Песочная терапия как разновидность арт-терапии. Песочная терапия — возможность прожить маленькую жизнь Методы песочной арт терапии со взрослыми

Татьяна Богапова

Воспитатель коррекционной группы «Светлячок» Богапова Т. Г.

Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К. Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии . Создание песочных песочнице «архетипа ребенка» .

Автор метода песочной терапии , швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф, считает что «картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице , подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка . Именно поэтому можно использовать песочницу , проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира . Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает для развития и саморазвития человека Началом использования подноса с песком в психологической практике принято считать конец 1920-х годов. При работе с детьми игрушки и миниатюры использовали Анна Фрейд, Эрик Эриксон и другие психотерапевты. Разработанная К. Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии . Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка» .

Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека. Развивающие занятия на песке эффективнее, чем стандартные приёмы обучения для детей с ЗПР. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево» , временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика рук. Игры на песке – это просто, привычно и доступно для детей.

Дети с ЗПР часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми, нерешительность или свои страхи. Игра с песком – это своеобразная само терапия. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее , потому что может изменять свои картинки, сюжеты, настроение. И этот опыт очень важен для его будущей жизни. В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть.

Игра в песке - символический язык для самовыражения. Манипулируя игрушками, он может показать более адекватно, чем выразить в словах, как относится к себе, значимым взрослым, событиям в своей жизни, окружающим. Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. В свободной игре он может выразить то, что ему хочется сделать. Чувства и установки, которые ребенок иногда боится выразить открыто, можно, ничего не опасаясь, спроецировать на выбранную им по собственному усмотрению игрушку.

Итоги метода песочной терапии :

Игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т. д. Применение песочной терапии наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР. В качестве ведущих характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому.

Часто дети с ЗПР затрудняются в выражении своих переживаний из-за недостаточного развития вербального аппарата, бедности представлений. Предлагаемая техника может оказаться им весьма полезной. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов, песка, воды, а также конструктивных и пластических материалов для них наиболее естественна, что становится особенно значимо при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

Каждая выбранная фигурка воплощает какой-либо персонаж, который может взаимодействовать с другими героями. Ребенок сам придумывает, о чем они говорят или что делают; иногда он может пригласить другого ребёнка присоединиться к игре и выступать от лица какого-либо персонажа. Во всех этих случаях ребенок чувствует себя хозяином своего маленького мира . То, что прежде таилось в глубине детской души, выходит на свет; персонажи игры приходят в движение, выражая наиболее актуальные для ребенка чувства и мысли.

Рисование песком - это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Рисование песком развивает мелкую моторику, улучшает память, пластику движений, а так же работу мозга. Необыкновенно приятный на ощупь песок , даёт возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть. Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы , внутреннее напряжение .

С помощью песка легко менять детали изображения, не используя ластик, а одной и той же рабочей поверхностью можно пользоваться бесконечное число раз.

Борьба со стрессом . У любого творчества есть побочное антидепрессивное действие. Рисованию песком оно особенно свойственно : манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку , что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует , а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками) .

Противопоказания :

1. Высокий уровень тревожности.

2. Кожные заболевания и порезы на руках.

3. Аллергия на пыль и мелкие частицы.

4. Астма. Условия работы с детьми :

Согласие и желание ребенка.

Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Виды работы в педагогической песочнице :

– конструирование из песка;

– рисование песком и на песке;

– экспериментирование;

– составление узоров на песке;

– диагностика;

– создание картин на песке

– создание песочных композиций .

Методы и приемы песочной терапии :

Исследовательская, практическая деятельность, включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочки, формочки, кисточки, элементы экспериментирования, наблюдения;

Игровая деятельность (обыгрывание ситуаций, инсценировка, элементы театрализации) ;

Словесные методы (беседы, рассказ педагога, чтение произведений литературы, использование фольклорного жанра)

Наглядные методы (показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование) .

Формы работы с детьми во время проведения занятий с использованием арт-терапии :

1. Сюжетные игры – «Строим дорожку» , «Норки для мышат» . Освоив простую постройку, даем усложнение с использованием дидактического материала (камушки, шарики, мелкие игрушки от «киндер-сюрпризов» и т. д).

2. Игры-забавы – «Найди предмет» , «Найди сюрприз» , «Забавные следы» .

3. Дидактические игры-упражнения - «Узоры на песке» , «Я рисую мир» .

4. Рассказывание «Песочной сказки »

5. Рисование песком – хорошо просушенный и просеянный песок насыпаем на световой планшет и рисуем пальчиком картинку.

6. Конструирование из песка.

Материально-техническое обеспечение :

Световой планшет для рисования песком.

- Песочница -пластмассовый ящик размером 50x50x8 см (такой размер соответствует оптимальному полю зрительного восприятия, и это позволяет охватывать его взглядом целиком). Внутренняя поверхность ящика окрашивается в синий цвет или голубой. Таким образом, дно будет символизировать воду, а борта - небо.

Чистый просеянный песок . Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Песком заполняется меньшая часть ящика, он может быть влажным или сухим. Песок задает символическую линию горизонта.

- «Коллекция» миниатюрных фигурок, желательно, не более 8 см высотой. В набор входят обычно игрушки из «киндер-сюрпризов» : человечки, здания, животные, транспорт, растения, сказочные герои, злые и добрые, различные геометрические фигуры, природный материал - камешки, веточки, шишки, - все, что может быть использовано в песочных играх ;

Дидактические пособия.

Теоретическая и методическая литература :

1. Аромштам,М. «Игры на влажном песке» /М. Аромштам. / /Дошкольное образование : издательского дома «Перое сентября» .2006.№ 12. С. 6. Дошкольное образование – игры – психология – психотерапия- песочная психотерапия- занятия

2. Бережная,Н. Ф. «Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» /Н. Ф. Бережная. / /Дошкольная педагогика. -2007.-№1.-С. 50-52

3. .Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. –СПб.: «Детство-Пресс» , 2010

4. Васильченко,Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка » /Л. Васильченко /Развитие и коррекция-2001.-вып. 10.-С. 42-47.

5. Грабенко,Т. М. «Игры с песком, или песочная терапия » /Т. М. Грабенко/ /Дошкольная педагогика. -2004.№5.

6. Жителева,С. С. «Песочная терапия » /С. С,Жителева/ /Ребёнок в детском саду . -2006.-№4.

7. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: Линка-Пресс, 1993

8. Грабенко Т. Н, Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «Детство-Пресс» , 2002г.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству» СпБ «Речь» , 1998

10. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. СПб.: «Речь» , 2005

«ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ – ОДИН ИЗ МЕТОДОВ АРТ - ТЕРАПИИ»
" Искусство смывает с души пыль повседневной жизни"

/brosova tatyana vladimirovna/

МБДОУ детский сад № 97 г.о.Самара

Аннотация :

Арт-терапия- этот метод лечения посредством художественного творчества. Этот метод применяется в работе как с детьми, так и взрослыми.

