Легенды о камнях. Легедны о полудрагоценных камнях

Природные кристаллы являются удивительными творениями природы и обладают многими загадочными свойствами. Они – древнейшие обитатели Земли, накопившие в себе за несколько миллиардов лет огромное количество энергии. Люди, посвятившие свою жизнь исследованию минералов, относятся к ним как к живым существам.

Древняя авестийская легенда повествует о том, что в начале времен существовало первичное каменное небо – защита и охрана мира. Оно было расколото, и на землю вторглось Зло. Мелкие осколки каменного неба просыпались самоцветами. Каждый самоцветный камень, являясь осколком той небесной тверди, может активизировать защитные силы своего владельца и положительно воздействовать на его здоровье.

Человечество, радуясь красоте этого мира, отдавало должное очарованию камней-самоцветов как одному из проявлений гармонии. Люди находили и обрабатывали самоцветы, давали им имена, украшали ими себя и свои жилища. Камни были самым ходовым материалом для изготовления различных амулетов и талисманов. В некоторых религиозных учениях они являются необходимым атрибутом при проведении различных обрядов и свершений таинств.

Одна из персидских легенд утверждает, что драгоценные камни сотворил сатана. Заметив, как Ева любуется растущими в райских садах цветами, он раскрасил их великолепными пестрыми красками, чтобы они возбуждали в сердцах людей алчность и соблазн.

С древнейших времен благородные камни служили украшениями, многоцветие и блеск их вызывали у людей восхищение. В каждую эпоху отдавалось предпочтение определенным драгоценным камням. Так, излюбленными камнями египтян были изумруды, аметисты, бирюза и горный хрусталь. Римляне носили украшения с алмазами и сапфирами. Великие царицы Семирамида и Клеопатра предпочитали жемчуга. В эпохи Ренессанса и барокко вошли в моду такие драгоценные каменья, как топазы, рубины и сапфиры. В период рококо туалеты дам и кавалеров богато украшались бриллиантами, а в эпоху романтизма модницы открыли для себя красоту полудрагоценных камней: гранатов, опалов, хризолитов и аквамаринов. Искусные мастера-ювелиры изготавливали оригинальные украшения из россыпи красноватых сердоликов, зеленого кошачьего глаза и отливающих молочно-голубым блеском лунных камней.

Истории известны случаи, когда камень приравнивался к божеству. Ярким примером тому служит черный камень из храма Кааба в Мекке, окруженного тайнами и легендами.

Несметные сокровища, спрятанные нашими предками на морском дне и в недрах земли, во все времена будоражили умы людей. Сундуки капитана Флинта, золото Колчака, библиотека Ивана Грозного и Янтарная комната – это лишь часть всемирно известных сокровищ, до сих пор не найденных кладоискателями. Если верить ученым, в настоящее время в земле и на морском дне находится разных ценностей более чем на 900 млрд долларов.

Среди них и легендарные сокровища Российский императорского дома, которые пока никто так и не нашел.

Российская императорская фамилия была самой богатой из всех европейских правящих династий. Поэтому неудивительно, что вокруг таинственно исчезнувших драгоценностей последнего русского самодержца существует огромное количество загадок, раскрыть которые историкам не удается по сей день.

Одно из наиболее характерных свойств драгоценных камней – их химическая устойчивость, они инертны в отношении воздуха, влаги и многих химических реагентов; могут в течение столетий стойко выдерживать любые колебания температуры. Драгоценные камни мало распространены в природе, обычно труднодоступны, требуют большой затраты труда на огранку и шлифовку, что значительно увеличивает их стоимость.

К драгоценным камням-самоцветам относится около 60 минералов. В зависимости от ювелирной ценности они делятся на три группы (порядка).

Первый порядок: алмаз, рубин, сапфир, изумруд, александрит, благородная шпинель, эвклаз.

Второй порядок: топаз, аквамарин, берилл, красный турмалин, демантоид, кровяной аметист, альмандин, уваровит, гиацинт, благородный опал, циркон.

Третий порядок: гранат, кордиелит, кианит, эпидот, диоптаз, бирюза, зеленый турмалин, полихромный турмалин; горный хрусталь, дымчатый кварц, светлый аметист, халцедон, агат, сердолик, гелиотроп, хризопраз, празем, полуопал; солнечный камень, лунный камень, Лабрадор, элеолит, содалит, обсидиан, титанит, бентонит, пренит, андалузит, диопсид, скаполит, томсонит; гематит, пирит, касситерит, рутил, золотистый кварц.

Но классифицировать драгоценные и полудрагоценные камни можно и по-другому, взяв за основу общность их химической природы. Тогда камни будут объединены в семейства: кварца, корунда, берилла, граната, турмалина, шпинели.

Людей всегда влекло к камням, возможно, потому, что центр человеческой психики до странности похож на многогранный камень. А может, это потому, что неизменным остается удивление, что в мире, полном хаоса, есть нечто настолько упорядоченное и прекрасное, как каменный кристалл. Многие ищут «свои» камни, будь то камни знаков Зодиака или имен, и многие находят – не по таблицам и рекомендациям, а интуитивно, увидев и потрогав самоцвет, отождествив с ним свой внутренний мир. Еще в XVIII веке сложилась уверенность в том, что: аметист оберегает от пьянства, карбункул примиряет друзей, хризолит отгоняет ночные кошмары, коралл хранит от молнии, гранат веселит сердца, топаз усмиряет гнев, сапфир защищает женщину от клеветы. В медицинской практике многих древних культур было рекомендовано ношение драгоценных камней в виде талисманов для защиты, удачи и здоровья. В европейской цивилизации наука о кристаллах пользовалась огромной популярностью. Еще Теофраст (в 372 году до н. э.), ученик Платона и последователь Аристотеля, свел воедино имевшиеся сведения и опыт минералогии античного мира в капитальном труде «О камнях», в котором приводились тысячи рецептов использования камней на все случаи жизни – лечение, гадание, защита, влияние, исправление судьбы или плохого характера и многое другое.

Ношение драгоценностей, кроме того, подчинялось правилам хорошего тона. Гранаты, жемчуг, бирюзу считали подходящими для молодых девиц. Незамужней женщине, независимо от возраста, не подобало носить бриллианты. Непрозрачные камни – агат, оникс или хризоберилл – были единственным допустимым украшением траурной одежды.

Европейские монархи драгоценности обожали не только за их магические качества, но и за красоту – мужчины и женщины равно носили и серьги, и ожерелья, и кольца; сосуды и одежда расшивалась жемчугом и драгоценными камнями. Многие аристократы всю жизнь посвящали лишь собиранию сокровищ. Король Карл V так активно копил драгоценности, что имел сразу несколько корон вдобавок к несметному количеству алмазов, рубинов и изумрудов высокой стоимости. Генрих III носил до сотни колец на пальцах. Королева Елизавета так любила украшения, что даже с трудом выходила на аудиенции под гнетом тяжести драгоценностей. Играли камни и другую роль – в те жестокие времена популярны были перстни «с секретом», где под камнем хранилась капсула с ядом; особенно отличилось здесь знаменитое семейство Медичи.

Свою тягу к большому количеству драгоценностей европейцы, несомненно, заимствовали с Востока – потому что до сих пор не существует аналогов пышности украшений багдадских калифов и индийских раджей. Тому немало способствовало то, что восточные страны обладали неистощимыми самоцветными рудниками, которые используются даже по сей день. Драгоценные камни часто меняли своих владельцев в результате постоянных войн и междоусобиц, многие из которых и были спровоцированы желанием обладать сокровищами противника.

В странах Востока основными источниками знаний о камнях служили труды среднеазиатских ученых Бируни и Авиценны, созданные в XI веке.

