Ребенок боится оставаться один дома. Причины и советы. Ребенок боится оставаться один в комнате, что делать

Вам знакома ситуация, когда ребенок боится оставаться один и плачет? Или он боится людей которых впервые ?

Малыш начинает четко выражать свой страх в возрасте . В этом возрасте ребенок начинает ясно показывать страдания, когда происходит разделение с матерью и страха перед неизвестными людьми. Такие реакции нормальный этап в развитии ребенка.

Младенец от рождения требуется контакта, внимания и заботы близкого взрослого, который предоставит ему чувство

  • защиты
  • безопасности;
  • и доверия.

Чаще всего это мать. У малыша развивается такая сильная эмоциональная связь. Он показывает особую привязанность с этим человеком. Он просит ее о комфорте и безопасности и показывает страх и неуверенность при разделении с мамой.

Такое поведение является показателем нормального и здорового развития ребенка.

Боязнь оставаться одному начинает четко выражаться в и может продолжаться до возраста полутора — двух лет . В этом возрасте младенец начинает ясно показывать страдания, когда находится отдельно от воспитателей и страха перед неизвестными людьми (хотя пару месяцев раньше он мог реагируют очень положительно на появление любых человеческих лиц). Основным опекуном, как правило, является мать . Она быстрее и лучше может утешить малыша, когда он плачет. Такие реакции являются результатом естественного развития детей.

Нужен правильный режим дня

Хотя малыш быстро развивается , но в этом возрасте не развито чувство времени , так что нет смысла в том, как долго будет продолжаться разделение. Он не понимает временный характер разделения и имеет ярко выраженную потребность в безопасности , которую ему обеспечить человек, временно заменяющий маму, вряд ли сможет.

Дети различаются по

  • темпераменту (который биологически определяется),
  • чувствительностью к раздражителям из окружающей среды и
  • эмоциональной реакцией на конкретные ситуации.

Это позволяет детям быть более чувствительными к раздражителям и ситуациям, в которых им приходится находится (например, чем больше малышу не нравятся звуки, которые он слышит, тем сложнее его будет успокоить).

Кроме того, детям подходит определенный рутинный суточный ритм. Это дает им чувство безопасности. Они спокойнее, если день организован, предсказуем и тихий (не загроможден мероприятиями и событиями), и если они имеют и дневной отдых.

Ребенок легко расстраивается, когда устал, если не считать , когда нарушается суточный ритм при воздействии чрезмерного количества стимуляции и деятельности.

Соблюдайте и тогда младенец будет не так бояться оставаться один.

Удовлетворение потребностей ребенка

Например, кроха, как правило, напряженный, когда вы приходите в новую среду (или тут, которая менее знакома и не постоянна), где есть большое количество людей (которые не являются близкими, как родители), в то время, когда, например, нужно отдыхать и . Он боится незнакомых ему людей и это нормально.

Кроме того, малыш имеет очень высокую потребность в близости и физическому контакту с родителями. Если эта потребность не удовлетворяется, малыш может искать присутствия родителей и расстраиваться.

Кроме того, он может стремиться к укреплению контактов с родителями, если они поддержали его в некоторых стрессовых или волнительный моментах, или просто чувствовал себя так в тот момент. Малыш чувствует себя спокойнее и безопаснее, когда его потребность в

  • контакте;
  • нежных прикосновениях;
  • поглаживаниях;
  • объятиях;
  • ношении;
  • кормлении грудью

будут выполнены.

Поэтому, если малыш расстроен и испытывает страх, то это его ответ на необходимость защиты и безопасности. Возьмите его и нежно успокаивайте. Если он очень расстроен и не может сразу успокоиться, то потребуется определенное время, чтобы успокоить его страх оставаться одному или около незнакомых людей. Выразите ему свое сожаление, и он почувствует это, и вернется утраченные доверие и безопасность.

Ребенка нужно готовить оставаться одному

Важно отметить, что младенец может чувствовать беспокойство или недовольство родителей. Понятно, что иногда родитель имеет необходимость оставить малыша в течение короткого времени в силу различных причин. В таком случае важно, чтобы он был подготовлен для разделения.

Независимо от возраста родитель должен сказать малышу, куда ему нужно пойти и кто с ним останется.

Не рекомендуется уходить, пока ребенок не видит. Он не может быть счастлив от разлуки со своими родителями и он покажет, но такой искренний подход, который будет поддерживать чувство доверия в своих родителей, является чрезвычайно важным.

Лучше всего, когда тот же человек, который останется с малышом, будет присутствовать в то время как родитель проявляет уход за младенцем, потому что тогда этот человек сможет в малыша предоставить некую безопасность. Кроме того, вашему крохе будет легче, если среда, в которой он остается, ему знакома (лучше для него, если он останется в своем доме).

После возвращения родители должны предоставить достаточное время для контакта и близости с малышом, чтобы он мог выразить эмоции или расстройство, связанные с разделением. Малыш должен продемонстрировать, что он понимает, уважает и принимает все его чувства мягко и с большой любовью.

Маленькие дети полностью зависят от своих родителей.

Поэтому малыш и боится оставаться один. Свое недовольство он не может выразить словами, поэтому выражает через плач или поведением. Иногда ситуация не нравится и не может быть изменена. Но важно признать потребности крохи и удовлетворять их соответствующим образом — теплом, любовным отношением и вниманием.

Страхи детей и как с ними бороться рассказывают в видео.

Наталья Барложецкая

Любой человек хотя бы раз в жизни испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же нормальные и неотъемлемые эмоциональные проявления нашей жизни, как и радость, восхищение, удивление и печаль. Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлено возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться и понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Однако если страхи сохраняются на длительное время, это может служить признаком психического неблагополучия ребенка, что говорит о неправильном поведении родителей или о наличии конфликтных отношений в семье.

Рассмотрим типичные страхи детей разного возраста:

От 1 года до 3 лет дети боятся неожиданных резких звуков, одиночества, боли, уколов и медработников. Иногда могут появиться страхи перед засыпанием.

От 3 до 5 лет возможен страх одиночества, темноты и замкнутого пространства. Родители часто пугают детей этого возраста Бабайкой, Серым Волком, Бородатым дядькой и т.д. Этого делать нельзя ни в коем случае, так как ребенок воспринимает подобных персонажей как реальных существ, которые могут прийти и наказать. Такие методы только усугубляют проблемы ребенка и могут привести к серьезным психическим расстройствам.

От 5 до 7 лет часто можно наблюдать возникновение страха перед чертями или другими представителями потустороннего мира. В этом возрасте появляется самый главный, ведущий страх – страх смерти (своей и родителей).

От 7 до 11 лет ведущим становится страх не соответствовать требованиям социального окружения, быть не тем, кого любят и ценят родители, учителя, сверстники. Кроме этого, дети начинают бояться таинственных явлений, предсказаний, суеверий.

От 11 до 16 лет подростки боятся физических изменений, происходящих с ними, опасаются стать обезличенными, боятся потерять власть над своими чувствами. В то же время они боятся одиночества, наказания, отвержения со стороны сверстников, боятся не справиться со взятыми на себя обязательствами. Природные страхи (основанные на инстинкте самосохранения) преобразуются в страх войны, пожара, стихии, боязнь заболеть.

Дневные страхи. Ребенок боится оставаться один в комнате

«Моей дочери 3,5 года. С недавних пор я стала замечать, что она боится оставаться одна в комнате. Если мы находимся в незнакомом месте, она всегда держит меня за руку и не отпускает от себя ни на шаг. Когда я ухожу на работу, а она остается с бабушкой, дочь выходит в коридор и начинает плакать, иногда даже может описаться. Я спрашивала ее о причинах такого поведения. Она говорит, что боится. Как мне помочь ребенку справиться со страхом?»

В возрасте 3-5 лет большинство детей испытывают так называемые нормативные (нормальные, соответствующие этому возрасту) детские страхи, которые выражаются в основном в неосознанной тревоге, повышенной возбудимости, в страхе одиночества, темноты и замкнутого пространства. Очень часто эти страхи перемешиваются с боязнью сказочных героев: Бабы Яги, Кащея Бессмертного, Водяного, Лешего и т.д. Чтобы помочь ребенку справиться со страхами, вы можете предпринять следующие шаги:

1. Поговорите с ребенком о его страхах, но не высмеивайте малыша за его трусость. Скажите, что с этого момента вы объявляете войну его страхам.

2. Если ребенок боится потеряться в незнакомом месте, можно «отыграть» это в сценке, где ваш ребенок будет помогать потерявшемуся малышу, то есть изначально играть героя. На роль плачущего малыша можно взять маленькую куклу. Так ребенок почувствует ответственность за младшего и свое преимущество в возможностях самоконтроля и поисках решения. Таким же образом можно проиграть и другие травмирующие ребенка страхи. Например, уход мамы на работу.

3. Справиться со страхами темноты и замкнутого пространства поможет игра «Жмурки». Завяжите глаза ребенку, выполняющему роль водящего. Можно немного раскрутить его, чтобы сложнее было ориентироваться в пространстве, однако это не рекомендуется делать с очень тревожными детьми и с теми, кто испытывает сильный страх темноты. После этого игроки должны разойтись в разные стороны. Когда водящий крикнет: «Замри!» – им следует остановиться на тех местах, где они оказались, и уже никуда не перемещаться. Задача водящего – найти всех участников.

4. Сделайте вместе коробку, пройдите с ней по квартире и сложите в нее все, что может пугать малыша. Закройте коробку и вместе выбросьте в реку.

5. Нарисуйте вместе с ребенком его «страх». Спросите: «Где он живет?», «Откуда появляется?», «Чем питается?» и т.д. Вместе с ребенком разорвите этот рисунок, сожгите кусочки и выбросьте их в реку.

6. Нарисуйте супергероя, который справится с любым врагом! Это может быть любимый герой из фильма или мультфильма, а может быть персонаж, придуманный самим ребенком. Повесьте этот рисунок на самом видном месте.

7. Никогда не пугайте ребенка Бабой Ягой, Серым Волком, Бабайкой, Кикиморой и т.д.

8. Если ребенок боится оставаться один в комнате, наряду со всем вышеизложенным, можно построить небольшой домик, в котором малыш сможет спрятаться от всех невзгод и несчастий. Прочитайте с ребенком сказку о трех поросятах и проговорите, какие именно свойства домика помогли противостоять Серому Волку. Положите в этот домик любимые игрушки и фонарик.

Ночные страхи. Ребенок боится спать один

«Нашему ребенку 5 лет. Он привык ложиться с нами, но после засыпания мы переносим его в детскую кроватку. Раньше никаких проблем не было, он самостоятельно спал до утра. Сейчас сын просыпается ночью и бежит к нам. Говорит, что боится спать один».

Действительно ли страх заставляет ребенка бежать в кровать к папе и маме?.. Такому поведению есть два объяснения, которые тесно связаны друг с другом. Первое: ребенок просто хочет спать вместе с родителями и использует страх как предлог, чтобы прибежать к ним в кровать. Второе: малыша действительно мучают глубокие страхи, возникновение которых связано с переживанием стресса. Есть несколько симптомов, которые могут свидетельствовать о том, что малыш действительно испытывает страх во сне: беспокойный и прерывающийся сон, ребенок все время вертится, вскрикивает, вскакивает на ножки, плачет, может просыпаться «мокрым», даже если приучен к горшку. Если же причиной прихода к родителям всетаки является желание спать вместе с ними, то в таком случае поможет последовательная, доброжелательная, но твердая и согласованная позиция мамы и папы.

1. Терпеливо и мягко, но настойчиво объясните ребенку, что мама и папа спят отдельно от детей, а дети – отдельно от родителей. Будет лучше, если родители вместе отведут малыша в свою постель и поцелуют его на ночь. Ребенок понимает, что папа и мама действуют заодно, а сопротивляться этому ему сложнее.

2. Нельзя ругать и наказывать ребенка, не обвиняйте его во лжи. Лучше помогите ребенку справиться со своим состоянием, успокойте его, но, тем не менее, отведите назад в его кровать.

3. Постарайтесь проводить с ребенком больше времени, вместе играть, гулять, читать книги, смотреть мультики и т.д., то есть дать ребенку возможность общаться с вами и испытывать удовольствие от совместного времяпрепровождения вне вашей спальни.

4. Чаще обнимайте ребенка, целуйте и прижимайте к себе. Иногда именно недостаток физических прикосновений заставляет ребенка искать этой близости ночью в постели у родителей.

5. Создайте некий ритуал отхода ко сну: молоко с печеньем, туалет, душ, сказка на ночь. Оставляйте включенным маленький маячок-ночничок.

Иногда детские страхи появляются после достаточно неприметных для родителей событий. Так называемый невротический детский страх может возникнуть после увиденного телевизионного кадра, услышанной сказки или рассказа. Попытайтесь помочь ребенку справиться со страхом физически: увеличьте время прогулки, дайте на ночь успокоительный травяной чай, примите перед сном теплую ванну с успокаивающими травами, сделайте массаж.

Успокойтесь сами! Дети очень чувствительны к состоянию родителей. Чем больше вы тревожитесь, нервничаете и паникуете, тем сложнее будет справиться с проблемой. Если ребенок прибежал к вам ночью и говорит о чудовищах в комнате, помогите ему проверить все темные места, загляните вместе под кровать, проверьте тумбочки и шкафы. Если же в результате всех ваших усилий ситуация не нормализуется, тогда, необходимо будет обратиться к специалистам: невропатологу, детскому психологу или психотерапевту. «Реже всего нам помогают те, в ком мы особенно нуждаемся». (Л. Вовенарг)

Боится мыть голову

«Моему сыну 3 года. Каждый раз купание для него просто пытка. Вернее, когда просто купается, то все нормально, а вот голову не дает помыть. Начинаю мыть, так он вырывается, поднимает шум и крик. Просто сидеть в ванне он очень любит и воды не боится. Летом на море с трудом заставляли его вылезти на берег. Но как только я включаю душ и беру в руки специальный детский шампунь, он бросает все игрушки, с которыми играл в ванне, и пытается из неё вылезти. Что делать?»

Многие дети боятся мыть голову. Чаще всего этот страх связывают с невозможностью контролирования ситуации ребенком и ощущением беспомощности, которое возникает, когда вода мешает дышать. Если малыш с удовольствием играет в ванной, переливает водичку из чашечки в чашечку, купается в речке, говорить о страхе воды не приходится. Однако ситуация, когда вода попадает на голову, является для ребёнка практически не контролируемой, а потому пугающей. Чаще всего этот страх проходит самостоятельно и, при наличии у родителей терпения, не требует специальной коррекции. Чтобы безболезненно преодолеть этот период, следуйте таким правилам:

1. Не концентрируйтесь сами на данной проблеме и не акцентируйте на ней внимание ребёнка. Не обсуждайте этот вопрос в его присутствии.

2. Покажите пример! Разрешите малышу находиться в ванной комнате, когда под душем моются взрослые (в плавках). Говорите с ним в то время, когда намыливаете себе голову. Попросите подать шампунь, мыло, мочалку, переключить воду и т.д.

3. Если в семье есть старшие братья или сёстры, которые не боятся этой процедуры, помойте сначала волосы им. Пусть малыш держит душ или поливает голову водой из кувшина. В качестве примера могут выступать также мама и папа.

4. Попробуйте принять душ вместе с ребёнком. Пусть он помоет голову вам, а потом вы ему. Иногда малыши предпочитают не сидеть, а стоять во время умывания, предложите помыть голову стоя.

5. Попытайтесь вместо душа и крана использовать кувшин или большую пластиковую кружку. Многие дети с удовольствием поливают себя сами, если вы дадите им такую возможность.

6. Внимательно следите за температурой воды. Необходимо помнить, что поток из душа ощущается горячее, чем вода, идущая из крана. Используйте для ополаскивания прохладную воду. Напор струи должен быть мягким, чтобы не травмировать чувствительную кожу головы.

7. Шампунь перед применением лучше смешивать с небольшим количеством тёплой воды, получившуюся смесь понемногу выливать на волосы и уже после этого массировать голову.

8. В детских магазинах продаётся большое количество специальных приспособлений, которые помогут вам справиться с проблемой: специальная шляпа с широкими полями для мытья головы, маска и очки для подводного плавания и прочее.




Вам кажется странным, что самостоятельный довольно взрослый ребенок боится оставаться один дома?

Когда ребенок раскроет вам тайну своего страха, ни в коем случае не высмеивайте причину и не стыдите его. Это лишь усугубит проблему и усложнит ее решение

Избавляемся от страха

1. Уходя из дома, всегда говорите ребенку, куда и зачем вы идете , а также, во сколько вернетесь. Предупредите, что можете опоздать и назначьте конкретное время для телефонного звонка. Обязательно выполните обещанное: ребенок будет следить за временем.

2. Во время своего отсутствия предоставьте отпрыску возможность интересной игры , или купите ему увлекательную книгу. Так он сможет с пользой и весельем скоротать время вашего отсутствия.

3. Не нужно говорить о его страхах с другими людьми , не обсуждайте это по телефону и не акцентируйте внимание при обычном общении в семье. Чувствительный и эмоциональный ребенок может решить, что он тяжело болен.

4. Возвращаясь домой, захватите угощение или маленький подарок для своего чада. Так у него не будет ощущения, что о нем забыли. Помните, как вам было приятно получить конфетку, когда родители возвращались домой из гостей?

5. Ограничьте для ребенка просмотр телепередач о катастрофах , убийствах, авариях, ограблениях. Эмоциональные ребятишки могут применять все эти ужасы к своей семье.

Елена Макаренко, детский психолог: «Уходя из дома, говорите об этом ребенку. Позаботьтесь о его безопасности: скажите, что ключи от квартиры у вас есть, и дверь никому открывать нельзя. Убедите ребенка, что дома он - в безопасности, что дом - это его крепость, где его никто не тронет».

Мама Люда с рассказывает: