Джеки Чан: "Я актер, который умеет драться, а не просто боец"

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что лучшие «рукопашные» боевики всегда снимали в Гонконге - без Джеки Чана, Джета Ли, Саммо Хунга и Донни Йена современное экшен-кино, даже западное, было бы совсем другим. И если мастера боевых искусств впечатляют вас так же, как нас, вы наверняка оцените этот список лучших экшен-сцен в истории гонконгского кино. Так как сравнивать фильмы сорокалетней давности с современными боевиками не совсем корректно, мы расставили выбранные картины по хронологии их выхода.

Брюс Ли против Чака Норриса

Безусловно, неплохие боевые сцены снимались и до того, как в жанр фильмов с боевыми искусствами пришел Брюс Ли, но Ли задал такой мощный стандарт, что остальная индустрия ковыляла до его уровня еще лет пять. Одной из главных проблем Брюса как экшен-хореографа было отсутствие подходящих экранных партнеров - даже в его фильмах хорошо заметно, что схватки, которые обходились без его участия, сильно уступали поединкам, в которых солировал Брюс. А полностью талант Ли раскрывался только в паре с достойными противниками - такими как Чак Норрис в финале режиссерского дебюта Брюса, «Путь дракона». Как фильм эта картина слабовата, и вообще она заметно устарела, но заключительная схватка с Норрисом в Колизее (под аккомпанемент мяукающего котенка) до сих пор смотрится на ура.

Джеки Чан против Хванга Джан Ли

Кадр из фильма "Пьяный мастер"


После Брюса Ли, как и обещали, мы отматываем историю на пять лет - разумеется, зрелищные сцены с боевыми искусствами снимались и раньше, но настоящим прорывом в своем жанре стал именно «Пьяный мастер», вторая совместная работа режиссера и экшен-хореографа Юэня Ву-Пина и Джеки Чана. Их первый совместный фильм, «Змея в тени орла», на фоне «Пьяного мастера» кажется немного незрелым и шероховатым, касается это и финальной схватки. В обеих картинах противником Джеки выступает корейский суперзлодей Хванг Джан Ли, и если в «Змее» Чан еще только «примерялся» к его возможностям (и в процессе «примерки» лишился зуба, когда Хванг не рассчитал один из ударов), то в «Пьяном мастере» звезды выдают слаженный, быстрый, очень эффектный «боевой балет».

«Ядовитые»

Как только стало ясно, что Джеки Чан со своим комически-акробатическим кунгфу срывает кассу, в Гонконге мгновенно появилась масса подражателей, а поиск «нового Джеки Чана» стал для всех киностудий задачей номер один. Одна из лидирующих в то время киностудий Гонконга Shaw Bros. сделала ставку на так называемых «ядовитых» (Venoms) - пятерку тайваньских актеров и акробатов, до этого прозябавших на вторых ролях. Хардкорные поклонники кунгфу-фильмов 70-х очень ценят их фильмы именно за невероятную пластичность и физическую подготовку этих пятерых (в своих картинах они обычно играли главные роли, разделяясь на «положительных» и «отрицательных», очень редко оказываясь по одну сторону баррикад), но им сильно не повезло с режиссером - Чанг Че, ставивший все фильмы с их участием, безнадежно застрял в шаблонах и клише героического кино первой половины 70-х. Выбрать лучший бой с участием этой пятерки невозможно, поэтому отправим вас к их главному хиту «Мстителям-калекам», сильно повлиявшему, к слову, на творчество того же Квентина Тарантино, и в частности на «Человека с железными кулаками».

Саммо Хунг и Юэнь Бьяо против Лау Кар-Винга

Кадр из фильма "Драка"


В конце 70-х все работали «под Джеки Чана», хотя работы его «старшего брата» по пекинской опере Саммо Хунга подражательными язык назвать не повернется - просто так получилось, что они всегда оставались в тени более хитовых и «продвинутых» картин Джеки. Так, «Драка» - очень приятная кунгфу-комедия, украшенная массой поистине ударных поединков. Особенно Хунгу удался аж десятиминутный финальный бой, в котором главные герои в исполнении Саммо Хунга и Юэня Бьяо с огромным трудом побеждают злобного мастера кунгфу (Лау Кар-Винг). И это ничего, что двое на одного, гонконгские фильмы тех лет проповедовали постулат «сила в единстве» и не видели ничего зазорного в поединках, в которых двое пышущих здоровьем молодцев валили убеленного сединами пенсионера.

Джеки Чан против Ванга Ин Сика

Кадр из фильма "Молодой мастер"


«Молодой мастер» стал первым «большим студийным» проектом Джеки Чана после того, как он «отбрыкался» от обязательств по предыдущему контракту с Ло Вэем. Молодому актеру дали внушительный бюджет и почти полный карт-бланш на «творческий поиск», так что Джеки в кои-то веки работал с чувством, с толком, с расстановкой, не торопясь со сроками и не экономя каждую копейку. Финальную схватку с еще одним корейским мастером боевых искусств Ванг Ин Сиком он решил снимать с минимумом монтажных склеек, чтобы в полной мере показать красоту и мощь этого поединка, и это действительно выдающаяся сцена - ни в коем случае не новаторская, но подводящая своеобразную жирную черту под кунгфу-схватками «старого» образца. Да и фильмами, в общем-то, тоже.

Конан Ли против Хироюки Санады

Начало 80-х было интересным временем в восточном экшен-кино - Джеки Чан поднял большую волну и… решил делать карьеру в США. Из-за его отсутствия карьеры «новых Джеки Чанов» запускались каждый месяц - и хотя в полноценные звезды из его подражателей не выбился никто, некоторые фильмы того времени вполне достойны причисления к классике. Один из них - «Ниндзя в логове дракона», во времена перестройки известный у нас под названием «Отряд ниндзя» и многим запомнившийся прилипчивой поп-песенкой, под которую группа японских ниндзя выделывала всевозможные трюки на вступительных титрах. Главные роли в фильме сыграли Конан Ли (очень похожий на Джеки Чана внешне, но вразумительную карьеру так и не построивший) и Хироюки Санада, сейчас лучше известный как драматический актер, и их динамичный, остроумный, насыщенный акробатикой поединок в пагоде в середине фильма великолепно смотрится даже сейчас. Еще бы, ведь ставил его Кори Юэнь, впоследствии запустивший экшен-карьеру Джейсона Стэтема «Перевозчиком».

Джеки Чан против Бенни «Реактивного» Уркидеса

Кадр из фильма "Закучосная на колесах"


В конце девяностых годов, когда западных тематических сайтов о кунгфу-кино Гонконга было особенно много, финальную схватку из «Закусочной на колесах» часто можно было увидеть во главе разнообразных списков «лучших из лучших». Пожалуй, одна из основных причин этому - ее нестандартность и оформление. Вместо того чтобы заставить двух мастеров кунгфу метелить друг друга до последнего издыхания, постановщик Саммо Хунг и его экшен-хореографы предпочли решить ее в виде спарринга, в котором побеждает не сила, а настрой. Бенни Уркидес по прозвищу Реактивный (многократный чемпион по карате, а также обладатель черных поясов по дзюдо, кикбоксингу, кендо и джиу-джитсу) выглядит здесь настоящим айсбергом, несгибаемым и неуязвимым, и пока Джеки не понимает, что этот бой не выиграть нахрапом, схватка складывается совсем не в его пользу. Зато потом Уркидесу приходится «выйти в окно». В буквальном смысле.

Джеки Чан против всех

Кадр из фильма "Полицейская история"


Возможно, лучший фильм Джеки Чана, «Полицейскую историю» есть за что любить и помимо боевых сцен - за юмор, за внятный сюжет (редкость!), за обаятельных актрис. Но, безусловно, в истории кино картина осталась в первую очередь благодаря финальной экшен-сцене в торговом центре, в которой Джеки приходится разбираться с толпой злодеев, попутно пытаясь уберечь от них важную свидетельницу обвинения (Бриджит Лин) и свою девушку (Мэгги Чун). Во время этой необычайно зрелищной схватки соперники разбивают так много витрин, что каскадеры фильма прозвали его между собой «Стеклянной историей», а заключительный трюк, в ходе которого Чан спускается вниз по столбу, увешанному электрическими гирляндами, чуть было не стоил актеру жизни. Как обычно.

Синтия Ротрок против Карен Шепард

Кадр из фильма "Над законом"


Во второй половине 80-х в гонконгском экшен-кино подняло голову отдельное направление - боевики с участием девушек. Да, они не такие сильные и выносливые, как мужчины, но при этом они более гибкие и эффектные в акробатике, а еще им куда проще сопереживать. Так вот, лучшей из многочисленных экшен-сцен с участием девушек, наверное, стоит признать схватку между совсем юной Синтией Ротрок и Карен Шепард в культовом боевике «Над законом» (также он известен под названием «Зло во благо»). Справедливости ради, ничего такого, чтобы прямо «Ах!» и «Ох!», девушки не демонстрируют (в этом же фильме есть более зрелищные поединки), но эта схватка включает в себя все, что сделало популярным этот поджанр, - энергичность, пластичность и, конечно же, сексуальность.

