Консультация для родителей «Агрессивный ребёнок. Консультация для родителей Тема: «Агрессивный ребёнок: как ему помочь? Консультация ширма для родителей по агрессивным детям

Консультация для родителей

«Агрессивный ребёнок»

Цель консультации : ознакомление родителей со способами преодоления проявлений агрессивности дошкольников

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:

  • Когда это началось?
  • Как ребёнок проявляет агрессию?
  • В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?
  • Что явилось причиной агрессивности?
  • Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?
  • Что на самом деле хочет ребёнок?
  • Чем вы реально можете ему помочь?

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.

Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка. Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

"ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ" (для детей с 4 лет)

Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".

"ЧАС ТИШИНЫ И ЧАС “МОЖНО” (для детей с 4 лет)

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час "можно", когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.

Примечание: "часы" можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

"ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ" (для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:

"А-а-а", "Ура!" и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

Примечание:

· Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

· После каждого штурма "болельщики" издают громкие крики одобрения и восхищения: "Молодец!", "Здорово!", "Победа!" и т.д.

"ШТУРМ КРЕПОСТИ" (для детей с 5 лет)

Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

"РУГАЕМСЯ ОВОЩАМИ" (для детей с 5 лет)

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты – огурец", "А ты – редиска", "Ты – морковка", "А та – тыква" и т.д.

Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

" ПО КОЧКАМ" (для детей с 5 лет)

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".

Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

"ЖУЖА" (для детей с 6 лет)

"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь отхлестать их полотенцем по спинам.

Примечание: взрослый следит за формой выражения "дразнилок". Они не должны быть обидными и болезненными.


Повышенная агрессивность детей является одной из острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления.

В последние годы научный интерес к проблемам агрессивности существенно возрос. Однако, несмотря на значительное количество исследований, и монографий, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой, истоками и формами работы с детской агрессивностью, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу (Психологический словарь, 2002).

Агрессивность, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате различных межличностных взаимодействий, провокаций. Причем и вербальная, и невербальная провокации могут в ответ вызвать физические действия (нападение, насилие и т. д.). Различные особенности среды, в которой находится человек, также повышают или снижают вероятность возникновения агрессивных действий.

В определенные периоды развития агрессивность ребенка - это всего лишь проявление его чувств и инстинктов. Маленькие дети, не знающие о нормах поведения, принятых в обществе, не умеющие и не пытающиеся контролировать свои эмоции, выражают их естественно. Ребенок еще не умеет свои мысли, чувства и потребности облачать в слова. Если, к примеру, малыш голоден, он искренне сердится на маму и способен вести себя по отношению к ней достаточно агрессивно.

Агрессивное поведение у маленьких детей чаще всего связано с семейной атмосферой (Алексеева Е.Е., 2008). Естественно, самое большое влияние на процесс формирования личности ребенка оказывает семья, именно в кругу семьи человек проходит первичную социализацию. Бютнер К. пишет о том, что «агрессивные дети, как правило, вырастают в семьях, где дистанция между детьми и родителями огромна, где мало интересуются развитием детей, где не хватает тепла и ласки, отношение к проявлениям детской агрессии безразличное или снисходительное, где в качестве дисциплинарных воздействий вместо заботы и терпеливого объяснения предпочитают силовые методы, особенно физические наказания» (Бютнер К., с. 90-91).

На примере взаимоотношений между членами семьи ребенок учится взаимодействовать с другими людьми. Обучается поведению и формам отношений, которые сохраняются у него в подростковом периоде и в зрелые годы. Реакции родителей на неправильное поведение ребенка, характер отношений между родителями и детьми, уровень семейной гармонии и дисгармонии, характер отношений с родными братьями и сестрами - это те факторы, которые могут предопределять агрессивное поведение ребенка в семье и вне ее, а также влиять на его отношения с окружающими.

Как пишет К. Юнг «самые сильные воздействия на детей исходят, как правило, не от сознательных желаний родителей, а от их бессознательного фона. Из этого следует, что даже нормально развитым и социализированным взрослым, действительно любящим своих детей, очень трудно, почти невозможно оградить детей от воздействия неконтролируемых собственных бессознательных процессов» (Юнг К., 1997).

Агрессивность - всего лишь неосознанное копирование ребенком модели взаимоотношений внутри собственной семьи. Особенно часто агрессию проявляют дети, которых в семье подавляют, практикуя авторитарное воспитание. В данном случае агрессия - это своеобразное «выпускание пара». Ребенок, зажатый родительскими требованиями, вынужденный строго придерживаться определенных рамок поведения, принципов, насаждаемых насильно, вымещает свою злость и обиду на других детях, более слабых и не способных противостоять ему точно так же, как он не в состоянии противостоять родителям (или одному из родителей).

Родителям, столкнувшимся с подобными проявлениями, следует помнить о том, что агрессивный ребенок - это несчастный ребенок. Агрессивность, по идее, состояние, противоестественное детству. По большому счету, наказывать здесь не за что - нужно просто научиться смотреть на мир глазами ребенка, понять, чем вызвано его поведение и отношение к окружающему его миру, попытаться разрушить этот своеобразный панцирь, которым ребенок, скорее всего, просто прикрывается, защищаясь от взрослого мира.

Наличие агрессии в поведении ребенка очень часто создает сложности в общении с ним родителей и сверстников. Корректировать агрессивность можно и нужно - это необходимо для того, чтобы из простой реакции на жизненные сложности она не превратилась в будущем в стабильную модель поведения, не укоренилась в характере. Для того чтобы побороть агрессивность в поведении ребенка, прежде всего следует выяснить ее причины. В каждом отдельном случае они могут быть разными, но в дальнейшем, после того как эти причины выяснятся, действия родителей должны быть направлены на их устранение, на то, чтобы смягчить негативные последствия агрессивного поведения ребенка и показать ему, что из любой ситуации можно найти выход.

В зависимости от семейного руководства и агрессивного поведения детей немаловажную роль играют наказания и контроль со стороны родителей. Исследования показывают, что жестокие наказания связаны с относительно высоким уровнем агрессивности у детей, а недостаточный контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем асоциальным, зачастую сопровождающимся агрессивным поведением (Бэрон Р., Ричардсон Д., 1997, с.115). Таким образом, вседозволенность, отсутствие контроля за поведением ребенка и слишком суровые наказания способствуют повышению уровня агрессивности ребенка.

Использование физических наказаний как средства воспитания детей в процессе социализации скрывает в себе ряд специфических «опасностей». Во-первых, родители, наказывающие своих детей, фактически могут оказаться для тех примером агрессивности. В таком случае наказание может провоцировать агрессивность в дальнейшем. Во-вторых, дети, которых слишком часто наказывают, будут стремиться избегать родителей или оказывать им сопротивление. В-третьих, если наказание слишком возбуждает или расстраивает детей, они могут забыть причину, породившую подобные действия. И, наконец, дети, изменившие свое поведение в результате сильного внешнего воздействия, скорее всего не сделают нормы, которые ему пытаются привить. То есть, они повинуются только до тех пор, пока за их поведением наблюдают. Возможно, эти дети так никогда и не примут правил приемлемого в обществе поведения, тех правил, которые предотвратили бы необходимость наказаний в дальнейшем (Алексеева Е.Е., 2008; Гиппенрейтер Ю.Б., 2005).

Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации. Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, а иногда и беспомощностью в воспитательном процессе, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых дети могут влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего (Лешли Д., 1991). Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики Раншбург Й. и Поппер. П советуют родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность (Лютова Е.К., Монина Г.Б., 2001).

После того как причины проявления агрессии и их характер выяснены, родители ребенка могут избрать одну из предложенных ниже стратегий.

1. Агрессия в поведении ребенка игнорируется, т.е. остается незамеченной и не оценивается никак; любое же проявление доброты поощряется всеми возможными методами.

