Елена Вайцеховская: «Отказала «Матч ТВ», потому что вообще его не смотрю. Формат раздражает. Спорт-экспресс. Дом на "Круглом". Дневник Елены Вайцеховской Вайцеховская спорт экспресс статьи о фигурном

В прошлом известная спортсменка а ныне журналистка Елена Вайцеховская с некоторых пор развязала войну с не менее известным тренером по фигурному катанию Этери Тутберидзе. Последняя ее статья "Победа по правилам" больше напоминает не аналитическую публикацию о спорте, а сценарий для фильма ужасов в духе Дона Манчини. Перед глазами возникает душераздирающая картина:

с виду привлекательная, а на самом деле исчадие ада, Тутберидзе выращивает в зловещей лаборатории маленьких живых кукол (или девочек-гиноидов, если придерживаться терминологии жанра). Раз в год она извлекает одну из них из пробирки и заставляет выигрывать Гран-при, чемпионаты России, Европы и мира по фигурному катанию, а затем безжалостно выбрасывает их на помойку.

В своих прежних нападках на Тутберидзе журналистка Вайцеховская позволяла себе пренебрежительные выпады и в отношении ее подопечных — в первую очередь Жени Медведевой, — что выглядело особенно гадко.

На сей раз она решила выплеснуть весь свой негатив на Тутберидзе и представить ее абсолютным злом, а Медведеву назначить на роль жертвы заодно с Еленой Радионовой.

Медведева — жертва уготованной для нее Тутберидзе участи зомби-девочки, эдакого калифа на час, призванной в течение одного сезона выиграть все возможные призы, а потом выброшенной за ненадобностью. Видимо, намек на скорое пришествие Полины Цурской.

Радионова — жертва таких вот зомби-девочек, которых коварная Тутберидзе намерена насылать на нее ежегодно. Она же и героиня, вынужденная с этими зомби мужественно сражаться.

Как тут ни вспомнить симпатичный показательный танец Лены Радионовой «Маленькая зомби»? Не иначе, как этот танец вызвал к жизни некие потусторонние силы, выбравшие в качестве среды обитания черепную коробку журналистки Вайцеховской.

В статье много умышленных натяжек. К примеру, Вайцеховская считает, что после ожидаемого в ближайшее время взросления Медведева никогда не сможет выступать так же сильно, как она выступает сейчас. То, что дано маленьким девочкам, уходит безвозвратно и навсегда. Отсюда, собственно, и весь ужастик о «лаборатории» Тутберидзе и девочках на один сезон.

В то же самое время Татьяна Тарасова, комментируя чемпионат Европы в Братиславе, высказала уверенность, что в следующем году Радионова сможет делать все то, на что сейчас способна только Медведева. Т.е. по ее мнению в фигурном катании пубертат — это не приговор, а временная помеха.

Вайцеховская — специалист по прыжкам в воду. Пишет она, конечно, о разных видах спорта, но практический опыт наработала именно там. Тарасова — один из самых опытных специалистов в фигурном катании в мире. Кому мы должны верить?

«проигрыш год назад в финале “Гран-при”, где Лена (и тоже при чистом прокате) проиграла Елизавете Туктамышевой. Все-таки в том финале у Радионовой было падение в короткой программе, а в произвольной борьба между спортсменками велась абсолютно на равных.»

При этом журналистка Вайцеховская ни словом не обмолвилась о прошлогоднем чемпионате Европы, результат которого, видимо, не пожелал укладываться в нарисованную ею схему. А ведь именно Стокгольм должен был стать для Лены Радионовой самым тяжелым испытанием.

Позволю себе небольшой экскурс в историю.

На протяжении двух сезонов Радионовой не было равных на юниорском уровне, на котором она обыгрывала все, что дышит, и сделалась пока единственной двукратной чемпионкой мира. Во взрослых турнирах тех лет ей, конечно, приходилось проигрывать самым сильным спортсменкам, но иного и быть не могло.

