Подготовка ребенка к поступлению в детский сад. Что ждет родителей. Три типа адаптации

Подготовка ребенка к школе.

Что должен знать и уметь ребенок к поступлению

в первый класс?

С какого возраста стоит начинать обучать ребенка? Как привить интерес ребенка к обучению? Какими знаниями и умениями должен обладать ребенок к поступлению в первый класс?

Прежде всего, следует разобраться, с какого возраста существует реальная необходимость обучать ребенка буквам и цифрам. Как Вы знаете, на сегодняшний момент, большинство детей идут в школу с определенным багажом знаний в области математики и др. областях. Без многих знаний, просто-напросто, детям будет сложно в первом классе. Никому не хочется, чтобы ребенок отставал от одноклассников. Поэтому мы и стараемся научить его перед школой писать простые слова, читать, считать в пределах десяти и т.д.

На сегодняшний день даже сложился перечень того, что должен уметь и знать ребенок придя в школу. Что входит в этот список? Прежде всего, в этот список входят знания о себе и своих родителях.

Ребенок должен знать о себе и своей семье:

Свое Ф. И. О.;

Сколько ему лет. Когда у него день рождения;

Где он живет (адрес);

Как зовут родителей;

Кем работают родители.

Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать:

Основные цвета;

Дни недели;

Месяцы;

Времена года;

Понятия «право - лево»;

Основные профессии;

Домашних и основные виды диких животных;

Детенышей животных;

Знать зимующих и перелетных птиц;

Виды транспорта;

Уметь ориентироваться на бумаге;

Знать что такое овощи и фрукты. Уметь отличать овощи от фруктов;

Должен уметь показать правый глаз, правую руку и т.д.

Что должен знать ребенок по математике

По математике ребенок должен знать:

Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0;

Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц);

Знать понятия «больше - меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий - низкий», «широкий - узкий»;

Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;

Уметь соотносить цифру и число предметов;

Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).


Память, мышление, внимание и речь

Ребенок должен уметь:

Пересказывать простое услышанное произведение;

Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке);

Знать стихотворения;

Сочинять сказки;

Отвечать на поставленные вопросы;

Делать какое-либо задание по образцу;

Уметь описывать картинку по памяти;

Запоминать до 10 увиденных картинок;

Заканчивать предложения;

Находить лишнюю картинку или слово;

Уметь отгадывать загадки;

Группировать предметы по признаку.

Что ребенок должен знать по чтению

Ребенок должен знать:

Буквы;

Уметь соотносить звук с буквой;

Вычленять звуки из слова;

Подбирать слова на заданный звук или букву;

Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается.

Навыки письма

Не стоит забывать и про навыки письма.

Ребенок должен уметь:

Обводить картинки по контуру

Обводить печатные буквы по контору

Правильно держать ручку в руке

Копировать геометрическую фигуру по клеточкам

Мы перечислили основные знания и умения, которыми должен овладеть ребенок к поступлению в первый класс. Конечно, слово «должен», здесь не совсем уместно, так как многие перечисленные знания, по идеи, должны вкладываться именно в начальной школе. Но так как большинство школ проводят тестирования знаний и умений детей перед поступлением в первый класс, рекомендуется «подтянуть» ребенка в определенных областях. Многие умения и знания вкладываются в ребенка воспитателями и логопедами в детских садах, но многое перекладывается на плечи родителей. К счастью, сейчас все больше открывается дошкольных образовательных центров, в которых педагоги подготавливают детей к школе.

