История возникновения карнавального костюма. Люди в маскарадных костюмах

1. Участники карнавала во время церемонии открытия карнавальных торжеств в швейцарском городе Люцерн. Красочный карнавал в Люцерне по традиции длится 5 дней. (Sigi Tischler / EPA)

2. Люди в карнавальных костюмах участвуют в уличном шествии «Mameludicos Euforicos» в Рио-де-Жанейро 3 марта. (Felipe Dana / AP)

3. Участники ежегодного Венецианского карнавала позируют фотографу на площади Сан-Марко 27 февраля. (Andrea Pattaro / AFP - Getty Images)

4. Фигура «Королева Ниццы» на 127-м карнавальном параде в Ницце 19 февраля. 127-й карнавал, получивший название «Король Средиземного моря», продлится до 8 марта. (Sebastien Nogier / AFP - Getty Images)

5. Женщины из города Ориноке, родного города президента Эво Моралеса, на Андском карнавале в Оруро 3 марта. В карнавале приняли участие сотни этнических групп из департамента Оруро. (David Mercado / Reuters)

6. Девочки с собачками идут по Французскому кварталу во время парада собак «Krewe of Barkus Mardi Gras» в Новом Орлеане, 27 февраля. Средства собранные во время парада собак, прошедшего в рамках празднования Марди Гра, поступают организациям по защите животных. (Gerald Herbert / AP)

7. Участник парада во время церемонии торжественного старта карнавальных торжеств в Люцерне, Швейцария, 3 марта. (Sigi Tischler / EPA)

8. Инсталляция под названием «ReXpubblica» в виде итальянского премьер-министра Сильвио Берлускони во время ежегодного карнавала в итальянском городе Виареджо 20 февраля. (Fabio Muzzi / AFP - Getty Images)

9. Женщины в карнавальных костюмах готовятся к участию в уличном шествии в Жакмеле на Гаити 27 февраля. В прошлом году карнавал не проводился из-за сильнейшего землетрясения, которое произошло на Гаити в январе 2010 году. (Allison Shelley / Getty Images)

10. Претендентка на звание «Королева карнавала Санта-Крус» демонстрирует жюри свой костюм в городе Санта-Крус-де-Тенерифе на испанском острове Тенерифе 2 марта. (Desiree Martin / AFP - Getty Images)

11. , изображающая Барака Обаму и лидера «Аль-Каиды» Усаму бен Ладена, во время традиционного карнавального шествия в итальянском городе Виареджо 20 февраля. (Paolo Lazzeroni / AP)


12. Участники группы «Cuareim 1080» во время карнавала Llamadas в центре Монтевидео, Уругвай, 27 января. – один из самых продолжительных карнавалов в мире. Обычно он начинается в январе и длится 80 дней до середины марта. Самые яркие представления традиционно проходят в Монтевидео. (Ivan Franco / EPA)

13. Человек в костюме во время 26-го самба-карнавала на рыночной площади немецкого города Бремен 26 февраля. В этом уличном карнавале принимают участие танцевальные группы со всей Германии. (Carmen Jaspersen / EPA)

14. Выступление танцоров во время традиционного парада в честь окончания карнавала в портовом городе Лимассол на юге Кипра 6 марта. (Petros Karadjias / AP)

15. Участник карнавала в Барранкилье, Колумбия, 5 марта. В 2003 году карнавал в колумбийском городе Барранкилья был занесен в Список шедевров устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. (Joaquin Sarmiento / AFP - Getty Images)

16. Рожденная в Латвии Катрина Асфарди во время своего номера с «летающим роялем» в театре «Ла Фениче» во время ежегодного бала-маскарада «Cavalchina», проходящего 5 марта в рамках Венецианского карнавала. (Andrea Pattaro / AFP - Getty Images)

17. Лошадь на сцене театра «Ла Фениче» в Венеции во время открытия бала-маскарада «Cavalchina» 5 марта. (Andrea Pattaro / AFP - Getty Images)

18. Танцовщица в облаке оранжевого дыма во время карнавального шествия «Bloco da Lama» в Парати, Бразилия, 5 марта. (Rodrigo Abd / AP)

Карнавальные празднества берут свое начало еще со времен существования Древней Греции. Тогда маскарадные шествия сопровождались музыкой, пением, танцами. С того времени и появились первые карнавальные костюмы и маски, в которые облачались люди, чтобы донести до окружающих людей какую-то информацию.