Хронология первого полноценного сезона Радионовой среди взрослых (2014-2015):

Победа на этапе Гран-при в США, где она, в частности, обыграла Елизавету Туктамышеву;

Победа на этапе Гран-при во Франции;

Второе место в финале Гран-при в Барселоне, где она уступила Туктамышевой (но там у Лены действительно было падение, а Туктамышева откаталась чисто);

Победа на Чемпионате России, в том числе и над Туктамышевой;

И, наконец, Стокгольм, где она откаталась чисто в обеих программах и была уверена, что победит, поскольку до того момента ТАК БЫЛО ВСЕГДА. Еще ни разу, выступая «по взрослым», она не проигрывала с чистыми прокатами. Никому. Думаю, зрители помнят ее счастливую улыбку, когда после своего выступления она сидела в кресле лидера. И как эта улыбка сделалась растерянной а потом даже извиняющейся, когда стало известно, что Туктамышева ее обошла.

В Стокгольме к Радионовой пришло осознание того, что она победима. Причем, победима не в какой-то отдельно взятой ситуации, когда она неудачно выступила, а в принципе. Подобное ой как непросто пережить девочке, имеющей стальной чемпионский характер.

Разумеется, проигрыши в наступившем сезоне тоже нанесли удар по ее самолюбию. И дело вовсе не в провальном этапе Гран-при в Китае, на котором она выступила ниже своих возможностей, и откуда едва унесла ноги, каким-то чудом — исключительно на морально-волевых — зацепившись за призовое место. Напротив: этап в Китае наглядно продемонстрировал, что Радионова вошла в пубертатный период и что с этим нельзя не считаться. Последующие турниры показали, что со своим нынешним состоянием Радионова справляется куда успешнее, чем Липницкая или, скажем, чем Туктамышева в свое время. Да, в настоящий момент она проигрывает Медведевой (в финале Гран-при уступила и Мияхаре), но ведь Медведева еще не вошла в пубертат, и осознание этого факта, как мне кажется, должно скрашивать горечь от нынешних поражений.

Но вернемся к основному ее посылу. О том, что

«на льду Братиславы столкнулись два диаметрально противоположных подхода к фигурному катанию.»

Один, надо полагать, олицетворяет ненавистная Тутберидзе (лаборатория по выращиванию зомби-девочек), а другой Инна Гончаренко (самоотверженное подвижничество и сопротивление злу).

Любопытно, что подобные конспирологические тексты, способные взорвать мозг неподготовленного читателя, кропаются журналисткой (я сознательно не употребляю слова «журналист»), освещающей фигурное катание далеко не первый год. При том, что материал для этих текстов она ухитряется извлечь из процессов, вполне естественных для фигурного катания — и не только российского, но и мирового.

Думаю, все слышали известное изречение Оби-Ван Кеноби «Да пребудет с тобою Сила!» Под Силой джедаи подразумевали не примитивную физическую силу, а некую Силу космического характера (это если очень упрощенно). Считалось, что лучи этой Силы пронизывают все живое, но восприимчивы к ним лишь единицы.

Если говорить о спорте немного иносказательно, то с помощью понятия Силы можно многое объяснить. Только люди, восприимчивые к Силе, способны достигать высот и становиться знаменитыми чемпионами, одной лишь вульгарной физической силы никак не достаточно. Наверное, самой яркой представительницей носителей Силы в фигурном катании является Ирина Роднина, в которой буквально полыхал ядерный реактор.

Однако случается, что Сила из известных спортсменов уходит, в том числе и по необъяснимым причинам.

Примеров тому более чем достаточно. Ограничимся двумя из них: российским фигуристом Артуром Гачинским и французом Флораном Амодио.

Любители фигурного катания наверняка помнят, какие надежды все мы возлагали на Гачинского, когда он только появился в поле нашего внимания: в семнадцать лет — серебряный призер чемпионата России и бронзовый (!) своего дебютного чемпионата мира, в восемнадцать — снова серебро (первым был Плющенко) чемпионата России и серебро (опять же следом за Плющенко) чемпионата Европы. Казалось, российскому безрыбью в мужском одиночном катании тех лет пришел конец. Однако на самом деле конец пришел успешной полосе Артура Гачинского. Зададимся нашим фирменным вопросом: кто виноват? Профессор Мишин? Может и его вслед за Тутберидзе призовем в армию зла?