С какого возраста следует начинать обучать детей буквам и цифрам

Теперь поговорим о том, с какого возраста следует начинать обучать детей буквам и цифрам. Могу сказать, что критериев здесь никаких нет. Все зависит от самого ребенка. Запомните, главное, чтобы ребенок сам захотел осваивать ту или иную область. Конечно, с 6 – ти летними детьми дела обстоят хуже, так как хочешь - не хочешь, а учиться надо. Но и здесь стоит искать альтернативу – обучайте ребенка через игру. Считайте на улице птиц, деревья, лужи и т.д. До поступления в школу главное для детей – это игра, через игру они способны освоить многое, главное не давите на них, у ребенка можно отбить всю охоту учиться. Нельзя детей запугивать: «Не выучишь стих – гулять не пойдешь». Между ребенком и родителем должны быть доверительные отношения, ребенку должно нравиться то, что он делает. Еще раз отмечу – действуйте через игру. Если ребенок не хочет учить стих, предложите ему поиграть в театр, устройте вечером представление для всей семьи. Объясните ребенку, что к представлению необходимо готовиться, подучить некоторые слова. Чтобы ребенку было интересней – учите стихи и Вы. Когда ребенок заинтересуется, с ним будет намного легче сговориться.

Если ребенку нет 6 лет – он вправе отказаться от изучения букв и цифр. Не могу не вспомнить беседу с одним профессором, который считает, что дети до школы вообще должны только играть, они ведь дети, детей нельзя лишать детства. Он считает, что если ребенок хочет учить буквы – пусть учит, не хочет – значит еще не время. Не согласиться с ним просто невозможно, так как раньше, когда учились мы, такого не было, а точнее не было таких замысловатых тестов. Детей обучали письму и счету в школе. Сейчас же школьные программы построены иным образом. Программы рассчитаны на читающих детей и на детей, которые знакомы с простейшими вычислениями в пределах 10. Это я говорю о программах для обычных школ. Про гимназии и лицеи лучше умолчать, так как там совершенно другие требования, там знаний цифр в пределах 10 будет не достаточно.

Если ребенку только 3 года, а у него уже появился интерес, например, к буквам, что же, замечательно, покажите ребенку буквы, подыщите обучающие игры. Но не перестарайтесь, для каждого возраста должны быть разные подходы к обучению букв, об этом мы поговорим в следующей статье.

Какой мы можем сделать вывод? Всему свое время. Ребенок обязательно овладеет необходимой информацией, но мы с Вами должны ему помочь. На первых этапах используйте игру. Игра поможет ребенку привить интерес к наукам.

Ясли – это первый коллектив в жизни малыша. Именно здесь в нем формируют навыки, вооружают необходимыми умениями, воспитывают личностные качества. В этой статье будут рассмотрены следующие пункты:

  1. Значение яслей и новообразования детей 2-3 лет.
  2. Подготовка к поступлению в ясли.
  3. Рекомендации для родителей.

Значение яслей в формировании личностных качеств, общего развития ребёнка бесценно. Это отличная база для подготовки к школе и старт в будущее. Именно на этом этапе (2-3 года) у него наблюдаются важные изменения и новообразования – кризис 3 лет, когда он пытается что-то делать сам, проявляет свой характер и, конечно, учится взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. В это время у него закладываются основы игры, развивается мелкая моторика рук, движения. Этому способствует проведение в дошкольном учреждении игр-занятий.

Как подготовить малыша к поступлению в ясли?

Желательно, чтобы к периоду поступления в дошкольное учреждение ребёнок был:

  • приучен к горшку;
  • отучен от соски;
  • отучен от памперсов. Да, можно одевать памперсы, но только на период прогулки.
  • самостоятельно держать ложку и чашку.

Немаловажный аспект при поступлении в ясли – это доверие родителей, не будьте сердобольны, доверяйте своему воспитателю, как только вы в чем-то усомнитесь, ребёнок сразу же почувствует ваше настроение. Это скажется на уровне адаптации к яслям.

Для ребёнка поступление в ясли – это стрессовая ситуация (без детских слез не обойтись). Приготовьтесь к тому, что походив некоторое время, вы отправитесь с малышом на больничный. Причина этого в том, что он, взаимодействуя с детьми, легко может заразиться от них, да и к тому же, некоторые родители умудряются приводить детей в дошкольное учреждение, находясь сами дома.

Важным этапом поступления в ясельную группу – формирование основ игры – основного и самого любимого вида деятельности дошкольника.

Закладывать основы игры следует с младенчества. Игра малыша в младенчестве носит предметно-манипулятивный характер. Сначала малыш изучает себя: ручки, ножки, а с течением времени, повзрослев, начинает смотреться в зеркало и рассматривает себя.

Далее, его следует познакомить с игрушками – важно в этот момент поддерживать ребёнка, подбодрять его, создать условия для игры и периодически за ним приглядывать, чтобы он не чувствовал тревогу и страх от вашего отсутствия.

Лучше всего, когда малыш находится рядом с взрослым, играет с ним. Полезно заниматься с детьми, ведь вместе с взрослым они смогут сделать что угодно: складывать из бумаги, обыгрывать игрушки, рисовать, заучивать стихи и т.д.

«Почемучка» — частные ясли в Некрасовке по цене ниже, чем в госучреждении.

Ольга Александровна Дмитриева

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад ?

Вот и наступает тот момент, когда ребенку нужно идти в детский сад . Момент нелегкий не только для малыша, но и для большинства родителей . Мнения педагогов и психологов по поводу того, в каком возрасте отдавать ребенка в сад и отдавать ли вообще, расходятся. Как бы то ни было, некоторые семьи вынуждены по разным причинам отдавать ребенка в сад уже в 2 года .

Знакомство ребенка с миром , где он остается один со сверстниками, и не может в этот момент немедленно прибегнуть к защите (а порой просто совету , ласке мамы, папы, бабушки, для многих малышей бывает не простым. И далеко не все дети готовы к этому событию. Возникает вопрос, а стоит ли вообще отдавать малыша в садик? Да и так ли хорошо детям в детском саду ?

Каждому рано или поздно приходиться «социализироваться» , т. е. становиться способным жить среди других людей. Это необходимый для всех этап. Значит, вопрос состоит только в том, когда и в каких условиях стоит проводить социализацию ребенка . В детском саду маленький человек, попадая в коллектив своих ровесников, вступает с ними в жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимая других людей, привычку не теряться. Этот опыт пригодиться и позднее, в школе.

Однако, уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип становится довольно устойчивым. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. В чем же проявляется стресс?

У детей в период адаптации (привыкания) могут нарушиться аппетит, сон, эмоциональное состояние, иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. Например, дома просился на горшок - в детском саду этого не делает, дома ел самостоятельно, а в детском саду отказывается . Понижение аппетита, сна, эмоционального состояния приводит к снижению иммунитета, к ухудшению физического развития, потере веса, иногда к заболеванию. К сожалению, многие родители не знают , что эти явления временные, и забирают малыша из сада, так и не дав ему возможности полностью адаптироваться, обвиняя в нерадивости работников детского сада и ругая систему «садовского» воспитания в целом.

Специалисты же выделяют легкую адаптацию, при которой отрицательное эмоциональное состояние длятся недолго. И в течении двух-трех недель по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. На этом этапе стоит воздержаться от скоропалительных выводов и эмоционально поддерживать малыша : не обсуждать в его присутствии негативные, на ваш взгляд, моменты, не вызывать тревогу.

Самой нежелательной становится тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние нормализуется очень медленно (иногда несколько месяцев) . В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда-нибудь, сидит в приемной и зовет маму и т. п.). У некоторых этот процесс протекает так тяжело, что их приходиться признать «несадовскими» . Прислушайтесь, однако, к советам воспитателей , в любом случае последнее слово должно оставаться за специалистом-психологом.

Близость мамы дает ребенку чувство безопасности окружающего мира и расставание с мамой для ребенка младше 3-х лет всегда стресс. Задача Ваша и воспитателей минимизировать психологическую травму.

Важно помнить, что успешность привыкания ребенка к саду во многом зависит от того, как Вы с ним к этому важному моменту подготовитесь .

1) Если Ваш ребенок уже посещал группы раннего развития в детском развивающем центре , ему будет легче адаптироваться к новым условиям. Т. к. в детских центрах ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, учится выполнять просьбы другого взрослого : воспитателя, преподавателя раннего развития.

