В современном обществе каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, родитель, обязан знать свои права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других. Главной задачей правового воспитания является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей.
Декларация прав ребенка- это первый документ по признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер, включающая в себя 10 принципов, раскрывающих основные права ребенка год
ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ РЕБЕНКА 1 ПРИНЦИП Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. 2 ПРИНЦИП Ребенку должны быть обеспечена специальная защита и предоставлены благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться в условиях свободы и достоинства.. 3 ПРИНЦИП Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство.. 4 ПРИНЦИП Ребенок должен пользоваться благами социального обеспечения. 5 ПРИНЦИП Ребенку с ограниченными возможностями здоровья, должны обеспечиваться специальные режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния.
6 ПРИНЦИП Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. 7 ПРИНЦИП Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным 8 ПРИНЦИП Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь. 9 ПРИНЦИП Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. 10 ПРИНЦИП Ребенок должен ограждаться от практики, которая может поощрять расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации.
Декларация явилась смысловой основой нового важнейшего международного документа - Конвенции о правах ребенка. 44-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла Конвенцию о правах ребенка в 1989 году Россия ратифицировала (подписала) Конвенцию 15 сентября 1990 года США – до сих пор не подписала Конвенцию о правах ребенка.
(приводится по Конвенции о правах ребенка) СОКРАЩЕННЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАВ РЕБЕНКА (приводится по Конвенции о правах ребенка) Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений. Статья 6. Право на жизнь. Выживание и свободное развитие. Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности. Статья 9. Право на общение с обоими родителями. Статья 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения. Статья 14. Право исповедовать любую религию. Статья15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний. Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию. Статья 17. Право на доступ к информации. Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни. Статья 28. Право на образование. Статья 31. Право на отдых и досуг. Статья32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы. Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения. Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях. Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона. Всего в Конвенции о правах ребенка 54 статьи
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» План действий по облегчению тяжелого положения миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях, таких, сироты и дети- беспризорники, жертвы стихийных бедствий и катастроф, дети-инвалиды и дети, подвергающиеся жестокому обращению, живущие в неблагоприятных социальных условиях
Нормативные документы федерального уровня: Конституция РФ Согласно Конституции РФ материнство, детство и семья находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ ст.54 п.2 Право ребенка жить и воспитываться в семье ст. 56 Право ребенка на защиту своих законных интересов ст. 57 Право ребенка свободно выражать свое мнение
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" ст. 7 п. 3 В соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка кроме родителей, также несут педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты.
Закон "Об образовании в РФ" ст. 34 «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» ст. 45 «Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей)» Уголовный кодекс РФ С 1 января 1997 г. в Российской Федерации была введена уголовная ответственность родителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей. ст. 156 В том случае, если родители жестоко обращаются с ребенком, они несут уголовное наказание.
Нормативные документы уровня ДОУ Устав ДОУ- нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей. п. 6.3 Права воспитанников: МБДОУ д/с 42 обеспечивает права каждого ребёнка в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, принятой 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН и действующим законодательством.
МБДОУ д/с 42 создает условия, гарантирующие: - охрану и укрепление здоровья воспитанников; - защиту от всех форм физического и психического насилия; - защиту его достоинств; - удовлетворение потребностей в эмоционально – личностном общении; - удовлетворение физиологических потребностей (в питании, сне, отдыхе, и др.) ; - право на получение образования; - развитие его творческих способностей и интересов; - получение дополнительных (в том числе платных) образовательных и других услуг; - право на социальную поддержку, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
ЭТАПЫ БАЗОВЫЙФОРМИРУЮЩИЙЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Знакомство с нравственными нормами и правилами, в процессе которого дети начинают понимать преимущество их выполнения Расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами Активизация деятельности детей, стимулирование их готовности отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.
1 БЛОК Права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, защиту от жестокого обращения и т.д. 2 БЛОК Права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право на выражение своего мнения, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия 3 БЛОК Права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям, и которые доступны познанию на уровне обобщений: право на образование, на жильё и семью, на полноценное питание
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЦЕЛЬ Формирование основ правового сознания дошкольников ЗАДАЧИ Ознакомление детей с основными документами по защите прав человека Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, а также обязанностей и ответственности Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НОД Совместная деятельность Самостоятельная деятельность
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Беседы, Мини-дискуссии Просмотр мультфильмов Сюжетно-ролевые игры, инсценировки Дидактические игры Игры на развитие коммуникативных умений и навыков Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций) Продуктивная деятельность Чтение художественной литературы
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей, правовое понятие, эффективнее использовать стихи, пословицы, поговорки, сказки. Например: За основу берем статью Конвенции, затем подбираем художественную литературу, сюжет которой отражает правовое понятие, определенные социальные явления. Подбираем и используем наглядные пособия, иллюстрации к сказкам, схемы. Далее читаем подобранное художественное произведение и обсуждаем, какое право героев произведения было нарушено. Прекрасной базой для изучения прав ребенка служат сказки: «Золушка» - статья об «Эксплуатации детского труда», «Дюймовочка» - «Ребенок имеет право жить вместе с родителями», «Приключения Буратино» - «Каждый ребенок имеет право на отдых, досуг», «Каждый ребенок имеет право выражать свои взгляды, мысли», «Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование» и т.д. Итоговым мероприятием может быть викторина
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ Согласно концепции начального правового воспитания С.А. Козловой, проблема правового воспитания детей может быть решена эффективно лишь в том случае, если подходить к ней с двух сторон: со стороны обеспечения правовой грамотности взрослых и со стороны способности ребенка осознавать свои права и обязанности.