Арт-терапия - один из самых мягких и в то же время глубоких методов работы психологов и психотерапевтов. Это самовыражение себя, своих чувств посредством творчества. Для детей это игровой способ избавиться от страхов.

Ключевые слова : Арт-терапия, песочная терапия.

Пожалуй, у каждого из нас есть свои положительные воспоминания из детства, связанные с играми в песке – морском, речном или тем, что засыпают в песочницы у дома. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Особенно если эти игры – песочная терапия.

Вы замечали, что песок для малышей обладает некой магической силой?

В определенном возрасте их начинает манить к нему: детям хочется потрогать песок, поковыряться в нем палкой, поиграть игрушками, выкопать ямку.

В первую очередь , песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Занятия песочной терапией под руководством психолога дает ответы на многие вопросы родителей, касающиеся внутреннего эмоционального мира их ребенка, позволяет раскрыть и увидеть истинные причины конфликтов, страхов, а в дальнейшем и провести коррекцию!

Как это работает? Картины, созданные на песке нашими руками, являются отражением бессознательного. Они – как сны, но их еще и можно пощупать. С их помощью мы выводим наружу наши переживания, внутренние проблемы, мучающие конфликты. Психолог поможет рассмотреть все это на вашей картине, а также и осознать, какие мысли вас тревожат.

Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.

Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, творческие способности, образное мышление и многое другое.

Работа с песком успокаивает (особенно генеративных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.

Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах. На «песочном» занятии дети раскованы, веселы и воодушевлены: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно.

Песочная терапия сродни игре, а в игре ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, учится решать взрослые проблемы. Здесь важно участие психолога, который вовремя поможет найти малышу решение и выход из сложившейся ситуации.

Дети старшей группы могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа, причем это им действительно интересно: кому не хочется описать то, что за ситуация изображена на песке?

Занятия проводятся при помощи большого количества маленьких фигурок и специальных песочниц с сухим или влажным чистым песком.

На занятиях дети любят путешествовать в сказочную страну вместе с Песочным человечком – хранителем волшебной песочницы. Каждый раз, усаживаясь вокруг песочницы, ребята слушают рассказ Песочного человечка о новой интересной игре.

Классический сеанс песочной терапии начинается с того, что психолог дает задание создать картину своего настроения и ребенок выбирает наиболее привлекательные для него игрушки.

Важно, чтобы они были разнообразными и позволили ребенку задействовать в своих играх разные аспекты жизни. Это должны быть фигурки людей (желательно разного возраста, разной национальности, профессии, категории), причем как реальных, так и воображаемых. Фигурки животных – домашних, диких, мифических. Некие символические предметы вроде зеркал, яиц, бабочек. Игрушечные здания и мебель: домики, церкви, башни, замки. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни, зернышки, фасоль. Машинки, самолеты, поезда, лодки. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки.

После чего эти самые фигурки в произвольном порядке размещаются на одном из подносов с песком. Размещать их можно как угодно: в один ряд, по кругу, в разных концах подноса и так далее. Фигурки могут соединять нарисованные «дорожки» (связи между объектами), «следы», сделанные пальцами, или их может вообще ничего не соединять – все так, как захочется сделать ребенку.

Терапевтический эффект достигается уже на этапе размещения игрушек. Когда картина будет завершена, психолог сможет интерпретировать, что беспокоит ребенка в данный отрезок времени, а также поможет ему найти выход из сложной ситуации в ходе игры.

В зале для занятий может играть спокойная музыка, а может царить полная тишина – в зависимости от настроя группы и возраста детей.

Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает понятия «право» и «лево», временные понятия дня и ночи, времён года. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки.

Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

Дети часто не могут ясно сформулировать или назвать то, что с ними происходит. Строя различные сюжеты, ребёнок может проигрывать различные трудности в своей жизни. Например, сложности в общении с детьми, нерешительность или свои страхи.

Игра с песком – это своеобразная само терапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.

В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит! И этот опыт очень важен для его будущей жизни.

В песочной терапии дети обретают внутреннюю свободу и уверенность, что их никто не осудит и примет их такими, какими они есть. Сначала на песке, а затем и в реальной жизни!

Цель такой терапии - не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.

Чем полезны игры с песком?


  • Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

  • Формируют у ребенка представления об окружающем мире;

  • Развивают мелкую моторику, глазомер

  • Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

  • Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)

  • Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;
Формы и варианты песочной терапии

1. Игровые методы

Дидактический игровой практикум с использованием песочницы применяют для самых маленьких. Ученые доказали, что песок поглощает негативную энергию, успокаивает, наполняет гармонией. Именно поэтому так полезно малышам играть в песочнице.

2. С целью диагностики (индивидуальная и групповая форма)

В индивидуальной форме можно диагностировать:


  • Наличие внутренних конфликтов (борьба, песочная страна в состоянии разрушения)

  • Уровень и направленность агрессии (гетеро и аутоагрессия)

  • Конфликты со значимыми близкими. В этом случае имеется противоборство героев песочной сказки, играющих роль реальных членов окружения автора

  • Потенциальные, ресурсные возможности (когда есть некие чудесные предметы, несущие избавление и счастливое разрешение ситуации)

  • Способы преодоления трудностей (взаимопомощь, покровительство, избегание)

  • Уровень развития эмоциональной сферы (анализ чувств, рефлексия)

  • Анализ расположение фигурок в песочнице и их значение
В групповой форме работы с песочницей можно диагностировать:

  • Характер взаимодействия в группе

  • Распределение ролей в группе

  • Стиль поведения каждого участника группы
3. Метод психокоррекционного воздействия (например, при наличии у ребенка эмоциональных и поведенческих нарушений невротического характера). В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение и т.д.)

5. В качестве психопрофилактического, развивающего средства

Психопрофилактика проводится с целью недопущения проблемных ситуаций. Имея замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию – песок является прекрасным психопрофилактическим средством. Психопрофилактический и развивающий аспекты проявляются в постановке сказок и мифов в песочнице. Играя вместе с ребенком, можно передавать ему собственный жизненный опыт.

6. В психологическом консультировании детей, подростков и взрослых.

В качестве оказания первичной психологической помощи.

РИСОВАНИЕ ПЕСКОМ

Данная техника, под названием «Песочная арт - терапия» удивительна она тем, что предлагает использовать песок и технику рисования песком, как основу для творчества и самопознания.

Рисование песком, песочная анимация - все это названия одного и того же занятия, которое стало в последнее время необычайно популярным. И неудивительно.