2) Не забудьте заранее ознакомиться с режимом детского сада , в который поведете кроху, и максимально приблизит к нему условия в семье (более ранний подъем, время дневного сна и приема пищи, характер питания и пр.) В период адаптации необходимо быть к малышу особо внимательным и чутким, но без излишнего заласкивания. «Пустяковая» проблема несамостоятельности может стать едва ли не главной причиной трудной адаптации детей к детскому саду .

3) Задачу самообслуживания малышу стоит облегчить простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов типа маленьких пуговиц и застежек на спине. Главный принцип - чем проще, тем лучше. Обувь лучше выбирать на липучках.

4) Одежда - еще не все. Перед детским садом малышу стоит научиться еще многому : пользоваться унитазом, а не горшком, в том числе спускать воду; обращаться с ложкой и вилкой; вытирать ротик салфеткой после еды и даже сморкаться в носовой платочек. Лет с двух уже пора подключаться к чистке зубов и полосканию рта после еды.

5) Немалую роль в процессе адаптации ребенка к саду играет осведомленность крохи о жизни детского сада . Поэтому, прежде чем начать регулярно посещать детский сад , вам следует прийти с ребенком в садик для знакомства с территорией, помещением группы, игрушками, спальней. (Если конечно, администрация детского сада не против ) . Не спешите, придите несколько раз. Обсуждайте с ребенком , комментируйте увиденное. Этот подготовительный процесс длительный и может занять пару недель. В первые дни не спешите сразу увести кроху домой. Побудьте с ребенком на участке детского сада , посмотрите вместе как гуляют дети.

6) Безусловно, время пребывания ребенка в детском саду в период адаптации строго индивидуально. Однако не следует в первый же день оставлять малыша надолго. Специалисты-психологи рекомендуют следующую приемную схему : 1,2 день - на несколько часов. Постарайтесь прийти к дневной прогулке, погулять вмести со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе , кормить его, а тем более укладывать спать не стоит. Малыш должен знать что это прерогатива воспитателя. 3-6-ой день - заберите ребенка сразу после обеда , до сна. Лучше прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Опоздай вы немного, и крохе придется тревожиться , ожидая маму в пустой группе. Со вторника 2-й недели (после выходных, в понедельник, все еще более щадящий график) - малыш уходит домой в полдник. И лишь с 3-ей недели можно оставлять ребенка на целый день . Растягивать период постепенного привыкания тоже не стоит, т. к. ребенок будет знать , что мама забирает его, например, до обеда. Будет чувствовать и тревожиться, что время подходит, а мамы все нет.

) Впервые столкнувшись с необходимостью ложиться спать в незнакомом месте, в «чужую» кроватку, без мамы, ребенок , безусловно, испытывает стресс едва ли не более сильный, чем вообще сам факт расставания с мамой. Ведь дети относятся к сну, как ко времени, когда они теряют контроль над окружающей действительностью. Поэтому психологи не рекомендуют в первые 2-3 дня пребывания в детском саду оставлять ребенка на дневной сон . В дальнейшем же не забудьте принести из дома «мамозаменителя» - любимую мягкую игрушку малыша, с которой он спит, или просто тряпочку с «родным запахом» : пижаму, к которой привык кроха (первое время приносите в садик только знакомые ему вещи и игрушки, покупку нового отложите на потом, любимую книжку. Постоянно оказывайте малышу эмоциональную поддержку и показывайте значимость его нового статуса.

9) Ежедневно расспрашивайте о жизни детского сада . Удивляйтесь, хвалите ребенка . Ваша беседа должна быть эмоционально ярко окрашена. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьез, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным.

10) Избегайте вопросов : «Что вы сегодня делали? Что вы ели? Как ты себя вел? Что вы проходили по…» Лучше спросите : «Вы сегодня рисовали или лепили? На завтрак была каша или яичко? С кем ты сегодня играл? Про что вы читали книжку?» и т. д.

