Тиснение эмбоссинг. Эмбоссинг: создаем рельефные изображения. Сухой эмбоссинг своими руками

В ноябре мне удалось таки отказаться от всех дел и посетить МК по горячему эмбоссингу и вырубке на машинке Big Shot. Всё для меня было в новинку, представления были только теоретические, хотелось попробовать и потрогать своими руками. МК проходил в магазине «ОРАНЖЕВЫЙ КОТ» который не раз меня выручал. Кстати, это был мой первый МК который я посещала:). Вот такая новогодняя открыточка у меня получилась:

На Big Shot мы вырубали веточки их эмбоссировали блёстками. Белые морозные завитушки – это тоже результат влажного эмбоссинга. Результатом и самим МК осталась очень довольна и через пару дней я порадовала себя, купив необходимое для такого волшебства (планировала заказать всё деду Морозу, но не выдержала) :).

Суть горячего эмбоссинга сводится к тому, что специальную пудру, нанесённую на будущий рисунок нагревают феном, под воздействием тепла пудра плавится и оставляет объёмный рисунок на поверхности.

Для экспериментов нам понадобится:

  1. Фен для эмбоссинга . (Его легко заменяет обычный технический фен, который можно купить в любом строительном магазине. Так же для нагрева пудры некоторые пользуются электрической плитой или тостером и даже утюгом. Обычный фен не подойдет, он недостаточно горячий для плавления пудры (нужно миниум 200 градусов) и вообще сдувает пудру с листочка).
  2. Пудра для эмбоссинга (у меня есть только прозрачная и золотая, но для начала этого оказалось вполне достаточно).
  3. Подушечка чернильная для эмбоссинга (прозрачные клеевые чернила). Подушечку можно заменить любой другой липко-влажной субстанцией.

Вот мой наборчик для начинающих:

Выбираем желаемый штампик и закрепляем его на акриловом блоке (можно использовать любую пластмассовую ровную прозрачную поверхность (например бокс от CD)):

Окунаем штамп в подушечку:

Ставим оттиск на бумаге:

Засыпаем обильно оттиск пудрой:

Стряхиваем излишки пудры (сначала на листочек, а потом обратно в баночку):

Часто бывает, что немного пудры остаётся вокруг штампика, её нужно удалить с помощью кисточки (есть специальные антистатические материалы предотвращающие это):

Подносим фен и на расстоянии 5-10 см нагреваем несколько секунд пока пудра не начнёт плавиться:

На фото ниже видно как изменяется пудра при плавлении (сверху пудра уже запеклась):

Даем бумажке пару секунд на остыванием и радуемся результату:

Теперь попробуем бесцветную пудру:

Конечный результат не сильно впечатлил, но мы потом придумаем как это использовать.

Попробуем использовать прозрачную пудру с цветными чернилами (использовала золотые чернила):

Цвет конечного рисунка она не изменяет, но придаёт объём и глянцевый блеск:

Попробовала коричневые чернила, но пудра к ним не прилипла, видимо слишком быстро высохли или впитались в бумагу. На этом эксперимент с цветными чернилами я завершила.

Конечный результат зависит от цвета пудры и цвета бумаги, разное сочетание цветов дает разный эффект. Продолжить эксперименты решила с другой бумагой. А может быть попробовать эмбоссинг на кальке? Попробуем перламутровую металлизированную кальку плотностью 100 гр/м2:

Нанесли пудру:

Расплавили:

А если из кальки надыроколить бабочек, смочить в чернильной подушечке слегка только края…? Тоже хорошо получилось (все клочки бумаги после экспериментов мы потом обязательно пустим в дело):

А теперь попробуем использовать в качестве основы фактурный цветной картон плотностью 200 гр/м2 (он не такой гладкий как белый и лучше впитывает чернила):

Поставили оттиск и нанесли пудру:

Расплавили. Рисунок стал ярким, результат меня удивил и порадовал:

Решила ещё пару оттисков попробовать (на цветочке справа внизу виден переход от запеченной пудры к не запеченной:

Возьмём картон той же фактуры, но голубого цвета:

Промелькнула мысль по поводу дальнейшего использования этих цветочков и завитушек:)

Теперь попробуем металлизированный тёмно синий картон:

На фото не смогла передать всю элегантность цветочка. Сразу и не понять, что это цветок, но посмотрев на него под небольшим углом сразу виден объём и блеск.

Очень хотелось поэкспериментировать с пудрами другого цвета, но их у меня пока только две…

А если прозрачную пудру смешать с чем то? …

Блёстки для век "серебро" лежат без дела 1000 лет, может быть они наконец то дождались своего часа?

Уже на этом этапе мне показалось что эмбоссинг меня увлёк и меня уже не остановить, пока не испробую все варианты приходящие на ум, но это только начало, дальше, больше:)

Вернёмся к смешиванию пудры и теней:

Перемешиваем обе кучки:

Красота!!!

Опять экспериментируем с металлизированным тёмно синим картоном. Наносим пудру:

Расплавляем:

Рисунок получился шероховатым на ощупь и он искрится на свету!

Пробуем на другой бумаге:

Теперь опять на кальке, но уже серебряные блёстки:

С помощью эмбоссинга можно создавать фон заготовку для будущей открытки например:

В начале эксперимента были оттиски прозрачной пудрой на белом картоне которые меня не сильно впечатлили и не давали покоя. Сделаем с ними вот что:

Возьмём акварельные краски (сын поделился со мной красивыми металлизированными):

Как следует наносим краску на всю поверхность:

Даём немного краске подсохнуть и ватной палочкой проходимся по рисунку стирая капельки краски:

В результате плавления пудры на бумаге образовалась глянцевая плёнка с которой легко смывается краска. Таким образом на цветном фоне мы получили белое глянцевое изображение (откладываем заготовки на потом):

Поэкспериментировав с бумагой решила попробовать эмбоссинг на других поверхностях.

Металл?

А почему нет, попробуем (будем эмбоссировать металлическую подвеску, уж очень мне нравится эта девчушка):

Процесс идентичен: наносим чернила, пудру, запекаем:

Решила попробовать сделать эмбоссинг разноцветным. Волосы – золотые, а платице – серебро с блёстками.

.

В последнее время становится популярной техника влажного эмбоссинга, позволяющая создавать чудесные объемные эффекты с помощью разнообразных пудр и Вашей фантазии! Но разберемся сначала с термином «эмбоссинг», что же это такое?

Emboss в дословном переводе означает «лепить рельеф; выдавливать выпуклый рисунок».

Существуют два вида этой техники.

Первый – метод тиснения (сухой эмбоссинг) – создается посредствам выдавливания рисунка через трафарет на бумагу, фольгу или тонкий лист металла; об этом методе нам уже многое рассказала Эмма Соколецкая.

Второй – влажный эмбоссинг – получается посредством нагревания и плавления специальной пудры.

В данной статье речь пойдет о влажном эмбоссинге, потому что он мне больше пришелся по душе. По моему мнению, влажный эмбоссинг открывает больше пространства и возможностей для фантазии и красоты. Хотя и сухим эмбоссингом я тоже увлекалась, но нашла ему применение, в основном, в открытках.



Итак, рассмотрим существующие пудры для влажного эмбоссинга и эффекты, которые можно создать с их помощью.

Прозрачная пудра (Clear powder).

На мой взгляд, это самая универсальная и часто используемая пудра, с нее началась моя любовь к этой технике. С прозрачной пудрой легко выделить любой элемент, будь то надпись, рисунок, завитки и пр. При этом элемент становится объемным, лаковым и, что мне очень нравится, более ярким и четким. Прозрачная пудра позволяет сделать нужные акценты и привлечь внимание на те элементы работы, которые Вы хотите выделить. При этом выбор цвета элемента остается за Вами, т.е. можете использовать чернила любого цвета, который от эмбоссинга станет только ярче и сочнеe.




Достоинством прозрачной пудры является ее универсальность еще и потому что, имея широкий спектр дистрессинговых и пигментных чернил, совсем не обязательно, на мой взгляд, иметь цветные пудры для эмбоссинга, которых огромное множество, достаточно иметь чернила и одну прозрачную пудру!

Кроме того, с прозрачной пудрой можно выделять узоры на самой фоновой бумаге. Бывает так, что в руки попадает очень красивая бумага с необыкновенным рисунком или узором, вот смотришь на нее и не можешь решить что делать, т.к. не хочется закрывать ее красоту другими украшениями и элементами. В этом случае Вас спасет прозрачная пудра и маркер для влажного эмбоссинга, с помощью которого можно выделить нужный для эмбоссинга узор или картинку на бумаге.


Существуют также прозрачные пудры с блестками разного цвета (Polysparkle). Они позволяют создать мерцающий и переливающийся эффект, что порой очень даже кстати.




Хотелось бы еще отметить, что эффект прозрачной пудры, казалось бы, можно заменить другим вариантом – покрыть элемент объемным глянцевым клеем Ranger. Порой я так и делаю, но есть несколько «НО» в пользу эмбоссинга: клеем невозможно ровно покрыть, например, надпись, особенно узенькие ее места, не вылезая за край; он не повышает яркость элемента, а лишь делает его объемным.

Белая пудра. Я имею ввиду глянцевую. Очень полезная штука, например, за неимением дорогих белых перманентных чернил Stazon – это выход! Белая пудра позволяет создавать надписи, рисунки и другие узоры на темном фоне, при этом получаются белые элементы, непрозрачные, объемные, яркие и четкие. Последнее свойство, впрочем, значительно зависит от качества штампа и его оттиска.


На мой взгляд, еще одним достоинством белой пудры по сравнению со Stazon является ее корректируемость. Объясню в качестве еще одного совета, который применим к влажному эмбоссингу вообще.

Случается так, что при штампинге клеящей основой образуются ненужные оттиски, например, краев штампа. Их легко заметить после того, как вы насыпали пудру и стряхнули лишнее, на них также приклеится пудра. Эти огрехи легко исправляются – просто тонкой сухой кисточкой смахните пудру с тех мест, где ее не должно быть, и только после этого плавьте пудру тепловым пистолетом. Нет пудры – нет огрехов! А вот в случае штампинга чернилами Stazon и др. такое сложно, а может, и невозможно, поправить.

Металлические пудры – золотая, серебряная и других цветов. Тоже часто используемые мной пудры. Хорошо подходят для создания праздничности, нарядности и торжественности в работах. Я, например, часто их использовала на новогодних открытках (и не только) в сочетании с глиттером (жидким клеем) Ranger.





Для применения металлических пудр и остальных, кроме прозрачной, в качестве клеящей основы используется специальная подушечка Embossing Ink, пропитанная клеящим веществом.

В последнее время появились пудры-новинки, позволяющие создавать еще более интересные эффекты! Рассмотрим некоторые из них подробнее.

Бархатная пудра (Puffs powder). Долгое время она была моей мечтой. Известно, что существуют маркеры с эффектом бархата, работающие по тому же принципу – при нагревании поверхность вспучивается, становится объемной и бархатной на ощупь. НО.. это опять не то, нет тех возможностей, что дает влажный эмбоссинг. Аналогичный пример с объемным клеем и прозрачной пудрой.

А теперь такая пудра доступна всем желающим! Бархатная пудра позволяет, как я уже сказала, создавать бархатный на ощупь и вид эффект, но тут главное – не перегреть! Иначе «бархат» скукожится и поверхность станет просто шершавой.




Distress-пудра , позволяющая создать неповторимый винтажный вид на страничках и открытках за счет своего шершавого эффекта. Эта пудра долго не внушала мне доверие, но интерес попробовать что-то новое победил. И результат мне понравился – поверхность становится шершавой и фактурной, но в то же время однородной. Для определенных случаев, думаю, будет незаменимой пудрой, оживляющей эмбоссируемые изображения.


В качестве новинки появилась пудра-глиттер (Glitter powder) , состоящая полностью из блесток. Поскольку я часто пользуюсь различными цветами жидкого глиттера Ranger, то пока не обзавелась подобной пудрой, но видела ее «вживую» – результат был просто блестящим!

Существуют, конечно же, и другие пудры для влажного эмбоссинга, но в них я не заметила каких-то особо отличительных свойств, поэтому в данной статье рассмотрела, по моему мнению, основные, базовые пудры. На заметку скажу, что в работах пользовалась пудрами фирм Ranger и Artemio.

В заключение хотелось бы сказать, что влажный эмбоссинг – это техника, которая проста и, в то же время, открыта для воплощения Ваших желаний, фантазий и мечтаний, с ней можно сотворить чудесные эффекты на страничках, открытках и других работах, которые придадут им индивидуальность, яркость и запоминаемость!

Удачного Вам творчества и новых идей!

Скрап-фишки

1. По поводу чернил для эмбоссинга, хочу сразу отметить, что не все подходят для этой техники. Я использую, в основном, дистрессинговые – на них очень хорошо ложится пудра, также иногда использую пигментные чернила. Меловые чернила не подходят точно!

2. Не забывайте закрывать подушечку чернил после каждого использования, так как они быстро высыхают, впрочем, этот совет касается всех чернил вообще!

Суть сухого эмбоссинга заключается в тиснении рисунка на бумаге, достигается это двумя способами: механическим и ручным. При механическом способе используются кримперы, прессы для тиснения, фигурные дыроколы с тиснением или специальные машинки для тиснения. Все они работают по одному принципу – заданный на инструменте рисунок пропечатывается на бумаге, создавая рельеф.

При ручном способе рельеф прорисовывается не машинкой, а мастером самостоятельно. Для этого используется стилус для тиснения, текстурные инструменты, трафареты, текстурные пластины и доски для тиснения. При надавливании с разной силой на разные инструменты вы достигаете эффекта тиснения, при это сами выбираете его глубину.

Горячий эмбоссинг в скрапбукинге

Горячий эмбоссинг требует большей сноровки и материалов. При этом он позволяет достигать более интересных эффектов. При горячем эмбоссинге эффект тиснения лишь имитируется, реально не деформируя бумагу. Необходимые инструменты и материалы для горячего эмбоссинга:

  • Бумага. Используйте бумагу для скрапбукинга, кальку или любую другую бумагу, которая вам нравится.
  • Штампы и держатели для них.
  • Специальные чернила для эмбоссинга с подушечкой или маркер для эмбоссинга.
  • Фен для эмбоссинга, который нагревает воздух более чем на 200 градусов. Обычный фен не подойдет, так как не нагревается до такой температуры.
  • Пудра для эмбоссинга. Бывает разных видов, цвета, с разными эффектами. Совет: пудру удобно хранить в небольших пищевых контейнерах, это значительно упрощает работу – при посыпании штампа пудрой над емкостью для хранения, вы не теряете драгоценный материал.
  • Щипчики – пинцет. Используются для того, чтобы держать бумагу на расстоянии от рук во время работы, чтобы избежать ожогов.

Возьмите штамп, приложите к подушечке со специальными чернилами для эмбоссинга и сделайте тиснение на бумаге. При использовании маркера нарисуйте или напишите на бумаге то, что задумали. Посыпьте полученный оттиск/надпись/рисунок пудрой для эмбоссинга и стряхните излишки. Нагревайте пудру феном, пока не достигнете эффекта глазури – на это потребуется 5-15 секунд, в зависимости от выбранной температуры фена и размера рисунка. Пудра сначала расплавится, потом затвердеет и получится глянцевый эффект.

  • При работе с феном важно не перегреть бумагу, чтобы штамп не впитался в нее – в этом случае надпись потеряет объем.
  • При работе с тонкой бумагой, например, с калькой, запекать пудру нужно меньшее количество времени и на самой низкой температуре.
  • Обезжирьте бумагу тальком перед началом работы, тогда пудра прилипнет только к чернилам/маркеру, не пачкая при этом бумагу вокруг.
  • В случае если пудра все же прилипла на бумагу вне запланированного контура, излишки можно аккуратно смахнуть обычной кисточкой, не задевая при этом надпись или фигуру.
  • Используйте прозрачную пудру для эмбоссинга при создании эффекта тени или, например, фона – при запекании пудра становится чуть темнее цвета бумаги, создавая красивый глянцевый эффект.
  • Для тонких надписей и отображения мелких деталей стоит использовать мелкую пудру для эмбосинга, для крупных штампов используйте обычную.

Работа в технике эмбоссинг внесет оригинальность в ваши скрап проекты. Используйте разные штампы и разноцветные чернила, создавайте необычные открытки и уникальные альбомы – возможности использования техники эмбоссинга безграничны и зависят только от вашей фантазии!


Снять стрессовую ситуацию или нервное напряжение каждый пытается по-своему. Замечательный способ - рукоделие. Неважно, чем ты занимаешься, главное, что кропотливая и увлекает, занимает мысль, отвлекает от тягот повседневности. Многие виды ручной работы требуют навыка, терпения, умения, но есть и такие, с которыми можно справиться, не имея серьезного навыка мелкой работы. К ним относится эмбоссинг, иногда называемый «скрапбукинг». Итак, эмбоссинг - что это такое?