Рисование песком - это необычное искусство создания картин с помощью песка, это возможность выразить свои чувства и эмоции без слов.

Рисование песком развивает :


  • Мелкую моторику

  • Улучшает память

  • Пластику движений

  • Работу мозга

  • Борьба со стрессом
Именно в таком состоянии лучше всего снимаются стрессы, внутреннее напряжение, уходят проблемы…

Рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими материалами, человек избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

Заниматься рисованием на песке могут даже совсем маленькие дети. Развивать моторику это занятие будет не хуже, чем рисование пальчиковыми красками, а беспорядка от него гораздо меньше.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:


  • Дети чувствуют себя более успешными;

  • На занятиях весело, нет скуки и монотонности;

  • В детском саду ребёнок легче адаптируются в коллективе;

  • Страх и напряжение исчезает.
Попадая в сказочную песочную страну, ребята играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!

Список литературы


  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Грабенко Т.М. « Чудеса на песке» практикум по песочной терапии. Из-во « Речь» 2005 год

  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Грабенко Т.М. « Игры в сказкотерапии» СПб 2008

  3. Кисилева М.В.«Арт-терапия в работе с детьми»СПб 2006

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии СПб 2013
5. Гранина И.В. Песочная терапия в психотерапии. –Екатеринбург, 2002. – 65 с.

6. Мешавкина Т.Ф. Использование песочной терапии в работе с дошкольниками. – Екатеринбург, 2003. – 78 с.

7. Скавитина А. - Аналитическая игра в песок (сэндплэй) - дверь в королевство детства. –Москва, 2001

8. Штейнхард Л. – Юнгианская песочная терапия.

Наверное каждый из взрослых когда-то в детстве игрался в песочнице – проводя время за строительством замков из песка, и совершенно не задумывался о том, что таким образом выражает свои чувства, настроение и отношение к окружающему миру. Песочная терапия для детей дошкольного возраста разработанная психологами – направление арт терапии, которая очень хорошо решает множество проблем в развитии детишек.

Использование песка в терапии впервые началось в 20-х годах прошлого века . Автором данного метода является юнгианский аналитик Дора Кальфф. Песочная терапия базируется на символическом содержании бессознательного в качестве источника развития и внутреннего роста. Дора Кальфф считала, что песочные картины могут многое рассказать о душевном состоянии человека.

Для работы с психологически неблагополучными детьми песочная терапия впервые была использована Маргарет Ловенфельд, она назвала эту методику «техникой построения мира» . В настоящее время песочная терапия используется в детском психоанализе, арт-терапии, в когнитивно-поведенческой терапии, в гештальт-терапии и терапии семейных отношений.

Особенности метода

Играя с песком можно помочь ребенку развить пространственное воображение , обучить логическому мышлению, а кроме того, развить мелкую моторику. Работая с песком, ребенок успокаивается, поэтому она показана детям с гиперактивностью.

Программы песочной терапии содержат всё – гимнастику для рук, воплощение фантазий, актерское мастерство и многое другое, что будет положительно влиять на эмоциональный фон ребенка, развивать чувствительные навыки и стимулировать познавательные процессы.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста может быть использованна с самого раннего детства и родители смогут раньше узнать о том, что заботит их малыша, чего он боится, и как видит окружающий мир.

Выразить свои чувства словами не всегда бывает просто даже взрослому человеку, а ребенку, который обременен психологическими проблемами, это и вовсе не по плечу. Песочная терапия помогает высказать то, на что не хватает слов.

Песочная терапия для детей дошкольного возраста – это игра, творческий процесс, а не техника создания картины. Поэтому ошибок здесь быть не может, а значит не будет поводов для расстройства. Создание нового мира – это увлекательный и приятный процесс, композиции создаются легко и без напряжения. Этот момент очень важен для детей, которым нужна эмоциональная, логопедическая или любая другая психологическая коррекция.

Польза песочной терапии для детей дошкольного возраста

Не стоит думать, что занятия с песком могут нести в себе только лишь психологическую помощь ребенку, который имеет эмоциональную или психологическую травму. Возможностей у песочной терапии куда больше:

  • во время занятий можно соотносить игру и реальную жизнь;
  • формировать чувство комфорта;
  • снимать мышечное напряжение;
  • улучшить зрение;
  • расширять словарный запас;
  • учить буквы;
  • овладевать навыками письма и чтения;
  • развивать слух.

Если же говорить о психологической направленности песочной терапии, можно отметить следующее:

  1. взгляд на себя со стороны – по положению рук в песочнице психотерапевт может многое рассказать о пациенте;
  2. моделирование ситуаций ;
  3. осязание, что есть другие пути выхода из проблемных ситуаций, кроме критических.

Кому нужна песочная терапия?

В принципе песочная терапия полезна всем, но более актуальна она для детей, у которых имеются следующие проблемы:

  • неврозы;
  • повышенная тревожность;
  • недуги психосоматического характера;
  • чрезмерная агрессивность;
  • стрессы, которые спровоцированы социальными или семейными конфликтами;
  • логопедические нарушения, развивающиеся на фоне нервного напряжения.

Большую пользу песочная терапия принесет детям, которые не проявляют своих чувств, не могут объяснить свои мысли и эмоции. Также терапия песком окажется благотворное влияние на детей перенесших психологическую травму. в следствии чего замыкаются или им сложно найти правильное решение.

А также песочная терапия дает возможность:

  • творчески развиваться;
  • диагностировать основную проблему, которая беспокоит ребенка;
  • научить ребенка находить выход из различных ситуаций.

Противопоказания песочной терапии

  • ребенок имеет дефицит внимания;
  • эпилепсия;
  • шизофрения;
  • чрезмерно высокий уровень тревожности;
  • у ребенка невроз навязчивых состояний;
  • аллергия на пыль;
  • заболевания легких;
  • порезы на руках;
  • заболевания кожи.

Что необходимо для сеансов?

Для песочной терапии совсем необязательно посещать кабинет психотерапевта. Проводить сеансы можно в детской песочнице, на пляже, просто в кучке песка, которую привезли для строительства, в конце концов можно заполнить ящик песком и поставить его в квартире.

О ящике для песочной терапии нужно сказать еще пару слов. Желательно покрасить ящик в голубой цвет, поскольку он будет успокаивающе воздействовать на ребенка. Размер ящика должен быть 70х50х8 – это оптимальные размеры, которых желательно придерживаться. Заполнять песком до краев ящик не надо, хватит половины.

Для домашних сеансов песок можно принести с пляжа или купить. В первом случае песок придется просеять, вымыть и высушить. Для более тщательной дезинфекции песок можно выдержать в разогретой духовке.

Лучше иметь два вида песка – мягкий речной песок, который продается в строительных магазинах, он может быть разных цветов; и крупный песок – морской – для лепки.

Еще для песочной терапии потребуется вода, а также то, что является символами реального мира – фигурки людей и сказочных героев, животных, мебель, дома, машины, растения, домашняя утварь, природные материалы. Список может быть бесконечным, проще говоря понадобится все, что ребенок будет просить во время игры.

После того как все будет готово, родители должны предоставить ребенку полную свободу творчества – все предметы для игры ребенок должен выбирать самостоятельно, никаких советов со стороны взрослых быть не должно, за исключением моментов, когда ребенок сам попросит помочь. Это мир вашего ребенка, и он в нем полноправный хозяин – кого хочет закапывает, что хочет возвышает, словом выражает свои мысли и чувства, а родители или психологи должны просто наблюдать за происходящим.

Психологи выделили три стадии развития игры ребенка с песком:

  1. Хаос. На игровой площадке фигурки разбросаны без какого-то порядка, люди, растения, животные и прочие предметы не имеют конкретных мест и локация их нетипична. Такое явление говорит о том, что ребенка что-то волнует, он встревожен и не может собраться с мыслями.
  2. Борьба. Ребенок четко делит всей персонажей игры на плохих и хороших, очень значимо преобладание определенных фигурок – каких больше плохих или хороших? Это говорит о внутренней борьбе ребенка. Торопить ребенка и подталкивать его для добавления положительных героев не следует, важно то, что получится в конце игры.
  3. Исход. Финальная стадия терапии. Положительное окончание игры свидетельствует о мире и покое в душе ребенка.

Индивидуальные игры ребенка под контролем взрослого можно начинать с того возраста, когда ребенок перестает тянуть все в рот. Групповые занятия, как правило, начинаются с 3 лет.

Занятие по песочной терапии, игры

Для развития общей моторики рекомендуется проводить рисование и игры с песком стоя. Таким образом, ребенок задействует большую часть мышц, укрепляется костно-мышечный аппарат, формируется правильная осанка, развивается координация движений.

Чтобы сделать акцент на развитии мелкой моторики рекомендуются упражнения, которые направлены на тренировку пальцев. Такие занятия повышают работоспособность коры головного мозга, оказывают положительное влияние на речевые центры, происходит развитие ручной умелости.

Упражнения на развитие моторики

Ребенок и взрослый на ровной поверхности песка оставляют отпечатки своих рук – ладонь и тыльная сторона ладони. При этом взрослый рассказывает о том, что он чувствует, прикасаясь к песку. Затем ребенок должен рассказать о своих ощущениях, возможно он будет немногословен, и тогда можно задавать наводящие вопросы. Какой песок на ощупь? Какая разница в прикосновении разными участками ладони?

Далее можно прощупать песок подушечками пальцев, посыпать песок сверху на ладони, и спросить ребенка приятно ему это или нет. Такое упражнение учит ребенка прислушиваться к своим ощущениям, исследовать объект руками и осознано давать оценку тактильным ощущениям.

Для снятия эмоционального напряжения необходимо проводить игры в спокойной обстановке, упражнения должны быть направлены на развитие навыков по управлению собственным мышечным тонусом. Расслабление помогает одним детям снять напряжение, а другим сконцентрировать внимание.

Упражнения на расслабление детей

Нарисовать ладонями, костяшками пальцев, кулачками разные узоры и побеседовать с ребенком на что они похожи – следы животных, снежинки, ветки. Необходимо ненавязчиво пробудить фантазию ребенка.

Для снятия агрессии важно чтобы игра заканчивалась положительными эмоциями, добро одерживало верх над злом. В этом случае возможно использование сказочных персонажей, через которые ребенок будет раскрывать свои внутренние проблемы и переживания.

Представленные в этой статье бесплатные, разнообразные антистресс раскраски кототерапия это прекрасный способ упокоить наш ум, привести мысли в порядок и расслабиться.

Упражнение для снятия агрессивного состояния

Можно устроить песочный ливень – сначала пусть дождик будет мелким, и помещается на одной ладони, затем песок можно зачерпывать двумя ладонями или детским ведерком. Очень важно, чтобы ребенок ощущал свою причастность к этому дождю, тогда он успокоится и будет менее агрессивно воспринимать дальнейшие игры.

Песочная терапия книги

Есть очень много полезных и прекрасных книг по этому направлению терапии, но мы вам рекомендуем: книга «Песочная терапия. Практический старт» Елена Тарарина. Ее можно купить в магазине Озон с быстрой доставкой на дом:

Песочная терапия видео

Заключение

Для того чтобы ребенок научился выражать свои мысли и чувства, психологи советуют изображать их в форме рисунков. Но маленькие дети рисуют плохо, из-за этого они расстраиваются, плачут и еще больше замыкаются. Песочная терапия для детей дошкольного возраста: рисование на песке и игры с песком освобождают ребенка от груза переживаний, а качество рисунка на песке значения не имеет, поэтому ребенок защищен от неудач.

Статью прочитали: 4 801

Расскажите друзьям:

Вконтакте

10

Счастливый ребенок 21.04.2017

Дорогие читатели, знакомы ли вы с таким понятием, как арт-терапия? Оказывается, это относительно новое направление современной психотерапии активно используется специалистами не только с взрослыми, но и с детьми. Многие упражнения можно с большим успехом предлагать ребенку дома, при этом достигая сразу нескольких целей: и весело провести время, и понять, что тяготит вашего малыша, и помочь ему мягко решить возникшую трудность. Ведь в арт-терапии для детей используются отнюдь не горькие пилюли и микстуры, а то, чем и так богато и счастливо детство – творческое мышление, фантазию, яркие образы и самые любимые деткам занятия. Скажите, кто из детишек откажется лишний раз порисовать, потанцевать, поиграть в интересную игру?

Сегодня на блоге мы познакомим вас поближе с арт-терапией в работе с детьми, и предложим подборку веселых игр-упражнений, которые можно применять дома, со своим ребенком.

Я передаю слово ведущей рубрики Анне Кутявиной.

Здравствуйте, дорогие читатели блога Ирины! Когда речь заходит об арт-терапии, я не могу остановиться, перечисляя ее многочисленные плюсы. Наверное, это связано с тем, что я сама – арт-терапевт, и за моими плечами – годы работы с детишками в этом методе. Но все равно, каждый раз, наблюдая новые успехи малышей, их большие и маленькие открытия, а также необыкновенные перемены, я поражаюсь снова и снова. Казалось бы, просто рисунок, игра в песочнице, танец, сказка. Но как благодаря им меняется мир, и вокруг, и внутри нас!

Но давайте же сначала познакомимся поближе с арт-терапией, и узнаем, с чем же ее «едят».

Арт-терапия в работе с детьми и взрослыми и ее задачи

Что такое арт-терапия? Это направление психотерапии, которое подразумевает создание и анализ творческих произведений. Буквально слово «арт-терапия» переводится как лечение искусством. Но для целей арт-терапии совсем не обязательно быть гениальным художником, музыкантом или поэтом с «профильным» образованием. Достаточно просто взять в руки необходимые для того или иного вида творчества инструменты, расслабиться, отпустить внешнюю суету и переживания, и погрузиться в процесс.

Однако не любое творчество можно отнести к арт-терапии. Обычная лепка, танец, рисование еще не являются лечением. Но нужным образом направленное, скоординированное творчество (не путать со специальным обучением творчеству – по сравнению с ним арт-терапия более спонтанна) способно помочь:

  • отреагировать непрожитые эмоции, докопаться до истинных чувств и мыслей;
  • диагностировать психологические проблемы;
  • в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления;
  • облегчить процесс коммуникации, установления отношений с другими людьми;
  • повысить самооценку;
  • научиться контролировать собственное внутреннее состояние;
  • справиться со страхами, тревожностью, многими психосоматическими проявлениями;
  • приобрести новые, более конструктивные модели поведения в той или иной ситуации;
  • получить удовольствие от самовыражения.

Казалось бы, «просто» детские шалости. А какое огромное влияние они оказывают на человека!

Арт-терапия прекрасно работает и с взрослыми «пациентами». Но с детишками она в буквальном смысле творит чудеса! Может быть, потому что нам, большим тетям и дядям, не так-то легко отключить в себе контролера и «надзирателя» и безоценочно творить?

Виды и методы арт-терапии в работе с детьми

Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. Более того, все время появляется что-то новое. Но к основным видам лечения творчеством можно отнести:

Изотерапию – лечение при помощи средств рисования, изобразительного искусства. Материалы для такой терапии – бумага, кисти, краски, реже – карандаши, ручки, мелки.

Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы. Кроме непосредственно ящика с песком, в терапии используются маленькие фигурки, природные материалы и прочее.

Библиотерапию – специальной работы с текстом. Так, можно читать текст, выбирать и выписывать запомнившиеся слова, сочинять из них предложения и т.д..

Музыкотерапию – занятия с помощью прослушивания музыки, создания собственных ритмов, игры на музыкальных инструментах.

Тканевую терапию – при помощи работы с тканями.

Цветотерапию – использование для терапии разных цветовых сочетаний и образов.

Куклотерапию – она подразумевает создание кукол из различных материалов, и дальнейшее взаимодействие с ними: проигрывание историй, сочинение сюжетов ит.д.

Мандалотерапию – занятия с детьми с помощью создания мандал. Их можно рисовать на бумаге или на песке, создавать из разных материалов.

Фототерапию – создание фотографий и дальнейшей терапевтической работы с ними;

МАК – занятия при помощи работы с метафорическими ассоциативными картами.

Тестопластику – терапию с помощью воздействия на пластилин, тесто, глину, другие пластичные материалы.

Коллажирование – лечение и наполнение ресурсами с помощью создания коллажей.

Кинотерапию – терапия при помощи кинофильмов и роликов.

Танцевально-двигательная терапия – лечение с помощью танца.

В работе с детьми, особенно маленькими, чаще всего используются изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, тестопластика и куклотерапия. Да-да, это как раз то, что больше всего на свете любят дети: рисовать, читать сказки, лепить, играть в песочнице и с куклами. Волшебный доктор Арт-терапия лечит только тем, что приятно и безболезненно!

Упражнения для занятия арт-терапией с детьми

А сейчас я предлагаю вам немного поиграть с детишками, и заодно почувствовать себя чуточку арт-терапевтом. Для знакомства с методом возьмем самые, на мой взгляд, простые и быстрые, а также очень любимые детьми направления – изотерапию и песочную терапию.

Изотерапия

Фактически все дети любят рисовать. Почему бы не позаниматься вместе с детишками? Для изотерапии можно использовать следующие материалы: бумагу, кисти и краски, карандаши, фломастеры, ручки, мелки. Все, чем можно рисовать. Для начала предложите ребенку самому выбрать, чем бы ему сейчас хотелось порисовать.

Каракули

Очень простое и доступное упражнение. Предложите крохе взять карандаши или краски, и нарисовать любые линии. Можно рисовать любым цветом, с любой силой нажима, любой формы и размера. В ходе рисования попробуйте найти в линиях какой-то образ, вместе с ребенком дорисуйте его.

А можно и не искать в каракулях смысл, и просто водить карандашом по бумаге, таким образом самовыражаясь.

Рисование рукой

Чудесный способ позволить ребенку испытать неимоверную радость! Ведь обычно «пачкать» руки нельзя, а тут вдруг можно! Предложите малышу порисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь или специальные пальчиковые краски. Не надо давать какое-то определенное задание. Просто позвольте крохе раскрепоститься, нанося размашистые, беспорядочные мазки, и испытывая необычные тактильные ощущения и выходя за рамки дозволенного.

С помощью данного упражнения можно скорректировать состояние страха, подавленности, тревожности.

Рисование музыки

Предложите ребенку краски, кисточки, бумагу, включите запись классической музыки, например, Моцарта или Чайковского. И попросите нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета. Так, как он сам почувствует.

Благодаря данному упражнению ребенок учится выражать на бумаге свои эмоции и чувства, а также развивает воображение.

Упражнение «Цветок»

Ребенку постарше можно предложить упражнение «Цветок» . Дайте ему бумагу, кисти и краски, карандаши. Попросите закрыть глаза и представить чудесный цветок. Какой он? Какой у него запах? Где он вырос? Что вокруг него? А теперь пусть ребенок откроет глаза и попробует нарисовать все то, что только что представил.

Вместе с ребенком придумайте историю о цветке. Какое у него настроение? Что он любит? Как проходит его день и т.п. Если история идет в грустном ключе, предложите дорисовать картинку или изменить историю в позитивном направлении.

Такое упражнение помогает развивать фантазию, снимать эмоциональное напряжение.

А сейчас давайте посмотрим, как можно интересно провести время с детьми на занятиях лепкой. О чем можно поговорить, что нам расскажут нам детские поделки.

Песочная арт – терапия для детей

Песок – чудесная среда для развития навыков ребенка и даже для коррекции и терапии имеющихся проблем. Сам по себе песок приятный наощупь, сыпучий, легко заполняет любую форму, с ним дети могут играть часами. Вспомните хотя бы, что происходит на берегах морей и рек, а также возле больших песочниц во дворе. Детей не оторвать от песка!

«Волшебные» свойства песка не могли остаться незамеченными специалистами. Песочница активно используется в психологическом, арт-терапевтическом процессе. Правда, психологическая песочница должна иметь определенные размеры – 50*70*8 см, и изнутри выкрашена в синий или голубой цвет, как символ неба и воды.

Но в домашних условиях мы можем использовать и подручные средства – небольшие подносы, ящички, даже пластиковые тазики, наполненные песком. Главное условие – песок должен быть безопасным для ребенка, то есть чистым и обеззараженным. Для этого можно купить специальный песок, или взять обычный, промыть его и прокалить в духовке.

Также для игр понадобятся небольшие фигурки – высотой до 8 см. Это могут быть куклы, фигурки животных, деревья, домики, предметы интерьера, природные материалы. У психологов обычно имеется целая коллекция таких игрушек. Но дома достаточно иметь хотя бы минимальный набор.

Знакомство с песком

В самом начале предлагаем ребенку «познакомиться» с песочницей:

«Поздороваться» с песком (помните, что игра в песочнице – это уже создание сказки, а в сказке все живое).

Поскользить ладошками по песку прямыми линиями, круговыми движениями, как змейки, или зигзагообразно. Затем то же самое сделать ребрами ладоней.

Набрать песок в ладонь или сразу в две, и высыпать тонкой струйкой.

Закопать в песок ладошки, затем их «найти», приговаривая: «А где же наши ручки? Куда они спрятались?».

Положить в песок раскрытую ладошку и закрыть глаза. Потом мама или папа насыпает песок на пальчик, а кроха должен угадать, на какой палец попал песочек.

Оставить следы на песке. Можно предложить малышу попрыгать пальчиками по песку, как зайка, пройтись, как большой медведь, или проползти, как ужик.

Обязательно обсуждайте с ребенком его ощущения, разницу в оттисках, задавайте вопросы. Не стоит навязывать своего мнения, слушайте своего ребенка и помогайте ему, не поправляя и ни в коем случае не критикуя. Обязательно похвалите за успехи.

Создание волшебного мира

Для того чтобы познакомиться поближе с переживаниями и чувствами ребенка, можно предложить ему следующее упражнение. Нужна песочница и набор маленьких фигурок. Инструкция к заданию такова:

«Представь, что ты – настоящий волшебник. Перед тобой – сказочная страна. И ты можешь наполнить ее всем, чем хочешь. Создать любые природные условия, населить людьми, животными или другими существами. Располагай их так, как тебе хочется».

Обычно детки с огромной радостью начинают творить, сразу погружаются в свой мир. Уже по тому, с чего ребенок начинает «строительство», как он подходит к процессу, можно многое узнать о нем самом. Он быстро-быстро все построил, действуя крупными мазками? Или медлит, долго обдумывает свое решение, не может никак определиться с местом для фигурки? А, может, переставляет каких-то персонажей все время, не в силах подобрать им место?

Когда мир будет создан, и малыш скажет, что он закончил, обсудите с ним картину. Расспросите, кто живет в этой волшебной стране, как она называется, чем занимаются жители, что с ними происходит. Если ребенок озвучил какую-то проблему с героем – например, этот тигр очень злой, и ему плохо – попробуйте вместе найти решение. Может, тигру просто нужен друг? Или он должен делать то, что ему нравится? «Идите» за ребенком, продолжая его мысли. И вы сами удивитесь, насколько эффективным может быть это упражнение.

Аналогично можно предложить ребенку создать картину «Моя семья», «Мои друзья», и узнать, каким малыш видит свое окружение, что можно изменить в этой системе в лучшую сторону.

Упражнений и техник арт-терапии в работе с детьми существует великое множество. Они помогают развивать воображение, моторику, реализовывать творческие способности. Но совсем не обязательно дома, занимаясь с малышом, следовать каким-то строгим инструкциям.

Арт-терапия во многом – спонтанность, основанная на чутье, умении видеть и принимать другого, понимать его без слов, через искусство. Подбирая техники, учитывайте возраст ребенка, его психоэмоциональное состояние. Ведь кто, как не мы, родители, способны лучше всех чувствовать своего ребенка?

Не старайтесь влиять на результат творчества. Цель арт-терапии – не создание шедевров, а простое и доступное самовыражение, возможность познакомиться со своим внутренним миром и помочь ему стать ярче, веселее, светлее. Хотя, порой люди открывают в себе просто удивительные таланты…

Я искренне желаю вам и вашим семьям здоровья и счастья! Творите на радость!

Анна Кутявина, психолог, сказочница, хозяйка сайта Сказочный мир

Я благодарю Аню за мысли. Занимайтесь с детьми, развивайтесь обязательно и сами. Ведь такие методы и нам, взрослым могут быть очень интересны. Не так давно я сама для себя открыла фототерпию. Очень понравился мой опыт. О нем я писала в статье Пробуждение себя через фототерпию Фотогеничная «колючка» расторопша

Песочная терапия

Какие ассоциации вызывает у Вас слово "песок"? Что Вы вспоминаете, услышав его? Возможно, некоторые сразу же представили себе песчаный карьер, огромные самосвалы, везущие песок для какой-то стройки, но большинство все же вспомнит песочный пляж на теплом море, лето и сказочный отдых...

Вспомните, как Вы однажды ступали по мягкому песочному ковру, солнечные лучи ласкали Ваше тело. Вы гладили пушистый песок руками, и он дарил Вашему телу тепло, здоровье и покой.

Золотой пляж, лазурное море, шум прибоя и крики чаек, легкий бриз... Все это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах и отдохнуть.

Вы с удовольствием водите ладонями по песку, строите из него волшебные замки и ощущаете покой и блаженство. Каким-то невообразимым способом вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется умиротворение и покой.

Игра человека с песком известна с древних времен. Попадая на пляж, каждый ребенок с большим энтузиазмом принимается строить песочные замки, мосты, дороги и целые города. Но почему же взрослые, оказавшись на пляже, вдруг начинают «рисовать» картины из песка, или строить песочные замки?

Дело в том, что податливость песка провоцирует желание человека сотворить из него миниатюру реального мира. При этом он выступает как Творец или создатель, не привязанный к результатам своего труда. Ребенок строит замок из песка, какое-то время любуется им, а потом сам, морская волна или кто-то другой, разрушает этот замок, и он с большим энтузиазмом начинает строить что-то новое. Один эпизод жизни завершается, уступая место чему-то новому. И так происходит бесконечно. И именно в этом можно увидеть уникальную Тайну бытия: все приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, старое уступает место чему-то новому. Проживая эту Тайну многократно, играя с послушными песчинками, человек достигает состояния равновесия, успокаивается - в его внутреннем пространстве снижается доля суеты, обыденности и переживаний. Таким образом, процесс игры с песком может оказать реальное действенное врачевание человеческой души.

Песочная терапия — один из удивительных методов терапии - в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития. Песочная терапия дает возможность восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира, прикоснуться к глубинному, подлинному Я.

Для многих из нас бывает затруднительно увидеть и осознать причины того, что с нами происходит. Мы часто не можем найти правильное решение возникшей проблемы.

Песочная терапия образно дает возможность человеку увидеть то, что реально происходит в его внутреннем или внешнем мире. Образы становятся языком, позволяющим сообщить некоторый бессознательный материал о человеке ему самому и консультирующему психологу.

Техника «песочной терапии» возникла в рамках юнгианского аналитического подхода. Она во многом базируется на работе с символическим содержанием бессознательного, как источником внутреннего роста и развития.

«Фантазия — мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе», писал Карл Густав Юнг (Carl Gustav Jung) - швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии.

Разработанная Юнгом техника активного воображения может рассматриваться как теоретический фундамент песочной терапии.

Песочницу Юнг определял как детский аспект коллективного бессознательного, возможность придать травматическому опыту видимую форму. Создание песочных сюжетов способствует творческому регрессу, работа в песочнице возвращает в детство и способствует активизации «архетипа ребенка».

Автор метода «песочной терапии» - Дора Калф (швейцарский юнгианский аналитик), считает главным принципом, положенным ею в основу работы, — «создание свободного и защищенного пространства», в котором клиент — ребенок или взрослый — может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым» (Дора Калф, «Sandplay», 1980).

В настоящее время «песочная терапия» получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. Создание песочных картин переместилось в психологическую, психотерапевтическую плоскость и успешно в ней существует в настоящий момент. Метод игры с песком в равной степени используется как при работе с детьми, так и со взрослыми. Профессиональный психолог не только может правильно оценить и проанализировать картины и образы, созданные из песка клиентом, но и увидеть существующую проблему, корректно направить человека на путь к ее решению. Знание источников и особенностей своих переживаний позволяет человеку чувствовать себя уверенней - когда человек может найти объяснение своим переживаниям, он успокаивается, ощущение паники сменяется чувством определенности и уверенности.

Сегодня известно множество самых разных методик психокоррекции и диагностики: сказкотерапия, работа с глиной и пластилином, рисование, музыкоартерапия, и т. д. Метод песочной терапии отличается от других форм арт-терапии простотой манипуляций, возможностью создания новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Возможность разрушения песочной композиции, её реконструкция, а также многократное создание новых сюжетов, придает работе с песком вид своеобразного ритуала.

Некоторые свойства и особенности песка:

Песок - природный материал, он наполняет энергией и дает ощущение Творца любому человеку, взаимодействующему с ним.

Песок - очень податливый инструмент творчества, объекты из него можно легко изменять в любой момент без особого сожаления.

Песок — демократичный материал, он позволяет работать с собой каждому и даже тому, кто не обладает особым художественным даром, а потому боится оценки и отказывается рисовать.

Песок успешно забирает в себя негативную энергию, более того, трансформирует агрессию в положительные заряды.

Песок состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что самым положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма;
Песок и работа с ним требует времени, он обучает человека терпеливости.

Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Здесь не требуется каких-либо особых умений. Миниатюрные фигурки, природные материалы, возможность создания объемных композиций придают образу дополнительные свойства, отражают разные уровни психических содержаний, помогают установить доступ к довербальным уровням психики. Зрительный образ очень важен при работе над расстройствами, корни которых ведут в раннее детство, когда ребенок еще не мог говорить.

Творчески взаимодействуя с миллионами песчинок, человек проводит своеобразную «самотерапию» - он начинает отчетливо видеть и понимать скрытые от своего сознания конфликты и даже находит рациональные пути к их решению. И все это еще раз доказывает, что песчаная стихия способна творить чудеса!

Песочная терапия хорошо сочетаются с прослушиванием спокойной музыки - звуки природы или релаксационные мелодии позволяют терапевтическим процессам идти на более глубоком уровне.

В песочной терапии используется деревянный поднос (песочница) стандартного размера (50 см х 70 см х 8 см), песок, вода, миниатюрные фигурки и предметы (лучше всего подбирать фигурки и предметы не выше 10-12 см.) Такие габариты оптимально соответствуют размерам нормального поля зрительного восприятия. Песочницу можно сделать самому, или купить готовую. Поднос с песком, или песочница - уникальный инструмент, позволяющий взаимодействовать со многими событиями жизни, включая проблемы межличностных отношений, травмы, личностный рост, интеграцию и преобразование Самости.

Дно и борта песочниц чаще всего выкрашены в голубой цвет - это напоминают модель мира: голубое дно символизирует воду, а борта - голубое небо. Кроме того, насыщенный голубой цвет способен оказывать на человека умиротворяющее воздействие.

Время от времени можно менять цвета бортов.

Согласно законам цветотерапии:

- черный цвет вызывает неоднозначные впечатления (страх, интрига, тайна). Однако в черной краске заложен большой терапевтический ресурс, ведь стоит наклеить на черные борта белые/желтые кружочки— и вот готово звездное небо! Такая цветовой символизм формирует уверенность: безвыходных ситуаций не бывает;

- зеленый — цвет растительной жизни, потому вызывает глубинные переживания, порождает особенную откровенность;

- желтый (золотой) ассоциируется со стремлением к достижению цели, что подарит ощущение жизненной перспективы и освободит от внутренних и внешних ограничений;

- красный — цвет активности, сексуальности, импульсивности и творчества, потому особенно полезен для провоцирования подавленной агрессии, когда “невкусные” переживания зачастую не проговариваются, а молча “проглатываются”. Как показывает практика, красные борта, ассоциируемые с восходящим/заходящим солнцем, помогают раскрыться людям, обремененным чувством вины. А вот окрашивать в пурпур дно песочницы не стоит, иначе возникнут “разрушительные” ассоциации с лавой и магмой вулкана;

- фиолетовый — цвет беременности, материнства, фантазии и сказки. Такая песочница поможет испытать мистические чувства и как можно глубже погрузиться в свои ощущения.

Песок может быть любой: речной, морской, кварцевый… Он может иметь желтоватый или сероватый оттенок, однако обязательное его качество - чистота, ведь при интенсивной работе песок энергетически пачкается. В природной среде происходит естественная очистка песочной массы благодаря работе солнца, ветра и воды. В домашних условиях хотя бы один раз в месяц песок следует просеивать и прогревать (можно на сковороде, под лампой или под лучами солнца).

И не забудьте поставить рядом с песочницей емкость с чистой прохладной водой, чтобы вызывать в игрушечном мире дождь, без труда сооружать постройки, создавать моря и реки.

В песочнице Вы самостоятельно можете:

Рисовать на песке палочкой;

Возводить на поверхности песка разного рода рельефы (холмики, горки, долины, впадины, бордюры, домики, рвы и т. д.);

Рассыпать цветные песчинки, камешки, бусинки в узорном порядке;

Расставлять на поверхности или в песчаных рельефах разнообразные предметы и фигурки, символизирующие людей, предметы и образы из реальности или небытия.

В песочной терапии могут использоваться все возможные объекты, встречающиеся в окружающем мире. Используются разнообразные фигурки - реальные и сказочные, мифологические, созданные человеком и природой, привлекательные и ужасные. Это могут быть наборы солдатиков, куклы, игрушки из «киндер-сюрпризов» - все, что допускает Ваша фантазия. Все эти объекты составляют своеобразную коллекцию для песочной терапии. Использование естественных материалов позволяют ощутить связь с природой, а рукотворные миниатюры — принять то, что уже существует. Для полноты ощущений могут понадобиться и пейзажи, и интерьеры.

В песочной терапии обычно применяют следующие предметы:

Люди - разнообразные фигурки людей - дети, взрослые, представители разных профессий, сказочные персонажи (колдуны, ведьмы), боги и богини разных народов, ангелы, и т.п.;

Животные - рыбы (акула, дельфин, золотая рыбка) и другие водные млекопитающие (морские котики, моржи, киты), земноводные, пресмыкающиеся, грызуны, домашние животные и хищники, птицы, насекомые (муравьи, мухи, жуки, пауки, кузнечики, бабочки)

Т.е. разнообразные представители животного мира;

Растения - деревья, кустарники, цветы. Вы можете использовать искусственные и натуральные растения;

Объекты небесного пространства - солнце, луна, звезды, радуга, облака, молния;

Объекты среды обитания - заборы, ворота, дорожные знаки, мосты;

Аксессуары - кусочки тканей, нити, пуговицы, цепочки, небольшие гвоздики, монетки)

Естественные природные объекты - камешки, кости, кусочки металла и дерева, ракушки, семена, желуди, каштаны, перья, сухие растения, кристаллы, отполированные стеклышки.

Когда клиент выбирает фигурки для создания песочной композиции, происходит перенос внутренних психических процессов на миниатюрные предметы. Он может идентифицировать себя с какой-либо фигурой, наделить ее желанными качествами и через нее проводить в жизнь новые сценарии, даже самые несбыточные. Кроме этого можно моделировать и создавать свое окружение, подбирая в друзья или недруги соответствующих игрушечных персонажей.

Последовательность появления и местоположение фигурок дает психологу массу полезной информации. Например, игрушка, поставленная в центр, часто символизирует «я» автора картины. Фигурка, которая появляется второй, представляет символ чего-то самого важного для автора на данный момент. Иногда фигурки закапывают. Это символизирует вытесняемое в бессознательное или то, что еще неосознанно.

Заполнение частей песочницы и ее секторов расскажет много интересного о человеке. Например, если заметно смещение действия в песочнице кверху, перед нами человек, склонный к мечтаниям. Если у него нет уравновешивающих фигурок внизу, нужно проработать аспект реализации задуманного, составление планов. Люди «приземленные» заполняют нижние секторы песочницы. В этом случае развитие фантазии на занятиях песочной терапии станет уравновешивающим моментом. Смещение в левую или правую часть покажет человека, которым владеет либо прошлое, либо будущее.

Использование миниатюрных фигурок в песочной терапии, объединение их в некоторый сюжет наводит на мысль о спектаклях внутреннего театра личности. Фигурки могут символизировать субличности автора песочной картины. Наблюдая за взаимоотношениями героев песочной картины, человек может установить актуализированные в данный момент субличности и вступить с ними в диалог. В этом случае основной акцент делается на построении диалога с фигурками.

Получается, что в процессе песочной терапии клиент строит новые взаимоотношения с самим собой. Такой подход уместен для представителей гештальт-терапии и психосинтеза.

Однако фигурки, использованные в песочнице, могут не только отражать субличности человека, но и символизировать реальных людей и явления той среды, в которую включен клиент. В песочной среде могут драматизироваться реальные жизненные ситуации, относительно которых человек испытывает определенные трудности. В этом случае песочная терапия представляет собой миниатюру психодрамы.

Преимущество психодраматического подхода здесь заключается в том, что для создания спектаклей не требуется помощь группы, — все роли исполняют игрушечные фигурки. Таким образом, песочница создает условия для спектакля не только в групповом режиме, но и в индивидуальном. Разыгрывание в песочнице конкретных жизненных ситуаций позволяет клиенту изменить отношение к ним и найти правильные для себя решения.

С помощью миниатюрных фигурок можно повторить сюжет какой-либо произошедшей ситуации, но финал или иную проблемную часть переиграть в позитивном - желанном для вас ключе. При этом наше подсознание уже по-другому прокручивает произошедшее и не сбрасывает проблему в копилку комплексов. Важно помнить, что мысленная «реставрация» особенно удается, когда глаза за следят событиями, а руки «фиксируют» нить мысли. Именно поэтому спектакли на песке - очень действенный способ релаксации и преобразования минусов в плюсы. Образы, созданные во внешней среде, отражают внутренний мир, бессознательное состояние и увеличивают понимание человеком себя.

«В арт-терапевтическом процессе использование песка в качестве основного материала изобразительной работы предполагает «диалог» рук с песком и водой. Проведение частых сессий песочной терапии стимулирует создание клиентом целой серии песочных форм, являющихся основой для расположения миниатюрных фигурок. Песочные композиции, как с миниатюрными фигурками, так и без них, могут заключать в себе различное трудновербализуемое содержание» - пишет Ленор Штейнхард.

Важнейшим психотерапевтическим ресурсом при работе с песком является возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей.

При работе с песком создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный положительный эффект - с одной стороны, существенно повышается мотивация к занятиям, а с другой - более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у ребенка.

Кроме того, песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию. Замечено, что в процессе терапевтической работы с песком происходит гармонизация психоэмоционального состояния человека.

Песочная терапия активизирует врожденные ресурсы самоисцеления человека и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения к психологическому здоровью.

Статья подготовлена по свободно-доступным материалам сети Интернет

Литература:
Википедия
Дикманн Х. Методы в аналитической психологии.- М.: ООО "ЦГЛ «РОН», В.Секачев,2001.- 329с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии.-СПб.: «Речь», 2002.-224с.
Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту.- СПб.: Речь,2006.-176с.
Штейнхард Л. Юнгианская песочная терапия.-СПб.: Питер,2001.-320с.
Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Минск: Попурри, 2003.-495с.
Юнг К. Г. Человек и его символы.- М.: Серебряные нити, 2002.-296с.
Юнг К. Г. Практика психотерапии. Минск: Харвест, 1998.-383с.
Статья Оксаны Наумыч (перинатальный психолог)