11) Чтобы ребенок был спокоен и комфортно чувствовал себя в новых условиях, прежде всего Вы должны быть спокойны. Избавитесь от лишних переживаний и страхов, настройтесь на хорошее и ребенок почувствует вашу уверенность.

В подготовке статьи использованы материалы Овсепян К. Р. «Я иду в детский сад »

Проблемы детей 2-4 лет в воспитании и поведении

Практически каждый взрослый стремиться воспитать своего ребенка «правильно» , боится совершить ошибки , переживает, что не понимает своего ребенка . Иногда родителям трудно оценить , правильно ли они поступают в том или ином случае, им тяжело разобраться, почему их ребенок бывает капризен , непослушен, ревнив, груб. Мы вырастаем и забываем о том, что когда то сами были детьми. Кто- то боится повторить ошибки своих родителей , кто-то расстраивается, что не удается использовать опыт бабушек-дедушек в своей родительской практике . Попробуйте рассмотреть ситуацию глазами ребенка , почаще ставьте себя на его место : Что бы вы почувствовали в этот момент. Подумайте, что малыш вам хочет сказать своими действиями. Природа расчетлива и мудра : многие родители интуитивно находят наиболее оптимальные решения в воспитании своих детей.

Больше доверяйте себе и любите малыша таким, какой он есть!

Формирование самостоятельности

Вы удивляетесь, что во время прогулки ребенок то убегает от вас играть с другими детьми, то возвращается, просится на колени, прижимается,требуя внимания и ласки. Но только усядется рядом , снова вырывается из объятий и убегает играть. И так раз за разом. Как бы это ни было утомительно, постоянно демонстрируйте свою готовность отпустить ребенка и принять обратно . Конечно ваш малыш испытывает потребность в физическом контакте с вами. Но перед ним стали уже новые задачи, которые он пытается решить с вашей помощью. Прыжки на ваши колени и с коленей - это своеобразная проверка «тылов» : детка проверяет надежны ли эти его «тылы» , что бы можно было безбоязненно идти на встречу новым отношениям. С чуткостью относитесь к чередованию потребностей ребенка в близости и самостоятельности, независимости. Если малыш чувствует, что окружающий мир надежен и прочен (а это ощущение ему прежде всего дают родители , то его взаимоотношения со сверстниками и в детском саду , и в школе будут складываться свободнее, легче.

Стремление к самостоятельности и независимости зачастую может проявляться и в отказах ребенка выполнять ваши просьбы. Отнеситесь к этому с пониманием. Тем более в случаях, когда отказы сопровождаются всплесками капризности и плаксивости. Это свидетельствует о дискомфорте, который переживает ваш малыш в связи с ситуацией, в которую он себя поставил . Дайте ему возможность самому принять правильное решение. Поощряйте стремление ребенка найти выход из сложившейся ситуации и обязательно и обязательно обсудите с ним случившееся. Скажите малышу, что вы очень рассчитывали на его помощь и обескуражены отказом.

Разлука с мамой.

Разлука с родителями , особенно с мамой, - наиболее частый источник тревоги для вашего малыша. Он чувствует себя беззащитным и слабым. Успокойте его, поговорите о тревожащих его чувствах, о его страхе. Даже если ваши слова не утешат ребенка в настоящий момент , они смягчат его тревогу и обязательно дадут, пусть и отдаленный, результат - ощущение эмоционального комфорта. если ребенок с трудом расстается с вами, попробуйте оставлять его, увеличивая время разлуки постепенно , и обязательно определяйте срок своего возвращения понятными для малыша словами.

Взаимоотношения детей в семье

Зачастую маленькие братья и сестры не ладят друг с другом, отчаянно дерутся, ругаются, кусаются. Это вызвано тем, что дети ревнуют друг друга к родителям . Чувство ревности сопровождается сильным страданием, тревогой, страхом утраты родительской любви . Это приводит к возникновению враждебности. Преодолеть такой сложный период вам поможет последовательная воспитательная политика. Против страха утери любви мамы и папы есть только одно лекарство - показывать свою любовь к малышу постоянно и быть последовательным в своих требованиях к ребенку . Это значит как можно реже раздражаться и расстраиваться из-за мелких неприятностей. Запрещая детям агрессивные действия в отношении друг друга, обязательно говорите с ним об их чувствах : «Я знаю что ты сейчас злишься на Митю, но я не хочу, чтобы ты сделала ему больно. Митя тебя любит, а ты любишь его, потом тебе будет стыдно».

