На какой предмет похожа буква ц. Конспект НОД по обучению грамоте «С мамой в цирк идём. Знакомство с буквой «Ц» для детей подготовительной группы. Игра “Живые слова”

  • познакомить учащихся с согласной буквой “Ц”,
  • продолжить знакомство с согласными звуками и их обозначение буквами;
  • формировать навык чтения слов с буквой “Ц”;
  • развивать фонематический слух;
  • учить выделять в слове заданный звук в нужной позиции, давать ему характеристику, учить сравнивать его с другими звуками;
  • формировать умение составлять слова из заданных букв,
  • развивать речь учащихся.

Оборудование и материалы: таблицы с буквами для кроссворда, картинки с буквой “Ц” и с предметами, на что она похожа, замок с цепочкой, картинки-задания, листочки для составления словосочетаний, магнитные буквы, карточки со слогами для каждого ученика.

Ход урока

1. Организационный момент

3. Знакомство со звуком и буквой “Ц, ц”

– Чтобы отправиться в путешествие по карте, мы должны открыть вот этот замочек. А для этого послушайте 1 задание: я прочитаю слова, а вам необходимо внимательно послушать их и назвать одинаковый звук во всех этих словах.

Полотенце, заяц, цыплёнок, цена, овца, цель.

Дети. Это звук [Ц].

Учитель: Верно, теперь откроем первое кольцо цепи.

– Произнесите звук [Ц] все вместе. Какой этот звук? Что о нём вы можете сказать? Давайте за ним понаблюдаем. (Он произносится с шумом, воздух встречает преграды, он не тянется и не поётся.)

– Значит, какой этот звук? (Согласный.)

– Верно. Мы откроем следующую цепь. Что ещё вы можете сказать об этом звуке? (Он глухой, не звучит и не звенит.)

– Верно, откроем третью цепочку. Что ещё вы можете сказать о нём, если услышите слова: цапля, цель? (Он твёрдый, в не зависимости от следующей за ним букве.)

– У него есть мягкая пара? (Нет.)

– Значит, что о нём мы скажем? (Он всегда твёрдый.)

– Верно. Откроем последнюю цепь.

– Итак, подведём итог: [Ц] – согласный, всегда твёрдый, глухой звук.

– Какой буквой обозначается звук [ Ц ]? (Буквой “Цэ”.)

– На что похожа буква [Ц]? Сейчас об этом нам прочитают ребята в стихотворении.

4. Звуковая разминка

1. Повтори звуки.

– Но замочек мы не весь открыли. Нам необходимо провести звуковую зарядку.
– Как подзывают к себе цыплят? Цып, цып, цып, цып.
Как стучит копытом лошадка? Цок, цок, цок, цок.
Как жестом и звуком говорят, чтобы человек громко не разговаривал? Цыц, цыц, цыц.
Как стучат каблучками туфли и сапоги? Цок, цок, цок, цок.
Вот мы и открыли 1 часть замочка.

2. Чтение чистоговорки.

– А теперь мы потренируемся в чтении и произношении слов со звуком [Ц].
– Откройте “Учимся читать” на стр. 59. Прочитаем чистоговорку по строчкам. Теперь прочитаем её по рядам. Затем выразительно читают 2 ученика.
– Ну вот, замочек мы отк5рыли. Мы можем отправляться в путешествие. (Учитель открывает доску.)

5. Лесенка. Лексическое значение слов

– Наш путь проходит по городу под названием “Буква Ц”.

Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы [Ц].
Есть слова, где Ц в начале,
Где – в середине,
Где – в конце.

6. Работа с загадкой

– Теперь пойдём по дорожке до следующей станции. А для этого мы должны отгадать загадку.

На грядке длинный и зелёный,
А в кадке жёлтый и солёный. Что это? (Огурец.)

– Что такое кадка, кадушка? (Бочка.)
– Перевернём дорожку и проверим. Верно, это огурец.

7. Игра “Живые слова”

Есть конец у строчки,
А в начале – точки.

