В какой стране родился прообраз санта клауса. Николин день: Как Святой Николай стал прототипом Деда Мороза, Санта Клауса и других сказочных Рождественских героев

Из истории о Святом Николае (и Новогоднем Дед Морозе)

В день святого Николая

Свечи радостно сияют,

В небеса хвала летит;

И увенчанный цветами,

Озаренный весь огнями,

Лик Святителя глядит.

Нынче мир весь торжествует,

И вселенная ликует

С нами в светлый праздник Твой....

В III веке в малоазиатской провинции Римской империи Ликия в семье пожилых супругов родился мальчик Николай. Еще в детстве он помогал всякому, кто попал в трудное положение; потом его выбрали архиепископом в городе Мира, центре провинции Ликия. Архиепископ Николай продолжал помогать людям и спасать их всю жизнь. Среди спасённых им были и несправедливо осуждённые на казнь простые люди, и несправедливо брошенные в тюрьму римские военачальники.

Святитель Божий епископ Мирликийский, он же - Николай Чудотворец, стал известен своей исключительной доброжелательностью, особенно к детям.

Средиземноморский климат сильными морозами не отличается, а в холодных странах за всю свою долгую жизнь святой Николай, он же - Санта Клаус, никогда не бывал. Никто не догадывался, что однажды его превратят в Деда Мороза... Как же это получилось? Почему Дедом Морозом стал именно Святой Николай? Может быть, сыграла роль дата поминовения этого святого – 19 декабря – перед самым Рождеством...

Существует такое предание. Услышав о том, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается отдать своих дочерей "на блудодеяние", св. Николай спас всю семью от позора.

Святитель ночью тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всех от голода и от духовной гибели. (Так продолжалось до тех пор, пока те не накопили достаточное приданное для того, что бы выйти замуж.)

Но как-то раз однажды все окна в доме не оказались запертыми. Тогда Святой Николай подкинул мешочки с золотом в трубу.

Другая легенда гласит, что золотые монетки подкинутые им в трубу попали в висящие у печки сохнущие носки.

Поэтому теперь католики подкладывают подарки в носки, которые вешают у камина.

В канун праздника в детские башмачки, выставленные у порога, или носочки, повешенные у камина, с незапамятных времен кладут подарки. Считается, что подарки получают только послушные дети, а непослушным полагаются розги или камни. Но малыши, как правило, в ожидании праздника и, конечно, подарков, не бузят, стараясь дать понять Святому Николаю, что они всегда готовы быть хорошими.

С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками. В западной Европе легенда о спасении св. Николаем трех дев трансформировалась в притчу о том, как cвятитель бросил в трубу дома, где жили три бедные сестры, золотые монетки. И упали они в чулки, которые сушились у камина. Отсюда пошел обычай в ночь перед днем поминовения св. Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары.

Традиция делать детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе еще с XIV века. Затем этот обычай «сместился» во времени, и подарки стали делать на Рождество, а св. Николай в воображении детей превратился из строгого священнослужителя в веселого сказочного старика. Взрослые стали одеваться в манере Св. Николаса - одеяние епископа и посох, чтобы сыграть роль доброго святого. Они ходили из дома в дом, спрашивая, хорошо ли там вели себя дети. Дети оставляли свои ботинки за дверью, чтобы на следующее утро они могли найти их со сладостями и безделушками.

Святой Николай раньше всего стал ассоциироваться с Дедом Морозом в Голландии, где пышно отмечали 9 декабря праздник любимого святого – покровителя мореплавателей. В этот день св. Николай приплывал в Амстердам из теплых стран в праздничном облачении и раздавал подарки. Позднее Санта-Клаус стал приезжать не только 9 декабря, но и на Рождество, поэтому получил кое-где другое имя – "рождественский дед": пер Ноэль – во Франции, бабо Натале – в Италии.

Он умер в глубокой старости, после короткой болезни. Его похоронили в том же соборном храме города Миры. В 1087 году мощи святого Николая перевезли в город Бар (Италия), они покоятся в мраморной раке в глубоком подземелье под храмом.

В России Николай Угодник стал одним из самых любимых народных святых. Простые крестьяне молили его о помощи, если заболевала корова, долго не было дождя или происходило ещё какое-нибудь несчастье. Память о нём Православная Церковь чтит два раза в году: 19(6) декабря - Николай "зимний" и 22(9) мая - Николай "вешний".

