Что означает двунадесятый праздник. Двунадесятые праздники православной церкви — список и иконография

В православии существуют двенадцать самых значимых праздников — это дюжина особенно важных событий церковного календаря, помимо главенствующего праздника — великого события Пасхи. Узнайте, какие празднества называются двунадесятыми и наиболее торжественно отмечаются верующими людьми.

Двунадесятые переходящие праздники

Существуют непостоянные праздничные числа в церковном календаре, которые каждый год оказываются разными, как и дата Пасхи . Именно с ней и связан переход важного события на другое число.

  • Вход Господень в Иерусалим. Православные чаще всего называют данное событие Вербным Воскресением и отмечают, когда до Пасхи остается неделя. Связано оно с пришествием Иисуса в святой город.
  • Вознесение Господне. Отмечают спустя 40 дней после того, как Пасха заканчивается. Ежегодно выпадает на четвертый день недели. Считается, что в этот момент Иисус во плоти явился к своему небесному Отцу, нашему Господу.
  • День Святой Троицы. Выпадает на 50 сутки за окончанием Великой Пасхи. Спустя 50 день от воскрешения Спасителя на Апостолов сошел Святой Дух.

Двунадесятые неподвижные праздники

Часть особенно важных дней в церковном календаре остаются неподвижными и ежегодно отмечаются в одно и тоже время. В независимости от Пасхи, эти торжества всегда выпадают на одно и тоже число.

  • Рождение Девы Марии, Богородицы. Праздник отмечается 21 сентября и посвящен рождеству земной матери Иисуса Христа. Церковь убеждена, что рождение Богородицы не было случайностью, Ей изначально была отведена особая миссия для спасения человеческих душ. Родителям Небесной Царицы, Анне и Иоакиму, которые долго не могли зачать дитя, было послано провидение с Небес, где сами ангелы благословили их на зачатие.
  • Успение Пресвятой Богородицы . Православные отмечают день вознесения Девы Марии на небеса 28 августа. К этому событию приурочен Успенский пост, который оканчивается именно 28 числа. До самой смерти Богородица проводила время в постоянных молитвах и соблюдала строжайшее воздержание.
  • Воздвижение Креста Господня. Христиане отмечают это событие, связанное с обретением Животворящего Креста, 27 сентября. В 4 веке на поиски Креста отправилась палестинская царица Елена. Около гроба Господня было выкопано три креста. Определили истинно тот, на котором был распят Спаситель, с помощью больной женщины, которая обрела исцеление у одного из них.
  • Введение в храм Пресвятой Богородицы, справляемое 4 декабря. Именно в это время ее родители дали обет о посвящении своего ребенка Богу, чтобы, когда дочери исполнилось три года, отвести ее в Иерусалимский храм, где она пробыла до самого воссоединения с Иосифом.
  • Рождество Христово . Православные отмечают это богоугодное событие 7 января. День связан с земным рождением Спасителя во плоти, от своей матери Девы Марии.

  • Крещение Господне. Событие ежегодно выпадает на 19 января. В тот самый день Иоанн Креститель совершил омовение Спасителя в водах Иордана и указал на особую миссию, которая ему предначертана. За что в последствие праведник поплатился головой. По-другому праздник называется Богоявлением.
  • Сретение Господне. Праздник проходит 15 февраля. Тогда родители будущего Спасителя принесли божественного младенца в Иерусалимский Храм. Ребенка принял из рук Девы Марии и святого Иосифа праведник Семеон Богоприимец. Со старославянского языка слово «сретение» переводится как «встреча».
  • Благовещение Пресвятой Богородицы. Отмечается 7 апреля и приурочен к явлению Архангела Гавриила к Богородице. Именно он возвестил ее о скором рождении сына, которому предстоит выполнить великое деяние.
  • Преображение Господне . День выпадает на 19 августа. Иисус Христос читал молитву на горе Фавор вместе со своими ближайшими учениками: Петром, Павлом и Иаковом. В этот момент явились к ним два пророка Илия и Моисей и сообщили Спасителю, что придется принять ему мученическую смерть, но воскреснет он спустя три дня. И услышали они голос Божий, который указал, что выбран Иисус для великого дела. Именно с таким событием связан этот двунадесятый православный праздник.