– Мои слова рассыпались на слоги. Их надо собрать. Для этого соедините своё начало слова и конец, чтобы мы могли прочитать слова. Концом слов будут те дети, у кого карточки со слогами: ЦА , ЦО , ЦЫ . Итак, распределитесь на группы.

СКВОР
КОН
КУЗНЕ
ОГУР
МОЛОД
ДВОР
КОЛОД
НОЖНИ
ПТЕН
ЩИП
ТАН
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ЦЫ
ОВ
КУРИ
ЕДИНИ
СИНИ
ЛУКОВИ
ГУСЕНИ
ГОРЧИ
ЛИСИ
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
ЦА
КОЛЬ
КРЫЛЬ
ЯЙ
ЛИ
ЦО
ЦО
ЦО
ЦО

– И с этим заданием вы справились.

8. Физкультминутка

– “Окончания” слов будут показывать движения, а вы все будете за ними повторять.

10. Работа со сказкой “Цыплёнок Цып”

– Следующим нашим заданием будет – прочитать сказку как раз про этого цыплёнка. Откройте учебник “Учимся читать” на стр. 58. (Дети читают текст вслух по очереди.)
– Кто является главным героем сказки?
– Докажите, что это сказка.
– Кого встречал цыплёнок и с кем он беседовал? (С курицей, с цветком, с гусеницей, с цаплей.)
– Подчеркните слова с буквой [Ц]. Проверим, что вы подчеркнули.

11. Профессии и их приборы и инструменты. Составление предложений

– Чтобы пройти по дорожке, мы должны сделать правильный выбор. Перед вами картинки, на которых изображены люди разных профессий. Назовите их. Я вытащу из коробочки предмет и покажу вам. Вы в ответ должны сказать, людям какой профессии необходим данный предмет. И придумать предложение.

Врач – шприц, портной – ножницы, повар – яйцо, продавец – чек, учителю – циркуль.

Предмет, который останется в коробке, будет являться нашей дорожкой.

12. Составление пары слов (словосочетаний), с учётом характеристики героев

– Вспомните героев сегодняшней сказки про цыплёнка. Сейчас на листочках вам нужно составить правильные пары слов, которые рассказывали нам о героях сказки.

Молчаливый цветок, глупый цыплёнок, зелёная лягушка, любопытная гусеница, умная цапля.

13. Рассыпанное слово

– А чтобы узнать последнюю дорожку, мы должны вспомнить народное изречение…
У всего есть начало и … конец.
А теперь соберём рассыпанное слово и узнаем, что о нас думает буква “Ц”.

М О Л О Д Ц Ы!

14. Итог урока

– Что нового сегодня узнали на уроке?
– Чему мы научились?
– Чем мы занимались на уроке?
– Что вам особенно понравилось?

В 1 классе после изучения всех букв алфавита детям предлагается выполнить проект "На что похожа буква". В стихотворениях советских писателей на глазах изумленных первоклассников буквы начинают оживать. Буква А превращается в ракету, буква Ж - в жука, буква М - качели и т.д.

Работая над проектом первоклассники рисуют букву, оживляя её. После учат стихотворение о своей букве. Стих можно записать под рисунком. Каждый ребёнок приносит в класс свой проект и получается веселый АЛФАВИТ.

Азбука
Пусть начинается с аиста
Он,
Как и азбука,
С А начинается

Буква А, буква А
Алфавита голова
Знает Вова, Знает Света,
А похожа на ракету.

Буква Б с большим брюшком
В кепке с длинным козырьком

Буква Б проснется рано.
Буква Б - бочонок с краном.
Умывайся! Будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!

Палочка,
Рядом две дужки
Вот и готовы
Очки для лягушки

Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге

Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д труба печная

Е на грядке пригодилась
Вместо грабель потрудилась

Эта буква широка
И похожа на жука
И при этом точно жук
Издает жужжащий звук
Ж-ж-ж-ж-ж-ж

Это - Ж,
А это - К
Целый жук
И полжука

По белому полю
В туман и снега
Бредут потихоньку
Бараньи рога (Буква З)

На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок

Сигнальщик держит два флажка
С флажками он как буква К

Алфавит продолжит наш
Буква Л - лесной шалаш

Вот качели-
Буква М!
Здесь качаться
Можно всем

На букве Н
Я, как на лесенке
Сижу и распеваю
Песенки

Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.

Посмотри на колесо
А увидишь букву О

На хоккее, на футболе
Буква П - ворота в поле

Буква Р - на мачте парус,
Вдаль плывет, небес касаясь

Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом

Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг"

У - сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У

Федя ходит руки в боки
Значит, выучил уроки

Не рогаты мы,
Не злы
Ко′злы мы
А не козлы′

Буква Ц -
Внизу крючок
Точно с краником бачок

Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя

Шура сено ворошил
Вилы в сене позабыл

На расческу
Щ похожа
Три зубца всего
Ну что же!

А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой, увы

Буква Р перевернулась
Мягким знаком обернулась

Над лугами в синеве
Пролетает буква Э

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась... буква Ю

Поглядите-ка, друзья,
Смастерил скворечник я.
А в скворечник залетела
Вместо птички - буква я

Вот какая буква Ц!
Чтобы познакомить детей со звуком [ц], воспользуйтесь идеей Ольги МЕНДЕЛЬ, учителя начальных классов школы № 23 ст. Ханской г. Майкопа: сделайте модель цветика-семицветика и расположите на его лепестках все задания для урока.

Тема. "Согласный звук [ц] и буква Ц, ц ".

Цели. Познакомить с новым согласным звуком [ц] и буквой Ц, ц ; учить слышать новые звуки в речи, выделять их в словах; развивать фонематический слух, память, мышление, речь, воображение.

Оборудование. Учебник "Букварь" (авт. Н.М. Бетенькова, В.Г. Горецкий. СПб.: Специальная литература, 1998. 208 с.; илл.); портрет П.И. Чайковского; магнитофон и записи: "Вальс цветов" из балета "Щелкунчик" П.И. Чайковского; сказка "Цыпленок Цып" (записана учителем по ролям); книга "Цветик-семицветик" В.Катаева; рисунок волшебницы цапли; цветик-семицветик с заданиями; таблица слов, плакат с алфавитом, карточки с буквой ц .

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Дети заходят в класс. Звучит "Вальс цветов" Чайковского. В это время один из учеников по выбору учителя делает за занавеской звуковой разбор слова "цветок".

Учитель. Вы прослушали сейчас "Вальс цветов" П.И. Чайковского.

На доске открывается портрет П.И. Чайковского.

II. Сообщение темы урока

У. Рассмотрите звуковой разбор слова "цветок". Согласны ли вы с ним?

На доске:

На этом уроке мы будем знакомиться с новым звуком [ц] и буквами, обозначающими его.

На доске появляется карточка :

Подготовленный ученик читает стихотворения Е.Тарлапак и А.Шибаева.

Буква Ц -
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Вот какая буква Ц -
С коготками на конце.
Коготок-царапка -
Как кошачья лапка.

У. Посмотрите на запись алфавита. Между какими буквами находится ц ?

Д. Между буквами х и ч .

У. Прочитайте слоги с буквой ц , записанные в таблице.

Сначала читает один ученик, а потом все дети хором.

Закончите чистоговорку.

На доске:

Сравните звук [ц] в двух последних словах. Что вы заметили?

Д. В слове ножницы после ц стоит буква ы , в слове цифры после ц - буква и , но звук [ц] звучит твердо.

У. Звук [ц] - всегда твердый. Прочитайте запись на доске.

На доске:

Ветик-семи...ветик

Какая буква потерялась?

Д. Буква ц .

У. Что получится, прочитайте.

Д. Цветик-семицветик.

Книга была прочитана ученикам на внеклассном чтении; она появляется на доске.

Д. Валентин Катаев.

У. Что поучительного в этой сказке?

Выслушиваются ответы детей.

Посмотрите, кто к нам пришел из этой сказки?

На доске - рисунок волшебницы :

Д. Волшебница.

У. Что принесла с собой волшебница?

Д. Цветик-семицветик.

У. На лепестках нашего цветика-семицветика записаны задания. Если мы их все выполним, то наc ждет сюрприз. Справимся?

Д. Справимся!

У. Но сначала немного отдохнем.

IV. Физкультминутка

Учитель читает стихотворение "Цветок".

Нежный маленький бутон,
Свернут туго-туго он.
(Дети приседают и "закрываются". )
Солнце луч ему протянет,
И бутон гвоздикой станет.
(Встают на носочки и вытягивают руки вверх. )

V. Чтение слов с новой буквой

Учитель срывает лепестки и читает задание.

У. Первое задание волшебницы: составьте слово, используя первые буквы слов: цыпленок, аист, парус, ласточка, яхта.

На доске появляется рисунок цапли :

Учитель поясняет лексическое значение слов ситец , портниха .

Третье задание. Прочитайте слова. Выделите общую часть. Как она называется? Какие это слова?

На доске:

цвет
цветы
цветик
цветок
цветочек
цветник
цветущий
цветовод
цветочница

Дети выполняют задание.

Кто такой цветовод?

Выслушиваются ответы детей. В случае затруднения помогает учитель.

Цветовод - специалист по цветоводству, человек, выращивающий цветы. Цветовод - это профессия. Ее можно получить в сельскохозяйственном институте на специальном факультете.

Четвертое задание: отгадайте загадку.

Зовут меня люди
Царицей цветов
За цвет и за запах
Моих лепестков.

Д. Это роза.

У. Какие цветы вы еще знаете?

Выслушиваются ответы детей.

VI. Физкультминутка для глаз

VII. Чтение предложений с новой буквой

Быстрочитающим ученикам раздаются вопросы по тексту.

Дети читают вслух по смысловым частям.

Царица цветов

И по красоте, и по запаху розу называют царицей цветов. Она растет на кустах. Корни у розового куста длинные, прямые. Коричневый ствол и зеленые молодые побеги покрыты шипами.
Цветы розы бывают белые, пунцовые, розовые, желтые, но всегда одного цвета.

(К.Ушинский )

Как называется рассказ? Почему розу назвали царицей цветов?

Ответы детей.

Шестое задание - "Доскажите словечко".

Все мои подружки -
В камышах лягушки.
А сама лягушкой быть
Не хочу ни капли,
Потому что лучше жить
На болоте...

Д. Цаплей.

У. На седьмом лепестке - сюрприз: сказка "Цыпленок Цып". Послушайте сказку и запомните слова со звуком [ц].

Учитель включает магнитофонную запись.

Цыпленок Цып

Цыпленок Цып вылупился из яйца самым первым и теперь сидел на крыльце и ждал, когда же наконец остальные цыплята вылупятся.
- Мама, ты неправильно сидишь! Видишь - никто не вылупляется больше!
Курица так удивилась, что только глазами захлопала.
- Ну, ты посиди, - говорит Цып, - а я пойду прогуляюсь.
Вышел Цып в поле, подошел к цветку и говорит:
- Неправильно ты цветешь! Надо вниз цветком цвести, тогда на тебя всякие бабочки и жуки не будут садиться.
Сказал и пошел дальше. Смотрит - гусеница ползет.
- Эй, гусеница, ты неправильно ползешь.
- А как же надо? - удивилась гусеница.
- Надо свернуться кольцом и катиться, так быстрее будет.
Сказал и пошел дальше. Смотрит - цапля лягушек ловит.
- Эй, цапля, ты же неправильно ловишь. Смотри, как надо! И как прыгнет в болото.
Тут бы Цыпу и конец пришел, хорошо - цапля его вытащила.
- Чтобы учить, - говорит цапля, - надо самому что-нибудь знать. Понял, Цып?..

(Г.Юдин )

VIII. Итог урока

У. Какие слова со звуком [ц] вы запомнили?

Дети перечисляют слова со звуком [ц], которые запомнили.

С какой буквой вы сегодня познакомились? Что вы о ней узнали? Что на уроке вам понравилось больше всего?

Выслушиваются ответы детей.

Хотите весело учить буквы русского алфавита с ребенком? Предлагаю читать стихи про букву Ц для детей вместе с ним и весело, играя, выучить эту букву. Забавные загадки воскресят в памяти многие слова с буквой Ц, которые вы может быть и подзабыли. Короткие четверостишия на букву Ц помогут хорошо запомнить эту букву ребенку. Читаем, учим буквы на этом страничке.

Стихи на букву Ц для детей

Буква Ц -
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
***
Эта буковка-цеплялка
С хитрой, цепкой лапою.
- Подходи, кому не жалко,
Мигом оцарапаю.
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка
***
Стул чинил сегодня мастер.
Клеил он его и красил.
Мастер стул перевернул -
Стал на Ц похожим стул
***
Буква Ц -
Смотрите сами -
Как скамейка
Вверх ногами.
***
Букв немало мы узнали,
Добрались до буквы Ц.
Есть слова, где Ц - в начале,
Где в середке, где в конце.
Цепь, цветок и цифра - тут
Ц в начале все прочтут.
А в словах Отец, боец
Ц мы пишем под конец.
Цапля ходит по болоту,
Ждут в гнезде ее птенцы.
Цирк откроется в субботу,
Уж приехали борцы.
В цех явились на работу
Молодые кузнецы.
В каждой строчке буква Ц -
Словно камушек в кольце.
И на каждой есть странице,
На границе и в столице.
И в цыплятах на крыльце
Тоже есть две буквы Ц.
***
Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву Ц:
- Подойди, цыпленок Цып.
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок
***
У буквы Ц купив билет,
Мы побывали в цирке.
Медведь ведет мотоциклет,
А цапли - пассажирки.
А вот наездник цирковой
Гарцует на осле.
Ногами вверх, вниз головой.
Стоит он на седле.
Вот двое братьев-медвежат
Цепочку натянули.
И обезьяна-акробат
Качается на стуле…
***
Не знает Цыплёнок в яйЦе,
Что пишется он с буквы Ц.
Учёные Цокают птиЦы:
«Он в Цирк, если так, не годится».
***
Ц – это Цирк, умней зверей
Нигде нам не найти.
Там клоуны смешат детей,
Сейчас бы в цирк пойти…

Стишки про букву Ц, четверостишья

Буква Ц стоит бочком
И цепляет всех крючком.

***
Цапля важная, носатая,
целый день стоит как статуя.

***
Цапля на одной ноге стоит,
Букву Ц повторяет и говорит,
Цапля, Цыплёнок, царевна, циклоп,
Букву Ц она знает и вам отдаёт.

Стихотворения о букве Ц для 1 класса

Целый день уроки Галя учила,
Оценку пять за букву Ц получила,
Всем букву Ц нам надо знать,
Чтоб пятёрки получать.

Цыпленок, цирк, цветок, царевна,
Везде есть буква Ц? Наверно.
Чтоб слова эти все прочитать,
Букву Ц всем надо знать.

***
Целый день царёва дочка
Водит цаплю на цепочке.
Цапля цапнула девицу:
«Не хочу с тобой водиться.
Я тебе не пёс цепной,
На цепи ходить с тобой».

Загадки на букву Ц

Буква табором кочует,
Лепестки сомкнув, ночует,
И, взъерошив желтый пух,
Ходит с мамой под лопух.

Ответ: буква Ц (цыгане, цветок, цыпленок)

В этой загадке нужно продолжить рифму, подставив нужную букву. Ее автор – А. Хребтюгов.

Букву «пэ» перевернули,
Справа хвостик пристегнули,
Завернули на конце,
Получилась буква…

Скороговорки с буквой Ц

Со сцены цапля сцапала сценарий.

Зачерпнула цапля чашкой
Чай целебный из ромашки.
Целый чан у цапли чая.
Цапля-врач больных встречает.

Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цепь.

Цыпленок и курица пьют водицу на улице

Две разноцветные курицы бегают по улице