Самостоятельность ребенка: что это? Советы родителям детей всех возрастов Когда начинать развитие самостоятельности у ребенка

Несамостоятельность молодого поколения - это тема актуальная. Вспомнить, казалось-бы, недавнее прошлое, когда школьники были повсеместно заняты на различных обучающих работах то в поле, на картошке, то на дополнительных уроках трудового воспитания. Вот ведь время было! Представить сегодняшнего 14-летнего за рулём трактора или комбайна, пусть даже под присмотром старшего напарника, страшно и трудно. Что и говорить, нынешние шалопаи настолько несамостоятельны, что им и велосипед порой доверить страшно.

И это непростая проблема , и не какой-то там дополнительный повод покачать головой, сетуя на молодёжь. Несамостоятельность в юном возрасте пускает гнилые корни в личность, разлагая её. Не привитая с малых лет, она не образуется потом сама по себе. И отправившись на учёбу или просто съехав на собственную квартиру, молодой человек очень быстро превращает место своего самостоятельного обиталища в непригодную для продолжения существования в ней человека помойку.

Ведь мыть посуду он толком не умеет, да и не привык. Как только из-за спины исчезла мама, двадцать раз напоминающая ему о том, что нужно помыть тарелку или строгий , необходимость в мытье посуды на сознательном уровне тут же исчезла. Готовить такой человек тоже не умеет, содержать быт не научен. Впереди его ждут долгие и тяжёлые годы ненормированного питания и жизни, что, в конечном счёте, подорвёт его здоровье. Это не страшилка, призванная вас расстроить, а печально правдивая современная история, которую можно услышать на каждом шагу.

Конечно, это совсем не то будущее, которого мы желаем своим детям. Но чтобы воспитать в них самостоятельность, придётся потрудиться. Тут нужен будет комплексный подход, состоящий из постепенности, доверия, поддержки, честности и уважения. Разберём теперь всё по порядку.

Не торопите и не требуйте слишком многого сразу. Принцип постепенности приучения к самостоятельности заключается в том, чтобы обуздать собственные ожидания и настроиться на долгий путь. Люди не становятся самостоятельными вдруг, если ваш ребёнок вчера ещё не мог самостоятельно следить за своей одеждой, не стоит ожидать, что завтра он справится с приготовлением обеда. Наберитесь терпения и ставьте выполнимые требования, чётко разделите его взросление на этапы.

Доверяйте своему ребёнку . Прекратите обращать громкое внимание на каждую его неудачу. Взрослеть трудно, помните об этом. Да и не работали никогда упрёки и обвинения. В отличие от одобрения и похвалы. Это подводит нас к принципу поддержки. Обращайте внимание на каждое проявление самостоятельности и ответственного поведения и показывайте своему ребёнку, что заметили это. Каждый желает быть оценённым по достоинству, и нет лучшего мотиватора для дальнейшего развития, чем признание своих заслуг.

Будьте честны . Что касается честности - не хитрите, не играйте с ребёнком в "психологические игры" и не скрывайте от него своих намерений, этого никто не любит. Поговорите с ним честно, как с уже взрослым. Объясните, что обеспокоены уровнем несамостоятельности вашего сына или дочери и предложите вместе работать над его взрослением.

Следует дать ребёнку понять, что самостоятельность несёт не только ответственность и обязательства, но и новые возможности. Подобный подход он вполне найдёт гораздо более разумным и обоснованным, чем постоянные наказания за проступки. Разве можно разрешить гулять допоздна человеку, не умеющему даже вымыть за собой посуду? Как отпустить на лето в лагерь того кто весь год чистил зубы исключительно из-под палки и разбрасывал по комнате свою одежду? Имеет ли право на личные карманные деньги тот, кто не в состоянии сходить за хлебом, не растеряв при этом и сдачу, и хлеб, и собственные башмаки? Ответственность и самостоятельность дают права и власть распоряжаться самим собой всё в большей степени. Стремление к самостоятельности вряд ли можно стимулировать лучшим образом, нежели укрепив это понимание в голове подростка.


Уважайте своих детей . Это логично подводит нас к принципу уважительного отношения. В книге психолога Дейла Карнеги "Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей" приводится очень показательная история о пятилетнем мальчике, который постоянно мочился в постель. Понятно, что для такого возраста это не трагедия, а ребёнок просто ещё не умеет контролировать ночью мочевой пузырь. И, тем не менее, отец решил испробовать один интересный подход.

Он взял мальчика с собой в магазин, нарядив его в детский костюм, и вместе они отправились выбирать ему кровать. Выбор кровати был оставлен за молодым человеком, а продавец обращался к юному покупателю неизменно на "Вы". Когда кровать была куплена, мальчику была также предоставлена возможность выбрать себе новую пижаму, ведь из старой он вырос, да и не пристало такому взрослому и самостоятельному молодому мужчине спать в детской одежде.

После того, как ребёнку дали возможность выбрать себе кровать и пижаму, семья навсегда забыла о "ночных проблемах", ведь парень почувствовал себя взрослым, значительным, а значит и самостоятельным. А почувствовав себя таким, он и стал таким.

Эта история хорошо показывает, как уважительное отношение к ребёнку и доверие к нему повышает уровень его . От большинства родителей только и слышно что-то вроде: "Брось, ты не справишься!", "Ты сам не сможешь, положи на место!". Становится неясно, кого и зачем они убеждают в никчёмности своих детей.

Конечно, трудно уважать в достаточной степени несамостоятельную личность , но ещё труднее стать такой личностью, когда тебя не ставят ни в грош. В этой ситуации именно вам, как более взрослому и умному, придётся сделать первый шаг. Только уважительное отношение к своим детям сделает их однажды самостоятельными. Только честное к ним отношение позволит им доверять вам, только поддержка и одобрение с вашей стороны (а никак не упрёки, крики и жалобы) помогут и почувствовать силы стать самостоятельнее.

Ну, а вам придётся запастись терпением . Воспитание личности - процесс не одного дня. Но результат всегда стоит потраченных на него усилий, в этом вы можете быть уверены на все сто процентов.

Открываем толковый словарь Ушакова:

Самостоятельность - это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Но так как наш сайт посвящен детям, то мы рассматриваем пункты, подходящие именно для них: независимость от посторонней поддержки и помощи. Это начальный этап самостоятельности человека, без прохождения которого свободы от внешних влияний во взрослой жизни быть не может.

Ребёнка нужно начинать учить самостоятельности с малышкового возраста (от 1,5 до 3 лет). Многие родители сейчас возмутятся: "Как в таком возрасте ребёнок может быть самостоятельным?" Вы удивитесь, но это самый прекрасное время для начала участия в бытовых делах, хоть и "не удобное" для родителей.

В это период у детей есть тяга к самостоятельности. Вы, наверняка, не раз слышали от своего малыша "Я сам!". В этом возрасте ребёнок мало что может, но очень хочет сделать что-то важное сам. Очень неудобно, когда 1,5 годовалый малыш помогает готовить, пытается мыть посуду и тд. И мы запрещаем делать это: мы не даём мыть посуду, потому что разольёт воду и что-нибудь разобьёт, не даём солить суп, чистить овощи, потому что будет грязь. Мы не даём подметать, мыть полы, разбирать сумки с продуктами. Мы всё время спешим, и нам кажется, что мы не можем притормозить, что бы позволить малышу нам помочь. Но иногда стоит попробовать немного остановиться.

У ребёнка есть потребность помогать и делать что-то самостоятельно. Не давая участвовать в важных бытовых процессах мы останавливаем развитие самостоятельности и инициативы, а 10 лет спустя удивляемся: "Почему же ребёнок не хочет ничего делать по дому, и вообще ничего не хочет делать?".

Одной из характеристик современного воспитания является гиперопека, тотальная и не всегда заметная для родителей. Сейчас детоцентрическая семья стала нормой, потребности детей стоят выше потребностей родителей. Ребёнок стоит на пьедестале и жизнь крутится вокруг драгоценного чада. Скорее мы поможем ребёнку, чем будем ждать помощи от него. Кроме того, когда ребёнок маленький, нам проще без его помощи и мы теряем возможность подключить ребенка к быту и потребностям семьи пока он еще мал.

Гиперопека (гиперпротекция) - чрезмерная забота о детях, стремление окружить их повышенным вниманием, удовлетворить все потребности, защитить даже при отсутствии реальной угрозы. Родители избавляют ребёнка от необходимости решать проблемные ситуации, так как предлагается готовое решение, либо родители решают проблемы без участия малыша.

Последствиями гиперопеки становятся несамостоятельность в быту, теряется возможность самостоятельно преодолевать трудности и трезво их оценивать, инфантилизм и неуверенность в себе. Даже очень умненький ребёнок становится беспомощным и не самостоятельным в жизни.

Еще один пункт, который может мешать ребёнку учиться самостоятельности - няня. Так уж сложилось, в районе, где я живу, встретить гуляющую со своим малышом маму очень сложно. Почти у всех деток есть няни, которые занимаются с ними, гуляют, кормят, моют, а некоторые и спать укладывают. Иметь няню, конечно, замечательно: у мамы есть время заняться своей работой, отдохнуть, сходить в салон и тд (особенно с этим согласятся мамы, не имеющие возможность оставить ребёнка хотя бы с бабушкой, хотя бы на пару часов). Но есть большой недостаток: няня - человек, приглашённый для обслуживания ребёнка, удовлетворяющий потребности и выполняющий все его прихоти. Как показывает практика, няня не может отказать малышу ни в чём, за исключением опасных ситуаций и предметов. Она не может возразить родителям и объяснить, что чрезмерная опека и баловство не скажется положительно на взрослой жизни пока ещё маленького человечка. При этом родители стараются найти няню с высшим педагогическим образованием, желательно еще с медицинским и знанием 2-3 иностранных языков.

