Сценарий «Медовый Спас» для детей. Сценарий развлечения в старшей группе «Медовый спас

Развлечение для дошкольников «Яблочный Спас». Сценарий

Полякова Александра Абдувалиевна, воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад №23»
Цель: Приобщение детей к русским народным традициям.
Задачи:
Познакомить детей с русским православным праздником «Яблочный спас», развивать и уточнять знания детей об этом празднике;
создать радостную атмосферу праздника;
способствовать развитию двигательной активности детей»
развивать ловкость, смекалку;
воспитывать любовь и уважение к традициям своей страны.
Ход развлечения
Участок ДОО украшен цветами и веточками с яблоками, дети рассаживаются на участке, под русскую народную музыку выходит ведущий в русском народном костюме.
Ведущий: Скоро осень. Холодает,
Меньше солнца август дарит...
Ну а нам совсем не грустно:
Яблоки едим мы с хрустом!
Спас второй румян на вид:
Всех плодами угостит!
Ребята, в августе русский народ отмечает сразу три православных праздника, три Спаса: Медовый Спас, Яблочный Спас и Ореховый Спас.
Первый Спас-Медовый, отмечается 14 августа. Издревле считали люди, что после этого дня пчёлы начинали приносить «неправильный» мёд, а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мёд считался особенно целебным. В этот день принято дарить друг другу баночки с мёдом, печь медовые пряники.
Второй Спас - Яблочный. Он отмечается 19 августа, то есть сегодня. На Руси считалось, до этого праздника не нужно кушать яблоки нового урожая. Когда наступало 19 августа - Яблочный Спас, люди с утра собирали в саду яблоки, после чего устраивали «пир горой». Помимо яблок собирали груши и виноград. На праздник готовятся яблочные пироги, яблочные компоты и варенья. В Яблочный спас принято угощать яблоками всех. Яблоко- символ плодородия, семейного благополучия, поэтому своим подарком вы желаете тем, кому подарили всего самого наилучшего. Ещё считается, что в этот день мы провожаем лето и встречаем осень.
Вперед нас ждёт ещё один праздник- Ореховый Спас, мы его будем праздновать 29 августа.
Главным фруктом яблочного спаса является яблоко. Давайте послушаем стихи про этот замечательный фрукт.
Дети читают стихи про яблоки.
1 ребенок :Яблоко с ветки, в траву упадет,
Яблоко с ветки, ёжик найдет.
Яблоко ёжик домой принесет.
Крошкам ежатам на терке натрет.
2 ребёнок: Яблоко спелое,Яблоко сладкое,
Яблоко хрусткое с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
3 ребёнок: Быстро яблоки поспели!
Как собрать их, в самом деле?
Потрясем немножко ствол,
Фрукты, падайте на стол!
Ведущий: Спас второй приходит в гости,
Ну-ка, люди, не ленись,
Встаньте, разомните кости,
Руки поднимите ввысь
И во двор пора настала
Яблонь собирать плоды
Будем кушать до весны.
Воспитатель несет корзину с муляжами яблок (маленькие мячики желтого, красного и зеленого цвета), роняет корзину с «яблоками».
Ой, ребята, что - же я натворила, все яблоки уронила, поможете мне их собрать.
Игра «Собери яблоки в корзины по цвету» (младшая группа).
Воспитатель: Какие молодцы ребята младшей группы, все яблоки собрали, а давайте вспомним, что можно приготовить из яблок?
Речевая игра «Блюда из яблок». Дети называют, что можно приготовить из яблок (компот, варенье, сок, пюре, добавить в кашу, в салат и др.). Затем ведущий спрашивает, как называется: сок из яблок, компот из яблок, пюре из яблок, варенье из яблок, сок из яблок, салат из яблок и т.д.
Ведущий: Какие вы ребята молодцы, сколько много знаете блюд из яблок. На яблочный спас собирали и ели не только яблоки, но и, а вот что угадайте:
Круглый, круглый,Сладкий, сладкий,
С полосатой кожей гладкой,
А разрежешь – посмотри: красный, красный
Он внутри.(Арбуз)
Да, конечно, это арбуз. На яблочный спас дети и взрослые с удовольствием ели арбуз, ну а мы давайте с вами поиграем с арбузом.
Игра «Кто быстрее соберёт арбузы»(старшая группа). Дети строятся в две шеренги. Перед шеренгами лежит обруч с «мячами - арбузами», а в конце шеренг лежат пустые ящики. По сигналу дети каждой команды поочерёдно передают по одному мячу из обруча в ящики. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием и не уронившая ни одного арбуза.
Ведущий: Какие ребята молодцы, все арбузы перенесли и не одного не разбили.
Ну, а теперь немного разомнемся.
Физкультминутка «Яблочко».
У дороги яблонька стоит. (Руки сплести над головой, пальцы разжаты)
На ветке яблочко висит. (Сложить запястья вместе)
Сильно ветку потрясу, (Руки над головой, движения вперед-назад)
С ветки яблочко сорву(Имитация движения срывания яблока с ветки)
Вот и яблочко у нас. (Ладони перед грудью, имитируют, что держат яблоко)
Яблочки я соберу(Имитация сбора яблок с ветки)
И друзей всех угощу. (Руки развести в стороны).
Ведущий: Ай, ребята молодцы, все такие удальцы!
Приготовила я сейчас, загадки разные для вас.
Загадки:
1. Зеленое да красное,Кислое да сладкое,
Здоровье деткам обещает,Во второй спас угощает.(Яблоко)
2. На ветвях они висели,Как созрели - посинели.
Смотрят сверху вниз пугливо,Ждут, когда сорвут их.(Сливы)
3. Этот фрукт на вкус хорошИ на лампочку похож.(Груша)
4. Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки.(Яблоко)
5. Из растительных продуктов,Из известных ягод, фруктов,
Из всего, что сладко, сочно,Что съедобно и не очень,
Детям всем на объеденье,Можем мы сварить.(Варенье)
6. Бусы красные висят,Из кустов на нас глядят
Очень любят бусы этиДети, птицы и медведи(Малина)
7. К нам приехали с бахчиПолосатые мячи.(Арбуз)
Ведущий: Молодцы, все мои загадки отгадали!
Становитесь в круг скорей, поиграем веселей!
Яблочко катись, катись, да к ребяткам прикатись!
Хороводная игра «Яблочко» (средняя группа). Дети передают бутафорское большое яблоко по кругу со словами:«Яблочко, катись по кругу,
Быстро - быстро по рукам,
У кого в руках замрешь ты,
Тот сейчас станцует нам! »
(Ребенок, у которого с окончанием музыки осталось в руках яблоко, выходит в центр и выполняет произвольные танцевальные движения под музыку, дети хлопают в ладоши.)
Ведущий: Яблочки вами собрали, а теперь чтобы их покушать, что нужно сними сделать? Ну конечно помыть, ребята подготовительной к школе группы поможете нам помыть яблоки?
Соревнование «Помоги помыть и достать яблочко» (подготовительная к школе группа). Дети поделены на две команды. В тазу с водой плавают яблочки. Дети по одному ложкой вылавливают яблоко из воды и несут его на ложке в корзинку своей команды. Чья команда принесёт больше яблок, та и выиграла.
Ведущий: Лето смело провожаем,
Не грусти, ещё придёт,
И на стол мы собираем,
И зовём вокруг народ,
Пироги мы будем кушать
Из плодов, что принесли,
Веселиться, песни слушать-
Спас второй встречаем мы!
Сегодня мы с вами встречали яблочный спас, играли и веселились. Наш праздник подходит к концу. Давайте на прощание поводим хоровод, проводим спас и будем угощаться вкусными, сладкими и наливными яблочками.
Все группы заводят круги - хороводы, идут по кругу и поют песню.
Хоровод «В сад зелёный мы пойдём»
1. В сад зелёный мы пойдём
Спелых яблок соберём
Ой люли, люли, люли
Спелых яблок соберём.
2.Яблочки медовые
Да лукошки новые
Ой люли, люли, люли
Да лукошки новые.
3.Яблочки мы принесём
Пирожков мы напечём
Ой люли, люли, люли
Пирожков мы напечём.
4.Чудо – пирожки у нас
Нынче праздник, нынче Спас!
Ой люли, люли, люли
Нынче праздник, нынче Спас!
Ведущий выносит корзины с яблоками и угощает всех участников развлечения яблоками.

