Ольга Мамонтова
Проектная деятельность с детьми 3–4 лет. Из опыта работы
Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию . И для многих педагогов не совсем понятно, зачем нужно проектирование в детском саду . В данной статье попытаюсь это объяснить и представить опыт работы по проектной деятельности нашего детского сада.
Проектная деятельность , как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Проектная деятельность дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности.
Наш детский сад успешно использует метод проектов . Одним из проектов во 2-й младшей группе стало создание мини - музея «Коровушка - матушка»
Познавательный проект «КОРОВКА»
Тема : Создание мини- музея «Коровушка – матушка» , как средство развития навыков коллективной исследовательской деятельности
Проблема : Дети дошкольного возраста не понимают пользу молока и молочных продуктов для организма человека.
Цель : Формирование навыков исследовательской деятельности у детей о домашнем животном- корове, раскрыть значение молока и молочных продуктов для правильного питания младшего школьника.
Объект : Корова - домашнее животное, и представления о пользе молока.
Предмет : Создание психолого – педагогических условий для развития навыков коллективной исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста.
Гипотеза : Если мы создадим психолого – педагогические условия для организации мини- музея «Коровушка – матушка» , то у детей :
Возникает устойчивый интерес к изучению данной темы в различных видах деятельности :
Сформируются навыки исследовательской деятельности :
Повысится социальная активность, умение работать в коллективе детей и в конечном итоге это приведет к повышению познавательной активности детей, формированию первоначальных навыков исследовательской деятельности .
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Задачи для педагогов :
1. Изучить концептуальные идеи по организации исследовательской деятельности .
3. Организовать психолого – педагогические условия для создания мини- музея в группе.
4. Разработать систему работы по теме музея .
Задачи, поставленные для детей :
1. Закрепить представления детей о домашнем животном – корове (среда обитания, характерные внешние признаки, связь с человеком)
2. Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности , желание познавать новое.
3. Развивать связную разговорную речь детей, активизируя новыми словами (коровник, доярка, доить, молочные продукты) .
4. Формировать у дошкольников осознанное отношение к здоровому питанию.
5. Формировать исследовательские навыки.
6. Воспитывать умение работать в коллективе , желание делится информацией, участвовать в совместной опытно – экспериментальной деятельности .
7. Воспитывать бережное отношение к домашним животным и желание за ними ухаживать.
8. Пробуждать желание работать совместно с родителями.
Задачи, поставленные для родителей :
1. Помочь детям получить необходимую информацию по теме проекта .
2. Привлечь детей к совместной работе по изготовлению экспонатов в мини – музей.
На первом этапе вместе с родителями мы определили проблему проекта - не все дети с удовольствием пьют молоко, едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов (каши, молочные супы, творожные запеканки, сыр, бутерброды с маслом) . Проблема правильного питания очень актуальна для наших дошкольников, необходимо говорить о пользе и значимости молока и молочных продуктов. Мы решили собрать как можно больше информации о домашнем животном – корове, о пользе молока и молочных продуктов.
На втором этапе, для решения данной проблемы и получение результатов необходимо составить схему проекта (паутинку) .
На третьем этапе очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, Поэтому перед нами стояла задача, развивать и поддерживать детскую самостоятельность. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Родителям и детям было предложено задание по подгруппам. Родители вмести с детьми , изучали : внешний вид коровы, семейство коровы, где живет, чем питается, что дает и какая польза от коровы. Необходимо помочь родителям в подготовке материала по плану.
Взрослые ненавязчиво оказывают дошкольникам помощь, а также направляют и контролируют осуществление проекта .
Чтение стихов с детьми о корове . Рассказывание сказок детям. Наблюдение за животными (коровами) в природе (на лугу) . Знакомство с деятельностью человека ухаживающего за домашними животными (художественная литература, рассматривание картинок и т. д.) Подобрать литературу и фотографии коров разных пород. Знакомство с профессиями людей обслуживающими домашних животных. Просмотр и прослушивание русских народных сказок (по DVD и CD-R) . Подбор и изготовление дидактических игр. Изготовление экспонатов своими руками для мини музея.
ЧТО ТАКОЕ МИНИ-МУЗЕЙ?