Но когда няня приступает к своим обязанностям, родители устанавливают определённые правила обращения с ребёнком и никто из них даже не спросит, а правильно ли это с точки зрения педагогики. Например, многие четырех-пятилетние дети не умеют самостоятельно кушать, одеваться, ходить в туалет, умываться и тд. Такие простые вещи им не доступны, так как няня полностью обслуживает ребёнка и делает всё за него.

На прогулке с одной из нянь мы как-то подняли тему педагогики и воспитания детей. Няня честно призналась, что если бы подопечный был её внуком, она бы воспитывала его по-другому: более строго, не подтирала бы сопли пятилетнему ребенку, а научила бы его делать это самостоятельно. Но увы, её работа - учить читать, писать, выполнять любой каприз, никогда не ругать и мило улыбаться, даже если ребёнок оскорбляет кого-то. Да, этот ребёнок научился читать в 4 года, в 5 может объясниться на английском, но он абсолютно не подготовлен к реальной жизни: он не может сделать элементарных вещей, он капризный и избалованный, и уже в этом возрасте у него начинает формироваться потребительское отношение к окружающим.

Мы рассмотрели основные причины, мешающие ребёнку стать самостоятельным и инициативным. Давайте теперь разберёмся, как воспитать самостоятельного ребёнка.

Мы разделим развитие самостоятельности ребёнка на несколько уровней. Даже если вашему ребёнку уже 10-15 лет советую прочитать про все уровни и вы поймёте, где допустили ошибку и как её исправить. Иногда бывает, что десятилетний ребёнок начинает учиться с нуля.

Уровень 1. Самостоятельность ребенка 3 лет

Уже к трём годам ребёнок способен минимально обслужить себя сам и освоить круг ежедневных бытовых дел.

Уж если вы задались вопросом воспитания самостоятельности ребенка, то нужно определить круг ежедневных домашних дел.

Что могут делать дети в 3-4 года:
1. Самостоятельно раздеваться и с некоторой помощью одеваться.
2. Простые гигиенические процедуры: чистить зубы, умыть и вытереть лицо и руки.
3. Отнести салфетки, тарелки, столовые приборы за стол.
4. Убрать за собой оставшиеся после еды тарелки, приборы, крошки, вытереть свое место за столом.
5. Собрать и положить игрушки в соответствующее место.
6. Положить книги на полку.
7. Убрать вещи на полку, до уровня, куда ребёнок легко достаёт.
8. Перенести упаковку с продуктами или баночку с консервами из пакета до нужной полочки.

Есть четырех- и пятилетние дети, которые сами не раздеваются и не одеваются.

Два тестовых пункта: когда ребёнок самостоятельное ест и одевается. По мнению психологов, если ребенок 4 лет не может сам есть это говорит о высокой степени родительской тревоги. Если ребёнок до 4 лет не может самостоятельно одеваться - это говорит о либеральности в воспитании, о мягкости родительского характера, и опять же о тревоге. Если человек не может научить ребёнка одеваться к 4 годам, то ему что-то серьёзно психологически мешает.

Ребёнок должен уметь одеваться к 4 годам. В зимний период, когда нужно одеть много одежды, особенно в спешке, ребенку нужна помощь. Есть один важный нюанс: ребёнок должен одеваться сам,когда он находится в оптимальном состоянии, те. когда он здоров, не уставший, не капризничает. Если капризничает только потому, что не хочет одеваться - не повод идти на уступки и делать всё за него.

К 3-м годам ребёнок может одевать вещи с простыми застёжками без узких горловин, сложно одеваются колготки, носки, рукава (если узкая одежка). В этом возрасте сам может одевать обувь: босоножки, туфли, кроссовки, не высокие ботинки. Как правило, обувь на эту возрастную группу производится на липучках и ребёнок справляется с ними самостоятельно. Если обувь со шнурками, помогите малышу. Тяжело даются высокие ботинки и сапоги. Одевая обувь, у ребёнка будет хорошая практика в освоении сторон "право-лево".

Снимать ребёнок может всё!

Ребёнку может мешать чувствительность. Есть дети которые плачут, когда их одевают в возрасте от года до двух, особенно определенные типы вещей. Они могут быть чувствительны к синтетическим и шерстяным тканям. Есть вещи которые жмут, имеют воротники, колют этикетки. У школьников это тоже может возникнуть, они раздражаются но не понимают, что не так. Если у ребенка есть проблемы с одеванием, нужно присмотреться, что он одевает легко, а что одевает со скандалом.

Когда ребёнок идёт в детский сад, нужно тщательно подготовится и подобрать одежду, с которой малыш может одеть самостоятельно: свободную удобную одежду без сложных застёжек, брюки без молний и шнурков. Сейчас детские сады переполнены и в каждой группе по 25-28 человек, конечно воспитатель не сможет одеть всех и ребёнку придётся справляться с этим самостоятельно. И если будет сложная для одевания одежда, скорее всего она не будет одета вообще. Чем это грозит, догадайтесь сами. Поэтому важно упростить задание малышу и подготовить его к этому начальному уровню самостоятельности ещё до сада.

Таким же важным делом является и способность убирать за собой со стола. Мы часто жалеем детей и делаем всё сами. Но можно придумать красивый способ убирать за собой после еды: это могут быть красивые салфетки, яркие метёлочки, новые губки, можно поиграть в пылесос. Важно поощрять ребёнка за такую работу.

Не менее важно также научить ребёнка убирать за собой после творчества: после рисования, лепки и тд. Если ребёнок не умеет убирать за собой, то невозможно двигаться дальше и осваивать новые ступени самостоятельности.

Не все взрослые могут спокойно взять в руки тряпку, поэтому, важно давать ребёнку чистую тряпку для уборки, чтобы не вызывать чувство брезгливости. Особенно если ребёнок любит чистоту и раздражается, когда испачкает руки или одежду краской. Нужно идти ему на встречу.

Самостоятельность и обязанности начинаются с того, что ты можешь привести в порядок не только свои игрушки, но можешь навести относительный порядок с БЕЗОПАСНЫМИ объектами: одежда, тапочки, кастрюли, ложки, упаковки с продуктами, овощи. Многие мамы переживают за гигиену, с их точки зрения овощи тапочки и тд очень грязные, но ребёнку нужно привыкать делать любую работу, в том числе грязную. Эта привычка в дальнейшем поможет, и у вашего чада не возникнет проблем с чисткой своей одежды и обуви.

Многим детям мешает рассеянность. Среди детей много мечтателей и фантазёров, есть очень впечатлительные, задумчивые детки, которые хорошо играют. С одной стороны это большая радость для родителей, с другой стороны - мы должны понимать, что ребёнка необходимо научить сосредотачиваться, собирать своё внимание для выполнения какого-либо задания. Если мы не научим этому дошкольника, то в школе будут проблемы с обучением, ребёнку будет сложно сосредоточиться на занятиях, на выполнении домашних заданий.

То, что касается дошкольников, есть общее правило: минимальное время, на которое может ребёнок сконцентрироваться = его возраст+1 минута. Например, малышу 3 года, то должен быть сосредоточен не менее 4 минут. Мы вполне можем этого ожидать.

Бывает, что ребёнок готов делать домашние дела, но в какой-то момент охладевает и ему нужно давать новые,более сложные задания. В три года ребёнок вполне может делать всё вышеописанное, но очень часто не можем МЫ: мы не понимаем, что нужно настоять, помочь, поощрить, что-нибудь придумать, чтобы заинтересовать. Некоторые родители не могут настоять, и это не становится ежедневными обязанностями. А большинство взрослых не понимают, что нужно повторять не 2 раза, ни 10, ни 20 а 200-300-500 раз. Это не шутка!!! У 3-леток и 4-леток нервная система устроена так, что правила, в том числе правила, связанные с обязанностями, устойчиво формируются от трех месяцев до полугода. Только тогда это становится привычкой. При условии, что вы не прерываете этот круг и не теряете ритм.

Первый враг родителей - не умение настоять на своём, второй враг - отсутствие последовательности. То есть сегодня ребёнок сам одевается, убирает игрушки, а завтра и послезавтра нет, потому что родителям так проще. Вполне логично, что ребёнок не понимает ежедневную смену правил.

Родителям нужно быть готовым психологически к сопротивлению ребёнка. Играть с куклами, машинками приятно, а собрать игрушки - совсем другое. Но главное не то количество дел и помощи, которое мы можем получить от малыша, а то, какое оно даёт вклад в развитие личности.

Часто ребёнок, которого мы просим что-либо сделать, "зависает". Он не сопротивляется, задумывается, долго складывает что-то или несёт игрушку в ящик и заигрывается. Это нормально! Нужно настроиться на медлительность, понимать, что собьётся наш ритм, особенно с чувствительными, медлительными детками. Дети (как и взрослые) отличаются по темпу, есть кто-то, кто делает вообще всё очень быстро, есть люди, которые делают всё оооочень медленно.

Творческая задача родителей - бодрый и весёлый ритм, к которому ребёнок присоединится весело и с удовольствием.

В следующей статье мы рассмотрим 2 и 3 уровни самостоятельности детей. Что могут дети 4-6 лет.

Чтобы не пропустить выход публикации, подписывайтесь на почтовую рассылку.

Еще с раннего детства ребенок учится принимать решения. Например, когда слушает сказку или смотрит на поступки своих родителей. Однако в сказках все довольно просто. В них изначально есть какой-то вспомогательный предмет (яблочко, клубочек, платочек), который и указывает правильное решение, то есть особо не стоит задумываться. А вот в жизни все намного сложнее. Что же такое самостоятельность ребенка ?

Неотъемлемой частью взросления ребенка как личности является его умение принимать решения. Необходимо с детства учить ребенка самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Ведь чем раньше вы воспитаете в ребенке это качество, тем больших успехов можно будет достичь.

Самостоятельность ребенка – это:

— умение выполнять привычные дела без помощи и постоянного напоминания родителей;

— умение проявлять инициативу в делах, где требуется его участие;

— умение осознанно действовать как в повседневных, так и в новых условиях;

— умение переносить уже известные способы действий в подобные, но новые ситуации;

— умение контролировать ситуацию и давать оценку собственным действиям.

Как же научить ребенка осмысленно подходить к принятию каких-либо решений? Рассмотрим основные правила:

1. Для раннего возраста:

а) Не нужно выполнять за малыша те действия, которые он уже умеет делать самостоятельно (держать ложку, одеваться и т.д.).

б) Помогать ребенку только тогда, когда он сам просит о помощи. Ведь важно чтобы он сам пришел к решению без подсказок взрослых. Но при этом следить, не делает ли ребенок чего-то опасного.

в) Поощрять, поддерживать и стимулировать стремление малыша к самостоятельности. Важно давать ребенку возможность пробовать свои силы в том или ином деле и не пресекать его попытки, даже если они неумелые (помыть пол, постирать свою вещь и т.д.). Если малыш что-то делает неправильно необходимо деликатно ему сообщить об этом и ни в коем случае не насмехаться. Ведь все приходит с опытом. Пусть вы и переделаете после него эту работу (незаметно!), но зато у него выработается стремление к самостоятельности и трудолюбию.

2. Для дошкольного возраста:

а) Давать возможность ребенку самому выбирать одежду, которую он сегодня наденет. Однако при необходимости нужно направить его (выбрать одежду в соответствии с погодой и сезоном). А также можно практиковать вместе с вашим чадом выбор одежды для него в магазине.

б) Закрепить за ребенком определенные поручения, которые будут соответствовать его возрасту (убирать свои игрушки, частичный уход за домашним питомцем и т.д.).

в) Не нужно ограждать ребенка от возможных или сложившихся проблем в связи с его отрицательными действиями или бездействием.

г) Воспитывать — находить для себя занятия, если взрослые заняты.

3. Для подросткового возраста:

а) Родителям необходимо научиться «отпускать» своего ребенка. То есть не руководить его жизнью, а только направлять в «правильное» русло.

б) Проявлять доверие к тому, что ребенок сам способен принимать правильные решения.

в) Дать ребенку почувствовать и понять ваше доверие к его поступкам.

Главное понять, что вы не сможете научить ваше чадо принимать сразу правильные решения. На это потребуется не одна и не две недели. Основную роль в умении принимать правильные решения играет совершение ошибок. Ведь даже многие взрослые в основном учатся на своих ошибках. Поэтому необходимо и ребенку дать такую возможность.

Прежде всего, необходимо создать для ребенка такие условия, в которых он сам будет принимать решения, и учиться на своих ошибках. Тогда ваш ребенок вырастет самостоятельным и решительным.

Самостоятельность ребенка для многих родителей - очень желаемое, но порой труднодостижимое качество. Что влияет на его формирование? Как сделать так, чтобы дети росли и развивались самостоятельными? Когда уже пора начинать приучать чадо к автономности?

Давайте сначала уточним, что мы будем понимать в этой статье под самостоятельностью. Чтобы ничего не придумывать, заглянем в толковый словарь Ушакова. Читая значение, стоит отметить, что данное слово имеет несколько близких толкований, в том числе:

  • «существующий отдельно от других, сам собою, независимый»;
  • «решительный, способный на независимые действия, обладающий инициативой»;
  • «свободный от посторонних влияний, помощи, добытый личными усилиями».

Обращаю на это ваше внимание, так как часто приходящие на консультацию с жалобой на несамостоятельность родители, смотрят на проблему в несколько ином ракурсе. В ходе уточнения запроса выясняется, что идеальная картина для многих: ребенок самостоятельно делает то, что ему скажут взрослые. Но это все-таки больше про умение следовать указаниям и инструкциям, то есть - про послушность. Об этом как-нибудь в другой раз. А сейчас, все-таки, про автономность и отдельность.

Как формируется самостоятельность у детей

Вопросом пассивности, безынициативности своих детей чаще озабочены родители подростков, реже - младших школьников. Если ребенку меньше семи лет, то окружающие его взрослые редко придают значение такой проблеме как отсутствие самостоятельности или, как минимум, не считают ее достаточно серьезной. Из одной консультации: «мы все ждали, когда же он (ребенок) дозреет, надеялись, что перерастет, до школы все делали за него сами. Добиться от него инициативы просто невозможно. Первый класс еще смогли преодолеть, но когда начали задавать домашние задания - это просто стало кошмаром для всей семьи, он ничего не делает без моего напоминания».

К сожалению, начало школьного возраста не является тем волшебным временем, когда ребенок вдруг становится самостоятельным и начинает брать на себя ответственность. Так, когда же вообще закладывается это качество?

Только придя в этот мир, ребенок полностью зависим от взрослого, он нуждается в заботе и внимании, он беззащитен и перед всеми явлениями окружающей среды, и перед всеми людьми. В возрасте до одного года у малыша формируется ощущение мира как опасного или безопасного. Хватило младенцу любви, внимания, поддержки - он будет воспринимать жизнь с активностью и любопытством, так как в его опыте мир будет выглядеть как доброжелательный. И, наоборот, тем детям, с которыми в силу каких-то причин мало контактировали (обнимали, разговаривали, носили, часто «не слышали» их потребности), окружающая среда может казаться враждебной. И основная цель у такого ребенка не активное познание мира, которое и создает первоначальную базу для самостоятельности, а сохранение себя от опасности.

Как только малыш начал ходить, он начинает осознавать свою отдельность от мамы. Он может передвигаться сам и порой ведет себя странно, то убегает от взрослых, то требует, чтобы те не отходили ни на шаг. Постепенно кроха усваивает, что часть своих потребностей он может удовлетворить сам (взять игрушку, попить из бутылочки, переместиться из комнаты в комнату). Вот тут-то и появляются первые запреты: не лезь, отойди, не тронь, отдай. Постоянный и неусыпный контроль взрослых постоянно сталкивает малыша с его неумелостью, отбивая не только охоту к самостоятельным действиям, но и, заодно, губительно влияя на формирование познавательных интересов в будущем.

В этом возрасте важно, чтобы ограничений было как можно меньше. Четко знать, что нельзя и иметь возможность действовать в рамках правил - это одно, а нуждаться в постоянном разрешении мамы на любое действие - совсем другое.

Если ваш ребенок сейчас в таком возрасте, постарайтесь пространство вокруг него сделать максимально безопасным и одновременно увлекательным для исследования. Это самое лучшее, что можно сделать в этом возрасте.

Следующий возрастной кризис случается в возрасте от двух до трех лет. Именно в этот период малыш понимает, что не только его действия могут быть отдельными от взрослого, но и сами его желания могут отличаться от того, что хотят и требуют от него близкие. Начинается пора активного сопротивления, когда кроха испытывает на прочность установленные для него границы. Знает, чего делать нельзя, но все равно делает, да еще и внимательно наблюдает за тем, как реагируют на него мама и папа.

На этом этапе важно, чтобы взрослые предъявляли к ребенку единые и однозначные требования - с одной стороны. На практике это выглядит как свод правил, которые выполнять надо всегда и вне зависимости от обстоятельств. Способность понимать, что серое при разных условиях может быть и черным, и белым - за гранью возможного для трехлетнего карапуза. С другой стороны за рамками основных правил должно существовать много свободы. Например, как и что рисовать, во что играть, в какой последовательности собирать конструктор, какую футболку сегодня надеть и т.д. Это не отменяет того, что вы показываете ребенку «как правильно» с вашей точки зрения, но не настаиваете на единственно верном способе выполнения задачи. Этот принцип актуален на протяжении всего детства.

Постепенно отдавая ребенку те области, которые он может выполнить сам, не вмешиваться излишне в его деятельность; учить его связывать полученный результат с его собственными действиями и тем самым брать на себя ответственность, - основные принципы формирования самостоятельности, начиная с самого раннего возраста.

Приучение ребенка к порядку

Одно из частых огорчений родителей, когда их, уже сильно подросшее, чадо совершенно не озабочено вопросами самообслуживания и поддержания порядка. Постель заправляется только после многократных напоминаний, тарелка после еды сиротливо остается стоять на столе, вещи живописно разбросаны по всей комнате… Находятся даже дети, которые, уже учась в школе, зубы чистят только по просьбе и родители, которые собирают портфель для любимого дитятки вплоть до средней школы.

Где и что было пропущено и, главное, как со всем этим справиться, если уже дошли до жизни такой? Этот вопрос требует отдельного разговора, и о нем мы поговорим позже. Сначала информация для родителей малышей, которых еще вполне возможно приучить к самостоятельному труду.

Почему-то многие взрослые считают, что основная и почти единственная обязанность, которую можно доверить дошкольнику - раскладывание по местам игрушек. Однако, если мы обратимся к опыту такого великого педагога как Мария Монтессори, то узнаем, что есть даже сензитивный (то есть наиболее благоприятный) период приучения к порядку. И продолжается он только до 5 лет . После этого возраста научить ребенка совершать многочисленные бытовые действия намного сложнее. Уже в полтора года малыш способен принести себе чашку, отнести в мойку за собой посуду, аккуратно поставить свою обувь и делать массу других несложных поручений. В четыре-пять дети в садиках, организованных по системе Монтессори, моют сами посуду (не кастрюли, конечно, но чашку за собой сполоснуть вполне могут), успешно подметают пол и, главное, они однозначно понимают, чтобы начать какую-либо деятельность надо сначала к ней подготовиться: взять необходимый инструмент, сесть и т.д. А после - обязательно убрать все за собой. Уверена, что ваш ребенок тоже это все может. Если вы ему позволите, конечно.

Немного о самостоятельности подростков

Следующий возрастной кризис сильно связанный с формированием самостоятельности - подростковый. В этот период ребенок начинает осознавать себя как личность, которая обладает определенными, только ей присущими чертами. Очень важной становится оценка сверстников, через которую часто преломляется самовосприятие ребенка. Исследуются собственные возможности, черты характера и создают положительный или отрицательный образ себя, от которого во многом зависит поведение подросшего отрока.

Подросток, как и малыш двух-трех лет, проверяет правила на прочность, но уже не для того, чтобы выяснить границы дозволенного, а чтобы сформировать собственный морально-этических кодекс. Таким образом, к концу этого этапа развития при благоприятном течении ребенок становится уже почти взрослым, способным:

  • предпринимать самостоятельные действия в рамках предоставленного пространства и возможностей (отчасти, это может уже делать годовалый ребенок);
  • понимать границы дозволенного (что возникает в период кризиса трех лет) и выбирать следовать им или же идти другим путем, пусть и порицаемым (что формируется где-то к подростковому возрасту);
  • умеет совершать действия, направленные на удовлетворение своих потребностей и поддержание порядка (всему этому можно научить малыша пока он еще дошкольник);
  • руководствуется в регулировании своего поведения нормами и правилами, принятыми им самим, которые могут, как совпадать с взглядом взрослых, так и идти с ними вразрез (это мы получаем как раз в ходе подросткового возраста).

Таким образом, пубертатный период - это лишь продолжение формирования мышления самостоятельного и автономного человека, а никак не единственный и, тем более не первый, период развития самостоятельности.

Вы прочитали статью и поняли, что все это уже не может помочь вам, так как:

  • ваш ребенок - уже подросток и начать воспитывать его как малыша не представляется возможным;
  • все понятно, вы все так и делали, но ничего не работает и тогда, скорее всего, нужно идти лично на прием к детскому психологу , так как несамостоятельность - лишь составляющая существующих проблем;
  • ваш ребенок способен делать сам только то, что ему нравится, но не в состоянии взять на себя ответственность за учебу, помощь по дому или другие, нужные, но не всегда приятные дела;
  • ваш отпрыск не только ничего не делает сам, но и не может принять элементарные решения (что одеть, съесть, чем себя занять).
Тогда читайте продолжение в статье:

Можно ли воспитать в ребенке самостоятельность и как это сделать? Какие ошибки допускают родители и как их избежать? В этих сложных вопросах поможет разобраться психолог.

Что такое самостоятельность?

Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.

Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка.

Обычно самостоятельность понимают примерно так: "это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью"; "это умение самому принимать решения и нести ответственность за их последствия"; и тому подобное. Но все эти определения практически не применимы к маленьким детям — 2-3-х лет или дошкольникам, хотя и у них мы можем наблюдать некоторые навыки самостоятельности. Если говорить о маленьких детях, то к ним более приемлемо использовать следующее определение самостоятельности: "это способность себя занять, способность чем-то заниматься самому какое-то время, без помощи взрослых".

Специалисты определяют самостоятельность таким образом:

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах;
  • умение выполнять привычные дела без обращения за помощью и контроля взрослого;
  • умение осознанно действовать в ситуации заданных требований и условий деятельности;
  • умение осознанно действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществлять элементарное планирование, получить результат);
  • умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку результатов деятельности;
  • умение переносить известные способы действий в новые условия.

Самостоятельность развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. Давайте отметим наиболее важные этапы и возрастные периоды для становления этого важнейшего человеческого качества.

Этапы становления

Прежде всего, это ранний возраст. Уже в 1-2 года у ребенка начинают появляться первые признаки самостоятельных действий. Особенно ярко стремление к самостоятельности проявляется в 3 года. Существует даже такое понятие, как кризис 3-х лет, когда ребенок то и дело заявляет: "Я сам!". В этом возрасте он все хочет делать сам, без помощи взрослого. Но на этом этапе самостоятельность является лишь эпизодической характеристикой детского поведения.

К концу этого периода самостоятельность становится относительно устойчивой особенностью личности ребенка.

Подростковый возраст — когда ребенок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, "хочет, чтобы взрослые не лезли в его жизнь".

Как видим, предпосылки развития самостоятельности складываются в раннем возрасте, однако лишь начиная с дошкольного возраста, она приобретает системность и может рассматриваться как особое личностное качество, а не просто как эпизодическая характеристика детского поведения.

К концу подросткового возраста при правильном развитии самостоятельность формируется окончательно: ребенок не просто умеет что-то делать без посторонней помощи, но и брать ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также себя контролировать и давать оценку результатам своих действий. начинает осознавать, что самостоятельность не означает полной свободы действий: она всегда удерживается в рамках принятых в обществе норм и законов, и что самостоятельность — это не любое действие без посторонней помощи, но действие осмысленное и социально приемлемое.

Если говорить о воспитании самостоятельности, то, исходя из разных возрастных этапов, можно дать следующие рекомендации родителям.

Ранний возраст

  1. Необходимо помнить, что не нужно выполнять за ребенка то, что он может сделать сам. Если ребенок уже научился, например, есть или одеваться без помощи взрослого, то дайте ему возможность делать это самостоятельно! Конечно, Вы можете одеть ребенка быстрее, чем он сделает это сам, или накормить его, не испачкав одежду и все вокруг, но тогда Вы будете мешать возрастанию самостоятельности ребенка.
  2. Следует помогать ребенку только в том случае, если он сам просит взрослого о помощи. Не нужно вмешиваться в деятельность ребенка тогда, когда он чем-то занят, если он не просит Вас об этом. Конечно, взрослые зачастую лучше понимают, как выполнить то или иное действие, но важно дать возможность ребенку найти решение самостоятельно! Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Но родителям при этом следует быть разумными! Если ребенок делает что-то, представляющее опасность для него, то следует, конечно же, оградить его от этого, даже если он не просит об этом.
  3. Нужно всячески поощрять стремление к самостоятельности. В этом возрасте ребенок очень часто повторяет: "Я сам!". Важно не препятствовать ему в этом стремлении (конечно, в рамках разумного), всячески стимулировать его попытки самостоятельных действий. Очень часто родители на неумелые попытки своего чада что-то сделать самостоятельно реагируют так: "Не мешай!", "Отойди", "Ты еще маленький, не справишься, я сам(а) все сделаю" и т.д. Старайтесь давать ребенку возможность попробовать свои силы. Хочет он помыть пол, — дайте ему ведерко и тряпку. Вам потребуется потом всего несколько минут, чтобы незаметно убрать за ним лужи, образовавшиеся в результате его труда, но зато у ребенка будут формироваться навыки не только самостоятельности, но и трудолюбия. Хочет он постирать свой носовой платочек? Позвольте ему сделать это. Ничего страшного, если потом Вам придется перестирать его, ведь в данный момент не столь важен конечный результат. Поддерживайте ребенка и одобряйте его действия — ведь он так нуждается в этом. Главное не делать предметом насмешек его неумелые попытки. Ведь от малыша порой требуется очень много усилий для того, чтобы сделать то, что взрослому кажется простым и несложным. Если у ребенка что-то не получается, можно деликатно объяснить ему ошибку и обязательно подбодрить, помочь ему поверить в то, что у него обязательно все получится.

Дошкольный возраст

  1. В этом возрасте неплохо давать ребенку возможность самостоятельно выбирать то, что он сегодня наденет. Но при этом следует не забывать, что ребенку нужно помочь с выбором. Ему нужно объяснить, например, что сейчас осень, дожди, прохладно на улице, поэтому летнюю одежду надо отложить до весны, а вот из осенних вещей он может выбрать, что ему больше по душе. Можно также начинать вместе с ребенком совершать покупки в магазине и учитывать его выбор.
  2. Но, пожалуй, главная задача взрослого — приучить ребенка к мысли, что для него, как и для всех в семье, существуют определенные правила и нормы поведения, и он должен им соответствовать. Для этого важно закрепить за ребенком постоянное поручение, соответствующее его возрасту. Конечно, возможности ребенка в дошкольном возрасте еще очень невелики, но все-таки они есть. Даже самый маленький ребенок 2-3-х лет, а тем более дошкольник, в состоянии убрать, например, свой уголок с игрушками. Также обязанностью дошкольника в семье может стать поливка комнатных растений, помощь в накрытии обеденного стола (разложить салфетки, столовые приборы, поставить хлеб и т.п.), помощь в уходе за домашним питомцем и др.
  3. Не следует ограждать ребенка от проблем: позволяйте ему встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия).
  4. Воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых.
  5. Основной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека ребенка и полное устранение от поддержки его действий.

Подростковый возраст

Родителям детей-подростков приходится учиться "отпускать" своих детей, избавляться от привычки руководить их жизнью. Известные зарубежные специалисты по работе с родителями подростков, супруги Байярд рекомендуют использовать программу из трех шагов, которая помогает ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

  1. Первый шаг: необходимо составить полный список того, что задевает, беспокоит Вас в поведении Вашего ребенка. Нужно написать то, что беспокоит и задевает именно вас, а не семью в целом или других людей.
  2. Второй шаг: когда список будет готов, необходимо выделить то, что имеет определенные последствия для ребенка, но никак не влияет на Вас. Допустим, Вас беспокоит то, что подросток не хочет учиться дальше в школе, а после 9-го класса планирует уйти в колледж, а Вам очень хочется, чтобы он стал дипломированным специалистом и имел высшее образование. Но это влияет, прежде всего, на жизнь Вашего ребенка. Исключайте эти пункты из своего списка и включайте их в перечень того, что должно заботить теперь вашего ребенка. Но вы можете оставить в списке те пункты, которые имеют отношение непосредственно к Вам. Например, Ваш ребенок стал хуже учиться, скатился на тройки, хотя раньше был хорошистом. Это, прежде всего, его дело, за которое ему придется нести ответственность. Но если из-за этого Вас вызывают в школу, и вам приходится выслушивать разные неприятные вещи о его учебе и поведении, то это касается и Вас тоже.
  3. Третий шаг. Теперь у вас есть перечень тех поступков ребенка, которые влияют на Вашу жизнь. Вот с ними и нужно работать. Для этого, во-первых, откажитесь от собственной ответственности за эти пункты. Во-вторых, выработайте в себе доверие к тому, что ваш ребенок может сам принимать правильные решения во всех этих случаях. Дайте ребенку понять и почувствовать это ваше доверие.

Татьяна Волженина,
детский психолог