«Уважение к человеку – вот пробный камень. Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической, политической системы, которая сделает то уважение непреложным законом». Антуан де Сент-Экзюпири
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Успешность этой работы во многом зависит от подготовки педагогических кадров. Кроме того, сейчас наблюдается несоответствие между реальным уровнем готовности воспитателей к осуществлению правового воспитания и актуальной потребностью в нем.
Это делает необходимым планирование специальной методической работы с педагогическим коллективом для освоения содержания, методов и технологий по правовому воспитанию детей, а также повысить правовую культуру воспитателей, их педагогическую квалификацию в Этой области.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения.
Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для школьников виды деятельности: игровую и художественную-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
Как организовать эту работу?
Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
Какие задачи мы ставим перед педагогами?
Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:
– с педагогами (учеба по разбору нормативных и правовых документов);
– с родителями (родительские собрания по теме);
Сейчас хотелось бы осветить третье направление, а именно – работу с детьми. Для начала проведем разминку, которая прозвучит под рубрикой:
“Правовая академия”
- До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)
- Как вы понимаете выражение: “Мой дом – моя крепость”?
- Как оно связано с правами человека?
- Государство гарантирует в области воспитания детей дошкольного возраста (какие права?)
- Какие права ребенка нарушаются в зонах вооруженных конфликтов?
Выбрать судью Н.В.
-
Рассмотреть плакат по сказке “Серая шейка”.
Первая команда персонажей, чья жизнь в опасности. Вторая команда находит того, кто посягает на жизнь персонажей.
Защита конспектов, бесед и занятий (по одному) и по одному называют.
- Команды разбирают картинки и размещают их на соответствующих мольбертах.
- Команда представляет свои игры и называет, какие права закрепляются в них.
Вот мы в игровой форме разобрали некоторые моменты правового воспитания.
Теперь обратите внимание еще раз на плакат “Правовое воспитание детей – миф или реальность” и выскажите свое мнение по этому поводу.
Выберите редакторов для изготовления плакатов или рекламы, призывающих к активной защите прав детей.
Остальные участники вырабатывают предложения для принятия решения педагогического совета (можно использовать карточки).
Судья координирует и вносит решение педагогического совета.
Звучит музыка “Генералы песчаных карьеров” . Н.В. Читает стихотворение “Дайте детству состояться”.
А. По мотивам сказки “Лиса и заяц”
3. Нарисуйте схематично персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.
А1. По мотивам сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”
1.Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).
Б. По мотивам стихотворения Н. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”.
1. Подсчитайте на рисунке, скольким зайцам дед Мазай помог сохранить жизнь, и обведите нужную цифру. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Найдите в стихотворении стпочки, где говорится о жестоком обращении с зайцами. (Какие статьи?)
Б1. По мотивам сказки “Гуси-лебеди”.
1. Какое право нарушили гуси-лебеди, украв братца Иванушку?
2. Кто помог девочке спастись и выручит братца из неволи. (Схематично нарисовать).
Приготовить:
- Плакат “Правовое воспитание детей – миф или реальность”.
- Плакат по сказке “Серая шейка”.
- Шапка судьи.
- Карточки с заданиями по сказкам.
- Конспекты занятий, бесед, игр.
- Рубрики: “Я имею право…”, “Я не должен…”.
- Картинки по рубрикам.
- Другие виды по правам: “Кот, петух, лиса”, “Чиполлино”.
- Ватман,1/4 листа
- Фломастеры.
- Карточки для выработки решений.
- Магнитофон и кассета.
- Статьи по декларации.
- Декларация прав ребенка.
- Два мольберта, столы.
- Книгу “Дед Мазай и зайцы”.
Можно использовать:
Литература
- Повышение и расширение правового сознания педагогов и родителей, повышение сплоченности педагогов и родителей.
- Защита прав ребенка на всех этапах его развития и проведение профилактики коррекции асоциального поведения родителей, претендентов в группу “риска”.
Дискуссионный клуб “Беседы у камина”
Педагоги МДОУ 18 чел.; председатель родительского комитета Зайцева О.А.; члены родительского комитета 10 чел.; зав. КПО Центра социальной помощи семье и детям Шишкина Г.Ф.
Карепина Елена Анатольевна
воспитатель
МБДОУ ДС №68 «Ромашка»
Старооскольского городского округа
«Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность». В. А. Сухомлинский
Правовое воспитание – это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности. Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Правовое воспитание дошкольников заключается в формировании основ правового сознания. В дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
Развитие правосознания личности – процесс долгий, сложный и противоречивый, продолжающийся практически всю жизнь человека. Но, как показывают исследования психологов Л.В. Выготского и Д.Б. Эльконина, дошкольный период является сенситивным в становлении и развитии личности ребенка.
Первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается у ребенка в этот период, во многом зависит и последующее его поведение в правовой сфере. Ребёнок, наученный в дошкольные годы находить гуманные способы решения разногласий с другими, в своей дальнейшей жизни не будет прибегать к ущемлению прав других людей.
Два важных института социализации детей – семья и дошкольное учреждение. Их функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
В семье ребенок получает свои первые индивидуальные умения, усваивает нормы и правила, которые отражаются в его поведении в различных ситуациях повседневного общения. Семья – это единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек ощущает всю жизнь. В семье осуществляется практическое овладение моралью, правилами, регулирующими жизнь общества.
К сожалению, родители по-разному понимают права детей и возможности их применения. Одни уважают права детей, понимая, что они строго определены функциями государства и их неисполнение приведет к определенным санкциям. Другие имеют более абстрактное понимание правовой проблематики и принимают ее частично. Встречается и третья часть родителей, которые не имеют никакого представления о правах детей. Дошкольное учреждение в силу своей близости к семье может стать важным звеном, влияющим на защиту прав ребенка.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущий для дошкольников вид деятельности - игровую. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений. Также эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
Какие задачи стоят перед нами?
Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека. Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Для решения поставленных задач, наш детский сад организует работу по трем направлениям:
- с педагогами (учеба по разбору нормативных и правовых документов);
- с родителями (родительские собрания по теме);
- с детьми.
С целью выявления состояния работы по формированию правовой культуры участников образовательного процесса, на основании годового плана Детского сада № 73 на 2011 – 2012 учебный год был осуществлен тематический контроль «Эффективность работы по формированию правовой культуры участников образовательного процесса» (знакомство с результатами данного контроля).
Сегодня педсовет у нас пройдет в форме устного журнала «Права детей».
1 страница. “Правовая академия”
ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ. В главе 1, статье 1 прописываются понятия, используемые в настоящем законе, одним из понятий является следующее понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». Сейчас команды по очереди называют по одной из категорий детей, относящихся к данному понятию.
- Дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети-инвалиды
- Дети с психическими или физическими недостатками
- Жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, эко – техногенных катастроф, стихийных бедствий
- Дети из семей беженцев
- Дети в экстремальных ситуациях
- Жертвы насилия
- Дети родителей, отбывающих наказание
- Дети из малоимущих семей
- Дети с отклонениями в поведении
2 страница. Календарь правовых дат
3 страница «Сказочная»
По мотивам сказки “Лиса и заяц”.
1. Какое право было нарушено? (Право на жизнь, право на неприкосновенность жилища, право на труд).
3. Назовите персонаж, который помог зайцу восстановить свои права.
По мотивам сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”.
1. Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь, право на получение образования, право на владение имуществом).
2. Чьи права были нарушены в этой сказке?
«Красная шапочка» - ст.3 (неприкосновенность);
«Летучий корабль» - ст.16 (право человека создать семью);
«Что дороже соли?» - ст.19 (право на убеждение);
«Кощей Бессмертный» - ст.17 (право на имущество).
4 страница. «Педагогическая»
Подобрать к каждой из предложенных тем виды деятельности (соединить их стрелками).
5 страница. «Игралочка»
Дидактическая игра «Права детей». Педагогам демонстрируется предмет, а они называют право, с которым данный предмет ассоциируется.
6 страница. «Пойми меня»
1 игрок от команды вытягивает карточку с правовым термином (право, свобода, закон, Конституция, ответственность, Конвенция, обязательства). Игрок описательно объясняет термин, не называя термин.
Обе команды набрали равное количество очков и показали свои знания в области правового воспитания. Рекомендуем взять на заметку игры, предложенные коллегами.
Подведение итогов.
Решение педсовета.
Елена Назарова
Педсовет «Правовое воспитание дошкольников»
Педсовет «Правовое воспитание дошкольников »
Цель : повышение правовой культуры педагогов ДОУ.
Задачи :
1. Уточнить, закрепить и углубить знания педагогов о правах детей ;
2. Расширить знания о содержании документов, регулирующих права ребенка ;
3. Систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в ДОУ и в семье.
Вступление :
Разминка (разгадывание кроссвордов)
Кроссворд (ответы)
По горизонтали
1. Нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый в установленном порядке и обладающий высшей юридической силой. Закон.
2. Систематизированный свод законов. Кодекс.
3. Сознание своих человеческих прав , своей личностной ценности, уважение к себе. Достоинство.
4. Отдельный человек. Индивидуум.
5. Обещание, подлежащее непременному выполнению. Обязательство.
6. Взаимное согласие, достигнутое по какому (каким) -либо вопросу (вопросам) . Соглашение.
7. Объединение отдельных общественных групп или государств, имеющее чёткую структуру и определённые задачи, программу действий. Организация.
8. Одна из сторон в судебном процессе. Защита.
9. Страна, народ. Нация.
По вертикали
Договор, соглашение между государствами по какому-либо официальному вопросу. Конвенция.
ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ
1. До какого возраста человек считается ребенком? (18 лет)
2. К основным международным документам, касающимся прав детей , относятся… (Декларация прав ребенка (1959) – Конвенция ООН о правах ребенка (1989) .
3. Какие права гарантирует государство в области воспитания детей дошкольного возраста ?
4. Какие права ребёнка реализует дошкольное образовательное учреждение?
5. Какие права Конвенции доступны для понимания детьми-дошкольниками ?
ДИСКУССИЯ «Правовое воспитание – миф или реальность?»
Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка .
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах , развития уважения и терпимости к другим людям и их правам , важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека .
Организуя работу по данному направлению , необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности : игровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе , самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников .
Какие задачи мы ставим?
1. Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения
2. Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребёнка
3. Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
4. Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод ; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
5. Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека .
6. Разъяснять общественные нормы и правила поведения
7. Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека .
Как организовать эту работу?
1. Организовать проблемно-поисковую деятельность детей (решение ситуаций) .
2. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация) .
3. Использование сказок, стихов, пословиц, поговорок, в качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право или понятие . (Здесь нужно подходить к сказкам осторожно, при рассматривании правовой системы оценок , не искажать детского восприятия мира сказок , чтобы не прийти к осуждению героев и оправданию злодеев )
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ (работа в подгруппах)
Возможные формы работы с детьми. Возможные методы и приёмы работы с детьми
Формы работы с детьми :
1. Специально организованное занятие. Форма занятий - подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач.
Занятия включают нравственные задачи, так как любая учебная ситуация должна нести в себе момент воспитания . Основной принцип в работе - дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Занятия проводятся 1 раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала ведётся в повседневной самостоятельной или совместной деятельности, что позволяет избежать лишней заорганизованности детей.
2. Ролевые, театрализованные и дидактические игры
3. Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений :
Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы, беседа о прочитанном/просмотренном
Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя : если бы я был гадким утенком., если бы я поймал золотую рыбку., если бы я вдруг превратился в. ;
дидактические игры : “Чьи права нарушены ?”, “Назови права героев” , “Выбери право »
Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу , внимание, заботу.
Метод драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных.
Проблемно-поисковые методы : отгадывание загадок. Разгадывание ребусов, решение кроссвордов
Продуктивная деятельность : создание альбомов, символов и пр. ; изготовление эмблем, плакатов
ИГРОТРЕНИНГ (примеры игр и игровых упражнений для детей)
«Я и мои чувства»
Цель : развитие чувства индивидуальности
Воспитатели встают в круг . Ведущий начинает фразу и бросает мяч :
Слух помогает мне.
Зрение помогает мне.
Обоняние помогает мне.
Осязание помогает мне.
Пробуя пищу на вкус, я могу.
«Загадывание желаний»
Воспитатели садятся в кружок . (это круг загадывания желаний) .
Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть птицей, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть насекомым, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть цветком, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть деревом, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть одним из предметов мебели, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть автомобилем, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть улицей, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть государством, то я бы. потому что.
Если бы я был другой страной, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть игрой, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть пластинкой, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть телевизионной передачей, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть кинофильмом, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть пищей, то я бы. потому что.
Если бы я мог быть каким-нибудь цветом, то я бы. потому что.
«Стиральная машина»
Воспитатели встают на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Один воспитатель пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку» ). Каждый дружески похлопывает его или ее по спине или пожимает ему или ей руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. В результате этого из такой «мойки» появляется сияющий, счастливый человек. Он или она затем присоединяются к ряду, и эта процедура затем снова повторяется. (Ежедневное пропускание одного или двоих через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз.)
АДВОКАТСКАЯ КОНТОРА (работа с карточками по сказкам)
Сказка «Лиса и заяц»
Какие права были нарушены ?
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» . Какие права нарушила ведьма в этой сказке?
Сказка «Гуси-лебеди» . Какие права были нарушены ?
Сказка «Морозко» . Какие права были нарушены ?
Кощей Бессмертный. Какие права он нарушил и в каких сказках?
Баба Яга. Какие права она нарушила и в каких сказках?
Решение педсовета .
Педагогический совет «Правовое воспитание дошкольников» Разминка 1.Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка? 2.Какие права ребенка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах?
- Право на жизнь, гражданство, образование;
- Право на жизнь, семейные связи, образование;
- Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, отдых и досуг;
- Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
- Органы управления РФ;
- Органы местного самоуправления;
- Образовательное учреждение;
- Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.
- Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту;
- Ребёнок и родители или другие лица, замещающие родителей;
- Родители или лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение;
- Родители и органы местного самоуправления.
- Да, если они получены с согласия родителей;
- Да, если они получены не в результате правонарушения;
- Нет, имуществом ребёнка должны распоряжаться родители;
- Нет, ребенок не должен работать.
- Учредитель;
- Органы управления образовательным учреждением;
- Должностные лица образовательного учреждения;
- Органы управления образовательным учреждением и все органы управления образованием в пределах своей компетенции.
- Заведующий как представитель образовательного учреждения;
- Заведующий как должностное лицо этого учреждения;
- Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение;
- учредитель образовательного учреждения.
- Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование;
- Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников;
- Направление ослабленных детей в специальные оздоровительные учреждения;
- Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
- В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу?
- Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища?
- Героиня, какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбор места жительства?
- В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследования?
- Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний?
- В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?
- Кто нарушил право и кто помог восстановить его в сказке «Заюшкина избушка»?
- Какое право нарушил Иван-царевич в сказке «Иван –царевич и серый волк»?
- Какое право нарушили братья в сказке «Иван - царевич и серый волк»?
- Каким правом пользовалась лягушка в сказке В. Гаршина «Лягушка-путешественница»?
- Как далеко могла передвигаться лягушка, используя свое право на передвижение?
- Какое преступление совершили гуси-лебеди в одноименной сказке?
Цель: реализация прав ребенка в практике работы педагогов.
Задачи:
- повысить уровень профессиональной грамотности педагогов по предотвращению нарушения прав ребенка
- способствовать социальной адаптации ребенка при помощи формирования основ правовых знаний
- совершенствовать подходы, поиск эффективных форм взаимодействия с родителями и влияния на них.
План педсовета
1. Вступительное слово руководителя об актуальности проблемы.
Заведующая д/с.
2. Итоги тематической проверки
Старший воспитатель.
3. Выступления докладчиков по теме педсовета:
- Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения (Воспитатель)
- Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах. (Воспитатели)
4. Итоги анкетирования родителей
Старший воспитатель.
5. Педагогический тренинг.
Старший воспитатель.
6. Деловая игра «Мы знаем права ребенка» .
7. Обсуждение проекта решения педсовета. Рефлексия.
Заведующая, коллектив ДОУ
Подготовка к педсовету
1. Семинар-практикум «Правовое образование в ДОУ» .
Старший воспитатель, воспитатели
2. Консультация «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
Инструктор ФИЗО
3. Теоретическая консультация для воспитателей по защите прав ребенка и правовому воспитанию. Ст. воспитатель.
4. Тематическая проверка «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста»
Заведующая, ст. воспитатель
4. «Неделя правовых знаний» .
5. Конкурс на лучшую дидактическую игру по правовому воспитанию.
Воспитатели
6. Беседа с воспитателями «Использование произведений художественной литературы в правовом воспитании дошкольников» .
Учитель-логопед.
7. Анкетирование родителей «Что Вы знаете о правах ребенка?» , фестиваль подвижных игр с участием родителей «Мы - россияне!»
Воспитатели
1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ.
Важнейшим критерием определения ценностей любого общества является его отношение к детству. Защита детства относится к приоритетным стратегическим задачам экономической и социальной политики России, решению которой постоянно уделяется внимание в программах социально-экономического развития на всех уровнях. За последнее десятилетие, в сложный период социально-экономических реформ в России, был реализован целый ряд мер, направленных на решение проблем детства. Конституция Российской Федерации (1993) закрепила положение о том, что детство находится под защитой государства. Благоприятной тенденцией является усиление взаимодействия, конструктивного сотрудничества дошкольных образовательных учреждений, органов управления образованием и родителей детей, посещающих и не посещающих детские сады. Именно поэтому необходимость изучения и накопления в ДОУ материалов в области защиты прав детства является актуальной темой. Повышение правовой культуры педагогов ДОУ и родителей дошкольников - условие формирования правового государства, гражданского общества. Законодательное оформление вопросов защиты прав детства началось в XX веке, особенно в годы Первой мировой войны и в послевоенные годы, когда в ряде стран были сформулированы первые законы о защите и охране детства. Во второй половине XX в. начала формироваться международная система защиты детства:
- в 1946 г. основан Детский фонд Организации Объединенных Наций (ООН) - ЮНИСЕФ
- в 1989 г. - Комитет ООН по правам ребенка. Приняты основные документы, защищающие права детей:
- Декларация прав ребенка (1959 г.)
- Пекинские правила (1985г.)
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.)
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 г.) .
Надежды на то, что новое столетие станет веком ребенка, не оправдались. Современное детство нуждается в защите точно так же, как много веков назад. Данные ООН подтверждают: ежедневно от голода и болезней становятся инвалидами сорок тысяч детей. Численность работающих детей в возрасте от 5 до 14 лет, по сведениям Международной организации рабочих, в 1996 году составила 250 миллионов.
Однако детству угрожают не только войны, болезни и бедность. Мир и благополучие в промышленно развитых странах не являются автоматической гарантией наилучших возможностей для соблюдения прав и защиты детства. Здесь происходят атаки на детство фактически на всех уровнях и во всех областях жизни - общественной, политической и частной. Потребности и права детей отодвигаются на второй план или о них забывают вообще.
Результаты ряда социологических исследований позволяют выделить пять групп наиболее распространенных видов нарушений прав детства:
- физическое воздействие, так называемое физическое притеснение;
- морально-нравственные запреты, ограничения, унижения, лицемерие, ложь по отношению к детям, вызванные неумением родителей строить отношения с детьми и воспитывать их;
- игнорирование родителями интересов ребенка, не соответствующих представлениям о них взрослых, пренебрежительное отношение к знакомым и друзьям детей, отрицательные оценки интересов и действий ребенка вне дома, пренебрежение взглядами и интересами ребенка;
- отсутствие условий, необходимых для жизни (ограничения и запреты в питании, медико-санитарном обслуживании, в покупке крайне необходимых вещей) ;
- нарушение сексуальных норм в семейном кругу как в общении с детьми, так и через демонстрацию родителями супружеской неверности.
Таким образом, заявленная тема педагогического совета является актуальной и требует пристального к себе внимания со стороны коллектива образовательного учреждения.
Доверчивы глаза детей,
И ангелы хранят их души.
Пусть безмятежный тот покой
Ничто вовеки не нарушит.
И пусть не катится слеза
Ни от обид, ни от печали,
И словно солнышко, всегда
Улыбка на лице сияет.
Чуткому детскому сердцу
Сердце свое открой,
И ощущение чуда
Будет всегда с тобой.
Спокойно матери уйдут
В день, полный дел, хлопот, забот,
С надеждою в глаза взглянут,
С тобой прощаясь у ворот.
Надежду ту не обмани,
С детишками не будь ты строгой,
И сердца нежного ростки
Рукою жесткою не трогай.
Мы надеемся, что выбранная тема интересна и актуальная для вас и вы станете активными участниками обсуждения. О том, как проводится работа по правовому воспитанию в нашем ДОУ, какие ее формы используются и не только об этом, вы сможете узнать в ходе педсовета.
С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» .
Предлагается презентация по правовому воспитанию дошкольников.
Затем подводятся итоги тематической проверки «Организация работы по правовому воспитанию детей дошкольного возраста в ДОУ» (Приложение №) .
3. Выступление воспитателя по проблеме «Особенности реализации прав ребенка через социальные взаимоотношения» . (Приложение №)
Воспитатели всех возрастных групп представляют опыт: «Особенности соблюдения прав ребенка на детство в разных возрастных группах» , наработанный материал по проблеме правового воспитания.
4. Старший воспитатель подводит итоги анкетирования родителей «Что Вы знаете о правах ребенка?» (Приложение № __) .
Анализ анкеты для родителей «Права детей» . МДОУ «Детский сад № 235» Октябрьского района г. Саратова, октябрь, 2011 год.
В анкетировании принимало участие 100 человек.
На первый вопрос анкеты: «Считаете ли Вы проблему прав ребёнка актуальной для нашей страны и города?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 75%; Нет - 10%; Трудно сказать - 15%.
На второй вопрос анкеты: «Как Вы считаете, правовое положение ребёнка в семье правильнее рассматривать с точки зрения его интересов или интересов и обязанностей родителей?» ответы родителей распределились следующим образом -С точки зрения интересов ребёнка - 40%;
С точки зрения интересов ребёнка и интересов и обязанностей родителей -60%.
На третий вопрос анкеты: «Приходилось ли Вам знакомиться с Концепцией о правах ребёнка?» ответы родителей распределились следующим образом - 40%; Нет - 60%.
На четвёртый вопрос анкеты: «Какие из ниже перечисленных прав ребёнка Вы считаете важным соблюдать в семье?» родители перечисляли почти все права, которые даны в анкете.
На пятый вопрос анкеты: «Сформулируйте, пожалуйста, что для Вас означает словосочетание «счастливое детство» ?» ответы родителей распределились следующим образом -
Здоровье, любовь, понимание - 35%; Любовь родителей - 40%; Полная любящая семья - 20%; Ни в чём не нуждаться 35%; Воздержались от ответа - 20%.
На шестой вопрос анкеты: «Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей отсутствие у родителей времени участвовать в жизни ребёнка в детском саду?» ответили так -Да - 45%; Нет - 25%; Трудно сказать - 30%.
На седьмой вопрос анкеты: «Можно ли, на Ваш взгляд, считать нарушением прав детей такое положение, когда они изо дня в день видят своих родителей ссорящимися?» ответили так -Да - 90%; Нет-10%.
На восьмой вопрос анкеты: «Выскажите, пожалуйста, своё мнение: всегда ли соблюдаются права Вашего ребёнка в детском саду?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 65%; Нет - 5%; Трудно сказать - 30%.
На девятый вопрос анкеты: «Выскажите, пожалуйста, своё мнение: всегда ли соблюдаются права Вашего ребёнка в семье?» ответы родителей распределились следующим образом -Да - 65%; Нет - 10%; Трудно сказать - 25%.
На десятый вопрос анкеты ответы родителей распределились следующим образом - «Все люди грамотные и без занятий знают, что хорошо для ребёнка, а что плохо» - 10%;
«Любопытно было бы поучаствовать, обязательно пригласите меня на эти встречи» - 60%; «Я бы с удовольствием, но...» - 30%.
Таким образом, большинство семей так или иначе знакомы с понятием «права ребёнка» , стараются учитывать права ребёнка в семье, с удовольствием бы пришли на встречи учебно-практического цикла по проблеме взаимосвязи прав взрослого и прав ребёнка в семье.
5. Педагогический тренинг для воспитателей «Что Вы знаете о конвенции?»
«ЧТО ВЫ ЗНАЕТЕ О КОНВЕНЦИИ?» *
1. Когда была принята Конвенция о правах ребенка:
а) в 1924 году;
б) в 1957 году;
в) в 1989 году.
2. Когда был принят закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» :
а) в 1990 году;
б) в 1998 году;
в) в 2000 году.
3. Ребенком является каждое человеческое существо:
а) до достижения 16-летнего возраста;
б) до достижения 18-летнего возраста;
в) до достижения 21-летнего возраста.
4. С рождения ребенок имеет право:
а) на гражданство;
б) на равенство;
в) на свободу.
5. С шестилетнего возраста ребенок вправе:
а) самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки;
б) изменить имя или фамилию;
в) выражать свое мнение при решении вопроса, затрагивающего его интересы.
6. Ребенок имеет право посещать образовательные учреждения:
а) с 1,5 лет;
б) с 3 лет;
в) с 6 лет.
7. Ребенок имеет право поступить на работу:
а) с 14 лет;
б) с 15 лет;
в) с 16 лет.
8. Молодой человек может быть привлечен к участию в военных действиях:
а) с 15 лет;
б) с 16 лет;
в) с 18 лет.
9. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя гарантированное, общедоступное, бесплатное:
а) начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование;
б) среднее профессиональное, высшее профессиональное образование;
в) воспитание в образовательных учреждениях.
а) с 6 лет;
б) с 8 лет;
в) с 14 лет.
6. ДЕЛОВАЯ ИГРА «МЫ ЗНАЕМ ПРАВА РЕБЕНКА»
Цель: сформировать систему знаний по защите прав детства.
Задачи:
- выявить творческий потенциал педагогов
- научить профессионально оценивать педагогические ситуации по защите прав ребенка
Дать возможность, работая группой, объединить ее общей инициативной идеей.
Создание и принятие Конвенции ООН о правах ребёнка
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «Мировой Конституции прав ребёнка» . А 26 января 1990 г. Конвенция о правах Ребёнка была подписана 61 страной.
Верховный Совет ССР ратифицировал Конвенцию о правах ребёнка 13. 06. 1990 г., а 14. 07. 1990 года она вступила в силу для Российской Федерации.
Спустя 6 лет она была принята почти всеми государствами мира, за исключением двух – Сомали и США.
Документ содержит 4 основных требования, которые должны обеспечить права детей:
- Выживание
- Развитие
- Защита
- Обеспечение активного участия в жизни общества
В нём заложены два основополагающих принципа:
- ребёнок – самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.
- Приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.
Значение Конвенции состоит и в том, что в её статьях впервые собраны воедино 38 прав ребёнка, ранее рассредоточенные в большом числе документов, относящихся к различным областям прав.
Права, провозглашённые в Конвенции ООН о правах ребёнка
В соответствии с обсуждаемым документом ребёнок имеет следующие права:
- Право ребёнка на жизнь (ст. 6, п.1) .
- Право ребёнка знать своих родителей (ст. 7, п.1)
- Право ребёнка на заботу родителей (ст. 7. п.1)
- Право ребёнка на имя (ст. 7. п.1; ст. 8, п.1)
- Право ребёнка на гражданство (ст. 7. п.1; ст. 8, п.1)
- Право ребёнка на сохранение своей индивидуальности (ст. 8, п.1)
- Право ребёнка на семейные связи (ст. 8, п.1)
- Право ребёнка, разлучённого с родителями, поддерживать личные отношения и прямые контакты с родителями (ст. 9, п.3)
- Право ребёнка, родители которого проживают в различных государствах, поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями (ст. 10, п.2)
- 10. Право ребёнка покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (с целью неразлучения с родителями) (ст. 10, п.2)
- Право ребёнка свободно выражать свои взгляды (ст. 12, п.1)
- Право ребёнка свободно выражать своё мнение; это право включает свободу искать, передавать и получать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребёнка (ст. 13, п.1. 2)
- Право ребёнка на свободу мысли. Совести и религии (ст. 14, п.1, 2)
- Право ребёнка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний (ст. 15, п.1. 2)
- Право ребёнка на личную жизнь (ст. 16. п.1)
- Право ребёнка на неприкосновенность жилища (ст. 16, п.1)
- Право ребёнка на семейную жизнь (ст. 16, п.1)
- Право ребёнка на тайну корреспонденции (ст. 16, п.1)
- Право ребёнка на защиту закона от незаконного вмешательства и посягательства на его честь и репутацию (ст. 16, п.1. 2)
- Право ребёнка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (ст. 17, п.1)
- Право ребёнка, родители которого работают, пользоваться службами и учреждениями по уходу за детьми (ст. 18, п. 3)
- Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст. 19, п.1)
- Право ребёнка, лишённого семейного окружения, на особую защиту и помощь (ст. 20, п.1)
- Право неполноценного в умственном и физическом отношении ребёнка на особую заботу (ст. 23. п.2)
- Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст. 24, п.1, 2, 4)
- Право ребёнка, помещённого компетентными органами на попечение с целью ухода за ним, его защиты или физического или психического лечения, на периодическую оценку лечения и всех других условий, связанных с его попечением (ст. 25)
- Право ребёнка пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование (ст. 26, п. 1)
- Право ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27, п.1, 3)
- Прав ребёнка на образование (ст. 28, п.29)
- Право ребёнка, принадлежащего к этническому, религиозному или языковому меньшинству или коренному населению, пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять её обряды (ст. 30)
- Право ребёнка на отдых и досуг (ст. 31, п.1. 2)
- Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством (ст. 31, п.1)
- Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию (ст. 32, п.1)
- Право ребёнка на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33)
- Право ребёнка на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребёнка (ст. 34; ст. 36)
- Право ребёнка, лишённого свободы, на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи (ст. 37)
- Право ребёнка, лишённого свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие им решения в отношении любого такого процессуального действия (ст. 37)
- Право ребёнка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признаётся виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребёнка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нём уважение к правам человека (ст. 40, п.1)
Педагоги делятся на 2 команды.
Разбейте права, которые провозглашены в Конвенции на группы:
Для 1 команды:
- Права, обеспечивающие выживание
- Права, обеспечивающие развитие
Для 2 команды:
- Права, обеспечивающие защиту
- Права, обеспечивающие активное участие в жизни общества
Подумайте и ответьте (кто быстрее) :
- В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? Докажите, что выбранное литературное произведение подобрано верно. («Красная шапочка» , «Серая шейка» , «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» и др.)
- Какие литературные герои могли пожаловаться, что нарушено право на неприкосновенность жилища? («Три поросёнка» , «Заюшкина избушка» и др.)
- В какой известной сказке Маршака нарушено право ребенка на заботу и попечение? («Двенадцать месяцев» )
- В какой сказке нарушено право ребенка на отдых и развлечения? («Золушка» )
- Какое право нарушила ведьма в сказке "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"? (Право на жизнь)
- Каким правом пользовалась лягушка в сказке Гаршина "Лягушка-путешественница"? (Право на свободное передвижение)
- Какие права нарушили братья в сказке "Иван Царевич и Серый Волк"? (Право на жизнь и личную неприкосновенность)
- Какое право Царевны нарушил Кашей Бессмертный, увезя её к себе и решив вступить с ней в брак, в сказке "Царевна Лягушка"? (Вступать в брак по свободному и обоюдному согласию)
- Каким правом посоветовал воспользоваться говорящий Сверчок Буратино в сказке А.Толстого "Золотой Ключик"? (Правом на бесплатное образование)
- Какое право нарушил Буратино, схватив крысу Шушеру за хвост? (Право на личную Неприкосновенность)
«Волшебный сундучок» (для 2-х команд, поочереди)
Из сундука по очереди достаются предметы символизирующие знакомые всем права человека.
- Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве на имя) .
- Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь) .
- Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на имущество) .
- Конверт - О чём напоминает конверт? (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать) .
- Букварь - О каком праве напомнил вам букварь? (О праве на образование) .
- Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка быть вместе с мамой) .
Решите проблемные ситуации.
Для 1 команды:
Ситуация 1
Мальчик 4 лет, сидя за столом, во время обеда разговаривает. Он отвлекает других детей, которые тоже начинают активно обсуждать новые игрушки, купленные ему родителями. За другим столом дети уже поели и стали заниматься подготовкой ко сну. Воспитатель постоянно делает замечания, пытаясь заставить детей есть молча.
Вопросы:
Нарушает ли воспитатель права ребенка?
Что делаете вы в подобной ситуации?
Ситуация 2
Воспитатель предлагает детям заняться рисованием. Тема свободная. Одна девочка идет за куклой и начинает ее укачивать. Мальчики катают машинки между кубиками.
Другие дети рисуют.
Вопрос:
Какое право реализует ребенок в данной деятельности?
Для 2 команды:
Ситуация 3
Идет занятие по ознакомлению с окружающим миром. Рассказ о разных профессиях. Ребенок говорит о профессии учителя (или врача) , что это «профессия нищих» . Вопрос:
Как реагировать на такое мнение ребенка?
Ситуация 4
Ребенок, придя в группу, говорит воспитателю: «Мама сегодня нарушила мои права, она меня отшлепала» .
Задание: опишите порядок действий по защите прав ребенка в данной ситуации.
Ситуация 5
Воспитатель забрал ремень у ребенка, которым тот размахивал во время раздевания после прогулки, и убрал на шкаф. Вечером отец мальчика потребовал объяснения от воспитателя второй смены, поскольку, по его мнению, были нарушены права ребенка.
Вопросы:
Как считаете Вы?
Было ли в данном случае нарушено право ребенка? Какое?
Покажите последовательность этапов вашей беседы с отцом мальчика. Подтвердите свои аргументы статьями из Конвенции о защите прав ребенка.
Старший воспитатель подводит итог деловой игры, рефлексия.
На примере этих игр мы убедились в том, как личность взрослого воздействует на психоэмоциональное состояние ребенка и приобрели навыки конструктивного взаимодействия в учебном процессе.
Таким образом, на занятиях и в повседневной жизни необходимо разыгрывать ситуации, в которых дети принимали бы самостоятельные решения, подводящие к мысли, что все люди имеют одинаковые права.
Проект решения педагогического совета
- Совершенствовать использование знаний по защите прав детства в повседневной работе с детьми и родителями при создании в ДОУ предметно-развивающей среды в играх и образовательной деятельности детей.
- Разработать тематику деловых игр, практикумов, тренингов с целью решения сложных педагогических ситуаций, возникающих в повседневной жизни.
- Координировать взаимодействие всех специалистов ДОУ -психолога, медицинского работника, музыкального руководителя, инструктора по физвоспитанию - в реализации прав ребенка в детском саду.
- Организовать работу дискуссионных клубов для педагогов и родителей по защите прав детей в разных возрастных группах по теме «Права ребенка в нашем детском саду» .
- Собрать с помощью родителей и воспитателей видеотеку и библиотеку для знакомства детей с Декларацией прав ребенка, с Конвенцией ООН о правах ребенка и т. д.