"При солнышке светло – при матери добро". Классный час, посвященный Дню матери. Сценарий классного часа, посвященный дню матери

Классный час «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребёнком на руках…»

(Сценарий вечера для учащихся средних и старших классов)
Оформление: Сцена украшена воздушными шарами, высказываниями о матери. Для музыкального оформления понадобятся аудиозаписи «Песни мамонтёнка» В. Шаинского и пьесы А. Вивальди «Весна». В программу вечера предлагаем включить демонстрацию фрагмента фильма Григория Чухрая «Баллада о солдате».
Действующие лица:
Ведущие: (1) и (2)
Чтецы: (1) - (10)
Ученик
Пояснительная записка: 28 ноября наша страна отмечает день матери. Я считаю этот праздник великим. «Что может быть на свете священнее имени матери! Все самые дорогие святыни названы и озарены именем матери, потому что с именем этим связано и само понятие жизни.»
В. Коротаев.
Этот материал посвящён значению матерей в жизни людей. Есть стихи о матерях и о том, что их надо беречь. Подобраны соответствующие изображения. Используется «Сказка о Гусыне» и старинная горская легенда писателя Анатолия Маркуша. Эти произведения учат любить и беречь матерей. Использую в материале письма матерям времён Великой Отечественной войны. Звучат хорошие стихи Расула Гамзатова, В. Гина, А. Коваленкова. Этот сценарий можно использовать для средних и старших классов. Это мероприятие имеет большое воспитательное значение.
Цель: продолжение формирования представления учащихся о любви к матери и значении этой любви;
Задачи: рассказать о любви к матери, как к самому близкому человеку на земле;
воспитывать у учащихся любовь к матерям;
быть любящими сыновьями и дочерями;
учить выразительно читать стихи о матери.
Участники праздника входят в зал под аудиозапись «Песни мамонтёнка» из мультфильма «Мама для мамонтёнка».
Ведущий (1) : Указом президента Российской Федерации от 30 января 1998 года установлено, что в последнее воскресенье ноября в стране будет отмечаться день матери. Те, кто придумал этот праздник – Комитет по делам женщин, семьи и молодёжи Государственной думы, Президентская комиссия по делам женщин, семьи, женские общественные организации, - надеялись обратить таким образом внимание руководства страны на проблему материнства, побудить выделить дополнительные средства нуждающимся семьям.


Ведущий (2): Зоя Воскресенская – русская писательница говорила так: «Самое прекрасное слово на земле – мама . Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не останется равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь.» Прекрасные слова, не правда ли?
Ведущий (1): Этот праздник нужен для того, чтобы снова и снова говорить самые тёплые слова о маме.
Чтец (1):

От чистого сердца
Простыми словами
Давайте, друзья,
Потолкуем о маме.
Мы любим её,
Как хорошего друга,
За то, что у нас,
С нею всё сообща.
За то, что когда
Нам приходится туго,
Мы можем всплакнуть
У родного плеча.
Мы любим её
И за то, что порою
Становятся строже
В морщинках глаза,
Но стоит с повинной
Прийти головою
Исчезнут морщинки,
Умчится гроза.
(И. Саксонская. Разговор о маме.)
Ведущий (2):
Нет ничего прекраснее радости матери, склонившейся к младенцу, уснувшему на её груди. Нет любви сильнее материнской, нежности нежнее ласки и заботы материнской, нет тревоги тревожнее бесконечных бессонных ночей и несомкнутых глаз материнских.



«Если в сердце сыновьем загорится искра в тысячу раз меньше факела материнской любви, то и тогда эта искра будет всю жизнь гореть неугасимым пламенем», - гласит мудрое старинное изречение.
(Звучит аудиозапись песни «Весна» А. Вивальди. На фоне музыки Ведущий (1) читает «Сказку о Гусыне».)
Ведущий (1):
«В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких жёлтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зелёным, радостным: перед гусятами раскинулся огромный луг… Гусята были счастливы…



Они забыли о матери и стали расходиться по огромному зелёному лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались.
Вдруг надвинулись тёмные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя.


Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И каждому из них стала нужна мать: они подняли маленькие головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались первые градины. Гусята еле успели прибежать к матери. Она подняла крылья и прикрыла своих детей…


Гусята слышали, как будто бы откуда – то издалека доносившийся грохот грома, вой ветра и стук градин. Им даже стало весело: за материнскими крыльями творится что –то страшное, а они в тепле и уюте.


Потом всё стихло. Гусятам хотелось поскорее на зелёный луг, но мать не поднимала своих крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что, если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не могла этого сделать. Гусята всё это увидели, но мир снова стал таким радостным и добрым, солнышко сияло так ярко и ласково, пчёлы, жуки, шмели пели так красиво, что гусятам и в голову не пришло спросить: «Мама, что с тобой?» . И только один, самый маленький и слабый гусёнок подошёл к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?». Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Всё хорошо, сын». Жёлтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива…»


Чтец (2): Есть светлый на земле приют,
Любовь и верность там живут.
Всё, что порой лишь снится вам,
Навеки приютилось там.
То – сердце матери! Оно
Так нежно, верно! Суждено
Ему жить радостью твоей,
Нести ярмо твоих скорбей…
Б. Фёдоров «Есть светлый на земле приют…»
Ведущий (1): Очень важно в жизни научиться жалеть, оберегать сердце матери, потому что оно неисчерпаемо и бесконечно в своей любви.


Учитель: Я хочу рассказать старинную горскую легенду, услышанную писателем Анатолием Маркушей в далёком грузинском селении.
Было у матери трое сыновей. Двое – дети как дети, а третий вырос негодяем.
Писатель – Анатолий Маркович Маркуша



И почему он стал таким, никто не смог объяснить. И хотя третий сын был очень плохим человеком, мать любила и жалела его…
И случилось так, что после долгого отсутствия негодный сын заявился домой и стал безобразничать и обижать свою мать. В своих бесчинствах он зашёл так далеко, что сбежались соседи и стали укорять, срамить его, пытались напомнить, сколько добра сделала для него мать и сколько нанесённых ей обид простила.


Но не внял негодный сын словам людей, не унялся, а стал грозить, что убьёт мать, если соседи не замолчат и не уберутся по своим домам. Никто не поверил ему, никто не мог поверить: как это можно – убить родную мать? И не ушли. Тогда он вбежал в дом и действительно убил мать, а чтобы привести в трепет и покорность всех окружающих, выбежал из дома на улицу с кровоточащим материнским сердцем в руках…
Он так торопился, что споткнулся о порог и выронил из рук материнское сердце. Сердце упало в придорожную пыль, и оцепеневшие от ужаса люди услышали, как оно, кровоточащее, сказало тихим голосом: « Ты не ушибся, сынок? Тебе не больно?»
Чтец (3):
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь…
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной,
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей,
И слов высоких не стесняйтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
В. Гин. «Не обижайте матерей…»


Ведущий (2): Гражданин, воин, мужественный и несгибаемый человек, готовый сложить голову за свои убеждения, начинается с преданной, бескорыстной и щедрой любви к матери. Самая чистая, действенная и светлая любовь – это любовь к матери и Родине.
Чтец (4):
Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К Отчизне холоден душой…
Н. Некрасов. «Поэт и гражданин…»
Ведущий (1): Любовь к Родине – естественное человеческое чувство. Оно не зависит от того, красивы ли реки, горы, леса, поля и луга, мягок ли климат, богата ли она или бедна. Людям свойственно относиться к своей Родине как к родной матери. Посмотрите, как близки эти слова: «Родина», «родить», «родиться», «родители», «родник».



Человек любит маму, потому что она его мама. Красива ли она, богата или бедна – не имеет никакого значения.
А за что человек любит свою Родину?
Ученик: Я люблю свою Родину за то, что это моя Родина. Здесь я родился. Здесь родились мои прадеды, деды, родители. Здесь живут все близкие и дорогие мне люди. Здесь я научился говорить, писать, читать, считать. Здесь я встречу свою любовь, создам семью, буду воспитывать детей.
Это страна, история которой не может оставить меня равнодушным. Поколения моих предков героически защищали независимость Родины в схватках с жестокими врагами. Я чту их память, хочу быть похожим на них. Я сделаю всё, чтобы помочь ей стать благополучной и сильной. Язык, на котором я говорю, - это язык моей Родины, самый красивый, понятный, любимый.
Мне нравится, что на земле моей Родины живут сотни разных народов, которых объединило чувство принадлежности к родной земле.
Ведущий (2: От чувства любви и уважения к матери к чувству готовности отдать все свои силы служению Отечеству – это та тропинка, идя по которой человек поднимается на вершину патриотического видения мира.
Патриотизм советских людей проявил свою мощь в годы Великой отечественной войны. В опасности оказалась Родина, и миллионы патриотов встали на её защиту. И миллионы матерей провожали своих сыновей на войну.
(Демонстрируется фрагмент из художественного фильма Г. Чухрая «Баллада о солдате»)



Ведущий (2): Бойцы в дни тяжёлых испытаний войны не забывали своих матерей.


Чтец (5): Письмо Оксаны Ромодановской родным.
«1 октября 1943 года».
Добрый день, дорогая мама!
Наконец – то получила от тебя письмо. Рада, что дома всё в порядке, что ты здорова. Обо мне не беспокойся. По сообщениям Совинформбюро знаешь обстановку: нашими войсками освобождён Орёл и сотни деревень – здесь - то я и нахожусь; теперь спокойно могу сказать, что была на фронте, что всего увидела.
Вот и всё, что я хотела написать в этом письме. Береги себя, родная моя мамочка. Пиши мне чаще. Я только и думаю, как ты там живёшь.
Целую тебя крепко, Оксана».
Чтец (8): Письмо командира танковой роты гвардии старшего лейтенанта А.П. Долгова.
«1 мая 1945 года.
Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая! Как ты там справляешься со всей оравой – трудно представить.
Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня всё хорошо. Дело простое, солдатское – воюем. Стараемся поскорее добить фашистов. Когда окончится война и мы соберёмся все вместе, я расскажу тебе о себе много – много, как я здесь жил, как мы воевали.
Ты всё пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мама, но это невозможно. Я командир. А с кого же будут брать пример солдаты, если их командир в бою начнёт думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами.
Целую. Саша».
Чтец (9):
Подрастал у матери сынок,
Словно тополь строен и высок.
В мать красой, а силою в отца,
Словно неба синь его глаза.
И от счастья улыбалась мать,
И хотелось матери мечтать…

«Будет в небе соколом летать,
Буду внуков на руках качать.
Будет жить»…Да только грянул гром-
Принесли повестку в отчий дом…
И ушёл в огонь войны и дым
Сын её родной, любимый сын…

И склонилась на колени мать-
Молит бога сыну силы дать,
Молит бога возвратить домой,
Молит бога, чтобы был живой.

Сквозь огонь и грохот канонад
Шёл в атаку молодой солдат.
Всё в крови, всё в порохе, в пыли
На прорыв из окруженья шли.

В схватке яростно сражался сын
Лишь молитвой матери храним:

«Господи всемогущий, убереги сына моего
От врага лютого, от раны глубокой,
От смерти безвременной спаси и сохрани,
Спаси и сохрани!»

Сын, в атаку поднимая взвод,
Вдруг услышал, будто мать зовёт…
Боль на вылет через грудь прошла,
Нет… Молитва не уберегла…

Всё изменится, но только мать
Безутешно будет сына ждать.
Только где искать сыночка след,
Столько лет прошло, его всё нет.
Ночью в комнате свеча горит,
На коленях мать опять стоит,
Молит бога за сирот и вдов,
И за всех живых… Чужих сынов.

«Господи всемилостивый, убереги детей наших,
Спаси и сохрани… Спаси и сохрани!»
(автор Каргальская Н.К соавтор Барбье С.А.)



Чтец (9):
Ты обо мне в слезах не вспоминай,
Оставь свою заботу и тревогу,
Не близок путь, далёк знакомый край,
Но я вернусь к знакомому порогу.
По – прежнему любовь моя с тобой,
С тобою Родина, ты не одна Родная.
Ты мне видна, когда иду я в бой,
Своё большое счастье защищая.
На голос твой я сердцем отзовусь
И на заботу подвигом отвечу.
Я далеко, но я ещё вернусь,
И ты, родная, выйдешь мне навстречу.
А. Коваленков «Ты обо мне в слезах не вспоминай…»

Классный час «Имя твое несу через жизнь как святыню».

Разработала и провела Задорожняя Е.В.

Цель : расширить и закрепить знания учащихся о традициях доброго отношения и почитания имени матери разных народов, населяющих Кубань, помочь учащимся в полной мере осмыслить истинное значение слов “мама”, “любовь”, “доброта”; воспитать достойного человека с любовью, чуткостью и заботой относящегося к матери, к женщине; раскрыть понятия «материнская любовь», «сыновий долг».

Задачи : расширение кругозора учащихся; развитие мыслительных, творческих способностей, развитие речи, её выразительности, формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений между людьми.

Здоровьесберегающие: создание благоприятных условий, эмоционального и психологического климата в классе.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.

Учитель:

Здравствуйте! Сегодня наш всекубанский классный час будет посвящен Дню Матери! И хочу его начать со слов известного писателя Максима Горького, который сказал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя, вся гордость мира – от Матерей!»

Предлагаю вашему вниманию посмотреть компьютерную презентацию «Притча о матери».

Мама – самый важный человек в жизни каждого. Ещё до своего рождения ребёнок чувствует связь с мамой, её сердцебиение, дыхание и прикосновение. При появлении на свет мама - первый человек, которого видит ребёнок. Чаще всего первое слово ребёнка - «мама». Позовешь маму, и она поможет, защитит, пожалеет. Мамина любовь и забота сопровождает нас с рождения и на протяжении всей жизни.

Чувство отчего дома появляется в детстве и крепнет год от года. Конечно, в первую очередь оно связано с мамой. Маленькими и беззащитными приходим мы в этот мир и сразу окунаемся в тепло материнской любви и заботы, слышим ее ласковый голос, поющий над нашей кроваткой. Из всего этого складывается детская память, ощущение родного оберега детства. Ты веришь, что мамин поцелуй залечит разбитое колено, ты знаешь, к кому бежать за защитой. В материнском взгляде ты никогда не увидишь фальши и хитрости, он всегда излучает щедрость, доброту, искренность. Глаза матери будто видят тебя насквозь, заглядывают в душу, и тогда ты чувствуешь особенную близость с ней. Каждая клеточка твоего тела ощущает: это моя мама! И ничего дороже этого чувства нет на свете!

Ученик: На свете добрых слов немало,

Но всех добрее и важней одно:

Из двух слогов простое слово: «мама»

И нету слов дороже, чем оно.

Ученик:

Мама – первое слово,
Главное слово в нашей судьбе!
Мама жизнь подарила,
Мир подарила мне и тебе!

Учитель : Российских и в частности кубанских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, любовь и самопожертвование. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей любви, добру, взаимопониманию. И мы им за это благодарны. И этот прекрасный день хочется сказать слова благодарности всем матерям, которые дарят детям нежность, ласку, внимание. Давайте предоставим слово ученикам, которые написали слова благодарности своим матерям и написали о них свои сочинения (чтение отрывков из сочинений).

Учитель:

День матери - международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять всех матерей. А в России праздник «День матери» учрежден в 1998 году. В соответствии с Указом Президента России Б. Н. Ельцина от 30.01.1998 года № 120 «О Дне матери» праздник День Матери отмечается в последнее ноябрьское воскресенье. Инициатива учреждения этого праздника принадлежит комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.

Ученик.

Есть в природе знак святой и вещий
Ярко обозначенный в веках –
Самая прекрасная из женщин
Женщина с ребенком на руках.

Ученик :

От любой напасти заклиная

(Ей-то уж добра не занимать!),

Нет, не Богоматерь, а земная,

Гордая, возвышенная мать.

Ученик:

Пусть вечно ей солнце рукоплещет,
Так она и будет жить в веках
Самая прекрасная из женщин –
Женщина с ребенком на руках

Ученик: Мама! Мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека.

Мама! Мамочка! Это первое слово, которое произносит человек, и оно звучит на всех языках одинаково нежно. Это самое прекрасное слово на земле! Сколько в этом слове света, нежности, доверия и тепла

Ученик:

Как это бывает сама не пойму,

Что солнышко в небе – то мама в дому.

За облако солнышко скроется вдруг,

Всё станет пустым и печальным вокруг.

Учитель: Что общего между солнечным светом и любовью матери? Я предлагаю вам ребята сотворить себе солнце, солнце материнской любви.

Сядьте поудобнее, расслабьтесь и послушайте рассказ «СОТВОРИ СОЛНЦЕ СЕБЕ».

(На фоне слайд-шоу с фотографиями матерей учащихся класса ребята слушают рассказ).

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой)

(На доске прикрепляется солнце материнской любви).

Учитель: Ребята, назовите качества своих мам, от которых вам становится тепло и светло. (Все перечисленное записано на лучах солнца, которые находятся в классе в разных местах, собирают ребята 1 группы) Чего то не хватает у нашего солнышко? (Не хватает лучей). Создаем лучи солнца.

Мама всем своим сердцем любит своё дитя, слабое оно или сильное, спокойное или крикливое, весёлое или грустное, мама понимает его и в радости, и в горе. Когда хорошо – разделит радость, когда плохо – утешит. Мама учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает.

А сейчас мы предлагаем вам игру «МАМИНА ЗАБОТА».

Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «Ма-моч-ка!» Только дружно. Готовы? Тогда начали.

Кто пришёл ко мне с утра?

Кто сказал: «Вставать пора!»

Кашу кто успел сварить?

Чаю в чашечку налить?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто цветов в саду нарвал?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех?

Учитель: Молодцы, ребята! Конечно, это может быть только она – мамочка!

В народе живёт много хороших, добрых слов о матери. Они передаются из поколения к поколению. Давайте прочитаем пословицы о матерях.

При солнышке тепло, при матери добро.

Птица рада весне, а младенец – матери.

Нет милее дружка, чем родима матушка.

Мама – святое, самое дорогое слово.

Мама в доме – что солнышко на небе.

Материнская ласка конца не знает.

Мать – всякому делу голова.

Мамины руки не знают скуки.

Заключительная часть.

Сегодня мы сказали много добрых слов нашим мамам и несмотря на различия имен у матерей и разные национальности, населяющие наш гостеприимный край, всех их объединило одно - любовь к свои детям. Этот замечательный праздник – день матери в России помогает нам стать ближе, объединяет все слои нашего общества, помогает подчеркнуть лучшие традиции отношения россиян к материнству.

Как бы не манил вас бег событий,

Как ни влёк бы в свой водоворот,

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот, от забот.

Если стали сердцем вы суровы,

Будьте, дети, ласковыми с ней.

Берегите мать от злого слова.

Знайте: дети ранят всех больней.

Если ваши матери устали,

Добрый отдых вы должны им дать…

Вам наказ даю, напоминаю:

Дети, дети, берегите Мать!

Классный час, посвященный Дню Матери

«Мама - ближе человека нет».

классный руководитель 8 класса: Айтуриева А.К.

Форма мероприятия:

Классный час нравственно-духовной направленности.

Проводится в преддверии Дня матери России.

Форма: беседа с использованием презентации, стихи, песня в исполнении обучающихся.

Цели и задачи :

Расширить знания учащихся об истории праздника;

Показать социальную значимость семьи, развивать культ матери;

Формировать у ребят уважительное отношение к своему дому, семье, матери и культуру взаимоотношений родителей и детей;

Воспитывать заботливое отношение к родным и близким.

План:

1. Вступительное слово классного руководителя - тема и цель классного часа.

2. Основная часть – беседа по теме классного часа с использованием презентации; чтение стихов и песни о матери.

3.Рефлексия.

Ход классного часа

Классный руководитель :

Здравствуйте уважаемые ребята! Сегодня наш классный час посвящен дню, который даже не является красным днем календаря, многие жители нашей страны может даже и знают, что есть такой день, день, когда в суете повседневной рутины и постоянной занятости все - таки стоит вспомнить, позвонить, поздравить самого дорогого человека.

Учащийся (Гришко Вячеслав):

Это слово первым произносит малыш. В той, к кому оно обращено, заключается для него весь мир. Она кормит его и купает, поёт ему колыбельную и катает в коляске, она вскакивает ночью на его крик и не отходит от его кроватки, когда у него начинается жар. Её не надо звать, потому что она и без того рядом, измученная и неутомимая. Но малыш, как заклинание повторяет это одно – единственное слово, бессознательно веря, что она всё может и всё умеет, что с нею ничего не страшно, что она только одна поможет и спасёт… И она спасает, отводя беду неистовой силой любви.

Классный руководитель :

Ребята, о ком говорится в данном отрывке? (о маме)

Слайд 1.

Сегодня наш классный час посвящен Дню Матери

«Мама - ближе человека нет».

Во многих странах мира отмечают День матери, правда, в разное время.

Историческую справку праздника подготовила Тапина Олеся.

Историческая справка (Тапина Олеся).

- Празднование Дня матери уходит своими корнями в глубину веков.

Слайд 2.

По некоторым источникам традиция празднования Дня матери берет

начало еще в древнем Риме, Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) матери богов – восточной Кибеле.

Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов - Гее.

Слайд 3.

Для кельтов Днем матери был день чествования богини Бриджит – солнечной богини, связанной с солнцем. Её день празднуется ежегодно 1 февраля.

В Америке День матери объявили официальным праздником в 1914 году.

В Германии праздник отмечается с 1922 года.

В России инициатива учреждения праздника «День матери» принадлежала Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи. Праздник приурочен к 4 ноября - ко Дню празднования иконы Казанской Божьей матери.

Слайд 4.

В России «День матери» отмечается в четвертое воскресенье ноября с 1998 г. на основании Указа Президента Российской Федерации - Бориса Николаевича Ельцина. В этот день по традиции поздравляют женщин, добившихся успехов в воспитании детей, многодетных мам и матерей-одиночек.

Классный руководитель :

Как вы, думаете, с какой целью был введен этот праздник в России?

Ответы детей:

Мама - хранительница семейного очага. На ней держится воспитание детей, весь дом, вся семья. Праздник был введён с целью бережного отношения к женщинам – матерям.

Слайд 5.

Цель праздника - поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека - Матери.

Слайд 6.

Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя».

Чтец (Клочко Яна):

С небес полночных падает звезда,

И птицы улетают в край далёкий,

Но с нами остаётся навсегда

Свет матери, прекрасный и высокий.

От сердца к сердцу, от мечты к мечте

Свет матери проложит путь незримый,

Открытый только вечной доброте,

И правде, и любви неповторимой.

Сверкают росы, тают облака,

Приходит новый день обыкновенно.

И светится Вселенная, пока

Свет матери расплескан по Вселенной.

Слайд 7.

Классный руководитель :

Материнство на Руси всегда было равноценно синониму святости, поэтому образ женщины-матери, солдатской матери всегда находил отражение в искусстве и художественной литературе.

Послушайте рассказ Энвера Мамедханлы «Ледяная статуя»

Чтец (Бойко Ирина)

Зима сорок первого года. Морозная ночь. Казалось, все кругом – живое и мертвое замерзло, покрывшись льдом. Воздух жалил змеей, и кровь замерзала в артериях.

В одну из таких ночей по бескрайней снежной равнине двигалась одинокая тень.

Это молодая мать. Прижимая к груди ребенка, она бежит куда-то вперед. Она бежит из своей деревни, захваченной фашистами, на восток, чтобы спасти свою честь и родное дитя.

Впереди река. По ней проходит линия фронта. Оттуда доносится гул советских орудий.

Молодая мать спешит, она должна, во что бы то ни стало присоединиться к своим. Она должна переправить ребенка на великую и свободную землю по ту сторону реки. Пускай она погибнет в эту морозную ночь, святая цель перед нею: спасти память первой своей любви!

Мать идет, идет, не останавливаясь, долго и неустанно, но снежные поля бескрайны, бесконечны. Она выбивается из сил, мороз, словно меч, режет ее тело. И вдруг матери кажется, что ребенок в ее объятиях замерзает. Она оглядывается, ее отчаявшиеся глаза ищут уголок, убежище, где можно теплее укутать ребенка. Вот впереди две черные тени. Это два дерева, растущие тесно рядом. На один лишь миг, чтобы перевести дыхание, она прислоняется к ним.

Силы уже покидают ее. Сердце матери поет страшную песню: «Ребенок заерзает! Он не выдержит этого мороза!»

Но мать отгоняет эту мысль.

Она снимает с головы шерстяную шаль и накидывает на ребенка. Теперь полуголое тело матери беззащитно перед морозом. Она чувствует близость гибели, она знает, что замерзнет. Нет у не больше сил.

Она снимает кофточку и еще теплее накрывает ребенка. Все равно ей погибнуть. Ребенок должен остаться жив! Мать должна спасти свое дитя! Напрягая последние силы, со всей любовью матери она прижимает ребенка к обнаженной груди и шепчет:- Больше нечем, дитя мое, согреть тебя, разве только моим сердцем. До последнего биения тепло его принадлежит тебе!

Мать умолкает, но в ушах ее звенят медные струны… Они напрягаются, рвутся. Она все теснее прижимается к дереву. Суровая зимняя ночь надевает на нее новый наряд, ледяные пальцы мороза ткут на ней нежные узоры из хрусталя…

Наступает прозрачное морозное утро.

Перед деревом стоят люди в белых халатах. Это три бойца-разведчика. Они стоят молча и неподвижно, обнажив головы.

Они стоят перед картиной, которой не забудут всю жизнь. Это ледяная статуя замерзшей женщины.

Долго они стоят на месте, не шевелясь, как перед священным алтарем.

Наконец один из них подходит к деревьям. Движимый какой-то надеждой, он вглядывается в сверток, который оледеневшая женщина прижимает к груди. Дрожащими от волнения пальцами он раздвигает ткань и … видит устремленные на него из глубины детские глаза. Молодой боец вздрагивает и невольно отступает.

- Он жив, он не замерз, - взволнованно, глухим голосом говорит он.

Ребенок улыбается, хмуря под утренним солнцем глаза. И бойцы, прошедшие сквозь огонь, воду и лишения, не могут удержать слез от радости. Подняв головы, они вновь смотрят на величественный памятник матери. И уста их шепчут, как молитву, слова клятвы о беспощадной мести.

Они возвращаются, неся на руках ребенка. А ледяная статуя, воплощающая величие и могущество материнской любви и материнского самопожертвования, стала в их сердцах бронзовым памятником, призывающим к суровому возмездию!

Классный руководитель:

Рассказ Энвера Мамедханлы стал примером всепобеждающего мужества матерей.Женщины и война... Что может быть более противоестественным? Женщина, дарящая жизнь и оберегающая ее, и война, уносящая эту ЖИЗНЬ, единственную и неповторимую...

Прошло 70 лет со дня победы советских солдат над фашистской Германией, но боль утраты и пережитого горя до сих пор не забыты народом нашей страны.

Слайд 8.

Учащийся (Рева Никита):

Несмотря на огромные трудности, которые переживала наша Родина в дни войны, внимание государства к делу охраны материнства и детства не ослабевало.

8 июля 1944 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ, направленный на увеличение государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении Почетного звания «Мать-героиня» и учреждении ордена «Материнской Славы» и медали «Медаль материнства».

Звание «Мать-героиня» является высшей степенью отличия и присваивается матерям, родившим и воспитавшим десять и более детей.

При присвоении звания «Мать-героиня» учитываются также дети:

усыновлённые матерью в установленном законом порядке;

погибшие или пропавшие без вести при защите Родины или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо при выполнении долга гражданина России по спасению человеческой жизни, а также умершие вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при указанных обстоятельствах, либо вследствие трудового увечья или профессионального заболевания.

Учащийся (Чернов Артем):

Первое присвоение почётного звания «Мать-героиня» было произведено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 октября 1944 года. Среди четырнадцати женщин, удостоенных звания «Мать-героиня» этим Указом, орден «Мать-героиня» № 1 и Грамота Президиума Верховного Совета СССР № 1 были вручены жительнице посёлка Мамонтовка Пушкинского района Московской области Алексахиной Анне Савельевне, воспитавшей 12 детей: десять сыновей и двоих дочерей. Четверо сыновей погибли во время Великой Отечественной войны, двое умерли от ран после войны. Награда была вручена Анне Савельевне в Кремле 1 ноября 1944 года. Всего орденом «Мать-героиня» было награждено около 431.000 женщин.

Слайд 9.

Жительница Астраханской области села Кривой Бузан Анна Степановна Куаншпаева (Беззубикова) удостоена ордена «Мать-героиня». Также у неё есть медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», которую она получила в 19 лет. Анна Степановна с мужем Бердагали Султангалиевичем Куаншпаевым воспитали 10 детей: 6 дочерей и 4 сына. Сейчас у Анны Степановны 21 внуков и 8 правнуков.

Учащийся (Прохорец Алена):

С 1991 г. орден не вручался.

Слайд 10.

В 2008 году в Российской Федерации Указом Президента Дмитрием Медведевым был учрежден новый орден «Родительская слава». Орден является возрождением ордена "Материнская слава", но предоставляется обоим родителям и представляет собой награду высшего уровня.

Классный руководитель:

В нашей станице пока нет семей состоящих из 10 и более детей.

Всегда были женщины, которые полностью посвящали себя семье и созданию уюта в доме. Теперь все чаще появляются женщины, для которых не только семья, но и работа является неотъемлемой частью жизни.

Ребенок, испытывая чувство любви, уважения к маме, не всегда готов раскрыть это чувство перед самым близким человеком. И только находясь в разлуке, осознает, как дорог ему этот человек. Сегодня можно просто взять телефон и позвонить, но и можно написать письмо, не важно, электронное или на бумаге.

Ребята, мы создадим три группы, каждой группе я дам по 1 письму.

Работа в группах «Письмо к маме»

Слайд 17.

Предположите, какой человек мог написать такое письмо

(ребенок, подросток, взрослый)?

3. Каково его отношение к маме?

1 письмо. Слайд 18.

Милая моя мамочка!

Недавно нас просили написать сочинение на тему «Мой первый учитель». Села я писать и думаю, что первый и самый важный учитель – это ты. Благодаря тебе я стала тем, кем стала.

Мне очень повезло в жизни, потому что ты понимаешь и поддерживаешь меня во всех моих начинаниях, никогда не отказываешь в помощи.

Когда от тебя долго нет вестей, я очень по тебе скучаю и, чтобы развеять тоску, вспоминаю твою добрую улыбку, нежные руки, наши домашние праздники.

И в такие минуты я понимаю, как много тепла, ласки ты подарила мне. Спасибо тебе за это. Я люблю тебя.

(Письмо написала девушка. Возможно, она студентка колледжа или университета. Она пишет: «Благодаря тебе я стала тем, кем стала». Наверное, мама помогла ей в выборе будущей профессии. Между мамой и дочерью полное взаимопонимание, уважение, любовь.)

(письмо студентки)

2 письмо. Слайд 19.

Мама, мама!

Я помню руки твои с того мгновения, как стал осознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, но он уже не отходил и зимой, - он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были грубее, руки твои, - ведь им столько выпало работы в жизни, - но они всегда казались мне такими нежными, и я так люблю целовать их в темные жилочки.

Но больше всего на свете запомнил я, как нежно они, твои руки, чуть шершавые и такие теплые и прохладные, как они гладили мои волосы, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты всегда была возле меня.

Мама, мама! Прости меня. Потому что ты одна, только одна можешь меня прощать…

(Письмо написано юношей. Он просит прощение у мамы. Но, за что? Возможно, это прощальное письмо. Чувствуется сильная привязанность друг к другу сына и матери. Он пишет: «Когда бы я ни открыл глаза, ты всегда была возле меня». С сыновью любовью пишет: «Руки твои всегда казались мне такими нежными, и я так люблю целовать их в темные жилочки».)

(Олег Кошевой «Молодая гвардия»)

3 письмо. Слайд 20.

Здравствуй мамочка!

У меня все хорошо, хотя у нас в отряде идет война с мальчишками, они никак не хотят нас понимать и не признают ошибок в своем поведении.

Недавно мы ходили в кино, мне очень понравилось.

В столовой кормят очень вкусно.

Наш отряд участвует во всех делах лагеря. Совсем недавно мы заняли в спортивных соревнованиях первое место. Все были рады этому, и я тоже, хотя мне было грустно оттого, что тебя не было со мной. Мне так хочется, чтобы ты была рядом. Я люблю тебя, мамочка.

(Письмо написано школьницей, которая отдыхает в летнем лагере. Она очень любит свою маму, называет её мамочкой, пишет «я люблю тебя». Не смотря на «бурную» лагерную жизнь девочка скучает по маме, ей не хватает поддержки мамы, она пишет: «Мне было грустно оттого, что тебя не было со мной». «Мне так хочется, чтобы ты была рядом».).

(Письмо школьницы)

Классный руководитель: Ребята, я просила вас написать письмо маме. Кто готов зачитать нам своё письмо.

Домашнее задание «Письмо маме»

Классный руководитель:

Сколько бы тебе не было лет – 5 или 50 – тебе всегда нужна мама, её забота, её доброта, её участие, её ласковый взгляд. И чем больше твоей любви к матери, тем радостней и светлей её жизнь.

С помощью, каких действий вы доказываете свою любовь?

(помогаем, обнимаем)

А, какие слова вы используете при этом?

(ласковые слова)

Классный руководитель :

А, что же говорят малыши?

Учащиеся нашего класса взяли интервью у первоклассников и подготовили рубрику «Детское мнение»

Видео «Детское мнение». Слайд 21.

Творческое задание. Слайд 22.

Классный руководитель:

На доске большое сердце. Это материнское сердце.

Ребята перечислите сокровища, которые хранятся в материнском сердце (например: любовь, доброта, жертвенность, вера, трудолюбие, нежность, надежда, забота, сострадание.)

Вы уже в том возрасте, когда можете стараться понимать своих мам, стремиться больше о них знать. Вы можете уже и помочь, и посочувствовать, и подарить радость. Нужно только захотеть. А захотеть очень важно. Это нужно не только маме, но и вам. Не обижайте своих мам, они не вечны, берегите их. Говорите теплые слова своим мамам, не только в день праздника, а постоянно. Заботьтесь о них, оберегая от волнения и бед.

Чтец (Джур Анна):

Нет материнскому сердцу покоя,

С нами оно в трудный час.

Мама от черного горя собою

Нас заслоняла не раз

Смело и прямо на свете живите,

Будьте честней и добрей,

Люди, прошу вас, от бед берегите

Сердца своих матерей!

Заключение

Классный руководитель:

-ребята, какому дню был посвящен наш классный час? (Дню матери)

- о каких духовных качествах мы сегодня говорили? (на доске)

- насколько важны эти качества современному человеку?

Фон. Слайд 23.

В заключение, я хочу рассказать вам притчу:

За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:

Я не знаю, зачем я иду в этот мир, что я должен сделать?

Бог ответил:

Я подарю тебе ангела, который будет всегда рядом с тобой. Он все тебе объяснит.

Но как я пойму его, Я ведь не знаю его язык?

Ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

Как и когда я должен вернуться к тебе?

Твой ангел скажет тебе все.

А как зовут моего ангела?

Неважно, как его зовут, у него много имен. Ты будешь называть его – МАМА…

Берегите своих мам, меньше их огорчайте, чаще просите прощения, обнимайте, целуйте, говорите ласковые слова, объясняйтесь в любви!

И в заключение, нашего классного часа, мы хотим поздравить всех мам и исполнить песню «Мамино сердце».

Песня «Мамино сердце». Слайд 24.

Классный руководитель: спасибо ребята за работу. Классный час, посвященный Дню матери «Мама – ближе человека нет» закончен.

Спасибо всем за внимание.

МБОУ "Успенская средняя общеобразовательная школа"

КЛАССНЫЙ ЧАС

"Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя - МАТЬ"

(литературно-музыкальная композиция для учащихся 8-9 классов)

Подготовила Южикова М.А.

Цели: воспитывать чувство любви, благодарности, долга и сострадания к близким людям; формировать у детей умение анализировать свое отношение к матери; способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.

Подготовительная работа

    Создать инициативную группу по проведению классного часа (родители, классный руководитель, учащиеся).

    Подобрать литературу по теме классного часа.

    Разучить песни, стихотворения о матери.

    Написать учащимся творческие работы (сочинение разных жанров о матери).

    Подписать каждой матери приглашение – открытку на классный час от коллектива класса.

    Оформить выставку сочинений.

    Приготовить к чаепитию кулинарные изделия.

Оформление, оборудование и инвентарь:

    Доска (тема классного часа, эпиграф, плакаты).

    Стенд «Всё о маме» (выставка сочинений учащихся).

    Класса оформлен в виде мини-кафе (столы накрыты белыми скатертями, украшены цветами).

    Плакаты: а) Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни поэта, ни героя. М. Горький

б) Человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке достается ему от матери. Ю. Яковлев

    Эпиграф: Восславим женщину- Мать, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь Мир! Всё прекрасное в человеке – от лучей солнца и от ласки Матери. М.Горький

Ход проведения

Классный руководитель : Добрый вечер, дорогие наши гости! Максим Горький писал: «Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без матери нет ни героя, ни поэта». Есть на свете человек, чье сердце жарче и сильнее девяти солнц, - это мама.

Слово это сроду не обманет,

В нем сокрыто жизни существо.

В нем - исток всего. Ему конца нет.

Встаньте…

Я произношу его:

(Дети встают и приветствуют матерей, которые сидят за столиками.)

Сегодняшний классный час посвящен Дню матери. Это такой праздник, словно у всех матерей общий день рождения. В этот день мы поздравляем наших милых и ласковых мам, дарим им минуты радости и свою любовь.

1-й ученик : Мама – это лучшее слово,

Мама – это лучшее имя,

«Мама», - повторяю я снова

Жизни и мира во имя.

2-й ученик : Мама – это солнце земное,

Мама – это свет среди ночи,

Мама – это счастье большое

Всех сыновей и всех дочек.

3-й ученик : Чтоб не случилось со мною,

Стань ты моей славной судьбою.

В любви материнской ты вечна,

А мудрость твоя бесконечна.

4-й ученик : Наши мамы – наша радость,

Слова нет для нас родней,

Так примите благодарность

Вы от любящих детей.

(Вокальная группа девушек исполняют песню «Оренбургский пуховой платок» музыка Г. Пономаренко слова В. Бокова)

В этот вьюжный неласковый вечер,

Когда снежная мгла вдоль дорог,

Ты накинь, дорогая, на плечи

Оренбургский пуховый платок.

Я его вечерами вязала

Для тебя, моя добрая мать,

Я готова тебе, дорогая,

Не платок - даже сердце отдать!

Чтобы ты в эту ночь не скорбела,

Прогоню от окошка пургу.

Сколько б я тебя, мать, ни жалела,

Все равно пред тобой я в долгу.

Пусть буран все сильней свирепеет,

Мы не пустим его на порог.

И тебя, моя мама, согреет

Оренбургский пуховый платок.

Классный руководитель : Священные слова мама, мать – одни из самых древних на Земле - они почти одинаково звучат на языках разных народов: mather , mutter , матка.и т.д. Это первое слово, которое произносит человек. Сколько тепла таит оно, называющее самого близкого, дорогого, единственного человека.

5-й ученик : О, как прекрасно это слово – «Мама!»

Все на земле от материнских рук.

Она нас, непослушных и упрямых,

Добру учила – высшей из наук.

6-й ученик : Да, слово «мама» издавна в народе

Возносят выше самых ярких звезд.

Родная мама, дорогая ненько,

Всего дороже ты нам, только ты!

Классный руководитель : Да, материнство само по себе целый мир. Ребята, а вы обратили внимание на эпиграф нашего мероприятия? (Дети читают эпиграф и осмысливают его). Мать открывает себя заново в беззаветной любви, посвященной детям. Только мать и только она может любить своего ребенка не за какие-то достоинства, а просто за то, что он существует. Как солнце посылает свои лучи, согревая всё живое, так и любовь матери согревает жизнь ребенка. Любовь матери – самое святое чувство! Жизнь матери – это каждодневный, порой незаметный, будничный подвиг. Ничто не раскрывает роль матери сильнее и задушевнее, чем русские пословицы. Давайте вспомним их.

(Учащиеся по очереди называют их : 1.Лучше матери друга не сыщешь. 2. Сердце матери лучше солнца греет. 3. При солнышке тепло, а при матери добро. 4. Слепой щенок и тот к матери ползет. 5. У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце. 6. Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает. 7. Материнская ласка конца не знает. 8. Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота. 9. Мать всему голова. 10. Если для матери сделаешь яичницу даже на собственной ладони, и тогда будешь у неё в долгу.)

Классный руководитель : Материнская любовь – это трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь. Она первая заглянула в твои глаза. Она первой услышала твой голос, твое дыхание, первая прикоснулась к тебе своими нежными руками. Ты сладко засыпал у мамы на руках под успокаивающие удары её ласкового сердца и тихие напевы колыбельной песни. Она вскормила тебя своим молоком. Она поддерживала тебя, когда ты сделал первый шаг неокрепшими ещё ногами. И познав её тепло и ласку, её поддержку, ты твердо встал на землю и увидел прекрасный мир, обрел уверенность и силу. Поэтому благодарное стремление ограждать её от бед, дарить ей покой и радость не должно ни на миг покидать нас.

7-й ученик: Щадите матерей своих,

От собственных невзгод, от бед чужих

Оберегайте их любой ценою.

Я вас прошу: и ныне и всегда

Вы матерей своих жалейте милых.

Не то, поверьте мне, вас ждет беда, -

Себя вы не простите до могилы.

(Хор поёт песню «Песня о матери» музыка А. Зацепина слова Л. Дербенева)

Прожитым дням не бросишься в след,

Не повернешь их вспять.

Смотрит в окно мне взрослый рассвет,

Но говорю опять:

Припев: Мама, мама, мама,

Ласковых рук тепло…

Мама, скажешь, мама, -

И на душе светло.

Пусть много лет прошло,

Мне до сих пор светло,

И не беда,

Что навсегда

Детство ушло.

…Отдаст, все на свете отдаст,

Будет мерзнуть сама,

Лишь бы дети в тепле.

А мы забываем подчас,

Что от стареньких мам

Нам светло на земле.

С первых минут до этого дня

Мне помогал не раз.

И согревал в ненастье меня

Свет материнских глаз.

(Одна из матерей читает стихотворение )

Мать : «Мне говорят, что слишком много…»

Мне говорят, что слишком много

Любви я детям отдаю,

Что материнская тревога

До срока старит жизнь мою,

Ну, что смогу я им ответить –

Сердцем, бесстрастным как броня?

Любовь, мной отданная детям,

Сильнее делает меня.

В ней всё – и радость, и терпенье,

И те, шальные соловьи…

За это чистое горенье

Спасибо вам, сыны мои!

Л. Татьяничева

Классный руководитель : Мать – это чудо мира. Своей бесконечной готовностью к самопожертвованию она наделяет ребенка чувством надежности, защищенности.

1-й ученик : Ни усталости не зная,

Ни покоя каждый час,

День и ночь родная мама

Все тревожится о нас.

2-й ученик: Руки мамы…

Люблю их с детства.

Где б дорога моя не шла, -

Никуда мне от них не деться,

От душистого их тепла.

Руки мамы…

В морщинках, в родинках,

Сколько вынесли вы, любя,

С этих рук я увидел родину,

Так похожую на тебя,

Классный руководитель : Сердце матери – неисчерпаемый источник доброты, понимания, сердечности, прощения. Она ни к чему тебя не обязывает, а только лишь бескорыстно отдает тебе свою любовь, свое сердце, а ты порой этим безжалостно пользуешься.

3-й ученик : Сердце

Дивчину пытает казак у плетня:

Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей! –

Дивчина в ответ, заплетая косу:

Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесёт.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь – и тебя полюблю! –

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь.

Он сердце её на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Д. Кедрин

Классный руководитель : Ребята, как вы думаете, достоин ли лирический герой этого стихотворения материнской любви, жалости, пожертвования? (Учащиеся отвечают на данный вопрос)

Классный руководитель : Вовремя, при жизни их должны мы сказать матерям всё доброе, что можем сказать, и сделать для них всё доброе, что можем сделать. Преклонение перед материнскими жертвами, чувства долга и вины перед ними – это святые чувства. На свете не существует человека роднее, и ближе матери. Поэтому нежно любите, уважайте, берегите её, не причиняйте матери боли своими словами и поступками. Некоторые дочери, сыновья принимают как должное чрезмерную загруженность матери по дому. А это уже беда: избалованные дети становятся неблагодарными, мать слышит от них: «Принеси…Подай…Сделай сама, мне некогда…» Помогайте своей матери, облегчайте её труд, и она будет счастлива.

4-й ученик : Кто же не знает, что дом держится на маме?! Вот что об этом говорит уважаемая наука – статистика.

5-й ученик : Наши мамы, ухаживающие за двумя детьми и мужем, в течение года вымывают:

18000 ножей, вилок, ложек;

13000 тарелок;

8000 чашек.

Общий вес посуды, которую наши мамы переносят из кухонного шкафа до обеденного стола и обратно, за год достигает 5 тонн.

В течение года наши мамы проходят за покупками 2000 км.

6-й ученик : Кажется, что после такой работы у мамы не остается сил. Да, мамы очень устают. И всё-таки находится время для нас.

Классный руководитель : Счастье матери – это счастье её детей. Потому она порой может быть строгой, взыскательной. Ведь если матери не всё равно, с кем вы дружите, с кем вы гуляете, значит, она вас любит и печется о вас. Она может вас и поругать, немного «попортить» вам нервы – ну и пусть. Это для вашей же пользы. Только мать понимает свою ответственность за сына или дочь; желает им добра и счастья. И это понятно каждому умному и рассудительному человеку.

7-й ученик : Мать

Нашумела, накричала:

Настегала чем попало:

Всё постыло! Сил не стало!

Нет от вас житья!-

Села в угол, зарыдала

И просить прощенья стала.

Просто очень ты устала,

Бедная моя!

Не волнуйся, успокойся.

Вот тебе вода –

За нас не бойся –

Подрастет семья.

Ну прибила…Что ж такого?

Не со зла ведь.

Не чужого.

И зачем же слёзы снова.

Добрая моя?

А.Яшин

Классный руководитель : Мать постоянно следит за вашей дорогой, стараясь вовремя предостеречь вас от неверного, опрометчивого шага или дурного поступка. Она никогда ни к чему не остается равнодушной.

(Девушка исполняет песню «Мамины глаза» музыка Л.Семенова слова О. Безымянной )

Мамины глаза

С иконы на меня глядят.

Мамины глаза

Молитвою сказать хотят,

От невзгод спасти,

От бурь, несчастий уберечь,

Тяжесть снять с моих

Усталых плеч.

Припев: Мамины глаза –

Вот негасимый свет.

Мамины глаза –

Других таких же нет.

Мамины глаза

И стихнут ветры и гроза.

Мамины глаза

На сердце высохнет слеза:

Для души моей

Вы благодатный, вечный край,

Мамины глаза –

Небесный рай.

В чистый образ их,

Как в зеркало судьбы, гляжусь,

За любовь и жизнь,

За тишину небес молюсь.

Дай мне, Боже, свет

Родник очей не потерять,

Чтобы для меня

Могли сиять.

4-й ученик : Чтобы жизнь не жгла нас сквозь года,

Чтобы от раскаянья не плакать,

Вовек нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

Классный руководитель : Никогда не ссорьтесь с самым близким вам человеком. И как бы вы порой ни пытались вытеснить его из сердца, заменив своими лучшими друзьями и подругами, - ничего не получится. В трудные и горькие часы жизни вы всё равно вспомните о своей маме.

5-й ученик : Легче всего обидеть мать.

Она обидой не ответит.

А только будет повторять:

«Не простудись – сегодня ветер!»

Легче всего обидеть мать.

Пройдут века,

Мы станем старше.

Но кто-то губы сжав, опять

Возьмет бумагу и напишет:

«Легче всего обидеть мать»

И может быть, его услышат.

(Вокальная группа матерей исполняет песню «Песня матери» музыка О.Фельцмана слова Р. Рождественского )

Проходит время,

И солнце светит.

Ах, как нежданно

Взрослеют дети!

Но я привыкну,

Я постараюсь.

Большие дети –

Большая радость.

Припев: Взрослеют дети, стареют матери,

И веет запахом осенних трав.

Не скажешь сыну: «Останься маленьким!»…

Сын не послушает и будет прав.

Но я привыкну,

Я буду сильной,

Я только счастья

Желаю сыну!

Зачем так близко

Грохочут грозы?

Большие дети –

Большие слезы.

Проходит время,

И солнце светит.

Ах, как нежданно

Взрослеют дети!

Я буду рядом,

Не помешаю…

Большие дети –

Судьба большая.

Классный руководитель : Ребята, но ведь не всегда у вас с мамой всё идет миром. Бывает, даже самые близкие люди ссорятся часто по недоразумению…Может вы когда-нибудь капризничали или обижали своих мам, а потом даже не попросили у них прощения. Вспомните об этом и постарайтесь исправиться. Никогда не забывайте о том, что обещали маме. А если нарушили данное слово, имейте мужество признаться в своем упущении и попросить прощения. Кто смел из вас и может сейчас попросить прощение у мамы? (Дети просят прощение).

6-й ученик : Не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей должное, выражаем ей свою благодарность. А ведь ничто так не согревает душу, как добрые, ласковые слова, сказанные нами. Между тем каждая мама ждет этих слов, ведь она их заслужила. Сегодня мы хотим признаться в любви своим мамам.

(Учащиеся читают выдержки из своих сочинений разных жанров)

Классный руководитель : С уважением и признательностью смотрим мы на человека, до седых волос благовейно произносящего имя матери своей и почтительно оберегающего её старость; и презрением казним того, кто забыл о женщине, родившей и вырастившей его, и в горькую старческую её пору отвернулся от неё, отказал в доброй памяти, куске или крове. По отношению человека к матери народ меряет свое отношение к человеку. Наш современный писатель Ю Яковлев с пронзительной точностью заметил, что: «Человек начинается с его отношения к матери. И всё лучшее, что в человеке достается ему от матери». «Берегите матерей!» - провозгласил Расул Гамзатов. Можно было бы добавить: берегите матерей так, как они берегут нас! Этот призыв был бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. И всё же…

Берегите матерей

Прошу вас, берегите матерей,

Теплом укройте от житейской вьюги,

Их любовь во сто крат горячей.

Чем друзей и любимой подруги.

Материнской любви не объять,

И канонов я здесь не нарушу,

Коль скажу: «Мать готова отдать

свою ласку, нежность и душу».

Мать возьмет на себя вашу боль,

Все терзанья, смятенья и муки.

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет навстречу вам руки.

Пусть за шалость накажет не строго,

Только ей никогда вы не лгите

И во имя великого Бога

Матерей своих берегите.

Не оставьте их без участья,

Сей наказ вы запомните, дети,

Ведь не может быть полного счастья,

Если мамы не будет на свете.

А. Ремизова

(Хор исполняет песню «Здравствуй, мама!» музыка Д. Тухманова слова Р.Рождественского)

Здравствуй, мама!

Опять мне снится песня твоя.

Здравствуй, мама!

Светла, как память, нежность твоя.

Этот мир не от солнца золотой –

Он наполнен до края твоей добротой.

Припев: На земле хороших людей немало,

Сердечных людей немало,

И всё-таки лучше всех на земле –

Моя мама.

Здравствуй, мама!

Ты слабеешь – в меня уходят силы твои.

Ты стареешь – в меня уходят годы твои.

Всё равно, несмотря на любые года,

Будешь ты для меня молодой навсегда.

Натрудились на десять жизней руки твои,

Народились под этим небом внуки твои.

Ты опять колыбельную песню поешь

И во внучке своей вдруг себя узнаешь.

(Дети раздают матерям алые розы и приглашают на чаепитие)

Данный классный час проведен в 5 классе коррекционной школы 8 вида. Даны конспект+ презентация к классному часу. Предварительная подготовка: ребята писали мини-сочинения "Моя мама" и рисовали портреты своих мам, учили стихи и песню.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный Дню матери в 5-м классе

«О МАМЕ С ЛЮБОВЬЮ..!»

Цель классного часа:

  • Формирование чувства уважение и заботы о матери

Задачи:

  • заставить задуматься о добром отношении к жизни, о желании творить добро;
  • помочь учащимся и их родителям найти путь к сердцу друг друга, не терять душевный контакт и веру в близких людей .
  • развитие чувства ответственности за свои поступки
  • развитие инициативы и творческих способностей учащихся

Предварительная подготовка к классному часу:

Форма работы:

  • Рассказ
  • Просмотр презентации
  • Обсуждение ситуаций
  • Просмотр рисунков и художественных номеров
  • Изготовление подарка для мам

Оформление:

  • Стенд с рисунками мам учащихся класса
  • Высказывания о матери
  • Музыкальное оформление

Приложения: Презентация

Ход мероприятия

Классный руководитель: Дорогие ребята и уважаемые взрослые! Мы собрались сегодня в столь необычной обстановке, в преддверии праздника… Какого?

Собрались, чтобы поговорить с вами о самом дорогом и близком каждому человеку – о матери.

Бывает, что своим поведением или какими-то словом огорчаете своих мам. Я думаю, что сегодняшняя наша беседа заставит многих из вас задуматься, другими глазами посмотреть на себя и своё поведение по отношению к своей маме.

Открываем первую страницу нашего устного журнала «История праздника»

(Звучит лирическая музыка.)

В воскресенье мы отметим замечательный праздник - День матери.

Мать - это понятие общечеловеческое, это живая душа мира, ее начало и ее бесконечность.

День матери - международный праздник в честь матерей. В этот день принято поздравлять матерей и беременных женщин, в отличие от Международного женского дня, когда поздравления принимают все представительницы прекрасного пола.

ОБ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА

Празднование Дня матери уходит своими корнями в глубину веков.

Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов – Гее, которая дала жизнь всему живому на Земле.

Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) другой матери богов - восточной Кибеле.

В разных странах этот день приходится на разные даты, в большинстве стран "День матери" отмечается каждое второе воскресенье мая.

ДЕНЬ МАТЕРИ В РОССИИ

В России праздник "День матери" учреждён в 1998 году . В соответствии с Указом Президента России Б. Н. Ельцина от 30.01.1998 года № 120 "О Дне матери" праздник День Матери отмечается в последнее воскресенье ноября. Инициатива учреждения этого праздника принадлежит Комитету Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодёжи.

В России отмечать День матери стали сравнительно недавно. Хотя невозможно поспорить с тем, что этот праздник - праздник вечности: из поколения в поколение для каждого человека мама - самый главный человек в жизни. Становясь матерью, женщина открывает в себе лучшие качества: доброту, любовь и заботу

И хотя этот праздник отмечается сравнительно недавно, но во все времена мама была и остается самым главным и близким человеком для каждого из нас.

Российских матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности.

День матери - это один из самых трогательных праздников, потому что каждый из нас с детства и до своих последних дней несет в своей душе единственный и неповторимый образ - образ своей мамы, которая все поймет, простит, всегда пожалеет, и будет беззаветно любить несмотря ни на что.

Вторая страница «Художественная»

Счастье и красота материнства во все века воспевались лучшими художниками и поэтами. И неслучайно - от того, насколько почитаема в государстве женщина, воспитывающая детей, можно определить степень культуры и благополучия общества. Счастливые дети растут в дружной семье и под опекой счастливой матери.

Вы тоже нарисовали портреты своих матерей. Давайте расскажем о них.

Открывая двери своего дома, мы внимательно смотрим в глаза матери. Ведь говорят, что глаза – это зеркало души.(обсуждение по рисункам детей)

  • Расскажите, какие глаза у ваших мам?
  • Что вы хотели отобразить в их глазах?
  • А какими чаще всего бывают глаза у ваших мам, грустными или весёлыми?
  • Давайте вдумаемся, а не можем ли мы сократить минуты грусти, печали, душевных огорчений наших мам?

Третья страница «Вот как бывает…»

  • Не узнаёте ли вы себя в таких ситуациях?

Вова сказал маме, что после уроков останется на репетицию спектакля. Но после репетиций он задержался: поиграл немного с ребятами, затем по дороге зашел к товарищу за книгой и заговорился. Когда он пришел домой, то увидел полные страха и отчаяния заплаканные глаза мамы.

  • Почему мама плакала?
  • Как бы вы поступили на мамином месте? (Ответ.)

Мама предупредила Наташу, что придёт с работы поздно, и попросила её всё прибрать в квартире, накормить ужином сестрёнку и спокойно с ней поиграть. Когда мама вошла в дом, там стоял тарарам: вещи были разбросаны, сестричка капризничала, а Наташа сердито на неё кричала.

  • Что в эту минуту могла переживать мама? (Ответ. )

Даша требовала, чтобы мама купила ей джинсы, потому что у всех есть, а у неё нет. Мама объяснила, что она не может их купить, у неё нет сейчас денег. Но Даша продолжала требовать, плакала, кричала, что мама её не любит, не жалеет, потом оделась и ушла, хлопнув дверью.

  • Что в этот момент испытала мама? (Ответ.)
  • А не бывает ли, ребята, у вас так, что вы считаете наоборот, что мама вечно должна вам, и мучаете её постоянными требованиями, капризами, обидами?
  • Вспомните, были ли у вас подобные ситуации? Чем они окончились? Как нужно было поступить?

Подведём итог. Смотрите, получается, что мамы сердятся за неряшливость, неопрятность, лень, грубость, несдержанность, нарушение обещания, неумения вести себя. Не кажется ли вам, что это гнев справедливый?

А если мама бывает в чем-то не права, иногда, может быть, чересчур вспыльчива, так, может, именно она больше, чем кто-либо, нуждается в вашей снисходительности, любви, понимания. Как вы думаете?

Ведущий. У мамы много забот: и работа, и домашние дела(стирка, готовка, уборка), и воспитание и забота о вас- её детях.

Очевидно, не случайно именно матерям посвящены такие стихи.

Отшумит и умчится любая беда,

Как весенней порою грохочущий гром,

Если с вами она, если рядом всегда

Может быть, 33 ей или 73 –

Сколько б ни было ей, возраст тут ни при чем:

В беспокойстве, в делах от зари до зари

Человек, на котором держится дом.

Очень редко, но всё же бывает больна,

И тогда всё вокруг кувырком, кверху дном.

Потому что она, потому что она –

Человек, на котором держится дом.

Нас куда-то уносит стремительный век.

В суете мы порой забываем о том,

Что она – не фундамент, она – человек,

Человек, на котором держится дом.

Чтобы было и в сердце, и в доме светло,

На её доброту отвечайте добром.

Пусть всегда ощущает любовь и тепло

Человек, на котором держится дом.

П. Градов

Четвертая страница «Моя мама- лучшая на свете»

Как много самых разных проявлений у мам: бесконечно их любящее их сердце, какая забота и преданность детям в них.

Не случайно писатель Н. А. Островский говорил: «Есть прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать!»

Давайте попробуем составить образный портрет мамы и наделить её теми самыми лучшими материнскими качествами.

Для начала я взяла интервью у младших ребят, посмотрим, что они говорят о своих мамах.

(просмотр видео-ответов учеников начальной школы.)

Сейчас я зачитаю отрывки из некоторых ваших мини-сочинений о маме.

Чтение мини-сочинений о маме.

Теперь учитывая все вышесказанное давайте составим образ мамы, какими качествами должна обладать настоящая мама.(дети называют качество, на доску прикрепляют лепесток- получили цветок по имени Мама.)

Пятая страница «Что ты знаешь о маме…»

Ведущий. Итак, мама встала раньше всех, приготовила завтрак, убрала и помыла посуду, проводила вас в школу. Хорошо, если вы не восприняли это как должное. И помогали бы, чем могли. Давайте посмотрим, насколько вы знаете и любите своих мам. Ответьте на 5 простых вопросов:

  1. Кем работает ваша мама?
  2. Когда её день рождения?
  3. Что вы подарили ей на день рождения?
  4. Какое её любимое блюдо?
  5. Назовите её любимый кинофильм.
  • А теперь внимательно посмотрим на свои записи. Кто ответил на все вопросы? Меньше 5?

Это говорит о невнимательном отношении к маме, равнодушии с вашей стороны. Сделаете выводы. Это очень важно.

Вы уже в том возрасте, когда можете стараться понимать своих мам, стремиться больше знать о них, чтобы понимать лучше. Вы можете уже, и помочь, и посочувствовать, и подарить им радость. Нужно только захотеть. А захотеть очень важно. Это нужно не только маме, но и вам. Горький говорил: «Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека». А ведь самое страшное равнодушие – это равнодушие к собственной матери.

  • Так что же должны сделать мы, чтобы в маминых глазах чаще светилась радость?
  • Как вы думаете, почему надо чаще заглядывать в мамины глаза?

Шестая страница «Что тебе подарить, человек мой дорогой?»

Ну, какой же праздник без подарка. Что мы чаще всего дарим мамам? Сегодня я предлагаю сделать вам цветы, которые не завянут и долго будут радовать ваших мам. Их шариков . (Раздаю заготовки, делаю вместе с ними цветы из шаров для моделирования).(Во время работы звучит песня О.Газманова «Мама».)

Ведущий. Вывод. Думайте больше о ваших мамах, ребята, берегите их, любите. Их любовь к вам глубока и требовательна. И именно мама имеет больше всего права требовать. Она мечтает о том, чтобы вы были хорошими людьми.

И пусть каждый из вас почаще говорит теплые слова вашим любимым мамам! Пусть на их лицах светится улыбка и радостные искорки сверкают в глазах, когда вы вместе!

Для всех мам звучит эта песня. Песня «Мама» Т. Повалий.