Джеки Чан и Юэнь Бьяо против Юэня Ва и Бенни «Реактивного» Уркидеса

Кадр из фильма "Драконы навсегда"


После дилогии «Мои счастливые звезды» (1985) пути «трех братьев» - Джеки Чана, Саммо Хунга и Юэня Бьяо - разошлись, но спустя три года они вновь объединили усилия в экшен-комедии «Драконы навсегда». Фильм подарил их поклонникам все, чего они ждали, а главное - роскошную финальную схватку, в которой Джеки Чан и Юэнь Бьяо сражаются против уже знакомого нам Бенни «Реактивного» Уркидеса и главного злодея - щупленького и на вид безвредного героя Юэня Ва, который «при ближайшем рассмотрении» оказывается настоящим монстром кунгфу. «Тщедушность» этого великолепного кинобойца и акробата годом ранее Саммо Хунг уже использовал в своих «Восточных кондорах» (1987), поэтому сам он от финальной схватки устранился - его герой в ней выступает заложником.

Энди Лау, Макс Мок и Алан Там против всех

Кадр из фильма "Семья дракона"


«Семья дракона» - не самый очевидный участник этого топа, во многом потому, что вообще-то это «огнестрельный» гангстерский боевик, вдохновленный в первую очередь экшенами Джона Ву. Тем не менее финальная разборка трех главных героев с армией злодеев выполнена в не совсем обычном для подобных картин стиле. Дело в том, что персонажи активно смешивают боевые искусства и стрельбу, что отсылает нас… да-да, к той самой ган-кате, которую спустя 14 лет воспримут как откровение в «Эквилибриуме». Правду говорят, корни всех западных «находок» в плане экшена нужно искать в Гонконге 80-х.

Джет Ли против Яна Ши-Квана

Кадр из фильма "Однажды в Китае"


Если восьмидесятые в гонконгском кино прошли под знаком реалистичных «современных» драк, то девяностые открыли дорогу для новых героев и нового вида экранного кунгфу - «веревочного», в котором соперники летают на страховочных тросах и выделывают на них такие невероятные трюки, на которые не решился бы даже самый рисковый каскадер. Одним из первых и самым влиятельным из подобных фильмов стал «Однажды в Китае» - фильм начал моду на «уся» (героическое фолк-фэнтези), дал начало длинному циклу сиквелов и бесчисленному множеству подражаний. Финальная схватка картины, в которой Джет Ли противостоит «злодею поневоле», обманутому «бледнолицыми дьяволами» мастеру боевых искусств в исполнении Яна Ши-Квана, балансируя на сложной конструкции из нагроможденных друг на друга лестниц, стала классикой жанра - и цитировалась она не только в гонконгском кино, но и в западном (например, в «Мушкетере» Питера Хайэмса).

Ю Ронгуан и Донни Йен против Яна Ши-Квана

Кадр из фильма "Железная обезьяна"


Один из многочисленных клонов «Однажды в Китае», «Железная обезьяна» известна на Западе лучше других, потому что в начале нулевых после успеха «Крадущегося тигра, затаившегося дракона» и с подачи Квентина Тарантино картину запустили в США в ограниченный прокат. В целом фильм мало чем отличается от типичного уся-боевика тех лет, но финальная схватка в нем и правда хороша - в ней главные герои в исполнении Ю Ронгуана и Донни Йена сходятся лицом к лицу с опаснейшим врагом, вновь в исполнении Яна Ши-Квана. Отличительная черта этой битвы - соперники находятся на гигантских пылающих столбах, вкопанных в землю.

Джет Ли против Ясуаки Кураты

Кадр из фильма "Кулак легенды"


Если «Однажды в Китае» закрепил за Джетом Ли титул короля «веревочного» кунгфу, то «Кулак легенды» в буквальном смысле спустил его с небес на землю. В этом вольном ремейке «Кулака ярости» с Брюсом Ли Джет играет Чен Жена - легендарного мастера боевых искусств, который мстит японским оккупантам за убитого учителя и уничтоженную школу. В картине полно жестких, зрелищных и очень изобретательных поединков, но, пожалуй, лучший - тот, в котором Чен Жен противостоит японскому мастеру в исполнении Ясуаки Кураты. И последний оказывается весьма крепким орешком даже для такого виртуоза боевых искусств, как Чен Жен.

Джеки Чан против Кена Ло

Кадр из фильма "Пьяный мастер 2"


У «Пьяного мастера 2» полно достоинств, в каком-то смысле это «Терминатор 2» или «Чужие» по отношению к первым частям - эффектный апгрейд скромного по размаху оригинала. И несмотря на то, что его съемки ознаменовались неслабым скандалом (постановщик картины, легендарный режиссер и экшен-хореограф Лау Кар-Леунг разругался с Джеки и покинул проект, не закончив, чтобы снять все задуманное в виде «Пьяного мастера 3», который с треском провалился), венчается фильм, пожалуй, лучшей кунгфу-схваткой в истории гонконгского кино - мощнейшим поединком Джеки Чана и Кена Ло. Последний до этого много лет мелькал на вторых ролях во многих боевиках, но именно «Пьяный мастер 2» превратил его в личность по-настоящему культовую. А сам Джеки добавил в копилку запоминающихся кинотрюков своего авторства еще один - пробежку руками по горящим углям.

