Классный час на тему "Скоро, скоро Новый год!". Классный час «Новый год шагает по планете

Классный час на Новый год, 3 класс.

Цели : расширить знания учащихся по истории; познакомить с новогодними традициями на Руси и в других странах; развивать познавательную активность детей, коммуникативность; воспитывать уважение к прошлому народа и современным традициям.

Ход мероприятия

Незадолго до классного часа учащимся дается задание:

1. Узнать, кто такой Дед Мороз и как возник этот образ.

2. Развивать у детей интерес к истории возникновения праздника;
3. Развивать речь, фантазию, коммуникативный навык у учащихся.
4. Активизировать творческие способности учащихся.

Ход занятия

Сегодня наше занятие я хочу начать с загадки.
Её всегда в лесу найдёшь-
Когда гулять в него пойдёшь:
Стоит колючая, как ёж,
"Зимою в платье?",- "Ну и что-ж!"
А платье то пушистое,
Зелёное, ветвистое!!!
(Ель)

Да, вы правы, это ель.

Ученик1. - Конечно вам хорошо знакомо это дерево. Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников.

Ученик2. Спи, елочка-деточка, под пенье метели.
Я снегом пушистым тебя уберу
Усни на коленях у матушки-ели,
Такая зеленая в белом бору.
Усни и не слушай ты всякого вздора,
Ни ветра, ни зверя, ни птиц, никого!
Как будто возьмут нашу елочку скоро
И в дом увезут, чтоб встречать Рождество.

Учитель. Для каждого из нас это традиция, которая, я просто уверена, никогда не перестанет существовать.
Но знаете ли вы, почему, именно ель стала символом Нового года и Рождества? Ведь символом нашего государства является БЕРЕЗА, символ силы и мужества - ДУБ. Почему же ЕЛЬ? (Варианты ответов детей).

Береза и дуб на зиму сбрасывали свои листочки и засыпали до весны.А ель считается символом вечности. Природа может замирать и расцветать, но ель, как и жизнь, вечна. В любое время года она остается зеленой, олицетворяет собой бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже ее шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья. Это устойчивое к непогоде и солнцу растение, круглый год радует глаз своим зеленым одеянием. Древние люди считали, что именно в ели обитают лесные духи, которых нужно умилостивить подарками. В конце каждого года, люди развешивали разные подарки для духов, украшали ель лентами, яблоками, яйцами, а у подножия зажигали свечи, чтобы задобрить лесных духов и молили богов даровать счастливый год.

- Ребята! К нам пришла телеграмма. Давайте мы ее прочитаем.

Ученик. "Мы похитили Деда Мороза. Чтобы его спасти, вы должны пройти ряд испытаний. Подпись: Баба-Яга, Соловей-Разбойник".
Учитель. Спасибо.

Ну что, поможем Деду Морозу? (Ответы детей - Да!)
Ребята, Вам уже 9 лет. А знаете ли Вы что-нибудь о Деде Морозе? (Выслушиваются ответы детей.)

Учитель. ПрообразомДеда Мороза является святой Николай, добрый чудотворец и гонитель зла. Послушаем ребят и оживим Деда Мороза.

Ученик1. Давным-давно в турецком городе Мира жил священник Николай. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех сестер из одного бедного семейства, подбросив в окно их дома узелок с золотом. После смерти Николая объявили святым, а вскоре его стали почитать верующие люди во многих уголках мира.

В разных странах доброго старика называют по-разному: в Испании - папа Ноэль, в Англии и в Америке - Санта-Клаус, а у нас - Дед Мороз, во Франции - Дед Январь, в Германии - Господин Ниманд (Никто).

Ученик2. Русский Дед Мороз - Дед Трескун - имеет языческие корни. Это суровый персонаж. С ноября по март Дед Мороз был хозяином на земле, которого боялось даже Солнце.

Дед Мороз был женат на злющей Зиме. Древние люди боялись явлений природы, так как не могли объяснить их, и поэтому поклонялись им.

У Деда Мороза есть внучка Снегурочка. Она боится Солнца, красива и немного печальна.

Ученик3. Современный Дед Мороз живет в Великом Устюге, он отвечает на письма детей.

В соседней Финляндии также существует специальная служба, которая отвечает на письма Деду Морозу или Санта-Клаусу.

В России святого Николая Чудотворца называют Великим Угодником Божьим. Он является одним из самых любимых святых, к его помощи прибегают в беде, но особенно просят его защиты в морских путешествиях.

Выставка Дедов Морозов

Учитель. Замечательная выставка получилась, но нам надо освободить Деда Мороза. Разгадайте кроссворд и по клеткам в центре определите слово.

1. Летаю в поле с ветром на воле

Закручу-заверчу и полечу, как хочу,

А вдоль домов пролетаю,

Сугробов много наметаю. (МЕТЕЛЬ)

2. Жил я посреди двора,

Где играет детвора.

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (СНЕГОВИК)

3. После брата Января

Служить очередь моя.

Помогают мне два друга:

Снежная метель и вьюга. (ФЕВРАЛЬ)

4. На дворе – горой,

А в избе - водой. (СУГРОБ)

5. Опять метели, непогода,

И снова снега кутерьма.

Но по душе нам время года

С морозным именем (ЗИМА)

Молодцы, ребята. Хорошо потрудились. А сейчас послушайте загадку:

Скажите, кто же этот друг

Спит без подушки,

И без рук,

Зимой без валенок гуляет

А если рад-

Хвостом виляет? (СОБАКА)

Правильно. Это собака. Собака – самый верный друг из домашних животных. 15 тысяч лет назад приручил человек волка. Постепенно, благодаря совместному сотрудничеству, превратился волк в собаку. Первые одомашненные собаки были помощниками на охоте и сторожами. Потом они стали охранять посевы, стада. Появились декоративные собаки от которых не требовалось никакой службы.

Давайте все вместе сделаем нашего четвероногого друга из ладошек. …

(Выполняется аппликация).

Ребята, а почему мы сделали именно собаку? (Выслушиваются ответы детей).

Следующий год по восточному календарю- год собаки. Поэтому я и выбрала именно эту аппликацию. А еще- как верный друг, собака будет охранять деда мороза от злых сил.

Итог занятия.

