Ребенок 6 лет начал заикаться что делать. Почему ребенок стал заикаться и что делать. Что делать, если у малыша появилось заикание

Ваш ребёнок вдруг начла заикаться? Не отчаивайтесь, в ваших силах помочь малышу избавиться от этой проблемы. Работа над нарушением речи начинается с определения причины заикания, а дальше предстоит коррективное лечение, которое в большинстве случаев приносит результат. Поговорим подробнее?

Все родители с нетерпением ждут, когда ребёнок заговорит, но если вдруг он начал заикаться, то это становится настоящей трагедией для семьи. Не нужно отчаиваться, если вы столкнулись с такой проблемой, вы можете помочь своему малышу. Под заиканием подразумевают нарушение плавности и ритма речи. У людей с такими проблемами мышцы речевого аппарата сокращаются судорожно, в результате чего и возникают запинки.

Почему ребёнок заикается

Давайте подробнее остановимся на том, почему же ребёнок заикается. Существует огромное количество причин, которые могут спровоцировать появление проблемы. Патология может развиться на фоне врождённых дефектов нервной системы либо аномального формирования речевого аппарата. Заикание может возникнуть в результате перенесённого заболевания или если малыш получил родовую травму. Это - физиологические причины заикания, но есть и психологические, они встречаются чаще всего.

У ребёнка, который уже начал говорить, может внезапно проявиться заикание в результате сильного испуга, пережитого стресса или сильного потрясения. Эти факторы вызывают невроз, на фоне которого и развиваются проблемы с речью. Если заикание носит невралгический характер, то ребёнок может в расслабленной обстановке говорить нормально, но любое незначительное волнение усугубляет ситуацию. Проблема чаще всего проявляется у легковозбудимых, активных детей и малышей с обострённым чувством тревожности.

Проблемы с речью могут возникнуть из-за того, что малыш, только недавно научившись высказывать свои мысли, старается как можно скорее озвучить их. Небольшой словарный запас не позволяет этого сделать, начинается путаница, ребёнок нервничает, теряет нить сказанного и заикается. Встречаются и «необычные» причины: например, малыш заикается намеренно, пытаясь копировать своего родственника.

Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет. В это время происходит формирование фразовой речи, и любое потрясение может нарушить этот процесс.

Определив причину заикания, можно переходить к лечению. Оно зависит от того, что стало толчком для появления аномальной речи. Если вовремя обратиться к специалисту, то высока вероятность того, что вскоре ваш ребёнок сможет говорить без запинок.

Что делать, если у малыша появилось заикание

Что делать, если у вашего ребёнка проявилось заикание? Родители должны понимать, что справиться с этой проблемой без специалистов практически невозможно. Коррекция речевой патологии проходит комплексно. Сначала ребёнка обследуют, чтобы понять причину проблемы. Обследование носит не только физиологический характер: малыша нужно показать детскому психологу. В процессе лечения контактировать с психологом придётся часто. Такие встречи нацелены на повышение эмоциональной устойчивости заикающегося малыша. Особенно важно наладить контакт с психологом, если у ребёнка заикание невротического типа. Также придётся найти хорошего логопеда-дефектолога. Во время лечения малыш должен наблюдаться у невролога: врач фиксирует динамику патологии.

Помимо того, что вам нужно будет возить ребёнка на занятия по коррекции речи, необходимо создать дома все условия для того, чтобы малыш забыл о своей проблеме. Структурировать тревогу поможет режим дня. Родителям нужно избегать любых конфликтных ситуаций, которые могут расстроить и малыша. Все домочадцы должны приучить себя разговаривать с ребёнком спокойно, без повышенных тонов, держать взрывные эмоции при себе. На первых порах следите за своей речью: она не должна быть слишком быстрой, иначе ребёнок будет спешить формулировать свою мысль и запинаться. Не перебывайте и не подгоняйте малыша, когда он что-то рассказывает, не акцентируйте внимание на заикании. Хвалите ребёнка, обсуждайте с ним прочитанные книги, играйте вместе. Преодолеть проблему поможет чтение по слогам и пение. Если вы подойдёте к решению вопроса комплексно (будете сами заниматься с ребёнком и привлечёте специалистов), то проблему если и не удастся решить, то точно получится минимизировать.

Формирование устной речи у ребенка начинается еще до года и продолжается вплоть до школьного возраста. В период от двух до пяти лет, то есть когда малыш начинает произносить осмысленные слова и фразы, у некоторых детей можно обнаружить заикание или по-научному логоневроз.

Заикание проявляется повторением звуков, слогов, вынужденными остановками во время произнесения отдельных фраз. Выявлено, что заикание возникает вследствие разных нарушений в работе речевого аппарата и вызвана такая патология может быть несколькими провоцирующими факторами.

Заикание впервые появляется у детей, перешагнувших двухлетний рубеж. Связано это с активным формированием речи в этот период, усилением мышления и чувствительностью нервной системы.

Справиться с заиканием проще всего на самом первом этапе формирования неправильной речи и помощь в этом могут неврологи, психологи и логопеды.

Причины появления заикания

Заикание – это нарушение в деятельности нервной системы, которое не дает речевому аппарату полностью выполнять свою функцию. Подразделить основные причины, приводящие к развитию логоневроза, можно на две группы – предрасполагающие и внешние.

  1. Предрасполагающие причины , это те факторы, которые при определенном внешнем воздействии в какого-либо момент жизни ребенка приводят к проблемам с речью. К предрасполагающим причинам заикания принято относить:
    • Внутриутробные инфекции, влияющие на формирование структур головного мозга.
    • Гипоксию плода.
    • Травмы ребенка в родах и во время беременности.
    • Недоношенность разной степени.
    • Характер ребенка. Эмоциональный и впечатлительный малыш больше подвержен неправильному формированию речи, чем спокойный ребенок – флегматик.
  2. Внешнее негативное воздействие , это те факторы, которые усиливают влияние предрасполагающих причин или могут быть первопричиной логоневроза, к ним относят:
    • Перенесенные инфекционные заболевания головного мозга – , .
    • Травмы – , .
    • Соматические заболевания, воздействующие на головной мозг, к ним можно отнести сахарный диабет.
    • Инфекции дыхательных путей, отиты.
    • Заболевания, снижающие работу иммунитета – частые простуды, рахит, наличие гельминтов в организме.
    • Невротические особенности характера ребенка – подверженность страхам, эмоциональная напряженность, энурез, плохой ночной сон.
    • Кратковременный, сильный и внезапный испуг. Заикание часто возникает после нападения собаки, неадекватного поведения родителей.
    • Неровный стиль воспитания. Логоневроз может быть у ребенка, если родители в воспитании перепрыгивают из крайности в крайности – от моментов избалованности переходят к жестким наказаниям, постоянным крикам, запугиваниям.
    • Несоблюдение правильности этапов формирования речи. Заикание может быть спровоцировано особенностями слишком быстрой речи родителей, обильным поступлением речевой информации извне, перегрузкой нервной системы малыша занятиями.

В редких случаях логоневроз возникает и под влиянием неожиданного и чрезмерного радостного для ребенка события. В старшем возрасте, то есть когда малыш пошел в школу, в появление заикания во многом виноват учитель. Строгое отношение, окрики, выставление заниженных оценок приводят к развитию невроза у детей. Особенно часто в этом возрасте страдают дети, которые не ходили в садик, а дома получали только похвалу.

Признаки

Заикание у взрослого человека определить довольно легко – запинки в речи, повторение слогов или звуков, паузы. У детей не все так однозначно и логоневроз может протекать не только по привычной схеме. Некоторые признаки развития заикания родители не принимают всерьез, а это неправильно, во многих случаях именно раннее обращение к врачу за помощью поможет малышу в правильном формировании его речи.

Заикание у детей младшего дошкольного возраста (2-3 года)

Для детей двух – трех лет характерно проглатывание начала или окончание слова, быстрая, невнятная речь, длинные паузы. Такие явления нормальны и с возрастом проходят. Заикание можно отделить от нормального процесса формирования речи по следующим признакам:

  • Малыш во время своего диалога часто делает паузы , при этом видно, что мышцы шеи и лица у него напрягаются.
  • Испытывая трудности в произношении, малыш может сжимать кулачки, размахивать руками, переступать с ноги на ногу . Этими движениями он как бы старается выразить то, что ему не удается с помощью слов.
  • Нередко хорошо разговаривающие дети замолкают на несколько часов.
  • У ребенка при заикании в момент произнесения трудных слов могут дрожать губы , быстро двигаться глазные яблоки.

Не стоит путать истинное заикание с подражанием. Дети младшего дошкольного возраста часто копируют речь и интонации взрослых и если в ближайшем окружении есть человек с логоневрозом, то малыш может полностью копировать его произношение слов.

Заикание у младших школьников (от 4-5 лет)

В тот период жизни, когда малыш уже полностью владеет свои речевым аппаратом, произносит осмысленные фразы, может строить разговор, заикание проявляется более выражено. Основным проявлением логоневроза в этом возрасте становится появление судорог мышц языка, голосовой щели в момент произнесения слов. Судороги могут быть тоническими, клоническими или смешанными.

  • Тонические судороги возникают при спазмировании голосовых мышц, и слово произносится толчкообразно с паузой между отдельными буквами или слогами (ма..шина).
  • Клонические судороги связаны с ритмичным повторением однотипных движений голосовыми мышцами. При этом происходит повторение слогов в слове или первой буквы.
  • Смешанные судороги – это и паузы в слове и повторение слогов и звуков.

Произнесение слов при заикании требует от ребенка больших физических усилий, поэтому он может потеть, краснеть, а после речи наоборот бледнеть. Дети старшего возраста уже понимают свою непохожесть, и поэтому заикание влияет и на их психоэмоциональное развитие.

Ребенок может замкнуться, родители замечают, что он предпочитает играть в одиночестве. Усиливает заикание и необычная обстановка, присутствие дома незнакомых людей.

Как малыш будет относиться к своей проблеме, во многом зависит от родителей. Доброжелательная обстановка, желание всегда выслушать и помочь, отсутствие сравнивание со здоровыми детьми помогает заикающемуся малышу чувствовать себя уверенным и не реагировать на колкие замечания сверстников.

Если в семье тяжелая обстановка, а родители при этом постоянно одергивают ребенка, не дают ему высказаться, то итог может быть не утешительным – малыш замкнется в себе, а в школьном возрасте будет бояться отвечать на вопросы учителя, что приведет к низкой успеваемости.

Методики лечения заикания

Родителям не стоит думать, что заикание с возрастом пройдет само по себе, таких случаев насчитывается единицы и потому при подозрении на логоневроз первое что необходимо сделать – это посетить невролога, который проведет соответствующее обследование и назначит лечение. Прием медикаментов требуется не всем деткам, чаще всего лекарства назначаются при выявленных первичных заболеваниях, способствующих логоневрозу.

Родителям желательно найти хорошего детского психолога и логопеда, которые помогут выявить причину подобной патологии и научат малыша грамотно выстраивать свою речь. Для заикающихся детей важна и обстановка в доме, на них никогда нельзя кричать в тот момент, когда они не могут произнести слово, это только усугубит ситуацию. Нужно и пересмотреть режим дня таких детей, неврологи обычно советуют придерживаться таких правил:

  1. Ежедневно соблюдать режим – ложиться и вставать в одно и то же время.
  2. Перед сном не нужно развлекать ребенка мультфильмами или шумными играми.
  3. Речь родителей должна быть плавной и спокойной, по возможности замедленной. Малышу с заиканием не нужно читать много сказок, особенно, если они чем-то пугают ребенка.
  4. Занятия плаванием, физические упражнения, прогулки на свежем воздухе способствуют и укреплению нервной системы.
  5. Малыша с логоневрозом не нужно и постоянно опекать, требования к нему должны быть такие же, как и для здоровых детей. Не нужно ограничивать и общение со сверстниками. Особенно хорошо адаптироваться в обществе и не чувствовать при этом свою ущербность могут дети дошкольного возраста, поэтому ребенка нужно поощрять на то, чтобы он завел себе друзей.

Медикаментозное

Медикаментозную терапию выбирают в зависимости от степени заикания и выявленных неврологических заболеваний. Врач может назначить транквилизаторы, средства, способствующие активизации мозговых процессов. Широко используются успокаивающие препараты, витаминотерапия. Не стоит полагаться на одни таблетки, часто после окончания курса через некоторое время заикание может вернуться вновь.