«Плохие слова» . Как реагировать?

Когда чадо начинает «пробовать на язык» бранные слова, родители сталкиваются с вечным вопросом : «Как бороться?» . Во-первых, будьте примером ребенку , слышать такое он должен не от вас. Во-вторых, не забывайте что для ребенка бранное слово просто новое, как любое другое, он не понимает его смысла. Дальнейшее зависит от ваших дипломатических талантов. Старайтесь не акцентировать внимание на этих высказываниях малыша, не возмущаться : не исключены ситуации, когда ребенок , заметив негативную реакцию родителей , специально произносит нецензурные слова, провоцируя. Объясняйте, что не все слова достойны употребления в речи. Похоже, что это родительские объяснения - работа постоянная , поскольку оградить малыша от «окружающей среды» мы не можем. Но в нашей власти привить ребенку неприязнь к вульгаризмам и бранным словам.

«Хвастунишка»

Девиз кризиса трех лет «Я сам!» может сыграть с вашим ребенком злую шутку . Возможности малыша, по сравнению с более ранним возрастом, возрастают, но не настолько, как ему хотелось бы. Хвастаясь, ребенок выдает желаемое за действительное : это в своих фантазиях он лучше, чем на самом деле, он обладатель сверх

озможностей. На самом деле у малыша есть много путей для реализации своих фантазий, кроме хвастовства. Прежде всего, это игры. И, конечно сочинительство. Пусть ребенок придумывает сказки , лучшие из которых можно даже проиллюстрировать. В этой совместной деятельности, думаем, вы найдете способ направить фантазию малыша в нужное русло. Кроме того, и сами не забывайте рассказывать хвастливому чаду истории и сказки, в которых хвастуны постоянно оказываются в невыгодных положениях. Дети очень сообразительны.

Так уж принято, что каждый родитель еще с пеленок озадачен вопросом подготовки ребенка к школе, а вот почему-то к поступлению в детский сад считают, что готовится незачем. Многих мам вводит в заблуждение уверенное «ДА!» крохи в ответ на их вопрос: «А ты в садик хочешь?» Увы, это вовсе не значит, что он готов к саду. Малыш просто не знает, что это такое, он не понимает, что ему придется расстаться с мамой на целый день и быть под опекой воспитателя в окружении других детей. Приход в садик это первый шаг ребенка во взрослую жизнь и от того насколько малыш и Вы будете готовы его сделать будет зависеть очень многое в его садовской жизни и в первую очередь длительность адаптационного периода. Так как же подготовить ребенка к поступлению в детский сад?

Этот вопрос волнует многих родителей, но, к сожалению, его задают большей частью слишком поздно: когда непосредственно сталкиваются с трудностями адаптации (привыкания) или когда до первого посещения ребенком детского сада, яслей остается совсем мало времени.
Между тем, если малыша не готовить к этому важному в его жизни событию заранее, поступление в детский сад может быть сопряжено для него с неприятными, а порой и тяжелыми переживаниями. Поскольку ребенок привык проводить все время с близкими, не исключено, что он испугается или почувствует себя одиноко, когда родные уйдут, оставят его с «чужой тетей», среди незнакомых детей. Чувство одиночества может вызвать у него угнетенное или, напротив, возбужденное состояние, что повлечет за собой нежелание есть, играть, ложиться спать. Некоторые дети не принимают предложения воспитателя поиграть с ним или со сверстниками, все время молчат, хотя и владеют речью; другие подолгу безутешно плачут, призывая маму, папу, бабушку, и успокаиваются только тогда, когда кто-либо из родных приходит, чтобы забрать ребенка домой.
Педагоги и психологи считают, что наилучший возраст для поступления в детский садик — от трех до пяти лет. Многие родители отдают своих детишек в садик осенью (там, как и в школе, учебный год начинается с сентября). Этот период считается самым подходящим – за лето ребенок получает витамины, активно отдыхает, закаляется. Весной же организм ослаблен после зимнего переохлаждения и вирусов, поэтому ребенок может быстро заболеть и вместо того, чтобы знакомиться с новым коллективом, будет сидеть дома.

