Осенняя одежда, обувь, головные уборы.
Обратить внимание ребенка на то, какое время года наступило, какие изменения произошли в погоде, сравнить погоду летом и осенью;
объяснить, почему в разные сезоны люди носят разную одежду, обувь, головные уборы;
Объяснить ребенку понятия «сезонная одежда», «обувь», «головные уборы»;
спросить у ребенка: «Почему осенью нужно носить резиновые сапоги, куртку, кепку, а летом - панаму, босоножки, шорты?»;
Совместно с ребенком внимательно рассмотреть одежду, обувь, головные уборы, которые носит каждый член семьи осенью, и материал, из которого они сделаны; обратить внимание на его качество и рисунок;
Закрепить названия деталей одежды (воротник, карманы и т.д.).
Задание 4. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава..).
Задание 5. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений).
Это чья шапка? - Моя.
Это чьи перчатки? - Мои.
Это чей шарф? - Мой.
Это чье пальто? - Мое.
Задание 6. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям : моя - шапка...;
мой - шарф...;
мои - сапоги... .
Задание 7. Дидактическая игра «Исправь ошибку» (понимание значений притяжательных местоимений).
Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф...
Задание 8. Выполнить указание и ответить на вопрос (понимание сложных инструкций):
Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул.
Что ты сделал сначала, а что потом?
Задание 9. Дидактическая игра «Один - много» (употребление множественного числа существительных): перчатка - ...; носок - ....шарф - шарфы; шапка - ...;
Задание 10. Дидактическая игра «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов шапка - шапочка; сапоги - ...; пальто - ...; куртка - ...; кепка - ... .
Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак».
Кофта (какая?) - красная, теплая, вязанная, шерстяная, нарядная... .
Сапоги (какие?) - коричневы, новые, резиновые, красивые... .
Шарф (какой?) - ....
Пальто (какое?) - .
Задание 12. Дидактическая игра «Назови, какие» (образование относительных прилагательных):
сапоги из резины - резиновые сапоги;
шапка из шерсти - шерстяная;
перчатки из кожи - кожаные... .
Задание 13 . Игра «Что у кого» (составление сложносочиненных предложений по двум опорным картинкам)
У мальчика рубашка, а у девочки платье.
У мальчика ботинки, а у девочки туфли.
Задание 14. Игра «Скажи наоборот» (усвоение антонимов)
Большой – маленький,
Чистый – грязный,
Детский – взрослый,
Короткий – длинный,
Сухой – мокрый.
Задание 16. О тветить на вопрос: «Что можно считать парами?» (согласование имен существительных с числительными) : одна пара сапог, две пары сапог... пять пар сапог (носки, чулки, сапоги, туфли, перчатки).
Задание 15. Пересчитать предметы (согласование существительных с числительными): один шарф, два шарфа, три шарфа, четыре шарфа, пять шарфов; одна шапка, две шапки... пять шапок; одно пальто, два пальто... пять пальто.
Задание 17. Составить описательный рассказ об осенней одежде, обуви, головном уборе (по выбору).
Это куртка. Это теплая одежда. Ее носят весной или осенью. Эта куртка красная. У нее есть капюшон. Она непромокаемая. Ее можно носить в дождь. Она застегивается на «молнию».
Задание 13. Н азвать осеннюю одежду, обувь, головные уборы. Рассказать о порядке надевания вещей при выходе на прогулку.
Задание 14. Вырезать и вклеить в альбом картинки с изображением осенней одежды, обуви и головных уборов.
Загадки по теме «Одежда, обувь»
Дождик, дождик - кап-кап-кап, мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.
Задание 2. Отгадать загадки и выучить по выбору.
©Меня часто зовут, ожидаются, А приду - от меня укрываются.
(Дождь)
© Из-под крыши крыша под дождик вышла.
(Зонт)
© Всегда шагаем мы вдвоем, похожие как братья. Мы за обедом под столом, а ночью - под кроватью. (Туфли)
© Чтоб не мерзнуть, пять ребят в печке вязаной сидят (Перчатки)
© Если дождик, мы не тужим - бойко шлепаем по лужам
Будет солнышко сиять - нам под вешалкой стоять (Сапоги)
© Сижу верхом, не ведаю на ком.
Знакомца встречу - соскочу, привечу.
(Шапка)
Четвертый лишний. 3 картинки с изображением одежды, 1 - с обувью. 3 картинки с изображением обуви, 1 - одежды. 3 картинки с верхней одеждой, 1 - с нижним бельем. 3 картинки с нижним бельем, 1 - с верхней одеждой. 3 платья с аппликацией, 1 - без нее. 3 платья гладких, 1 - с вышивкой. 3 платья одноцветных, 1 - в клеточку. 3 платья нарядных, 1 - без отделок. 3 юбки на лямках, 1 - без них. 3 юбки длинные, 1 - короткая. 3 юбки в складку, 1 - прямая. 3 фартука с карманами, 1 - без карманов. 3 платья летних, 1 - зимнее. 3 платья детских, 1 - взрослое. 3 взрослых платья, 1 - детское. 3 платья без одной детали (недошитые), 1 полностью готовое Желевская Оксана Николаевна Описание работы: Предлагаю вашему вниманию дидактические игры и упражнения по лексическим темам «Одежда», «Обувь», «Головные уборы». Игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме упражняются в словообразовании и словоизменении. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных учреждений, воспитателям, а также родителям при проведении игры в домашних условиях. Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме. Задачи:
Игра «Чья одежда – мамина или Танина?» Цель:
упражнять в образовании притяжательных прилагательных. Картинки двух шкафов: Ход игры:
Игра «Подбери признак» Цель:
упражнять в подборе прилагательных к существительным. Игра «Назови ласково» Цель:
упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-. Игра «Что из чего?» Цель:
упражнять в образовании относительных прилагательных. Игра «Один - много» Цель:
формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа. Игра «Два – две»» Цель:
упражнять в умении согласовывать числительные два, две с существительными. Игра «Считай и называй» Цель:
упражнять в согласовании числительных с существительными. Например,
Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок. Игра «Скажи наоборот» Цель:
упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов). Игра «Разложи по полочкам» Цель:
упражнять в классификации предметов одежды, обуви и головных уборов.