2. Агрессия «выталкивается» из ребенка, т.е. в том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. В игре агрессия приобретает некий социально наполненный и оправданный смысл. Во время игры, однако, не следует избегать контроля агрессивных эмоций, допускать слишком сильного их проявления, жестокости со стороны ребенка. В то же время в некоторых случаях следует предложить ребенку сыграть роль «доброго» персонажа, чтобы, почувствовав контраст, он понял, что добрым быть лучше.

3. На проявление агрессии устанавливается жесткий запрет. Этот метод может применяться родителями только в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакций, служит для ребенка своеобразным «развлечением» (Росс А., 2002).

Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в четырех направлениях:

  • обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
  • отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях.

формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Известно, что любая коррекционная работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей, которых необходимо учить понимать ребенка. Работу с родителями агрессивного ребенка целесообразно проводить в двух направлениях:

информирование (о том, что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих);

обучение эффективным способам общения с сыном или дочерью.

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях. Кроме этого, для родителей агрессивных детей будет полезна наглядная информация, размещенная на стендах в классе, в кабинете психолога, в группе детского сада, в вестибюле школы. Возможно, что, получив хотя бы минимум знаний о причинах становления агрессивного поведения, родители сами обратятся за помощью к специалисту.

Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, можно будет начать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком. В этом случае родители смогут не только слушать лекции, но и принимать участие в тренингах детско-родительских отношений, в семинарах, диспутах, клубах по интересам и т. д.

В дошкольном возрасте те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. В этот период еще не поздно избежать трансформации агрессивности в устойчивую черту характера. Если упустить благоприятный момент, в дальнейшем развитии ребенка возникнут проблемы, которые помешают полноценному становлению его личности, раскрытию индивидуального потенциала (Каменская В.Г., 2005). Дети нуждаются в коррекции агрессивности, поскольку она искажает их представление о реальности, заставляя видеть в окружающем мире только враждебность и пренебрежение к себе. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной к сознательной кооперации.

При этом необходимо помнить, что существует оптимальный уровень агрессивности, необходимый для нормального психического развития ребенка. Полное отсутствие агрессивности приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д.

Профилактика и предупреждение агрессивного поведения становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблем повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:

  • выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
  • своевременная диагностика агрессивного поведения и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств психологической коррекции агрессивного поведения.

Главное в семье – создание эмоционально комфортных, теплых, гармоничных взаимоотношений между всеми членами семьи. Атмосфера добрых отношений в семье служит основой того, что ребенок, преодолев определенный этап развития, научится адекватно реагировать на ситуации и выберет в жизни правильные приоритеты.

Виолетта Галицина
Консультация для родителей «Агрессивный ребенок»

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок »

Агрессивный ребёнок - большое для родителей огорчение , "гроза" дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессия - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, один из неадекватных способов психологической защиты.

Детки такие используют любую возможность, чтобы толкнуть, побить, поломать, ущипнуть. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение , они всегда готовы разозлить окружающих. Они не успокаиваются пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее отказываться мыть ручки, убирать игрушки, пока не услышит крик мамы или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

Детки улавливают настроения окружающих. Родителям не стоит при ребёнке обсуждать неприятности, оценивать отрицательно поступки других. Подобные проявления своего недовольства являются не лучшим примером для подражания!

Если вы стали замечать, что ваш ребёнок злой, обижает и жестоко относится к животным, то вы должны задать себе вопросы :

Когда это началось?

Как ребёнок проявляет агрессию ?

В какие моменты он проявляет агрессию ?

Что явилось причиной агрессивности ребенка ?

Что на самом деле хочет ребёнок?

Чем вы можете ему помочь?

Советы родителям

Следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.

Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.

Дайте ребенку понять , что вы его любите таким, какой он есть.

Предъявляя ребенку свои требования , учитывайте его возможности, а не свои желания.

Не фиксируйте внимание на проявления легкой агрессивности .

Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.

Надо научить ребенка жалеть . Он должен понимать, что своим поведением причиняет страдание близким людям.

Чаще говорите ребенку что он добрый .

Поощряйте за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность » и научится быть гуманным и добрым.

Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции , можно предложить ему игры : порвать бумагу; высказать свои отрицательные эмоции; громко спеть свою любимую песенку; устроить с ним соревнование «Кто громче крикнет» , «Кто выше подпрыгнет» , «Кто быстрее пробежит» .

Научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

Читайте с ребенком книги и обсуждайте прочитанное, поощряйте выражение ребенком своих чувств и эмоций, которые будят в них те или иные герои и их действия.

Сочиняйте с ребенком сказки , в которых главным героем становится ваш ребенок .

Уважаемые родители

Помните, чтобы бороться с агрессивностью , нужно запастись терпением.

Очень важно чувствовать своего ребенка , относиться к нему с пониманием. Помните, если он сердится, значит, у него что-то не так, это своеобразный сигнал о помощи. И задача, нас, взрослых, не наказывать, не оставлять в беде, а помочь и поддержать. Не проходите мимо, если видите разгневанного ребенка , ведь именно сейчас он больше всего нуждается в поддержке взрослого, он неспособен справиться самостоятельно.

Публикации по теме:

Агрессивный ребёнок. Консультация АГРЕССИВНЫЙ РЕБЁНОК. Если агрессивность ребенка становится привычной, она свидетельствует об эмоциональном неблагополучии, служит сигналом.

Агрессивный ребёнок. Консультация для родителей дошкольников Агрессивный ребёнок (консультация для родителей дошкольников) Задачи: 1. Знакомство родителей с признаками проявления агрессивного поведения.

Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь? Агрессия- это действие, агрессивность- готовность к совершению таких действий. Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может.

Агрессивный ребенок. Рекомендации для родителей Почему дети не слушаются? "Ребёнка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает её.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок» Признаки агрессивности: по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем; по характеру: самоуверен,.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок как норма в детском саду» МБДОУ ДС №63 Золотой петушок Консультация для родителей Воспитатель Лазуткина Е. О. Педагогическая психология «Агрессивный» ребенок как.

Консультация для родителей ДОУ "Детская агрессия".

Вы большие, а ваши дети - маленькие. Они импульсивно развиваются и с трудом могут управлять своими чувствами.
Видя истерику малыша, вы расстраиваетесь или злитесь. Кто-нибудь из вас, взбесившись, наверное даже пробовал вступать в словесную перепалку со своим ревущем ребенком. В некоторых семьях бывает, что такие конфликты перерастают чуть ли не в драку! Это делается для того, чтобы проучить маленького нарушителя правил.
А бывает и другая крайность. Она заключается в то, что взрослые, сталкиваясь с агрессивным поведением своего малыша, пугаются, теряются и проявляют пассивность,лишь отдаленно напоминающую мудрость.
С одной стороны, скажем сразу - агрессивные проявления у детей совершенно нормальны.В разных возрастных группах они связаны с разными механизмами и причинами, поэтому и регулировать их нужно по-разному.
1. От полутора до двух лет.
Самый ранний рубеж,когда у ребенка пробуждается такая сознательная агрессия, приходиться на период от полутора до двух лет. Подавляющее большинство случаев агрессии в это период психологи приписывают стремлению ребенка выразить таким способом свои эмоции. Подразумевается, что говорить он еще не умеет-от силы лепечет пару слов, которыми всего не выскажешь. А между тем психика его уже достаточно сложна,чтобы чувствовать самое разное,поэтому он и ищет средства донести свои чувства до родителей... Впрочем, не всегда агрессия малыша означает лишь, что он не знает как выразить чувства. Не редко на то есть совсем другие причины, например такие, как требование повышенного внимания и пр.
Ребенок впервые замечает, что он и мама - это два разных человека,что мама не принадлежит ему полностью.Это неожиданная для ребенка новость трудна для понимания.Все,что происходит в этом возрасте,- это «проба пера». Агрессивные выходки чаще всего не являются сильной злостью - скорее,это проявления недовольства, хотя выражаться они могут слишком эмоционально.Взрослые редко принимают во внимание тот факт, что в этом возрасте агрессивное взаимодействие с миром - необходимость для нормального развития ребенка. Малышу надо познакомиться со своей агрессией - почувствовать ее и признать,что она существует,а также научиться проявлять ее так,чтобы можно было комфортно взаимодействовать с окружающими.
Пока ребенок совсем мал, основная мамина задача - приветствовать эмоциональные проявления ребенка и его исследовательские порыва,вместе с ним изучать мир и его самого,больше рассказывать ребенку о там,какие чувства бывают и как они выражаются.
2. От двух до трех.
Следующий пик агрессивности приходиться на возраст от двух с половиной до трех с половиной лет.У кого-то это период боев и истерик,у кого-то все проходит более ровно.Ребенок вдруг довольно неожиданно для себя обнаруживает,что он не просто отдельная от мамы личность,но еще и обладает какими-то качествами. Психологи называют это процесс словами «рождение самосознания».То есть ребенок старается разобраться и понять, какой он - хороший или плохой, умный или глупый.А для того, чтобы разобраться в этом,необходимо совершать много разных поступков,надо много всего по пробовать, испытать себя.Появляется постоянное использование слов «Я САМ».И тут ребенок сталкивается с трудным для преодоления противоречием.Он хочет справляться со всеми ситуациями сам,но при этом многие вещи он пока сделать не может,ему необходима помощь взрослых.Это такое тоскливое ощущение - хочу сам, но не могу!

Регулярное сопротивление и несогласие «не хочу, не буду»-это проверка границ взрослых,проверка того, а что будет, если я так себя поведу.Ведь ребенок проверяет себя не только во взаимодействии с предметами и с окружающей средой,но и во взаимодействии со взрослыми и детьми.А удобнее всего тренироваться на том,кто постоянно рядом с тобой, на самых близких - на родителях.
Именно в возрасте двух-трех лет начинаются первые проблемы во взаимоотношениях со сверстниками в детском саду или на детской площадке. Почему же до сих пор такой милый малыш вдруг превращается в маленького агрессора, который готов отобрать у всех детей их игрушки?
Агрессия - это энергия достижения, которая нужна,чтобы получить желаемое,и первая реакция у ребенка,обладающего достаточным уровнем агрессивности - отобрать! Если ему не отдают,то ребенок начинает настаивать,опять же довольно агрессивно. В этом возрасте пока мамы учат детей культуре поведения,а это достаточно долгий процесс, рекомендовано находиться как можно ближе к своему ребенку,чтобы защитить окружающих от его проявлений и защитить ребенка от возможной реакции окружающих
3. С 6 до 7 лет
Так или иначе,считается что примерно с 4 лет у родителей есть «окно» лет до 6 - несколько счастливых лет, пока любимое дитятко вдруг опять не начинает колотить всех подряд...
Как ни странно, но поведение ребенка 6-7 лет очень напоминает поведение трехлетки.Не понятно, что происходит: ребенок вырос,а начинает демонстрировать те же « я сам» и «не хочу,не буду».Не смотря на то,что внешне поведение ребенка похоже на поведение трехлетки,внутренние причины абсолютно другие.И вести себя родителям стоит тоже по- другому,не так,как с малышом.
В 6-7 лет вовсю идет формирование социального Я ребенка.Ребенок сравнивает себя с другими и делает выводы: «Я не самый быстрый в группе» или «В нашем дворе есть ребята сильнее меня».И опять возникает внутреннее противоречие» у ребенка возникает желание быть как взрослые(в этом возрасте ему уже очевидны преимущества положения взрослых),но быть таким он не может.Трудное противоречие,желание перескочить через несколько лет, пройти сквозь время.
Чем же обусловлены самостоятельность и негативизм ребенка? «Я сам» - это значит,что я могу делать как взрослый - сходить в магазин за хлебом, остаться один в квартире, убираться в доме,пойти к другу в гости и т.д. Постарайтесь создать благоприятные условия для такой самостоятельности вашего ребенка, подумайте,что вы готовы ему позволить: куда ходить одному,какие дела поручить- пусть учиться на тех ситуациях,в безопасности которых вы уверены.
Проявление негативизма - «не хочу,не буду» - обусловлено следующими причинами. Во -первых,ребенок начинает сом­ни­вать­ся в содержании правил. «Васе можно не спать до 12 ночи,а почему мне нельзя?», «Вот дяденька бежит на красный свет,а почему мы стоим,ведб машин нет?»и т.д.
Ему словно четырехлетнему почемучке,нужно будет объяснять все правила заново,но на новом уровне его восприятия.Теперь он готов принять правило только в том случае,если понимает его необходимость,а не потому что так мама сказала.
Важное отличие этого возраста : ребенок будет проверять содержание правил не только у своих родителей,он будет обсуждать их и со своими сверстниками.Так что будьте готовы к тому, что он придет и скажет: «А вот мы с друзьями решили, что теперь будем вести себя так,а не эдак».

Родителям агрессивного ребенка.
Мало кого чужая агрессия оставляет равнодушным. Мы представляем,что агрессия - это всегда нападение на нас. Однако агрессия может быть направлена не на самого человека, а на его слова, действия, на окружающие предметы. У агрессии даже вообще может не быть направленности:порой настолько плохо - лишь бы пинков надавать тому, кто первый под руку попадется.
Для родителей агрессия ребенка - это нападение на них. Впрочем,агрессия направленная на других детей и взрослых-это тоже нападение.Что же чувствуют родители, когда ребенок нападет на других? Возможно вы удивитесь,но есть такие родители,которые в глубине души считают такое поведение правильным,и демонстрируют ребенку, с одной стороны, одобрение(«себя надо защищать»), а с другой - порицание («хорошие дети себя так не ведут»).Те же родители, которые считают такое поведение не допустимым и сообщают об этом своему ребенку, не всегда предоставляют ему вариант правильного поведения.
До чего же мы любим все укладывать в рамки правильности-неправильности.Однако для ребенка агрессивное поведение естественное - у него нет другого способа отстоять свое или захватить чужое. Нет до тех пор, пока родители его не научат этому-спокойно и уважительно, или научит этому окружение-через отвержение или серьезную ответную агрессию.
В завершение хочу сказать, что агрессивный ребенок - это тот, кто сможет добиться в будущем многого, потому что агрессия - это необходимая энергия, которая направляет нас на достижения. Главное, чтобы ребенок научился жить со своей агрессией в согласии, чтобы она не пожирала его изнутри, а помогала добиваться того,чего он хочет.
Литература:
1. Как отучить ребенка кусаться и драться/Елена Любимова,2015г
2. Плохих детей не бывает.Дисциплина с удовольствием/Джанет Ласбери,2017г
3. Детская агрессия.Простые способы коррекции нежелательного поведения ребенка/Анна Корниенко,2012
4. Как отучить ребенка капризничать/Александра Васильева,2015

«Агрессивный ребенок»

Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка – большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, “гроза” дворов, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не “взорвутся”, а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится. Не правда ли очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм “выхода” психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в “исполнении” ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий. Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:

1. Когда это началось?

2. Как ребёнок проявляет агрессию?

3. В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?

4. Что явилось причиной агрессивности?

5. Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?

6. Что на самом деле хочет ребёнок?

7. Чем вы реально можете ему помочь?

Если родители ведут себя агрессивно, постоянно применяют наказания или слишком контролируют детей, те могут неосознанно, что это единственный способ правильно вести себя, чтобы добиться своего. Агрессивные дети могут быть не научены просить то, что им нужно или просто не имеют приемлемого выхода своим чувствам.

1. Вместо того чтобы уделить главное внимание поведению ребенка стоит сначала определить, что стоит за таким поведением. Уверен ли ребенок в том, что единственный путь получить желаемое – это вести себя агрессивно?

2. Многие агрессивные дети просто сердятся, потому что осознают несправедливость, совершенную по отношению к ним, когда к другому ребенку, по их мнению, относятся лучше, чем к ним.

3. Если ребенок обижает других своим агрессивным поведением, ему нужно дать понять, что понимаете, что он может быть обижен и расстроен чем-то, но вы не уверены, так ли это. Когда вы обнаружите, что его беспокоит, успокойте его, скажите что все в порядке, что вы разделяете его обиду, и помогите ему найти выход из создавшегося положения.

4. Избегайте применение силы в ответ на агрессивное поведение, как и увеличение агрессии, сдаваясь перед ней. Вместо этого признавайте необходимость поиска путей решения, говоря: «Похоже, что это действительно важно для тебя. Когда ты захочешь попросить моей помощи, сделай это вежливо, и я тебе помогу. Мы вместе это обсудим».

5. Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают, эффективны при взаимодействии с ним. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности. В этой ситуации лучше всего отвести малыша от интересующего его объекта, а потом объяснить, почему родитель так сделал. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.

6. Приказы и наказания могут вызвать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому, то он может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто медленно выполнять, указания родителей, даже если вся семья опаздывает в это время в театр, в гости и т. д.

Детей надо пытаться учить управлять своими чувствами, адекватно воспринимать окружающую обстановку, выражать свои переживания, ощущения. Они должны знать, что никто не хочет ущемлять их права чувствовать так или иначе, но их поведение не должно наносить вред окружающим или им самим. Им надлежит знать, что-то, как они себя ведут, вызывает тревогу у людей, которые заботятся о них и пытаются понять, что они хотят. Они должны быть уверены, что к их мнению прислушиваются.

Указания родителям:

1. Существует разница между агрессивностью и самоутверждением. Очень важно донести до детей эту разницу. Научите детей вежливо просить то, что они хотят, цените их мнение. Покажите им, как получить желаемое, не расстраивая других.

2. Выработайте единый стандарт для мальчиков и девочек. Иногда мальчиков извиняют за грубое и обижающее других поведение, а девочкам запрещают быть искренними и прямо выражать свои потребности. Одинаково важно для мальчиков и девочек знать, что с их чувствами все в порядке и что поведение отделено от чувств.

3. Не стоит отводить взгляд от агрессивных проявлений своего ребенка, списывать на то, что его спровоцировал кто-то из окружающих, доказывая, что в жизни он спокойный и ласковый. Надо расстаться с иллюзией, что ваш ребенок не способен на агрессивное поведение. Любой ребенок инстинктивно может проявить агрессию, когда он ощущает угрозу себе или любимым объектам, будь то живой человек или плюшевый мишка или же тогда, когда посягают на его территорию.

4. Это признание чувств ребенка и его права на них. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов ребенка очень часто может привести к аутоагрессии (т. е. вред будет наноситься самому себе) или перейти в психосоматическое расстройство.

5. И последнее, это научить ребенка выражать их социально приемлемым способом: словом или в рисунке, лепке или при помощи игрушек, или действий, безобидных для окружающих, в спорте.

Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, можно поиграть с ребенком в игры, представленные ниже. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка.

Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

“Выбиваем пыль”

(для детей с 4 лет)

Каждому участнику даётся “пыльная подушка”. Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её “почистить”.

“Детский футбол”

(для детей с 4 лет)

Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.

Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

“Час тишины и час “можно”

(для детей с 4 лет)

Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час “можно”, когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.

Примечание: “часы” можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

“Падающая башня”

(для детей с 5 лет)

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа:

“А-а-а”, “Ура!” и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.

Примечание: каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить.

После каждого штурма “болельщики” издают громкие крики одобрения и восхищения: “Молодец!”, “Здорово!”, “Победа!” и т.д.

“Штурм крепости”

(для детей с 5 лет)

Из попавшихся “под руку” небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть “пушечное ядро” (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – “крепость” – не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи.

“Ругаемся овощами”

(для детей с 5 лет)

Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: “Ты – огурец”, “А ты – редиска”, “Ты – морковка”, “А та – тыква” и т.д.

Примечание: прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

“По кочкам”

(для детей с 5 лет)

Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – “лягушки”, живущие на болоте. Вместе на одной “кочке” капризным “лягушкам” тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: “Ква-ква, подвинься!” Если двум “лягушкам” тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в “болото” соседку, и та ищет себе новую “кочку”.

Примечание: взрослый тоже прыгает по “кочкам”. Если между “лягушками” дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.