Значение бабушек дедушек в воспитании детей. Роль бабушек и дедушек в семье - все о семье

Современные бабушки рушат стереотипы. Сегодня немногие из них носят платочки и пекут пирожки. Все больше женщин пенсионного возраста продолжают работать и вести активный образ жизни, одни по своей воле (заняты карьерой и личным развитием), другие по необходимости (заняты зарабатыванием денег для себя, детей и внуков). Какова же роль бабушки в воспитании ребенка?

Роль бабушек условно можно разделить на два вида :

Сегодняшние бабушки – это женщины, родившиеся в СССР, но достаточный период жизни уже прожившие после распада страны. Они успели взять из советского прошлого лучшие традиции и методики педагогики и психологии. Но в то же время, они узнали и ознакомились с западными веяниями и совершенно иными, свободными и нестандартными подходами к воспитанию детей.

Если взять из двух разных моделей поведения бабушек (советской и западной) только самое лучшее, получится идеальная бабушка . Но даже на такую безупречную бабушку не стоит «скидывать» своего ребенка, а бабушке не стоит брать на себя эту «ношу».

Главная ошибка родителей

Не нужно спешить становиться родителями, пока не удалось «встать на ноги»: пока нет своего дома, хорошей работы и достаточного уровня заработка! Пока нет уверенности, что получится заботиться о ребенке без привлечения бабушек и дедушек, не нужно заводить детей!

Это может показаться жестоким, но в противном случае молодых родителей ожидает множество проблем! Заводя ребенка и оставаясь при этом ребенком (психологически), трудно выжить.

Масса проблем возникает у тех семей, которые привлекают к воспитанию своих детей бабушек и дедушек: от проблемы «Одну кофточку ребенку на улицу одевать или две?» до проблемы «А не развестись ли тебе с твоим/твоей?».

Молодые родители сами «скидывают» детей на бабушек-дедушек, а потом возмущаются: «Они не дают нам воспитывать ребенка так, как хотим! Указывают, как жить и что делать!». Но удивляться и возмущаться тут нечему! Все логично.

Нелепо полагать, что бабушка, которая берет на себя ответственность за ребенка, сидит с ним, воспитывает и учит, пока мама и папа на работе, предоставляет молодой семье свою жилплощадь, помогает им еще и материально, не попросит ничего взамен! Попросит, а точнее потребует… власти !

Очень часто главной в семье оказывается бабушка или тандем бабушки с дедушкой. При том, что у них власть и авторитет, у них же и безграничная любовь внуков.

Современные родители совершают большую ошибку , когда по умолчанию, не спросив будущих бабушек и дедушек, решают за них, что они должны и будут сидеть с их детьми! Не должны и если не захотят – не будут! Нет такого закона «Бабушка и дедушка обязаны сидеть с внуками и нянчится с ними, пока родители заняты своими делами».

Если уже есть ясное понимание, что без помощи своих родителей в деле воспитания детей не обойтись, об этом нужно договориться заранее ! Загодя спросить у будущих бабушек и дедушек: «Вы сможете нам помогать? Будете сидеть с малышом?». Крайний срок такой беседы – первый триместр беременности, лучше – пару лет до нее, но никак не послеродовый период.

Все лучшее – внукам

Как можно не любить бабушку и дедушку?! Ведь их любовь всеобъемлющая, нетребовательная и безоценочная!

Бабушки не совершают по отношению к внукам и внучкам тех ошибок, которые совершали по отношению к своим детям (и которые те теперь совершают по отношению к своим).

Они стали спокойнее, мудрее, добрее, опытнее, более принимающими и меньше требующими. Бабушки не стремятся, чтоб внуки реализовали их нереализованные мечты и планы (родители чаще хотят и навязывают детям свой путь).

Роль бабушки в воспитании и жизни ребенка бесценна. Именно бабушки учат внуков и внучек самым важным вещам в жизни : быть добрым, человечным, смелым, честным, стремиться к знаниям, успехам, развитию.

Бабушки показывают на своем примере, что такое терпение, труд, красота, доброта, жизнь и любовь.

Они знакомят внуков с историей своей страны и семьи, знают много историй и рассказывают, сколько предков жили, трудились, любили и умирали за то, чтобы жили они и родились их внуки.

Бабушки рассказывают маленькому человечку как ценна его уникальная жизнь , тем самым закладывая первые кирпичики самооценки и мировоззрения.

Психологи доказали, что дети, воспитанные бабушками и дедушками, вырастают более интеллектуально развитыми, старательными, ответственными, отзывчивыми.

Людям, в чьих жизнях были прекрасные бабушки и дедушки, необычайно повезло!

Негативное влияние бабушек

Воспитанием детей должны заниматься их родители , они несут за них ответственность моральную и юридическую. Бабушки могут лишь помогать родителям, но не перенимать их ответственность.

Проблема часто строится не только на том, что родители «скидывают» бабушкам своих детей, а на том, что бабушки сами «отбирают» их и все сопутствующие права и обязанности!

К сожалению, не так опасно не додать внукам свою любовь и внимание, как переборщить. Есть в роли гиперопекающей бабушки отрицательные моменты:


Но даже не слишком правильная, гиперопекающая бабушка, во всяком случае, лучше, чем приходящая и чужая женщина-няня.

Правила хорошей бабушки

Чтобы избежать негативных последствий роли бабушки и укрепить позитивные, психологи рекомендуют:


Добрые и мудрые бабушки и дедушки становятся друзьями для своих внуков намного чаще, чем для своих детей. И внуки нередко любят их больше родителей.

Если говорить о любви в широком смысле слова (как о чувстве, которое всегда есть в сердце, которое можно испытывать не только к представителю противоположного пола, а к кому угодно и чему угодно на свете, в том числе и к самому себе), то нельзя не сказать, что именно бабушки являются источником знаний о ней и примером этой самой настоящей любви для ребенка.

В чем должна заключаться роль бабушки, на Ваш взгляд?

