Конспект нод по фэмп в старшей группе "путешествие в сказку". Конспект нод по фэмп для детей старшей группы на тему: «поможем колобку

Название:
Номинация: Детский сад, занятие по математике в старшей группе детского сада, Старшая группа

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений детей старшей группы.

Программные задачи: учить создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы).Совершенствовать умение ). Считать предметы на ощупь, считать и воспроизводить количество звуков, движений по образцу и заданному числу (в пределах 10). Закреплять порядковый счет в пределах 10, учить различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них. Развивать глазомер, воспитывать любознательность.

Материал и оборудование: игрушка на руку Петрушка, лошадки – двойки, наборы кубиков разного размера и цвета, картинки образцы, карточки с изображением цифр, цветик – семицветик, спокойная музыка.

Ход деятельности:

Детей встречает Петрушка. Здоровается с ребятами.

Петрушка: сегодня мы с вами отправляемся в путешествие в страну

« Всезнайку». А на чем мы с вами отправимся вы узнаете, если отгадаете загадку:

Бросил палку снизу мишка

Падай в шапку с елки шишка!

Шишка – хлоп по голове-

Стало шишек сразу …(2)

— Правильно, ребята, конечно же это цифра 2. Наше путешествие необычное, поэтому и отправимся мы необычным способом на двойках.

— цифра два лошадка –диво

Мчит размахивая гривой!

Воспитатель предлагает ребятам лошадки – двойки, дети верхом мчатся по кругу.

Петрушка: Вот мы и прибыли в чудесную страну « Всезнайку». Всезнайка необычная страна в ней живет множество заданий. Здесь растут необычные деревья и цветы. Так и хочется сорвать. Ребята хотите здесь поиграть и стать настоящими всезнайками?

— Тогда нам придется поиграть. Вот это игра называется « Выложи орнамент». Посмотрите под деревом лежат наборы с кубиками, из которых можно составить необычные орнаменты. Кубики можно выбирать одного размера, но разного цвета, одного цвета, но разного размера. Вам нужно выложить ритмичный узор, как на образце. (Дети выполняют задание)

Петрушка: Ребята, вы молодцы. У вас все прекрасно получилось. Давайте продолжим наше путешествие. Посмотрите какая прекрасная полянка так и хочется потанцевать. Ну что потанцуем? Но будьте внимательны, как только музыка замолкнет и я покажу карточку с цифрой вы должны хлопнуть (подпрыгнуть). Согласны?

Дети под музыку танцуют с остановкой музыки, Петрушка показывает детям карточку с цифрой 1-5 дети должны хлопнуть в ладоши или подпрыгнуть нужное количество раз.

— какой веселый у нас получился танец. А вам понравилось?

— Да. Очень понравилось танцевать.

Петрушка: А нам пора в путешествие. Посмотрите, какой интересный цветок здесь вырос. Он необычный, у него 7 лепестков и они разного цвета. Как же может называться этот цветок?

— Цветик – семицветик!

Петрушка: Этот цветок попал сюда из одноименной сказки « Цветик – семицветик». Ребята, давайте вспомним, как использовала девочка Женя самый последний лепесток? (Ответы детей)

— Да, ребята, вы правы 7 лепесток оказался самым важным. Девочка Женя пожелала, чтобы мальчик, которого она встретила на улице был здоров.

Давайте мы с вами продолжим путешествие, но сначала оторвем все лепестки и посчитаем от 1 до 7.

Ребята громко считают и продолжают свое путешествие от цветочной поляны к озеру.

Физминутка на озере.

Петрушка предлагает детям поплавать в озере. Дети ложатся на живот, прогибаются в пояснице, разводят руками в воздухе – плывут. Потом выходят на берег и ложатся на спину, закрывают глаза и представляют теплый песочек и пение птиц. Все действия сопровождаются спокойной музыкой.

— Вот мы с вами и отдохнули, позагорали. Пора бы и домой возвращаться. А на берегу посмотрите лежат очень необычные камешки. Они с цифрами от 1 до 10. Чтобы вернуться домой нужно пройти по этим камешкам и посчитать в обратном порядке от 10 до 1.

Петрушка: Теперь вы настоящие Всезнайки. Добро пожаловать в наш любимый детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Что именно понравилось?

Тогда до новых встреч, друзья!

Название:
Номинация: Детский сад, занятие по математике в старшей группе детского сада, Старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 30
Месторасположение: Краснодарский край, Ленинградский район, станица Ленинградская

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста. Тема: В гости к королеве «Математика»

Цель: Выявление элементарных математических знаний, представлений, умений, полученных детьми в течении учебного года.
Задачи
Образовательные
-Формировать навыки количественного, порядкового и обратного счета в пределах 10;
-Уточнить пространственные отношения на, над, слева, справа, за, перед, вверху, внизу
Упражнять в названии последовательности дней недели,
Упражнять в ориентировке на листе бумаги.
Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, сравнивать предметы по высоте
Закрепить представления детей о геометрических фигурах(умения различать геометрические фигуры, сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине); представления о прямой, кривой, ломанной, замкнутой и незамкнутой линиях.
Развивающие
-Развивать у детей логическое мышление, внимание, память, связную речь, умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные
-Воспитывать желание прийти на помощь; умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями сверстников.
Методические приёмы:
Успокаивающие упражнения перед занятием.
Игровой, использование сюрпризных моментов.
Наглядный (использование иллюстрации), демонстрационный и раздаточный материал.
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки.
Демонстрационный материал: «письмо», изображение навесного замка с геометрическими фигурами.
Раздаточный материал: набор геометрических фигур на каждого ребенка с цифрами, елочки по 8 штук на каждого ребенка.

Ход занятия:

Ребята, я очень рада вас видеть. У меня для вас есть интересная загадка
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня …круг.
А покажите мне эту фигуру.. встаньте все в круг!
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им.
Отлично!
А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
1, 2, 3, 4, 5!
Начинаем счет опять: 5 4 3 2 1 -
Дружно мы в кругу стоим!

Ребята, сегодня нам пришло письмо, которое адресовано детям старшей лого группы. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно. Ой, да это же нам пишет королева «Математика»
«Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания.

Ребята, мы поможем жителям математического королевства?
Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну.
А попасть в королевство мы сможем через вот эти ворота..
Ой, ребята, а что это? злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства.
Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.
Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?
(сравнение по форме, цвету, величине)
Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? Предполагаемые ответы детей (круг – не имеет углов).
Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
Проходите за столы, покажите как правильно и красиво надо сидеть
А нас ждет 1-ое задание:
Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи цифр от 1 до 10).
Нелли, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставила.
Миша, попробуй посчитать по другому - обратный счёт от10 до 1.
Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.
какое число вы поставили между числами 7 и 9
какое число вы поставили между числами 1 и 3
какое число вы поставили между числами 4 и 6;
Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;
Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Живые цифры».
Только цифрами будете вы. Каждая цифра должна по сигналу найти свое место.

Игра «Живые цифры».
(Дети заранее не знают свою цифру, цифры лежат на столе перевернутые изображением вниз. Дети бегают по коврику(гуляют), по сигналу воспитателя, они должны взять попавшуюся цифру и встать на свое место).
Воспитатель: Молодцы ребята! Нам надо выполнить второе задание. Злой волшебник погубил все деревья в королевстве и королева математики просит вас ей помочь. Вот только королева математики любит во всем порядок и просит посадить елочки от самой низкой до самой высокой. Ребята выполняют задание
Воспитатель. И со вторым заданием вы успешно справились..
Давайте ознакомимся с третьим заданием. Ой ребята, а здесь математические загадки :
Четыре голубя белых на крыше сидели,
Два голубя снялись и улетели,
Ну-ка, скажите мне поскорей
Сколько осталось сидеть голубей?

Три ромашки-желтоглазки,
Два веселых василька,
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?

На полянке у дубка
Крот увидел 2 грибка.
А подальше у сосны
Он нашёл ещё один.
Ну-ка, кто сказать готов:
Сколько крот нашёл грибов?

На полянке у реки,
Жили майские жуки,
Дочка, сын, отец и мать,
Кто успел их сосчитать?

Пять ворон на крышу сели,
Две ещё к ним прилетели
Отвечайте быстро смело
Сколько всех их прилетело!

Ребята какие же вы молодцы! Сразу видно, что вы любите математику.. Давайте немного отдохнем.. впереди нас ждут испытания потрудней..

Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять! (Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)
Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде. (Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)
Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным
движением одна рука опускается, а другая одновременно - поднимается.)
А теперь давайте вместе
5
Пошагаем все на месте . (Ходьба на месте.)
Воспитатель предлагает отдохнуть на коврике
4-ое задание:
Эта игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил.
Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой
- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку
- нельзя умываться по утрам
- днем ярко светит луна
- утром дети идут в детский сад
- ночью люди обедают
- Вечером вся семья собирается дома
- В неделе 7 дней
- За понедельником следует среда
- после субботы идет воскресение
- перед пятницей стоит четверг
- всего 5 времен года
- Весна наступает после лета
Воспитатель:
5 задание. Злой волшебник заколдовал жителей математического королевства при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдун больше не сможет вредить. У вас на столах разноцветные круги – сложите свой круг на 2 равные части. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края) и с помощью ножниц разделите круг на 2 равные части Как можно назвать каждую из частей? А теперь давайте разрежем каждую вторую часть пополам Как теперь называется полученная часть круга?
Воспитатель Нас ждет последнее 6 задание. Злой волшебник заколдовал любимую картину королевы математики.. посмотрите она совсем на ней нет ни солнца ни цветов... давайте мы ее оживим?
Ориентировка на листе бумаги. Воспитатель раздает детям наклейки и предлагает разместить их согласно указаниям.. над, под, в правом верхнем углу, нижнем левом углу.
Воспитатель: У каждого из вас есть наклейка, слушайте внимательно, где должен располагаться этот предмет.
Ребята «Оживляют» картину.
Молодцы, злые чары сняты!!!
Королева вам очень благодарна за помощь. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным?
Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…
А королева математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок. Заглянем в него?
Посмотрите, это сладкие гостинцы!!!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №156 «Волжаночка» г. Ульяновска

Методическая разработка конспекта занятия

по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП)

в группе старшего дошкольного возраста

«Полет на планету «Математика»».

Составила:

воспитатель 1- квалификационной категории

Ильина Людмила Дмитриевна

г. Ульяновск

2016 г.

Программное содержание:

Цель : учить составлять и решать простые математические задачи и примеры.

Задачи:

    Обучающие:

Закрепить состав числа 9;

Учить составлять арифметические задачи и записывать их решения с помощью цифр;

Закрепить знания детей о геометрических фигурах.

    Развивающие:

Способствовать формированию мыслительных операций, активизировать в речи понятия «сложение, вычитание, плюс, минус, больше, меньше, равно», умению аргументировать свои высказывания;

    Воспитательные:

- воспитывать интерес к математическим занятиям и самостоятельность.

Тип занятия: занятие-путешествие

Форма занятия: НОД (фронтальная, индивидуальная форма организации).

Продолжительность: 30 минут

Участники : дети 6-7 лет, воспитатель, музыкальный руководитель.

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал на каждого ребенка: счетные палочки, набор геометрических фигур, простой карандаш, линейка, иллюстрированные карточки с заданиями, листок в клетку, медальки (шоколадные в коробке), схема дома из геометрических фигур высотой равная 9 см;

Демонстрационный материал: схема дома из геометрических фигур, конверт с заданиями; карточки с изображением математических знаков и цифр, звезда-приглашение из бумаги, геометрические фигуры из бумаги.

Аудио-плеер, мяч, магнитная доска с магнитами.

Предварительная подготовка:

Отгадывание загадок, решение логических и простых арифметических задач, индивидуальная работа.

Методы и приемы работы с детьми:

Игровой (использование сюрпризных моментов);

Наглядный (использование иллюстрированных заданий, схемы);

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

Поощрение, анализ занятия.

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1. Организационная разминка

Направлена на мотивацию детей. На данном этапе была создана непринужденная, доброжелательная атмосфера для сплоченности группы.

3-5 минут

2.Основная часть

Строилась в основном на использовании всех групп методов: игровой, наглядный, словесный, практический, которые отображали одну тематику и были тесно взаимосвязаны между собой и направлены на решение поставленных задач.

20-24 минуты

3.Рефлексия

Осуществление обратной связи с помощью ответов детей на поставленные вопросы педагога по всей совместной работе на занятии.

3-5 минут

Ход занятия:

1.Организационная разминка.

Воспитатель:

(на полу лежит звезда (приложение 1)).

Ребята, посмотрите, к нам прилетела звезда, в ней просят о помощи жители из далекой страны «Математики». Они сообщают о том, что их всех злая колдунья заперла в высокой каменной башне. Освободить жителей можно только, решив некоторые математические задания.

Ну, что, ребята готовы помочь жителям планеты «Математика»?

Да.

Присаживайтесь за столы. У каждого на столе лежат листочки с заданием. (Приложение 2- ракета). Если вы правильно справитесь с заданием, мы сможем узнать, на чем мы отправимся в далекое путешествие.

2.Основная часть.

Воспитатель:

Догадались, что нужно сделать?

(ответы детей)

Правильно! Нужно при помощи карандаша соединить цифры по порядку.

С какой цифры начнем? (1).

После цифры 1 какая цифра следует?(2) и т.д.

Соединили все цифры по порядку. Молодцы!

Что у вас получилось?

(ответы детей)

У всех получилась ракета.

На этой ракете мы отправимся в далекое путешествие на планету «Математики».

(звучит композиция mp 3- NiKiNiT «Полет на луну».)

(конверт с заданиями)

Вот мы и на месте. Посмотрите, вот и конверт с заданиями, которые мы должны выполнить, чтобы освободить местных жителей.

    Задание: «Арифметические знаки»

+ ; - ; = ; > ; < .

    Задание: «Пчелка»

Нужно помочь пчелке собрать нектар. Пчелка берет те примеры в ведерко, в которых ответ получается 9.Для начала нужно решить примеры (с помощью линейки или счетных палочек), ответ у которых получится 9,соединим линью при помощи карандаша с ведерком.

(Приложение 3- пчелка).

(индивидуальная помощь педагога при самостоятельной работе детей)

( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    Задание: «Веселые задачки».

(выкладывание примеров (решение задачи) на столе из раздаточных цифр и арифметических знаков)

    Яблоки в саду поспели,

Мы отведать их успели:

Восемь румяных, наливных,

Один с кислинкой.

Сколько их?

(Восемь румяных, наливных и один с кислинкой).

Какой задан вопрос?

(Сколько всего яблок?).

Для того чтобы узнать ответ, что нужно сделать?

(Надо составить пример:8+1)

( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    Десять веселых медвежат

За малиной в лес спешат,

Но один от них отстал,

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

Какое условие в этой задаче (о чем говорят цифры)?

(10 мишек и 1 из них отстал).

Какой задан вопрос?

(Сколько стало мишек впереди?).

Для того чтобы узнать ответ, что нужно сделать?

(Надо составить пример:10-1)

и сколько получится в ответе.(9)

( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    *** У бабушки Маши

Внучка Даша,

Кот Пушок и собака Дружок.

Сколько внуков у бабушки всего?

(одна внучка, кот и собака – животные)

( опрос детей, исправление ошибок, поощрение) .

    Задание: «Назови соседей цифры».

(устно)

Назовите число за которым следует число 9?(8)

Назовите число, следующее за числом 9? (10)

Назовите «соседей» числа 9? (8,10)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    Задание: «Составь пример»

У вас у каждого на столе лежат разноцветные счетные палочки. Давайте составим примеры на сложение с числом 9.

(самостоятельная деятельность:5+4 ;3+6;4+5;6+3 и т.д.)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    Физкультминутка: 2 раза

(показ ведущего- ребенка)

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

Я прошу подняться вас – это «раз»,

Повернулась голова - это «два»,

Руки вбок, вперед смотри это «три».

На «четыре» – поскакать.

Две руки к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».

Отдых наш – физкультминутка-это,

Занимай свои места.

    Игра «Дни недели».

(дети встают в круг, воспитатель становится в центре круга и бросает мяч детям, задавая им вопросы, после ответа возвращают мяч воспитателю).

Какой первый день недели?

Какой третий день недели? и т.д.

Четверг. Следующий какой день наступает? и т.д.

Какой день считается выходной?

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    Задание: «Загадки»

(о геометрических фигурах, дети отгадки вешают на доску)

    1. Три вершины, три угла, три сторонки - вот и я.(треугольник)

    2. Не овал я и не круг, треугольнику я – друг. Прямоугольнику я – брат, а зовут меня….(квадрат).

    3 . Я как обруч, колесо, как чудесное кольцо, и как просто буква о.

(круг)

    4. Я - почти, как круг – малец, я похож на огурец.(овал)

    5. Четыре угла, как квадрат я имею, но только квадратом назваться не смею. Но все же похож на квадрат, между прочим. У меня две длинные стороны и две – покороче. (прямоугольник)

(опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

    Задание: «Строим дом»

(приложение 4)

(по схеме из геометрических фигур, можно из счетных палочек)

(исправление ошибок, поощрение).

    Задание: «Графический диктант»

(приложение 5-ключ)

У нас осталось последнее задание. У каждого на столе лежат листочки в клетку. Придвиньте к себе поближе, возьмите карандаш и слушайте меня внимательно. На листочке есть черная точка, поставили на точку карандаш. Я буду говорить в какую сторону нужно двигаться и на сколько клеток проводить линии, не отрывая карандаш от бумаги.

И так начнем:

    От черной точки вправо отсчитай 8 клеточек

    Вверх 2 клеточки

    Вправо 4 клеточки

    Вниз 5 клеточек

    Влево 4 клеточки

    Вверх 2 клеточки

    Влево 4 клеточки

    Вниз 3 клеточки

    Влево 1 клеточка

    Вверх 1 клеточка

    Влево 1 клеточка

    Вниз 1 клеточка

    Влево 1 клеточка

    Вверх 3 клеточки

    Влево 1 клеточка

    Вверх 1 клеточка

Что у вас получилось?(ключ)

( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

Молодцы! Этим ключом мы открыли башню и освободили местных жителей.

Королева «Математики» (приложение 6) награждает вас за ваши старания и помощь медальками.9награждение).

Нам пора отправляться назад. Усаживаемся по удобнее, спинки прямые, закрываем глаза.

(звучит композиция mp 3- NiKiNiT «Полет на луну».)

3.Рефлексия.

Ну, вот мы и вернулись. Вы все сегодня хорошо поработали. Давайте вспомним

( опрос детей, исправление ошибок, поощрение).

Где мы сегодня побывали? (в стране «Математика»)

Чем мы сегодня занимались? (решали арифметические примеры, играли, …)

Какое число нам встречалось чаще всего? (9)

Что мы делали впервые? (составляли и решали задачки)

Наше путешествие не прошло даром – вы хорошо потрудились и узнали для себя что - то новое. На этом наше занятие подошло к концу. Всем спасибо, вы – молодцы!

Приложение 1.

(Звезда)

Приложение 2.

( Ракета)

Приложение 3.

(Пчелка)

Приложение 4. (Схема дома из геометрических фигур)

Приложение 5.

(схема ключ)

Приложение 6.

(Королева Математики)

Литература:

1. Комплексные занятия по программе " От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет).

2. Программа " От рождения до школы " под редакцией Н.Е. Вераксы , Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС .

4. https://yandex.ru/images/

Цель:

Формирование у детей интереса к математике посредством игрового занимательного материала.

Обучающие задачи:

Закреплять знания цифр и умения соотносить их с количеством предметов;

Закреплять знания геометрических фигур, умение их классифицировать;

Закреплять временные отношения: неделя, месяц, части суток.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Прививать доброжелательное отношение к сказочным героям, сопереживать им.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по фэмп в старшей группе

«Путешествие в сказку»

Цель:

Формирование у детей интереса к математике посредством игрового занимательного материала.

Обучающие задачи:

Закреплять знания цифр и умения соотносить их с количеством предметов;

Закреплять знания геометрических фигур, умение их классифицировать;

Закреплять временные отношения: неделя, месяц, части суток.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно;

Прививать доброжелательное отношение к сказочным героям, сопереживать им.

Образовательные технологии:

Здоровьесберегающие;

Игровые.

Методические приемы:

Игровой прием – использование сюрпризных моментов.

Наглядный прием – использование наглядного материала.

Словесный прием – напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.

Раздаточный материал: цветные и простые карандаши, листочки с заданиями.

Демонстрационный материал: магнитная доска, интерактивная доска Smart Notebook, учебно-методическое пособие «Блоки Дьенеша», яблоня из природного материала, яблоки с числами и рыбки из картона, ткань голубого цвета (речка), дорожка со следами.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке.

Ход НОД:

В: Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать!

В: Сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся гостям.

В: Много сказок есть на свете,

Сказки очень любят дети,

Все хотят в них побывать

И немножко поиграть.

В: Сегодня мы с вами отправляемся в волшебный мир сказки, а какой сказки – вы узнаете, если отгадаете загадку:

У Машеньки-сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

Д: Гуси-лебеди.

(выставляется картинка – гуси-лебеди с мальчиком)

В: Ребята, вспомните, что случилось в сказке.

Д: …Гуси-лебеди налетели, подхватили мальчика и унесли его на крыльях.

В: Поможем Машеньке, ребята,

Братца ей вернуть обратно?

Д: Да.

В: Нам нужно братца срочно найти,

Но ждут нас преграды на нашем пути.

В: Чтобы преодолеть трудности, для начала проверим свои силы.

Д/и «Отвечай и не зевай»

  • Сколько хвостов у трех котов?
  • Сколько глаз у двух собак?
  • У какой фигуры три угла?
  • Сколько углов у квадрата?
  • Сколько всего дней в неделе? Перечисли.
  • Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера?
  • Назови времена года? Какое сейчас время года?
  • Назови части суток.

В: Молодцы! Вы правильно ответили на вопросы, а значит, готовы к путешествию. Чтобы попасть в сказку, мы должны сказать волшебные слова.

В: В сказке может все случиться,

Наша сказка впереди,

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке «Заходи!».

В: И вот мы очутились в сказке. Побежала девочка братца искать. Долго бегала по полям, по лесам. Видит, стоит печка на пути.

(выставляется картинка печки)

В: Печка-голубушка, скажи-ка нам ты,

Куда гуси улетели?

Куда братца унести посмели?

В: А печка отвечает:

Я вам, дети помогу

И дорогу укажу.

Но и вы мне помогите.

У меня уже давно испеклись вкусные пироги. Помогите разложить их на подносы.

Д/и «Блоки Дьенеша»

В: На синий поднос мы положим все большие толстые, на красный – маленькие тонкие. А в серединку – большие тонкие.

(дети выполняют задание)

В: Молодцы! Справились с заданием. А еще печка говорит, чтобы лесные звери могли попить чаю с пирогами, нужны чашки. Каких чашек не хватает?

Д/и «Найди недостающую фигуру»

В: Чем чашки отличаются друг от друга?

Д: Цветом – синие, красные, зеленые. Ручкой – нет ручки, с круглой, с фигурной.

В: Какой чашки не хватает?

(дети выполняют задание)

В: Молодцы, ребята! Печка говорит вам спасибо за помощь. Куда же гуси унесли братца?

Печка: Подскажет вам яблонька дорогу.

В: По тропинке мы пойдем,

К яблоньке мы придем.

(выкладывается дорожка со следами)

Яблонька-душенька,

Будь нам подруженькой.

Скажи, куда гуси полетели?

Куда братца унести посмели?

В: Яблонька в ответ:

Я скажу, если вы посчитаете мои яблочки.

В: Сколько яблок на дереве?

Д: 9 яблок.

В: Сколько яблок уже упало?

Д: 5 яблок.

В: Каких яблок меньше?

Д: Меньше яблок, которые на земле.

«Выкладывание числового ряда»

В: Давайте сорвем созревшие яблоки. Яблочки необычные у каждого есть цифра. Выложим их по порядку, начиная слева направо.

(дети выкладывают по порядку)

В: Теперь яблонька просит, чтобы вы посчитали, сколько яблок лежит уже в мешках, которые она приготовила для лесных жителей.

(дети присаживаются за столы)

В: Присаживайтесь.

«Соотнесение количества предметов с цифрой»

В: Сначала подготовим наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе девочки и мальчики,

С вами мы подружимся маленькие пальчики.

В: Сколько яблок в первом мешке слева, сосчитай. Поставьте нужное количество точек. Соедините с соответствующей цифрой.

(дети выполняют задание)

В: Яблонька говорит: «Спасибо, ребята, что помогли посчитать мои яблочки».

В: Скажи, куда гуси полетели?

К речке бурной вы придете.

В: Но для начала давайте, ребята, немного отдохнем.

(дети встают из-за столов)

Физкультминутка

Нам пора передохнуть,

Потянуться и вздохнуть.

Покрутили головой

И усталость вся долой.

Вправо, влево повернись.

На соседа оглянись.

Начинаем приседанья.

Раз, два, три.

Напоследок всем известно,

Как всегда ходьба на месте.

К речке быстрой мы придем.

(дети подходят к речке)

В: Речка, речка, помоги, скажи,

Куда гуси полетели?

Куда братца унести посмели?

В: А речка отвечает:

Я, конечно, помогу,

Путь-дорожку укажу.

Но сначала ответьте на мои вопросы. В моей речке плавают рыбки. Какого цвета рыбки плывут направо? Сколько этих рыбок сосчитайте.

Д: Синие рыбки; 4 рыбки.

В: Какие рыбки плывут налево? Сколько рыбок плывет налево?

Д: Оранжевые рыбки; 4 рыбки.

В: Каких рыбок больше?

Д: Одинаковое количество.

В: Молодцы, ребята! Вы правильно ответили.

В: Как нам найти братца, речка?

В: Через речку вы пройдете,

В лес дремучий вы придете.

Там стоит избушка,

Где живет Яга-старушка.

В: Перебраться через речку на другой берег помогут вот такие кочки.

(выкладываются две кочки)

В: Девочки пройдут по одной кочке, а мальчики по другой.

(дети перешагивают через кочки)

В: А вот и избушка Бабы-Яги.

(выставляется картинка)

В: Здравствуй, Баба-Яга! Верни, пожалуйста, братца.

Баба-Яга: Я верну братца, если вы выполните моё задание. Вы готовы?

Д: Да.

В: У меня есть ступа. Она старая стала. Я хочу, чтобы вы мне сделали новую ступу.

Присаживайтесь за столы.

«Обведи по точкам и раскрась»

В: Вам необходимо сначала простым карандашом соединить числа по порядку по точкам, а потом цветными карандашами раскрасить так, как вы хотите, чтобы ступа понравилась Бабе-Яге.

(дети выполняют задание)

В: Вы так хорошо потрудились, что немного устали.

Гимнастика для глаз

Мы так долго рисовали,

Наши глазки так устали.

Наши глазки закрываем (закрывают глаза)

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе детского сада, тема: «Поможем королеве математики».

Антонова Марина Юрьевна МАДОУ № 320

Тема: «Поможем королеве математики».

Образовательные:

Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов; Закрепили умение ориентироваться на листе бумаги;

Закрепили отгадывать математические загадки;

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Развивающие:

Совершенствовать умение анализировать объекты и вычленять из представленного ряда лишний по характерному признаку;

Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине;

Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Предварительная работа с детьми:

Отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач.

Предварительная работа воспитателя:

Подготовить демонстрационный и раздаточный материал.

Подготовить карточки с заданиями, посылку.

Методические приемы:

Игровой прием - использование сюрпризных моментов;

Наглядный метод - использование иллюстраций;

Словесный метод - напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, физкультминутки, поощрение.

Материалы: наборы цифр от 0 до 10 , разнообразный счетный материал (для работы у доски),геометрические фигуры (по количеству детей),Д\И Найди лишний предмет, посылка, клубочек, волшебная палочка, дерево, письма, медвежонок,домики.

Место проведения: группа

Ход занятия:

Организационный момент.

Здравствуйте ребятки, какой сегодня замечательный день,

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте!" друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет!" и "Добрый день!";

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся-

ДОБРОЕ УТРО, РЕБЯТА!!!

II. Введение в тему.

Воспитатель: Ребята утром, приходил почтальон и принес посылку? (воспитатель достает посылку и рассматривает, пытается её открыть).

Воспитатель: Ребята я что то не могу открыть посылку, здесь написано что посылку откроет тот кто знает что изучают на математике?

Дети: геометрические фигуры, цифры знаки.

Воспитатель: Дети посмотрите с вашей помощью мы открыли посылку. (Воспитатель открывает и начинает поочередно доставать предметы).

Воспитатель: Давайте посмотрим что здесь. (достает письмо большое под цифрой 1, письмо маленькое под цифрой 2, клубочек, красивую палочку).

Воспитатель: Вот письмо и вот письмо, клубочек с нитками, палочка какая то, ни чего не понятно, давайте прочитаем письмо, а какое? Они одинаковые?

Дети: Нет, одно большое и стоит цифра 1, а другое маленькое и стоит цифра 2.

Воспитатель: Так какое же письмо откроем первым? (воспитатель выслушивает все ответы и подводит их к правильному ответу)

Воспитатель: Какая цифра стоит первой, а за ней? (Дети отвечают).

Воспитатель: Значит мы открываем письмо под номером 1.

Воспитатель читает письмо. « Дорогие ребята! Это королева математики. Моё королевство заколдовала злая колдунья, сделала невидимым и всех жителей, а меня спрятала в своем замке. Мне рассказала одна птичка, которая прилетала к вам за помощью, что у вас очень дружная и смелая группа и что только вы сможете спасти меня и расколдовать королевство. Для этого я вам прислала небольшие подсказки: карту, волшебный клубок и волшебную палочку, а добраться вы сможете на волшебном ковре самолете и только волшебной палочкой вы сможете превратить его в волшебный. Я вас очень жду. Слова для волшебной палочки:

«Убурру, курубурру, тандарра - адабарра, фарадон, гарабадон. Появись, над волшебной страной».

Воспитатель: Ну что ребята мы поможем королеве математики?

Воспитатель: Тогда все садимся на наш ковер, закрываем глаза, я взмахиваю палочкой «Убурру, курубурру, тандарра - адабарра, фарадон, гарабадон. Появись, над волшебной страной».

Воспитатель: Открываем глаза мы, кажется, прилетели, но что это ни чего не изменилось. Посмотрите ребятки. (Дети осматриваются и ни чего не находят).

Воспитатель: Ну правильно ребятки она же не видимая. Открываем маленькое письмо. (воспитатель достает письмо и рассматривает его, на письме нарисован клубочек).

Воспитатель: Посмотрите дети здесь клубочек нарисован и написано вы за ниточку возьмитесь и направо повернитесь три шага вперед и повернитесь наоборот, но ниточку из рук не выпускайте. (Все выполняют эти движения). На столе лежит коробочка, накрытая покрывалом).

Воспитатель: Посмотрите дети коробка, откроем ее? Из коробки высыпаются цифры и листочек.

Воспитатель: Что-то здесь написано, прочтем?

Воспитатель: В этих домиках живут цифры, но они все перепутались и не знают кто в каком доме живет, поможем расставить цифры по порядку, в свои дома? Давайте сосчитаем.

Дети считают, воспитатель выкладывает цифры по домам.

Воспитатель: Ну что мы справились с заданием?

Воспитатель: На листочке написано, что мы должны отгадать куда идти дальше. Взялись за ниточку и слушаем какая цифра стоит перед цифрой 5. (Дети называют воспитатель достает нужную цифру).

Воспитатель: Какая цифра стоит после цифры 2, Какая цифра стоит перед цифрой 7. Итак у нас 3 цифры и подсказка 4 шага вперед, 3 шага влево, 6 шагов вправо.

(на столе сидит медвежонок, покрытый покрывалом, воспитатель убирает покрывало. В руках у медвежонка письмо).

Воспитатель берет листочек и читает: «Колдунья заколдовала нашу волшебную полянку из фигур, но узоры сбежали и спрятались. (Воспитатель достает коробку и открывает ее, достает из нее геометрические фигуры воспитатель читает загадки).

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны, -

Ну, пожалуй, и довольно! -

Что ты видишь? (Треугольник.)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины,

Вам представить его рад,

А зовут его …(Квадрат.)

Ни угла, ни стороны,

А родня - одни блины … (Круг.)

Четыре угла, как квадрат я имею,

Но только квадратом назваться не смею,

И всё же, похож на квадрат,

Между прочим, две длинные стороны,

И две покороче… (Прямоугольник.)

Воспитатель: Как назвать одним словом?

Дети: Геометрические фигуры.

Воспитатель: А чем эти фигуры отличаются друг от друга? (формой, цветом, размером)

Воспитатель: В письме написано как их разложить, но с начало мы немножко разомнемся и сделаем зарядку.

Физминутка.

Разминая поясницу,

Мы не будем торопиться.

Вправо, влево повернись,

На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)

Чтобы стать ещё умнее,

Мы слегка покрутим шеей.

Раз и два, раз и два,

Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)

Раз-два-три-четыре-пять,

Ноги надо нам размять. (Приседания.)

Напоследок, всем известно,

Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)

От разминки польза есть?

Что ж, пора на место сесть.

Воспитатель: А сейчас сядем за стол и каждый разложит свою поляну.

(дети садятся за столы, воспитатель читает инструкцию).

Воспитатель: Положите квадрат в правый верхний угол листа, треугольник в нижний левый, овал в центр, прямоугольник в правый нижний, круг в левый верхний. Ну что ребята справились? А давай те ребята проверим? (воспитатель спрашивает у выбранных детей по одному, кто куда положил свои геометрические фигуры с полным описанием своих действий).

Воспитатель: А теперь возьмемся за нить. Сколько всего мы разложили геометрических фигур?

Дети отвечают.

Воспитатель: А вот и следующая подсказка. (Воспитатель берет цифру 5 и на обратной стороне читает).

Воспитатель: Сделайте 5 шагов влево. (Стоит дерево, покрытое покрывалом, на нем висят 2 конверта, воспитатель снимает и читает 1).

Воспитатель: Здесь написано поиграйте и угадайте.

Д\И Найди лишний предмет. (Воспитатель показывает картинки, дети отгадывают, что лишнее).

Воспитатель снимает 2 письмо и читает: « Ну что ж ребята вы справились, мое королевство и жители расколдованы и я теперь освобождена. Вы справились. Спасибо».

Воспитатель: Но где же королевство математики? Где королева математики, где жители?

Дети как вы думаете вы его видите. (дети отвечают недоумением).

Воспитатель: А теперь скажите мне, что изучает математика?

Дети: Цифры, знаки, геометрические фигуры.

Воспитатель: Так значит мы с вами как только начинаем математику, то сразу попадаем в королевство математики и к ее жителям, а королевой является знания, которые мы получаем. Вы согласны со мной?

Воспитатель: Но тем не менее нам надо возвращаться в садик. Возьмемся за ниточку сядем на ковер, закроем глаза, скажем волшебные слова«Убурру, курубурру, тандарра - адабарра, фарадон, гарабадон. В садике появись, открываем глазки и вот мы в садике.

Подводится итог деятельности.

Воспитатель: Ну что ребята где мы сегодня были? Зачем мы туда отправились? А что мы там делали? А нашли мы королевство? Расколдовали жителей? А справились с заданиями? А что вам понравилось больше?

Ответы детей.

Воспитатель: Но это еще не все, королева математики оставила вам сюрприз. (Воспитатель достает корзинку, в ней конфеты и коробки с различными д\и по математике).

Воспитатель: А это вам что бы вы чаще попадали в королевство математики.