Каждый из 12 праздников является важным событием в христианской истории и особенно почитается среди верующих людей. В эти дни стоит обратиться к Богу и посетить церковь. Берегите себя и своих близких и не забывайте нажимать на кнопки и

15.09.2015 00:30

Православная Троица - великий праздник христиан. Данное празднество так же важно, как Рождество и Пасха. ...


Ее считали сумасшедшей, но это был ее крест – добровольно взятый на себя подвиг юродства


ПОМИНОВЕНИЕ ВСЕХ УСОПШИХ, ПОСТРАДАВШИХ В ГОДИНУ ГОНЕНИЙ ЗА ВЕРУ ХРИСТОВУ

Сколько их и где их могилы - ведомо одному Богу. Сосланные, измученные, убиенные - устояли они в вере, претерпевая неописуемые, неизъяснимые, нечеловеческие истязания. Их кровью и молитвами стоит, укрепляется и воскресает Русская Церковь. Святии Новомученики и Исповедники Российские...

В мировой истории еще не бывало такого, чтобы столько новых, небесных заступников, прославила Церковь (к лику святых причислены более тысячи новых мучеников)


ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Все как следует. Душа отдыхает на вашем сайте: нет многословной и пустой информации. Видно, что ваш храм любят прихожане. Это так здорово. Судя по всему, и настоятель у вас то, что надо, раз ведется такая работа. Удачи и Бог вам в помощь. С удовольствием жду ваших обновлений. Игорь. Калуга

________________________

Все по делу у вас. Спасибо и удачи. Воронеж

________________________

Очень интересный сайт!!! Храм помню с детства... В этом Храме меня крестили и моих детей тоже. И в 09г мужа окрестил о.Феодор. Очень благодарна ему... Публикации интересны и познавательны.Я теперь частый гость... Магадан

___________________

Пост, воскресный день, путешествие в Вифлеем. Что еще нужно для души? Молитва. Спаси Господи батюшка Федор Вас и сотрудников сайта за вашу заботу о наших душах, сердцах и умах. Светлана

____________________

Здравствуйте! Сегодня увидела объявление в храме о том, что существует сайт у нашего Воскресенского собора. Так радостно и приятно посетить сайт, каждый день теперь буду заходить на сайт нашего храма и читать душеполезную литературу. Спаси Господи всех трудящихся в храме! Спасибо Вам большое за вашу заботу и труды! Юлия

______________________

Неплохой дизайн, качественные статьи. Ваш сайт понравился. Удачи! Липецк

Известно, что еще на ранних этапах формирования богослужебных уставов отцами церкви предпринимались попытки выделить из общего числа праздников те, что имели особое значение ввиду важности событий священной истории, которым они были посвящены. Их благочестивые намерения со временем воплотились в установлении двунадесятых православных праздников, посвященных наиболее значимым новозаветным эпизодам, связанным с именами Иисуса Христа и Его Пречистой Матери.

Особые категории праздников

После Пасхи рассматриваемые нами праздники по своему статусу являются наиболее важными событиями церковного года и, ввиду ряда своих особенностей, подразделяются на определенные категории. Прежде всего их принято делить на Господские - установленные в память наиболее ярких событий земной жизни Спасителя, и Богородичные - относящиеся к Его Пречистой Матери, причем первая группа имеет более высокий статус.

Кроме того, установлено деление двунадесятых праздников на переходящие и непереходящие. К первой категории относятся те, чья дата ежегодно меняется ввиду того, что по своему содержанию они связаны с Пасхой, день празднования которой исчисляется по лунному календарю и постоянно "плавает". Их насчитывается три. Ко второй же категории относятся девять праздников, дата которых из года в год остается неизменной.

Непереходящие праздники сентября

Согласно установившейся традиции, христианский церковный год начинается 1 (14) сентября (в скобках приводятся даты по новому стилю). В соответствии с этим, откроем обзор непереходящих двунадесятых праздников Рождеством Пресвятой Богородицы, поскольку оно является первым по хронологии.

8 (21) сентября практически во всех церквях, входящих в круг мирового православия, вспоминают одно из важнейших событий священной истории - появление на свет будущей Матери нашего Спасителя - Девы Марии. Ее рождение от прежде бездетных родителей - Иоакима и Анны - не было случайностью, поскольку являлось частью Божественного плана спасения человечества.

В том же месяце, а именно 14 (27) сентября, отмечается еще одно важное событие в жизни церкви - праздник, носящий название Воздвижения Креста Господня. Поводом для него послужили события, произошедшие почти семнадцать столетий назад, когда царица Елена, канонизированная затем в лике равноапостольных, отправилась в Иерусалим и там обрела Крест, на котором был распят Спаситель, и ряд других реликвий, связанных с Его земной жизнью.

Вступление Девы Марии на путь служения Богу

День 21 ноября (4 декабря) отмечается в православных календарях как двунадесятый праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы. Установлен он в память того, как, выполняя данный ими обет, святая Анна и ее муж Иоаким привели свою, едва достигшую трехлетнего возраста дочь Марию во храм, чтобы посвятить Ее служению Богу. По внушению свыше священник допустил дитя в самую сокровенную часть святилища, куда вход простым людям был заказан. Во храме Дева Мария находилась до двенадцатилетнего возраста, после чего, по обычаю того времени, ей предстояло выйти замуж. Божьим произволением выбор пал на вдовца Иосифа, ставшего Ее обручником, то есть человеком, лишь формально считавшимся супругом.

Рождество Иисуса Христа и Его Крещение

Следующим в списке двунадесятых праздников идет Рождество Христово, отмечаемое 25 декабря (7 января). Как известно, это торжество установлено в память величайшего события в истории человечества - воплощения от земной Девы Марии и Святого Духа Сына Божьего Иисуса Христа, явившегося в мир, чтобы Своей жертвенной кровью искупить первородный грех, обрекший на вечную смерть всех потомков Адама и Евы. Значение свершившегося было столь велико, что с этого дня человечество начало отсчет новой эры своего существования, и все исторические события стали делиться на те, что произошли до Рождества Христова (Р. Х.), и после него.

Также важное место среди двунадесятых праздников занимает Крещение Господне, отмечаемое 6 (19) января. В этот день все приверженцы православной веры вспоминают о том, как, приступая ко Своему земному служению, Иисус Христос был крещен в водах реки Иордан Своим Предтечей - святым Иоанном. В Евангелии говорится, что в тот момент сошел на Него Святой Дух в облике голубя, и глас Бога Отца, прозвучавший с небес, удостоверил, что именно Иисус является Его возлюбленным Сыном. Этот праздник называют также Богоявлением.

Сретение Господне и Благовещение Пресвятой Богородицы

2 (15) февраля наступает черед другого двунадесятого церковного праздника - Сретения Господня. О нем мы знаем, что, согласно традиции, по истечении периода символического очищения матери (он составляет 40 дней) Богородица Мария и святой Иосиф явили Младенца Иисуса во храме для принесения благодарственной жертвы Всевышнему. Там произошла Его встреча с благочестивым старцем Симеоном, который во исполнение данного ему пророчества не мог умереть прежде, чем сподобится воочию узреть Спасителя. Это событие стало символической встречей (по-славянски «сретением») человека с Богом.

Ежегодно 25 марта (7 апреля) наступает день Благовещения Пресвятой Богородицы. Это также весьма почитаемый двунадесятый праздник. Он является своего рода отзвуком того, как посланник Божий архангел Гавриил, представ перед Девой Марией, сообщил Ей благую весть о том, что в будущем из Ее плоти родится Сын Божий, зачатый от Святого Духа и посланный в мир для спасения людей от вечной смерти, уготованной им грехопадением Адама и Евы.

