Режим дня ребенка трех лет

Что такое режим дня для трехлетнего ребенка? Это удобный и правильный порядок действий в течение суток, ритм, в котором ребенок проводит свой день. В этот режим входит время, когда пора ложиться спать и просыпаться. Время, когда нужно покушать и когда можно поиграть. И, конечно же, прогулки на свежем воздухе. Такой порядок положительно сказывается на физическом развитии и эмоциональном настрое малыша. Правильный распорядок дня помогает ребенку преодолеть кризис трехлетнего возраста. Хотя случается и так, что он может наступить раньше, чем в три годика или наоборот немного позже.

Что такое кризис трехлетнего возраста?

Кризис трехлетнего возраста – это такой период, когда малыш становится более самостоятельным и активно пытается об этом заявить. Проявляется это в истериках, капризах и противостоянии взрослым. Ребенок понимает, что уже может влиять на ситуации, однако не все получается еще, но от этого не меньше хочется делать все самому. Именно в этот период и закладывается характер малыша. Поэтому очень важно пережить этот период правильно, чтобы воспитать свое чадо хорошим человеком, за которого не будет стыдно в будущем.

Режим дня 3-х летнего ребенка

  1. Ребенку необходимо проводить на улице ежедневно порядка четырех часов. Можно разделить их на две прогулки, но делать это желательно в любую погоду. Даже, если идет дождь, то провести время под навесом или беседкой. Нахождение на свежем воздухе помогает вашему малышу развить иммунитет.
  2. У 3-х летнего ребенка в распорядке дня должен быть обязательно дневной сон. Организовывать этот процесс желательно в одно и то же время. Точно так же должно быть и с ночным сном. Постоянство в режиме позволит упростить процесс засыпания до автоматизма.
  3. Досуг и личное время. Кроме каких-то обязательных процедур и воспитательных моментов у ребенка должно быть еще и время, которое он сможет провести самостоятельно. Для этого существует масса развивающих игр. Польза от этого невозможно переоценить. Ребенок будет развивать свою фантазию и моторику, а мама сможет передохнуть в то время, пока ребенок занят самостоятельно.
  4. Важно приучить ребенка кушать в одно и то же время. Это сильно облегчит процесс кормления, так как организм малыша уже сам будет требовать пищу в определенные часы. Вам останется только обеспечить его всем необходимым для этого. И не забыть про воспитательные моменты: помыть руки перед едой, помощь в накрывании стола и уборка посуды после еды.

Запоры у детей до 3-x лет

Задержка стула вредна для развивающегося организма. И если это происходит, то следует обратить внимание на питание ребенка. В его рацион должны входить послабляющие продукты, такие как свекла, чернослив, кисломолочные продукты и натуральные соки. Причиной запора может послужить стресс. Если ребенок только пошел в детсад, он мог просто постесняться попроситься в туалет и, перетерпев весь день, в итоге получили застой каловой массы.

Игры для детей 3 лет

Индустрия развлечения богата своим разнообразием и предлагает массу игр для детей трехлетнего возраста. Вообще игры для ребенка это не просто способ время провождения. В то время пока малыш складывает, например, конструктор, у него развивается моторика пальцев, пока он пытается ухватить мелкие детали и складывает их одну на другую в правильном порядке. Раскраски прививают вкус и развивают воображение. Пластилин — это еще один великолепный инструмент, который тоже, помимо вышеперечисленных плюсов, еще и развивает старательность. Играть в игры дети могут как одни, так и с друзьями ровесниками или родителями.

Существует много развивающих онлайн игр на компьютере для детей 3х лет. Сейчас такое время, что без компьютера просто никуда. А эти игры будут не просто обучать и развлекать ребенка, но еще и знакомить его с компьютером и с его возможностями. Онлайн игры имеют много жанров и направлений, для примера можно отметить игры на логику, раскраски, мода. В качестве персонажей, которые используются в играх, взяты известные детям герои из мультиков или просто такие же детки.

Если ребенок плохо говорит в 3 года

Развитие ребенка — процесс исключительно индивидуальный и нельзя всех детей приводить к общему знаменателю. Кто-то начинает говорить чуть раньше, а кто-то чуточку позже. Обусловлено это зачастую домашней обстановкой. Порой ребенка окружают излишней заботой, и ему просто нет необходимости напрягаться особо, говорить, чтобы добиться желаемого.

Говорите с малышом, задавайте наводящие вопросы, он должен излагать свои мысли и желания. Детский садик значительно ускоряет этот процесс, когда детям приходится общаться друг с другом и для того, чтобы попросить игрушку необходимо это сказать.

Однако бывают случаи, когда ребенок плохо говорит в 3 года по причине физиологических отклонений. Поэтому, не стоит недооценивать важность похода к врачу.


Для ребенка трех лет режим дня не менее важен, чем в 12 месяцев или два года. В этом возрасте у него появляются новые потребности, физическая и умственная активность постоянно на высоком уровне. Чтобы малыш продолжал гармонично развиваться, сохранял эмоциональное здоровье, ему надо достаточно отдыхать и питаться.

Особенности режима ребенка в три года

В три года происходит значительный скачок в развитии. Для ребенка становится важным общение, особенно со сверстниками. Родителей ему уже недостаточно. К тому же к этому возрасту растет двигательная активность. Карапуз с удовольствием бегает и прыгает, способен выдерживать долгие прогулки. Взрослые должны обеспечить такой распорядок дня, чтобы эти потребности удовлетворить.

Режим дня по сравнению с малышом двух лет не сильно меняется. Дневной сон должен присутствовать обязательно, для крохи важна возможность восстановить силы. Но длительность может сократиться: для отдыха достаточно 1,5-2 часов. Приемов пищи, как и раньше, надо 4.

В три года многие дети начинают ходить в детский сад. Поэтому укладывание и подъем приходится сдвигать на более раннее время. Обычно это 7 часов. Если малыш пока находится дома, то режим дня все равно стоит сдвинуть. Вполне возможно, что скоро появится желание отправить его в детское учреждение. К тому же не исключено, что мама выйдет на работу.

Чем заниматься в первой половине дня?

Родители должны следить, чтобы карапуз вставал сразу после пробуждения. Также надо проконтролировать, чтобы он сходил на горшок. Окончательно проснуться поможет зарядка: приседания, взмахи руками и ногами, наклоны. Лучше проводить разминку в виде игры, такой формат доступнее для ребенка в три года.

Затем можно приступать к водным процедурам: умываться и чистить зубы. Также это подходящее время, чтобы заниматься закаливанием, то есть обтираниями или обливаниями. Но пропускать их нельзя, иначе никакого эффекта не будет.

Теперь наступает время завтрака. В питании карапуза 3 лет нет кардинальных изменений по сравнению с младшим возрастом. Это может быть каша, подслащенная фруктами, омлет, запеканка. Для питья подходит чай, но если малыш предпочитает воду, то не надо ему отказывать.

После завтрака нужно продумать развивающие занятия для ребенка. Они не должны быть слишком длинными, чтобы не допустить переутомления. В среднем малышу в три года хватает 15 минут, потом ему хочется чего-то нового. Необходимо учитывать индивидуальные особенности карапуза, его темперамент. Одни дети более усидчивы, чем другие. Кроме того, какое-то время они могут развлекать себя сами, пока мама выполняет домашнюю работу. Злоупотреблять просмотром мультфильмов, в том числе и познавательных, не стоит.

Если ежедневно кормить малыша и укладывать его спать в одно и то же время, то у него сформируется некий рефлекс, и выдерживать режим станет проще.

Время бодрствования длится 5–6 часов, так что времени хватит и на прогулку. Хорошо, если она будет длиться не меньше двух часов. Тогда малыш вдоволь успеет набегаться, наиграться, пообщаться со сверстниками. При достаточной физической нагрузке карапуз сможет выплеснуть энергию. Это благоприятно влияет на аппетит и на сон.

Обед и дневной сон

После возвращения домой малыш готов обедать. В рацион ребенка трех лет должны входить супы, мясные блюда с гарниром из овощей, круп или макарон. Затем можно недолго поиграть во что-то спокойное или почитать книгу, после укладывать на дневной сон, который продлится 1,5-2 часа.

Когда ребенку исполняется три года, родители могут столкнуться с кризисом развития малыша. Одно из проявлений - отказ выполнять любые просьбы старших, в том числе и ложиться спать в положенное время. Иногда взрослые решают, что крохе уже не нужен дневной сон, и не настаивают. На самом деле это ошибочное мнение. До 6 лет ребенку сложно обойтись без отдыха. Поэтому приходится искать способы, как уложить карапуза спать, основываясь на его предпочтениях.

  • Можно предложить уложить спать игрушки и подать им личный пример.
  • Придумать несложную игру, которая заканчивается в кроватке.
  • Если кроха любит музыку, то можно включать его спокойную мелодию, когда он ляжет в постель.

Ритуалы, которые повторяются изо дня в день, помогут преодолеть этот сложный период.

Как провести вечернее время?

Когда карапуз проснется, его должен ждать полдник. Это может быть творог с фруктами или кефир с печеньем. Далее режим предусматривает свободное время. Как его проводить, зависит от предпочтений ребенка, родителей, даже от погодных условий. Для летнего периода стоит добавить еще одну прогулку. В холод или дождь лучше придумать занятия в помещении. Малыш может помогать в домашних делах. Например, его полезно привлекать к готовке ужина. Кроме того, вечером дома обычно собирается вся семья. Так что появляется хороший повод для совместных развлечений.

Затем режим предполагает ужин. Это могут быть овощи и фрукты, запеканки. Еда не должна быть чересчур жирной и тяжелой, иначе может нарушиться сон.

После ужина малыш может некоторое время заниматься своими делами, главное, чтобы они не были чересчур активными. Потом его следует искупать. Дети трех лет еще не способны справиться самостоятельно, им нужна помощь родителей. Регулярность позволяет закрепить гигиенические навыки. После водных процедур пора укладываться на ночной сон, который длится около 10 часов.

Режим дня может меняться, немного сдвигаясь, в зависимости от ситуации. Он нередко разный для летнего и зимнего времени. Но если ребенок ходит в детский сад, то придерживаться ясельного графика следует и дома.

Правильная организация режима дня – важный фактор, влияющий на здоровье ребенка. Для ребенка раннего возраста режим является основой воспитания. На протяжении первых трех лет жизни работоспособность нервной системы ребенка постоянно меняется, поэтому целесообразна смена режима в различные возрастные периоды. В возрастной период с года до трех лет режим дня меняться трижды.

    Следует помнить о том, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер, каких-то строгих норм и стандартов не существует .

    Режим составлен оптимально, если время кормления, укладывания спать и проведения туалета совпадают с потребностями ребенка в данный момент .

    В связи с тем, что резкие изменения в суточном режиме тяжело переносятся детьми , перевод ребенка на другой возрастной режим должен быть постепенным, и не вызывать отрицательных эмоций. О правильности такого перевода будут свидетельствовать хорошее настроение малыша и ровное поведение.

    При установлении режима дня, кроме возраста, необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и состояние его здоровья.

    Соблюдение ребенком определенного распорядка приучает его к организованности, облегчает жизнь ему и его родителям. Ребенку, соблюдающему режим, в дальнейшем будет намного легче адаптироваться к условиям детского сада.

Нарушения в здоровье малыша, которые могут возникнуть при несоблюдении режима:

  • ребенок становится плаксивым, капризным, раздражительным
  • частое ухудшение настроения, которое связано с переутомлением, недосыпанием
  • отсутствует нормального развития нервно-психической деятельности
  • трудность сформирования культурно-гигиенические навыков, опрятности.

Режим дня ребенка от года – до года и шести месяцев (1,5 лет)

На втором году жизни происходят значительные изменения в развитии малыша. В первом полугодии дети физически еще достаточно слабы, быстро устают. Высокая двигательная активность сочетается с недостаточной координацией движений. Ребенок в этом возрасте самостоятельно ходит, приседает и наклоняется. Умеет выполнять простые просьбы взрослого, правильно называет 4-6 предметов, когда ему показывают их. Начинает активно употреблять облегченные слова, при этом словарный запас быстро расширяется. Начинает самостоятельно пользоваться ложкой, но делает это пока не умело.

Сон

Ребенок спит днем два раза: первый дневной сон – 2-2,5 часа, второй – 1,5-2 часа. Подготовка ребенка (прекращение шумных игр, умывание) ко сну происходит заранее, хотя бы за полчаса до того, как его будут укладывать в постель. Укладывать спать днем и на ночь следует в один и тот же час – у детей вырабатывается условный рефлекс на время и в последующие дни ребенок сам просыпается и засыпает в установленное по режиму время. При приучении ребенка к режиму, нужно его будить, если он сам не просыпается в положенное время, допускается отклонение от точного времени на 15-20 минут. В дальнейшем, когда режим уже установлен, нежелательно будить ребенка, так как это ухудшает его настроение, поднимать малыша следует после сна по мере пробуждения, и учить одеваться, показывая и называя предметы одежды.

В летнее время года рекомендуется дневной сон ребенка осуществлять на свежем воздухе – на улице или на веранде, в крайнем случае, в помещении с открытой форточкой. С мая по август ребенка можно укладывать на ночной сон немного позже, соответственно, продлевая дневной сон.

Кормление

Кормить следует четыре раза в день (завтрак, обед, полдник и ужин), с интервалами 3-4 часа. Режим строится таким образом, чтобы ребенок после кормления бодрствовал, а затем спал до следующего кормления. Такое соблюдение правил чередования процессов обеспечивает оптимальное состояние ребенка в каждом возрастном периоде. После того, как ребенок выспится и с аппетитом поест, он спокойно и активно бодрствует до следующего сна и лучше воспринимает воздействия окружающего мира.

В этом возрасте ребенка следует приучить пользоваться ложкой самостоятельно. Сначала он учится есть ложкой густую пищу, затем жидкую. Первые две-три ложки ребенок съедает самостоятельно, затем взрослый докармливает его другой ложкой, не вынимая ложку из рук ребенка. В конце кормлении малыш сам съедает еще две-три ложки.

Бодрствование

Продолжительность периодов бодрствования в этом возрасте не должна превышать 4 – 4,5 часа. Удлинение времени бодрствования или укорочение сна нежелательно, оно может привести к переутомлению нервной системы и нарушению поведения ребенка.

Период бодрствования в основном включает в себя игру, прогулки водные процедуры. В игре в основном используются игрушки, которые можно тянуть (машинки, коляски), кубики, различные вкладывающиеся одна в другую коробочки, книжки с простыми яркими картинками, фигурки зверей, пирамидки.

Очень важна организация прогулок на свежем воздухе два раза в день (после обеда и полдника), продолжительность одной прогулки 1,5 часа, в летнее время года это время может быть увеличено до 2 часов при хороших погодных условиях.

Водные процедуры перед полдником. В этом возрасте можно использовать общие обтирания. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние, грудь и спинку. Начальная температура воды 33-36 0 . Постепенно, один раз в 5 дней, температуру воды снижают на 1 0 и доводят до 24 0 . Водные процедуры – важный элемент закаливания, включение их в режим дня – неотъемлемая часть здорового воспитания.

Гигиеническое купание 2-3 раза в неделю перед ночным сном.

Одежда ребенка должна соответствовать росту, не стеснять движений, иметь минимальное количество завязок и застежек. До 1,5 лет девочкам, как и мальчикам, целесообразно надевать штанишки и кофточки, так как платье затрудняет ходьбу. Ребенок принимает участие в процессе одевания и раздевания, учится снимать простые предметы одежды (расстегнутые ботинки, майку).

В этом возрасте важно воспитывать следующие культурно-гигиенические навыки: мыть руки перед едой, садиться на детский стул, учиться самостоятельно аккуратно есть ложкой, после еды пользоваться салфеткой. Необходимо учить ребенка садиться на горшок и сидеть на нем до результата. Для приучения к опрятности детей регулярно высаживают на горшок после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с неё.

Примерный режим дня для детей от 1 до 1,5 лет:

Кормление : 7.30, 12, 16.30, 20.

Бодрствование : 7 – 10, 12 – 15.30, 16.30 – 20.30.

Сон : первый 10 – 12, второй 15.30 – 16.30, ночной сон 20.30 – 7.

Прогулка : после обеда и полдника.

Купание : 19.

Режим дня ребенка от года и шести месяцев (1,5 лет) до 2 лет

Особенности возрастного периода

Ребенок перешагивает через предмет, лежащий на полу, бегает, при умывании потирает руки под струей воды. Может назвать предметы, обобщает их по существенному признаку, знает основные части тела. Самостоятельно снимает расстегнутую обувь, держит чашку при питье, более умело пользуется ложкой. Воспроизводит в игре ранее увиденные или разученные действия: кормит куклу, складывает башню из кубиков и т. п. Он может различать 3-4 разных по форме предмета (шар, куб, пирамидка). Хорошо знает значение слов «можно» и «нельзя», но не всегда в состоянии подчиниться запрету.

Сон

После полутора лет ребенок переводится на режим с одним дневным сном.

Продолжительность дневного сна составляет 3-3,5 часа. Общая продолжительность сна в этом возрасте от 13 до 14,5 часов, из них ночной сон - 10 – 11 ч. Приучая ребенка к самостоятельности, не следует заставлять его долго, самостоятельно раздеваться перед сном – это приводит к утомлению и плохому засыпанию.

Кормление

Кормить ребенка следует четыре раза в день. Промежутки между кормлениями от 3,5 до 4,5 часов. Если ребенок в периоды между кормлениями бодрствует, этот интервал не должен превышать 3,5 часа. Ночной перерыв между ужином и завтраком составляет около 12 – 13 часов. Завтрак должен начинаться не позже, чем через час после пробуждения, ужин – не менее чем за час до укладывания ребенка, чтобы обеспечить ему спокойный сон.

Бодрствование

Периоды непрерывного бодрствования в этой возрастной группе увеличивается 5 – 5,5 часов.

Во время игры в этом возрасте ребенок уже активно задействует лопатки, мячи.

Прогулки на воздухе организуются два раза в день, после завтрака и полдника. Продолжительность прогулок такая же, как и в предыдущей возрастной группе.

Водные процедуры проводятся перед обедом. С 1,5 лет в качестве водных процедур можно использовать душ, эффект которого сильнее, чем при обтирании, так как кроме температурного воздействия ребенок испытывает и механическое. Температура воды снижается постепенно, один раз в 5 дней на 1 0 , от 35-37 0 и доводится до 24 – 28 0 . Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. Длительность процедуры 1,5 минуты. Гигиеническое купание проводится 2 раза в неделю перед ночным сном.

К двум годам навык опрятности должен быть практически сформирован, но заигравшись, ребенок может забыть попроситься на горшок, поэтому им нужно об этом напоминать и высаживать на горшок перед сном и после сна.

Примерный режим дня для детей от 1,5 до 2 лет:

Кормление : 8, 12, 15.30, 19.30.

Бодрствование : 7.30 – 12.30, 15.30 – 20.20.

Сон : 12.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : после завтрака и полдника.

Купание : 18.30.

Режим дня ребенка от 2 до 3 лет

Особенности возрастного периода

Словарный запас существенно увеличивается по сравнению с предыдущим периодом. Говорит многословными предложениями. Речь ребенка начинает приближаться к речи взрослого. Малыш ест аккуратно, надевает и снимает майку или рубашку, в течение дня проситься на горшок. Сосредоточенно занимается с игрушками, увлеченно рассматривает книжки, картинки. Третий год – это период развития самостоятельности и творческой деятельности.

Сон

На протяжении третьего года жизни ребенок может находиться на режиме с однократным дневным сном. Если ребенок категорически отказывается от дневного сна, тогда это в этом время он должен находиться в состоянии спокойного бодрствования (например, рассматривание картинок в книжке), это позволит нервной системе ребенка отдохнуть и избежать переутомления.

Кормление

Четырехразовое кормление с интервалом 3,5 – 4 часа (завтрак, обед, полдник и ужин).

Бодрствование

Каждый период бодрствования занимает 6 - 6,5 часов. Для детей, которые легко утомляются, ослабленных детей периоды бодрствования можно сократить до 5 – 5,5 часов за счет удлинения сна. Ребенок в этом возрасте уже способен на короткое время сдерживать свои действия и желания, однако по-прежнему легко возбуждается и утомляется от однообразной деятельности. Малыш может заниматься одним и тем же делом не более 20 - 30 минут. Периоды бодрствования должны состоять из рационального чередования разных видов активной деятельности ребенка. В игру ребенка включаются детские музыкальные инструменты, цветные карандаши, конь-качалка, куклы, формочки для песка.

Как и в предыдущие возрастные периоды, определенную часть периода бодрствования дети должны проводить на воздухе даже в зимнее время года, но не более 1,5 часов, так как они еще довольно быстро охлаждаются. В теплое время года прогулки могут удлиниться до 2ч, а при соответствующих условиях весь период бодрствования может быть перенесен на воздух.

Водные процедуры включают себя обливания, но для ослабленных детей может быть использование обтирание. Рекомендации по температурному режиму водных процедур, как и в предыдущих возрастных группах. Гигиеническую ванну ребенка на третьем году проводят один раз в неделю перед ночным сном.

Несмотря на то, что ребенок в основном уже умеет регулировать свои физиологические отправления, все же следует высаживать его на горшок перед сном, прогулкой и обязательно следить за аккуратностью этого процесса.

В этом возрасте важно стимулировать у детей активную самостоятельную деятельность, развивать и закреплять уже появившиеся навыки и умения постоянным их повторением.

Примерный режим дня для детей от 2 до 3 лет:

Кормление : 8, 12.30, 16.30, 19.

Бодрствование : 7.30 – 13.30, 15.30 – 20.30.

Сон : 13.30 – 15.30, 20.30 – 7.30.

Прогулка : 2 раза в день после завтрака и полдника.

Обливания : после ночного и дневного сна (зимой) и перед обедом (летом).

Купание : перед ночным сном.

Детки в три годика отчетливо воспринимают себя как часть общества. Для них важны игры со сверстниками и активное общение с людьми. Теперь малышу уже не хватает разговоров и игр с родными, он с удовольствием знакомится с ровесниками и отвечает на вопросы окружающих. При грамотном воспитании малыши этого возраста настроены доброжелательно ко всем людям, приветливы и коммуникабельны.

Расписание дня: основные моменты

На родительских форумах можно часто увидеть дискуссии между мамочками о преимуществах того или иного варианта режима дня. Важно осознать, что универсального решения не существует, так как на образ жизни влияет и семейный уклад, и потребности матери и отца, а также братьев и сестер (если они есть). В этой статье мы рассмотрим основные моменты, которые следует учесть при составлении режима дня ребенка, а вы сможете разработать индивидуальную программу, приняв во внимание наши рекомендации.

Опорными пунктами при разработке расписания станет время сна (дневного и ночного), а также приемов пищи. Именно от них вы будете отталкиваться, продумывая режим. Наши рекомендации:

  • Каждый день ребенок должен кушать не менее четырех–пяти раз. Сюда входит завтрак, обед, ужин, полдник и вечерняя порция кефира.
  • Количество перекусов между приемами пищи необходимо свести к минимуму, иначе к установленному времени ребенок просто не успеет проголодаться.
  • Постарайтесь убедить своих знакомых и родных в том, что сладости и мучные продукты - не самый лучший способ завоевать сердце вашего сына или дочки, есть масса других методов сделать что–то полезное и приятное для ребенка: сводить в парк, прочитать книжку, спеть песенку или провести время вместе с ним за любимой игрой.
  • Оптимальная продолжительность дневного сна - от 2 часов и более. Старайтесь не допускать, чтобы малыш спал более 3,5 часов, иначе вечером его будет трудно уложить в постель.

Нарушение упомянутых правил может стать причиной отсутствия аппетита или желания спать в назначенное время. Следуя этим советам, вы упростите соблюдение распорядка дня.

Адаптация ребенка к посещению образовательных учреждений

Во многом расписание ребенка определяется образом жизни мамы. Работает она или занимается хозяйством? Может ли поручить малыша родственникам на время рабочего дня или его надо отдать в детский зад? Есть ли поблизости от дома подходящее заведение? Учтите, что подготовку крохи к посещению детсада необходимо как минимум за 6 месяцев до выхода на работу. Ребенка необходимо обучить следующим навыкам:

  • Без помощи взрослых надевать верхнюю одежду.
  • Самостоятельно кушать, не разбрасывая еду по «окрестностям».
  • Чистить зубки и умываться.
  • Отправлять естественные потребности на горшок.
  • Владеть основами общения с окружающими.

Постарайтесь посмотреть, как ведет себя малыш в коллективе ровесников. Способен ли он найти с ними общий язык, не вызывает ли у него пребывание среди посторонних людей депрессивного состояния. Отдайте кроху в развивающую группу, куда ребенок будет ходить несколько раз в неделю на час–полтора. Так он привыкнет какое-то время находиться в разлуке с мамой. Важно избежать психологической травмы, поэтому не форсируйте события, действуйте осторожно и тактично.

Развитие малыша

Каждый день выделяйте 30–40 минут на развивающие игры. Их продолжительность можно варьировать в зависимости от настроения ребенка и его готовности заниматься изучением новой информации. В этом возрасте уместно ознакомление с первыми буквами. Для этой цели помимо специальных кубиков стоит купить букварь и изготовить специальные карточки. С активным ребенком на усвоение одной буквы уйдет около трех дней, только после этого можно приступать к изучению следующей буквы. Перед каждым занятием обязательно уделите несколько минут повторению уже пройденного материала.

Развивающие игры

Самое время расширить область познаний в геометрии и математике. Если вы уже изучили плоские фигуры, перейдите к ознакомлению с объемными объектами: шаром, конусом, кубом, пирамидой. Простейшая арифметика лучше познается на практике. Поэтому предлагайте ребенку сосчитать, к примеру, конфеты или груши, сравнить, в какой кучке больше предметов, по желанию можете придумать другие варианты. Примеры игр:

  • Рисование по цифрам. Для этого можно приобрести готовый сборник подобных заданий или разработать собственную картинку, используя в ней минимум опорных точек.
  • Угадывание букв. Для этого потребуются карточки, которые можно изготовить самостоятельно или купить готовый набор. Оперируйте только теми буквами, которые ребенок уже изучил.
  • Задачи на логическое мышление. Их можно найти в интернете или купить сборник в книжном магазине.
  • Пазлы. Это отличная игра, стимулирующая усидчивость и внимательность. Старайтесь подбирать наборы, соответствующие возможностям вашего ребенка.
  • Лото. С геометрическими фигурами, растениями, животными, рыбами. Это отличный способ ознакомления с полезной информацией в игровой форме.
  • Английский в играх. Если вы не владеете языком, значит, привлеките к обучению педагога. Максимальная продолжительность занятий - 20–30 минут, больше в этом возрасте малыш просто не выдержит.

Физическое развитие имеет не меньшее значение, чем интеллектуальное. Утренняя зарядка должна стать таким же привычным делом, как чистка зубов и умывание. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка было все необходимое для подвижных игр: мячи, скакалки. Обратите внимание, что во время прогулок одевать ребенка надо так, чтобы он не чувствовал стеснения в движениях.

Режим дня в три года по часам

Мы обсудили все ключевые моменты. Теперь осталось лишь подвести итоги и составить расписание дня. Примерный вариант:

  • 07:00 - пробуждение, постарайтесь, чтобы малыш воспринимал начало дня с удовольствием, радуясь первым солнечным лучам, не забывайте пожелать ему «доброго утра»;
  • 07:00–07:15 - умывание, чистка зубов;
  • 07:15–07:30 - утренняя зарядка, в летний период ее лучше выполнять на свежем воздухе;
  • 07:30–08:00 - предоставьте малышу возможность поиграть самостоятельно, можете вручить ему книжку для малышей или набор для рисования;
  • 08:00–08:30 - завтрак, помимо молочной каши и бутерброда с сыром можно предложить немного печенья или фруктов;
  • 08:30–09:30 - развивающие игры, подготовка к прогулке;
  • 09:30–11:30 - выход на улицу, общение со сверстниками или посещение магазинов;
  • 11:30–12:00 - мытье рук после прогулки, при необходимости переодевание;
  • 12:00–12:30 - обед, подготовка к отдыху;
  • 12:30–14:30 - дневной сон;
  • 14:30–16:00 - самостоятельные игры, маме лучше находиться в поле зрения малыша, чтобы он не проявлял беспокойства;
  • 16:00–18:30 - посещение парка или детской площадки;
  • 18:30–19:00 - ужин;
  • 19:00–20:00 - предоставьте малышу возможность забавляться самому;
  • 20:00–20:30 - уборка комнаты, ребенок раскладывает все игрушки по местам, заботясь о том, чтобы ничего не валялось;
  • 20:30–21:30 - купание, массаж, отход ко сну.

Практика показывает, что далеко не всегда удается соблюдать режим дня. Это может происходить по разным причинам, например, после ярких впечатлений некоторые детки трудно засыпают. Возможен и другой вариант - ребенка угостили сладостями, после чего у него отсутствует аппетит. В подобных ситуациях лучше не настаивать на соблюдении расписания и пропустить прием пищи или сдвинуть время сна. По возможности старайтесь всегда действовать убеждением, а не силой.

Малышу исполнилось 3 года, он активно двигается и, как губка, впитывает новые знания. Кажется, его энергии нет конца, но это ошибочное впечатление. Если родители не следят, чтобы ребенок вовремя поспал и поел, он будет быстро уставать, капризничать, умственное развитие замедлится. При правильном распорядке дня малыш в 3 года успеет получить максимальное количество знаний и навыков и при этом не переутомится. Если мама не станет препятствовать, малыш 3 лет с удовольствием будет целый день смотреть мультфильмы, а потом в голове у него образуется сплошная каша. Из-за длительного сидения на диване он не сможет израсходовать требующую выхода энергию, поэтому плохо поест и с трудом заснет.

Особенности развития трехлетнего ребенка

Ваш малыш стал активной личностью, он уже не принимает на веру каждое слово взрослых, начинает проявлять характер, упрямиться. Иногда можно услышать, что в 3 года дети становятся вредными. Они не вредные, они учатся общаться и взаимодействовать с людьми. Что будет, если не послушаться маму? Насколько хватит бабушкиного терпения, если долго делать вид, что не слышишь ее просьбу? Становится очень трудно заставить ребенка сесть за стол, лечь спать. Большую помощь родителям окажет режим дня: в нужное время ребенок сам почувствует, что проголодался или хочет спать.

Малыш 3 лет хорошо научился передвигаться, для него не преграда небольшой ручеек, через который можно перепрыгнуть, или бортик песочницы. Он может забежать куда угодно, исследовать все укромные уголки, получить массу новых знаний и впечатлений. Избыток новой информации не принесет пользы: способности усваивать знания не беспредельны. Задача мамы – вовремя остановить ребенка, поместить его в привычную обстановку, успокоить, чтобы в детском сознании все разложилось по полочкам.

Карапузу в 3 года недостаточно общения с родителями, дедушками и бабушками, ему нужно научиться правильно вести себя со сверстниками. Если малыш не ходит в садик, обязательно водите его на детские площадки, именно там он получит первые уроки поведения в обществе. Он должен понять, что не полагается брать без спроса чужие игрушки, с горки нужно скатываться по очереди, а тарзанку нельзя занимать на целый день – другие дети тоже хотят попрыгать. Если сейчас не привить ребенку эти навыки, в будущем ему станет сложно общаться с одноклассниками, находить друзей.

Найдите время для сна, игр и отдыха

Составляя режим дня, за основу лучше взять сон. Оптимальное соотношение для 3 летнего малыша: 10 часов ночного отдыха и 2 дневного. Желательно, чтобы вечером ребенок отправлялся в кроватку не позже 21-22 часов, значит, проснется он в 7 или 8 утра. Днем его лучше укладывать после обеда, к этому времени он успеет утомиться и спокойно уснет.

Иногда дети уже в 3 года не могут заснуть днем. Если ночью они проспали не меньше 11 часов и весь день чувствуют себя бодро, не капризничают, можно разрешить и такой режим. Это, скорее, исключение, чем правило, его можно применять только тогда, когда все возможности усыпить ребенка исчерпаны, а он плачет, пытается вырваться из кроватки и просится пойти поиграть. Такова особенность нервной системы вашего малыша, и с этим придется смириться: ничего, кроме истерики у мамы и малыша, укладывание насильно не вызовет. Проблемы возникнут, когда ребенка отдадут в садик: не каждый воспитатель согласен приноравливаться к особенностям 3-летнего «анархиста».

У детей 3 лет часто возникают ночные страхи, они боятся засыпать в темноте. При ярком освещении отдых не будет полноценным. Чтобы успокоить ребенка, оставляйте в комнате ночник с приглушенным свечением.

Вот примерный распорядок дня для малыша 3 лет:

  • 7 часов – подъем, зарядка, гигиенические процедуры;
  • 8 часов – завтрак;
  • 8 часов 30 минут – игры, занятия;
  • 10 часов – пора на прогулку;
  • 12 часов – обед;
  • 12 часов 30 минут – дневной сон;
  • 14 часов 30 минут – подъем, умывание;
  • 15 часов – полдник;
  • 15 часов 30 минут – игры, занятия;
  • 17 часов – вечерняя прогулка;
  • 19 часов – ужин;
  • 19 часов 30 минут – спокойные игры, уборка игрушек;
  • 20 часов – купание и сказка на ночь;
  • 21 час – отход ко сну.

Вы можете изменить этот режим в зависимости от уклада жизни семьи и особенностей темперамента ребенка. Мама знает, когда ее малыш полон энергии и с удовольствием займется физкультурой, а когда он готов к интеллектуальным занятиям, требующим внимания и сосредоточенности. Постарайтесь, чтобы развитие не было однобоким, а отдых бездеятельным: маленький художник устал от рисования или лепки – займитесь подвижными играми.

Если собираетесь отдать ребенка в детское учреждение, узнайте, какой распорядок дня у группы детей в 3 года и заранее скорректируйте режим малыша, чтобы он максимально соответствовал детсадовскому. Остаться на целый день без мамы – огромный стресс для маленького человечка, еда и сон в привычные часы немного успокоят его.

Подвижные игры и занятия физкультурой лучше проводить на свежем воздухе: обязательно гуляйте 2 раза в день, общее время нахождения на улице должно составлять не меньше 3 часов. Выбирайте места, где много детей в возрасте около 3 лет, чтобы малыш учился знакомиться со сверстниками, играть с ними. Посмотрите, нет ли поблизости от дома навеса или крытой веранды, в дождливую погоду вы можете там почитать или порисовать. Зимой не укутывайте малыша, чтобы он с трудом шевелился, так он замерзнет сильнее, чем когда будет бегать в свободной одежде. Подвижные игры на легком морозце разожгут аппетит, а после еды малыша не нужно будет заставлять лечь в кровать: его глазки сами начнут закрываться.

Правильный режим дня нужен не только для малыша 3 лет, но и для мамы. Если ребенок проспал чуть ли не до полудня, несколько часов смотрел мультики, отказался от дневного сна, он замучает взрослых своими капризами. Когда карапуз укладывается спать днем в одно и то же время, родители могут запланировать на этот период какие-то дела или тоже отдохнуть после обеда. Составьте распорядок дня, удобный для всей семьи, и вы будете избавлены от детских причуд.