С Флораном Амодио та же история: в 2011 г. (его второй взрослый сезон) — европейское золото, в 2012 — бронза (вслед за Плющенко и Гачинским), в 2013 — серебро. Однако в 2014 — лишь 13-е место, в 2015 — 9-е, в 2016 (практически одновременно с Гачинским) — решение об окончании спортивной карьеры.

Что-то похожее случилось после Олимпиады и с Юлей Липницкой: ее оставила Сила. Как ведут себя спортсмены в подобных случаях? Они меняют тренера. В надежде на то, что Сила вновь к ним вернется.

Гачинский ушел от Алексея Мишина к Татьяне Тарасовой, Амодио - так тот и вовсе в течение короткого периода времени обращался к услугам семи разных тренеров, Липницкая перешла от Этери Тутберидзе к Алексею Урманову.

Вернется ли к Юле Сила? Посмотрим. К Амодио вроде бы стала возвращаться, когда он, замкнув свой печальный круг, возвратился к Николаю Морозову, с именем которого связан наиболее успешный период в его карьере.

Как видим, утеря спортсменом Силы и связанный с этим переход к другому тренеру — дело в фигурном катании весьма распространенное. А лаборатория Тутберидзе — нездоровая фантазия автора рассматриваемой статьи.

Пофантазируем немного и мы.

Любители фигурного знают, что на первых порах после своего появления в ЦСКА Аделина Сотникова тренировалась у Инны Гончаренко. И только потом перешла к Елене Буяновой. А если бы не перешла?

Тогда мы бы сейчас читали душераздирающую историю о том, как воплощение ада Инна Гончаренко проводит в жизнь свои зловещие планы.

Сначала был реализован проект под кодовым названием «Аделина Сотникова». Но после того, как Аделина выполнила возложенную на нее тренером миссию и выиграла Олимпийские игры, она стала ей не нужна. И бездушная Гончаренко поставила на ней жирный крест, приступив к новому проекту под названием «Елена Радионова». Далее последует проект под названием «Багратион», ой! нет! «Буря в пустыне», ой!! нет!! «Нерушимая скала», ой!!! ну, вы поняли...

Как известно, в каждой шутке есть доля шутки. Я далеко не впервые читаю журналистку Вайцеховскую, и у меня сложилось стойкое ощущение, что в первую очередь ею движет жажда скандала. Она питается скандалом, как бретерианцы питаются солнечной энергией. Причем не только в переносном, но и в самом прямом смысле — за счет привлечения трафика.

Елена Сергеевна Вайцеховская

Мое первое знакомство с фигурным катанием оказалось на редкость кратковременным и унизительным. В шестилетнем примерно возрасте родители – профессиональные тренеры по плаванию – привели меня на просмотр в секцию фигурного катания ЦСКА и оставили одну в зале стадиончика на Песчаной улице, где на полу лежали потертые, набитые свалявшейся ватой маты и стояло гимнастическое бревно. Почему-то нас, таких же, как я, малышей, загнали туда и заставили по очереди карабкаться на снаряд – с заданием самостоятельно пройти по всей длине деревянного бруса.

Мне это показалось настолько невыполнимо-жутким, что я тут же отпросилась в туалет, расположенный за стеклянной дверью в торце зала. Эпизод почему-то навсегда врезался в память: грязное стекло, небрежно замазанное некогда белой краской, в которой кто-то еще до меня проковырял «подсматривательную» дырочку, и отчаянная решимость отсидеться за дверью до тех пор, пока экзекуция на бревне не будет закончена.

Извлекали меня из этого убежища силком и в итоге выгнали с позором. За трусость.

И кто бы тогда мог предположить, что много лет спустя фигурное катание станет для меня именно тем видом спорта, в интерьере которого яначну свою журналистскую карьеру и пройду абсолютно все этапы профессионального становления…

Задумывая написать эту книгу, я прекрасно понимала, что она будет не только о фигурном катании. Но во многом – о работе журналиста, волею судьбы оказавшегося свидетелем феерического триумфа, смертельных трагедий, жесточайших драм и самых разнообразных человеческих проблем нескольких поколений спортсменов и тренеров одного из самых любопытных и психологически сложных видов спорта.

Впрочем, отправляясь в 1991-м в Киев на последний в истории СССР чемпионат страны по фигурному катанию, я совершенно об этом не задумывалась. В моем творческом багаже на тот момент было шапочное – еще спортивных времен – знакомство с полудюжиной известных фигуристов своего поколения, интервью с трехкратной олимпийской чемпионкой Ириной Родниной, случайно сделанное еще во времена работы в «Советском спорте», умение отличать аксель от всех остальных прыжков и по-театральному роскошная ссора с выдающимся тренером – Татьяной Тарасовой…

Конфликт произошел на ровном месте и получился на редкость дурацким. Общаться с Тарасовой по телефону мне приходилось, когда мы еще не были лично знакомы. В конце 80-х, после победы на Играх-1988 в Калгари Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина, тренер ушла из любительского спорта, создала профессиональный театр «Все звезды» и уехала с ним на гастроли в США. А в 1990-м случилось ЧП: несколько спортсменов тарасовской труппы решили остаться в Америке, сбежав из отеля в последнюю ночь перед отъездом. Естественно, руководство «Советского спорта» тут же затребовало подробности, перепоручив мне – то ли стажеру, то ли творчески никчемной редакционной достопримечательности с ярким спортивным прошлым – позвонить Тарасовой домой.

Разговор получился вполне милым, что незамедлительно вселило в меня уверенность, что общаться с великими и брать у них интервью – плевое дело.

Некоторое время спустя, дождавшись очередного приезда Тарасовой в Москву, я безо всяких редакционных заданий нахально напросилась к ней в гости в генеральский дом у станции метро «Сокол», лелея надежду самостоятельно сделать большой материал и таким образом обратить на себя внимание явно недооценивающих мои способности коллег.

Хозяйка выглядела царственной и слегка утомленной. Усадила меня за массивный, красного дерева стол в гостиной, сверкающей хрусталем и мебельной полировкой, села напротив, бросив мимолетный взгляд на диктофон. Время пошло.

– Вам не скучно заниматься тем, что вы сейчас делаете? – с места в карьер начала я. – Ведь по сравнению с большим спортом ваш театр – это какая-то второсортная самодеятельность вышедших в тираж звезд…

Тарасова даже не показала вида, что возмущена или ошарашена моим хамством. Она лишь подняла на меня тяжелый взгляд:

– Вы видели хоть один наш спектакль?

– Пока нет, но…

Собеседница медленно поднялась со стула, вытянула унизанную кольцами и браслетами руку по направлению к входной двери и, не меняясь в лице, хорошо поставленным голосом произнесла:

С пятого этажа (о том, чтобы дожидаться лифта на тарасовской площадке, не могло быть и речи) я скатилась стремительно. Короткое словечко преследовало меня в ночных кошмарах и на редакционных дежурствах. Я утешала себя лишь тем, что больше никогда и ни за что не подойду к Тарасовой на пушечный выстрел. Благо в большом спорте она, на мое счастье, больше не появится. Но я ошиблась. Три года спустя мы столкнулись на трибуне московских «Сокольников».

Я не узнала тренера. Тарасова похудела килограммов на тридцать, поменяла макияж, стиль одежды. Некие смутно-тревожные ассоциации вызывала лишь манера держаться.

Чайковская вытаращилась на меня в недоумении:

– Ну ты даешь! Это же Таня Тарасова…

Стыд, надежно загнанный за три года в самые закоулки подсознания, накрыл меня омерзительно липкой волной. Выскочив на лестницу, я, как воришка, стала пробираться в направлении выхода на улицу, с каждым шагом все отчетливее понимая, что это не решение проблемы. Может быть – шанс.

Именно в этот момент из противоположной двери холла появилась Тарасова и, не глядя по сторонам, направилась в сторону раздевалок.

Я решительно двинулась следом:

– Татьяна Анатольевна!

Ответный взгляд тренера был выжидательным. Она остановилась, не произнеся ни слова.

– Вы помните наше неудачное интервью три года назад?

– У меня к вам большая просьба. Дайте мне вторую попытку.

Повисла пауза. Тарасова продолжала меня разглядывать, как лягушка – мелкого жука, не выдавая эмоций. Наконец произнесла:

– Приезжайте завтра к десяти утра в Лужники на каток «Кристалл». Я там репетирую. С театром.

Несколько дней спустя, непроизвольно дрожа всеми частями тела, я привезла в дом на «Соколе» готовое интервью. Читать его Тарасова отказалась – куда-то задевала очки, поэтому отдала текст мужу – выдающемуся пианисту Владимиру Крайневу. Спустя несколько минут, которые показались мне вечностью, из кабинета раздался гомерический хохот.

– Таня, это гениально! Эта девочка вытащила наружу всю твою суть. Чего стоит одна последняя фраза! «Это же здорово – когда человек может пить, курить и при этом работать как лошадь!» Будете чай, Лена?


Родилась 1 марта 1958 года во Львове. Отец - Вайцеховский Сергей Михайлович (1931 г. рожд.), мастер спорта по современному пятиборью. Мать - Мария Ивановна - мастер спорта по плаванию. Дети: Елена, Алексей, Алина.

Плавать Елена начала уже в возрасте 3 лет. Потом стала тренироваться у мамы, поскольку ребенка было не с кем оставлять дома. О том периоде вспоминает: "Мне было безумно скучно постоянно сидеть в холодной воде бассейна. Я постоянно придумывала какие-то шалости, будоражила всю группу и однажды, когда мама в очередной раз выгнала меня с тренировки, пошла в гимнастический зал - плакать. Там меня и подобрала Валентина Николаевна Дедова - тренер по прыжкам в воду".

Прыгать Елена начала очень поздно по меркам этого вида спорта. Более того, с общепринятой точки зрения, ей не хватало гибкости, прыгучести. Плюсом был лишь характер и желание во что бы то ни стало доказать родителям и всем окружающим, что она может чего-то добиться. Хотя даже Дедова любила повторять: "Из тебя никогда не будет толку - слишком многое, кроме спорта, интересует тебя в жизни".

С десятиметровой вышки Елена прыгнула впервые в жизни в 13 лет. А уже в 16 обладала самой сложной произвольной программой в мире. В 1974-м стала чемпионкой СССР, бронзовым призером чемпионата Европы. На следующий год заняла 4-е место на чемпионате мира.

В состав олимпийской команды 1976 года Елена попала почти случайно. Из-за болезни неудачно выступила в отборочном чемпионате страны и после долгих дискуссий (и убедительной победы в контрольных соревнованиях над пятью претендентками на единственную свободную вакансию) ее включили в сборную третьим номером, заметив при этом, что для дебютантки будет успехом даже место в восьмерке.

Тренер Вайцеховской в Монреаль приехать не смогла. Но повышенная ответственность оказалась лишь на руку: Елена выиграла золотую медаль, став первой советской олимпийской чемпионкой среди женщин. По оценке Сергея Вайцеховского (в те времена - главного тренера сборной СССР по плаванию), в Монреале в полном блеске проявилось главное качество дочери: умение добиться максимального результата именно тогда, когда все препятствует этому.

В 1978 году карьера Елены Вайцеховской практически оборвалась: накануне чемпионата мира спортсменка получила тяжелую травму при неудачном входе в воду - разрыв плечевого сустава. Дальнейшие попытки продолжать прыгать были малоуспешными. И в 1980 году за месяц до Игр в Москве Елена ушла из спорта.

Уход из спорта не стал трагедией, как это нередко бывает. Сама себе спортсменка признавалась в том, что, победив на Олимпийских играх, добившись тем самым максимального спортивного результата, она почти полностью потеряла интерес к прыжкам в воду.

После этого она окончила Государственный центральный институт физической культуры в Москве, в который поступила еще в 1975 году, сразу после окончания школы. Тогда Елена всерьез намеревалась продолжать учебу в институте иностранных языков или в крайнем случае - на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Отговорил отец, объяснив: "В этих вузах учиться нужно серьезно. Если ты готова бросить спорт - поступай. Если нет - иди в институт физкультуры, где спортсменам обеспечен режим наибольшего благоприятствования". Был и второй аргумент: поскольку дальнейшая профессия наверняка будет связана со спортом, такие предметы, как анатомия, физиология, основы тренировки, спортивная медицина и некоторые другие, желательно знать досконально.