Краткая история карнавальных костюмов

Карнавальные костюмы в Европе

В средневековой Европе карнавал считался театрализованным шествием, которое в обязательном порядке должны были сопровождать веселые игры, инсценировки, фейерверки и т.д. Карнавальные костюмы стали неотъемлемой частью подобных мероприятий и вошли в культуру романских народов.

Особого внимания удостоилось искусство декоративного костюмирования, с помощью которого пытались создать незабываемую атмосферу праздника и веселья. Участники шествия должны были одеть тот декоративный наряд, который больше других подходил под установку праздника.

Еще одним предназначением карнавальных костюмов, которые использовались в Европе, было подчеркнуть культуру своего народа. Так, люди переодевались в национальные костюмы, демонстрируя всем, что они являются уникальным и единым народом.

Маски, представляющие часть костюма, зачастую одевались с той целью, чтобы парадировать нечистые силы. С одной стороны, человек прятался от злых сил за маской, а с другой стороны, вступал с ними в диалог.

Карнавальные костюмы в России

В России карнавальные костюмы стали частью культуры в период проведения реформ Петром I. До этого в стране существовали маскарадные традиции, но они носили больше хаотичный характер, и были распространены исключительно на уровне народной среды.

Император Петр I запомнился тем, что оделся в голландское платье, тем самым, как бы открыв традиции маскарада в России. В последующие годы его правления в государстве проходили массовые гуляния, карнавалы, которые теперь имели официальный статус и были одобрены императором.

Примеры карнавальных масок

Наиболее известными масками за всю историю карнавальных костюмов считаются следующие экземпляры: маска баута, арлекин, панталон, кот, Венецианская Дама и многие другие.

К примеру, маска баута появилась еще в XVII веке, служа отличным прикрытием для представителей любых сословий и полов. Маску предпочитали носить вместе с длинным плащом черного цвета и треугольной шляпой.

Арлекин обязательно носится в сочетании с одеждой в разноцветный ромб. Панталон является одной из самых древних масок Италии. Ее следует носить вместе с пальто красного цвета, такого же цвета брюками и носками.

Современные карнавальные костюмы

История карнавальных костюмов не остановилась на средних веках. Сегодня они также продолжают пользоваться огромным спросом среди людей разного социального статуса и разных национальностей. Во многих европейских городах ежегодно проходят феноменальные карнавалы, которые требуют обязательного наличия костюма для непосредственных участников шоу.

Костюмы изготавливаются специально для детей и взрослых. Каждый из них подчеркивает культурную особенность того народа, для которого он изготовлен.

Любое праздничное шествие, празднество не обходится без карнавальных костюмов. С их помощью создается поистине невероятная атмосфера торжества. Покупатель может найти для себя именно то, что он ищет, будь то костюм известного сказочного героя, народный костюм, какое-либо животное и т.д. В настоящее время с развитием технологий стала возможной такая услуга, как пошив карнавального костюма на заказ. Это позволяет изготовить любую одежду согласно всем пожеланиям и предпочтениям заказчика.

Карнавальные костюмы пришли в католическую Европу вместе с праздником Карнавал из обычаев Римской империи. Карнавал – праздник, распространенный в католических странах и восходящий к языческим обычаям Римской империи. Этот праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями, обычно сопровождается массовыми народными гуляньями с уличными шествиями и театрализованными представлениями. Карнавал появился в IX-X в. В наше время, каждый год более миллиона туристов съезжаются в Венецию для участия в карнавале, где большинство принимает непосредственное участие в карнавальном шествии и маскараде с обязательным облачением в карнавальные костюмы . Во время маскарадов карнавальные костюмы дополняются карнавальными масками, которые закрывают или только верхнюю часть лица или полностью все лицо.

При правлении Петра Первого пришел в Россию прообраз карнавала в Венеции и достиг наивысшего расцвета при правлении Екатерины Великой. Карнавальные костюмы и правила проведения первых Петровских карнавалов регламентировались самим императором. Традиция маскарадов по случаю празднования Нового года стала складываться в России во второй половине XIX века после проведения в Петербурге в 1852 году первой публичной елки с карнавальными костюмами и масками.

В России в наше время также аналогичным праздником католического карнавала является Масленица, которая также сопровождается народными гуляниями, переодеваниями в карнавальные костюмы, приготовлением традиционных русских блинов, русскими забавами – катанием на санях и, конечно же сжиганием чучела Масленицы из соломы на главной улице города. На Руси переодевшихся в карнавальные костюмы называли «ряжеными».

Маскарадные костюмы в семье

История праздничных переодеваний в семье начиналась с фразы «В садике будет праздник, посвященный Новому году. Вашим детям нужно приготовить карнавальные костюмы и выучить стихотворение». У родителей сразу возникает проблема, в какой образ перевоплотить их ребенка в этот Новый год. Пройдя по магазинам и найдя банальные ушки и хвостик для зайчика, волка и т.д., мама начинает мастерить из подручных средств.

Еще более проблематичнее найти красивые и удобные карнавальные костюмы для ребенка от 1 до 3 лет.

Однажды увидев фотографии, сделанные фотографом Анне Геддес, мы решили, как же приятно видеть ребенка в таком костюме. Улыбка ребенка излучает счастье и удовольствие. Какой же родитель не хочет видеть своего ребенка счастливым и радостным.

Все мы в детстве мечтали побывать в роли своего любимого сказочного героя, окунуться в сказочный мир. Ведь ощущение мира у наших малышей намного отличается от нашего взрослого. Дети часто любят изображать из себя различных животных, им нравиться подражать своим любимым сказочным героям. Многие дети находят в доме различные вещи и, создав на себе из этих вещей образ, пытаются показать нам кого они изображают. При изображении кошки дочка моей подруги прицепляла к своей юбке ленту, представляя, что это хвост и начинала вести себя как кошка. Так же манерничала, виляла хвостом. Поэтому костюм реальная возможность ребенку полноценно ощутить себя в этой роли. Мы можем помочь осуществить мечту вашего ребенка и освободив вас от решения проблемы по пошиву карнавального костюма для вашего малыша.

Имея опыт создания карнавальных костюмов, хочется сказать, что лучше купить такой необычный костюм малышу, чем пытаться шить самому.

Как говориться «Счастлив ребенок – счастлива и мама».

Венецианский карнавал — мероприятие с очень богатой историей. Впервые гулянья, предваряющие пост, прошли в Венеции в 1094 году.

И, хотя сегодня о религиозной смысловой составляющей венецианского карнавала вспоминают лишь самые дотошные католики, костюмированные вечеринки, проходящие в одном из самых романтичных городов Италии, год от года менее многолюдными не становятся.

На фото: маски на портике площади Сан-Марко

Само слово carnevale переводиться как «прощай мясо», то есть здравствуй пост. Венецианцы не были бы венецианцами, если бы гулянья в столице Светлейшей Республики проходили бы скромно и длились как наша Масленица один день. Потому во времена Казановы в Венеции балы-маскарады проходили аж шесть недель.

На фото: девушка-павлин на площади Сан-Марко

Интересный факт, в них разрешалось принимать участие всем без исключения, даже монахиням. Так, к примеру, Джакомо Казанова в своих мемуарах рассказывает, что на одном балу-маскараде он познакомился с монахиней ММ, потом пару связывали длительные любовные отношения.

На фото: итальянские мужчины в костюмах священников

Маска — обязательный атрибут венецианского карнавала, во время Казановой была таким же обыденным аксессуаром как, к примеру, черный плащ. Ведь, согласитесь, как удобно! Прикрыл лицо маской, фигуру плащом и отправляйся на тайное свидание. Ни ревнивый муж, ни любопытный сосед тебя в жизни не опознают.

На фото: маски позируют на улочке Венеции, за спиной ряженных бутик Chanel

Сегодня карнавальные гулянья длятся в Венеции 20 дней, открываются традиционным акробатическим номером «Полет Ангела» на площади Сан-Марко, после чего город наводняют люди в масках.

На фото: девушки в карнавальных костюмах по пути к площади Сан-Марко

Мне посчастливилось побывать на карнавале в Венеции в 2011 году. Сразу хочется заметить, однажды погрузившись в эстетику действа, возникает желание сделать посещение венецианского карнавала мероприятием ежегодным. Почему? Все очень просто. Карнавал — можно сравнить с коктейлем, в котором намешаны позитив, эстетическое наслаждение от созерцания костюмов и масок и безудержное веселье, доказывающее, что дух времен Казанова жив и здравствует в Венеции и по сей день

На фото: мы на карнавале в Венеции

На фото: маска, олицетворяющая встречу солнца и луны, и его подруга

Предварительно, до поездки на карнавал мы пошили два платья эпохи Тюдоров. Как выяснилось, не зря — костюмы во время карнавала брать на прокат очень дорого. Позволить себе такое могут разве что европейские пенсионеры с их большими пенсиями, оттого самые красивые персонажи, коих мы видели на Сан-Марко, были людьми, перешагнувшими пятидесятилетний рубеж.

На фото: компания масок на площади Сан-Марко

В целом же график вечеринок в Венеции можно описать следующим образом. Днем маски, среди которых немало профессионалов, обитают в районе площади Сан-Марко. Просто тусят там без всякой определенной цели, если не считать таковой позирование туристам.

На фото: парочка масок, направляющаяся на Сан-Марко

Ближе к вечеру профессионалы направляются на костюмированные балы. Там все «чинно-благородно» и, как следствие, скучновато. С расписанием, паролями и явками можно ознакомиться тут: http://www.carnevale.venezia.it/programma.php.

На фото: маски всегда оккупируют пространство возле бутиков на Сан-Марко

Если тратить 500 евро за вход на костюмированное мероприятие не хочется, а прикоснуться к роскоши душа просит, есть альтернативный вариант. Можно ближе к ночи в карнавальном облачении заглянуть в Caffe Florian – самое старое кафе Европы, оно находится на Сан-Марко под арками Новых Прокураций.

Тут дамы и господа в костюмах потягивают неприлично дорогое кофе (15 евро вместо 1 евро), едят десерты, а через окно их фотографируют туристы. Если вы костюмах, вас будут снимать тоже. Сюрреалистичное ощущение, надо признаться.

На фото: я в своем карнавальном костюме

Местная же молодежь (в основном из расположенных неподалеку от Венеции городков, так как в самом городе живет от силы 2000 человек) предпочитает развлекаться во время карнавала другим способом, а именно пить сприц на площади Санта-Маргарета, танцевать близ моста Риальто под живую музыку (для уличных музыкантов карнавал в Венеции — хлебное время), и активно знакомиться друг с другом.

На фото: молодежь предлагает выпить пруньку!

Костюмы — тоже своеобразные, но лишенные пафоса. Кто-то налепляет на одежду дорожные знаки, кто-то облачается в теплый костюм медведя, кто-то одевается в латекс и представляет черта, некоторые и вовсе вместо костюма используют коробки из под телевизора.

Все расположены друг к другу крайне дружелюбно. У нас, к примеру, была такая история. На улице мы встретили группу людей, наряженных как Боб Марли и компания. Группа людей предложила нам выпить в баре. Бар (до сей поры закрытый) ребята открыли имеющимся у одного из них ключом, после чего вся честная компания (из которой половина не знала даже имен друг друга) дружно танцевала на барной стойке. Веселье прервал звонок мамы обладателя ключа бара, она требовала, чтобы сын вернулся домой. После этого все, как по команде, очистили помещение и больше друг с другом не встречались.

На площади Сан-Марко с наступлением ночи проходят удивительной красоты театральные представления. В наш последний вечер в Венеции на сцене пары на ходулях танцевали вальс и запускали в небо горящие фонари.

Когда миллионы огней взмывают в небо, тебя охватывает такое чувство восторга, что кажется, быть более счастливой — просто невозможно. Именно в этот момент возникает понимание, почему венецианский карнавал должен существовать несмотря на кризисы, колебания курса евро и прочие аспекты жизни современной Италии.

На фото: человек-бабочка и некий демон

Карнавал — это мостик, связующее звено, которое прочно соединяет современную, слегка утратившую блеск Венецию с той самой легендарной средневековой Светлейшей республикой, породившей Казанову и выпестовавшей Тициана, тенью властительного города, черты которого современные туристы тщетно силятся разглядеть с борта гондолы в очертаниях погрузившихся в сон палаццо.

ДРУГИЕ ФОТОГРАФИИ ГОСТЕЙ КАРНАВАЛА

На фото: кружевной взрыв на Сан-Марко

На фото: гости, изображающие гроздья винограда

На фото: человек-мухомор или человек-роза, мы так и не поняли

На фото: маркиз де Сад с розовой бородой

На фото: женщина-бабочка или мадам Баттерфляй на карнавале в Венеции

На фото: парочка в традиционном венецианском костюме докторов

На фото: маска в розовом на Сан-Марко

На фото: венецианский Пьеро

На фото: зеленые маски на Сан-Марко

На фото: красавица на причале Сан-Марко

На фото: почти Брэд Питт, но с дредами

В детстве мы все хотя бы раз танцевали возле Новогодней Ёлки в костюме Снежники, Белочки или Зайчика. Задумывались ли мы о том, что маскарадный костюм и вообще - культура проведения маскарада имеет давнюю историю? Более того - любое костюмированное мероприятие, будь то школьный «Огонёк» или роскошный бразильский карнавал имеет свою особую психологию - человек под маской или в некоем фантастическом одеянии ведёт себя совершенно иначе, нежели в реальной жизни.

Первыми маскарадами принято считать римские Сатурналии - ежегодные празднества в честь бога Сатурна, которые сопровождались массовыми гуляньями. Именно в Древнем Риме появились и специальные маски. Дело в том, что во время Сатурналий даже рабам дозволялось веселиться вместе с хозяевами, и, чтобы не омрачать радости сословными предрассудками, все участники праздника закрывали свои лица масками.

В Средние Века, несмотря на суровость церковных установок, маскарады были не так уж редки. Основными атрибутами были костюмы и маски, призванные скрыть социальные различия и всех уравнять на время праздника. Именно в эпоху Средневековья сложилась особая психология маскарада - король переодевался в нищего, белошвейка - в принцессу, скромница - в райскую птицу. Впоследствии психологи напишут не одну сотню статей про карнавальный «мир-перевёртыш», где нет никаких преград и всё то, что невозможно в реальной жизни, допустимо мире масок. Во время карнавала ничего не казалось безрассудным. Благородная дама в маске могла на один час сделаться любовницей простого солдата и после этого не чувствовать себя опозоренной или униженной. Иначе говоря, под маской - это уже «не я», а кто-то другой.

Маска делает человека неузнаваемым, она связана с радостью перевоплощений и возможностью примерить на себя любую роль.

Самым знаменитым, как и в наши дни, считался карнавал в Венеции. Основой венецианского карнавального костюма была (и остаётся) баута - традиционная маска белого цвета, прикрывающая в основном верхнюю часть лица, иногда с длинным носом или резким треугольным профилем.

Другим общеизвестным атрибутом является длинный плащ с рукавами и капюшоном - домино. Чаще всего домино были чёрного цвета.

В Венеции карнавальные маски приобрели такую популярность, что их стали носить в повседневной жизни. Это вызывало нарекания, как властей города, так и церкви, но никакие запреты не действовали, пока нарушителей не принялись наказывать в уголовном порядке...

Вплоть до конца XVIII века венецианский карнавал оставался главным событием в жизни города, но потом интерес к нему стал угасать. Однако во второй половине XX века карнавал начал свою вторую жизнь. Городские власти смекнули, что возрождение карнавальных традиций может привлечь в Венецию толпы туристов со всего мира.

Помимо массовых, публичных карнавалов, в Средневековой и Ренессансной Европе существовали и мероприятия для избранных. Пышностью придворных маскарадов отличалась тюдоровская Англия. Вторая жена Генриха VIII - Анна Болейн устраивала костюмированные празднества, на которых воссоздавались картины из античной мифологии. Юные девушки изображали амазонок и нимф, юноши - сатиров, а сама королева - непременно Афродиту, богиню любви. Разумеется, маскарадные костюмы было далеки от древнегреческих реалий - наряд Пенелопы или Психеи по фасону мало, чем отличался от придворного туалета XVI века, разве что был несколько фантастичнее.

Дочь Генриха и Анны - Елизавета I тоже любила устраивать маскарадные празднества. Королева-Девственница любила выходить к гостям в костюме Артемиды - стройной, девственной богини охоты. Сверкая многочисленными драгоценностями, затянутая в железный корсет, Елизавета изображала античную богиню. С «оригиналом» её роднил только лук - орудие богини да сияющий месяц в волосах.

При дворе Людовика XIV маскарады отличались особой пышностью - сам король любил появляться в костюме Аполлона или Юпитера. Это были стилизованные под античность, тяжеловесные парчовые наряды, с непременной короной.

Его правнук, Людовик XV, не признавал дворцовых празднеств - его неизменно влекли публичные маскарады, которые устраивались в Ратуше или на площадях Парижа. Он любил прикинуться небогатым буржуа и весь вечер ухлёстывать за какой-нибудь гризеткой в наряде царицы Зенобии... Кстати, некая хитроумная красавица в 1745 году устроила «охоту» на короля именно во время одного из публичных маскарадов. Одевшись в костюм богини Дианы (розовый шёлк, усеянный розами!), дама так заинтриговала Людовика, что сумела надолго привязать его к себе. Вы все хорошо её знаете - то была мадам де Помпадур.

Кстати, именно в XVIII веке популярными становятся костюмы, почерпнутые из итальянской комедии дель арте и французского народного театра. Карнавал Галантного Века - это бесчисленные Коломбины, Пьеро, Скарамуши и Арлекины.

Очень популярными были костюмы пастушков и пастушек - героев так называемых пасторальных романов, типа «Дафнис и Хлоя». Разумеется, новоявленные пейзане порхали в кружевах и напудренных париках, а их головы украшали венки из шёлковых розочек.

История русских маскарадов и, соответственно, маскарадных костюмов, начинается с петровской эпохи. Как-то раз Пётр решил устроить беспрецедентное карнавальное шествие - он вырядил своих придворных и их жён в старинное русское платье и заставил, кривляясь и распевая непристойные песни, прошествовать по Петербургу. Так Пётр «отучал» подданных от боярских одежд и кокошников.

Постепенно маскарадная культура прижилась на русской почве и уже при дворе Анны Иоанновны на костюмированных балах порхали наяды и дриады в полумасках.

Но самыми странными, не имевшими аналогов ни в России, ни даже в пресыщенной Европе, были так называемые маскарады «с переодеванием», которые при дворе Елизаветы Петровны, проводились каждый вторник. Назывались такие балы «Метаморфозами». На этих мероприятиях мужчины должны были танцевать в женских нарядах с фижмами, а дамы, соответственно, в мужских костюмах, как известно, открывавших ноги до колена и немилосердно обрисовывавших бёдра.

Эти маскарады, судя по всему, веселили только саму Елизавету, имевшую при внушительной фигуре весьма стройные ноги и любившую их демонстрировать.

Кроме того, императрице нравилось наблюдать, как дамы стесняются своих открытых ног, а мужчины - путаются в юбках и падают прямо на своих партнёрш по танцам. Вот как об этом пишет беспристрастная Екатерина II: «Мне случилось раз на одном из таких балов упасть очень забавно, Сиверс, тогда камер-юнкер, был довольно большого роста, и надел фижмы, которые дала ему императрица; он танцевал со мною полонез, а сзади нас танцевала графиня Гендрикова: она была опрокинута фижмами Сиверса, когда тот на повороте подавал мне руку; падая, она так меня толкнула, что я упала прямо под фижмы Сиверса...»

Но «золотым веком» маскарадов можно назвать конец XIX века. Костюмированные балы устраивали художники и гимназисты, жёны фабрикантов и владельцы «Фоли-Бержер». И, разумеется, все модные журналы публиковали описания самых фантастических нарядов, причём на любой вкус и на любой доход.

Дамы примеряют на себя костюмы русалок, фей, бабочек. В России был популярен образ русской боярыни или царевны. Этот выбор не случаен. В феврале 1903 года в Зимнем дворце состоялся грандиозный костюмированный бал, на котором все приглашенные, а также Николай II и Александра Федоровна были одеты в русские костюмы XVII века. Эти дорогостоящие, помпезные мероприятия были призваны демонстрировать преемственность поколений и приверженность национальным традициям.

И, конечно, мир детства немыслим без детских балов, маскарадов и Рождественской Ёлки! На карнавал девочки одевались феями, принцессами, цыганочками. Был популярен костюм Красной Шапочки. Мальчики переодевались морскими разбойниками и сказочными принцами.

Валентин Катаев так описывает маскарадные костюмы своего детства в книге «Белеет парус одинокий...»: «Девочки превратились в русалок и цыганок... Шумела папиросная бумага юбочек и плащей, качались на проволочных стеблях искусственные розы, струились шелковые ленты бубна». Приложение к журналу «Нива» - «Парижские моды» предлагало для юных леди костюмы «в стиле Louis XV», наряды Коломбины, Шахматной Королевы и даже такого удивительного персонажа, как Пьерина (или Пьеретта) - этакого женского варианта Пьеро.

На картине Бориса Кустодиева «Дети в маскарадных костюмах» мальчик и девочка изображены в стилизованных костюмах Галантного Века. «Парижские моды» предлагали просторный, но изящный костюм маленького клоуна, состоящий из блузы и широких панталон палевого атласа.

Советская эпоха породила так называемые «полит - карнавалы». Молодые рабочие переодевались в костюмы буржуев и уродливо кривляясь, танцевали чарльстон. Как там у Ильфа и Петрова? «Проехали на автомобиле три комсомольца во фраках и белых перчатках. Они сконфуженно поглядывали на толпу.
-Васька! - кричали с тротуара. - Буржуй! Отдай подтяжки!»

В 1930-х годах, когда, по словам Сталина, «жить стало лучше, жить стало веселее» советским гражданам вернули и Новый Год, и прочие «буржуазные» развлечения. Маскарады стали устраиваться в Парке Культуры, в Сокольниках, в многочисленных рабочих клубах и ДК. «Пахло водой, смолой, порохом и цветами. Какие-то монахи, рыцари, орлы, стрекозы, бабочки со смехом проносились мимо... Вдруг - вся в чёрном и в золотых звездах - вылетела из-за сиреневого куста девчонка. Не заметив меня, она быстро наклонилась, поправляя резинку высокого чулка; полумаска соскользнула ей на губы» - это описание маскарада, достойное Галантного Века, сделано в конце 1930-х советским писателем Аркадием Гайдаром.

Постепенно из мероприятия, где стираются все сословные и моральные предрассудки, маскарад превратился в весёлый детский праздник. В 1960-е годы среди мальчиков был популярен костюм космонавта, в 1970-е под влиянием ГДР-овских «индейских» фильмов - наряд ковбоя или индейца.

Сейчас в многочисленных «Детских мирах» продаются костюмы Бетмена, Гарри Поттера и даже вампира. Каждому времени - свой маскарадный костюм.