Массаж

Детям с заиканием часто назначают логопедический массаж, выполнять его должен только специалист. Логопед должен знать механизм нарушения, разбираться в анатомическом расположении артикуляционных мышц, черепно – мозговых нервов. Важно подготовить малыша к массажу, создать спокойную, умиротворяющую обстановку. Массаж выполняется из положения тела лежа или полусидя. Используют:

  • Поглаживание.
  • Разминание.
  • Растирание.
  • Поколачивание или вибрацию.

Первые сеансы начинают с пяти – семи минут и постепенно доводят до 30 минут. Курс состоит из 10 процедур, затем делают перерыв на две недели и снова его повторяют.

Кроме логопедического массажа используют и точечный, при котором воздействие осуществляют на определенные точки на теле. Массаж помогает успокоиться, благоприятно влияет на нервную систему, расслабляет. Воздействие на артикуляционные мышцы помогает их настроить на правильную работу.

Часто после первого курса заикание у малыша усиливается, что говорит о тяжелом протекании патологического процесса, прекращать сеансы не стоит, но только если вы уверены в компетентности специалиста.

Упражнения

При заикании хорошие результаты лечения возникают, если постоянно проводить с ребенком дыхательную гимнастику. Такие упражнения позволяют нормализовать процесс носового и ротового дыхания, способствуют укреплению мышц и диафрагмы, учат контролю над своим состоянием. Нужно научить ребенка производить выдох спокойно, а вдох совершать только во время выполнения движения.

  • Ребенка нужно поставить прямо, согнутые локти опустить вниз, при этом раскрытые ладошки должны быть направлены вверх. На вдохе ладошки сжимаются в кулачки, на бесшумном выдохе разжимаются. Упражнение повторяется до 10 раз.
  • Ребенок стоит, руки вытянуты вдоль тела, ноги раздвинуты. На вдохе нужно присесть с одновременным поворотом туловища сначала в одну сторону, затем в другую.
  • Положение – стоя, ноги раздвинуты. Нужно наклонять голову в разные стороны так чтобы ухо прижималось к плечу, при наклоне делать вдох. Совершив по 4-5 наклонов нужно покачать головой из стороны в сторону. При выполнении всех движений глаза должны смотреть прямо.
  • Положение тела такое же, как в предыдущем комплексе, но только голову теперь необходимо опускать вниз или поднимать вверх, совершая при этом шумный вдох. Выдох делают при возвращении головы в исходную позицию.

Дыхательные упражнения способствуют укреплению речевого аппарата и также улучшают мозговое кровообращение. Делать комплекс упражнений нужно ежедневно и лучше в утренние часы.

Для наглядности посмотрите видео упражнений:

Методик избавления от заикания в настоящее время разработано сотни и потому врачи советуют не останавливаться на одной, особенно, если заметного результата не видно. При желании всегда можно найти такую схему лечения, которая поможет именно вашему ребенку.

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, что делать, если ребенок начал заикаться. Как известно, подобному состоянию должны предшествовать какие-то причины. Именно в этом мы и попробуем разобраться, а также выясним, как себя вести, что делать в сложившейся ситуации.

Виды недуга

Для большинства родителей заикания представляет собой единую форму заболевания. Однако, они не знают, что существуют различные формы данного недуга.

Основываясь на причине заболевания, различают такие виды заикания:

  • невротический — является следствием внешних факторов, в частности психологических травм;
  • неврозоподобный — развивается независимо от факторов внешней среды, чаще всего является следствием поражения участков головного мозга или возникает на фоне генетической предрасположенности.

По типу течение болезни различают такие формы:

  • постоянная — сохраняется на всю жизнь;
  • рецидивирующая — проходит, но может заново проявляться;
  • волнообразная — полностью не проходит, симптомы то обостряются, то стихают.

Основываясь на том, как проявляется речь, различают:

  • тонический тип — характерно растягивания некоторых звуков и создание при этом паузы в словах, которая происходит из-за напряжения мышц языка и рта, например, «м….машина»;
  • клонический тип — наблюдаются прерывистое движение дыхательных органов судорожного характера, что приводит к повтору слогов, как правило первых, например, «те-те- телевизор»;
  • Смешанный тип — характерно объединение двух вышеизложенных вариантов, например, «с…со-со-собака».

Стадии заикания

  1. Начальная стадия заболевания — характерно повторение союзов или первых слов предложений. Малыш не замечает отклонений в своей речи.
  2. На втором этапе ребенок старается больше времени молчать, потому что заикание все чаще встречается в его разговоре. Слова, имеющие много слогов, не поддаются малышу, особенно при быстром темпе речи.
  3. Третья стадия характеризуется закреплением судорог в работе мышц. Малыш начинает обращать внимание на то, что его произношение слов значительно отличается от других детей. Ярко прослеживается трудности с произношением. Все чаще слова ребенка заменяются жестикуляцией.
  4. На четвертой стадии ребенок сильно заикается, характерно обостренное восприятие карапузом отличий в своей речи от остальных детей. Малыш начинает внутренне готовиться к приближающемуся заиканию, со страхом его ожидает. На данном этапе приступ при заикании наблюдается не только в период повышенной эмоциональности.

Причины

Если ребенок стал заикаться, такому состоянию предшествовало какое-то событие, недуг возникает под влиянием определенных факторов, как внешних, так и внутренних.

  1. Патологии во внутриутробном развитии, травмы во время родов;
  2. Заболевания инфекционного характера, например, тиф, коклюш или корь .
  3. Патологии неинфекционного типа, например, рахит.
  4. Мозговая инфекция, черепно-мозговые травмы.
  5. Патологии эндокринной системы.
  6. Оперативное вмешательство по иссечению аденоидов или гланд.
  7. Заболевания лор-органов.
  8. Вялопротекающие болезни внутренних органов.
  9. Врожденная патология составляющих речевого аппарата.
  10. Недостаток физической развитости малыша.
  11. Повышенная требовательность родителей к карапузу или наоборот избалованность.
  12. Присутствие постоянных ссор и скандалов в семье ребенка, которому только 2 года часто может стать причиной развития недуга.
  13. Повышенная привязанность малыша к маме.
  14. Отсутствие контакта с родителями.
  15. Переучивание левши на правшу.
  16. Отсутствие дневного распорядка.
  17. Нагрузки интеллектуального характера, которые не соответствует возрасту ребенка. Такое часто наблюдается у детей 3 лет и старше, когда родители стараются вложить им в голову, как можно больше информации, хотят научить считать и читать.
  18. Генетическая предрасположенность.
  19. Позднее развитие речи.
  20. Нарушения в работе органов ЦНС.
  21. Ускоренный темп речи.
  22. Психологическая травма, сильный стресс или испуг .