«Медовый спас»

Подготовила воспитатель Якимова Г.А.

Медовый (первый) спас празднуется 14 августа (или 1 августа по старому стилю) в первый день Успенского поста.
Медовым этот спас назван потому, что к этому дню пасечники приступают к сбору меда, т.к. соты полны свежим янтарным медом. В этот день в церкви освящали мед нового сбора и только начиная с Медового спаса разрешалось употреблять мед в пищу. А так как на Руси мед был единственной сладостью, то медовый спас поистине был радостью! Мед добавляли не только в пряники, блины и пироги, но и делали на его основе алкогольные и безалкогольные напитки.
В этот день по традиции на Руси освящали воду и естественные водоемы, новые колодцы, а старые чистили. Поэтому медовый спас также называю "мокрым".
После «мокрого Спаса» или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода «цветёт», птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту.
По погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас.
Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье».

Цель:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредствам народных игр, активизация речевого развития через двигательную и театрализованную деятельность
Задачи:
- Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание.
- Пробудить у детей любовь к Родине, к народным играм, к старине.
- Воспитывать интерес и уважение к прошлому, к истории и культуре своего народа, народным играм.
- Формировать эмоционально – положительное отношение и интерес к движениям, способствовать перевоплощению, способствовать проявлению детьми чувства удовлетворения от двигательных заданий.

Звучит «Полет Шмеля» Римский-Корсаков, в музыкальный зал вбегают дети в масках-шапочках «Пчела», кружат по залу и присаживаются на стульчики.

Хозяйка пасеки: Здравствуй, гости дорогие!

Что за праздник сегодня у нас?

Этот праздник - Медовый Спас!

Летом пчелы нектар собирали,

В мед старательно превращали.

Спас Медовый сегодня зовет

Насладиться, попробовать мед.

Хозяйка пасеки : Дорогие гости, а какие поговорки и пословицы про мед вы знаете? (Дети пожимают плечами) Не переживайте, я сейчас с ними познакомлю.

Где цветок, там и медок.

В добром доме и вода что мед.

Был бы мед, а мухи найдутся.

На красивый цветок и пчела летит.

Не зная горечи перца, не оценишь сладости меда.

Люди рады лету, а пчелы – цвету.

Просмотр презентации «Медовый Спас» с комментарием.

Хозяйка пасеки: А теперь мы поиграем.

Игра для девочек «Кто быстрей наденет сарафан и платок»

Эстафета для мальчиков «Перенеси яблоко –в ложке»

Хозяйка пасеки: Молодцы, хорошо потрудились. Вы устали, а пока вы отдыхаете я вам загадки загадаю.


Чей костюмчик золотой,
Кто в пыльце, летит стрелой,
Кто жужжит и слышен звук,
Ждёт кого цветистый луг?
(Пчела.)

(С. Азарь)


Любит делать мёд она,
Трудится так долго
От утра и до темна,
Непоседа…

(Пчёлка.)

(С. Устабеков)


Вместе с солнышком встаёт,
Начинает свой полёт.
И до вечера с лужайки
Много мёда соберёт.
Всё дела, дела, дела...
Это – тётушка...

(Пчела.)

(Е. Груданов)


Желтая мохнатая,
Как тигр, полосатая,
Крылышками машет,
У цветочков пляшет.
Делать мед старается,
Тронь ее – кусается
Вся в трудах своих, заботах,
Не мешайте ей работать,
У нее свои дела.
Это бабушка – ...

(Пчела.)

(М. Пиудунен)


Желто-черная, в полоску,
А на брюшке есть игла.
Мёда нам, пыльцы и воску
Принесёт всегда...

(Пчела.)
(С. Воин)

На цветы она садится,
Не устав с утра трудиться.
Людям воск и мёд дала
Беспокойная…

(Пчела.)

Кто в каждый встреченный цветок
Свой опускает хоботок,
А после в улей
Мчится пулей
И что-то прячет в уголок?
(Пчела.)

Хозяйка пасеки : Молодцы! Хорошо отгадываете загадки.

Должно быть, у всех без сомненья,

Хорошее настроение.

Должны все в согласии жить-

Друг друга любить и дружить!

Приглашаю весь народ

На веселый хоровод!

Хозяйка пасеки:

Славный праздник – Спас Медовый, все сластить всегда готовый!

Вот для лакомок раздолье, собирайтесь на застолье,

Ведь сегодня сладкий мёд в изобилье всех нас ждет!

Всех со Спасом поздравляем, мёд откушать приглашаем!

Милости просим всех отведать, угощения в Медовый Спас! (Детей-пчелок и гостей угощают медом).

Просмотр мультфильма про пчелку Майя.

Хозяйка пасеки: (Пожелания детям)

Пусть праздник к Вам приходит в дом
Предвестником событий новых!
Пусть будет Ваша жизнь как мед,
Такой же солнечной и сладкой!
Пусть счастье рядышком идет
И в полный рост, а не украдкой!

Фотоотчет

«Медовый спас»





Действующие лица:

Ведущий- воспитатель

Пчелка- воспитатель

Винни- пух- воспитатель

Сказка: -дети.

Звучит торжественная музыка. Выход ведущего.

Ведущий: Издавна август называли щедрым месяцем, разносолом, густарем. Русские люди даже поговорку сложили: «Август густарь – страды государь». Страда – время уборки урожая. Выходит, что по народной поговорке, в августе всего густо, а сам месяц август – государь поры уборки урожая. В садах поспели фрукты, в огороде – овощей вдоволь. Хотя лето уже осени навстречу бежит, все равно еще много дней погожих. Торопись только, собирай щедрые августовские дары.

В августе мы отмечаем сразу 3 праздника в честь Спасителя. Поэтому каждый из них так и называют – Спас.

14 августа – Медовый Спас. В день праздника мед освещается и благословляется и только после этого начинают есть мед нового урожая.

Второй Спас - Яблочный. Празднуется он 19 августа. В этот день освещают и благославляют фрукты нового урожая. После этого мы можем их кушать на радость и на здоровье.

В России самыми распространенными фруктами были яблоки, поэтому и сам праздник у нас называют Яблочным Спасом.

29-го августа наступает третий Спас. В конце августа созревают орехи, поэтому этот Спас называют ореховым.

(выходят 3 детей)

Ребенок 1 : Август праздник припас –

Трижды празднует Спас.

Ребенок 2: Первый Спас – медовый

Cладкий, да бедовый!

Ребенок 3: С пряником печатным,

C медком ароматным!

Ведущий: Ребята, а вы ничего не слышите? Я слышу жужжание пчелок, давайте для пчелок соберем цветы.

(проводится игра: «Кто скорее соберет цветы? »

Залетает пчелка и садится на цветок)

Ведущий : Рано утром, на рассвете,

Теплым, звонким, ярким летом

Солнце яркое проснулось,

Потянулось, улыбнулось

Протянуло семь лучей,

Дотянулось до земли.

И лучом цветка коснулось,

Лепестки вдруг встрепенулись,

Чары ночи прочь стряхнули

И раскрылись сразу все-

Слегка влажные в росе.

В том цветке пчела жила,

Сладким сном она спала.

Всю ночь пчелка отдыхала,

Мед душистый вспоминала.

Вместе с Солнышком проснулась,

Всей округе улыбнулась

(звучит запись жужжания пчел. Вылетает пчелка)

ПЧЕЛКА : Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй мой цветочный дом!

Так уютно жить мне в нем.

Как красиво все вокруг!

Полечу искать подруг (улетает)

(прилетает с пчелками.)

Танец с пчелками

(появляется Винни-Пух. Звучит «Песенка Винни-Пуха» Муз. Вайнберга, сл. Заходер а)

ВЕДУЩИЙ. : Здравствуй Винни -Пух!

ВИННИ-ПУХ: Здравствуйте ребята! Я слышал, у вас тут праздник, Яблочный Спас:

Мишка очень любит мед!

Почему? Кто поймет?

В самом деле, почему?

Мед так нравится ему?

ПЧЕЛКА: Здравствуй Винни-Пух!

Тебе мое почтение!

Принесла тебе медок.

Не медок, а восторг!

Да чего душистый,

Желто-золотистый!

Мед от всех болезней,

Вкусный да полезный!

(Винни-Пух благодарит за мед)

ПЧЕЛКА: Винни-Пух, а ты лучше с нами поиграй!

Игра Винни-Пуха и ПЧЕЛКИ

ВИННИ-ПУХ:(поднимает шарик над головой и поет) :

Я тучка, тучка, тучка!

А вовсе не медведь!

Ах как приятно тучке

По небу лететь!

(запись с жужжанием пчел. Дети – пчелки бегут за медведем и пытаются ужалить его-дотронуться указательным пальчиком.)

ВИННИ-ПУХ: Ой, Ой, ой! Спасите! (прячется)

Ведущий: Пчелки возвращайтесь на свои цветочки! (игра повторяется)

Ведущий: Винни-Пух, мы с ребятами научили тебя, как нужно помогать пчелкам. И тогда они решили угостить тебя медом.

игра: «Помоги пчелке собрать душистую пыльцу» .

(Участвуют 5 чел. Каждому участнику дают корзинку для сбора «пыльцы» (желтый шарик). Пчелка летит и нечаянно рассыпает пыльцу. По команде ведущего игроки должны помочь ей собрать пыльцу. У кого окажется больше шариков, тот и победил.)

Реб. : Работать малой пчелке

Нисколечко ни лень.

С цветочка на цветочек

Летает каждый день.

Намного километров

От дома путь идет,

Но умненькая пчелка

Всегда свой дом найдет.

ПЧЕЛКА: Как вы меня повеселили!

Угощайтесь моим медком!

А мне пора улетать!

(ПЧЕЛКА улетает)

Ведущий: А мы праздник продолжаем,

Яблочный Спас встречаем.

РЕБ.: Спас второй на дворе,

С яблочками детворе.

РЕБ. :Яблочки созрели

К празднику поспели!

Яблочки садовые,

Сахарно-медовые!

Солнышком каленые,

Чистые, свеченые!

Ведущий: И вот сегодня, когда яблоки полностью созрели и освещены в церкви, их можно есть. И это большой праздник для всех людей, потому что не найдешь человека, кто бы не любил яблочные пироги, яблочные соки, варенье, да и просто наливные яблоки.

стихотворение «Яблочный Спас»

РЕБ. : В станице праздновали Спас,

И в местной церкви спозаранок

Святили яблочный запас,

Все: от казачек до цыганок.

РЕБ. : Печь пирогами наполнялась,

Сад духом яблочным дразня,

И стайкой воробьев слеталась

На запах в хаты ребятня.