Игра «Мой, моя, моё» Цель:
упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё. Игра «Четвёртый лишний» Цель:
активизировать словарь детей по теме, развивать мыслительную деятельность, внимание.
Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Обувь»Цели:Расширить знания детей и обогатить словарь по данной теме. Оборудование:Сундук, кукла, кукольная обувь. Ход занятия:Сюрпризный момент «Что в сундуке?»Детям предлагают открыть сундук и посмотреть, что в нем лежит. (По одному предмету обуви из пары по количеству детей). Как вы думате, что это? Как это назвать одним словом? Обувь. Дидактическая игра «Подбери пару»Вот у вас в руках кукольная обувь. (По одному предмету из пары). Только кукла-растеряша раскидала всю обувь, вам нужно найти пару. Сосчитайте. Сколько у куклы ног? Две ноги. Значит и обувь должна быть по две. Вот у вас. Как и у куклы, тоже две ноги. А сколько на ваших ногах тапочек? Два тапочка. А пришли вы сюда в двух сапожках. Когда чего-то по два, то говорят - «пара». Дидактическая игра «Разноцветный паровоз много обуви привез»Подберите пару каждой обуви и разложите ее в цветные вагончики: желтую обувь - в желтый вагончик, красную обувь - в красный вагончик, зеленую обувь - в зеленый вагончик, а синюю обувь - в синий вагончик. Дидактическая игра «Заплатки для сапожка»А вот этот сапожок с дырками. Подберите к каждой дырке подходящие по форме заплатки. Игра с пуговицами «Укрась сапожок»А вот этот сапожок нужно украсить разноцветными пуговицами. Смотрите внимательно. Какого цвета и размера круг на сапожке, такую пуговицу к нему и прикладывайте. На большой синий круг приложите большую синюю пуговицу. А на маленький желтый круг положите сверху маленькую желтую пуговицу. Аппликация «Красивые сапожки»Смотрите, ваши сапожки ждут, когда вы сделаете их красивыми, украсите их веселыми картинками. Выберите картинку. Которой будете украшать сапожок. Кто-то украсит его цветочками, а кто-то рыбками. Динамическая пауза «Большие ноги идут по дороге»Большие ноги идут по дороге, Маленькие ножки бегут по дорожке, Дидактическая игра «Подбери ботинки для трех медведей»А вот наши знакомые медведи. Покажите самого большого медведя, самого маленького, среднего медведя. Вы уже подбирали им бочки с медом, а сейчас нужно помочь медведям подобрать обувь по размеру и надеть им на лапы. Самые большие ботинки наденьте самому большому медведю, средние ботинки - среднему медведю, а самые маленькие ботиночки - самому маленькому медвежонку. Дидактическая игра «Найди лишний предмет»Перед вами картинки. Что на них нарисовано, назовите. А что здесь не обувь, что не надевают на ноги? Варежки. Упражнение «Моем ботинки»Чтобы обувь носить долго за ней нужно ухаживать, мыть и чистить от грязи. Вот сейчас мы с вами возьмем влажные губки и вытрем грязь с ботинок. Игра со скрепками «Подшиваем тапочки»Когда обувь носят долго, бывает так, что подошва у обуви отклеивается. Тогда подошву подшивают. Вот вы попробуйте надеть скрепки на края тапочка, как будто подшиваете подошву. Детям предлагается закрасить ботинок краской. Дидактическая игра «Найди тень»На каждую тень положите сверху цветную обувь подходящей формы. Лепка «Обувь для сороконожки»Скатайте из пластилина шарики, приложите к ножке сороконожке и надавите пальчиком - получится обувь для сороконожки. Музыкальная пауза «Сороконожка»Дети выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи друг другу и двигаются под музыку по показу взрослого. Чтение стихотворения «Ботинки»Купила мама Димке Рассматривал их долго. Когда малыш ложился спать, Игра-шнуровка «Зашнуруй ботинки»Детям предлагается вдеть шнурки в отверстия и завязать. Игра с прищепками «Щетка для обуви»А вот это щетка для обуви, чтобы начищать ботинки. А вы попробуйте сделать свои щетки. Вот так нужно прикрепить прищепки, чтобы получилась щетка для обуви. Расширить знания детей об одежде, её функциях Обогатить словарный запас детей по теме Учить классифицировать одежду по заданному признаку (мужская - женская, летняя - зимняя) Развивиать мышление, внимание, память, мелкую моторику Скачать:Предварительный просмотр:Дидактическая игра «Одежда»Цели:Расширить знания детей об одежде. Оборудование:Вырезанные картинки с изображением различной одежды.
(для удобства и прочности у нас они заламинированы скотчем)
, коробка
с прищепками, изображения мальчика и девочки, картонные полоски разных цветов (синий, желтый, розовый, красный, зеленый)
.
|