Признаки

Известны случаи, когда после сильного стресса или явного испуга ребенок замыкается в себе, . Спустя какое-то время малыш, скорее всего, начнет говорить, но достаточно часто этот процесс сопровождается заиканием. Необходимо знать, что при своевременном обращении к специалисту, можно успеть избежать заикания.

Кроме данного случая к основным признакам также относят:

  • появление в речи малыша гласных звуков в начале некоторых слов;
  • малыш замолкает в середине произносимой фразы или даже слова;
  • ребенок повторяет слова или целые фразы в начале своего разговора;
  • малышу трудно начинать говорить.

К дополнительным симптомам относятся:

  • повышенная нервозность, напряженность;
  • хорошо развита мимика, иногда наблюдаются нервные тики ;
  • сложности во время общения;
  • агрессивность;
  • замкнутость;
  • отсутствие полноценного сна;
  • , плаксивость;
  • возникновения фобий разного характера.

Заикание в большинстве случаев провоцируют развитие логофобии, которая заключается в боязни общения с другими людьми. Ребенок боится того, что будет неправильно воспринят окружающими из-за проблем в произношении слов.

Диагностика

  1. Специалист проводит первичный осмотр ребенка, выявляют видимые проблемы.
  2. Тест на звукопроизношение.
  3. Определение лексико-грамматического содержания речи ребенка.
  4. Проверка фонематического слуха.

При подозрениях на неврологические патологии будут назначаться:

  • Электроэнцефалограмма;
  • МРТ головного мозга;
  • реоэнцефалография;
  • ЭхоЭГ.

Когда нужно к врачу

Существует ряд признаков, свидетельствующих о необходимости безотлагательной консультации с доктором.

  1. Наблюдается систематическая устойчивость повторов слов и даже целых фраз.
  2. Ребенок начал чаще дублировать слоги в словах.
  3. Появилось удлинение слов.
  4. Ребенку тяжело воспроизводить речь.
  5. Когда малыш говорит, у него сильно напрягаются мышцы лица, а также происходит стеснение артикуляционной мускулатуры.
  6. Во время разговора ребенок меняет интонацию своей речи.
  7. Малыш часто молчит , старается не разговаривать.

Особенности ухода

  1. Эмоциональное спокойствие:
  • необходимо ограничить доступ к телевизионным программам, которые не соответствуют возрасту ребенка, а также перенагружают его нервную систему;
  • недопустим просмотр телевизора перед сном, также необходимо ограничивать времяпровождение перед экраном;
  • ограничить доступ к новомодным гаджетам или минимизировать их влияние;
  • никогда не рассказывайте ребенку страшные сказки перед сном;
  • ограничить общение со сверстниками и родственниками, при необходимости, на время прекратить посещение детского сада.
  1. Особенности речевого произношения:
  • станьте примером для ребенка, разговаривайте четко и неторопливо;
  • умышленно замедляйте свое произношение, чтобы малыш попытался за вами повторять;
  • не говорите при ребенке по слогам, особенно, если у него клонический тип заикания;
  • пусть малыш общается с детками, которые уже хорошо владеют речью;
  • следите за тем, чтоб карапуз, как можно меньше разговаривал, отвлекайте его играми, предложите помочь по кухне;
  • рассказывайте малышу увлекательные истории, сейчас важно, чтоб ребенок больше слушал, а не говорил.
  1. Особенности физического развития:
  • гимнастика;
  • спортивные игры на воздухе;
  • плавание;
  • физическими упражнениями;
  • проведение массажа;
  • займитесь развитием мелкой моторики: настольные игры, лепка из пластилина , игры с песком, рисование.
  1. Пение: занятия по вокалу развивает чувство ритма и обучает правильному дыханию. К тому же, в песне, по сути, каждое слово является продолжением предыдущего, практически без остановки голоса. Все усилия ребенка направлены на правильное воспроизведение мелодии, также ритма, он не задумывается над произношением слов, что помогает излечиться от заикания, если причиной была психосоматика.

Методы лечения

Ребенку окажут помощь такие специалисты:

  1. Психотерапевт — поможет разобраться с причиной заикания и начнет борьбу с ней.
  2. Невролог — пропишет успокоительные препараты, которые помогут укрепить нервную систему ребенка.
  3. Логопед — покажет упражнения для корректировки темпа и ритма речи, научит дыхательной гимнастике.

На пути к выздоровлению могут использовать такие методы лечения:

  • медикаментозный способ приема препаратов;
  • традиционный – прохождение физиопроцедур, дыхательной гимнастики, массажа воротниковой зоны и лицевых мышц, ЛФК;
  • нетрадиционный – народная медицина, иглоукалывание;
  • мультимендийные комплексы на электронных носителях;
  • авторские – методики разработанные психологами, дефектологами или психиатрами.

Игры для лечения:

  • надувание воздушных шариках или мыльных пузырей способствует обучению правильного дыхания;
  • показывайте ребенку, как можно имитировать шелест листьев, шум ветра, звук поезда.

Массаж

Процедура является эффективным способом улучшения состояния заикающегося ребенка. Вы можете записаться к специалисту. Самостоятельно проводить данные упражнения не рекомендуется, родители могут по неопытности травмировать мышцы гортани ребенка. Кроме того, желательно записываться не к обычному массажисту, а именно к человеку, который специализируется на лечении нарушений речи.

Правила проведения процедуры:

  • у массажиста обязательно должны быть теплые руки;
  • присутствие спокойной музыки, позволяющей ребенку расслабиться;
  • медленный темп движений;
  • создание комфортного окружения для ребенка.

Этапность проведения процедуры:

  • зона шеи;
  • плечи (верхняя область);
  • мимическая мускулатура;
  • область вокруг губ;
  • гортань.

Главная цель, преследуемая массажистом — расслабить напряженные мышцы, находящиеся в постоянном тонусе у заикающегося малыша. Курс лечения состоит из 12 сеансов. Иногда может назначаться повторный курс спустя две недели после предыдущего.

При патологиях нервной системы с целью повышения эффективности массажа и коррекционных упражнений логопеда могут назначать медикаментозную терапию.

Народные средства

Врачи могут назначать препараты народной медицины, в частности травы успокающего действия. Малышу помогут:

  • пустырник;
  • сок крапивы;
  • валериана;
  • ягоды калины;
  • травяной сбор мяты, ромашки, крапивы и валерианы;
  • гусиная лапчатка;
  • сбор вереска и хмеля;
  • ополаскивать горло отваром душистой розы и белого ясенца;

Главное, чтоб родители понимали, что средства народной медицины являются вспомогательной терапией, а не основной.

Что нельзя делать

  1. Высмеивать ребенка, подшучивать над ним.
  2. Задавать малышу много вопросов.
  3. Просить, чтобы он заново начал рассказывать свое предложение.
  4. Смотреть на карапуза с презрением и раздражением.
  5. Помогать завершить слово или фразу.
  6. Останавливать, когда ребенок пытается что-то сказать.
  7. Просить, чтобы малыш начал говорить помедленнее.
  8. Вместо ребенка подбирать слова.
  9. Просить совершить глубокий вдох.

Прогнозы

Попав на прием к врачу, вы не сможете получить точный ответ на вопрос о прогнозах лечения заикания. Результаты терапии будут зависеть от многих факторов, в том числе и от формы недуга, возраста пациента, индивидуальных особенностей его организма.

Если рассматривать прогнозы обобщенно, то может наблюдаться следующее:

  • своевременно проведенное лечение значительно повышает шансы на полное выздоровление;
  • если присутствует патология аппарата речи врожденного характера, то шансов на благоприятный исход практически нет;
  • дыхательные судороги значительно быстрее поддаются терапии, чем тонические;
  • лечение, начатое в 5 лет, бывает эффективнее, чем начатое в более позднем возрасте.
  • под влиянием внешних психологических факторов может наблюдаться рецидив заболевания после полного выздоровления.

Профилактические меры

  1. Не допускайте ссор в семье. В доме должен быть покой и уют.
  2. Не показывайте ребенку фильмы и передачи со страшным содержанием.
  3. Не рассказывайте на ночь страшилки.
  4. Не давайте смотреть телевизор перед сном, даже если показывают мультфильмы, особенно это касается детей до 4 лет.
  5. Если у ребенка присутствует фобия, не стоит ее обострять. Например, если малыш боится оставаться в темноте, нельзя его закрывать в темном помещении, нужно оставить включенным свет.
  6. Не проявлять к ребенку завышенные требования, но и не сильно его баловать.
  7. Оберегайте карапуза от травм психологического характера.
  8. Соблюдайте режим бодрствования и сна.
  9. Читайте книги, занимайтесь развивающими играми .
  10. Ежедневно бывайте на прогулке, не меньше двух часов.
  11. Не допускайте ссор и конфликтов в семье.

Теперь вам известен ответ на вопрос «почему ребенок заикается?». Важно соблюдать все рекомендации и предписания специалистов для восстановления нормальной функции речевого аппарата. Главная задача родителей, сохранять полное спокойствие и не волноваться раньше времени. Достаточно часто подобное состояние является обратимым и поддается лечению.

Заикание (логоневроз) – неприятное и пугающее нарушение речи, которому подвержены дети. Но оно излечимо, причем довольно эффективно. Об этом говорит статистика. Около 4% детей страдают заиканием. И такое же нарушение речи встречается лишь у 2% взрослых людей.

Формирование детской речевой функции очень сложный процесс, в ходе которого могут возникать различные сбои. Самое часто встречающееся нарушение речи – заикание. Оно может быть вызвано массой причин. Проявляется заикание довольно рано, и своевременная реакция родителей – залог успеха в преодолении проблемы.

Если не уделить этому должного внимания, у ребенка могут возникнуть большие трудности в социальных контактах, он замкнется, не сможет в полной мере строить отношения с людьми и успешно учиться в школе.

Причины

Дефект речи у детей может быть вызвано множественными факторами – как внешними, так и внутренними. Если малыш начал заикаться с самого раннего возраста, в 2-3 года, вероятно, истоки стоит искать в нарушениях функций головного мозга. Это будут врожденные причины:

  • Патологии беременности. Проблемы с речью могут быть вызваны внутриутробной гипоксией, если в течение девяти месяцев крохе патологически не хватало кислорода. Мамочка могла перенести серьезные инфекции в ходе вынашивания малыша, карапуз мог страдать от внутриутробной инфекции.
  • Проблемы в родах. Если роды были тяжелыми, малыш мог страдать гипоксией в процессе своего появления на свет. Или же кроха получил родовую травму, которая отразилась на нормальной деятельности головного мозга. Нередко причиной заикания является преждевременное появление ребенка на свет.
  • Генетика. Если кто-то из кровных родственников ребенка заикается, очень велика вероятность, что малыш тоже начнет страдать этим нарушением речи. Генетический фактор заикания является одним из основных в определении причин проблемы.
  • Индивидуальные особенности. Если ваш ребенок родился с холерическим складом темперамента, то вероятность, что он начнет заикаться, значительно выше, чем у детей- сангвиников или деток -меланхоликов. Это объясняется повышенной возбудимостью и нервозностью холериков.

Если ребенок сначала говорил нормально, а заикаться начал лишь в 4 года или в 5-6 лет, это может говорить о неблагоприятном внешнем воздействии на речевую функцию.