Самое сложное – подготовка ребенка к новому образу жизни. Во-первых, нужно приучить чадо к новому распорядку дня (сон, питание, прогулки). Он должен быть отработан еще за несколько месяцев до первого, заветного дня.

Детские сады начинают работу в 7 или 8 утра. Приводить ребенка можно чуть позже - ближе к завтраку. То есть уже сейчас отучите кроху (если за ним такое наблюдается) лежать в постели до полудня. Завтракайте ближе к полдевятого, после гуляйте, обедайте и около часа дня укладывайте малыша спать. Естественно, и ночной сон должен начинаться раньше – никаких мультиков до полуночи.

Отдельный разговор - о питании . Приучите малыша самостоятельно пользоваться ложкой, вилкой и чашкой. Исключите поильники, бутылочки, пустышки. До вступления в детский садик ребенок должен знать, что на обед подают первое, второе блюдо и компот. А на ужин обязательно давайте вашему малышу кефир или молоко с булочкой или печеньем. Приучайте его к горшку - подгузники в садике никто менять не будет.

Также заранее стоит продумать гардероб малыша для детского сада. Каждый день ребенку понадобиться сменное белье, по паре колготок, маек, футболок. Идеально, если он научится одеваться сам. Подберите одежду и обувь для детского сада удобную, без сложных застежек. И конечно же, закаляйте ребенка. Для этого есть целое лето - пускай подольше гуляет на свежем воздухе, ходит босиком по травке, купается в теплой речке.

Психологический аспект

Чтобы ребенок легче вошел в детский коллектив в саду, почаще гуляйте с ним на детских площадках. Там он научится делиться, считаться с другими детками. Рассказывайте малышу о том, как ему будет хорошо на новом месте. Прогуливаясь возле садика, заинтересуйте его еще неизведанной детской площадкой. Постепенная подготовка пойдет ребенку на пользу. Первое время вы будете оставлять малыша в саду не больше чем на час-два. Можно прийти к нему на прогулку.

Сразу нужно предупредить воспитательницу об особенностях вашего малыша. Например, попросить, чтобы не закармливали (если ваш ребенок может вырвать), не ругали, если он долго одевается (когда малыш по натуре очень медлительный). Будьте готовы к тому, что определив ребенка в детский сад, вы не сможете сразу же выйти на работу. Некоторым деткам понадобиться как минимум месяц адаптации, чтобы просто остаться в саду на дневной сон. Кроме того, ребенок может сразу же заболеть (повлияет как неустойчивость к вирусам, так и психологический дискомфорт). Чтобы для ребенка сад оказался наградой, а не наказанием, устройте дома праздник в тот день, когда ребенок пойдет первый раз в садик. Никогда не наказывайте и не пугайте малыша детским садом.

Стандартный детсадовский режим:

8.00 – 8-30 – приход в детский садик;
8.30 – 9-00 – завтрак;
9.00 – 12-00 – прогулка или занятия;
12.30 – 13-00 – обед;
13.00 – 15-00 – сон;
15.30 – 16-00 – полдник;
С 16-00 – прогулка, занятия.

Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например: детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить «радостную коробку», выучить имена воспитателей и выучить правила детского сада.

Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад.

Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: „Я хочу пить“, и Анна Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.

Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть коробочки, с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью, по утрам, вам проще будет отправлять ребенка в сад — с игрушкой веселее идти, и проще завязать отношение с другим ребенком.

Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.

Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»

Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли.