«С конструктором легче все уметь, с конструктором легче поумнеть, с конструктором легче новое понять, c ним можно быстрее мир весь познать»
Легоконструирование сходно с рисованием и игрой, и для ребенка это самое естественное занятие. В процессе конструирования ребёнок:
- получает представление о форме и размере предметов;
- знакомится с физическими свойствами предметов;
- осваивает понятия плоских и объемных геометрических фигур;
- запоминает названия цветов.
Чем же легоконструирование так привлекательно для ребёнка? Тем, что оно близко к играм и настоящей трудовой деятельности.
Предлагаем вашему вниманию пример интересного комплексного занятия для детей 5-7 лет по легоконструированию в детском саду.
Актуальность темы:
В современных условиях развития дошкольное образование претерпело ряд некоторых изменений. Одним из важных нововведений ФГОСа является появление леготехнологий. Использование конструкторов LEGO cпособствует формированию навыков конструктивно-игровой деятельности.
Цель:
- развитие пространственных представлений через легоконструирование;
- развитие умения самостоятельно решать поставленные конструкторские задачи.
Задачи:
- научить сравнивать форму, размер, цвет предметов, находить закономерности и отличия;
- познакомить с такими понятиями, как устойчивость, основание, схема;
- научить видеть конструкцию конкретного объекта;
- развить навыки общения, коммуникативные способности;
- развить мелкую моторику;
- закрепить навыки зрительного соотношения;
- закрепить знания цифр и количества;
- развить память и внимание.
Непосредственно образовательная деятельность
— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас будет необычное занятие. Мы будем не только строить из легоконструктора, но и играть с водой и даже лепить из теста.
Игра «Легомемори»
Педагог показывает детям небольшую постройку из деталей Лего. Дети смотрят в течение минуты. Воспитатель обращает внимание ребят на цвета, чередование деталей. Дети отворачиваются. В это время воспитатель убирает одну деталь или меняет несколько деталей местами. Дети должны угадать, что изменилось.
Упражнение можно повторить 3-4 раза. Главное — не забывать хвалить детей за правильные ответы.
Игра «Юный химик»
Воспитатель раздает каждому ребенку по пипетке (медицинской), плате LEGO и стаканчики с водой.
Ребенок должен набрать в пипетку воды и накапать в каждую ячейку. Таким образом, вся легоплата должна быть заполнена водой.
Эта игра простая до невозможности, но увлекает детей очень надолго! В процессе ребенок знакомится с некоторыми физическими свойствами, тренирует моторику рук, ловкость и координацию.
Игра «Легоматематика»
Педагог раздает детям числовые карточки и кирпичики LEGO. Дети должны поставить на числовую дорожку соответствующее количество легокирпичиков.
Игра «Леготесто»
Каждому ребенку дают по небольшому куску соленого теста и детали LEGO. Кто-то из детей может начать мять тесто, кто-то — рвать, кто-то попробует положит деталь конструктора внутрь лепешки из теста.
Воспитатель расспрашивает детей, кто с какой начинкой любит пирожки. Дети начинают наперебой рассказывать, какие пирожки готовят их мамы. Предложите детям слепить пирожки с начинкой из LEGO.
Другие ребята могут поэкспериментировать — сделать легокирпичиками отпечатки в тесте.
Дайте детям скалку — пусть попробуют сами раскатать тесто, покажите, как делать отпечатки различными небольшими предметами. Покажите, какие бывают текстуры.
При помощи торца небольшой детали LEGO сделайте отпечаток в виде буквы «А». Дети сами подхватят эту идею и начнут «рисовать» другие буквы алфавита.
В конце занятия педагог подводит итог: что делали на занятии? что особенно понравилось и запомнилось?
Продолжительность занятия — 30 минут.
Занятие подготовила и провела старший воспитатель Н.С. Шмакова. .
Назарова Виктория
Лего-конструирование в детском саду
«Конструируя, ребёнок действует,
Как зодчий, возводящий здание
Собственного интеллекта.»
LEGO – технология – одна из современных и распространенных педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
LEGO - технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов Лего . Она объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Её можно использовать в работе с детьми от 3 до 7 лет.
Цель :
Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения LEGO -конструированием.
Задачи обучающие :1. Учить сравнивать предметы по форме,размеру,цвету,закономерности,отличия и общие черты в конструкциях.
2. Учить создавать различные конструкции по образцу, по модели, по условиям, по чертежам и схемам, по замыслу, по теме.
