Воспитание сына: важные советы психологов для родителей. Воспитание шестилетнего мальчика

Любой человек с самого рождения проходит путь развития, то есть меняется физически, умственно, психологически. Самым стремительным этапом считается период до года. В это время любой родитель знает, что должен знать и уметь его ребёнок. Ведь от этого зависит вся жизнь крохи. Но почему-то после отметки в один год многие перестают интересоваться особенностями психофизического развития, считая, что самое страшное позади. Забывая при этом, что любую болезнь легче предупредить, чем лечить. А зная детскую психологию 7–8 лет, особенности психофизического развития детей, родители лучше смогут понимать специфику поведения или же правильно реагировать на возникающие проблемы. Ведь детская возрастная психология периода 7–8 лет является для родителей инструментом понимания и решения проблем.

Название

показателя

7 лет 8 лет
Рост 121,2 см 126,9 см
Масса тела 22,9 кг 25,5 кг
Окружность головы 52 см 58 см
Окружность грудной клетки 52 см 59 см
Частота дыхания 20–25 вдохов в минуту
Частота сердечных сокращений 85–100 ударов в минуту
Артериальное давление 90/60
Объем мышечной массы 25% веса тела
Вес сердца 92,3 грамма

Дополнительные возрастные особенности развития детей 7–8 лет:


У школьника 7–8 лет организм находится в процессе роста. Проблемы со здоровьем являются распространённой причиной быстрой утомляемости, неуспеваемости и снижения показателей.

Психические особенности

Большинство овладело разговорными навыками. Увеличивается словарный запас и интерес к познанию неизвестных слов. Приходит понимание звукового отличия речи и произношения. Если социальное окружение было положительным и взрослые общались качественно и подолгу, к первому классу ребёнок умеет выразить мысли, пересказать рассказы или мультипликационные фильмы в красках.

  • Прослеживаются способности осмысливать, анализировать увиденное или услышанное, видна целенаправленность действий.
  • Для развития восприятия характерно наблюдать, искать, рассматривать, изучать.
  • Развитию способности понимания способствует речь.
  • Дети умеют назвать и сделать главными для себя качества и свойства предметов, разделить их и понять реальную связь между ними.
  • В возрасте девяти лет восприятие может стать обобщающим, развивается способность устанавливать связи в воспринимаемых явлениях и событиях.

Развитие мыслительных процессов

Мышление переходит от алгоритма «посмотрел – повторил» к алгоритму «посмотрел – представил», а в конце – начинает развиваться мышление словесное. Видна способность образно мыслить, но не приобретена взрослая логика суждений. К концу периода у детей будет получаться обобщение и установление связей. Это важно для развития умственных способностей. Большинство интеллектуальных задач решаются с помощью образного мышления, помогающего понять суть задачи, провести параллели с реальностью и проконтролировать её решение.

Большинство будет с лёгкостью представлять в воображении предмет, выделять в нём главные особенности. Заметно начало формирования мышления, помогающее воспроизводить увиденное в виде схем, чертежей, планов. Благодаря этому типу мышления появится понимание условных обозначений слов в предложении либо математических действий. Начинают формироваться основы мышления, основанного на алгоритме «увидел — нашёл причину». Такой вид мышления является главным для взрослого индивида. Характерно понимание простейших причинно-следственных связей, умение пользоваться словосочетаниями «если…, то».

  • составление слов из заданных букв;
  • составление предложений из заданных букв;
  • разгадывание ребусов.

Важно помнить, что выполнять все задачи нужно в игровой форме, придумывая увлекательные упражнения.

Свойства памяти

Для памяти характерно развиваться непринуждённо, осознанно. Дети легко усваивают школьную программу, вызывающую интерес, оформленную в виде игры, связанную с красочными наглядными картинками или образами. Заметно выделяется развитость механической памяти, которой дети пользуются для заучивания текстов, заменяя процесс понимания и усвоения школьного материала. Если в начальной школе объёмы информации маленькие, и механическая память способна с ними справиться, то в средних классах её будет недостаточно. Это приведёт к существенным затруднениям, так как учебная программа увеличится и усложнится. Поэтому правильным будет улучшение смысловой памяти. Она позволит научиться использовать огромное количество приёмов запоминания. И мыслительная деятельность станет неразрывно связанной со смысловой памятью.

  • заучивание стихов;
  • чтение и пересказ прочитанного, услышанного;
  • перечисление предметов, показанных на картинке;
  • обучение танцам, прочим играм на движения.

Особенности внимания

Эта психическая особенность является самой важной, на внимании строится процесс обучения. Раньше дети не могли сосредотачиваться на монотонных действиях, а в семь лет это не является непосильной задачей. Но непроизвольное внимание продолжает лидировать. Отвлекающим фактором служит любой раздражитель. Средняя продолжительность сосредоточенности составляет 10–20 минут. Возникают сложности с переключением внимания между заданиями. Дети индивидуальны, внимание развито у каждого по-своему. Одни могут быстро переключаться с задачи на задачу, но подолгу удерживать внимание не в состоянии. Другие могут скрупулёзно, очень тщательно заниматься решением, но долго переключаются на решение следующей задачи.

Свойства внимания неодинаково поддаются тренировке и развитию, но их можно и нужно развивать. Это необходимо делать, чтобы не пустить этот процесс на самотёк. Только к 9–10 годам можно рассчитывать на усидчивость и сосредоточенность, которая позволит подолгу выполнять задания. До этого времени будет преобладать произвольное внимание, переключающееся на внешний раздражитель. Из-за этого психического свойства лучшим способом предоставления учебного материала будут яркие пособия и материалы.

  • игры в домино, лото;
  • поиск нарисованных одинаковых предметов, изображённых на одной картинке;
  • поиск различий между двумя картинками, идентичными на первый взгляд.

Отношения с социумом

Приходя в первый класс, понимание действительности претерпевает значительные изменения. Если в раннем возрасте в качестве значимых взрослых выступали только родители, то теперь появляется ещё один – учитель. На основании этих отношений теперь строятся последующие отношения с окружающими. Связи «ученик–учитель» выступают показателем качества условий жизни. Успеваемость выводится на первое место. Педагог выступает в качестве взрослого, которого беспрекословно слушают, и которому подчиняются. Характерно появление ябед, так как отношения друг с другом строятся с позиции отношения к правилам учителя.

Взаимоотношения со взрослыми сводятся к следующему алгоритму: взрослый нацеливает, осуществляет проверку, производит оценку действий. Сначала манипуляции производятся совместно, затем участие взрослого в процессе уменьшается, пока полностью не прекратится.

Приобретается и накапливается опыт общения и решения конфликтных ситуаций. Обучение терпению, способности к совместным действиям, умению прощать. Развитие способности понимать желания другого, решать общие задачи, смотреть на действия чужими глазами.

Основные психологические изменения

Основными психологическими изменениями являются:

  1. Стремление упорядочить все аспекты своей жизни. Во всём, с чем сталкивается ребенок, прослеживается стремление выявить закономерности, в которые можно уложить окружающий мир. Устойчиво мнение, что окружающие предметы, вещи, явления созданы людьми. Прослеживается склонность к фантазированию, придумыванию, сочинению, построению глобальных теорий. Знания берутся от взрослых или телевидения. Отношение и представление об окружающем мире кардинально меняется в момент прихода в школу, поскольку на деле выясняется, что основным занятием будет решение элементарных задач вместо глобальных. Теперь видно все несоответствие между познавательными желаниями и действительностью.
  2. Умение отличать хорошие поступки от плохих действий. Знание развивается вместе с эстетическим вкусом. Ставится знак равенства между «красиво» и «хорошо».
  3. Тенденция к преобладанию обдуманных поступков. Контроль над своими желаниями осуществляется с позиции «накажут или похвалят» и с позиции личных обещаний. Эти качества способствуют развитию настойчивости, умению добиваться поставленных целей.
  4. Появление желания управлять собой, своими действиями на основании образца.
  5. Становление процесса осознания ограниченности своих возможностей. Это является зарождением самооценки. Внешние проявления становятся внутренними переживаниями.
  6. Возникновение понимания психических процессов, системы научных знаний. Присутствует осознание, насколько сильные произошли изменения в результате учёбы.