После защиты диплома Вайцеховская год работала детским тренером, после чего сказала: "Теперь я знаю точно: тренера из меня не получится!" Пробовала себя Елена и на телевидении - комментировала соревнования, готовила и вела выпуски новостей. Ездила с командами переводчиком (кроме английского, выученного в спецшколе, освоила французский и немецкий языки). Вышла замуж, родила троих детей (Елену, Алексея и Алину). Двое младших родились в Мурманске - там четыре года служил муж-офицер). В конце 1988 года семья вернулась в Москву. И осенью 1989-го, на следующий день после того, как младшая дочь пошла в детский сад, Елена начала работать штатным корреспондентом газеты "Советский спорт".

В 1991 году она ушла оттуда с группой журналистов, чтобы создать новое профессиональное спортивное издание - "Спорт-экспресс". Там работает и по сей день. В 1992 и 1996 годах она признавалась лучшим спортивным журналистом России. В качестве обозревателя газеты работала на пяти Олимпийских играх, множестве чемпионатов мира. Пишет о плавании, фигурном катании, гимнастике, борьбе, штанге, хоккее, лыжах. Ее принцип в журналистике - открывать спорт для болельщиков через выдающихся личностей. Раскрывать психологию борьбы и людей.

"Для меня на самом деле нет большой разницы, в каком виде спорта работать, - сказала Вайцеховская однажды. - Мой уже двенадцатилетний опыт работы журналистом говорит о том, что самое простое - выучить правила и имена. Гораздо сложнее понять внутренние законы спорта. Психологию победы и поражения, глубину трагедий и силу ликования. Даже в столь противоположных внешне видах спорта, как прыжки в воду и штанга, эти законы едины. Не люблю, кстати, когда меня начинают сравнивать с другими коллегами. И не считаю себя лучшей. Просто о спорте я знаю то, чему нельзя научить и не всегда можно понять, наблюдая за спортсменами со стороны".

Идеальной матерью и женой себя не считает. ("Журналистика -профессия не женская. Надо быть готовым в любой момент бросить все и мчаться неизвестно куда. А это никак не способствует укреплению отношений в семье".) С другой стороны, уверена, что наибольшее влияние на детей оказывает не столько постоянное присутствие рядом родителей, сколько сила их личности. ("Мы с братом часто оказывались одни. Но именно на примере родителей - одержимых спортом людей - учились отношению к своему делу. И тому, что все, что ты делаешь, нужно стремиться делать максимально хорошо. От мытья посуды - до управления государством".)

В 1992 году Е.С.Вайцеховская была введена в Зал спортивной славы плавания в США. Она является членом пресс-комиссии Международной федерации плавания (ФИНА) и Международной федерации борьбы (ФИЛА). В 2000 году была награждена Бронзовым орденом ФИЛА как лучший журналист, пишущий о борьбе.

Ее жизненное кредо полностью совпадает с девизом отца: "В жизни всегда больше сдавшихся, чем проигравших". Кредо журналиста - в любой ситуации всегда ставить интересы спортсмена выше собственных. Даже если это мешает работе.

Живет и работает в Москве.

Родилась 1 марта 1958 года во Львове. Отец - Вайцеховский Сергей Михайлович (1931 г. рожд.), мастер спорта по современному пятиборью. Мать - Мария Ивановна - мастер спорта по плаванию. Дети: Елена, Алексей, Алина.

Плавать Елена начала уже в возрасте 3 лет. Потом стала тренироваться у мамы, поскольку ребенка было не с кем оставлять дома. О том периоде вспоминает: "Мне было безумно скучно постоянно сидеть в холодной воде бассейна. Я постоянно придумывала какие-то шалости, будоражила всю группу и однажды, когда мама в очередной раз выгнала меня с тренировки, пошла в гимнастический зал - плакать. Там меня и подобрала Валентина Николаевна Дедова - тренер по прыжкам в воду".

Прыгать Елена начала очень поздно по меркам этого вида спорта. Более того, с общепринятой точки зрения, ей не хватало гибкости, прыгучести. Плюсом был лишь характер и желание во что бы то ни стало доказать родителям и всем окружающим, что она может чего-то добиться. Хотя даже Дедова любила повторять: "Из тебя никогда не будет толку - слишком многое, кроме спорта, интересует тебя в жизни".

С десятиметровой вышки Елена прыгнула впервые в жизни в 13 лет. А уже в 16 обладала самой сложной произвольной программой в мире. В 1974-м стала чемпионкой СССР, бронзовым призером чемпионата Европы. На следующий год заняла 4-е место на чемпионате мира.

В состав олимпийской команды 1976 года Елена попала почти случайно. Из-за болезни неудачно выступила в отборочном чемпионате страны и после долгих дискуссий (и убедительной победы в контрольных соревнованиях над пятью претендентками на единственную свободную вакансию) ее включили в сборную третьим номером, заметив при этом, что для дебютантки будет успехом даже место в восьмерке.

Тренер Вайцеховской в Монреаль приехать не смогла. Но повышенная ответственность оказалась лишь на руку: Елена выиграла золотую медаль, став первой советской олимпийской чемпионкой среди женщин. По оценке Сергея Вайцеховского (в те времена - главного тренера сборной СССР по плаванию), в Монреале в полном блеске проявилось главное качество дочери: умение добиться максимального результата именно тогда, когда все препятствует этому.

В 1978 году карьера Елены Вайцеховской практически оборвалась: накануне чемпионата мира спортсменка получила тяжелую травму при неудачном входе в воду - разрыв плечевого сустава. Дальнейшие попытки продолжать прыгать были малоуспешными. И в 1980 году за месяц до Игр в Москве Елена ушла из спорта.

Уход из спорта не стал трагедией, как это нередко бывает. Сама себе спортсменка признавалась в том, что, победив на Олимпийских играх, добившись тем самым максимального спортивного результата, она почти полностью потеряла интерес к прыжкам в воду.

После этого она окончила Государственный центральный институт физической культуры в Москве, в который поступила еще в 1975 году, сразу после окончания школы. Тогда Елена всерьез намеревалась продолжать учебу в институте иностранных языков или в крайнем случае - на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова. Отговорил отец, объяснив: "В этих вузах учиться нужно серьезно. Если ты готова бросить спорт - поступай. Если нет - иди в институт физкультуры, где спортсменам обеспечен режим наибольшего благоприятствования". Был и второй аргумент: поскольку дальнейшая профессия наверняка будет связана со спортом, такие предметы, как анатомия, физиология, основы тренировки, спортивная медицина и некоторые другие, желательно знать досконально.

После защиты диплома Вайцеховская год работала детским тренером, после чего сказала: "Теперь я знаю точно: тренера из меня не получится!" Пробовала себя Елена и на телевидении - комментировала соревнования, готовила и вела выпуски новостей. Ездила с командами переводчиком (кроме английского, выученного в спецшколе, освоила французский и немецкий языки). Вышла замуж, родила троих детей (Елену, Алексея и Алину). Двое младших родились в Мурманске - там четыре года служил муж-офицер). В конце 1988 года семья вернулась в Москву. И осенью 1989-го, на следующий день после того, как младшая дочь пошла в детский сад, Елена начала работать штатным корреспондентом газеты "Советский спорт".

В 1991 году она ушла оттуда с группой журналистов, чтобы создать новое профессиональное спортивное издание - "Спорт-экспресс". Там работает и по сей день. В 1992 и 1996 годах она признавалась лучшим спортивным журналистом России. В качестве обозревателя газеты работала на пяти Олимпийских играх, множестве чемпионатов мира. Пишет о плавании, фигурном катании, гимнастике, борьбе, штанге, хоккее, лыжах. Ее принцип в журналистике - открывать спорт для болельщиков через выдающихся личностей. Раскрывать психологию борьбы и людей.

"Для меня на самом деле нет большой разницы, в каком виде спорта работать, - сказала Вайцеховская однажды. - Мой уже двенадцатилетний опыт работы журналистом говорит о том, что самое простое - выучить правила и имена. Гораздо сложнее понять внутренние законы спорта. Психологию победы и поражения, глубину трагедий и силу ликования. Даже в столь противоположных внешне видах спорта, как прыжки в воду и штанга, эти законы едины. Не люблю, кстати, когда меня начинают сравнивать с другими коллегами. И не считаю себя лучшей. Просто о спорте я знаю то, чему нельзя научить и не всегда можно понять, наблюдая за спортсменами со стороны".

Идеальной матерью и женой себя не считает. ("Журналистика -профессия не женская. Надо быть готовым в любой момент бросить все и мчаться неизвестно куда. А это никак не способствует укреплению отношений в семье".) С другой стороны, уверена, что наибольшее влияние на детей оказывает не столько постоянное присутствие рядом родителей, сколько сила их личности. ("Мы с братом часто оказывались одни. Но именно на примере родителей - одержимых спортом людей - учились отношению к своему делу. И тому, что все, что ты делаешь, нужно стремиться делать максимально хорошо. От мытья посуды - до управления государством".)

В 1992 году Е.С.Вайцеховская была введена в Зал спортивной славы плавания в США. Она является членом пресс-комиссии Международной федерации плавания (ФИНА) и Международной федерации борьбы (ФИЛА). В 2000 году была награждена Бронзовым орденом ФИЛА как лучший журналист, пишущий о борьбе.

Ее жизненное кредо полностью совпадает с девизом отца: "В жизни всегда больше сдавшихся, чем проигравших". Кредо журналиста - в любой ситуации всегда ставить интересы спортсмена выше собственных. Даже если это мешает работе.

Живет и работает в Москве.

я горжусь вами
galina 2010-12-02 02:19:52

Уважаемая Елена.Вы единственная в спортивной журналистике вскрывающая проблемы.творящиеся в Российском плавании.Нынешнее руководство Федерации мало что безграмотное.не замечающее свои ошибки но и полностью коррумпированное.Воронцов на месте главного тренера явно не справляетя но это устраивает господина Сальникова которому в мутной воде легче ловить рыбу.С каких это пор в сборную берут за взятки?Критика присекается на корню.У тренеров опускаются руки принцыпы спорта нарушаются а мы все трубим о великих победах.С уважением Галина.

Единственная спортсменка в истории СССР и России, победившая в прыжках с 10-метровой вышки на Олимпийских играх (1976), член Международного зала спортивной славы плавания. Заслуженный мастер спорта СССР (1976). Первый лауреат медали Николая Озерова (2005).

Биография

В бассейн Елена попала в 3 года, позже начала заниматься у мамы Марии Ивановны - тренера по плаванию.

«Мне было безумно скучно постоянно сидеть в холодной воде бассейна. Я постоянно придумывала какие-то шалости, будоражила всю группу и однажды, когда мама в очередной раз выгнала меня с тренировки, пошла в гимнастический зал - плакать. Там меня и подобрала Валентина Николаевна Дедова - тренер по прыжкам в воду»

С первых тренировок выявилось, что Елене не хватает гибкости и прыгучести. Тем не менее юная прыгунья за счет характера и желания во что бы то ни стало доказать родителям и всем окружающим, что она может чего-то добиться, шла к результату. С десятиметровой вышки Елена прыгнула впервые в жизни в 13 лет. В 16 лет у неё уже была самая сложная произвольная программа в мире. В стала чемпионкой СССР, бронзовым призером чемпионата Европы. На следующий год заняла 4 место на чемпионате мира.

В 1992 году Е. С. Вайцеховская была введена в Зал спортивной славы плавания в США. Являлась членом пресс-комиссии Международной федерации плавания (ФИНА) и Международной федерации борьбы (ФИЛА). В 2000 году была награждена Бронзовым орденом ФИЛА как лучший журналист, пишущий о борьбе.

В 2005 году за большой личный вклад в популяризацию физической культуры, спорта и спортивных достижений Елена Вайцеховская была награждена медалью Николая Озерова.

Библиография

  • «Штрафной круг Александра Тихонова ». - 2006.

Автобиографический труд Александра Тихонова , подготовленный при активном участии и помощи Елены Вайцеховской.

  • «Слезы на льду». - СПб.: «Амфора», 2007.

Книга о том, как всходили на Олимп прославленные российские фигуристы, и какова была цена победы. Герои: