Праздник ярилы. День ярилы-солнца. Настоящий мужской славянский праздник

22 мая Троян (Трибогов День) - праздник конца весны и начала лета, когда на смену младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. Святодень, посвященный победе Бога Трояна над Черным Змеем. О сию пору родноверы прославляют Сварожий Триглав - Сварога-Перуна-Велеса, сильных во Прави, Яви и Нави. По поверьям, Троян явился воплощением мощи Сварога, Перуна и Велеса, соединивших свои силы в борьбе со Змеем, порождением Чернобога, грозившим некогда уничтожить все Тремирье. Троян – бог здоровья, целебных трав, знахарства.

О сию пору издревле поминали предков и творили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами «заложных» покойников (умерших «не своей», то есть неестественной смертью). В ночь на Трояна девицы и женщины «опахивали» деревню, дабы оберечься от злых сил.

В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба - из-под земли тепло идет», «Придет Свят Дух - будет на дворе, как на печке». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной.

После зачина проводят обряд «Постриги» для юношей, посвящение в воины. Далее устраивают пир в поле. Обрядовая страва: сладости, яичница, пироги. В требу приносят обрядовое пиво. Перед игрищами разыгрывают сказку или древнее предание. Обязательны любовные игрища и пляски.

После дня Ярилы обычно устанавливается жаркая погода дней на семь.

Ярило, вставай рано, яр-яр вставай рано;
Ярило, мыйся бело, яр-яр мыйся бело;
Ярило, седлай коня, яр-яр седлай коня;
Ярило, езди в поле, яр-яр езди в поле;
Ярило, возьми ключи, яр-яр возьми ключи;
Ярило, отмкни Землю, яр-яр отмкни Землю;
Ярило, пусти траву, яр-яр пусти траву;
Ярило, зеленую, яр-яр зеленую;
Ярило, пусти росу, яр-яр пусти росу;
Ярило, медвяную, яр-яр медвяную;
Ярило, дай нам долю, яр-яр дай нам долю;
Ярило, счастливую, яр-яр счастливую.

«Мокрым» же Ярила зовётся о сию пору потому, что Силу Свою явил - зарод Земле сотворил. Скоро (на Купалу - см. далее) Он, Старцем обратясь, на Небо уйдёт, но Сила Его Ярая всуе не пропадёт: Земля-Матушка священный Плод - добрый Урожай - во срок свой принесёт! Тако же и от веку было - всё по Закону Родову; тако же и мы Ярилу чествуем - всё по Искону Русскому! Во День сей люди собираются на Капище, славят Ярилу, просят у Него Силы:

ЯРИЛО СИЛЬНЫЙ ХОДИ ДО НЫ
ПРЕБУДИ ВО ЯРИ! ГОЙ!
ЯРИЛО СЛАВНЫЙ СТАНИ СРЕДЬ НЫ
ПРЕБУДИ ВО ЯРИ! ГОЙ!
ЯРИЛО ЖГУЧИЙ ВСПОЛЫМИ НЫ
ПРЕБУДИ ВО ЯРИ! ГОЙ!
СЛАВА ЯРИЛЕ!
ГОЙ!

Волхвы выносят Яруна, ставят его на рушник, обсыпают зерном, воскладают пред ним жертвенные дары Яриле. Жрец из особого кувшина возливает на Яруна наговорённую девятисильную воду, настоянную на девяти волшебных травах. Волхв вопрошает:

Что Ярила?

Жрец ему ответствует:
- КОЛО ВОЗЖЁГ! - То есть воссиял Вешним Солнцем.
Затем - вновь возливает воду на Яруна. Волхв вопрошает:
- Что Ярила?
Жрец ответствует:
- НА РОСУ ПОШЁЛ! - То есть сотворил зарод Земле-Матушке.
И - в третий раз возливает на Яруна воду. Волхв вопрошает:
- Что Ярила?
Жрец ответствует:
- ЖИТОМ ВЗОШЁЛ! - То есть взошёл Урожаем.
После сего волхв обращается ко всем собравшимся и, воздев руки горе, громкогласно речёт:
- Слава Яриле-Батюшке!
Народ подхватывает славу:
- Гой!
Волхв - вдругорядь:
- Слава Яриле-Батюшке!!

Народ:
- Гой!!
Волхв - в третий раз:
- Слава Яриле-Батюшке!!!
Народ:
- Гой!!!

Затем всем миром кланяются Яриле да пускают по кругу братину с хмельным мёдом либо пивом - священным напитком Ярилы - не бесчинства ради, но на доброе веселье да на здравие. Когда братина обойдёт всех собравшихся, мужи да юноши выходят плясать обрядовый пляс, именуемый жёг: встают в коло, обхватывая друг друга за плечи, и начинают движение - один шаг противосолонь, два шага посолонь - с притопом, сначала медленно, затем постепенно ускоряясь. Колени поднимают как можно выше: чтобы жито росло высоко. При каждом шаге - единым гласом рекут: «ЯРЕ-ЯР» либо «ГОЙ». Пляс продолжается до полного изнеможения, после чего все падают на траву и в безмолвии слушают Землю...

Завершается празднество - как и на Ярилу Вешнего - честной братчиной да весёлыми игрищами.
Иностранные хронисты считали Триглава одним из многочисленного сонма славянских богов, не понимая, что в этом главнейшем символе была выражена сама суть нашей древней веры: бог един, но у него множество проявлений. Чаще всего, это три главные сущности: Сварог, Перун и Святовит (Свентовит). В «Бояновом гимне» повествуется:

Главу перед Триглавом склоните!
Так мы начинали,
великую славу Ему воспевали,
Сварога - Деда Богов восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог - старший Бог Рода Божьего
и роду всему - вечно бьющий родник...
И Громовержцу - Богу Перуну,
Богу битв и борьбы...
И Свентовиту мы славу рекли.
Он есть и Права, и Яви Бог!
Песни поем мы Ему, ведь Свентовит - это Свет.

Поэтому можно сказать, что любое изваяние славянских богов это и есть Триглав. По этой причине многие божества изображались многоликими - многосущестными, а германский летописец назвал Триглава «величайшим» божеством славян.

Триглава почитали все славяне, но некоторые народы поклонялись ему особо. У города Штетина, рядом с целебным источником, на главном из трех священных холмов, стоял на высоких столбах, обтянутых черным сукном, великолепный храм Триглава. У подножия единственной статуи лежали груды сокровищ - десятая часть от военных трофеев.

Статуя триединого бога была закрыта покрывалом, а на устах и глазах у него были золотые повязки. Считалось, что Триглав неусыпно следит за всеми царствами: Правью, Явью и Навью. Взгляд бога и его слово обладали такой силой, что способны были с легкостью сломать тонкие преграды между мирами.

И тогда миры, смешавшись, поменялись бы местами, а это означало наступление конца света. Поэтому Триглаву прислуживало много жрецов, которые следили, чтобы его статуя всегда была плотно закрыта тканью, а волю бога они излагали сами. Для предсказаний использовали и черных коней Триглава.

Изображения Триглава могли существенно отличаться друг от друга по размерам. В Гостькове, например, он был столь велик, что завоеватели не могли его повалить даже с помощью нескольких пар волов. А в Юлине этот бог, отлитый из золота, был настолько мал, что его спрятали от наступавших рыцарей в дупле дерева.

Идея триединого божества была известна и арийским индусам, где его называли Тримурти. Изваяние состояло из трех главных богов индуизма: Брахмы, Вишну и Шивы (по-нашему - Бармы, Вышнего и Сивы). Таким образом, в одном естестве соединились три важнейшие функции: творения (Брахма), хранения (Вишну) и разрушения (Шива). Славяно-русская идея была несколько иной: творение (Сварог), закон Прави (Перун) и божественный Свет (Святовит). Разрушение могло применяться лишь в исключительных случаях как кара за несоблюдение божественного закона жизни.

Ниже Триглава находились Белобог и Чернобог, которые пребывали в постоянной борьбе друг с другом: дневной свет тускнел в надвигающихся сумерках, а ночную тьму рассеивала утренняя заря; на смену грусти спешила радость: вслед за жестокостью и завистью приходило время бескорыстных и добрых дел. Первого бога изображали мудрым седобородым и седовласым старцем, второго - уродливым скелетообразным «кощеем». Однако Белобога и Чернобога почитали в равной мере.

В Померании возвышается гора, которая называется Белобогом. В Польше это такие места, как Бялобоже и Бялобожница, в Чехии - Беложице, в украинской Галиции - Белбожница. Вблизи Москвы, рядом с Радонежем, существовало святилище Белобоги, а в Костроме православный Троице-Белобожский монастырь сохранил в своем названии имя древнего бога света и тепла.

Особо почитали этого бога в Белоруссии, где его называли Белуном. Здесь верили, что заблудившегося в лесу человека обязательно приведет домой седобородый старец, похожий на волхва. В счастливую минуту белорусы говорили: «Словно подружился с Белуном». Или: «Темно в лесу без Белуна».

Летописец Гельмольд поведал, что в средневековой Славии во время пиров пускали по рядам чашу с хмельным медом и клялись Белобогом и Чернобогом. Деревянное изваяние последнего в виде человекоподобного зверя с рунической надписью на языке поморских славян: «Царни бу» («Черный бог») - долгое время стояло в немецком городе Гамбурге. Чернобога считали злым. На Украине существовало сильное проклятие: «А чтоб тебя черный бог убил!»

Очень интересная легенда о двух богах сохранилась в землях войска Донского. Казаки полагали, что Беляк и Черняк - братья-близнецы, которые вечно следуют за человеком и записывают его дела в особые книги. Добрые «регистрирует» Белобог, злые - его брат. Ничего невозможно скрыть от их пристальных взоров, но, если покаяться, то запись о плохом деле поблекнет, хотя и не исчезнет совсем, - ее должен прочитать Бог после смерти человека.

В скорбный час братья становятся видимыми, и тогда Белобог говорит умирающему: «Делать нечего, сын докончит твои дела». А Чернобог всегда мрачно добавляет: «И ему тоже не все удастся доделать». Близнецы сопровождают душу на Том свете до Суда, а потом возвращаются на землю, чтобы сопровождать следующего новорожденного до его кончины.

Одни исследователи видят в Белобоге символ арийской веры, в Чернобоге - Шиву-Разрушителя. Иные отмечают, что Белобог ходил в белом платье с черными заплатами, а Чернобог - во всем черном, но с белыми заплатами на одежде. Именно так выглядят восточные символы Инь и Ян - две силы, которые, сменяя друг друга, движут миром в вечном круговороте черно-белого бытия. Мир Яви - это поле вечной брани, место испытаний людей.

Лишь небеса Прави свободны от Тьмы, а Навь не ведает Света.
Братья Белобог и Чернобог всюду следуют за человеком и записывают в книги судеб все его дела, добрые и злые. Позже их заменили ангел-хранитель, стоящий за правым плечом, и черт - за левым.

Ярило Сильный (Ярило Мокрый) - наиболее обширный и разгульный праздник из всего комплекса Весенних чествований Ярилы. Вот как описывает этот праздник, проходивший в Воронеже христианский священник Тихон Задонский в уже упомянутом выше источнике 1765 года: "...множество мужей и жён старых и малых детей (...) собралось. Между сим множеством народ а я увидел иных почти бесчувственно пьяных, между иными ссоры, между иными драки, приметил плясание жен пьяных со скверными песнями..."8. По этим строкам, отбросив сугубо христианское желание очернить всё народное, всё связанное с исконной Славянской Культурой, можно судить о масштабности и общем настрое праздника.

В этот день, наряду с песнопениями и плясками устраивались и кулачные бои, нередко доходившие до смертоубийства. По свидетельствам этнографов, в сей праздник также выбирался парень, изображавший Ярилу. Он возглавлял шествие а пастухи играли на жалейках. В иных случаях - "коня" Ярилы изготавливали из связанных жердей, на кои сажался пастух с дудкой. Нередко в рамках этого праздника наряду с обычными кулачными боями устраивался и обрядовый поединок - "выборный" Ярило бился на кулаках с таким же "Ярилой" из соседней деревни. Наряду с кульминацией Весенней Яри, праздник Ярилы Сильного является ещё и отображением того, что Вешняя Сила Ярилы начиная с этого дня идёт на убыль (и продолжается это вплоть до Купалы, когда проводятся "Похороны Ярилы", когда Юное Весеннее Солнце - Ярило - обращается в Зрелого Мужа - Трисветлого Даждьбога - Летнее Солнце). Символическим отображением этого процесса в народной обрядности является скатывание горящих колёс с Ярилиных Плешей.

Четвертого – седьмого (потому что выходные) июля пытаются современные славяне отметить праздник Ярилы, Ярилин день.Опоздали на тринадцать дней, к сожалению. Почему? Потому что путают по-прежнему, старый и новый стиль летоисчисления, потому не следят за солнцем. Ярило – Бог Солнца, и время его силы от природного праздника весеннего равноденствия двадцать второго марта до летнего солнцеворота двадцать второго июня. Пытаться отпраздновать славянский праздник Ярилин день четвёртого - седьмого июля, увы! Значит опоздать на тринадцать дней. Расскажу о том, как чествовали Ярилу и когда празднуют Ярилин день . Между тем славянские праздники в июле отмечают день Месяца.

Славянский праздник Ярило в июле, животворящей силы Солнца

Ярило – молодой, яркий, необузданный Бог Солнца. Властвует с двадцать первого – двадцать второго марта по двадцать первое – двадцать второе июня.

Просто вспомним, что Ярило – молодой, яркий, Бог пробуждения Природы, символ мужской силы и яра, Покровитель плодородия, любви, деторождения.

Это мужской Бог . Лучшие качества этого Бога, воплощенные в мужчине, делают такого мужа самым привлекательным для любви, создания семьи.

Ярополк, Ярослав, Яромир, Яросвет – вот славянские мужские имена, впитавшие в себя ярый свет солнца.

Ярый – горячий, огненный, яровой - посеянный весной, ярун – токующий тетерев, ярий – весенний, страстный, полный молодых сил. Все эти слова славянского язычества - от образа яркого Ярилы – Солнца.

народная песенка в честь Ярило


Славянский праздник Ярило - победителя

Его символ – копье, стрела, вращающийся солярный знак, похожий на древнее оружие воина. Ярило – еще Бог Победоносной Войны. Считалось, что к врагам Ярило-Солнце жалости не имел, поэтому поверженный противник – лучшее подношение божеству. Очень по-мужски.

Все славянские праздники, посвящённые этому Богу, и праздник Ярилы особенно, пропитаны этой мужской энергией силы и победы. Славяне – мужчины были солнцепоклонниками, черпали силу победить врагов, любить женщин и быть защитником семьи. Поэтому важно знать, когда празднуют Ярилин День!

Знак Ярило


Сколько праздников Ярилы в году? Ярилин день.

Чествуют Ярило не один раз за годовой коловорот, это понятно. Но приходит он к нам, в соответствии с кругом жизни, разным Ярилой, то молодым, то старым.

Начнем описание с двадцать первого – двадцать второго марта. День весеннего равноденствия, праздник Комоедицы, переходящий в Заклички Весны. Как без Ярило позвать Весну – Лёлю! Чистят люди ближайшее возвышение, называемое обычно Ярилиной плешью, хороводы хороводят, костры жгут, зовут нежную красавицу Лёлю и победоносного Ярило.

Приходит Ярило Красный в этот день как юность, как пробуждение природы. Но настоящий славянский праздник Ярилы еще впереди!

Наступают двадцатые числа апреля. Ярило – тот, без которого невозможно провести праздник весеннего плодородия двадцать третьего апреля . Это вершина первых русалий, праздника Лёльника – Ярилин день! Именно Ярило Буйный , как зрелость, буйство жизни, сила засевания, спускается на Мать Сыру-Землю, отмыкает её своим ключом.

Тот день, когда Ярило отмыкает Сваргу, пускает росу на Мать Сыру-Землю, когда торжествует мужское жизненное начало и зарождается новая жизнь на полях, в лесах. С этого действия начиналось бурный рост трав, деревьев, начиналась весна, да и лето. Ярило хранит цветы на деревьях, плоды, зелень, приплод стад, заботится о щедром осеннем урожае. Именно этот день зовется Ярилин день.


Народные поговорки

Время Ярилино, как никого другого славянского Божества, длится долго – до двадцать первого – двадцать второго июня, дня летнего Солнцеворота. Это день Ярило Ясного , символа старости, подведения итогов и пожинания плодов.

Именно поэтому двадцать второго июня происходит прощание с Ярилой, иногда обряды приобретают даже похоронные варианты.

Прощай, ярый Бог!