В городе Мира (ныне город Демре) и сейчас стоит храм, основой которого была церковь, в которой служил Николай Угодник (до 1087 года в ней покоились мощи святителя). Турки назвали ее Баба Ноэль Килизе - Церковь Деда Мороза.

Наш Новый Год не мыслим без доброго Деда Мороза и его внучки Снегурочки. Ни одно западное Рождество (Европа, Англия, США и другие) не обходится без самого главного персонажа — Санта Клауса. Но кто же этот добросердечный даритель подарков? Это реальный персонаж или выдуманный? Почему его так назвали и где он живет? На все эти вопросы я постараюсь вам сегодня ответить. Санта Клаус Точно могу сказать, что Санта Клаус это вполне реальный человек, который жил в древности. Правда, звали его по-другому, выглядел он иначе и родился он не в Лапландии, как принято считать, а в местечке Миры Ликийские в 253 году нашей эры, на современной территории Турции. А звали его тогда Святым Николаем. Он был простым епископом, который готов был принять смерть за свою веру и всегда боролся за добро.

Ходили легенды, что Святой Николай сам был очень зажиточный, но не жадный. Он помогал всем несчастным и бедным, по ночам незаметно подбрасывая в их башмаки, которые они оставляли у дверей, монеты, и клал на окна вкусные пирожки. Так святой Николай стал любимцев детей. Однако своим заступником и святым его также избрали купцы, пекари, заключенные и моряки.

Но как он стал символом Рождества? День Святого Николая празднуется 6 декабря. В 10 веке в кафедральном соборе немецкого города Кельна ученикам христианской школы в этот день стали раздавать выпечку и фрукты. Очень быстро эта традиция получила широкое распространение в других городах и странах. Вспоминая легенду, люди стали на ночь вешать специальные праздничные чулочки или башмачки, чтобы Николай положил туда свои дары.

Принято считать, что Святой, заходящий в дома по ночам, спускаясь по печной трубе, послушным детям приносит подарки, а озорникам, шалунам и проказникам — розги. Поэтому дети задолго до праздника стараются вести себя хорошо, а родители при их плохом поведении сразу напоминают о том, что в дар можно получить розги. Иногда, даже вместе с презентами ребятишкам дарят небольшие веточки.

Как Святой Николай стал Санта Клаусом? В США этот персонаж попал из Голландии в 17 веке. В 1626 году фрегата из нескольких голландских кораблей прибыла в Новый свет. На носу главного корабля «Goede Vrove» стояла фигура Николая, который, как я уже говорила, был также покровителем моряков.

Мореплаватели купили за 24 доллара землю у коренных жителей Америки — индейцев и дали название поселению — «Новый Амстердам». Сегодня эта «деревушка» стала самым крупным городом США и одним из самых известных городов в мире — «Нью-Йорк». Нидерландцы фигурку святого сняли с корабля и перенесли на главную площадь, чтобы Николай защищал поселок.

Только вот индейцы и новые жители говорили на каком-то своем языке, а не по-английски. Они не могли четко выговорил имя святого и фраза звучала как «Синтер Клас», потом преобразилась в «Санта Клас», а с течением времени в привычную нам «Санта Клаус». Вот так Святой Николай чудом преобразился в Санта Клауса, который в Сочельник разносит подарки по домам.

Однако на этом история преображения уже Санта Клауса не заканчивается. Поэма Клемента Кларка Мура «Приход святого Николая», опубликованная в канун Рождества 1822 года, стала важным этапом перевоплощения. В 20 четверостишьях описывается встреча ребенка с Санта Клаусом, который принес ему подарки. В поэме от прежнего святого практически ничего не осталось, он начисто был лишен строгости и серьезности. Санта на санях У К. Мура Санта — веселый, жизнерадостный эльф с трубкой во рту и круглым брюшком. В результате этой метамарфозы Николай навсегда потерял епископальный облик и пересел на упряжку с оленями. В 1823 году в поэме «Ночь перед Рождеством» были перечислены имена 8 оленей Санты:

  • Бликсем (Молниеносный)
  • Дандер (Болван)
  • Кюпид (Купидон)
  • Комет (Комета)
  • Виксен (Злобный)
  • Прэнсэр (Гарцующий)
  • Дэнсер (Танцор)
  • Дэшер (Потрясающий)

Только в 1939 году появился девятый олень Рудольф с большим и блестящим красноватым носом. Рудольф Меж тем, иллюстратор Томас Наст детально доработал образ Санта Клауса в 1860—1880 гг. в журнале «Harper"s». У Санты появились такие незаменимые атрибуты, как список плохих и хороших детей, северный полюс. Но и это еще не конец превращения.

