Славянские свадебные традиции в языческий период. Языческие свадьбы славян

Развёрнутый уряд

Некоторые формы славянской языческой свадьбы выгодно отличаются от «классической» средневековой русской свадьбы тем, что более точно отражают сложившиеся ныне отношения полов: партнёры в большинстве случаев сами, без помощи родителей, находят друг друга; совместное проживание возможно и до официальной церемонии; иногда свадьбу организовывают и оплачивают сами брачующиеся, а не их родственники, и т.п.

Все эти факты имели место у славян-язычников, например, в «период великого переселения народов» старшее поколение оставалось на исторической Родине, а энергичная молодёжь осваивала новые территории и, соответственно, сама устраивала свою личную жизнь. Разумеется, у славян существовали и свадьбы, устраиваемые роднёй брачующихся, со сватовством, смотринами и т.п. Однако, такого рода свадьбы были лишь частным случаем развития событий, который по некоторым причинам в период средневековья стал доминирующим, закостенел и ныне зачастую преподносится нам как образец нравственности наших предков, отличающийся от способов знакомства и сожительства «нынешней ужасной молодёжи».

На мой взгляд, современные формы устройства личной жизни не есть ломка устоев и порча традиции, но интуитивное обращение к корням в изменившихся социальных условиях. Язычество гибко, чем и прочно – тем и ценно.

Сведения об обрядах славянских языческих свадеб мы черпаем из немногочисленных письменных сообщений, данных археологических раскопок (известно, что людей репродуктивного возраста хоронили в лучших, а значит свадебных нарядах с соответствующим инвентарём), но самый богатый материал даёт нам устное народное творчество: сказки, песни, поговорки, которые как бы расцвечивают красками скудные летописные свидетельства. На основании этих «трёх китов» и составлен предлагаемый ниже свадебный уряд, который не имитирует того, чего нет в нашей личной жизни (например, смотрин, сватовства без согласия жениха и невесты), но сакрализирует реалии нашего времени и наиболее точно подходит к современной жизни.

Лучшим временем для проведения свадеб у славян считались весна (яра) и часть лета (период растущего Солнца), на растущем Месяце, однако учитывались и следующие обстоятельства: земледельцам было удобнее играть свадьбы после сбора урожая, воинам – после победного похода, рыбакам после удачной путины, скотоводам после отёла, то есть в периоды максимального изобилия.

Точно так же и в настоящее время хорошая свадьба, требующая больших расходов, справляется в любое благоприятное время года, тогда, когда на это есть средства.
В настоящее время из свадебного обряда выпал один из наиважнейших сакральных элементов данного торжества – одаривание гостей женихом и невестой. Сегодня свадьба считается удачной, если совокупная стоимость подарков от гостей примерно равна затратам на их угощение, что абсолютно не традиционно.

Как в древнеславянской, так и в средневековой русской свадьбе основное бремя расходов несли семьи брачующихся, а гости (тоже родственники, но дальние) не только угощались «до отвала», но и многократно одаривались в процессе свадьбы женихом, невестой и членами их семей. Мало того, существовал послесвадебный обычай «отдарки». После свадьбы подарки гостей оценивались, и молодожёны, нанося визиты родне, должны были сделать отдарок дороже, чем сам подарок. С другой стороны, гостей многократно одаривали, с современной точки зрения, сущими пустяками: денежной мелочью, платочками, поясами, рушниками, куколками и т.п. Разумеется, это делалось не спроста, почти все отдарки невеста и мать жениха делали сами в течение нескольких предсвадебных лет. Таким способом новая «ячейка общества» не только показывала свою состоятельность и самостоятельность, но как бы заявляла друзьям и дальним родственникам о желании включиться в круг своих людей. Это были некие объединения, внутри которых были упрощены денежные расчёты («свои люди – сочтёмся!»), существовала взаимовыручка, круговая порука.

Понятие "свои люди" знакомо и нам, однако сейчас критерии несколько размыты: тот, кого ты считаешь своим, не всегда отвечает тебе тем же, а в старину подарки и отдарки были одним из способов взаимного подтверждения статуса «свой». Сегодня мы, погуляв на свадьбе друга и подарив ему достойный подарок, не считаем себя обязанным помогать молодой семье в дальнейшем, а вот традиционно справленная свадьба, на которую гость согласился придти, дарил и получал в течение праздника многочисленные подарки от жениха и невесты, влекла за собой возникновение некого обоюдного долга (взаимовыручки). В настоящее время восстановление такого рода неписаных правил, горизонтальных связей между людьми весьма актуально, и правильно содеянная свадьба будет одним из шагов в нужном направлении.

Любая свадьба, древняя, средневековая или современная, состоит минимум из трёх частей, в каждую из которых могут входить разнообразные ритуалы, очерёдность и вид коих варьируются в зависимости от различных обстоятельств:

I Предвенчальная (знакомство, ухаживания, сватовство, сговор, рукобитье, баня, девишник, подача заявки в отдел ЗАГС и т.п.).
II Венчание (на капище, в храме, регистрация в отделе ЗАГС).
III Обряды после венчания (пир, брачная ночь, разувание, повой, трудные задания, подарки и отдарки, посещения родни и т.п.).

Славянские языческие обряды, относящиеся к первой свадебной части, мало знакомы широкой публике, так как не систематизированы, их описания разбросаны по большому количеству источников. Ниже о них будет сказано наиболее подробно. Некоторую трудность может представлять тот факт, что славянские предсвадебные действа, в частности, знакомство или сведение пары, имеют множество ритуальных вариантов, выбор среди которых необходимо делать самим брачующимся, в зависимости от реального положения вещей, то есть под каждую конкретную свадьбу делается свой уряд. Внимательное следование пунктам и ссылкам облегчит поиск нужного пути.

Все приведённые ниже песни, поговорки и приговоры могут быть заменены другими соответствующими ситуации фольклорными текстами.
В скобках указан порядковый номер источника из списка литературы (см. ниже), далее страница или порядковый номер текста.

Часть I
I.1. «Лады у воды».
«Повесть временных лет», ХII век: «…а радимичи и вятичи и север один обычай имеют … сходятся на игрища, на плясания и на … песни, и ту умыкают жену себе, с нею кто совещался». Такое поведение не было распущенностью, но ритуалом, основанном на принципе «как делали Боги, так делаем мы». Например, в фольклоре южных славян сохранились мифологические песни о женитьбе Солнца. Оно крадёт любую себе девицу прямо с ритуальных качелей во время гуляний на Юрьев день (Ярилу вешнего).

У восточных славян весенне-летние молодёжные сборы происходили чаще всего на высоких берегах рек и назывались, по некоторым источникам, «лады у воды». Летопись не описывает детально, как происходил свободный выбор партнёров на игрищах. Но мы можем узнать это из фольклора, в частности, из песен и волшебных сказок, в которых судьбоносные встречи происходят у водоёмов.
Имеется несколько вариантов развития событий, из которых необходимо выбрать свой, наиболее подходящий к реальной, сегодняшней ситуации знакомства брачующихся.

Разыгрывание выбранного варианта «знакомства» партнёров в процессе свадьбы, конечно, есть имитация, однако не есть ложь. А вот если пара, сойдясь и пожив в браке, не спрашивая согласия родни, решит сыграть языческую свадьбу по средневековому варианту, имитируя сватовство, просьбу руки девицы у её родителей – это будет ложью пред Богами.

Разумеется, если жениха и невесту выбрали родители (бывает и такое), уряд славянской свадьбы должен быть составлен соответственно этой нестандартной ныне ситуации, и он хорошо известен по многочисленным описаниям свадеб ХVI–ХХ веков. Мы же подробно рассмотрим традиционные славянские способы свободного выбора партнёров и ритуального рассказа Богам об этом событии в процессе свадьбы.

1) «Достань венок». Подходит для игры нескольких свадеб одновременно. Девушки вьют венки (каждая по два) около водоёма с песнями соответствующего сезона. Желающие выйти замуж бросают свои венки в воду со словами:
А в лужках, лужках девки гуляли, э-ой, девки гуляли.
Девки гуляли, цветы собирали,
Цветы собирали да веночки вили,
Веночки вили, на Дунай пускали.
Кто мой венок достанет – того я буду (13. С. 52, № 13. С нотами. Текст адаптирован).
Молодцы, наблюдающие происходящее поодаль, бросаются в воду, достают венки и возлагают их на головы своих любимых, те, в свою очередь, венчают парней вторым своим венком. Отныне пара считается сведённой. После этого парень за правую руку провожает избранницу в «стан невесты» или «стан жениха» – специально обозначенное место (шатёр, загородка), если свадьба следует сразу за обручением; или непосредственно домой, если остальная часть свадьбы произойдёт в другой день. В последнем случае для сведённой пары очень важно сразу же уйти домой и в этот день, не участвовать более ни в каких обрядах. Далее см. раздел I.2, по ситуации: вариант «Пара к моменту бракосочетания живёт отдельно» или вариант «Пара к моменту бракосочетания живёт вместе».

2) «Укради рубашку» . Девушки в рубахах-долгорукавках (или в другой одежде, имитирующей лебединые или иные крылья) выбегают, махая рукавами, на берег водоёма, раздеваются (в меру своей смелости), складывают свою одежду отдельными кучками и дружно входят в воду, где резвятся кучно (не расплываются в разные стороны!). Сказки описывают поведение девушек в реке так: «вьются спеваючи», «плещутся, песни поют», «стали мыться-белиться» (здесь «белиться» означает умывание). В это время парень, заранее занявший исходную позицию в кустах, за деревом, в дупле и т.п., указанную волхвом или волхвой (в сказках – «старым дедушкой», «святым Юраем», «Бабой-Ягой»), тайком крадёт одежду понравившейся ему девицы и снова прячется. Девушки выходят на берег, одеваются и, не обращая внимания на занятую поисками одежды подругу, «улетают». Оставшаяся девушка произносит сакральный текст: «Кто взял мою рубашку, отзовись!» – Тишина (трижды). «Если ты стар человек, будь мне батюшкой, если маленький – будь мне братиком, если ровня мне – будь моим суженым!» . Молодец выходит и за руку ведёт её в свой стан, после чего свадьба продолжается, или непосредственно домой (не участвуя более ни в каких мероприятиях этого дня) под песню:
По морю уточки плавали, плавали, душа, плавали. У!
Откель взялся селезень,
Всех уточек разогнал,
Одну уточку к себе взял.
На улице девки гуляли,
Откель взялся (имя).
Он всех девушек разогнал,
Одну (имя) к себе взял. (13. С. 95, № 110; С. 96, № 111 с нотами, текст адаптирован).
Далее см. раздел I.2, вариант «Пара к моменту брака живёт вместе».

3) «Самобранка» или «Смелая невеста». Девушка сама, или с помощью доверенных лиц, делает предложение парню опять же у воды (в весеннее половодье): По болонью вода разливается, девка к парню сама набивается… (Здесь «набивается» не носит отрицательного оттенка, но говорит о её бойкости, о том, что она «пробивная»).
Или: По лугу вода разливается, ой да лёли, лёли, разливается.
Батька дочкою набивается:
Ты приедь, прибудь, молодой (имя),
Ты возьми, возьми (имя девушки),
Ты возьми её за правую рученьку,
Вы же вместе уже находилися,
Про вас люди уже насудилися. (13. С. 95 № 110, С. 96 № 111 с нотами, тексты адаптированы).

Обручение кольцами при согласии сторон, далее – по обстоятельствам варианты «Пара живёт вместе» или «Пара живёт отдельно».
Для свадеб тёплого периода года подходят весенне-летние песни с брачной символикой: о варке пива, о пчёлах, про уток, коз, отгадывание загадок, заданных партнёром противоположного пола, и т.п.
В холодный период, когда купание невозможно, используются варианты:

4) «Я на камушке стою». Девушка стоит на камне у реки (или на высоком берегу, кочке, пеньке, любой возвышенности), её подруги поют:

А на камени (имя девушки) стоит, батюшке родному (или любому родственнику, другу) говорит:
«Сними меня с камушка!» Не жалеет её батюшка, не снимает с Бела камушка, мимо бережком идёт.
По утру рано на Зоре, щебетала пташечка на море, возле моря – Белый камушек.
А на камне (имя девушки) стоит, она (имя милого) говорит: «Сними меня с камушка!»
У (имя милого) много силушки, снял он с камня свою милушку, повёл в терем высокий (1. С. 432, № 578, текст адаптирован).
Действия по тексту. Суженый снимает девушку с камня. Обмен кольцами, далее по обстоятельствам проживания.

5) «Волчья свадьба». Так назывались свадьбы, справляемые в январе – феврале, однако волки начинали «пошаливать» со дня Перуна, и ряд осенних праздников носит у славян название «волчьи дни». Жених с дружиной, обряженные в волчьи шкуры, предварительно зычно повыв вдалеке, налетает на толпу участников (у проруби, колодца) и, схватив предмет своей страсти, закидывает на плечо и уносит восвояси. Толпа свистит и мечет вслед снежки и палки. Девушки поют до и после умыкания:
Козушка белоногая по горке ходила,
Дразнила, поддразнивала она серого волка:
«Волчушка, серенький! Я ж тебя не боюся,
Я ж тебя не боюся, в кусте схоронюся».
Не взгадала ж да и козушка, что на утро будет:
Ножки тут, рожки тут, самой козы нету.
Девушки красные во лужках гуляли,
Во лужках гуляли, парням пропевали.
Дразнила (имя невесты) (имя жениха):
«(Имя жениха), я ж тебя не боюся, в терем схоронюся».
Не взгадала (имя невесты) что на утро будет:
Ленты тут, поясок тут, девки нету! (1. С. 458, № 612).

Интересно, что в древней Индии насчитывалось девять способов заключения брака, в том числе и брак «ракшаса», похожий на описываемый. Такое грубое действо считалось заключением брака (а не беззаконным сожительством) при соблюдении минимальных обрядовых действий. Например, в сказке «Сопливый Козёл» одноимённый персонаж уносит на рогах девицу с крыльца родного дома, и сразу – на полати. Утром его слуги деликатно будят молодую, стоя под дверью: «Не время спать, пора вставать, пора горницу мести, сор на улицу нести!» Это призыв к исполнению ритуала «испытание молодой», который включал в себя разные задания – принос воды решетом, подметание нарочно засоряемого пола и т.п. Именно этот эпизод позволяет нам считать украденную девушку женой, а не наложницей похитителя. Точно так же и мы можем сыграть «волчью свадьбу», то есть свадьбу-похищение по минимальному, а можем и по максимальному сценарию (см ниже).

Далее вариант «Пара к моменту брака живёт вместе».
I.2. Сборы.
Организуются два стана (лагеря, фратрии, шатра) – жениха и невесты. В каждом стане накрывается стол: рушники, хлеб-соль, напиток, орехи, сладости, зерно, в зерне свеча. Желательны караваи, испечённые в домашних условиях с обрядовыми песнями (см. ниже). Назначаются посаженые родители (они не ездят на капище) и поезжане (тысяцкий, каравайницы, стольник, дружка, сваха – свита, сопровождающая пару в пути).

Вариант «Пара к моменту брака живёт отдельно».
В стане невесты.
1) Девичник. Изготовление невестой и подружками венков для жениха, невесты (самые красивые) и для всех гостей. В русской средневековой свадьбе венок остался лишь у невесты как символ «девичьей красы» и часто заменялся украшенной ёлочкой. В древности цветами и венками из них маркировались все участники торжества, уборы жениха и невесты выделялись лишь более пышным декором, в условиях двоеверия свадебная «цветочная вакханалия», украшение участников растительными оберегами в некоторых локальных традициях значительно сократилась. В холодное время года возможны венки из перьев, украшенные лентами и прочим. Как оберег в венки вплетали лук и чеснок (15. С. 141–142).

Свадьба – это праздник двух влюбленных людей, которые решили создать семью, жить вместе в радости и печали. Наши предки в честь праздника затевали танцы у воды, женихи крали своих любимых, а гости весело гуляли несколько дней. Торжество проходило с размахом. Если вы намерены вспомнить русские свадебные традиции, в вашем распоряжении будет множество интересных обычаев. Будьте уверены – свадьба в славянском стиле надолго запомнится вам и вашим гостям. Никто не останется после праздника без теплых, ярких впечатлений.

Как организовать свадьбу в славянском стиле

Природа всегда почиталась славянами, поэтому удачным решением для стилизованного дня бракосочетания станет организация выездного праздника. Причем, отправляться стоит за город, к первозданной природе. Здесь же новобрачные могут устроить регистрацию – многие ЗАГСы согласны за дополнительную плату предоставить соответствующие услуги. Молодоженам стоит заранее предупредить гостей о выбранном славянском стиле праздника, чтобы они ознакомились с обрядами, традициями, разучили национальные песни или частушки.

Новобрачные могут арендовать просторный загородный домик из сруба, где гости будут иметь возможность отдохнуть после сытной еды и выпитого алкоголя. Славянская свадьба традиционно длилась несколько дней и была известна богатыми столами. Праздник должны сопровождать народные сказы, песни, частушки. Атрибутами свадьбы могут быть: упряжка лошадей с лентами и бубенцами, хороводы девушек, балалайка.

Развлечением для гостей станут массовые игры в русском стиле. Нанятые музыканты пусть играют на гуслях и балалайках, по возможности, молодожены могут нанять петрушек и скоморохов. Существует большое количество фольклорных коллективов, которые танцуют национальные танцы, поют исконно славянские песни на русском или украинском языках, играют на традиционных инструментах. Новобрачные даже могут провести кастинг и подобрать самых лучших артистов для своей свадьбы. Вы можете легко отыскать для них костюм медведя, что придется к месту для выбранного стиля торжества.

Свадебный образ жениха и невесты в славянском стиле

Желательно, чтобы костюмы новобрачных были выполнены в традиционном славянском стиле, разыщите вышиванки, шапки-ушанки, рубахи-косухи, просторные сарафаны. Или вы можете выбрать более современные одеяния для свадьбы – платье и костюм, стилизованные под выбранную тематику. Смелым решением станет комбинация в образах молодоженов европейского и традиционно-русского стилей.

Невеста может облачиться на свадьбу в белый сарафан, щедро украшенный красной национальной вышивкой. На голову стоит надеть белый платок и кокошник или венок из трав и красивых цветов: маков, декоративных подсолнухов, ромашек. Однако часто современные новобрачные отдают предпочтение фате или диадеме. Это все те же традиции, но модернизированные.

Жениху следует надеть белую или красную рубаху (косоворотку), декорированную золотистыми элементами, например, окантовкой рукавов или пуговицами такого цвета. Уместным будет яркий национальный пояс. В качестве обуви новобрачному стоит выбрать начищенные сапоги, в которые он заправит темные холщевые штаны. Свадебные славянские костюмы молодожены могут пошить на заказ в ателье.

Дресс-код для гостей

Что же должны надеть гости, приглашенные на славянскую свадьбу? Новобрачные могут продумать интересный дресс-код, который не доставит много хлопот и всем подойдет. Классический стиль костюмов будет неуместен, поэтому заранее предупредите приглашенных о нестандартном формате торжества, пусть они будут максимально раскованными в новых образах. Не обязательно шить полноценные славянские костюмы, главное, чтобы их вид подходил к стилю праздника. К примеру, на входе гостям мужского пола можете раздать петлички из рябины, а пришедшим дамам надеть на голову цветочные венки.

Оформление свадьбы в славянском стиле

Свадьба в славянском стиле может выглядеть очень колоритно. Чтобы добиться этого, следует тщательно изучить традиции национальных свадеб и сделать стилизованные акценты. Ими могут быть росписи хохлома или гжель, баранки, леденцы-петушки, блестящий самовар со связкой баранок и традиционные славянские яркие платки. Для славянского стиля свадьбы новобрачным следует выбирать красные, зеленые и желтые тона. Однако если вы предпочтете остановиться на конкретной теме, например, гжели, то выбирать палитру стоит, исходя из этого.

Пригласительные для гостей

Проведение свадьбы в народном стиле импонирует тем парам, которые неравнодушны к культурным традициям своей родины. И поскольку ближе нам славянские традиции, это стоит учесть не только при создании сценария праздника, но даже в таких мелочах, как оформление пригласительных открыток. Пусть их стиль будет пропитан этническим духом, используйте в качестве декора национальные элементы – красный узор на белом фоне, ленты, изображение рябины, трав и цветов. Можете заказать пригласительные в полиграфии или сделать их самостоятельно.

Украшение места празднования

Славянскую свадьбу стоит сыграть в русской избе, арендованной специально на время проведения праздника. Отыскать такой дом молодоженам будет нетрудно, их в сельской местности очень много. Помещение необходимо украсить шкурами животных, пучками колосьев, букетами цветов, ароматными травами. Если торжество запланировано на осенний период, то стоит добавить в оформление традиционные для этого сезона цвета – золотой, оранжевый, красный и коричневый. Декором будут выступать сухоцветы, ветки рябины, яблоки, пшеница.

Украсьте дом традиционными славянскими элементами: расшитыми рушниками, расписной деревянной утварью, глиняными крынками. На стены можете повесить соломенные лапти, а в углу – соорудить импровизированную русскую печь. Главным украшением свадебного помещения станет деревянный стол, накрытый вышитой белой скатертью, который ломится от разных блюд: пирожков, пирогов, солений, студеней и прочих традиционных славянских закусок.

Букет невесты

Свадебный букет – старая славянская традиция. Раньше костюмы новобрачных выглядели совсем иначе, не было привычных для нас туфель или фаты. Праздничный наряд имел другой вид, но цветы у невесты были уже тогда. Непременным атрибутом славянской свадьбы выступал венок, девушка плела его из полевых цветов и трав. Новобрачной, которой предстоит торжество в национальном стиле, следует выбрать цветочные композиции белого, красного или голубого цвета – эти тона традиционно считаются праздничными. Ромашки, лютики, маки, васильки станут прекрасным дополнением образа невесты.

Свадебное застолье и угощение для гостей

Атмосферу славянского праздника новобрачные и их гости смогут почувствовать, если банкет будет проходить в загородном доме, ближе к природе. Застолье играет одну из главнейших ролей в традиционной русской свадьбе. Поэтому при планировании торжества этой части праздника необходимо уделить максимум внимания. Удивите гостей обилием горячих мясных блюд, салатов и закусок – пусть стол прогибается под тяжестью яств.

Особое место на свадьбе должен занимать традиционный славянский свадебный каравай, аналог современных тортов. Испечь его смогут пекари в любой кондитерской, однако важно, чтобы каравай был оформлен красиво. Иногда молодожены предпочитают выпекать его самостоятельно или такой подарок новобрачным преподносят их родители. Если вы хотите следовать славянским традициям, помните, что готовить каравай могут только замужние женщины.

Поскольку славяне любят не только вкусно кушать, но и выпить, то без алкоголя не обойтись. Для торжества в славянском стиле закупите большое количество напитков. Чтобы гости не скучали на свадебном банкете, новобрачные могут позвать тамаду. Артист должен быть одет в подходящий костюм, ну, а если он будет знаком со славянским фольклором – это станет идеальным вариантом для вашего праздника.

Аксессуары для свадьбы в славянском стиле

Что придает свадьбе славянский колорит? Не только костюмы молодоженов, национальные блюда и традиционные развлечения. Любой выбранный стиль торжества, включая славянский, подчеркивается грамотно выбранными мелочами. Это посуда для гостей, угощения на столе, выбранная цветовая гамма и многое другое. На празднике в славянском стиле обязательно должны быть:

  • валенки или лапти;
  • самовар с баранками;
  • каравай, блюда с икрой;
  • цветастые платки, цветочные венки или кокошники;
  • вещи с национальными вышивками (росписью), например, рушники;
  • лошадь или упряжка с тройкой.

Видео: проведение свадьбы в славянском стиле

Новобрачные в славянских костюмах будут неподражаемы. Единство в стиле праздничной одежды поможет создать на свадьбе волшебную атмосферу и возвышенное настроение у гостей. Соблюдая все традиции и обычаи дня бракосочетания, вы обеспечите себя и приглашенных яркими впечатлениями и эмоциями. Ни один гость не забудет русскую баню, зажигательные танцы на берегу речки, столы в настоящей избе. Хорошо продуманная славянская свадьба станет одним и самых памятных событий вашей жизни и оставит массу приятных воспоминаний. Посмотрите в видео ниже, какой она может получиться.

Тематическая свадебная фотосессия

Молодожены могут сделать свадебную фотосессию в стилизованном ресторане, однако уместнее для славянского торжества будут красивые пейзажи – река, лес, пшеничное поле, сельская местность. Вместе с фотографом обдумайте разные идеи для съемки. Возможно, с этой целью вы захотите красиво оформить лужайку частного дома или украсить задний дворик ресторана.

С давних пор именно свадьба считается самым важным событием в жизни. Наши предки создавали семью, придерживаясь традиций и строго соблюдая особые правила. Отголоски свадебных обрядовых традиций Руси присутствуют и в современном бракосочетании.

Традиции свадебных обрядов славян насчитывают не один век: наши предки крайне внимательно следили за соблюдением правил. Создание семьи было сакральным и наполненным смыслом действием, которое в среднем занимало три дня. С того времени до нас дошли свадебные приметы и суеверия , на Руси передающиеся из поколения в поколение.

Свадебные обряды древних славян

Для наших предков свадебный обряд был крайне важным событием: к созданию новой семьи подходили крайне ответственно, надеясь на помощь Богов и судьбы. Само слово «свадьба» состоит из трех частей: «сва»-небо, «д»-деяние на земле и «ба»-благословленное Богами. Получается, что исторически слово «свадьба» расшифровывается как «земное деяние, благословленное Богами». Из этого знания и исходили древние свадебные обряды.

Вступление в семейную жизнь в первую очередь всегда направлено на продолжение здорового и сильного рода. Именно поэтому древние славяне накладывали несколько ограничений и запретов на создание новой пары:

  • возраст жениха должен быть не меньше 21 года;
  • возраст невесты — не меньше 16 лет;
  • род жениха и род невесты не должны быть близки кровно.

Вопреки существующему мнению, и жениха, и невесту редко выдавали замуж или женили против их воли: считалось, что Боги и сама жизнь помогают новой паре найти друг друга в особом, гармоничном состоянии.

В наше время достижению гармонии тоже уделяется много внимания: к примеру, все больше людей начинают использовать специальные медитации для привлечения любви . Наши предки лучшим способом гармоничного слияния с ритмами матери-природы считали танец.

В день Перуна или в праздник Ивана Купалы молодые люди, желающие встретить свою судьбу, собирались в два хоровода: мужчины вели круг «посолонь» — по ходу солнца, а девушки — «противосолонь». Таким образом оба хоровода шли спинами друг к другу.

В момент сближения танцующих столкнувшихся спинами парня и девушку выводили из хоровода: считалось, что их свели Боги. Впоследствии, если девушка и парень были любы друг другу, устраивались смотрины, родители знакомились между собой, и, если все было в порядке, назначалась дата свадьбы.

Считалось, что в день бракосочетания невеста умирала для своего рода и его духов-хранителей, чтобы возродиться в роду жениха. Этой перемене придавалось особое значение.

В первую очередь, о символической смерти невесты для своего рода говорил свадебный наряд: у наших предков было принято красное свадебное платье с белым покрывалом вместо нынешней полупрозрачной фаты.

Красный и белый на Руси были цветами траура, а плотное покрывало, которым полностью закрывали лицо невесты, символизировало ее нахождение в мире мертвых. Снять его можно было только во время свадебного пира, когда благословение Богов над молодыми уже было совершено.

Подготовка к свадебному дню как для жениха, так и для невесты начиналась накануне вечером: подруги невесты вместе с ней отправлялись в баню для ритуального омовения. Под горькие песни и слезы девушку омывали водой из трех ведер, символически указывая на ее присутствие между тремя мирами: Яви, Нави и Прави. Невеста и сама должна была плакать как можно больше, чтобы получить прощение духов своего рода, которых она покидает.

Утром дня свадьбы жених присылал невесте подарок, означающий верность его намерений: шкатулку с гребнем, лентами и сладостями. С момента получения подарка невесту начинали переодевать и готовить к обряду бракосочетания. Во время одевания и причесывания подруги также распевали самые печальные песни, а невеста должна была плакать еще больше, чем накануне: считалось, что чем больше слез будет пролито до свадьбы, тем меньше их прольется во время супружеской жизни.

Тем временем в доме жениха собирался так называемый свадебный поезд: повозки, в которых сам жених и его дружина отправлялись за невестой с дарами ее подругам и родителям. Чем богаче семья жениха, тем длиннее должен быть поезд. Когда все приготовления завершались, поезд отправлялся к дому невесты под пение и танцы.

По прибытию родственники невесты проверяли намерения жениха вопросами и шуточными заданиями. Эта традиция сохранилась и в наше время, превратившись в «выкуп» невесты.

После того, как жених прошел все проверки и получал возможность увидеть невесту, свадебный поезд вместе с молодыми, дружиной и родственниками направлялся на капище. Ехали на него всегда долгой дорогой, закрыв лицо невесты плотным покрывалом: считалось, что в это время будущая жена наполовину находится в мире Нави, и видеть ее «полностью живым» людям было нельзя.

По приезду на капище ожидающий молодых волхв проводил обряд благословения союза, тем самым подтверждая лад в паре и скрепляя клятву молодых перед Богами. С этого момента жених и невеста считались семьей.

После обряда все гости во главе с семейной парой отправлялись на пир в честь свадьбы, который мог длится до семи дней с перерывами. Во время угощения молодые получали подарки, а также многократно одаривали своих гостей поясами, куколками-оберегами и монетами.

Кроме того, в течение полугода семейной жизни новая семья, оценив подарок каждого гостя, должна была нанести ответный визит и подарить так называемый «отдарок» — ответный дар, стоимостью превышающий подарок гостя. Этим молодая семья показывала, что подарок гостя пошел впрок, увеличив их благосостояние.

Со временем непоколебимые свадебные традиции претерпели некоторые изменения, вызванные переселениями и войнами. Изменения прижились и принесли нам память о русских народных свадебных обрядах.

Русские народные свадебные обряды

С появлением христианства на Руси свадебные обряды изменились коренным образом. За несколько десятилетий обряд благословения Богов на капище перешел в обряд венчания в церкви. Люди не сразу приняли новый уклад, и это прямым образом сказалось на проведении такого важного события, как свадьба.

Поскольку без венчания в церкви брачный союз не считался действительным, свадебный обряд состоял из двух частей: венчание в церкви и обрядовая часть, пир. «Волхование» не поощрялось высшими церковными чинами, но некоторое время церковнослужители участвовали в «невенчальной» свадебной части.

Так же, как и у древних славян, в традиции русской народной свадьбы долгое время сохранялись традиционные обычаи: сватовство, смотрины и сговор. На общих смотринах, проходивших на гуляньях, семья жениха присматривала невесту, справляясь о ней и ее семье.

Найдя девушку подходящего возраста и статуса, родственники жениха засылали сватов в семью невесты. Сваты могли приходить до трех раз: первый — заявить о намерениях семьи жениха, второй — присмотреться к семье невесты, и третий — получить согласие.

В случае удачного сватовства назначались смотрины: семья невесты приезжала в дом жениха и осматривала хозяйство, делая вывод: хорошо ли будет жить здесь их дочери. Если все было в порядке и соответствовало их ожиданиям, родители невесты принимали приглашение разделить трапезу с семьей жениха. В случае отказа сватовство прекращалось.

Если и этап смотрин оказывался успешным, то родители жениха приезжали с ответным визитом: они лично знакомились с невестой, наблюдали за ее умением вести хозяйство и общались с ней. Если в итоге они не разочаровывались в девушке, то к невесте привозили жениха.

Девушка должна была показаться во всех своих нарядах, показать, насколько она хороша как хозяйка и собеседница. Жених тоже должен был показать свои лучшие качества: в вечер «третьих смотрин» невеста в большинстве случаев имела право отказаться от жениха.

Если молодые смогли понравиться друг другу и не возражали против свадьбы, их родители начинали обсуждать материальные затраты на свадьбу своих детей, размер приданого невесты и подарки от семьи жениха. Эта часть называлась «рукобитием», потому что, договорившись обо всем, отец невесты и отец жениха «били руки», то есть скрепляли договор рукопожатием.

После завершения договора начиналась подготовка к свадьбе, которая могла продолжаться до месяца.

В день свадьбы подруги невесты одевали ее в подвенечный наряд под причитания о ее девичьей веселой жизни. Невеста должна была постоянно плакать, провожая свое девичество. Тем временем жених с друзьями приезжал к дому невесты, готовясь выкупать свою будущую жену у ее семьи и подруг.

После удачного выкупа и символических испытаний жениха молодые ехали в церковь: жених с друзьями отправлялся шумно и с песнями, а невеста — отдельно, долгой дорогой, не привлекая к себе особого внимания. Жених непременно должен был прибыть к церкви первым: таким способом будущая жена избегала клейма «брошенной невесты».

Во время венчания невесту и жениха ставили на расстеленную белую ткань, осыпанную монетами и хмелем. Также гости внимательно следили за венчальными свечами: считалось, что кто выше свою свечу держит, тот и в семье главенствовать будет.

После завершения венчания молодые должны были задуть свечи одновременно, чтобы умереть в один день. Погашенные свечи следовало хранить всю жизнь, оберегать от повреждений и зажигать ненадолго только во время появления первого ребенка.

После венчального обряда создание семьи считалось законным, и далее следовал пир, на котором в значительной степени проявлялись обрядовые действия древних славян.

Этот обычай существовал долгое время, пока не видоизменился в современные свадебные традиции, которые все же сохранили многие обрядовые моменты старинных свадеб.

Старинные свадебные обряды

Многие люди в наше время даже не догадываются о том, какое сакральное значение имеют ставшие привычными моменты любой свадьбы. Вместо аутентичного обряда на капище или венчания в церкви, долгое время являющегося обязательным, теперь происходит государственная регистрация брака с последующим банкетом. Казалось бы, что в этом осталось от древнего уклада? Оказывается, очень многое.

Традиция обмена кольцами. Обмен кольцами существует очень долгое время: еще наши предки надевали друг другу кольцо в знак соединения перед Богами на небе и на земле. Только в отличие от современного обычая носить обручальное кольцо на правой руке, раньше его надевали на безымянный палец левой руки — ближней к сердцу.


Славянский обряд венчания. Суть и значение

Этот обряд призван соединить два любящие сердца, благословить их к сотворению жизни и наделить их соответствующей силой и энергией рождения. Начиная рассмотрение Обряда Венчание, мы должны напомнить, что Покон – это неизменный ход, сущность Жизни, Бытия. Обычай же – это конкретно временное, краевое и племенное проявление Покона в соответствии с периодом Суток Сварожьих (Утро, Полудень, Сумерки, Ночь). Так вот, по Покону Рода Всевышнего обряд венчания может осуществляться между совершеннолетними мужчиной и женщиной, не имеющими кровных родственников до седьмого колена и принадлежащими к родам с белым цветом кожи. Любой отход от Покона есть искажение нашей культуры и обычаев, нравственных устоев славян.

Обычаев семейных союзов на Руси было несколько. Нашим предкам были известны семейные союзы путем умыкания невесты, покупки невесты, заключения соглашения и небесный семейный союз. Все они были присущи тому или иному времени Суток Сварожьих. Небесные союзы свойственны времени Утра Сварожьего, заключение соглашения – Полудню Сварожьему, покупка – Сумеркам Сварожьим, умыкание – Ночи Сварожьей.

Мы с вами живем в век Рассвета Сварожьего, времени перехода к Утру Сварожьему, возвращению к Светлым Обычаям. Так что для нас важно возродить Небесный союз и обряд венчания соответствующий ему. Небесные союзы создавались по той причине, что так происходит во Сварге Синей, так живут Боги Светлые. Вот как поется об этом в наших родовых песнях:

Зійшла зоря, зійшла зоря, місяць опізнився
Вийшла дівка на вулицю, козак опізнився.
В этой песне заря есть образ девицы, а месяц – молодца, что говорит о космогоничности идеи семейных союзов у славян.

Семейный союз людей – это живой единый Бог в Яви, это единство двух частичек одной души. Символами небесных союзов у Русинов (Славян) есть Луна и Заря, Луна и Солнце, Гром и Облако (облачко).

Но нужно понимать, что венчание – это лишь часть целого ряда свадебных обрядов Русинов. В целом они состоят из трех частей: предсвадебных, свадебных и послесвадебных. Не касаясь полного обрядового Кола, мы укажем на то, что на его проведение имеет право только та девушка, которая сохранила свою девственность до свадьбы. Только девица имеет право на проведение всех свадебных обрядов.

Интересно, что староруськое слово «шлюб», которым обозначают семейные союзы, означает «злюб», то есть создание семьи с любовью, по любви.

У Славян не вынуждают молодых к женитьбе, этот обычай издавна выделяет нас даже среди близких арийских народов. С наступлением Ночи Сварога у нас появилась такая форма союза по Кривде, как умыкание невесты. Поскольку церковь препятствовала осуществлению союзов без её вмешательства, а роды теряли влияние на молодежь, местные попы начали венчать тайно. Но, несмотря на это, включительно до XIX в. на Руси церковный брак не считался семейным союзом, пока его не признает община через проведение обряда свадьбы (свайбы).

Семьи создавались «по любви», посему тому способствовал Родовой Покон, предусматривавший так называемые «пробные союзы», когда молодожены проживали вместе без вступления в половые отношения, так сказать, «притирались». Когда молодожены выясняли, что подходят друг другу и смогут создать крепкую семью, волхвы давали им право на свадьбу. Таким образом, не было принуждения и сохранялась чистота девушки.

После свадьбы обязательно проводили «хороший» или «плохой» понедельник, когда вывешивали свадебную рубашку невесты с «калиной», «венком» или, как еще говорят, «честью девичьей». Затем сваха подпоясывала молодую красным поясом и надевала богатый платок. Когда рубаху не вывешивали, или же она была без «калины», судьба для девушки могла окончится достаточно трагично. В Обычае считалось, что если сваха препояшет нечестную молодую, то у неё могут умереть дети и скотина в хозяйстве, а, если это сделает жених, все беды всё равно перейдут на неё. Даже, если к преждевременному снятию «венка» имел отношение сам молодой, красным поясом невесту не подпоясывали.

Итак, добрачные половые отношения в Обычае не поощрялись, а нарушители этого права становились в обществе объектом общественного порицания и презрения.

Что же такое венчание? Это освящение семейного союза родом (всей общиной, народом). Само слово происходит от слова «венок», ведь именно венками украшают головы друг друга молодожены. Очень долгое время ортодоксальная церковь пыталась взять на себя функцию венчания, но даже в XVIII веке Русины не признавали церковного венчания. А тем же отступникам, которые в нарушение Покона принимали церковное венчание, запрещалось совместное проживание до проведения родовой свадьбы. Лишь в 1744 г. Синод принудительно приказал молодоженам совместно проживать до свадьбы, если они приняли церковное венчание.

В момент венчания Родители благословляют семейный союз именем своего рода и наделяют силой непосредственных предков, а волхв благословляет и наделяет Силой Духа всего Рода Руського, всей скупы Богов Славянских. В древности венчания проходили в храмах Сварога и Лады, яко хранителей семейных союзов. В эпоху господства чужеверия жрецы освящали союзы в священных рощах возле зеленых ив. Так и сейчас мы проводим венчания в священных рощах и на святилищах Предков.

Лучшими днями для проведения венчания являются пятница, суббота или неделя (воскресенье). Самым лучшим днем свадьбы, безусловно, является неделя, когда «не дело», день Даждьбога. Для проведения обряда молодожены должны приготовить: два рушника, калач, две восковые свечи, две глиняные кружки (для разбивания), горшок меда, кисточку из трав. У молодоженов должны быть кольца, у боярина вильце (хвойное деревце, символизирующее перерождение молодоженов). На обряд венчания должны обязательно прийти все приглашенные на свадьбу дети в возрасте до 13 лет.

Перед началом обряда венчания волхв выстраивает свадебный почьт таким образом: впереди боярин с вильцем, что символизирует перерождение молодых и наибольший почет роду, символом которого также есть вильце; далее следует дружба (помощник боярина) с караваем на рушнике, что символизирует богатство рода; далее следуют князь и княгиня (жених и невеста); за ними божатые родители (нареченные родители) с образами Сварога и Лады; за оными родители князя и княгини, а далее все родственники и приглашенные.

Войдя на святое место (капище, святилище, в храм) князь и княгиня становятся там, где укажет волхв, по правую сторону от них дружба с караваем. За молодоженами становятся боярин и боярыня, с венками и рушниками в руках. За боярами, божатые родители с образами Сварога и Лады в руках.

Рушники на обряде символизируют семейный путь князя и княгини, на один рушник они становятся, а другим рушником им связывают/соединяют руки (пуповину). Глиняные кружки необходимы для первой семейной братчины, испития сурицы. Эти кружки разбиваются об алтарный камень, что символизирует смерть старой жизни и рождение новой. Осколки кружек должны собрать родственники и пустить в реку либо проточную воду, что будет означать окончательное прощание с незамужней жизнью, а ещё, чтобы река обтесала все острые углы осколков, и совместная жизнь была гладкой. В ходе обряда волхв помазывает княгине губы медом перед первым семейным поцелуем. Это действие несет значение благословения на счастливую, радостную, сладкую жизнь. При посевании молодоженов зерном происходит магическое благословение на продолжение рода, на его приумножение, дабы славян было, как зерна в поле, как звезд в небе. На завершение обряда князь и княгиня трижды перепрыгивают через обрядовый огонь, тем самым очищая себя и благословляя силой отца Сварога, через Огнебога проявленную.

Подытоживая рассмотрение обряда венчания скажем, что это один из трех главнейших возрастных обрядов, между рождением и смертью человека.

Когда венчаются звездные половинки, на энергетическом уровне происходит соединение потоков силы их чар, два человека становятся одним существом, одной сутью, великой душой.

Пусть наши святые обряды вновь зазвучат могучими славянскими песнями по всей земле нашей, ибо пока водят хороводы, пока горят родовые огнища, пока пишутся писанки, быть Вере нашей, быть народу Славянскому!

Богумир МЫКОЛАЕВ

Свадебные обычаи славян

О свадебных обрядах древних славян известно крайне мало. Практически все данные, которыми располагает современная наука, основаны на этнографических материалах.

В летописных сводах, в частности, в «Повести временных лет», упоминаются два различных вида брака, свойственных разным славянским племенам. Так, о полянах летописец пишет: «Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее – что дают».

У древлян, по словам летописца, «браков… не бывали, но умыкали девиц у воды». У радимичей, вятичей и северян браков также не было, но «устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены».

До сих пор сохранившееся выражение «венчаться вокруг березы» довольно точно передает смысл венчального обряда древних русичей. Свадьба состояла из поклонения Ладе, Роду и Триглаву, после чего волхв призывал на них благословение, и молодожены обходили три раза вокруг священного дерева, призывая в свидетели богов, чуров и берегинь того места, где они находились. Свадьбе обязательно предшествовал сговор или похищение невесты. Невеста вообще обязана была идти в новый род как бы насильно, чтобы не оскорбить ненароком духов-хранителей своего рода («не я выдаю, силой ведут»). С этим, кстати, связаны многочасовые рыдания и скорбные песни невесты. На пиру молодоженам запрещалось пить (считалось, от любви пьяны будут).

Свадебный пир

Первую ночь молодожены проводили на тридевяти снопах, застеленных мехами (пожелание богатства и многочадия).

В более поздние времена свадебные обычаи Древней Руси изменились, но и они показывают, с каким вниманием и тщательностью относились наши предки к празднику создания новой семьи.

Постепенно религия и быт древних славян усложнялась, появлялись все новые божества и традиции, заимствовались новые обряды. Похищение невесты еще сохранилось, но стало скорее обрядом, который проходил, как правило, по согласию сторон.

К. Лебедев. Пляска. 1900 г.

Некоторые исторические источники повествуют о многоженстве, бывшем в обиходе у древних славян. Многомужество тоже практиковалось, но гораздо реже. Встречались и различные формы так называемого пробного брака, когда невеста переезжала в дом жениха, а свадьбу играли только после рождения ребенка. Если брак оказывался неудачным, женщина возвращалась к родителям. Вступление в брак было обязательным: одинокие люди подвергались насмешкам. Исключение делалось только для давших обет безбрачия.

В славянской традиции существовало жесткое соблюдение очередности брака. Из фольклора хорошо известно, что младшая дочь не могла выйти замуж раньше старшей. Очень большой редкостью была свадьба со вдовцом (вдовой). Считалось, что овдовевшие люди соединятся в загробной жизни со своим первым избранником. Поэтому, вдовцы и вдовы часто заключали браки между собой.

Супружеская неверность осуждалась и каралась во все времена. Мужчину и женщину, уличенных в порочных связях, переодевали в одежду друг друга и водили по улицам на потеху и посмеяние толпы. Для развода требовалось публично разорвать над проточной водой или на перекрестке дорог одежду, пояс или рушник.

Кольцо, замкнутая окружность, и сегодня считается символом брачных уз. В старину молодую пару обводили вокруг дерева или дома.

К. Лебедев. Боярская свадьба. 1883 г.

В церкви венчающихся водят вокруг аналоя. Венок невесты, свадебный каравай, круглый торт – все это отголоски древних традиций. Все старинные свадебные термины, так или иначе, связаны с кольцом, кругом. Например, «завивало» (головной убор замужней женщины), «верч» (вид свадебного хлеба), «крутить», «повивать» (менять невесте прическу и девичий головной убор на женский), «окрута», «окручаться» (выходить замуж, жениться) и «крученка» (любовная связь). Мы до сих пор говорим «крутить роман», «она его окрутила», даже не задумываясь, что корни этих выражений лежат в старинных свадебных обрядах славян.

Исторические документы и народный фольклор донесли до нас различные способы заключения брака. «Повесть временных лет», датируемая началом XII в., рассказывает об «умыкании» невесты. Более широкое распространение имел самовольный уход девушки к любимому или инсценировка ее похищения по предварительному взаимному согласию. Эти способы в разных источниках имели различные названия: «тихоматная» свадьба, «самоходка», «увод», «выкрад». Все они в основе своей содержали добровольное согласие невесты на брак. Самым же распространенным способом заключения брака считался «сговор», проще «сватовство». Некоторые традиции «купли-продажи», символического выкупа невесты сохранились в свадебных обрядах до сегодняшнего дня. Например, выкуп невесты у брата или свидетелей или символическая продажа ее косы. Различные публичные подтверждения намерения вступить в брак, скажем, рукобитие при свидетелях оглашения помолвки, и последующая свадебная церемония были фактом общественного признания брака.

К. Маковский. Под венец. 1884 г.

По славянскому обычаю жених похищал невесту на игрищах, предварительно договорившись с нею о похищении: «Схожахуся на игрища… и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся: имяху же по две и по три жены». Затем отцу невесты жених давал вено – выкуп за невесту.

В народных песнях отражался насильственный увоз девушки, поэтому больше всего «доставалось» жениху и его родне. Именно поэтому часто в песнях уничижается свадебный дружка жениха, как, например, в очень известной песне «Друженька», которую на свадьбе пели свидетелю.

Друженька

Друженька молоденький,

Друженька хорошенький:

У нашего дружки

Чирий на верхушке!

Друженька молоденький,

Друженька хорошенький.

На дворе-то туман,

У нас дружка-то губан!

Друженька молоденький,

Друженька хорошенький:

На дворе-то гололедь,

Чтобы дружке околеть!

Друженька молоденький,

Друженька хорошенький:

На дворе-то куржак,

У нас дружка-то ширшак!

Друженька молоденький,

Друженька хорошенький:

На дворе-то яма,

У нас дружка пьяный!

Друженька молоденький,

Друженька хорошенький!

Люди русские, читаем мы в старинной рукописи, женились вообще совсем рано; случалось, что жениху было лишь 12 либо 13 лет. Необходимо заметить, этим родители торопились удалить юношу либо девушку от соблазнов холостой жизни, так как вообще по тогдашним понятиям непозволенные любовные связи считали грехом непростительным и незамолимым и ставили вровень с тяжкими преступлениями. Редко случалось, чтоб человек оставался неженатым, разве лишь из-за заболеваний либо обета постричься в монастырь.

Как уже говорилось, вообще было не принято, чтобы мужчина оставался неженатым. Родители, приняв решение женить своего отпрыска, советовались со своими наиближайшими родственниками и частенько не говорили об этом жениху; избравши семейство, с которым не стыдно было завести родственную связь, они посылали к родителям невесты свата либо сваху для предварительного объяснения.

Если родители невесты были против сватовства, то они ссылались на малолетство дочери и говорили о том, что замуж ей выходить еще рано. При согласии же все-таки не торопились, ссылаясь на то, что они будут советоваться с родственниками, и назначали день решительного ответа.

Если же обе стороны приходили к согласию, то сват просил у родителей невесты разрешения взглянуть на «товар». Это разрешалось не всегда. Случалось и так, что дозволения этого не давалось, время от времени из кичливости, а время от времени по безобразию невесты. Но чаще случалось, что родители соглашались показать невесту, и тогда приезжала мать жениха или смотрительница. Жених по-прежнему не видел своей невесты.

Показ невесты происходил по-разному. Время от времени смотрительницу вводили в убранную комнату, где невеста стояла в лучшем собственном наряде, с лицом, закрытым покрывалом; время от времени же невеста сидела за занавесом, и занавес отдергивался, когда приближалась смотрительница. Смотрительница прохаживалась по комнате, заговаривала с девушкой, стараясь выпытать, умна ли она, хороша ли, не безъязычная ли и речью во всем исправна ли. Бывало, если у родителей дочь-невеста урод, то показывали младшую дочь, а то и служанку. Так как жених не имел права увидеть невесту до брака, то обязан был довольствоваться теми сведениями, которые докладывала смотрительница. Он узнавал об обмане лишь после венчания.

За то супруг, в утешение себе, колотил свою супругу, поэтому иные женихи, чувствуя в себе достаточно силы и значения, настаивали перед семьей невесты, чтоб ему позволили самому увидеть невесту, и родители дозволяли, если дорожили женихом. Но тогда этому жениху уже нельзя было отказаться от свадьбы. Увидеть невесту и отрешиться от нее считалось бесчестием, и родители невесты могли донести на жениха духовным властям и вовлечь его в беду.

Семейная жизнь не всегда складывалась, но перечить воле родителей было не принято.

«А не сама я собой замуж пошла:

Сговорили меня люди добрые,

Поневолил меня родимый тятенька

Да родимый тятенька, да родимая

маменька».

Сватами обычно были пожилые мужчины и женщины, часто родственники. В деревнях сваты шли к невесте в новой одежде или хотя в чисто выстиранной, с полотенцем через плечо. Все действия их подчинялись строгому кодексу: как поклониться родителям невесты, как с ними здороваться и говорить. Если сватов приглашали за стол – значит, сговориться становилось возможно. Как только невеста появлялась перед сватами, она становилась «сговоренкой».

Сватовство

«Ой, да ты рябина, да ты рябинушка,

Ой, да ты садова зелена прикудрявая,

Ой ты, когда ты взросла, когда выросла?»

«Ой, да весной-то взросла,

летом выросла».

«Ой, да когда выросла, когда вызрела?»

«Ой, да зрела-то, зрела я при солнышке,

Да при солнышке, да все при зорюшке».

«Ой, да когда ты, зачем рано

наклонилася?»

«Ой, да не сама я наклонилася,

Ой, да наклонили меня снеги глубокие,

Снеги глубокие, ветры буйные».

«Ой, да ты дева, дева, ты зачем рано

замуж пошла?»

«Ой, да не сама я, сама замуж пошла,

Да просватал меня сударь батюшка,

Потакала меня родна матушка,

Ой, да потакала меня родна сестрица,

Ой, да потакали меня родны братики,

Ой, да перва – мила подруженька

Фросенька!»

Дальше по обряду будущие родственники посещали друг друга. Это были смотрины и сговор (рукобитье). Даже в том случае, когда родственники жениха и невесты все друг о друге знали и были близкими друзьями, от них требовалось посмотреть и оценить невесту и хозяйство жениха.

Сговорный день назначался родителями невесты. Родители жениха, сам жених и его близкие родственники приезжали к ним. Родители невесты принимали гостей с почестями, выходили к ним навстречу, кланялись друг другу до земли, сажали гостей на знатных местах в переднем углу под божницей, а сами садились около них. Некоторое время молчали, глядя друг на друга. Этого требовали приличия.

Позже либо отец жениха, либо другой близкий родственник жениха начинал разговор: сообщал, зачем они приехали. Родители невесты должны были отвечать, что они рады этому приезду. После того писалась рядная запись, где обе стороны постановляли: в такое-то время жених обязывался взять себе в супруги такую-то, а родственники ее обязаны были выдать ее и дать за нею такое-то приданое. Сроки были разные, смотря по происшествиям: время от времени женитьбы свершались и через недельку после сговора, а время от времени меж сговором и венчанием проходило несколько месяцев.

Далее договаривались о дне свадьбы и оговаривали, кого приглашать. Сговор, то есть «рукобитье» (или «запой»), считался окончательным решением, и отказываться в дальнейшем от него считалось позором и для жениха, и для невесты.

Смотрины, сговор

«Уж вы гуси да лебеди,

Вы далеко ли летали?»

«Уж мы летали-летали

С моря на море».

«Уж вы что там видели?»

«Уж мы видели-видели

Белу лебедь на заводи».

«Для чего вы ее

С собой не взяли?»

«Хотя мы ее не взяли,

Мы ее заприметили -

Право крылышко заломили».

«Вы бояра, бояра,

Вы далеко ли ездили?»

«Уж мы ездили-ездили

С городу на город».

«Уж вы что же там видели?»

«Уж мы видели-видели

Красну девицу в тереме».

«Для чего вы ее

С собой не взяли?»

«Хотя мы ее не взяли,

Мы ее запоручили,

За поруки за крепкие,

За замки да за верные».

Невеста должна была в окружении подруг и девушек на выданье готовить приданое, показывая, какая она рукодельница. На самом деле приданое готовилось задолго до свадьбы, едва ли не с малых лет. Завершал предсвадебную неделю девичник. Так невеста прощалась с родным домом и родом и становилась членом другой семьи. Теперь она – «молодуха», потому что ее девичий век кончился и наступил бабий.

А. Корзухин. Девичник. 1889 г.

В народных свадебных обрядах о девичестве говорится как о красоте, с которой девушка расстается окончательно и бесповоротно. Причем красота для невесты не просто обозначение девичьей прелести, но также девичья честь и воля, молодые беззаботные годы. У различных народностей подобные аллегории воплощались через какой-либо конкретный предмет: либо это головной убор невесты в виде повязки из парчи, расшитый лентами, либо ленточка.

Девичник

Вы подруженьки, голубушки мои,

Заплетите мне русу косу

Во корне-то мне мелко-намелко;

Посередь моей русой косы

Вплетите гайтан шелковый;

Во конец-то моей русой косы

Вы ввяжите ленту алую;

Вы заприте золотым замком,

И вы бросьте мои золоты ключи

Во матушку во быстру реку.

Никита был рыболовщичком,

Он закинул невод шелковый,

Он от краю да до краю;

Он пымал эти золоты ключи.

Признавал он эти золоты ключи:

«Не от Вериной ли русой косы?»

Отопрет мою русу косу,

А меня за себя возьмет.

Обряд прощания с девичеством сопровождался расплетением косы невесты и последним заплетением ее по-девичьи. Само слово «девичник» говорит о том, что участие в нем принимали только девушки, однако в конце обряда на девичник могли прийти и парни вместе с женихом.

Невеста примеряла наряды, хвастаясь ими перед своими подругами на «девичнике».

Свадебное платье древней славянки представляло собой сложный костюм с несколькими обязательными деталями: рубахой, поневой, расшитым поясом и украшениями. Рубаха была обыкновенно белого цвета, но по подолу, рукавам и горловине шел красный узор. Также к рубахе пришивались разноцветные нашивки, обогащая тем самым цветовую гамму наряда. В узорах повторялся традиционный славянский знак солнца, символ плодородия и жизни.

Понева – славянский прототип женской юбки. Она была более насыщенного цвета, чем рубаха, и имела пышную, женственную форму. Ее тоже расшивали орнаментом: ромбами и символами солнца.

Пояс для свадебного наряда изготавливали из шерсти. Он был узкий по ширине, но обернуться им можно было дважды. Красиво смотрелось на груди гайтана – украшение из бисера. В некоторых частях Руси место свадебного платья занимал сарафан, богато украшенный вышивкой и бисером из речного жемчуга. Иногда по краю сарафана шли самотканые кружева, их еще называли «кисеей».

За день до свадьбы будущая теща печет курник, посылая его в дом жениха. Жених же посылает в дом невесты живого петуха.

Накануне свадьбы или в день девичника невесту водили в баню, где тоже пели обрядовые песни. Утром свадебного дня жених извещает невесту, чтобы она готовилась к венцу. Родители невесты расстилают на скамье шубу, сажают на нее свою дочь и начинают одевать в свадебный наряд. Как только оденут, то посылают гонца к жениху.

Перед свадебным днем жениха тоже провожали в баню, а утром готовили к отъезду: жених одевался, получал родительское благословение и собирал свадебный поезд. Все обязанности по проведению свадьбы возлагались на дружку, который должен был хорошо знать порядок прохождения свадебного торжества. Дружкой чаще всего назначали кого-то из старших родственников жениха. Свадебный поезд двигался к дому невесты не по прямой, а объездными путями, чтобы запутать темные силы, которые могут помешать свадьбе. С женихом кроме дружки отправлялись тысяцкий, или старший шафер жениха, и поежане, или бояре, то есть сопровождающие. Свадебная процессия украшалась цветами и лентами. Число подвод обязательно должно было быть больше трех, и, кроме того, не разрешалось ехать с четным числом повозок или саней.

Когда наступало утро свадебного дня, родня невесты должна была ее разбудить, одеть, и вместе они ожидали приезда жениха. Все эти действия сопровождались песнями. Невеста в своих песнях просила не отдавать ее жениху, а подружки пели о том, чтобы невесту защитили.

Утро свадебного дня

По лугам, лугам, зеленым лугам,

По травам, травам, шелковым травам,

Распущены там добры кони,

Распущены там добры кони,

Добры кони свет Владимировы,

Добры кони свет Григорьевича.

Шелком ноги перепутанные,

Шелком ноги перепутанные,

Жемчугом гривы унизанные,

Жемчугом гривы унизанные,

У травы стоят – травы не едят,

У овса стоят – овса не снят,

У овса стоят – овса не едят,

У воды стоят – воды не пьют,

У воды стоят – воды не пьют.

Они чуют службу дальнюю,

Они чуют службу дальнюю.

Службу дальнюю свет Владимира,

Службу дальнюю свет Григорьевича:

Во Москву ехать за золотом.

Во Москву ехать за золотом,

Во Саратов – за серебром,

Во Саратов – за серебром,

В Александровку – за невестою,

Подъезжают к двору тестиному,

Подъезжают к двору тестиному,

К широкому шатру невестину,

К широк шатру невестину.

Дом невесты старались украсить так, чтобы он выделялся на фоне других, и жених случайно не проехал мимо. Для этого вывешивались вышитые рушники, ленты и так далее. Перед приездом жениха прибывали гонцы и выведывали, здорова ли невеста и можно ли приезжать жениху. Жениху не разрешалось ехать в первой повозке. На пути поезда односельчане выставляли заслоны, перед которыми жениху приходилось откупаться, чтобы проехать.

Когда поезд подъезжал к дому невесты, родственники запирали ворота, ставни и всячески «препятствовали» продвижению же ниха в дом. Жених мог попасть внутрь только после долгой словесной перепалки, уговоров и откупов. В избе с него также требовали выкуп. Это могло быть угощение или мелкие деньги, причем выкуп нужно было отдавать для того, чтобы подняться на ступень, перешагнуть через порог и найти невесту.

К. Маковский. Свадебный боярский пир. 1883 г.

После того как невесту выкупили, устраивался «малый стол», или застолье в доме невесты для родственников жениха.

Приезд жениха, стол в доме невесты

Вьюн над водой увивается,

Жених у ворот улещается,

Он просит свое, свое сужено,

Он просит свое, свое ряжено;

Вывели ему доброго коня:

«Это не мое и не сужено,

Это не мое и не ряжено!»

Вьюн над водой увивается,

Жених у крыльца улещается,

Он просит свое, свое сужено,

Он просит свое, свое ряжено;

Вынесли ему что ясного сокола,

Вынесли ему на правой руке:

«Это не мое и не сужено,

Это не мое и не ряжено!»

Вьюн над водой увивается,

Жених у стола дожидается,

Просит он свое, свое сужено,

Просит он свое, свое ряжено:

«Вы подайте мне мою сужену!»

Вывели ему красну девушку-душу:

«Это вот мое сужено,

Это вот мое, мое ряжено!»

Невесту, покрытую фатой или покрывалом, водили к столу, при этом она или подруга причитала и «плакала». Затем молодые отправлялись венчаться, но непременно в разных подводах и ни в коем случае не в первой. Вместе молодые ехали только после венчания. По пути с них также могли потребовать выкуп, кроме того, следовало опять же путать следы от злых сил и отпугивать последних шумом и криком.

В это время мать жениха готовила в клети брачное ложе: вначале настилала снопы (числом 21), поверх перину и одеяло, сверху бросала кунью шубу или шкуру куницы (либо ласки). Возле ложа ставились кадки с медом, ячменем, пшеницей, рожью. Все подготовив, будущая свекровь обходила ложе с рябиновой веткой в руке. 21 сноп означает «огненную страсть» (утроенная семерка, число Огня), кунья шуба должна была волшебным образом разжечь страсть у невесты, точно так же, как и шкурка куницы или ласки. Ветвь рябины служит, во-первых, своего рода очистительным средством, а, во-вторых, знаком плодородия.

Само слово «венчание» означает покрытие головы венком (венцом). Перед венчанием место жениха занимал младший брат или подросток, родственник невесты, у которого жениху необходимо было выкупить место рядом с невестой. Обряд называется «продажа сестриной косы». Около невесты садятся также «глазки» – две родственницы невесты, чаще всего сестры или сеструхи (т. е. двоюродные сестры). Они во время всей свадьбы помогают невесте. Каждая из «глазок» держит в руках по блюду, завязанному платками концами вниз. В одном блюде лежит платок, повойник, гребень и зеркало, а в другом – две ложки и краюха хлеба.

После выкупа жених и невеста, держа в руках по зажженной свече, шли к храму или священному дубу. Впереди них шли плясуньи, за ними несли каравай, на котором лежали сребреники. Позади молодых осыпало нес чашу с хмелем, зерном и серебром. Сваха осыпала невесту и жениха из чаши. Гости желали невесте столько детей, сколько шерстинок в тулупе. После таких пожеланий сваха милостиво осыпала ещё и гостей.

Раньше венчал жрец, брал невесту за руку, поручал ее жениху и приказывал им поцеловаться. Муж покрывал жену полой своего платья или плаща в знак покровительства и защиты, после чего жрец давал им чашу с медом. Стоя перед жертвенником, муж и жена трижды поочередно пили из чаши. Остатки меда жених плескал в жертвенник и бросал чашу под ноги, приговаривая: «Пусть так под ногами будут потоптаны те, кто будет сеять меж нами раздоры». Кто первый ступал ногой на чашу, тот, по поверью, становился главой в семье.

После венчания совершался обряд расплетения косы невесты. С нее снимали девичий головной убор, волосы окручивали, то есть делали прическу бабью.

Далее, молодые приезжают в дом жениха, не заезжая в дом невесты. Родители жениха встречали молодых и благословляли: отец иконой, а мать – хлебом. Молодые должны были одновременно поклониться им в ноги. Если они кланялись не вместе, а по очереди, то считалось, что в молодой семье будут разногласия.

Когда молодые заходили в дом, их осыпали хмелем, рожью, сопровождая это пожеланиями счастья и достатка.

Все предсвадебные и особенно свадебные обряды сопровождались стихами, песнями, заговорами, шутками и так далее. Причитания на свадьбе уже не звучали. Свадебное застолье сопровождалось преподнесением даров, веселыми песнями и плясками. Кроме того, обязательными были некоторые обрядовые действа: молодые должны были пить и есть из одной посуды, или невесте на колени сажали мальчика, чтобы рождались сыновья.

За стол молодых усаживали очень торжественно и величаво, затем рассаживались родственники – обязательно по старшинству, и гости.

На почетном месте за свадебным столом всегда сидел деревенский знахарь или колдун. Однако он занимал почетное место не из-за того, что мог, разозлившись от недостаточного к нему почтения, «превратить в волков свадебный поезд», а оттого, что являлся потомком тех самых волхвов, на протяжении сотен лет венчавших наших предков. Ни пить, ни есть молодым во время свадебного застолья не разрешалось.

Когда на стол подавали курник, то это означало, что настала пора – «Тетера на стол прилетела – молода спать захотела». Наступало время выполнения постельного обряда: под песни и пляски, с явно нескромными намеками и шутками, молодых провожали в отдельное помещение или клеть и оставляли одних. Считалось, что пение подобных песен необходимо для счастливого брака. Под напутствие молодожены, захватив закутанный в рушник обрядовый каравай и курицу, закрывались в клети. В зависимости от сложившихся в данной местности традиций, молодых оставляли наедине на два часа или на ночь.

У дверей с обнаженным мечом ходил дружка жениха, охраняя покой новобрачных.

Кунью шубу топтать!

Друг дружку толкать!

Здоровенько спать!

Веселенько встать!

После таких, достаточно откровенных пожеланий, гости удалялись в дом, но через некоторое время посылали узнать о «здоровье». Если жених отвечал, что он в «добром здоровье», значит «доброе» свершилось. «Веселенько встав», молодые приступали к еде. Взявши курицу, новобрачный должен был отломить ножку и крыло, после чего бросить их назад через плечо. Отведав курицы и каравая, молодые присоединялись к гостям, и веселье продолжалось.

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Быт и нравы царской России автора Анишкин В. Г.

Жестокие обычаи славян Летописцы того времени отмечали жестокость славян, которую они проявляли на войне, но забывали, что это еще была и месть за то, что греки беспощадно расправлялись со славянами, которые попадались им в руки. К чести славян, они переносили муки стойко,

Из книги Петербург экскурсионный. Рекомендации по проведению экскурсий автора Шишков Сергей Иванович

Быт славян Маврикий об образе жизни славян пишет: «У них недоступные жилища в лесах, при реках, болотах и озерах; в домах своих они устраивают многие выходы на всякий опасный случай; необходимые вещи скрывают под землею, не имея ничего лишнего наружи, но живя, как

Из книги Цивилизация Древнего Рима автора Грималь Пьер

Из книги Табасаранцы. История, культура, традиции автора Азизова Габибат Нажмудиновна

Глава 3 ЖИЗНЬ И ОБЫЧАИ Римская религия. - Человек в городе. - Семья и ее обычаи В 167 году до н. э. в Рим прибыл Полибий, молодой гиппарх из Ахейского союза, который вместе с тысячей других заложников, был обвинен в том, что поддерживал в Греции антиримскую партию, и

Из книги Лакцы. История, культура, традиции автора Магомедова-Чалабова Мариян Ибрагимовна

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Традиции русской народной свадьбы автора Соколова Алла Леонидовна

Народные обычаи славян Новоселье До начала строительства нового дома будущие хозяева должны были совершить ритуальные действия, которые служили своего рода защитой от нечистой силы и способствовали процветанию семьи.Прежде всего необходимо было найти благоприятное