Достижения малыша в 7 месяцев. Семь месяцев - библиотека - доктор комаровский

Тем родителям, кто пристально следит за своим малышом, интересно знать, что должен уметь ребенок в 7 месяцев. Есть нормы развития младенцев, исходя из которых судят о здоровье ребенка, корректируют его поведение. До года грудничок должен освоить очень много навыков, поэтому важно не пропустить ничего и быть готовым в нужный момент помочь ему освоиться в окружающем мире.

В семь месяцев прибавка в весе составляет примерно 600 грамм, а вырастает малыш на 2 сантиметра. Пропорции тела все больше меняются, и обхват грудной клетки должен быть больше обхвата головы. В норме дети в этом возрасте весят 7,6-8,3 килограмм, а рост составляет 67,3-69,2 сантиметра. Мальчики обычно крупнее девочек. Окружность головы – 43-44 сантиметра, а грудной клетки – 44,5-45,5 сантиметров.

Девочки

Минимальный и максимальный вес для здоровой девочки в 7 месяцев составляет 6,0 и 9,8 килограмм. Рост варьируется от 62,7 до 71,9 сантиметров.

Мальчика

Граничные показатели веса мальчика составляют 6,7 и 10,3 килограмма, а вырастают они от 64,8 до 73,5 сантиметров.

Какие навыки развиваются в 7 месяцев

Важная составляющая развития 7-месячного ребенка – это возможность самостоятельного перемещения в окружающем пространстве, улучшение мелкой моторики и появление более сложных эмоций, страхов.

Нервно-психическое развитие

Ребенок хорошо осознает речь родителей. Он выучил не только свое имя, но и слово «Нельзя». Малыш на седьмой месяц понимает значение запретов, и его они очень огорчают. Он может показывать пальчиком на определенные предметы. Понимает, что спрятанная игрушка не исчезла бесследно. По мимике, жестам и голосу различает, какие эмоции испытывают окружающие.

Наблюдается более интенсивное развитие правого полушария мозга, отвечающего за левую половину тела. Если ребенок стал чаще использовать левую руку, это временное явление.

Познание окружающего мира

Он научился держать в руках маленькие предметы двумя пальцами, хорошо владеет обеими руками. Его интересуют все «звучащие» игрушки, и ребенок осознано ими шумит. Малыш гремит погремушками, стучит по кнопкам музыкальных игрушек. Ему интересно открывать и закрывать коробки. Продолжает все пробовать и выявлять новые свойства предметов.

Любит слушать потешки, стихи, рассматривает книжки с картинками, может переворачивать страницы, если они толстые и не рвущиеся.

Улучшаются двигательные навыки

Основной навык этого возраста – уверенное сидение. Но все детки развиваются по своему, поэтому к 7-ми месяцам они могут:

  • переворачиваться со спины на живот и обратно;
  • самостоятельно сидеть, но сами сесть еще не могут;
  • ползать, иногда задом наперед, на четвереньках или на животе;
  • стоять у опоры и пробовать делать первые шаги, держась за ограждение;
  • пытаться самостоятельно встать на ноги, хватаясь за опоры и свисающие вещи.

Внимание! Нельзя оставлять свисать стола скатерти, бросать на столе и близко к краю горячие и острые предметы. Младенец может опрокинуть все на себя.

Эмоции

Он очень привязан к маме, и ее отсутствие вызывает плач. Может прятаться на плече, стесняясь некоторых людей, или, наоборот, рассматривает заинтересовавших его. Сам выражает свои эмоции, отворачиваясь или прижимаясь к человеку. Может подружиться с другими младенцами.

Развивается речь

Лепет значительно усложняется. На седьмом месяце дети уверенно пользуются слогами, где задействован язык: ма-ма, ба-ба, ла-ла, та-та и другие. Он может выстраивать их цепочкой. Продолжает экспериментировать с громкостью и тональностью звуков, иногда подпевает музыке. Очень важно разговаривать в его присутствии только в доброжелательном тоне.

Зрение и слух грудничка

На этом этапе жизни младенца зрение и слух полностью сформированы. Ребенок реагирует даже на тихие звуки, может обернуться, когда к нему обращаются. Во время дневного сна оставляйте звуковой фон (телевизор, радио), чтобы позже он не просыпался от малейшего шороха. Он отлично видит даже быстро движущиеся объекты, различает оттенки цветов.

Развиваем в ребенке умение принимать решение

Даем ребенку взять в руки по игрушке. Предлагаем ему третью. В 7 месяцев младенец задумается и бросит одну из игрушек, чтобы взять новую.

Во время поворотов он учится принимать решения, куда поворачиваться, если рядом твердый предмет или преграда.

Что можно давать младенцу из еды

У многих уже прорезались зубки, они уверенно едят с ложки и могут самостоятельно пить из бутылочки. Их можно начать поить из чашки, придерживая. В рацион грудничка к этому моменту уже входят овощи и каши. Каши однокомпонентные, безглютеновые: кукуруза, гречка, рис. Из фруктов дают пробовать грушу, сливу, персики, яблоки и чернослив. Добавляют новые овощи: морковка, шпинат, тыква и картошка.

Если прикорм начали в 4 месяца, то знакомят с мясом (телятина, кролик, кура, индейка) и яичным желтком. Уже 1-2 кормления полностью заменены обычной едой.

По каким признакам определить, что ребенок развивается правильно?

Каждый младенец развивается в своем темпе. Но есть несколько признаков, которые в этом возрасте должны насторожить родителей:

  • не делает попытки перевернуться или сесть;
  • не играет, не стучит кубиками по столу, не повторяет за мамой действия (возможно, это вызвано простой усталостью);
  • нет эмоциональной связи с родителями, никак не реагирует на объятья, их перемещение, отсутствие;
  • не реагирует на звуки, не пытается привлечь к себе внимание;
  • не пробует разговаривать, не лепечет;
  • не ощупывает предметы и не пытается их попробовать на зуб;
  • в вертикальном положении не делает опору на ноги;
  • не следит глазами за движущимися предметами, пытается их поймать.

Тест на развитие малыша

Понять, какие навыки уже приобрел ребенок, очень просто:

  1. Положите ребенка на спинку. Он за игрушкой поворачивается на бочок, на живот в обе стороны.
  2. Сядьте с ребенком за стол. Он может перекладывать на нем вещи, стучать руками, хвататься за край.
  3. Проигнорируйте ребенка, это должно заставить его требовать внимания: хнычет, пытается перехватить ваш взгляд.
  4. Страх перед незнакомцами отступает, малыш интересуется новыми людьми.
  5. Накройте пеленкой лицо лежащего ребенка, он сам от нее освободится.

Необходимые обследования семимесячного малыша

В этом месяце с ребенком необходимо пройти плановый осмотр педиатра, никаких других врачей не посещают. По календарю прививок нет вакцинации, если не произошло смещения графика.

Проблемы, которые могут возникнуть

На этом этапе развития ребенка родителей могут беспокоить:

  • проблемы со сном и засыпанием из-за сильной физической активности в дневное время;
  • боязнь незнакомцев – ребенок хорошо отличает своих от чужих;
  • отказ от прикорма – грудничок настолько привыкает к груди, что не хочет пробовать незнакомый продукт;
  • болезненные ощущения при прорезывании зубов.

Достаточно окружить ребенка любовью и заботой, чтобы помочь побороть страхи, облегчить боли.

Что предпринимать при отклонениях

Если ребенок в своем развитии отстает от сверстников, это должно насторожить родителей. Желательно вести дневник, где записываются все достижения малыша. Это поможет выявить патологию на раннем сроке.

