Когда учить ребенка читать? Как и когда учить ребенка читать

Есть трешка, комнаты 10 квадратов, 14 и 19. И дети 1 год, 12 лет - девочки, 14 лет мальчик. Сейчас у старших детей по комнате, а родители с малышкой в большой. Планировала годика в 2 отселить малышку к средней, но неожиданно дочь заявила, что она ей там не нужна. И что-то не соображу, куда малышку теперь девать.
А как у Вас живут дети, если по комнате на каждого не получается?

404

татьяна конюхова

Прочитала тему " Как Вы поняли, что беременны". Удивилась, что бывает, когда первым, кто узнал об этом чуде был не муж., и стало интересно, а кому первому Вы рассказали о беременности? Если что, для меня не актуально, я уж точно не планирую)), просто интересно)

185

sveta de

Девочки купили тур на кубу,лететь 14 часов. Ребенок летит естественно с нами.Скажите кто-нибудь летал с ребенком 1.9 года?Как перенесли перелет?Расскажите как развлекали и что ели ваши детки.Кто не одобряет наш перелет просьба пройдите мимо темы.Заранее всем спасибо

152

Светлана Кареткина

Посоветоваться хочу. Моя вторая свекровь в общем и целом милая женщина, но у нее похоже какое-то расстройство психики. Она давно не работает, когда-то работала медсестрой в гнойной хирургии (свекр зарабатывает более чем достаточно), целыми днями сидит дома и занимается чистотой. их квартира сияет снизу доверху, я даже в операционной не видела такой чистоты как у нее в ванной кухне и туалете. у нее есть специальные тряпочки и моющие и дезинфецирующие средства для всего, импортные и дорогущие. Все бы это было наплевать, но иногда мы вынуждены ходить к ним в гости. Это происходит как в фильмах про эпидемию вируса эбола.

В общем с соседями коридоре (там тоже чистота и стерильность, соседи выдрессированы и переобуваются снаружи) нас разувают и раздевают с нас верхнюю одежду. Для обуви выдаются специальные пластиковые мешки. Нам выдаются тапочки, которые после нашего ухода обрабатывают паром из отпаривателя и спец.средством. нашу верхнюю одежду убирают в чехлы и вместе с обувью выставляют на балкон. До этого момента меня ничего не напрягает. Но дальше хуже.

В комнате рядом с прихожей нам выдают домашнюю одежду, в которую надо переодеться. Наши джинсы и кофточки, в которых мы пришли, у девочек платья-сарафаны - все убирается в пакеты. Надеваем все чистое, которое после нашего ухода все стирается и обрабатывается отпаривателем. Муж даже носки переодевает. Хорошо хоть трусы можно оставить те в которых мы пришли.

Потом мы все гуськом идем в ванную. Там средства для мытья рук. С дезинфектором, какие-то специальные которыми хирурги моют руки перед операциями. Моем со средством и со щетками. Потом умываемся обязательно! Моем лица, уши. Только после этого, вытеревшись чистыми полотенцами которые тут же после вытирания выбрасывают в корзину для грязного, подставляем щеки для поцелуев.

Туалет для гостей отдельный. В свекровский ходить нельзя ни по маленькому ни по большому. Я как-то сходила на заре нашего знакомства несколько лет назад, так свекровь прямо при мне весь вечер провела за выдраиванием всего туалета с хлоркой, даже потолки по-моему помыла.

Свекр ко всему этому привык. муж тоже. Говорит что раньше она не была такой помешанной, хотя чистоту всегда обожала, но с возрастом это усиливается (ей 62 года). Девочки вроде тоже нормально относятся. хихикают. А меня прямо все это бесит до невозможности. Стараюсь отправлять своих в гости без меня, мужа и двух младших (старшая от предыдущего брака, ее лишний раз свекровь тоже видеть не горит желанием). Но не всегда удается. На нейтральной территории последние три года не встречаемся вообще, свекровь не любит без скафандра выходить из дома. Кафе и рестораны вообще ужас и смерть от инфекций в муках. Готовит она все только супер-термо-обработкой, все разваренное и распаренное чтобы убить всю инфекцию, не дай бог свежие фрукты и овощи, никогда! Есть короче это очень трудно. Но свекр с мужем мне подмигивают и уговаривают не обижать хозяйку, и девочек заставляют.

Однажды я сдуру решилась поехать в путешествие вместе со свекрами, никогда не была за границей а тут предложили в ОАЭ. Это был ужас, все обрабатывалось стерильными салфетками с антисептиком даже посуда из которой мы ели, и девочек она протирала каждые пять минут, у средней (младшей еще не было тогда) на антисептик началась аллергия, в общем стараюсь эту поездку не вспоминать.

И вот я для чего пишу. Узнала, что в последние несколько раз когда девочки оставались ночевать у свекров в выходные, свекровь девочек опять обрабатывала дезинфецирующим раствором от которого у средней опять красные пятна на лице, на шее и по линии роста волос (она им голову что ли этим раствором мыла я не знаю?!), все вещи адски пахнут хлоркой, особенно обувь внутри. Я не могу больше. Она сошла с ума как мне кажется. Не могу девочек не пускать туда, только старшую могу дома оставлять, и никакого скандала тогда не будет. А если я младших не дам, то будет апокалипсец. Но каждый раз она их протирает этим адским говном! Я пробовала давать свои лосьоны с собой, чтобы она кожу ими протирала, но она говорит что это все не работает от уличной инфекции,а с улицы можно даже столбняк и сибирскую язву принести. Что делать подскажите я уже устала и девочек жалко. Справку от дерматолога я уже брала, написали - экзема какого-то неуточненного генеза код 10, исключить моющие средства содержащие такие-то вещества (и там перечень химических названий), но свекровь сказала что экзема у младшей не от них а это оттого что я во время беременности не соблюдала гигиену ((((

136

Сейчас принято считать, что начинать полноценное обучение ребенка нужно с 6-7-летнего возраста. Дошкольник в этом возрасте уже достаточно самостоятелен, способен ухаживать за собой, умеет и понимает многое. Активное восприятие ребенка увеличивается, и достигает 7-10 минут. Все это означает, что малыш готов к обучению. Но начинать готовить его к этому моменту нужно задолго до школьного возраста. Сегодня предлагаю обсудить, когда начинать учить ребенка читать, и как сделать это лучше всего.

В каком возрасте нужно учить ребенка читать?

В последнее время появилось немало педагогических и психологических исследований на тему, когда начинать учить ребенка читать. Авторы этих исследований, практически в один голос настаивают на том, что обучение ребенка следует начинать в самом младшем дошкольном возрасте. Как утверждают ученые мужи, наилучшим для этого моментом, считается трехлетний возраст малыша. Нельзя не согласиться с очевидным фактом, что ребенок в трехлетнем возрасте кажется совсем крошечкой. Поэтому, предвидя удивленный вопрос родителей и возмущение «Зачем так рано?», предлагаю разобраться в этом подробнее, прежде чем говорить о том, как ребенка научить читать. Для начала хочется отметить, что ответ кроется в некоторых, уникальных особенностях развития ребенка именно в этом возрасте.

Психологические особенности деток в 3 года

Психологи считают возраст 3-х лет кризисным в отношении развития ребенка. Именно в это время Ваше чадо окончательно формируется как личность. Безусловно, малыш еще очень многого не умеет, а, следовательно, заниматься полноценным обучением в этом возрасте пока рановато. Зато Ваша трехлетняя кроха уже вовсю познает мир и осознанно заявляет о собственном «Я». Данный период развития маленького человечка носит вполне соответствующее название – «возраст почемучки». Детки, уже научившиеся разговаривать, начинают с большой активностью познавать окружающий мир и впитывают в себя все как губка.

Пространственное мышление, логика и память

Очень важно этот этап развития малыша не пропустить, ведь именно начиная с трехлетнего возраста, происходит формирование задатков логического и пространственного мышления. То есть, ребенок начинает образно мыслить, понимать, что предметы объемные, может их описать и представить. Логическое начало развития проявляется в тот момент, когда Ваша дочь или сын начинают задавать череду вопросов, которые вытекают один из другого. К примеру, диалог подобного типа:

– Мама, что это? – спрашивает малыш, показывая на «лежачего полицейского», через который перекатывается с осторожностью автобус.
– Малыш это «лежачий полицейский», – говорите Вы.
– А почему лежачий? – снова спрашивает он.
– Потому что на дороге лежит.
– А почему полицейский? – ни как не угомонится малыш.
– Потому, что его так назвали.
– А кто его так назвал…..

Кроме логического и пространственного мышления у ребенка в трехлетнем возрасте активизируется память. Ребенку очень важно запомнить непременно все ответы, которые он получил на свои вопросы. Именно поэтому малыш может многократно и неустанно спрашивать одно и то же у родителей. Он учится, он познает, он запоминает. Все что требуется от Вас – это только помочь своей крохе в этом. Это идеальный момент, когда начинать учить ребенка читать. Воспользуйтесь этим и «возраст почемучки» позволит достаточно легко научить ребенка основам чтения.

Для чего учить ребенка читать в 3 года?

Есть, как минимум три аргумента в пользу начала обучения чтению малыша с трехлетнего возраста.

Во-первых, так Вы разовьете память, логику и воображение ребенка – для чего необходимо, думаю, объяснять не надо.

Во-вторых, сможете значительно расширить кругозор Вашей крохи, а значит, заложите основы умения общаться и не просто отстаивать, а аргументировать свою точку зрения.

В-третьих, избежите серьезных проблем, которые могут незаметно наступить через 3 года тогда, когда Ваш малыш пойдет в школу. Ведь в первом классе читать понадобится не один только букварь, а также и условия задачек по математике. Можете представить, сколько будет уходить у него времени, чтобы прочитать условие, осознать прочитанное и приступить к решению. Другие детки за это время смогут уже и переписать задачу в тетрадь, и приступить к ее решению. Пусть Ваш малыш отличается от других, чем-то хорошим.

Как быстро научить ребенка читать по слогам?

«Это невозможно в 3 года!», – парируют некоторые родители, и будут неправы. Еще как возможно и при этом без каких-либо психологических травм для ребенка, без корпения над букварем и значительных усилий.

Учим буквы.

Очевидно, первое, что должно быть в Вашем плане, цель у которого, как ребенка научить читать – это выучить буквы. Чтение без знания букв просто невозможно. И уже здесь есть одна маленькая, но очень важная особенность, не зная которой можно только усугубить процесс обучения малыша. Когда Вы озвучиваете буквы ребенку, ни в коем случае не проговаривайте их следующим образом: «вэ», «гэ», «дэ» и прочее. Нельзя этого делать, если хотите быстро научить ребенка читать. Буквы произносить для ребенка следует так, как они звучат – не названия букв, а их звуки: «в», «г», «д» – четко и отрывисто, когда это согласные и слегка растягивать гласные звуки: «а-а», «и-и», «ю-ю»….

Если же нарушите это простое правило, тогда ребенку будет сложно соединять буквы в слог, он не сможет делать этого долгое время, так как просто понимать не будет, почему букву «вэ» или «гэ» в слове следует произносить иначе. Почему, например, слово «мама», должно читаться именно так, а не «мэамэа». Объяснить ему потом, разницу между названиями букв и самими буквами будет сложно, он будет теряться, расстраиваться, и может просто невзлюбить и чтение, и обучение в принципе.

Обязательно повесьте в комнате дочери или сына красочный красивый плакат с алфавитом. Приобрести такой, можно легко в любом канцелярском или книжном магазине. С помощью наглядности Вы сможете активизировать и тренировать пассивную память малыша, так как ребенка будет всегда на буквы «наталкиваться» взглядом, и подсознательно запоминать их. Такова особенность детского восприятия, основанная на тяге ко всему яркому и интересному: картинкам, рисункам, цветам, бабочкам.

Вне зависимости от возраста ребенка, он нуждается в ярком, наглядном, методически грамотно составленном материале. Эффективные наглядные пособия для того, как быстро научить ребенка читать – это красочные кубики с изображенными буквами и картинками (можно и только с буквами). Отлично подойдут пластмассовые буквы (включающие полный алфавит, который выполнен в нескольких цветах, например, разделяя гласные и согласные разными оттенками). Идеальный выбор – алфавитный набор со специальной магнитной доской, или набор букв разного цвета на магнитиках, например, для построения слогов, слов и предложений, крепя их на холодильнике. Хорошим подспорьем для того, как научить читать ребенка служат раскраски с буквами и прочее.

Складываем буквы в слоги.

Очень важно понимать родителям малыша, как ребенка научить читать правильно, ведь от этого напрямую зависит, насколько дошкольник будет быстро ориентироваться в каких-то других предметах. Когда малыш запомнит буквы, смело начинайте складывать их в слоги.

Для того, как быстро научить ребенка читать, не затянув этот процесс на долгие месяцы, рекомендуем купить буквы или сделать самостоятельно алфавит из картона. Делая самостоятельно, не забудьте раскрасить согласные и гласные звуки в разные цвета, так ребенок и поймет, что они отличаются и сможет легче и быстрее ориентироваться, когда нужно будет искать нужную букву в их многообразии.

Как быстро научить ребенка читать по слогам играючи.

Очень важно, чтобы занятия с малышом непременно были построены в виде игры. То есть, учить ребенка читать мы будем играя.

Например, сыграйте с малышом в «веселый лифт». Для этого постройте столбик из 6-7 букв, согласных, выложив их в высоту в ряд на полу, а для составления слогов возьмите для начала букву «а». Данный столбик пусть будет своеобразным «лифтом» в домике, а буква «а» – «кабинкой» этого лифта. Начинаем веселое «катание буквы». Перемещайте «а» по «лифту», размещая возле каждой согласной буквы, озвучьте слог, попросите Вашего малыша повторить его. Доберитесь до самого верхнего этажа, а затем пустите «кабину» ехать вниз. Проговаривайте поочередно каждый слог.

Позвольте малышу первому назвать, то, что он прочитает, но не давите на него, если не сможет сделать это сразу, и не затягивайте ожидание – подскажите ему или просто напомните, и двигайтесь дальше. Не заостряйте внимание на неудачах и воодушевленно хвалите за то, что ему удается.

Отводить на игру нужно столько времени, сколько малышу будет интересно этим заниматься. Потом игру на один-два дня отложите, а затем достаньте снова. Подобная форма обучения ребенку не надоест, поэтому малыш будет все новые слоги читать с интересом.

Как только, Ваша дочурка или сынишка сможет самостоятельно прочесть простые прямые слоги, переходите слогам к обратным. Пусть теперь буква «а» «путешествует» перед согласными буквами, образуя слоги «аб», «аг», «ад» и прочее. Разложите буквы свободно, теперь «а» в вашей игре будет «лодочкой», а согласные буквы – «пристанями». С помощью такого «звукового кораблика» Вы сможете учить ребенка читать обратные слоги, а это означает – краткий путь к полноценному чтению сначала слов, предложений, а затем детских сказок и мировой литературы.

Как научить читать ребенка, осознавая смысл слов

Буквально через два-три месяца регулярных занятий Ваша трехлетняя кроха сможет уверенно читать слова по слогам в красочном букваре или другой яркой книжке, адаптированной специально для дошкольников.

Начинать учить ребенка читать слова целиком нужно после того, как малыш научился воспроизводить слоги. Для начала лучше предлагать для чтения слова, слоги в которых состоят из двух букв, то есть открытые слоги: «ма-ма», «ка-ша», «по-го-да», «ра-бо-та». На первых порах не предлагайте малышу слова длиннее трех простых слогов. Подключайте смесь из обратных слогов: «юла», «яр», «ил», и тому подобных. Затем изучите слова с закрытыми слогами: «дом», «сом», «ком». После того, как это начнет хорошо получаться у ребенка, можно переходить к более длинным и сложным словам в сочетании разных слогов: «домик», «мышка», «сестра», «школа», «стручок», «ручеек».

Обязательно обсуждайте с ребенком каждое из прочитанных им слов. Повторяйте это слово вместе, нарисуйте рисунки, изобразив данный предмет, или событие, о котором малыш только что прочитал. Это опять-таки добавит в процесс обучения игровой момент, сформирует образы и воспоминания связанные с этим словом, а, значит, помогут ему при встрече с этим словом в следующий раз, прочитать его быстро и без усилий.

Таким образом, вы сможете не только быстро научить ребенка читать до 3,5 лет, причем довольно уверенно, а также добьетесь того, что малыш полюбит процесс чтения, зародите в нем тягу к знаниям и учебе. Безусловно, приобретенный навык необходимо будет постоянно поддерживать, поэтому старайтесь регулярно заниматься со своим умным сынишкой или сообразительной доченькой. Научившись в трехлетнем возрасте читать, придя в школу, ребенок будет читать книги бегло, и уже в первом классе сможет радовать Вас и своего учителя правильным, выразительным чтением. Конечно, учить ребенка читать не легко, но Ваши усилия и потраченное время окупятся с лихвой, ведь он – Ваше будущее, а заботиться о будущем нужно сегодня.

И еще немного о том, как ребенка научить читать:


Есть трешка, комнаты 10 квадратов, 14 и 19. И дети 1 год, 12 лет - девочки, 14 лет мальчик. Сейчас у старших детей по комнате, а родители с малышкой в большой. Планировала годика в 2 отселить малышку к средней, но неожиданно дочь заявила, что она ей там не нужна. И что-то не соображу, куда малышку теперь девать.
А как у Вас живут дети, если по комнате на каждого не получается?

404

татьяна конюхова

Прочитала тему " Как Вы поняли, что беременны". Удивилась, что бывает, когда первым, кто узнал об этом чуде был не муж., и стало интересно, а кому первому Вы рассказали о беременности? Если что, для меня не актуально, я уж точно не планирую)), просто интересно)

185

sveta de

Девочки купили тур на кубу,лететь 14 часов. Ребенок летит естественно с нами.Скажите кто-нибудь летал с ребенком 1.9 года?Как перенесли перелет?Расскажите как развлекали и что ели ваши детки.Кто не одобряет наш перелет просьба пройдите мимо темы.Заранее всем спасибо

152

Светлана Кареткина

Посоветоваться хочу. Моя вторая свекровь в общем и целом милая женщина, но у нее похоже какое-то расстройство психики. Она давно не работает, когда-то работала медсестрой в гнойной хирургии (свекр зарабатывает более чем достаточно), целыми днями сидит дома и занимается чистотой. их квартира сияет снизу доверху, я даже в операционной не видела такой чистоты как у нее в ванной кухне и туалете. у нее есть специальные тряпочки и моющие и дезинфецирующие средства для всего, импортные и дорогущие. Все бы это было наплевать, но иногда мы вынуждены ходить к ним в гости. Это происходит как в фильмах про эпидемию вируса эбола.

В общем с соседями коридоре (там тоже чистота и стерильность, соседи выдрессированы и переобуваются снаружи) нас разувают и раздевают с нас верхнюю одежду. Для обуви выдаются специальные пластиковые мешки. Нам выдаются тапочки, которые после нашего ухода обрабатывают паром из отпаривателя и спец.средством. нашу верхнюю одежду убирают в чехлы и вместе с обувью выставляют на балкон. До этого момента меня ничего не напрягает. Но дальше хуже.

В комнате рядом с прихожей нам выдают домашнюю одежду, в которую надо переодеться. Наши джинсы и кофточки, в которых мы пришли, у девочек платья-сарафаны - все убирается в пакеты. Надеваем все чистое, которое после нашего ухода все стирается и обрабатывается отпаривателем. Муж даже носки переодевает. Хорошо хоть трусы можно оставить те в которых мы пришли.

Потом мы все гуськом идем в ванную. Там средства для мытья рук. С дезинфектором, какие-то специальные которыми хирурги моют руки перед операциями. Моем со средством и со щетками. Потом умываемся обязательно! Моем лица, уши. Только после этого, вытеревшись чистыми полотенцами которые тут же после вытирания выбрасывают в корзину для грязного, подставляем щеки для поцелуев.

Туалет для гостей отдельный. В свекровский ходить нельзя ни по маленькому ни по большому. Я как-то сходила на заре нашего знакомства несколько лет назад, так свекровь прямо при мне весь вечер провела за выдраиванием всего туалета с хлоркой, даже потолки по-моему помыла.

Свекр ко всему этому привык. муж тоже. Говорит что раньше она не была такой помешанной, хотя чистоту всегда обожала, но с возрастом это усиливается (ей 62 года). Девочки вроде тоже нормально относятся. хихикают. А меня прямо все это бесит до невозможности. Стараюсь отправлять своих в гости без меня, мужа и двух младших (старшая от предыдущего брака, ее лишний раз свекровь тоже видеть не горит желанием). Но не всегда удается. На нейтральной территории последние три года не встречаемся вообще, свекровь не любит без скафандра выходить из дома. Кафе и рестораны вообще ужас и смерть от инфекций в муках. Готовит она все только супер-термо-обработкой, все разваренное и распаренное чтобы убить всю инфекцию, не дай бог свежие фрукты и овощи, никогда! Есть короче это очень трудно. Но свекр с мужем мне подмигивают и уговаривают не обижать хозяйку, и девочек заставляют.

Однажды я сдуру решилась поехать в путешествие вместе со свекрами, никогда не была за границей а тут предложили в ОАЭ. Это был ужас, все обрабатывалось стерильными салфетками с антисептиком даже посуда из которой мы ели, и девочек она протирала каждые пять минут, у средней (младшей еще не было тогда) на антисептик началась аллергия, в общем стараюсь эту поездку не вспоминать.

И вот я для чего пишу. Узнала, что в последние несколько раз когда девочки оставались ночевать у свекров в выходные, свекровь девочек опять обрабатывала дезинфецирующим раствором от которого у средней опять красные пятна на лице, на шее и по линии роста волос (она им голову что ли этим раствором мыла я не знаю?!), все вещи адски пахнут хлоркой, особенно обувь внутри. Я не могу больше. Она сошла с ума как мне кажется. Не могу девочек не пускать туда, только старшую могу дома оставлять, и никакого скандала тогда не будет. А если я младших не дам, то будет апокалипсец. Но каждый раз она их протирает этим адским говном! Я пробовала давать свои лосьоны с собой, чтобы она кожу ими протирала, но она говорит что это все не работает от уличной инфекции,а с улицы можно даже столбняк и сибирскую язву принести. Что делать подскажите я уже устала и девочек жалко. Справку от дерматолога я уже брала, написали - экзема какого-то неуточненного генеза код 10, исключить моющие средства содержащие такие-то вещества (и там перечень химических названий), но свекровь сказала что экзема у младшей не от них а это оттого что я во время беременности не соблюдала гигиену ((((

136

Все без исключения родители радуются, когда их малыш учится чему-то новому.

Любые, даже малейшие, победы становятся поводом для гордости, о них непременно рассказывают всем знакомым и друзьям.

Многие современные психологи отрицательно отзываются о раннем развитии ребёнка, так как считают, что в этом процессе не учитываются психологические особенности.

Развитие и состояние психики ребёнка 100 лет назад и сейчас не имеют каких-либо отличий.

Ни один родитель или педагог не в состоянии ускорить или другим образом повлиять на психологические процессы в организме своего ребёнка.

Абстрактные образы, такие как буквы или цифры, ребёнок не способен воспринимать до 6 лет. Его нервная система имеет программу, которая генетически заложена, и в определённые моменты приходит момент развития тех или иных структур мозга.

В 5-6 лет у ребёнка развито наглядно-образное мышление. Он воспринимает только то, что мог видеть и чувствовать на протяжении своей маленькой жизни.

В 3-4 года такие понятия, как буква, слово, слог, не воспринимаются ребёнком. Он может сложить буквы в слоги и механически запомнить их написание. Но прочитать какое-то простенькое предложение и тем более его понять для малыша пока невозможно.

Ещё одним важным аспектом является то, что основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно игры готовят малыша чувствовать окружающий мир, понимать людей, выражать свои мысли. Если неосознанно, а тем более необдуманно нарушить эту «игровую» деятельность, можно достаточно сильно навредить становлению личности ребёнка.

Швейцарский психолог Жан Пиаже выделяет три периода психологического развития у детей:

  • сенсорно-моторный (от рождения до двух лет) – формирование тактильных чувств и физических ощущений;
  • образный (от двух до семи лет) – на первом плане игра и освоение языка, формируется самооценка;
  • логический (от семи лет до одиннадцати лет) – выстраиваются логические умозаключения.

Конечно, для освоения чтения лучше всего подходит третий период. Но несмотря на это, многие современные родители стремятся как можно раньше научить своего ребёнка читать.

Раннее развитие: плюсы и минусы

Последнее десятилетие словосочетание раннее развитие можно всё чаще услышать из уст новоиспечённых родителей.

Сторонники такого развития утверждают, что самым оптимальным является возраст от 3 месяцев до 3 лет.

Японская Ассоциация раннего развития даже выпустила книгу под названием «После 3 уже поздно», которая убеждает современных мам и пап в необходимости такого развития.

Психологи считают, что такое стремление – как можно быстрее научить ребёнка всему и сразу – продиктовано неуверенностью родителей. Ими движет собственная нереализованность и жизненная неудовлетворённость. Поэтому сделать из своего чада вундеркинда становится просто целью всей их жизни.

Раннее развитие имеет не только свои плюсы, как утверждает Ассоциация, но и минусы. В качестве плюсов можно выделить:

  1. Общение с ребёнком. Какими бы сложными ни были занятия и уроки чтения, малыш проводит время с любимыми родителями. Такое общение необходимо и положительно сказывается на психологическом развитии ребёнка.
  2. Новая информация. Во время занятий чтению ребёнок узнаёт много нового и интересного для себя. Конечно, он и без раннего чтения познакомится с предметами и явлениями. Но развивающие книжки сделают этот процесс интереснее.
  3. Развитие мозга. Так как занятия по обучению чтению развивают ребёнка, его мозг тренируется без напряжения и всё схватывает на лету. Это поможет в школьные годы уменьшить нагрузку и успешнее справляться с учебными задачами.
  4. Приобретение полезных навыков. Раннее развитие – это тренировка мышления, освоение новых умений и навыков, развитие логики. Это «фундамент» для дальнейшего обучения. Следующие знания не смогут занять прочное место, если нет подготовки.
  5. Повышение самооценки. Похвала нужна и мамам и деткам. Когда родители занимаются с малышом, то осознание, что они делают что-то полезное, поднимает настроение. Да и ребёнок, чувствуя гордость родителей и слыша ласковые слова, стремится к новым победам.
  1. Родители увлекаются. Для них раннее развитие – своеобразная гонка и способ самореализации. Они хотят показать окружающим, каких высот может добиться их ребёнок и какой вклад в это был внесён с их стороны.
  2. Знания требуют сил и времени. Это относится и к мамам, и к детям. Занимаясь с ребёнком, мама может забывать о себе и посвящать время только занятиям для того, чтобы добиться лучших результатов. Да и ребёнку, в силу возрастных и психологических особенностей, трудно долго концентрировать своё внимание.
  3. Не учитываются интересы малыша. Главная деятельность раннего дошкольного возраста – игровая. И конечно, ребёнку интереснее играть в игрушки, смотреть мультики, общаться с домашними питомцами, чем сидеть за развивающими книжками и учиться читать. Важно учитывать желания ребёнка.
  4. Неподготовленность к новым знаниям. Мозг воспринимает ту информацию, которая соответствует возрасту и потребностям ребёнка. Если такое раннее обучение проводить с неподготовленным ребёнком, то в дальнейшем это плохо скажется на обучении в школе. Да и никакого желания ходить в образовательное учреждение у ребёнка не будет.

Каждый родитель самостоятельно принимает решение об оптимальном возрасте обучения чтению своего ребёнка. Но лучше при выборе учитывать плюсы и минусы раннего и своевременного развития.

Все о выборе аптечного аспиратора для малыша вы найдете .

Чтение в удовольствие: когда же начинать?

Психологи выделяют несколько физиологических особенностей ребёнка, которые стоит учитывать:

  1. Обязательным условием начала обучения является речь ребёнка. Он должен говорить не только словами, но и предложениями. Понимать то, что он говорит и для чего. Очень опасно начинать обучение, когда малыш ещё плохо разговаривает.
  2. Ребёнок без труда может назвать слово, которое начинается на букву М и заканчивается на букву А? Выделяет общий звук в нескольких словах? У него хорошо развит фонематический слух. И это очень важно для начала обучения чтению.
  3. У ребёнка не должно быть логопедических проблем. Если он не выговаривает какие-то буквы алфавита, то это нарушает фонематический слух и затрудняет чтение.
  4. Малыш должен пространственно мыслить и знать понятия «лево», «право». Так как читать ему придётся слева направо. Если пространственные понятия незнакомы, то ребёнок начинает читать как ему нравится: с той буквы, которая наиболее интересна.

Примерно данные признаки и умения проявляются к пятилетнему возрасту. Но каждый ребёнок индивидуален, и это не стоит забывать.

Если родители каждый вечер читают сказки перед сном, прививают любовь к чтению, знакомят малыша со стихотворениями чтением вслух, то последующее обучение ребёнка будет успешным и желанным.

Методики обучения чтению: какую выбрать?

Для раннего обучения чтению существует несколько методик, которые имеют свои особенности и рекомендации.

Какую же выбрать, чтобы добиться максимальных результатов?

  1. Азбука – каждая буква имеет картинку-помощницу, которая облегчает запоминание буквы. Например, А– это аист, М– молоко. Но такой способ плох для чтения, так как ребёнок совместно с буквой запоминает и образ, который относится к ней. Как ему понять, почему слово МАМА состоит из чередования аистов и молока, если он привык к таким картинкам?
  2. Букварь – это традиционный способ обучения. Современные буквари отличаются наличием ярких разнообразных картинок и героев. Но их принцип остался прежним – буквы соединяются в слоги, а слоги в слова. Хороший букварь не должен сначала знакомить детей со всеми буквами алфавита, а потом учить их составлять слоги. Лучше, чтобы изучение букв и слогов шло параллельно, потому что из двух согласных и того же количества гласных можно составить уйму слогов. Такая методика позволяет ребёнку самостоятельно получать слоги из букв и слова из слогов.
  3. Метод целых слов – его автором является американский учёный Глен Доман. Он провёл эксперимент, который заключался в следующем. Взгляд у младенцев начинает фокусироваться примерно с двухмесячного возраста, и они с интересом наблюдают и познают окружающий мир. Как раз в таком возрасте им в быстром темпе показывались карточки с предложениями или словами. А мама или педагог читали то, что было написано на карточках, вслух. Продолжительность таких занятий поначалу должна была составлять максимум 10 минут, а потом это время увеличивали. Ребёнок запоминал целые слова благодаря такому методу. К карточкам, на которых были написаны слова, предъявлялись особые требования: размер и высота букв, объём информации строго отбирались. С появлением такой методики родители с энтузиазмом начали писать карточки и проводить такие «ранние» занятия со своими младенцами. Но через какое-то время интерес ребёнка пропадал, а энтузиазм родителей постепенно угасал.
  4. Кубики Зайцева – о них слышали, наверное, все. Петербургский педагог Н. А. Зайцев придумал поместить склады на кубики, что позволило детям в игровой форме учиться читать. Вроде бы и хорошо, что учитывается основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, но это не очень убедительное преимущество. А недостатков можно назвать несколько. Первый недостаток – стоимость комплекта. Кубики, таблицы-плакаты и аудиокассета могут влететь в копеечку «продвинутым» родителям. Второй недостаток – ребёнок лишается возможности понять, как появляются слоги, и использует уже готовый «материал».
  5. Система максимально раннего развития Павла Тюленева : девиз такой методики «Чем раньше, тем лучше». А конкретнее, П. Тюленев считает, что любой нормальный ребёнок к году легко научится складывать буквы в слова, а к двум освоит беглость чтения. Так же как и в методике целых слов используются карточки, которые зачитываются ребёнку с самого рождения. Важно следить, чтобы ребёнок не отвлекался на другие предметы. Если применять данную методику на практике, значит перескакивать все психологические этапы развития ребёнка и сразу переходить к выполнению умственных операций. А как же тогда игра и образное мышление?

Без игровых моментов в обучении научить ребёнка дошкольного возраста читать практически невозможно. Нужно стараться проводить занятия в игровой форме, использовать сказочных героев-помощников, составлять сценарии занятий.

  1. Важно не заставлять ребёнка читать, если он этого не хочет. Такие занятия должны вызывать положительные эмоции. Это будет полезным для дальнейшего обучения в школе и адаптации к получению знаний.
  2. Тщательно продумывайте задания, так как от этого зависит успешность обучения. Не нужно просить читать длинные предложения, пока не убедитесь, что ребёнок понимает смысл прочитанного.
  3. Продолжительность занятия должна составлять 10-15 минут. Помните – ребёнок быстро устаёт, тем более от нового вида деятельности. Если он потерял интерес, лучше закончить занятие и дать ему отдохнуть.
  4. И однозначного ответа, в каком возрасте стоит начинать такие занятия, просто нет. Не стоит забывать, что малыш не инструмент вашей самореализации, а личность со своими потребностями и особенностями.

    Важно понимать, какую цель преследует обучение, и тогда выбор подходящего времени начала таких занятий будет простым и очевидным. Успехов и терпения!

    Видео на тему

Раньше ребенок учился читать в первых классах, на сегодняшний день он должен идти на подготовку к школе и уже уметь читать. Некоторые школы вообще отказываются принимать детей, если они не читают. При этом редко в детском садике серьезно подходят к своей работе и учат буквы, чтению. Впоследствии родители начинают паниковать, когда их дитя отказывается читать. Что делать в этом случае? Нужно ли заставлять? Как обучить свое чадо чтению?

Какой возраст подходит для занятий?

Многие родители должны раз и навсегда запомнить: спешки в вопросе обучения не должно быть. Некоторые родители начинают рассказывать, что их дитя в 2 года читает стихотворения Пушкина, другие при этом сильно волнуются по поводу у ребенка. Ни в коем случае не гонитесь за кем-то! У каждого малыша индивидуальный уровень развития. Вам просто нужно внимательно наблюдать за своим чадом, через время увидите, что он готов научиться читать.

Обращаем внимание на такие признаки :

  • Дитя разговаривает предложениями, может легко составить рассказ о конкретном событии, отлично пересказывает книги, фильмы.
  • Развился фонематичный слух – дитя правильно слышит, умеет распознавать все звуки. Возможно ли проверить эту способность? Легко! Дитя должно за вами повторить такие слоги – «Ка-га», «За-са», «Та-да». Через время нужно усложнить задачу – подберите изображения разных предметов, которые отличаются одним звуком. Например, лак-рак, шапка-лапка, миска-мишка . Главное, чтобы дитя уловило разницу и различало предметы на картинках.
  • Малыш не нуждается в помощи логопеда, правильно разговаривает;
  • Дитя нормально ориентируется в пространстве, знает, где «верх», «низ», «право», «влево» .

Если ребенок соответствует всем критериями, вы можете спокойно начинать заниматься с ним. Считается, что каждое дитя может научиться читать в 5 лет.

Какая методика чтения больше всего подходит?

На сегодняшний день существует несколько эффективных методик:

  • Глена Домана – чтение словами, здесь принимает участие зрительная память.
  • Н. Зайцева – чтение слогами. Ребенок заучивает, затем только читает слоги.
  • Звуко-буквенная методика – малыш слышит звуки, затем пробует их соотносить с конкретными буквами.
  • Сложение букв – сначала необходимо выучить буквы, затем складывать их. Например, «М» + «А» будет «МА».
  • Игровая методика считается самой легкой, потому что дитя расслаблено, не думает, что это нужно, не волнуется.

Основные принципы игровой методики

Сначала рекомендуется выучить все гласные буквы. Затем превратить их в «говорящих». Что это значит? Нужно подготовить 10 кружков из картона, на каждом написать маркером букву. Развесить их по квартире. Когда проходите с ребенком, он должен обязательно посмотреть на букву и произнести звук. После поменяйте кружки местами. Затем пусть ребенок ищет конкретную букву в книгах, в компьютере, в телевизоре. Сделайте все, чтобы поиск букв был веселой игрой.

Если удалось выучить все гласные, переходите к согласным. Не стоит нагружать дитя несколькими буквами, начните с одной. Лучше, чтобы это была «М» , ведь первое слово, которое говорит ребенок «Мама». Сразу же придумайте, с чем похожа буква, так легче будет понять малышу, что это. Например, на качели, часть бантика. Обязательно сделайте кружочек, пусть он будет продолжением гласных. Нужно постепенно вводить согласные. Когда выучили 2 или 3, можете составлять вместе слова. Купите магнитную азбуку. Через время ребенок начнет быстро усваивать материал.

Заметили, что ребенок хорошо знает буквы? Начните складывать вместе слова «С+О+М »,«К+О+С+А» , «К+О+М» и пр. Эта методика подходит для многих деток. С ее помощью можно вернуть интерес малыша к обучению. За счет того, что занятия выстраиваются в форме игры, ребенку интересно учиться.

Важно! Нельзя кричать, унижать и обижать дитя, если ему сложно читать. В этом случае учеба для него превращается в муку. вы ничего не добьетесь, а только ухудшите ситуацию. Вы должны найти стимулы для дитя. Например, можете читать ему вслух, специально останавливаться на интересном месте. Также читать вместе надписи, вывески.

Обычно проблема заключается в том, что родители сами неорганизованные. Решили заниматься? Делайте это до конца, а не махайте рукой, думая, что ничего не получится. Только регулярные и систематические занятия дадут результат.

Метод «Складушки» Вячеслава Воскобовича

С малышом мама или папа внимательно рассматривают рисунок на карточке, затем читают стихи, можно придумать сказку с городом «Склады» или смешные песенки с разными слогами.

Вы должны добиться того, что дитя будет не только петь слоги, но и сможет их показать. Складовые песенки помогут выделить отдельные слоги. Например, сыграйте в игру: «Помоги коту»: ребенок должен сложить слово КОТ , при этом найти склад КО . Все слова сначала должны быть понятные, близкие и достаточно простые.

Затем возьмите карточку и попросите малыша прочитать склад РА. Не может? Пропойте с ним песенку. Внимание! Слова нужно читать только большими буквами, при этом к каждому должна идти картинка.

Методика «Складушки» дает возможность трехлетнему ребенку научиться читать за полгода, а 6-летнему за месяц. Достаточно заниматься дважды в неделю по полчаса.

Преимущества такого развития в том, что у ребенка во время игры будет формироваться , он сможет придумывать сам для себя много чего интересного. Дети любят игры, поэтому с радостью принимают участие в них. Метод подходит, как для , так и для дошкольника.

Таким образом, не нужно паниковать, что ваше чадо не может читать. Всему свое время. Главное постоянно и активно с ним заниматься. Все делать необходимо спокойно, без лишних нервов, стрессов, а тем более . Эти методы запрещены в обучении, они еще больше усугубят проблему – ребенок вообще откажется учиться или у него начнут появляться страхи. Результат будет только тогда, если у дошкольника возникнет интерес к чтению!