Особенным богатством отличалась империя Великого Могола в Индии – знамениты легенды о его семи тронах, из которых один был полностью усыпан алмазами, другой – рубинами, два сапфирами, два изумрудами; и восьмой, самый желанный из всех – Павлиний трон из литого золота, украшенный равноценно всеми вышеперечисленными камнями, а также крупным жемчугом. Сохранились рассказы путешественников, допущенных ко двору падишахов и серифов, о блюдах и вазах, полных переливающихся многокаратных камней. Легендарными стали и сокровища иранских шахов, в том числе Золотой глобус – золотой шар диаметром 45 см покрывают более 51 тысячи драгоценных камней. Славилась сокровищница коллекциями желтых алмазов и изумрудов.

На Руси первым известным источником сведений о камнях считается «Изборник Святослава», составленный по заказу этого киевского князя в 1037 году. Туда вошли переводы работ множества знаменитых западных авторов и историков. Иван Грозный имел удивительной красоты царский посох, сделанный якобы из рога единорога и украшенный алмазами, изумрудами, рубинами и сапфирами; самоцветами был усыпан и трон царя. С восхищением рассказывали иноземцы о царице Ирине Годуновой, которая была с ног до головы увешана жемчугами, аметистами, топазами, алмазами и карбункулами.

Русские люди были очень суеверны в отношении самоцветов – особенно отличался этим Иван Грозный; английский посол, видевшийся с царем накануне его кончины, описывал, как грозный государь жаловался на то, что изменения цвета коралла и бирюзы ясно предвещает ему смерть.

Россия богата самыми разнообразными камнями, в том числе и такими, которых не знает европейский Запад. Нигде нет ни такого ярко-зеленого малахита, ни такого вишнево-розового орлеца, ни такого густого по тону зеленого нефрита, ни пестрых, цветистых яшм. Единственными в мире являются наши золотисто-зеленые хризолиты – демантоиды Урала. Не имеет себе равных александрит, меняющий цвет при искусственном освещении.

Во все времена разноцветные минералы кажутся пришельцами из иного измерения, чудесным подарком благосклонных Богов. Сказания, в которых красочно описывается появление на свет того или иного прекрасного камня, живут в фольклорной памяти всех народов на всех континентах. Несмотря на их очевидную сказочность, нередко в них под прикрытием вымысла присутствует иносказательная, скрытая от глаз истина.

Легенды о камнях

Алмаз дарует людям добродетель,

Приносит счастье и хранит от ран.

Рубин лечебной мистикой известен,

Сулит победу и любовь всех дам.

Гранат рождает страстные желанья,

Власть, целеустремленность, высоту.

Цвет бирюзы дарует обаянье,

Любовь, доверие и чистоту.

Янтарь – загадочней нет амулета,

Он лечит раны, дарит царство снов.

Аквамарин подарит море света.

Александрит очистит душу, кровь.

Великое и щедрое преданье.

Все камни – дар божественной мечты.

Авантюрин

Авантюрин представляет собой разновидность кварца, в которой заключены мелкие частицы слюды или гематита, реже – самородной меди. Сам внешний вид авантюрина навевает мысли о сверхъестественном огне: в глубине просвечивающего камня, который бывает обычно красной или желтой цветовой гаммы и очень редко зеленым или синим, посверкивают крошечные разноцветные искорки, чье таинственное мерцание кажется слишком прекрасным, чтоб быть естественным эффектом.

Название этого камня выводят сразу от итальянского выражения «per awentura» – «случайно». Утверждают, что подобное имя авантюрин получил потому, что в XVI веке в Венеции случайно было получено «авантюрное» стекло, то есть стекло, напоминающее камень авантюрин. Итальянский стеклодув ненамеренно насыпал в расплавленную стеклянную массу немного медных опилок. Оплошность обернулась открытием – неожиданно получилось очень красивое, необычное стекло с искристым блеском. Этот сорт стекла, внешне очень похожий на уже известный в то время камень, назвали авантюрином, а постепенно название перешло и на камушек.

Надо отметить, что авантюриновое стекло нельзя назвать изобретением итальянцев. Его умели изготавливать еще в Древнем Египте, однако секрет создания был утерян. Из Древней Индии, где он считался талисманом фокусников и заклинателей змей, индийские торговцы завезли авантюрин в Европу в Средние века, где он стал материалом для украшений и поделок.

Украшения из авантюрина не особенно рекомендуются взрослым, в основном – детям до 16 лет. В старину считалось, что свойства камня предполагают, что его могут носить только люди, которые не занимают высоких постов, не обременены семьей или другой ответственностью (потому и возрастное ограничение). Будто бы взрослого человека при длительном контакте авантюрин может сделать истеричным, излишне доверчивым, что никак не годится для того, кто обременен ответственностью и обязанностями.

Месторождения авантюрина были найдены и на Урале, после чего камень стал популярен среди камнерезов. В Эрмитаже хранится уникальная ваза из светлого авантюрина высотой 146 см и шириной 246 см и авантюриновая столешница; такая же ваза высотой 125 см находится в Павловске, а еще одну крупную авантюриновую вазу на подставке из серого порфира император Николай I подарил британскому аристократу сэру Мурчисону, который завещал ее Геологическому музею Лондона, где она экспонируется по сей день.

В России авантюрин добывают на Таганайском хребте на Южном Урале.

Из Индии (штат Мадрас) поступает разновидность авантюрина, которая именуется индийский жад. Добывают авантюрин в Канаде (красный), в Зимбабве (зелёный).

Также месторождения авантюрина находятся в Бразилии, Австрии (отсюда, из окрестностей Зальцбурга, поступает авантюрин синего цвета), Японии, Китае, Мадагаскаре и США.

Агат

Агат, пожалуй, можно назвать одним из лидеров среди драгоценных камней по количеству мифов и легенд, связанных с ним.

Существуют два варианта толкования названия этого камня. По мнению знаменитого ученого древности Плиния Старшего, слово «агат» происходит от названия реки Ахатес на Сицилии. Другой вариант: название «агат» произошло от греческого слова «achates», что означает «добрый, хороший, счастливый».

Агат – минерал, разновидность халцедона (который, в свою очередь, является разновидностью кварца) со слоистым или полосчатым распределением окраски.

Полосчатость может быть концентрической, иногда сочетается концентрическое и горизонтальное расположение слоев, как, например, у уругвайских агатов. Очень красивы «глазковые» агаты – в них концентрические слои расположены вокруг центральной точки. Нередко ювелиры говорят об агате, подразумевая разновидности халцедона без явной слоистости. Например, моховым агатом называют халцедон, зеленоватые включения внутри которого напоминают по форме мох или водоросли.

Агат бывает различных цветов: голубоватый, тёмно-серый, молочно-белый. Часто серые или голубые слои чередуются с белыми, иногда полупрозрачными. Могут встречаться и желтоватые, зеленоватые, чёрные полоски.

По характеру окраски это иризирующий (радужный) минерал. Твёрдость агата – 6,5–7 по шкале Мооса. Плотность – 2,6–2,65 г/см 3 . Блеск тусклый жирный или матовый на изломе, а полированная поверхность агата обладает стеклянным блеском.

Это ценный поделочный и полудрагоценный камень. Применяется как в ювелирном деле, так и в качестве материала для художественной резьбы. Еще одна сфера использования – точное приборостроение. Служит материалом для ступок и пестиков для химико-аналитических работ.

Встречаются агаты, рисунок которых напоминает глаз, и с этим связана одна из легенд. Согласно ей, агат – это глаз небесного белого орла. Между ним и черным колдуном была жестокая битва в небе, после которой белый орел упал на Землю и превратился в камень. Много веков его глаз продолжает смотреть на людей, отделяя их добрые дела от злых. Поэтому агат ещё называют Оком Творца. В древности было принято помещать обработанный в форме глаза агат в глазницы статуй. Делалось это для того, чтобы камень отгонял темные силы.

В Древнем Риме агат считался камнем богини плодородия Помоны. Чтобы она защищала растения и дарила богатый урожай, при посадке в почву закапывали агатовые шарики. Еще одно поверье прошлого связано с тем, что этот минерал использовался как противоядие при укусах пауков и скорпионов.