Такое заикание считается приобретенным:

  • Психологическая травма. Если малыш болезненно перенес утрату кого-то из близких, его что-то сильно испугало, он испытывает хронический затяжной стресс, речь может нарушиться. Заиканием могут начать страдать дети, которые испытывают критический дефицит внимания или, наоборот, избалованные и капризные малыши. Часто психологическая причина заикания кроется в завышенных требованиях родителей и боязни дошкольника не соответствовать им.
  • В группе риска дети из семей, в которых царит неблагоприятный психологический климат , часто случаются скандалы и ссоры, недавно произошел развод родителей, если в семье допускают физическое наказание ребенка. Стать заиками рискуют и дети, которые много времени проводят за компьютером, перед телевизором. Они подменяют реальный мир виртуальным, им становится сложнее общаться с окружающими, развиваются речевые нарушение.
  • Физиологические процессы. У детей до 5 лет полушария головного мозга не созрели в полной мере, и функционируют в «тестовом» режиме, это может стать естественной причиной заикания. Такое нарушение речи не нуждается в коррекции, оно проходит само, причем довольно быстро, по мере вырастания.
  • Перенесенные заболевания. Нарушение речи может стать следствием перенесенных инфекционных недугов – менингита или энцефалопатита, травмы мозга – сотрясения, ЧМЗ, ушибов. Иногда в основе заикания лежит сахарный диабет или грипп, ОРВИ и острые респираторные заболевания, перенесенные с осложнениями.
  • Ложное заикание. Если в семье ребенка кто-то заикается (мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д.) малыш может просто копировать манеру речи близкого человека. При этом у него самого никакой патологии нет. Такое явление называется псевдозаиканием.
  • Попытки переделать леворукость. Очень часто начинают заикаться дети, родители которых пытаются искусственно изменить из предпочтение левой руки правой. Малыши – левши более тяжело переносят стрессы, это особенность их психологии. Если мама и папа постоянно перекладывают из удобной для ребенка левой ручки ложку и карандаш в правую руку, эта ситуация станет сильнейшим стрессом для малыша.

Данный выпуск передачи от квалифицированного доктора расскажет, что может являться спусковым механизмом заикания у детей.

Определить причину заикания поможет внимательно наблюдение за ребенком. Если он начинает заикаться только в нервной или стрессовой ситуации, когда сильно волнуется, в присутствии посторонних, это может говорить о приобретенном заикании, невротическом, неврозоподобном. При таком нарушении речи в спокойной и хорошо знакомой атмосфере малыш обычно выговаривает все вполне нормально.

Если заикание имеет постоянный характер, не зависящий от внешних факторов (погоды, присутствия посторонних, волнения ребенка), то, вероятно, причина нарушения в неправильной работе головного мозга, поражении речевого центра.

Мальчики в 4 раза чаще подвержены заиканию, чем девочки.

Симптомы и признаки

  • Судорожные спазмы речевого аппарата при попытке произнести звуки вначале, середине слова. Причем малыш может «спотыкаться» как на одной звуке «м-м-м-м-машинка», «машинк-к-к-ка», так и на целом слоге «ма-ма-машинка».
  • Затянутые паузы между звуками в середине слова «ма....шинка», растягивание звука.
  • Комбинированное нарушение речи, когда наблюдается и слогово-звуковые повторения, и неоправданные паузы в середине слова.
  • С появлением заикания обычно ребенок становится более нервным, агрессивным и слезливым. Он очень старается выговорить слово, у него не получается, он переживает, часто плачет.
  • У заикающегося малыша в большинство случаев появляются нервные тики .
  • Довольно часто дети, которые испытывают трудности в произношении слов, замыкаются. Им сложно общаться, они предпочитают находиться в одиночестве, боясь стать объектом насмешек.
  • С появлением заикания обычно нарушается сон, может проявиться ночной энурез, нарушения аппетита и пищеварения.

Признаки заикания - главное заметить вовремя! Предлагаем Вам посмотреть историю одного ребенка, в частности практический урок как мальчика лечат от заикания.

Разновидности

  • Патологическое заикание. О нем можно говорить, если причины нарушения речи имеют врожденный характер или обусловлены генетически.Невротическое заикание. О нем идет речь во всех остальных случаях (травмы, перенесенные заболевания, если ребенок заикается от испуга, стресса, тяжелого психологического фактора).
  • Тоническое заикание. О таком виде нарушения речи специалисты говорят, когда ребенок делает паузы в части слова или растягивает гласные.
  • Клоническое заикание. Это заикание, при котором ребенок не может выговорить отдельный слог или букву, часто повторяя их.Комбинированное заикание. Это самая сложная форма речевого нарушения. При ней ребенок проявляет признаки и тонического, и клонического вида заикания.
  • Стабильное (привычное) заикание. Если оно имеет постоянный характер.
  • Нестабильное заикание. О нем можно судить в случае, если ребенок заикается не всегда, а лишь при каких-то определенных обстоятельствах, чаще всего в стрессовой ситуации, в незнакомой обстановке.
  • Циклическое заикание. Это нарушение речи, которое отличается промежутками «покоя», т. е. ребенок может какой-то период говорить вполне нормально, затем заикание возвращается.

Лечение

Обычно заикание у ребенка вполне эффективно поддается коррекции. Главное – как можно скорее выявить причину, вызвавшую дефект речи, и устранить ее. Первое, что должны сделать родители, которые заметили у своего карапуза начинающееся заикание, успокоиться. Не стоит показывать малышу, что вас пугает или раздражает его недостаток. Лучше вообще не акцентировать внимания на неудачных попытках крохи что-то выговорить. Просто наблюдайте и ищите причину.

Предлагаем к Вашему вниманию очень интересное, а главное полезное видео Доктора Комаровского о детском заикании.

Независимо от того, удалось обнаружить первоисточник проблемы или нет, ребенка следует показать неврологу, логопеду, психологу, а иногда и психотерапевту. Начать обследование лучше с консультации педиатра, не удивляйтесь, если он даст направление к детскому психиатру. Специалисты проведут необходимую диагностику, помогут разобраться, что стало «пусковым механизмом» заикания и подскажут, что делать дальше.

Приготовьтесь к тому, что обследование будет довольно внушительным. Помимо бесед с ребенком, оценки проявлений его психосоматики, врачи, скорее всего, назначат ЭЭГ, МРТ головного мозга . С данными этих методов диагностики картина будет более полной.

Лечить заикание у детей можно разными способами. Медикаментозное лечение довольно эффективно, но без психотерапии не приведет к желаемому результату. Метод гипноза, который может предложить родителям ребенка психотерапевт, большинству детей противопоказан, обычно его рекомендуют подросткам. Однозначно можно сказать только то, что лечение будет сугубо индивидуальным, подобранным по результатам обследования с учетом всех личных особенностей ребенка и причин, которые вызвали нарушение речи.

