях детей с синдромом Дауна.

Существует множество способов содействия, но самое главное правило заключается в следующем: РЕБЕНОК ДОЛЖЕН САМ СДЕЛАТЬ ВСЕ, НА ЧТО ОН СПОСОБЕН К ДАННОМУ МОМЕНТУ.

Ваша задача — обеспечить ему тот минимум помощи, который необходим для успешного выполнения задания. Очень хорошо, если вы найдете возможность обсудить это со специалистом по двигательному развитию.

Разнообразные положения.

Для того, чтобы ребенок мог находиться в различных позах, ему необходимо использовать различные мышцы и реакции равновесия. Вот почему очень важно давать ребенку возможность и побуждать его играть в разнообразных положениях. Когда, к примеру, ребенок лежит на животе, то напрягает мускулатуру спины и шеи, а приподнимаясь на руках — и мускулатуру рук. Лежа на спине и дрыгая ногами, он упражняет брюшные и бедренные мышцы, а играя с игрушками — мышцы груди и рук. Сидение тренирует чувство равновесия (и здесь очень важно то, как именно и с какой силой вы поддерживаете ребенка); при этом малыш использует мышцы спины и живота, чтобы сидеть прямо, и мышцы рук, чтобы дотягиваться до игрушек и играть с ними.

Переходные положения тела.

Переходные позиции позволяют ребенку менять положение тела, тем самым увеличивая его самостоятельность. Часто случается, что ребенок уже умеет, например, сидеть, но самостоятельно садиться и ложиться обратно его никто не учит. К примеру, малыш устал сидеть и хотел бы лечь на животик, но не умеет! В таких случаях он вынужден сидеть, пока его не положат, а это очень неприятно. Ребенку с синдромом Дауна труднее, чем обычному ребенку, освоить переходные позиции, потому что при перемене позы нарушается равновесное положение тела, и ребенку приходится совершать усилия, чтобы, выполнив необходимую последовательность движений, установить новую равновесную позу. Малыш боится менять позу сам, предпочитая сидеть в устойчивой позиции и кричать до тех пор, пока не придет мама и не уложит его. Вот почему ребенка необходимо учить переходным позициям и постоянно побуждать его использовать такие движения, постепенно уменьшая свою помощь и поддержку. Специалист по двигательному развитию может обучить вас специальным приемам, стимулирующим ребенка правильно менять положение тела. Однако, не забывайте, что вы лучше всех знаете собственного ребенка и, опираясь на рекомендации специалиста, сами сумеете найти самые оптимальные способы обучения.

Моторное планирование.

Способность ребенка в правильной последовательности совершать серию движений, необходимых для выполнения сложной двигательной задачи. Детям с синдромом Дауна из-за гипотонии и нарушения познавательных способностей с трудом дается естественное планирование моторики действия. Им, поначалу, необходимо бывает просто запоминать последовательность действий. При обучении порой приходится разбивать задачу на несколько небольших, чтобы ребенок осваивал их последовательно, а затем смог выполнить все действие.

КОМПОНЕНТЫ УСПЕШНОГО СОДЕЙСТИВЯ ДВИГАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

Терпение — вот что труднее всего! Всегда легче и быстрее сделать что-то самому, чем ждать, пока это сделает ребенок. Но помните: если вы не дадите ребенку действовать самому, он так и останется зависимым от вас, так и не научится управлять своим телом и не станет сильнее. Если ребенок расстроен неудачей, помогите ему, но постарайтесь, чтобы он сам сделал все, что может!

Анализ задания

Если малышу не удается совершить сложное действие, разбейте задание на несколько легко преодолимых частей. Предоставьте ребенку возможность освоить эти маленькие части, а затем соедините их вместе.

Похвала.

Не жалейте похвал! Ничто не подбадривает малыша лучше искреннего одобрения, радости и любви, которую он видит на лице близкого человека, лучше простых, эмоционально произнесенных слов одобрения: «Молодец!», или «Здорово!», «У тебя получилось!» и т.д. Хвалите малыша не только за результат, но и за те старания, которые он приложил, пытаясь выполнить очередной задачи. Ребенку чрезвычайно важно получать подтверждения того, что он успешен, а получить такое подтверждение он может только от взрослого.
Физическая помощь.

Необходимая физическая помощь взрослого побуждает ребенка выполнить новое, пока еще трудное для него задание, и предоставляет ему сенсорную информацию о том, как это делается. Очень важно не оказывать чрезмерной физической поддержки и не торопить малыша! Будьте внимательны к ребенку, уважайте его право на самостоятельность!

Демонстрация и подражание.

Все дети учатся, наблюдая за другими людьми. Для детей с синдромом Дауна этот метод обучения очень эффективен, поскольку, как правило, они обладают достаточно хорошей способностью к подражанию, а кроме того возможность имитировать действия взрослого дает малышу возможность выполнять задание более самостоятельно, чем в том случае, когда ему оказывают физическую помощь. Старайтесь наглядно продемонстрировать ребенку, что именно надо сделать.

Многократное повторение.

Чем больше у ребенка возможностей для тренировки любого навыка, тем скорее он запомнит, что от него требуется, и научится применять новое умение в различных ситуациях. Очень важно сделать так, чтобы малышу не надоедало повторять одно и то же. Здесь все зависит от вас: проявите изобретательность и придумайте, как сделать старые задания новыми и интересными, как встроить их в разные бытовые и игровые ситуации.

«Озвучивание».

Обязательно комментируйте вслух свои действия, произнося слова четко и достаточно громко. К примеру, если вы помогаете малышу сесть, старайтесь назвать действие «Ванечка садится» или «Давай-ка сядем, мой хороший!» и т.д. Когда ребенок подрастет, при выполнении им какого-то действия, очень полезно задавать ему наводящие вопросы, например: «Теперь что?», «Что дальше?» или «А что ты забыл?» Конечно, если малыш затрудняется выполнить или назвать что же именно делать дальше, нужно терпеливо, спокойно и дружелюбно помогать ему до тех пор, пока он не освоит то, что требуется. Таким образом, вы побуждаете ребенка разговаривать во время выполнения сложных заданий. Дополнительный сенсорный (звуковой) стимул закрепляет усвоение навыка и развивает речь.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА.