Особенности техники

В переводе с английского «эмбоссинг» - тиснение, техника построения объемного рисунка. При помощи подручных средств на основе производится тиснение подготовленного рисунка.

По технике исполнения и материалам различают сухое и мокрое тиснение. Получаемое рельефное изображение украсит дом и придаст уникальности любимым безделушкам.

Необходимые материалы для сухого тиснения

Сухой эмбоссинг предполагает создание выпуклых рисунков на бумаге, фольге или иных материалах. Для выполнения работ необходимы:

  • Плотная бумага для основы. Желательно выбирать не более 100 г/м 3 . Слишком плотный картон не дает объемного эффекта, так как выполнить тиснение на бумаге стоит большого труда - рисунок получается еле видным.
  • Трафареты, изготовленные из металла или пластика.
  • Металлический стержень, на конце которого закреплен шарик - стилус. Стилусы различают по размеру шарообразной рабочей части. Чем меньше детали рисунка, тем меньший наконечник используют в работе. Стилусы снабжают удобными ручками, так как в процессе постоянного давления рука устает.

Расходный материал влажного эмбоссинга

Влажный эмбоссинг несколько отличается сложностью выполнения. Техника требует большего количества приспособлений и материалов. Механизмы, необходимые в этом случае, более замысловаты, материалы специализированы, но затраты стоят того:


Техника сухого тиснения

Раскрывая вопрос «Эмбоссинг - что это такое?», стоит обратиться к технике его выполнения. Создать на бумаге можно при помощи специальных трафаретов. Приобретение их в наше время - не проблема, но их можно создать и самостоятельно. При тиснении на бумаге главное - создать правильное освещение. Подсветку обычно делают снизу. Используется фотостол либо лампа со стеклом. Подсветка необходима, поскольку бумага крепится на трафарет сверху.

Бумагу лучше закрепить при помощи Расположив комбинацию на стекле, шариком стилуса аккуратно выдавливаем рисунок по трафарету. Действовать необходимо крайне осторожно, чтобы не прорвать основу.

Выполнение влажного эмбоссинга

Влажный, или горячий, эмбоссинг начинается с нанесения чернил на основу специальным штампом. Во избежание размазывания чернил на основе, ими заполняют штемпельную подушечку. Именно так обеспечивается равномерное нанесение чернил на штамп. Оттиск рисунка делается на бумаге. Тонкая бумага может деформироваться и прорваться под влагой чернил, поэтому стоит выбрать основу поплотнее. Итак, чернила наносятся на основу, сверху посыпаются для эмбоссинга имеет различные цвета и специальную фактуру. Некоторое время стоит подождать, чтобы пудра закрепилась на клеевой основе. На следующем этапе излишки пудры смахивают мягкой кистью. Иногда кисти недостаточно, поэтому используют антистатический тампон или подушечку.

Приступаем к прогреванию. Для этого используется специальный фен. На расстоянии 5-7 см рисунок равномерно прогревается, расплавленная пудра образует рельеф. Когда рисунок остынет, его можно аккуратно вырезать и прикрепить на изделие, для которого он создавался. Утверждают, рассказывая про эмбоссинг, что это такое оригинальное украшение, которое делает изделие изысканным и неповторимым. И чернила, и пудра могут быть как прозрачными, так и цветными. Различные комбинации этих материалов на разноцветной бумаге дают необыкновенные эффекты.

Виды пудры

Особенности различной пудры так интересны, что не остановиться на них невозможно.

Различают:

  • однородную (золотистую, серебристую, матовую, глянцевую);
  • с эффектом объема;
  • с блестками.

При нагревании окрашенная пудра расплавляется и равномерно растекается по основе, создавая оригинальный рисунок. В смеси могут содержаться блестки различного размера и оттенка, которые создают интересную фактуру.

Замечательно выглядит матовая или жемчужная белая пудра. Нежный рисунок лучше всего смотрится на свадебных или детских вещах. Эффект бархатной поверхности создает объемная пудра. Радужную расцветку рельефа рисунка обеспечит с блеском. Эффект зависит от концентрации блесток в составе.

Чаще всего прозрачную пудру, создающую эффект гладкого выпуклого рельефа, используют на цветной основе.

Техника нанесения рельефных аппликаций иногда называется скрапбукинг. Использование выпуклых, рельефных аппликаций придает оригинальности любому изделию. Эмбоссинг в скрапбукинге практически ничем от них не отличается.

Отделка в этой технике чаще применяется для украшения шкатулок, коробков и иных твердых поверхностей. Иногда ее используют для создания эффекта кожи (к примеру, крокодиловой).

Отвечая на вопрос «Эмбоссинг - что это такое?», следует отметить, что техника аппликации или создания рельефного изображения не требует особых навыков и доступна любой мастерице. Эффект от ее использования не оставляет равнодушным даже самых ярых противников ручной работы.

Итак, понятие эмбоссинг происходит от английского слова «embossing», означающего «теснение» и представляет собой процесс создания объемных (выпуклых) рисунков при помощи специальных материалов и инструментов (бумага, кожа, картон, стилусы, пудра, чернила, маркеры, трафареты и т.п.).

Эмбоссинг подразделяется на два основных вида – сухой или тиснение и влажный или горячий. При сухом эмбоссинге используют специальные трафареты и стилусы, а для занятия горячим или влажным эмбоссингом применяют различные штампы, специальную пудру, клеевую подушку, фен и т.п. Рассмотрим подробнее.

Сухой эмбоссинг

По своей сути сухой эмбоссинг , это тоже тиснение. Для этого вида эмбоссинга лучше использовать бумагу или картон большой плотности (рекомендовано от 100 до 120 г/м 2). При этом не используйте слишком толстый материал, так как должного эффекта можно не получить.

Трафареты для сухого эмбоссинга могут быть самые разнообразные, как по материалам (пластик, металл и т.п.), из которых они выполнены, так и по размерам. Стилусы (металлические стержни с шариками на концах), также могут различаться по диаметрам шариков. Большого диаметра шарики наилучшим образом подойдут для эмбоссирования крупных элементов тиснения, а маленького, соответственно, для более мелких деталей.

Итак, сухой эмбоссинг предполагает использование трех основных составляющих: материал (бумага, картон, тонкая кожа , пергамент, тонкий металл, фольга), трафареты и стилусы. Все это в широком ассортименте представлено на современном рынке, поэтому затруднений с выбором у вас не возникнет.

Сухой эмбоссинг позволяет создавать всевозможные декоративные элементы, используемые как самостоятельно, так и в виде дополнений к иным типам украшений, к примеру, скрапальбомов и открыток.

Что касается влажного эмбоссинга, то затратных материалов здесь больше, но поверьте – результат того стоит. Первым делом влажный эмбоссинг требует наличия специальных штампов с рисунками. Выполнены они могут быть как из резины, так и из силикона. Для использования силиконовых штампов дополнительно требуется наличие акрилового блока, к которому такие штампы прикрепляются.

Чтобы перенести штемпельный рисунок на материал, штамп следует промачивать в специальных прозрачных чернилах для эмбоссинга . После этого оттиск, оставленный на материале, посыпается специально для этого предназначенной пудрой, которая может иметь самые разнообразные оттенки .

Лишняя пудра для эмбоссинга очень аккуратно стряхивается кисточкой. При этом заметьте, что одой лишь кисточки для этого процесса может оказаться недостаточно. Поэтому излишки пудры необходимо убрать специальной антистатической подушечкой.

В принципе, на этом этапе можно остановиться, что и делает большинство любителей этого хобби . В итоге вы получите рисунок, который будет покрыт пудрой. Но некоторые идут дальше и оплавляют эту пудру при помощи специального фена, получая в итоге объемные рисунки .

Так для занятия влажным эмбоссингом вам понадобятся такие материалы и инструменты: бумага или картон, штампы, при использовании силиконовых штампов дополнительно акриловый блок, кисточка, штемпельная и антистатическая подушечка, специальная пудра для эмбоссинга и специальный фен.

Также существуют специальные маркеры для эмбоссинга , обладающие эффектом объема . Они могут быть отличными по виду и назначению. Одни могут служить основой для использования пудры, а другие самостоятельно создавать объемные эффекты. Существуют и универсальные маркеры для эмбоссинга для работы с разными материалами и поверхностями. Использовать их можно на бумаге, ткани, картоне, керамике, коже, дереве, стекле и т.д.

Будьте здоровы!