Фигурирует агат и в известной легенде о святом Граале. Она гласит, что низвергнутый в ад Сатана выронил из своей короны агат (правда, в некоторых источниках говорится, что это был изумруд), который превратился в чашу – святой Грааль. Именно в нее Иосиф Арифейский собрал по каплям кровь Иисуса Христа.

У разных народов есть поверья и традиции, связывающие этот минерал с новорожденными. Например, в Индии с давних времен считалось, что этот камень помогает успокоить младенца и раньше научить его ходить. А в Грузии новорожденному при крещении надевали на запястье бусинку из белого агата. Она была призвана охранять его от всего негативного, что несет внешний мир.

Люди, до сих пор верящие в чудесное свойство камня, считают, что агат способен помочь человеку при самых различных заболеваниях. При ангине, долго не проходящем кашле, бронхите, астме или хроническом кашле, болезнях горла и зубов рекомендуется носить агатовые бусы. Если у вас болят зубы, примерьте серьги с агатом. А браслеты с этим камнем советуют носить при проблемах с суставами. Ношение этого минерала на левой руке способствует снижению раздражительности, уменьшает головную боль.

Лечебные свойства агата зависят также от цвета камня. При болезнях щитовидной железы рекомендуется носить камень голубого цвета, он же подходит и страдающим остеохондрозом. Если есть проблемы с органами пищеварения, то нужен агат желтоватого оттенка.

Агат издавна считается камнем здоровья, процветания и долголетия. Если вы перенесли какое-то эмоциональное потрясение, находитесь в подавленном состоянии, то этот камень может помочь вам. Он избавит от внутреннего напряжения, поможет вернуть уверенность в себе и покой, привести в состояние душевного равновесия, преодолеть внутренний гнев.

Считается, что украшения с агатом делают человека более красноречивым, приятным в общении, помогают ему произвести желаемое впечатление на аудиторию.

Еще одно свойство этого минерала – способность противостоять энергетическим вампирам, защищая своего владельца. После общения с людьми, которые, как вам кажется, пытались «подпитаться» вашей энергией, агат обязательно надо почистить. Вернувшись домой, снимите украшение с этим камнем и положите его в холодную воду.

В древности агат служил оберегом, защищающим от удара молнии и от землетрясения. А еще ему приписывалась способность обострять слух человека и даже пробуждать в нем способность к ясновидению.

В зависимости от цвета у агатов выделяют разные магические свойства. Например, светлые (белые и желтоватые) агаты – самые добрые: они сделают вас более терпеливым, мягким, спокойным, вселят чувство уверенности. Чёрный агат считается мужским талисманом, действует как оберег от тёмных сил. Чёрный с белыми прожилками агат – своеобразный «сторож»: он вовремя предупредит о предстоящих неприятностях, и он же поможет их преодолеть.

Адуляр

Адуляр – разновидность лунного камня. Его отличительная черта – нежные сияющие голубоватые переливы и отсветы. Цвет адуляра обычно белый, светло-серый или голубоватый. Камень этот просвечивающий, реже – прозрачный, обладает стеклянным блеском. Своим цветом и сиянием он напоминает диск луны, отсюда и его название – «лунный камень». А название «адуляр» происходит от слова «Адула». Адула – горы в Швейцарии, где были впервые найдены кристаллы этого камня. Встречается адуляр, обладающий эффектом «кошачьего глаза», но это редкость и, как правило, он высоко ценится.

Этот камень считается подходящим для людей, родившихся во время полнолуния.

О лунном камне существует множество легенд. Говорят, например, что на его поверхности появляется белое пятно, растущее по мере того, как увеличивается сияние Луны до полнолуния. Мудрецы отметили, что в новолуние камень холодеет и словно наливается лунным светом, начиная сиять заметно ярче, а вместе с этим увеличивается и магическая сила минерала. С уменьшением лунного диска блеск затухает до следующего новолуния. Как может кусок породы столь сильно отражать ход лунного месяца – неизвестно до сих пор.

В Индии адуляр стал священным камнем, приносящим счастье.

В древности считали, что изначально лунный камень присутствовал в каждом камне, но не все из них могли превратиться в драгоценность. Чтобы это произошло, камень должен был лежать в определенном месте очень долгое время и вбирать в себя лунный свет тысяч полнолуний. После этого он сам начинал светиться как луна, и этот свет делал его ровным и гладким, словно галька. А человек, которому посчастливится найти такой камень, обретал способность к предсказанию. Халдейские маги клали адуляр под язык, чтобы увидеть будущее.

Считается, что адуляр помогает найти верное решение в сложной ситуации. Для этого после восхода Луны надо взять камень в руки, подставить его под лучи ночного светила и сосредоточиться на своем вопросе. Скорее всего, камень «подскажет», что нужно делать – верное решение само придет в голову.

Из-за необычного переливчато-белого цвета с голубоватым или желтоватым отливом его называли «лунной пеной» – верили, что камни эти суть застывшие слезы лунной богини; он обладает иризацией и как будто имеет внутри себя собственный источник сияния, он всегда разный, изменчивый, чуть заметно переливается всеми красками радуги.

Чем старше, тем солидней и степенней были поколения Демидовых: Никита Демидов, к примеру, был сподвижник Петра I по организации горной промышленности и обладатель невьянского и нижнетагильского заводов. Сын его, Акинфий Демидов, хотя и не сбавил выпуск чугуна, железа и меди на своих железоделательных и медеплавильных заводах, но прибавить к тому ничего не смог.

Умирая, Акинфий завещал все свои заводы младшему сыну Никите, а среднего и непутевого Прокопия обошел завещанием. Но тот хоть и был "ухарь-купец", а соображение имел с фантазией. И придумал Прокопий ехать в Петербург с челобитной, да не к царю, а к царице. Ну раз такое дело вышло, нужно не с пустыми руками к ее величеству заявиться. Съездил это Прокопий в Екатеринбург, призвал к себе трех почтенных горщиков и двух городских ювелиров из евреев. Думали-гадали знатные ювелиры и почтенные горщики и решили изготовить из темно-лилового аметиста камею: семь сантиметров в длину и пять в ширину, а на камне том чтобы искусный гравер вырезал подлинный портрет самой царицы и чтобы под ним год был поставлен и от кого сия камея дарена. Для сего дела стали, искать по всем копям и горам Урала струганец редкостной величины.

Наконец близ деревни Шайтанки горщики нашли большой аметистовый кристалл. Обработали его по всем правилам. Камея получилась знатная, с большим сходством. Так что царица даже обняла Прокопия за сувенир и наказ дала, чтобы все демидовские заводы разделить меж братьями поровну. А на прощанье велела напомнить директору Екатеринбургской гранильной мельницы Коковину, что нынче в Санкт-Петербурге мода на дымчатый топаз устарела и золотистый теперь в предпочтении. Ну, Прокопий, конечно, отдал государыне низкий поклон и голубем сизокрылым полетел на Урал.

Выслушал Коковин наказ царицы и пояснение дает:- Дымчатого кварца у нас вдосталь, а винно-желтого да соломенно- медового топаза и в Мурзинке и в Ильменских горах мало осталось; Париж, Лондон и Берлин скушали. Теперь хоть сам поезжай за ними в Саксонию или Австралию.

Слух какой на Урале - как ветер в степи. Городишко Екатеринбург маленький, бабы сплетни вяжут, как платки пуховые. Словом, к вечеру и стар и млад знали, что директор гранильной фабрики господни Коковин ходит по горщикам как неприкаянный.

А рано утром к нему заявился дьякон Волоколамов: Скорблю,- говорит долгополый,- о горе твоем. Гложет душу твою грешную червь сомнения. А избавление от дум тревожных обрящешь через покаяние да молитвы господние.

Не в ту сторону, отче, удочку забрасываешь. Говори толком: зачем пришел?

Что ж, коли по-деловому - можем и по-деловому. Зная про ваши затруднения в отношении тумпазов винномедовых, предлагаю чудо. Вы мне сдаете дымчатые, а на другой день получаете золотистые. Есть у нас в алтаре икона такая чудотворная, из Суздаля привезенная, великомученицы Варвары. Она все может, не то что камню какому цвет переменить, а из грешника праведника сделать. Но только уговор: по полтиннику за каждый тумпаз. Кесарево - кесарю, а богово - богу.

Хотел было господин Коковин прогнать дьякона из дома, да постеснялся - сан-то духовный. Дал ему, чтобы отделаться от непрошеного гостя, пяток дымчатых топазов и вежливо проводил до калитки.

На следующий день, как только отзвонили открытому окну спальни директора и кладет на подоконник пять золотистых топазов, холодные - неподдельные, значит. Что за притча? Уплатил, как сговорились, и сразу целую сотню дымчатых отвалил, да на всякий случай, чтоб не подменили, на трех камнях зарубки алмазом сделал.

Через два дня обратно полностью получает, и три с пометками. Все топазы один в один винно-желтые, чистые, прозрачные. И куда это дым-туман девался из каменьев.- непонятно. Может, и в самом деле чудо какое? Сдал Коковин дьякону еще сотню, потом другую, третью и деньги по уговору платит. А в какую статью расходов их записать - не знает. Не на Варвару же великомученицу.

Волоколамов тем временем богатеть стал, сад фруктовый с флигелем у соседа откупил, дом забором тесовым обнес, фасад охрой покрасил, чтобы про цвет желтый завсегда помнить.

Много денег Коковин дьякону выплатил. Обидно. Стал он доискиваться, каким манером Волоколамов цветопревращение делает. С аптекарем познакомился. Спрашивает:

От чего дьякон и дьяконица лечатся и какие лекарства у вас покупают?

Они,- говорит аптекарь,- люди здоровые, и он бугай бугаем, и она розовая да пышная, как яблоко наливное. Только Аграфена Дмитриевна растяпа. Вы не слыхали, как она серьгу потеряла?

Какую серьгу?

С дымчатым топазом. Пекла она, значит, пасхальные куличи. Глянула случайно в зеркало, видит - одна серьга есть, а другой нет. Только что была - и нет. Перевернула Аграфена весь дом, всюду перешарила. Словно в преисподнюю подвеска провалилась. Не так дорога серьга, как подарок свекра. А на другой день, в Христово воскресенье, сели к столу... И моя племянница Настька там была. Разрезали кулич, а из него серьга выпала, да только от угольного жара дымчатый топаз, в тесте запеченный, в золотистый обратился. Одна серьга с дымчатым, другая - с золотистым! Чудеса!..

Глянул аптекарь на своего собеседника, а на том лица нет.

Что с вами?-спрашивает.

Ничего, ничего,- отвечает Коковин.- Я вспомнил, что кладовую с самоцветами не запер.- И, не простившись с аптекарем, домой ушел...

А все же погиб Коковин через один небольшой зеленый камешек. Через него он и чести, и жизни своей решился...

Самоцвет - камень светлый, его трогать можно только чистыми руками,- так у нас на Урале старики сказывают.

Отзвенели в Петербурге подвески топазовые, а балы да танцы продолжаются. Только моды пошли иные- на костюмы да на опахала складные для наведения на себя прохлады. А чтобы руки у барышень не потели, ишь что модницы удумали - шары хрустальные!

Стали горщики по всему Уралу "погреба" с хрусталем отыскивать да струганцы, что покрупнее, честь по чести, сдавать директору гранильной фабрики Коковину. А тот после обточки, с фельдъегерями да курьерами разными, за тем присланными, шары эти хрустальные на тройках с бубенчиками отсылал в Санкт-Петербург. Он шары - ему благодарность; он шары - ему вознаграждения. Вот так и жил в почете да в холе господин Коковин.

Поднялся хрусталь в цене свыше всякой меры! Сказывали, что на ассамблее еще при Петре I не то англичанин, не то немец какой за подаренный ему шар хрустальный снял свой перстень с бриллиантом в три карата и князю Трубецкому поднес с почтением.

Горный хрусталь не только для бус и подвесок хорош, но и для поделок разных великолепен. У нас уральский Левша для курьезу самовар из хрусталя выделал. А Наполеон подарил музыканту Друэ замечательную по отделке великолепного гона флейту из горного хрусталя...

Он самый прозрачный и самый холодный камень, какой ни на есть в мире. Древние народы думали, что хрусталь - это окаменевший лед. Оттого в пещерах, где он находится, места эти самые погребками прозываются. Он чист, как совесть девичья, и есть символ верности. В одном таком погребе, сказывали, будто захоронение древнее нашли князя неизвестного нам народа и жены, должно быть, его. Так в склепе том не то что погребенные, а вся одежда и утварь в целости сохранились У нее в косе заместо бус зубы зверей неведомых, а у него кольцо с изумрудом в костяной оправе. Видно, и тогда, в незапамятные времена, изумруды тут находили. Известно, что шлифовальщик из Венеции по имени Франциск Асцентин в 1600 году выгранил Борису Годунову для перстня большой десятикаратный изумруд, найденный на Урале каким-то иноком Мефодием. Известно также и то, что за оную работу Годунов вознаградил венецианца сотней червонцев и шубой собольей, о чем историк Карамзин, как мне сказывали, в записках своих подтверждает.

Должно, это был самый первый изумруд, что нашли на Урале. Через много лет Дмитрий Тумашев, охотясь у реки Нейвы, обнаружил в зобах убитых им гусей два изумруда отличного качества, о чем было доложено верхнетурскому воеводе. Сколько потом ни старался охотник отыскать места, где изумруды могли гуси заглотать, так ему это не удалось. И никто после того случая камня сего драгоценного ни в горах, ни в копях не находил. Будто заколдовал кто. Стали бывалые люди подумывать: может, годуновский изумруд не уральского происхождения, а из Египта или какой другой страны завезен? А те, что у гусей нашли,- в Колумбии или Южной Африке птица глупая перед перелетом заглотала? Только все это одна напраслина была. В 1831 году на Среднем Урале, У маленькой речки Токовой, белоярский крестьянин Максим Кожевников с двумя своими товарищами, выкорчевывая из земли пни для изготовления смолы, случайно обнаружил под корнями одного из них несколько кристаллов и обломков зеленою прозрачного камня...

Над светлым горизонтом екатеринбургской гранильной мельницы нависла зловещая туча. Деньги, выплаченные Волоколамову за "печеные" топазы, не могли быть занесены ни в какие расходные книги. Коковин отлично это понимал и в бессонные ночи мучительно искал выхода. Наконец, он был найден: несколько крупных темно-зеленых изумрудов отличного качества были заменены такими же по весу дешевыми бериллами бледно-зеленого цвета, приобретенными тайком Коковиным у одного из местных ювелиров, и отправлены в Санкт-Петербург с очередной партией аквамаринов. Но эта "коммерческая" комбинация была лишь половиной дела. Необходимо было сбыть замененные темные изумруды, а продажа их в Оренбурге, Невьянске или в Ирбите была сопряжена с риском. Опытный в махинациях ювелир предложил директору гранильной фабрики свои услуги по ликвидации изумрудов в Москве. Это было наиболее рационально, и Коковин согласился.

Ювелир продал в Москве камни за солидную сумму двум местным фабрикантам и какой-то вновь испеченной баронессе. Получив свою долю, Коковин покрыл недостачу и приобрел казачье седло с серебряными стременами. Но лиха беда - начало. В 1834 году на Сретенском прииске был найден уникальный изумруд весом в 2 226 граммов. Такого невероятного размера кристалла одного из самых драгоценных камней никогда не встречали ни в Колумбии, ни в Индии, ни в Австралии. Стоимость его была огромна. Получив изумруд, Коковин долго не мог оторвать от него изумленного взгляда. В течение многих беспокойных и бессонных ночей директор гранильной мельницы думал: сообщить ли с нарочным в Петербург графу Перовскому о находке или умолчать и присвоить себе камень. Он проработал на фабрике двадцать четыре года. За все это время ему выдавали, помимо небольшого жалованья, денежные вознаграждения, как прислуге: на рождество и на пасху. В остальное время года приходилось протягивать ножки по одежке. В случае, если донести в столицу о невероятном событии его грудь может быть украшена орденом или медалью, если же оставить уникальный изумруд у себя и припрятать, то за проданный камень можно получить такие деньги, какие не снились даже фабрикантам и заводчикам.

Уникальный изумруд в России могли купить такие денежные тузы и магнаты, как Демидовы, Морозовы, Манташевы, да и то только в том случае, если полностью ликвидируют свои железоделательные и медеплавильные заводы, мануфактурные фабрики и нефтяные промыслы. Слава о знаменитом камне распространится не только по Уралу, но и по всей России. Она перехлестнет европейский континент, и американские миллионеры пересекут океан в надежде приобрести зеленый гигант. О таком изумруде, как и об уникальных алмазах "Питте-регенте", "Коинуре" и "Звезде юга", будут сложены легенды и предания.

Но все это не радовало, а пугало Коковина, спрятавшего под половицу в своем кабинете непревзойденный кристалл.

"Если верить старинным поверьям,- думал первый обладатель драгоценности,- то изумруд является камнем мудрости и хладнокровия. Кто его носит, тот не сделает неверного шага и не прольет кровь безвинного. Он придает воину храбрость, а победителю - милосердие. Если посмотреть на изумруд с утра, то весь день вам будет сопутствовать удача ". Так почему же он, Коковин, всегда такой уравновешенный и хладнокровный, потерял покой?!

Директор гранильной фабрики знал не только камни, но и все поверья о них. На стене у него висела пожелтевшая от времени табличка с перечислением магических свойств драгоценных и полудрагоценных камней.

Дельфийский оракул - прорицатель, как бы основываясь на знаках Зодиака (пояс неба, состоящий из двенадцати созвездий, по которому совершается годовое обращение Солнца), посвящал "досточтимых и достопочтеннейших" читателей в мистические действия камней-талисманов.

Сообразуясь с месяцем вашего рождения, предсказатель сообщал название того драгоценного камня, который должен приносить вам счастье, здоровье, удачу, красоту и т. д.

Но вернемся к Коковину и его уникальному изумруду. Встретившись со своим ювелиром, Коковин предложил ему на определенных процентных условиях ликвидировать камень за границей. Оба партнера считали Париж наиболее подходящей столицей для такой коммерческой сделки. Но этот город был опасен тем, что там ежегодно месяцами проживало слишком много русских князей и помещиков. При ликвидации изумруда могла произойти какая-либо нелепая случайность, а ее следовало избежать во что бы то ни стало. Поэтому партнеры остановились на Берлине. Эта столица устраивала их вполне: в ней мало бывало петербуржцев. Коковин предоставил ювелиру на расходы по поездке горсть разных самоцветов, но самого изумруда не доверил. Основной целью и задачей ювелира была предварительная рекогносцировка и подыскание в германской столице денежного магната, могущего выложить наличными баснословно крупную сумму.

Попав в Берлин, ювелир остановился из предосторожности не в гостинице, а поселился в доме молодой вдовы, сдававшей меблированные комнаты в своем небольшом особняке. Неожиданно для себя ювелир влюбился в нее. Решив покорить красавицу, он стал засыпать Гретхен подарками, среди которых было платинововое колечко с золотым блюдечком, а на нем лежала; виноградная лоза с мелкими изумрудами. Это невинное колечко оказалось роковым для екатеринбургского директора гранильной фабрики господина Коковина.

Гретхен благосклонно относилась не только к новому поклоннику, но и к русскому отставному генералу Лапшину. Заметив на пухлом пальчике своей возлюбленной новое колечко, ревнивый генерал потребовал, чтобы сувенир был возвращен его прежнему владельцу. Дама отказалась подчиниться приказу. Тогда генерал принял иную тактику: нанял частного сыщика для выяснения личности своего соперника, а сам занялся доскональным изучением злополучного колечка. Изумрудики, по его соображению, могли быть из Египта, Колумбии, Южной Африки, а также с Урала; золото одинаково во всех странах мира, а платина - вероятнее всего из Сибири. В России в те времена уже имели хождение трех-, шести- и двенадцатирублевые платиновые монеты. Несомненно, колечко было отлито из такой монеты. Значит, его соперник русский! Убедившись в справедливости своих суждений, генерал вдруг вспомнил старую смешную историю о кытлымской платине и расхохотался.

Жил на Кытлыме крупный помещик Иван Трофимович Воробьев в своем родовом имении, а по соседству проживал мелкопоместный дворянин француз Дебуа. Оба они были заядлые охотники, только охотились порознь, так как Воробьев недолюбливал Дебуа за то, что он браконьерствовал в его старом сосновом лесу.

Трижды Иван Трофимович предупреждал Дебуа, а на четвертый, застав француза на охоте в своем лесу, всадил ему чуть пониже поясницы тридцать четыре бекасиных дробинки.

Врач, оперировавший Дебуа, обратил внимание на то, что вынутые из раны дробинки весили значительно больше обычной свинцовой дроби. Посоветовавшись с французом, на другой день он заехал к Воробьеву и между прочим поинтересовался, где Иван Трофимович покупает бекасиную дробь.

Ничего не подозревавший помещик, жалуясь на дороговизну фабричной дроби, сообщил доктору, что однажды в овражке на Козьем лугу у старой мельницы он нашел какую-то тугоплавкую руду и вот теперь изготовляет себе из нее всевозможную дробь.

Спустя некоторое время Козий луг с прилегающей к нему старой мельницей был куплен через подставных лиц образовавшимся англо-французским обществом по добыче и эксплуатации кытлымской платины.

Несмотря на то, что капиталовложения французов и англичан были одинаковы, французы требовали, чтобы общество называлось не англо-французским, а франко-английским, так как первые "залежи" платины были найдены в ягодице француза.

Но вернемся к сыщику и его поискам. Через несколько дней детектив дал подробные сведения о новом претенденте на любвиобильное сердце Гретхен.

Господин Фасе,- доносил сыщик,- выходец из Польши, по профессии ювелир. Проживает в Екатеринбурге. Здесь занят продажей уральских самоцветов. Вчера виделся с приезжавшим в Гамбург господином Ротшильдом и предлагал ему уникальный изумруд в 2 226 граммов. Миллионер заинтересовался предложением, но отказался вести какие-либо переговоры впредь до осмотра самого камня, которого при себе у господина Фасса не оказалось. Где и когда назначены "смотрины" - сыщику неизвестно.

Получив такие неопровержимые и явно компрометирующие господина Фасса данные, генерал тотчас же написал в Петербург донос. Там незамедлительно была создана следственная комиссия и направлена в Екатеринбург. Ничего не подозревавший Коковин пытался отрицать какие-либо сношения с ювелиром, задержавшимся в связи со своим романом в Берлине. Когда же следователь задал директору гранильной фабрики вопрос, не знакома ли ему цифра 2 226, Коковин растерялся и признался в хищении уникального изумруда. Установив виновность, следственная комиссия вынесла решение о привлечении к уголовной ответственности директора Екатеринбургской гранильной мельницы. Коковин был арестован и посажен в острог. Его сообщник Фасе в свя-зи с недостачей улик в дело замешан не был, а вещественное доказательство - уникальный изумруд - был увезен в Санкт-Петербург к графу Перовскому. Перед сановным чиновником возникла почти та же дилемма, что и перед первым обладателем камня: подать докладную записку в правительствующий Сенат и сдать изумруд в казну или предать забвению происшедшее и присвоить редкую драгоценность. Эта внутренняя борьба велась недолго. Из Екатеринбурга поступило известие, что арестованный Коковин покончил в остроге жизнь самоубийством". Это и решило судьбу камня.

Граф Перовский прекратил дело и присвоил уникальный изумруд. Сколько времени камень находился у вельможи - неизвестно. Затем изумруд перекочевал на Украину и попал в замечательную коллекцию камней князя Кочубея. Как и когда это произошло, установить не удалось. Во время революции 1905 года новый обладатель знаменитого кристалла зарыл его в своем парке. Но при разгроме имения Кочубея камень был вырыт и увезен в Вену одним из родственников князя. После подавления революции царское правительство, узнав о местопребывании камня, выкупило изумруд.

В настоящее время он находится в московском Минералогическом музее.

Сюжет игры происходит в Перу времен 1928 г. Ботаник и по совместительству археолог Саша ищет очень редкий цветок. Внезапно поиски привели девушки к иероглифу, который указывает на вход в виде арки. Пройдя свозь арку, героиня очутилась в древнем храме. Отважная путешественница смело вошла в этот проход и оказалась в древнем храме. Какие тайны скрывает в себе старинное здание и что ждет того, кто сможет отпереть главные врата? Все эти ответы вы получите в процессе прохождения.


Логическая игра «Легенда драгоценных камней» оформлена в классических правилах «собери три». Тем не менее, она имеет некоторые уникальные особенности. Менять местами и перемещать фишки можно только в тех направлениях, которые указаны на них. Ходов неограниченное количество, поэтому компоновать фишки можно на свое усмотрение. Ограничение наложено лишь на время, за которое нужно решить головоломку. Цель игры – собирать золотые плитки после каждого уровня. В достижении этой цели вам на помощь придут бонусы и «пауэрапы». Собрав все дощечки, вы сможете узнать все тайны этого заброшенного места. По мере прохождения вы будете получать небольшой кусочек истории, что будет постепенно прояснять картину происходящего.

Видео игрового процесса

К главным достоинствам игры следует отнести некоторые моменты. Во – первых игровая механика, которая не встречается в других подобных играх. Графическое оформление радует глаз игрока и заслуживает наивысшей оценки. Подача истории мотивирует проходить уровень за уровнем и приближаться к истине. Также вы будете слышать прекрасную музыку, написанную специально для игры. Все это дает возможность погрузится в атмосферу исследований и получить истинное удовольствие от времени, проведенного у экрана компьютера.

В течении многих веков хранятся и передаются легенды и предания различных цивилизаций о силе кристаллов и камней. Легенды разнообразны и прекрасны как грани драгоценных камней.

Существует красивая персидская легенда о драгоценных камнях, в которой говорится: «В начале творения Бог - Творец всего сущего, создал прекрасный, чистый, гармоничный мир, для первых людей. Для его сохранения он поставил божественную защиту - Твердь небесную. Но коварный Дух разрушения и обмана проник в этот совершенный мир, осквернил его и разрушил Твердь небесную. Ее осколки упали на землю, превратившись в драгоценные камни, но не потеряли присущей им божественной энергии защиты и помощи. И с тех пор они служат напоминанием о совершенном мире и проводником к нему. Каждый кристалл являет собой определенную систему защиты и расширения сознания. Концентрируя великую божественную энергию, он способен помочь человеку через очищение прийти к совершенству»

ЯНТАРНЫЕ СЛЁЗЫ.

Почти все легенды о янтаре так или иначе связаны со слезами. Вероятно, каплевидная форма некоторых кусочков янтаря и его прозрачный цвет напоминали людям именно о них.
В давние, давние времена на дне Балтийского моря в красивом дворце жила морская богиня, которую звали Юрате. А на берегу моря жил и рыбачил молодой и красивый парень по имени Кастистис. Он пел веселые песни и ловил рыбу сетями, поднимая со дна муть и пугая любимых рыбок Юрате. Богиня отправила к нему русалок, которые передали рыбаку ее повеление не бросать сети в море. Но Кастистис не послушался русалок и продолжал делать свое дело. Разгневалась Юрате и всплыла на поверхность - посмотреть на того, кто осмелился не повиноваться ее приказу. Увидав Кастистиса и услышав его голос, богиня без памяти влюбилась в молодого рыбака. Она забрала своего избранника на морское дно, в свой великолепный дворец, и сделала своим возлюбленным.
А в то время самым повелителем богов был грозный Перкунас. Узнал он о том, что богиня позволила себе полюбить простого смертного, и страшно рассвирепел. Он убил Кастистиса ударом своей молнии, разрушил дворец Юрате, а саму ее приковал ко дну моря золотой цепью. Год за годом идет, а опутанная цепью богиня так и не может освободиться. И плачет она безутешно над погибшим Костистисом, а море уносит ее слезы и выбрасывает на берег в виде остывших золотых капель - кусочков янтаря...

КАМЕНЬ АМАЗОНОК.

Зелено-белый, зеленый, голубовато-зеленый камень, часто неоднородного цвета за счет пиритовых вкраплений белого и желтоватого альбита. Утверждение о том, что амазонит назван по месту нахождения в отложениях реки Амазонки, не имеет под собою оснований. Изделия из амазонита находят уже в древнеегипетских захоронениях. До открытия реки Амазонки человечеству оставалось прожить еще не одну тысячу лет. В действительности камень назван в честь амазонок. Само название «Амазонка» - означает «Безгрудая».Предания рассказывают, что некоторые скифские женщины натирали одну грудь порошком из зеленого камня, который задерживал ее рост. Не отсюда ли пошли легенды об одногрудых женщинах? Украшения из амазонита находят при раскопках скифских курганов именно в тех местах, где по описаниям древних историков жили амазонки. Кстати, легенды об одногрудых амазонках вполне могли иметь под собой реальную основу. Ведь согласно современным медицинским данным порошок амазонита - способ задерживать рост клеток. Участвовавшие в битвах с амазонками солдаты рассказывали, что женщины эти свирепы и кровожадны, и нельзя обратить их в бегство, а победить можно, лишь перебив до последней. В том, что они отлично владеют оружием, могли убедиться греки, возглавляемые самим Гераклом, отправившиеся в страну амазонок, чтобы добыть пояс царицы амазонской Ипполиты. Немало греческих героев погибло от рук амазонок тогда. Дорого заплатили они за пояс бога войны Арея, подарившего его царице амазонок. Древнегреческие мифы утверждают, что пояс Ипполиты был сделан именно из зеленых камней. Возможно, это были именно амазониты...

ЛЕГЕНДА О АМЕТИСТЕ.

Бог вина в окружении красавиц вакханок был великолепен. Красотой черт и нежностью кожи лица, лишенного растительности, Вакх от подружек не отличался. Одежда и поведение тоже не могли служить отличием. Все это часто заставляло негодовать великую богиню Геру, жену верховного бога Зевса.Да, Дионис, он же Вакх изнежен, добр и весел. Но он может быть грозным, становясь непредсказуемым в действиях своих, вызванных неумеренным употреблением вина. Как-то под действием винных паров, разъяренный, он приказал львам раздирать на куски встречающихся людей. Случилось так, что в это время на прогулку вышла красавица нимфа по имени Аметист. Разъяренный лев кинулся к ней, но когти его натолкнулись на твердый камень, скользнули по полированному гладкому телу окаменевшей девы. Оказывается, Аметист обратилась к богам-олимпийцам с просьбой о спасении, и они превратили ее в прозрачный белый камень. Проснувшись утром, потирая освободившуюся от алкоголя голову, Вакх не мог вспомнить, что творил прошлым вечером. Он отправился на встречу с Селеном, своим воспитателем и другом по пирушкам, и увидел на пути прозрачную, как стекло, статую красавицы. Тут он и вспомнил… Скорбя о содеянном, он подошел к каменной деве, пытаясь своим дыханием возвратить ее к жизни. Это не помогало. Тогда он стал поливать статую живительными струями вина. Оживить нимфу Аметист не удалось. Вот только тело красавицы под воздействием вина приобрело розовато-фиолетовый цвет и при свете солнца заиграло искрами живой и в то же время каменной, неведомой богу вина жизни.