До начала школы основным занятием были ролевые игры. Теперь они отходят на второй план, их место занимает учёба. Развитие этого вида деятельности будет продолжаться весь период обучения, но фундамент, от которого зависит возможность личностного развития, закладывается именно в младшей школе. Успеваемость выступает главным показателем, по которому оценивают. Он отражает статус, влияющий на самооценку, самоуважение. Успеваемость, понимание того, на что ребенок способен, как умеет справляться с поставленными задачами, благоприятно сказывается на формировании чувства собственного достоинства. Если оно не сформируется, самооценка снижается, возникает чувство ущербности по отношению к сверстникам.

Связано с тем, что в процессе учёбы внимание сосредоточено на желании изменить самого себя. Происходит отслеживание своих показателей и внутренних перемен. Если результат удовлетворителен, значит, погружение в учёбу было полным. Этот процесс перерастёт в самостоятельную деятельность, хоть и был изначально организован взрослым.

Возрастные сложности

Чёткой привязанности к возрасту кризис не имеет, он связан с моментом начала учебы, колеблется в пределах шести-восьми лет. Влияют не столько объективные перемены в жизни ребёнка, сколько субъективное отношение к сложившейся ситуации.

Основные признаки:


Психические нарушения и методы коррекции

Отклонения в поведении создают трудности в развитии, вызваны погрешностями в воспитании или особенностями детской нервной системы. Эти причины действуют одновременно, так как взрослые недооценивают важность знания детской психологии 7–8 лет и начинают воспитывать ребенка неподходящими методами. Чтобы такого не происходило, необходимо выявить мотивы, приведшие к такому поведению.

Название нарушения Причины Признаки Методы борьбы
Физическая агрессия Страх

Желание привлечь внимание

События, заставляющие испытывать сильные переживания

Драки

Разрушение предметов и вещей

При совпадении с раздражением – бросание предметов в окружающих

Окрик

Вовлечение в интересное занятие

Блокирование удара

Объяснение неприемлемости поведения

Уборка результатов агрессии, но не в качестве наказания, а как посыл к тому, что взрослый отвечает за свои действия и поступки

Словесная агрессия Желание оскорбить обидчика

Самоутверждение за чужой счёт

Неумение правильно выражать эмоции

Игнорирование выпада с одновременным выяснением истинных причин

Донесение до сознания существование других способов выделения среди сверстников или доказательств своей силы

Вспыльчивость Закатывание истерик по любому поводу

Отсутствие открытых проявлений злости

Похоже на желание выразить печаль и беспомощность Переключение внимания

Лишение зрителей

Обучение выражению переполняющих эмоций

После окончания приступа – утешение

Пассивность Ощущение ненужности

Проблемы в доме

Желание остаться в своём внутреннем мире

Застенчивость

Подавленность

Боязнь незнакомцев

Сосание пальца

Раскачивание

Выдёргивание волос

Отгораживание от всех

Помощь в поиске способов разрядки эмоционального напряжения

Развитие самоуверенности

Гиперактивность Микроорганические поражения головного мозга

Физические и психические травмы

Чрезмерная оживлённость

Слабая способность концентрировать внимание

Сверхимпульсивность

Отсутствие сдерживания физической активности

Направление действий и организация деятельности

Постановка цели и обучение её достижению

Подчинение действий смыслу

Доброжелательное, последовательное отношение

Не впадать в крайности, чередуя жалость с завышенными требованиями

Как вести себя родителям? Как помочь ребёнку адаптироваться в школе?

Родители, как правило, особенного внимания подобному явлению не придают, да и, вообще, мало кто верит в существование каких-либо кризисов развития. Все давным-давно запомнили, что страшен только подростковый возраст, мамы с ужасом ожидают этого ужасного полового созревания, порой даже не предполагая, что почва будущих истерик готовится сейчас, в 7—9 лет, и если успешно пройти это испытание природой, то и будущие гормональные изменения не станут такими уж страшными и опасными.

Так что же происходит с ребёнком в этом возрасте? И связан ли этот кризис только с тем, что ребёнок переходит в новый социальный статус ученика? Переход в новый статус очень важен, но ещё важнее те изменения, которым подвергается головной мозг ребёнка в процессе созревания в этом возрасте. В возрастном интервале с 6—7 до 9—10 лет происходят существенные изменения в общем характере взаимодействия полушарий головного мозга, в результате чего ребёнок уже может регулировать своё поведение и переходит от предметной деятельности к умственным действиям (анализ, обобщение, рассуждение, умозаключение и пр.).

К 7 годам ребёнок сильно меняется. Лицо теряет «кукольные» черты, происходит смена зубов, начинается быстрый рост, изменение рациона питания, вкуса, повышается выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений. Немалую роль в этом играет центральная нервная система и железы внутренней секреции, новые взаимосвязи в их работе; именно в этом возрасте начинает интенсивно работать щитовидная железа. По мнению многих учёных, именно эта железа повинна в известной эмоциональной неустойчивости и быстрой смене настроений у семилетних детей. Естественно, что основным испытанием для первоклассника являются не эндокринные изменения, но не учитывать их нельзя.

Очень редко кризис 7 лет выражается в прямой агрессии, исходящей от ребёнка, это, наверное, самый тихий возрастной кризис, порой, если родители ведут себя правильно и продумывают свои требования, его можно и вовсе избежать. Необходимо вовремя объяснить ребёнку, если он сам не осознал всей серьёзности ситуации, что именно изменилось в его жизни, помочь малышу сделать правильную переоценку собственных ценностей. Игры, прогулки, мультфильмы — второстепенны, в первую очередь — учёба.

Но всё это легко в теории, на практике одних убеждений мало. Необходимо постоянно напоминать малышу, что он становится взрослым, а значит ответственным, и территория его ответственности лежит в получении знаний. И тут уже придётся самим родителям проявить терпение. В данный период становления ребёнок больше внимания уделяет своим переживаниям, становится крайне эмоциональным, резким в высказываниях и, если взрослые, вместо того, чтобы спокойно и доступно объяснять новые школьные требования, ставить перед ним конкретные задачи, будут обвинять и заставлять, то результат получится даже не нулевым. Стоит ли тратить лишние силы, собственные и своего ребёнка, на то, чтобы на выходе получить минус?

Несколько лет назад Олег, один из моих учеников, став первоклассником, никак не мог понять, почему его заставляют ходить в школу. Первого сентября он честно отстоял на линейке, сфотографировался, подарил учительнице букет, он с удовольствием сходил в школу ещё и второго и третьего, но к концу недели ему это занятие порядком надоело. Правды ради стоит заметить, что детского сада он не посещал, воспитывался в основном бабушкой и об обязанностях взрослеющего молодого человека представления не имел. К такому испытанию, как школа, он был, естественно, не готов. Недели через две он уже категорически отказывался идти в школу, а через месяц заболел, и весьма серьезно. Это не было симуляцией, просто его нервная система дала сбой. И виноваты в этом прежде всего родители. Мало того, что ребёнка никто не подготовил к изменениям в общем течении его жизни, родители, решив, что Олег уже вырос и обязан учиться, пошли «наилегчайшим путём» — не вдаваясь в подробности его переживаний, они просто заставили его ходить в школу и делать домашние задания. Сейчас он учится в десятом классе, кочует с тройки на тройку и имеет бронхиальную астму. И я уверена, что если бы можно было что-нибудь изменить, мама с удовольствием вернулась бы в те времена и вела себя несколько иначе по отношению к сыну. Но тогда она и слышать ничего не хотела — ведь Олег был «должен и обязан», а в условия её задачи входило «заставить и наказать», когда мальчик не слушается.

Ещё одним из проявлений кризиса семилетнего возраста может стать эмоциональная закрытость, придумывание невероятных историй, откровенный обман. Естественно, что не заметить этого вы не сможете, но, прежде чем ругать и призывать к честности, разберитесь, что спровоцировало вашего сына или дочь на подобное поведение.

Один мой ученик, приходя из школы, рассказывал маме о том, как тяжело ему даётся совмещение учёбы с работой. Где и когда он услышал эту фразу, мы не знаем, но выражался он именно так. Причём, как позже выяснилось, работа ему была поручена очень серьёзная — он вытачивал на станке очень важные детали для самолётных двигателей, а в перерыве успевал трудиться над прописями и решать задачки по математике. Поначалу всё это выглядело простой детской фантазией, но к середине учебного года «работа на авиационном заводе» его настолько измотала, что он стал жаловаться на постоянную головную боль, часто плакал и чувствовал себя весьма неважно. Его обман не был просто фантазией — это была потребность достучаться до родителей, попробовать объяснить им, насколько ему не просто даётся учёба, что он нуждается в помощи и сострадании.

Далеко не каждый ребёнок, а особенно мальчик, которому с младых ногтей внушают, что «мужчины никогда не плачут, они сильные, смелые и терпеливые», готов откровенничать со своими близкими. Задача родителей разглядеть проблемы собственных детей и оказать помощь. Иногда достаточным может быть элементарное сочувствие: «Я понимаю, что тебе трудно. Я вижу, что ты стараешься, и не всё получается так, как бы тебе хотелось. Но ведь ты не один, мы любим тебя и всегда готовы помочь».

В период 6—7 лет происходят серьёзные изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Если для дошкольника любая критика его способностей или внешности — «они мною недовольны» и не более того, то для первоклассника любое слово или действие, направленное на негативную оценку его возможностей, убийственно. Нелестные отзывы в этом возрасте могут кардинально повлиять на формирование его личностных качеств в будущем.

Меня всегда удивляет это исключительное право взрослых, «бичевать» собственных детей. Конечно, нам хочется, чтобы наши дети избежали ошибок, чтобы не тратили попусту время, хорошо учились, занимались спортом... Нам хочется всего того, чем мы сами не занимались в детстве, а если и занимались, то недостаточно усердно.

Нам жаль собственных упущенных возможностей, и мы переносим наши желания на детей. Мы, взрослые, хотим лучшего для ребёнка. А чтобы он услышал и понял — кричим. Только, включая «справедливый гнев» и критику, мы, к сожалению, вместо того чтобы призвать собственного ребёнка к новому пониманию школы, выполнению домашних заданий, убиваем в нём на корню любое желание учиться. Мы сами формируем закомплексованного в будущем человека, не верящего в собственные способности и возможности.

Одна моя знакомая, очень симпатичная в детстве девчонка, став девушкой, никак не могла понять того, что молодые люди ухаживают за ней вовсе не потому, что у неё можно списать курсовую работу и не из сострадания к её неказистой внешности. В начальной школе мама очень любила сравнивать её с одноклассницами, и каждый раз, рассматривая фотографии, она с грустью в голосе отмечала: «Как жаль, что у тебя не такие мелкие черты, как у Светы» или: «Вот бы тебе такой нос, как у Тани», заканчивая разговор одной и той же фразой: «Зато у тебя ножки, как у балерины». Годам к двадцати Зинаида осознала, что привлекательна не только стройностью ног, мужчины испытывают к ней чувства, далёкие от сострадания, и ринулась в «настоящую жизнь». Сейчас она уже третий раз замужем и, кажется, счастлива. Но, возможно, жизнь её сложилась бы несколько иначе, если бы мама, вместо того чтобы заниматься оценочной деятельностью, просто радовалась тому, какая красивая и умная у неё дочка.

Первый год учёбы в школе является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки. Но это не говорит о том, что надо «закрывать глаза» на недостаточно ответственное отношение вашего сына или дочери к выполнению обязанностей ученика. Бесконтрольность и безоценочность — это не одно и то же. Нужна золотая середина — нельзя ругать, но и нельзя позволить расслабиться. Оптимальным могло бы стать включение собственной оценки ребёнком. Но я за всю свою достаточно продолжительную педагогическую практику встречала всего двух учеников начальной школы, которые могли «выставлять отметку» собственным стараниям.

Обсуждайте ошибки с ребёнком, но не ругайте и не воспитывайте, сравнивая с другими детьми, пусть в этот момент чужие дети и кажутся вам образцовыми. Ни в коем случае не оценивайте знания и умения, но обязательно обсуждайте его поступки и устремления.

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» — пусть эта пословица станет девизом вашей жизни, поддерживайте активность ребёнка в преодолении трудностей, замечайте малейшие достижения собственного сына или дочери, большие и маленькие победы празднуйте от всей души.

Переход в школьный возраст — это не только изменение деятельности, это ещё и полное изменение распорядка дня, уклада жизни, и не учесть этот очень важный момент в жизни маленького человека нельзя. Ещё совсем недавно он ходил в детский сад, завтракал, обедал в определённое время суток, спал днём, гулял на площадке — жил по точному расписанию, составленному воспитателями детского сада. Но, став учеником, он несколько потерялся — казалось бы свободного времени стало намного больше, в школе он занят не более четырёх часов, выполнение домашнего задания — ещё 3 часа, спать днём не обязательно, гулять не всегда получается, а занять себя чем-то необходимо. И тогда лучшим другом школьника становится компьютер или телевизор.

В начальной школе, когда нагрузки ещё не очень велики, игры на компьютере и мультфильмы нас мало тревожат: «Пусть ребёнок отдохнёт, какая-никакая, а разгрузка». Именно, что никакая и не разгрузка. Давайте не будем обманывать самих себя — первый класс даётся трудно не только детям, но и родителям, поэтому «доверяя свою дочь или сына компьютеру», мы предоставляем, прежде всего, возможность немного отдохнуть самим себе.

Составляйте распорядок дня на неделю. Но только это должен быть не устный план, с разговорами о том, что «хорошо бы сходить в воскресенье в кино, а в среду закончить читать книгу про волшебника». Если по каким-либо причинам распланировать всю неделю вы не можете, пусть это будет расписание на следующий день. Участие ребёнка в обсуждении и составлении этого плана является обязательным.

Можно в комнате у ребёнка повесить большую металлическую доску (подобные доски продаются в канцелярских отделах), по воскресеньям на неё специальным маркером можно наносить «стратегический недельный план». По мере выполнения — пункты стираются, в субботу родители с ребёнком обязательно подводят итоги и обсуждают собственные ошибки.

Чем больше будет эта доска, тем лучше — распорядку необходимы подробности. Самым главным в подобной работе мне видится время на выполнение домашних заданий и школьное расписание. Когда ваш сын или дочь будет знать, что каждый день в восемь утра он должен идти в школу, даже если не хочется или на улице мороз, с 16 до 18 — прописи и примеры по математике, заданные учителем на дом, вопрос «зачем?» отпадёт сам по себе. Помните сказку Экзюпери про Маленького принца? Фонарщик, зажигающий каждый вечер фонари, делал это вовсе не потому, что ему так хотелось — «такой уговор». И уговор этот кажется нам неоспоримым, хоть мы, так же как Маленький принц, знаем, что «на планете, кроме фонарщика, никого нет».

План, составленный на неделю, особенно удобен тем детям, которые помимо школы посещают кружки и спортивные секции. На первый взгляд, кажется, что в подобном совмещении ничего трудного нет. Но постепенно какой-нибудь из видов деятельности «начинает хромать». Дорожите собственным временем, не теряйте его попусту, и этого не произойдёт. Мы взрослые, и нам легко это понять, но для ребёнка, наши разговоры о том, как трудно догонять и восстанавливать упущенное, не информативны. Убедительными могут стать примеры. Войдите в круг интересов собственного сына или дочери, выберите особенно важный для ребёнка персонаж и рассказывайте истории из его жизни, лучше правдивые, пусть и несколько утрированные вами. Обращайте его внимание на художественные образы, на высказывания героев его любимых фильмов. Один из моих учеников, посмотрев очередную серию «Звёздных войн» и услышав фразу: «Жизнь ничто, время — всё!», настолько уверовал в «космическую истину», что проблемы организации выполнения домашних заданий отпали сами собой.

Чётко прописывайте время занятий вне школы, не позволяйте «высиживать» положенные часы, объясняйте (и будьте последовательны в этом), что «не стоит сидеть за письменным столом и делать вид, что ты что-то делаешь».

Приблизительный распорядок дня школьника начальных классов

7.00 — Подъём.

7.00-7.30— Уборка постели, умывание.

7.30-8.00 — Завтрак.

8.30-13.00 — Занятия в школе.

13.30-15.00 — Обед, отдых.

15.00-16.00 — Прогулка или домашние игры (не на компьютере).

16.00-18.00 — Выполнение домашних заданий.

18.00-18.30 — Ужин.

18.30-20.00 — Свободное время.

20.00-20.15 — Подготовка ко сну.

20.15-21.00 — Чтение книг с папой или мамой. (Самостоятельно ребёнок может читать только при условии хорошего освещения.)

Распорядок дня поможет вам легче пройти процесс физиологической адаптации к школе.

Психологи выделяют 3 основных этапа этой адаптации.

1. Этап «физиологической бури» — первые 3—4 недели обучения. Он, как всякая буря, заканчивается значительными энергетическими затратами всех систем организма. Некоторым детям этот этап даётся настолько тяжело, что они могут заболеть, у большинства наблюдается потеря веса.

2. Этап начального или неустойчивого приспособления. В этот период организм ребёнка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.

3. Этап относительно устойчивого приспособления — напряжение спадает, организм почти приспособился к новому образу жизни.

Обращайте внимание на общее состояние ребёнка в это время. Возможно, что его капризность, нарушение саморегуляции поведения, жалобы на головные боли, отсутствие аппетита объясняются вовсе не тем, что он «лодырь и учиться не хочет». Надо постараться пережить этот период без особых потерь для здоровья, и тут ваша задача не заставлять, а помогать справляться с очень трудной задачей адаптации вашего сына или дочери в новой социальной среде.

Когда ребёнок начинает ходить во второй или третий класс, родители обычно немного успокаиваются, вспоминая с содроганием (далеко не все, конечно) начало его учёбы в школе. Но хоть ваше чадо и адаптировался к новым условиям, режиму и коллективу, расслабляться ещё рано.

И школьная жизнь, и сам процесс обучения предполагают немало трудностей на всём своём протяжении. Да и у нового возрастного этапа есть особенности, которые важно учитывать взрослым. Следует разобраться в том, каким должно быть воспитание детей в 8-9 лет.

Психологические особенности детей в 8-9 лет

  1. В этом возрасте у ребёнка укрепляется самосознание, формируется своя точка зрения на окружающие предметы и явления. Он может высказывать свои соображения относительно того, кем хочет стать в будущем.
  2. Младший школьник способен критически относиться к поведению взрослых, в том числе своих родителей. Он начинает сравнивать информацию, полученную из разных источников (от родителей, учителей, сверстников, из СМИ), может сомневаться в истинности позиции взрослых, делает собственные выводы.
  3. В возрасте 8-9 лет ребёнок уже меньше тянется к родителям и больше стремится общаться со сверстниками. Усиливается его потребность в дружбе и коллективной деятельности.
  4. Для него по-прежнему значимы одобрение и похвала со стороны взрослых. При этом важны конкретика и оценка индивидуальных способностей ребёнка.
  5. Чаще всего в этом возрасте у детей уже есть хобби: они ходят в кружки, спортивные секции, музыкальную школу или танцевальные студии.
  6. Большинство учеников в возрасте 8 лет уже успели адаптироваться к школе, но утомляемость пока ещё наступает довольно быстро, и сохраняется высокая потребность в отдыхе.
  7. Дети уже хорошо усвоили многие социальные нормы, соблюдают правила вежливости, могут контролировать своё поведение на уроке, в общественных местах.

Особенности развития мальчиков и девочек в 8 лет

Дети в этом возрасте хорошо понимают разницу между полами: во внешности, в некоторых чертах характера, в обязанностях, в социальных ролях. У них прослеживаются разные тенденции в поведении: девочки проявляют большую склонность к сдержанности, усидчивости, отзывчивости и послушанию.

Они начинают уделять внимание своей внешности, высказывают свои предпочтения к одежде, нередко примеряют мамины вещи. Девочки хорошо откликаются на помощь, заботятся о младших сёстрах и братьях, ответственно выполняют поручения. Обычно в этом возрасте они увлекаются творческими занятиями: рукоделием, музыкой, танцами.

Мальчики в 8-9 лет чаще всего менее сдержанны в проявлении эмоций и более импульсивны, чем девочки. Они демонстрируют большую активность и долго не могут усидеть на месте. Обычно в этом возрасте мальчики предпочитают занятия спортом и подвижные игры.

Посещение секции создаст хорошие условия для выплеска энергии, которая бьёт ключом. Мальчик может быть вполне успешным в учёбе, если дисциплины ему интересны и хорошо даются.

Для девочки в этот период важна похвала её как личности (просто как девочки), а для мальчика важна положительная оценка результатов его деятельности.

Как воспитывать ребёнка в 8-9 лет

  • Следите за тем, чтобы ребёнок обязательно выполнял домашние задания. Чем большую самостоятельность он будет проявлять, тем лучше. Но помните о важности поддержки с вашей стороны и при необходимости оказывайте помощь, если ребёнок испытывает трудности. Запаситесь максимальным терпением и спокойно разъясняйте, как нужно выполнить задание. Важно выявить, какой способ донесения информации наиболее эффективен для понимания вашим чадом задачи: изобразить условие схематически, привести примеры, задать наводящие вопросы, просто позволить ему размышлять вслух и кивать в ответ и т. д.
  • Будьте внимательны к его чувствам, не игнорируйте их, стимулируйте к тому, чтобы он осознавал и называл их. Сами озвучивайте эмоции ребёнка, когда замечаете его состояние. Например: «Ты расстроен», «Ты грустишь» или «Я просто счастлива, когда вижу, что ты радуешься».
  • Контролируйте время, которое ребёнок проводит у телевизора, компьютера (с планшетом, с телефоном). При этом лучше не использовать жёсткие запреты, а предлагать варианты альтернативного времяпрепровождения. Например, почаще ходите вместе на прогулки, выставки, спектакли, предлагайте почитать интересную книгу и т. д.
  • Наблюдайте за тем, с каким настроением ребёнок ходит в школу. Искренне интересуйтесь: нравится ли ему учиться? Легко ли общаться с одноклассниками и учителем? Какие предметы он любит больше, какие – меньше?
  • Смело давать своему чаду задания по хозяйству, плавно сформируйте круг его обязанностей (уборка в своей комнате и других помещениях, покупка продуктов в магазине, уход за питомцем и др.) Привлекайте его к совместным делам, таким как приготовление разных блюд, посадка растений на даче, лёгкая помощь в ремонте и т. д.
  • Помните о том, что у ребёнка должно ежедневно оставаться время на отдых, прогулки, любимые занятия, игры (свободное от учёбы, домашних обязанностей и посещения кружков и секций).
  • Важная задача родителей – сохранить свой авторитет в глазах ребёнка. Поэтому нельзя допускать крайностей: отстраняться от воспитания и практиковать вседозволенность или, наоборот, полностью подавлять его волю и силой заставлять слушаться. Ребёнок думает и анализирует ситуацию и ваши слова, поэтому доводы в стиле: «Потому что я так сказала!» или «Не смей перечить!» явно будут не в вашу пользу и не помогут добиться нужного эффекта. Да, некоторые дети становятся послушными и управляемыми, но вместе с тем безынициативными, закомплексованными и неспособными в будущем постоять за себя и уверенно преодолевать трудности. Разве по такому пути вы хотите направить своё чадо?
  • Научитесь доверять своему ребёнку и создавайте условия для того, чтобы он вам доверял. Это залог сохранения крепких с ним отношений на долгие годы. Позволяйте ему выполнять ответственные задания, давайте возможность ощущать и укреплять свои умения и способности, чувствовать себя помощником и значимым членом семьи.
  • Воспитание ребёнка 8 лет должно обязательно строиться на уважении к нему, подчёркивании его сильных сторон, создании условий для формирования уверенности в себе и адекватной самооценки.

Половое развитие детей в 8-9 лет

Несмотря на то что половое созревание обычно происходит в подростковом возрасте, у некоторых детей (в частности, у девочек) первые его признаки могут появиться уже в 8-9 лет. На этом этапе родителям следует проводить с ребёнком беседы о половом развитии, чтобы подготовить его к встрече с теми изменениями в теле и в психологии, которые вот-вот начнутся. Важно объяснить, что ночные поллюции у мальчиков и менструации у девочек (и другие признаки) – это нормальные явления, необходимые для взросления организма.

В вопросах сексуального развития тоже можно начинать просвещать детей в этом возрасте. Но в очень простой и «творческой» форме. Например, когда женщина и мужчина любят друг друга, они могут создать ребёнка. У мужчины есть семя, которое он передаёт женщине. А у неё есть подходящие условия, чтобы его вырастить и родить на свет. В идеале беседы о половом и сексуальном развитии с мальчиком должен проводить отец, с девочкой – мама.

Постепенно у детей зарождается интерес к противоположному полу. Сначала они всё чаще начинают наблюдать за родителями и другими взрослыми: мальчики – за мамой и её подругами, девочки – за папой и разными мужчинами (в том числе актёрами, певцами и другими известными людьми), могут подглядывать за ними, слушать их разговоры. Затем интерес переходит уже к сверстникам противоположного пола.

Дети всё сильнее осознают свою принадлежность к конкретному полу, стараются демонстрировать в поведении соответствующие черты, копируют слова и действия взрослых, стремятся к самоутверждению.

Развитие ребёнка в 8-9 лет: что должен знать и уметь

  1. Ребёнок достаточно хорошо может контролировать своё поведение и выполнять обязанности: собрать рюкзак, подготовить домашнее задание, заправить постель, сделать уборку в комнате, помыться и почистить зубы, одеться и др.
  2. Дети в этом возрасте различают, что «хорошо», а что «плохо», знают, как нужно вести себя в общественных местах, как общаться со знакомыми и с чужими людьми, используют вежливые слова.
  3. Они могут ориентироваться в пространстве и во времени.
  4. Ребёнок способен более длительное время концентрировать внимание на предмете или задании.
  5. Школьники умеют писать, читать, считать и решать простые математические задачи.
  6. Они запоминают стихи из нескольких четверостиший, подробно воспроизводят по памяти сказки и рассказы.
  7. У детей развита графическая память: они могут запомнить сложную картинку и нарисовать её.
  8. Ребёнок способен высказывать свою точку зрения по разным вопросам.
  9. Школьник может разобраться в том, как работают различные устройства.

Режим дня ребёнка в 8-9 лет

На этом возрастном этапе ребёнок испытывает высокую нагрузку на психику, поэтому на отдых должно отводиться значительное время.

Учёба и домашние задания. В этом возрасте в школе дети проводят примерно от 3 до 5 часов ежедневно. После занятий ребёнок обязательно должен отдохнуть, погулять на свежем воздухе. К домашним заданиям следует приступать не раньше чем через 3 часа после учёбы. Следите за тем, чтобы на их выполнение не уходило более 2 часов в день, иначе школьник будет сильно утомляться.

Питание. Пятиразовое питание – наиболее подходящий вариант для ребёнка: завтрак, обед в школе, полдник, ужин и лёгкая еда перед сном.

Сон. Школьнику в 8-9 лет нужно спать 10-11 часов, поэтому ложиться лучше не позже 21.00-21.30, перед этим проведя все гигиенические процедуры (умыться, почистить зубы, принять душ). Дневной сон практически у всех детей в этом возрасте отсутствует, но если ваше чадо в нём нуждается, то не препятствуйте, пусть он восстановит силы после школы.

Занятия по интересам. Большинство школьников в этом возрасте посещают спортивные секции, кружки, танцевальные студии или музыкальную школу. Обычно такие занятия проводятся сразу после учёбы или в вечернее время. Важно, чтобы ребёнок сам испытывал к ним интерес и хотел посещать их, а не шёл туда «потому что родители отправили».

Отдых, прогулки. Ежедневно ребёнку нужно бывать на свежем воздухе по 2-3 часа. Чем больше он будет двигаться, тем лучше. Это свободное время школьника, которое он сам заполняет тем, чем хочет. Но у телевизора или у компьютера школьник не должен проводить более 1 часа в день. За этим важно следить и предлагать ему альтернативные интересные занятия.

Обязанности и труд . Ребёнка необходимо приобщать к домашним делам и закреплять за ним определённые обязанности (помыть посуду, сходить в магазин, вынести мусор и т. д.) Приучайте школьника к тому, что в своей комнате он должен делать уборку сам.

Занятия, игры и игрушки для ребёнка в 8-9 лет

В этом возрасте при необходимости можно проводить с ребёнком занятия на развитие памяти (разучивание стихов, пересказ текста), внимательности (наблюдение за изменениями в окружающей обстановке, в звуках, словах), логического мышления (решение задач, объединение предметов в группы и поиск различий). Любые занятия лучше проводить в форме игры.

Игры для детей 8-9 лет:
Сюжетно-ролевые: дети любят «примерять» на себя образы героев фильмов, комиксов, мультфильмов.

Подвижные : «Царь горы», «Куча мала», «Выше ноги от земли», игры с мячом, скакалкой, спортивные игры и др.

Настольные : «Морской бой», «ходилки», шахматы, шашки, кроссворды (хорошо развивают мышление, логику).

Игры на развитие памяти и внимательности: «Съедобное-несъедобное», «Повтори движение», «Найди отличия» (на картинке), «Что изменилось?» и др.

Игрушки для детей 8-9 лет
Конечно, куклы, машинки и интерактивные игрушки долго не теряют своей актуальности. Но наиболее полезными для развития в этом возрасте считаются: пластилин, краски, конструкторы, пазлы, головоломки, различные наборы для творчества и детских научных экспериментов. Игрушки несут ещё одну важную функцию – отвлечение ребёнка от компьютера и телевизора, поэтому позаботьтесь о том, чтобы заинтересовать его именно таким способом.

Не забывайте о том, что не за горами подростковый возраст, и к этому времени важно суметь стать для ребёнка не только наставником и примером во всём, но и другом, который в любой момент способен выслушать, понять, принять и поддержать.

В каждой семье, где рождается мальчик, рано или поздно встает вопрос — как же его правильно воспитать, как сделать из него настоящего мужчину. Не каждый родитель может ответить на этот вопрос однозначно.

Воспитывать мальчика надо начинать с самого рождения. По мере его взросления необходимо прилагать все больше и больше усилий к этому процессу. Но, как бы там ни было, при правильном подходе, ваш труд всегда даст положительные результаты.

Каким образом все же следует воспитывать мальчика, напрямую зависит от его возраста.


Особенности воспитания мальчиков

Правила воспитания мальчиков

Как воспитывать мальчика от 1 года до 3 лет?

В этом возрасте в вопросе воспитания ребенка пол не имеет абсолютно никакого значения. Как правило, ребенок постоянно находится с мамой. Между малышом и его мамой наблюдается тонкая, но очень прочная связь.


Как бы активно папа не принимал участие в жизни мамы и ребенка, малыш продолжает оставаться только маминым сыном, ее отрадой, отдушиной. Ребенок достаточно остро воспринимает даже недолгую разлуку со своей любимой мамой.

ВАЖНО: Папа не должен чувствовать себя обиженным за такое поведение ребенка. Этот период в жизни малыша продлится не очень долго. Настанет момент, когда папе придется стать ключевой фигурой в воспитании ребенка.

Маме же стоит вести себя так, чтобы:

  • Ребенок знал и чувствовал, что он в безопасности
  • Ребенок научился доверять окружающим
  • Ребенок всегда был окружен любовью и заботой мамы


ВАЖНО: Если есть возможность, то до трех лет следует избегать детских садов, в связи с тем, что малыш будет чувствовать себя там брошенным. Его поведение может изменится — появится беспокойство, агрессия.

Как показывают исследования, родители гораздо реже обнимают своего ребенка-мальчика и гораздо чаще, чем ребенка-девочку, его наказывают. Для придания уверенности в жизни вашему ребенку, повышения его самооценки, следует делать все наоборот.

ВАЖНО: Если лишить ребенка внимания и заботы, он может чувствовать себя ненужным, лишенным любви.

К трем годам ребенок начинает различать людей по половому признаку, осознает, что он мальчик. В это время стоит подчеркнуть у него мужские качества — силу, храбрость, ловкость. Это позволит ему в дальнейшем быстрее прийти к тому, как хорошо, важно и ответственно быть мужчиной.

В отличии от девочек, мальчикам требуется больше усилий для развития речи. Поэтому родителям стоит уделять немало времени на игры и беседы со своим ребенком, дабы помочь ему освоить навыки общения.


Следует помнить, что осознав свою принадлежность к мужскому полу, мальчик начнет проявлять интерес и к противоположному полу. Самым близким представителем женского пола является его мама. Этим, кстати, и объясняется такая сильная привязанность мальчиков к мамам.

В этот период очень важно правильно подобрать игрушки и игры. Не стоит запрещать ребенку играть с куклами, либо посудкой. Это никак не скажется на его социальной роли в обществе, зато поможет дать старт развитию всесторонней личности.


Как воспитывать мальчика 4 года – 6 лет?

Процесс воспитания малыша в этом возрасте практически не отличается от периода, рассмотренного в разделе выше. Самое главное, что могут сделать родители мальчика — окружить его огромной любовью и заботой, дать ему возможность ощутить себя в безопасности.

ВАЖНО: Ваше поведение поможет малышу шагать вперед с чувством уверенности.


Как воспитывать мальчика 7 лет – 10 лет?

В это период жизни мальчик постепенно начинает сближаться с отцом и отдаляться от матери. Иногда так случается, что рядом нет отца. В таком случае ребенок обращает внимание на других мужчин из его окружения — дедушка, дядя, старший брат, сосед и т.д.


ВАЖНО: В этот период жизни ребенка ни в коем случае отец не должен игнорировать своего сына. Это может сказаться на поведении ребенка.

Отцу стоит как можно больше сблизиться со своим сыном. Это поможет ему сформировать доверительные отношения с ребенком, которые более явно проявятся в подростковом и старшем возрасте мальчика.

ВАЖНО: Мужчине не стоит быть слишком строгим с мальчиком в этом возрасте. Он может начать бояться его, замкнуться в себе.


Ребенку в этом возрасте нравится ощущать себя мужчиной, ему становится комфортно от этого понимания.

Отличительные черты этого возрастного периода следующие:

  • Мальчик начинает с большим интересом обращать внимание на мужские занятия, игрушки
  • Начинает более тщательно наблюдать за папой, его интересами и поступками
  • Начинает драться, отстаивая свое мнение, защищая себя и свою территорию

ВАЖНО: Ни в коем случае не препятствуйте выражению отрицательных эмоций. Следует лишь объяснить, как иначе он может добиться желаемого, не используя кулаки.


Старайтесь всесторонне развивать своего ребенка. В этом возрасте следует большое внимание уделить развитию личности ребенка:

  • Читайте хорошие книги, подбирайте фильмы
  • Уже к 7 годам ребенок самостоятельно может выбрать себе спортивную секцию. Поддержите его. Занятия спором помогают стать более организованным, целеустремленным, настойчивым, уверенным в себе
  • Всегда поддерживайте своего ребенка, если он чем-то интересуется. Это поможет его личности развиваться всесторонне. Поощряйте его, например, если он интересуется астрономией, купите ему детскую энциклопедию
  • Учите малыша быть благородным. Всячески поощряйте доброту и открытость
  • Учите уважительно относиться к девочкам, к маме, бабушке, тете. Мальчик должен понимать, что всем женщинам позволено быть слабыми
  • Делайте из ребенка ответственного человека — не бойтесь поручать мелкие обязанности. К примеру, поручите помыть посуду, убрать игрушки
  • Учите быть самостоятельным. К примеру, не торопитесь помогать с решением домашнего задания. Предоставьте возможность сделать самому, помогите лишь разобрать ошибки
  • Предоставляйте ребенку право выбора. Таким образом он научиться нести ответственность за принятые решения
  • Учите заботиться об окружающих. К примеру, можно завести домашнее животное
  • Прививайте чувство сострадания. Объясняйте, что слабые нуждаются в помощи и поддержке. Хвалите, если ваш ребенок помог старушке перейти через дорогу

Если лишить ребенка материнской любви и заботы в этот период его жизни, мальчик скорее всего будет иметь проблемы в семейных отношениях в будущем. Он будет груб и резок со своей супругой и детьми.

ВАЖНО: Мама продолжает играть важную роль в жизни ребенка, хоть при этом ее роль и отходит на второй план. Ребенок должен быть уверен, что мама всегда его примет и поддержит.


Как воспитать двух сыновей?

Воспитать одного сына — ответственность, а воспитать двоих сыновей — двойная ответственность. Особенности и правила воспитания мальчишек одинаковы, главное помнить некоторые принципы. Если вы воспитываете двух мальчиков одного возраста:

  • Воспитывайте сыновей защитниками своей семьи. Примером для подражания, по возможности, должен стать отец


  • Никогда не выделяйте одного из них. Они должны быть для вас абсолютно равны. Иначе у одного из них в душе может закрасться обида. Это обязательно проявится во взрослой жизни. К примеру, мужчина может стать агрессивным по отношению к своим детям
  • Не откладывайте разрешение конфликтов на потом. Разбирайтесь на месте
  • Учите детей находить компромисс. Такие навыки обязательно пригодятся в жизни мужчины
  • Учите детей совместному времяпровождению. К примеру, просмотру фильмов, уборке в квартире. Это поможет им привязаться друг к другу, привьет чувство родства
  • Распределите свое время так, чтобы вы могли побыть наедине с каждым из мальчиков. Это поможет вам войти в зону доверия каждого из них. А им, в свою очередь, чувствовать себя любимыми
  • Не навязывайте детям интересы друг друга. Они могут быть диаметрально противоположными. Один — рисует, другой — играет на гитаре. Уважайте потребности каждой личности
  • Каждый мальчик должен быть наделен определенным набором прав и обязанностей. Они должны быть равны. К примеру, каждый может просмотреть свой любимый мультфильм, но и каждый должен помыть за собой посуду


Если вы воспитываете сыновей разных возрастов, помимо вышеназванных советов, следует учесть:

  • С появлением в семье младшего ребенка, старший мальчик может почувствовать себя не совсем нужным, не совсем любимым. Следует объяснить старшему ребенку, что он все также занимает важное место в вашей жизни

ВАЖНО: Не допускайте ревности к вам. Каждый ребенок должен чувствовать себя нужным и важным.

  • Если второй малыш еще совсем кроха, то следует попросить старшего сына помочь вам в уходе за ним. Это поможет воспитать в нем чувство ответственности за ближнего


ВАЖНО: Если старший ребенок не имеет желания ухаживать за младшим, не заставляйте. Это может вызвать отрицательные чувства к малышу. Старший ребенок сам должен прийти к тому, чтобы помочь вам.

  • Права и обязанности, которыми вы наделяете детей должны быть равными, но с учетом возраста

Как воспитать мальчика без отца?

Как показывает практика, одинокая женщина вполне может справиться с воспитанием сына — вырастить настоящего мужчину. Однако следует помнить некоторые правила:

  • Маме стоит заботиться о своем здоровье — ей придется тратить много сил на воспитание мальчика
  • В период взросления мальчика самое главное для мамы — это правильно выбрать модель для подражания в лице определенного мужчины. К примеру, это может быть дядя
  • Маме непременно следует оставаться самой собой — быть женщиной, быть слабой. Дарите любовь и внимание, принимайте помощь от ребенка. Любящая и заботливая мать для ребенка — это идеальный образ представления о женщине


Как воспитать мальчика настоящим мужчиной?

Как отцу воспитывать мальчика?

Для того, чтобы создать и на протяжении всей жизни сохранить прочную связь между отцом и сыном, мужчине следует начать прилагать усилия еще до рождения малыша. Необходимо всячески поддерживать беременную женщину — мечтать и строить планы.


Для воспитания мальчика отец должен:

  • В раннем возрасте заботиться о малыше и его маме, помогать в уходе за ребенком. Это поможет мужчине приобщиться к делу, не чувствовать себя лишним, стать дисциплинированным и более ответственным
  • По мере взросления мальчика стоит оставаться с ним наедине. Давая время маме отдохнуть, мужчина уже в таком возрасте малыша будет чувствовать тесную связь с ним
  • Всегда находить время для выполнения своих отцовских обязанностей. Несмотря на то, что в раннем возрасте ребенок тесно связан с матерью, он не должен чувствовать дефицита отцовского внимания
  • Всегда, когда захочется, проявлять эмоции — не стоит бояться обнимать, целовать своего сына, говорить, как он вам дорог. Это поможет ребенку научиться быть чутким и внимательным
  • Играть со своим ребенком, резвиться. Таким образом ребенок тоже познает мир


ВАЖНО: Ребенок любит тех людей, кто с ним играет

  • Уделять внимание и дисциплине. Не возлагайте эту обязанность на плечи матери. Ребенок должен знать правила, которые соблюдают все, и быть готовым понести ответственность за их невыполнение. Старайтесь не бить ребенка, а решать вопрос мирным путем
  • По возможности посвящать ребенка в свои дела, приобщать его к решению посильных для его возраста дел
  • Слушать сына, интересоваться его делами и мыслями


Как маме воспитывать мальчика?

Что касается воспитания мальчика матерью, психологи считают, что следует придерживаться следующих правил:

  • Ваш сын — ребенок. Избегайте излишней ответственности. Это серьезная нагрузка на его психическое состояние. К примеру, он может бояться совершить ошибку, т.к. будет думать, что вы его разлюбите
  • Ваш сын — маленький, но мужчина. Относитесь уважительно к нему. Помните, что ваше мышление кардинально отличается от его мышления
  • Ребенок обязательно должен общаться со своим отцом, а при его отсутствии с любой другой, но только положительной мужской фигурой
  • Не нагружайте слишком многими домашними делами. Мальчик — не девочка. Предоставьте ему больше свободы, пусть он сам захочет вам помочь
  • Проявляйте интерес к делам и интересам вашего ребенка, поддерживайте его
  • Разговаривайте с ребенком, научите его проговаривать свои эмоции. Это поможет вам войти в зону доверия, а ребенку избежать эмоциональных потрясений


Гендерное воспитание мальчика

Гендерное воспитание — формирование представления о мальчиках и девочках, о мужчинах и женщинах. Мальчик должен понять какова его половая роль, как он должен себя вести, чтобы его называли мальчиком, а в дальнейшем мужчиной.

Половое воспитание начинается с семьи. После двух лет малыш только начинает понимать, что он мальчик, а вот после трех лет стоит всерьез заняться гендерным воспитанием.

Родителям стоит придерживаться некоторых правил:

  • Никогда не сравнивайте мальчика с девочками
  • Направляйте ребенка к определенным действиям, поступкам, характерным мужчинам. Не забывайте хвалить ребенка
  • На личном примере показывайте, как должен вести себя тот или иной гендер


  • Давайте ребенку инициативу, поддерживайте его
  • Давайте ребенку возможность общаться с лицами мужского пола разных возрастов
  • Давайте право выбора, позволяйте нести ответственность за свои поступки
  • Не навязывайте сыну много домашних дел, предоставьте ему больше свободы

ВАЖНО: Если вы отнесетесь к половому воспитанию своего ребенка серьезно, то поможете своему малышу избежать ошибок в дальнейшем, не стать изгоем в коллективе.

При гендерном воспитании вашего ребенка важно использовать следующие методы и приемы:

  • Беседы с использованием картинок, книг
  • Обсуждение тематических проблемных ситуаций
  • Дидактические и сюжетно-ролевые игры. К примеру, «Кто я?», «Семья»

Участниками гендерного воспитания вашего ребенка, помимо вас, являются педагогические коллективы детских садов, врачи, окружение ребенка.


Физическое воспитание мальчиков

Всем известный факт, что мальчики в большей степени развиты физически, чем девочки. Они более шустрые, выбирают более активные игры.

Однако родителям стоит заботиться и о физическом воспитании мальчика. Ведь жизнь маленького мужчины не будет ограничиваться играми. В будущем ему придется выполнять более серьезную физическую работу.

  • С первых дней жизни следует приучать мальчика к гигиеническим процедурам
  • С раннего детства необходимо проводить закаливание ребенка, подбирая необходимый температурный режим воды для купания
  • Всегда следует одевать ребенка по погоде, не перегревайте малыша. В дальнейшем он научиться одеваться сам, по комфорту
  • Начиная с трех лет стоит приобщать мальчика к занятиям спортом. На начальном этапе будет достаточно небольшой зарядки по утрам


ВАЖНО: Если наравне с малышом, зарядкой будет заниматься взрослый из окружения мальчика. Личный пример поможет малышу не отстраняться от этого занятия.

В случае, если ваш ребенок проявляет интерес, например, к футболу, то следует рассмотреть вопрос об определении его в спортивную секцию.


В начальной школе ребенок уже самостоятельно может выбрать себе спортивную секцию. Обязательно поддержите его. Помимо физического развития, это поспособствует личностному развитию.

ВАЖНО: Пусть ваш малыш и не станет великим спортсменом, зато он научиться правильно распоряжаться своим личным временем, своей жизнью.


Ваше желание вырастить хорошего человека, всесторонне развитую личность, а также ваша безграничная любовь помогут преодолеть все трудности и воспитать настоящего мужчину. Подходите к вопросу воспитания вашего сына с пониманием дела.

ВИДЕО: Как воспитать из сына успешного мужчину?

Воспитывать сыновей считалось раньше не женским занятием. Еще в древней Спарте мальчиков разлучали с матерями и отдавали на воспитание мужчинам.

Как правильно воспитывать мальчика 6 лет?

Пару веков назад, в России за парнем ухаживал «дядька», впоследствии, воспитание мальчика 6 лет доверяли гувернеру. Детей низшего сословия начинали приобщать к мужским делам достаточно рано.

Трудовое воспитание всегда являлось заботой взрослых мужчин, проживающих в доме. Отец всегда занимал исключительное место в воспитании сына. Как бы мама не стремилась его заменить, ей это полностью не удастся.

Воспитание мальчиков 6 лет должно проходить с участием обоих родителей, в атмосфере безопасности и любви.

Шесть лет - очень ответственный возрастной этап. Продолжается он до 14-и и носит переломный характер. Именно в эту пору зарождаются в парне мужские основы.

Черты характерные для 6 летнего возраста:

  • мальчик начинает интересоваться оружием, играет в «войну»;
  • ему нравится плащ супермена;
  • ребенок вступает в борьбу, решает конфликты.

Психология воспитания ребенка 6 лет имеет еще одну особенность:проявляется повышенный интерес к мужской половине населения. Все свое внимание мальчишки переключают на папу, дедушку, дядю. Просыпается желание научиться быть мужчиной. Следовательно, все свое время малыш пытается находиться рядом с взрослыми, подражает им во всем. Поэтому папе надо демонстрировать свои наилучшие качества.

Предполагаемые трудности воспитания

Ребенок в возрасте шести лет начинает копировать папины поступки. Поэтому, когда тот, вернувшись с работы, ложится на диване, читает газету, малыш принимает это, как догму.

Когда чадо станет приходить из школы домой, оказывать маме помощь не будет, полностью растворяясь в своих играх. Убирать после еды тарелку со стола, бросать вещи в корзину грязного белья - ребенок будет после скандала. Он не может понять, почему его обязывают это делать, если папа так не поступает. В подобных семьях часто можно услышать «почему я должен переодеваться, если отец не делает этого?».

Воспитание 6 летнего мальчика необходимо проводить отцом либо в его присутствии. Тогда, возможно, будет избежать диких выходок, привлекающих внимание отца.

При отсутствии мужского воспитания в 6 лет могут появиться следующие проблемы:

  • драки;
  • разбитые стекла в школе;
  • пожары;
  • серьезные травмы;
  • воровство;
  • агрессия;
  • заболевания.

Влияние взрослого мужчины на поведение малыша в этот период превосходит. Если старший игнорирует младшего, то второй может устраивать странные поступки, привлекая к себе внимание.

Роль мамы в воспитании мальчика

Привязанность к отцу в шестилетнем возрасте не означает полное отсутствие матери рядом. Не надо устанавливать дистанцию, чтобы придать ребенку больше мужественности.

Правильное воспитание мальчика в 7 лет основывается на осознании, что мама самый близкий человек, на которого всегда можно положиться в трудную минуту. Содержать мальчика в большой строгости не рекомендуется. Не надо убивать в нем окончательно чувство нежности.

Отличным вариантом можно было бы назвать участие в процессе формирования личности обоих родителей. Сын был бы близок к маме, но находился бы под прямым влиянием отца. Чтобы избежать увлечения мамиными интересами, папе рекомендуется уделить больше внимания общению с ним.

Занятия для шестилетнего мальчика:

  • рыбалка;
  • выход на природу;
  • ремонт велосипеда;
  • любая мужская домашняя работа.

Но помните, что критиковать маму категорически нельзя. Любую женскую работу также. Когда отец проявляет излишнюю суровость, ребенок начнет его бояться, сторониться. Установившийся между ними контакт будет нарушен. Папе надо пересмотреть свою линию поведения.

Отдаление матери лишает сына тепла, любви. Он заглушает в себе обиду, боль, убивая нежность. Видя отстраненность матери, ребенок делает вывод о недопустимости проявления нежных чувств. Последствия будут самые тяжелые. В обществе появится личность жестокая, грубая, эмоционально зажатая. Ему сложно будет установить контакт с окружающими. Все общение будет сводиться к приказам, угрозам.

Чаще обнимайте сына, чтобы он не вырос таким. Дайте ему почувствовать, что любите его. Воспитание сына 6 лет надо осуществлять, используя заботу, уважение, любовь.

Тонкости полового воспитания

В шестилетнем возрасте ребенок четко осознает свою принадлежность к мужскому полу. Закономерным является вопрос: откуда берутся дети.

Половое воспитание мальчиков 6 лет опирается на следующие принципы:

  • отвечайте на все, что его интересует. Объясняйте, рассказывайте вразумительно. Когда малыш спрашивает: откуда он появился, расскажите историю встречи родителей. Добавьте в свой рассказ волшебства. В подробности о процессе зачатия посвящать ребенка не следует;
  • все беседы должны быть понятными, простыми. Излагайте в доступной для детского понимания форме. Медицинские справочники читать ему не надо. В свободное время просматривайте детские книги о развитии мальчиков, девочек;
  • попробуйте стороной обойти тему жестокости, насилия. Она может убить желание общения с девочками. Запугивать малыша не надо.

Именно папа обязан заниматься вопросами полового созревания сына. Он рассказывает ему, каким бывает настоящий мужчина, что ему следует уметь делать. Такие беседы способствуют укреплению дружеских отношений между поколениями. Если в дальнейшем у сына появятся проблемы, переживания, он смело пойдет с ними к родителю.

Психологи, изучив ситуацию семьях, дают советы, как вырастить мужчину:

  • папа – пример для подражания. Малыш следит за его поведением, впитывает все на подсознательном уровне;
  • развивайте в сыне уважительное отношение к представительницам женского пола. Ему следует осознавать, что девочку надо защищать. Оказывая ей посильную помощь, он развивает свою мужественность;
  • дайте ему почувствовать себя мужчиной. Покупайте игрушки для мальчиков. Привлекайте к участию в домашних делах, с которыми может справиться только мужчина.

Маме надо проводить воспитание ребенка 6 лет на уважительном отношении к отцу. На поведении ее не должно сказаться долгое отсутствие мужа дома, задержки на работе, командировки. Если она начнет критиковать папу, в подростковом возрасте могут возникнуть проблемы с таким ребенком.

Психология воспитания мальчика 6 лет опирается на золотую середину, доверие, взаимоуважение всех членов семьи.

Какой-то одной модели воспитания придерживаться не стоит. Они все идеальны, но бывают абсолютно противоположны. Найдите для себя оптимальный вариант, взяв из каждой понемногу. Не забывайте, что каждый малыш индивидуален. Любите сына и позвольте ему любить вас. Проводите воспитание через примеры, сказки, разные ситуации.