Винсент Жао против Сион Синсина

Кадр из фильма "Клинок"


В разнообразных списках лучших из лучших, которые так любит составлять Квентин Тарантино, время от времени мелькает и «Клинок» - вольный ремейк классического «Однорукого меченосца» (1967), рассказывающий об одноруком кузнеце, который решается выступить против жестоких бандитов. Это очень брутальный, жесткий фильм, который принято хвалить в первую очередь за тяжелую атмосферу и бешеную, животную энергетику. Этими же качествами пропитан и финальный бой, в котором главный герой выходит на финальную схватку с предводителем бандитов. Забудьте о визуальной красоте и балетной отточенности движений, это гонконгский экшен совсем другого толка - натуральный «собачий бой», щедро приправленный визуальными приемами из комиксов и аниме.

Джеки Чан против Энди Она

Кадр из фильма "Новая полицейская история"


Хотя некоторые поклонники Джеки Чана считают, что их кумир как экшен-герой «кончился» еще в 90-х, это не значит, что в нулевых у него не было отличных киношных поединков. Один из самых запоминающихся можно увидеть в «Новой полицейской истории» - причем не в финале фильма, а в его середине, где Джеки дерется с одним из бандитов в исполнении Энди Она в комнате, забитой игрушками Lego (вот как надо продвигать продукцию спонсора - учитесь, российские киношники!). В некоторых движениях Джеки дублируют, но Энди Он, который сейчас считается одним из самых ярких молодых актеров-кинобойцов (кстати, скоро его можно будет увидеть в «Кибере» Майкла Манна), хорош безо всяких оговорок. Да, положа руку на сердце, эта схватка не так хороша, как многое из того, что Джеки делал в 80-е и 90-е, но мы все-таки решили отдать ей предпочтение из уважения к тому, на что способен Чан в пятьдесят лет.

Донни Йен против Джеки Ву

Кадр из фильма "Звезды судьбы"


Донни Йен и Джет Ли начинали примерно в одно и то же время, но пока Джет оттачивал свое киношное кунгфу в цикле «Однажды в Китае» и других культовых картинах своего времени, Йен отчаянно пытался выплыть из пучины трэша, куда его когда-то загнала его собственная самонадеянность. «Свою игру» он нашел в середине нулевых с реалистичным городским боевиком «Звезды судьбы», подарившим нам сразу две мощные схватки. Заключительная, в которой Донни сражается с поистине монументальным Саммо Хунгом, тоже хороша, но больше зрителям полюбился сравнительно короткий поединок перед ней - в нем герой Донни Йена вступал в ножевой бой с подручным Саммо в исполнении Джеки Ву. Это динамичная, яростная, очень эффектно смонтированная схватка, давшая поклонникам боевого кино Гонконга надежду на возрождение жанра. К сожалению, не совсем оправдавшуюся.

Донни Йен против Коллина Чоу

Кадр из фильма "Вспышка"


Попытав после «Звезд судьбы» удачу с комиксным боевиком «Врата тигра и дракона» (неудачно), Донни вновь вернулся на городские улицы с экшен-триллером «Вспышка». Как художественное произведение он немного слабоват, но с точки зрения поединков в нем все более чем здорово - и именно в нем в полной мере проявилась любовь Донни не к классическому кунгфу, а к смеси самых разных стилей. Так, финальный поединок, в котором Йен разбирается с Коллином Чоу (помните Серафима в сиквелах «Матрицы»?), можно смело причислять к числу лучших экранных схваток в его карьере. Противники в ней не придерживаются киношных «правил» и без стеснения смешивают тяжелые удары с захватами и бросками - на вид весьма болезненными.

Донни Йен против Луиса Фана

Кадр из фильма "Ип Ман"


«Ип Ман» - единственный китайский боевик, пробившийся в топ-250 портала IMDb, и это уже многое говорит о нем как о фильме. И с точки зрения боевых сцен в нем все более чем достойно - Донни Йен снова решил не замыкаться в рамках одного стиля и обратился к винчуну, более мягкому, традиционно «женскому» стилю боевых искусств. В кино его задействовали редко именно по причине внешней «незрелищности», однако авторы «Ип Мана» показали, что нет ничего невозможного. Так, в одной из сцен Ип Ман в исполнении Донни Йена противостоит мастеру более жесткого, «ударного» северного кунгфу (его сыграл Луис Фан), и это крайне завораживающее зрелище, танец яростного огня и обволакивающей воды.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Эти инциденты произошли во время промо-тура Джеки Чана в США для фильма «Большая драка». В трех отдельных случаях ему был брошен вызов на поединок. И хотя Джеки пытался избежать лишнего конфликта, все же драка была неизбежна. Вот как Джеки Чан описывает это своими собственными словами:

Цинциннати, штат Огайо

На станции в Цинциннати, штат Огайо, я демонстрировал, как самостоятельно можно освободиться от удушения сзади. Моим партнером стал мужчина 6 футов ростом. Но в отличии от имитации удушения, как обычно происходит перед камерой, он сжал мою шею так туго, насколько смог, что я чуть не задохнулся. Хотя я знал, что мне нужно было делать. Вначале, локтем по ребрам я освободился от захвата, затем вывернув тело руками я оказался за его спиной и опрокинул его вверх тормашками, описав окружность. Это было потрясное движение! Целых двести фунтов веса упало передо мной.

Портленд, штат Орегон

На фуршете в Портленде, штат Орегон, один мужчина подошел ко мне и попросил поспарринговать. Так как я был гостем на вечеринке, то вежливо отказал ему. Тогда парень хитро прищурился, разочаровавшись, и протянул мне руку, чтобы пожать на прощание. Как только наши руки сжались, я почувствовал, насколько силен его захват и понял, что оказался в ловушке. Я тут же принял оборонительную стойку. Захват парня был реально очень сильным. Я пережал ему вены, чтобы снизить циркуляцию крови и его захват немного ослабел. Пока я пытался освободить свою ладонь, я увидел, как поднимается его левый кулак. Тут же схватив один из его пальцев, мне удалось взять контроль над его запястьем. С этого момента он ничего уже не мог сделать.

Детройт, штат Мичиган

Это произошло в день, когда я прибыл в Детройт, штат Мичиган. Когда я вошел в центр City, то увидел баннер с надписью «Джеки Чан – мастер кунг фу», висящий над парадной дверью в City холл. Сразу почувствовалась неприятная атмосфера толпы, которая могла быть обижена подобными словами. Мое прдчувствие не обмануло меня. Как только закончилось интервью, мне предложили продемонстрировать несколько приемов кунг фу. В этот момент на сцену выскакивает парень и кричит: «Джеки Чан, чтобы ты сделал, если на тебя напали?» Парень был невысокого роста, но крепко сложен. По тому как он себя вел и был одет складывалось впечатление, что он хотел сделать себе имя на драке со мной. Я сконцентрировался, одновременно наблюдая за реакцией персонала. Но они не предпринимали никаких действий, желая самим увидеть поединок. У меня не было выбора, кроме как сохранять спокойствие и приготовиться. Я решил ударить его по ногам. Он сделал первое движение, взмахнув кулаками, выполняя обманное движение. Но моя левая стопа уже ударила его по ногам. Парень с грохотом упал на сцену. В этот же момент нас окружил персонал.

Большая часть фактов взята из гигантской базы данных сайта IMDb, однако некоторые интересные детали были найдены и в других источниках. В их числе: фан-сайты и ресурсы с биографиями различных каскадёров и партнёров Джеки по съёмочной площадке.

Пьяный мастер

Zui quan

  • Боевик, комедия.
  • Гонконг, 1978 год.
  • Длительность: 111 минут.
  • IMDb: 7,6.

Легендарный фильм об обучении дерзкого юнца престарелым мастером кунг-фу, который всегда не прочь выпить.

Мало кто знает, но персонаж Джеки Чана - Хуан Фэйхун (Вонг-Фей Хунг) - реальная фигура китайской истории и основоположник одного из самых известных стилей ушу под названием хунгар. Уже в 13 лет Фэйхун считался превосходным бойцом, а вступив в ряды армии во время Синьхайской революции, он прославился на весь Китай как Робин Гуд XX века.

Доспехи Бога

Lung hing foo dai

  • Боевик, комедия, приключения.
  • Гонконг, Югославия, 1986 год.
  • Длительность: 88 минут.
  • IMDb: 7,1.

Начало приключений Азиатского ястреба - искателя сокровищ и древних реликвий, очередной целью которого оказался загадочный ритуальный меч.

В этом фильме Джеки получил одну из самых опасных травм, которая привела к кровоизлиянию в мозг. Это случилось после прыжка со стены замка на дерево: Чан не удержался и упал головой на камень, проломив основание черепа. Именно из-за перенесённой операции в некоторых кадрах фильма можно заметить различную длину волос на голове актёра.

Специально для съёмок «Доспехов Бога» компания Mitsubishi изготовила уникальный автомобиль Colt Targa Concept, которым управляет Джеки. Больше эта машина нигде не использовалась.

Полицейская история 2

Ging chaat goo si juk jaap

  • Гонконг, 1988 год.
  • Длительность: 101 минута.
  • IMDb: 7,2.

Продолжение истории о честном полицейском, для убийства которого босс наркомафии нанимает сумасшедшего киллера.

Взрыв фабрики в финале фильма стал самым масштабным в истории гонконгского кино. Режиссёры решили использовать не постановочное сооружение, а настоящее здание. Для его эффектного сноса были приглашены опытные пиротехники из США.