АГАТ.

Агат - многослойная разновидность халцедона, окрашенная разнотонными узорами и пейзажами. Название агата получают в зависимости от рисунка, и таких названий множество: моховой агат, рисунчатый, пейзажный, облачный, ландшафтный и др. Чаще всего рисунок агата напоминает глаз.
Согласно одной из древних легенд, пришло на землю зло. Горели леса, горело все, что только могло гореть. Все живое попряталось под землю. Не нашлось силы такой, которая могла бы сразиться с черным колдуном - олицетворением зла. И послали боги на землю белого орла. Сражение было ужасным, небеса стали цветом крови, кипела вода в озерах. Черный колдун исчез. Но и сам белый орел в сражении получил множество ран, жизнь покидала его, и упал он на землю и камнем стал. А его глаз, превратившись в агат, продолжает смотреть на людей, отделяя добрые дела от злых. Агат также называют - «Оком Творца».

ЛЕГЕНДА ОБ АЛМАЗЕ И ЗОЛОТЕ.

Слово "алмаз" происходит от греческого слова "адамас", что означает "непреодолимый", "непобедимый". У арабов существует легенда.
В те далекие - далекие времена, когда Голубой Нил был так широк, что даже крокодилы не могли переплыть его, заспорило Золото с Алмазом, кто из них на Земле самый знатный, самый сильный.
- Я! - сказало Золото. - Меня отливают на короны султанов, шахов и королей, царицы носят чеканные золотые запястья на своих холеных руках, золотые кольца украшают их тонкие, подобные тычинкам лотоса пальцы.
Из-за меня на Земле пролито столько крови, что ею можно было бы наполнить все колодцы мира и озеро Чад. Ты, Алмаз, лишь ничтожный придаток к моей золотой славе.
- Ошибаешься, Золото,- возразил Алмаз,- из-за меня также велись кровопролитные войны, я тоже украшаю троны, скипетры и перстни фараонов, раджей и шахинь.
- Ну, если так, то давай спросим у Солнца, кто из нас могущественнее и ценнее,- предложило Золото, и они обратились со своим вопросом к вечному светилу.
- Я не слышу вас,- ответило Солнце.- Подойдите поближе и расскажите, о чем вы там спорите на своей померкшей звезде.
Тогда Золото и Алмаз пошли по Млечному Пути и приблизились к Солнцу. Но тут Золото покраснело, побледнело и, расплавившись, пролилось на Землю золотым дождем. А Алмаз вернулся таким же сверкающим и твердым, каким был прежде.
С тех пор Золото никогда больше не спорило с Алмазом, раз и навсегда уступив ему пальму первенства.

АЛМАЗЫ И ОРЛЫ.

Алмаз - наиболее популярный драгоценный камень. Бируни записал такую легенду: искатели алмазов накрыли гнездо с птенцом орла стеклом, а орел, замечая его и не будучи в силах проникнуть в гнездо, улетает, приносит алмаз и бросает его на стекло, чтобы разбить. Когда алмазов собралось много искатели присвоили их и убрали стекло, чтобы орел "подумал, будто ему удалось разбить стекло. Через некоторое время искатели снова накрыли стеклом гнездо, и орел опять начал носить алмазы. Возможно, поэтому среди названий «царя камней» имеется еще одно - «Орлиный камень».
Эта легенда перекликается со сказкой о путешествии Синдбада-морехода, в которой описывается хитроумный способ добычи алмазов. В одной далёкой стране дно ущелья сплошь усеяно алмазами, однако доступ туда преграждают полчища ядовитых змей. Чтобы извлечь драгоценные камни, люди сбрасывали с окружающих гор ущелья куски мяса. Орлы уносили их с прилипшими алмазами в свои гнезда, а ловкие искатели камней забирали алмазы оттуда.

ЗЕЛЁНЫЙ АЛМАЗ.

О цветных бриллиантах существует немало легенд, дошедших до наших дней.
Зеленый алмаз, как гласит предание, впервые появился во Франции в городке Шартр. Здесь в картезианском монастыре, конкурируя с итальянскими монахами, изготовлявшими с незапамятных времен знаменитый ликер бенедиктин, французская святая братия варила ликер шартрез. Дегустатором в монастыре был старый плут по прозванию Курьез - Кюлот. На пальце этого монаха было простое серебряное кольцо с небольшим белым алмазом. Дегустируя ежедневно сладкий изумрудно - зеленый шартрез, Курьез - Кюлот, чтобы не напиваться до положения зеленых риз и возможно дольше удержаться в дегустаторах, стал пробовать изготовляемый монахами зеленый напиток не наперстком, как прежде, а капать шартрез на свой алмаз и слизывать с него сладкую жидкость. И все же к концу дня Курьез - Кюлот охмелевал настолько, что два дюжих монаха брали его под руки и уволакивали в келью. Заметив это. Настоятель монастыря аббат Дюрель заменил пьяницу - дегустатора молодым монахом. Проснувшись на следующее утро, Курьез - Кюлот взглянул на свой алмаз и вдруг увидел, что он горит ярко - зеленым огнем. Монах пытался отмыть камень святой водой, грел над светильником, но ничего не помогло. Алмаз, как гласит легенда, так и остался навсегда зеленым.

САПФИРЫ БРАХМЫ.

В незапамятные времена, когда мир был юн и свеж, боги правили им безраздельно, в свободное от тягот власти время пируя в своих заоблачных небесных дворцах на горе Кайлаш. Для людей же не было мечты горячее, нежели попасть на небо, своими глазами увидеть золотые чертоги, усыпанные невиданными самоцветами, где царит вечная весна, а смерть отступает навсегда. Один из людей однажды взмолился верховному богу Брахме: мол, ничего он так не желает, как узреть седьмое небо, самое высокое из всех - а надо добавить, что по индуистской традиции, небес было… семь. Брахма сжалился над несчастным, но поступил все же по-своему: не стал приглашать наглого смертного в обитель богов, но взял чашу с напитком бессмертия - амритой - что пьют боги на пирах, и разбрызгал ее по всему миру. Падая вниз, брызги превращались в великолепные синие камни - сапфиры, причем совершенно случайно большая часть капель пролилась над Цейлоном, откуда сам царь Соломон привозил драгоценные синие самоцветы, дабы порадовать жену красавицу Шебу.
Но, конечно, исконная цель Брахмы была вовсе не создание украшений для супруги великого мудреца. Дело в том, что глядя в мерцающие глубины сапфиров, люди видели там отражение рая, настоящей нирваны - и тоска по небесному граду не терзала их более, ведь у них было утешение. В этом - суть историй о сапфирах: вместе с величием этот камень несет с собой смирение перед неизбежным и божественную мудрость, а вместе с ним - надежду на то, что однажды мы все же увидим наше седьмое небо.

ИЗУМРУДНАЯ ЛЕГЕНДА.

Изумруд был во все времена признаваем одним из самых могущественных и таинственных талисманов. Он был очень высоко ценим во времена античности.
Согласно одной из легенд, которыми обросло имя жестокого римского императора Нерона, из личных побуждений сжегшего большую часть Рима, у него был монокль, выточенный из цельного изумруда. Именно сквозь этот монокль Нерон смотрел на пожар и бои гладиаторов.
С изумрудом связана еще одна легенда. В VI в. до н.э. самосский правитель Поликратос решил умилостивить богов щедрой жертвой. Он швырнул в море свой любимый перстень с великолепным изумрудом. Но боги не пожелали сменить гнев на милость и не приняли его жертвы — на следующий же день перстень нашли в желудке свежевыловленной рыбы.

АКВАМАРИН ПОСЕЙДОНА..

Во времена Древнего Рима и Древней Греции считался талисманом бога океана Посейдона (Нептуна).
Что подарить красавице земной?
Десятка два прекраснейших жемчужин?
Иль камень, что находится со мной,
Который талисманом моря служит? -
Вздохнул Нептун, на камень дивный глядя, -
Не слишком ли прозрачен камень мой?..
Но, кажется, в серебряном наряде,
Он будет нравиться красавице земной. Делая свой подарок земной девушке, Нептун надеялся, что камень свяжет любовными нитями сердце красавицы, сделает ее любовь к нему постоянной. Наверное, бог морей не ошибался в действии своего талисмана.И сейчас этот камень является хранителем любви.

СОКОЛИНЫЙ ГЛАЗ.

Еще с древних времен драгоценным камням, получившим название «тигрового», «соколиного» или «кошачьего» глаза, уделяли особое внимание, поскольку считается, что они обладают сильной энергетикой и несут в себе информацию, которую накопили за многие века своего существования. Камни были самым ходовым материалом для изготовления различных амулетов и талисманов. В некоторых религиозных учениях они являются необходимым атрибутом при проведении различных обрядов и свершений таинств.
Легенда о возникновении данных камней главным образом связана с кошачьим глазом. Ему приписывают некое сатанинское начало. Главным образом это связано с его цветом: в древности считалось, что глаз дьявола. Его преимущественно носили маги и колдуны, полагая, что он усиливает их магические способности.
Сама же легенда говорит о том, что в далекие времена, сразу после всемирного потопа, когда люди были еще очень набожными, сатана с большим трудом мог найти своих сподвижников. Долгое время он ходил по земле, стараясь найти хоть одного грешника, но многие годы у него ничего не выходило. Именно в те времена, как гласит легенда, появился кошачий глаз: он поражал воображение людей своим искристым свечением. Но, по поверью, в нем заключалась смертельная опасность. Люди, которые долго смотрели на этот камень, становились озлобленными, в них просыпалась безудержная ненависть.
Именно в это время дьявол вновь поднялся на поверхность, где и встретил одного из грешников, ему сатана подарил самый большой камень — кошачий глаз, который стал отличительной чертой грешников. Считалось, что после того как человек надевал этот камень в виде украшения, то Бог не замечал его и ему засчитывались только плохие дела, благородные поступки оставались неза-меченными.
Это одна из самых древних легенд, о ней практически забыли, только суеверные люди до сих пор страшатся этого камня.

0

0

КОРОНА ВЕЛИКОГО ОБМАНА

В дальних краях, в забытых землях покоится творение своего времени -- драгоценная корона. Половина ее из золота отлита, половина -- из серебра. Золотая часть янтарем украшена, серебряная -- черными алмазами искрит. Кто эту корону наденет -- власть обретет. Одно лишь утратит при этом: цвета различать перестанет. Все ему будет видеться в черно-белом цвете.

Но даже, не смотря на это, многие желали обладать короной. Многие желали, да не многим выпала такая удача. А тем, кому выпала -- к концу жизни проклинали корону и ее дар.

Последним владельцем короны был обычный парень Наил. Хороший был парень, работящий, веселый. Никогда он не унывал.

А чего мне грустить, -- говорил он. -- Беда как пришла, так и уйдет. А красота мира, что меня окружает -- останется. Незачем попусту горевать, жизнь свою проклинать -- солнцу лучше улыбнуться, небу поклониться.

Но случилось так, что однажды Наил, гуляя по лесу, на холм странный набрел. Холм вроде как холм, травой поросший, а только дверь у холма этого была, будто не холм это вовсе, а жилище чье. Приоткрыл дверь Наил. А за дверями темно, холодно, сыро. Не каждому храбрецу хватит отваги вступить в черную неизвестность. Но любопытство взяло верх над юношей.

Долго пробирался сквозь тьму Наил. Долго бродил, прежде чем впереди увидел свет. Оказался Наил в просторном зале. Стены и потолок зала драгоценными камнями украшены. А в центре зала трон возвышается. На троне том корона красоты невиданной лежит. Увидел такое чудо Наил -- ахнул.

Подойди и возьми корону, -- вдруг услышал он тихие голоса.

Кто здесь?! -- в ужасе вскрикнул Наил.

Это мы, драгоценные камни. Возьми корону. Властью она тебя наделит. Будешь велик ты. Одним лишь ради величия пожертвуешь -- цветом.

Надев корону, цвета перестанешь ты различать: все будет видеться тебе черно-белым.

Черно-белым? -- задумался юноша. -- Это не так уж и плохо, если учесть, что я обрету власть.

Надел Наил на голову корону, и мир для него стал черно-белым.

Только, -- предупредили его камни, -- ни в коем случае не снимай корону до тех самых пор, пока Истина за тобой не придет, а иначе умирать тебе в страшных муках.

Вернулся домой Наил. Увидели люди на голове у него корону и сразу признали в юноше нового короля. Ах, как был счастлив Наил. Упивался он властью своей. А насколько жить ему стало проще, глядя на черно-белый мир, да и судить обо всем было куда легче. Все же корона была и впрямь могущественна! По приказу люди воздвигли своему королю дворец. -- Трон на коем я буду восседать, стены моего дворца должны быть украшены драгоценными камнями! -- не унимался Наил. -- Я хочу, чтобы все вокруг меня сияло! И люди слушались, выполняли наказы своего спесивого короля. Да только честно ли исполняли, о том Наил не знал. Так и прожил он свою жизнь, глядя на черно-белый мир. А когда пришло время умирать, как и предупреждали камни, к Наилу пришла Истина -- девушка в черных одеяниях. -- Ну, как? -- спросила она. -- Доволен короной? -- Доволен, госпожа, -- ответил Наил. -- Воистину это великое творение. -- Так ли оно велико, как тебе кажется? -- усмехнулась Истина. -- Неужели ты ни разу не захотел снять корону и посмотреть на мир своими прежними глазами, что цвета могли различать? -- Нет. Корона подарила мне другую жизнь. Жизнь великого человека, короля. -- Так ли великого? -- с тоской посмотрела на короля Истина. -- Конечно! -- воскликнул Наил. -- Я велик! -- И в чем же оно, твое величие? -- В богатстве, в троне, на котором я восседаю, в драгоценных камнях, что окружают меня, в людях, что преклоняются передо мной. -- Драгоценные камни... -- задумчиво улыбнулась Истина в ответ. -- А драгоценны ли они? Ты в этом уверен? -- Конечно! -- вскочил со своего трона Наил. -- Они сверкают! -- Что ж, -- протянула Истина руки к короне. -- Пришло время расставаться с твоим волшебным даром. Снимай корону. Не хотел расставаться со своей короной Наил, только против Истины не пойдешь. Снял он корону и ужаснулся, ибо все это время восседал он во дворце, стены которого были украшены обычным стеклом, как, впрочем, и трон. -- Не может быть! -- воскликнул Наил. -- Все это время люди меня обманывали! -- Они поступали с тобой так же, как и ты, -- ответила Истина. -- Они все сделали как можно проще. Какая тебе была разница, драгоценными камнями украшен твой трон и стены дворцовые или обычным стеклом. Ты сам стал на путь обмана, ты и прожил в нем. Что ж, бывший король, а теперь выйди из мрачного, пустого дворца и взгляни напоследок на мир своими настоящими глазами. Пусть красота мира этого останется памятью в твоей душе. На мгновения верну я тебе этот дар, коем ты был одарен от рождения. Вышел Наил из дворца, и за столько лет увидел он вновь мир во всех его красках. И счастлив был Наил, глядя на красоту, что его окружала. И понимал он, что ни власть, ни драгоценности не могут затмить красоты мира. -- Это чудо! -- воскликнул Наил. Лишь грустно улыбнулась в ответ на это Истина, сказав: -- Быть тебе отныне драгоценным камнем. Веками украшать тебе стены подземного царства, охраняя возлежащую на троне великую корону. А когда за короной придет следующий, ты расскажешь ему о ее силе и величии. Так стал Наил черным камнем, что украшает стены пещеры. Глядит он со стены на корону, лежащую на троне, и плакать хочет, но плакать камни, увы, не умеют.