Двухфазный кракелюр для декупажа. Поднос со старинной картой. Что из себя представляет однокомпонентный кракелюр

Доброго всем времени! Этот мастер-класс делала, чтобы помочь одной мастерице в освоении пары шеллак- гуммиарабик. Думаю, что он пригодится начинающим мастерам, а знающие люди не закидают меня гнилыми помидорами.

Нам потребуется: кракелюрная пара шеллак- гуммиарабик, средства для затирки трещин (ниже будет ясно-какие) , лак акриловый (аква), НЕводный лак.

Перед нанесением кракелюра покройте приклеенный мотив как минимум 2-мя слоями акрилового лака. Это защитит картинку, если кракле не получится, а также выровняет поверхность. Нам нужны плоская синтетическая кисть для шеллака, желательно круглая мягкая кисть для гуммиарабика, рюмашка спирта (или водки) для отмывания кисти от шеллака.

Я наношу равномерно тонким слоем шеллак первый слой. Даю просохнуть мин.5-7, лучше подождать подольше, чтобы подлежащий слой хорошо схватился.

На правой верхней тарелке видно желтое пятно: этот ляпсус оттого, что нижний слой не просох, начала наносить второй и он потащил за собой первый. Я пронумеровала тарелки, чтобы было понятно, насколько зависит величина трещин от количества слоев. На первой-1 слой, на второй -2, на третьей-3.

Когда последний слой слегка подсохнет, не будет размазываться, но будет немного прилипать к пальцу, обильно наносим гуммиарабик.

Немного помассируем его пальцами, чувствуя сцепление с нижним слоем. На вертикальных поверхностях это делать обязательно, чтобы не образовались подтеки. Оставляем сушиться минимум часа на 3-4, а лучше на ночь.

Этап второй- затирка трещин. Здесь несколько вариантов.
ПЕРВЫЙ. Сухую пастель натереть ножом.

Немного разлохматить ватную палочку, и ей натереть поверхность.

10.

Излишки пастели снимаю ватным диском.

11.
12.

Ничего НЕ СМЫВАЯ зафиксировать пастель в трещинах НЕВОДНЫМ лаком, мне больше нравится автомобильный аэрозоль, хотя можно и цапоном, и алкидным (только ждать высыхания придется дольше)

13.

ВТОРОЙ вариант
Сухие пигменты (на втором фото вверху слева). Бронзовая пудра, пигменты металлик и т.д. действуем также, как и с пастелью.

14.
15.
16.

Готовый результат.

17.

ТРЕТИЙ вариант
Я использую строительный битумный лак (0,5 л- 26 руб.) Он разводится по необходимости уайт-спиритом, им же и оттирается с рук и при необходимости смыть кракле. Специализированные битумы можно использовать только НЕ ВОДНЫЕ.

18.

Ватным диском намазываю битум, даю высохнуть.

Эти нежные, загадочные трещинки… За что они так любимы декупажницами? Наверное, именно за эту загадочность, за ощущение романтики и старины, за напоминание о тех временах, когда доблесть и честь были превыше всего, а сияющие глаза и улыбки прекрасных дам вдохновляли на великие дела…

Двухшаговый (или двухкомпонентный) кракелюр – это, наверное, самая распространенная техника в декупаже. Причем техника очень изысканная, по сравнению с однокомпонентным кракелюром или даже искусственными потертостями.

Для тех, кто еще не очень разбирается во всех этих смежных техниках, поясню: двухшаговый кракелюр – это трещины в слое лака на уже готовом изображении .

В отличие от однокомпонентного кракелюра, где мы пользуемся одним составом (одним компонентном, одним шагом) и получаем трещины в слое краски , двухкомпонентный кракелюрный состав, как видно из названия, состоит из двух разных баночек , двух компонентов, которые наносятся на работу друг за другом. При этом верхний состав трескается , и, чтобы трещины были хорошо видны, мы проявляем их различными затирками (какими – читайте дальше).

Еще для начинающих: рекомендую всегда уточнять, какой кракелюр вы имеете в виду , двухшаговый или одношаговый – это имеет принципиальное значение (машина тоже может быть швейной, посудомоечной или стиральной, и это не одно и то же:)

Откуда вообще взялся кракелюр?

Для нас с вами кракелюрные трещинки – это «дух старины», романтика, а для художников, особенно художников прошлых столетий – нарушение технологического процесса : неправильная подготовка основы, неправильный подбор грунтов, красок и их нанесение, хранение или реставрация полотна, неправильные условия хранения и транспортировки, что в результате приводит образованию на картине трещин в слое лака или краски.

Таким образом, трещины — вовсе не обязательный атрибут старинного предмета или произведения живописи. Однако сейчас все, связанное со стариной, становится все более и более популярным, и кракелюр – не исключение.

Существует огромное количество средств, предназначенных для имитации эффектов старины ; к ним относятся и кракелюрные лаки, столь популярные среди декупажниц (и не только декупажниц).

Основы техники

Двухкомпонентный кракелюр выполняется на уже почти полностью готовой работе, с нанесенным, подрисованным и желательно залакированным мотивом (или даже тщательно залакированной работой, если у нас кракелюр смываемый — иначе заготовку может «повести» от воды).

Самая-самая общая схема работы с двухкомпонентными кракелюрами

Внимание! Эта схема не является прямым руководством по работе с кракелюрными лаками! Это просто общая схема, чтобы можно было примерно представить порядок действий!

1. Полностью декорируем работу, лакируем, сушим.
2. Наносим первый шаг кракелюрного состава (они всегда подписаны, где 1 шаг, где 2).
3. Сушим (чаше всего не до полного высыхания, а немного недосушивая).
4. Наносим второй шаг, ждем образования трещин.
5. Затираем средством для проявления трещин.
6. Защищаем финишным лаком.

А теперь о главном.

Кракелюрных составов очень и очень много, больше 20 разных видов, и все они имеют разные свойства и дают разные трещины , поэтому каждая декупажница со временем выбирает себе 1-2 любимых состава и пользуется преимущественно ими.

Составы могут быть:

  • водными или неводными,
  • желтящими или нежелтящими,
  • давать крупные широкие трещины, мелкие широкие трещины, крупные фарфоровые трещины или мелкие фарфоровые трещины (и их вариации),
  • мы можем затирать кракелюры твердыми пигментами (пастелью, порошками-металликами или сухими тенями), битумом, бирумными или водными патинами, акрилом или даже масляными красками…
  • мы можем второй шаг смывать или не смывать, покрывать кракелюр водным или неводным лаком, или даже опять первым шагом…

Голова идет кругом, правда?

Мне часто в письмах задают вопрос: «почему не получился кракелюр? » Ответ на этот вопрос дать невозможно – это все равно что спросить, «почему не работает компьютер». Вариантов ответов может быть штук 50, от ответа «сгорел южный мост на материнской плате» до элементарного «нет электричества».
К чему я это говорю? Да к тому, что все кракелюрные составы разные и, не зная, какой состав вы используете, трудно вообще что-то предположить.

Поэтому еще раз: если вы работаете с двухкомпонентным кракелюром, то самое серьезное и ответственное дело – выбрать подходящий кракелюрный состав и знать все его свойства .

Всего одно отличие может быть у красивого кракелюра и чешуйчатого кошмара: финишный лак)))

Мои любимые кракелюрные пары – это – это кракелюрная пара Maimeri 753-754 (номера — это последние три цифры артикулов), нитяные кракелюры от Акриланас или Арс-хобби и двухкомпонентный кракелюр фирмы Rayher (при этом, конечно, я перепробовала множество других кракелюров, и они меня не порадовали).
Первые два состава дают тонкие изящные трещинки, а Rayher дает очень красивый рельеф (именно этот кракелюр я использовала для имитации старинного кожаного переплета в , а нежный Maimeri 753-754 – для создания трещинок на медальоне).

Maimeri 753-754 и нитяные кракелюры от Акриланас – нежелтящие водные составы, очень удобные в работе. У первого ячейки меньше, в второго – больше, поэтому Акриланас я использую для декора крупных предметов с довольно крупными мотивами.
Кстати, имейте в виду, что в линейке Акриланас (и Арс-хобби) также есть так называемые «крупный» и «мелкий» кракелюр . Они вообще беспроблемные, не требуют смывания, но трещины у них шире, чем у нитяного кракелюра, что смотрится уже менее изящно.

Нанесение

Технология создания трещин у Maimeri 753-754 и нитяных кракелюров Акриланас одна и та же: наносим первый шаг и ждем, пока он из молочно-белого станет прозрачным . Также он станет очень липким , поэтому будьте аккуратны, не оставляйте отпечатков пальцев и не пылите))

После того, как первый шаг станет липким, я наношу второй шаг на всю поверхность, покрытую первым шагом . Это нужно сделать, не оставляя ни капли непокрытого пространства, иначе после затирания кракелюра там будет грязное пятно затирки. Трещины образуются в течение часов 12 в зависимости от толщины слоя второго шага.

Проявление

Затираю я их (проявляю трещины) чаще всего порошками-металликами . Их можно найти в магазинах для творчества под названием «порпорина » или, например, «средство для затирки кракелюра», а проще всего (и намного дешевле) – в строительных магазинах: ищем порошки-металлики типа серебрянки (кстати, она бывает и золотая, а у импортных производителей – вообще любых расцветок). По своему опыту могу сказать, что покупать другие цвета металликов, кроме золота или серебра, не имеет смысла, они не пригодятся или пригодятся в одном случае из 20). Лучше запаситесь сухой пастелью – матовые трещинки смотрятся намного благороднее. Сухую пастель натираем ножиком в мелкий порошок и этим порошком на ватном диске проявляем трещинки.

Смывание и защита

В целом эти два состава – очень удобные в работе кракелюрные пары, несмотря на то, что у обоих второй шаг после затирки нужно смывать (у Maimeri смывается вообще без проблем под проточной водой, у Акриланас – тяжелее и дольше, нужно приноровиться).

В принципе, у многих кракелюров второй шаг можно смывать, а можно и не смывать, только тогда придется покрывать трещины неводным лаком. Однако долговечность несмытого кракелюра для меня – открытый вопрос.

Трещины появляются из-за того, что первый и второй шаг между собой конфликтуют. И при этом они довольно непрочно друг с другом сцепляются, поэтому не исключено, что через некоторое время второй шаг может начать отслаиваться, если его слабо залакировать финишным неводным лаком (особенно этому подвержен кракелюр ToDo Antik Crackle, который, вообще-то, по инструкции не требует смывания). Поэтому те кракелюры, которые смывать можно, я предпочитаю смывать — тогда их можно покрывать обычным акриловым лаком.

Как же выбрать кракелюрный состав? И по каким критериям вообще выбирать?

На этот вопрос просто невозможно ответить в одной статье. Здесь очень много важных факторов, которые можно разделить на три группы – это, конечно, свойства состава, удобство в работе и конечный результат. Идеальный кракелюр – это тот, который идеально подходит к данной конкретной работе и не капризничает от сквозняков и положения Юпитера на небосводе. О том, как выбрать кракелюрный состав, мы будем говорить уже совсем скоро, а пока поговорим еще об одном важном моменте, о котором многие декупажницы нередко забывают.

Кракелюр должен смотреться на работе уместно и гармонично!

Для чего мы вообще создаем трещинки на работе? Чтобы придать изделию дух старины или показать, что мы умеем делать кракелюр ?

Первое, что нужно сделать перед использованием любого кракелюра – подумать, а нужен ли он здесь вообще))) Откуда он взялся, что за материал у вас растрескался и т.д. Он растрескался везде или только в нескольких местах?

Также очень важно, чтобы получившийся кракелюр не перекрывал собой мотив (то есть, чтобы кракелюр не забирал на себя все внимание и не становился доминантой). На многих работах мотива просто не видно – видно только жирно затертые трещины, да еще и по всей работе (честно говоря, мои первые работы с кракелюром тоже были такими).

Кракелюр должен как бы оттенять мотив, подчеркивать его красоту и старину , а не показывать, что вы овладели техникой создания кракелюров.

Поэтому всегда нужно понимать, что на работе у вас главное – мотив или кракелюр . Если кракелюр – то мотив можно вообще не делать, его все равно не будет видно:) Я вообще предпочитаю затирать кракелюр едва-едва : пусть его лучше будет видно меньше, чем больше.

Гармоничное сочетание мотива и кракелюра (панно на стену):


И еще один важный момент. Представьте, что ваша работа потрескалась от старости, и в трещинки набилась пыль и грязь (да, именно это набивается в трещинки на старинных вещах, а вовсе не золотая пудра). Возможно ли это, если она чисто-глянцево-новенькая, с сочным и ярким мотивом? Вряд ли:) Поэтому не забывайте: кракелюр – это прежде всего техника старения , и, если мы делаем трещинки для придания работе старинного вида, то лучше использовать кракелюр в сочетании с другими приемами искусственного состаривания, такими как патинирование, снятие глянцевого блеска, а также искусственное пожелтение и выцветание:)

Кракелюр – это искусство не естественного состаривания, включающая в себя то, что в слое краски формируются миниатюрные трещинки. Поверхность, покрытая таким лаком, приобретает интересную красивую структуру.

Это достигается, благодаря использованию специальных лаков, наносимых на поверхность предмета.

Лаки, используемые в технике кракле, бывают двух основных типов:

  1. Одношаговый (однофазный) – отлично подходит для начинающих, для тех людей, кто только начал заниматься подобной техникой. Данный кракелюр внешне выглядит, как потрескавшаяся поверхность эмали, через него виднеется первый слой или основа.
  2. Двухшаговый (двухфазный) более сложен в нанесении, но в то же время, он более красив, трещинки образуются в самом лаке, что позволяет не перекрывать ранее нанесенное изображение, что позволяет его использовать на разных поверхностях.

При использовании одношагового лака, сначала необходимо нанести грунтовку, дождаться ее высыхания, потом следует нанести краску. Сверху наносится лак и, не доводя до полного высыхания, сверху наносится краска, после наносится какой-либо рисунок.

Если используется двухшаговый лак, то сначала поверхность покрывается шеллачным лаком, его следует наносить в 2-3 слоя, дожидаясь высыхания каждого слоя.

После высыхания, изделие сверху покрывается двухшаговым кракелюрным лаком, после его высыхания получившиеся трещины затираются масляной краской, пастелью и т.д. Сверху снова наносится рисунок и шеллачный лак для закрепления.

Описание и техника нанесения кракелюрных лаков для декупажа

Все кракелюрные лаки, применяемые в технике декупаж, разделяются на два основных вида: одношаговый или однокомпонентный и двухшаговый или двухкомпонентный. Разница между двумя видами лака состоит лишь в том, что один лак однокомпонентный, наносится между слоями краски. А двухкомпонентный лак наносится на слой шеллачного лака, потом следует его затирка, приклеивание изображения и слой обычного лака.

Иногда двухкомпонентные лаки наносятся непосредственно на подготовленный и приклеенный рисунок, создавая таким образом эффект старины.

Такие лаки можно купить в специализированных магазинах, их существует довольно много видов, поэтому перед покупкой стоит немного ознакомиться с их ассортиментом и характеристиками.

Чтобы правильно нанести такие лаки, следует придерживаться определенной техники:

  1. Однокомпонентный лак наносится тонким слоем на подготовленную поверхность с использованием мягкой колонковой кисти. Наносить следует так, чтобы не оставалось следов от кисти, после чего необходимо дождаться высыхания слоя.
  2. При нанесении двухкомпонентного лака следует учитывать, что он может быть очень липким, и поэтому не следует касаться его пальцами, чтобы не оставить отпечатки и также следить, чтобы не попала пыль на него. Второй слой наносится после того, как первый почти высох, и после этого изделие должно просохнуть, в соответствии с инструкцией к такому типу лака.

Одношаговый кракелюр в декупаже: мастер-класс

С тем, чтобы научиться делать декупаж своими руками, стоит поучиться у более опытных людей или, посмотреть видео на тему мастер-класс по декупажу, такое видео позволит понять все более детально. Одношаговый кракелюр считается одним из сложных элементов, применяемых в декупаже, но в то же время, это яркая и выразительная техника, и предметы, выполненные с помощью нее, смотрятся достаточно необычно.

Одношаговый кракелюр представляет собой трещинки в слое покрытия, через которые видна нижележащая поверхность.

С тем, чтобы добиться такого эффекта следует предпринять следующие шаги:

  1. Выполняется грунтование заготовки, потом, когда она высыхает, наносится краска на те места, где предполагается нанесение кракелюрного лака. Краску нельзя наносить дважды, и нужно стремиться покрыть как можно большую площадь. После того как лак подсох, на него наносят краску основного цвета, и ждут ее высыхания.
  2. После этого, можно приступать к нанесению рисунка, можно использовать фотографии, закрыть поверхность красивыми салфетками или какими-либо рисунками. После этого, можно приступать к лакировке обычным лаком.

При такой технике, есть одно важное условие, это необходимость правильно комбинировать набор кистей, слои краски и просушку каждого слоя.

Пожалуй, ни в одной технике одношагового кракелюра нет столько условий и особенностей, как в других техниках декупажа, но зато и эффект будет более интересный и красивый.

Двухшаговый кракелюр в декупаже: мастер класс

Двухшаговый кракелюр является наиболее распространенной техникой в декупаже. Он представляет собой трещинки в слое лака на готовой поверхности, например, на стекле, дереве, металле и даже мебели.

Как правило, двухшаговый кракелюр продается в комплекте, состоящем из двух баночек, один компонент наносится на другой.

При этом верхний слой растрескивается, и чтобы трещины были хорошо заметны, их затирают разными затирками.

Чтобы декупаж получился качественным при такой технике, следует воспользоваться советами, пошагово выполнять следующее:

  1. Заготовка должна быть уже практически полностью готова, с нанесенным на нее рисунком, при этом желательно, чтобы она была уже залакирована, причем должно быть несколько слоев лака.
  2. Далее на поверхность наносится первая часть кракелюрного лака, следует его подсушить согласно инструкции, причем желательно сушить до неполного высыхания. После этого наносится вторая часть состава, и также нужно ждать до тех пор, пока не появились трещины. После этого, выполняется затирка трещин, и все изделие лакируется.

Двухшаговый кракелюр может быть на водной основе или нет, отдавать слегка желтизной или быть полностью прозрачным и т.д. Постепенно, с приобретением опыта, человек будет работать с 2-3 видами такого лака.

Декупаж с кракелюром на бутылку пошагово

Для создания красивого декупажа, понадобятся определенные материалы и инструменты, материалы можно купить, как в обычных магазинах, например, акриловые краски и грунты, так и в специализированных, в частности, кракелюрные лаки.

Также понадобятся мягкие широкие кисти, губки и т.д., и поверхность, на которой будет выполнена вся работа, например, бутылки:

  1. Бутылку следует вымыть, убрать все наклейки, после ее следует загрунтовать, выждать, пока высохнет грунт. После этого, ее следует покрасить краской акриловой или водоэмульсионной выбранного цвета, краску можно наносить, как губкой, так и кистью.
  2. Наносить однокомпонентный слой лака лучше всего с помощью губки, нужно дождаться, когда лак подсохнет, и нанести краску ровным широким слоем. Когда краска высохнет, бутылку следует покрыть слоем обычного лака.
  3. Рисунок из салфетки или из печати следует сбрызнуть лаком для волос, расправляется пленка, и рисунок накладывается лицевой стороной на нее. Пленка вместе с салфеткой накладывается на бутылку, после из под салфетки выгоняются пузырьки воздуха. После пленка убирается, и рисунок покрывается аквалаком, а потом и вся бутылка в несколько слоев. Таких красивых бутылок можно наделать большое количество.

Когда человек научится пользоваться всеми техниками декупажа с кракелюром, и будет уверено наносить краски, лаки, приклеивать изображение и выдерживать определенную стилистику, он сможет сделать множество интересных и красивых работ.

Как пользоваться кракелюрным лаком для декупажа

Кракле – это одна из техник, которая имитирует старение какой-либо вещи, например, для того, чтобы сделать красивые шкатулки или для обработки тарелки или нескольких тарелок. Для этого используются разнообразные лаки, которые бывают двух типов: однокомпонентный и двухкомпонентный. Для каждого лака применяется своя техника и определенный лак. Заменить специальный лак для техники кракле обычным невозможно, так как он не даст необходимого эффекта.

Но, несмотря на это, при применении лаков, есть свои определенные хитрости:

  1. На поверхность следует нанести краску, дождаться ее высыхания, а после, на нее следует нанести лак, который следует наносить широкой мягкой кистью, а тем, кто начинает впервые заниматься данной техникой, следует воспользоваться поролоновой губкой.
  2. После того как первый слой подсохнет, следует нанести второй слой, если лак двухкомпонентный. Если лак однокомпонентный, то достаточно одного слоя, но нанесенного густо. Лак можно наносить в разных направлениях кистью или губкой, получая разные узоры.

Двухшаговый кракелюр в декупаже: мастер-класс (видео)

Большой плюс такой техники в том, что ее может освоить любой человек за относительно короткое время, но при этом необходимо постоянно экспериментировать, делать, как прямой декупаж, так и обратный.

Новые земли, морские приключения и невероятные истории из прошлого… Старинная карта на нашем подносе напомнит вам о романтике дальних странствий, унесёт мыслями в глубину веков, где совершались великие географические открытия, разыскивались пиратские сокровища и творилась История. Эта изысканная вещь может стать украшением вашего интерьера дома или на даче, а вы можете пользоваться ей хоть каждый день, ведь наш поднос – удобный предмет быта.

Окружайте себя красотой и комфортом!

Для работы вам понадобятся :


1. Обработайте деревянную заготовку «Mr. Carving» (арт. TB-010) наждачным спонжем «To-Do» (90961 мелкозернистый). Смахните влажной салфеткой.


2. Покройте всю поверхность подноса акриловым грунтом «Love2Art» (арт. APW-230). Просушите его в течение пары часов и снова прошкурьте поднос. Теперь смело можно приступать к декору!


3. Возьмите рисовую бумагу (арт. IRP 0055, 0055 Морская карта). Обрисуйте мотив прямо по дну подноса и аккуратно вырвите его.


4. Покройте дно подноса тонким слоем клея-лака для декупажа «Love2art» (арт. DVGP-110).


5. Не дожидаясь высыхания клея-лака, приклейте вырванный мотив ко дну подноса. Это удобно делать плоской синтетической кистью «Mr. Painter, двигаясь от центра мотива к краям.


6. Как только клей-лак высохнет, покройте мотив матовым лаком «Love2art» (арт. MTV-110). Просушите поднос в течении часа.


7. Приготовьте акриловую краску «Love2art» трёх цветов (арт. ACP-60 матовая, 05 солнечно-жёлтый, 06 охра, 24 коричневый). Нанесите сначала коричневую краску.


8. Пока коричневая краска не высохла, нанесите чуть выше сиену. Старайтесь наносить так, чтобы цвета перемешивались.


9. Добавьте желтый цвет.


10. Внутренние бортики покрасьте коричневой акриловой краской. Просушите краску.


11. На дно подноса и бортики нанесите первый компонент двухкомпонентного кракелюрного лака «Love2art» (арт. ANP-10, компонент ½). Оставьте поднос сохнуть до тех пор, пока лак из белёсого не станет прозрачным.


12. А теперь сухой мягкой кистью нанесите второй компонент кракелюрного лака «Love2art» (компонент 2/2). Оставьте поднос сохнуть на 12-24 часа. За это время трещинки появятся по всему подносу: на дне покрупнее, на стенках - потоньше.

Кракелюр – это искусственное состаривание поверхности. Относится к смешанным техникам, то есть он может использоваться как в сочетании с другими методами оформлениями, так и самостоятельно. Он применяется при оформлении мебели, создании декоративных предметов интерьера, украшений и так далее. Освоить эту технику не так сложно, как кажется – главное, соблюдать инструкцию по использованию и знать особенности видов кракелюрных лаков.

Разновидности

Современные производители предлагают 2 вида – одношаговый кракелюр и двухшаговый. Первый из них хорошо подходит для начинающих мастеров благодаря простоте нанесения. Поверхность, обработанная таким лаком, напоминает растрескавшуюся от времени эмаль. Из-под поверхности лака проглядывает слой акриловой краски – основа.

Двухшаговый кракелюрный лак сложнее в использовании, но зато и эффект он дает другой – более красивый, эстетичный, натуральный. Благодаря тому, что в этом случае трескается сам лак, он не перекрывает предыдущий слой (например, какую-то картинку, изображение), и его можно применять для отделки самых разных поверхностей.


В декупаже используются оба вида. Все зависит от степени мастерства декоратора, его умения работать с этим материалом. Кракелюр не отличается повышенной сложностью, но все же требует определенных навыков.

При этом вид лака не играет особо важной роли. Кто-то считает более сложным двухшаговый кракелюр, для кого-то работа с одношаговым представляет трудности.


Как наносить?

Как и в случае с любыми другими декоративными средствами, работа с кракелюром требует соблюдения некоторых правил, касающихся подготовки поверхности и последовательности нанесения слоев. Для каждого вида лака они свои.

Одношаговый

Так, для того чтобы правильно пользоваться одношаговым кракелюром, необходимо придерживаться нужной последовательности.

  1. Загрунтовать декорируемую поверхность.
  2. После того как грунтовка высохнет – нанести слой акриловой краски (основу).
  3. Окрашенная поверхность покрывается лаком (1 слой).
  4. Пока лак не окончательно высох – нанести второй слой краски.
  5. Сверху можно нанести салфетку с нужным рисунком. Для этого отделить два нижних слоя, верхний – с картинкой – уложить на файл. Затем промазать клеем, приложить к поверхности, разгладить. В конце аккуратно убрать файл так, чтобы картинка осталась невредимой.
  6. Финальный этап – нанесение простого лака, например, акрилового. Он может быть матовым, глянцевым, прозрачным – любым, в зависимости от предпочтений мастера.

Если последовательность использования этого вида кракелюра изобразить в виде схемы, получится своеобразный «пирог» – грунтовка, краска, лак, краска, картинка, акриловый лак.





Двухшаговый

Использование двухшагового вида потребует больше времени и усилий.

  1. В первую очередь декорируемую поверхность нужно покрыть шеллаком в 2-3 слоя. Каждый последующий слой наносится только после того, как высохнет предыдущий.
  2. Следующий шаг – нанесение собственно кракелюра.
  3. Как только лак высохнет, трещины нужно затереть. Для этого используется масляная краска, пастель или что-либо другое.
  4. Далее наносится изображение.
  5. Напоследок вся поверхность покрывается слоем шеллака для закрепления результата.

Чем хорош именно двухшаговый кракелюр, так это тем, что его можно наносить на заранее подготовленное, приклеенное изображение. Он создаст эффект старинности, не перекрывая самой картинки.

При этом необходимо, чтобы заготовка, на которую будет наноситься кракелюр, была полностью готовой, с нанесенным и залакированным (в несколько слоев) рисунком.





В набор для двухфазного кракелюра входит 2 средства – первый и второй слой. Наносятся они поочередно.

Но прежде чем приступать к нанесению второго состава, нужно немного подсушить слой первого средства.

После того как оба состава высохнут, и появятся трещинки – можно приступать к следующим стадиям работы.


Нанесение краски тоже требует соблюдения определенных правил. Не нужно наносить краску 2 раза на одно и то же место – может получиться неравномерное покрытие.

Кроме того, важно, чтобы второй слой краски с первого раза лег ровно, полностью закрывая первый. Это нужно для того, чтобы в результате получилось равномерное, красивое покрытие, без «проплешин» и смешивания слоев.

Нужно обратить внимание и на консистенцию краски – она должна быть не очень жидкой, но и не густой.


Чтобы трещины получились тонкими и длинными – краску наносят тонким слоем при помощи кисточки. Мелкие, напоминающие чешую трещинки получаются при нанесении краски губкой. Вообще, на то, как именно растрескается лак, влияет ряд факторов:

  1. собственно состав кракелюра;
  2. насколько толстым слоем наносится лак;
  3. как хорошо он просох;
  4. густота краски, толщина и нанесение первого слоя тоже имеет значение.

Важно правильно выбрать тип краски. Некоторые из них – например, металлик – не трескаются, вообще. Да и в целом составы с очень высокой плотностью довольно сложно «заставить» потрескаться.



Просушивать изделие нужно в естественных условиях в помещениях с низкой или средней влажностью.

Кроме того, целесообразно вести своеобразный «дневник», куда записываются следующие показатели:

  1. какой толщиной и во сколько слоев наносится первый слой;
  2. сколько времени занимает просушка лака;
  3. в каких условиях она проходит;
  4. какой именно кракелюрный лак использовался;
  5. полученный результат.

Эти записи позволят не только подобрать оптимальный состав кракелюра и условия работы, но и помогут в дальнейшем получать требуемый результат – просто «играя» с толщиной слоев, временем просушки и другими характеристиками.


Мастер-класс для начинающих

Чтобы лучше понять принцип работы с кракелюром, нужно применить его на практике. В этом хорошо поможет мастер-класс по созданию стаканчика для кисточек и карандашей. Кроме кракелюра, здесь используется декупаж по дереву – это работа в смешанной технике. Она наглядно показывает, как и в какой последовательности нужно использовать кракелюрный лак.

  • Итак, прежде всего поверхность стаканчика ошкуривается и грунтуется в 1-2 слоя. При нанесении грунта используется плоская синтетическая кисточка. Каждому слою нужно дать просохнуть в течение получаса.