Беседа "Средства эффективного общения с ребенком в семье" (работа с родителями). Семья и алкоголь. Рекомендации для родителей Беседа с родителями детей которые постоянно пьют

Данная беседа для родителей о вреде алкоголя построена на материале и опыте коллег. Материал собран на просторах глобальной сети,большое спасибо, очень пригодился,немного адаптирован. Расчитал на целевую аудиторию родителей 6 -9х классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа в 6-9 классах

«Давайте задумаемся»

Педагог –психолог Емцова И.В.

Цели: предоставление информации для формирования у учащихся навыков здорового образа жизни, негативного отношения к алкоголю; развитие познавательной активности; выработка собственной позиции по отношению к данной проблеме.

Для пьянства есть такие поводы:

Поминки, праздник, встреча, проводы;

Крестины, свадьба и развод;

Мороз, охота, Новый год,

Выздоровленье, новоселье,

Печаль, раскаянье, веселье,

Успех, награда, новый чин,

И просто пьянство - без причин!

Когда впервые люди узнали об опьяняющих свойствах спиртных напитков?

Об опьяняющих свойствах спиртных напитков люди узнали не позже чем за 8 тысяч лет до нашей эры - с появлением керамической посуды, давшей возможность изготовления алкогольных напитков из меда и различных плодов, в первую очередь дикорастущего винограда. Возможно, виноделие возникло еще до начала культурного земледелия.

Если оставить на какое-то время в теплом месте виноградный, фруктовый, ягодный сок, то он скоро забродит. Это происходит потому, что находящиеся в соке дрожжевые грибки начинают усиленно размножаться. В процессе своей жизнедеятельности они превращают сахар, а также крахмал, содержащийся, например, в картофеле, свекле, зерне, в винный, или этиловый, спирт.

Что люди пьют?

Водку. При ее изготовлении используется этиловый спирт. А исходным продуктом для получения этилового спирта служат злаки, картофель, свекла, а также сульфитный щелок - отброс бумажного производства, и древесина, осахаренная химическим путем - действием кислот при высокой температуре и давлении. Сырой этиловый спирт (сырец) содержит много примесей, в том числе и ядовитых сивушных масел. В последующем спирт очищают путем перегонки в особых аппаратах. Но и в полученном таким путем спирте-ректификате все же сохраняется часть вредных для организма веществ.

Пиво составляет особую категорию слабых алкогольных напитков. Бытует мнение, что это - ценный продукт. Этот напиток иногда называют даже «жидким хлебом». Но немногие знают, что в пиве присутствуют различные вещества, повышающие чувствительность организма к алкоголю, усиливающие его всасывание. Поэтому смешение пива и водки, как правило, приводит к быстрому и сильному опьянению.

Суррогаты алкоголя. Их употребляют, или ошибочно принимая за этиловый спирт, или намеренно пренебрегая опасностями, как это иногда делают заядлые пьяницы. Подобно обычному спир ту, эти жидкости способны вызвать опьянение, но через 10-12 ча сов после их употребления появляются признаки тяжкого отравления: головная боль, тошнота, рвота, шаткая походка, слабость, затмение или даже потеря сознания. Смерть наступает от мозговых расстройств (через 1-2 суток) или поражения почек (через 1-2 недели).

Информация к размышлению...

Что надо, чтобы из крысы-трезвенника сделать крысу-алкоголика?

Способ спаивания животных очень прост: в воду для питья ежедневно добавляют все возрастающие дозы спирта. Через месяц-другой в клетку рядом с поилкой, откуда исходит запах спирта, ставят поилку со свежей

водой.

И что же вы думаете? Крыса пробует воду и презрительно крутит мордочкой, зато хмельную воду пьет с удовольствием. При отсутствии алкогольного напитка животные ведут себя подобно настоящим алкоголикам: мечутся по клетке, злобно кусают друг друга, жадно выглядывают в ячейки сетки, поводя ноздрями в предвкушении спиртного запаха. Не которые крысы после периода возбуждения безвольно растягиваются на полу клетки - точь-в-точь как пьяница в состоянии похмелья.

Еще до первого знакомства со вкусом алкоголя у многих подростков образуется определенное представление об этом продукте, о его приятном возбуждающем действии. Но первое знакомство с алкоголем неожиданно оказывается совершенно не таким, каким представлялось: горький вкус, жжение во рту, головокружение, тошнота, в ряде случаев рвота. После такого неприятного знакомства большинство подростков некоторое время избегают алкоголя.

С чего начинается пьянство?

В 13-16 лет в связи с какими-либо событиями соблазн выпить вино возобновляется, причем постепенно он начинает приобретать новое содержание: от простого любопытства - к тем мотивам, которые формируют пьянство как тип поведения. В число этих мотивов входит стремление избавиться от скуки. В психологии скукой называют особое психическое состояние личности, связанное с эмоциональным голодом. У подростков этой категории утрачен или ослаблен интерес к познавательной деятельности. Подростки, потребляющие спиртное, почти не занимаются какой-либо полезной деятельностью. Существенные изменения наблюдаются у них и в сфере досуга: они ничем не увлекаются, не читают, не ходят в театры, не интересуются музыкой, живописью, по этому алкоголь для них становится своеобразным средством само утверждения в уличной группе товарищей. Беда в том, что такая форма самоутверждения ведет к пагубным последствиям.

Информация к размышлению...

Курьезная трагедия. Молодой парень, напившись с товарищами, ре шил отправиться купаться. Но дойти до реки он не смог по той причине, что на пути к ней оказалась большая лужа. Приняв ее за берег реки, пьяный разделся и с разбегу бросился в воду. Естественно, получил основа тельные травмы, в том числе сотрясение мозга. Утром его обнаружили односельчане. На спине потерявшего сознание сидели лягушки и громко квакали. Вот уж воистину: «Пьяному море по колено, а лужа по уши». Ведущий. Каковы последствия употребления алкоголя? История знает печальные случаи, когда великолепные художники, писатели или ученые становились алкоголиками. Систематическое злоупотребление спиртными напитками приводит к снижению умственных функций, ухудшению внимания, утрате способности к творчеству. Сильно заблуждаются те, кто считает, что алкоголь способствует творческой деятельности.

Вот письмо в редакцию одной из газет: «Я думаю, что конец моей карьере видного специалиста, конец моей человеческой карьере наступил тогда, когда я, не имея уже денег на водку, отнес в букинистический магазин первую книгу из своей библиотеки. Постепенно я продал все книги, в связи с чем отпала нужда в книжных полках, которые я тоже продал за бесценок, лишь бы купить спиртное. Противиться обуревающей меня страсти не было сил. Я оживлялся лишь при виде бутылки, жил как в полусне. Мною овладела глубокая апатия. Все больше сужался круг интересов, пока не дошел до размеров бутылочного горлышка. Бывали вспышки, какие-то проблески, но все реже и реже. Я опустился, стал завсегдатаем «забегаловок». Позади остались профессиональный рост, прекрасная семья, заманчивые перспективы. Когда-то невероятно брезгливый, теперь я мог пить из замызганного стакана, пристроиться спать в подворотне, у мусорной свалки, а то и в уличном туалете. Падать всегда легче, чем подниматься. И я па дал».

Что такое алкоголизм и каковы его основные по следствия?

Чем отличается пьянство от алкоголизма? Врач-нарколог. Различие между ними состоит только в степени заболевания: пьянство - начальная стадия алкоголизма.

Алкоголизм - тяжелая хроническая болезнь, в большинстве своем трудноизлечимая. Она развивается на основе регулярного и длительного употребления алкоголя и характеризуется особым патологическим состоянием организма: неудержимым влечением к спиртному, изменением степени его переносимости и деградацией личности.

Для алкоголизма опьянение представляется лучшим психическим состоянием.

СХЕМА РАЗВИТИЯ АЛКОГОЛИЗМА

1. Начальная фаза.

Опьянение с выпадением памяти, «затмение». Человек постоянно думает о спиртном, ему кажется, что выпил недостаточно, он пьет «впрок», у него развивается жадность к алкоголю. Однако он сохраняет сознание своей вины, избегает разговоров о своей тяге к спиртному.

2. Критическая фаза.

Утрата контроля над собой после первого же глотка спиртного. Стремление найти оправдание своему пьянству, сопротивление всем попыткам предотвратить его желание выпить. У человека развивается высокомерие, агрессивность. Он обвиняет окружающих в своих бедах. У него начинаются запои, его друзьями становятся случайные собутыльники. Он вынужден уйти с постоянной работы. Утрачивает интерес ко всему, что не имеет отношения к спиртному.

3. Хроническая фаза.

Ежедневное похмелье. Распад личности. Помутнение рассудка. Сбивчивость мысли. Человек пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон. У него развиваются бессознательные страхи, белая горячка, другие алкогольные психозы.

Ведущий. Передается ли алкоголизм по наследству?

Психолог. Статистически доказано, что сам алкоголизм не передается генетически, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. А быть человеку алкоголиком или нет - этот вопрос решается конкретной жизненной ситуацией, то есть условиями внешней среды. В развитии пьянства у детей алкоголиков решающую роль играют дурной пример родителей, обстановка пьянства в доме, в семье.

Взаимосвязаны ли пьянство и преступность?

У Жизнь показывает, что в состоянии опьянения действительно устраняются сдерживающие факторы: именно пьяными совершается подавляющее большинство особо жестоких и без образных преступлений.

Установлено, что пьяными совершается 55 % всех краж, 79 % грабежей, 69 % нападений. Преступления среди несовершеннолетних в большинстве своем - так же результат пьянства. Более 80 % хулиганских действий приходится на подростков, пребывавших в нетрезвом виде.

Что вы знаете о борьбе с пьянством?

В некоторых, прежде всего мусульманских, странах были введены и религиозные запреты на употребление алкоголя.

Одно время и в России пьянство преследовалось государством. При Петре I пьяницам, попавшим в тюрьму, вешали на шею тяжелую чугунную медаль с надписью «За пьянство». Когда же пьянство начало угрожать производству, правящие классы стали применять другие, более решительные меры.

В 20-х годах XX века в США был введен «сухой закон», запрещающий производство и употребление спиртных напитков. Но полный запрет был заранее обречен на провал. Уже через несколько лет «черный рынок» США наводнился богатым набором спиртных напитков. Нелегальное производство алкоголя стало самым прибыльным занятием, и в 1933 году «сухой закон» был отменен.

Сейчас в ряде стран метод убеждения сочетается с более или менее энергичными административными мерами. Вы глядят справедливыми суровые наказания, имеющие место в некоторых странах для лиц, систематически пьянствующих и имеющих малолетних детей.

Давайте задумаемся! Почему люди идут в театры, на стадионы, в кино, на дискотеки? Чтобы отдохнуть, получить удовольствие, ответите вы. А что такое удовольствие? Все, что нравится, что вызывает положительные эмоции. Однако ради удовольствия выпить вина некоторые люди готовы пожертвовать здоровьем, учебой, работой, дружбой, семьей, своим счастьем. Подумайте, стоит ли это «удовольствие» вашего счастья, а порой и всей жизни?


МОУ "Лицей № 3 им. П.А.Столыпина г. Ртищево Саратовской области"
Профилактическая беседа "Разговор с родителями о воспитании и не только".
В современном обществе все больше людей склоняются к тому, что воспитание ребенка начинается
в семье. Это его начальная школа. Здесь он должен научиться у своих родителей, исполняющих
роль наставников, урокам, которые поведут его по жизни, урокам уважения, послушания,
благоговения и самообладания. Домашнее воспитание оказывает решающее воздействие, направляя
или к добру, или к злу.
ЗAДУМАЙТЕСЬ!!!
 Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
 Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
 Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
 Если ребенка часто упрекают, он учится жить с чувством вины.
 Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать других.
 Если ребенка подбадривать, он учится верить в себя.
 Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.
 Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
 Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.
 Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
Эпизод 1. Правила выполнения домашнего задания.
Выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий должна непременно
сопровождаться выработкой подхода к урокам как к важному и серьёзному делу, вызывающему
уважительное отношение со стороны взрослых. С этого, пожалуй, и необходимо
начинать. Правильно поступают те родители, которые с начала школьного обучения дают ребёнку
понять, что по своей важности уроки находятся на одном уровне с самыми серьёзными делами,
которыми заняты взрослые. Маленький школьник чувствует это прекрасно. Раньше у него не было
дел, которые родители могли бы прервать по собственному усмотрению. Пошёл он гулять во двор –
его в любой момент могут позвать с прогулки. Начал он играть – ему могут велеть отложить
игрушки в сторону и идти есть. И вдруг теперь среди его дел появляется такое, которое ни мама,
ни папа никогда не прерывают! Естественно, у этого дела (точнее, у этой деятельности) в глазах
ребёнка появляется особый статус. Если его занятие нельзя прервать, подобно тому, как нельзя
мешать взрослым, когда те работают, если старшие стараются его не тревожить, ­ значит, уроки так
же важны, как работа, которую выполняют взрослые. Если вы решили помогать ребенку в
приготовлении домашних заданий, стоит запастись терпением и выдумкой, чтобы превратить

занятие не в мучительную процедуру, а в увлекательный способ общения и познания, приносящий
истинное удовольствие и пользу ребенку, и вам. Вам понадобится больше выдержки, сил,
уверенности в успехе, чем ребенку. Чтобы облегчить миссию, учитывайте основные правила
организации индивидуальной помощи ребенку дома, которые способны принести ему
действительно пользу, а не вред.
1. Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него. Постарайтесь убедить
ребенка в том, что добросовестное выполнение уроков значительно облегчает выполнение
классных заданий, что дома можно выяснить все то, о чем он не смог спросить в школе и без
стеснения потренироваться в том, что пока не получается.
2. Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника
дополнительными заданиями. Помните, что ребенок находится в школе 4­5 часов, а затем
его рабочий день продолжается, когда он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не
должна состоять только из школьных заданий.
3. Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Постарайтесь каждый раз найти,
за что можно похвалить ребенка. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.
4. Никогда не начинайте с трудных заданий, усложняйте задания постепенно. В ходе занятий
очень важно подкреплять каждый правильный шаг ребенка, так как уверенность в
правильном выполнении помогает.
5. Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешите
получить результат, успех придет, если ребенок будет уверен в себе.
6. Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как
ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это
неправильно”.
7. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной, она должна быть
систематической, но непродолжительной. Кроме того, необходимо, чтобы эта работа не
была нудной, дополнительной, тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не
понимает.
Эпизод 2.

«Совсем нет времени, чтобы заняться ребенком!»
 Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него
найти. Ребенок, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет
искать на стороне родственные души или привлекать внимание взрослых плохим
поведением.
 Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе
качество важнее количества) посидеть с ним, поговорить, помочь ребенку по домашним
делам, рассказать интересную, поучительную историю или обсудить мультфильм.

 Если ребенок пришел в школу без выполненных уроков, получил замечания от учителя,
ребенок получает стресс. Учитель в школе объяснил, показал, научил. Домашнее задание
какое? ДОМАШНЕЕ. Его ребенок обязан делать дома, под контролем родителей в
обязательном порядке. (см. Правила выполнения домашнего задания)
Эпизод 3.

«Меры наказания!»
 Физические наказания могут привести к утрате у ребенка отзывчивости, способности
сочувствовать и сопереживать другим людям.
 Наказание тогда достигает цели, когда помогает ребенку исправиться, вызывает раскаяние,
осуждение собственного поведения.

Ребенок всегда должен знать, за что его наказывают. Объясняя ему его провинность, не
обсуждайте его личность, а обсуждайте проступок, который совершил ребенок.
 Самое эффективное наказание – посадить на диван и заставить прочесть конкретный
рассказ и пересказать его.
Эпизод 4. «Если учительница не права»
Сохранение учительского авторитета в глазах ребенка важно не для учителя и не для школы, а для
нормального развития самого ребенка. Однако, что же делать, если учитель не соответствует своей
высокой роли? Такое, к сожалению, случается. В таких случаях выход существует только один:
объяснить ребенку, что учитель - обыкновенный живой человек, такой же как и все, просто в
данной конкретной ситуации его действия по той или иной причине не совсем верны, но не
допускать, чтобы в целом у ребенка сформировалось отрицательное отношение к учителю.
Чего нельзя говорить ни в коем случае:
1. Учитель тебя не любит.
2. Учитель ставит оценки несправедливо.
3. Ваш учитель – глупый.
4. Требование учителя выполнять не нужно – оно неправильное.
5. Поступать так учитель не имеет права.
То, что можно сказать ребенку, но лишь в крайнем случае:
1. Если учитель тебя ругает чаще других, несмотря на то что вы все ведете себя одинаково, значит
- он просто боится, что ты слишком быстро забудешь то, что он тебе уже говорил.
2. Отметка ставится не только за знания, но и за отношение к делу. Наверное, учитель решил, что,
если бы ты не ленился, то выполнил бы работу гораздо лучше.
3. Каждый может иногда о чем­то забыть или чего­то не заметить.
4. Возможно, в этот раз учитель случайно ошибся. Иногда такое бывает со всеми.

5. Мы ведь с тобой не знаем точно, почему учитель так поступил, поэтому лучше давай не будем
разбирать его поступок.
Эпизод 5.

«Тактичность родителей»
 Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребенок слышал учителя в школе, не
подрывайте авторитет педагога, не обсуждайте его в присутствии ребенка.
 Помните учитель, тоже человек, у него есть своя семья и дети. Он тоже хочет, после работы
уделить внимание своим домочадцам, а не работать учителем дома по телефону.
 Если вы хотите ознакомиться с успехами вашего ребенка в школе, приходите
непосредственно в школу. Этим самым вы покажите ребенку свою заинтересованность в его
обучении и свой контроль, что будет стимулировать желание хорошо учиться.
И еще, рассмотрим несколько секретов о воспитании детей со всего света.
«Подожди!»
Именно это слово говорят родители в некоторых европейских странах даже самым маленьким
детям, потому что считают, что ребенка надо приучать к тому, что нельзя получать все по первому
требованию. Именно с помощью небольших пауз родители добиваются того, чтобы дети росли
более самостоятельными.
Волшебные слова.
Кого из нас в детстве не учили «волшебным словам»? Поблагодарить после еды и сказать
«пожалуйста», если просишь кого­то о чем­то – мы знаем эти слова и учим своих детей
употреблять их, как когда­то учили этому нас. А вот для родителей такими же обязательными
словами помимо «спасибо» и «пожалуйста» являются «здравствуйте» и «до свидания». Замечено,
что вынудить маленького ребенка поздороваться со взрослым довольно трудно. Особенно если ты
приходишь с ребенком в чужой дом и взрослые незнакомые. Ребенок теряется, стесняется,
упрямится и молчит. Ты делаешь попытку, но она, скорее всего, обречена на провал, но ты и не
ждешь другого. Простое «здравствуйте» для ребенка и окружающих означает, что он может вести
себя цивилизованно. Так это «волшебное слово» задает тон общению между детьми и взрослыми. С
этими словами трудно не согласиться.
Кто в доме главный?
Во французских семьях вопрос о том, кто в доме главный, не стоит. Ребенок всегда знает о своем
месте, а если он иногда забывает о нем, французские мамы и папы говорят ему: «Здесь решаю я!»
Противопоставляя американскому методу воспитания детей французский Памела Друкерман
подчеркивает, что в Новом свете родители боятся ущемить свободу детей. Дело доходит до
абсурда. Ребенок в детском саду на замечание воспитательницы может ответить: «Ты мне не босс!»
и продолжить заниматься своим делом. В свободолюбивой Франции это просто исключено: «в
стране, где почитают революцию и баррикады, за семейным столом анархистов нет».
Отмечу, что во Франции очень строго очерчены границы того, что можно делать детям, а чего
нельзя. Кстати, что в рамках этих границ дети абсолютно свободны. Они могут шалить и

баловаться, и их никто не будет ругать за небольшие проступки, поэтому в принципе во Франции
детей наказывают очень редко:
«Устанавливая границы для детей, родители часто используют выражение «имеешь /не имеешь
право». «Не бей Жюля, – говорят они. – Ты не имеешь права его бить». И разница здесь не только в
семантике. Подобный запрет звучит совсем иначе. Это выражение подразумевает, что существует
некая фиксированная, организованная система правил для взрослых и детей. И если ребенок не
имеет права делать одно, у него есть право делать что­то другое.
Другая фраза, которую часто используют французские родители в общении с детьми, – «не
одобряю», которая несет в себе гораздо больше, чем обычное «нет». Таким образом, родители
показывают, что у них есть свое мнение, с которым ребенок должен считаться. При этом
допускается, что у малыша может быть свое мнение по любому поводу.
Возможно, именно поэтому за столом во Франции всегда царит такое спокойствие. Вместо того,
чтобы ждать большого скандала и прибегать к суровым наказаниям, родители предпринимают
множество маленьких вежливых превентивных шажков, основываясь на установленной системе
правил.
Взрослое время
Детей французы часто отправляют в летние лагеря отдыха. Родители не должны переживать
слишком сильно из­за ссадин или синяков, они должны доверять учителям и могут радоваться
возможности побыть без детей. Побыть только вдвоем – вполне обычный способ отдыха для
родителей. Они не мучаются угрызениями совести, если отправились куда­то без детей и не
паникуют из­за того, что с детьми никто не справится так, как они сами. Но помимо поездок и
выходов в свет вдвоем, «взрослое время» бывает ежедневно. Маленьких детей принято укладывать
спать довольно рано – после 8 часов вечера начинается время для родителей. Они отправляют
детей в их комнаты, и те, даже если не ложатся спать, то уже играют в своих детских. Никакой
беготни по всему дому и требований часами укладывать их в постель, в таких семьях нет. Утром
дети также не врываются в комнату к родителям, а ждут, когда те выйдут.
Отношения супругов.
Считается, что самое главное в семье – это взаимоотношения мамы и папы, а дети – на втором
месте. Действительно, очень много семей, которые во главу угла ставят ребенка или детей, если их
несколько. Такие семьи принято называть детоцентричными. Но что происходит с ними, когда дети
вырастают? Когда не надо куда­то с ними бежать, развивать, делать уроки, скатываться с горы?
Остается ли что­то, что делает супругов интересными друг другу безотносительно детей? Когда
дети маленькие, очень трудно поверить в то, что рано или поздно они покинут твой дом. Но на
самом деле это происходит стремительно. Казалось бы, еще совсем недавно ты тряс этот комочек в
коляске, а теперь он учится в институте, самостоятельно едет в другую страну и водит автомобиль.
Что же остается тебе? Только жить своей собственной жизнью, которая не должна зависеть
целиком и полностью от тех, кого ты родил и воспитал. И в этом я не могу не согласиться с
французами, которые, по статистике, считаются самыми счастливыми супругами в Европе.
Задумаемся над этим и будем счастливыми родителями для своих детей!

Как и любое клиническое интервью, беседа с родителями ребенка должна начинаться с откры­того вопроса и минимального «перекрестного оп­роса» для получения сведений о развитии наруше­ний, по поводу которых предъявляются жалобы.

Нужно точно выяснить, что именно имеют в виду родители, характеризуя ребенка как «непослушно­го», «капризного» или «депрессивного». Наблюда­ется ли тенденция к улучшению или ухудшению? Как влияют существующие проблемы на на школь­ную успеваемость ребенка, его взаимоотношения со сверстниками, на семью? Как давно появились опи­санные родителями затруднения?

Далее в процессе беседы требуется получить систематизированную информацию, охватываю­щую состояние здоровья и поведение ребенка на данный момент времени (учитывая, что родители не обладают непосредственными знаниями о пси­хическом состоянии ребенка и могут быть не осве­домлены о наличии таких важных симптомов, как суицидальные мысли). Необходимо задать прямые вопросы, касающиеся следующих сфер: эмоцио­нальные симптомы (тревога, страх, депрессия,
склонность к самоубийству); поведенческие пробле­мы (воровство, агрессия, непослушание, драчли­вость, прогулы школьных занятий, побеги из дому); внимание и способность к сосредоточению; мотор­ные навыки (уровень активности, неуклюжесть); обмороки или судороги; патологические движения; поведение в школе (посещаемость, нарушения дис­циплины, отношения с учителями); взаимоотноше­ния со сверстниками и сибсами; контроль над фи­зиологическими отправлениями; соматическое здоровье (аппетит, масса тела, сон, серьезные забо­левания); недавние неблагоприятные события (на­пример, смерть кого-либо из близких, развод меж­ду родителями и т.д.).

Затем проводится сбор семейного анамнеза; при этом используется та же методика, что и в слу­чаях, когда пациентом является взрослый человек. Особенно важно установить, не страдает ли кто- нибудь из родителей психическим или личностным расстройством* есть ли у них какие-либо трудности во взаимоотношениях в браке. Если родители в раз­воде, следует уточнить детали. Поддерживает ли ребенок контакты с другим родителем? С кем он наиболее близок?

После этого переходят к изучению особеннос­тей семейной жизни и взаимоотношений между ребенком и другими членами семьи, обращая осо­бое внимание на ключевые аспекты: методы воспи­тания (в особенности дисциплинарные меры); фор­мы деятельности семьи, в которые вовлечен ребенок; роль ребенка в семье.

На следующем этапе задают ряд вопросов с це­лью сбора анамнеза жизни. Где родился ребенок? Как протекали беременность и роды (если были осложнения, надлежит получить о них более под­робные сведения)? Масса тела при рождении? Ка- кие-либо заболевания в неонатальном периоде? Сроки профилактических прививок; осложнения после вакцинации? Ранняя разлука с матерью (или какие-либо проблемы, касающиеся формирования эмоциональных связей между матерью и ребенком)? Овладение моторными и речевыми навыками? Се­рьезные заболевания? Типы школ, которые посещал ребенок?

В заключение остается выяснить, какой у ребен­ка темперамент, и получить представление об осо­бенностях его характера. Легко ли было приучить его к режиму, всегда ли он регулярно спал и ел? На­сколько хорошо он приспосабливается к новым си­туациям? Насколько сильно проявляет свои эмоции? Насколько ребенок обычно общителен? Быстро ли

он вступает в контакт - или, напротив, затормо­жен и медленно «разогревается»?

Еще по теме БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ:

  1. Беседа восьмая, исследующая вышеуказанную тему.О родителях нашего времени, которые менее развиты, чем их собственные дети, и поэтому не могут их услышать.О простой причине этого нового и необычного для нас явления.Дополнительные веские аргументы в пользу новой школы, устройства которой мы немного коснулись в предыдущих беседах. И о людях, проигравших свое поколение.
  2. 6.1. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА КАК ФОРМАУПРАВЛЕНЧЕСКОГО ТРУДА. ОСОБЕННОСТИПРОБЛЕМНЫХ ИЛИ ДИСЦИПЛИНАРНЫХ БЕСЕД
  3. Беседа третья, продолжающая вторую, к концу которой мы с удивлением узнаем о том, что есть кое-что, самое главное в жизни, чему родители, даже при всем своем желании, не смогут обучить своих детей.

Цель: довести до сведения родителей последствия однократного сильного опьянения у детей и систематического употребления алкоголя подростками.

Возраст участников: для родителей учащихся 8 классов.

Оформление: пословицы на плакатах «Где опьянение, там и преступление», «Река начинается с ручейка, а пьянство - с рюмки», «Где больше пьют, там больше и болеют».

Анкета для учащихся 8 классов.

2. Употреблял ты хоть раз алкогольный напиток?

3. Где ты впервые выпил алкогольный напиток?

4. Знаешь ли ты к чему может привести однократное сильное опьянение?

5. Знаешь ли ты, к каким последствиям может привести систематическое употребление алкоголя подростком?

По данным последних исследований, дети 8 класса (14 лет) уже в большей своей части знакомы с алкогольными напитками. Их родители считают, что им можно давать алкоголь: ведь они уже большие.

Результаты обследования показали, что 67% случаев знакомства детей со спиртным произошло дома, в семье. Обычно это бывает «невинная» рюмочка в честь дня рождения или другого торжества. И хотя это происходит с согласия родителей все же такое приобщение детей к вину, шампанскому, пиву, водке ни в коем случае нельзя оправдать.

Ведь стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить с товарищами, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Река начинается с ручейка, а пьянство - с рюмки».

Алкоголь попадая в организм ребенка быстро разносится кровью и концентрируется в мозге. Даже очень маленькие дозы спиртного вызывают бурную реакцию, тяжелые симптомы отравления. При систематическом же поступлении алкоголя в детский организм страдает не только нервная система, но и пищеварительный тракт, зрение, сердце. Печень не справляется с алкогольной нагрузкой и происходит ее перерождение. Может развиться сахарный диабет, нарушиться половая функция, снизиться умственные способности и т.д.

Влияние алкоголя на успеваемость учащихся 13-15 лет

В возрасте 14-15 лет подростку очень хочется похвастаться своей силой, выносливостью, ни в коем случае не показаться перед товарищами «маменькиным сыночком». И это часто приводит к передозировкам и, как следствие, тяжелым отравлениям, вызовам «Скорой помощи».

Вот случай, приводимый известным специалистом по проблеме детского алкоголизма Лубоцкой-Россель. Компания школьников, не без ведома родителей, устроила в складчину вечеринку. На собранные деньги ребята купили водки, вина и несколько пирожных (по одному на каждого). К концу пиршества почти все подростки почувствовали себя плохо. Троим из них пришлось оказывать серьезную медицинскую помощь по поводу отравления алкоголем.

Чем меньше возраст ребенка, тем опаснее употребление алкогольных напитков. В литературе описано большое количество случаев смерти детей от употребления очень малого количества алкоголя. Ребенок 3-х с половиной лет умер через 6 часов после употребления 2 полных столовых ложек водки (отец решил дать попробовать своему сыну). Мальчик девяти с половиной лет умер в бессознательном состоянии на третий день после употребления 125 г водки.

Доктор Машке констатировал смерть у семилетнего ребенка после употребления им 5 столовых ложек водки.

Доза 250 г водки бывает смертельной и для подростка. Случаи смерти детей от спиртных напитков не так уж и редки. Исследования показали, что смертельные алкогольные отравления составляют 27 % от всех видов отравлений в детском и подростковом возрасте.

Злоупотребление алкоголем приводит очень часто несовершеннолетних к нарушению правопорядка, всякого рода хулиганствам.

При систематическом употреблении алкоголя один, два и более раз в неделю у подростка может чрезвычайно быстро развиться заболевание -хронический алкоголизм, которое отличается злокачественным и быстрым течением. По данным специалистов хронический алкоголизм у несовершеннолетних встречается от 8 до 3,2 % случаев.

По законодательству родители несут прямую ответственность за употребление их детьми алкоголя.

В уголовном кодексе РФ предусмотрена статья о наложении штрафа на родителей за появление в состоянии опьянения их детей в общественных местах в возрасте до 14 лет.

1. Помните, что самое главная вещь в воспитании - ваше собственное поведение.

2. В семье ребенок должен получить первые научные знания о токсическом действии алкоголя на организм, а также о пагубных результатах его употребления.

3. Антиалкогольное воспитание следует проводить постоянно.

4. Надо стараться выработать у ребенка собственное отрицательное отношение к употреблению алкоголя.

Чтобы скачать материал или !

Памятка детям:
как общаться
со сложными родителями

Инструкция для детей матерей-одиночек, алкоголиков, разведенных
и других родителей

Памятка детям: как общаться со сложными родителями

Инструкция для детей матерей-одиночек, алкоголиков, разведенных и других родителей

Мать-одиночка

Нас постоянно пичкают советами, как вести себя со сложными детьми, рассказывают про их кризисы и особенности, но молчат о том, как детям вести себя с родителями, у которых, мягко скажем, не все в порядке. Мы решили опросить людей, выросших в не самых простых семьях, и попробовать понять, как себя вести, если поддержки от взрослых ждать не приходится. Уверены, что наша памятка может помочь и давно выросшим детям. Ведь если дети для родителей всегда дети, даже когда им за 20, то и родители всегда остаются родителями, даже если они давно впали в маразм или утратили свое былое влияние на нас.

Женщина, которая после развода всю свою тоску по отношениям, близости и теплу перенесла на детей. Еще хуже, если ребенок единственный. Не нам и не вам осуждать такое поведение и советовать «найти себе кого-нибудь». Мало того что это бестактно и даже жестоко, это еще и абсолютно неэффективно. Только обидите или разозлите. Но надо придумать, как спасаться от этой удушающей любви или гипертрофированного контроля, что на самом деле примерно одно и тоже. Порядок действий такой.

Мать-одиночка

Усыпите бдительность и понизьте тревогу хорошим поведением (как она его понимает), эсэмэсками, звонками в случае неночевки или опоздания, совместным ужином раз в неделю, совместным отпуском (спокойно! от этого еще никто не умирал). Держитесь месяц-два-три.

Увеличьте дистанцию. Осторожно начинайте заводить разговоры об отдельном проживании, конечно же, рядом с ней, о том, как вы мечтаете поучиться в другой стране на свои деньги. Плата за свободу - это умение выживать одному. Предупреждаете о том, что на следующей неделе (в следующем месяце) страшно много дел и, возможно, вы будете звонить и писать реже, но телефон всегда будет включен!

Не забывайте интересоваться ее настроением, но не бегите в аптеку, а сочувственно вздыхайте. Это поможет вам обоим перейти на новый этап отношений, когда и вы, и она будете помогать, только если попросят.

Женщина, которая после развода всю свою тоску по отношениям, близости и теплу перенесла на детей. Еще хуже, если ребенок единственный. Не нам и не вам осуждать такое поведение и советовать «найти себе кого-нибудь». Мало того что это бестактно и даже жестоко, это еще и абсолютно неэффективно. Только обидите или разозлите. Но надо придумать, как спасаться от этой удушающей любви или гипертрофированного контроля, что на самом деле примерно одно и тоже. Порядок действий такой.

1) Усыпите бдительность и понизьте тревогу хорошим поведением (как она его понимает), эсэмэсками, звонками в случае неночевки или опоздания, совместным ужином раз в неделю, совместным отпуском (спокойно! от этого еще никто не умирал). Держитесь месяц-два-три.

2) Увеличьте дистанцию. Осторожно начинайте заводить разговоры об отдельном проживании, конечно же, рядом с ней, о том, как вы мечтаете поучиться в другой стране на свои деньги. Плата за свободу - это умение выживать одному. Предупреждаете о том, что на следующей неделе (в следующем месяце) страшно много дел и, возможно, вы будете звонить и писать реже, но телефон всегда будет включен!

Не забывайте интересоваться ее настроением, но не бегите в аптеку, а сочувственно вздыхайте. Это поможет вам обоим перейти на новый этап отношений, когда и вы, и она будете помогать, только если попросят.

3) И последний шаг: окончательно поменяйте алгоритм «контроль, опека - раздражение, скандал» на «уважение - уважение». Помогайте маме, если она попросит, знакомьте с партнером, если хотите этого сами, раз в месяц обедайте вместе, раз в год проводите вместе отпуск. И главное: если вы хотите, чтобы вас уважали и не надоедали вам, не ведите себя как подросток, который, с одной стороны, хочет быть независимым, а с другой - бежит к мамке, как только ему прищемят хвост. Взрослый - значит взрослый.

И последний шаг: окончательно поменяйте алгоритм «контроль, опека - раздражение, скандал» на «уважение - уважение». Помогайте маме, если она попросит, знакомьте с партнером, если хотите этого сами, раз в месяц обедайте вместе, раз в год проводите вместе отпуск. И главное: если вы хотите, чтобы вас уважали и не надоедали вам, не ведите себя как подросток, который, с одной стороны, хочет быть независимым, а с другой - бежит к мамке, как только ему прищемят хвост. Взрослый - значит взрослый.

Родитель-алкоголик

Родитель-алкоголик

Дети алкоголиков бывают очень разными, но одно качество есть в каждом из них: они привыкли жить в непредсказуемом, меняющемся, наполненном тревогой и ожиданием мире. Они не знают, что такое стабильность, что такое тыл, что такое ровная постоянная близость. Они все держат под контролем, кладут жизнь на то, чтобы упорядочить хаос и приструнить распоясавшуюся реальность.

Второй тип детей алкоголиков - это люди-жилетки. Они прислушиваются к каждому сбою вашего дыхания, распознают ваше настроение по выбору носков, успокаивают, подстраиваются и душат-душат-душат мягким контролем. Что делать, если вы один из них? Как общаться с родителями, если они зависимые алкоголики или наркоманы?

1) Первое и главное условие - уезжайте. Вам страшно за них, вам стыдно за них, вы хотите защитить и убить их одновременно? Уезжайте! Только физическая дистанция, только хардкор. Когда вас начинает мучить чувство вины и страха, что с ними что-то случится или ваши близкие и друзья рассказывают вам, какой вы плохой и незаботливый ребенок, вставьте беруши и привяжите себя скотчем к стулу.

2) Звоните пару раз в неделю и справляйтесь о том, как идут дела. Но избавьтесь от привычки сразу злиться или в тревоге нестись помогать. Ему вы уже ничем не поможете, да и никогда не могли помочь. То, что вы принимали за помощь, было подтверждением вашей значимости, которое, в свою очередь, хоть немного гасило вашу тревогу.

Вполне возможно, что вы относитесь к типу детей-алкоголиков, которые вычеркнули своих родителей из жизни. Если вы приняли их и отпустили с миром - это одно, а если при одном воспоминании у вас начинают ходить желваки и гнев вперемешку со стыдом полностью завладевает вами - значит, вы не решили ситуацию, а в отчаянии сделали вид, что этого нет, и рано или поздно вас накроет.

3) Попытайтесь наладить минимальный контакт. Придется пройти через гнев, стыд, вину, отчаяние, разочарование и удушающую жалость. Но если после всего этого вы сможете почувствовать, что перед вами взрослый человек, который решил поступить со своей жизнью таким образом по своей воле, вам станет чуть легче. И да, ваша мама или ваш папа - алкоголик. И да - этого не изменить, но подумайте, сколько сил и навыков вам дало это в жизни. Посмотрите на этих хлюпиков и маменькиных сынков, выросших в неге и заботе. Чего они добились? Вот то-то и оно. Позвоните маме или папе. И наплюйте на то, что о них думают окружающие.

Дети алкоголиков бывают очень разными, но одно качество есть в каждом из них: они привыкли жить в непредсказуемом, меняющемся, наполненном тревогой и ожиданием мире. Они не знают, что такое стабильность, что такое тыл, что такое ровная постоянная близость. Они все держат под контролем, кладут жизнь на то, чтобы упорядочить хаос и приструнить распоясавшуюся реальность.

Второй тип детей алкоголиков - это люди-жилетки. Они прислушиваются к каждому сбою вашего дыхания, распознают ваше настроение по выбору носков, успокаивают, подстраиваются и душат-душат-душат мягким контролем. Что делать, если вы один из них? Как общаться с родителями, если они зависимые алкоголики или наркоманы?

Научитесь относиться к пьющему родителю как к взрослому человеку, который достоин уважения и сам знает, что ему делать. Если родитель пытается разжалобить вас, вам придется быть вежливым, но вестись на эти манипуляции. Да, жалко, да, больно, но так уж сложилось. Если ваш родитель с вами агрессивен, стратегия поведения та же. Спокойно, уважительно, но на дистанции.

Отчим или мачеха

1) Лучше выбрать спокойную позицию наблюдателя. Вы ничего не должны этому человеку. Он сам выбрал себе партнера с ребенком. Это не значит, что он должен ходить перед вами на задних лапах, вовсе нет. Но для начала можно просто быть вежливыми друг c другом. Присмотритесь к нему: что в нем хорошего, что неприятного. Волею судьбы вам придется какое-то время быть вместе. Ровно так же нужно вести себя, когда вы уже выросли, а ваши мама или папа решили обзавестись другой семьей. Любые эмоции будут в этой ситуации лишними. Вполне возможно, что потом вы станете друзьями. Или, наоборот, решите, что неприятны друг другу. Но чтобы это понять, нужно время. Передохните чуток.

2) Если первый этап прошел относительно спокойно и все выжили, можно приступать к налаживанию отношений. Вам придется балансировать между тремя людьми. Например, вашей мамой, вашим папой и его новой женой. Вполне возможно, что для мачехи вы будете вечным напоминанием о бывшей любви папы, для мамы - мостиком для сохранения отношений или манипуляцией папой, а для папы - либо обузой, либо вечным генератором чувства вины. Не жизнь, а чудо. Сохраняйте нейтралитет. Пусть сами разбираются. Не старайтесь утешить или намеренно разозлить. Вашим приоритетом остается ваша собственная жизнь. Общайтесь и с той семьей, и с этой, но в меру. Может быть, именно ваша позиция рано или поздно приведет их к миру и пусть шаткому, но согласию.

Первое и главное условие - уезжайте. Вам страшно за них, вам стыдно за них, вы хотите защитить и убить их одновременно? Уезжайте! Только физическая дистанция, только хардкор. Когда вас начинает мучить чувство вины и страха, что с ними что-то случится или ваши близкие и друзья рассказывают вам, какой вы плохой и незаботливый ребенок, вставьте беруши и привяжите себя скотчем к стулу.

Дружные родители с единственным ребенком

Попытайтесь наладить минимальный контакт. Придется пройти через гнев, стыд, вину, отчаяние, разочарование и удушающую жалость. Но если после всего этого вы сможете почувствовать, что перед вами взрослый человек, который решил поступить со своей жизнью таким образом по своей воле, вам станет чуть легче. И да, ваша мама или ваш папа - алкоголик. И да - этого не изменить, но подумайте, сколько сил и навыков вам дало это в жизни. Посмотрите на этих хлюпиков и маменькиных сынков, выросших в неге и заботе. Чего они добились? Вот то-то и оно. Позвоните маме или папе. И наплюйте на то, что о них думают окружающие.

Звоните пару раз в неделю и справляйтесь о том, как идут дела. Но избавьтесь от привычки сразу злиться или в тревоге нестись помогать. Ему вы уже ничем не поможете, да и никогда не могли помочь. То, что вы принимали за помощь, было подтверждением вашей значимости, которое, в свою очередь, хоть немного гасило вашу тревогу.

Вполне возможно, что вы относитесь к типу детей-алкоголиков, которые вычеркнули своих родителей из жизни. Если вы приняли их и отпустили с миром - это одно, а если при одном воспоминании у вас начинают ходить желваки и гнев вперемешку со стыдом полностью завладевает вами - значит, вы не решили ситуацию, а в отчаянии сделали вид, что этого нет, и рано или поздно вас накроет.

1. Будучи маленьким, вы чувствовали себя побочным продуктом высоких отношений сосредоточенных друг на друге родителей, который разработали специально, чтобы бабушки и дедушки не скучали на пенсии. Плюс в том, что вы не стали для родителей проектом всей жизни и на вас не сливали свои комплексы и не требовали проживать альтернативную, улучшенную версию родительской жизни - с кубками, медалями и выбранным за вас престижным вузом. Минус: вы до сих пор ощущаете себя лишним. С каждым годом дистанция увеличивается, вы начинаете замечать, что сами избегаете слишком близкого контакта и лишь схематично посвящаете родителей в свои дела. Правда в том, что они и сами хотели бы знать больше, но выстроенная парадигма не позволяет им лезть не в свое дело или давить на вас. Попробуйте первым пойти на сближение. Глобальных советов просить не нужно, просто приоткройте немного створки своей раковины и увидите, как уйдет напряженность в ваших формальных отношениях.

2. Вы понятия не имеете, как вашим родителям удается больше 30 лет жить вместе, обходясь без упреков и ругани. Всю жизнь у вас перед глазами пример идеальных отношений, но вы ни черта не врубаетесь, как они устроены. И это бесит. Вы гадаете, перебирая самые экзотические варианты: возможно, они завсегдатаи свингер-клубов или убили кого-то по неосторожности на студенческой вечеринке и это сообщничество держит их вместе долгие годы? Все гораздо прозаичнее: просто их договор сработал, просто брак - это то, в чем они круты. Уясните, что вы не обязаны пытаться повторить их исключительный опыт. Анализируя очередной провал в собственных отношениях, не примеряйте на себя родительскую модель. Это только обострит ваше «что со мной не так?». Все так, просто по-другому.

3. В таких семьях часто один из родителей оберегает другого от информации и впечатлений, которые, на его взгляд, могут травмировать партнера. Если вы замечаете, что папа не рассказывает маме о ваших новых выдающихся подвигах и вас тоже просит помалкивать, сообщите о своем недовольстве. Только вы вправе решать, что и кому рассказывать. Игра в безопасный испорченный телефон лишь укрепит ваше самосознание побочного продукта. Мало того что побочного, да еще и бракованного и стыдного. Объясните родителям, что вам это совсем ни к чему.

Дружная семья с несколькими детьми

Отчим

или мачеха

1) Родители давно привыкли, что все их дети немного с прибабахом - и каждый со своим. Поэтому давно ничему не удивляются. Один живет на соседней улице, другой - с ними, третий - пять лет в Америке. Наверное, главное, что нужно делать, - это не забывать звонить. Они иногда сами не отдают себе отчета, что волнуются. Это скорее фоновое волнение, когда в детстве понимали, что ребенок как-то незначительно задерживается с прогулки и немного непонятно, надо ли начинать паниковать или это самое время немного отдохнуть от шума и три минуты вздремнуть в кресле. Поэтому заведите привычку связываться с родителями через какой-то промежуток времени - например, раз в неделю.

2) Каким бы взрослым вы ни были и как бы давно ни жили отдельно, считайте, что ничего не изменилось в одном-единственном плане - вы также отвечаете за своих братьев и сестер, как и они за вас. Вы должны прийти на помощь родителям, если у одного из них стряслось страшное: помочь советом, выступить в роли советчика-переговорщика или стать руками страшной операции. Родителям и так непросто, а вы, скорее всего, до сих пор понимаете своих братьев и сестер гораздо лучше, чем они сами.

3 ) Потратьте время на то, чтобы наконец найти ту самую грань взаимоуважения. За все эти годы проживания в большой семье каждый наверняка притомился. Родители устали, что кто-то постоянно вламывается в их спальню и забывает убрать молоко в холодильник, вы устали от того, что вам не перестают советовать надеть шапку. На этом новом этапе отношений важно суметь исключить из этой схемы все раздражающие элементы и, чтобы не заскучать, оставить те, которые радуют и дарят чувство приятной ностальгии. Ну есть же извращенцы, которым нравятся разговоры про шапки.

Разведенные родители

О это чудо, когда вас маленького или уже подросшего знакомят с какой-то тетькой или с каким-то дядькой и в результате оказывается, что это ваш новый член семьи. И не просто член семьи! Это ваш второй папа или мама. Да сейчас, как же! Вот этот вот по-чужому пахнущий с настороженным взглядом, по-чужому одетый будет теперь указывать, что вам делать? Спасибо, нет.

Конечно, это всего лишь одна из возможных реакций, но она самая честная. Все остальное или имитация любви и дружбы для того, чтобы не расстроить одного родителя, или излишняя агрессия, чтобы не расстроить другого. Но в любом случае злитесь ли вы на новую жену папы или нового мужа папы или делаете вид, что вам классно, все равно вести себя лучше одним, самым оптимальным способом.

Люди расстаются по самым разным причинам, а родители, в общем-то, тоже люди. Сам процесс расставания нередко травматичен для ребенка, но именно жизнь после развода может оказаться настоящим испытанием.

То, как вы себя поставите после развода, предопределит очень многое в ваших отношениях с родителями на годы вперед. Как ближайший свидетель, а то и участник драматичных событий, вы вряд ли сможете остаться совсем беспристрастным, тем более что и родители будут настраивать вас против друг друга, пусть порой и неосознанно. Но если вы хотите сохранить отношения с ними обоими, вам нужно научиться не занимать ничью сторону. Как это сделать?

1. Помните: в случившемся, скорее всего, виноваты они оба, а то и не виноват никто. Научитесь не реагировать на рассказы об ужасах былой жизни. Вашим маме и папе понадобятся годы, чтобы суметь взглянуть на свой неудачный брак более или менее взвешенно, так что вы должны оказаться умнее и не дать их непрекращающемуся заочному диалогу отравить вам жизнь здесь и сейчас.

2. Если их совместная жизнь действительно была адом, то развод - не трагедия, а освобождение, в том числе и ваше. Постарайтесь не ревновать, если кому-то из родителей удалось завести другую семью, а попробуйте за него порадоваться и наладить отношения с новой родней. Если же другая семья и стала причиной разрыва, то постарайтесь поддержать того, кто остался один, и воодушевить его начать новую жизнь.

3. Разрыв родителей не означает вашего разрыва с кем-то из них - у вас собственные отношения с каждым. Пропускайте мимо ушей замечания про «мамины штучки» и «папины повадки», вас это не касается. Если повезет, вам еще предстоит сбрасывать на них внуков - к этому моменту хорошо бы прийти не в состоянии войны.

P.S. Не проецируйте случившееся с вашими родителями на себя. Вы похожи на них, но вы - не они. Их неудача в личной жизни не означает, что счастливых союзов не бывает. В то же время учитесь на их ошибках - жениться «потому что мне уже 20», «потому что три года прошло» и даже из-за беременности совершенно не обязательно. Вы же сами видели, что брак и дети не спасают отношения.

Лучше выбрать спокойную позицию наблюдателя. Вы ничего не должны этому человеку. Он сам выбрал себе партнера с ребенком. Это не значит, что он должен ходить перед вами на задних лапах, вовсе нет. Но для начала можно просто быть вежливыми друг c другом. Присмотритесь к нему: что в нем хорошего, что неприятного. Волею судьбы вам придется какое-то время быть вместе. Ровно так же нужно вести себя, когда вы уже выросли, а ваши мама или папа решили обзавестись другой семьей. Любые эмоции будут в этой ситуации лишними. Вполне возможно, что потом вы станете друзьями. Или, наоборот, решите, что неприятны друг другу. Но чтобы это понять, нужно время. Передохните чуток.

Родители за стенкой

Половина страны поколениями живет со своими родителями или бабушками и дедушками, и никто от этого не умирал. И вы тоже не умрете, пусть вам уже не 18 и даже, наверное, не 20 лет. Причины этому могут быть совершенно разными: от нехватки денег на самостоятельную жизнь до боязни, что ваши вещи некому будет стирать и гладить. В любом случае главное - не превратить свою жизнь в советскую бытовую драму про конфликт отцов и детей.

1) Не стоит изображать, что вы эмансипированный подросток, а ваши «предки» - злобные тираны. Этим можно переболеть в детстве. Если вы застряли с родителями, лучше всего представить, что вы снимаете комнату в общей квартире. Уважайте ваших соседей и требуйте уважения в ответ. Общую квартиру надо держать в чистоте, а комнату - в безопасности от внешних проникновений.

2) Чем лучше налажен контакт с родителями, тем проще будет ваше совместное существование. Если они думают, что вы не курите, не пьете и не занимаетесь сексом, вам придется скрывать слишком многое. Скорее всего, они примут все гораздо спокойнее, чем вам кажется. После того как вам будет почти нечего скрывать, вести переговоры станет значительно проще.

3) У родителей тоже есть чувства. Если вы будете их тщательно избегать и отстаивать свою территорию слишком рьяно, они вполне могут подумать, что вы считаете квартиру отелем, а их - обслуживающим персоналом. Так не пойдет, нужен эмоциональный контакт. Лучше всего совместные квесты вроде просмотров кино - так вы сможете не обсуждать подробности вашей жизни и приятно проведете время. Впрочем, и обсуждение вашей жизни тоже может быть отличным квестом.

Если первый этап прошел относительно спокойно и все выжили, можно приступать к налаживанию отношений. Вам придется балансировать между тремя людьми. Например, вашей мамой, вашим папой и его новой женой. Вполне возможно, что для мачехи вы будете вечным напоминанием о бывшей любви папы, для мамы - мостиком для сохранения отношений или манипуляцией папой, а для папы - либо обузой, либо вечным генератором чувства вины. Не жизнь, а чудо. Сохраняйте нейтралитет. Пусть сами разбираются. Не старайтесь утешить или намеренно разозлить. Вашим приоритетом остается ваша собственная жизнь. Общайтесь и с той семьей, и с этой, но в меру. Может быть, именно ваша позиция рано или поздно приведет их к миру и пусть шаткому, но согласию.

Дружные родители
с единственным ребенком

Все детство вы слышали от окружающих: «О, да ты у родителей один? А не похоже!» Будто бы раз у вас нет братьев и сестер, вы должны вести себя как капризный террорист и жадина.

Почти никто из ваших друзей и приятелей не рос в полных семьях. И теперь, когда они рассказывают истории своего становления, падения, алкоголизма или хронической неудачливости в отношениях, то часто указывают именно на этот факт в качестве причины. А вам даже нечем похвастаться: ну да, я такой же дефективный и распущенный, как и вы, но я сам себя таким сделал. Или все-таки нет?

Будучи маленьким, вы чувствовали себя побочным продуктом высоких отношений сосредоточенных друг на друге родителей, который разработали специально, чтобы бабушки и дедушки не скучали на пенсии. Плюс в том, что вы не стали для родителей проектом всей жизни и на вас не сливали свои комплексы и не требовали проживать альтернативную, улучшенную версию родительской жизни - с кубками, медалями и выбранным за вас престижным вузом. Минус: вы до сих пор ощущаете себя лишним. С каждым годом дистанция увеличивается, вы начинаете замечать, что сами избегаете слишком близкого контакта и лишь схематично посвящаете родителей в свои дела. Правда в том, что они и сами хотели бы знать больше, но выстроенная парадигма не позволяет им лезть не в свое дело или давить на вас. Попробуйте первым пойти на сближение. Глобальных советов просить не нужно, просто приоткройте немного створки своей раковины и увидите, как уйдет напряженность в ваших формальных отношениях.

В таких семьях часто один из родителей оберегает другого от информации и впечатлений, которые, на его взгляд, могут травмировать партнера. Если вы замечаете, что папа не рассказывает маме о ваших новых выдающихся подвигах и вас тоже просит помалкивать, сообщите о своем недовольстве. Только вы вправе решать, что и кому рассказывать. Игра в безопасный испорченный телефон лишь укрепит ваше самосознание побочного продукта. Мало того что побочного, да еще и бракованного и стыдного. Объясните родителям, что вам это совсем ни к чему.

Вы понятия не имеете, как вашим родителям удается больше 30 лет жить вместе, обходясь без упреков и ругани. Всю жизнь у вас перед глазами пример идеальных отношений, но вы ни черта не врубаетесь, как они устроены. И это бесит. Вы гадаете, перебирая самые экзотические варианты: возможно, они завсегдатаи свингер-клубов или убили кого-то по неосторожности на студенческой вечеринке и это сообщничество держит их вместе долгие годы? Все гораздо прозаичнее: просто их договор сработал, просто брак - это то, в чем они круты. Уясните, что вы не обязаны пытаться повторить их исключительный опыт. Анализируя очередной провал в собственных отношениях, не примеряйте на себя родительскую модель. Это только обострит ваше «что со мной не так?». Все так, просто по-другому.

Дружная семья
с несколькими детьми

Вы выросли в среднестатистической семье, каких в России миллионы. Пока детей из многодетных семей и детей матерей-одиночек оберегали всеми возможными способами, вы были оплотом благополучной жизни. Поэтому зачастую вам приходилось делать хорошую мину при плохой игре. Теперь, когда вы взрослый, самое время забыть все плохое и с радостью вспоминать хорошее. И наконец-то выстроить здоровые отношения без нарушения личных границ.

Родители давно привыкли, что все их дети немного с прибабахом - и каждый со своим. Поэтому давно ничему не удивляются. Один живет на соседней улице, другой - с ними, третий - пять лет в Америке. Наверное, главное, что нужно делать, - это не забывать звонить. Они иногда сами не отдают себе отчета, что волнуются. Это скорее фоновое волнение, когда в детстве понимали, что ребенок как-то незначительно задерживается с прогулки и немного непонятно, надо ли начинать паниковать или это самое время немного отдохнуть от шума и три минуты вздремнуть в кресле. Поэтому заведите привычку связываться с родителями через какой-то промежуток времени - например, раз в неделю.