Типы неправильного воспитания и типы характера с патологиями. Основные типы неправильного воспитания в семье


Семейное воспитание начинается прежде всего с любви к ребенку. Педагогически целесообразная родительская любовь — это любовь к ребенку во имя его будущего, в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств, желания родителей "купить" детскую любовь "сюсюканьем", задариванием, щедрым субсидированием всех материальных желаний ребенка. Слепая, неразумная родительская любовь порождает у детей потребительство, пренебрежение к труду, притупляет чувство благодарности и любви к родителям.
Выделяют несколько типов неправильного воспитания:
Безнадзорность, бесконтрольность — встречается, когда родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания детям. В итоге дети предоставлены самим себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние "уличных" компаний.
Гиперопека — жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором, он слышит все время строгие приказания, многочисленные запреты. В результате становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя, за свои интересы. Постепенно нарастает обида за то, что другим "все дозволено". У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья: они принципиально нарушают запреты, убегают из дома. Другая разновидность гиперопеки — воспитание но типу "кумира" семьи. Ребенок привыкает быть в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются, а в результате, повзрослев, он не в состоянии правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм. В коллективе его не понимают. Глубоко переживая это, он обвиняет всех, только не себя, возникает истероидвая акцентуация характера, приносящая человеку множество переживаний во всей дальнейшей жизни.
Воспитание но типу Золушки, т.е. в обстановке эмоциональной отверженности, безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители достаточно внимательны и добры к нему. "Нет ничего хуже притворства доброты, — писал Л. Толстой, — притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба". Ребенок переживает особенно сильно, если кого-то другого из членов семьи любят больше. Такая ситуация способствует появлению чрезмерной чувствительности к невзгодам или озлобление
Другой тип - "Жесткое воспитание" — за малейшую провинность бенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе. К. Д. Ушинский указывал, что страх — самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество возникают на основе страха).
Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности — с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские сильные заботы. В итоге у таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких. Неправильное воспитание уродует характер ребенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими.
Одним из самых недопустимых методов воспитания, используемых в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказываемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу ребят, почти у всех этих детей пропадала охота к учебе.
Ученые выделили это явление в особый феномен и назвали его СООСД — синдром опасного обращения с детьми. В различных странах в законодательствах есть пункты об ответственности лиц, знавших, но не сообщивших о СООСД. Чаще всего физическому наказанию подвергаются мальчики. Впоследствии они сами нередко становятся жестокими. Им начинает нравиться унижать других, бить, издеваться. Причины СООСД кроются в социально-экономическом статусе семьи и характере межличностных отношений. К физическим наказаниям чаще прибегают в семьях с низким статусом отца, со старыми "ременными" традициями, ущемленными матерями, с низкими заработками.
Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми, когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы. Поменьше приказов, команд, угроз, чтения морали, а побольше умения слушать и слышать друг друга, стремления к поиску совместных решений, доводов, наблюдений.
Достаточно хороший вариант взаимоотношений, когда родители стараются вникать в интересы детей и дети делятся с ними, но уже возможны некоторые "трещинки" во взаимоотношениях, если родители не обладают необходимой чуткостью и тактом, недостаточно бережно относятся к секретам детей, не успевают за динамизмом развития детей, "сфальшивят" в тоне разговора.
Распространен такой вариант отношений, когда родители хотят вникнуть в интересы и заботы детей, но дети этого не принимают, замыкаются в себе, потому что родители не умеют войти в детский мир без нажима, навязывания своих взглядов, критических замечаний "из-за желания добра", без нервозности и предубеждений. И вот парадоксальное следствие неудачных родительских усилий: "Дорогие родители, если вы будете меня воспитывать, я убегу из дома!"
Не редкость и следующий вариант отношений между родителями и детьми: родители чрезмерно заняты собой, работой, увлечениями или размолвками между собой, и в результате им не до душевного общения с детьми, что порождает у детей чувство обиды и одиночества
Часто жизненные стремления детей могут вызвать в семье конфликты, и справедливые огорчения родителей вызывают односторонние увлечения детей во вред учебе, появление вредных склонностей к курению, выпивке, наркотикам. И хотя родители правы, но их дети обычно убеждены, что правы не родители, а они сами лучше знают, как им жить. Родителям важно разобраться в мотивах, стремлениях детей, проявляя достаточно уважения к их доводам и аргументам, но раскрывая и свои аргументы.
Конфликты между родителями и детьми могут быть причинам обоюдной неправоты. Педагогическая несостоятельность родителей, жестокие, варварские методы воспитания либо чрезмерная избалованность детей может приводить полному взаимному отчуждению, враждебности между детьми и родителями.

Лекция, реферат. Основные типы неправильного воспитания в семье - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



9 C ЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

План:

    Семья как фактор развития и самореализации личности, ее функции и типология.

    Семейное воспитание, его задачи и принципы.

    Основные типы неправильного воспитания в семье.

    Показатели родительского поведения.

    Причины неправильного родительского воспитания.

Детям рады в семье не потому, что они хорошие,

а они хорошие, потому, что им рады.

Статистика:

    91% людей России объединены семьей;

    50-70% браков распадаются;

    ежегодно совершается 10-12 тысяч абортов;

    Россия среди развитых стран занимает 1 место по младенческой смертности;

    среднее количество детей в семье - 1, 08, для простого воспроизводства необходимо 2,15;

    для развития ребенка необходимо не меньше 15 минут родительского общения непосредственно с ним.

Первый месяц - Мама, я всего еще двадцать сантиметров ростом, но у меня все органы на месте. Я люблю твой голос. Каждый раз, когда слышу его, машу ножками и ручками. Биение твоего сердца - моя любимая колыбельная.

Второй месяц - Мама, сегодня я научилась сосать большой палец. Если бы ты меня видела, ты могла бы уже назвать младенцем. Но я еще не настолько большая, чтобы обойтись без своего домика. Здесь так тепло и уютно.

Третий месяц - Мама, угадай, кто я! Я - Девочка! Надеюсь, ты этому рада. Я хочу, чтобы ты всегда была счастлива. Мне не нравится, когда ты плачешь, ты кажешься такой грустной. Я тоже из-за этого грущу и плачу вместе с тобой, хоть ты меня и не слышишь.

Четвертый месяц - Мама, у меня начали расти волосы. Они довольно короткие и тонкие, но они еще вырастут. Я много двигаюсь. Я уже умею вертеть головой, шевелить пальчиками и тянуть свои ножки и ручки. У меня здорово получается.

Пятый месяц - Ты опять ходила к врачу. Мама, он тебя обманывает, когда говорит, что я не ребенок. Я ребенок, твой ребенок. Я думаю и чувствую. Мама, что такое аборт?

Шестой месяц - Я опять слышу голос этого врача. Он мне не нравится, он кажется холодным и бессердечным. Что-то вторгается в мой домик. Врач назвал это иглой. Мама, что это такое? Как жжет! Скажи ему, чтобы перестал! Я не могу спрятаться от этого! Мама! Помоги же мне!!

Седьмой месяц - Мама, я в порядке. Я на небесах. Бог рассказал мне об аборте. Почему ты отказалась от меня, мама?

    Семья как фактор развития и самореализации личности,

ее функции и типология

Семья (фамилия) – основанная на браке или родстве малая социальная группа, в совместной жизнедеятельности членов которой реализуются следующие функции:

    репродуктивная (рождение детей) – заложенный от природы инстинкт продолжения рода трансформируется у человека разумного в потребность иметь детей, растить и воспитывать их;

    хозяйственно-экономическая – ведение общего (обычно) хозяйства и бюджета, организация материально-бытовых условий на основе распределения семейных ролей и обязанностей, забота о нетрудоспособных и их материальное обеспечение;

    воспитательная – создание условий для формирования личности каждого члена семьи и прежде всего детей; систематическое воздействие семейного коллектива на каждого из его членов; передача и воспроизведение социально-трудового, трудового и жизненного опыта, нравственных норм и ценностей;

    нравственно -психологического обеспечения – создание благоприятного нравственно-психологического климата в семье, выработка характера и стиля внутрисемейных отношений, морально-психологическая поддержка каждого члена семейного сообщества;

    коммуникативная – организация внутрисемейного общения, взаимодействия семьи с другими людьми, семьями, социальными группами;

    рекреативная – организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива;

    фелицитологическая – создание условий для счастья каждого члена семьи

Единого подхода к определению типологии семьи нет, чаще всего принятоклассифицировать семьи по следующим основаниям:

    в зависимости от количества детей: бездетные; однодетные; малодетные (2-3 ребенка); многодетные (более 3 детей);

    в зависимости от состава семьи: одно-поколенные (только супруги); двух поколенные (родители и дети); межпоколенные (прародители, родители и дети);

    в зависимости от структуры семьи: полноценные (мать, отец, дети); неполные (мать или отец и дети); внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистрированном браке);

    в зависимомти от характера взаимоотношений: гармоничная; распадающаяся; распавшаяся; неполная.

2.Семейное воспитание, его задачи принципы

Семейное воспитание - система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Задачи семейного воспитания:

    создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;

    стать социально-экономический и психологической защитой ребёнка;

    передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

    научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

    воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Основные принципы семейного воспитания:

    гуманность и милосердие к растущему человеку;

    вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников;

    открытость и доверительность отношений с детьми;

    оптимистичность отношений в семье;

    последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного);

    оказание посильной своему ребенку, готовность отвечать на вопросы;

    запрещение физических наказаний;

    не морализировать; не говорить слишком много;

    не требовать немедленного повиновения и т.д.

3.Основные типы неправильного воспитания в семье

Наиболее благоприятный вариант взаимоотношений родителей с детьми , когда они испытывают устойчивую потребность во взаимном общении, проявляют откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы.

Безнадзорность, бесконтрольность – родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания своим детям (дети предоставлены сами себе и проводят время в поиске увеселений, попадают под влияние «плохих» компаний).

Гиперопека – жизнь ребенка под бдительным и неустанным надзором, он слышит постоянно строгие приказы и много численные запреты (ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым, неуверенным в своих силах, не умеет постоять за себя). Постепенно нарастает обида за то, что другим « все дозволено». У подростков все это может вылиться в бунт против родительского засилья.

Кумир семьи – ребенок в центре внимания, его желания, просьбы беспрекословно выполняются, им восхищаются (в результате он не может правильно оценить свои возможности, преодолеть свой эгоцентризм, в коллективе его не понимают). Ребенок обвиняет всех, но только не себя.

Золушка – обстановка эмоциональной отверженности, безразличия, холодности (ребенок чувствует, что родители его не любят, тяготятся им, хотя посторонним может казаться, что родители внимательны и добры к нему). Как результат – появление неврозов, чрезмерная чувствительность к невзгодам, озлобленность детей.

Жесткое воспитание (синдром опасного обращения с детьми)– за малейшую повинность ребенка сурово наказывают и он растет в постоянном страхе (жестокость, угодничество). Страх – самый обильный источник пороков. чаще физическому наказанию подвергаются мальчики, в семьях с низким статусом отца, ущемленными матерями, с низкими заработками.

В условиях повышенной моральной ответственности - с младенчества ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или на него возлагаются непосильные детские заботы. В результате у детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога за благополучие свое и близких, невротические срывы.

4.Показатели родительского поведения

Выделяют следующие показатели родительского поведения (Эйдемиллер):

    уровень протекции в процессе воспитания – сколько сил, внимания, времени родители уделяют воспитанию ребенка;

    степень удовлетворения потребностей ребенка – в какой мере деятельность родителей настроена на удовлетворение потребностей подростка, как материально-бытовых, так и духовных (прежде всего в общении и любви);

    количество требований к подростку в семье ;

    количество требований-запретов ;

    строгость санкций;

    неустойчивость стиля воспитания.

5.Причины неправильного родительского воспитания

Помимо определенных обстоятельств в жизни семьи, низкой педагогической культуры родителей, основную роль играют нарушения в личности самих родителей:

1.Отклонение характера самих родителей.

2.Личностные проблемы родителей, решаемые за счет ребенка (в основе лежит какая-то чаще неосознаваемая потребность):

    расширение сферы родительских чувств;

    предпочтение в подростке детских качеств;

    воспитательная неуверенность родителей;

    фобия утраты ребенка;

    неразвитость родительских чувств;

    протекция на ребенка собственных нежелаемых качеств;

    внесение конфликта между супругами в сферу воспитания;

    сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола последнего.

Правильно ли мы воспитываем своих детей? Каждый родитель хоть один раз в жизни задает себе этот вопрос…А если воспитание детей неправильное? Кто виноват? Не всегда в воспитании детей помогает родительская интуиция, иногда требуются и советы педагогов и психологов. Какие же бывают типы «неправильного» воспитания, которые негативно влияют на психику ребенка и, в конечном итоге, мы получаем очень плачевные результаты …

Первый тип – это гиперопека.

Андрей сидит на скамейке и смотрит, как мальчишки бегают с мячом, как весело смеются… А ему нельзя, он только что переболел, и ему нужно беречь голос, ведь скоро отчетный концерт в студии, где он занимается пением. Бабушка заботливо поправляет шарфик на нем, а Андрей даже не сопротивляется, он уже привык – ведь он талантлив, родители на него возлагают большие надежды, и он не может их не оправдать… Ему внушают, что он является большой ценностью, если родители его так оберегают. Ребенка лишают всякой самостоятельности, он постоянно находится под пресс — контролем. Его индивидуальность утрачена, от него требуется только повиновение. Ребенку внушили, что взрослые знают лучше, как поступать, что делать, что говорить…Ребенок постепенно превращается в робота, выполняющего команды. Родители расписали его жизнь до мелочей, а ослушаться невозможно, слишком велик контроль.

Родители не понимают, что растят безвольного и слабого человека, который даже не стремится к самостоятельности. Возможно, что в подростковом возрасте возникнет бурный протест, что станет большой неожиданностью для родителей. Но самое опасное, что такие дети становятся неудачниками во взрослой жизни, не способными жить в коллективе

Второй тип – гипоопека.

Саша живет с мамой. Мама работает целый день, у нее нет времени заниматься ребенком, а может, нет и желания. Мама часто оставляет его одного дома, он в одиночестве смотрит мультики, ждет маму и ощущает себя ненужным, нелюбимым. У Саши зависть к другим детям, они лучше накормлены, теплее одеты, обласканы родителями, у них есть игрушки и книжки… Ему кажется, что мама редко вспоминает, что он есть. Ребенок предоставлен сам себе. Психика ребенка нарушается с самого детства, что является очень опасным – может возникнуть комплекс неполноценности, обида на жизнь, на маму. Часто из таких детей вырастают люди с тяжелой судьбой.

Третий тип – «кумир» в семье .

Верочка – любимица в семье, ее все обожают, все восхищаются ей, все любят ее, хвалят, целуют и обнимают. Ничего плохого в поцелуях и обнимании, конечно, нет. Но ребенка возвели в ранг божества, которому все в семье поклоняются. Верочка – это центр Вселенной. Родители, бабушки и дедушки выполняют каждое ее желание, любую прихоть, видят незаурядность во всем. И не удивительно, что ребенок растет очень своевольным и капризным, эгоистичным потребителем. Вера не любит сама одеваться и обуваться, требует, чтобы это делали взрослые, топает ножкой, если что то не нравится… С детским садом отношения у нее не сложились – она не выполняла элементарных требований воспитателя, не смогла адаптироваться, требовала к себе повышенного внимания. Впереди школа, и впереди огромное количество проблем, и, увы, по вине взрослых людей…

Четвертый тип – «золушка» в семье.

В такой семье для ребенка не существует ласки и любви. Ребенку внушают, что он плохой, ненужный, грубый, неумеха… За свою короткую жизнь Миша слышал эти слова огромное количество раз… Разбил чашку — «неумеха»! и получил подзатыльник.. Порвал случайно рубашку – «на тебя, оболтуса, не напасешься одежды! Миша очень старается быть хорошим, старается угодить, не знает как себя вести, чтобы взрослые не ругали его. Родители постоянно сравнивают его с другими детьми, которые, по их мнению, хорошие и послушные…Миша этого сравнения боится больше всего. Гнев и раздражение родителей, постоянные наказания по любому поводу – это и есть Мишино детство… Миша часто мечтает, строит иллюзии, как Золушка из сказки, и эти мечты помогают ему в его детской жизни. Такие дети вырастают с большой обидой на родителей, и часто мстят им за свое такое неласковое и несчастливое детство

Пятый тип – «повышенная моральная ответственность»

Дашины родители возлагают на девочку большие надежды, которые не смогли реализовать сами в своей жизни. Тщеславию родителей нет предела – Даша в 4 года обязана учить два языка, учиться музыке, ходить на гимнастику. И постоянно слышит от родителей – мы не смогли, а вот ты должна…Непомерное тщеславие родителей тяжелым грузом ложится на плечи ребенка, девочка не по возрасту серьезна, задумчива, боится огорчить родителей. У таких детей возможны неврозы, так как такая ответственность непосильна для возраста ребенка.

Шестой тип – «культ болезни»

У Алеши хроническое заболевание – астма. Родители трясутся над ним, а он пользуется этим. Он прекрасно усвоил, что у него в семье есть привилегия, особые права. Про обязанности он и не думает – он же болен…И он добивается своего, ждет сочувствия, сострадания. Результат такого воспитания – растет изнеженный, слабовольный ребенок, не способный ничем пожертвовать (я же болен!). Приспособиться к реалиям взрослой жизни ему будет трудно.

Седьмой тип — « крон-принц» в семье.

Петины родители очень занятые люди, занимают высокие должности. Семья живет очень обеспеченно, но времени на ребенка у родителей нет, и нехватку времени и минимум общения с сыном они компенсируют дорогими подарками. У Пети множество вещей и игрушек, не хватает только «птичьего молока»…Родители уверены — Петя счастлив, ведь у него все есть, даже то, что недоступно большинству детей… Только им не понять, что Петя часто грустит, что ему хочется, чтобы сказку на ночь прочитала мама, а не няня. И прижаться ему хочется к маме, и погулять с мамой, и поплавать в бассейне с папой… Почему его родители не обычные люди, тогда они бы всегда были со мной рядом? – часто думает Петя. А родителей может ждать полное разочарование, когда их повзрослевший ребенок не оправдал их надежд, вырос нерешительным и слабовольным, ведь они все сделали для его будущей счастливой и обеспеченной жизни!

Восьмой тип – «противоречивость»

Маше 5 лет, она живет в просторной квартире с родителями и с бабушкой и дедушкой. Каждое утро начинается с разногласий — мама требует, чтобы ребенок вставал рано, сам умывался, одевался, завтракал. И это вполне справедливо. Бабушка придерживается других правил – зачем мучить ребенка, пусть поспит. Иногда в постельку приносят завтрак. Мамины требования игнорируются. Маша не понимает, кого ей слушать, что можно делать, а что нельзя…Ребенок начинает понимать — если мама не разрешит, то бабушка все сделает, как мне хочется. Плоды такого воспитания, когда ребенка тянут в разные стороны, очень плачевны.

Существует множество типов неправильного воспитания детей. Родители должны понимать, что они сами часто виноваты в том, что ребенок вдруг стал почему то неуправляемым, нервным или наоборот, пассивным и безразличным к окружающему миру. Что, ребенок не может найти себе друзей в садике, в школе, не может адаптироваться к дошкольному учреждению. Не имеет простейших навыков. Не может общаться с детьми. И почему то вдруг стал яростно протестовать, пребывать в состоянии стресса, психологического дискомфорта… А ведь это мы, родители являемся источником всего этого!

Родители, призадумайтесь – а все ли мы делаем правильно?

С уважением, admin Kotya! С удовольствием отвечу на Ваши вопросы в комментариях!

    Безнадзорность, бесконтрольность.

    Гиперопека (жизнь ребенка находится под бдительным и неустанным надзором родителей; приказы, запреты).

    Воспитание по типу «кумира» (разновидность гиперопеки). Желания и просьбы ребенка беспрекословно выполняются.

    Воспитание по типу «Золушки» (эмоциональная отверженность, безразличие, холодность к ребенку).

    «Жестокое воспитание» (за малейшую провинность ребенка сурово наказывают, он растет в постоянном страхе.) К. Д. Ушинский указывал, что страх – самый обильный источник пороков (жестокость, озлобленность, приспособленчество, угодничество).

    Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности (с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей или же на него возлагаются недетские непосильные заботы).

Одним из самых недопустимых методов воспитания используемых в семье, является метод физического наказания, когда на детей действуют с помощью страха. Физическое наказание вызывает физические, психические, нравственные травмы, которые в конечном итоге ведут к изменению поведения ребят. Так, у каждого второго наказуемого подростка возникают сложности в адаптации, приспособлении его к коллективу, почти у всех этих детей пропадает интерес к учебе. Ученые выделили это явление в особый феномен и назвали его СООСД (синдром опасного обращения с детьми).

Исследования Сирса показали, что поведение и воспитательный стиль родителей влияют на формирование различных форм зависимого поведения ребенка.

Сирс выделяет 5 форм зависимого поведения:

«Поиск негативного, отрицательного влияния» (Ребенок привлекает к себе внимание с помощью ссор, неподчинения указаниям родителей и требованиям, проявляет агрессивность.) Это связанно с недостатком внимания к ребенку со стороны родителей.

«Поиск постоянного подтверждения» (Извинения, просьбы обещаний, поиск защиты, утешения, помощи или руководства со стороны родителей.) Все это связано с высокими требованиями достижений ребенка со стороны обоих родителей.

«Поиск позитивного внимания» (поиск похвалы – включает усилия, направленные на получение одобрения от окружающих людей)

«Пребывание поблизости» (Постоянное присутствие ребенка возле другого ребенка или группы детей либо взрослых.) Возникает из-за неопределенности, какое именно поведение заслуживает поощрения родителей.

«Прикосновение и удержание» (Обнимание, прикосновение, удержание других ребенком.) Возникает, если мать и отец лишены тревожности и требовательности и наблюдается атмосфера инфантилизации.

Успех каждого метода воспитания, подчеркивает Сирс, зависит от умения родителей найти «средний путь». Правилом должно стать: ни слишком сильная, ни слишком слабая идентификация.

В целом ребенок ведет себя так, как он был воспитан своими родителями.

По Сирсу, детское развитие – зеркало практики воспитания ребенка.

История напоминает: все государства имели в разное время свои трудности – революции, войны, экономический и культурный спад. Выстояли же и стали могущественными только те, где не была разрушена основная ячейка общества – семья.

Пока одни родители неторопливо ходят с детьми по магазину, другие пытаются унять свое визжащее и скандалящее дитя, хватающее с полок все подряд и демонстрирующее ошибки воспитания. Пока одни родители в переполненном автобусе устраиваются с ребенком у поручня, другие краснеют за орущее на весь салон чадо, требующее найти ему сиденье, и непременно у окна.

Когда дети из-за неправильного воспитания ведут себя шумно и агрессивно в общественных местах, мешая окружающим, - что делают в это время их родители? Одергивают ребенка, делают вид, что ничего не происходит, или идут у маленького шантажиста на поводу - выполняют его прихоти, лишь бы только успокоился: возраст такой, характер сложный, что ж поделать…

А ведь дело не в возрасте. И тем более не в характере - он у дошкольника еще формируется. Ребенок ведет себя так, как ему позволяют взрослые. И проблемы не исчезнут сами собой, наоборот - из невоспитанных детей вырастают невоспитанные взрослые.

Основные типы неправильного воспитания детей

Все шансы потерпеть фиаско и испортить чаду жизнь имеют те, кто совершает следующие ошибки семейного воспитания и не старается в будущем их предупредить:

1. Детеныш командует стаей (ребенок-деспот)

В животном мире такое невозможно, почему же люди не следуют мудрым законам природы? В стае главный - вожак, и его воля для всех - закон. Что делает детеныш в стае? Так же беспрекословно подчиняется вожаку, как и остальные члены стаи, но при этом его берегут, заботятся о нем, учат.

А если бы детенышу позволили командовать? Это означало бы полную несостоятельность вожака, его позорное фиаско...

Когда взрослые в воспитании идут по пути наименьшего сопротивления, закрывая глаза на непослушание ребенка, потакая капризам, они растят эгоиста (эгоцентричный тип воспитания ). Человек с детства привыкает получать желаемое, не считаясь с потребностями других. Будучи уверенным, что мир вертится вокруг него одного, человек сталкивается со множеством проблем и конфликтов во взрослой жизни, ему сложно контактировать с людьми. А его родители зачастую тщетно ждут ответной заботы по отношению к себе в старости…

Кстати, ошибки родительского воспитания зачастую являются причиной следующих невротических расстройств у ребенка:

  • кошмарные сны
  • энурез в ночное время
  • повышенная возбудимость

И если проблема не будет решена в детстве, то, став взрослым, такой человек может испытывать тревожность. Беда многих не умеющих жить взрослой жизнью - алкоголизм, наркомания и другие зависимости.

2. Неприятие ребенка

«Ум не прежде бороды приходит», «Яйцо курицу не учит» - в вопросе семейной иерархии наши предки придерживались однозначной позиции, и строгость ставили во главу угла. Многие сегодня считают неприятие неправильным воспитанием, но есть и такие, кто традиционно придерживается мнения, что ребенок не является полноценным членом семьи, не имеет права голоса, от него требуют беспрекословного повиновения.

Проблема в том, что постоянно указывая чаду на его несостоятельность в возрасте, недостаток знаний и умений, подавляя его волю, родители препятствуют развитию эмоционально-волевой сферы малыша. Проще говоря, растят подкаблучника или бунтаря - тут уж как получится.

Такой ребенок не умеет учиться на ошибках, наоборот, он боится сделать ошибку. Боится взять ответственность. Может уйти в себя, стать молчуном, будучи уверенным, что его никто не понимает, а его мнение не содержит ничего ценного. Самооценка очень низкая, и даже достигая определенных высот в жизни, он будет страдать от комплексов и сомневаться в себе и своих способностях.

Возможен противоположный вариант: ты ему говоришь одно, а он специально делает наперекор, ты ему слово, а он тебе десять. Демонстративное непослушание и желание делать все на зло, даже в ущерб своим интересам.

Многие сильно удивятся, но это не отпрыска надо вести к психологу, а родителей. Бунт - одна из попыток бесправного ребенка доказать свою значимость в семье. Он делает это как умеет…

Неприятие ребенка может происходить как по причине традиционных ошибок воспитания, передающихся из поколения в поколение («отец меня так воспитывал, и я буду так воспитывать»), так и из-за несбывшихся ожиданий (к примеру, ждали мальчика, а родилась девочка, или рождение малыша помешало карьере, личной жизни и т.д.).

3. Желание вырастить самого лучшего ребенка

Родительский перфекционизм - тяжкое бремя для дитяти. Типичный пример такой ошибки: с малолетства ребенку внушают необходимость быть лучшим (умным, красивым, опрятным, послушным, примерным, добросовестным и т.д.), и ему приходится подавлять свои желания и эмоции, чтобы заслужить похвалу, оправдать ожидания. Программируя маленького члена семьи на исключительно правильное поведение, взрослые, вполне вероятно, растят закомплексованного зануду. А ведь он будет страдать от этого. Зная, что не имеет права подвести, что должен быть примером во всем, он всю жизнь будет ставить завышенные планки и, даже достигнув больше других, не удовлетворится результатом…

Такой тип неправильного воспитания называется гиперсоциальным .

Пример: мама, выросшая в бедной семье, тяжелым трудом обеспечила себе достойную жизнь. Не имея возможности в свое время получить хорошее образование и престижную работу, она стремится воплотить свои мечты в дочери. Девочке постоянно напоминают, какой тяжелой была молодость матери, и как много она сделала для того, чтобы дочь могла выучиться и занять достойное место в обществе. По сути, она должна заслужить уважение матери.

И ребенок старается изо всех сил. Родительница гордится своим чадом, видя «прекрасные результаты» своего воспитания. И ей невдомек, что на самом деле главной мотивацией дочери является страх не оправдать ожидания…

Какие правила соблюдать, чтобы избежать типичных ошибок гиперсоциального воспитания?

  • Не стыдите и не упрекайте ребенка при посторонних за то, что он не оправдал ваших ожиданий.
  • Фразы типа «Я тебя не люблю», «Ты плохой», «Узнаю, что куришь - выгоню из дома» не произносите никогда. Плохим может быть поступок, но не ребенок в целом. И угрожая отвержением, отлучением от семьи, вы только увеличиваете пропасть между вами.
  • Требования к сыну или дочери должны быть соизмеримы с его (ее) возрастом и возможностями.
  • Ребенок не обязан оправдывать все ожидания взрослых, а взрослые не имеют права самоутверждаться за счет ребенка.

4. Стремление уберечь от бед

Если ребенок поздний, или болезненный, или единственный, то родители зачастую инстинктивно окружают его чрезмерной заботой, стремясь уберечь от всего на свете, постоянно беспокоясь о его благополучии. Это тревожно-мнительный тип воспитания детей, и он тоже неправильный.

Дети в таких семьях вырастают безвольными, нерешительными, обидчивыми и неуверенными в себе.

МОЖНО ЛИ НАКАЗЫВАТЬ РЕБЕНКА?

В славянской культуре наказания детей не считаются запретными, другое дело, как наказывать. Родители разделились на два лагеря: одни убеждены, что в доме ремень должен висеть на видном месте, другие отрицают любое физическое воздействие на младших членов семьи.

В то же время сторонники воспитания без физических наказаний могут позволить себе кричать на ребенка, угрожать, лишать его компьютера, прогулок с друзьями или карманных денег. А ведь это тоже насилие, и неизвестно, какое хуже…

Наказание - это способ дополнительной мотивации через ограничения в чем-либо. А не способ выпустить пар. Или выместить злость. Или отомстить за неоправданные ожидания. Наказывая ребенка таким образом, вы лишь научите его врать и изворачиваться.

Малыш должен усвоить, что наказание - это последствия его же неправильных действий. Ослушался и не убрал за собой игрушки - логично, если не смог найти потом любимую машинку. И вместо того чтобы пойти с ней играть на улицу, полчаса в слезах искал ее по всей комнате. Если родители правильно расставят акценты в этой ситуации, то ребенок усвоит причинно-следственные связи и сделает выводы.

То же касается и походов в магазин: «Сегодня мы можем купить тебе только одну игрушку. Потому что нам нужно купить еще вот такие продукты. И от того, что ты будешь капризничать, денег в кошельке у мамы не прибавится. Наоборот, мама будет сердиться - ведь ты вел себя некрасиво, мешал окружающим, и тогда в наказание можешь вообще остаться без игрушки».

Золотые стандарты семейного воспитания

  • С ребенком всегда можно договориться. Всегда.
  • Его свобода должна быть ограничена понятными рамками.
  • Родителям нельзя обманывать детей: если обещали сходить в зоопарк, значит, зоопарк. Обещали наказать дома за скандал в магазине - значит, наказать. Даже если по дороге домой «остыли». Никаких двойных стандартов. Взрослые так же несут ответственность за свои слова перед детьми, как дети перед ними. Будьте осторожны в словах, и заслужите доверие.
  • Мама и папа должны быть едины в вопросах воспитания детей. Ситуации, когда папа запретил что-то, а мама разрешила, недопустимы. Даже если папа не прав, они выяснят это наедине. Командует в стае вожак, и его авторитет должен поддерживаться.
  • Всегда извиняйтесь перед ребенком, если не правы. Так вы научите его признавать свои ошибки и исправлять их, вместо того чтобы лукавить и изворачиваться.
  • Родители, требующие от детей того, что не выполняют сами, вряд ли смогут рассчитывать на повиновение. Так, сколько бы курящий отец ни запрещал сыну курить, отпрыск скорее усвоит отцовскую модель поведения, чем его слова.
  • Помимо наказания, обязательно применяйте в качестве меры воспитания и поощрения.
  • Делитесь с младшим членом семьи своими переживаниями, мыслями, советуйтесь с ним. Тогда и он в трудной ситуации доверится вам, а не безликому другу из соцсетей.
  • Ребенок не обязан быть полностью таким, каким вы мечтаете его видеть. Он имеет право отличаться, иметь свои увлечения, имеет право на ошибки.
  • Старшие дети не обязаны постоянно быть нянькой младшим, они имеют право на личное пространство и личное время, а также на внимание родителей.
  • Любите ребенка не за то, что он дает (ощущение материнства/отцовства, чувство гордости, полноценности), а просто так. Любым. Хорошим и непослушным. Здоровым и не очень. Гениальным и посредственным. Во всякое время. В разных ситуациях. В любом возрасте.