Клауса, напрочь лишенного святого нимба, наряжали во всевозможные разноцветные одежды. Но в 1931 году известный бренд Coca Cola запустила рекламную кампанию, лицом которой стал Санта Клаус. Хаддон Сандблом — американский художник — изобразил белобородого добродушного старичка в красно-белой одежде и с газировкой руках.

В итоге Санта Клаус приобрел образ, который сегодня мы все можем видеть. Это толстенький веселый старик, разносящий подарки в ночь Рождества. У него обязательно красная куртка или полушубок, белая борода, красная шапка и штаны с белой оторочкой. Санта Клаус передвигается на санях, запряженных 9 северными оленями и до краев наполненных дарами для послушных детей по всему миру.

В Великобритании его принято называть «Father Christmas», что означает «Батюшка Рождество». А вот наш русский Дед Мороз к Святому Николаю не имеет никакого отношения. Наш дедушка Мороз — это фольклорный обрядовый персонаж, живущий в лесу или, как сегодня считается, его резиденция в Великом Устюге. Зима — его жена. Вместе они правят на земле с ноября по март. В очень старых сказках его иногда называют Морозко или Дед Трескун.

Где сегодня живет Санта Клаус?

Самые близкий родственник Деда Мороза — Йолупукки, который живет в Лапландии, здесь же обитает и Санта Клаус. С 1984 года решением ООН Лапландия была официально провозглашена Землей Деда Мороза. Здесь же находится и резиденция Санты, в которой он вместе с гномами и эльфами живет весь год. Именно туда дети со всего мира пишут письма с пожеланиями по адресу: Полярный круг, 96 930, Финляндия или на Интернет-сайт: santamail.com.

Финское правительство возвело Санта Клауса в культовый ранг, построили ему дом на склоне горы Корватунтури, сделали рекламу, создали сайт и объявили его электронный адрес на весь мир. Именно Йолупукки из Лапландии (Финляндия) ежедневно получает больше всего писем от взрослых и детей со всех стран мира.

Ежегодно 24 декабря в полдень он на своих северных оленях приезжает в самый старинный финский городок Турку в сопровождении тоннту, своих юных помощников — девочки мальчики в красных комбинезонах и колпаках. Здесь со здания городского совета провозглашается приход Рождества и поются новогодние песни .

Но благодаря америнской рекламе и настойчивости западный Санта Клаус постепенно вытеснил и английского Father Christmas, и финского Йолупукки, и французского Рождественского Деда. И даже нашего любимого и родного Дедушку Мороза. Скажу даже больше, турки поставили памятник Святому Николаю в городе Демра, однако стоит на постаменте не епископ, а веселый бородач с огромным мешком подарков!

Однако, судя по всему, это не окончательные изменения в образе святого. К примеру, в Израиле, где строго соблюдаются религиозные традиции, Рождество не празднуют. И если вы захотите там купить рождественские открытки или другие аксессуары, то вам будет найти их весьма проблематично.

Но на то они и евреи — найдут выход из любой ситуации! На прилавках израильских магазинов в канун Рождества стали постепенно появляться открытки с изображением Санта Клауса, у которого на голове красуется иудейская кипа вместо традиционного красного колпака. На открытках пока что отсутствуют праздничные поздравления, но что-то мне подсказывает: Толи еще будет!

Почитание святого Николая очень быстро распространилось по всему христианскому миру, как на Востоке, так и на Западе. Ему посвящались многочисленные церкви, к нему обращались в молитвах, уповая на исцеление и помощь. Из народных легенд, появлявшихся на протяжении веков, мы узнаем о том, что святой Николай помогал бедным и несчастным, незаметно по ночам подбрасывая в башмачки, оставленные у дверей, золотые монетки, и кладя в окна пирожки. Кстати, примерно в 960 году на Западе было написано первое музыкальное произведение о святом Николае, где был предложен новый вариант перевода жития святого: вместо слова "innocentes" (невинные) применительно к трем жителям Мир, несправедливо приговоренным к смерти, употреблено "pueri" (дети). В связи с тем, что это средневековое музыкальное произведение о святом епископе имело неимоверный успех, зародилась традиция почитания святого Николая как покровителя детей. Впрочем, еще до этого своим небесным заступником его избрали моряки, заключенные, пекари и купцы.

Когда в конце XI века Византию начали опустошать турки-сельджуки, жители города Бари, который находится на территории нынешней Италии, "выкрали" из Мир Ликийских мощи святого Николая и тем самым спасли почитаемую всеми христианами святыню от надругательства. Мощи были привезены в Бари, где специально для них была построена величественная базилика. В этот мало примечательный доселе город потянулись паломники со всех европейских стран. Даже захватчики, сменявшие друг друга, от норманов до свевов, почитали святость Никольского храма, предоставляя ему всяческую защиту и попечение. Когда в 1156 году Бари захватил Вильгельм Лютый, сравнявший город с землей, не пощадивший ни домов, ни церквей, базилика святого Николая осталась стоять нетронутая среди дымившихся руин. Есть и еще один знаменательный момент, связанный с перенесением мощей святого Николая. В 1088 году Папа Урбан II официально установил празднование этого события на 9 мая. На византийском востоке этот праздник не приняли, а на Руси он получил широкое распространение и сохранился до сих пор, в народе его называют "Никола–вешний".

На Руси святой Николай являлся одним из самых почитаемых святых. Например, в XVI-XVII веках русские избегали давать детям имя Николай из-за особого благоговения, а непочитание Чудотворца воспринималось не иначе как признак ереси. Для русских православных христиан Николай стал самым "демократичным" святым, самым доступным, скорым и непреложным помощником. Лучше всего отношение к этому святому показывает одна из бесчисленных русских легенд: "Путешествуя по земле, Никола и Касьян (святой Кассиан Римский) увидели крестьянина, хлопочущего около своей телеги, глубоко увязшей в грязи. Касьян, боясь запачкать свои белоснежные ризы и боясь предстать пред Богом в неподобающем виде, помочь бедняге не пожелал, а вот Никола без рассуждений взялся за дело. Когда телегу удалось вытащить, то помощник оказался по уши измазанным грязью, да ко всему прочему и его праздничные ризы сильно разодрались. Вскоре оба святые предстали пред престолом Всевышнего. Узнав, почему Никола так грязен, а Касьян чист, Господь дал первому вместо одного два праздника в году (9 мая и 6 декабря), а Касьяну уменьшил до одного в четыре года (29 февраля). Для русских христиан Николай Чудотворец всегда был одновременно и видным иерархом, и простым, добрым святым, да к тому же скорым помощником в бедах".

Впрочем, мы отвлеклись. Каким образом святой Николай превратился в Санта Клауса и стал прочно ассоциироваться с рождественскими праздниками? Чтобы разобраться с этим, нам необходимо вновь перенестись на христианский Запад.

Примерно в X веке в Кельнском кафедральном соборе стали раздавать ученикам церковно-приходской школы фрукты и выпечку 6 декабря, в день памяти святого Николая, который, как помним, благодаря получившему широкое распространение музыкальному произведению, написанному в его честь, стал почитаться на Западе как покровитель детей. Вскоре эта традиция вышла далеко за пределы германского города. В домах на ночь стали, вспоминая древние легенды, вешать специально изготовленные башмачки или чулочки, для того, чтобы Николаю было куда положить свои подарки, которые со временем уже заметно переросли рамки булочек и фруктов, хотя без них и до сих пор порой не обходится. Стоит отметить, что день памяти святого приходится на рождественский пост (Адвент), когда все с нетерпением ждут Радостного праздника Воплощения Предвечного Слова и начала Нового года. Видимо, в связи с этим, мирликийский епископ, заходящий по ночам в дома, приносит послушным детям подарки, а шалунам розги, напоминая тем самым о необходимости хорошего поведения. Поэтому ребятня задолго до праздника старается не проказить, а родители старательно при каждом удобном случае напоминают о розгах, которые вполне можно получить в презент на 6 декабря. Однако нередко к подаркам все же присоединяют розги либо веточку, обернутые в фольгу или покрашенные в золотую или серебреную краску. В некоторых странах святой епископ не прячется и приходит в дома не по ночам, а днем в полном литургическом облачении, и не один, а с ангелом и чертенком. Глава этой необычной компании расспрашивает юных обитателей дома о поведении, причем ангелок и чертенок выступают в роли, соответственно, адвоката и прокурора, а затем по результатам своеобразного следствия вручается (или же нет) подарок.

Реформация, возникшая в XVI веке благодаря выступлению Мартина Лютера, исключила из литургии новых Церквей почитание святых. Вместе с их культом исчез и праздник святого Николая. Но если легко искоренить что бы то ни было на бумаге, то бороться с народными традициями более чем сложно. Поэтому в так называемых "католических" странах до сих пор остался праздник святого Николая, радостно отмечаемый 6 декабря, а в протестантских странах епископ-чудотворец преобразился в несколько иной персонаж, по-прежнему несущий дары и радость детям. Благодаря всевозможным народным легендам и традициям разных стран святой Николай надел маску либо "Отца Рождества", либо "Рождественского деда", либо "Звездочета"! Он изображался в виде гнома и старика, приобрел различных спутников. Да и перебрался из средиземноморского города в арктическую Лапландию.

В Северную Америку, которая сыграла важную роль в истории рождественского чудотворца, святой Николай попал из Голландии. В 1626 году несколько нидерландских кораблей, возглавляемые фрегатом "Goede Vrove", на носу которого стояла фигура святого Николая, прибыли в Новый свет. Искатели счастья купили у индейцев землю за $24 и назвали поселок Новым Амстердамом (теперь эта деревушка именуется Нью-Йорком). Голландцы перенесли фигурку святого с корабля на главную площадь. Да вот незадача, говорили-то обитатели новой земли не по-английски. И фраза "святой Николай" звучала как "Синтер Класс", затем, со временем, имя нашего персонажа преобразилось в "Санта Класс", а чуть позже – в "Санта Клаус".

Голландский Синтаклаас (Sinterklaas)

Мыслите: Свет Истины /

................................................................................................................................................................................................................................................


Дед Мороз, Санта-Клаус и Святитель Угодник божий Николай Чудотворец.

Кто все-таки приносит подарки на Рождество?

Вообще условно можно разделить «дары приносящих» в христианских странах на три большие команды. Первая связана напрямую с именем Святителя Николая (Бельгия и Нидерланды, Германия, Венгрия). Другая западноевропейская традиция – «Рождественские деды» (Франция, Англия, Ирландия, Италия, Каталония). И третья отдает право раздавать подарки «Дедам Морозам». Обычно она имеет славянские корни (Россия, Белоруссия, Украина, Болгария, а также Латвия, Румыния, Молдавия).

Особняком стоят греки (в том числе киприоты), у которых тот же персонаж отождествляется со… святителем Василием Великим. Да-да, так его и называют – «Агиос Василис». По виду современный «Василий», впрочем, не слишком отличается от "американского" Санта-Клауса.

Святитель Николай известен как даритель, тайно помогавший беднякам. Не удивительно, что именно в его день (а не на Новый Год) и от его имени дарились в Европе подарки детям. Реформация, выступавшая против почитания славянских святых, заставила жителей многих европейских стран сделать самого младенца Христа персонажем, вручающим подарки, а день вручения подарков – перенести с 6 декабря на период рождественских ярмарок, то есть на 24 декабря. Католическая Контрреформация "снова вернула" европейским детям подарки св. Николая, но теперь они появлялись в конце декабря, на Рождество. Однако в Бельгии и Нидерландах Святитель Николай-Синтерклаас по-прежнему приносит подарки либо на 5 декабря, либо на Рождество, либо на оба праздника.

Славянский Дед Мороз имеет языческие корни, это персонификация стужи, которая может как заморозить человека, так и щедро одарить его (вспомним сказку «Морозко»). Этими же чертами наделяла Мороза русская литература 19 века (сказка «Мороз Иванович» Одоевского, «Мороз, Красный Нос» Некрасова). Довольно долго Мороз никак не связывался с Новым годом и Рождеством. Только во второй половине 19 века в России решили все же придумать своего собственного самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как у их западных сверстников. При Александре II были попытки назвать его «христианским святым Николаем» или «дедушкой Николаем» но они не прижились.

Скорее всего, в России просто не могли воспринимать столь почитаемого Святителя Руси в славянскую православную веру как Угодник божий Николай Чудотворец в качестве рождественского персонажа, тогда как Дед Мороз был куда нейтральнее.

Снегурочка как родственница (в данном случае – дочка) Деда Мороза впервые появилась в пьесе «Снегурочка» Островского (1873), созданной под влиянием сказок Афанасьева. На пьесу не обратили особенного внимания, но поставленная по ней опера Римского-Корсакова (1882) имела большой успех. Постепенно Снегурочка вошла в число рождественских персонажей, хотя роль постоянной спутницы и «внучки» мороза получила только в советское время.

После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, был «упразднен» в канун 1929 года и вернулся к русским людям только в канун 1936 года. Это было связано с переосмыслением рождественской атрибутики в новом, «правильном» ключе. В январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовал гостей на празднике в московском Доме Союзов. Так началась история советского Деда Мороза.

Получается, что современный Дед Мороз во многом настолько же оторван от своей недолгой христианской «юности» конца 19 века и так же является плодом другой эпохи, как и Санта-Клаус. Но все же в русском Деде Морозе сохраняется куда больше «традиционного» славянского духа (как и в европейском Синтерклаасе), чем в Санта-Клаусе с бутылкой Кока-Колы.

* * *

Вещий Олег - Святитель Николай Угодник божий - библейский Иосиф - Иоанн Креститель не был иудеем-кристианином, он молился богу живому - Игорю-Христу, "античному" богу Гераклу/Зевсу и всему Олимпу I (XII) века н.э.!

Ни в рождественских, ни в новогодних святцах, нет такого имени – Санта-Клаус. Откуда взялся этот персонаж? 19 декабря (по новому стилю) для христиан – день святителя Николая Чудотворца, епископа из города Миры Ликийские в Малой Азии. Этот святой, один из самых почитаемых в христианском мире (в Германии особое почитание святого Николауса началось в VI, в Риме – в VIII веке), и стал прототипом западноевропейского и североамериканского новогодне-рождественского персонажа Санта-Клауса.

Собственно, в житии святителя Николая нет ничего сказочного. Есть чудесное. Более других известны несколько эпизодов: о том, как он спас от голода город Миры, как молитвой усмирил бурю и не дал погибнуть кораблю, плывшему в Палестину, как избавил от неминуемой казни трех воевод, которых оклеветали злоумышленники, наконец, о том, как св. Николай, еще будучи священником в городе Патары, помог одному обнищавшему человеку выдать замуж трех дочерей. На последнем остановимся подробнее. Не имея возможности дать за дочерей приданое, отчаявшийся отец собирался отправить их в публичный дом (что в ту пору было неслыханным) или даже сделать таковым собственное жилище. Бедные девушки стали горячо молиться, и вот Господь послал им в помощь священника Николая. Трижды проходил Чудотворец мимо дома этого человека и оставлял у порога мешок с золотом. И отец смог одну за другой выдать замуж всех своих дочерей. Этот эпизод лег в основу западной традиции оставлять в Рождество подарки у дверей, в специально для того вывешенных чулках (В некоторых местах принято оставлять чулки и сапоги у камина, через трубу которого в дом поникает Санта-Клаус или его помощник).

Благодарная память о том, как святитель Николай помогал людям в их бедах
и горестях, заступался за обиженных, делился всем, что имел, перешагнула границы
Византии, стала одной из важных тем европейского Рождества

Обычай одаривать детей подарками известен в Германии с Х века. Тогда в монастырских школах в день святителя Николая проводили епископские игры: один из учеников переодевался епископом и раздавал подарки однокашникам. В XVI – XVII веке этот обычай окончательно закрепляется в Германии. Теперь святой Николай не просто ходит по домам с мешком гостинцев: он проверяет у детей знание катехизиса и важнейших молитв и только после этого вручает подарки. Известен еще один обычай: накануне дня святого Николая дети усердно молятся, причем для учета молитв ведется специальная тетрадь (первоначально это была разукрашенная дощечка, на которой делались зарубки). А вечером дети выставляют за дверь свою обувь, в которой утром они находят подарки. Постепенно на Западе, особенно в протестантских регионах, религиозный смысл образа святого Николая отошел на второй план, редуцировался до простого волшебника (Синтер-Клааса, Санта-Клауса и т.д.). Однако далеко не везде этот образ отождествляется с новогодним персонажем Дедом Морозом, папа Ноэлем или Вайнахтсманном.

Изображение святого Николая на старинной католической миниатюре

Изображения святого Николая на православной иконе


С 30-х годов ХХ века Санта-Клаус закрепился в общественном сознании как бренд компании Кока-Кола. С тех пор в ряде стран он окончательно слился с Рождественским дедом. Унифицировалась и форма Санты: красные кафтан, штаны и колпак с белой опушкой. Раньше же «рождественский дед» мог носить глубокую шляпу с широкими полями, штаны до колен и курить трубку, или же быть толстощеким старым кобольдом, как в стихах Клемента Мооре «Посещение рождественского деда».

К сожалению или к счастью, в сознании большинства современных детей нынешний Санта-Клаус никак не связан с образом святителя Николая. Гораздо печальней то, что с «кокаколизацией» символики Рождества сам праздник в большинстве стран Европы для многих утратил свой христианский смысл и превратился в одну большую шоппинговую кампанию.