Прошло мероприятие культура общения. Этикет и культура поведения

Методическая разработка сценария внеклассного мероприятия для 2 класса

Описание материала : Предлагаю вам конспект внеклассного мероприятия для обучающихся 2 класса (8-9 лет) по теме «Школа вежливости». Этот конспект внеклассного мероприятия, направленного на закрепление знаний о правилах поведения человека среди других людей, на воспитание культуры поведения школьников.

Цель : систематизировать знания о правилах поведения, об этикете

Задачи:

1) закрепить знания о правилах поведения человека среди других людей

2) расширять кругозор, обогащать словарный запас

3) воспитывать уважение, доброту, культуру поведения

Оборудование : костюмы героев, компьютер, диски с песнями, лекарство-витамины

Методические приемы : беседа - диалог, инсценирование сказки, игра «Вежливо - невежливо», подведение итогов.

Ход мероприятия:

Ведущая: Человеку надо много знать: на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, и как вести себя за столом, как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах и много другие. Люди придумали правила для всех случаев поведения и называли их этикетом. Что же такое этикет? Давайте послушаем.

Ведущая

Что такое этикет? Это каждый знает. То нельзя и сё нельзя. Кто же возражает? Пошутили мы друзья, в этом нет сомненья. А теперь серьезное дадим определенье.

Чтение стихотворений детьми.

1. Этикет - это правила поведения человека среди других людей.

Человек, который знает все правила этикета и соблюдает их, называется культурным, воспитанным.

2. Этикет - серьезный он

Так не топайте как слон.

Здесь поклон, вам - привет,

Вот что значит этикет.

3. Будь опрятным, не кричи,

Словно по весне грачи.

Не дерзи, улыбнись,

После танца поклонись.

4. И хоть нам не много лет,

Уже знаем этикет.

Все хотим изучить.

И воспитанными быть!

Ведущая

Мы часто слышим выражение «Вежливый человек. Какого человека называют вежливым?

Вежливый - соблюдает правила приличия, воспитанный, учтивый.

В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными».

Каким должен быть человек, чтобы про него могли сказать «вежливый»?

1. «Волшебные слова»

Извини, пожалуйста и разреши.

Это не слова, а ключик от души

Таблица умножения -

Есть еще таблица -

Таблица уважения!

2. Помните как азбуку,

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста» -

Волшебные слова!

3. Всюду, где нескромному

Укажут от ворот.

Вежливый попросит

И пройдет.

4. Перед словом вежливым

Двери отворяются.

Пусто оно почаще всюду повторяется

Помните как азбуку

Как дважды два:

«Спасибо» и «пожалуйста» -

Волшебные слова!

Игра «Вежливо - невежливо»

Условия игры просты:

Если - вы со мной согласны,

И поступок хороший,

Не сидите, не молчите

Хлопайте в ладоши.

Ну, а если плох поступок

И не случался с вами,

Вы тогда все вместе, дружно

Потопайте ногами.

1.Если мест в трамвае нет,

Не стоит покупать билет,

Все равно ты едешь стоя,

Лучше денег съэкономить.

2. Если стали вам грубить

Нужно вслед им нахамить.

3. Если вам подарят книгу,

Вы ответите: «Спасибо».

4. Если вы зашли в кино

А оно идет давно

Нужно громко прокричать:

«Кто посмел без нас начать»!

5. Если к вам пришла подруга

Вы представьте её другу.

6. Если кто-то вдруг случайно

Вам на ногу наступил

Как бы он ни извинился

Поступок этот мы простим.

Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились. А вот и гости к нам пожаловали.

Звучит музыка. Инсценировка сказки.

Фея - Здравствуйте, ребята!

Герои - Здравствуйте?

Дровосек - Добрый день!

Страшила - Привет!

Лев - Приветствую вас, друзья!

Элли - Мы очень рады вас видеть!

Страшила - Смотрите что мы вам принесли!

Ой, здравствуйте! Вот вы нам и прочитаете…

Элли - Страшила!

Страшила - Ах! Ну, да! Фея, будьте так любезны, прочитайте это послание всем.

Фея - Дорогие ребята! Приглашаем вас к себе в гости. Жители Изумрудного города.

На пути в Изумрудный город нам могут встретиться трудности:

Ведущая - А вы готовы их преодолеть?

Герои - Готовы!

Фея - Тогда в путь!

Звучит музыка. Грохот камнепада.

Фея - Я знаю, что это такое. Это камнепад грубых слов. Я часто слышала эти слова.

Дровосек - Он перегородил нам дорогу.

Лев - Что же делать? Нам надо спешить, нас ждут в городе.

Фея - Нам поможет воздушный шар. Но он взлетит лишь тогда, когда вы отгадаете его тайну.

(Ребята помогают сказочным героям) .

Лучики - 1. Вам нужно вспомнить вежливые слова.

Если больше есть в силах

Скажем маме мы спасибо.

Когда нас бранят за шалости

Говорим, простите, пожалуйста.

И во Франции и в Дании

На прощание говорят до свидания.

Мы очень рады, что вы отгадали наши задачи до свидания.

Фея - Я знаю, вы пришли в Изумрудный город, чтобы волшебник Гудвин исполнил ваши желание. Тогда загадайте доброе желание, и оно исполнится.

18 сентября в детской библиотеке-филиале №3 состоялось обучающее мероприятие — школа хороших манер «Добро пожаловать в Этикетск» (Проект «КультУРА»), на котором присутствовали читатели библиотеки – ученики МБОУ СОШ №8.

Что же это за страна «Этикет»? Как попасть в такой славный город «Этикетск»? На эти вопросы ребятам помогли ответить библиотекари в ходе мероприятия.

В начале мероприятия ведущая Черкасова Е.Е. рассказала об истории этикета , о том какие наставления по правилам поведения содержались в книгах «Домострой» и «Юности честное зерцало». Некоторые правила этикета кажутся нам сегодня смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без них?

Так как большую часть своего времени ребята проводят в школе, то разговор продолжился о нормах современного школьного этикета, о требованиях к внешнему виду ученика. Была разыграна сценка «Дефиле нарушителей школьного дресс-кода».

Часто ребята используют в своей речи сленговые слова, уподобляясь героине романа Ильфа и Петрова «12 стульев» «людоедке» Эллочке. Наглядно продемонстрировать такую беседу вызвалось 3 добровольца (один использовал в разговоре сленговые слова, другой обычные слова, а третий – выступил в роли синхронного переводчика первого). О нашей речи, о телефонном этикете шла речь в этом разделе путешествия по Этикетску.

Мальчикам было предложено принять участие в экзамене джентльменов , с чем они успешно справились.

Во время литературного конкурса ребята угадывали название произведения и его героев по отрывку, прочитанному библиотекарем (А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все»; А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

Умение встречать гостей и правильно вести себя в гостях – большое искусство, которому не так просто научиться. Проверить свои знания в этой области ребята смогли, отвечая на вопросы блиц-тура «Гость в дом – радость в нём».

Затем настало время практических заданий, и ребята показали свои умения в правильной сервировке стола, а также провели соревнование на звание «Самого аккуратного» (ели арбуз).


«
Ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого как вежливость».
Эти слова М. Сервантеса как нельзя лучше отражают одну из важнейших норм этикета – вежливое, доброжелательное отношение к старшим и младшим, к своим ровесникам. Все вместе участники мероприятия вспоминали «волшебные» слова, а так же прослушали стихотворение С.Маршака «Ежели вы вежливы…».

Поговорили и о библиотечном этикете, о том, как нужно себя вести в библиотеке.

Завершилось занятие в «Школе хороших манер» на шутливой ноте. Библиотекарь Игнатова О.В. подарила ребятам шуточную песню про учащихся, не признающих школьного этикета. Зажигательная мелодия (на мотив песни «Остров Невезения») не оставила никого равнодушным и ноги сами пустились в пляс.

Беседа о речевом этикете «Как слово наше отзовется…»

Цели: привлечь внимание детей к речевой культуре; познакомить с правилами общения, которые позволят достичь успеха.

Ход мероприятия

I. Вступительная часть

Ведущий 1. Речевой этикет - один из важнейших элементов человеческой культуры. Мы еще не знаем человека, но вот он заговорил, и буквально с первых фраз можно судить о его культуре. Или бескультурье.

Корней Иванович Чуковский, писатель, литературный критик, замечательный знаток русского языка, в книге «Живой как жизнь», посвященной русскому языку, приводит примеры варварского отношения к языку, «извращения речи» (по его выражению).

Какая-то дама с собачкой, одетая нарядно и со вкусом, хотела показать своим новым знакомым, какой у нее дрессированный пудель, и крикнула ему повелительно: «Ляжь!» Одного этого «ляжь» оказалось достаточно, чтобы для меня обозначился низкий уровень ее духовной культуры, и в моих глазах она сразу утратила обаяние изящества, миловидности.

Что, например, я мог думать о любящей матери, которая на великолепнейшей даче закричала дочери с балкона: «Не раздевай пальта!»

С глубокою тоскою узнал я о литературной беседе, которую вели в библиотеке три школьника, выбиравшие интересную книгу:

Возьми эту: ценная вещь. Там один так дает копоти!

Эту не бери! Лабуда! Пшено!

Вот это жутко мощная книжка!

С острой, пронзительной жалостью гляжу я на этих юнцов.

По мнению Чуковского, этот жаргон свидетельствует о духовном убожестве говорящего.

Ведущий 2. Этот язык, похожий на язык Эллочки-людоедки из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев», распространен и в языковой среде современного молодого человека. Эта вульгарная, «людоедская» речь слишком уж заразительна, прилипчива, въедлива, и отвыкнуть от нее не так-то легко. А отвыкать надо!

Русский язык

Могуч и велик!

Из уважения к предкам

Не позволяйте

Калечить язык

Эллочкам-людоедкам!

К. Чуковский

Ведущий 1. Культура слова - это культура чувств, культура человеческих отношений. Истинно вежливый человек, по мнению французского писателя и философа Ж.-Ж. Руссо, всегда благожелателен к людям. А грубую, невежественную речь многие мыслители прошлого оценивали как отражение различных пороков развития личности.

А как чудовищно выглядят те из нас, которые засоряют свою речь нецензурными словами, т. е. сквернословят. Как больно слышать мат из милых девичьих уст. Еще древнегреческий ученый и философ Аристотель считал, что из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков. Обратите внимание, как тесно, по мнению великих мыслителей, переплетены грубая, вульгарная лексика и склонность к дурным поступкам.

Ведущий 2. Нецензурная речь оскорбляет слух, она унижает и того, кто слушает, и того, кто говорит. Я призываю вас, ребята, быть непримиримыми противниками мата. Выберите такую манеру поведения, когда при вас никто не осмелится произнести нецензурные слова.

Что с нами происходит? На мальчика, который не ругается матом, смотрят как на ненормального. У девочек - то же самое. Ругнуться последними словами в обществе парней у нас считается хорошим тоном. Что делать? Многие уже не могут объяснить свою мысль, не прибегая к бранным выражениям. Еще немного, и мы совсем разучимся нормально разговаривать.

Ведущий 1. Человек культурный — это обязательно человек, говорящий правильно и красиво. Это должно стать нормой Жизни каждого. Русский писатель Александр Иванович Куприн сказал: «Язык - это история народа. Язык - это путь цивилизации и культуры. Поэтому изучение и сбережение родного языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной Необходимостью». Это высказывание является актуальным и в наши дни.

Ведущий 2. Интонация разговора очень важна, ведь порой не только сами слова, но и тон, каким они произносятся, обижает оскорбляет окружающих. Предлагаем посмотреть сценки и обсудить умение героев общаться. Поможет в этом нам школьный психолог.

II. Театрализованная часть

Сценка 1

Прохожий 2.0, это совсем недалеко. Идите прямо, потом первая улица направо. Там на углу сквер, вы сразу увидите.

Прохожий 1. Спасибо большое.

Прохожий 2. Пожалуйста, не стоит благодарности.

Сценка 2

Прохожий 1. Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Горького?

Прохожий 2. Чего?

Прохожий 1. Простите, я спросил, как пройти на улицу Горького.

Прохожий 2. Первая направо.

Психолог. Резкий тон есть признак грубости и невоспитанности. Ничто не дает нам право быть невежливым в разговоре - ни плохое самочувствие, ни неприятности на работе, ни усталость, ни спешка. Достойный стиль разговора с любым человеком - спокойный, доброжелательный, тактичный.

Сценка 3

Юноша. Девушка, а можно с вами познакомиться?

Девушка. Хам!

Психолог. Когда к вам подходит парень и пытается сформулировать что-то, на его взгляд, очень остроумное, не кривите лицо и не оценивайте насмешливо его «бестолковость», лучше дайте ему скидку на волнение, улыбнитесь и помогите ему. Если вы решили отказать, делайте это красиво. Чем у девушки выше интеллект и лучше воспитание, тем тактичнее ее отказ. Как минимум это в ваших интересах, ведь грубый отказ провоцирует ответную грубость и привлекает внимание окружающих. А реакция окружающих однозначна - к ней пристают, значит, она того заслуживает. А если она еще и хамит, значит, она грубиянка и к общению не располагает. Отказывая, благодарите парня хотя бы глазами за то, что он вас отметил, за хорошие слова, которые он успел вам сказать. Если он прочитает это в ваших глазах и в вашей улыбке, вы расстанетесь друзьями и оба в хорошем настроении.

Милые девушки, не удивляйтесь попытке познакомиться с вами, хотя бы посмотрите: кто он? какой он? А вдруг это хороший человек?

А теперь посмотрите и оцените несколько ситуаций знакомства. Вы услышите только первые слова, которые помогут начать разговор. В ситуации знакомства будьте предельно вежливы, не допускайте никакой развязности и помните, что чувство юмора выручает в очень многих жизненных ситуациях.

Сценка 4

К девушке подходят молодые люди, и каждый начинает беседу.

Юноша 1. Добрый день! Всем известно, очень неприлично обращаться к человеку, не зная его имени. Давайте мы с вами познакомимся, и тогда разговаривать нам будет легче. Меня зовут Дима. А как зовут вас?

Юноша 2. Мне нужна ваша помощь. У моей сестры день рождения. Я хочу что-нибудь купить, а что не знаю. Посоветуйте!

Юноша 3. Добрый день. У меня к вам совершенно традиционный вопрос. Меня интересует: как бы вы отказали тому молодому человеку, который подошел бы к вам, улыбнулся и сказал: «Здравствуйте. Давайте познакомимся».

Ведущий 1. Предложите, пожалуйста, ваши варианты ситуации знакомства.

Ведущий 2. Еще одна ситуация, связанная с речевым этикетом, - разговор по телефону. Посмотрите в исполнении ваших товарищей инсценировку из рассказа Н. Носова «Телефон». Будьте внимательны, потому что после просмотра мы будем обсуждать Речевые ошибки действующих лиц.

Сценка 5

Мишка. Алло! Алло!

Колька. Алло!

Мишка. Слышно что-нибудь?

Колька. Слышно. А тебе хорошо слышно?

Колька. Хорошо. А тебе?

Мишка. И мне хорошо! Давай разговаривать.

Колька. Давай. А о чем разговаривать?

Мишка. Ну, о чем... О чем-нибудь... Хорошо, что есть телефон, правда?

Колька. Правда.

Мишка. Вот если бы не было, было бы плохо... Ну...

Колька. Что «ну»?

Мишка. Чего ты не разговариваешь?

Колька. А ты почему не разговариваешь?

Мишка. Да я не знаю, о чем разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чем разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь...

Ведущий 1. Как вы думаете, ребята, в чем заключалась главная ошибка Мишки и Кольки? (Это был разговор ни о чем)

Психолог. Есть ситуации, в которых пользоваться телефоном не рекомендуется. Следует при личной встрече, а не по телефону выражать соболезнования, поздравлять с семейными праздниками, благодарить за подарки, приглашать на свадьбу. Начиная телефонный разговор, назовите себя и не вопрошайте запросто: «Кто говорит?», «А кто у телефона?..» В ответ вы, скорее всего, услышите: «А кто вам нужен?» Для того, чтобы избежать этого нелепого разговора, нужно после того, как вы представитесь, сразу сказать, с кем и по какому вопросу вы хотите поговорить.

При пользовании домашним телефоном соседей старайтесь не злоупотреблять их добрым к вам отношением и отнеситесь с уважением к их времени. Тем более не следует давать своим знакомым номер телефона соседей как свой собственный. Добрососедские отношения могут быть омрачены одним- единственным неумным или неудачным звонком кого-либо из ваших приятелей.

А если по вашему телефону спрашивают то прачечную, то мясокомбинат, то неведомую бухгалтерию? Вам это может порядком надоесть, но все-таки неучтиво грубить, бросать трубку или проявлять «остроумие» с помощью фраз типа «Нет, это зоопарк». Лучше спокойно объяснить, что человек ошибся номером, ведь чаще всего в таких случаях виноваты не люди, а автомат.

Даже если вы очень разгневаны, не стоит по телефону кричать, угрожать, грубить. Любой разговор по телефону должен быть предельно вежливым.

Ведущий 1. Современные представления об умении общаться с людьми во многом основываются на рекомендациях современного американского специалиста в этой области Дейла Карнеги. Его система известна всему миру. Самая популярная книга Д. Карнеги называется «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Давайте познакомимся с 6 правилами, соблюдение которых позволяет понравиться людям.


Пояснительная записка
Как часто в своей жизни вы сталкиваетесь с невоспитанными людьми? А ведь, каждый взрослый когда-то был ребёнком. Именно в детстве воспитываются умы и сердца наших сыновей и дочерей. Поэтому, с первых лет жизни ребёнку необходимо прививать навыки вежливого поведения. Учить его доброте, умению осознавать свои поступки, различать «что такое хорошо и что такое плохо».
Современные дети растут в условиях материального благополучия. Сегодня у нас есть все или почти все условия для правильного, всестороннего развития маленького человека. Условия для того, чтобы вырастить его здоровым и красивым физически, чтобы образовать и развить его ум, чтобы воспитать чувства и зажечь в сердце неугасимый огонь человеческой доброты. Вот почему так горько порой наблюдать, как современные дети часто не умеют вести себя в общественных местах, на улице и дома с близкими, пренебрежительно относятся к взрослым, не умеют уважать чужой труд. Случается, что они неряшливы. Иногда откровенно грубы. А главное, порой в них нет той доброты, того чуткого и деликатного отношения к окружающим, которые обязательны для каждого человека.
Надо признать, что культуре поведения, общения и речи наших детей, как правило, не учат ни где. А сейчас пришло такое время, когда «хороший тон» делается нормой. И где, как ни в библиотеке, которая является хранилищем «сокровищ человеческой мысли», у нас есть возможность на примере книг воспитывать в детях эти качества.

Цели и задачи
Начиная эту работу, мы ставим перед собой цель — научить ребёнка строить отношения с людьми, основанные на вежливости и взаимопонимании. Эта цель предполагает решение следующих задач :

  1. Помочь ребёнку осознать себя как личность.
  2. Помочь ребёнку выработать позитивный взгляд на мир, который поможет ему найти своё место среди других людей.
  3. Побудить ребёнка анализировать свои и чужие поступки.
  4. Пробудить у ребёнка интерес к проблемам общения.
  5. Способствовать воспитанию у ребёнка навыков культурного поведения.

Формы работы
Программа предполагает следующие формы работы: беседы, беседы-диспуты, игровые программы, психологические тренинги, ролевые игры.

Возраст
Учащиеся 1 — 4 классов.

Сроки проведения
Учебный год.

Условия проведения
Программа рассчитана на обучение детей в течении учебного года. Программа состоит из нескольких тематических блоков, которые в свою очередь будут делиться на отдельные мероприятия. Педагоги имеют возможность выбрать для проведения одно или несколько мероприятий из программы, так как в каждом мероприятии поставлены и решены конкретные цели и задачи. Программа включает в себя следующие блоки:

  1. «Наука приятного обхождения». Мероприятие этого блока познакомит детей с историей этикета: что такое этикет, история этикета в России, интересные и курьёзные примеры из истории этикета. Оно строиться из двух частей: беседы и игровой программы.
  2. «Хорошие манеры на каждый день» . Этот блок содержит мероприятия, знакомящие детей с основными нормами и правилами поведения в обществе. Как вести себя с незнакомыми людьми, как поддержать беседу, зачем нужны вежливые слова, телефонная вежливость, общение с друзьями, поведение в школе — вот темы, которые мы обсудим с детьми на наших встречах. Мероприятия проходят в форме бесед-диспутов, игровых программ, психологических тренингов, ролевых игр.
  3. «Хозяин и гости» . В этом блоке предполагается обсудить с детьми основные правила гостеприимства. Как вести себя в гостях, кому что дарить, как принимать гостей, правила поведения за столом. Мероприятия проходят в форме бесед, игровых программ и ролевых игр.
  4. «Мой дом — моя крепость» . Во время мероприятий, которые строятся в форме беседы с элементами психологических тренингов и игры, с детьми предполагается обсудить проблемы взаимоотношений в семье.
(проведен в 5-Б классе ДПГ №122)

Обоснование выбора темы воспитательного мероприятия

Детям в возрасте 11-12 лет присущи некоторые психолого-физиологические особенности. Они подходят к кризису 13 лет. Класс гиперактивный и имеет сложности в процессе организации дисциплины как на уроках, так и на переменах. Именно поэтому, нами было предложено воспитательное мероприятие на тему «Культура поведения на переменах».

Общая характеристика мероприятия

Цель: помочь детям задуматься о самих себе, побудить их к самокритичной оценке, исправлению своих недостатков.

Задачи: Обучать детей работе в группах, в парах.
Учить детей культуре поведения. Учить рассуждать, делать выводы.
Воспитывать уважительное отношение друг к другу и окружающим.

Оргмомент.
- Я давно за вами наблюдала, мне интересно, как вы общаетесь друг с другом, участвуете в играх, как вы кушаете в столовой. В одних ситуациях вы мне нравитесь, в других – нет. Вот это мы вместе сегодня и обсудим.
-Как вы думаете, о чём мы будем говорить?
-
Как можно назвать это одним словом? (поведение).

На доску вывешивается табличка: “поведение”.
- Что такое поведение?
Поведение – это образ жизни.
-
Какое поведение бывает?
-
А мы поговорим, о каком поведении? (хорошем, примерном, культурном)
- Тема нашего занятия “Культурное поведение на переменах”.
-
Что такое культурное поведение на переменах? (не бегать, не кричать….).
На доску вывешивается табличка: “культура”.
Что же такое культура?
Культура – это высокий уровень чего – нибудь, высокое развитие, умение.
-
Где эта культура поведения должна проявляться? (в столовой, в библиотеке, в туалете, в классе…).
- Как мы себя должны вести там?
-
Мы будем рассматривать поведение, культуру поведения в коридоре.
-
Послушайте стихотворение “Перемена”.

Перемена! Перемена!-
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним большая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому -то сдачи,
Попросил списать задачи,-
Словом, сделал всё, что мог,
Ну, а тут опять звонок…
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём! –
Ничего, - вздыхает – Вова,-
На уроке отдохнём!
- Чему учит стихотворение? (культуре поведения)
- Давайте обсудим, как себя вести в коридоре, в столовой, библиотеке, классе.
На доске ""Культура поведения на переменах."
-
Как себя надо вести в коридоре?
спокойно ходить
тихо разговаривать
соблюдать чистоту
-
Можно вывести правило:
“В школе можно делать всё, кроме того, чтобы не навредить себе и окружающим!”
-
Как можно организовать свой отдых на перемене?

Работа в группах.

(Дети пишут на каточках, затем, когда общее обсуждение, учитель записывает на доске всё, что предложат дети).
поиграть: в пазлы, настольные игры, шахматы, поучаствовать в организованных играх вожатыми;
помочь учителю: убрать класс, вымыть доску, раздать тетради, полить цветы, подровнять парты;
сходить в библиотеку, почитать книгу;
сходить в столовую;
встретиться с друзьями.
- А сейчас, мы посмотрим, как вы можете общаться со своими друзьями на разные темы. Предлагаю вам поиграть в одну очень интересную игру, которая называется “Часы”.

Игра “Часы”.

(учащиеся рисуют макеты часов)

Детям предлагается выбрать макеты часов и поставить цифры на часах, а теперь найдите время 11, 12, 1. Вы должны назначить три встречи с разными людьми на это время. Например: “Маша, ты свободна в 11 часов?” “Да, свободна”, тогда Маша ставит себе на циферблате начальную букву имени того человека, с кем назначена встреча. Тот человек соответственно букву “М”. Итак, надо назначить ёщё две встречи. Все готовы. Когда я говорю: “Без пяти 11, вы ищите того человека, с кем у вас назначена встреча на это время. Тему для разговора задаю я. Всем понятно? Так же происходит и с двумя другими встречами.

Темы: О погоде. О последнем фильме, который смотрели. Об увлечениях.
- Поднимите руки, те, кому понравилось общаться с кем-либо из ваших одноклассников.
-
Что тебе было интересно узнать? И на какую тему?
-
При помощи этой игры, вы учились общаться друг с другом. Это говорит о том, что вы можете общаться со своими друзьями на разные темы.

Работа в группах.

(Детям раздаются карточки с текстом для обсуждения, предлагаются варианты, выносится решение).

В заключении предлагаю вам ситуации. Как вы поступите?
В коридоре я увидел, как бросили мусор.
В коридоре я увидел, как толкнули друга.
Плачет ученик первоклассник.
Учитель несёт стопку книг.
Ученик бежит “сломя голову”.

- Спасибо за твоё решение.

Итог: Что было, если бы вы не соблюдали правила поведения на переменах?

А тебе надо соблюдать правила поведения? Для чего?

Ребята, проговорим, чем вы будете заниматься на перемене, которая сейчас будет? (Спросить каждого ребёнка). Вы уходите на перемену, и мне хотелось бы, чтобы вы занялись на перемене тем, о чём сейчас проговорил каждый.

Желаю вам удачи, успехов, до будущих встреч !