Когда мы рассуждаем о воспитательном процессе, то упоминаем, в первую очередь, родителей. Однако не стоит недооценивать и роль старшего поколения в воспитании ребенка. Причем это влияние бывает как позитивным, так и негативным. Как же влияют дедушки и бабушки на ребенка?

Для многих молодых мам и пап помощь их родителей становится настоящим подарком судьбы. Опыт старшего поколения помогает справляться с неизвестными ситуациями в деле воспитания малыша, а слово «бабуля» можно по праву считать синонимом слов «нежность» и «любовь».

Однако иногда бабушкина забота приводит к негативным результатам. Излишне снисходительные или, напротив, «драконовские» воспитательные методы становятся источником многочисленных ссор и скандалов между родными людьми.

Положительное влияние бабушек и дедушек на ребенка

  • В первую очередь, необходимо рассказать о той поддержке, которую оказывают старшие родственники в уходе за малышом. Родители часто трудятся целыми днями, а после работы и по выходным стараются сходить в кафе, кино или встретиться с друзьями. В этом время зачастую именно бабушки и дедушки сидят с внуками.
  • Новоиспеченные родители зачастую боятся принимать ответственные решения, которые касаются и присмотра за первенцем. И тут на помощь приходят опытные бабушки, которые уверены в своих силах и знают, что нужно делать с маленькими детьми.
  • У взрослого поколения найдется время, чтобы помочь с уроками, поиграть с детьми, расширить их кругозор, читая книги, рассказывая реальные истории из жизни.
  • Порой складывается ощущение, что между пожилыми людьми и ребенком налаживается «мистическая» связь – сказки из уст дедушки или бабушки кажутся интереснее, чем те же самые, которые читают родители.
  • Общение с родственниками расширяет социальные контакты детей, благодаря этому они смогут приобрести непосредственный опыт взаимодействия с взрослыми людьми, а не только со сверстниками.

Отрицательное влияние старшего поколения

  • Многие дедули и бабули балуют внуков, разрешают им то, что не позволяют в семье. Например, любимые бабушки не ограничивают в просмотре мультиков и позволяют пропустить дневной сон. Некоторые даже стараются договориться с внучатами, чтобы те молчали перед родителями об этих вольностях. Неудивительно, что после подобного вмешательства дети пытаются выторговать такие же привилегии и у мамы, пуская в ход капризы, слезы и истерики.
  • Некоторые бабушки, напротив, придерживаются авторитарного стиля взаимодействия с ребенком. Их девиз: «Воспитывать детей нужно, пока они еще умещаются поперек лавки» . Не стоит и говорить, что после такого общения малыш всячески сопротивляются встрече с близкими родственниками.
  • Иногда дедушки и бабушки пытаются оградить своего внука буквально от всего. Он постоянно слышит: «Не бегай – упадешь», «Не поднимай палку – замараешься» . Психологи уверяют, что подобное «тепличное» воспитание способно перерасти в страхи, а затем в неуверенность и инертность.

Правила для родителей

Если вы заметили, что после посещения бабушки и дедушки поведение ребенка кардинально меняется, необходим серьезный разговор. Однако помните, что балование детей зачастую проистекает от искренней любви.

  1. Постарайтесь четко обозначить границы влияния своих родителей на ребенка. Именно вы несете ответственность за его воспитание, а бабушка и дедушка являются пусть главными, но все же помощниками.
  2. Обсудите все противоречия и расхождения в вопросе развития малыша. Но не делайте это в его присутствии, чтобы не снизить авторитет взрослых людей. Кстати, некоторые дети, глядя на ссоры, быстро соображают, как сыграть на противоречиях. Так что есть риск получить маленького манипулятора.
  3. Не забывайте, что от вашего отношения к старшему поколению зависит то, как подросшие дети станут относиться к вам в будущем. Поэтому, даже если вы отрицательно относитесь к бабушкам-дедушкам, не демонстрируйте этого хотя бы при малыше.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Правила для бабушек и дедушек


  1. Старайтесь не говорить детям, что они не так воспитывают ваших внуков (даже если вам так кажется). Встаньте на сторону дочери или сына и помогите реализовать их воспитательные планы. Помните, что они желают своим детям (а значит, и вашим внучатам) только добра.
  2. Рассказывайте младшему поколению об их ребенке, о его потребностях и возможных проблемах, но не обвиняйте! Ваша задача – договориться, как исправить недостатки ребенка и удовлетворить его потребности.
  3. Не «покупайте» внимание и любовь малышей многочисленными подарками. Желая сделать дорогой презент (телефон, ноутбук) внуку, не забудьте посоветоваться с его мамой и папой.
  4. Избегайте конфликтов, ведь у вас есть богатейший жизненный опыт – то, чего пока нет у ваших детей. А значит, вы более опытны во взаимоотношениях с людьми и можете или уступить, или повернуть беседу так, что они согласятся с вами.

Пожалуй, в каждой семье возникают собственные сложности и недомолвки, которые связаны с влиянием на ребенка дедушек и бабушек. Градус накала зависит от множества обстоятельств: совместное или раздельное проживание, социальная зрелость семьи и период ее жизни. Психологи уверены, что первые годы являются самыми серьезными, так как происходит взаимное приспособление. Также большую роль играет то, чьи это родители – мамы или папы.

Для обоих поколений идеальная модель взаимодействия – близкие взаимоотношения на определенном расстоянии. То есть, молодая семья с ребенком живет в отдельной квартире, однако часто посещает своих родителей и пользуется их услугами. Со своей стороны, молодежь помогает «старикам» более комфортно переживать одиночество.

