Развитие ребенка в 1 6 месяцев занятия. Как воспитывать ребенка в возрасте полутора лет: особенности развития

Как выглядит полуторагодовалый малыш? Изменения в крохе видно сразу: его лицо приобрело более осмысленное выражение, чем это было пару месяцев назад, тело заметно вытянулось. Он продолжает изучать окружающий мир при помощи родителей. Общее развитие ребёнка в 1 год и 6 месяцев предполагает повышенную физическую активность малыша, когда он старается побывать во всех интересующих его местах сразу. Поэтому родителям стоит уделить повышенное внимание его безопасности.

Что уже умеет полуторагодовалый малыш:

  1. Ходит без посторонней помощи и неуклюже бегает.
  2. Самостоятельно залезает на диван и слезает с него.
  3. Сам кушает, используя столовый прибор.
  4. Проявляет интерес к заводным игрушкам, пытаясь самостоятельно их завести.
  5. Пробует рисовать карандашом, выводя смешные каракули.
  6. Умеет складывать конструкции из кубиков.
  7. Распознает обозначение частей своего тела.
  8. Приучается к горшку, может сам проситься на него.
  9. Умеет кататься на трехколесном велосипеде.
  10. Пытается самостоятельно одеваться.

Речевое развитие малыша в 1,5 года

Ребенок в этом возрасте уже неплохо разговаривает. Может произносить простые слова или задавать нехитрые вопросы: «Что это? Куда идешь?». Малыш подражает взрослым и имитирует их слова и выражение. Речевое развитие ребенка в 1,5 года подразумевает умение ребенка распознавать несколько цветов и животных на картинках. Речь малыша сопровождается жестами и мимикой, которые выражают его чувства на данный момент.

Социальное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

На данном этапе развития у ребенка преобладает эгоцентрическое представление о мире. Для него не существует понятия «делиться». Он считает, что все окружающие его предметы и игрушки принадлежат только ему. Если он не получает желаемого, то может громко кричать, плакать и биться. Для него характерно толкнуть или ударить соседского мальчишку, отобрав у него желаемую вещь.

Очень часто ребенок в этот период не слушается маму, дерется, кусается, бьется с другими детьми. Но это всего лишь очередной способ утверждения своей автономности, определения предела собственных возможностей и приобретение навыков отстаивания своих интересов. Следует реагировать на эти факторы спокойно, без криков и упреков.

Физическое развитие ребенка

Со стороны родителей существует необходимость совершенствовать самостоятельную ходьбу ребенка, его ориентацию в пространстве и координацию движений.

Несколько упражнений этой направленности:

  • Ставим пустую корзину на пол, и кидаем в нее поочередно с малышом игрушки, отойдя на небольшое расстояние. Это упражнение развивает глазомер и точность движений в пространстве.
  • На прогулке с крохой меняем направления: сначала идем к качелям, потом к дереву или лавочке. Это упражнение поможет освоить перемену ориентиров.
  • Учим малыша ходить по узкой тропиночке или наклонной доске, поддерживая за ручки. Можно также перепрыгивать бугорки, канавки и другие препятствия.

Кормление ребенка в 1,5 года

В этот преиод у малыша уже четырехразовое питание. Молоть всю пищу необязательно – достаточно слегка разминать ее вилкой. Ягоды, мягкие фрукты и вареные овощи можно давать целиком или порезав на кусочки.

Жареные блюда малышу давать нельзя – еда должна быть сварена или приготовлена на пару. Если малыш плохо ест, возможно, у него изменились потребности в еде. Поэтому меню у ребенка должно быть разнообразным и постоянно совершенствоваться.

Сон малыша

К 1,5 годам ребенок спит в течение дня всего один раз. Второй сон может быть коротким – всего 40 минут. Ночной сон занимает около 12 часов. Этого вполне достаточно, чтобы зарядить кроху энергией для исследования окружающего мира в течение дня. Следует организовать день так, чтобы основная физическая активность приходилась на первую половину дня.

Вечер же стоит провести более спокойно, за складыванием кубиков и рассматриванием картинок. Излишняя вечерняя активность может стать причиной того, что ребенок кричит по ночам и капризничает перед засыпанием.

Игры для полуторогодовалого малыша

Как развивать ребенка в этот период? Чем можно заинтересовать этого непоседу? Для качественного сенсорного развития рнебнка в 1 год и 6 месяцев, необходимо проводить с крохой игры разных видов:

  • Строительные – при помощи конструктора или кубиков делать различные приспособления для кукол (кроватки, домики).
  • Сюжетные забавы – купаем, кормим, укладываем кукол или мишек, летаем с самолетиком, прыгаем с зайчиком.
  • Дидактические – для этих игр используем матрешки, пирамидки с кольцами.

Полет фантазии у родителей не должен быть ограничен. Ведь главное, чтобы крохе было весело. Можно играть с крупой, пересыпая ее из одной емкости в другую. Это развивает мелкую моторику рук.


Отправить

Тревожные звоночки для родителей:

  1. Ребенок в 1 год и 6 месяцев не говорит ни одного связного слова.
  2. К 1,5 годам малыш не ходит.
  3. Элементарная игра в «ладушки» дается ему с трудом.
  4. Все свои потребности малыш выражает только при помощи крика и плача.
  5. Ходит только на носочках.
  6. Умышленно бьет головой о бортики кроватки или другие предметы.

Эмоциональное развитие ребенка:

  • удивляется новым предметам и пугается неожиданных действий
  • без труда переключается из одного предмета на другой
  • радуется и смеется, когда у него что-то получается
  • выражает свое несогласие криком
  • знакомых людей воспринимает радостно, незнакомых – с опаской
  • «заражается» эмоциями – может заплакать, если кто-то около него плачет и наоборот

Уход за малышом

Из-за того, что малыш уже знаком с горшком, отпадает необходимость в частом мытье. Однако ежедневные гигиенические процедуры остаются прежними: чистка зубов, купание и умывание. Обязательны прогулки на свежем воздухе – не менее 2 часа.

Иногда на этом этапе развития малыш сам проявляет первые признаки чистоплотности: вытирает запачканные ручки или просит помыть их протягивая в перед.

Параметры полуторагодовалого ребенка

Для мальчиков нормальным считается рост около 77 см. Для девочек – немного больше 79 см. Вес у мальчиков должен быть около 11-11,5 кг, у девочек – около 10,5. В это время у малышей появляются верхние клыки и первые коренные зубы. Очень часто прорезывание клыков сопровождается дискомфортом у ребенка, поэтому стоит использовать различные успокаивающие мази и гели.

Что должен уметь малыш? В 1 год и 6 месяцев малыш пытается развить навык бега и активно штурмует различные лестницы. Начиная с этого периода о спокойных прогулках можно забыть 🙂

Физическое развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

Начался следующий этап путешествия вашего ребенка во взрослую жизнь. Новые впечатления идут рука об руку с новыми способностями, а новые страхи – с новыми радостями.

Ребенок в 1 год и 6 месяцев очень активно двигается, но он уже учится отступать – конечно, только в те моменты, когда будет идти назад. Приобретение этого нового навыка дает понимание, что умение держать равновесие – ценная способность.

Полуторагодовалый малыш, вероятно, будет осваивать в этом месяце еще один навык – учиться бегать. Вначале он делал это очень медленно и неумело, на прямых, вытянутых ножках, но с каждым разом будет виден прогресс в освоении дистанции. В связи с появлением новых возможностей вы на некоторое время забудете о спокойных прогулках: ребенок вместо того, чтобы ходить, начнет везде бегать, даже если в итоге это часто будет приводить к разбитым коленкам.

Малыш прекрасно освоил умение карабкаться на низкую кровать и спускаться с нее. Он может также подниматься на не очень крутую лестницу – эта способность будет очень полезна, если у вас есть горка на площадке.

  • Водите ребенка на детскую площадку. Поощряйте его залезать на лестницы, горки и другие приспособления.
  • Будьте осторожны: ребенок учится бегать. Поведение родителей, которые стремятся оградить его от травм, он принимает за отличную игру.
  • При остановке на красный свет держите ребенка за запястье, а не за пальцы. Благодаря этому уменьшится опасность того, что малыш вырвет свою руку из вашей ладони.

Рост и вес в 1 год и 6 месяцев

  • Мальчики в среднем имеют вес - 11,7 кг., рост - 82 см.
  • Девочки - в среднем имеют вес - 11 кг., рост - 80,3 см.

Эмоциональное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

Вы столкнулись с тем, что малыш вдруг превратился в несносного, громко кричащего чертенка? Плач и бунт в этом возрасте совершенно естественны: пресловутый бунт двухлетнего ребенка может начаться между 18-м (или даже раньше) и 26-м месяцем жизни.

В полтора года ребенок становится очень эгоцентричным и нетерпеливым. Он жаждет постоянного внимания взрослых и благодаря своему крику и плачу умеет привлечь его к себе. Малыш может очень четко формулировать свои пожелания и намерения. Он выходит из себя, когда вы не реагируете на его решительные запросы. Резко требует немедленного удовлетворения своих прихотей и, если не дождется этого, протестует, разражаясь громким плачем.

Перепады настроения в эти месяцы являются нормальным признаком правильного развития. Ребенок в этом возрасте испытывает весь спектр чувств – удивление, радость, интерес, нежность, гнев и злость.

В 1 год и 6 месяцев малыш не может еще до конца понять свои эмоции, поэтому он часто чувствует разочарование , которое выражает на своем ближайшем окружении – кусает, бьет, щиплется. Он может стать агрессивным по отношению к родителям.

Однако он не умеет долго злиться. Полуторагодовалый ребенок живет только настоящим, поэтому уже через некоторое время после ослабления агрессии он хочет обнять вас. Не отказывайте ему в этом.

  • Старайтесь себя контролировать. Мятежный ребенок, который все еще говорит "нет", может вывести из равновесия даже святого, однако ваше беспокойство только ухудшит ситуацию.
  • Не наказывайте ребенка, шлепая его. Шлепок – не метод воспитания, а лишь выражение беспомощности родителей.
  • Используйте хитрые приемы. С маленьким бунтарем всегда можно справиться, надо только знать как.

  • Не позволяйте проявлять агрессию. Если ваш ребенок выражает агрессию, не ждите, пока у него это пройдет с возрастом, а уже с самого начала показывайте неодобрение. Скажите малышу, что такое поведение вас не устраивает. Если он начинает драться, остановите его – нежно, но решительно удерживая его ручки.

Интеллектуальное развитие ребенка в 1 год и 6 месяцев

Еще полгода назад ваш ребенок не говорил ни одного слова, а сегодня он произносит четко несколько – иногда даже несколько десятков (до 50 и более) – слов.

Свою просьбу он выражает жестом или говорит: "дай", "это", "ляля". Даже если он не четко произносит все слова выученных стишков, он может с легкостью ритмично произносить их или вставлять вместо них слова на «собственном языке».

В полтора года малыш понимает уже почти все, что вы ему говорите – многие дети в этом возрасте умеют даже выполнять сложные просьбы, состоящие из двух частей (например: "Иди в комнату и подними с пола куклу").

Ребенок в 1 год и 6 месяцев является внимательным наблюдателем. Он имитирует поведение взрослых , поэтому не удивляйтесь, если скоро увидите его поглощенным чтением вашего детектива или старательно моющим пол. Неумело, но с большим удовольствием он красится перед зеркалом позаимствованной у мамы помадой, любит надевать обувь взрослых и ходить в ней; особенно привлекательными являются мамины украшения.

Благодаря своей наблюдательности ребенок может определить проблему и найти ее решение – например, открыть дверь при помощи ручки или повернуть в замке ключ.

Развитие речи позволяет полуторагодовалому малышу узнать, что изображено на картинке, и правильно назвать, что на ней находится (знакомые животные и предметы).

Веселье с ребенком доставляет много удовольствия также взрослым: полуторагодовалый малыш уже освоил искусство шкодить и дурачиться и с удовольствием демонстрирует его перед своими родителями. Ваш смех является для него стимулом для дальнейших трюков.

  • Используйте детское любопытство для изучения новых навыков. Рисуйте вместе, пойте простые песни, делайте гимнастику (вы можете научить ребенка, например, делать „велосипед”), показывайте новые двигательные упражнения.
  • Не принуждайте малыша развивать способности. Пусть он делает это только в том случае, если сам того хочет.

Восемнадцатый месяц жизни ребенка – что может вас беспокоить?

Нетерпеливость.

Маленький ребенок не понимает, что означает „скоро”, „завтра” и т. д. Если он чего-то хочет, то хочет этого немедленно. Когда вам нужно подождать, старайтесь отвлечь внимание малыша: предложите ему игру, установите таймер обратного отсчета.

Ребенок в возрасте 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев: да здравствует самостоятельность!

За последние полгода малыш изменился: его тело вытянулось, выражение лица стало более осмысленным. На этом этапе крохе очень важно продолжить изучение мира, что возможно только при одном условии – постоянном присутствии рядом кого-то из родителей, выступающих гарантом безопасности.

Физиологическое развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

Для полуторагодовалого непоседы все так же показательна двигательная активность. Малыш уверенно бегает, играет с мячом, преодолевает препятствия, приседает. Движения становятся более точными, а потому приносят искреннюю радость. Малыш уже смотрит под ноги, видит препятствия и огибает их.

Карапуз уверенно поднимается вверх по лестнице, становясь двумя ногами на каждую ступеньку, но для спуска ему еще требуется помощь взрослого. Крошка способен самостоятельно вылезти из манежа, открыть дверь, усесться на скамейку, то есть координировать все группы мышц для достижения поставленного результата.

Психологическое развитие в 1 год 6 месяцев

В это время происходит становление произношения. Малыш находится в поиске новых словосочетаний для того, чтобы объяснить взрослым свои желания и потребности. Упрощенные слова превращаются в полные («би-би» в «машину», «ба-ба» в «бабулю») за исключением тех, которые представляют собой сложное или длинное слово.

Большую часть дня крошка играет, практически не отвлекаясь на посторонние звуки. Повышается сосредоточенность и концентрация внимания.

Мама, будь рядом!

Маленький исследователь становится все более самостоятельным: дитя решительно отказывается от помощи старших. Чувство страха перед незнакомыми людьми отходит на второй план: постоянные знакомства на детской площадке и «диалоги» с чужими людьми дарят радость.

Большую часть дня ребенок проводит за игрой, во время которой практически не отвлекается на посторонние звуки. Повышается сосредоточенность и концентрация внимания.

Очень важно, чтобы в моменты освоения мира карапуз чувствовал поддержку кого-то из близких, лучше всего – мамы или папы. Отсутствие внимания может породить неуверенность, которая через несколько лет может перерасти в постоянную стеснительность, пассивность.

Маркеры роста

Полуторагодовалый карапуз должен уметь:

  • уверенно ходить, бегать, садится на корточки;
  • прыгать на месте и вперед;
  • пинать и подбрасывать мяч вверх;
  • играть с игрушками и бытовыми предметами, приглашать к забаве сверстников или взрослых;
  • ритмично двигаться под музыку, напевать;
  • срисовывать рисунки или заполнять лист каракулями;
  • иметь в лексиконе несколько десятков коротких слов.

Поведенческие тесты

Определить уровень развития помогут тест-игры:

  • если кроха вас обидел – попытается развеселить;
  • в момент потери интереса – попросит другую забаву;
  • при демонстрации незнакомого изделия – внимательно посмотрит на него, потом потрогает пальчиком, возьмет в руки.

Контролируйте эмоции!

С осознанным восприятием мира приходит множество эмоций, которые маленькому человечку не всегда удается держать под контролем. На смену старым капризам приходят новые.Справляться с разочарованиями становится все сложнее. Задача мамы, папы и остальных домочадцев – настраивать малютку на позитивный лад, хвалить за достижения и помогать переживать неудачи. Помните: выплеснутая злоба может нанести непоправимый вред самооценке крохи. В случае возникновения конфликтов объясняйте и критикуйте конструктивно, давая непоседе возможность загладить свою вину и достойно усвоить урок.

Ребенок в 1 год и 6 месяцев удерживается на ногах уже гораздо лучше: он легко поворачивается, почти не падает, удерживает игрушки на весу, преодолевает препятствия. Ребенок в 1 год и 6 месяцев любит залезать на ступеньки, стулья, диваны и прочие предметы интерьера. Следите за тем, чтобы практика маленького скалолаза была не травмоопасной. Для крохи очень важны постоянные повторения - именно благодаря практике и совершенствуются нужные навыки, так что не удивляйтесь, если ребенок будет в любой обстановке покорять новые вершины. Покорив лестницу в вашем подъезде, любопытный ребенок займется соседскими ступеньками. В будущем ваше чадо будет осваивать куда более сложные навыки моторики - бег, прыжки.

Ребенок в 1 год и 6 месяцев: особенности развития

С каждым новым днем ребенок будет более независимым и уверенным. Ребенок в 1 год и 6 месяцев похож на комок энергии, такой себе вечный двигатель. Он уже может построить башенку из 3-4 кубиков, бросить и поднять мяч, идти и тащить за собой игрушки на веревочке, переворачивать страницы и поворачивать дверные ручки. Также карапуз может складывать и доставать из коробок, ящиков и шкафов вещи, учится пользоваться столовыми приборами. Он уже сам удерживает поильник, ложку, хотя и не так аккуратно, как хотелось бы взрослым. Также игры становятся более креативными - кубики превращаются в самолеты, игрушка на веревочке - коляской, формочки - чашками. Понаблюдайте, как ваше чадо использует свое воображение и как творчески подходит к процессу игры.

У полуторагодовалых детей формируется четкое понятие, что именно они - центр вселенной, а значит все самое интересное и вкусное должно доставаться им. Эгоцентрическое представление о мире продлится лет до 3, ребенок считает, что даже игрушки соседских детей принадлежат ему, так что не исключены ссоры с ровесниками. Дети до 2 лет пытаются отвоевать даже чужие игрушки и попросту отказываются дать поиграть своими. Отстаивание своей собственности - это один из способов познать свои возможности и утвердиться.

Возраст от полутора лет называют «возрастом почемучки», потому что сейчас малыши начинают задавать вопросы «что это?» практически обо всем, что их окружает. Они стремятся узнать названия предметов, пополнить свой словарный запас. Их лексикон активно увеличивается с 18 до 24 месяцев - ребенок может осваивать до нескольких слов в день. Правда, изучение основано на постоянном повторении - поэтому читать ребенку любимую сказку несколько раз в неделю даже полезно. Также придут на помощь простые песенки, игры с использованием звуков и простых слов, игры с пальчиками.

Ребенок в 1 год и 6 месяцев: особенности психомоторики

  • Ребенок в 1 год и 6 месяцев уже хорошо ходит, учится подпрыгивать и кружиться на месте, можно попробовать вместе потанцевать или поиграть в мяч;
  • Если дать ребенку карандаш, он начнет увлеченно черкать им по бумаге, выводя непонятные пока каракули;
  • В 1,5 года самое время начать приучать малыша к горшку;
  • С полуторагодовалого возраста у детей активизируется подражательная деятельность - они копируют их действия, возятся с игрушками - кормят их, кутают в одеяло;
  • В лексиконе ребенка 10-15 слов, которые он может объединять в простые предложения, но вскоре словарный запас значительно пополнится;
  • Сейчас самое время приобрести для ребенка крупные раскраски, поиграть в «поваренка», «покормить» кукол из игрушечной посуды, построить пирамидки или башни, постепенно учите малыша взаимодействовать с другими детьми: «дай Коле мишку, а он даст тебе машинку».

Цикл статей "Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет".


Дидактические игры: воспитываем у ребенка познавательную активность

Наши задачи:

Научить малыша собирать дидактические двухместные игрушки (пример: матрешка).
Научить ребенка сортировать предметы по размеру, по возможности - называть их: "большой", "поменьше", "маленький".
Научить ребенка (с Вашей помощью) собирать пирамидку сначала из двух разноразмерных колец, а потом и из трех.
Продолжать развивать мелкую моторику рук крохи, тренируя тонкие действия с более мелкими предметами (к примеру: шнуровки, мелкие вкладыши, перекладывание бусин из емкости в емкость, под Вашим присмотром).
Знакомить ребенка с игрушками и предметами, издающими разнообразные звуки .

Примерные дидактические игры:

Игра с пирамидкой

Развивать точность движений и глазомер при выполнении соотносящих действий и определении положения предметов в пространстве.

Для игры необходимы: цветная пирамидка (одноцветая – для того чтобы ребенок видел разность именно в размере колец, не отвлекаясь на разность их цвета). Хорошо, если пирамидка будет состоять из трех колец, но если их больше – то лишние нужно убрать. Набор «игрушечная семья»: папа, мама, сын (доча) – это могут быть, к примеру, ежики.

Играем:

Предложите малышу поиграть, усадите его за детский столик, и скажите: "Сейчас к нам в гости придет семья ежиков!", затем выставите на стол семью игрушек, разыграйте ситуацию знакомства. Пусть у каждой игрушки будет свое имя, и все поприветствуют малыша.
«Давай угощать гостей» - и тут Вы выставляете на стол пирамидку. Ее разноразмерные колечки и будут тарелочками! «Смотри, Папа Ёжик – большой! Мама Ежиха – поменьше, а дочка Ежонок – маленькая.
Помогите ребенку разобрать пирамидку, если он не сделает это первым. Обратите внимание ребенка на то, что стержень пирамидки остался пустой.
Разложив колечки перед ребенком в порядке последовательности «большой, поменьше, маленький» - еще раз опишите ему эту последовательность. Попросите кроху раздать ежам по тарелочке. Возможно, малыш сможет сам сориентироваться и распределит колечки правильно: Папе – большое, Маме – поменьше, Дочке – маленькое.
Когда ежики «поедят» - нужно собрать тарелочки. Возьмите стержень от пирамидки и предложите ребенку одеть на него сначала большое кольцо. Если малыш затрудняется, то, комментируя свои действия, сделайте это сами. На большое кольцо так же последовательно помещаются меньшие. На второй раз пусть ребенок это сделает самостоятельно, складывание пирамидки хорошо развивает глазомер, и координацию движений.
В конце занятия обратите внимание ребенка на результат - красивую ровненькую пирамидку - "Вот как мы умеем!»

Примечание: Для игры хорошо также использовать наборы их 2-3 одноцветных (но отличных по цвету друг от друга) пирамидок.

Игра с вкладышами-колпачками

Для игры необходимы: Вкладыши - цветные кубики, колпачки (конусы) или "мисочки" (цилиндры) – 8 вкладышей в наборе.

Играем:

Будет здорово, если в игру удастся привлечь папу и (или) бабушку (дедушку, сестренку). Если все заняты, то в качестве двух других «партнеров» можно использовать игрушки. К примеру пригласить Мишку и Зайку.

С собранного набора вкладышей - снимите верхний колпачок и положите его перед малышом, отметьте его цвет. Далее набор колпачков передвигается к Вам, и Вы снимаете второй, и располагаете перед собой. Затем, колпачки передвигаются к папе, и он опять снимает верхний их них; набор «едет» к бабушке, а потом идет по второму кругу. В итоге у каждого из играющих – по два колпачка – разной величины.
Покажите на своем примере, как меньший колпачок можно спрятать под большим. Этот момент последовательно повторяется всеми играющими. Потом можно показать, как построить башенки - малые колпачки ставятся на большие.
Далее – колпачки, начиная с самого маленького, последовательно переходя по кругу, прячутся по принципу «меньший под большим». Так весь набор предметов "свертывается", принимая изначальный вид.
Затем колпачки можно "выстроить" друг за другом в убывании по размеру, а затем они могут превратиться в одну высокую башенку. Обратите внимание малыша на результат: большую красивую башню из разноцветных колпачков. Побуждайте кроху самостоятельно собрать такую башенку: "Вот как у тебя здорово получилось!"

Примечание: Это большое занятие для начала можно разбить на 4 маленьких – каждый шаг – отдельная мини-игра. А потом собрать в одну – комплексную. Во всех частях игры необходимо показывать крохе последовательность действий и результат, привлекать его внимание на два свойства одновременно - величину и цвет каждого вкладыша, побуждать его повторять названия цветов.

Такую игру можно провести с наборами из других форм вкладышей. Игра с вкладышами отличается тем, что имеет много вариантов.
Ваша творческая активность, яркая эмоциональная окраска игры способствует наиболее успешному развитию ребенка.

Игра «Две матрешки»

Для игры необходимы: Две небольшие разборные матрешки.

Играем:

Дайте ребенку две матрешки - большую и маленькую; обратите его внимание на их размер, попросите показать, где большая и где маленькая матрешка. Пусть ребенок их рассмотрит, поиграет.
Научите кроху раскрывать матрешки. Помогите при необходимости ребенку снять верхние части с обеих матрешек, а потом и собрать их, обращая внимание на величину частей.
Покажите, как маленькая матрешка «прячется» в большую.

Игра в машинки

Для игры необходимы: Три-четыре машинки разной величины; два гаража, имеющие разные по величине отверстия – соответствующие размерам машинок. Такие гаражи можно довольно быстро сделать из картонных коробок.

Играем:
Расположите гаражи на удлиненной поверхности - «дороге» (доске, столе, скамейке). Игра заключается в том, что машинки необходимо провезти по дороге в соответствующие их величине отверстия.
Обратите внимание на то, чтобы ребенок возил машинки и правой и левой рукой.
Варианты игры: Можно взять машинки одной величины и разного цвета. Либо гаражи, либо дороги должны соответствовать цвету машинок. Задача будет заключаться в подборе машинки к дорого (гаражу) по цвету.

Строительная игра « лесенка»

Для игры необходимы: 12 кубиков "кирпичиков", устойчивая игрушка или матрешка.

Играем:
Задача игры: построить из кирпичиков лесенку. Играя за матрешку - попросите малыша научить ее подниматься по лесенке. Для этого вместе строят лесенку из "кирпичиков", положенных один на другой (последовательность: три кубика друг на друге, два, один).
По лесенке пусть кроха "поведет" матрешку, поднимая ее со ступеньки на ступеньку. Потом спускает. Построенную лесенку можно обыграть в разных вариантах: по ней поднимаются и спускаются и другие игрушки.

Сюжетные развивающие игры: знакомим малыша с окружающим миром

Чем сюжетные игры отличаются от предыдущего периода жизни ребенка?

В отличие от сюжетных игр предыдущего периода, сейчас инсценируются более развернутые сюжеты, в игру вводится большее количество аксессуаров для игрушек (верхняя одежда, коляска, соска, бутылочка).

Теперь Вам нужно как бы "идти" в игре за крохой, давая ему возможность самому проявлять больше активности, чем раньше, самостоятельно строить или вносить свои коррективы в игровой сюжет. Поэтому теперь игра требует от ребенка больше самостоятельности, фантазии и выдумки.

Что делать если ребенок пассивен в игре?

Если кроха не берет на себя инициативу в игре, не проявляет активность, то Вам нужно вести игру по своему сценарию, предоставляя при этом малышу выбор вариантов действия в игре. Примерные варианты сюжетных игр для ребенка возраста 1 г. 6 мес. – 1 г. 9 мес. Вы можете посмотреть ниже.

Примеры развивающих сюжетных игр:

Игры-занятия «Поручения»

Как и ранее, с помощью игр-занятий "Поручения" можно учить находить названный Вами предмет, но теперь задачу можно постепенно усложнять: поручения, могут состоять из двух взаимосвязанных действий. Делая что-то по дому, привлекайте и малыша к совместным действиям: «Принеси пожалуйста тряпочку.. Спасибо!», а также можно просить помочь убрать игрушки на место, детскую одежду в шкаф, поднять упавший предмет и т.д.).

Игровые сценки «Бытовые ситуации»

Так же нужно продолжать показывать бытовые ситуации с куклой, постепенно их усложняя, например:

Показывать одевание куклы (закрепление знаний о верхней одежде: пальто, шарфик, шапка). Параллельно необходимо объяснять ребенку, что и для чего делается: «Куклу мы одеваем, чтобы ей не было холодно: надеваем варежки, чтобы не мерзли ручки; надеваем шапку, чтобы не замерзла голова…»;
воспитывать интерес и любовь к труду: "Стирка платья для куклы", "Починка игрушек, книжек";
показывать эпизоды из повседневной жизни малыша;
показывать взаимоотношения между игрушками (например, Ежик пришел в гости к Мишке, принес ему подарок - варенье; Мишка угощает Ежика - поит чаем. Вместе они предлагают пить чай и малышу, угощают его вареньем;
знакомить ребенка с названиями разных предметов, проговаривать их величину и цвет.

Игра: Кукла идет гулять (Изучаем предметы верхней одежды и их назначение)

Для игры необходимы: Кукла (средняя:30-40 см; если у Вас мальчик, то пусть кукла – тоже мальчик, если девочка, соответственно, кукла - девочка). Кукольная одежда: если лето – платье (или легкий костюмчик), панамка, носочки, туфельки (ботиночки)…; если зима: пальто (шубка), штанишки, шарфик, шапочка, сапожки... Игрушечная колясочка (летом), или саночки (зимой).

Играем:

Собираясь на прогулку – предложите малышу взять с собой куклу. Сначала одевается кукла, а потом уже малыш. Одевая куклу, обратите внимание крохи на то, что, люди, когда идут гулять на улицу, одеваются по погоде, чтобы им было не жарко (летом), но тепло (зимой).
«Смотри, у куколки одежда такая же, как у тебя. У тебя есть штанишки, и куколки есть штанишки. Вот твоя шапочка, а вот шапочка куколки. Все как у тебя!» - так Вы проводите аналогию между одеждой куклы и собственной одеждой ребенка.
Неторопливо покажите малышу весь гардеробчик куклы, называйте каждый предмет, расскажите, для чего он нужен, предложите малышу потрогать то одну, то другую вещь, отметьте ее цвет. При этом Вы разговариваете за игрушку, задаете ребенку вопросы, просите проговорить новые слова и т.п.
После того, как Вы вынесите куклу и малыша на улицу, пусть он поместит ее в колясочку (саночки) и катает по ровной дорожке, а саночки можно и с горки. С горки они также могут кататься по очереди - то куколка, то малыш. Старайтесь наполнить эту игру весельем, шутками, смехом. Было бы здорово влить в игру и немного поэзии, например такой детский стишок:

Покатились санки вниз!
Крепче, куколка, держись,
Ты смотри, не упади,
Там канавка впереди!

А летом его можно чуть-чуть изменить (катая куклу с небольшой детской горки):

Покатились с горки вниз!
Веселей, Катя, катись!
Ты смотри, не упади,
Там канавка впереди!

Варианты игры: Точно также можно проводить игры и с другими игрушками. Например, с мишкой (вместо одежды его можно завернуть в пеленку).
Если на улице лето: можно играть с куклой в "прятки", рассматривать листики, насекомых, собирать цветочки в маленький букетик и т.п.;
Если зима: "копать" лопаткой снег, складывать его в ведерко, отвозить в санках и пр.

Игра "Посудка для куклы"

Закрепляем знания ребенка о назначении столовой и чайной посуды (игровые наборы).

Для игры необходимы: Кукла (или (и) другая игрушка), кукольная столовая и чайная посуда (сервизы).

Играем:

«Кукла Катя хочет кушать. Что нужно сделать? Правильно, ее нужно покормить.» - говорите Вы, и выставляете перед ребенком два набора: столовый и чайный.
Побуждайте ребенка самостоятельно решать такие задачки, как подбор и поиск необходимых предметов: "Что же Кате нужно, чтобы есть суп? Тарелка и ложка! Где же тарелка и ложка? Вот они!» Кукла ест суп. «А теперь кукла хочет пить чай, что ей нужно для этого? Кружка! На, Катя, кружку, пей!".

Игра "Овощи"

Знакомим ребенка с названием овощей, и учим его равнивать их с соответствующими картинками.

Для игры необходимы: Набор овощей: огурец, помидор, капуста, морковь (можно игрушечный набор, но лучше, настоящие, хорошо вымытые овощи). Соответствующие этим овощам картинки.

Играем:

П окажите и назовите ребенку каждый овощ. Пусть он потрогает, поиграет ими, а настоящие овощи – попробует на вкус.
Научите ребенка сравнивать предметы и их изображения на картинках. В процессе можно использовать фольклорные сюжеты (потешки, стишки и загадки про овощи).

Примечание . Стишки создают эмоциональный фон общения, но не рассчитаны на их запоминание ребенком.