Что такое музей, это понятно. Но что такое мини- музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. В нашей группе он занял небольшую часть группового помещения. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. А наш мини - музей небольшой, уютный, в чем-то даже домашний. Самое важное, что в его создании принимали и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки , собирают коллекции.
Следующим этапом в работе над проектом , это сбор материала. Родители несут большой материал о данной теме. Но этот материал необходимо обработать , т. е. исправить на доступный язык ребенка, для того чтобы дети понимали смысл этого материала.
На последнем этапе воспитатель готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её .
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности .
Результаты проекта :
В результате работы над проектом мы узнали , какие животные живут на селе. Выяснили, какую пользу приносят домашние животные людям, как за ними надо ухаживать. Расширили знания детей о молоке и молочных продуктах, узнали молоко, каких животных употребляет человек в пищу. Исследовательская деятельность позволила нам познакомиться с профессией доярки, фермера, пастуха.
МКДОУ детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района
Проект для детей младшей группы 3-4 лет: «Русская народная культура и традиции».
Метелева Е.Ю.
Купино 2017 год.
Проект для детей 3-4 лет «Русская народная культура и традиции».
По доминирующей деятельности: (познавательно - информационный)
По количеству участников:(групповой)
По характеру контактов: (среди детей, родителей и воспитателей)
По продолжительности: краткосрочный (2 недели).
Актуальность.
Традиционная народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества.
Наследие традиционной народной культуры является источником современной национальной культуры и искусства. На основе традиционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и формируются важнейшие этнические идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений. Стоит помнить, что дошкольный возраст – самая важная стадия формирования личности человека, её фундамент. И именно с раннего возраста необходимо воспитывать уважение к трудовым традициям предков, их мудрости и культуре, обрядам и обычаям. Знакомясь с культурными ценностями и традициями своего народа с раннего детства, черпая вдохновение в близком окружении, дети впитывают эту любовь, именно на этой основе закладываются предпосылки гражданственности, патриотизма и любви к Родине. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Проблема: заключается в том, что в наше время дети не знакомы с русскими традициями, бытом, игрушками. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Значимая для детей проблема на решение, которой направлен проект: как появилась матрёшка? Какие бывают русские традиции? Недостаток знаний о русских народных традициях был выявлен при беседе с детьми.
Цель проекта :
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с народными традициями, народным искусством.
2. Дать представление об устройстве русской избы, о народном промысле.
3. Изготовить лепбук для детей о фольклоре.
4. Развитие эстетического и нравственного восприятия мира.
5. Воспитывать интерес к истории и народному творчеству, уважение к его традициям.
6. Привлечь родителей и детей к совместному творчеству «Укрась пасхальное яйцо».
Ожидаемый результат.
Познакомить детей с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта и традицией чаепития;
Продолжить знакомить детей с русскими народными играми, формировать умение в них играть;
Расширить представление о народном искусстве;
Формировать понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
Воспитывать интерес к фольклору через загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки;
Организовать в группе выставку «Пасхальное яйцо»
Этапы проекта.
1.Организационный.
Формулирование цели и определение задач.
Составление плана основного этапа проекта.
Подбор и анализ литературы, информации с интернет ресурсов по теме проекта.
Подбор материалов по теме проекта.
Изготовление детского лэпбука «Фольклор».
Взаимодействие с родителями: проведен мастер-класс по украшению пасхальных яиц.
2. Планирование деятельности.
Рассматривание иллюстраций, беседы :
«Знакомство с народными инструментами»: балалайка, дудочка, ложки, трещотка, бубен.
Цель: Познакомить детей с русскими народными инструментами. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
«Веселые матрешки».
Цель: познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки.
Чтение художественной литературы:
Русские народные сказки: «Гуси лебеди», «Маша и медведь», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка».
Цель: Формировать у детей понятие о жанре русского народного творчества «сказка», учить слушать внимательно произведение, понимать смысл прочитанного, отвечать на вопросы.
НОД: Непосредственно-образовательная деятельность по развитию речи «Русская изба! »
Цель: Знакомить детей с традиционно-бытовой культурой русского народа.
Задачи: Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.); Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками. Развивать связную речь через устное народное творчество; Развивать коммуникативные умения с помощью народных игр. Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа, к русскому фольклору.
Дидактические игры: «Угадай по звуку?»
Цель : Закрепить знания о русских народных инструментах. Прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре.
«Что растет в саду и огороде?»
Цель: закрепить знания о местах произрастания овощей и фруктов.
Подвижные игры:
«Салки», «Гуси, гуси», «Кошки мышки», «У медведя во бору».
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность, закреплять умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.
Хороводные игры:
«Каравай», «Вышел Ваня погулять»
Цель: приобщать детей к истокам русской народной культуры; знакомить с народными играми; развивать двигательную активность.
Знакомство с фольклором:
Чтение и разучивание потешек, частушек, знакомство с пословицами и поговорками, загадывание загадок, прослушивание колыбельных песен.
Цель: формировать любовь к устному народному творчеству. Воспитывать интерес к фольклору, способствовать развитию памяти, связной речи.
Работа с родителями.
Индивидуальные беседы, помощь детям в разучивании: потешек, загадок, считалок. Проведение мастер-класса по украшению пасхальных яиц.
3. Заключительный.
Дети познакомятся с устройством русской избы, с предметами старинного русского быта.
Продолжают знакомиться с русскими народными играми, научились в них играть.
У детей сформируется понятие о жанре русского народного творчества «сказка».
Расширятся представления о народном искусстве (игрушках, музыкальных инструментах, посуде, предметах быта и т. д.).
Повышается интерес к фольклору, дети разучили детские частушки, потешки; познакомились с народными пословицами, поговорками (лэпбук «Фольклор»).
В группе будет организована выставка «Пасхальное яйцо».
4. Продукт проекта
Проведен мастер-класс по украшению пасхальных яиц.
Организована в группе выставка «Пасхальное яйцо».
Изготовлен детский лэпбук «Фольклор».
Используемая литература:
1. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 2008.
2. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
3. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. / М. : Айрис-пресс, 2003.
Приложение к проекту.
В данном проекте речь пойдет о безопасности жизни ребенка, он познакомит ребенка с правилами поведения, обеспечивающими его безопасность дома и на улице. Многое зависит и от индивидуальных особенностей ребенка – ребенок может потеряться в многолюдном месте, влезть на дерево, заблудиться у себя во дворе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
на тему: «Безопасная жизнь»
для детей 3 – 4 лет
Для реализации регионального компонента вариативной части основной образовательной программы дошкольных учреждений были разработаны педагогические проекты, которые включены в годовой план тем образовательной программы, и отражают специфику национально-культурных и социальных условий нашего города. Главная цель данной образовательной деятельности – это становление основ безопасной деятельности.
Одним из эффективных методов работы с детьми является проектная деятельность, которая создает ситуацию взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволила разнообразить формы и методы работы, виды деятельности, интегрировать содержание образовательных областей. В зависимости от индивидуальных, возрастных особенностей и возможностей детей воспитатель может варьировать, вносить изменения в проект. В этой деятельности происходит объединение детей и взрослых, поэтому участниками проекта и стали родители.
В данном проекте речь пойдет о безопасности жизни ребенка, он познакомит ребенка с правилами поведения, обеспечивающими его безопасность дома и на улице. Многое зависит и от индивидуальных особенностей ребенка – ребенок может потеряться в многолюдном месте, влезть на дерево, заблудиться у себя во дворе.
Приучать к самостоятельности надо находясь вместе с ним, соблюдая технику безопасности (это бытовая техника. розетки, водопровод и т.д.). Наш проект познакомит детей с умением не теряться в разных обстоятельствах, формирует характер.
Цель проекта: через различные виды деятельности формировать у детей младшего возраста основы безопасной жизни, создать условия для формирования черт характера отвечающих за умение быть внимательным и осторожным.
Задачи проекта:
- Создать условия для выработки у детей целостного отношения к своему здоровью, жизни.
- Организовать мероприятия побуждающие ребенка и родителей к творческому самовыражению.
- Сформировать знания о поведении на улице, дома, в транспорте, на воде.
- Выработать привычку правильного реагирования на данные ситуации.
- Привлечь членов семьи к формированию у ребенка положительного насыщенного образа дома и основ безопасной жизни в нем.
Участники проекта:
дети 3 – 4 лет
(младший дошкольный возраст, родители, воспитатели, дети стершей группы)
Срок реализации проекта: 2,5 месяца (ноябрь – декабрь, 2 недели января)
Этапы реализации проекта
Проект «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Воспитатель: Яковлева Е.В. Вид проекта:
познавательный, творческий. Актуальность
: Цель
: целенаправленная работа по формированию тонких движений пальцев рук с целью развития активной речи у детей младшего дошкольного возраста. I этап – подготовительный
Ожидаемые результаты:
Итог проекта:
Младший дошкольный возраст ребёнка уникален по своему значению для речевого развития: в этот период ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. Планирование 1 неделяПонедельник 15.02. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются» Игры с конструктором Вторник 16.02. Пальчиковая игра «Козочка» Игры с мозаикой Среда 17.02. Пальчиковая игра «Мы варили суп» "Разглаживание скомканных бумажных комочков из цветной бумаги". Четверг 18.02. Пальчиковая игра «Кораблик» Работа с раскрасками - штриховка Пятница 19.02. Пальчиковая игра « Два веселых гуся» Лепка из глины и пластилина Суббота 20.02. Пальчиковая игра «Банька» Спрячь платочек 2 неделя
3 неделя
4 неделя
Конспект НОД. Тема «В гости к Лисичке». Цель : развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.Задачи: - познавательные : закреплять представление о диких животных (медведь, лиса, заяц, еж, белка) - обучающие : учить соотносить слова стихотворения с движениями, имитировать игру на различных инструментах, подражать их звукам. Обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе. Продолжать учить правильно держать карандаш, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться проведения линии карандашом не отрывая от бумаги, по середине дорожки. -коррекционно-развивающие :развивать внимание, память детей, развивать мелкую моторику рук. Учить детей захватывать ладошками мелкие предметы и переносить их в другое место. - воспитательные :формировать доброжелательное отношение детей к лесным животным, желание помогать им. Воспитание чувства коллективизма. - игровые : совершенствовать умение использовать игры с мелкими предметами. Материал : Демонстрационный : мягкие игрушки, ёлки. Раздаточный : подносы, орешки, миски, корзинки, макароны, мелкие игрушки, разрезные картинки, карандаши, листочки с дорогой, конфеты. Ход занятия : Воспитатель с детьми заходят в группу, здороваются. Воспитатель : Дети, посмотрите, куда мы с вами попали?(стоят несколько елочек) Дети : В лес! Под ёлочкой сидит зайчик и плачет. Дети спрашивают, « Почему зайчик плачет?» Зайчик : «У Лисички сегодня день рождения, я ей нёс подарки и потерял их. Что же мне теперь делать? Как я пойду без подарков?» Воспитатель : «Дети давайте поможем зайчику найти подарки для лисички.» На столе стоят миски с мелкими макаронами, в них спрятаны мелкие игрушки. Дети находят игрушки и называют их: - Я нашла куклу. И т. д. Найденные игрушки отдают зайчику. Воспитатель
: Ребята! А вы хотите узнать, кто еще идет к Лисичке в гости на день рождения? Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать. Воспитатель
: Ребята, давайте посмотрим, кто еще идет к Лисичке в гости. У меня есть картинки, где нарисован наш герой. Ой, посмотрите мои картинки разлетелись, вы поможете мне их собрать? Воспитатель : Ребята вам понравилось играть и веселиться вместе со зверятами в гостях у Лисички?..... Вы были сегодня такие умнички, помогли зверушкам придти к Лисичке на день рождения. Столько добрых дел сделали. А кто помнит, кому мы сегодня помогали?(ответы детей). Лисичка очень вам благодарна, за помощь. Ей очень понравилось с вами играть и веселиться, и она хочет вас угостить вкусными конфетами. Картотека игр на развитие мелкой моторики: «Катание по столу, между ладонями карандашей и шариков»Цель: развивать мелкую моторику. Детям дают граненые карандаши. Ребенок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев. «Игры с пластилином»
«Найди вторую половинку»
- разрезные картинки «Шнуровки»
- учить вкладывать шнурок в дырочку «Пазлы»
«Игры с бусинками»
«Работа с мозаикой»
«Игры с конструктором»
«Игры-с-магнитами»
"Игры с прищепками"
«Игры с бумагой и салфетками»
«Пальчиковый бассейн»
«Рисунок на крупе»
«Спрячь платочек»
|