Можно ли учиться на своих ошибках. На ошибках учатся с самого детства. На ошибках учатся

неопределен

Организации претерпевают глобальные изменения раз в три года, в то время как незначительные изменения происходят почти постоянно. Но все же более чем 40% реорганизаций не достигают своих целей.

Чтобы одни и те же ошибки не повторялись снова и снова, организациям следует оценить, почему цели не были достигнуты, что пошло не так и убедить своих сотрудников сделать то же самое. В двух словах, организациям необходимо научиться извлекать уроки из собственных ошибок - особенно, когда речь идет об управлении изменениями.

Исследование, проведенное консультантами по менеджменту MaST International и Peter Honey Publications, проливают свет на те сложности, которые могут возникнуть в процессе «работы над ошибками», и почему люди не могут усвоить «урок», как это исправить и что необходимо сделать, чтобы в будущем подобные ошибки не повторялись.

Более четырех пятых опрошенных (85%) утверждают, что относятся ко всему что происходит, «как к возможности чему-нибудь научиться». В понятие «все», вероятно, входит и возможность поучиться на своих ошибках. Тем не менее, только 58% респондентов могут точно описать, какие именно уроки они извлекли из этого.

Разница между двумя цифрами означает, что «учеба на своих ошибках» чаще подразумевается, чем выражается на вербальном уровне. Если вы знаете, что научились чему-нибудь, но не можете четко определить, чему именно, то понятно, почему одни и те же ошибки повторяются так часто. При управлении изменениями внутри самой организации очень важно точно определить и донести до сведения окружающих о «полученном уроке» для того, чтобы избежать повторения прошлых ошибок и помочь дальнейшему развитию организации.

Важные уроки

В идеале, ошибка должна происходить лишь один раз, потому что на ней уже должны были научиться. Чтобы изменение принесло определенный эффект, организациям и сотрудникам необходимо учиться на примерах тех случае6в, когда что-то пошло не так - любые ошибки, крупные или мелкие, являются прекрасной возможностью научиться чему-либо.

Конечно, из ошибок можно извлечь определенные уроки, которые нельзя получить никаким другим способом. С точки зрения обучения, ошибки не то чтобы приветствуются, но требуют к себе особого отношения.

Без выработки плана действий уроки быстро забываются, и только 49% опрошенных признались, что под влиянием прошлых ошибок внесли коррективы в свои «реальные планы действий». Предполагается, что «уроки», полученные на ошибках, должны неизбежно выливаться в какие-то изменения. Но обычно дело заканчивается самокопанием или неопределенным намерением обратить внимание на этот урок в далеком будущем.

Это объясняет, почему ошибки, совершенные, например, в больницах или социальной сфере, все время повторяются. Одно дело - суметь объяснить, какой урок вы извлекли из ошибки (а 42% опрошенных не смогли этого сделать), и совсем другое - представить данные о том, вы предприняли какие-то действия. Очень часто в организациях обсуждаются грандиозные планы о том, как изменить нынешний способ работы, но применить эти изменения не представляется возможным, поскольку отсутствует четкий план действий.

Нежелание обращать внимание на полученные уроки и разрабатывать план действий во избежание повторения ошибки - это объяснимая реакция на работу в так называемой «культуре обвинений». Люди предпочитают скрывать свои ошибки или перекладывать свою вину на других, чтобы их не обнаружили и в итоге не уволили.

Разумные ошибки

Однако, не все ошибки обязательно «плохие» - необходимо научиться различать разные виды ошибок. Есть глупые ошибки, которые являются последствием беспечности или халатности, но также существуют и разумные ошибки, которые случаются в результате экспериментов и «просчитанного» риска.

Последние относятся к тем видам ошибок, которые одобряет сам Билл Гейтс. Довольно часто цитируют одну из фраз основателя Microsoft: «Я люблю брать на работу людей, которые совершали ошибки. Это говорит о том, что они умеют рисковать».

Но к какой бы категории не относилась ошибка, ее реальная ценность заключается не в самой ошибке, а в том, какой урок можно извлечь из нее. Тем не менее, переход от «культуры обвинений», где за ошибки наказывают, к «культуре извлекаемой пользы», где на ошибках учатся, все еще пробуксовывает.

Несомненно, стиль поведения вашего непосредственного начальника является необходимым условием для создания культуры в организации, где ошибки ценятся как новые возможности для обучения. Вот восемь простых правил, как изменить свое поведение, чтобы сделанные ошибки приносили только пользу:



  • Исследуйте, вместо того чтобы осуждать и искать ошибки.

  • Оставайтесь спокойным, вместо того чтобы проявлять излишнюю эмоциональность.

  • Выясните, что же произошло на самом деле, вместо того чтобы реагировать на то, что, по вашему мнению, случилось.

  • Сосредоточьтесь в первую очередь на процессах, которые позволили ошибке произойти, а не на человеке, из-за которого все пошло не так.

  • Думайте о причинах, а не о следствии.

  • Извлеките из случившегося надлежащие уроки и выработайте четкий и разумный план действий.

  • Считайте, что совершивший ошибку хочет научиться на ней, вместо того чтобы заставлять его чувствовать себя виноватыми или каяться.

  • Принимайте ошибки как нечто неизбежное и как возможность научиться чему-то новому, вместо того чтобы бояться их или избегать.

Извлечь урок из своей ошибки явно недостаточно. Важно понять, как учиться на своих ошибках эффективно. В этом исследовании были проанализированы способы, по которым опрашиваемые учились и дали советы, как усовершенствовать в будущем процесс обучения. При анализе техник обучения в процессе опроса, директора оказались лидерами среди других рабочих групп в следующих утверждениях:



  • «Я ищу способы приложения полученного урока в одной ситуации на ряд других ситуаций». (82,8% директоров по сравнению с 65,6% в других должностных категориях.)

  • «Я экспериментирую с другими способами выполнения работы для того, что чему-то научиться». (74% по сравнению с 51,9%.)

  • «Мне необходима обратная связь для того, чтобы знать, насколько хорошо меня понимают другие». (64% по сравнению с 49%.)

  • «Я спрашиваю себя, где еще можно применить полученный урок?» (53% по сравнению с 42%.)

Судя по результатам этого опроса, можно вынести два заключения: либо директора были не совсем правдивы или немного преувеличивали, или они действительно делают это чаще, чем другие работники, занимающие менее ответственные посты. Если последнее объяснение ближе к правде, это означает, что директорам необходимо делать больше для создания благоприятной атмосферы на рабочих местах, где подобное поведение у других будет активно поощряться.

При внесении изменений следует обращать внимание и на уже имеющиеся сильные стороны в самой организации. Вместо того чтобы все время обращать внимание на негативные моменты, необходимо обучить других сотрудников тем техникам, которые оказались успешными. Это тоже будет способствовать развитию и процветанию организации.

Если придать обучению, возникшему в результате совершенных ошибок и вообще в процессе событий, то значение, которое оно действительно заслуживает, то руководителям предприятий должны сделать следующее. Во-первых, служить образцом поведения для других и щедро делиться полученными знаниями и предоставлять другим сотрудникам возможность научиться чему-то новому. Во-вторых, включить такое «обучение» в культуру своей организации и использовать любую возможность, чтобы доказать важность этих «уроков» как для самой организации, так и для реализации каждого сотрудника в отдельности.

По материалам Personneltoday.com


Вы, вероятно, много раз слышали о том, что совершать ошибки и извлекать из них уроки - лучший способ достичь совершенства. Но сказать легче, чем сделать. Общество порой очень жестко наказывает человека за ошибки. Да и уметь из них извлекать уроки - целое искусство, специально которому никто не учит. Так что овладеть им нужно самому. Вот шесть способов для этого.

Будьте готовы признавать свои ошибки

Кэтрин Шульц, американский журналист и писатель, в своей лекции «On Being Wrong » на TED говорит, что мы, когда думаем о самих себе, редко признаем свою неправоту. У себя в мыслях мы почти всегда правы.

Осознание того, что мы ошибаемся, приносит боль. Это вызывает неловкость и заставляет чувствовать себя глупо. Но еще хуже, когда мы совершаем ошибки и пытаемся не испытывать чувство вины, придумывая для себя оправдания. Желание чувствовать, что мы всегда правы, делает нас зависимыми. Эта привязанность не позволяет предотвращать ошибки и учиться на них, чтобы не допускать в будущем.

Первым шагом к «выздоровлению» является признание, что вы ошиблись. Скажите себе: «Я неправ» и терпите дискомфорт, который приходит вместе с этим. Окружающие воспринимают такое поведение как и честности.

Признание своих ошибок также тренирует осознанность - способность замечать свои действия и понимать, когда они приводят к неудачам.

Избегайте руминации

Дискомфорт, о котором говорилось выше, временный. Сьюзан Нолен-Хоексема, доктор философии, психолог и профессор Йельского университета, указывает, что вместо того, чтобы зацикливаться на своих ошибках, нужно практиковать адаптивный самоанализ.

Это означает, что необходимо выделить время, чтобы подумать об ошибке и изменить свое поведение, не допустить повторения ситуации в будущем. Не можете понять, когда в голове играет заезженная пластинка с записью произошедшего, а когда происходит адаптивный самоанализ? Вот два вопроса, которые помогут разобраться:

  • Это удерживает меня в прошлом? Если да, то это заезженная пластинка для ваших мыслей («руминация», на языке психологов).
  • Это помогает мне учиться и расти? Если да, то это адаптивный самоанализ.

Самый лучший способ практиковать адаптивный самоанализ - задавать правильные вопросы.

Задавайте правильные вопросы

Когда вы допустили ошибку, чтобы отрефлексировать ее, нужно задать себе несколько вопросов. Вот некоторые из них:

  • Есть ли что-то, что поможет исправить ошибку?
  • Что можно спасти в этой ситуации?
  • Есть ли скрытая возможность в ошибке?
  • В чем была причина ошибки?
  • Вы допустили ошибку в стратегии или методе, который выбрали?
  • Вы совершили ошибку, ?
  • Что можно сделать иначе?
  • Были ли какие-нибудь предупреждающие знаки, которые вы пропустили?
  • Вы сделали какие-то предположения, которые оказались неправильными?
  • Эта ошибка выявила что-то, о чем вы не знали до ее совершения?
  • Что сработало? Что не сработало?
  • Эта ошибка показала, что вам не хватает навыков? Или практики?
  • Эта ошибка указала на черту характера, которая тянет вас назад? Например, высокомерие или негибкость в мышлении.
  • Что вы сделаете, чтобы не повторять эту ошибку снова?

Изучите свои ошибки, тщательно проанализировав ответы, которые дадите.

Сочувствуйте себе

Как только вы задали себе вопросы и определили уроки, которые можете извлечь из сделанной ошибки, отпустите все оставшиеся отрицательные чувства, которые могут возникнуть; проявите сострадание к себе.

Исследование, проведенное Калифорнийским университетом в Беркли, показало, что сострадание к себе может быть очень полезным. Они выяснили, что те ученики, которые совершили ошибку в тестах и которым позже дали возможность пожалеть себя, быстрее справлялись с и принимались за учебу снова.

Что они делали? Просто повторяли аффирмации. Вот некоторые фразы, которые вы можете использовать в следующий раз, когда совершите ошибку:

  • Мои ошибки не определяют мою личность.
  • Никто никогда не преуспевал в жизни, не совершая ошибок.
  • Ошибки - часть человеческого существования.
  • Я горд тем, что попробовал.
  • Я сделал ошибку, но не собираюсь долго корить себя за это.
  • Теперь я лучше подготовлен к своей следующей попытке.
  • Я благодарен этой ошибке за то, что стал лучше.
  • Я собираюсь понять, в чем заключается ошибка и попробовать еще раз.

Учитесь на ошибках и двигайтесь без страха

Худшее, что может произойти - дать ошибкам возможность влиять на ваши дальнейшие действия.

Ирландский драматург Джордж Бернард Шоу однажды сказал: «Жизнь, наполненная ошибками, не только более почетная, но и более полезная, чем жизнь, потраченная на то, чтобы ничего не делать».

У вас должен быть страх перед отсутствием действием, а не боязнь ошибиться. Даже если вы все тщательно спланировали и избегаете ошибок, рано или поздно они все равно будут. Это абсолютно нормально. Будьте готовы сделать выводы и, вооружившись новыми знаниями, пробуйте еще и еще.

Применяйте пробный подход к жизни

Мир невероятно сложный. Никто, даже самые умные люди на планете, не знают, что будет завтра, ведь слишком много факторов влияют на ближайшее будущее. Метод проб и ошибок - лучшая техника решения проблем на все времена:

  • Когда вы столкнулись с проблемой, примите решение использовать несколько разных подходов.
  • Создайте систематический способ определить, что работает, а что нет.
  • Проанализируйте полученные данные, внесите необходимые изменения и повторите попытку.

Помните, жизнь требует смелых, постоянных экспериментов. Не останавливайтесь. Желаем вам удачи!

Мы все совершаем ошибки, ведь никто из нас не идеален. Но вы никогда не задумывались скольких ошибок можно избежать, если захотеть? Правда, некоторые люди совершают их с тревожной регулярностью. Они ошибаются, встают после падения и бегут прямо в стену… снова. Ой! Какой в этом смысл? Почему мы не учимся на своих ошибках?

Почему мы не учимся на своих ошибках, а затем делаем все возможное, чтобы исправить их? Некоторые люди не могут учиться, потому что у них есть эго размером до небес. Другие слишком заняты, упрямы, злы, разочарованы, смущены или просто ленивы.

Некоторые люди никогда не усваивают урок

Задайте себе вопрос: “Я имею 20 лет опыта или один год опыта, который повторился 20 раз?” Ниже представлены основные 12 причин, почему люди не учатся на своих ошибках. Они говорят:

“Я уже знаю, как это делается” . Некоторые люди думают, что они все это знают и им нечему учиться.

“Я никогда больше не окажусь в такой ситуации” . Некоторые люди отказываются тратить время на изучение ошибки, которая возможно больше не повторится, хотя это скорее всего произойдет.

«В любом случае это не имеет значения” . Некоторые люди считают, что не могут повлиять на большинство неудач, поэтому их изучение — бессмысленно.

“У меня нет времени” . Некоторые люди слишком заняты, чтобы думать, а тем более учиться на своих ошибках.

“Я редко ошибаюсь” . Некоторые люди считают, что они не ошибаются. Очевидно, они никогда не узнают так ли это на самом деле.

“Я всегда так делаю” . Некоторые люди делают что-либо без предусмотрительности. Последнее, о чем они думают — это извлечение уроков.

“Да что они знают?” . Некоторые люди избегают критики, как чумы. Они считают, что если они не знают о своих недостатках, у них их нет.

“Никто мне никогда не говорил об этом” . Некоторые люди живут или работают одни. Они повторяют ошибки, потому что они не знают о них.

“Мне так хорошо” . Некоторые люди имеют странное чувство реальности. Всякий раз, когда они делают ошибки, они убеждают себя в обратном.

“Мне просто не повезло” . Некоторые люди считают, что ошибка — результат неудачи. В этом случае бессмысленно учиться на этом.

“Меня не волнует, как это сделали другие” . Некоторые люди отказываются рассматривать вопрос о том, что было сделано раньше, и уж тем более применять это на практике.

“Я слишком стар, чтобы учиться по-новому” . Некоторые люди думают, что они живут уже слишком долго и у них нет необходимости учиться. Это ошибка!

Рассматривайте каждую ошибку как возможность обучиться новому

Есть так много возможностей учиться на ошибках, вот некоторые из них:

Напомните себе, что ошибки делают вас людьми . Сделать ошибку приемлемо. Просто не позволяйте ей повториться.

Признайте свои ошибки и овладейте ими . Рассматривайте каждую ошибку как возможность обучения, а не источник страха или смущения.

Приветствуйте критику . Относитесь к критике, как к подарку, а не пощечине.

Дайте себе оценку . Жизнь — это классная комната. Каждый раз, заканчивая какое-либо дело, задавайте себе вопрос: «Если бы у меня была возможность сделать это снова, что бы я сделал по-другому?»

Бросьте вызов своему распорядку . Оставьте зону комфорта и не бойтесь меняться. Когда люди не учатся на ошибках, их ошибки часто превращаются во вредные привычки.

Измените свои привычки . Избавьтесь от своих плохих привычек. Практика не сделает вас совершенным, если вы делаете это неправильно.

Подумайте, прежде чем начать что-то делать . Вспомните, делали ли вы это в прошлом, чтобы не пришлось изобретать колесо.

Учитесь у других . Если вы учитесь на ошибках других людей, вам не придется совершать каждую ошибку самостоятельно.

Век живи — век учись

Все, что бы вы не делали, дает возможность учиться, но это не происходит волшебным образом. Вы должны приложить усилия, чтобы поразмышлять о своем опыте и проявить мужество и желание применять полученные знания на практике. Да, это нелегко, но безусловно лучше, чем повторять ошибки вновь и вновь. Учитесь на своих ошибках, будьте умнее. В следующий раз, когда вы сделаете ошибку, выбросьте плохой опыт, но сохраните ценный урок.

Одним из самых главных страхов человека является страх сделать ошибку. Мы все иногда делаем ошибки, но вместо того, чтобы учиться на своих ошибках, мы боимся их.
Одна из причин этого страха - постоянное соперничество друг с другом, конкуренция. Мы сравниваем себя с другими людьми. Чтобы быть лучше, чем другие, мы стараемся делать как можно меньше ошибок и боимся их. Именно в этом проявляется наше стремление быть совершенством, и именно в это наша самая главная ошибка. Вместо того, чтобы признаться себе, что мы сами ответственны за свои поступки и ошибки, мы начинаем сваливать свою вину на других людей, ищем и находим себе оправдания. В таком случае, получается, что наша жизнь зависит от кого угодно, но только не от нас самих.

Чтобы наша жизнь была в наших руках, нужно научиться чувствовать ответственность за все свои поступки и слова. А главное - научиться признавать себя несовершенным. Каждый человек имеет право на ошибки, запомните это. И каждый человек - несовершенен. Если вы признаете свое право быть несовершенным, то сможете по-другому относиться к своим и чужим ошибкам.

Позвольте себе сделать определенное количество ошибок в день, в зависимости от того, как часто вы совершаете их. Например, вам можно сделать завтра 20 ошибок. Так как вы разрешили себе делать ошибки, вы с большей легкостью сможете признаться себе: "Да, я действительно совершил ошибку". Вы почувствуете необыкновенную легкость на душе от этого признания. Вам не нужно будет придумывать оправдания или сваливать вину на других. Если вы сможете признаться в совершении ошибки себе, то и другим сможете сказать об этом. Между прочим, большинство людей, обвиняя вас, ждут от вас именно оправданий. А если вы скажете, что действительно были неправы, то обвинитель не найдет, что вам сказать. Для него это будет неожиданно. Кроме того, за что вас ругать, если вы сами признали ошибку? Конечно, бывают и исключения, вас могут все равно отругать. Но это уже будет ошибка вашего оппонента, а он тоже имеет право на ее совершение.

Постарайтесь не впасть в крайность, оправдывая свои ошибки тем, что вы не совершенны. Задача перед вами совсем другая. Научившись признавать свои ошибки, вы должны научиться извлекать из них пользу. Осознав свои ошибки, вы можете понять, как нужно изменить свое поведение, чтобы этих ошибок не было.

Постарайтесь действовать, как аналитик. Совершив ошибку, не впадайте в панику, не оправдывайте, но и не вините себя. Спросите себя: Что я могу сделать, чтобы этого не было? Как я могу изменить это к лучшему?

Ответив на первый вопрос, вы найдете причину своей ошибки и в следующий раз уже не будете так делать. Ответив на второй вопрос, вы сможете исправить последствия вашей ошибки.

Как Вы считаете, люди учатся на ошибках или нет? И в чём суть ошибок? Так ли плохо совершать ошибки, как некоторые это считают? Эти вопросы очень важны, ведь часто люди, совершая ту или иную ошибку в жизни, очень сильно расстраиваются, и считают, что виноваты не только перед самим собой, но и перед всеми, кто их окружает. Они укоряют себя, нередко даже впадают в депрессию, для некоторых и вовсе совершить ошибку равносильно трагедии. Но так ли это на самом деле, так ли плохо ошибаться или есть всё же в этом плюсы (не зря же говорят — на ошибках учатся). Давайте рассмотрим эти и многие другие вопросы.

Ошибаются все

Очень часто, когда мы ошибаемся, мы считаем, что в чём-то виноваты. Нередко даже не зная в чём именно, мы корим себя за ошибку. Но на самом-то деле, мы забываем, что ошибаемся не только мы – ошибки свойственны всем людям. Но нет, мы считаем себя в чём-то виноватыми, думаем, что мы одни такие на свете – неудачники, и нет нам прощения. Но это неправильно – ошибаются абсолютно все, как бы кто ни говорил. И в этом нет ничего предусмотрительно плохого, так устроена жизнь, что часто мы не можем предугадать последствия. И не только мы, но и все другие люди, которые могут ошибиться.

Ошибок просто не существует

Важно так же понимать, что ошибок как таковых, просто не существует – есть опыт. С другой стороны, опыт может быть положительным, или же негативным. И зря мы считаем, что негативный опыт гораздо хуже позитивного, вовсе нет. Негативный опыт даёт нам возможность пересмотреть какие-то вещи в жизни, понять что-то для себя, вобрать его и не допускать в последующем. От того говорят, что на ошибках учатся. Истинный факт – не было бы этого самого негативного опыта, мы бы и дальше продолжали делать что-либо во вред себе или окружающим людям, но один раз ошибившись, мы не допускаем повтора. Конечно, если сами себе не враги и есть голова на плечах.

Не стоит останавливаться

Многие из нас, совершив ту или иную ошибку в своей жизни, часто считают, что на этом всё – их жизнь окончена и жизненный путь пройден. Но это вовсе не так — ошибки это лишь возможности изменить что-то в своей жизни. И те, кто останавливаются на своём жизненном пути, впадают в унылое, депрессивное состояние, считая, что жизнь не имеет смысл, совершают ещё большую ошибку, чем те, которые не прекращают свой жизненный путь, и дальше стремятся к успеху и процветанию. Поэтому не стоит останавливаться после совершения той или иной ошибки в жизни, даже если этого и очень хочется, нужно решать свои ошибки, набираться опыта и стремиться к лучшему. Не зря же говорят: «на ошибках учатся». Вот и Вы, возьмите максимум опыта из своей ошибки, и продолжайте жить, любить, творить и стремиться к лучшему. И только тогда можно сказать, что чему-то Вы научились.

Об ошибках можно разговаривать ещё очень и очень долго, ведь тема эта действительно актуальна в наше время, где каждый человек может ошибиться. Что ж, мы не идеальны, и все могут ошибаться, но в выигрыше будет лишь тот, кто научится из ошибок извлекать урок, опыт, который может пригодиться в дальнейшем, и который поможет не допускать эту ошибку и дальше. Но тут всё зависит только от Вас, главное — не падать духом, даже если и ошиблись. Не забывайте: на ошибках люди учатся!