Природа клонится к спокойствию. Еще долго будет лето, еще будут солнечные дни, но весенняя ярость уже ушла, это совершенно правильно с точки зрения годового коловорота.

Что за славянский праздник Месяца?

Месяц – это не Луна, прежде всего. Это самостоятельный персонаж славянского язычества . Разные ходят про него легенды, некоторые связаны с его любовью к деве-звезде Деннице. Славянские праздники в июле чествуют именно его, молодого и задорного Месяца.

Напомню слова из прекрасной сказки Александра Сергеевича Пушкина.

«Сказка о спящей царевне»

Именно сегодня ночью можно отметить скромный славянский праздник Месяца – выйти на природу вместе с любимым человеком, держась за руки, взглянуть на небо. И может быть, любовь ваша окажется такой сильной, что увидите чудо этого праздника – это Месяц в честь своего праздника перебегает с места на место, переливается всеми семью цветами радуги. Говорят, видели это люди, и жили потом долго и счастливо.

Считается издавна, что от созерцания этого прибавится сил. А если уж увидите, что месяц играет – то покажется, то скроется за облачком, значит, будет у вас хороший урожай и легкая уборка, благополучное лето. А если он хорошо виден, светит ясно, то осень будет тёплой и сухой.

Вот сколько причин встретить правильный славянский праздник в июле !

Читайте нашу следующую статью «Календарные обряды в Чуров день. Родится на смерть, а умирает на жизнь», перейдя по .

Ярилин день отмечается 1 марта 2020 года (дата по старому стилю - 16 февраля). Народный праздник посвящен Яриле - славянскому богу весны и плодородия, проводам зимы и встрече весны. В некоторых регионах этот день называли Данило-новичком, в честь первого дня весны.

История

В славянской мифологии Ярило (Ярила, Яровит, Яромир, Руевит) - бог земли, солнца, весны, тепла, солнечного луча и плодородия. Это сын бога Велеса и богини Додолы, также известной как Перуница - жена бога Перуна. Чаще Ярило изображается в виде молодого юноши или мужчины с венком из цветов на белокурой голове, в белой одежде, восседающим на белоснежном коне.

До 1492 г. новый год начинался 1 марта. Этот день считался значимым праздником. До XIX века он был выходным.

Традиции и обряды

Праздник отмечают народными гуляниями, ярмарками, песнями и хороводами. В это время отдыхают и веселятся работники полей. Для них это последняя возможность беззаботно погулять перед началом полевых работ.

Если ночью выпадает снег, то детей отправляют расчищать ступеньки крыльца, дорожки к колодцу или мостки на реку или озеро. Такой обряд, по поверью, приносит в дом счастье, а детям дарит здоровье.

Если в Ярилин день ясное утро, беременная женщина должна посмотреть на встающее солнце и хотя бы пару минут погреться в его лучах. Считается, что это придает силы матери выносить и родить здорового малыша.

В старину на Руси бабки-повитухи в этот день приносили в дом снег и умывали им лицо и руки. Считалось, что талая весенняя вода передаст им чистоту.

Приметы

Брошенная на снег ветка просела - скоро потеплеет.

Вороны громко кричат - жди похолодания.

Пришел Ярило - пора браться за вилы.

Стопленный в этот день снег считается целебным.

) Мать Сыру Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав.

В пору двоеверия на Руси 23 цветеня/апреля отмечали день Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) - Победителя Змея. В народе говорили: «Егорий Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет », «Егорий с росой, а Никола (9 травеня/мая) с травой », «», «Ярило (Егорий) Храбрый - зиме ворог лютый ». Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище - на Ярилину росу.

"> ">

По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «» А тако же: «Не я бью - верба бьёт », «Будь высокий, как верба ; будь здоровый, как вода; будь богатый, как земля », «Вербохлёст - бей до слёз! » Купались в росе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса! » Говорили: «Ярилина роса от семи недугов », «На Юрия роса - не надо коням овса », «Гони животину на Юрьеву росу ». Просили Ярилу (Егория) - Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря - оберечь скот от всякого хищного зверя. На Юрия запахивали пашню, говорили: «На Юрия выезжает и ленивая соха », «С Егорья - начало сева яровых », «», «На Юрия мороз - гречихи воз », «».

">

">

Сие Ярилино Деяние иногда разыгрывалось в деревнях следующим образом: парень, переодетый Ярилой, приезжал на «коне» (двух или нескольких других парнях, обряженных в «коня», пошитого из грубой холстины) к встречающим его людям, затем большим фаллоподобным колом «творил Зарод » Земле, макая кол в вырытую в поле и смоченную водой ямку, после чего Именем Ярилы благословлял Землю и всех собравшихся.

">

Ярилины дни

">">

Оных во Кологоде два основных: Ярила Вешний - 23 цветеня/апреля-месяца да Ярила Мокрый - 3 кресеня/июня-месяца. ">

">

На Ярилу Вешнего - 23 цветеня/апреля-месяца - Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру Землю и «выпускает росу», отчего начинается бурный рост трав. В эпоху двоеверия на Руси отмечали о сию пору день Георгия Победоносца (Егория Храброго, Юрия Вешнего) - Победителя Змея. В народе говорили: «Егорий Землю отмыкает, весну из-под спуда выпускает, зелёную траву выгоняет », «Егорий с росой, а Никола (9 травеня/мая-месяца) с травой », «Егорий с теплом, а Никола с кормом », «Егорий Храбрый - зиме ворог лютый ». Если благоприятствовала погода, в этот день совершался торжественный выгон скота на пастбище - «на Ярилину (Егорьеву) росу». По обычаю скотину подгоняли прутьями вербы. Ударяли слегка вербовыми ветвями скот и ребятишек, приговаривали: «Принесла верба здоровья! Как вербочка растёт, так и ты расти! » Купались в росе, приговаривали: «Будь здоров, как Ярилина роса! », «Ярилина роса от семи недугов », «На Юрия роса - не надо коням овса », «Гони животину на Юрьеву росу ». Просили Ярилу (Егория) - Покровителя пастухов, Охранителя домашнего скота и Волчьего Пастыря - оберечь скот от всякого хищного зверя. На Юрия запахивали пашню, говорили: «На Юрия выезжает и ленивая соха », «С Егорья - начало сева яровых ». По Юрьеву дню определяли урожай яровых хлебов: «На Юрия мороз - будет просо и овёс », «На Егория мороз - под кустом овёс », «На Юрия мороз - гречихи воз », «На Егория роса - будут добрые проса ». ">

Ярила Мокрый - 3 кресеня/июня-месяца - праздник конца весны и начала лета, когда на смену Младому Яриле-Весеню приходит Трисветлый Даждьбог. В эпоху двоеверия на Руси отмечали о сию пору Троицу и Духов день. В народе говорили: «С Духова дня не с одного неба - из-под земли тепло идёт », «Придёт Свят Дух - будет на дворе, как на печке ». Согласно народным поверьям, сего дня как огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов день открывает Мать Сыра Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время «наслушивать клады». Как и на Ярилу Вешнего, роса в этот день считается священной и целебной... ">

Тако же Ярилу чествуют на Сороки - 9 березозола/марта-месяца , когда творят заклички Весны с «Ярилиных плешей» - вершин холмов, с которых уже сошёл снег; на Весеннее Равноденствие (на Масленицу-Комоедицу) - 25 березозола/марта-месяца , когда встречают Весну-Деву; а тако же - во время празднования практически всех остальных Святодней весны и начала лета - Кологодного Удела Ярилы. А когда настанет праздник Макушки Лета - Честна Купала - 24 кресеня/июня-месяца - Ярилу «провожают» во Ино : шутейно «хоронят» (как уже было сказано ранее) Его соломенное чучелко, наделённое выразительными мужскими признаками, чая скорое Ярилино Воскрешение и богатый Урожай! Гой, Яре-Яр!


Сие Ярилино Деяние иногда разыгрывалось в деревнях следующим образом: парень, переодетый Ярилой, приезжал на «коне» (двух или нескольких других парнях, обряженных в «коня», пошитого из грубой холстины) к встречающим его людям, затем большим фаллоподобным колом «творил Зарод» Земле, макая кол в вырытую в поле и смоченную водой ямку, после чего Именем Ярилы благословлял Землю и всех собравшихся...

">

Родноверы прославляют в этот день Сварожий Триглав: Сварога-Перуна-Велеса, Сильных во Прави, Яви и Нави.

">

Ярила Вешний (Первые Ярилки)

">

">">

Встреча Ярилы Весеня - праздник Весеннего-Ярого Солнца, Солнечной-Мужской Яри, что оплодотворяет - «отмыкает» по весне Землю-Матушку, вздымает к Небу златые колосья на полях жарким летом да ярит всяк живот поднебесный, как великий, так и малый. Отмечается Ярила Вешний 23 цветеня/апреля-месяца. О сию пору закликается-славится Ярый Бог всем честным миром:

ЯРИЛО-ВЕСЕНЬ ВО ЯРИ ЕСИ

ВО СИЛЕ СТАНИ КОЛОМ ВОСПРЯНИ

ВОЗЪЯРИ СОЛНЦЕ ЗЛАТОЕ ДОНЦЕ

РАЗМЕТИ СТРЕЛЫ ВО ВСЕ ПРЕДЕЛЫ

ПРЕБУДИ ЯРЕН ПРЕБУДИ СЛАВЕН

БУЕМ ВОССТАНИ ПРЕБУДИ С НАМИ!

СЛАВА! ГОЙ!

">">">">">">">">">

Волхвы приносят требу Ярому Богу - яйцами (куриными, утиными, гусиными) да зерном белоярым, рекут слова:

">">">

ВЫРЕЙ-ОРЕПЕЙ СЕМЯ СВЯТО СЕЙ

ВЕЙ ОКРЕСТ ПОЛЕЙ СВЕТА СУРЬЮ ЛЕЙ

ПЕРЕКРЕСТ ОГНЕЙ ЖАРА НЕ ЖАЛЕЙ

РОДИ ЯРЬ ПОЛЕЙ ЗЕМЛЕ БЛАГО ВСЕЙ!

">">">">">">

Призывают Силу Ярилы на луга да нивы:

">

ЯРО БУДИ ВЩЕ-ТО ЖИВО

ВЩЕ-ТО ЖИВО ЯРО БУДИ

ВОЗРОДИ ВОЗЪЯРИ ЖИТО

ЯРО ЖИТО ЯРО БУДИ

ВЩЕ-ТО ЖИВО ЯРО БУДИ

ЯРО БУДИ ВЩЕ-ТО ЖИВО!