Преображение Господне и Успение Его Матери Девы Марии

Следующим двунадесятым праздником является Преображение Господне. Каждый, кто знаком с текстом Евангелия, несомненно, помнит рассказ о том, как Иисус Христос, поднявшись со Своими учениками Петром, Иоанном и Иаковом на гору Фавор, преобразился перед ними и предстал в сиянии вечной славы. Он укрепил их веру, явив в человеческой природе божественное естество. Праздник, посвященный этому событию, наступает 6 (19) августа. В народе его часто именуют Яблочным Спасом.

И последним по хронологии непереходящим праздником является Успение Пресвятой Богородицы, отмечаемое 15 (28) августа. Установлено торжество в память того, как после завершения Своего земного пути чистая и непорочная душа Девы Марии была вознесена Ее Сыном Иисусом Христом во Царствие Небесное. На этом завершается перечень непереходящих двунадесятых праздников православной церкви.

В преддверии Страстной недели

Упомянем теперь вкратце те события церковного года, которые хронологически связаны с Пасхой и поэтому не имеют постоянной даты своего празднования. Прежде всего это Вход Господень в Иерусалим. Праздник предваряет Страстную неделю. Как явствует со страниц Нового Завета, за семь дней до Пасхи Иисус Христос въехал во Святой город верхом на осле, что само по себе является символом мира (въехать на коне - символ войны). Так Он вступил в последний этап Своего земного служения, завершившегося распятием и последующим воскресением из мертвых.

Еще два переходящих торжества

Вознесение Господне - так называется праздник, отмечаемый на сороковой день после Пасхи. В Новом Завете говорится, что, исполнив Свое предназначение и совершив все, ради чего Он был послан Отцом Небесным, Иисус Христос на глазах изумленных апостолов вознесся над землей и скрылся в окутавшем Его облаке. Предварительно Он завещал им не расходиться из Иерусалима и, держась вместе, ожидать ниспослания на них Святого Духа, что в точности и исполнилось в указанный Им срок.

Завершает перечень переходящих праздников День Святой Троицы. Он также нередко упоминается как Пятидесятница, поскольку отмечается в пятидесятый день по восстании из мертвых Иисуса Христа. Согласно обетованию, данному ученикам, вернувшись во Царствие Отца Небесного, Иисус послал им Святого Духа. Случилось это в Сионской горнице, где апостолы вместе с Девой Марией ожидали исполнения Его слов. Испокон века этот праздник отмечается с особой торжественностью, поскольку считается днем рождения Христианской Церкви, первыми предстоятелями которой были святые апостолы.

Заключение

Важно отметить, что, вопреки целому ряду индивидуальных особенностей, вышеперечисленные праздники имеют много общих черт, определяющих специфику совершающихся в их честь богослужений, а также относящуюся к ним гимнографию и иконопись. Ярким примером могут служить тропари двунадесятых праздников, представляющие собой законченные религиозно-поэтические произведения, отражающие не только духовный настрой, вызванный воспоминанием о конкретном событии Священной истории, но и возводящие к вершинам богообщения. Многие из них являются наследием византийского православия и переведены с греческого вскоре после крещения Руси.

То же можно сказать и в отношении икон двунадесятых праздников, являющихся неотъемлемой частью российских православных храмов, но в которых нередко прослеживаются мотивы, почерпнутые в работах византийских мастеров. В равной степени это относится и к сюжетам, связанным с богородичными праздниками, и тем, которые мы называем «господскими».

Ежедневно церковь чтит память какого-либо святого или празднует какое-нибудь событие. Любое церковное празднество несет в себе глубокий смысл - этим-то такие торжества и отличаются от светских: они всегда назидательны, воспитывают людей, побуждают их к добрым делам и настраивают на правильный лад.

Чтобы лучше осмыслить, что такое двунадесятые праздники, следует поискать в светском календаре им аналогичные. К примеру, может ли быть подобным аналогом Конечно, нет - это веселье пускай и с поводом, но без причины. Или Новый год? Это торжество, любимое всеми, однако пустое - посидеть за накрытым столом, пошуметь ночью, а утром с пола собрать осколки посуды, разбитой гостями, - вот и весь смысл! Единственное событие, пожалуй, которое чем-то напоминает двунадесятый праздник, - это День Победы. Данное торжество вдохновляет, дает жизненные ориентиры, наставляет. То же происходит в душе верующего во время церковных празднеств.