Вот и спасли мы с Вами Деда Мороза. И он непременно придет и к нам на елку, и в каждый дом в новогоднюю ночь. Мы все ждем, что с боем курантов исполнится самая заветная мечта. Загадывайте желания и помните, что чудеса случаются там, где в них верят.

  • (из Германии )
  • (Дед Мороз)

Морозко, Мороз Красный нос.

Деду Морозу очень много лет. Поначалу это был дух холода. Люди не ждали от него подарков, а дарили их ему сами, чтобы задобрить Мороза, чтобы его дух не злился, не насылал лютый холод. Затем его прообразом стал Дед, которого древние славяне считали общим предком всех семей и защитником потомков. Зимой и весной Деду воздавались почести и предлагалось угощение. Символом новогодних праздников он стал примерно 100-150 лет назад.

Снегурочка всегда молода, необычайно красива, немного грустна... Но при этом она - самый милый персонаж новогодних праздников.

  • А где живет наш Дед Мороз?

Родина Деда Мороза - Великий Устюг - древнейший город на северо-востоке Вологодской области. В сосновом бору, в пятнадцати километрах от города вотчина Деда мороза. В его деревне открыта лавка Деда Мороза, почта и музей.

В Америке, Канаде, Нидерландах Санта-Клаус

Во Франции подарки детям приносит Пэр Ноэль.

У финского

Его зовут Иолупукки Норвегии Юлебукк.

В Голландию

В Италии Баббо Натале

Все Деды Морозы
В носке обнаруживают подарки англичане и ирландцы.

В ботинке — мексиканцы.
В Швеции Дед Мороз подкладывает подарки к печке

А Испании на балконе.

Так, в Англии

В Японии


Еще у японцев есть замечательный обычай - смеяться в момент наступления Нового года.

В Румынии

В Венгрии

В Италии

В Испании

В Бирме

В Гвинее

принято водить слона - на счастье.

В нашей школе есть символ Нового года - елочка. Её украшают игрушками - пожеланиями друг другу, которые на весь год станут символом счастья, удачи и благополучия.

9.Итог

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Мы встречаем Новый Год!" »

Классный час

«Мы встречаем Новый год»

Тема: «Мы встречаем Новый год».

Цель: Знакомство с историей, обычаями и традициями празднования Нового года в разных странах.

Развивать творческие способности, мышление, речь, познавательный интерес.

Воспитание этических норм, уважения традиций и обычаев других стран.

Ход занятия

1.Орг. момент

Скоро на календаре 1 января. В этот день, как известно, начинается Новый год. Новый год - самый любимый праздник. Всем нам в этот день хочется верить в сказку. Еще до прихода Нового года повсюду открываются новогодние базары, зажигаются огни на елках, улицы украшены иллюминациями. В каждом доме к его приходу готовятся дети и взрослые. В полночь 31 декабря, с последним ударом часов, наступает Новый год.

Новый год, как волшебник, помогает творить чудеса. Есть в этом празднике какая-то сказка и поэтому он самый светлый, самый любимый.

2. Постановка цели

Сегодня мы узнаем: откуда к нам пришел этот замечательный праздник и как празднуется он в нашей стране и в других странах.

3.Беседа о праздновании Нового года.

Во все времена наступление нового года у всех народов считалось праздником. Люди готовились к нему.

Новый год отмечали в Древней Руси весной, в марте, когда природа просыпалась от зимней спячки. С 15 века праздник начали встречать 1 сентября, после уборки урожая.

В старину в России в новогоднюю ночь по домам ходили ряженые - дети и взрослые, одетые в маски и шкуры животных. Они пели, танцевали, посыпали пол зерном, желая хозяевам богатого урожая, крепкого здоровья, прославляли щедрость хозяев.

И лишь 300 лет назад все изменилось.

В 1700 году царь Петр 1 перенес празднование нового года на 1 января. Он издал указ, в котором повелевалось Новый год встречать в ночь на 1 января. Он ездил вместе с певчими по домам бояр и поздравлял их. На улицах в это время разжигались костры, чтобы было много света и тепла. В этот день все поздравляли друг друга, украшали дома сосновыми, можжевеловыми и еловыми ветками, устраивали фейерверки, зажигали огни и свечи. Так с легкой руки Петра 1 Новый год стал зимним праздником.

И в каждом доме с тех пор принято ставить украшенную ёлку.

Впервые ёлку начали наряжать в Германии в Средние века. Первыми украшениями были яблоки, орешки и различные сладости. Позже ёлку стали украшать блестящими игрушками, лампочками, свечами, а на самом верху вешали звезду. Она является символом Вифлеемской звезды, которая указала место рождения Иисуса.

    Кто главный герой Нового года? Без кого не обходится этот праздник? (Дед Мороз)

Это любимый персонаж, который творит добро, делает людей счастливыми.

В любой стране дети и взрослые ждут с нетерпением Деда Мороза.

А как Деда Мороза называли в старину?

В старину его называли по-разному: Дед Трескун, Мороз Ёлкич, Студенец, Морозко, Мороз Красный нос.

В настоящее время его зовут Дедом Морозом.

Деду Морозу очень много лет. Поначалу это был дух холода. Люди не ждали от него подарков, а дарили их ему сами, чтобы задобрить Мороза, чтобы его дух не злился, не насылал лютый холод. Затем его прообразом стал Дед, которого древние славяне считали общим предком всех семей и защитником потомков. Зимой и весной Деду воздавались почести и предлагалось угощение. Символом новогодних праздников он стал примерно 100-150 лет назад.

Снегурочка - внучка Деда Мороза. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка, одетая только в белые одежды. Ее головной убор - венец, шитый серебром и жемчугом.

Снегурочка всегда молода, необычайно красива, немного грустна... Но при этом она – самый милый персонаж новогодних праздников.

    А где живет наш Дед Мороз?

Родина Деда Мороза - Великий Устюг – древнейший город на северо-востоке Вологодской области. В сосновом бору, в пятнадцати километрах от города вотчина Деда мороза. В его деревне открыта лавка Деда Мороза, почта и музей.

Адрес, по которому можно написать письмо Деду Морозу: 162340 Россия, Вологодская обл.,

г. Великий Устюг, Деду Морозу.