ПОЧЕМУ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования мелких мышц лица, рта, глотки, а также точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

КАКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЛИЯЮТ НА ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

· анатомические особенности строения ротовой полости, кисти и запястья
· сниженный мышечный тонус
· избыточная подвижность суставов, обусловленная чрезмерной эластичностью связок
· проблемы со зрением, которые мешают развитию координации «рука-глаз»
· недостаточная устойчивость тела, связанная с ослабленным чувством равновесия
РАЗВИТИЕ МЕЛКИХ МЫШЦ ЛИЦА И РТА

И ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ПРИЁМА ПИЩИ

У детей с синдромом Дауна нередко наблюдаются трудности при сосании, жевании и кусании, которые связаны с пониженным мышечным тонусом языка, губ и глотки, а также выступающей нижней челюстью. Кроме того, процесс приема пищи обеспечивается теми же мышцами, что и речь.

СОСАНИЕ (при кормлении из бутылочки)

Если у вашего малыша сосательные движения слабые, это говорит о недостаточной координации движений всех участвующих в этом процессе мышц. Соска легко выскальзывает из ротика ребёнка, он быстро устаёт, и процесс кормления затягивается.

Как помочь малышу?

· следите за тем, чтобы ребенку было сухо, тепло, и чтобы перед кормлением он отдохнул;
· при необходимости поддерживайте нижнюю челюсть так, чтобы губы обхватывали соску;
· пробуйте предлагать малышу соски разных форм и размеров; более мягкие соски (расширять отверстие в соске не следует!);
· прижимайте к себе ребёнка и ласково разговаривайте с ним во время кормления.

НЕКОТОРЫЕ СОВЕТЫ ПО ГРУДНОМУ ВСКАРМЛИВАНИЮ

Поскольку у младенцев с синдромом Дауна мышечный тонус чаще всего снижен, им бывает трудно брать в рот сосок и удерживать его во рту. Движения, обеспечивающие сосание, глотание и дыхание у некоторых детишек могут быть недостаточно координированы. Малыши тратят слишком много усилий и быстро устают. Само по себе грудное вскармливание способствует повышению мышечного тонуса.

Как побудить малыша сосать?

· лёгкими движениями поглаживайте лицо малыша вокруг рта и щёк,
· чистым пальцем обведите губы ребёнка, положите палец ему в рот и выньте, осторожно погладьте язык, побуждая его пососать ваш палец,
· вложите свой чистый палец в рот ребёнка и осторожно погладьте дёсны и небо, по направлению к глотке.
· Осторожно поглаживайте горло ребёнка сверху вниз, чтобы пробудить малыша сглатывать.

Формирование хороших сосательных движенийважный шаг на пути развития речи.

ЖЕВАНИЕ

Чтобы малыш с синдромом Дауна научился жевать, требуется довольно много времени. Это связано с низким мышечным тонусом и пониженной чувствительностью рта. Ребёнку бывает трудно почувствовать пищу определённой консистенции, а, значит, начать жевать. Низкий тонус может стать причиной быстро наступающей усталости мышц. Дети с синдромом Дауна нередко предпочитают сильно ароматизирован- ную пищу, которая даёт им дополнительную сенсорную информа-цию, что, в свою очередь, улучшает двигательную функцию жевания. Они с удовольствием будут есть хрустящие хлебцы, потому что их текстура усиливает ощущение пищи во рту. Это, в свою очередь, улучшает двигательную функцию жевания.

Какими приемами можно улучшить жевательные движения?

· Когда вы учите ребёнка жевать, сопровождайте движения его рта пением. Хорошо помогает пение в такт движениям челюстей вверх-вниз, в сочетании с легким похлопыванием по плечу или по столу.
· Можно пользоваться словесными инструкциями, сопровождаемыми тактильными подсказками — прикосновениями к лицу. Например, вы говорите: «Жуй», одновременно дотрагиваясь до правой щеки, затем — до левой, побуждая малыша передвинуть пищу во рту из стороны в сторону. Можно также поместить руку под подбородок ребёнка, сопроводив это действие словесной инструкцией.
· Давайте малышу пищу, которую нетрудно раскусить, например, крекер. Даже если малыш выплюнет кусок изо рта, кусание принесёт пользу, поскольку улучшает способность управлять челюстью.

Еда руками

Дети с синдромом Дауна могут начать есть руками твердую пищу в возрасте 10-12 месяцев.

Использование ложки

Примерно в 12-18 месяцев ваш малыш будет готов к тому, чтобы начать самостоятельно есть ложкой. Сначала позвольте ему просто постучать ложкой по столику. Заметив, что малыш проявляет интерес к использованию ложки, начните постепенно учить его зачерпывать вязкую пищу и подносить её ко рту. Постепенно уменьшайте свою помощь.

Какую посуду выбрать?

· Лучше всего начать с небольшой ложки с удобной для захвата ручкой. Сейчас можно приобрести специальную ложку с изогнутой ручкой, которая облегчает процесс, поскольку не требует сложного для ребенка поворота запястья.
· Лучше всего использовать небольшую миску, бортики которой помогут ребенку зачерпывать пищу.

КАК КОРМИТЬ РЕБЕНКА?

· Когда вы кормите малыша, осторожно положите ложку с пищей на середину его языка и слегка надавите. Дайте малышу время снять пищу с ложки верхней губой. Не «счищайте» еду с ложки, проводя ею по верхней десне и губе ребёнка.
· Иногда малышу может потребоваться ваша помощь: если нужно, аккуратно поддерживайте его нижнюю челюсть и/или смыкайте губы.
· Обязательно проконсультируйтесь со специалистом, в какой последовательности вводить в рацион пищу разной консистенции.
· Ребенок должен устойчиво сидеть за столом, голова немного наклонена вперед, предплечья лежат на столике, ступни ног стоят на твердой поверхности, бедра и колени согнуты под углом 90 градусов.
· Перед началом еды или питья рот малыша должен быть закрыт. Он открывает его только при виде пищи.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Новорожденный малыш сосредотачивает взгляд на висящей перед ним игрушке, затем тянется и ударяет по ней. Потом наступает время, когда он начинает хватать рукой интересующую его игрушку. С этого момента мы можем говорить о начале развития мелкой моторики. Развитие захвата, удерживания и манипулирования предметами проходит определенное количество последовательных этапов от захвата кулачком до точного захвата мелких предметов большим и указательным пальцем.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ДВУХ ЛЕТ

В это время малыш постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.

ОТ ДВУХ ДО ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ

Навыки, приобретенные на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определенное место. Если на предыдущем этапе ребенок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, начинает резать бумагу ножницами, снимать и надевать свободную одежду.

ОТ ПЯТИ ДО ВОСЬМИ ЛЕТ

В этом возрасте дети учатся использовать приобретенные навыки мелкой моторики в повседневных действиях (например, во время еды и одевания). Кроме того, настает черед обучения тем видам деятельности, которые требуют более координированной работы мелких мышц и суставов кистей рук, пальцев и запястий, в частности, письма. В этом возрасте ребята учатся поворачивать запястье, открывая винтовые крышки, краны в ванной комнате, самостоятельно одеваться, застегивая пуговицы и завязывая шнурки, держать тремя пальцами (щепотью) карандаш или ручку. Они уже достаточно уверенно пользуются ложкой, вилкой, постепенно учатся писать крупные буквы, рисовать простые картинки, резать бумагу ножницами вдоль нарисованной линии.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ЗАХВАТА

· Ладонный захват — ребенок хватает предмет и отпускает его, действуя всей кистью

· Захват щепотью — ребенок берет предмет, удерживает его и манипулирует им, используя большой, средний и указательный палец.

· Захват «пинцетом» — ребенок совершает действия с небольшим предметом, зажимая его между большим и указательным пальцем

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ РУК

Чтобы выполнять точные действия с мелкими предметами, пальцы руки должны действовать согласованно и координировано: большой, указательный и средний палец совершают координированные действия, а безымянный и мизинец обеспечивают необходимое устойчивое положение кисти.

СТАБИЛЬНОСТЬ ЗАПЯСТЬЯ

Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.

КАКИЕ ИГРЫ ПОМОГАЮТ РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК

Для развития движений запястья малыш может играть в ладушки, вы можете наливать в подставленные ребенком ладони шампунь, насыпать крупу. Хорошо тренирует движения запястья и пальцев рук лепка из пластилина или глины, рисование мелком округлых форм, поворачивание дверных ручек и отвинчивание крышек. После трех лет можно учить малыша пользоваться ножницами, а также разучивать с ним простые пальчиковые игры.

Вы можете сами придумать массу интересных игр и занятий, которые будут способствовать развитию навыков мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Важно лишь подобрать подходящие, посильные виды деятельности и организовать игру так, чтобы было интересно и ребенку, и Вам!

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ПИСЬМУ

Познавательные (когнитивные) способности ребенка развиваются параллельно с навыками мелкой моторики. Каждая новая ступень развития предполагает более точные и тонкие движения ук и пальцев.
Чтобы ребенок с синдромом Дауна смог научиться писать, его надо сначала научить, сидя за столом, правильно держать карандаш и рисовать простые линии и геометрические фигуры.
Чему должен научиться малыш прежде, чем учиться письму? Какие умения играют роль в процессе освоения письма?

Умение сохранять равновесие тела.

Для того, чтобы приступить к освоению навыков, предшествующих письму, ребенок должен научиться самостоятельно сидеть. Пока он этому не научится, его тело нужно будет поддерживать в сидячем положении с помощью дополнительных приспособлений, к примеру:

Подушек или свернутых валиками полотенец, или сажать на специальный стульчик, фиксирующий положение тела малыша. Чтобы малыш мог манипулировать карандашом или мелком, его руки должны быть свободны, а не прижаты к туловищу.

Умение управлять предплечьем.

Ребенку необходимо научиться двигать предплечьем, чтобы он мог переводить кисть руки из положения ладонью вниз в так называемое нейтральное положение, или среднее, положение, которое мы используем, когда пишем.

Стабильность запястья.

Запястье удерживает кисть руки в определенном положении, позволяющем управлять пальцами. Если запястье нестабильно, ребенку трудно контролировать точные движения пальцев.

Захват.

Умение держать мелок, карандаш или ручку — необходимое условие развития точных навыков письма. Чтобы удержать в руке карандаш или ручку захват пальцев должен быть достаточно крепким, но не чрезмерным, поскольку это может ограничить свободу движений.

Использование обеих рук: ведущей и помогающей.

Важно научить малыша пользоваться обеими руками одновременно так, чтобы одна рука непосредственно выполняла действие, а другая ей помогала. В процессе письма одна рука держит ручку и непосредственно пишет, а вторая рука придерживает бумагу. Если ребенку не удается пользоваться обеими руками одновременно, приходится фиксировать лист бумаги, прикрепляя его к столу.
Координация движений рук и глаз.

Чтобы научиться рисовать и писать, необходимо умение координировать движения глаз с тонкими движениями рук.

ОБЩАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИХ ПИСЬМУ

Прежде Всего следует иметь в виду, что разные дети могут осваивать их по-разному и в разные сроки!

1. Берет в рот мелки или ручки, мнет бумагу.
2. Ударяет мелком или ручкой по бумаге.
3. Рисует каракули.
4. Спонтанно (случайно) двигает мелок или карандаш в горизонтальном и/или вертикальном направлениях.
5. Спонтанно (случайно) двигает мелок или карандаш по кругу.
6. Подражая взрослому, двигает мелком или карандашом в горизонтальном /вертикальном/ направлениях или совершает круговые движения.
7. Подражая взрослому, рисует горизонтальные /вертикальные/ круговые линии.
8. Копирует нарисованную горизонтальную /вертикальную/ линии.
9. Копирует нарисованный круг и имитирует вслед за взрослым рисование креста.
10.Копирует нарисованный крест и имитирует вслед за взрослым проведение диагонали справа налево.
11.Копирует нарисованную справа налево диагональ и имитирует вслед за взрослым рисование квадрата.
12.Копирует нарисованный квадрат и имитирует вслед за взрослым проведение диагонали слева направо.
13.Копирует проведенную слева на право диагональ и имитирует рисование косого креста.
14.Копирует косой крест и имитирует рисование треугольника.
15.Копирует треугольник и имитирует ромб.
16.Копирует ромб.

Занятия, способствующие развитию захвата щепотью:

Большинство детей сначала учатся держать карандаш в кулаке, захватив его всей ладонью. Примерно с трех с половиной лет можно предложить малышу упражнения, которые помогут ему впоследствии держать карандаш щепотью.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ ПИСЬМА

1. Побуждайте ребенка брать мелкие предметы кончиками двух пальцев (пинцетный захват) и выпускать их, складывая в какую-то емкость.
2. Чтобы ребенку легче было научиться держать карандаш щепотью, предоставьте ему возможность пользоваться толстыми мелками длиной 7 см или кусочками мела. Такие мелки неудобно держать в кулачке, и малыш скорее возьмет его так, как нужно для письма. Можно также использовать толстые фломастеры.
3. Детям с синдромом Дауна обязательно надо ПОКАЗЫВАТЬ, как держать карандаш «по-новому».
4. Чтобы ребенку было удобно писать, совсем необязательно, чтобы он держал карандаш тремя пальцами абсолютно правильно. Если ваш ребенок до определенного возраста не может овладеть щепотным захватом и управлять движениями мелких мышц руки, не волнуйтесь. Нужны лишь время и практика.

Вот некоторые занятия, которые развивают навыки мелкой моторики и помогают тренировать движения отдельных пальцев:
Предложите ребенку катать маленькие кусочки глины или замазки, удерживая их кончиками большого и указательного или большого и среднего пальцев. Можно играть с нетугими бельевыми прищепками, складывать бумагу или вытаскивать салфетки из пачки, откручивать крышечки от тюбиков с зубной пастой большим, указательным и (иногда) средним пальцами, перемещать плоские предметы (например, ключ) от ладони к кончикам пальцев, не помогая себе другой рукой.

Кроме того, можно предложить ребенку:

1. рисовать линии и копировать геометрические фигуры кремом для бритья, пальчиковыми красками, вычерчивать их пальцем на песке;
2. рисовать картинки, изображающие людей, дома, деревья, машины или животных, с помощью педагога или родителей;
3. рисовать простые картинки, соединяя точки.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОДЕВАНИЯ

Навыки самообслуживания, в частности — навыки одевания, совершенно необходимы в повседневной жизни. Овладение этими навыками поможет ребенку чувствовать себя уверенно, успешно находиться в детском саду, школе. Учтите, пожалуйста, что ребенку легче научиться снимать одежду, чем надевать ее, и что позже всего малыш может научиться расстегивать кнопки, молнии, пуговицы и завязывать шнурки.

ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ ОДЕВАНИЯ?

· Уметь сохранять устойчивую позу, владеть достаточно большим объемом движений;
· Иметь представление о собственном теле и его частях;
· Уметь действовать двумя руками одновременно, либо совершая синхронные действия, либо используя одну руку как ведущую, а другую, как помогающую;
· Уметь выполнять ряд специфических движений, необходимых для одевания: тянуться рукой вперед, вверх, заводить руки за спину, за голову и т.д.;
· Владеть необходимым объемом мелких движений рук и пальцев: у ребенка должен быть сформирован щепотный и пинцетный захват.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОСВОЕНИЯ НАВЫКОВ ОДЕВАНИЯ

· Снимает шапку и варежки;
· Снимает носки и ботинки;
· Надевает шапку;
· Снимает расстегнутую взрослым куртку;
· Спускает и стаскивает с себя штаны;
· Стаскивает с себя через голову свитер, футболку;
· Заканчивает застегивать и расстегивать молнию (замок молнии соединяет взрослый);
· Снимает с себя свободную пижаму (кофточку и штаны);
· Вставляет ноги в штанины и натягивает на себя штаны;
· Вставляет руки в рукава джемпера или футболки, после того, как ему помогли надеть их через голову;
· Обувает туфли, ботинки, тапочки, не застегивая их;
· Надевает носки;
· Просовывает голову в ворот, а руки — в рукава джемпера или футболки;
· Надевает куртку, не застегивая ее;
· Надевает рубашку, не застегивая ее;
· Застегивает одежду на пуговицы;
· Застегивает разъемную молнию, предварительно соединив замок;
· Зашнуровывает ботинки и завязывает шнурки.

Этот список поможет вам сориентироваться, в какой последовательности дети учатся одеваться. В то же время не следует забывать, что ребенок может осваивать несколько навыков одновременно.
КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ОВЛАДЕТЬ НАВЫКАМИ ОДЕВАНИЯ?

Есть много способов помощи: очень важно поместить малыша в подходящую позу, можно выполнять действие совместно, положив свои руки поверх рук малыша, хорошо побуждать его подражать вашим действиям или давать четкие пошаговые инструкции. Важно помнить, что вы оказываете временную помощь, и степень вашего непосредственного участия в процессе овладения навыком. Ваша цель — научить ребенка действовать самостоятельно!

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ РЕБНКА ОДЕВАНИЮ

» Ребенок должен находиться в правильном, устойчивом положении, чтобы он мог сосредоточиться непосредственно на одевании, а не тратить лишних усилий на удерживание равновесия.

· Каждое действие следует разбить на несколько простых шагов. В процессе обучения новому навыку, вы выполняете все шаги, предоставляя малышу возможность самостоятельно выполнить последний шаг. Число самостоятельных шагов постепенно увеличивается, пока ребенок не освоит всю цепочку действий и не начнет выполнять ее без вашего участия.Некоторые дети предпочитают не заканчивать последовательность самостоятельно, а начинать ее. В этом случае, вам необходимо «начать с другого конца», помогая малышу завершить цепочку действий и постепенно увеличивая его самостоятельное участие. Имейте ввиду, что освоение каждого шага может потребовать достаточно длительного времени.
· Обязательно хвалите малыша за любой, даже самый малый успех.
· Правильно выбирайте время для занятий. Важно, чтобы вы никуда не спешили, а у ребенка был стимул для одевания. К примеру, для обучения одеванию и раздеванию хорошо подходит ситуация сборов на прогулку или подготовки ко сну.
· Помогайте ребенку, положив свои руки поверх его рук и направляя его движения до тех пор, пока ему не удастся выполнить действие самостоятельно.
· Активно используйте способность ребенка подражать действиям других людей. Если у вас есть другие дети, малыш будет с удовольствием выполнять непростые для него действия вместе с братом или сестрой.
· Постепенно переходите от непосредственной физической помощи к словесной инструкции, а затем начинайте просто напоминать ему последовательность действий, используя указательный жест.
· Если ребенок ходит в детский сад, позаботьтесь о подходящей одежде, чтобы не создавать ему лишних трудностей при одевании и раздевании. Пока ребенок не научился уверенно одеваться, используйте одежду, которую легко снимать и надевать.

Симптомы данного заболевания разнообразны:

  • невысокий рост (у женщин 125 см, у мужчин 130 см);
  • короткие руки и ноги из-за недоразвития плечевой и бедренной костей: эти кости в норме имеют наибольший рост, и задержка роста в них особенно заметна. В дальнейшем эти кости утолщаются, становятся изогнутыми, бугристыми. Это ведет к различным деформациям, которые становятся более заметными при нагрузке;
  • пальцы на руках короткие, приблизительно одной длины. Указательный и средний пальцы расположены близко друг к другу, тем самым рука напоминает трезубец;
  • искривление ног: они могут приобретать Х-образную или О-образную форму;
  • ограничение разгибания в локтевых и коленных суставах;
  • большая голова и выпуклый лоб из-за увеличенного мозгового отдела. Лицо кажется маленьким, недоразвитым;
  • нос широкий, с низкой, вдавленной переносицей;
  • высокое, арковидное твердое небо;
  • около внутреннего угла глаза особая дополнительная складка;
  • позвоночник чаще не затронут патологическим процессом, хотя в единичных случаях могут быть чрезмерные изгибы, особенно в поясничном отделе. Это проявляется нарушением походки.
  • отставание в физическом развитии.
Дополнительные симптомы:
  • косоглазие;
  • водянка головного мозга;
  • боли в пояснице.

Формы

  • Наследственная форма: связана с передачей мутированного гена от родителей детям. Тип наследования - аутосомно-доминантный. Если оба родителя имеют мутированный ген, то у них рождаются больные дети.
  • Спорадическая форма: мутация гена появляется от случая к случаю, наследственность в данном случае не выявлена. Такие мутации могут возникать под действием:
    • естественной радиации;
    • экстремальной температуры;
    • образования в организме человека химических соединений – метаболитов, которые и вызывают мутагенный эффект.

Причины

  • Причиной данного заболевания является мутация гена FGFR3, который отвечает за рост хрящевой ткани и окостенение.
  • Рост хряща в данном случае угнетается. Это приводит к замедленному росту костей в длину и их аномальной форме.
  • В большинстве случаев данное заболевание является результатом спонтанной мутации (внезапный генетический дефект).
  • Факторы, которые способствуют возникновению заболевания:
    • наличие данного заболевания у родителей;
    • взрослый возраст родителей, особенно отца, который способствует возникновению мутации.

Диагностика

Диагностика основывается на следующих методах.

  • Клиническая картина.
    • Низкий рост.
    • Нарушение пропорции тела:
      • короткие конечности;
      • искривление ног;
      • укороченные пальцы рук;
      • большая голова из-за увеличенного мозгового отдела черепа;
      • широкая вдавленная переносица.
  • Данные рентгенограммы.
    • Череп:
      • нарушение пропорции между лицевой и мозговой частью из-за увеличения последней;
      • сужение большого затылочного отверстия (отверстие, с помощью которого головной мозг соединяется со спинным).
    • Кости (особенно плечевая и бедренная) короткие, стенки их достаточно толстые.
    • Суставы неправильной шаровидной формы.
  • Полимеразная цепная реакция (ПЦР). С помощью данного метода можно обнаружить мутацию в гене FGFR3.

Лечение ахондроплазии

Заболевание является наследственным, поэтому чаще применяют симптоматические лечение: человеческий гормон роста (соматотропин), который немного увеличивает темп роста костей, по крайней мере в первый год жизни. Этот гормон вводится длительно, в форме инъекций каждый день, желательно перед сном, для имитации физиологической секреции гормона.

Хирургическое лечение применяют для исправления скелетных деформаций:

  • ламинэктомия - операция рассечения спинного канала, которая проводится для того, чтобы облегчить давление на спинной мозг от спинального стеноза (сужение центрального позвоночного канала);
  • остеотомия - кости ноги разрезаются и закрепляются в правильном анатомическом положении. Применяется при выраженном искривлении ног. Также можно незначительно увеличить длину конечностей.

Осложнения и последствия

  • Самое серьезное осложнение - сужение спинномозгового канала со сдавлением спинного мозга и нервов. Это может проявляться:
    • слабостью в конечностях;
    • нарушением двигательной функции;
    • снижением чувствительности;
    • нарушением тазовых органов (например: недержание мочи и кала, снижение половой функции у мужчин).

Профилактика ахондроплазии

  • Профилактические методы включают медико-генетическое консультирование и пренатальную диагностику (дородовую диагностику с целью обнаружения патологии плода на стадии внутриутробного развития).
  • Наличие больных в родословной является прямым показанием к медико-генетическому консультированию. Врач-генетик совместно со специалистами клинической диагностики уточняет генетическую ситуацию в семье, дает заключение о риске повторного рождения больного ребенка и необходимости пренатальной диагностики.
  • В случае обнаружения гена у больных родителей предупредить заболевание невозможно, так как дети получают генетический материал вместе с мутированными генами, которые вызывают данное заболевание.

Материал этой и последующих статей, посвященных развитию ребенка первого года жизни, будет интересен тем родителям, которые хотят взять на себя ответственность за здоровье своего малыша.

С того момента, как в вашей семье появится младенец, вы наверняка столкнетесь с мнением, что только специалисты (педиатры, детские неврологи и ортопеды) могут определить, насколько здоров и развит ваш ребенок, только профессиональный массажист сможет правильно делать массаж и гимнастику, только инструктор по плаванию сумеет заниматься с ним ранним плаванием.

Я же считаю, что в случае рождения здорового ребенка его маме достаточно иметь добротную информацию о детском развитии и о разных методиках занятий с новорожденным, а также желание самой овладеть ими и применить их на практике. Да и для малыша нет ничего лучше, чем мамины руки и голос, с любовью обращенный к нему. В случае рождения больного ребенка необходимо, разумеется, профессиональное лечение, но и активная включенность родителей в процесс оздоровления тоже необходима.

Данный материал посвящен развитию здорового младенца и тому, как родителям следует заниматься со своим малышом, чтобы помогать этому развитию.

Условия для занятий

Для начала обсудим те условия, в которых имеет смысл оценивать ребенка и с ним заниматься. Выбранное для этих целей помещение должно быть тихим, равномерно обогреваемым, с температурой примерно 26-29С. Малыш должен быть раздет и лежать на достаточно твердой поверхности (это может быть пеленальный столик или просто диван, покрытый ковриком из пенорезины). Наилучшее время – час-полтора после последнего кормления.

Как выглядит новорождённый?

Итак, перед нами новорожденный малыш – в первые 6 недель жизни . Рассмотрим, как он выглядит, лежа на спине, на животе и в вертикальном положении.

Положение на спине

Поза ребенка неравновесна, вы видите, что он хаотично двигает головой, ручками и ножками. Кисти при этом сжаты в кулачки, ручки согнуты в локтях, ножки разведены наружу. Голова малыша не задерживается в среднем положении, поворачиваясь без предпочтения то в левую, то в правую стороны. Если вы вложите в ручки младенца свои большие пальцы, он сожмет их. Придерживая руками его предплечья, невысоко приподнимите ребенка над поверхностью, вы увидите, что его головка запрокинется назад.

Положение на животе

Здоровый новорожденный поворачивает голову вбок (при одностороннем источнике света преимущественно в одну сторону) и может на одно мгновение приподнять ее боком. Ручки и ножки полностью согнуты, кисти рук сжаты в кулак, колени подтянуты под живот.

Если малыш не остается в положении покоя, то видны рефлективные ползательные движения. Такие движения взрослый сможет вызвать легким нажатием большого пальца на стопу. Это приводит к разгибанию ножек и к движению тела вперед. Попробуйте поочередно стимулировать то левую, то правую стопу и оцените одинаковость силы реакции с обеих сторон.

На этих фото хорошо видно как наши дети подросли и многому научились: они уверенно лежат на спине, движения рук и ног уже не хаотичны. Малыши начинают обучаться координированным движениям: рука-рот, рука-нога.

Вертикальное положение

Возьмите своего малыша обеими руками под мышки и расположите его вертикально, давая возможность ступнями соприкасаться с поверхностью. Голову при этом поддерживайте большими пальцами в среднем положении, спинку ребенка поверните к себе. Здоровый новорожденный в таком положении демонстрирует «примитивную реакцию опоры ног». Ножки вертикально удерживаемого младенца распрямляются, повышается тонус коленных суставов, в меньшей степени тазобедренных, возможны и распрямление всего тела, и короткое поднимание головы. Ножки всей стопой касаются поверхности, руки согнуты, ладони сжаты в кулак.

Если наклонить туловище ребенка слегка вперед, то можно пронаблюдать «автоматическое шаговое движение» ­– малыш будет попеременно выполнять своими ножками шаговые движения.

Так выглядит здоровый ребенок первых 6 недель жизни. В дальнейшем он будет развиваться благодаря программе, вложенной в него самой природой. Основная задача трех первых месяцев, если вы помните (если нет, загляните в статью ), – овладение новым окружением, категорически отличающимся от пространства матки, в которой малыш развивался предыдущие 9 месяцев. Каждый ребенок уникален, поэтому темпы достижения этой цели, естественно, будут разными. Однако учитывайте, что следующей ориентировочной временной точкой, когда стоит оценивать развитие своего чада, являются 3-3,5 месяца.

Как же выглядит здоровый малыш на 3-4 месяцах жизни?

Положение на спине

Ребенок лежит на спине прямо, достаточно уверенно. Голова, туловище и попа прижаты к поверхности. Ручки подняты, малыш играет с ними, держа перед лицом, рассматривает их и тянет в рот. Ноги, согнутые в бедрах и коленях, также подняты над туловищем, разведены в стороны, стопы подняты в воздух. Руки и ноги учатся хватать. Если вы вложите свои большие пальцы в ладони ребенка, а остальными обхватите концы его предплечий и попробуете медленно приподнять, то увидите, что он минимум 2 секунды удерживает голову, не запрокидывая ее назад.

Положение на животе

Ребенок уверенно лежит на животе, опираясь на таз и поддерживая себя локтями, расставленными чуть в стороны на ширине плеч. Опираясь на предплечья, малыш может свободно держать голову прямо и поворачиваться то влево, то вправо. Ребенок уже на этом этапе развития пытается выпрямиться и подняться. Хотя живот еще полностью лежит на поверхности, грудь уже немного приподнята. Ноги ребенка расставлены в стороны, колени повернуты наружу, а голени слегка согнуты в коленных суставах. Стопы касаются друг друга в воздухе, и ребенок может ими играть.

Вертикальное положение

В этом положении, как ни странно, может показаться, что ваш малыш не только не продвинулся вперед, но даже и потерял навык опоры и шагания. Ведь всем понятно, что к году ребенок должен твердо стоять на ногах и пробовать ходить. Ваш же малыш в возрасте 3-4 месяцев не будет опираться на стопы, начнет поджимать ножки и перестанет выполнять шаги. Объясняется это просто. Новорожденный опирается на стопу и ходит лишь благодаря врожденным рефлексам «опоры» и «автоматической походки». Теперь же эти рефлексы, как и положено, угасли. Придет время, и малыш овладеет нужными навыками, пока же он демонстрирует их отсутствие, и это нормально.

Теперь остановимся на тех моментах, которые должны обратить на себя внимание и подвигнуть родителей обратиться за советом к специалисту при оценке ребенка в возрасте 3-4 месяцев:

  • Малыш, лежа на животе, постоянно плачет или переворачивается на спину.
  • Малыш в положении на животе или на спине явно не симметричен. Иными словами, линия, мысленно проведенная по центру его туловища, заметно смещается в какую-либо сторону или полностью искривлена.
  • Малыш предпочитает спать постоянно на одной и той же стороне. В норме во время сна ребенок одинаково хорошо кладет голову на левую и правую стороны. Малыш не должен отдавать предпочтение какой-то одной стороне, поскольку это может привести к искривлению костей головы.
  • Складки на обеих ножках малыша неодинаковые (несимметричные).
  • Разведение бедер в разные стороны неодинаково.

На этой фотографии хорошо видно, что тело ребенка симметрично Ягодичные складки и складки на ножках симметричные

Как проверить подвижность бедер?

Здесь стоит подробней описать, как проверить подвижность бедер. Положите вашего ребенка на живот. Одной рукой прижмите попу малыша, другой рукой возьмите его за правое колено, согните ногу в бедре и поверните колено в правую сторону. Такое сгибание должно быть проделано с легкостью, без ощущения сопротивления в тазобедренном суставе, попа при этом не должна двигаться вверх. Повторите сгибание и разведение бедра в левую сторону и сравните свои ощущения. Оба бедра должны двигаться одинаково хорошо.


Переверните ребенка на спинку и вновь разведите ему ножки в стороны. Обратите внимание, одинаково ли легко происходит такое разведение с обеих сторон.

В заключение хочется отметить, что если ваш малыш родился раньше срока или его рождение было сопряжено с какими-либо травмами, то его развитие с полным на то основанием может быть чуть замедленно. Именно поэтому специалисты дают таким детям фору в 1,5 месяца, а значит, и оценивать с пристрастием их нужно в возрасте 4,5-5 месяцев.

В следующей статье вы получите конкретные рекомендации на первые три месяца жизни ребенка, воспользовавшись которыми, сможете помочь ему успешно развиваться.

Человеческое тело в разные периоды жизни имеет разные пропорции. Голова, туловище, руки и ноги находятся в постоянных для каждого возраста соотношениях. Конечно, существуют индивидуальные колебания (в зависимости от пола, расы и т. д.), но пределы этих колебаний сравнительно невелики, поэтому люди одного возраста, в среднем, имеют одинаковые пропорции тела. И если эта пропорциональность нарушается, то это воспринимается нами как нарушение гармонии или эстетический изъян.

Согласно общим канонам, в правильно сложенном человеческом теле длина головы в 8 раз меньше длины всего тела и в 3 раза меньше длины туловища. Длина рук равняется 3,25, а ног 4,25 длины головы. Тело ребенка имеет совершенно другие пропорции. Так, у новорожденного длина головы всего в 4 раза меньше длины его тела, длина рук составляет 1,6, а длина ног 2,5 от длины головы. К году эти соотношения меняются. Длина головы укладывается в длине тела около 5 раз, а длина рук равна длине ног. Таким образом, ребенок (по сравнению со взрослым) - это коротконогое и короткорукое существо с большой головой и большими глазами. (Глаза за время роста человека - с детства до взрослого возраста - растут значительно медленнее остальных частей тела. Поэтому относительно пропорций головы у детей глаза гораздо больше, чем у взрослых.)

Этот феномен используют художники-мультипликаторы. Если они хотят, чтобы их персонаж вызывал умиление, любовь и другие приятные эмоции, то изображают его с пропорциями ребенка - большая головка, огромные глаза с длинными ресницами, короткие лапки (или ручки и ножки). И наоборот - злого персонажа обязательно рисуют в пропорциях взрослого.

От пропорций перейдем к абсолютным величинам. После того, как ребенку исполнился год, темпы его физического развития несколько замедляются. Масса его тела увеличивается в среднем лишь на 30-50 г в неделю.

У ребенка в возрасте одного года окружность головы достигает в среднем 46,6 см, к полутора годам она увеличивается до 48 см, а у двухлетних малышей до 49 см. Таким образом, за второй год жизни окружность головы увеличивается на 2 см. Чтобы определить, правильно ли развивается ребенок, наряду с массой и длиной тела определяют и его пропорциональность. Например, считается, что у ребенка окружность груди больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу.

Ноги растут в длину гораздо быстрее рук. В то время как у новорожденного руки несколько длиннее ног, к году конечности становятся одинаковой длины, а у двухлетнего ребенка ноги уже длиннее рук. Рассмотрим череп ребенка. Он делится на лицевую и мозговую части. Мозговая часть черепа значительно больше, чем лицевая, особенно у новорожденных. С возрастом весь череп растет, но лицевая его часть растет гораздо быстрее, чем мозговая. Особое значение для внешнего вида имеет рост нижней челюсти. Эта кость состоит из костной дуги и отходящих от нее ветвей. Угол, образуемый ветвями и дугой, меняется с возрастом) от тупого к прямому. При этом у женщин форма нижней челюсти (как и весь череп в целом) во взрослом состоянии очень похожа на детский.

Изменяется масса тела ребенка. В этот период она увеличивается примерно на 200-250 г в месяц, что составляет около 2,5-3 кг в год. А рост увеличивается на 12 см, причем с каждым месяцем он замедляется. Иногда он может даже остановиться и оставаться неизменным в течение 1-3-х месяцев. Это может зависеть от питания, окружающей среды и других факторов. Однако и рост, и масса тела в большей степени зависят от наследственности.

Между годом и 18-ю месяцами, как правило, появляются четыре премоляра. А между 16-м и 24-м месяцами прорезываются клыки. Порядок прорезывания зубов может нарушиться, но в среднем, к 25-му месяцу жизни у ребенка должно быть 20 молочных зубов.

Иногда прорезывание зубов может сопровождаться местной болью, слюнотечением, раздражительностью, снижением аппетита.

Несмотря на то, что ребенок в возрасте от года до полутора лет уже хорошо стоит и ходит, строение его тела пока не совсем соответствует функции прямохождения, отличающей человека от высших животных.

Дело в том, что ступни его коротких ножек еще очень малы, а голова большая и тяжелая. Мышцы шеи, спины, ног еще не окрепшие. Все это затрудняет поддержание равновесия. Кроме того, еще недостаточно развит вестибулярный аппарат ребенка.

Позвоночник взрослого человека имеет несколько физиологических изгибов, облегчающих стояние и ходьбу. Эти изгибы называются лордозами и кифозами. Лордоз - это изгиб кпереди. Кифоз - кзади. У взрослого имеются шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцово-копчиковый кифоз. Физиологические изгибы служат своеобразными амортизаторами, смягчающими тряску тела при ходьбе, беге и прыжках.

У детей, особенно маленьких, позвоночник не имеет всех этих изгибов. Кроме того, он еще не окрепший, его связочный аппарат не до конца сформирован и начинает окостеневать лишь к концу дошкольного возраста. А изгибы позвоночника формируются и закрепляются в среднем к 13-15-ти годам. Причем формирование их идет последовательно. У новорожденного позвоночник имеет форму почти прямого столба. Когда младенец начинает держать голову и в работу включаются шейные мышцы, начинает формироваться шейный лордоз. Позже, когда ребенок начинает сидеть, появляется грудной кифоз. А после того как ребенок начинает стоять и ходить, формируется поясничный лордоз. Но даже и в это время, когда ребенок ложится, его позвоночник снова выпрямляется, поскольку не достиг еще нужной степени окостенения.

Вообще, кости ребенка достигают полной зрелости лишь к периоду полового созревания. До этого же поверхностный слой кости ребенка - надкостница - значительно толще, чем у взрослых. Поэтому у детей очень часто встречаются переломы по типу "зеленой веточки". Вы ломали когда-нибудь зеленые молодые побеги кустарников? Вспомните, как это происходило: внутри стебель сломался, а снаружи толстая сочная кожура держит его и почти не нарушена. Таковы и поднадкостничные переломы у детей. Кроме того, кости кисти и стопы еще долго имеют хрящевую основу и окостеневают в определенное время.

Сердечно-сосудистая, дыхательная и пищеварительная системы за эти полгода (с года до полутора лет) не претерпевают заметных изменений. Так, частота сердечных сокращений остается на уровне около 120 в минуту, частота дыхания - не ниже 30 вдохов в минуту. Что же касается желудочно-кишечного тракта, то он продолжает работать так же, если, конечно, вы не ввели в рацион ребенка шашлык, барбекю, сало с чесноком и прочие мясные продукты, не предусмотренные для этого возраста.

Если родители замечают, что у ребенка короткие руки, то им следует ознакомиться с этой статьей.

Часто родителей беспокоит вопрос о пропорциях тела малыша, иногда им кажется, что у ребенка слишком короткие руки или ноги, или что у крохи слишком большая голова. Следует оговориться, что нормальной пропорцией для ребенка как раз и является большая голова и относительно короткие и слабые конечности.

Почему у ребенка короткие руки

Если все же родители делают вывод, что конечности ребенка более короткие, чем у его сверстников, то в этом случае также может быть несколько вариантов.

В первую очередь это может являться генетической предрасположенностью, если у близких родственников ребенка наблюдается такое же укорочение конечностей, как и у малыша. Когда кажется, что у ребенка короткие руки или ноги, следует проконсультироваться с педиатром. Если врач согласится с мнением родителей и посчитает, что малыш непропорционально сложен, он направит ребенка на консультацию к ортопеду и неврологу для выявления возможной причины, которых может быть несколько.

Средние пропорции человека

У средне - статистического взрослого человека длина руки равна трем длинам головы. У младенцев пропорции другие. Ребенок приближается к пропорциям взрослого человека только после пятнадцати лет. Если заметна явная непропорциональность сложения ребенка, то, скорее всего, это заметят еще в роддоме и дадут маме необходимые рекомендации.

Если же короткие ноги и руки у ребенка стали заметны в более позднем периоде, то можно предположить недостатки в питании ребенка и недополучение организмом малыша витамина D и кальция. При некоторых генетических заболеваниях также отмечается непропорциональное строение ребенка, выраженное на фоне общего отставания в развитии.

Нарушение пропорций ребенка может быть связано с гипотериозом, чаще всего с его крайней формой – критинизмом. В любом из этих случаев ребенок будет состоять на учете у педиатра, ортопеда и невролога, которые постараются по мере возможности исправить ситуацию.

Патологии строения

Крайне редко встречается нарушение в пропорциях малыша, когда длина рук у ребенка значительно короче нормы, что происходит вследствие внутриутробных повреждений, когда при закладке конечностей какой-либо неблагоприятный фактор вызвал сбой. В этом случае ребенок будет испытывать определенные трудности при обучении ползанию и ходьбе. Врожденная патология практически не подлежит исправлению, хотя, вполне вероятно, что ортопед посоветует какое-либо лечение, способное исправить ситуацию, или значительно улучшить ее.

Заключение

Довольно часто встречается, когда одна конечность короче другой, такая непропорциональность, как правило, видна невооруженным глазом. В этом случае ребенок находится на учете у врача-ортопеда, который постоянно проводит корректирующее лечение, лечебную физкультуру со специальными упражнениями и постоянно наблюдает динамику результатов лечения.