Родителям следует подготовиться к тому, что лечение будет комплексным и довольно долгим, исправить заикание непросто. В ходе всей терапии придется неукоснительно ежедневно выполнять все назначения и рекомендации врачей. Именно большое желание избавиться от заикания, каждодневный совместный с малышом труд, целеустремленность и твердая вера в победу помогут ребенку преодолеть проблему и жить полноценной жизнью.

Также предлагаем Вам прослушать лекцию С.Б. Скобликовой о детском заикании.

Основная коррекция

Педиатр, психиатр, невролог и психолог помогут установить истинные причины заикания. А вот лечить ребенка от него будет логопед – дефектолог. Обращаться к этому специалисту придется довольно часто. Он станет практически другом вашей семьи. Современная логопедия позволяет подобрать для малыша индивидуальную коррекционную программу.

Логопед объяснит родителям основные принципы и даст упражнения, которые нужно будет выполнять в домашних условиях. С определенной периодичностью вы с ребенком будете показывать логопеду, каких успехов вам удалось добиться.

Логопедические методики основаны на нормализации дыхания и темпа речи. Все занятия проводятся с использованием игровой деятельности. Заикающимся малышам врачи рекомендуют петь песенки, читать стихи, практиковать ритмику. Очень часто логопеды настаивают на том, чтобы родители записали ребенка на хор. Это позволяет тренировать речевой аппарат, а во время пения, как известно, дефекты речи незаметны, заикание полностью исчезает.

Постепенно, в игре малыш начинает преодолевать барьер, мешающий выговаривать слова, и его речь приобретает нормальный темп.

Для достижения результата понадобятся и лечебные процедуры. Так как заикание – проблема комплексная, подход к ней будет таким же. Рекомендации врачей тут довольно стандартны.

Массаж

Занятие по логопедическим методикам, усвоение речевого материала будет дополнено сеансами массажа. Массаж будет направлен на расслабление, улучшение кровообращения. Цель – снять спазмы речевого аппарата на физическом уровне, релаксация. Зоны, которым массажист уделит особое внимание при коррекции речевого нарушения – шея, губы, плечевой пояс, гортань, мимические мышцы. Именно они, как правило, находятся в тонусе, зажаты у детей с проблемами речи.

Видео артикуляционного массажа как помощь заикающимся деткам.

Дыхательная гимнастика

Наиболее часто при коррекции детского заикания используется методика Стрельниковой. Основная цель – сформировать правильное и эффективное дыхание, при котором значительно улучшится кровоснабжение всего организма в целом и органов речи в частности. В ходе занятий ребенок сможет научить говорить слова на выдохе, это поможет ему произносить их целиком, не дробя на слоги или отдельные звуки.

Лучше, если вы будете заниматься гимнастикой по методу Стрельниковой под наблюдением опытного физиотерапевта, поскольку многие упражнения в ее системе довольно тяжелы для ребенка, малыш может уставать, если делать их дома, у него может подниматься артериальное давление, появляться головные боли.

Предлагаем к Вашему внимание обучающий видео-урок дыхательной гимнастики по методу Стрельниковой.

Гипноз

Гипноз подходит только детям среднего и старшего школьного возраста с довольно устойчивой психикой. Для коррекции речевых проблем метод может быть использован только в случае, если ребенок поддается гипнотическому влиянию психотерапевта. Многие детки, увы, негипнабельны.

У гипноза есть свои преимущества – с состояние транса ребенок в состоянии открыть истинную причину нарушения своей речи, это дает возможность быстрее выяснить, что его напугало или стало стресс-фактором.

Предлагаем видео-роллик о лечении заикания гипнозом, и собственно результаты теста.

Медикаментозное лечение

Лечить заикание медикаментами врачи стараются только в самых сложных случаях, когда у ребенка наблюдаются серьезные психические и нервные расстройства. В таких случаях врач назначает транквилизаторы, противосудорожные препараты. Легкие седативные средства могут быть назначены и при легкой форме заикания. Какие лекарства могут быть прописаны при заикании?

  • «Пантогам ». Ноотропный препарат, призванный улучшить кровоснабжение головного мозга. Доступен в форме таблеток, капсул и сиропа для детей до 5 лет, которым противопоказана таблетированная форма лекарства.
  • «Галоперидол». Нейролептик с антипсихотическим действием. Выпускается в таблетках и растворах для инъекций. При заикании назначается только в сложных случаях нарушения психического развития. Полностью противопоказан детям до 3 лет. Продается по рецептам.
  • «Мидокалм». Миорелаксант, который помогает расслабить мышечные зажимы и стабилизировать внутриклеточный метаболизм. Препарат в аптеках существует в форме таблеток и раствора для уколов. Лекарство разрешено использовать детям, достигшим годовалого возраста. До 1 года «Мидокалм» не назначают.

  • «Атаракс ». Спазмолитический препарат с мягким действием, регулирующий сон, снижающий тонус мышц, но не нарушающий память. При заикании может быть назначен в качестве успокоительного, расслабляющего средства. Выпускается в форме таблеток. Детям до 3 лет не рекомендуется, но при необходимости врач рассчитает индивидуальную дозировку. Средство продается по рецепту врача.
  • «Анвифен ». Ноотропное средство с противосудорожным и транквилизирующим эффектом. Умеренно подавляет центральную нервную систему. Доступен в виде желатиновых капсул. При заикании и детских тиках может быть назначен детям с 3 лет. Малышам младше лекарство строго противопоказано.
  • «Тенотен ». Мягкое успокоительное с противотревожным действием. Препарат доступен в общей и детской формах. В таблетках для рассасывания, для подростков и взрослых, и под зарегистрированным названием «Тенотен детский». Детский вариант лекарства может быть назначен с 3 лет. В аптеках доступен без рецепта.