Безусловно, семья – это личная территория родителей, на которой действуют их правила. И за воспитание ребенка тоже отвечают только мама и папа. Однако не стоит забывать, что роль дедушек и бабушек в воспитательном процессе трудно переоценить. И если они не стремятся заменить родителей, а, напротив, поддерживают и не критикуют их, общение со старшим поколением становится для ребенка настоящим праздником.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

Для родителей, как и для самих детей, будет очень хорошо, если в воспитании младшего поколения примут активное участие бабушки и дедушки . Но у каждой медали имеется две стороны. Так и в этом случае, ведь старшее поколение выросло, и было воспитано в совсем иных условиях и при других моральных ценностях. Они имеют свое мнение по поводу тех или иных методов воспитания внучат, и это мнение очень часто отличается от мнения самих родителей. Но как все-таки достичь взаимного согласия? Давайте вместе разберемся с этим вопросом.

Скорее всего, участие бабушек и дедушек в воспитании наших детей вызвано традициями и взглядами на жизнь славянского народа. Но как найти общий язык разным поколениям родственников в одном доме?

Внуков любят больше, чем детей?

Чувство пожилых людей относительно малышей всегда считались особенными. Они могут по-особенному смотреть на мир, будто бы сами, как и много лет назад, возвращаются в детство. Бабушки и дедушки умеют поставить себя на место карапуза, понять, как он думает, увидеть все его радости и переживания. Возникает такое ощущение, что они даже разговаривают на одном и том же языке. Суть здесь не в том, что старшее поколение может эмоционально заинтересовать . Скорее причина в том, что они принимают внуков со всеми их индивидуальными особенностями, такими, какими они есть на самом деле.

Никто не скажет, что родители не переживают за своего малыша. Конечно, они переживают за него, стремятся понять, но не так как старшее поколение. Но где тогда кроется причина в таком различном восприятии одних и тех же вещей? Почти всегда родители наперед знают, как они будут воспитывать малыша, и какие свойства характера хотят у него видеть. Они следуют своим моделям воспитания . Возможно, родители стремятся реализовать в своем ребенке те мечты, которые им не получилось осуществить в своей жизни. К примеру, мама всегда мечтала стать актрисой, но, ввиду жизненных ситуаций, у нее этого не получилось, и теперь она отдает малышку в школу актерского мастерства. Или папа старается прищепить сыну любовь к футболу вместо компьютерных игр, так как сам в детстве мечтал стать нападающим. В таком отношении родителей и детей доминирует чувство собственности. Некоторые родители на критику по поводу воспитания ребенка прямо отвечают: «ребенок мой, и я лучше знаю, что ему нужно». Например, семья, у которой все хорошо в финансовом плане, мечтает отправить своего ребенка во время летних каникул на один из престижных курортов. Но им совершенно неинтересно, что их малышу намного ближе к сердцу поездка в деревню к бабушке .

В свою очередь у старших людей таких чувств собственности нет. Они стараются поставить себя на место малыша, принимать те условия игры, которые он им ставит. Они не стараются научить ребенка основам поведения или заниматься педагогической практикой с детьми. Бабушки и дедушки просто живут проблемами внуков. Все сказанное можно заключить в одну короткую фразу: старшее поколение живет для малышей, а не наоборот. Если возникают дискуссии между поколениями в вопросах воспитания , то бабушки и дедушки , в большинстве случаев, идут младшему поколению на уступки.

Но будет несправедливо, если мы всех будем мерить под одну линейку. Ведь бабушки тоже могут быть разными. Давайте сейчас и дальше говорить именно о бабушках , так как в основном они, вместе с родителями, занимаются воспитанием внуков . Некоторые бабушки еще слишком молоды, чтобы принимать такую роль, и не хотят оставлять высокооплачиваемую работу или жертвовать личной жизнью ради внуков . Другие бабушки , наоборот, рады бы посидеть с внучатами, но возраст не дает им такой возможность. Еще одна категория старается удержаться на работе для того, чтобы обеспечить малышей материально.

Но, несмотря ни на что, в странах постсоветского пространства молодые родители в случае проблем с воспитанием детей сразу обращаются к бабушкам . В современной Европе такое непринято, там существуют специальные службы, к которым можно обратиться, если у вас нет возможности самим воспитывать малыша. Но наши сограждане тоже стараются не отставать от Европы. В связи с этим появилась новая схема обращения к бабушкам по вопросам воспитания малышей. Зачем нанимать совсем постороннего человека, платить ему, если можно те же деньги отдавать родной бабушке . Тем более вы будете уверены на все сто, что она никогда не обидит малыша. Ничего плохого или зазорного в таком обращении нет.

Сядем за стол переговоров

Очень часто два поколения взрослых людей не могут прийти к консенсусу по поводу воспитания детей. Это и есть одна из наиболее распространенных ошибок такого воспитания . Пока малыш лежит поперек кровати, все нормально, и роли в семье распределены. Бабушка , обычно, гуляет с коляской по улице, а мама занимается домашним хозяйством. Можно и поменяться ролями. Но когда ребенок становится немного старше, и начинает самостоятельно общаться со сверстниками, возникают разногласия. Бабушка хочет одеть ребенка в пальто, а мама сует куртку, бабушка кормит его борщом , а мама приготовила рассольник и т.д. Если у вас возникла похожая ситуация, лучше все обсудить в спокойной обстановке, и поставить в вопросе точку. Во время обсуждения не стесняйтесь высказывать свои претензии оппоненту, тогда у вас не останется затаенных обид, и все вопросы будут решены. Более правильной будет позиция тех бабушек, которые помогают всем, чем могут, но стараются не вмешиваться в сам процесс педагогического воспитания детей. Давайте рассмотрим несколько простых советом для старшего поколения, которых они, хочется верить, будут придерживаться.

Не старайтесь во всем потакать своим внукам, немного строгости в отношениях отнюдь не будут лишними.

Если ребенок сделал что-то плохое, его действия не должны остаться безнаказанными. Наказание подразумевает под собой не только физическое влияние, но и профилактическую беседу. Может быть, что вы в качестве наказания не сделаете того, что очень любит или к чему привык ребенок. Например, перед сном не прочитаете ему сказку или не купите его любимых леденцов. Пока малыш не вырос, на него существует множество способов влияния.

Поговорите с родителями ребенка, поинтересуйтесь, как они видят процесс воспитания своего ребенка. Тогда вы сможете избежать лишних недоразумений с ними.

Родителям, со своей стороны, следует быть немного снисходительнее к своим отпрыскам. Если малыш сам убрал свои игрушки или помог вам, похвалите его. Если вы ему что-то запрещаете, то запрещенные вещь или действие действительно должны быть опасными для ребенка или для окружающих.

Почти идеальным будет тот вариант событий, когда карапуз живет вместе с родителями, а бабушка приходит к вам в гости поиграть с ним.

Слово ученым

Человек еще не разработал такой педагогической системы обучения, которая не имела бы противников. Так и с бабушками . Одни считают, что бабушкино воспитания имеет позитивное влияние на детей, а другие, наоборот, являются его противниками. У противников есть свои весьма значимые аргументы. После бабушек ребенок намного хуже адаптируется в коллективе сверстников, он пассивный, не любит активные игры, становится слишком разбалованным и неуправляемым. Сторонники такого воспитания в свое оправдание говорят, что ребенок растет здоровым психически, хотя и имеет слегка завышенную самооценку, что намного лучше неуверенности в своих силах. Достаточно часто ребенок, чьим воспитанием занималась бабушка , стоит намного выше в умственном развитии от своих сверстников . Но, правды ради, хочется заметить, что слова как противников, так и сторонников бабушкиного воспитания не подтверждены научным путем. Все они основаны на наблюдениях поколений людей. А что по этому поводу думают психологи и педагоги?

В одном из Институтов психологии были проведены подобные исследования творческих и интеллектуальных особенностей детей младшего школьно возраста. Во время исследования ученые изучили особенности воспитания каждого ребенка и их семейное положение. Выводы были впечатляющими. Они заметили, что те из малышей, чьим воспитанием занимались, преимущественно, бабушки , намного проще решали нестандартные задания. Но и это еще не все. Специалисты обнаружили, что и бабушки , и родители воспитывали малыша за одинаковыми принципами, хотя сами этого не замечали. Разница была только в том, какой именно метод воспитания каждый из них считает более главным, и как он его применяет на практике.

Помощь бабушки в воспитании ваших детей - это, конечно, замечательно, но злоупотреблять ею не следует.

Требования взрослых к ребенку кардинально меняются по мере того, как он взрослеет. Это вполне естественный процесс. Что родители могут требовать от грудного малыша? А вот ребенок 4 - 5 лет уже имеет свои обязанности, за исполнение которых у него спросят. Специалисты во время проведения исследования задавали всем родителям детей и их бабушкам одинаковые вопросы, например, считают ли они необходимым, чтобы ребенок каждый день убирался в своей комнате, или придерживается ли малыш постоянного распорядка дня. После таких опросов был сделан вывод, что родители имеют более высокие требования к своим детям, нежели бабушки к внукам.

Давайте теперь немного поговорим о запретах, которые мы навязываем детям. Например, мама не разрешает своему ребенку перекусывать перед обедом, а бабушка , в то же время, постоянно подкармливает малыша то конфеткой, то печеньем. Из этого примера можно увидеть, что бабушки не склонны накладывать внукам табу на те, или иные вещи, если это, по их мнению, не принесет вреда ребенку.

Больше всего споров в науке о педагогике ведется про наказание детей за их проступки. Проведенные в этой отрасли исследовании показали, что практически все родители считают наказание детей в процессе их воспитания необходимыми. А каково мнение по этому поводу бабушек? Они, наоборот, считают, что при любых обстоятельствах с малышом можно договориться без применения кардинальных методов влияния. Главное, что при этом понадобится - это терпение.

В своем большинстве родители достаточно редко хвалят ребенка за его достижения. Возможно кто-то из родителей придерживается мнения, что в свои 5 или 7 лет малыш еще ничего не достиг. Они постоянно ставят в пример своему ребенку других детей, которые достигли больших успехов в том или ином вопросе. Такими словами родители, скорее всего, добьются того, что у их ребенка разовьется комплекс неполноценности, и его самооценка будет на чрезвычайно низком уровне. Бабушки , наоборот, считают, что их внуки самые лучшие на свете, и что никто иной кроме них не сможет делать все так же хорошо. Их внуки - самые лучшие. Для ребенка это имеет чрезвычайно большое значение.

Мы часто можем слышать, что ребенок станет разбалованным, если постоянно удовлетворять все его прихоти. Такие слова имеют смысл, если говорить о покупке, например, еще одной желанной игрушки. Но достаточно часто малышу не хватает общения и ласки родного человека. Он чувствует себя ненужным и брошенным на произвол судьбы. Этим вопросом заинтересовались специалисты во время проведения своих исследований. Они задавали взрослым вопросы, которые могли показать им, как часто родители играют с ребенком, или насколько часто они с ним разговаривают. Результаты опросов их разочаровали. Оказалось, что родители не принимают всерьез требования и желания своего малыша. Старшее поколение, согласно исследованиям, всегда прислушиваются к потребностям внуков, даже если эти потребности кажутся им, мягко сказано, немного странными.

Еще одним вопросом, по которому проводилось исследование, была возможность выбора у ребенка. Ответ на этот вопрос дает возможность судить о демократичности отношений в семье. Выбор у малыша может быть относительно всего. Начиная от того, хочет ли он посещать какую-то секцию, и какую именно, и, заканчивая тем, какой стиль одежды ему больше нравится. Результат этого исследования был весьма предсказуем. Родители придерживаются мнения, что им виднее, когда их отпрыск должен делать домашнее задание или с кем он должен дружить. У таких родителей ребенок не имеет права выбора, даже если вопрос касается обычных ежедневных дел. А что тогда говорить о критических ситуациях?

В завершение поговорим немного про то, как дети выражаются эмоционально . Исследователями было замечено, что мамы достаточно часто дергают детей по мелочам: «не смейся так громко», «говори тише» и др. Почти всегда такие реплики безосновательны. Но и они имеют свои последствия. Ребенок стает закомплексованным, замыкается в себе, не идет на контакт со сверстниками. Такие дети не способны проявить в полном объеме свои возможности в школе. Бабушки , в отличие от матерей, разрешают детям быть самими собой. Тогда почему бы нам не выбрать все положительные моменты из методов воспитания родителей и бабушек, и сделать своих малышей более счастливыми и социально адаптированными. Может, тогда наши дети смогут сказать, что у них было по-настоящему счастливое детство.

А где же дедушки?

Во время проведения исследований психологи задействовали более чем 200 семей. Эти исследования показали, что активное участие в воспитании внуков принимали только трое дедушек. Все другие придерживаются мнения, что воспитание детей - отнюдь не мужское занятие. А ведь они совершенно неправы. Роль дедушки, как и роль отца, в процессе воспитания детей просто огромна. Кто, кроме папы и дедушки, даст маленьким девочкам навыки в общения с мальчиками. И если не они, как тогда мальчик сможет представить себя в роли взрослого мужчины. Дети моделируют поведение взрослых в своих действиях. Они смотрят, как взрослые общаются между собой, на их взаимоотношения, и так же ведут себя при общении со сверстниками. Если по объективным причинам семья осталась без папы, его роль исполняет именно дедушка. Но это в идеале, а практика показывает, что вожжи правления в семьях нашей страны находятся в руках наших любимых и хрупких женщин. Они и играют главную роль в воспитании детей . Мама и бабушка придерживаются мнения, что мужчины ничего не смыслят в процессе воспитания детей , для них нет ничего роднее, чем железяки, с которыми они постоянно возятся. А результат ситуации весьма прост: женщины сами отбирают у мужчин право воспитания детей, а вместе с ним и само желание к этому делу.

      Бабушки и дедушки — важные и ближайшие родственники в каждой семье. Более того, жизненный опыт и забота старшего поколения всегда необходима современным молодым родителям. Можно ли позволять бабушкам вмешиваться в воспитание детей и как сделать климат в семье благоприятным? Это важные вопросы, волнующие множество семей.
  • Ведь, существует масса ситуаций, когда мама и папа просто не имеют свободного времени из-за работы, командировок или других важных дел. Не важно, живут ли родители вместе с бабушками и дедушками, главное то, что эти члены семьи имеют важное влияние на ребенка и становятся частью его жизни
  • Не зря в народе говорят: «дети — это игрушки, а внуки — это дети» и в этом есть доля правды. По настоящему ощутить заботу и трепетное отношению можно только к внукам. Все потому, что в «свое время» бабушки и дедушки тоже были слишком заняты работой и не успевали как следует насладиться всеми прелестями материнства
  • Если отставить в сторону стереотипы о том, что старшее поколение не умеет справляться с современными детьми, то можно понять, что без помощи своих родителей — никак не обойтись

Преимущества связи между ребенком и бабушкой

Безусловно общение с бабушками и дедушками оказывает на ребенка благоприятное действие. Каждый родитель должен прекрасно понимать о важности регулярных встреч, совместных праздников и прогулок. Подобные занятия способны развивать социальные навыки ребенка и прививать ему любовь к семье.

Жизненный опыт бабушки всегда отличается своим стажем, а значит она уже успела многое повидать на своем пути и знает решения важных проблем. Бабушка — первый человек, который поможет правильно ухаживать за новорожденным малышом и раскроет все тонкости материнства.

Да и времени у нее куда больше, чем у занятой мамы, которая с утра до ночи трудится на работе. Бывают и ситуации,когда бабушки вынуждены стать ребенку «мамами». Причинами этому: смерть, неблагополучие мамы, отказ от ребенка или слишком ранний возраст. Однако,счастлив тот малыш, что за свою жизнь смог испытать материнскую любовь и бабушкину заботу.


Можно ли оставлять ребенка с бабушкой?

Наверное, ответ на этот вопрос зависит от самой бабушки и ее желания общаться с внуками. Можно с уверенностью сказать, что бабушкина забота трепетна и кропотлива. Уж кто-кто, а бабушка никогда не допустит, чтобы ребенок был голоден, легко одет и болтался без дела. Поэтому, оставляя ребенка на маму, свекровь или тещу, каждый родитель должен быть уверен в том, что малышу обеспечена достойная развлекательная программа и сытый, полные пирожков и ватрушек, стол.

Кроме того, ориентироваться так же нужно и на своего ребенка! Заранее подготовьте малыша к тому,что какое-то время ему нужно будет находиться с родными, а не с ними. Объясните ему, что там его тоже любят и очень ждут и тогда никаких проблем не должно возникать.

Маленькие детки, не достигшие года и после года, конечно могут мучительно переносить отсутствие мамы. Но, как показывает практика, такое случается только первые разы. Чем чаще вы общаетесь с бабушками и дедушками, тем легче будут ваши расставания. Поэтому, можно сделать вывод, что детей оставлять с бабушкой — можно и даже нужно!


Чему бабушки могут поучиться у внуков?

Однозначно можно сказать, что общаясь с детьми,каждый человек молодеет. Так, бабушки и дедушки забывают про многочисленные болезни, когда проводят время с внуками. Постоянные игры, конфеты, мультфильмы, куклы и мячи способны заставить пожилого человека взглянуть на мир детскими глазами и увидеть в нем все прелести жизни.

Наблюдая за тем, как растет и развивается ребенок, каждая бабушка и дедушка понимают, что жить хочется, а значит рано себя «списывать со счетов». Общение с младшим поколением помогает старикам передать свой жизненный опыт, рассказать об опасностях и помочь преодолеть трудности. Дети, как солнечные лучики, способны заполнить пустоту внутри пожилого человека и убрать из души грусть.

Каждый маленький человечек способен вдохновлять своих бабушек и дедушек, напоминать им каждый день, что они не одиноки и радовать своими успехами. Переживая праздники, события и игры с детьми, взрослые буд-то бы сами окунаются в мир своего детства и вспоминают то, что уже давно забыли.


Какие ошибки совершают бабушки?

Бывает так, что родители ограничивают общение ребенка с бабушкой по определенным причинам. Все потому, что существует особый вид бабушек, предпочитающий держать все под контролем и «на коротком поводке». Они предпочитают все держать в строгости и постоянно давать четкие указания: «садись и ешь», «одень шапку», «не сиди так много перед телевизором».

Нужно знать,что повышенное чувство опеки «душит» как самого ребенка, так и его родителей. Гиперопека никогда не бывает полезной и в большинстве случаев лишает ребенка самостоятельности, приглушая в нем любые личностные позывы. Такое бабушкино поведение вызывает повышенное чувство тревожности, как у окружающих, так и у самого ребенка. Бывает и так, что если ребенок не чувствует себя самостоятельным, он перестает уважать остальных и относиться к этому легкомысленно.

Родителям стоит заблаговременно провести беседу с бабушкой о том, что паниковать нельзя и что общение с ребенком не должно быть таким. Контролировать правильность или неправильность каких-либо действий малыша должны лишь сами родители, а бабушки всего лишь украшают жизнь ребенка своей любовью, заботой и вниманием.


Обязанности бабушки по отношению к ребенку

  • Прежде всего, главной обязанностью бабушки является постоянное общение со всеми членами семьи: внуками и детьми. Только бабушки и дедушки, как хранители рода, имеют особое влияние на каждого и способны быть инициаторами совместных мероприятий
  • Каждая бабушка должна непременно знать все важные праздники и события в жизни ребенка. Потому, как внимание уделенное малышу в важный период его жизни — неоценимо. В отличии от родителей, бабушка и дедушка могут стать отличными друзьями ребенку на всю жизнь и с ними всегда можно посоветоваться на те темы, которые нельзя открыть родителям
  • Будь то свекровь или теща, но любая бабушка должна всеми возможными способами помогать своим детям и ни в коем случае не портить с ними отношения. Существует хорошая поговорка: «идеальная бабушка любит внуков и уважает детей», поэтому важно знать меру в советах, рекомендациях и направлениях, которые часто старшее поколение отпускает своим детям
  • Помощь бабушки не должна быть навязчивой и чрезмерной,одним словом — ее не должно быть много. Родители на то и родители, чтобы занимать основное и главное место в жизни малыша. Дедушка и бабушка нужны для того, чтобы быть «незаметными» помощниками и всегда протягивать руку помощи в сложных ситуациях
  • Основной ошибкой бабушек является соперничество между собой или между родителями за внимание внуков. Такое поведение способно вызывать у ребенка негативную реакцию и полное отстранение, а в семье возникает раздор и недопонимание. Родительский авторитет всегда должен быть почитаемым бабушками и никогда не осквернен злым словом


Быть хорошими бабушками и дедушками не сложно, если того хочет сердце. В каждой жизненной ситуации нужно всегда уважать своих родных и не обделять их вниманием. Наблюдая благоприятную атмосферу в семье, дети будут расти в любви и уважении к старшим и всегда будут стремиться общаться со своими родственниками.

Видео: Родители и бабушки: разногласия в воспитании

Семья -это не только родители и дети. Большую или меньшую роль в ней часто играют бабушки и дедушки, а иногда и другие родственники. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду.

Прежде всего следует сказать о помощи, которую оказывают сегодня бабушки и дедушки в уходе за детьми. Они заботятся о них, пока родители на работе, ухаживают за ними во время болезней, сидят с ними, когда родители по вечерам уходят в кино, театр или в гости, тем самым в какой-то мере облегчая родителям их труд, помогая им снять напряжение и перегрузки. Бабушки и дедушки расширяют социальный кругозор ребенка, который благодаря им выходит из тесных семейных рамок и приобретает непосредственный опыт общения со старшими людьми.

Дедушки и бабушки всегда отличались способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, чего не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости. Говорят, что между старыми людьми и детьми существует какая-то "мистическая связь": сказка, которую рассказывает дедушка, намного интереснее, чем та же самая, рассказанная отцом. Дедушка и бабушка занимают в жизни ребенка и потому такое важное место, что они ничего не требуют от него, не наказывают его и не бранят, но постоянно делятся с ним своим душевным богатством. Следовательно, роль их в воспитании малыша бесспорно важна и довольно значительна. Однако не всегда она положительна.

Нередко многие бабушки и дедушки портят детей излишней снисходительностью, чрезмерным вниманием, тем, что исполняют каждое желание ребенка, задаривают его подарками и чуть ли не покупают его любовь, перетягивая на свою сторону. В отношениях бабушек и дедушек со своими внуками есть и другие "подводные рифы". Дело в том, что они подрывают авторитет родителей, когда разрешают ребенку делать то, что они запретили. Случается, что бабушки берут на себя роль матери, заслоняя собой настоящую мать ребенка. Иногда бабушки и дедушки требуют, чтобы все с ними делились, хотят быть в курсе всех семейных дел, все решать сами, во все вмешиваются и т.п. Главная трудность здесь в том, что они оказывают иногда решающее воздействие на ребенка, однако ответственности за него уже не несут, и когда в воспитании что-то идет не так, они обвиняют в этом родителей.

Личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков. Воздействие бабушек и дедушек на младших членов семьи, их вклад в воспитательный потенциал семьи трудно оценить однозначно. Сложные и противоречивые отношения связывают подчас родителей и их взрослых детей и внуков. Психологический климат в семье и характер влияния на ребенка зависят от качества этих взаимоотношений. Так, например, одностороннее доминирование в семье матери, а тем более бабушки по материнской линии выступает как фактор, увеличивающий вероятность невротических нарушений у детей.

Приобретение новой внутрисемейной роли (роли бабушки или дедушки) сопровождается существенной перестройкой сложившейся иерархии отношений, поиском гармонии возникшей социальной роли и уже имеющихся ролей (у женщин - роли жены, мамы, свекрови или тещи), которые часто противоречат друг другу: Освоение прародительского статуса требует выработки новой внутренней личностной позиции.

Оптимальная готовность бабушек и дедушек состоит в осознании своей собственной особой роли. Прародители понимают ценность внуков, появление которых означает новый этап их жизненного пути, повышает общественный престиж, удлиняет жизненную перспективу, создает новые источники удовлетворенности жизнью. Наряду с оказанием некоторой помощи - бытовой, материальной, бабушки и дедушки выступают в роли связующего звена между прошлым и настоящим семьи, передают традиции и проверенные ценности, окружают внуков поистине безусловной любовью. Незрелость, неготовность прародителей выражается в ром, что они вообще отказываются от новой позиции, защищаются против нее ("ребенок ваш", "нам тоже никто не помогал") либо, напротив, "с восторгом и усердием" захватывают, узурпируют родительскую роль, лишая ее молодых родителей.

А. С. Спиваковская приводит примеры двух типов бабушек, не нашедших удачного сочетания ролей: "бабушка-жертва" и "бабушка-соперница".

"Бабушка-жертва" воспринимает роль бабушки как центральную для себя, взваливает на свои плечи груз хозяйственно-бытовых и воспитательных забот, отказавшись от профессиональной деятельности, ощутимо ограничив дружеские контакты и досуг. Сделав заботы о семье, детях и внуках смыслом своего существования, пожертвовав другими сторонами личной жизни, эта женщина периодически испытывает противоречивые чувства, включающие недовольство близкими, обиду за недостаточную благодарность с их стороны, тоску и раздражение. Характерная позиция внуков такой бабушки - любовь к ней и вместе с тем зависимость, привычка к опеке и контролю, трудности самоконтроля и общения с другими детьми.

"Бабушка-соперница", на первый взгляд, более рационально совмещает свои разноплановые обязанности, продолжает работать, посвящая внукам выходные и отпуска. Неосознанная тенденция ее прародительства состоит в соперничестве с дочерью или невесткой в том, чтобы быть лучшей, более успешной "матерью" внуку. В этом случае идет поиск ошибок и промахов родителей ребенка, а все успехи в воспитании приписываются ею себе, хотя иногда и возникает чувство вины и раскаяния за непримиримость по отношению к собственным взрослым детям. Внуки улавливают конфликтность взаимоотношений взрослых членов семьи и либо винят себя за это, остро ощущая свою неполноценность, либо прагматически используют противоречия позиций взрослых.

По данным американской исследовательницы П. Робертсон, дополнительная роль бабушек и дедушек в большинстве случаев приносит глубокое удовлетворение людям среднего возраста. Это деятельность по воспитанию нового поколения, но свободная от многих обязанностей и напряженных конфликтов, характерных для детско-родительских отношений. Автор выделяет такие типы бабушек:

гармоничные - сочетают высокие идеальные представления о роли бабушки и реальную сильную вовлеченность в жизнь внуков;

далекие - имеют заниженные социальные и личностные представления о социальной роли бабушек и занимают обособленную позицию по отношению к проблемам внуков;

символические - имеют высокий социально-нормативный образ бабушки при неразвернутости реальных взаимоотношений с внуками;

индивидуальные - акцентированы личностные аспекты поведения.

На основании мнений самих бабушек и дедушек ею сформулированы четыре функции прародителей в семье, имеющие характер общей важной идеи для самого прародителя и/или других членов семьи.

1. Присутствие - как символ стабильности, как интегрирующий центр, как сдерживающий фактор при угрозе распада семьи.

2. Семейная "национальная гвардия" - призваны быть рядом в трудный момент, оказать поддержку в кризисной ситуации.

3. Арбитры - согласование семейных ценностей, разрешение внутрисемейных конфликтов.

4. Сохранение семейной истории - ощущение преемственности и единства семьи.

Классификацию прародителей по критерию выполняемой ими внутрисемейной роли предлагает отечественный психолог О. В. Краснова:

формальные - строят отношения в соответствии с социальными предписаниями о роли старшего в семье;

суррогатные родители - берут на себя ответственность и заботу о внуках;

источник семейной мудрости - осуществляют связь с семейными корнями;

затейники - организуют отдых и досуг внуков;

отстраненные - редко включены в реальную жизнедеятельность семьи детей и внуков.

В отечественной психологии первое эмпирическое исследование вклада бабушек в жизнь семьи детей и взаимоотношений бабушек с внуками проведено общественным центром "Геронтолог" (рук.О. В. Краснова). В исследовании участвовали женщины, проживающие в Москве и в небольших городах Московской области, в возрасте от 40 до 85 лет, имеющие внуков. Учитывался ряд параметров: возраст бабушек, образование, совместное или раздельное проживание с детьми, факт продолжения трудовой деятельности, характер родственных связей (внук/внуки от сына или дочери), частота контактов, возраст внуков. Специально разработанная анкета включала вопросы о совместных занятиях бабушек с внуками; о представлениях бабушек о воспитании внуков; о системе поощрений и наказаний внуков; о надеждах на будущее; о помощи детям в воспитании внуков; о том, где внуки учатся хорошему и дурному; о доле участия старшего поколения в воспитании внуков; о причинах беспокойства за внуков; о конфликтах с детьми; о роли в семье, которую отводит себе старшее поколение.

На основании анализа полученных данных выделены три основных типа бабушек: "формальная", или "обычная"; "активная", или "увлеченная"; "далекая", или "отстраненная", "символическая".

"Обычные бабушки" принимают участие в уходе за внуками и в их воспитании, однако под воспитанием они скорее подразумевают помощь в бытовом уходе за ребенком (приготовление обедов, кормление, гуляние, купание и т.д.) и/или материальное обеспечение семьи. Согласно проведенному опросу, каждая вторая бабушка относится к типу "обычной". Она вместе с внуками смотрит телевизионные передачи, читает им, гуляет с ними, летом, как правило, проводит время вместе (например, на даче). В приготовлении уроков, в играх, культурном просвещении внуков бабушки этого типа участвуют незначительно. Они поощряют внуков: хвалят, обнимают, целуют; покупают мороженое, сладости, фрукты, игрушки, вещи. При этом обычно делают это "просто так" или "за хорошее поведение", "за то, что она маленькая". В качестве наказаний "в случаях плохого поведения", непослушания предпочитают не общаться с ними или поругать.

"Активные", "увлеченные бабушки" имеют высокую степень вовлеченности в досуг и проблемы своих внуков. Они заботятся о внуках, балуют их, помогают делать уроки, играют с ними, ходят в театры и на выставки, что требует больше усилий, моральных и физических. Увлеченные бабушки чаще отмечают и поддерживают у внуков проявления доброты, сочувствия, помощи; чувствительны к моментам, когда внукам требуется поддержка, ободрение. В качестве наказания за "вранье, лень, грубость" ругают, запрещают смотреть телевизор или ходить в гости, могут дать подзатыльник или не общаться, т. е. они проявляют большую активность в наказаниях по сравнению с бабушками предыдущего типа и считают, что имеют на это право.

"Далекие", "отстраненные бабушки" затрачивают на внуков гораздо меньше времени. Внуки таких бабушек с рождения воспитывались или только родителями, или с помощью старшего поколения "с другой стороны", т. е. бабушки "отстраненного" типа не имели и продолжают не иметь каких-либо обязанностей по отношению к внуку. В высказываниях отстраненных бабушек очень часто встречаются противоречия. Такая бабушка, например, считает, что ее главная роль в семье - воспитание внуков, но под воспитанием она подразумевает только чтение и прогулки на свежем воздухе; или, утверждая, что у нее есть обязанности по отношению к внуку, видится с ним один-два раза в году, когда телефонные разговоры, воспоминания - единственный вид совместной деятельности.

Проведенное исследование позволило наметить этапы прародительства и описать динамику семейной жизни пожилых женщин на разных стадиях жизненного цикла.

Первый - "молодая бабушка" - начинается для женщины в возрасте 47-51 года. Как правило, она продолжает активно трудиться, однако берет на себя долговременные обязанности по уходу и/или помощи в уходе за внуком по мере сил и возможностей; становится "обычной" бабушкой, реже "активной" или "далекой". В основном занимается обслуживанием семьи и внуков, т. е. "кормлением", "прогулками" и прочими делами, которые имеют хозяйственно-бытовую направленность, помогает материально. Молодая бабушка редко проживает одиноко, в основном с мужем или вместе с детьми и внуками.

Именно в группе молодых бабушек наблюдается подмеченная в повседневной жизни закономерность: внуки от дочерей "ближе", чем от сыновей, и бабушки внуков от дочерей больше вовлечены в их жизнь, чаще с ними встречаются.

В дальнейшем, по мере роста внука молодые бабушки не перестают помогать детям, хотя объем выполняемых дел уменьшается. Оптимально соотношение возраста бабушки (до 65 лет) и возраста внука (до 11 лет) для максимального развертывания "бабушкинской" деятельности.

Второй - "старая бабушка" - наступает после того, как внук достигает 10-11 лет, бабушке обычно 58-62 года. Если она имеет нескольких внуков, то часто остается в группе "молодых" до тех пор, пока младшему не исполнится 10 -11 лет. Появляется новый вид общения с внуками, более равноправный.

Выход на пенсию, особенно в большом городе, оказывает влияние на характер отношений с внуком, и часть "обычных" бабушек, преимущественно со средним образованием, переходит в категорию "активных". Некоторые же на этом этапе отдаляются, как правило, это женщины, живущие в мегаполисе и имеющие более высокий уровень образования. Те, кто с первого этапа занимал позицию "отдаленной" или "увлеченной" бабушки, редко ее изменяют при сохранении условий проживания.

Если "молодую" бабушку больше волнует здоровье внука, то у "старой" появляются тревоги и опасения в отношении его образования, выбора будущей профессии, друзей, любимых, будущего в целом. На этой стадии уже не имеет особого значения, от кого внуки - от дочери или сына. Она больше, чем молодая бабушка, заинтересована в сохранении семейных традиций, ценностей и в этом видит свою основную роль в семье.

Третий - "пожилая женщина", "старая женщина" - начинается после достижения внуками 18-летнего возраста, когда у взрослых детей и выросших внуков появляются обязанности по отношению к старшим членам семьи, которые сами теперь нуждаются в помощи и уходе в связи с ухудшением здоровья. На этой стадии происходит "переворот" ролей - меняется баланс независимости и автономии членов семьи.

Таким образом, этапы прародительства зависят от возраста внуков, социального статуса пожилых женщин и состояния их здоровья. Основной вывод исследования заключается в том, что вклад старшего поколения в семейную жизнь и спектр ролей зависят не только от возраста, образования, условий проживания пожилого человека и видов родственных связей, но также от социальных и личностных норм его жизни, от общественных потребностей и ожиданий.

Представления пожилых о своем ролевом поведении сходны с представлениями других половозрастных групп. Поэтому все выделенные типы бабушек вполне отвечают ожиданиям общества. Однако решение, к какому именно типу примкнет та или иная бабушка, опосредовано личностными факторами, личными нормами бабушек.

Анализ подходов к рассмотрению проблемы взаимоотношений разных поколений в семье показывает, что она скорее поставлена, сформулирована, чем исследована и решена. Связь между поколениями, преемственность опыта имеют важнейшее значение, хотя и не всегда осознаются самими членами семьи, детьми и внуками.