Задачи развивающие :
Развивать мелкую моторику рук.
Развивать память,внимание,умение сравнивать.
Развивать фантазию,творческое мышление.
Задачи воспитательные :
Воспитывать у детей умение выполнять постройку аккуратно.
Воспитывать стремление к активной деятельности, общению.
Этапы реализации проекта
1. Постановка цели
2. Планирование деятельности
Выбор деятельности
Выбор материала
Выбор способа деятельности
3. Реализация плана
4. Презентация проекта
5. Анализ.
9 слайдСвою работу я начала с создания лего –центра в группе . В этом мне помогли родители. В начале родители приобрели нам простой конструктор лего , а затем лего «Дупло. Также д/с был подарен конструктор «Кликс» . Для того, чтобы помочь родителям в конструктивной деятельности в домашних условиях и подготовке проектов я разработала памятки с методическими рекомендациями.
Игры ЛЕГО могут по-настоящему заинтересовать ребенка любого возраста. Они развивают детское воображение и любознательность. Как показали исследования, конструкторы ЛЕГО стимулируют детский мозг к обработке и усваиванию информации из окружающей среды, а также эффективно развивают моторику ребенка. Игры ЛЕГО развивают детский интеллект , помогая лучше понять окружающий мир и взаимодействие с ним. Кроме того, они развивают в ребенке чувство ответственности за свои творения, стимулируют детское творчество , дают понимание более широкой картины (и мира в целом) . Подбирая блоки, ребенок научится цветам, формам, счету и т. д
Детки, играющие с конструкторами ЛЕГО , также развивают уверенность в себе и лучше приспосабливаются к окружающему миру, включая физический, культурный и социальный аспекты. Они учатся взаимодействовать с другими людьми и правильно вести себя в различных ситуациях, которые могут возникнуть в повседневной жизни.
DUPLO - наборы из простых блоков, которые в два раза больше обычных, стандартных блоков конструктора LEGO и предназначены для детей младшего возраста.
Кликс – уникальный инновационный конструктор, созданный для всестороннего развития ребенка. Эта развивающая игрушка бросает вызов детскому воображению и креативности, развивает логическое мышление и мелкую моторику.
Отличительная особенность конструктора Кликс заключается в том, что он позволяет ребенку строить бесконечные забавные модели : от космической ракеты до пиратского корабля, от маленькой птички до мощного слона. Фантазии вашего ребенка не будет предела.
Все наборы совместимы и взаимодополняемы, так как состоят из основных блоков, которые при достаточном их количестве позволяют строить все на что только хватает воображения.
Яркие разноцветные детали из прочного гигиенического пластика будут соединяться и разъединяться руками ребенка тысячи раз, издавая при этом характерный звук – «клик!» . Именно поэтому игрушка и получила свое название.
Развивающий деревянный конструктор для детей сейчас есть в большинстве семей с малышами. Такая игрушка имеет немало преимуществ.
Экологичная безопасность предметов. Дерево - это один из самых востребованных материалов. Древесина не только экологична и безопасна, но даже во многих случаях полезна. Для конструкторов обычно используются краски без вредных веществ, поэтому в целом такие игрушки подходят для детей разных возрастов и для ребят, склонных к аллергиям;
долговечность и прочность. Если уронить пластиковую игрушку с большой высоты, она может разбиться или сломаться. Деревянные детали конструктора обычно более прочные. Дети их бросают, роняют, но ничего не происходит. Это особенно важно, когда играют малыши.
Принципы LEGO – конструирования
От простого к сложному;
Учет возрастных особенностей детей
Учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
Активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
Комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности : игровой, познавательной, речевой;
Результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
Формы организации обучения дошкольников конструированию
Конструирование по образцу
2. Конструирование по модели
3. Конструирование по условиям
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам
5. Конструирование по замыслу
6. Конструирование по теме
16слайдКонструирование по образцу, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения.
В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связывать с развитием творчества.
17слайд Конструирование по модели заключается в следующем. Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования.
18 слайд Конструирование по условиям.
Оно заключается в следующем : не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.).
19 слайд Конструирование по замыслу,по сравнению с конструированием по образцу, обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности : они сами решают, что и как будут конструировать. Но создание замысла будущей конструкции и его осуществление - достаточно трудная задача для дошкольников : их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
20 - 21 слайд
В течении года мы с детьми создавали
различные проекты.
