Конспект нод ручной труд в старшей группе. Конспект НОД по ручному труду в старшей группе «Гусеница из природного материала. Объяснение и показ

МБДОУ Бакалинский детский сад «Радуга»

НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

РУЧНОЙ ТРУД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

«РЕМОНТ КНИГ»

Подготовила: воспитатель

Мингалева Т.А.

Задачи:

Расширить представления детей о книге;

Развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения;

Воспитывать бережное отношение к книге;

Формировать интерес к предстоящей деятельности;

Создавать ситуации поиска необходимых действий для активизации мыслительной деятельности детей;

Обучать приемам ручного труда, обращать внимание на необходимость соблюдения определенной последовательности, использовать зрительные модели;

Оценивать результаты и их значимость.

Как отремонтировать книгу?

Оборудование : иллюстрации, ножницы, клей, цветная бумага, клеенка.

Предварительная работа : экскурсия в библиотеку, ремонт книг для детей младшей группы, рассматривание книг, проведение акция «Книжки – малышки», беседа о детских писателях.

Ход занятия

    Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть. Наступил новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и гостям. Мы спокойны и добры, мы приветливы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды и огорчения.

Воспитатель: Сегодня я хочу загадать вам загадку.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает,

Что это? (книга)

Правильно.

Воспитатель показывает несколько иллюстрации: писатель за работой, художник, рисующий иллюстрацию к книге.

Идея книги рождается у писателя в голове. Различные истории автор записывает на бумагу (листы). Затем эта книга попадает в руки к художнику – иллюстратору.

Художник читает книгу , придумывает лица, движения и рисует их на бумаге. Рисунки яркие, добрые, чтобы читателю захотелось прочитать книгу.

Книги печатают на специальных станках на фабрике.

Готовая книга попадает в библиотеку или книжный магазин. Создание хорошей книжки для детей – это великое искусство.

Рассмотрим книги: книга – раскладушка, тонкие и толстые книги из бумаги и картона.

В книгах сказки, рассказы, стихи для детей.

Лицевая сторона книги и последняя называется – обложка. У книги есть корешок, где сшиты или склеены все страницы.

Поиграем в игру «Добавь словечко». Добавляйте слова в рифму и по смыслу.

    Есть у книжицы одежда,

    Называется…. ( обложка )

    Наши книги - не просты,

    По порядку в них …(листы)

    Книги есть в саду и дома

    Из бумаги и …( картона )

    Книга – это мудрый труд,

    Дети книги …( берегут)

    Чтобы все на свете знать,

    Нужно книги нам …(читать )

    Физминутка

    Воспитатель: Теперь послушайте, какие книжки были у Мишки (чтение стихотворения).

    У Скворцова Гришки,

    Жили – были книжки –

    Рваные, лохматые,

    Грязные, горбатые.

    Без конца и без начала,

    Переплеты – как мочала,

    На листах – каракули,

    Книжки горько плакали. (С. Маршак)

    Ребята, что надо сделать, чтобы книги не убегали Гришки? Как убедить его, что книгу надо беречь? О чем ему надо рассказать? Что ему показать?

    Дети: Предложить пойти в библиотеку и показать Гришке, в каком порядке хранятся книги. Рассказать ему, что книгами из библиотеки пользуются много людей, из них люди узнают много интересного, поэтому книги надо беречь. Рассказать, как надо пользоваться книгой (брать чистыми руками, не загибать уголки страниц). Предложить Гришке научится ремонтировать книгу.

    (Воспитатель показывает детям порванную книгу, обращать внимание на ее потертый корешок, загнутые края страниц).

    А теперь посмотрите на эту книгу. (Показывает отремонтированную книгу). Что в ней изменилось?

    Дети: На корешок наклеена полоска бумаги. На уголки обложки наклеены треугольники.

    Воспитатель: Какого цвета полоска бумаги и треугольники?

    Дети: Они одинакового цвета с обложкой.

    Воспитатель: Теперь давайте подумаем, с чего мы начнем работу?

    Дети: Сначала надо подобрать все для работы: ножницы, клей, цветную бумагу, клеенку, тряпочку.

    (Если дети затрудняются, воспитатель демонстрирует необходимое оборудование).

    Воспитатель: А потом?

    Дети: Потом надо подумать, с чего начать работу.

    Воспитатель: Правильно. Теперь вместе решим, как мы будем ремонтировать книгу, что будем делать сначала, а что потом.

    (На столах у детей разложены материалы для ремонта и книги).

    Как вы думаете, как надо укрепить корешок книги?

    (Дети отвечают.Если они затрудняются, воспитатель обрезает полоску бумаги, складывает ее по длине пополам, намазывает клеем, накладывает на корешок).

    Теперь догадайтесь, как были укреплены уголки обложки.

    (Дети предлагают свои варианты ответов, а воспитатель демонстрирует прием работы: отрезает квадратик, разрезает его по диагонали и прикладывает треугольники на уголки обложки.Ставит на подставку образцы).

    Все поняли? Теперь можно начинать работу. Если кто – то из вас забудет, как надо укреплять уголок, смотрите на эти модели.

    Дети приступают к работе. В ходе работы воспитатель напоминает о необходимости действовать тщательно, аккуратно, проверять свои действия (осуществлять пошаговый контроль). Напоминает о необходимости помогать друг другу.

    По окончании работы дети ставят отремонтированные книги на мольберт или подставку.

    Воспитатель предлагает детям показать те книги, которые, по их мнению, отремонтированы наиболее аккуратно, рассказать почему они выбрали именно эти книги.

    Он положительно оценивает старательность детей, приводит примеры оказания помощи сверстникам. В заключении оценивает значимость приобретенных умений.

    Воспитатель: Теперь вы и дома сможете содержать свои книги в порядке и научить друзей.

Задачи:

Образовательные:

  • учить делать поделку на основе коробок, прочно соединяя части (многоэтажные дом, дом с балконом и т. д.);
  • дополнять поделку деталями, соответствующими образу;
  • подвести детей к мысли, что дома имеют одинаковую форму, но разный размер, цвет, оформление.

Развивающие:

  • Развивать умение работать коллективно;

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать коллективно;
  • воспитывать аккуратность в работе;

Предварительная работа:

1. Рассматривание альбома «Город Ядрин»

2. Аппликация Разные дома»

3. Рассматривание картин, иллюстраций с разными домами

4. Проведение сюжетно - ролевых игр «Строим дом», «Строители»

5. Наблюдение за стоящими домом

6. Чтение Л. Яхнин «Сколько братьев у нашего дома»

Используемый материал:

Коробки разных размеров, клей, клеевые кисти, ножницы, салфетки, обои, цветная бумага, картонная основа для подделок «Улица».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам пришло письмо. Вам интересно, что в этом письме? Тогда давайте его откроем. (Воспитатель открывает письмо и читает его)

- «Злые волшебники разорили и сломали наши дома и теперь нам негде жить. Мы очень просим вас, ребята, помочь нам. Игрушечные человечки».

Воспитатель: Как вы считаете, мы сможем выполнить эту просьбу? (дети соглашаются)

Беседа о предстоящей работе.

Как вы считаете, получатся дома из бумажных коробок. На что похожи коробки? (Ответы детей).

Но прежде чем мы приступим к строительству, давайте вспомним, из каких частей состоит дом? (окна, двери, балкон ). Послушайте загадки…

Кто приходит, кто уходит –

Все ее за ручку водят.

Не на полу, не на полке.

И в дом глядит, и на улицу… (окно)

Я знаю ребята, что у вас умелые руки. А, как известно, «умелые руки не знают скуки»!

А кто строит дома? (строители). Значит, мы сегодня будем строителями.

Разминка:

Строим, строим, строим дом.

По кирпичику кладём.

Чтобы ровным был наш дом,

Руки дружно мы потрем.

А потом еще встряхнём.

Мы присядем, дружно встанем,

Вокруг дома обойдём,

Глубоко сейчас вздохнём.

Тихо все к столу присядем,

И работать станем.

Выбирайте себе коробку-основу для будущего дома. (Дети выбирают коробку и идут к столам ).

Все нужное для строительства у нас лежит на столах, тихонько садитесь и приступайте к работе. Порадуйте красивыми домами: разными – разными, голубыми, красными, высокими и низкими, с балконами, с карнизами, с башнями и арками – порадуйте подарками!

Давайте сделаем разноцветные дома. У нас на столах лежит цветная бумага. Возьмите её и оберните вокруг коробки (показ). Лишнюю бумагу сверку сгибаем по краю и отрезаем. Затем намазываем клеем коробку или бумагу и приклеиваем, плотно прижимая к коробке. Работаем аккуратно! Потом будем делать крышу, и приклеивать окна и двери. Подумайте сначала, каким будет наш дом – одноэтажным или многоэтажным, с балконом или с башенками?

Индивидуальная работа с затрудняющими детьми.

Готовые поделки выставляются на основу «Улица».

Как вы сегодня хорошо потрудились. Молодцы, мы теперь убедились какие у вас умелые руки. Я надеюсь, что человечкам наши дома понравятся – они имеют одинаковую прямоугольную форму, но разный размер, цвет, оформление. У нас получился целый городок. А вот и наши человечки. Давайте с ними играть.

(Дети обыгрывают постройки)

Итог:

Воспитатель: Что мы сегодня делали? Какие дома у вас получились? Для кого вы построили дома?


КОНСПЕКТ НОД
ПО РУЧНОМУ ТРУДУ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ
ТЕМА: «ОВЕЧКИ»
Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная
Планируемые результаты: конструирует фигуру по образцу
Цель:
- закреплять навыки самостоятельного изготовления поделки по образцу
- закреплять умение самостоятельно создавать схему изготовления игрушки
Задачи:
Обучающие
- закреплять умение детей работать с природным материалом
Развивающие
- развивать умение мастерить с удовольствием
- развивать внимание, воображение, фантазию
- развивать образное и логическое мышление
Воспитательные
- воспитывать умение работать в коллективе
Материал:
- Плотный картон (крышка от коробки) размером 50*50
- Цветная капуста 1-2 кочана
- Веточки деревьев (с листьями)
- Листочки разного цвета
- Спички
- Маслины консервированные
- Бумага
- Ножницы
- Сделанные из бумаги «глазки»
- Клей
Предварительная работа:
- Экскурсии на дачный участок и фермерское хоз-во
- Знакомство с овощем - цветная капуста
- Чтение художественной литературы
- Сбор природного материала
Содержание
1.Организационный момент:
Воспитатель:
- Дети отгадайте загадку:
Ходят модницы за речкой -кудри белые колечком.А зимой из их кудряшекбабушка носочки вяжет.(ОВЕЧКИ)
-К нам сегодня в гости пришла овечка! Ей очень грустно одной!
-Как вы думаете почему?
(дети отвечают: потому - что не с кем поиграть; нет друзей)
Воспитатель:
- Ребята, как мы можем ей помочь?
(Дети: сделаем для неё друзей; и т. д.)
Конструирование:
Воспитатель: показывает подготовленную цветную капусту, маслины, фигуру овечки. Дети рассуждают, что из чего можно сделать, как сделать.
Воспитатель:
-Что нам нужно что - бы наши овечки стояли?
(Дети: ножки)
- Из чего сделаем ножки? (из спичек)
- А что ещё нам нужно сделать?
(Дети: голову; глазки)
- Из чего? При помощи чего соединить?
Дети приступают к изготовлению игрушки, воспитатель в это время готовит для овечек «полянку»(на картоне закрепляются веточки, дно посыпается листьями)
Во время самостоятельной деятельности детей, воспитатель следит за правильной осанкой детей, за безопасным использованием инструмента(при необходимости вместе с детьми вспоминают правила)
Физкультминутка:
Воспитатель:
- Ребята! А давайте представим, что мы стадо овечек!
(дети ползают на четвереньках, изображая овец)
Дети возвращаются на свои места, ставят свои поделки в коробку-«полянку»,
Воспитатель читает стих:
На лугу у речкиПаслась, росла овечка.А шубка у овечкиБыла вся сплошь в колечках.Я на одну минуткуК овечке подошлаИ так сказала в шутку,Ей не желая зла:«Я шубку, всю в колечках,К зиме куплю себе...»Подумала овечкаИ отвечала: «Бе-е-е.»
Итог занятия:
Воспитатель:
-Ребята! Внимательно рассмотрите все поделки, выберите наиболее удачные на ваш взгляд.
- Чему мы научились на сегодняшнем занятии?
- Что особенно было сложно выполнять?
-Молодцы ребята! Хорошо потрудились! Сделали для нашей овечки друзей - целое стадо!

Непосредственно образовательная деятельность. Ручной труд. "Будь здоров! Или кукла Чесночок!"


Публикуемый материал, пригодится в работе с детьми старшего и подготовительного возраста ДОУ. С помощью данной непосредственно образовательной деятельности решается наиглавнейшая задача взрослых – это растить здоровых, умелых и счастливых детей. В ненавязчивой форме дети познакомятся с правилами поведения по профилактике заболевания гриппа. Педагог вместе с детьми закрепят знания о здоровом образе жизни современного человека. Проведут любимую, уже знакомую физкультминутку. Наконец, дети будут иметь возможность проявить свой творческий потенциал и создать куклу-реплику по технологии славянских тряпичных кукол по имени Чесночок.
Цель: Прививать детям дошкольного возраста здоровый образ жизни. Создать куклу «Чесночок» из природного и бросового материалов

Задачи:
Познавательные: Обучение правилам поведения во время эпидемии гриппа. Продолжать ознакомление детей со славянской куклой.
Развивающие: Развитие мелкой моторики рук и крупной моторики тела, координации движений. Развитие связной диалоговой речи. Развитие умелости в завязывании узелков. Развитие логического мышления и внимательности.
Воспитательные: Воспитание в детях привычки и потребности вести здоровый образ жизни. Привитие детям аккуратности в работе.

Образовательные области: Коммуникативно-личностная, познавательная,
речевая, художественно-эстетическая, физического развития.

Предварительная работа: Беседы об истории игрушки, беседы о правилах здорового образа жизни, рассматривание славянских кукол, изготовление тряпичных славянских кукол, заучивание с детьми физкультминуток.

Материалы: Нитки, иголки, чесночная головка с сухим длинным стеблем 10 – 15 см, очищенная долька чеснока, разноцветные полиэтиленовые пакеты, ножницы, образец куклы.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

В группу входит педагог в образе Доктора Айболита.
- Привет друзья! Вы доктора не вызывали?
(дети здороваются, отвечают, что не вызывали)
- Это хорошо! Значит, все здоровы!
Давайте уточним, что надо делать, чтоб здоровым человеком быть?

Чтобы детям не простыть,
Есть такие правила:
Про прогулки позабыть!
В доме окна все закрыть!
Под одеялом спрятаться.

(дети должны почувствовать подвох в вопросах Доктора Айболита и ответить правильно, что наоборот надо больше гулять в любую погоду, а квартиру проветривать по несколько раз в день)
Надо также потеплей одеться.

Зимой и летом на печи сидеть и греться.
В любое время года не снимать одежду теплую,
Но, сапог резиновых не надевать, лишь, в погоду мокрую!

(дети рассказывают, как надо одеваться при разной погоде, как защищаться от дождя, снега и солнца, при затруднении ведущий объясняет)

Ночи напролет не спать
И в компьютере играть…

(дети рассказывают о режиме дня и времени игры на компьютере, при затруднении ведущий может задать наводящие вопросы)

Детям совсем не обязательно
Закаляться,
Водой холодной обливаться,
Физкультурой утруждаться.

(дети понимают, что надо все делать наоборот и отвечают правильно)

Руки мыть
– себе вредить.
Если ты решил купаться,
То про мыло позабудь.
Белье стирать не надо,
Полы мести не надо!
Мусор в ведрах пусть стоит.
Грязь здоровью не вредит!

(дети объясняют, что чистота – залог здоровья и гигиену надо соблюдать)
- Молодцы ребята! Все знаете о здоровом образе жизни. А если в город придет ГРИПП – с высокой температурой, с насморком, с кашлем и головной болью, вы знаете, как от него можно защититься?
(дети отвечают, педагог уточняет)
- Можно в поликлинике сделать прививку от гриппа. Надевать маску в общественных местах. Обходить большие скопления людей. Постараться не общаться с больными гриппом. Однако, если в доме кто то всё-таки заболел, надо выделить для больного отдельную комнату, посуду. Маски, лучше одноразовые, менять каждые два часа. Квартиру постоянно проветривать. Больной чихать и кашлять должен в платок. Соблюдать чистоту, делать постоянные влажные уборки. Всей семьей пить витамины, почаще и побольше гулять на свежем воздухе. Заниматься спортом желательно всем!
(Доктор Айболит потягивается и зевает)
-Что то, я устал стоять. И вам, наверное, уж не сидится. Давайте мы с вами физкультминутку проведем, мышцы разомнем. Кто хочет провести свою любимую физкультминутку?
(Вызвать ребенка по желанию. Ребенок проводит физкультминутку
Однако, если дети будут не активны, педагог проводит разминку сам.)

Раз, два, три, четыре, пять – руки всем поднять
И как крыльями махать.
Раз, два, три, четыре – поставьте ноги шире.
Раз, два, три – руки до пола дотяни.
Раз, два – сделайте под коленом два хлопка.
Раз, раз, раз – зайцем прыгайте сейчас.
Ох! Глубже вдох!
Ос! Выдохни через нос!
Раз, два, три, четыре, пять, шесть – всем на место сесть!

Хорошо размялись. А у меня в кармане есть еще одно средство от гриппа. Это средство народное. Но, им пользуются многие жители России и сейчас. Вот загадка вам друзья.

От простуды нас избавил,
Витаминов нам добавил
Он от гриппа мне помог,
Горький доктор наш... (чеснок)
(дети отгадывают загадку)

Чеснок нужно почистить, дольки слегка надрезать в несколько местах и все это положить на тарелочку. Дух чеснока будет отгонять от нас болезни. Но, у меня есть волшебная куколка по имени Чесночок. Живет она у меня в кармане докторского халата. И с нею я не расстаюсь никогда. Во время работы с пациентами куколка стоит на столе.
(педагог в образе Доктора Айболита достает из кармана куколку)
-Вам понравилась куколка Чесночок?
(дети отвечают)
-А вы хотите сделать такую же куколку?
(дети отвечают)
- Куколка Чесночок сделана по технологии старой тряпичной славянской куклы – на палочке.
Ход изготовления куклы
1. Приготовить полиэтиленовые пакеты разных цветов на выбор, фольгу, тесьму, чеснок на длинном сухом стебле, нитки, иголка, долька чеснока, салфетка, ножницы.


2. Белый пакет разложить на столе, положить на него чеснок на стебле. И вырезать квадрат такой величины, чтобы по диагонали вмещалось две длины стебля. Для облегчения работы педагогу можно заготовить шаблон квадрата из картона, или взять бумажную салфетку.


3. Положить чеснок со стеблем по диагонали квадрата заготовки.


4. Сложить лоскут из полиэтилена по диагонали пополам, так, чтобы головка оказалась точно посередине заготовки в виде треугольника.


5. Обмотать ниткой под головкой чеснока и завязать на узелок. Нитку оторвать.


6. Разложить нижнюю часть заготовки треугольником. Два противоположных уголка подвернуть, отступив, примерно на сантиметр от края, обмотать нитками, завязать на узелки, нитки оторвать. И у куколки получатся ладошки.




7. Собрать на талии куколки, оставшуюся часть полиэтилена.


8. Обмотать нитью, завязать узелок, нитку оторвать.


9. Подобрать пакет, из которого, вырежем юбку. Для этого на пакет положим заготовку куклы, чтобы отмерить длину юбки. Отрезать нужную часть.


10. Отрезать нижний сгиб пакета. Получится заготовка юбки в виде трубы.


11. Вставляем куклу по пояс в заготовку юбки. Заготовка вывернута наизнанку.


12. Делаем сборку на юбке.


13. Захватываем заготовку со стороны юбки.


14. Обматываем крепко нитью несколько раз, завязываем узелок. Вот и привязали юбку к кукле «выворотным» способом.


15. Опускаем юбочку вниз.


16. Из полиэтиленового лоскутка вырезаем маленький прямоугольник. Это будет фартук.


17. Наложить заготовку фартука на верхнюю часть куколки.


18. Примотать фартук нитью, завязать на узелок, нить оторвать.


19. Опустить фартук вниз.


20 Повязать тесьму на талии.


21. Оторвать кусок фольги для головного убора.


22. Накинуть на головку.


23. Сформировать шапочку. (фольга податлива, ею можно лепить, как пластилином и заготовка хорошо держит форму)


24. Повязать косынку на головку