Направленность народных традиций

Двунадесятые православные праздники - особые дни, которые посвящены главным событиям мирской жизни Христа и его матери Пресвятой Богородицы. Всего таких торжеств - двенадцать, потому и именуются они двунадесятыми. Еще тысячу лет назад возникла традиция их празднования, и сейчас они отмечаются во всем мире не только православными христианами, но и убежденными атеистами. Такая заинтересованность не случайна - именно церковные праздники (двунадесятые) выразительно и превосходно отражают обычаи и национальную культуру общества. На славянской земле они утверждались ступень за ступенью, отметая бесовскую обрядность и темные предрассудки и наполняясь элементами древнеславянских традиций. Становление их было длительным и сложным. Только благодаря большинство таких торжеств сохранилось. Именно она, бранимая, запрещаемая и преследуемая более 8 десятилетий 20 века, взяла христианскую веру под защиту и сберегла народно-православное наследие.

Что значат двунадесятые праздники для людей

Эти дни для верующих - вершины ликования в году, дни приближения к Иисусу, дни спасения. Они радуются от того, что Господь обратил на людей свое внимание, что Матерь Божья, будучи человеком, таким же, как и мы все, стала в Царствии Небесном, и каждый может к ней обратиться со словами: «Спаси нас». Верующие празднуют то, что уже здесь, на земле, человек может соединиться с Богом. Такие торжества дают людям надежду, укрепляют веру, пробуждают любовь в сердцах.

Общие понятия

Двунадесятые праздники разграничиваются в зависимости от:

  • содержания - Господские (Господние), Богородичные, дни святых;
  • торжественности церковной службы: малые, средние, великие;
  • времени празднования: неподвижные, подвижные

Для прославления Иисуса Христа установлены восемь дней, для почитания Девы Марии - четыре, вот почему одни называются Господскими, а другие - Богородичными. Пасха к таким торжествам не относится - это самое главное и прекрасное празднество. Если двунадесятые дни - как звезды, радующие людей своим мерцанием, то святейшая Пасха - как солнце, без которого жизнь на Земле невозможна, и перед блеском которого любые звезды меркнут.

21 сентября - Рождество Богородицы

Эта дата - день рождения матери Иисуса, Девы Марии. Немного известно о мирской жизни женщины, всему миру давшей спасение. Согласно легенде, у благочестивых Анны и Иоакима долго не было детей. Однажды при молитве они дали обет, что если родится дитя, то предназначат его для служения Богу. После этого одновременно обоим приснился ангел, он возвестил, что скоро появится необыкновенный ребенок, и слава о нем прозвучит по всей великой земле. Как свидетельствуют известные каждому последовавшие события, это пророчество сбылось.

14 сентября - Воздвижение Креста Господня

Данный двунадесятый праздник посвящен поклонению Кресту, на котором Спаситель принял муки и смерть. Этот Крест, а также место захоронения Христа были найдены на святой земле царицей Еленой спустя триста лет.

21 ноября - Введение во храм Пресвятой Богородицы

Когда исполнилось Деве Марии три года, праведные родители решили, что настало время исполнить обет, данный Господу. Для посвящения Богу оставили они свою единственную дочь в храме, где она, непорочная и безгрешная, стала усиленно готовиться к Богоматеринству.

7 января - Рождество Христово

Это один из самых главных христианских праздников. Официально он объявлен днем рождения Иисуса. В Евангелии рассказывается, что Мария и Иосиф - родители Христа - вынуждены были целую ночь провести в пещере, там младенец и появился на свет. После его рождения пещера озарилась светом, а на небе вдруг засияла ярчайшая звезда.

19 января - Богоявление, или Крещение Господне

В 30 году новой эры в городе Вифавара, на берегу Иордана, в этот самый день произошло крещение безгрешного тридцатилетнего Иисуса. Каяться ему было не нужно, он пришел, дабы собой освятить воду и даровать ее нам для святого Крещения. Затем Спаситель на 40 дней отправился в пустыню в поисках божественного просветления.

15 февраля - Сретение Господне

Этот двунадесятый праздник посвящен сретению, то есть встрече богоприемца Симеона, ожидавшего с нетерпением Спасителя мира, с Иисусом - 40-дневным младенцем, которого родители впервые принесли в храм для посвящения Богу.

7 апреля - Благовещение Пресвятой Девы Марии (Пресвятой Богородицы)

Судя по всему, в истории людского рода есть два первостепенных события: это рождение и воскрешение Христа. От Архангела Гавриила 25 марта (по старому стилю) получила Дева Мария благую весть о том, что преднамечено рождение ею Спасителя мира. Отсюда и такое название - Благовещение.

Накануне Пасхи, в воскресенье - Вербное воскресенье

После проведенных в пустыне сорока дней Иисус вошел в Иерусалим. В эту дату верующие печалятся, осознавая, какие мучения и страдания предстояли в последующие дни Христу. Начинается Страстной недели.

Спустя 40 дней после Пасхи, в четверг - Вознесение Господне

Двунадесятый праздник в честь того дня, когда Иисус вознесся на небеса, но пообещал вернуться. Заметим, что число 40 - не случайно. В священной истории это тот срок, когда заканчиваются все подвиги. В случае с Иисусом это завершение его земного служения: в 40-й день после Воскресения он должен был войти в Храм своего Отца.

На 50-й день после Пасхи, в воскресенье - Святая Троица

Иногда Троицу называют Пятидесятницей. На апостолов именно в этот день снизошел Святой Дух и сделал их пророками. В этом явлении раскрылось таинство святой Троицы.

19 августа - Преображения Господне (Спас)

Христос за небольшое время до Крестных мучений вместе со своими учениками Иоанном, Петром и Иаковом взошел на для совершения молитвы. Пока Иисус молился, ученики уснули, а проснувшись, увидели, что Он говорит с Богом-отцом. В этот момент Христос преобразился полностью: Его лик сиял, как солнце, а одежда стала белоснежной.

28 августа - Успения Божией Матери (Пресвятой Богородицы)

Это символический день (он не указан в канонических текстах) смерти Девы Марии. Богородица прожила довольно долгую жизнь - семьдесят два года по меркам первого века новой эры.

Иконография

Свои символические изображения имеют все двунадесятые праздники. Икона какого-либо торжества, в честь которого освящен храм, может быть размещена на иконостасе во втором ряду снизу или в местном ряду. В храмах, где имеется полный иконостас, иконы двунадесятых праздников, как правило, размещают между деисусным и местным рядами.

Двунадесятые праздники

Двунадесятые праздники - двенадцать важнейших после Пасхи праздников в православии. Все они посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы и входят в число самых больших религиозных праздников.

Если перечислять двунадесятые праздники по хронологии церковного года, который начинается 14 сентября (1 сентября по старому юлианскому календарю), то первым идет Рождество Пресвятой Богородицы - 21 сентября - праздник, посвященный рождению Девы Марии (Пресвятой Богородицы) в семье праведных Иоакима и Анны .


Рождество Богородицы. Фреска Джотто

27 сентября - Воздвижение Креста Господня (Воздвижение Честнóго и Животворящего Креста Господня) - праздник установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы - места Распятия Иисуса Христа . C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.


Воздвижение Креста Господня (миниатюра из иллюстрированной рукописи XV века - «Великолепный часослов герцога Беррийского»)

Введение во храм Пресвятой Богородицы - 4 декабря - христианский праздник, основанный на Священном Предании о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна , исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу , в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм , при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом .


Введение во храм Пресвятой Богородицы
(Тициан, 1534-1538)

Рождество Христово - 7 января - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения по плоти Иисуса Христа от Девы Марии . Иерусалимская, Русская, Украинская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская греко-католическая церковь, старообрядцы и некоторые иные празднуют 25 декабря по юлианскому календарю, что приходится на 7 января по современному григорианскому календарю. Католическая церковь, Элладская и ряд иных поместных православных церквей празднуют 25 декабря по григорианскому календарю; Древневосточные церкви - 6 января.


«Рождество Христово», икона Андрея Рублёва

Крещение Господне - 19 января - событие евангельской истории, Крещение Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем , а также это и двунадесятый христианский праздник, установленный в честь этого события. Во время Крещения, согласно всем четырём Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим был Глас с Небес ,что провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение ».


Сретение Господне - 15 февраля - христианский праздник, отмечаемый в Исторических церквях и некоторых протестантских конфессиях, в частности, в лютеранстве. Принесение во Иерусалимский Храм младенца Иисуса Христа его родителями состоялось на 40-й день после Рождества и на 32-й день после Обрезания. В Иерусалимском Храме Святое Семейство встретил Симеон Богоприимец . Согласно евангельскому повествованию, на сороковой день после рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа . По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение - это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом .


«Сретение». Дуччо, «Маэста», фрагмент, 1308-1311

Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля - евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа .


«Благовещение», мозаики на двух столбах Софии Киевской, ок. 1040 года. Старейшее изображение сцены в древне-русском искусстве

Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье, Пальмовое воскресенье) - переходящий (не имеющий фиксированной календарной даты) христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующее Неделе Пасхи, то есть шестую Неделю Великого Поста . В тот день Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречает народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна (слава!) Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних (спаси, Всевышний)! ». Праздник символизирует, с одной стороны, признание Иисуса Мессией (Христом), а с другой - прообраз входа Сына Человеческого в Рай. Иудеи ожидали, что Мессия - Спаситель Израиля - явится на Пасху. В то время Иудея находилась под оккупацией римлян, и ожидали национального освободителя от иноземного господства. Народ Иерусалима, зная о воскрешении Лазаря, встречает Иисуса очень торжественно. Иисус, показывая, что он входит в Иерусалим с желанием мира, а не войны, въезжает на ослёнке (на Востоке въезжать в город на осле - символ мира, верхом на коне - символ войны).


Вход Господень в Иерусалим. Русская икона

Вознесение Господне - событие новозаветной истории, восшествие Иисуса Христа во плоти на небо , а также установленный в память этого события и обещания о Его втором пришествии переходящий христианский праздник, полное название: Вознесение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа , который отмечается в 40-й день по Пасхе . Как изъясняет Афанасий Великий (ок. 298-373, Архиепископ Александрийский), Вознесение Спасителя означает обóжение Его человеческой природы , которая становится невидимой для телесного ока. Праздник всегда приходится на четверг.


Вознесение Господне. Новгородская икона, XIV век

День Святой Троицы (Троица, Пятидесятница, Сошествие Святого Духа) - переходящий праздник. Православные церкви отмечают День Святой Троицы в воскресенье на 50-й день после Пасхи , поэтому праздник называется ещё Пятидесятницей. В пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Сионской горнице в Иерусалиме, «…внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать ». Своё первое название праздник получил в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое им обещал Иисус Христос перед Своим вознесением на небеса. Сошествие Святого Духа указало на тройственность Бога - Бог Отец , который ни от кого не рождается и ни от кого не исходит; Бог Сын , что предвечно рождается от Бога Отца; Бог Святой Дух , что предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица Троицы существуют в полном единстве, которое творит мир, промышляет о нём и освящает его.


Троица (икона Андрея Рублёва, прибл.1422-1427, Москва, Третьяковская галерея)

Преображение Господне (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа)- 19 августа - описанное в Евангелиях таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками (Петром, Иаковом и Иоанном) во время молитвы на горе; праздник христианской церкви (Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в русской народной традиции называется также Яблочный Спас или Второй Спас ).


Преображение Господне (Икона, Новгород, XV век)

Успение Богородицы (Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии) - 28 августа - праздник православной и католической церквей, посвящённый воспоминанию смерти (успения) Божией Матери . Согласно церковному преданию, в этот день апостолы, проповедовавшие в различных странах, чудесным образом собрались в Иерусалим, чтобы проститься и совершить погребение Девы Марии.


Икона Феофана Грека