Оригами. Как появилось оригами и действительно ли это искусство? Японские традиции: Оригами

26.11.2015 Обновлено 27.11.15

Искусство создания бумажных моделей насчитывает более 2000 лет, и его история полна ярких страниц. Это искусство не знает границ и доступно людям любого возраста - и взрослым, и детям.

В старину оригами было не только искусством, но и наукой, обучающей точности и терпению. Кроме того, оригами всегда считалось на Востоке символом мира, покоя и семейного очага.

Традиции и новшества

Искусство создавать бумажные модели зародилось в Китае на рубеже I-II веков нашей эры, а к VI веку достигло Японии, где и обрело новую жизнь. Это искусство - оригами - стало неотъемлемой частью всей японской культуры. Согласно японским традициям, в бумажных моделях ценился не столько реализм в передаче форм птиц, животных или цветов, сколько внутреннее чувство, ощущение «духа», присущего тому или иному созданию природы. Это ощущение передавалось с помощью всего лишь нескольких складок на листе бумаги.

Японская традиция оригами

Как уже было сказано, на протяжении всего нескольких поколений искусство оригами стало традицией, прочно вошедшей в культурную жизнь древней Японии. В эпоху Хейя (794-1185) оригами стало существенной частью церемоний, принятых среди высшего японского общества. Самураи изготавливали амулеты - оригами, которые назывались «ноши» и делались из бумаги с добавлением полосок акульей шкуры или волокон сушеного мяса. Такие амулеты были призваны охранять самурая и приносить ему победу. На свадебных пирах было принято украшать бокалы для саке (рисовой водки) бумажными бабочками, причем разными, в зависимости от того, кому подносился бокал - мужчине или женщине. Бокалы новобрачных украшались бумажными фигурками жениха и невесты. Распорядители чайных церемоний, также украшавшие свои чашки бумажными фигурками - оригами, тщательно охраняли секреты своего мастерства. Их оригами складывались таким образом, что, развернув фигурку, ее уже невозможно было привести в первоначальный вид иными словами - проникнуть в тайну ее создания. Кроме того, заново сложенная фигурка неизбежно должна была приобрести новые складки, и по ним мастера могли установить, что на секрет их оригами кто-то покушался.

Когда бумага перестала быть редкостью и превратилась в доступный дешевый материал, оригами начало играть новую роль в церемониальной жизни Японии. Это искусство перестало быть уделом посвященных, и им стали заниматься люди любых сословий. В эпоху Маромачи (1338-1573) владение тем или иным стилем оригами стало указывать на принадлежность владеющего им к той или иной социальной прослойке. Наиболее изысканными приемами, разумеется, отличалась элита тогдашнего общества - самураи.

В эпоху Токугава (1603-1867) искусство оригами стало еще более демократичным, и это совпало с общим расцветом японской культуры. Именно к этому периоду относится появление первой книги, посвященной искусству оригами, - «Сенбарузу Ориката», или «Книга Тысячи Бумажных Журавликов». В ней рассказывалось о том, как правильно складывать бумагу для того, чтобы получить фигурки журавлей, птиц и бабочек. В 1845 году вышла еще одна книга - «Кан но мадо», или «Окно в середину зимы», и в ней впервые была приведена целая коллекция фигурок - оригами самого различного содержания и формы.

Символ мира

В 1945 году, в конце Второй мировой войны, на японский город Хиросима была сброшена американская атомная бомба, унесшая жизни более чем 75 000 людей.

Те, кто не сгорел заживо, были обречены на медленную и мучительную смерть от лейкемии - заболевания крови, вызванного облучением. Среди них была Садако Сасаки, лейкемия у которой была выявлена в 1955 году. Во время атомной бомбардировки девочке было всего два года, в 1955 году - двенадцать. В тот роковой день она находилась всего в полутора милях от эпицентра взрыва. Она была лишь одной из тысяч облучившихся в тот день детей, которым спустя годы был поставлен этот страшный диагноз - лейкемия, которую называли тогда еще «атомной болезнью».

Когда Садако лежала в госпитале, один из ее друзей свернул для девочки оригами - бумажного журавлика.

Это был символический жест, поскольку журавль в Японии издавна считался священной птицей, живущей тысячу лет и исполняющей самые заветные желания. Правда, желание могло исполниться только у человека, который своими руками сложит из бумаги тысячу журавликов.

Садако начала складывать бумажных журавликов.

Она делала их из любого листка бумаги, который подворачивался ей под руку. Поначалу она собиралась попросить здоровья для себя, но затем передумала и стала просить у священного журавля мира для всех детей нашей планеты. Ко дню своей смерти она успела свернуть из бумаги 644 журавлика. Позже ее друзья свернули недостающих. Спустя некоторое время японские дети организовали свой клуб и стали собирать деньги на памятник всем детям, погибшим от атомной бомбы.

За три года они сумели собрать нужную сумму, и в этом им помогли не только японские школьники, но и их сверстники еще из девяти различных стран. В конце 1958 года в Хиросиме был разбит парк Мира, и в нем появился монумент, о котором мечтали друзья Садако. С тех пор и до наших дней каждый год 6 августа, в день бомбардировки, этот монумент покрывается гирляндами, состоящими из тысяч и тысяч бумажных журавликов.

Мавританский след

Япония была не единственной страной, где развивалось искусство создания бумажных моделей. Оно, и причем совершенно самостоятельно, возникло также в Мавритании, откуда вместе с арабскими завоевателями проникло в Европу, в Испанию. Случилось это в VIII веке нашей эры.

Арабы всегда славились как искусные математики и астрономы, и потому неудивительно, что и в свои бумажные модели они привнесли сложные геометрические элементы и расчеты. Более того, бумажные модели использовались у них в качестве учебных пособий. Мавританское искусство создания бумажных моделей расцвело к XIII веку, и отголоски его сохранились вплоть до наших дней. Изучением мавританского стиля оригами занимался известный испанский философ и поэт Мигель де Унамуно (1864-1936).

Оригами сегодня

На Западе к оригами долгое время относились лишь как к детской забаве, но не спешили признать его искусством. Многие поколения мальчишек и девчонок в Европе и Америке складывали в детстве бумажные фонарики, птичек, прыгающих лягушек и фигурки звездочетов. Лишь совсем недавно мир наконец рассмотрел в оригами именно искусство, развивающее творческие и интеллектуальные возможности человека.

В 1967 году в Англии открылось первое общество любителей оригами. Оно вышло из недр существовавшего до этого общества любителей поделок из бумаги.

Его организаторами стали Тим Уорд и Тревор Хатчетт. Именно они подали идею организации общества любителей оригами и начали издавать специальный журнал, который привлек к древнему искусству внимание многих и многих жителей Британских островов.

Тогда же усилиями Дэвида Листера, Айрис Уокер, Сиднея Френча и других были установлены связи нового общества с друзьями из Соединенных Штатов, где подобное общество возглавляла Лилиан Оппенгеймер, и с Акирой Йошизавой из Японии - страны, в которой оригами всегда было важной частью культурной жизни общества. Эти связи ширились и укреплялись, и в результате уже в начале 1970-х годов стало понятно, что оригами включает в себя самые разнообразные технические приемы работы с бумагой, изучив которые можно было приступить к созданию новой, современной школы этого искусства.

Первооткрывателями нового стиля оригами стали Фред Ромм и Нил Элиас из Соединенных Штатов и англичане Макс Халм и Дэвид Брилль, доказавшие, что в этом искусстве нет и не может быть границ. Вслед за ними появились новые энтузиасты, приступившие к созданию новой техники и новых форм оригами. Стало ясно, что многообразию моделей и форм, которые можно создать при помощи техники оригами, в самом деле нет предела.

Элиас разработал систему, известную как «бокс-плитинг», или «плетение коробочек». Его модели состоят из бумажных фрагментов, собранных в единую конструкцию. Он также начал использовать складки бумаги под углом 45 градусов для создания более выразительных фигурок людей и животных. Ему удается из одного листа бумаги создать сразу целую композицию, например, быка и матадора, китайца, едущего на рикше, или мадонну с младенцем. Ромм ввел в оригами понятие «базовой модели», создавая на этой основе такие композиции, например, как факир со змеей, при этом обе фигурки могут двигаться. Дух соревнования, охвативший мастеров оригами, вызвал к жизни и настоящие шедевры, к которым, без сомнения, относится созданная в начале 1990-х годов сэром Джоном Тенниелом коллекция, в которой представлены ВСЕ персонажи знаменитой сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес».

Однако до сих пор в среде оригамистов, особенно на Западе, все еще широко распространена философия «чем проще, тем лучше», и представители этого направления отдают предпочтение технической стороне оригами, а не эстетической. Таким образом, если одни предпочитают кропотливую работу, собирая из бумаги, например, часы с кукушкой, придуманные Робертом Лангом, то вторые получают удовольствие от того, что делают многочисленные вариации простых традиционных моделей. Давнишний член Британского общества оригами Джон Смит представил на суд знатоков то, что он сам называет пуританским оригами. Все его модели создаются только за счет прямых складок. Другой мастер, Пол Джексон, увлечен сочетаниями черных и белых плоскостей в своих простых моделях, называя свой стиль минимализмом. Разумеется, не всякому дано придумать модель «Осел в стойле», гораздо проще изобрести стилизованного слона из трех складок бумаги.

Оригами - модули стали популярными в начале 1990-х годов. Это очень сложные модели, состоящие из многочисленных отдельных элементов, которые соединяются при помощи специальных выступов и карманов, заходящих друг в друга. Оригами - модуль считается тем интереснее, чем больше входит в него отдельных блоков, и потому порой появляются модели, содержащие несколько сотен элементов, как, например, в работах Тома Халла.

От прямых складок к мягким изгибам

Оригами по своей сути основано на геометрии. Каждая складка в модели - это прямая линия. Можно назвать это плюсом, когда речь идет о моделях абстрактных, «неодушевленных», в которых ценятся точность и аккуратность. Однако модели, передающие людей или животных, требуют иных, более мягких линий и изгибов. В этом случае нужна уже не математическая точность, а максимальное приближение к естественным, «природным» линиям.

Прорыв к объемному, трехмерному оригами произошел благодаря японскому мастеру Акире Йошизаве. Он обладал удивительным даром передавать внутренний характер изображаемого предмета или живого существа и не ограничивался лишь воссозданием его отдельных черт и деталей. Для создания своих моделей он придумал два новых технических приема - мягкий изгиб и влажное складывание.

Многие модели оригами требуют, чтобы каждая складка была проложена как можно острее. В данном случае считается, что складка должна быть прочной, или ее вообще нельзя будет назвать складкой. Йошизава исходил из другого понятия о складке. Он полагал, что одни складки могут и должны быть более мягкими, чем другие. Таким образом, в его моделях присутствует целый спектр складок - от предельно жестких и острых до очень мягких, едва заметных глазу. Основная техническая трудность при этом состоит в том, что мягкую складку очень трудно зафиксировать на месте, отчего вся работа становится неустойчивой и недолговечной. Эту проблему Йошизава решил с помощью влажных складок.

Техника влажного складывания состоит в следующем: влажной бумаге придают требуемую форму, после чего дают просохнуть. Секрет же заключается в том, что бумагу определенных сортов пропитывают клейким раствором, прочно соединяющим ее волокна. При увлажнении этот раствор перестает держать волокна, и бумага на время становится рыхлой и пластичной. После высыхания ее волокна снова сцепляются дру г с другом, но уже в ином порядке, соответствующем новой форме листа.

Разумеется, для влажного складывания годится только бумага, пропитанная клейким раствором, причем чем толще лист, тем лучше. Для влажного моделирования в оригами самым оптимальным материалом следует считать чертежный ватман. Впрочем, к технике влажного складывания до сих пор прибегают немногие мастера оригами. Происходит это потому, что влажную бумагу трудно складывать, зато очень легко порвать. Влажные волокна слишком легко расщепляются, особенно если приходится работать одновременно с несколькими слоями бумаги. Кроме того, влажная бумага имеет свойство расползаться, и потому сделать точную складку на таком материале - очень непростая задача. Кроме того, из толстой бумага труднее делать модели, чем из тонкой, особенно если они предполагают сложные складки или если приходится одновременно складывать несколько слоев бумага.

Что выбрать?


Работа Акиры
Йошизавы, 1983 год.

Мода в оригами меняется так же быстро, как и в одежде. Какое-то время может царить повальное увлечение естественными линиями, а потом вдруг смениться модой на геометрические модули. Я считаю, что каждый должен выбирать то, что ему больше по душе. Если перед вами встанет проблема подобного выбора, советую подумать над тем, что в оригами существуют два основных направления, две школы.

Представители первой школы встают утром с постели с ясным представлением о том, что они сегодня будут делать - например, бумажного слона. Вторые же будут долго изучать лист бумага, вертеть его из стороны в сторону и долго раздумывать над тем, что бы такое из него создать.

И тот, и другой подходы к оригами на самом деле имеют право на жизнь.

Оригами очень любят дети, и потому любому взрослому имеет смысл овладеть этим искусством - хотя бы уже для того, чтобы радовать им детей или внуков. Оригами поможет скрасить жизнь и вам самим, особенно если по долгу службы вам приходится часто и подолгу путешествовать. Складывая в пути фигурки или цветы из листочков бумаги, вы и не заметите, как ваш поезд или самолет достигает конечного пункта. Особенно это замечание относится к тем, кто не склонен вступать в дорожные разговоры со случайными попутчиками.

А еще с помощью оригами вы можете украсить любой праздник. Такое необычное оформление надолго запомнится вашим гостям, да и вам будет приятно выслушать их комплименты по поводу своего мастерства.

Все включенные в эту книгу модели: поделки, декоративные украшения, движущиеся игрушки и сложные модули существуют в рамках одного и того же искусства - оригами. Я надеюсь, что вы одобрите мой выбор.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭТОЙ КНИГОЙ

Начните с самого начала и дайте себе время привыкнуть к наиболее простым техническим приемам оригами.

Это даст вам необходимую начальную подготовку, тот фундамент, на котором вы будете строить дворец своего мастерства. Все необходимое для этого содержится в главе «Бумага, инструменты и основные типы складок». После того как начальная стадия обучения будет вами успешно завершена, можно переходить к копированию предлагаемых в книге моделей, добиваясь той степени точности и качества, которые вы сами сочтете для себя удовлетворительными. Это означает, что созданные вашими руками модели должны радовать ваш собственный глаз. Модели внутри каждой из глав подобраны по возрастающей степени трудности - от самых простых к более и более сложным. Приступая к складыванию любой модели, соблюдайте одно золотое правило - всегда смотреть не только на ту операцию, которая вам сейчас предстоит, но на два-три шага вперед, для того чтобы представлять себе конечную цель всей сборки. Иногда, особенно если речь идет о сложных моделях, вообще полезнее начинать знакомиться с предстоящими операциями с конца для того, чтобы представить себе модель такой, какой она должна получиться в итоге. Кроме того, желание сделать точно такую же модель придаст вам сил и задора. И вообще, никогда не унывайте, занимаясь оригами. Не получилось сейчас? Попробуйте еще и еще раз - до тех пор, пока не добьетесь желаемого результата.

Слово «оригами» состоит из двух японских слов «ори» - «сложенный мгновенно» и «кама» - «божественная бумага». Много веков назад это искусство зародилось в Японии и нашло широкое распространение в Мире. Знания передавались из поколения в поколение по женской линии и тщательно оберегались. В Японии оригами является отражением культуры местных жителей и их философии. Откуда возникло оригами? Что представляет собой сегодня это направление, и какие техники существуют?

История появления бумаги

В Древнем Китае для записи информации использовали деревянные доски и шелк. Пользоваться досками для записи было крайне неудобно, известен пример, когда придворный написал статью для императора на трех тысячах дощечек. Шелк, хоть и был удобным в использовании, но стоил очень дорого. Позже для письма стали использовать войлок и шерсть.

Как происходил процесс изготовления первой бумаги?

Брались кусочки нити из шерсти и распускались в воде, после чего собирали, сушили и прессовали.

105 год до нашей эры принято считать годом изобретения бумаги, когда один из придворных сообщил в докладе императору об изобретении отличного материала для письма – размокшие стебли бамбука в сочетании с измельченной корой тутового дерева. Результатом стал указ императора о запрете использования для записей деревянных дощечек, вместо которых рекомендовалось использовать только бумагу.


История изобретения бумаги

Распространение знаний о производстве бумаги

В пятом веке нашей эры в Китае уже существовали бумажные деньги, которые в народе назывались «летающими монетами». А в шестом веке появляются самые настоящие книги из бумаги.

Секрет изготовления бумаги тщательно хранился китайцами. Но в седьмом веке нашей эры один из монахов, знавших секрет изготовления бумаги, во время своих странствий выдал тайну японцам. Они, в свою очередь, усовершенствовали китайскую технологию и получили бумагу более хорошего качества.

Сначала бумагу делали из коконов шелкопряда. Затем в качестве сырья стали использовать стебли бамбука. Появление первой крупной фабрики по производству бумаги датируется 1870 годом в Токио.

Сегодня секреты производства бумаги в Японии знают не многие мастера. Помимо масштабных производств бумаги, работают также небольшие мастерские, которые изготавливают бумагу вручную. Обходится такая бумага в кругленькие суммы, отличается высокой прочностью и возможностью множества сгибов, называется такая бумага «ваши». Кстати, именно на ней был подписан Версальский договор после первой мировой войны.


История распространения бумаги. Видео 2

Использование бумаги в религиозных обрядах китайцев

На родине появления бумаги, в Китае, ее использовали, в том числе и для проведения религиозных обрядов. Было принято вместе с мертвецом сжигать и его вещи, чтобы он мог в другом мире пользоваться своими принадлежностями. Постепенно этот ритуал заменили другим: в целях экономии вещи покойного не сжигались, а оставлялись наследникам. Бумага же использовалась для написания пожеланий счастья и удачи. Также со временем люди находили все больше применение этому материалу – они изготавливали из бумаги подвесные фонарики, зонтики, она, ширмы.


Как делают бумагу

Философия оригами

Важно!!!

В классическом варианте оригами представляет собой создание фигуры из цельного квадрата, без каких-либо надрезов.

Родина оригами – древняя Япония. Имеющие широкое распространение идеи цзен-буддизма нашли свое отражение и в искусстве работы с бумагой. Основой для складывания является квадрат, это не случайность. Квадрат в является символом земли, которая пересекается с космосом, олицетворяет бесконечную Вселенную. На Востоке квадрат почитается гораздо больше, чем какая-либо другая геометрическая фигура. Цель оригами – извлечение максимального количества разных форм из квадрата.

В оригами предметы взаимопроникают друг в друга – так воплощается идея, что все связано со всем. Не зря оригами запрещает разрезать бумагу, ведь тогда произойдет уничтожение Единого.

В отличие от других видов искусства, например, скульптуры, оригами дает возможность создавать только в рамках тех возможностей, которые есть при создании формы из квадрата. Таким образом, может быть использовано только то, что естественно для квадрата.

Идеи синтоизма в искусстве оригами

История появления и распространения оригами напрямую связано с японским синтоизмом. Для приверженцев этой религии характерно то, что в каждом предмете содержится ками – божество. Чем более необычен предмет, тем в нем больше божественного. Особое место в обрядах японцев до сих пор занимает бумага. Например, при входе в буддистские храмы висит зигзаг гохей (бумага, сложенная особым образом), такой же гохей принято вешать на пояс сумоистам перед началом боя. В домах часто стоят восемь фигурок из бумаги-ката-сиро, считается, что они привлекают в дом счастье и удачу. Для того, чтобы прогнать злых духов используется харам-гуси – веник из полосок белой бумаги.

Использование оригами в светской жизни

С 12 века искусство оригами появляется в светской жизни, его даже признают при императорском дворе. Считалось хорошим тоном владение искусством красивого складывания бумаги. С помощью красиво сложенной бумаги выражалась благодарность, любовь, забота по отношению к получателю.

В 16 веке бумага перестает быть предметом роскоши и вместе с ней в каждый дом приходит искусство оригами, получая широкое распространение и всенародную любовь. В этот период появляется большинство фигурок, которые впоследствии станут классическими, например, журавель цуру – символ счастья и долголетия в Японии.

Искусство красивого складывания бумаги передавалось в семье по женской линии, по манере складывания даже могли определить принадлежность девушки к тому или иному району страны.


История оригами

Возникновение обучающих книг по оригами

Первая японская книга, посвященная оригами, называется «Семба-цуру-ориката», что переводится как «сложить тысячу журавлей» (по легенде, тысяча бумажных журавлей способствуют исполнению желаний). Вся книга посвящена складыванию журавля в 29 различных вариациях.

В 1845 году выходит книга «Окно середины зимы», где описывается, как из бумаги можно сложить несколько десятков фигур. Так оригами становится делом, за которым можно скоротать долгий зимний вечер.

В 1879 году вышла в свет книга директора одного из школ для девочек, где он описывает способы складывания двадцати основных фигур оригами – «Ориката». Эта книга первой была переведена на английский язык.


Оригами. Веер

Популярность оригами в Мире

Всплеск популярности оригами приходится на послевоенное время, когда мастер из Японии Акиро Йошизава выпустил книгу, где он обучал искусству оригами на примере простых схем. Также ему принадлежит авторская разработка более чем сотни новых фигурок. Книга стала популярна во всем мире, а ее создатель от лица Правительства Японии ездил в обучающими семинарами по всему Миру. Так искусство оригами стало средством международного общения во всем мире.

Искусство оригами в Европе

Безусловно, я Европе был интерес к складыванию фигурок из бумаги еще до распространения японского оригами. Например. Первой европейской фигурой оригами, скорей всего, можно считать испанских птичек - «пахариты», время появления которой можно отнести к 12 веку.

В 19 веке один из преподавателей геометрии Фридрих Фребель стал использовать оригами для более простого и понятного способа объяснения законов и правил геометрии.

Известный писатель Льюис Керолл был в восторге, когда у него получилось смастерить путем складывания бумаги игрушку. Лев Толстой описывал в одной из статей восторг от обучения искусству оригами и отмечал, сколько радости и восторга несет это занятие детям.

В 1937 году появляется в Лондоне на свет книга Маргарет Кемпбелл, где впервые описывались способы складывания трех основных японских фигур – птицы, водяной бабочки и лягушки.

Плюсы изучения техник оригами

Оригами дает множество «плюсов» тем, кто решил освоить это древнее искусство:

  • Оригами тренирует память и воображение как взрослых, так и детей.
  • При работе пальцами рук становится активным левое полушарие головного мозга – это влияет на улучшение речи.

Материал для оригами

Для создание фигурок оригами можно использовать любую бумагу. В Японии часто используют специальную бумагу для оригами – «Ками», что переводится с японского как «бумага». Она может быть как полностью белая, так и многоцветная или даже цветная. По весу она немного легче обычной бумаги.

Используется также фольгированный вид бумаги – «сэндвич» - это лист бумаги, к которой приклеен лист фольги. Такая бумага позволяет изделию долго держать форму и является податливой для сложения фигурок из бумаги. Японцы часто используют особый вид бумага «васи» - это более жесткий вид бумаги, который производится из риса, пшеницы, бамбука, коры деревьев.

Техника оригами: бумага и техника сгибов

За века существования оригами, информация о нем переходила в устном виде от человека к человеку: что-то могло быть потеряно, что-то искажалось, что-то добавлялось новое. В целом, сегодня оригами – это искусство работы с бумажным квадратом и создания из него фигурок без использования надрезов или клея.

Искусство оригами познается с овладения базовых форм – это такие формы, которые являются основными и из которых происходит формирование той или иной фигуры.

Важно!!!

Особой внимание уделяется углам – они должны быть очень острыми. Во многом от проработки остроты углов зависит аккуратность и красота изделия.

Какие существуют виды техник оригами?

Модульное оригами Простое оригами Складывание по развертке Мокрое складывание

Это такой вид оригами, при котором фигура складывается из ряда составных частей. Части (модули) складываются из отдельного листа бумаги, а затем собираются в единую фигуру. Распадаться на части фигуре не дает сила трения. Этот вид оригами крайне популярен во всем мире, самая известная фигура – кусудама (объемное изделие шарообразной формы).

Кусудама – в переводе с японского означает «лекарственный шар», это фигура, состоящая из многих одинаковых пирамидок. Пирамидками являются чаще всего стилизованные цветы, сделанные отдельно из листа бумаги.

Стиль простого оригами был придуман и разработан англичанином Джоном Смитом. При таком подходе складки можно делать «на глаз», чем их меньше, тем лучше.

Складывание по развертке

Такой вид оригами, при котором используется бумага, на которой уже прорисованы места сгибов и сложений. Автору модели нужно лишь сложить лист бумаги по инструкции.

Мокрое складывание

Техника мокрого складывания была разработана Акирой Ёсидзавой. При мокром складывании используется вода, предварительно смоченная водой. Считается, что при таком подходе бумага приобретает плавность линий, фигура становятся более яркими и выразительными. Для такой техники подойдет не любая бумага, а только та, которая имеет в своем составе водорастворимый клей – плотные виды бумаги.

Вывод:

Оригами является древним искусством. Сегодня оно используется для сервировки стола, упаковка подарков, изготовление сувениров.


Оригами. Кошелек

О таком виде искусства, как оригами, слышал, наверняка, каждый современный человек. Однако часто даже тот, кто любит проводить свое свободное время, складывая всевозможные фигурки из бумаги, не знает, какой является история оригами, когда и где зародилось это искусство.

Где и когда зародилось искусство оригами

Обязательным материалом для данного вида искусства является, естественно, бумага. И хотя первый станок по производству бумаги был изобретен в Китае, история оригами берет свое начало в Японии. Именно японцы в начале 8 века начали складывать различные фигурки. Кстати, в японском языке слово «оригами» означает «сложенная бумага». Стоит отметить, что в те времена бумага являлась очень дорогим материалом, поэтому доступна она была только храмам и монастырям. Монахи делали специальные бумажные коробочки под названием «санбо», в которых приносили жертвы богам. Эти первые поделки оригами изготовлялись без использования каких-либо инструментов, а материалом являлась исключительно бумага.

Немного позже каждый японский аристократ умел делать подобные коробочки для преподнесения подарка дорогому человеку или дани богу. А спустя 600 лет бумага перестала быть столь ценным ресурсом, что позволило данному искусству развиваться большими темпами. История возникновения оригами, наверное, уже давно забыта японцами, однако подаренная ими техника складывания первых самолетиков, фигурок животных и удивительных цветов радует весь мир и сегодня.

Самые древние поделки оригами

Как уже упоминалось выше, первыми изделиями, изготовленными в технике оригами, были коробочки. Но поскольку они изготовлялись исключительно в практических, а не декоративных целях, их нельзя назвать настоящими произведениями искусства. Журавлик - именно с этой фигурки началась история оригами, как вида искусства. В первом японском издании по оригами под названием «Семба - цуру ориката», что в переводе означает «Как сложить тысячу журавлей», были описаны особенности складывания из бумаги 49 моделей журавликов. Это была достаточно подробная инструкция оригами, хотя и с минимальным количеством графических иллюстраций. Выпущена эта книга была в 1797 году настоятелем храма Рокан.

Стоит отметить, что в книгу вошли инструкции по складыванию не только отдельных журавликов, но и различных сочетаний их между собой. Например, фигуркам могла быть придана форма гирлянды, которая получалась путем соединения нескольких журавликов за кончики крыльев или клювы.

Развитие искусства оригами в мире

Наиболее активно искусство оригами в Японии начало развиваться после Второй мировой войны. Многим история оригами обязана японскому мастеру Акиро Йошизаву. Именно он начал складывать первые, до того времени неизвестные, фигурки из бумаги, среди которых были лягушки, рыбки, журавлики, цветки ириса и многие другие.

Что касается стран Европы, то многое приверженцы этого искусства, живущие на их территории, почерпнули из Японии. Однако нельзя утверждать, что история возникновения оригами в Европе связана исключительно со страной Восходящего Солнца. Так, некоторые фигурки были сложены испанскими мастерами, а символом оригами в этой стране являются бумажные птички - «пахариты». Существует предположение, что впервые эта фигурка была сложена в Толедо в XII веке.

В 1937 году в Лондоне была издана первая в Европе книга по оригами «Изготовление бумажных игрушек». Ее автором стала Маргарет Кемпбелл. Благодаря ей стало легче складывать такие поделки оригами, как «птица», «водяная бомбочка» и «лягушка». А в 1946 году в английском детском журнале была опубликована схема складывания журавлика.

Развитие искусства оригами в России

В России развитие данного вида искусства уходит своим корнями в глубокую древность, однако дать точный ответ на вопрос, когда и как впервые появилось первое оригами из бумаги на территории нашей страны, пока что невозможно. Существуют достоверные данные о том, что Лев Толстой умел складывать различные фигурки из бумаги и посвящал этому немало времени. Найдена его рукопись, где он упоминает о том, что одна женщина научила его делать петушков из бумаги, родиной которых является Япония. Эти «создания» очень забавно махали крыльями, когда их дергали за хвост. Толстой писал, что в дальнейшем все, кому он показывал, как складывать эту фигурку, приходили в восторг от увиденного.

Если говорить о более позднем времени, то развитие оригами в России шло настолько стремительно, что уже в период Советского Союза не было ни одного школьника, которые не умел бы складывать бумажный кораблик, самолетик, стаканчик и многие другие предметы.

Разновидности оригами

Поделки оригами могут быть представлены в виде как плоских, так и объемных фигурок. Под плоскими изделиями имеются в виду различные животные и предметы, которые имеют только одну лицевую сторону и не способны удерживать вертикальное положение на поверхности. В такой технике складывают и кошек, и мишек, и снеговиков и многие другие фигуры.

Что касается объемного оригами, сразу же стоит отметить, что эту технику многие путают с модульной, однако это две разные вещи, и это важно знать. Говоря об объемном оригами, имеется в виду, что из одного листа бумаги путем всевозможных складываний можно получить фигуру, которая будет сохранять вертикальное положение без посторонней поддержки. Вспомните хотя бы кораблики, которые могут не только стоять на столе, но и успешно плыть по ручью. Аналогичным образом можно изготавливать множество фигурок.

Самые простые поделки оригами

Инструкция оригами «домик» является одной из наиболее простых. Для этого понадобится сначала сложить пополам квадратный лист бумаги, а затем еще раз пополам, но уже по вертикали. Последнее действие производится для обозначения центра, к которому на следующем этапе необходимо согнуть края прямоугольника и снова получить квадрат. После это последние изгибы разворачиваются, а верхняя часть прямоугольника загибается к первой намеченной линии под углом 45 градусов. После этого следует развернуть угол и, отогнув к середине верхний слой прямоугольника, сформировать «крышу». Аналогичные действия нужно проделать и с противоположной стороной. Вот домик и готов! Для придания ему большей реалистичности можно воспользоваться карандашами, фломастерами или же цветной бумагой, клеем и ножницами.

Еще одно распространенное и простое оригами из бумаги - кораблик. Для его изготовления понадобится прямоугольный лист бумаги, который следует сложить вдвое поперек, а затем еще раз вдвое, но уже вдоль. Последний изгиб разровнять и к нему согнуть верхние углы листа. После этого один слой нижней части, которая осталась после складывания углов необходимо загнуть наверх c одной стороны, а второй слой - наверх c другой стороны. Полученные по бокам уголки аккуратно загнуть на противоположные стороны, чтобы не выступали. Далее свести углы полученного треугольника таким образом, чтобы получился квадрат. Далее нижние углы необходимо подогнуть вверх на разные стороны, а затем снова свести углы полученного треугольника. На последнем этапе верхние уголки необходимо развести в стороны и можно отправляться с корабликом к ручью.

Возникновение модульного оригами

Модульное оригами, как и обычное - плоское или объемное, возникло в Японии. Первое упоминание об этом виде искусства приходится на 1734 год. Именно тогда японским автором Хаято Охоко была выпущена книга, в которой имелась инструкция по складыванию модульного куба.

Модульное оригами от обычного отличается тем, что в первом случае для складывания одной фигуры требуется множество маленьких треугольников, предварительно сложенных особенным образом в так называемые модули, в то время как для традиционного оригами требуется всего лишь один лист бумаги.

Техника складывания модулей и их соединения

Для изготовления модулей понадобятся стандартные листы бумаги в количестве, которое в 4 раза меньше количества требуемых модулей для изготовления будущей объемной фигуры. Сначала лист бумаги необходимо сложить вчетверо и при помощи ножниц или линейки разделить на 4 части по образовавшимся изгибам.

Далее каждый из четырех прямоугольников нужно согнуть вдоль, а затем поперек. Последний изгиб нужен только для получения центральной линии, которая необходима для удобства дальнейшей работы. После того как он сделан, необходимо разогнуть изделие и согнуть к центральной линии боковые части прямоугольника. Затем следует перевернуть модуль и загнуть выступы, которые остались, наверх, а уголки - на противоположную сторону. Далее необходимо вернуться на один шаг и загнуть выступы внутрь изделия. Для получения готового модуля необходимо сложить полученный треугольник пополам таким образом, чтобы на одной его стороне образовалось два кармашка, в которые и будут в дальнейшем вкладываться острые концы второго модуля для получения определенной фигуры.

Техника поделок из бумаги пришла в Японию из Китая в начале 7 века. Претерпев значительные изменения, она способствовала возникновению уникальной японской бумаги, васи, пластичной, мягкой, не рвущейся при работе и позволяющей воплощать самые смелые творческие идеи.

Неизвестно, когда возникло оригами как таковое, но толчок развитию издавна существовашего в Японии искусства заворачивания в бумагу и складывания
бумаги определенным образом в бытовых и церемониальных целях дал расцвет
самурайского общества, обеспечивший спокойствие и стабильность в стране. Однако, в период Сёва (1926-1989) это искусство было почти полностью забыто, оставшись только в виде носи, сложенной особым образом белой и красной бумаги, прикрепляемой к подаркам как символ добрых пожеланий.

Оригами же – это искусство складывания фигурок из бумаги исключительно ради удовольствия. Изначально, возможно, оно служило средством отвлечься во время болезни или какого-то несчастья, но его популярность начала расти в начале периода Эдо (1600-1868), что было связано с массовым производством дешевой бумаги, доступной широкому кругу людей.

В течение эры Генроку (1688-1704) стали модными изображения бумажных журавлей и лодок на одежде и гравюрах укиё-э. Оригами быстро приобретало все больше поклонников.

Почти сто лет спустя стали издаваться книги по оригами, описывающие технику изготовления различных фигурок. Адресованы они в основном были взрослым и
рассматривали изготовление сложных и многошаговых поделок.

Техника творческой работы с бумагой пришла в Европу в 12 веке, но оригами не получило столь широкого распространения как это было в Японии.

В течение периода Мейдзи (1868-1912) оригами стали преподавать в детских садах и начальной школе. Как это ни странно, идея обучения детей дошкольного возраста оригами была заимствована японцами в середине 19го века у немецкого педагога, Фридриха Вильгельма Августа Фрёбеля (1782-1852), одним из методов работы которого с детьми было конструирование геометрических фигур из бумаги.

В период Мейдзи было создано множество новых видов оригами неизвестными авторами. Однако в период Тайсе (1912-1926), популярность оригами несколько упала, поскольку в это время педагоги больше ценили оригинальность и креативность, чем следование схемам. Но, тем не менее, оригами не забылось и через некоторое время стало еще более популярным, чем когда-либо ранее. Была признана не только ценность этого искусства в обучении и воспитании детей, но и огромный творческий потенциал. По всему миру создано множество ассоциаций, объединяющих людей, увлеченных оригами. Источник

Оригами - это японское искусство складывания бумаги, образовано от японского oru (складывать) и kami (бумага).

Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова «бумага» и «бог» очень похожи.

Оригами - одно из самых доступных искусств, ведь для того, чтобы сложить фигурку требуется лишь листок бумаги. Стандартная бумага для оригами должна быть тонкой, прочной и должна хорошо держать складки. Обычно она с одной стороны белая, а с другой - цветная и имеет форму квадрата со стороной 15 см. Некоторые художники-оригамисты также экспериментируют с другими материалами, используя для складывания картон, различные виды ткани, проволочные сетки, металлические листы и др.

Многие оригамисты любят складывать модели животных, а также все объекты живой природы. Кроме моделей животных, созданы модели почти всех физических объектов, включая людей, лица, растения, транспортные средства, здания и др. Некоторые оригамисты складывают абстрактные или математические формы, другие специализируются в модульном оригами, где из множества сложенных простых частей.

Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Только после второй мировой войны оригами вышло за пределы Востока и попало в Америку и Европу, где сразу обрело своих поклонников.

Сегодня искусство оригами переживает очередной пик популярности во всем мире, к тому же открыты новые направления оригами и области его применения. Так, математики используют основы и принципы этого искусства для решения геометрических и топологических задач, а архитекторы и строители увидели в оригамном конструировании возможности для создания многогранных структур из плоского листа. Для психологов оригами - это одно из направлений арттерапии, так как оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу человека.

Базовые формы

Обучение искусству оригами необходимо начинать не только с отдельных элементов изделий, но и со “школы оригами” - с базовых форм. Следует хорошо знать основные базовые формы изделий, что позволит понять очертания и характер изготовляемого предмета, а при создании собственных изделий - подобрать наиболее подходящий вариант базы. Один важный классический подход к разработке оригами заключается в понятии базы. База - простая сложенная форма, которая может быть развита во множество различных фигурок. Формально понятие базы в оригами не было развито до начала 1900 года, наиболее традиционные фигуры были созданы, опираясь на одну из одиннадцати классических базовых форм, и разработчики оригами в середине 1900-х типично полагались на базу, как стартовую точку. Далее мы рассмотрим эти 11 форм. Четыре базовые формы происходят из восточной культуры - основа бумажного змея, основа рыбы, основа птицы и основа лягушки. Основа катамарана имеет западные корни. Основа блина достаточно проста, чтобы появиться в обеих культурах. База водяной бомбы и двойной квадрат также использовались в обеих культурах. Последние, на самом деле, являются вывернутыми версиями друг друга. Сгибы, выполненные при создании этих форм, делят углы и грани пополам намного чаще, чем каким-либо другим произвольным способом. Из базовых форм можно сделать множество фигур как плоских, так и объемных. Некоторые базовые формы являются промежуточным этапом при выполнении более сложных баз. Например, из базы “квадрат” можно сделать базовые формы “журавлик”, “лягушка”. Базовые формы можно использовать и как самостоятельные геометрические фигуры при решении различных геометрических задач в начальной школе. Складывание базовых форм помогает детям усвоить такие понятия, как “треугольник”, ”квадрат”, ”трапеция”,”прямоугольник”; решать задачи на темы: параллельные прямые, пересечение прямых, деление отрезка, деление угла, площадь.

Название базовых форм во многих странах одинаковое, хотя это чисто условные названия и могут быть варианты Треугольник - это одна из двух самых простых базовых форм. Для того чтобы ее сложить, необходимо сделать всего лишь одну складку - провести диагональ квадрата. Книга - следующая простая базовая форма. Как и при складывании треугольника, нам достаточно сделать всего одну складку. Дверь - базовая форма дверь получается из книги. Воздушный змей - еще одна довольно простая базовая форма. Она получается из треугольника. Блин - Складки этой формы кажутся очень простыми, но, на мой взгляд, это одна из самых перспективных базовых форм. Обратите внимание, что, складывая квадрат, мы снова пришли к квадрату. Значит, мы можем сложить из него одну из базовых форм. Такие базовые формы называются блинчатыми базовыми формами. Рыба - Название говорит само за себя. Перед вами голова, хвост и два плавника. Осталось только придать им нужную форму. Двойной треугольник - другое название двойного треугольника - водяная бомбочка. Двойной квадрат - если вы вывернете двойной квадрат наизнанку, то получите двойной треугольник. Дом - название выбрано исходя из внешнего вида фигурки. Птица - у птицы есть крылья, голова и хвост. Есть они и у этой базовой формы. Катамаран - из этой формы очень просто делается пахарита. А также множество кусудам. Лягушка - из этой формы можно сложить как лягушку, так и цветок. Из базовой формы “Журавлик” можно сложить: лошадь, журавлика, аиста, слона, корову, северного оленя, мартышку, ворону, спаниеля, воробья, кузнечика, стрекозу, маску Будды, стоящего журавлика, звезду… Из базовой формы “Шляпа” можно сложить: гориллу, сомбреро, лягушку, морскую черепаху, цветы, летучую мышь, ракету… Из базовой формы “Верблюд” можно сложить: жирафа, верблюда, зайца, кенгуру, белку, слоненка, лебедя, карпа, овцу, оленя, маску Смерти, ослика, цветы… Из базовой формы “Пони” можно сложить: прыгающего пони, фонарик, маски японской оперы, гортензию, рамки для фотографий, орнамент… Естественно, что олень, сделанный из базовой формы “Журавлик”, будет отличаться от оленя, сделанного из базовой формы “Верблюд”, не только по технике выполнения, но и по возможностям той базовой формы. К базовым формам можно отнести и модули, которые служат основой для изготовления не только геометрических и архитектурных форм, но и создания фигурок животных, птиц и цветов. Количество модулей, используемых при изготовлении фигурки, может колебаться от четырех до нескольких сотен. В основном они скрепляются без помощи клея, для этой цели в модулях есть различные сочетания карманов и клапанов. Основным требованием, предъявляемым к модулям, является их полная идентичность. Даже небольшие отклонения в размерах зачастую приводят к невозможности сборки изделия.

Классическое оригами

Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.

Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Большая часть условных знаков была введена в практику в середине XX века известным японским мастером Акирой Ёсидзавой (1911-2005).

Классическое оригами предписывает использование одного квадратного равномерно окрашенного листа бумаги без клея и ножниц. Современные формы искусства иногда отходят от этого канона.

Бумага и другие материалы

Хотя для складывания подходит практически любой листовой материал, выбор последнего очень сильно влияет как на процесс складывания, так и на окончательный вид модели.

Для несложных моделей, таких как журавлик или водяная бомбочка, подходит обычная бумага для принтера 70-90 г/м². Более тяжёлые сорта бумаги (более 100 г/м²) могут быть использованы для мокрого складывания.

Существует также специальная бумага для оригами, часто называемая «ками» (бумага по-японски), которая продаётся сразу в виде квадратов, чьи размеры по стороне меняются от 2,5 см до 25 см и более. Обычно одна сторона такой бумаги белая, а другая - цветная, но встречаются и двуцветные разновидности и разновидности с орнаментом. Бумага для оригами чуть легче принтерной, что делает её подходящей для широкого класса фигурок.

Фольгированная бумага, или как её часто называют «сэндвич», представляет тонкий лист фольги склеенный с тонким листом бумаги, иногда фольга оклеивается бумагой с обеих сторон. Этот материал обладает тем немаловажным преимуществом, что он очень хорошо держит форму и позволяет проработать мелкие детали.

В самой Японии в качестве материала для оригами господствует тип бумаги под названием васи (яп. 和紙?). Васи жёстче обыкновенной бумаги, сделанной из древесной массы и используется во многих традиционных искусствах. Васи обычно делается из волокон коры Edgeworthia papyrifera, но также может производиться из бамбука, пеньки, риса и пшеницы.

Формат бумаги

Чаще всего для оригами используют квадратные листы бумаги, но допускается и применение других форматов. Например, прямоугольные листы (формата А или половинки квадратов), треугольники, пятиугольники, шести- и восьмиугольники. Существуют даже модели, складываемые из круга.

Математика в оригами

Практика и изучение оригами касаются некоторых областей математики. Например, проблема плоского изгиба (возможно ли образец складки согнуть в двумерную модель) была объектом серьёзного математического исследования.