  • «Фенибут ». Ноотропное средство с транквилизирующим эффектом. Выпускается в таблетках и порошках для приема внутрь. Это лекарство хорошо себя зарекомендовало как мягкое и тактичное средство для лечения заикания, неврозов и недержания мочи у детей младшего школьного возраста. Детям до 3 лет принимать препарат не рекомендуется. Продается по рецептам.
  • «Пустырник форте». Это не лекарство, а БАД (биологически-активная добавка). Обладает седативным действием. Назначается в качество успокоительного детям любого возраста. Выпускается в таблетках. Настойка пустырника при разведении физраствором или кипяченой водой доступна детям от 7 лет.
  • «Глицин ». Аминокислота, оказывающая позитивное действие на метаболизм нейтроцитов. Обладает умеренным успокаивающим действием, выпускается в подъязычных таблетках. «Глицин» можно давать даже грудничкам. При терапии заикания у детей назначается чаще всего.

  • «Пентокальцин». Этот ноотропный препарат с противосудорожным эффектом. Доступен на прилавках провизоров в одной-единственной форме - таблетки. Может быть назначен детям любого возраста при коррекции заикания, ночном недержании мочи.
  • «Феназепам ». Транквилизатор. Выпускается в виде таблеток и растворов для внутривенных инъекций. Препарат даже при правильно применении способен вызывать привыкание, при длительном приеме становится причиной сильной зависимости. Производители рекомендует применять препарат детям с 16 лет, но детские психиатры назначают это лекарство при тяжелых формах нервных нарушений и в более раннем возрасте. Оценка довольно субъекта.
  • «Сибазон» . Транквилизатор с противосудорожным эффектом. Бывает в таблетках и растворе для уколов. Таблетки противопоказаны детям дошкольного возраста до 7 лет.

Гомеопатические препараты

Народные средства

Если речевое нарушение незначительное, и не вызвано серьезными проблемами психики или нервной системы, доктор может порекомендовать добавить к основной коррекции фитотерапевтические средства.

  • Травяные чаи для детей с успокаивающим эффектом.
  • Фитованны для детей с успокаивающим действием.
  • Ингаляции с фитопрепаратами – природными седативными средствами.

Травы, которые обладают успокоительным и расслабляющим эффектом – ромашка, шалфей, мелисса, душица , липовый цвет, пустырник, лаванда, мята. Чаи на их основе можно приготовить самостоятельно, а можно купить в готовом виде в любой аптеке. Отвары для ванн делают из этих же трав.

Важно знать, что фитотерапия не настолько безобидна, как кажется многим родителям, а потому дозировку, продолжительность курса приема травяного чая или фитованн следует согласовать с лечащим врачом. Сейчас многие детские санатории предлагают целые оздоровительные и лечебные курсы фитотерапии, которые призваны помочь избавить ребенка от заикания.

  1. Как только удалось распознать у ребенка заикание, его следует оградить от всего, что вызывает эмоциональное напряжение – от длительного просмотра телевизора (достаточно добрых мультфильмов на протяжении 20 минут в день), от «кровавых» компьютерных игр, от шумных массовых мероприятий, громкой музыки.
  2. Включайте малышу классическую музыку – ее лечебный эффект давно признан даже официальной медициной. Особенно благоприятно на детскую психику влияет музыка Моцарта, Бетховена, Грига, Шопена. Ограничьте приход гостей в дом, отложите на потом совместные с ребенком путешествия, ведь новые, даже позитивные, эмоции могут вызвать ухудшение его состояния.
  3. Не стоит рассчитывать только на свои силы. Не стесняйтесь обращаться к специалистам, чем быстрее удастся победить заикание у ребенка, тем легче ему будет общаться, учиться, познавать мир.
  4. Занятия с ребенком должны носить систематический характер. Нельзя делать длительных перерывов.
  5. Меры следует принимать сразу, как только вы заметили, что ребенок начинает заикаться. Не стоит ждать, что дефект пройдет сам собой. Такое, как мы выяснили, тоже бывает, особенно если заикание физиологическое, но рассчитывать на это особо не стоит, можно упустить драгоценное время.
  6. Нельзя самостоятельно выбирать медикаменты и начинать давать их ребенку. Если вы ошиблись с причиной заикания, и оно, к примеру, носит приобретенный характер, то противосудорожные средства и транквилизаторы скорее вызовут у малыша ухудшение и речи, и самочувствия, и деятельности мозга, чем помогут. Любой медикамент при заикании должен быть назначен врачом.
  7. На протяжении всего курса лечения ребенку необходимо обеспечить спокойную, доброжелательную обстановку. Дома не должно происходить конфликтов и ссор, малыш не должен становиться невольным свидетелем «взрослых» разговоров. У него должен быть оптимальный режим дня, в котором есть место и прогулкам, и дневному сну, и коррекционным занятиям.

Позитивный психологический фон должен сохраняться после того, как курс лечения будет завершен, и заикание останется в прошлом. В противном случае весьма вероятны рецидивы, под воздействием стресс-факторов малыш может снова начать заикаться.

Каковы прогнозы?

Конечно, это главный вопрос, который волнует мам и пап. В большинстве случаев неврозоподобного заикания при умеренной психосоматике прогнозы положительные. Этого, к сожалению, нельзя сказать о генетическом заикании и нарушениях речевых процессов, связанных с врожденными причинами.

Играет немаловажную роль и возраст пациента. Наиболее легко и непринужденно коррекции поддается заикание у детей в возрасте от 3 до 5 лет. Чем раньше удастся понять, что ребенок заикается, чем раньше будут приняты адекватные меры, тем больше шансов убрать заикание раз и навсегда.

Если заикание начинается у детей школьного возраста, справиться с ним будет несколько сложнее. Более долгим и сложным будет лечение дефекта речи и в случае запущенного заикания, если проблема сохраняется до 9-11 лет, прогнозы благоприятного исхода менее благоприятны.

В следующем видео Детский доктор Дмитрий Чеснов "разложит по полочкам" проблему заикания у детей.

Профилактика

Профилактика заикания у неврологически и психически здоровых детей довольно проста и заключается она в хороших семейных отношениях. Там, где нет конфликтов, ссор, и есть любовь и понимание, у ребенка гораздо меньше рисков стать заикой. Вылечить заикание куда сложнее, чем предотвратить. Заикание у ребенка порой проявляется для того, чтобы родители поняли собственные ошибки.

Отучить заикаться нельзя, можно лишь помочь, наладить взаимопонимание и сотрудничество с ребенком. И помните, что любовь и вера в способности малыша творит настоящие чудеса, которые даже традиционная медицина не всегда способна объяснить. Верьте в своего ребенка, и у него все получится.