Сегодня мы напишем письмо Деду Морозу.

    А есть ли такие же зимние волшебники в других странах?

Деда Мороза в каждой стране называют по-разному.

В Америке, Канаде, Нидерландах , и некоторых других странах он известен как Санта-Клаус . Он очень похож на нашего Деда Мороза, только вместо шубы носит красную куртку и колпак.

Сайта-Клаус живёт у самого Северного полюса. К ребятам в гости он прилетает на волшебных санях в оленьей упряжке. Самого главного оленя зовут Рудольф. У него ярко-красный нос, который помогает Санта-Клаусу находить дорогу в темноте.

Во Франции подарки детям приносит Пэр Ноэль. В дом он проникает через дымоход, и дети, которые не хотят остаться без подарков, ставят обувь перед камином или печкой. Пэр Ноэль боится холода и одет всегда во всё белое.

У финского Деда Мороза длинные волосы, и он носит красную шапку, которая похожа на длинный колпак, и куртку. Он всегда приходит вместе с гномами.

Подарки детям в Финляндии разносит не сам Дед Мороз, а… козёл!

Его зовут Иолупукки . Он раздаёт подарки только тем детям, которые хорошо себя вели. Все проказы детей козёл записывает в свою волшебную книгу. В Норвегии Юлебукк. Кроме него в этой стране очень почитают рождественскую козу, которая помогает ему распределять подарки.

В Голландию Дед Мороз прибывает на корабле. Он привозит детям игрушки, фрукты и леденцовые цветы.

В Италии Баббо Натале оставляет свои сани на крыше и через печную трубу проникает в дом, где для него оставляют немного молока и сладостей.

Все Деды Морозы приносят подарки, но каждый делает это по-своему.
В носке обнаруживают подарки англичане и ирландцы.

В ботинке - мексиканцы.
В Швеции Дед Мороз подкладывает подарки к печке

А в Германии оставляет на подоконнике.

А Испании на балконе.

    А куда кладет подарки наш дед Мороз?

    С празднованием нового года связаны очень интересные обычаи . В каждой стране они свои.

Так, в Англии по старинному обычаю, когда часы начинают бить 12, отворяют задние двери дома, чтобы выпустить старый год, а с последним ударом открывают передние двери, впуская новый год.

Они отсылают рождественские открытки всем знакомым, друзьям и родственникам.

В Японии утром все жители городов и сел выходят на улицу встречать восход солнца.

С первыми лучами восходящего солнца они поздравляют друг друга

с Новым годом и обмениваются подарками.
Еще у японцев есть замечательный обычай – смеяться в момент наступления Нового года.

В Румынии на Новый год принято запекать в пирогах различные «сувениры»: мелкие монетки, колечки, горький стручковый перец и т.д. Если вам попадется кольцо или монетка, то наступающий год сулит счастье, а если перец, то… не обессудьте.

В Венгрии в первую секунду Нового года предпочитают свистеть в детские дудочки, рожки, свистульки. Считается, что именно они отгоняют от жилища злых духов и призывают радость, благополучие.

В Италии принято из квартир в самую последнюю минуту старого года выбрасывать разбитую посуду, старую одежду и даже мебель. Вслед за ними летят хлопушки, конфетти, бенгальские огни. Считается, что если в новогоднюю ночь выбросить старую вещь, то в наступающем году купишь новую. А все дети ждут волшебницу Бефану, которая прилетает ночью на метле и через каминную трубу проникает в дом. Она наполняет подарками детские башмачки, специально подвешенные к камину.

В Испании существует традиция, в новогоднюю ночь есть виноград. Под бой часов нужно успеть съесть 12 виноградных ягод, по одной за каждый из двенадцати грядущих месяцев.

В Бирме (самая жаркая страна) в этот день принято обливать всех водой

в каждой стране свои традиции.

В Гвинее в первую новогоднюю ночь по улицам городов

принято водить слона – на счастье.

Во всех странах новый год встречают по-разному, но повсюду у этого праздника есть общие черты: надежда на счастье, благополучие и лучшее будущее.

3. А какие традиции встречи Нового года существуют?

В нашей школе есть символ Нового года – елочка. Её украшают игрушками - пожеланиями друг другу, которые на весь год станут символом счастья, удачи и благополучия.

9.Итог

Пусть для вас наступающий год станет самым лучшим и все ваши мечты сбудутся!

Поздравляю вас с наступающим Новым 2015 годом!

Цели занятия:

    расширить знания учащихся в области истории новогоднего праздника;

    выполнить снежинку.

Задачи:

    познакомить с новогодними традициями на Руси и в других странах;

    учить различать Деда Мороза и Санта Клауса;

    развивать мелкую моторику и координацию движений рук;

    способствовать развитию коммуникативных способностей, умению работать индивидуально и в команде;

    совершенствовать умение работать по шаблонам;

    учить взаимовыручке, выслушивать ответы друг друга;

    развивать фантазию, воображение, чувство композиции.

Оборудование и материалы к уроку:

    мультимедийный проектор;

    компьютерная презентация;

    для учащихся – папка для труда

ХОД УРОКА

1. Организационный момент (Слайд 1)

– Ребята, у нас сегодня гости, поздоровайтесь с ними. Посмотрите, всё ли готово к уроку. Тихо садитесь.

2. Сообщение темы классного часа

Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Он заводит хоровод.
Это праздник… (Новый год)

– Правильно. Приближается самый любимый, самый долгожданный праздник. Независимо от возраста, все люди ждут его.