РЕБ. : Под вечер солнце распалилось,

Румянцем щеки припекло,

И красным яблоком скатилось

По речке в дальнее село.

ВЕД. : А сейчас давайте посмотрим сказку «Яблоко», которую покажут нам дети.

СКАЗКА

ВЕД: Стояла поздняя осень (Звучит пьеса Шульмана «Первая утрата»)

С деревьев давно облетела листва, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно- единственное яблоко. В эту осеннюю пору по лесу бежал заяц. Увидел Заяц на ветке яблоко. Прыгал, прыгал, хотел достать яблоко, но не смог. Увидел заяц летящую ворону.

ЗАЯЦ: Ворона, сорви мне яблоко.

ВЕД. : Ворона сорвала яблоко, только не удержала его в клюве, яблоко упало вниз. А внизу под яблоней лежал, свернувшись клубочком ежик. Яблоко угодило на его колючки. Ежик испугался и побежал вместе с яблоком.

ЗАЯЦ: Стой, отдай мне яблоко!

ВОРОНА: Это мое яблоко!

ВЕД. : Ежик остановился и сказал.

ЕЖИК : Яблоко на моих колючках- значит, оно мое.

ВЕД. : Звери стали кричать и спорить. На этот шум из чащи леса вышел медведь.

ЗАЯЦ : Михаил Иванович, ты в лесу самый большой…

ВОРОНА : Ты самый умный…

ЕЖИК: Рассуди нас по справедливости!

ЗВЕРИ (хором) :Чьё это яблоко!

ВЕД. : И рассказали звери медведю все, как было. Медведь подумал, подумал и спросил.

МЕДВЕДЬ: Кто яблоко нашел?

ЗАЯЦ: Я!

МЕДВЕДЬ : А кто яблоко сорвал?

ВОРОНА : Я!

МЕДВЕДЬ : Хорошо, а кто его поймал?

ЁЖИК : Я поймал!

МЕДВЕДЬ : Все вы правы, и каждый из вас должен получить яблоко.

ЗВЕРИ : Но ведь яблоко 1!

МЕДВЕДЬ: Надо разделить яблоко на равные части, и тогда каждый возьмет себе по кусочку.

ЗВЕРИ : Ура!

ВЕД. : Медведь взял яблоко и разделил его на 4 части. Один кусочек медведь дал зайцу.

МЕДВЕДЬ: Это тебе, заяц-ты яблоко увидел.

ВЕД. : Второй кусочек дал вороне.

МЕДВЕДЬ: Это тебе ворона, ты – яблоко сорвала.

ВЕД. : Третий кусочек медведь дал ежику.

МЕДВЕДЬ: Это тебе, ежик, ты – яблоко поймал.

ВЕД. : Четвертый кусочек тебе медведь, ты всех рассудил справедливо, никого не обидел. Позвали звери всех своих друзей и пустились в веселый

(Дети садятся)

Ведущий : Ребята, а вы не забыли, как наш праздник называется? Ну-ка, повторите! (выходят трое детей и читают стихотворение.)

Реб. : В это яблочное лето

Закрома полным - полны,

Солнцем радостным согреты,

Красны яблоки крупны.

РЕБ. : На ладошке у ребенка

Солнце яркое лежит,

Улыбаются глазенки,

Сок по пальчикам бежит.

РЕБ. : Все грустят сегодня сладко,

Унеслась далеко грусть,

Возит яблоки лошадка,

Пахнет яблоками Русь.

Ведущий: А сейчас мы поиграем, яблоки нам помогут выявить самых ловких, веселых, смекалистых.

1. Эстафета: «Перенеси яблоки из одной корзины в другую». Участвуют 2 команды по 5 человек. Переносят по схеме: первый-одно яблоко; второй-2 яблока и т. д.

2. Конкурс «Похвали яблоню! » Участвуют 2 чел. : кто больше хвалебных слов скажет о своем яблоке.

4. Аттракцион «Одень яблоньку! »

5. Аттракцион «Кто быстрее выпьет ябл. Сок»

Ведущий: Я верю в то, что пляску эту

Не барин, а мужик создал,

Пустил гулять по белу свету

И в шутку «Барыней» назвал.

Внимание! Пляшут все! Кто лучше всех будет плясать, тот и угощение получит.

(свободная пляска) За такое умение плясать всех полагается награждать. (выносит корзину с яблоками.)

Ведущий : Нет вкуснее яблок спелых,

Это знает детвора!

А как яблочки увидят

Сразу все кричат:

ДЕТИ: УРА!

(раздают детям яблоки)

ДЕТИ: Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкое,

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Вводная часть, небольшая презентация. Медовый народный и православный праздник в первый день Успенского поста 1 (14) августа. На Руси совершалось малое водосвятие, начинали сбор мёда и его освящение. Яблочный Спас- народное название праздника Преображения Господня, к которому были приурочены многочисленные народные обряды. В народном календаре православных славян - один из первых праздников урожая; день, с которого, согласно поверьям, природа разворачивалась к осени и зиме. В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето. Ведущий.

Солнце светит

Полянки согревает.

Медовый спас-

Детишек собирает!

(Звучит р. н. музыка «Барыня», на ее фоне.

Добрый день, мои друзья!

Вас рада нынче видеть я.

Солнце светит ярким светом,

И идет с большим приветом!

А кто же в природе нам мёд добывает?

— Пчелы—А где они его собирают? Хотите отправиться на цветочную поляну?

Дружно за руки беритесь

Все за мною становитесь.

Всё я знаю, всё смогу-

Вас на поляну отвезу.

(звучит песня «Как пошли наши подружки. «)

Хороводный танец.

Ведущий: чтобы нам медок собрать, надо пчелок нам позвать

Девочки в костюмах пчелок читают стихи.

1. Я старательная пчелка

Я из улья прилетела

Потому, что к вам на праздник

Я сегодня захотела.

2. У пчелок мохнатых

Так много работы,

Надо, чтоб мёдом

Наполнились соты.

3. Дружной семьей

Над садами летаем.

Сладкий нектар мы

С цветов собираем.

4. Мы от работы не устаем,

Нектар собираем

И песни поём.

Ведущий: Пчелки- подружки сюда прилетайте. Мёд скорее собирайте.

(Подвижная игра: «Пчелки и цветы». Мальчики цветы, держат в руках кубики»нектар», девочки пчелы. Под веселую музыку все бегают, как только остановилась музыка «цветы» садятся «пчелки» должны занять свой цветочек и взять свой нектар. Не успела на цветок, вышла из игры)

Частушки в исполнении детей.

Пропоем сейчас частушки

Вам совсем не длинные

Мы частушки назовем

Жу-жу-жу пчелиные.

Пчелки милые подружки

Будем вместе мы летать.

Да садиться на цветочки,

Чтоб немного поболтать.

А мы пчелки — пчелочки,

Одеты мы с иголочки.

Над цветочками летаем

Нектар сладкий собираем.

Ты куда спешишь, пчела?

— Извините, ждут дела:

Каждый маленький цветочек.

Ждем меня с утра до ночи.

Мы кончаем петь частушки

Вам совсем не длинные.

Мы частушки называли

Жу- жу- жу пчелиные.

Ведущий: Ребятки, на нашей поляне выросли такие душистые цветы, в них столько нектара, что пчелкам его весь не собрать. Поможем пчелкам?

Игра-эстафета: » Пчелиный марафон». (из небольших ведерок оформленный под цветы нужно перенести «нектар»-воду стаканами в др. ведра «бочонки»)

Ой, как славно потрудились Да еще повеселились.

Пчелки в улей полетели, зажужжали, загудели. Мёд по сотам разливают, Соты воском заливают.

Вдруг услышали медведь к ульям крадется. Этот мишка косолапый- сладкоежкою зовется.

Ребенок-«медведь» выходит из дома. -Я хочу отведать мёду!

Очень я медок люблю,

Я ваш улей разорю!

Ведущий. Мишка, не озорничай, Наших пчелок не пугай!

Нынче ведь медовый спас, Праздник здесь сейчас!

Мишка, всех пчел ты перепугал. Разлетелись пчелы кто куда!

Подвижная игра: «найди пчелкин улей».

(Три улья разного цвета: синий, красный, зеленый и таких же цветов на пчелках полоски вместо черного на каждого ребенка. Под музыку «пчелы» летают, а ведущий меняет местами ульи, музыка затихла. Пчелы должны найти улей своего цвета, кто быстрее).

Ребенок-«медведь» -Буду я тогда скучать, Раз нельзя озорничать!

Ведущий. Мишенька, ты не скучай. Лучше с нами поиграй.

Игра: «Мишка по лесу гулял».

(Мишка по лесу гулял. Мишка шишки собирал. Долго Мишенька гулял Сел Мишутка, задремал. Стали дети подходить. стали Мишеньку будить: «Миша, Мишенька, вставай и ребяток догоняй». Игра повторяется несколько раз со сменой медведя.)

Ведущий: Ради праздника такого Угостить мы вас готовы! Деток, мёдом угощу. Что бы все подрастали- умными, большими стали. Ведь полезен всем медок!

В завершении мы сделали коллективную аппликацию: «Всем пчелкам хватит меда».

Закрывали праздник вкусными угощениями: блины с медом, яблоки и др. фрукты. Дети с удовольствием почаевничали на улице.

Вот такой замечательный праздник мы себе устроили)

Галина Дятлова
«На пасеке». Сценарий праздника Медовый спас для детей старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей : «Чтение художественной литературы» , «Музыка» , «Физическая культура» , «Коммуникация» , «Познание» .

Виды детской деятельности : игровая, музыкально-художественная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская.

Цели : Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями ; накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров; развивать внимание, речь, эмоционально-образное исполнение музыкально-игровых упражнений; обогащать словарный запас детей при разучивании стихотворений, загадок, песенок приуроченных к празднику .

Планируемые результаты : проявляет положительные эстетические чувства и эмоции; умеет поддерживать беседу, проявляет интерес к участию в играх и инсценировках ; активно и доброжелательно взаимодействует со сверстниками в решении игровых задач.

Материалы и оборудование : фонограммы – жужжание пчел, рев медведя, иллюстрации насекомых – шмеля, пчелы, осы, комара; искусственные цветы – роза, колокольчик, одуванчик, мак, василек, подсолнух; тарелочка с шишками; «Клумба» (ваза с песком) ; туесок с медом , бочонок.

Действующие лица :

Дед Тимофей – пасечник взрослые

Белочки дети

Дети входят в зал и становятся в круг.

Ведущий :

Вас встречаю у ворот –

Праздник нынче всех вас ждет !

Дружно за руки беритесь,

Все за мною становитесь.

Всё я знаю, всё смогу,

Вас на полянку поведу!

Хоровод «Прогулка» Е. Тиличеевой

Дружно за руки возьмемся, Дети идут по кругу, взявшись за руки

В лес зеленый мы пойдем.

По полянке мы пройдемся,

Песню весело споем.

Проигрыш Кружатся, поставив руки на пояс.

Нагибайся, погляди-ка, Выполняют «пружинку»

Что краснеет под кустом?

Ты не прячься, земляника, грозят пальцем

Все равно тебя найдем!

Проигрыш «Собирают ягоды»

Комары звенят над нами, поднимают и опускают руки, быстро

перебирают пальцами

Комары кусают в лоб, на последнее слово хлопают себя по лбу

Мы воюем с комарами,

Мы в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.

Проигрыш Хлопают в ладоши.

Звучит жужжание пчел.

Ведущий. Посмотрите, тропинка привела нас на пасеку . Вот и ульи стоят. А кто в них живет?

Дети отвечают.

Светит солнышко, жужжат пчелы…А вот и пасечник дед Тимофей идет .

Напевая входит дед Тимофей.

Дед Тимофей. Здравствуйте, ребята!

Дети. Здравствуйте, дедушка Тимофей!

Дед Тимофей.

Рад я приветствовать на пасеке своей гостей ,

Таких хороших да воспитанных детей .

На моей пасеке лету радуются – и цветы и насекомые. А вот сможете отгадать, о каких насекомых я загадаю загадки.

Хлопотлива и смела

Медоносная… (пчела)

Похожа на пчелу, но не пчела :

Четыре перепончатых крыла,

По спинке за полоской полоса,

С изящной тонкой талией (оса) .

Ночью с писком он летает,

Кровь тихонько попивает,

Превращая жизнь в кошмар.

Как зовут его?. (комар)

Кто с гуденьем сел на хмель?

Неуклюжий, толстый (шмель) .

Много вы знаете насекомых. Но самые мои любимые насекомые – пчелы. Я для них много домиков настроил – вот таких. (показывает ульи) . Называется пчелиный дом – улей. Про пчел народ пословицы и поговорки сложил. А вы их знаете?

Дети. «Около пчелки медок » , «И пчела не на себя работает» , «Трудится, как пчела» , «Одна пчела много меду не наносит» .

Ведущий. Ты, дедушка Тимофей, сам трудишься от зари до зари, как пчела. Отдохни, поиграй с нами.

Дед Тимофей. Играть я люблю. Вставайте скорее, играть будем, посмотрю кто из вас умеет быстро бегать.

Игра «Дедушка Тимофей»

Играющие встают в круг, дедушка Тимофей – в центре.

Здравствуй, дед Тимофей! Дети идут по кругу, взявшись за руки и поют

Посмотри ты на детей , дедушка выполняет движения : прикладывает

ладонь к глазам

не качай головой, укоризненно качает головой,

не тряси бородой, трясет «бородой» ,

ты не топай ножкой, топает одной ногой

постой на дорожке встает смирно

да послушай, что мы скажем прикладывает одну руку к уху

посмотри, что мы покажем! Приставляет к глазам руки, указательный и

большой пальцы соединены.

Затем дед Тимофей спрашивает, дети отвечают.

Дед Тимофей. Где вы, дети, были?

Дети. Во сыром борочке.

Дед Тимофей. А Что вы там делали?

Посидели на кочке Приседают

Постояли на пенечке, Встают прямо, подняв руки.

Голову почесали Чешут рукой голову.

Да от тебя убегали! Вытягивают руки вперед.

Дети убегают от деда Тимофея, он старается осалить как можно больше детей .

Дед Тимофей.

Пчелка, добрая хозяйка

Пролетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Меда принесет в свой дом.

Пчелки летают, с каждого цветочка нектар собирают. Получается потом мед – липовый с липового цвета, гречишный с гречихи, цветочный с разных цветов. Посмотрим, знаете ли вы цветы.

Дед Тимофей загадывает загадки и предлагает детям найти соответствующий цветок. Дети берут цветок и высаживают на клумбу (втыкают в вазу с песком) .

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик на дорожке,

Ветерочек прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик.)

То фиолетовый, то голубой

На опушке цветок повстречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)

Вот шершавый стебелек,

В середине уголек,

Лепестки блестят, как лак,

Распустился красный (Мак.)

Колосится в поле рожь.

Там цветок найдешь

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек.)

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножках.

Только желтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух.)

Дед Тимофей.

Посмотри, честной народ

Цветы-то встали в хоровод.

«Хоровод цветов» Ю. Слонова

Дед Тимофей. У меня на поляне выросли такие душистые цветы в них столько сладкого сока, что одной пчеле его не достать. Поэтому пчелки зовут на помощь своих подруг – сначала одну, потом двух, трех… И только впятером они могут принести ведерко с цветочным нектаром.

Игра «Кто быстрее»

Участвуют две команды по 5 человек. На расстоянии на полу кладут большой цветок, в центр цветка ставят ведро с «нектаром» . Сначала первые участники-«пчелы» обегают вокруг своего цветка, возвращаются к своим командам, берут за руку следующую «пчелку» и обегают цветок уже вдвоем и т. д. последняя берет ведерко и возвращается с ним на место. Побеждает та команда, которая первая вернется с ведром.

Дед Тимофей. Вот сколько нектара собрали пчелки. Пойду и я за угощением. А вы посидите, и немного отдохните.

Дед Тимофей уходит. Раздается рев медведя.

Тише, тише! Не шуметь!

К нам сюда спешит (медведь)

Входит Медведь.

По дороге мишка шел

И на пасеку пришел .

Здравствуйте, ребята!

Я – Мишка косолапый,

Немного толстоватый,

Так хочу я похудеть,

Но не знаю, как мне быть.

Ну-ка, Мишенька, вставай,

С нами танец начинай.

Пляска с медведем.

Я так весело плясал,

И ужасно я устал.

Не пора ли отдохнуть, перекусить да и вздремнуть?

К медведю подбегают белочки с тарелкой шишек.

Мы хотели Мишке

Дать на ужин шишки.

Вдруг как начал он реветь :

Я не белка! Я – Медведь!

Уберите ваши шишки!

Мед на ужин нужен Мишке!

Слушай, Мишка, не реви.

Лучше пчелку позови.

Где ты, пчелушка - пчела?

Ты скорей лети сюда.

К Медведю подбегает пчела.

Здравствуй, милая пчела.

Как здоровье? Как дела?

Все тружжусь и все жужжу!

Я на месте не сижу.

Русская народная песня «Ивановы пчелки»

Ивановы пчелки Дети взмахивают руками, как крыльями.

По полю летали.

По полю летали.

По полю летали, Взмахивают кистями рук.

Медок собирали . «Собирают мед»

Честь ему, хвала ему, Хлопают в ладоши и разводят руки в стороны-4р

Медок собирали .

Медок собирали , «Собирают мед» .

Мишку угощали. Кланяются, разводя руки в стороны.

Честь ему, хвала ему Хлопают в ладоши и разводят руки в стороны-4р

Мишку угощали. Мишку угощали.

Пчелка отдает Медведю бочонок с медом .

Медведь :

С праздником всех поздравляю ,

И от всей души желаю

Каждый день вам подрастать,

Спасы дружно отмечать !

Медведь уходит. В зал входит дед Тимофей. Несет туесок с медом .

Дед Тимофей.

Угощайтесь, ребятки,

Мед полезный, сладкий.

Дед Тимофей отдает ведущему и детям туесок с медом .

Дети, пчелки мои играли с утра, солнышку радовались, а теперь толкутся, гудят – не иначе жди ненастной погоды. Возвращайтесь-ка вы до дождя домой. До свидания!

Ведущий и дети прощаются с дедушкой Тимофеем и выходят из зала под жужжание пчел.

Список использованной литературы :

И. А. Лыкова : Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений/Издательство Карапуз-Дидактика /Москва 2007г.

А. Н. Зимина. Народные игры с пением. М., 2000.

А. Н. Зимина, Л. И. Мельникова. детский музыкальный фольклор в дошкольных образовательных учреждениях. М., 2000

М. И. Картушина. Русские народные праздники в детском саду . М., 2007.