Музыка в фильме может показаться очень знакомой всем фанатам фильмов с Джеки Чаном, поскольку частично скопирован из картины «Доспехи Бога».

Доспехи Бога 2: Операция «Кондор»

Fei ying gai wak

  • Боевик, комедия, приключения.
  • Гонконг, 1991 год.
  • Длительность: 92 минуты.
  • IMDb: 7,3.

Азиатский ястреб в сопровождении двух девушек отправляется в африканскую пустыню на поиски нацистских сокровищ.

Один из самых запоминающихся трюков в фильме - прыжок с мотоцикла на груз крана в порту - Джеки выполнял не сам. Для этой сцены пригласили известного французского каскадёра и постановщика Мишеля Жюльенна. Он же ставил автотрюки в первой части фильма.

На сцену боя в аэродинамической трубе ушло около четырёх месяцев, тогда как съёмки всего фильма заняли примерно восемь.

Городской охотник

Siti hyunteo

  • Боевик, мелодрама, комедия.
  • Гонконг, Япония, 1992 год.
  • Длительность: 105 минут.
  • IMDb: 6,5.

Эксцентричный сыщик в исполнении Джеки отправляется спасать похищенную дочь известного миллионера.

Несмотря на несвойственное Джеки Чану амплуа плейбоя и бабника, именно этот фильм он называет одним из самых любимых в своей карьере.

Сцена боя в кинотеатре на круизном лайнере, где Джеки дерётся с помощью подсказок из фильма с Брюсом Ли «Игра смерти», можно считать третьим совместным появлением на экране Брюса и Джеки. В двух предыдущих картинах - «Кулак ярости» (1972) и «Выход Дракона» (1973) - Джеки Чан фигурировал лишь в эпизодах и даже не был указан в титрах.

Пьяный мастер 2

Jui kuen II

  • Боевик, комедия.
  • Гонконг, 1994 год.
  • Длительность: 102 минуты.
  • IMDb: 7,6.

На сей раз знаменитый Хуан Фэйхун оказывается случайно втянут в историю о похищении древних китайских реликвий.

Семиминутный поединок в самом в конце фильма снимали почти четыре месяца. Джеки тогда отмечал, что на три секунды хорошего фильма обычно уходит целый день съёмок.

Сцена драки с толпой противников, вооруженных топорами, была скопирована в игру «Матрица: Путь Нео» (The Matrix: Path of Neo), вышедшую в 2005 году.

Разборка в Бронксе

Hong faan kui

  • Боевик, комедия, криминал.
  • Гонконг, 1995 год.
  • Длительность: 89 минут.
  • IMDb: 6,7.

Полицейский из Гонконга приезжает к дяде в Америку, где ему предстоит стать невольным участником разборок местных хулиганов и мафии.

Сюжет фильма разворачивается в Нью-Йорке, но на самом деле большая часть съёмок проходила в Ванкувере. Чтобы воссоздать обстановку неблагополучного Бронкса для некоторых сцен, съёмочная группа каждый день рисовала граффити на стенах, а к вечеру их смывала.

Эпизод с избиением героя Джеки пустыми бутылками удалось снять с помощью огромного непробиваемого стекла, установленного прямо перед актёром. Именно о такой щит и разбивались бутылки.

Мистер Крутой

Yat goh ho yan

  • Боевик, комедия, криминал.
  • Гонконг, 1999 год.
  • Длительность: 88 минут.
  • IMDb: 6,2.

Простой ведущий кулинарного шоу случайно становится обладателем доказательств кровавой разборки между бандами наркоторговцев.

Режиссёром этого фильма стал Саммо Хунг, который также снимался с Джеки в фильмах «Закусочная на колёсах», «Драконы навсегда», «Проект А» и других. В картине «Мистер Крутой» он также исполнил эпизодическую роль любопытного велосипедиста.

Особняк в финальной сцене был построен специально для съёмок этого фильма за 1,5 миллиона долларов. А снесён он был с помощью большегрузного самосвала Haulpak, предназначенного для работ в карьерах.

Кто я?

Ngo si seoi

  • Боевик, комедия, приключения.
  • Гонконг, 1998 год.
  • Длительность: 118 минут.
  • IMDb: 6,8.

Член группы спецназа, пережив авиакатастрофу и потеряв память, старается узнать, кто он и какое задание выполнял.

В фильм планировали включить сцену, где Джеки едет верхом на носороге. Этот эпизод действительно снимали, однако из-за ошибки оператора дубль был испорчен. Переснять сцену заново уже не удалось из-за актёра.

Создатели картины заключили контракт с компанией Mitsubishi. Для съёмок использовались лучшие машины, которые демонстрировались со всех сторон. В их числе оказалась и свежая модель Lancer Evolution IV, выпущенная в 1996 году.

Час пик

Rush Hour

  • Боевик, триллер, комедия, криминал.
  • США, 1998 год.
  • Длительность: 98 минут.
  • IMDb: 7,0.

Бандиты в Лос-Анджелесе похищают дочь китайского консула, за поиски которой берутся гонконгский инспектор и болтливый американский полицейский.

Изначально на роль Картера планировалось пригласить Мартина Лоуренса. Но также рассматривались Эдди Мёрфи, Дэйв Шапелл, Уилл Смит и даже Тупак Шакур. Судя по тому, что последний умер ещё в 1996 году, подбор актёров начался задолго до старта съёмок.

Опасное скольжение вниз по полотну в самом конце фильма Джеки удалось исполнить, лишь надев несколько пар джинсов и использовав мягкую подкладку. Без всего этого от силы трения было нетерпимо горячо.

Великолепный

Boh lei chun

  • Боевик, триллер, комедия, криминал.
  • Гонконг, Тайвань, 1999 год.
  • Длительность: 96 мин.
  • IMDb: 6,1.

Один из самых романтичных фильмов с Джеки Чаном, где он исполнили роль скромного миллионера, которого не так проста, как кажется на первый взгляд

Главный герой во многом похож на самого Джеки Чана. В реальной жизни актёр тоже придерживается идеалов добропорядочности, выполняет точно такие же спортивные упражнения и даже предпочитает ту же одежду, что и его персонаж.

Роль главного спарринг-партнёра в фильме исполнил австралийский актёр и мастер боевых искусств Брэдли Джеймс Аллан. В конце 90-х он примкнул к команде каскадёров Джеки, а после стал постановщиком боевых сцен и трюков для многих голливудских картин: в их числе «Аватар», «Kingsman: Секретная служба», «Чудо-женщина» и «Хан Соло: Звёздные войны. Истории».

Случайный шпион

Dak miu mai shing

  • Боевик, триллер, комедия, криминал, детектив.
  • Гонконг, 2000 год.
  • Длительность: 87 минут.
  • IMDb: 5,9.

Обычный продавец спортивного инвентаря однажды узнаёт, что является давно потерянным сыном состоятельного человека, который к тому же был опытным шпионом.

В американской версии этого фильма вырезано около 20 минут хронометража и серьёзно изменён сюжет. Именно в ней бывший шпион оказался отцом главного героя, тогда как в гонконгском варианте он им всё же не был. Кроме того, в расширенной концовке оригинала герою Джеки Чана предлагают стать шпионом.

Трюк с подъёмным краном Джеки Чан хотел исполнить на протяжении почти 20 лет, но технологии для его воплощения стали доступны лишь во время съёмок этого фильма.

Шанхайский полдень

Shanghai Noon

  • Боевик, комедия, приключения, вестерн.
  • США, Гонконг, 2000 год.
  • Длительность: 110 минут.
  • IMDb: 6,6.

История о похищении китайской принцессы, за которой телохранителям императорской семьи придётся отправиться на Дикий Запад.

Имя героя Джеки - Чон Вонг - является китайскоязычной версией имени американского актёра Джона Уэйна, который известен по многим легендарным американским вестернам. Этот же актёр упоминается и в фильме «Час пик».

Сидя в соседних ваннах, герои фильма играют в , где проигравший пьёт штрафную. По правилам, два человека должны одновременно произносить стихотворение и показывать специальные жесты для каждой строчки. Проигрывает тот, кто кто первый ошибается со словами или жестом. Всё усложняет постоянно нарастающий темп. Само же стихотворение, если верить сайту Drink Drank Drunk Games , звучит примерно так:

Один краб с восемью лапами, два острых рога - какой большой краб!
Моргающие глаза, сплющенная голова - ползут, ползут повсюду!
Два и два, кто должен пить? Три и три, кто должен пить?
Пять и пять, кто должен пить? Два и два, ты пьёшь первым!
Три и три, ты пьёшь первым! Пять и пять, ты пьёшь первым!

Если при прочтении никто не ошибся, то после пятой строчки игроки показывают друг другу одну руку с определённым количеством разогнутых пальцев. Проигрывает тот, кто не угадал общее количество пальцев, которое показали оба игрока.

6 декабря 2012 года в отеле Ritz-Carlton Moscow в рамках промо-тура приключенческого боевика " " состоялась встреча журналистов с режиссером, сценаристом и исполнителем главной роли ом.

Вопрос: Ходили слухи, будто Вы устали от боевиков, и "Доспехи Бога 3" будет Вашим последним фильмом в этом жанре.

Джеки Чан:
Вышло недопонимание, я очень хотел снять "Доспехи Бога 3". Скажу больше, сейчас я готовлюсь к съемкам нового экшена, так что не волнуйтесь (смеется).

Вопрос: Как Вам удается совмещать столько профессий в одном проекте: Вы и режиссер, и продюсер, и сценарист, и исполнитель главной роли? В чем Ваш секрет? И еще, какая из перечисленных профессий Вам больше по душе?

Джеки Чан: Я снимаюсь в кино вот уже 52 года, я буквально родился на съемочной площадке. Там я вырос и видел все, начиная от работы осветителя и заканчивая работой оператора. Мне эти профессии знакомы и понятны. Быть может, я порой и испытываю трудности, связанные с использованием компьютера, но только не на съемочной площадке. Что же до того, что мне больше всего нравится, так это режиссура. Очень интересно объяснять людям, что и как должно происходить в кадре.

Вопрос: Вы всегда сам исполняете все свои трюки. Есть ли в Вашем теле хоть одна не сломанная кость?


Джеки Чан:
За все годы съемок я сломал все, что можно было сломать от макушки до пальцев ног: нос, подбородок, ноги, руки. Я все время покрыт синяками (смеется). Иногда я думаю, а не завещать ли свое тело после смерти какому-нибудь научно-исследовательскому центру? (смеется)

Вопрос: Отказывались ли Вы за свою карьеру от исполнения какого-нибудь трюка?

Джеки Чан: Когда я обдумываю трюк, я всегда четко рассчитываю свои силы и возможности - смогу ли я его исполнить. И, если нет, то отказываюсь от него.

Вопрос: Будете ли Вы использовать элементы драмы в Ваших будущих проектах?

Джеки Чан: Последние 10 лет я стараюсь уделять больше внимания актерской игре, нежели боевым искусствам. В фильме " " у меня довольно драматическая роль, как и в "Доспехах Бога 3". Я актер, который умеет драться, а не просто боец.

Вопрос: Джеки, Ваши фильмы, которые я смотрел в детстве, помогли мне выжить в крайне неспокойном районе подмосковья - в Люберцах. Огромное Вам спасибо!

Джеки Чан: Пожалуйста! (смеется)

Вопрос: Немногие знают, что Вы, Джеки, умеете и любите петь. Вы не могли бы нам сейчас что-нибудь исполнить?

Джеки Чан: (смеется и поет)

Вопрос: В ролике о работе над фильмом "Доспехи Бога 3: Миссия Зодиак" Вы обмолвились, что разозлились на актрису в одной конкретной ситуации. Глядя на Вас, поверить в это невозможно.

Джеки Чан: В обычной жизни я никогда не злюсь и редко с кем ругаюсь. Я добродушный по природе человек, но на съемочной площадке я очень серьезный.

Вопрос: Что в наступающем Новом году Вы попросите Деда Мороза положить Вам под елку?

Джеки Чан: В этом году я хочу попросить много денег (смеется), так как в этом случае больше средств пойдет на благотворительность. Обещаю, если кто-то из вас переведет на счет моего фонда 1 доллар, я к нему добавлю 2 своих. У меня в планах строительство школы в Китае, в которой я буду обучать и готовить молодых актеров к работе в боевиках. Это моя большая мечта.

Вопрос: В молодости Вам удалось поработать с …

Джеки Чан:
Мне очень повезло. Сейчас кто-то говорит: вот бы сняться с Джеки Чаном, а тогда я, молодой каскадер, мечтал поработать с Брюсом Ли. Он был очень приятным человеком, всегда заботился о каскадерах.

Вопрос: Помните самый опасный трюк?

Джеки Чан: Очень было страшно прыгать вниз на горящие электрические огни в первой части " " и еще трудно было в " ".

Джеки Чан : Да, мы в Гон-Конге помогаем молодым режиссерам с их проектами.

Вопрос: Почему Вы отказываетесь играть отрицательных персонажей?

Джеки Чан
: Дети по всему миру смотрят мои фильмы. Я обещал играть только хороших парней, я не могу их разочаровывать!

Вопрос: Есть ли у Вас в планах съемки в Москве или в других городах России?

Джеки Чан
: Да, есть, возможно, в следующем году.

Вопрос: Ваше мнение как профессионала: может ли в боевых искусствах удар спортсмена приравниваться к использованию оружия?


Джеки Чан
: Твой кулак - твое оружие. Если бы кто-нибудь напал на меня или ударил, я бы не стал отвечать, потому что это очень опасно.

Вопрос: Заранее извините, но как бы Вы провели свой день, если бы знали, что он у Вас последний?

Джеки Чан : Даже не знаю… У меня такой плотный график: вчера я завтракал в Пекине, а ужинал в Шанхае, сегодня я в Москве, а завтра снова вернусь в Пекин.

Вопрос: Есть ли в Ваших планах осмотр московских достопримечательностей?

Джеки Чан:
Я очень надеюсь, что организаторы позволят мне посмотреть Кремль, хотя бы полчасика (смеется).

P.S. Фрагмент видеоконференции доступен