Кто ребят под Новый год
Веселить не устает?
Кто подарки дарит детям?
Кто ребятам всем на свете
Елку из леса привез?
Отгадайте! (Дед Мороз)

– И сегодня мы узнаем про Деда Мороза: откуда появился, где живет, как он готовится к празднику. Но не только беседовать мы будем, но и мастерить. Поэтому тема нашего классного часа – «Мастерская Деда Мороза» (Слайд 2)

3. Рассказ учителя о истории возникновения праздника

– Когда мы встречаем Новый год? (1 января) Наверно вы думаете, что этот замечательный праздник отмечали люди всегда зимой. Однако это не так. У древних народов празднование Нового года было ознаменовано приходом весны, победой жизни над смертью, и приходилось на 1 марта. Гораздо позже встречали Новый год 1-го сентября. 1-го января повелел отмечать на Руси Новый год царь Петр I (Слайд 3).
Это было более 300 лет назад. Пётр I повелел 1-го января поздравлять друг друга с Новым годом, выходить на улицу и стрелять в небо из своих ружей. И до сих пор мы стреляем вверх, но уже петардами и хлопушками. Также именно этот царь приказал всем наряжать хвойные деревья. Только игрушки тогда были очень простые – пряники, баранки, яблоки, кусочки ваты… Вот откуда пришёл обычай наряжать ёлку. (Слайд 4)
И хоть зимы тогда были очень морозными, обычай встречать Новый год прижился очень быстро. Люди с радостью выходили на улицу, жгли костры, исполняли вокруг них танцы, призывали солнце согреть скованную снегами и морозом землю.

4. Беседа о новогодних традициях. Игра «Верю – не верю»

– Как вы традиционно в ваших семьях встречаете Новый год? Например, я всегда убираю дом к празднику. Негоже принимать Деда Мороза и Снегурочку в пыльной комнате. А вы?

Из прошедших веков пришли обычаи:

– отдавать долги перед Новым годом;

– прощать обиды;

– встречать праздник в новой нарядной одежде и др.

Это традиции русского народа. А в других странах они свои. Поиграем в игру «Верю – не верю».

    Верите ли вы, что в Италии в новогоднюю ночь принято выбрасывать из окон стулья, цветочные горшки, одежду? (Слайд 5) Да, это так. Чем больше выбросишь, тем больше богатства будет в наступающем году.

    Верите ли вы, что в Испании надо под бой курантов съесть 12 маслин? (Слайд 6) Нет, виноградин. И тогда все загаданные желания исполнятся.

    Верите ли вы, что на Кубе перед полуночью наполняют все сосуды в доме водой, чтобы ровно в 12 ночи вылить её из окна? (Слайд 7) А это так. Кубинцы так желают, чтобы наступающий год был чистым и ясным.

    А верите ли вы, что в Японии в Новый год надо плакать? (Слайд 8) Нет, наоборот смеяться. Это самый весёлый японский праздник. Они считают, что если смеяться всю ночь, то 12 месяцев их ждёт удача.

    Верите ли вы что в Германии в полночь все люди залезают на столы, стулья, кресла? (Слайд 9) А это так! С последним ударом часов он впрыгивают в новый год.

– А в нашей стране последние несколько лет прижилась ещё одна традиция – новогодние каникулы не только для детей, но и для взрослых. И в этом году мы будем праздновать Новый год, а затем и Рождества целых 2 недели.

5. Рассказ учителя о Николае Чудотворце (Слайд 10)

– А кто является главным новогодним волшебником? Кто зажигает огни на ёлках и приносит подарки? С ноября по март у Мороза много работы. Он ходит по лесам и стучит посохом по деревьям, отчего случаются трескучие морозы. Мороз проносится по улицам, раскрашивая окна домов узорами. Он леденит гладь озёр и рек. Мороз щиплет за нос, дарит нам румянец, веселит пушистым снегом.
Образ зимнего повелителя воплощается в русских народных сказках. Какие вы знаете сказки? («Морозко»,«Мороз Иванович») Однако у этого сказочного персонажа есть прообраз- реальный человек.

В 4 веке жил в турецком городе Мира архиепископ Николай. Это был очень добрый человек. (Слайд 11) Особенно он был добр и щедр к детям. Как говорится в предании, дошедшем до наших дней, в Мире жила очень бедная семья. Настолько они были нищие, что отцу нечем было кормить своих трёх дочерей, и, чтобы они не умерли с голоду, он решил отдать детей в чужие семьи на воспитание. Но Николай узнал об этом и нашёл выход. Он подбросил в дом через печной дымоход золотые монеты. А девочки на ночь вешали сушиться свои носочки у камина. Каково же было их удивление и радость, когда утром они обнаружили в носочках золото! Ликованию не было предела, и семья была спасена.Отсюда пришла традиция вешать под Новый год свои носочки у кровати, чтобы утром получить подарок от доброго волшебника.
Много добрых дел совершил Николай при жизни. Рассказы его о доброте разошлись по всему миру, и люди многих стран стали почитать его. А церковь после смерти возвела его в ранг святых. И в России Николай Чудотворец считается одним из самых почитаемых святых.

6. Игра «Найди отличия»

У каждого народа свой Николай, добрый новогодний волшебник. Во Франции Пэр Ноэль (Слайд 12). В Финляндии Йоулупукки (Слайд 13). В Венгрии Микулаш (Слайд 14). В Италии Баббо Натале (Слайд 15). А в Америке? (Слайд 16). А у нас в России? (Слайд 17) И выглядят они по-разному, образ у каждого свой.
Последнее время с экранов телевизоров нам часто показывают Санту. И очень редко Деда Мороза. А мне бы очень хотелось, чтобы вы понимали где чей образ. Давайте научимся отличать внешний вид нашего родного Деда Мороза от заграничного Санта Клауса. (Слайд 18)

– Посмотрите на экран. Какой из этих дедушек наш? (Справа)

Рассматриваем сверху вниз:
– головной убор(меховая шапка, колпак с помпончиком);
– борода (длинная, седая; короткая);
– глаза (видит хорошо; в очках);
верхняя одежда (тёплая шуба до пят; короткая куртка со штанами);
– цвет одежды (может быть синяя, красная, белая; только красная);
– руки (в тёплых варежках; в перчатках);
– в руках (держит посох, которым может заморозить; нет посоха);
– обувь(валенки или сапоги с приподнятым носком; чёрные сапоги);
транспортное средство (может пешком или в санях, запряжённых тройкой лошадей; ездит в повозке, запряжённой оленями);
– помощники (внучка Снегурочка; могут помогать эльфы).
Главное сходство – бездонный мешок с подарками.

7. Новогодняя физминутка (Слайды 19-28)

8. Изготовление ёлочных игрушек (снежинки).

-Сегодня мы выполним самый распространенный елочный атрибут – снежинку. (у детей салфетки, ножницы).

-Вы самостоятельно выполните эту работу, а лучшими снежинками мы украсим класс.

Во время выполнения детьми звучит музыка, на экране заставка

9. Где живёт Дед Мороз

Теперь мы готовы к встрече Нового года, и с нетерпением будем ждать прихода Деда Мороза. А знаете откуда он к нам идёт? Раньше он не имел постоянного места жительства, а теперь круглый год проживает в Великом Устюге. (Слайд 31)

Его дворец в этом городе называется Резиденция. Само слово резиденция означает местопребывания важного человека, например президента. Представляете, как важен и значим для нас Дед Мороз, если он живёт в резиденции! Почему именно в Великом Устюге? Только в вологодских краях настоящие сказочные леса, дивные озёра, чудодейственные родники. Только там может жить наш волшебник.
Дворец Деда Мороза спрятан в лесу. В особняке есть тронный зал, где Дедушка встречается с важными гостями, например с Санта Клаусом. А если в этой комнате позвонить в хрустальный колокольчик, то ваши желания непременно сбудутся. В личном кабинете Деда Мороза есть книга пожеланий. В неё все гости записывают свои просьбы, но выполняет Дед Мороз конечно самые заветные и добрые. Также там есть несколько комнат с подарками Деду Морозу от ребятишек нашей огромной Родины.
Дед Морозу можем написать и мы с вами. Вот его адрес. Дед Мороз обязательно исполнит ваши желания. Ведь это стало у нас уже традицией – писать письма Деду Морозу.

10. Объяснение домашнего задания

– До праздника остаётся 2 недели, и вы ещё успеете написать письмо Деду Морозу и Снегурочке. И я сегодня хочу вам дать такое домашнее задание: напишите письмо или нарисуйте рисунок с просьбой не для себя, а для того кто вам дорог, кого вы любите, кому хотите сделать приятное. У кого есть такой человек? Это не обязательно должен быть ребёнок, подарки приятно получать людям всех возрастов. Мы сложим письма вот в этот необыкновенный конверт и отправим Деду Морозу в Великий Устюг.

11. Итог урока

– Наш классный час подходит к концу. Что нового вы узнали? Чему научились?
Я желаю вам, чтобы под ёлкой в новогоднюю ночь оказались самые желанные подарки не только вам, но и вашим близким.

Белый снег кругом искрится, светятся гирлянды ярко!
Кролик в двери к нам стучится, он принёс для всех подарки:
И удачу, и везенье, и отличную погоду,
И, конечно, поздравленья с новым счастьем! С Новым годом!

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 10 г. Орска

Открытый классный час на тему:

«Путешествие в Новый год»

Подготовила:

классный руководитель 9 класса Фатеева И. А.

2012-2013 учебный год

Внеклассное мероприятие на новогоднюю тематику для учащихся начальных классов

Познавательно игровой час "Почему же именно елка?" для начальной школы

Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ Школа №47 г.о. Самара
Описание: Данный материал могут использовать учителя начальных классов, воспитатели для проведения бесед, внеклассных мероприятий, внеурочной деятельности для учащихся начальной школы.
Цель: Знакомство с традицией украшать ель на Новый год и Рождество.
Задачи:
- рассмотреть историю украшения Новогодней ёлки;
- развивать у детей интерес к истории возникновения праздника;
- развивать речь, фантазию,коммуникативный навык у учащихся.
- активизировать творческие способности учащихся.

Ход мероприятия


Ведущий
Сегодня наше занятие я хочу начать с загадки.
Её всегда в лесу найдёшь-
Когда гулять в него пойдёшь:
Стоит колючая,как ёж,
"Зимою в платье?",- "Ну и что-ж!"
А платье то пушистое,
Зелёное,ветвистое!!!
(Ель)
Да, вы правы, это ель. Конечно вам хорошо знакомо это дерево. Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Для каждого из нас это традиция, которая, я просто уверена, никогда не перестанет существовать.
Но знаете ли вы, почему, именно ель стала символом Нового года и Рождества?
(Ответы детей)
Конечно же все ваши перечисленные доказательства преимущества ели принимаются. Но все же, не мешало бы узнать, откуда пришла эта традиция.
Чтец
Спи, елочка-деточка, под пенье метели.
Я снегом пушистым тебя уберу
Усни на коленях у матушки-ели,
Такая зеленая в белом бору.
Усни и не слушай ты всякого вздора,
Ни ветра, ни зверя, ни птиц, никого!
Как будто возьмут нашу елочку скоро
И в дом увезут, чтоб встречать Рождество.
Нет, в чан с оторочкой из старой бумаги
Тебя не поставят у всех на виду.
Не будешь держать ты гирлянды и флаги,
Игрушки и свечи, шары и звезду.
Нет, спрячешь ты заиньку - длинные ушки,
Тебя разукрасят метель и мороз,
И вспыхнет звезда у тебя на макушке
В тот час, как родился младенец Христос..


Ведущий
Послушайте легенду:
Возле пещеры, где родился маленький Иисус, росли 3 дерева: олива, пальма и ель. Пальма и олива подарили матери и младенцу свои плоды. А ели подарить было нечего. Она скромно стояла в сторонке и очень боялась испортить праздник. Не могла же она подарить колючие иголки, липкую смолу и твердые шишки. Ей стало очень стыдно и она заплакала своей смолой… И тогда, чтобы утешить ель, с неба на нее посыпались звезды.
И случилось чудо. Осыпанная звездами, неотразимая ель подошла к младенцу, и он, завороженный ее красотой, радостно улыбнулся. Ель обрадовалась, но не стала гордиться. Вот за ее скромность Ангел и наградил доброе зеленое дерево. Он сделал его символом светлого праздника Рождества.
Вот так, согласно этой легенде, появилась зеленая сверкающая красавица для праздника. Которая символизирует неразрывную связь земли с небесами, то есть людей с Богом. Вот такая красивая легенда.


2 Ведущий
А я расскажу вам основную европейскую легенду.
Согласно этой легенде, в тот миг, когда на свет появился Иисус, небесных светил стало больше: еще одна звезда взошла на небосводе. Свет этой звезды привлек многих людей, и все они отправились в Вифлеем – город, где родился Иисус. Но не только люди хотели увидеть Младенца. Показать свою радость Младенцу и его Матери пришли волхвы, звери, птицы и растения. Узнала о волшебном рождении и могучая гиперборейская ель. Но когда она пришла к пещере, где Богоматерь кормила Сына, ель стала стесняться и не решилась войти, осталась в сторонке. Остальные деревья спросили ее, почему она не подходит ближе. Ель посмотрела на изобилие их плодов и ответила, что боится напугать людей, которые пришли в пещеру.
Стало понятно деревьям, что ель стыдится своей простоты и мрачности, и начали украшать ее цветами, орехами, яблоками, инжиром. Даже брызнули соком на ее шишки. А шишки от этого покрылись золотом. Засияла ель и вошла в пещеру. Увидел ее Сын Божий, улыбнулся и замахал приветственно ручками. Больше всех понравилась ему нарядная ель. Тогда над верхушкой елки засветилась звезда. Та самая, что привлекла всех к Младенцу.


Чтец
Ночь. Мороз.
Сверкают звезды
С высоты небес.
Весь в снегу, как в горностаях,
Дремлет тихий лес.
Тишина вокруг.
Поляна Спит в объятьях сна,
Из-за леса выплывает
На дозор луна.
Звезды гаснут.
С неба льются
Бледные лучи,
Заискрился снег морозный
Серебром парчи.
Широко раскинув ветви
В шубе снеговой,
Посреди поляны елка
Ввысь ушла стрелой.
На красавицу лесную
Лунный свет упал,
И огнями лед кристаллов
В ветках заиграл.
Бриллиантовые нити
В хвое заплелись,
Изумруды и рубины
На снегу зажглись.
Ясной звездочкой у елки
Светится глава
… Наступает день великий
Праздник Рождества!
Чтец:
Ярко звездными лучами
Блещет неба синева…
- Отчего, скажи мне, мама,
Ярче в небе звезд сиянье
В ночь святую Рождества?
Словно елка в горном мире

В эту полночь зажжена
И алмазными огнями,
И сияньем звезд лучистых
Вся украшена она?
- Правда, сын мой, в Божьем небе
Ночью нынешней святой
Зажжена для мира елка
И полна даров чудесных
Для семьи она людской.
Посмотри, как ярко звезды
Светят миру там, вдали:
Светят в них дары святые
- Для людей - благоволенье,
Мир и правда - для земли.
1 Ведущий
В древние времена люди считали природу божественной и верили в существование духов, которые жили в лесах на хвойных деревьях. Считалось, что именно они вызывают лютые морозы, насылают метели и запутывают охотников.
Чтобы уберечь себя от проделок лесных существ, люди старались всячески задобрить их: украшали ели различными плодами и угощениями. Вечнозеленая елка всегда символизировала саму жизнь.


Ель считается символом вечности. Природа может на некоторое время уснуть и проснуться, но ель, как и жизнь остается вечной. В любое время года она стоит зеленой, олицетворяет собой бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. А ее шишки считали символом огня жизни и восстановления здоровья.
2 Ведущий
Сам обычай ставить елку на Новый год наш народ позаимствовал в Западной Европе.
Именно из Германии в начале XIX века к нам пришла новогодняя елка. Немцы, которые жили в Санкт-Петербурге показали русским дворянам, что ёлку надо подвешивать вверх ногами (или корешком) к потолку.


Но потом было решено ель устанавливать на полу.


1 Ведущий
Интересно, а чем украшали ель в самом начале? Украшения ели тоже имеют свою историю. В самом начале это были свечи и лакомство - яблоки, орехи, конфеты, пряники. Это было одновременно и угощением для детей. Ёлка стала и обязательным атрибутом рождественского праздника. Красавиц украшали поделками из цветной бумаги, фруктами, мишурой.


Новогодняя игра «Ёлочные украшения»
-С вами мы сейчас сыграем
В интересную игру.
То, чем ёлку наряжаем,
Я вам быстро назову
Вы послушайте внимательно
И ответьте окончательно
Если я скажу вам верно,
Говорите «да» в ответ,
Ну, а если вдруг неверно,
Отвечайте смело –«нет».
-Очень вкусные ватрушки?
-Покрывала и подушки?
-Креслица и кроватки?
-Мармеладки, шоколадки?
-Бокальчики стеклянные?
-Доски деревянные?
-Жареные пышки?
-Компьютерные мышки?
-Бусы разноцветные?
-А гирлянды светлые?
-Снег из ваты белой?
-Пузырьки для клея?
-Сандали и галоши?
-Тарелки, вилки, ложки?
-Конфеты блестящие?
-Зебры настоящие?
-Шишки золотистые?
-Шарики лучистые?
2 Ведущий
Существует легенда и о новогодней мишуре.
Давным - давно жила одна женщина, у которой было много детей. Жили они очень бедно, поэтому ей приходилось много работать. В ночь перед Рождеством мать нарядила елку, но украшений у нее было очень мало. Среди ночи на ветки елки приползли пауки и сплели паутину. Когда это увидел Иисус Христос, он пожалел эту семью и благословил дерево. Тогда паутина превратилась в серебристую мишуру.


В России существовала традиция обрывания подарков, которая называлась «ощипыванием ёлки» (или говорили: «рушить ёлку»).
Кто знает, что это за традиция?(ответы детей)
1 Ведущий
По традиции немецкого народа, праздник ёлочки всегда считался днем детского семейного торжества. В начале она устраивалась в доме только для членов одной семьи и предназначалась детям. И при Петре и позже в России было много немцев, они сохраняли привезенные с родины обычаи. У них было принято наряжать маленькую ёлочку в главной комнате дома, накрывать ее покрывалом и глава семейства снимал его в положенный час. Русские люди придумали по-своему. Рождественская ёлка в русском доме отражала часть церковного обряда и служила объединением вокруг себя всей семьи.


Дети не могли видеть то, что делается в доме, но по всевозможным знакам они всячески стремились догадаться о происходящем за пределами их комнаты: прислушивались, подглядывали в замочную скважину или в дверную щель.
Чтец
О, дайте нам ёлку! Волшебную ёлку
С гирляндами пестрых огней.
Заставьте томиться, заглядывать в щёлку,
Гореть у закрытых дверей.
2 Ведущий
По началу елка стояла в доме только один вечер. На детей дерево производило сильное впечатление, они испытывали восторг. Установка ели готовилась взрослыми и обязательно в тайне от детей. И таким образом для детей елка была сюрпризом!
Измученные ожиданием праздника, ошеломленные праздничным великолепием красавицы Елки, развеселившиеся дети в конце его набрасывались на Елку и громили ее и все что на ней было повешено.Так эту традицию и называли – праздник “ощипывания елки”. В конце праздника опустошенное и поломанное дерево выносили из залы и выбрасывали во двор.
Елку стали ставить в середину зала, где была предоставлена возможность каждому веселиться вокруг нее, водить хороводы, осматривать со всех сторон игрушки, которые украшали елку. Считается, что хоровод вокруг елки заимствовали из ритуала Троицына дня. Водили хоровод и пели старинную немецкую песенку «О рождественская елка».


А в этом году мы отмечаем 114 лет со дня написания гимна новогоднего праздника, песни «В лесу родилась елочка», без которой не обходится ни один праздник. Поет эту песню и стар и млад. Автор любимой новогодней песни многих поколений - Раиса Адамовна Кудашева


Когда зажиточные люди стали приглашать на елку своих знакомых, то старались не скупиться на украшения, использовали всегда новые украшения. Украшали свечами, кондитерскими игрушками, фруктами. Так старались показать свой вкус и зажиточность. Сначала ель называли рождественским деревом, а потом просто «елка».
1 Ведущий
Интересный факт
Самой старой ели на нашей Земле 9550 лет! Девять с половиной тысяч лет живет на Земле самая старая ель. У нее даже есть имя – Старый Тикко. Ее высота 4-метра и растет она на горе Фулуфьеллет в Швеции.


В России самые старые ели растут в Костромской области в заповеднике “Кологривский лес”.Им по 400 лет.


2 Ведущий
Стеклянные ёлочные игрушки были придуманы в Германии в XIX в. Говорят, что у одного бедного стеклодува однажды не нашлось денег на съедобное убранство ёлки и он, чтобы не расстраивать своих детей, сделал игрушки из стекла. Скоро такие игрушки стали модными.


А именно в России стеклодувы придумали традиционные шары, шишечки и грибочки забавными фигурками героев сказок, - этим «русская ёлка» отличалась от европейских деревьев.
А какие символы рождественской елки вы можете назвать?
-венок, который обязательно вешают на дверь – это символ слияния конца и начала года;


-непременные свечи на столе – способ призвать в дом добро.


В конце 20-х годов XX столетия елка в России была запрещена вместе с празднованием Рождества и даже Нового года. Но в 1936 году вернулась как символ именно новогодних праздников. И мы будем надеяться, что больше такого не произойдет.
1 Ведущий
Высочайшая в мире искусственная новогодняя елка, согласно Книге рекордов Гиннеса, была установлена в 2009 году на проспекте Пасьо-де-ла-Реформа в Мехико. Ее диаметр составил 35 метров, а высота - 110,35 метра, это соответствует высоте 40-этажного дома.


200 рабочих устанавливали ее целых 2 месяца. Для украшения были повешены электрические гирлянды, их общая длина составила около 80 000 метров.
В 2007 году на озере Лагоа-Родриго-де-Фретас в Рио-де-Жанейро была возведена самая большая в мире плавающая елка. Высота праздничного дерева составляла 85 метров, ее украшали более двух миллионов лампочек.


Самая большая елка в мире – это 45-метровая ель, установленная в 2014 году в Германии в городе Дортмунд на Рождественском базаре. Она была изготовлена методом сращения небольших елочек и весила 40 тонн, сборка заняла 1 месяц. Для праздничного дерева были специально выращены 1700 елей.Рождественскую елку украшали 48 тысяч лампочек и светящихся гирлянд. Установленный на верхушке четырехметровый ангел весил более 90 кг.


Самая высокая елка в России – 33 метра, ее возраст составлял более 110 лет. Она была установлена в 2009 году на Соборной площади Кремля в Москве.


Вот такой путь пришлось преодолеть « новогодней красавице». Мы уже и представить не можем праздник Новый год без главного символа. Ведь даже Дед Мороз оставляет подарки под елочкой. И конечно же именно елочка создает эту незабываемую атмосферу новогодних праздников своими огнями и игрушками. Новогодние хлопоты – одни из самых приятных. Они собирают всю семью, приносят в дом веселье и праздничный шум. Все радуются, обмениваются подарками, поздравляют друг друга. А в центре всего этого торжествует елка – дерево жизни.
Игра «Зимнее настроение»
Ведущий читает стишки, а дети отвечают: «верно»,«неверно».
1. Расцвели среди мороза
На дубке большие розы.
Их в букеты собирают
И Снегурочке вручают. (Неверно)
2. Со Снегуркой Снеговик
К детям приходить привык.
Песни любит он послушать,
А потом конфеты кушать. (Верно)
3. Дед Мороз зимою тает
И с ребятами скучает –
От него осталась лужа;
В Новый год он нам не нужен. (Неверно)
4. В августе под Новый год
В гости Дед Мороз идет,
У него мешок большой,
Весь наполнен он травой. (Неверно)
5.Не цветут зимой полянки,
Но катаются на санках.
С ними весело детишкам –
И девчонкам, и мальчишкам. (Верно)
6. К нам из жарких стран зимою
Птицы вновь домой летят,
Снежной теплою порою
Выводить птенцов хотят. (Неверно)
7. В новогодний праздник славный
Дуб для деток самый главный –
Он зеленый и могучий,
Нашей елки выше, круче. (Неверно)
8. В январе метут метели,
Наряжая снегом ели.
Зайчик в шубке своей белой
По лесочку скачет смело. (Верно)
Чтец
Сверкающая ёлка
Засверкай огнями, ёлка,
Нас на праздник позови.
Все желания исполни,
Все мечты осуществи!С Новым годом,
С Новым годом
Всех поздравим,
А потом
И походим хороводом,
И станцуем, и споём.Дед Мороз стоит у ёлки,
Пряча в бороду смешок.
Не томи нас слишком долго,
Развяжи скорей мешок!
Игра «Укрась елочку»

Цели мероприятия

1. Способствовать развитию фантазии и творческих способностей детей.

2. Содействовать становлению классного коллектива.

3. Вовлекать родителей в подготовку и проведение классного дела.

Подготовка

1. Второклассники вместе с педагогом готовят выразительное чтение стихотворений, украшения для классного помещения.

2. Классный руководитель вместе с активом класса подбирает игры, танцы, материалы для проведения конкурсов.

3. Дети разрабатывают новогодние песни.

4. Родительский комитет закупает новогодние подарки.

5. Родительский актив разучивает и репетирует роли персонажей праздника.

6. Учащиеся пишут сочинение «Самая большая радость в уходящем году».

7. Готовятся реквизит для персонажей праздника; мешок с новогодними подарками; 50 ватных снежков и пакеты для них; два воздушных шара, два ведра, две метлы: пять непрозрачных платков; магнитофон и аудиокассеты.

Действующие лица

Второклассники.

Классный руководитель.

Баба Яга.

Мороз Синий Нос.

Мороз Красный Нос.

Дед Мороз.

Родители.

Классное помещение украшено елочными игрушками, стоит новогодняя елка.

Второклассники

Снегом все запорошило,

И деревья и дома.

Это значит наступила

Белоснежная зима!

Все поют и веселятся,

Водят шумный хоровод,

Потому что нынче праздник,

Что за праздник? Новый год!!!

Здравствуй, праздник новогодний,

Праздник елки и зимы!

Всех друзей своих сегодня

Позовем на праздник мы!

Здравствуй, елка дорогая!

Снова ты у нас в гостях!

Огоньки опять сверкают

На густых твоих ветвях.

Как хороша новогодняя елка!

Как нарядилась она, погляди!

Платье зеленое сшили иголки,

Яркие бусы блестят на груди.

Второклассники исполняют песню «Наша елка зелена» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина).

Классный руководитель . А сейчас, ребята, мы проведем игру «Что растет на елке?». Вам нужно будет ответить на вопросы только словами «да» или «нет».

Бывают на елке игрушки:

Веселые Петрушки?

Большая хлопушка?

Зеленая лягушка?

Разноцветные флажки?

Мясные пирожки?

Яркие картинки?

Рваные ботинки?

Рыбки золоченые?

Колбаса копченая?

Второклассники исполняют песню «В лесу родилась елочка» (муз. Л. Бекман, сл. О. Кудашевой). Затем классный руководитель зачитывает отрывки из детских сочинений на тему «Самая большая радость в уходящем году».

Классный руководитель. Сейчас мы проведем игру «Чей голосок?».

Второклассники (взявшись за руки, продвигаются по кругу с закрытыми глазами)

Мы под елкой встали в круг.

Встали в круг.

Ты мой друг и я твой друг.

Старый, верный друг.

По знаку ведущего один из участников произносит слово «Зима», дети открывают глаза и пытаются отгадать, чей голос услышали.

Классный руководитель. На наш праздник собралось много друзей и гостей. Но среди них нет Деда Мороза. Чтобы он поскорее пришел, за ним нужно послать пингвинов.

Дети делятся на две команды и принимают участие в игре «Пингвины». Зажав коленями воздушный шар, игроки по очереди добегают до елки, возвращаются и передают эстафету.

Ребята, давайте вызовем Деда Мороза особым заклинанием.

Унды, фунды, гунды, гей!

Прилетай, Мороз, скорей!

Вместо Деда Мороза появляется Баба Яга.

Баба Яга (детям)

Что это за зверюшки?

Не пиявки, не лягушги

Первый раз таких встречаю, —

За себя не отвечаю.

Раз, два, три, четыре, пять,

Сейчас буду колдовать!

Классный руководитель просит второклассников ответить на колдовство Бабы Яги танцем «Буги-вуги». Уставшая от танца Баба Яга предлагает ученикам отдохнуть и вспомнить загадки о зиме.

Баба Яга

Ох, устала я, детишки!

Что-то разрезвилась слишком,

Сейчас мы проведем с вами игру «Полет в ступе». Второклассники выполняют новое задание Бабы Яги. Участники по очереди обегают вокруг елки, опустив одну ногу в ведро, а в руке держат помело.

Классный руководитель . Давайте снова позовем Деда Мороза!

Дед Мороз, шалун, проказник, Приходи скорей на праздник!

Появляются Мороз Синий Нос и Мороз Красный Нос.

Мороз Синий Нос

С Новым годом поздравляем

И хозяев и гостей!

Счастья всем,

Добра желаем,

И погожих долгих дней!

Мороз Красный Нос

Повела зима над нами

Снеговыми рукавами —

И посыпался снег

Под веселый детский смех.

Поиграем мы в снежки,

Соберем мы их в мешки.

Дети с завязанными глазами собирают ватные снежки в пакеты. Набравший наибольшее количество объявляется победителем.

Затем проводится конкурс на лучшее знание песен о зиме.

Оба Мороза (хором)

Ну, а нам пора на полюс, —

Нам немножко жарко тут.

Классный руководитель . А Деда Мороза с подарками так и нет.

Всё: «Ау-ау!».

Больше ждать я не могу!

Входит Дед Мороз.

Дед Мороз

Ay! Ау! Я из леса к вам иду!

Дед Мороз я настоящий,

Из глухой дремучей чащи.

Всех поздравляю, приветствую всех!

Да здравствуют шутки, веселье и смех!

Второклассники исполняют песню «Дед Мороз» (муз. В. Ватлика, сл. С. Погореловского).

Ничего нет интересней,

Чем в такой вот день чудесный

Повстречаться с детворой,

С Новым годом всех поздравить

И подарки вам оставить!

Да, ребята, я не скрою —

К вам приехал не пустой я:

Был со мной мешок большой.

Только стар я стал, ребята,

И не помню, где он спрятан.

Помогите отыскать

И подарки вам раздать.

Второклассники отправляются на поиски мешка и находят его у елки. Мешок «оживает» и пытается убежать, затем из него выскакивает Баба Яга и дразнит детей.

Вот и я пришел,

Свой мешок нашел.

Тут конфеты и печенье,

Праздничное угощенье.

Второклассники получают новогодние подарки.

Список использованной литературы

Жданова Л.Ф. Праздники в детском саду. М., 2000.

Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу. М., 2001.