">">">">">">">">">

После того, как должная треба принесена, и отзвучали все подобающие сему действу славления, народ выходит во чисто поле, зовёт-кличет Ярилу - простирают руки к востоку, «прогуживая» слог «Я Р» («Я РЕ »). Через какое-то время на «Белом Коне» (двух или нескольких молодцах, переодетых Конём) появляется Ярила - принявший в себя Силу Ярого Бога юноша, обнажённый по пояс, разукрашенный обрядными узорами и особыми Солнечными чирами (Коловратами и проч.). Во деснице (правой руке) его символ Жизни - сноп колосьев, во шуйце (левой руке) его знак Смерти - череп. Тако же с собой он привозит Яруна - деревянный расписной гой либо куклу с ярко выраженными мужскими принадлежностями (сего Яруна торжественно «хоронят» на Купалу, о чём будет рассказано далее). Народ радостно и с почестями встречает Ярилу - чествует хлебом-солью да земными поклонами, пивом пенным да славословием вдохновенным:

ПРИЕХАЛ К НАМ МЛАДОЙ ЯРИЛА

ЯРЫЙ БОГ НА БЕЛОМ КОНЕ

ЗЕЛЕНЫЙ КАК ТРАВУШКА

РОСИСТЫЙ КАК РОСА

ПРИВЕЗ ЖИТА КОЛОС

ДА ОТ СОЛНЦА ДОБРУЮ ВЕСТЬ!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">">">">

Ярила принимает дары и благословляет народ. Волхвы рекут:

">

ХОДИЛ-БРОДИЛ ЯРИЛА

ПО ВСЕМУ БЕЛУ СВЕТУ

ПОЛЮ ЖИТО РОДИЛ

ЛЮДЯМ ЧАДЫ ПЛОДИЛ

КУДА ЯРИЛА НОГОЮ

ТАМ ЖИТО КОПНОЮ

КУДА ОН ВЗГЛЯНЕТ

ТАМ ЯРЬ ВЗЫГРАЕТ!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">">">">">

Затем Ярила ведёт народ в поле - туда, где заранее приготовлена в земле лунка, смоченная водой и пивом. Впереди несут немалых размеров деревянный гой, глава коего опалена в Огне. Волхвы по дороге рассыпают зерно, рекут:

">

ЯРИЛА ПО ПОЛЮ ХОДИТ

ВЕСНУ КРАСНУ ДЕВУ ВОДИТ

В ЗЕМЛЮ СЕМЯ РОНЯЕТ

НЕЖИТЬ ПРОЧЬ ПРОГОНЯЕТ

В НЕБЕ СОЛНЦЕМ ИГРАЕТ

ЖИВУШКУ ЗАКЛИКАЕТ!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">">">

Когда приходят на место, просят Ярилу «отомкнуть» Землю:

">

ГОЙ ТЫ ЯРИЛА ОГНЕННА СИЛА

С НЕБА ГРЯДУЧИ ТЫ ВОЗЬМИ КЛЮЧИ

ОТОМКНИ ТЫ МАТЕРЬ-ЗЕМЛЮ СЫРУ

ПУСТИ ТЕПЛУ РОСУ ДА НА ВСЮ ВЕСНУ

НА СУХО ЛЕТО ДА НА ЯДРЕНО ЖИТО!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">"> ">

ЯР-ЯРИЛО ВСТАВАЙ РАНО

ОТМЫКАЙ ЗЕМЛЮ ВЫПУСКАЙ РОСУ

НА ТЕПЛО ЛЕТО НА БУЙНО ЖИТО

НА КОЛОСИСТО НА ЯДРЕНИСТО!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">

Опалённым деревянным гоем Ярила «творит зарод» Земле. Кого при вершении сего обдаст из лунки брызгами, тому - благо! При сём рекут:

">">

ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!

ЯРЬЮ ВОЗЪЯРИ ХМЕЛЕМ ВОСХМЕЛИ

СПОРЫШЕМ ВЗОЙДИ СОКОЛОМ ВЗЛЕТИ

СТРЕЛЫ РАЗМЕЧИ СЕМЯ ПРОРОСТИ

КОЛОСОМ ЖИВЫМ СОЛНЦЕМ ЗОЛОТЫМ

ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!

ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!

ЯРИЛО-ЯРИЛО ЯВИ СВОЮ СИЛУ!

СЛАВА ЯРИЛЕ!

">">">">">">">">">">">

Когда обряд завершён, волхвы подбрасывают крашеное красным яйцо высоко вверх, а затем кладут на дно лунки и зарывают вместе с оставшимся зерном. Все кланяются Земле и Яриле, после чего обычно устраивается братчина - хмельная и всякими яствами обильная...

Далее следуют игры, скоморошины, гадания (например, такое: с невысокого холмы скатывают яйца и смотрят, чьё яйцо, не треснув, укатилось дальше всех), забавы молодецкие - кулачный бой «стенка на стенку» либо «сам на сам» да иное боренье - меренье силушкой богатырской, а тако же хождение по горячим углям - во славу Ярого Бога! На Огнь рекут слова вещие:

">">

ГОЙ ТЫ ОГНЬ ЧЕСТНОЙ КУДРЯМИ ЗЛАТОЙ

ЯРО ГОРЯЩИЙ НА НЕБО ЗРЯЩИЙ

РАССТЕЛИ УГЛЯМИ ЖАРКИМИ ДОРОГУ

ДО СВАРОЖЬЕГО ПОРОГА

НОГ НАШИХ НЕ ОБОЖГИ

А ИНО ВСЕ ИЗОЖГИ!

">">">">">">">">

Как правило, о сию же пору (или немного раньше, но не ранее Весеннего Равноденствия - Праздника Новолетия в Яви) ставится на чистом месте, рядом с Капищем, Годовой Запис - буеглавый четырёхгранный столб, разделённый небольшими зарубками на три части: Верхнюю, Срединную и Нижнюю. Четыре грани его располагаются по четырём сторонам света белого и соответствуют четырём временам года. Три части - олицетворяют три мира: Правь Небесную - мир Богов, Явь Земную - мир Людей, и Навь Подземья - мир Духов. Записом сей столб именуется потому, что в течение всего года на нём записываются - вырезаются чиры и чароставы (простые и составные волховские знаки) как самих Святодней, отмечаемых всем Родом (всей Общиной), так и тех Богов и Прибогов, кои во дни сии от веку славятся - всё по Искону Русскому. Каждому чиру и чароставу соответствует своё место на Записе: смотря по времени года, на кое приходится тот или иной Святодень, по значимости Божества, Коему сей Святодень посвящён, а тако же - по положению сего Божества во Тремирьи...

К установке Записа волхвы готовятся заранее: постятся, бодрствуют всю предшествующую ночь - творят коби, восхищаясь душами до Неба, где общаются с Богами, испрашивая у Них советов и наставлений для всего Рода. Наутро - выкапывают нужного размера яму, кладут на дно её камень - Твердь Сварогову, Самого Алатыря-камня зримый образ, сыплют на него требное зерно, льют пиво - просят у Родных Богов Силы, а у Земли-Матушки - поддержки для зачинаемого дела. После чего - собирают народ, рекут о том, что поведали им Боги, призывая в свидетели души Предков. Затем всем миром утверждают-ставят Запис, славя Всебожье Родово и желая доброго мира и всяческих благ Всемирью...

">">
">">">">

Почитание мужского гоя (фаллоса) и женского лона было известно на Руси издревле и повсеместно. Наши Предки-родноверы славили Творческую Силу Всеотца Рода и Плодородие Матери Природы, почитая Их земные воплощения - детородные члены, не усматривая в сём, в отличие от христиан, ничего дурного и постыдного. Так, например, автор одного церковного (христианского) поучения пишет, что на Руси «чтут срамные уды... сотворённые в образ, кланяются им, и требы им кладут. Словене же на свадьбах вкладываюче срамоту... в вёдра...». Полный набор свадебных принадлежностей - ведро и вырезанная из дерева «срамота» (гой) - найден, например, в Ленчице в слоях XII – XIII вв.

"> ">">">

День Ярилы Вешнего - Ярилина Среча - отмечается 23 дня месяца цветеня/апреля. Обрядиво, ко Святодню сему приуроченное, чинится по следующему Уряду: ">

">"> ">">">">

1. Освящение места

">

Жрец с внешней стороны обходит посолонь Капище с топором (топоромах - оберег места) и мешочком зерна в руках. За ним следует потворник с горящим факелом. Огонь символизирует собой весеннюю Ярую силу, кою Ярило приносит с собою в Явь, а зерно - плодородие Матери Сырой Земли, принимающей в Своё лоно Семя Богово. Обход творится троекратно, во время оного жрец речёт слова призывания Силы Ярилиной:

Яро буди, вще-то живо,

Вще-то живо, яро буди,

Возроди, возъяри жито,

Яро жито, яро буди,

Вще-то живо, яро буди,

Яро буди, вще-то живо! Гой!

Часть зерна затем разбрасывают по полю, а оставшейся частью благословляют собравшихся.

">

">">">">">">">">">">"> ">">">">">">">">">">">">">

2. Возжигание Огня ">

">">

Возжигание священного Огня на Капище творится по общему Уряду. (Подробнее о сём - см. в нашем «Уряднике Малом » , в разделе «Уряд Обрядный».) ">

">

3. Зачин, слава, треба

">">"> ">">"> ">

Обращением ко Всебожью Ро дову волхв восстанавливает Столп Силы от Земи до Неба, прославляет Всебожье Ро дово, Сварожий Триглав и особливо - Ярилу Весеня. Затем приносится общая треба (с воскладанием рук и мысленными благопожеланиями), рекутся частные славления и приносятся малые требы (если в таковых есть нужда). После того, как общая треба взойдёт, по кругу пускается братина с хмельным мёдом. (Подробнее о сём - см. тако же в «Уряднике Малом » .) ">

"> ">">">

4. Заклички Ярилы ">

"> ">">">

Перед началом сего действа часть жрецов, предварительно выбрав из всего народа того, кто будет изображать Ярилу, уходит вместе с оным в лес (либо: за холм, за реку). Оставшийся же на Капище народ что есть мочи в позвонцы да колокольцы звонит, в бубны ударяет, трещотками трещит, в роги гудит, песни весенние воспевает, тако Землю ото сна зимнего пробуждая. Не худо к сему действу тако же и хоровод посолонь завести.

Заклички Ярилы хорошо творить с вершины красного холма либо с высокого обрыва. Волхв либо жрец речёт подобающие словеса, а народ вторит ему. Например:

">

">">

Ярило Сильный,

Ходи до ны,

Пребуди во яри! Гой!

Ярило Славный,

Стани средь ны,

Пребуди во яри! Гой!

Ярило Жгучий,

Всполыми ны,

Пребуди во яри! Гой!

">

">">">">">">">">">">

5. Встреча Ярилы

">">">">">">">">">">">">"> ">">">">">">">">">">">"> ">">

В ответ на заклички появляются уходившие пред тем в лес жрецы, ведущие коня, на коем восседает Ярило, держащий в руках мёртвый костяк (человечий либо скотий череп) и сноп колосьев. Вслед за Ярилой несут большой деревянный гой - зримый образ Ярой силы. Жрецы обращаются к народу: ">

">

Приехал к нам Зелен Ярило -

Ярый Бог на зелёном коне,

Зелёный, как травушка,

Росистый, как роса.

Привёз жита колос

И от Солнца добрую весть! Гой!

">

">">">">">">

Встречают Ярилу с почестями и весельем. Рекут слова: ">

">

Ярило! Вставай рано,

Отмыкай землю,

Выпускай росу -

На тёплое лето,

На буйное жито,

На колосистое,

На ядренистое! Гой!

">

">">">">">">"> ">

Ярило вступает внутрь Капищного круга, трижды обходит посолонь обрядовый Огонь и благословляет собравшихся.

6. Зарод Земле

">"> ">">

Ярило, опалив главу деревянного гоя в обрядовом огне, кликает собравшихся идти в поле - творить зарод Земле. Люди идут с песнями, несут Ярилины хоругви, разбрасывают вокруг зерно. Жрецы рекут:

Ходил Ярило По всему белу свету, Полю жито родил, Людям чады плодил. Куда Он ногою - Там жито копою, Куда Он взглянет - Там колос взыграет! Гой!

Троекратно обойдя поле, Ярило подводит людей к заранее подготовленному месту на нём, где жрецы руками вырывают небольшую ямку, смачивают её водой и пивом, сыплют в неё зерно. Ярило воздымает ввысь деревянный гой и не менее трёх раз подряд с размаха опускает его в ямку, повторяя тако любовное деяние Небесного Отца, оплодотворяющего Мать-Землю. Народ славит Ярилу, благословившего Землю, после чего жрецы закапывают ямку руками и помогают Яриле снять окруту (помогают жрецу-лицедею вернуться к своему человеческому естеству).

7. Братчина

">"> ">">

Как правило, братчина устраивается прямо в поле. Непременной частью праздничной стравы считаются: варёные яйца (а тако же яичницы), пироги с мясной начинкой, всевозможные сладости, пиво и хмельной мёд.

8. Игрища

">"> ">">

Завершается празднование Ярилина дня весёлыми игрищами, молодецкими забавами и всяким весельем - Яриле-Весеню во славу, а всем людям добрым во здраву!

Слава Роду!

">"> ">">

">

">">">">">">">">">">">">">">">">"> ">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">">

23 апреля считался Днём Ярилы («Ярило Вешний»). В этот день проводится важный обряд – «Отмыкание Земли», или по-другому – ЗаРОД (зарождение). В этот день Ярила «отмыкает» (оплодотворяет) Мать Сыру-Землю и выпускает росу, от чего начинается бурный рост трав.

К моменту празднования Ярилы Вешнего Природа завершает свои основные весенние циклы пробуждения от зимнего сна, и посему этот день отмечается в народе, как день, когда бог Ярило на своём белом коне объезжает Белый Свет. На своём пути Ярило обязательно посещает леса – дабы раздать свои наставления волкам. Весьма распространённым обрядом почтения Ярилы Вешнего – является кормление волков, то есть содействие экосистеме, давая тем самым возможность молодым, неокрепшим животным не стать добычей оголодавших за зиму волков. Поэтому в русской народной традиции день Ярилы Вешнего также известен как Юрьев день – день «волчьего пастыря».

Основным мотивом празднования Ярилы Вешнего, победившего ещё в первые дни Весны – Скверну, является обрядовость, приуроченная защите от «потомства скверны» (болезней и прочих невзгод), которым в это Сакральное Время можно нанести сокрушительный удар. Таким образом, в отличие от Лельника, обрядовость которого направлена на обретение, обрядовость Ярилы Вешнего направлена на избавление от всего лишнего, будь-то хозяйственные, социальные либо же личные неурядицы. Лучшим помощником в этом деле является сам Ярило, то есть – Свет от этого Бога, который в этот день символизирует собой и оружие победы над скверной (Луч – традиционный образ Копья Ярилы) и дар, который Победитель приносит Земле.

Единственным условием удачного проведения обряда является абсолютная искренность и чистота просьбы, ведь Победитель Скверны не потерпит её проявления и в человеке. Лучшим вариантом обращения к Солнцу – является проводимая в уединённом месте Встреча утренней Зари. Во все времена такие обряды на Ярилу Вешнего считались лучшим, а зачастую и единственным, средством избавления от порчи, сглаза, проклятий, а так же любых других болезней (в том числе и неизлечимых).

Не менее важной стороной обрядности этого дня является умывание или, буквально, купание в Утренней Росе – так как целебные свойства Солнечного Света передаются больше всего именно этой Росе. В день Ярилы Вешнего русской народной традицией уделяется Росе и Свету особое значение, на что указывает и обычай пахать землю в этот день с раннего утра и до позднего вечера, а после – продолжать игры на том же поле, уже непосредственно до заката. Поэтому это один из немногих Праздников, в которые нужно обязательно работать, а не только отдыхать.

Говоря о сакральной части Празднования Ярилы Вешнего, надлежит отметить постоянство в борьбе со скверной и её плодами. В этом противостоянии существует и строгое правило – беспощадной борьбы (в сакральной войне). Поэтому этот Сакральный День является Мужским Днём (бога Ярилы), ибо Женщинам (богини Лели) свойственно миролюбие (которое недопустимо в борьбе со змеем Скверной). Воинственность, унаследованная мужским полом от бога Ярилы – это характерная черта Русского Народа, в каждую из своих исторических эпох противостоявшего оккупантам, которые во все времена виделись именно в качестве Змея (Змия, Змея-Горыныча и т.д.). Поэтому бог Ярило является покровителем всех освободительных войн и всего, что связано с национальным достоинством.

Образ бога Ярилы, готового в любой момент пронзить змея копьём, указывает на то, что каждому мужчине, будь то даже труженик (а не только воин), свойственно в одно мгновение преисполниться Сакральной Яростью в Борьбе со Скверной. Посему, лучшим и единственным подарком к этому Празднику может являться только Оружие, которое вопреки суеверию, вовсе не нужно «оплачивать» при дарении, так как дарится оно не для забавы, а во имя Защиты – особенно того, кто и подарил это Оружие. Поэтому подарок на Ярилу Вешнего – становится оберегом для самого дарителя.