К какому врачу стоит обращаться

Все вопросы, связанные с развитием в 7 месяцев, задают опытному педиатру. Он может проанализировать показатели ребенка. При необходимости назначают консультацию у невролога, назначают лечебный массаж.

Игры и занятия для дитя

Каждый день малыши учатся делать что-то новое, приобретают новые навыки. Родителям очень важно поощрять любознательность, продолжать делать зарядку, учить, как играть с новыми игрушками. В этом возрасте им интересны пирамидки, неваляшки, юла, книги.

Потягушки

Это игровой вариант утренней гимнастики, который помогает укрепить эмоциональную связь с родителями. Вместе с прочтением стиха нужно повторять действия.

«Потягушки-потягушечки,
Оторвались от подушечки.
Ножки задрали,
Ими поболтали.
Ручки подняли,
Маму обняли.
Улыбнулись, покрутились
И обратно повалились!»

Изучаем части тела

Предложите грудничку большую тряпичную куклу. Пусть он сам трогает различные ее части, шевелит ручками и ножками. Все его действия сопровождайте комментариями – что он делает, и какой части тела касается.

Разминка для пальчиков

Стимулируют развитие мелкой моторики игры с пальчиками:

  • на раскрытой ладошке рисуем улитки;
  • пропускаем ленточку между пальчиками;
  • сгибаем и разгибаем пальчики, играя в семью (пальчики превращаются в бабушку и дедушку, маму и папу, а мизинчик – сам малыш);
  • «одеваем» пальчики в бигуди.

Прятки

Играем с игрушками. Есть два варианта игры. В первом случае мама на глазах ребенка прячет игрушку под одеяло или за стул. Малыш должен раскрыть ее местоположение. Второй вариант, когда игрушку убирают частично, так, что наружи остается ее часть, но ребенок не видит момента «пряток». После его просят отыскать ее. Если эти варианты игр уже освоены, можно перейти к настоящим пряткам.

Игры с мячом

Ручки достаточно хорошо развиты, чтобы брать небольшие резиновые мячики. Научите ребенка катать их перед собой и бросать на пол или в коробку. Более крупный резиновый мячик можно привязать и подвесить над ребенком. Покажите ему, как он раскачивается при ударах, пусть повторит сам.

Игры в ванной

Во время купания в воду можно опускать плавающие резиновые или любые другие предметы. Пусть малыш поймает их ручками. Сопроводите его действия придуманными историями про игрушки.

Научите его плавать на спине, набрав 5-10 сантиметров воды и оставив его так полежать. Наблюдайте, как ребенок будет двигать ручками и ножками.

Перед сном

Чтобы помочь ребенку заснуть, можно завести вечерние ритуалы. Семимесячный ребенок может вместе с родителями читать книжку перед сном. В ней должны быть большие яркие картинки. Пусть ребенок, сидя на коленях мамы или папы, сам переворачивает страницы, а картинки стоит сопровождать историями. Выключение света стоит сопровождать соответствующей фразой. Очень скоро ребенок поймет ее значение.

Забавно слышать от посторонних: «Ой, совсем уже человечек!» при встрече с малышом, не правда ли? Как будто он раньше был кем-то другим! Но это восхищение вполне объяснимо: ребенок становится все более самостоятельным, а его действия - осознанными.

И даже сама мамочка порой с улыбкой вспоминает, как хотелось раньше, чтобы он побыстрее повзрослел и общение стало взаимным. У Вас подобное желание тоже возникало? Так вот, оно практически исполнилось и свободного времени у Вас наверняка совсем не осталось. Еще бы, ведь семимесячный карапуз настоятельно и весьма эгоистично требует внимания к себе. В постоянном общении с бодрствующим малышом легко отметить, чему же он научился за прошедший месяц и что осваивает теперь.

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

Особенностью этого этапа является ускорение развития психики грудничка. У него в корне меняется отношение к людям, которых он видит: ни за что уже не подарит свою улыбку кому попало, и первый встречный будет наделен лишь настороженным взглядом. Свои и чужие - эта градация для крохи становится определяющей при встрече с людьми. Радости и восторга при общении удостаиваются только знакомые. Остальные это благорасположение должны еще заслужить.

О чем это свидетельствует? Конечно, о растущей привязанности к маме и к близким, родным - карапуз учится соотносить себя и собственное поведение с ними. Это крайне важный этап в развитии навыков общения с окружающими. Детки, которые не научились опасаться незнакомых людей сейчас, не смогут соблюдать дистанцию и в дальнейшем, даже будучи уже взрослыми.

Грудничок вовсю лепечет слоги «ма-ма», «па-па» и другие, при этом так смешно иногда что-то бормочет. Он способен понимать, о чем с ним разговаривают. Но врачу это проверить довольно сложно: крошку нужно успокоить, вокруг него должны быть родные лица, чтобы он не отвлекался и не пугался, видя в комнате постороннего. Поэтому лучше, если небольшие проверки будет проводить мамочка: когда называются знакомые одушевленные или неодушевленные предметы, малыш поворачивает в ту сторону голову или ищет их глазами.

Сейчас начинается забавный, хотя и весьма важный этап развития ребенка в 7 месяцев: он пробует себя в имитации. Наблюдая, как папа постукивает по столу рукой, дитя со всей серьезностью пытается повторить это движение. И подобных моментов становится все больше, что доставляет массу положительных эмоций взрослым, наблюдающим за таким умилительным поведением взрослеющего карапуза.

Маленький шалун уже понимает, какие игрушки он может достать, а до каких ему не дотянуться. Он придумал себе игру: взять предмет, попробовать «на зубик», а затем бросить и начать все заново. Такая круговая реакция продолжается, пока его что-нибудь не отвлечет.

Кстати, по поводу попробовать «на зубик»: по рекомендации Минздрава, с семимесячного возраста нормально развивающемуся крохе можно давать сухарики и печенья. С их помощью он не только насытится, но и удовлетворит естественную потребность в кусании с жеванием. Из новых продуктов в меню грудничка добавился желток куриного яйца, а многообразие допустимых каш и фруктовых пюре позволяет сформировать его вкусовые пристрастия.

Родителям следует знать, что должен уметь ребенок в 7 месяцев, так как на каждом этапе развития у него формируются определенные навыки. При отсутствии прогресса лучше, если причины отставания будет определять врач. За рекомендациями к специалистам стоит обратиться в тех случаях, когда ребенок к концу 7 месяца:

— не старается сесть, даже держась за руку взрослого;

— не стучит с упоением кубиком по твердой поверхности;

— не пытается обратить на себя внимание с помощью звуков;

— не прижимается щечкой к лицу мамочки, проявляя привязанность;

— не ласкается к родным людям.

Если Вы видите, что наблюдается несоответствие по указанным параметрам, не пугайтесь. Помните о том, что траектория развития каждого грудничка сугубо индивидуальна. Но если действительно намечается некоторое отставание от сверстников, то нужно выявить его как можно раньше, чтобы откорректировать, пока все жизненно важные системы организма только формируются.

Физическое развитие ребенка в 7 месяцев

К концу 7 месяца масса малыша стала больше на 600 г, а подрос он на 2 см. Частота дыхания постепенно увеличивается и теперь составляет чуть более 30 в 1 минуту, а на один вдох-выдох приходится 3 сердечных сокращения. Эти показания практически не будут меняться до годовалого возраста.

Стандартные показатели, разработанные педиатрами ВОЗ для семимесячного возраста, позволяют оценить уровень физического развития.

Для девочек:

масса должна составлять 6,8-8,6 кг, рост - 65,0-69,6 см

окружность головы - 41,5-44,1 см.

А у мальчиков:

масса соответствовать диапазону 7,4-9,2 кг, рост - 67,0-71,3 см,

окружность головы - 42,7-45,2 см.

Кроха постепенно готовится к ходьбе, поэтому уверенно переступает ножками в вертикальном положении при поддержке под мышки. Он уже вполне самостоятельный: способен ползать, сидеть почти без поддержки взрослых, подниматься на четвереньки. Если есть опора, то мир, естественно, еще не перевернет, а вот на коленки поднимется запросто. Поэтому за непоседой нужен глаз да глаз: очень сложно его удержать на одном месте.

Физические упражнения для ребенка в 7 месяцев

Основной акцент в развитии навыков ребенка после полугода идет на ползание, так как оно отлично работает на укрепление многих групп мышц туловища и конечностей. В комплекс зарядки включают в обязательном порядке:

— поворот со спины на живот;

— поворот с живота на спинку;

— выгибание;

— приседания;

— круговые движения руками.

Одновременно с физическим происходит и речевое развитие ребенка в 7 месяцев, поэтому Вам нужно называть все свои действия рядом с малышом или выполняемые вместе с ним, многократно повторять слова, произносить их при этом четко, утрируя артикуляцию. Вы ведь обращали внимание на то, как пристально кроха следит за шевелящимися губами взрослого во время разговора? Заметьте, что иногда он даже сам пытается воспроизвести их движение, хотя все это и далеко еще пока от совершенства.

Зная, что должен уметь ребенок в 7 месяцев, дополните обычный набор упражнений еще несколькими, полезными для укрепления необходимых групп мышц.

1. Сгибание ног. Выполняются все действия из положения лежа на спине. Возьмите ребенка за обе голени теплыми руками. Сначала вместе, затем по очереди сгибайте и разгибайте ножки в коленях: согните и разогните левую ножку, затем правую, и, наконец, сразу обе ноги. Эти приемы повторяют 6 раз, они помогают развивать мышцы конечностей и суставы.

2. Перевороты. Исходное положение - лежа на спине, выполняется 1 раз. Попросите ребенка лечь на животик, помогите ему. Для этого чуточку поверните его ягодицы с тазом в сторону переворота, а дальше он и сам справится. Не забывайте, что дитя отлично уже различает эмоции взрослых, поэтому непременно хвалите его, чтобы он слышал одобрение в голосе.

3. Приседания с прогибанием. Это упражнение, направленное на развитие навыков ползания, уже знакомо, но Ваш малыш подрос и теперь выполнение можно усложнить.

Исходное положение - лежа на спине, выполняется 2 раза. Палец одной руки взрослого зажат у крохи в кулачке, а второй рукой следует придерживать его за коленочки.

Отведите ручку карапуза в сторону, ласково попросите его сесть. Когда тот займет требуемое положение, проведите рукой плавно вдоль позвоночника (снизу вверх). В ответ на это спинка рефлекторно разогнется. Затем аккуратно опустите его на правую сторону.

Зарядка для умственного развития ребенка в 7 месяцев

Все, что должен уметь ребенок в 7 месяцев, необходимо развивать, иначе все процессы будут идти не по возрастному графику, а с отставанием, что непременно скажется на дальнейшей успешности.

При общении всячески провоцируйте повторение за Вами простеньких слов, произношение названий окружающих людей и предметов. Настоятельно, в форме игры, учите выполнению элементарных действий по примеру взрослых. И обязательно побуждайте к ползанию, вставанию на коленки, ходьбе с опорой для начала.

Чтобы развивать речь и обогащать малыша впечатлениями, показывайте животных, заводные игрушки, совершая с их помощью примитивные действия, доступные для повторения крохой. Кстати, забавы не надо больше подвешивать, их лучше класть рядом в кроватке, манеже или на полу.

С этого возраста лучше всего карапузу для игры предлагать различные пирамидки, мячи, складные матрешки, коробочки, которые легко раскрываются. Они должны быть многоцветными, звучащими и яркими. При этом по-прежнему актуальны кубики: кроха их учится складывать и с воодушевлением пытается стучать ими друг о друга.

Крайне важно: Вы нужно стать самыми болтливыми родителями на свете, ведь только в постоянном общении полноценно развивается малыш. Детские педиатры говорят, что возраст от 0 до 4 лет - наиболее благоприятный период, когда все получается как бы само собой, природосообразно. Если время упущено и человечек не получил необходимого внимания, то в дальнейшем процесс развития будет идти не столь успешно, как могло бы быть, и потребует значительно больших усилий со стороны и ребенка, и взрослых.

Ребенку 7 месяцев : что умеет малыш, чем его занять, развивающие игры и упражнения, особенности развития.

В каждом разделе статьи Вы найдете:
1) Описание перечня умений ребенка 7 месяцев к концу этого месяца развития. Чему он научится за месяц?
2) Особенности развития ребенка – что нужно знать каждой маме.
3) Перечень развивающих упражнений и игр для ребенка 7 месяцев по данному направлению развития.
В конце статьи Вы найдете стишки для проведения игр-показов с ребенком в семь месяцев.

Ребенку 7 месяцев: особенности развития, игры и упражнения

Первое направление.Физическое развитие ребенка в 7 месяцев.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

Ползает быстро во всех направлениях. Заползает по ступенькам на невысокую детскую горку.
Учится самостоятельно садиться.
Может поменять положение тела из положения сидя – например, после сидения лечь на животик.
Учится вставать у опоры, держась за перила кроватки или опираясь на сиденье кресла, стула, дивана. Если у ребенка получается встать у опоры, то может стоять у нее 1-1,5 минуты. Затем садится – опускается на колено, сгибает другую ногу и, опираясь, становится на четвереньки или садится.
Учится, держась за опору, делать приставной шаг вбок (один – два шага).

Какие физические упражнения полезны малышу?

В возрасте 7 месяцев для развития мышц брюшного пресса и формирования умения садиться очень полезно присаживание.
Когда ребенок учится садиться, он поворачивает голову в сторону игрушки из положения лежа на боку, после этого опираясь на руку садится.

Присаживание.

Упражнение 1. Присаживание. Малыш лежит на спине. Возьмите его за кисти рук. Слегка подтягивая за согнутые в локтях руки, побудите ребенка сесть. Повторите 2-3 раза.
Упражнение 2. Присаживание с поддержкой за одну руку. Ребенок лежит на спине. Зафиксируйте одной рукой его колени, а другой придерживайте за ручку, отведенную в сторону. Подтягивайте осторожно ребенка за руку и приговаривайте: «Садись, Сашенька!». Повторите 2 раза. Один раз за правую ручку, второй — за левую ручку.
Хорошо, если Вы заинтересуете малыша игрушкой в этом упражнении.
Сначала ребенок будет сидеть недолго, но затем освоит это новое для него движение.
Насильно усаживать ребенка нельзя, здесь нужно «идти за ним» и действовать с учетом его возможностей на данный момент времени.

Более подробно о том, как малыш учится сидеть, какие упражнения ему нужны и полезны, какая поза сидения правильная и неправильная — в статье

Игра для развития ползания для ребенка 7 месяцев.

В разных местах комнаты разложите звучащие игрушки, прикройте их так, чтобы их не было видно салфетками. Начните звучать одной игрушкой – например, покачните колокольчик. Но не показывайте игрушку. Малышу станет интересно, и он подползет к игрушке и заглянет под салфетку. После этого дайте ребенку поиграть с этой игрушкой. Покажите, как можно захватить предмет ручкой (как можно захватить сверху, сбоку, снизу и т.д.).
Затем повторите игру с другим звучащим предметом. Малыша в конце его пути ползания должно ждать что-то интересное для него, спрятанное под салфетку.

Второе направление. Социально-эмоциональное развитие ребенка в 7 месяцев.

Что нужно знать об эмоциональном развитии ребенка в 7 месяцев?

К концу месяца, т.е. к восьми месяцам у ребенка сложится эмоциональная привязанность к определенному взрослому. Обычно это мама или другой взрослый человек, который заботится о малыше. Эта привязанность очень необходима ребенку, поэтому очень нежелательно ее нарушать, отдавать ребенка в ясли или передавая няне. Привязанность означает, что у малыша может появиться наиболее любимый взрослый, и это нормально!

Привязанность к маме будет сформирована только в том случае, если мама выступает для ребенка интересным партнером по игре, если она поддерживает его инициативу.

Очень важно, чтобы взрослые, хваля малыша, подчеркивали, за что хвалят, за какие конкретные действия: «Вот как хорошо Анечка ротик открывает!», «Умница! Все шарики в коробочку положил!». Общей положительной оценки или ласки уже недостаточно, малыш тянется к деловому общению со взрослым. Для него важно, чтобы мама выразила удовольствие его конкретными действиями, поддержала его действия в окружающем мире, а не просто приласкала. Хотя ласка, конечно же, не отменяется! Но ее, просто уже становится мало для малыша! Ему надо идти дальше в своем развитии – к деловому сотрудничеству с мамой в интересной для него игре!

Всегда хвалите малыша, рассказывайте ему, что он «умница», «любимый», «молодец», «хороший». Этими словами и своим эмоциональным отношением и поддержкой Вы создадите атмосферу радостного делового сотрудничества, которая нужна ребенку в 7 месяцев и более старшим деткам.

Что умеет малыш в 7 месяцев к концу этого месяца:

Отзывается на настроение взрослых, реагирует на него. Веселится, если они веселы.
Интересуется другими детьми – наблюдает, смеется или лепечет.
Активно играет в игры-потешки: «Ладушки», «Ворону», «Прятки», «Ку-ку» и другие.
Проявляет чувствительность к похвале взрослого. Добивается внимания взрослых улыбкой или хныканьем.
Обнаруживает привязанность к близким взрослым, может выделять среди всех взрослых наиболее любимого.

Третье направление. Познавательно-речевое развитие ребенка в 7 месяцев.

1. Сенсорное развитие.

В возрасте 7 месяцев для ребенка очень важно деловое общение с мамой. Ему уже не хватает просто ласки и внимания, ему нужна мама, которая будет партнером по исследованию окружающего мира, которая покажет новые способы действия с предметами, которая будет знакомить с окружающим миром.

Что умеет ребенок:

Узнает предметы с разного расстояния и показанные под разным углом зрения.
Стремится обследовать предметы всеми способами.
Действует с множеством предметов, а не с одним – двумя как это было раньше. Может перекладывать предметы из руки в руку. В играх с предметами задействованы обе руки.
Познает «прямые и обратные действия». Например, складывает и раскладывает, надевает кольца на стержень и снимает их. В этих активных действиях складывается представление ребенка о себе как об активном, действующем человеке!
Действует с игрушками в зависимости от их свойств: шарики катает, кубики кладет друг на друга или стучит ими друг о друга, из ведерка выкладывает игрушки и кладет их обратно, открывает крышки коробочек, придвигает, сжимает, толкает, трясет, стучит, переворачивает и так далее.
По-разному берет предметы: большие предметы берет всей ладонью, а маленькие – щепотью.
Может заниматься с интересной игрушкой 3-6 минут, а вместе со взрослым до 8-10 минут.

2. Развитие речи.

Что умеет ребенок в семь месяцев к концу этого месяца:

В семь месяцев ребенок может активно выполнять движения в разных потешках – сорока-ворона, ладушки, прятки, коза. Он может выполнять нужные разученные движения по слову. То есть, только услышит ребенок знакомые слова потешки в исполнении мамы, так сразу и начинает делать действие.
Малыш умеет выполнять действия по просьбе взрослого: дай, пей и т.д.

Малыш активно лепечет, повторяя разные слоги. Слоги повторяет громко, четко. Лепет очень активный, когда ребенок чем-то заинтересован.

Играет в переклички с мамой, повторяя за ней слоги. А мама повторяет за малышом его слоги. Так развивается и тренируется речевой аппарат.

На вопрос «Где…?» показывает пальчиком на нужный предмет. В более раннем возрасте в ответ на этот вопрос малыш показывал на предмет, поставленный в постоянное место. А теперь может показать пальчиком и на предмет, который был переставлен на другое место.

Ребенок может найти предмет среди других двух-трех знакомых предметов – в ответ на вопрос «Где…?» он смотрит в нужную сторону. Вопрос «Где…?» нужно задавать несколько раз, давая паузу 5 секунд.

Услышав свое имя, ребенок поворачивается к Вам, ползет к Вам.

Как провести развивающее речевое занятие-перекличку с ребенком 7 месяцев?

Чтобы переклички действительно развивали речь малыша, нужно знать, какие слоги и звуки уже говорит Ваш ребенок. Именно с этой «речевой базы» малыша и начинаются речевые занятия – переклички.

Во время перекличек ребенок должен видеть лицо мамы, слушать ее, следить за артикуляцией. А для этого нужно продумать место проведения переклички так, чтобы малышу было удобно смотреть на Вас, чтобы в его глаза не бил резкий свет.

Какой должна быть структура занятия-переклички с ребенком 7 месяцев

Ниже я даю структуру переклички, разработанную Л. Н. Павловой, кандидатом психологических наук, авторов многих книг и пособий по развитию детей раннего возраста. Такие мини-занятия желательно проводить ежедневно, чтобы у ребенка успешно формировались подготовительные речевые навыки.
Вводная часть. Наклонитесь над малышом, чтобы он сосредоточился на Вашем лице. Погладьте его, назовите по имени, протягивая гласные имени малыша: «ААааааанечка!» и произнося имя с разной интонацией: «Аааанечка? ААааанечка!». Затем сделайте паузу -15-20 секунд.

Часть 1. «Перекличка». Вы произносите звуки и слоги, которые уже говорит Ваш малыш. Затем делаете паузу 15-20 секунд. Если малыш откликнулся – повторил за Вами, повторите звуки еще раз за ним.
Часть 2. «Озвученная игрушка». Покажите звучащую игрушку, позвучите ей. Дайте возможность малышу сосредоточиться на звуке. Затем сделайте паузу 15-20 секунд.
Часть 3. Повторный показ игрушки. Покажите игровые действия с игрушкой, звукоподражания. Назовите игрушку.
Часть 4. Повторение первой части.
Часть 5. В заключение спойте песенку или расскажите стишок о показанной игрушке.

Полезно ли слушать сказки для маленьких с ребенком 7 месяцев?

С ребенком 7 месяцев уже можно слушать аудиозаписи сказок, но особенным образом. Если Вы просто поставите для малыша аудиозапись и уйдете из комнаты, то никакого развивающего результата не получите. Просто звучащая рядом речь не влияет на развитие речи самого ребенка.

А вот если Вы сядете рядом с малышом, будете увлеченно слушать сказку, то он начнет за Вами наблюдать. И Ваша увлеченность передастся и ему. Малыш начнет слушать то, что так сосредоточенно слушает мама.

Слушать можно 5 минут. И чем большее количество раз Вы прослушаете одну и ту же запись, тем больше радости будет переживать ребенок от узнавания знакомых ему звуков.

Во время прослушивания Вы можете шевелить губами, подговаривать-повторять слова. Это дополнительно привлечет внимание малыша.
А еще больший развивающий эффект будет, если Вы сказки будете рассказывать сами, с удовольствием, с разными выразительными интонациями! Именно рассказывать, а не читать по книжке. Не важно, что ребенок еще не говорит. Он учится вслушиваться в звуки речи!

Развивающие игры и упражнения с ребенком семи месяцев: подготовительный этап речевого развития

Игра 1. Показ игрушек и действий с ними.

Как провести игру-показ игрушки с ребенком в 7 месяцев?

Первая часть игры — занятия. Сначала привлеките ребенка к игрушке (подвигайте игрушку, назовите ее: «Вот зайчик. Зайчик прыгает: скок-скок-скок!». Если игрушка издает звуки, продемонстрируйте их малышу. Если малыш ползет к игрушке или хочет сесть, чтобы поиграть с ней, помогите ему.

Вторая часть игры-занятия. Пусть малыш сам подействует игрушкой, обследует ее со всех сторон. Как только интерес к игрушке падает, а действия с ней становятся однообразными, переходите к третьей части игрового занятия с игрушкой.

Третья часть игры – занятия. В третьей части сами покажите малышу разные сюжеты с игрушкой. Игрушка может спрятаться. Можно спеть песенку или рассказать стишок или потешку, сопровождая ее действиями с игрушкой. Можно и «потанцевать» с игрушкой.

Полезные советы по проведению развивающей игры — показа игрушки ребенку 7 месяцев:

Совет №1. В показе многократно четко повторяйте название игрушки, ее признаки, действия: «Вот петушок. Петушок красивый. Петушок поет: «Кукареку!». Или так: «Вот петушок ходит (показ действия). Нашел зернышки! Петушок клюет зернышки (показ действия)» А можно и по-другому: «Петушок поет (показ действия). Спрятался петушок. Где петушок? Нашла Анечка петушка и стала с ним плясать: ля-ля-ля, ля-ля-ля».

Совет № 2. В одной такой игре показывается и называется 1-2 действия. В следующей игре – следующие 1-2 новых действия.

Очень нужный совет № 3:). Для тех, кто не бросил читать эту длинную статью, а хочет узнать все нюансы и подробности! Для Вас я приготовила главный секрет, который обеспечит интерес малыша к занятиям и их результативность! Это ключ к успеху, и сейчас Вы узнаете, как увлечь малыша, и как гарантировать себе 100% успех!

Дело в том, что в возрасте 7 месяцев ребенок еще не может сознательно и произвольно сосредотачиваться на игрушке. Поэтому используются так называемые «ориентировочные реакции» То есть создается ситуация, когда малыш непроизвольно будет смотреть на игрушку.

Как создать такую ситуацию:

Эффект внезапного появления игрушки (из-под яркого платка, из яркого мешочка, из яркой коробки). Игрушку достают, называют, показывают 1-2 действия –и – внимание – это главное! – после этого снова убирают в коробку, под платочек или в яркий мешочек! Это очень важно! Игрушку надо спрятать! А затем вновь неожиданно достать и показать новое действие. И снова неожиданно ее убрать – убежала, спряталась игрушка.
Эффект контрастных действий и неожиданной смены действия. Например, сначала зайчик едет на лошадке, а потом вдруг – бух! Упал! Учтите, что яркие переживания приведут к тому, что в этот момент малыш не будет повторять нужных слогов за Вами, он будет весь в эмоциях. Так и должно быть! Лепетать – повторять слоги – малыш будет в перерывах между показами (когда Вы прячете игрушку и поете песенку).

Игра 2. Действия с игрушками по подражанию.

Например: выложить мячики, покатать их и положить в коробку. Или открыть сумочку, достать киску, закрыть сумочку.

Вы показываете действие, а малыш его повторяет или делает по-своему. Например, Вы складываете кубики в тележку, а он вынимает их обратно. Или Вы раскладываете шарики в две группы по цвету (желтые отдельно, синие отдельно), а малыш их опять смешивает. Именно в 7 месяцев ребенок осваивает противоположные действия (надеть-снять, поставить-сбросить), поэтому с радостью включится в подобную игру.

В игры с игрушками с ребенком 7 месяцев можно и нужно включать материалы с разной фактурой. Даже те же лоскутные мячики могут быть и бархатными, и ситцевыми, и фланелевыми, или на одном мячике сочетаются дольки из разных материалов. Это развивает тактильную чувствительность малыша.

Интересные игры с мячиком для игр и детей и стихи к ним разработаны Ф. Фребелем. С ними Вы можете познакомиться в статье

Как обучить ребенка новым действиям?

Обычно такое обучение происходит интуитивно само собою, ведь мама подстраивается под малыша. Но если говорить «по науке»:). то обучение малыша новому действию (дай…, покажи до свидания и т.п. проходит три этапа:

Первый этап. Новое действие называется взрослым и выполняется взрослым вместе с ребенком. Взрослый делает рукой ребенка нужное движение. Это называется «метод пассивных движений».
Второй этап. Вы действуете на глазах ребенка, побуждая малыша выполнить движение («метод показа со словом»).
Третий этап. Малыш делает действие по Вашему слову без показа («ладушки», «до свидания», «дай» и т.д.)

Игра 3. Игры с картинками.

В семь месяцев ребенок уже может найти знакомый ему предмет на картинке, то есть узнать в плоскостном изображении хорошо знакомый объемный предмет.

Игра 4. Игры для развития мелкой моторики.

Игры с игрушками для развития мелкой моторики и познавательного развития ребенка. Это игры с шарами, кубиками, конусами, кольцами, которые закреплены в гирлянду на ленту. Игры с развивающими книжками и развивающими ковриками. Игры с материалами с разной фактурой для развития тактильной чувствительности.

Игры для развития мелкой моторики Вы найдете в статье
Как сделать развивающую книжку для развития мелкой моторики, Вы узнаете из статьи

Игра 5. Учимся захватывать предметы двумя руками.

Дайте ребенку, держащему в руке одну игрушку, еще одну игрушку и помогите взять ее второй рукой.
В следующий раз помогите малышу научиться перекладывать игрушку из одной руки в другую.

Можно поиграть в барабан сразу двумя руками. Дайте малышу две палочки или погремушки, которыми можно постукивать по столу. Ребенок будет с удовольствием стучать двумя руками.

Говорите в это время слова ритмичного стишка или потешки. Например:

Тили- бом, тили-бом,
Загорелся кошкин дом.

Тук-тук, молотком,
Мы построим куклам дом.

Стихи для игр — показов игрушек с ребенком 7 месяцев.

Говорить тексты нужно как бы припевая, протягивая гласные звуки, ритмично, четко, внятно, в среднем темпе речи (не быстро)

Лошадка.

Я на лошади скачу,
Цок, цок, цок, цок!
Эх, садитесь, прокачу!
Цок, цок, цок, цок! (Т, Волгина).

Петушок.

— Кто проснулся рано? – Петушок.
Поднял кверху красный гребешок.
Петушок пропел: «Ку-ка-ре-ку!
Кто еще лежит там на боку?» (С. Прокофьева)

Погремушка.

Динь-динь, динь-динь-дооооон!
Всюду слышен перезвоооон!
Погремушечка, играй!
Нашу детку забавляй!

Барабан.

Любит барабанить,
Долго барабанить,
Долго барабааааанить,
Баааа-рааааа-баааан!

Кошка.

Киска к детям подошла,
Молочка просиииила.
Молочка просииииила,
МЯУ! Говорила.
Мяяяу, мяяяу, мяяяу (Н. Френкель).

Как у котика-кота
Шубка очень хороша!
Как у котика усы
Удивительной красы!
Глаааазки смеееелые!
Зууубки бееелые!

Зайчик.

Маленькие заааааиньки
Захотели бааааааиньки,
Захотели бааааа-иньки,
Потому что мааааааленьки!

Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вооот – таааак, воооот-таааак,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Вооот-тааак, воооот-тааак,
Нужно лапочки погреть.

Бубен.

Поиграй нам, Аня, в бубен,
Мы в ладошки хлопать будем.
Поиграй нам, поиграй,
Маме бубен передай!

Собака.
Ребенок сидит на коленях у взрослого, взрослый его качает в ритм потешке и говорит:

Шла собака через мост,
Четыре лапки, пятый – хвост.
Если мост обваааааалится,
То собааааака сваааалится! (имитируем падение в ямку с колен)

Коза.

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
Кто кашу не ест,
Молока не пьет:
Забодаю, забодаю!

Голуби

Тииише, гуууули, не шумииите.
Мою деееетку не будиииите.
Не мешайте, гууууленьки,
Улетайте, гууууленьки!

Птичка.

Маааааленькая птииичка
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маааааленькой птичке
Зёрнышек я дам, дам, дам!
Села птичка на окошка,
Посиди еще немножко,
Подожди, не улетай,
Улетела, ай!

7 месяцев — уникальный период развития ребенка! Желаю Вам и Вашему малышу счастья, пусть он Вас радует! О дальнейшем развитии ребенка Вы узнаете из следующих статей сайта «Родная тропинка».А в этом коротком 2-минутном видео в заключении статьи давайте вспомним все особенности развития малыша в 7 месяцев:

Малышу исполнилось 7 месяцев, он продолжает все так же активно развиваться и познавать окружающий мир. Тяга к неизведанному пространству растет у ребенка с каждым днем. Чему научился маленький человечек, и каких успехов вашему крохе еще нужно достичь?

Физические показатели семимесячного ребенка – рост и вес в 7 месяцев

К этому возрасту параметры детишек могут отличаться от приведенных ниже данных, так как на рост и вес оказывают влияние наследственные факторы.

В среднем, показали ребенка в 7 месяцев, выглядят так:

С 7 до 8 месяцев детки в среднем поправляются на 500-600 грамм и подрастают на 2-2,5 см .

Чем кормить малыша: питание ребенка в 7 месяцев

Если каши, овощные и фруктовые пюре уже присутствуют в детском рационе с более раннего возраста, то теперь пора знакомить малыша с такими , как:

  • Мясо . Потребность детского организма в питательных веществах и витаминах неуклонно растет. Мясо, в котором присутствует легко усваиваемое железо, витамины А, В, В12 и необходимые белки, является строительным материалом для организма малыша. Мясные продукты помогают избежать такой проблемы, как анемия. Рынок детского питания представлен многими фирмами, производящими мясные пюре. Однако, совсем несложно приготовить такой продукт и самостоятельно. Для этого мясо хорошо проваривают и измельчают в блендере или мясорубке, добавляют немного бульона так, чтобы получилась пюреобразная масса. Прикорм начинают с половины чайной ложки. Для малыша подойдет мясо кролика, куриная грудка, нежирная говядина или телятина.
  • Яичный желток . Продукт богат такими необходимыми малышу веществами, как каротин, железо, фосфор, витамины А, Д, Е и ненасыщенные жирные кислоты. Яйцо необходимо сварить вкрутую, первый раз нужно дать малышу всего несколько крошечек. Если у ребенка не будет аллергии, то в неделю он должен съедать 1 полный желток (за 2 любых дня по половинке). Желток лучше смешивать с молоком или с другими продуктами, так как в чистом виде малышу будет сложно его проглотить.

Физическое развитие ребенка семи месяцев

Развитие ребенка в 7 месяцев имеет свои особенности.

К этому возрасту, малыш достаточно развит, он уже умеет:

  • Переворачиваться на бочок, спину и обратно.
  • Сидеть , имея за спиной точку опоры.
  • Уверенно пользоваться обеими ручками.
  • Делать попытки ползать и вставать на ножки, держась за опору.
  • Использовать жесты при общении с близкими людьми.
  • Показывать свой характер.

В 7 месяцев малыш продолжает быстро развиваться и совершенствовать приобретенные раньше навыки в двигательной, познавательной и речевой сфере.

Двигательные навыки семимесячного малыша

Ползу, куда хочу

Основным достижением семимесячного малыша является возможность передвигаться в нужном ему направлении. Умение ползать открыло для малыша новые горизонты . Теперь он сам способен добраться туда, куда ему хочется (конечно, если взрослые не «запрут» его в манеже или кроватке).

Маленькие непоседы используют разные способы передвижения, имитирующие ползание. Кто-то ползет по направлению вперед, а кто-то, наоборот, пятится назад. Некоторые крохи, не желающие ползать, просто перекатываются с одного места на другое. Дети могут ползать, как положено, то есть на четвереньках, а некоторые умудряются передвигаться на животике, отталкиваясь руками от пола.

Малыш способен передвигаться ползком достаточно длительное время, теперь, если не ограничивать площадь его перемещения, он сопровождает маму по всей квартире .

Чтобы избежать детского травматизма, ребенка нужно обеспечить достаточно большим, но безопасным пространством, где он мог бы свободно перемещаться. Не кроху рамками манежа или кроватки.

Ползание стимулирует физическое развитие, укрепляет вестибулярный аппарат, улучшает обмен веществ .

Поворачиваюсь с умом В 7 месяцев дети уже виртуозно освоили повороты со спины на живот и обратно. Теперь малыш может вовремя затормозить, подкатившись к краю кровати или манежа . Если в процессе перекатывания кроха натыкается на что-то твердое, он быстренько соображает, что лучше передвинуться в другую, безопасную сторону.
Сижу сам К началу 8 месяца все дети уверенно сидят без помощи подушек или другой опоры. Кроме того, сидя и держа спину ровно, они уверенно поворачиваются из стороны в сторону, тянутся , чтобы достать лежащие в небольшом отдалении игрушки, при этом не падая и сохраняя равновесие.
Готовлюсь к ходьбе В 7 месяцев не все, но многие детки, держась за кроватку, самостоятельно встают на ножки . Кроме того, держась за верхнюю перекладину, они переступают с ноги на ногу, делая первые шажки по кроватке.
Почему я непоседа Малыш не может усидеть на месте не только из-за потребности в движении. Просто положение его собственного тела в пространстве не дает ему покоя. Ребенку интересно, что он сможет увидеть из того или иного положения . Кроха познает сам себя, формируя собственные представления о своих способностях.

Зрение ребенка в возрасте 7 месяцев

Новые двигательные способности малыша открывают для него широкие возможности сенсорного развития, в том числе и зрения. Если к полугоду малыш стал видеть четче и различать большее количество цветов и оттенков, то в 7 месяцев ребенок видит и узнает предметы, находясь от них на разном расстоянии.

Теперь он рассматривает интересующие его вещи под разными углами зрения. Малыш уже ориентируется на такие признаки предмета, как форма, цвет или расположение. Кроха может узнать знакомую игрушку, если она расположена к нему не лицевой стороной, а в профиль.

Развитие речи ребенка в 7 месяцев

  1. Разговорное лепетание малыша переходит на новый уровень . Кроха с чувством повторяет. понравившиеся ему уже достаточно сложные сочетания звуков. Он как бы играет с ними, проводит эксперименты, прислушиваясь к собственным «сочинениям». Ребенок изменением интонации показывает свою радость или неудовольствие.
  2. Быстро набирает обороты подготовка к сенсорной речи . Кроха уверенно находит взглядом предмет в ответ на вопрос «Где?». Чтобы оценить это умение чаще задавайте малышу вопросы о том, где лежат хорошо знакомые ему предметы. Малыш уже умеет выбирать из 2-3 предметов тот, который вы назовете. Если у вас в руках, к примеру, мишка и зайчик, и вы попросили взять мишку, малыш протянет ручки именно к нему.
  3. Чтобы малыш лучше понимал взрослую речь и совершенствовал свою , с ним нужно общаться как можно больше.

При этом следует:

  • Использовать речь, как средство познания, рассказывая малышу обо всем, что он видит вокруг.
  • Продолжать развитие речевого аппарата, стимулируя ребенка к произношению новых сочетаний звуков.
  • Развивать умение малыша вслушиваться в чужую речь.
  • Помогать ребенку в понимании интонации речи – поощрительной, нейтральной или строгой.

Общее развитие ребенка в семь месяцев

Действия с предметами Ребенок, занимаясь с различными предметами и игрушками, способен учитывать их физические свойства. Мячик или шарик он будет катать, кубики складывать один к одному, колесики пирамидки снимать или надевать на стержень.

По выводам психологов, представление ребенка о себе, как об активном и деятельном человечке, складывается путем расширения его возможностей при действии с предметами.

Малыш уже давно является не пассивным наблюдателем, а активным исследователем окружающего пространства. Он, как и раньше, пытается схватить все, что плохо лежит и исследовать предмет на ощупь и на вкус.

Поэтому в связи с возросшей активностью крохи и возможностью передвигаться по дому, нужно убрать все опасные для здоровья ребенка предметы из зоны досягаемости маленького исследователя.

Потребность в общении В возрасте 7-8 месяцев в связи расширением социализации ребенка, у него с новой силой возрастает потребность в общении с взрослыми. Особенно это касается мамы – самого близкого для малыша человека.

Ребенок в этом возрасте требует «делового», конструктивного общения, а не простого сюсюканья .

Ему нужно, чтобы близкий человек знакомил его с окружающим миром, разными явлениями и свойствами предметов.

Малыш уже хорошо понимает мимику, эмоции, жесты, действия и поступки родных ему людей, которым он с удовольствием старается подражать .

Отношения с окружающими В 7 месяцев малыш выбирает тактику привлечения к себе максимального внимания.

В этом возрасте присутствующая у крохи реакция страха посторонних людей постепенно заменяется жаждой познания .

Кроме мамы и папы, ребенку становится интересно общаться с другими людьми, получать знаки внимания и возможность общения. Если ребенок видит, что вы дружелюбно относитесь к какому-либо человеку, он легче пойдет на контакт с ним.

Чтобы в дальнейшей жизни малышу было легче адаптироваться в коллективе, нужно расширять круг его общения .

В этом возрасте можно научить кроху здороваться, кивая головкой и прощаться, махая ручкой.

Для гармоничного развития малыша нужно продолжать делать начатые в 5-6 месяцев физические упражнения, заниматься развивающими играми, помогать маленькому исследователю в изучении окружающего мира.

В связи с возросшей подвижностью малыша и его неуемной тяге к познанию, примите необходимые меры безопасности:

  • Уберите все опасные предметы, которые может достать ребенок.
  • Закройте розетки специальными заглушками.
  • Если в доме имеется мебель с острыми углами, закройте их поролоном или другим мягким материалом.
  • Уберите из ящиков тумбочек и комодов все, что может навредить ребенку.
  • Не оставляйте в доступных местах лекарственные препараты.

Так как в 7 месяцев у малыша активизируется потребность в общении, не оставляйте ребенка одного надолго. Сейчас ему, как никогда, нужно внимание и забота близких людей.

Ребенок в возрасте 7 месяцев становится более активным и самостоятельным. Он неустанно занят «исследовательской» деятельностью, требующей внимания со стороны взрослых и обеспечения ему абсолютной безопасности. Интенсивный рост и развитие на фоне постоянной подвижности нуждаются в дополнительных питательных веществах, которые уже не восполняют прежние нормы вскармливания. Чем же кормить семимесячного малыша, и как это должно соотноситься с его режимом дня?

Семимесячный малыш ежедневно удивляет и радует родителей появлением новых навыков.

  1. Совсем недавно только начал неуверенно сидеть, а в 7 месяцев уже самостоятельно поднимается у опоры, переступает ножками, садится на коленки и приседает.
  2. Интерес к окружающему миру проявляется в желании познакомиться со всеми предметами, которые находятся в его поле зрения. Ребенок хорошо захватывает крупные игрушки и уверенно перекладывает их из руки в руку.
  3. Начинает ползать, причем одинаково хорошо как вперед, так и назад. Этот способ передвижения открывает новые возможности: самостоятельно взять интересующий предмет, познакомиться с пространством комнаты.
  4. Интерес к окружающему не ограничивается созерцанием, и при первой возможности маленький исследователь все, что попадается под руку, обязательно проверяет «на зуб».
  5. Ребенок с удовольствием находит знакомые предметы по просьбе взрослых, поворачивается в сторону говорящего, услышав свое имя. В этом возрасте особенно выражена привязанность к родным. Малыш узнает близких и радуется встрече с ними даже после непродолжительного сна. Появляется настороженность к незнакомым людям.
  6. Время бодрствования сопровождается лепетом – повторяющимися слогами, которые взрослыми ошибочно воспринимаются как осознанная речь.

Лепет малыша – это первые попытки общения, выражение эмоционального состояния и подражание взрослым. Из слушателя кроха превращается в активного собеседника, охотно повторяющего не только слоги, но также интонацию.

Особенности кормления

Умение семимесячного малыша сидеть и уверенно удерживать в руке предметы позволяет по-новому организовать приемы пищи в течение дня:

  • кормление ребенка нужно проводить в сидячем положении, и лучше, если он займет место за общим столом в стульчике для кормления;
  • кормить только из ложки, а для получения навыков пользования столовым прибором – дать ложку и крохе;
  • поить из чашки и предложить ребенку самостоятельно попить из чашки-непроливайки или поильника «Avent»;
  • разрешать знакомиться с содержимым тарелки не очень аккуратным, но весьма познавательным «ручным» способом;
  • подавать личный пример поведения за столом, что в будущем сформирует правила приема пищи.

Что, сколько и когда?

Режим кормления детей, достигших возраста 7 месяцев, включает 5-ти разовый прием пищи. Отличительная особенность питания – формирование приемов пищи, соответствующих будущим полноценным завтракам, обедам и ужинам.

Новые продукты день за днем вытесняют материнское молоко, которое теперь дают только в утренние часы и перед ночным сном.

Интервалы между кормлениями в 4 часа отвечают физиологическим возможностям детского организма, не вызывая дискомфорта со стороны системы пищеварения.

Существующие нормы потребления пищи предлагаются детскими диетологами в качестве рекомендаций. Но количество съеденной пищи во многом зависит от индивидуальных особенностей:

  • конституции;
  • скорости обменных процессов;
  • физической активности.

Примерный рацион ребенка в течение 7 месяца жизни представлен:

  • грудным молоком или детской смесью;
  • пюре из овощей;
  • кашей (молочной или на овощном отваре);
  • яичным желтком;
  • творогом;
  • мясным пюре;
  • баночными или свежеприготовленными фруктовыми пюре и соками;
  • сухариком (печеньем или сушкой);
  • хлебом.

Метод расчета суммарного количества пищи, которым пользуются педиатры, получил название «объемный». Он довольно прост: ребенок в 7 месяцев должен получать в сутки объем пищи, равный 1/8 от его веса. Например, малышу с весом 8 кг необходим 1 кг пищи с учетом молочной основы в виде материнского молока или детской смеси. Разделив суточное количество пищи на число приемов, ориентируемся на объем одного кормления: 1 кг/5 = 200 г.

Повышенная потребность в энергии при растущих физических нагрузках отражается и на соотношении углеводов, белков и жиров (БЖУ) в рационе – 4:1:1, а суточная калорийность составляет 110-115 ккал на 1 кг массы тела.

Существует классическая очередность введения прикорма в меню 7-месячного ребенка: овощные пюре, через месяц предлагаются каши, через 2 недели – яичный желток, масло, творог, мясо, а уже ближе к 8-месячному возрасту – кефир.

На грудном вскармливании

Введение прикорма выполняет 2 ключевые задачи – компенсирует нехватку материнского молока и подготавливает ребенка к приему взрослой пищи.

Существует мнение, что при достаточной лактации у матери сроки прикорма могут быть отодвинуты на более позднее время.

Но есть и другая точка зрения – в пользу обязательного введения прикорма:

  • знакомство с новыми продуктами стимулирует ферментативную и моторную функции пищеварительной системы;
  • помогает своевременно освоить навыки жевания;
  • дает ребенку дополнительные источники энергии, строительный материал, витамины и минералы, компенсирующие затраты на возрастающую физическую активность, рост и развитие.

Теперь посмотрим, чем обусловлено присутствие в меню ребенка в 7 месяцев тех или иных блюд и продуктов.

Каши – источник энергии для малышей

Предпочтение отдают , рисовой, кукурузной крупы. Они низкоаллергенные, не содержат глютен, хорошо усваиваются и снабжают растущий организм витаминами группы B и медленными углеводами. Постепенно перевариваясь и всасываясь из пищеварительного тракта, длительно сохраняют чувство сытости.

«Первая» каша должна быть жидкой и обязательно однокомпонентной . Только после успешного ее введения в прикорм можно добавлять другие ингредиенты. Так будет легче определить, на какой продукт у ребенка появилась аллергическая реакция. Каши можно приготовить самостоятельно или воспользоваться магазинными предложениями.

Для приготовления пользуются одним из двух способов: крупу перемалывают до начала варки, либо измельчают блендером уже приготовленную кашу. До нужной консистенции ее разводят грудным молоком, молочной смесью или овощным отваром.

  • Чтобы получилась жидкая 5 % кашка, на 100 мл жидкости берут 1 ч. л. крупы.
  • Через пару недель можно переходить на 8 %-10 %, добавляя в то же количество воды 1,5 или 2 ч. л. крупы.

Новое для грудничка блюдо вводят с чайной ложки. При хорошей переносимости порции ежедневно увеличивают, достигая к концу второй недели 120-150 г и полностью вытесняя грудное молоко из одного кормления. Лучшее время для приема каши – второй завтрак в 10 часов утра.

Яйца – только желток и только вареный

Яйца в меню ребенка семи месяцев появляются после введения каши.

Принципиальной разницы в полезных свойствах между куриными и перепелиными яйцами нет. Но и те и другие опасны в сыром виде из-за риска заболеть сальмонеллезом. Педиатры постоянно настаивают на соблюдении правил их приготовления: тщательно вымыть перед варкой, проверить на свежесть (несвежие всплывают в воде или «стоят» вертикально), варить не менее 10 минут.

Как и яичный белок, желток способен вызвать аллергическую реакцию. Поэтому его вводят с особой осторожностью.

Во время 10-часового завтрака предлагают перетертый с небольшим количеством молока желток на кончике чайной ложки. При отсутствии аллергии через 2-3 дня количество желтка увеличивают до 1/4 ч. л., постепенно доводя до возрастной нормы в 7 месяцев – ½ желтка не более 2-х раз в неделю.

Этот ценный продукт обеспечит растущий организм витаминами A, E, D, группы B, селеном и фосфором. Если предложенный желток в чистом виде грудничок есть отказывается, продукт смешивают с кашей или овощным пюре.

Сливочное и растительное масло

С 7 месяцев начинают добавлять в овощные пюре растительное масло, а в каши – небольшое количество сливочного.

При нормальной реакции ребенка количество сливочного масла увеличивают до 5 г, а растительного (лучше, если это будет оливковое первого отжима) – до 5 мл.

Творог и кефир – классическая «молочка»

В рационе малыша к концу 7 месяца появляются кефир и творог. Введение кефира требует тех же правил, что и для любого нового продукта – с небольшого количества (1-2 ч. л. в день).

После знакомства грудничка с кефиром в рацион легко ввести творог. 1 ч. л. разводят кефиром до однородной консистенции, ежедневно увеличивая количество в два раза. Чтобы отследить реакцию на новый продукт питания, его предлагают ребенку на второй завтрак. При хорошей переносимости прием творога и кефира переносят на вторую половину дня, т. е. на время полдника, когда эти продукты лучше всего усваиваются.

Для питания ребенка в 7 месяцев недопустимо приобретение рыночного творога и «взрослого» кефира в магазинах. Действительно полезными и безопасными считаются продукты из специализированных детских отделов или полученные на молочной кухне. При покупке всегда следует интересоваться датой изготовления и составом.

Кисломолочные продукты можно давать ребенку ежедневно, соблюдая возрастные нормы. К концу 7 месяца жизни в рационе малыша творог составляет 25-30 г, а кефир – до 170 мл.

Временно отказаться от кефира нужно при появлении неустойчивого стула, а от творога – в случае быстрого зарастания родничка и при наличии заболеваний почек.

Пример меню ребенка 7 месяцев на грудном вскармливании.

Для ребёнка-искусственника

Искусственное вскармливание (ИВ) не восполняет, как грудное, всех потребностей растущего организма. Даже качественные адаптированные смеси не могут предоставить малышу в необходимом объеме важные питательные элементы. Поэтому введение прикорма у этой категории детей опережает сроки на 1-1,5 месяца.

Незнакомые для грудничка продукты уже давно присутствуют в рационе детей на искусственном вскармливании – каши, мясное пюре, яичный желток. По показаниям в меню раньше могут быть введены мясо, творог и кефир.

Мясные бульоны и пюре

С 7 месяцев в меню малыша появляется мясо в виде пюре из нежирной говядины, телятины, индейки, куриного филе, крольчатины.

Ассортимент отделов детского питания готов предложить широкий выбор продуктов от зарубежных и отечественных производителей («Heinz», «Hipp», «Gerber», «Бабушкино лукошко», «Тема», «Агуша» и др.). При этом важно обращать внимание на возрастные рекомендации, которые указаны на каждой баночке.

Несложно приготовить мясное пюре и в домашних условиях:

  1. Мясо, порезанное на кусочки отварить до готовности.
  2. Измельчить блендером или дважды пропустить через мясорубку.
  3. Перед кормлением развести до консистенции нежного пюре готовым бульоном.
  4. Если от предложенного блюда ребенок отказывается, добавить его в кашу или в овощное пюре.

Начиная с 1/2-1 ч. л., через 7-10 дней малыш выйдет на суточную норму – 30 г в день. Мясные продукты дольше усваиваются, поэтому в детском меню им отводится обеденное время. Ненаваристые легкие бульоны используются для приготовления каш, овощных супов-пюре. Они стимулируют процесс пищеварения, повышая активность секреторных желез.

В возрасте 7 месяцев малыш на искусственном вскармливании осваивает новые виды каш, знакомится с овощными протертыми супами на мясном бульоне, многокомпонентными пюре из фруктов и овощей. Мясное пюре может раз в неделю заменять пюре из печени.

Пример меню ребенка 7 месяцев на искусственном вскармливании.

Независимо от вида вскармливания, детям 7 месяцев нужно предлагать твердую пищу. Сухарик, детское печенье или сушка на полдник – это возможность вовремя стимулировать процесс жевания.От гомогенных пюре начинается медленный переход к пище, содержащей маленькие кусочки и комочки. Для приготовления пюре из свежих фруктов и овощей используется , а отварные овощи измельчают обычной вилкой.