Лего - конструирование легко интегрируется практически со всеми областями образовательной деятельности и всесторонне развивает детей. Его можно включать как элемент в структуру ООД по «Речевому развитию» , «Чтению художественной литературы» , «Развитию элементарных математических представлений» , и др.
Наглядные модели создаются в ходе разных видов деятельности. Созданные Лего - постройки дети используют в сюжетно-ролевых играх, в играх- театрализациях. Они создают условия для развития речи, творчества и благоприятно влияют на эмоциональную сферу.
Лего - элементы могут быть использованы в дидактических играх и упражнениях, направленных на развитие речи, мышления, памяти, тактильное восприятие. Например :«Чудесный мешочек» , «Запомни и повтори» и др.
23 слайд Разнообразие LEGO конструкторов позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и различных образовательных возможностей.
24 слайд С детьми 3-4 лет используются LEGO - наборы, преимущественно крупного размера, имеющие несложные соединения деталей.
На первом этапе необходимо провести знакомство с лего -деталями . Далее научить детей классифицировать элементы конструктора, показать варианты скрепления, совмещения, пространственного расположения деталей. Дети в этом возрасте должны уметь выполнять словесные инструкции педагога в процессе действия с лего - конструктором . Определенная постройка может быть не всегда результатом продуктивной (конструктивной) деятельности на этом этапе.
На втором этапе, акцентируя внимание детей на процессе конструирования, необходимо формировать у них умение выделять в предметах пространственные характеристики : "высокая башенка - низкая башенка", "толстый кирпичик - тонкая пластинка", а также цвет деталей, построек (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный, коричневый и др) и форму (квадрат, прямоугольник) .
Конструирование детьми 3-4 лет осуществляется по образцу педагога, по теме. Организовывая продуктивную (конструктивную) деятельность с дошкольниками по принципу возрастной адекватности, можно провести развивающие игры такого характера, как «Разложи по цвету детали конструктора» , «Найди деталь такого же цвета, как у меня на карточке» , «Найди по описанию деталь конструктора» , «Передай по кругу деталь такой формы и такого цвета» и др.
Результатом продуктивной (конструктивной) деятельности на втором этапе будет несложная лего - постройка (герой или неодушевленный предмет) . Конечно, любая лего - постройка должна обыгрываться. Чаще всего она может служить началом сюжетно-ролевой игры. Обыгрывание лего - постройки будет способствовать формированию у детей субъектной позиции и творчества.
С детьми 4-5 лет в процессе продуктивной (конструктивной) деятельности работа с лего - конструктором усложняется. Используются конструкторы среднего размера, с усложняющимися соединениями деталей. В этом возрасте детям уже можно предложить карточки с цветным изображением будущей постройки, по которым они должны ее выполнить, что способствует развитию мышления у детей. Также дети могут конструировать по теме, по образцу, по замыслу, по простейшим условиям. Актуальными будут игры : “Найди такой же”, “Угадай на ощупь”, “Строим башню”, “Разные дорожки”, “Забор” и т. д.
В старшем дошкольном возрасте используются самые разнообразные виды лего-конструкторов (от крупных с несложным соединением деталей до более мелких с усложненной степенью соединения деталей). В силу возрастных особенностей детей этого возраста можно использовать графические задания, усложненные схемы и модели будущих построек, конструирование по условиям, по замыслу, по теме.
Дети 5-7 лет в лего - играх более самостоятельны. Они могут брать на себя роль ведущего, самостоятельно распределять роли. Поэтому им доступны коллективные игры разного характера «Чья команда быстрее построит…» , «Строим лего - постройку по схеме» и др. У детей этого возраста необходимо развивать чувство коллективизма, мышление, умение работать по карточкам, схемам, моделями индивидуально, в паре, обогащать содержание сюжетно-ролевых игр на основе созданных построек.
Детей старшего дошкольного возраста знакомят с программируемыми мини-роботами «Умная пчела» . Используют в образовательной деятельности интерактивное оборудование, микроскопы, фотоаппараты, видеокамеры.
Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и контроля деятельности являются участие детей в проектной деятельности и в выставках творческих работ обучающихся.
Лего конструирование - эффективное воспитательное средство, которое помогает объединить усилия педагогов и семьи в решении вопроса воспитания и развития ребенка. В совместной игре с родителями ребенок становится более усидчивым, работоспособным, целеустремленным, эмоционально отзывчивым.
Работа с родителями
Выставки совместных работ
Участие в интернет конкурсах
Оформление материала по данной теме на стенде, в буклетах
Консультации
Пополнение ЛЕГО-уголков в группе
Я посетила московский международный салон образования и меня там впечатлин конструктор «Фанкластик»
Фанкластик. Уникальный конструктор российского производства.
Мы можем гордиться нашими производителями : блочный конструктор Фанкластик™ – это уникальная развивающая игра для детей, не имеющая мировых аналогов. В отличие от классических детских конструкторов , в этом конструкторе используется оригинальный трёхмерный способ соединения элементов, безгранично расширяющий возможности сборки. 3D модели - легко!
Детали немного гнутся, поэтому есть возможность сделать даже гибкие конструкции : вы можете собрать из конструктора большое колесо!
Фанкластик обеспечивает самое прочное соединение деталей среди всех пластиковых конструкторов, что даёт возможность создавать объёмные модели высотой до 3 метров! Более того, собранные модели отличаются не только высокой прочностью, но и мобильностью : берите и играйте.
Результаты работы
Объём программы рассчитан на 32 недели,с нагрузкой –1 раз в неделю. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4-5 лет – не более 20 мин.
В результате освоения программы дети научились называть строительные детали (пластина,кирпичик,колесо,спецыальные элементы :рамы,двери,оградки).Узнали о конструктивных свойствах строительных деталей (устойчивость,форма,величина) .Они умеют выделять части разных видов транспорта,называть их форму и расположение по отношению к самой большой части. Умеют анализировать образец постройки, самостоятельно изменять постройки. Дети имеют представление о различных зданиях и сооружениях вокруг их домов,детского сада , о простейших архитектурных формах.
Используемая литература
1. Е. В. Фешина «Лего- конструирование в детском саду »
2. «Справочник старшего воспитателя» 2012-№2
3. Л. В. Куцакова «Занятия по конструированию
из строительного материала»
План работы по самообразованию воспитателя по теме:
« LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей»
Тема: «LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей»
Направление: социально-личностное
Группа: старшая
Начало работы: 01.09.2016 г.
Окончание работы : 26.05.2017 г.
Форма самообразования: индивидуальная
Цель: приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством LEGO конструирования и робототехники.
Задачи:
1. Познавательная: способствовать развитию познавательного интереса к LEGO- конструированию и робототехнике.
2. Образовательная: формировать умения и навыки LEGO-конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению конструкторских задач. Знакомить дошкольников с техническими аспектами робототехники.
3. Развивающая: развивать творческую активность, воображение, желание творить и изобретать, инициативу и самостоятельность в принятии оптимальных решений в разнообразных ситуациях. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
4. Воспитательная: воспитывать коммуникативные способности, дружеские взаимоотношения, дисциплину, чувство ответственности.
Ожидаемые результаты:
Для воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
умение анализировать научно-методическую литературу, повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков;
овладение инновационными педагогическими технологиями LEGO- конструирования и робототехники, как средствами развития технического творчества детей;
умение активизировать творческие способности и умения; распространение своего опыта и достижений через информационно-образовательные сайты, применять полученные знания на практике в ходе организации непосредственно образовательной деятельности.
У детей сформируется:
творческие способности, коммуникативные навыки, умение конструировать по схеме и образцу, синтезировать полученные знания;
социальные навыки в процессе групповых взаимодействий, опыт решения конструкторских задач посредством LEGO-конструирования и с элементами робототехники;
повысится степень самостоятельности, инициативности, познавательной и творческой активности.
Основные вопросы:
изучение психолого-педагогической литературы по LEGO-конструированию и робототехнике (история возникновения LEGO-конструирования и робототехники);
актуальность применения конструирования в образовательном процессе с дошкольниками;
цели и задачи LEGO-конструирования и робототехники в обучении детей дошкольного возраста;
этапы работы по введению LEGO-конструирования и робототехники в образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста;
группы умений, формируемые конструированием;
особенности LEGO-конструирования и робототехники детей дошкольного возраста;
роль родителей в деятельности детей по конструированию;
практическая реализация программ по LEGO-конструированию и робототехники;
изучение педагогический опыт других педагогов;
внедрение инновационной деятельности в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста.
Актуальность: На современном этапе – значительных технических достижений, которые влекут за собой весомые изменения во всех сферах человеческой жизнедеятельности, когда сложные электронные, технические механизмы и объекты окружают человека повсеместно, все большую популярность в дошкольных образовательных учреждениях в работе с дошкольниками приобретает такой вид продуктивной деятельности, как LEGO-конструирование. Актуальность использования LEGO – педагогики в образовательном процессе с дошкольниками:
LEGO – одна из самых известных и распространённых педагогических систем, широкая использующая трёхмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребёнка.
Игра – важнейший спутник детства. LEGO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
LEGO-конструкторы на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. Дети любят играть в свободной деятельности.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Начиная с простых фигур, ребёнок продвигается всё дальше и дальше, а видя свои успехи, он становится более уверенным в себе и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.
Так же, использование конструкторов LEGO при организации образовательного процесса, дает возможность приобщать детей к техническому творчеству, что способствует формированию задатков инженерно-технического мышления, а также дает возможность проявлять детям инициативу и самостоятельность, способность к целеполаганию и познавательным действиям, что является приоритетным в свете введения ФГОС ДО и полностью соответствует задачам развивающего обучения. Способствует развитию внимания, памяти, мышления, воображения, коммуникативных навыков, умение общаться со сверстниками, обогащению словарного запаса, формированию связной речи.
Образовательные области в детском саду не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, а творческое конструирование с социально–коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
В процессе освоения LEGO-конструирования, которое объединяет в себе элементы игры и экспериментирования так же дошкольники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей. LEGO-конструирование с основами робототехники объединяет: «Познавательное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие», что дает возможность построения процесса с интеграцией образовательных областей:
Способствуют развитию у детей сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета;
Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение);
является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (речевое, познавательное и социально-коммуникативное развитие);
позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, проявлять инициативу и самостоятельность.
сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.
Основные принципы использования LEGO – технологий:
Доступность и наглядность;
Последовательность и систематичность обучения и воспитания;
Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;
LEGO-конструирование развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов - настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение. В отличие от компьютерных игр, быстрая смена сюжета, картинок в которых перегружается психика ребенка, конструкторами LEGO дети играют в том темпе, который им удобен, придумывают новые сюжеты вновь и вновь, собирая другие модели. Разнообразие конструкторов LEGO позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей: детали разного размера, формы и цвета, люди разных профессий и наций, животные (домашние, дикие, жаркий стран…и т.д.), транспорт, различные механизмы и конструкции.
Постановка и обоснование проблемы инновационного самообразования:
В практике детских садов остро стоит проблема организации работы по активизации познавательного интереса к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков. При её решении педагоги сталкиваются с отсутствие необходимых специальных условий в учреждении, по развитию конструирования и робототехники. При введении ФГОС ДО были выявлены следующие противоречия, а в частности между:
Требованиями ФГОС, где указывается на активное применение конструктивной деятельности с дошкольниками, как деятельности, способствующей развитию исследовательской и творческой активности детей и недостаточным оснащением детского сада конструкторами LEGO, а также отсутствием организации целенаправленной систематической образовательной деятельности с использованием LEGO-конструкторов и робототехники;
Необходимостью создания в ДОУ инновационной предметно-развивающей среды, в том числе способствующей формированию первоначальных технических навыков у дошкольников, научно-технического творчества и отсутствием Программы работы с детьми с конструкторами нового поколения;
Возрастающими требованиями к качеству работы педагога и в не полной мере пониманием педагогами влияния LEGO-конструирования и робототехники на развитие личности дошкольников.
Поэтому данные противоречия указывают на необходимость внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс детского сада, что дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству посредством LEGO-конструирования и робототехники и формированию первоначальных технических навыков.
Этапы реализации самообразования:
Первый этап (организационно-теоритический: сентябрь – октябрь 2016г.) – изучение возможностей внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс с дошкольниками, анализ имеющихся условий, знакомство и выбор приемлемой по техническому обеспечению программы по конструированию и робототехники, повышение квалификации, организация начального материально-технического обеспечения LEGO – центра.
Второй этап (накопительно-практический: ноябрь – май 2017г.) - практическое осуществление деятельности по конструированию: организация работы LEGO – центра, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей LEGO – центра в образовательном процессе с старшими дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем.
Третий этап (заключительный: май 2017г.) – осуществление распространения опыта, осуществление презентации полученных результатов.
Перспективный план работы по самообразованию на 2016 – 2017 г.
Срок | Этап | Форма отчетности |
|
Сентябрь - октябрь | Организационно - теоретический | 1. Изучение нормативных документов 2. Изучение опыта работы по введению LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс с дошкольниками. Знакомство с программами по конструированию со старшими дошкольниками, статьям и учебно-методической литературой по данной теме. 3. Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 4. Прогнозирование результатов. | Консультация для родителей «Значение конструирования из строительного материала в умственном развитии ребёнка», памятка для родителей «Что такое LEGO-конструирование?» |
Ноябрь - май | Накопительно - практический | 1.Изучение методики LEGO-технологии, конструирования и робототехники в Интернете. 2. Вебинар «Применение образовательных конструкторов Lego Education «WeDo» в работе с обучающимися 6-10 лет» 3. Введение конструирования и робототехники в образовательный процесс со старшими дошкольниками. 4. Подбор необходимого оборудования, материалов, изготовление дидактических игр. 5.Создание предметно-пространственной среды и оборудования для занятий робототехникой. 6.Формирование технического словаря для детей. 7. Размещение стендовой информации для родителей «Информация о проекте» 8.Мастер-класс для воспитателей, 9. Консультации для педагогов. Оформление фотовыставки «Мой перворобот» 10. Участие в конкурсах и выставках различного уровня. 11. Привлечение родителей к организации LEGO-центра в группе. | Консультация для родителей «Конструктор Лего : как играть, что выбрать?» Консультация для педагог «LEGO-конструирование в детском саду». Открытое мероприятие для педагогов детских садов с использованием LEGO-конструирования. Карточки дидактических игр, технологические карты. |
Заключительный | 1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. 2. Анализ по осуществлению плана по самообразованию. 3. Обобщение опыта по данной теме через презентацию, выступление, показ. 3. Планирование деятельности и перспектив развития. | 1. Презентация «LEGO конструирование в старшем дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей». 2. Публикация собственного опыта педагогической деятельности на сайте учреждения и в социальной сети работников образования |
Анализ процесса профессионального самообразования:
Какие вопросы вызывали трудность в процессе изучения и практики;
Затруднения детей;
Определение новых задач;
Оправдал ли себя план, практические выводы.
Изучение учебно – методической литературы и интернет ресурсов:
1. А. Бедфорд «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
2. Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
3. Каталог сайтов по робототехнике - полезный, качественный и наиболее полный сборник информации о робототехнике. [Электронный ресурс] - Режим доступа: свободный http://robotics.ru/
4. Л. Г. Комарова, Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
5. Л.В.Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М.: Творческий центр «Сфера», 2005 г.
6. «LEGO конструирование в детском саду» Феншина Е. В. пособие для педагогов – Москва, Сфера, 2011 г.
7. М.С. Ишмаковой «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
8. О.В. Дыбина, Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
9. Программа дополнительного образования «Роботенок» - Дымшакова Ольга Николаевна
(http://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html)
10. Проект «Развитие конструирования и образовательной робототехникив учреждениях общего и дополнительного образования г. Сочи на период 2014-2016 гг.» (http://sochi-schools.ru/sut/im/d_114.pdf)
11.Рабочая программа «Робототехника в детском саду» (http://detsad139.ru/doc/pr_robototechnika.pdf)
12.Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации/Федеральные государственные образовательные стандарты: http://mon.gov.ru/pro/fgos/
13.Сайт Института новых технологий/ ПервоРобот LEGO WeDo: http://www.int-edu.ru/object.php?m1=3&m2=62&id=1002
14. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO » Лусс Т. В. - Москва, Владос, 2003 г.
Матыцына Нина Геннадьевна
Лего-конструирование в ДОУ
"Использование Лего -конструктора в работе с детьми".
Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь.
Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Техническое детское творчество способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
Лего - конструирование предоставляет педагогам и воспитанникам средства для достижения целого комплекса образовательных целей :
Совершенствование мелкой моторики и координации движений;
Развитие словарного запаса и навыков общения;
Развитие умения сравнивать, обобщать;
Развитие наблюдательности, памяти, внимания и пространственного воображения;
В течение учебного года, изучив основы конструирования, начала использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста следующие виды конструирования :
Плоскостное;
Вертикальное;
Объемное.
Среди форм организации обучения наиболее доступными для дошкольников являются :
Конструирование по образцу;
Конструирование по модели;
Конструирование по наглядным схемам;
Конструирование по замыслу и теме.
В работе с детьми использую такие виды игр :
1. Произвольное бессюжетное конструирование.
Дети с удовольствием строят простейшие конструкции : дорожки, заборы, мосты, ворота, ограды, машины, домики. Дети упражняются в распознании цвета, формы, счете, развивают воображение.
2. Конструирование по схеме и образцу.
Детям даются схемы-задания по строительству домов, животных, людей, транспорта и т. д. Дети закрепляют понятия : «высокий - низкий» , «широкий - узкий» , «больше- меньше» .
3. Интересно также использовать Лего-мозаику .
Из Лего кирпичиков можно собирать различные изображения по схеме, выполненные на плате : животных, машины, узоры и т. д. Также использую дидактические игры : «Светофор» , «Столбики» , «Разноцветные дорожки» и т. д. Дети учатся правильно соотносить «право – лево» , «под – над» .
4. Конструирование для сюжетных игр.
Созданные постройки из Лего Дупло можно использовать в играх-театрализациях, у ребенка появляется возможность создать собственного героя и наделить свой персонаж теми качествами, которыми он хочет. Чаще всего основой игр-театрализаций являются народные сказки «Репка» , «Колобок» , «Теремок» и т. д. Игры создают условия для развития речи, творчества.
5. Дидактические игры с Лего Дупло на классификацию, симметрию, пространственное ориентирование, логические закономерности : «Чудесный мешочек» , «Продолжи ряд» и т. д. - расскажите конкретно по 2-3 примера
Изучение технологии и ее внедрение в работу с детьми 3- 7 лет уже показали первые результаты за первое полугодие 2016-2017 года :
В каждой дошкольной группе 1 раз в неделю проводится творческая ЛЕГО - мастерская как культурная практика (т. е. совместная деятельность педагога с детьми во второй половине дня);
Разработала ДОП программу «ЛЕГОША » (3-5 лет, который посещает 26 детей нашего ДОУ;
Составлена диагностика конструктивно- игровой деятельности детей, для всех возрастных групп;
Старшие дети нашего ДОУ принимают участие в конкурсах на уровне города и области вместе с моей коллегой В . В.:
Так, дети подготовительной группы в октябре 2016 года принимали участие в «Битве историй» (фестиваль-конкурс по использованию образовательных конструкторов ЛЕГО для развития речи обучающихся в образовательной деятельности);
5 человек 5-7 лет участвовали в городской игре «Лего Бум » (конкурс детского технического творчества) ;
На городской образовательной выставке "Шаг в будущее" вместе с В. В. показали мастер-класс по теме "Лего сказку соберем - в мультик попадем";
В январе я приняла участие в Конкурсе ДОП программ технической направленности.
Рассказываем родителям о нашей лего-деятельности в ДОУ :
Провели Фестиваль детского творчества из лего -конструктора к календарным праздникам : к новому году - «Подарок для Деда Мороза» ,
Привлекаем родителей к разным мероприятиям внутри детского сада : в марте проводим фотовыставку «Лего любит вся семья - Мама, папа, брат, сестра и я» . Провела мастер-класс для родителей «Блоки Дьенеша- конструируем, играя» .
Публикации по теме:
"Лего-конструирование" в средней группе. В нашем детском саду прошел конкурс на тему "Лего-конструирование", во всех возрастных группах.
Использование Лего-технологий в ДОУ ЛЕГО. Вам кажется, что это игрушка. В их руках она превращается в инструмент. Образовательные программы дошкольного образования направлены.
Слайд1. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают.
Конспект занятия по лего-конструированию в средней группе «Красивый двор для лего-человечков» Конспект занятия по лего-конструированию в средней группе. Воспитатель: Малахова А. И. Образовательная область: познавательное развитие.
Организованная образовательная деятельность Лего - конструирование во второй младшей группе «Домик» Организованная образовательная деятельность ЛЕГО – конструирование во второй младшей группе Тема: «Домик» Цель: формирование коммуникативно.
Актуальность Лего-конструкторов: 1. являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию.
Александра Толмачева
Отчет по работе кружка по лего конструированию «Лего-мастер» в старшей группе
Отчет по работе кружка по лего- конструированию "ЛЕГО-МАСТЕР "
в старшей группе «Жемчужинка» воспитателя Толмачевой А. Н. за 2016 - 2017 уч. г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЛЕГО-ТЕХНОЛОГИЯ
«Развитие познавательно-исследовательской, конструктивной деятельности и технического творчества посредством легоконструирования и робототехники »
Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждений.
В педагогике Лего -технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире.
Для достижения целей работы кружка по ЛЕГО конструированию были поставлены задачи :
1. Ставить перед детьми проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества. Поощрять самостоятельную деятельность, конструирование по собственному замыслу.
2. Учить анализировать образцы построек. Помогать детям, сформировать целостно-расчлененное представление о конструируемом объекте . Развивать умение устанавливать ассоциативные связи.
3. Развивать у детей умение работать сообща , предлагать коллективные работы .
4. Проводить ознакомление с окружающим миром с помощью моделирования из конструктора Лего ,
Моя работа по ЛЕГО конструированию проводилась по следующим направлениям :
Самообразование (посещение семинаров, круглых столов, открытых показов, изучение литературы по лего конструированию ); прошла обучение на курсах по лего конструированию и робототехнике в 2016г.
Организация и проведение занятий кружка по интересам «ЛЕГО Мастер » , направленных на развитие логического мышления, творческих способностей, коммуникативных навыков и расширение кругозора детей
- консультирование педагогов детского сада по использованию на занятиях ЛЕГО конструкторов (по теме «Развитие детского творческого конструирования » ).
Проведение открытого занятия с элементами легоконструирования .
Посредством использования ЛЕГО конструкторов мы эффективно решали образовательные задачи реализуемые в детском саду в соответствии с примерной общеобразовательной программы ДОУ, как в инвариантной, так и в вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, т. к. программа позволяет оптимально сочетать базисное содержание образования и приоритетные направления в работе ДОУ .
Также лего технологию активно внедряем в воспитательно – образовательный процесс и удачно интегрируем с другими образовательными областями «Познавательной» , «Речевой» , «Социально - коммуникативной» , «Художественно - эстетическая» , «Физическая» .
В процессе ЛЕГО конструирования у детей активно развиваются математические способности, в результате пересчитывания деталей, блоков, крепления, вычисляя необходимое количество деталей, их форму, цвет, длину. Дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность, ориентировкой в пространстве. Кроме этого, конструирование тесно связано с сенсорным и интеллектуальным развитием ребенка : совершенствуется острота зрения, восприятие цвета, формы, размера, успешно развиваются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) .
К шести годам наши дети уже способны замыслить довольно сложную конструкцию , называть её и практически создавать.
Вначале за занятиях кружка использовала уже знакомый детям конструктор Лего "Дупло", чтобы детям было интересно старалась ставить проблемные задачи, направленные на развитие воображения и творчества.
На занятиях давала недостроенную конструкцию и просила детей достроить, предлагала конструирование по условиям : например построить домик для фермера.
В настоящее время использую образовательный набор Лего «Моя первая история» , и конструктор Лего education .
Занятия по ЛЕГО- конструированию помогают детям войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире. В план занятий кружка , включены такие темы, как «Животные» , «Предметы мебели» , «Игрушки» , «Транспорт» , «Корабли» , «Путешествие в сказку» и другие. В уголке детского творчества организуются тематические выставки, в которых неизменно представлены работы детей , посещающих занятия по ЛЕГО- конструированию .
Занимаясь ЛЕГО конструированием во время совместной и самостоятельной образовательной деятельности течение дня, дети приобретают навыки культуры труда : учатся соблюдать порядок на рабочем месте , распределять время и силы при изготовлении моделей (для каждого занятия определена своя тема) и, следовательно, планировать деятельность.
В будущем планирую использовать данные конструкторы для умения рассказывать и придумывать свои истории, которые идеально подходят для изучения огромного количества тем. Дети придумывают сюжет, опираясь на декорации в виде 5 двухсторонних карточек, которые служат фоном к рассказываемой истории.
Дети будут создавать полноценные сказки или описывать определенную сцену истории. Набор также можно использовать и для свободного творчества.
Таким образом, по результатам работы кружка в этом году , можно сделать вывод о том, что мои воспитанники научились анализировать конструктивную деятельность , соотносить реальную конструкцию со схемой , а это – планируемые результаты освоения программы детьми!
Публикации по теме:
Конспект занятия по лего-конструированию в старшей группе Цель: учить детей индивидуальному конструированию Программное содержание: Учить строить по предложенным схемам, инструкциям, учитывая.
Конспект занятия по лего-конструированию в средней группе «Красивый двор для лего-человечков» Конспект занятия по лего-конструированию в средней группе. Воспитатель: Малахова А. И. Образовательная область: познавательное развитие.
Мастер - класс «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе учителя-логопеда» МАДОУ Детский сад №15 «Крепыш» Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан Мастер – класс «Игровые упражнения и.
Мастер-класс «Использование Лего-конструирования в образовательной работе с дошкольниками» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 17 «Журавлик» Мастер – класс.
Мастер-класс по лего-конструированию «Лошадка» Администрация городского округа Саранск Управление образования МУ «Информационно-методический центр» Мастер-класс по продуктивной деятельности.